Как создать свой парфюмерный бренд в россии. История парфюмерии: вклад Франции - Академия Ароматерапии и Аромапсихологии Ольги Лукьяновой. Международный музей парфюмерии в Грассе, Франция

Вдохновляющие, легкие, изящные или страстные - ароматы присутствуют в жизни человека с давних времен. Парфюмерия прочно обосновалась в современном мире, это особенное искусство. Создание ароматов доступно людям с чрезвычайным талантом. При этом история парфюмерии насыщена интересными фактами, что заставляет ценить любимые запахи.

Ароматы из древности

Точное место зарождения парфюмерного искусства неизвестно. Считается, что это Месопотамия или Аравия. Первый в мире профессиональный химик, человек по имени Тапутти, упоминается в клинописной табличке II века до н. э. Возможно, это была женщина. Итальянские археологи обнаружили в 2005 году огромный завод для производства духов на Кипре. Он был построен более 4 000 лет назад.

В древнеегипетских летописях упоминаются парфюмерные средства. В гробнице фараона Тутанхамона были обнаружены около 3 000 сосудов, которые содержали древние благовония. Даже спустя 300 веков, средства источали аромат. Поэтому в истории парфюмерии египтяне считаются одними из основателей этого искусства.

В Греции ароматические масла и благовония широко использовались как в религиозных, так и в бытовых целях. В городе Родос изготавливались емкости необычной формы. Мази и масла наносили на тело в целях гигиены и просто для удовольствия.

Значительный вклад в развитие парфюмерии внесла исламская культура. Главными нововведениями в истории были:

  • изобретение способа извлечения ароматов при помощи паровой дистилляции;
  • внедрение нового сырья: мускуса, амбры, жасмина, которые до сих пор являются основными ингредиентами в парфюмерии.

С распространением христианства значительно уменьшилось употребление духов на Ближнем Востоке. Но в мусульманских странах благовония продолжали использовать. В распоряжении парфюмеров был широкий выбор специй, трав, цветов, смол, ценных пород дерева. В истории парфюмерии зафиксировано, что арабы и персы веками торговали душистыми ингредиентами с Западом.

Ароматы Запада

С падением Римской империи и нашествием варваров западная культура ослабла. Это коснулось и парфюмерного искусства. Но уже к XII веку благодаря укреплению торговли и освоению дистилляции ситуация изменилась. Не последнюю роль в этом сыграл рост университетов в крупных городах и развитие алхимии. Средневековое общество, вопреки расхожему мнению, уделяло большое внимание гигиене. Люди принимали ароматные ванны и стирали белье с душистыми средствами.

Появился новый сосуд для хранения ароматических смесей − помандер. Это был шар из металла с отверстиями, через которые просачивался запах. В XIV веке в обиход вошли жидкие духи, состоящие из эфирных масел и спирта. Они стали называться «туалетная вода». По легенде пожилая королева Венгрии Елизавета, используя такую воду, помолодела и вылечилась от всех болезней.

Великие географические открытия сильно повлияли на историю индустрии ароматов. Марко Поло привозил из путешествий новые ингредиенты: перец, гвоздику и мускатный орех. В XV веке была открыта Америка, и лидерами торговли стали Испания и Португалия. Расширился состав туалетной воды, смешивались , мускус, амбра, .

Тайны венецианских парфюмеров добрались до Франции, которая быстро стала европейским косметическим центром. Выращивание цветов для эфирных масел выросло до промышленных масштабов. В основном в Грассе, который и по сей день считается столицей парфюмерии.

История развития

В Эпоху просвещения духи и масла использовались особенно активно. Например, дворец короля Людовика XV получил название «ароматный двор», так как ежедневно оттуда доносились разнообразные приятные запахи. Ароматические жидкости использовались для кожи, вееров, париков, перчаток и даже мебели.

После промышленной революции производство парфюмерии приобрело невиданный размах в Европе. В 1709 году Джованни Паоло Феминис создал «кельнскую воду» − . В составе присутствовали виноградный спирт и масла нероли, лаванды, лимона, бергамота, розмарина.

В XIX веке парфюмерные компании стали популярной идеей, а современная индустрия обязана этим , Франсуа Коти и Эрнесту Дальтрофу. В парфюмерии начали использоваться не только органические, но и синтетические вещества.

Развитие этой сферы в начале ХХ века привело к огромному . Появилось семейство , изменялась мода на типы запахов. Популярность насыщенных духов падала, а цветочные становились востребованы.

В 1921 году парфюмеры открывают свойства альдегидов. Цена на духи существенно снижается.

В 60-е годы женский парфюм стал более легким и приятным. Наступил расцвет мужских ароматов.

В 80-х снова стали актуальны тяжелые и пряные запахи, появилась мода на озон и морские ноты.

С приходом 90-х вернулась естественная цветочная палитра. Современные мастера продолжают эксперименты с композициями и флаконами. Парфюмерные новинки появляются практически ежедневно.

  • Наполеон Бонапарт использовал по два флакона «кельнской воды» в день. А императрица Жозефина любила духи настолько, что через полвека после ее смерти в королевском будуаре еще чувствовался аромат мускуса.
  • Советские духи «Красная Москва» − реплика парфюмерной композиции «Любимые духи императрицы», которую создал французский мастер Август Мишель в подарок Марии Федоровне Романовой.
  • Самые дорогие в истории мира духи − Clive Christian΄s Imperial Majesty. Они продаются во флаконе из горного хрусталя, инкрустированном золотом и бриллиантами. Стоимость − более 200 тысяч долларов.
  • Американский биолог Шереф Манси и австралийский парфюмер Люси МакРей разрабатывают новый вид духов: капсулы для приема внутрь. По утверждению авторов, тело человека вместе с потом будет выделять неповторимый аромат.

Парфюмерия имеет длинную и насыщенную событиями историю. С момента зарождения и до сегодняшнего дня был пройден долгий и трудный путь. Легенды, факты и разные люди складывают полную картину развития этой сферы. А современное разнообразие ароматов позволяет выбрать идеальный парфюм на любой вкус.






Ежегодно на рынке появляются десятки новых ароматов, выпускаемых известнейшими представителями индустрии красоты и моды. Тем не менее, лишь единицы обретают статус ароматов культовых, и это заслуга только парфюмеров-создателей. Легендарные ароматы Chanel №5, Thierry Mugler Angel, Christian Dior Eau Sauvage, определившие основные вехи развития парфюмерной истории – настоящие произведения искусства, созданные величайшими парфюмерами современности.

Эрнест Бо

О парфюмере, подарившем миру культовый Chanel №5, который и по сей день остается самым продаваемым в мире ароматом, известно очень много – больше, чем о некоторых современных представителях парфюмерной индустрии. Разумеется, мировую известность Эрнесту Бо, русскому эмигранту, принес именно Chanel №5, хотя парфюмер создал множество вполне успешных ароматов.

Потомственный парфюмер, Эрнест Бо родился в Москве в 1881 году. Его отец, Эдуард Бо, работал в одной из крупнейших российских парфюмерных компаний того времени - Alphonse Rallet & Co., и именно там началась карьера парфюмера и самого Эрнеста Бо. Постигать азы парфюмерного искусства будущий создатель Chanel №5 начал в 1902 году, отслужив во французской армии, а в 1907 году добился позиции старшего парфюмера. Покровители юного парфюмера не прогадали: уже в 1912 году, к столетию победы при Бородино, Эрнест Бо создал для Rallet свой первый и исключительно успешный аромат, Bouquet de Napoleon. Однако стремительный взлет парфюмера к вершине парфюмерного Олимпа был прерван начавшейся Первой мировой войной, и в конце 1919 года Эрнест Бо эмигрировал во Францию, начав работать в компании Chiris. Годом позже Бо познакомился с Коко Шанель, и это знакомство оказалось судьбоносным.

Из представленных Эрнестом Бо вариантов аромата Rallet №1, над которым парфюмер начал работать еще в Москве и продолжал работать во Франции, Коко Шанель выбрала вариант под номером 5 – и таким образом родился самый знаменитый аромат в истории.

Изначально Бо и Шанель выпустили всего 100 флаконов Chanel №5, которые дизайнер разослала своим лучшим клиентам в качестве рождественского подарка. Аромат был принят настолько хорошо, и спрос на него оказался столь велик, что очень скоро Коко Шанель приняла решение начать массовое производство и продажу Chanel №5 в своих бутиках.

Успех Chanel №5 вдохновил Шанель и Бо на выпуск и других ароматов из оригинальной серии Rallet №1, однако выпущенный годом позднее Chanel №22 продержался в продаже всего 4 года и оказался совершенно невостребованным. Та же судьба постигла и созданные Эрнестом Бо гораздо позднее, уже после окончания Второй мировой войны, ароматы Mademoiselle Chanel №1 и Mademoiselle Chanel №2.

В конечном итоге единственным вкладом Бо в историю современной парфюмерной индустрии оказался аромат Chanel №5, однако его появление ознаменовало наступление по-настоящему новой эпохи.

Жак Герлен

Guerlain – один из старейших парфюмерных домов Европы, история которого началась в далеком 1828 году с основания Пьером Франсуа Паскалем Герленом первого магазинчика по продаже духов на улице Риволи в Париже. С самого начала династии потомственных парфюмеров сопутствовал успех: уже в сороковых годах XIX века Пьер Герлен стал поставщиком королевского двора Бельгии, а созданный в 1853 году парфюм Eau de Cologne Imperiale обеспечил основателю парфюмерной империи Guerlain титул придворного парфюмера.

Таланты своего знаменитого деда унаследовал Жак Герлен, сын Габриэля Герлена. Автор множества самых известных ароматов Guerlain, Жак Герлен пользовался любовью и уважением не только покупательниц, но и коллег.

Создатель Chanel №5 Эрнест Бо, к примеру, так рассказывал о Герлене: «Когда я использую ваниль, у меня получается крем-брюле. Когда Жак Герлен использует ваниль, он создает Shalimar». Унаследовав бразды правления империей Guerlain от своего дяди, Эме Герлена, в 1912 году, Жак Герлен начал последовательно выпускать для дома все более успешные ароматы: L’Heure Bleue в 1912 году, легендарный Mitsouko в 1919 году.

А в 1925 году на свет появился культовый Shalimar, определивший целую эпоху в парфюмерной индустрии и фактически ставший началом развития новой парфюмерной категории ориентальных ароматов. Результат эксперимента (как известно, Shalimar родился в результате добавления ванили в созданный Эме Герленом Guerlain Jicky), Shalimar стал отражением эпохи – провокационной чувственности и декадентской роскоши двадцатых годов XX века.

Вершина творчества Жака Герлена, Shalimar продолжает пользоваться популярностью на протяжении десятилетий: поклонницами культового аромата были Рита Хэйуорт, Джина Лолобриджида, Джоан Коллинз, Джейн Биркин, Орнела Мути, Мэрил Стрип и Кейт Мосс.

Франсис Курджан

История Франсиса Курджана, одного из известнейших парфюмеров современности, неуловимо напоминает историю Золушки и вполне соответствует классическому канону «из грязи в князи». Бывший танцор, пианист и портной, каким-то чудесным образом Курджан всего за несколько лет превратился в парфюмера, чьи ароматы принесли миллионы долларов знаменитым брендам. Так, например, именно Курджан создал для Готье знаменитый Le Male с узнаваемым флаконом в форме мужского торса, осчастливил поклонниц дома Armani культовым Mania и подарил миру «зеленый чай» Elizabeth Arden Green Tea.

Франсис Курджан родился в 1969 году в Сен-Мар в семье, как нельзя более далекой от парфюмерной индустрии. Попробовав свои силы на разных поприщах, в конечном итоге будущая звезда парфюмерии оказался во французской школе парфюмеров ISIPCA (Institut Superieur International du Parfum, de la Cosmetique et de l"Aromatique Alimentaire) в Версале.

А в 23 года, в 1995 году, создал один из первых своих ароматов – Le Male для Готье. Интересно, что многие – в том числе и профессионалы парфюмерной индустрии - даже не подозревали, что авторство популярного Le Male принадлежит Курджану: считалось, что созданием аромата занимался сам Жан Поль Готье.

В 2001 году молодой парфюмер получил престижную премию Prix Francois Coty и моментально взлетел на вершину парфюмерного Олимпа, а уже в 2009 году основал собственный бренд нишевой парфюмерии - La Maison Francis Kurkdjian. До недавних пор Курджан называл себя странствующим парфюмером - поскольку собственного парфюмерного салона у Курджана не так давно еще не было, парфюмеру приходилось постоянно ездить по Европе на встречи с клиентами с мобильной лабораторией в качестве багажа.

{putitem-image /О культовых духах/ 141, 116, 143, 880}

Своим кумиром Курджан называет Альберто Морилласа, одного из величайших парфюмеров современности – однако, судя по объему продаж парфюмерных творений Франсиса, и сам он с полным правом может претендовать на столь же почетный титул. А музой парфюмера с недавних пор стала герцогиня Кембриджская, Кейт Миддлтон: подготовка к королевской свадьбе вдохновила Курджана на создание нового аромата для Elie Saab. В числе поклонниц ароматов Курджана – множество знаменитостей. Катрин Денев, например, постоянно заказывает у парфюмера духи, и один из ароматов, созданных Курджаном для актрисы, впоследствии – с разрешения самой Денев – пополнил линейку ароматов La Maison Francis Kurkdjian.

Преданная поклонница ароматов Курджана – певица Кайли Миноуг, любимый аромат которой - Apom pour Homme. Над ароматами для собственного бренда Курджан работает более чем скрупулезно: процесс создания духов занимает от 3 месяцев до года. В числе парфюмерных творений Курджана – ряд знаменитых ароматов, созданных для крупнейших представителей индустрии красоты и моды, а также несколько куда более нестандартных проектов. Так, например, для французской художницы и фотографа Софи Калле парфюмер создал… аромат денег. В числе самых знаменитых творений парфюмера - Elizabeth Arden Green Tea, Giorgio Armani Mania, Jean Paul Gaultier Le Male, Lanvin Rumeur, Narciso Rodriguez For Her.

Оливье Кресп

Оливье Кресп – потомственный парфюмер: семья будущей звезды парфюмерной индустрии занималась торговлей сырьем для парфюмерных компаний, да и дом родителей Креспа расположился в Грассе – неофициальной парфюмерной столице мира. Сестра Креспа, Франсуаза Карон – парфюмер не менее известный. Сам Кресп не раз признавался, что мечтал о работе парфюмера со школьных лет. Обучение азам парфюмерного искусства Оливье прошел в США, в компании Biddle Sawyer, а затем вернулся в родную Францию, где очень быстро превратился в одного из известнейших парфюмеров современности.

Количество успешных ароматов Оливье Креспа исчисляется десятками: это и культовый мужской Dior Dune, и несколько версий легендарного Dior Poison, и не менее популярный Light Blue от Dolce & Gabbana, и современный Ange ou Demon от Givenchy.

Кресп работал над созданием знаменитого Kenzo Amour, Nina Ricci Nina, Yves Saint Laurent Elle. А самым известным творением Креспа стал, пожалуй, культовый Angel для Thierry Mugler, созданный в 1992 году и определивший целую эпоху в истории духов.

Несмотря на известность среди профессионалов мира парфюмерии, Креспа никак нельзя назвать персоной публичной: парфюмер практически не дает интервью, а за последние несколько лет появился в свете лишь однажды – на официальной презентации духов Elle от Yves Saint Laurent. Поклонник экспериментов и необычных парфюмерных композиций, в обыденной жизни Кресп не пользуется парфюмом совершенно, «отдыхая» от многообразия ароматных оттенков.

Эдмон Рудницка

До появления легендарного Dior Poison в названии большинства ароматов французского дома сохранялось название Dior – традиция, появившаяся благодаря парфюмеру Эдмону Рудницка. Один из известнейших французских парфюмеров, ученик величайшего парфюмера Эрнеста Бо, Рудницка создал для Christian Dior внушительную коллекцию ароматов: Diorama, Diorissimo и любимый аромат самого парфюмера, Diorella, и сегодня пользуются признанием и любовью коллекционеров винтажной парфюмерии. Впрочем, сотрудничеством с Dior парфюмер не ограничивался: он создавал ароматы для Hermes, Rochas, Elizabeth Arden, а также написал несколько книг, посвященных тонкостям работы парфюмера.

В отличие от парфюмеров современных, создающих порой больше десятка ароматов в год, Эдмон Рудницка был настоящим перфекционистом: за всю свою жизнь парфюмер создал лишь 17 ароматов, которые, на его взгляд, были наиболее достойными произведениями парфюмерного искусства.

Каждым из своих ароматов Рудницка по-настоящему гордился: Rochas Moustache, к примеру, он считал стандартом для мужских ароматов, а Christian Dior Eau Sauvage, созданный в 1966 году – ароматом, с появлением которого в сфере мужских ароматов началась «новая эра».

Впрочем, в отношении Eau Sauvage парфюмер ничуть не преувеличивал: формула мужского аромата Dior действительно объединила ингредиенты, до того в индустрии парфюмерии не использовавшиеся, и перевернула представление о мужских ароматах.

Похоже, о большинстве своих коллег по парфюмерной индустрии Рудницка был отнюдь не самого высокого мнения: «Создать приятный аромат может каждый», говорил парфюмер, «сложность в том, чтобы создать аромат, у которого есть душа». Тем не менее, многие современные парфюмры считают Эдмона Рудницка своим учителем – в частности, Франсуа Демаши, ныне занимающийся созданием ароматов для дома Dior.

Татьяна Смирнова

У мира парфюмерии есть собственная история, которая неразрывно связана с историей всего человечества.

О том, что аромат приподнимает нас над обыденной реальностью, знали издавна. Недаром жрецы сжигали растения, выполняя священные ритуалы, участвуя в обрядах, с помощью запахов постигая, таким образом, тайны мироздания. В Риме во времена античности запаху придавали целебную силу.
1-ая шкатулка с ароматами, которая упоминалась в истории, была собственностью царя Дария. Египет, Индия, Сирия и др. страны производили мускус, амбру, шафран, мирру, розовую воду и пр.
Благовониями пользовались древние римляне и греки. Из Италии духи распространились по Европе. В Др. Греции для благовоний использовали смолы, бальзамы, специи, эфирные масла из цветов, нагревая их на углях, чтобы получить желаемый аромат. При раскопках в той местности нашли таблички, где подробно описан состав ароматов.
Их воскуряли в храмах, приносили в жертвоприношение богам, с их помощью ароматизировали фонтаны. Мешочки с сухими благовониями прикрепляли к одежде и волосам, аромамаслами натирали тело. После нашествия варвар их употребление прекратилось в странах Запада. Затем был изобретен перегонный куб, улучшилась дистилляция, снова открыт способ для получения спирта.
Венеция стала столицей парфюмерии, в этом городе перерабатывали пряности со всех стран Востока. Французские духи возникли в XI в., когда крестоносцы из Иерусалима привезли розы и жасмин, а в XII в. в Европе узнали об арабской технологии дистилляции спирта. В XV в. Париж и Грас стали известны на весь мир как центры парфюмерии. Согласно этикету во французском королевском дворе все придворные должны были использовать косметику и аромамасла.

Слово «парфюмерия » начало использоваться в лексиконе с 1-ой трети XVI в., оно произошло от «фумус» (воспарение, курение).
В XVI в. Маурицио Франжипани в Италии придумал растворить душистые вещества в спирте, что стало переворотом в мире парфюмерии. С этих пор начали создавать множество аромакомбинаций, стало возможным хранить в стеклянных флаконах ароматы трав, цветов, деревьев и др. В XVIII в. духи произошло четкое разделение на женские и мужские.
Создателем одеколона стал итальянец Жан Мари Фарина. После смерти его сыновья создали фабрику, готовя парфюмированную воду на высококачественном виноградном спирте, которой дали название о-де-колон. При выдерживании в бочках из кедровой древесины спирт смешивался с эфирными маслами, создавая неповторимый аромат. Вода из г. Кельна (еаr de Cologne) осталась бы неизвестной, если б Наполеон не увлекался ее использованием (приобретал до 60 флакончиков каждый месяц). Когда он находился на о-ве Св. Елены, и у него закончился одеколон, Наполеон придумал свой рецепт духов с бергамотом, назвав его туалетной водой.
Во второй половине XIV в. появились жидкие духи, в основе которых были спирт и эфирные масла. В XVI веке стали модными парфюмированные перчатки. Затем потребление духов увеличилось для того, чтобы замаскировать неприятные запахи. В 1608 г. в монастыре начала работу 1-ая в мире парфюмерная фабрика.
В XIX в. «отцы» парфюмерии Ф. Коти, Жан Герлен и Э. Дальтроф выдвинули основные теории для создания ароматов. Затем выпуск духов перестал считаться кустарным, появились парфюмерные компании.

Парфюмерия в ХХ в.

Когда Поль Пуаре высказал идею, что ароматы могут стать удачным дополнением для линий одежды, кутюрье объединили парфюмерию и модельный бизнес. Произошло это в 1911 году. Ф. Коти соединил в своих композициях натуральные и искусственные запахи. В 1917 г. им был выпущен Шипр, от которого произошло целое семейство запахов. Стали развиваться амбровые и восточные запахи.
Женские и мужские запахи в то время начали приобретать явные отличия. Г. Шанель в 1921 г. выпустила духи с товарным знаком «Шанель №5». В 20-х годах парфюмеры нашли способ создать аромат «синтетическим» путём: в «Шанель №5» начали использовать альдегиды. В 1929 г. были очень популярны духи «Лиу», которые стали символом души женщины.
В 30-х годах наступил расцвет спортивных, с нотками табака «мужских» запахов.

В 1944 г. появился протест против войны в виде духов. Их создал Марсель Роша, назвав их Femme в честь женщины.

В 50-е годы парфюмерия во Франции достигла пика развития, к тому же обострилась конкуренция с приходом новых ароматов из-за океана.

В 60-х гг. случился «бум» мужской туалетной воды. В 70-х г. началась мода на «pret-a-porter»-коллекции, появилась парфюмерия «pret-a-porter de lux», которая стала доступнее. В конце 60-х гг. в духи проникла восточная тема, модным был амбровый запах Fijiu Ги Ляроша и Chamade Герлена.

В 70-х годах на мир моды повлияло движение феминисток: духи для женщин начали заимствовать идеи у одеколонов для мужчин. Диоровская Eau savage стала прототипом освежающих вод. В 1977 г. Ив Сен-Лоран создал знаменитый Opium.

В 80-х гг. вещи считались знаком статуса их хозяина, духи стали показателем престижности, таким же как дом, одежда, автомобиль. В это время производились эксперименты в области флаконов, стали модными «амбровые» тяжёлые ароматы. В конце 80-х гг. в лабораториях созданы морские ароматы.

В 90-х годах пришла мода на легкие, природные ароматы. По новой технологии «живые цветы» стало возможным сохранить аромат не сорванных растений (вытяжки под стеклянным колпаком).

В последние годы стали популярными фруктовые запахи цитрусовых, смородины, ананаса. В современных духах сочетаются богатство и лёгкость, отлично гармонирующие с естественным запахом кожи.

1981-1985-е гг. - пришла мода на сексуальность и чувственность в духах, 1986-1988 гг. - классика, женственность, 1988-1990 гг. - символизм и духовность, в 90-х гг. ХХ в. - естественность, свежесть и экологичность.

Во французском банке данных в сфере парфюмерии за период с 1880 г. по 1985 г. насчитывается 8 000 наименований духов, из них 6 000 были придуманы во Франции. Эксперты утверждают, что около 2 000 составов духов остались незаписанными.

Какой аромат - ваш? Как говорил Кристиан Диор, мужчина может забыть, как женщина выглядела, однако запах её духов останется в его памяти навсегда.

О стартовом капитале и производстве

Создание ароматов представляет собой длинную цепочку шагов, связанных с изготовлением и производством, что подразумевает немалые затраты. «Для парфюмерного бизнеса потребуется как минимум семь больших производств, на каждом из которых свои правила. Это химическое производство (место, где производится синтетическое сырье), производство натуральных веществ, стекольное и пластмассовое производства, типография, производства по розливу и по изготовлению мелких металлических деталей, - рассказывает Любовь Берлянская, специалист по парфюмерным композициям и креативный директор Brocard. - Заводов по производству синтетических компонентов по всему миру немного, как правило, они принадлежат крупным компаниям - производителям отдушек и ароматизаторов вроде Givaudan, Firmenich или Symrise. Натуральное сырье можно закупать в разных местах. Лучшие стекольные заводы расположены в Европе, также есть в Китае и Индии. Для распечатки коробок для флаконов нужна типография».

«На сегодняшний день, оглядываясь на свой опыт, я думаю, что лучше иметь стартовый капитал в 10 миллионов рублей. Да, это выше среднего, но такая сумма поможет организовать хороший стартап. Через год-полтора должно вернуть около 15% вложенных средств, которые вы сможете снова пустить в оборот. Нужно несколько лет, чтобы выйти в ноль и начать зарабатывать. Это при стабильно хороших результатах каждый день. Но на доход влияет множество факторов: в первую очередь экономика в стране, которая не всегда стабильна. Также покупательная активность активизируется или падает в зависимости от времени года. В январе и летом покупают меньше, в декабре, ноябре, конце февраля и в сентябре - больше», - объясняет Сергей Губанов, российский актер, основатель парфюмерного бренда Sergey Gubanov EAU4U .

«Если хотите продаваться в магазинах, то нужна документация, в первую очередь декларация соответствия техническим условиям Таможенного союза. Тут сразу есть плюс: как следует из названия, она действует на всей территории Таможенного союза. Ну и не стоит забывать, что сразу понадобится юридическое лицо», - объясняет Евгения Калинина, парфюмер, основатель бренда селективной парфюмерии VORONOI . Основатель бренда селективного парфюма Seleсtion Excellence Мария Борисова говорит о том, что для создания ароматов в качестве хобби можно уложиться и в 100 тысяч рублей. «Но если вы сразу хотите продуманный бренд до мелочей, целую линейку ароматов и какой-то еще попутный товар, то эта будет сумма с огромным количество нулей и ее даже сложно предположить. В России, к сожалению, для малого бизнеса особо ничего нет, и крупные производители флаконов просто не будут с вами разговаривать. Есть много европейских компаний, к которым можно обратиться и с которыми будет удобно работать. Но основная масса предпочитает заказывать флаконы в Китае - там можно найти все что угодно. Но мы не работаем с Китаем и к тому же, получается сложная логистика. Качество флаконов сразу понятно, когда берешь его в руку: мутное стекло или нет, кривые или ровные стенки».

О компонентах

Цены на ароматические материалы в западных магазинах зачастую в несколько раз ниже цен на аналогичные материалы в российских магазинах, и практически все парфюмеры закупают компоненты за границей. «У западных магазинов есть свои минусы: не все доставляют в Россию, есть ограничения на отправку самолетом (некоторые ароматические материалы относятся к легковоспламеняющимся), долгий срок ожидания заказа, возможные сложности на таможне , не стоит забывать и про ограничение суммы покупок в зарубежных интернет-магазинах без пошлины. Среди плюсов - широчайший ассортимент и отменное качество», - рассказывает Анна Зворыкина , российский парфюмер с опытом более 15 лет, создатель первого фестиваля инди-парфюмерии и автор книги «Ольфакторная азбука от гвоздики до сандала».

«Мы работаем напрямую с самыми крупными производителями компонентов - Firmenich, IFF, Robertet, Givaudan (Франция, США, Швейцария, также у нас есть поставщики из Японии и Германии). Для того чтобы установить с ними контакты напрямую, минуя посредников, пришлось приложить немало усилий, времени, а также размещать крупные заказы, от нескольких литров для большинства веществ. Кажется, что это немного. Для некоторых компонентов это, и правда, так, но учитывая, что составляющих очень много, и некоторые вещества используются в мизерных количествах в расчете на один флакон (например, всего 2–3 капли для создания легкого акцента), закупка 5 литров такого вещества (а стоят качественные парфюмерные компоненты очень дорого) - это немалые затраты», - объясняет Евгения Калинина.

«Ингредиенты можно закупать по всему миру, важно найти тот конкретный эфир, который вам нужен. Сейчас нет ограничений по ввозу, главное - следовать всем таможенным правилам. Если вы будете невнимательны, то именно с таможней могут возникать самые большие проблемы. При закупке аромамасел вы должны четко понимать, что вам нужно для этого аромата, ведь разные масла продаются в разных регионах. В России есть ингредиенты, чаще это масла из растений, растущих на территории страны: кедр, сосна, береза, можжевельник, пихта», - говорит Сергей Губанов.

О флаконах

Флакон можно разработать вместе с промышленным дизайнером в России или за границей, но можно выбрать и из каталога. «По этому пути чаще всего идет нишевая парфюмерия, в силу того что разработка собственных форм предполагает высокую стоимость и большие тиражи (от 25–50 тысяч штук) в зависимости от места производства и сложности изготовления. Когда флакон и крышка выбраны, можно переходить к созданию дизайна упаковки и декорации флакона. Все это занимает порядка 3–6 месяцев. Когда и этот этап завершен, нужно подумать, на каком заводе разливать. На все про все уйдет еще до четырех месяцев. В общем, чтобы аромат или линейка ароматов вышли в свет, потребуется около 9 месяцев», - рассказывает Любовь Берлянская.

«Флаконы мы закупаем в Германии, спреи - во Франции, а вот металлизацию флаконов (многие думают, что наши флаконы металлические, но на самом деле они сделаны из качественного толстостенного стекла со специальным металлическим покрытием) делаем в России. Обращать внимание нужно прежде всего на качество. Качественного продукта такого плана в России практически нет, зато есть разные закручивающиеся (не обжимные) китайские флаконы из тонкого стекла. С ними лучше не связываться - потратите кучу времени и нервов. Также надо быть внимательным с выбором спреев, потому что в таких изделиях очень высокий процент брака», - предупреждает Евгения Калинина.

«При закупке флаконов в первую очередь обращайте внимание на качество товара. В описании всегда указывается процент брака, следите, чтобы он был минимальным. Иначе возникнут проблемы при закупоривании флаконов, техника просто не возьмет бракованный флакон. Этикетка или нанесение на стекло - тут решать только вам. Это в первую очередь зависит от бюджета, а также влияет на финальную стоимость парфюма», - советует Сергей Губанов.

О времени на создание

Если вы хотите делать все самостоятельно, то можете даже замешивать парфюм дома. «Для этого нужно иметь образование химика и пройти обучение у профессионального парфюмера, как я знаю, этому учат около 3–5 лет. Мы делаем все на производстве, у нас есть технолог, но все равно - на изготовление одного аромата в среднем уходит около одного года», - объясняет Сергей Губанов. Любой человек может в домашних условиях создать для себя аромат из масел. «Я не советую покупать эфирные масла в аптеках и в незнакомых магазинах. Также проверяйте этикетки: там обязательно должны быть латинское название растения, из которого получено масло, и способ получения (например, ‘’дистилляция с паром’’, ‘’эфирное масло’’ или ‘’экстракция’’, ‘’абсолют’’. Сразу скажу про цены: если 10 мл любого масла стоит 10-50 рублей, то это не эфирное масло, полученное натуральным путем», - дополняет Анна Зворыкина.

«Создавать на любительском уровне - для себя, друзей, - наверно, можно в домашних условиях, производить - нет. Здесь ограничения те же, что с производством косметики, то есть нужна лаборатория. А вот заниматься созданием ароматов, подбором основных нот, знакомиться, понимать и учиться работать с определенными компонентами, пожалуй, можно там, где этого требует вдохновение, - говорит Евгения Калинина. - Что касается времени на создание аромата, то это совершенно непредсказуемо. Как и с любым произведением искусства, основная идея или сочетание нот могут родиться ""в один присест"". Другое дело, что доработка аромата, его совершенствование может занять недели и месяцы. Иногда ароматы рождаются годами. Можно вынашивать идею, оттачивать ее, месяцами прибавляя все новые и новые штрихи, пока аромат не станет таким, как бы того хотелось», - говорит основатель бренда селективной парфюмерии VORONOI.

О продвижении

В продвижении ароматов также есть особенности, лучше всего работают офлайн-продажи: так покупатели смогут объективно оценить композицию. «Парфюмерия - очень специфический продукт. Пока у вас нет бренда, который хотя бы на слуху, то продаваться онлайн очень сложно. Нужно делать упор на офлайн-каналы - различные магазины и шоу-румы, устанавливать с ними личные контакты. Потом - проще, например, сейчас у нас большое количество продаж онлайн: работают повторные покупки, советы друзей, ситуации из серии ""слушала аромат в магазине но почему-то не купила, не могу жить без него""», - рассказывает Евгения Калинина.

«Распространяем парфюм мы по всем основным каналам. Можно наладить сотрудничество с салонами красоты, магазинами косметики, товаров для дома, магазинами одежды как офлайн, так и онлайн и даже барбершопами. И не стоит игнорировать профессиональные выставки - это самая благодатная почва. Там можно не только продать товар на месте, но и заключить договор о поставке и найти дистрибьютора», - говорит основатель парфюмерного бренда Sergey Gubanov EAU4U.

Но большинству из них не удается повторить успех бестселлеров, которые навсегда вошли в историю парфюмерии. Названия этих легендарных творений у всех на слуху – они никогда не выйдут из моды и останутся любимыми во все времена. В специальном обзоре ELLE – самые актуальные парфюмерные шедевры.

Просто непозволительно, говоря об этом культовом парфюме, использовать тривиальные формулировки типа « – это аромат, который принадлежит к группе цветочные альдегидные». Невозможно в банальной формуле передать истинную сущность этого аромата-легенды, мечты, самого известного и самого продаваемого парфюма в мире, лицом которого были только звезды уровня Мэрилин Монро, Катрин Денев и Николь Кидман. В начале 20-х годов – во время торжества авангарда и бессистемности – этот парфюм стал настоящей сенсацией, ровно как и придуманное Мадемуазель маленькое черное платье: минималистичный, как лабораторный сосуд, флакон содержал в себе парфюм, который отличался от популярных в то время моноароматов розы и ландыша. Это был сложный и элегантный микс альдегидов, бергамота, ириса, амбры, мускуса и дубового мха. Мир сошел с ума от этой композиции – современники считали, что это и есть запах женщины! Настоящее помешательство продолжалось долгие десятки лет, и даже сегодня бренд не пытается выстраивать новую маркетинговую стратегию: Chanel N°5 остается символом элегантности и безупречного вкуса.

«Для тех, кто в зависимости от YSL» – так звучал слоган этого аромата в 1977 году. Провокационное название «Опиум» и флакон, напоминающий дорогую японскую шкатулку для табака, подливали масла в огонь – мир всерьез обсуждал аромат в контексте пропаганды наркотиков. А между тем, это был гениальный парфюм – лучший в истории восточных ароматов всех времен. Восток и чувственное тепло звучали экстраординарной пряной гармонией сложных граней – невероятным образом здесь примирили бергамот и ваниль, простое и сложное, чувственное и иррациональное. Уже в первый день запуска Opium побил все рекорды по продажам: духи раскупали за считаные дни, а француженки и впрямь впали от них в зависимость. По сей день аромат возглавляет списки самых продаваемых парфюмерных творений всех времен.

Созданные в 90-е, эти духи стали не только главной парфюмерной сенсацией в пору безвременья в мире моды и красоты, но также получили статус вечной классики всего за несколько лет. В 1992 году в моде был минимализм во всем – продвинутые девушки выступали за андрогинность и интеллектуальный унисекс. Все поголовно выбирали свежие холодные запахи, отражающие идею чистоты и простоты. Против всех законов времени, Angel демонстрировал абсолютно другую идею – утрированной сексуальности, роскоши, избыточности и сладости на грани фола. Его композиция стала квинтессенцией сладости: вместо морского бриза звучали ноты сахарной ваты, шоколада, пралине, пачули, мускус, ванили… Мир разделился на 2 лагеря – у аромата было столько же противников, сколько и поклонников, но равнодушным он не оставил никого. В 90-е Angel стал абсолютным лидером продаж, а сегодня он имеет статус «вечного» аромата, который никогда не выйдет из моды.

L"Eau par Kenzo

Мир парфюмерии поделился на ДО и ПОСЛЕ в 1996 году, когда увидел свет аромат L"Eau par Kenzo Kenzo, на долгие годы ставший символом лаконичности и эталонного минимализма в парфюмерии. Принадлежащий к группе цветочных водяных ароматов, он стал отражением нового понимания чувственности – насыщенный, но свежий, легкий, при этом поражающий идеей безграничной глубины. Его удивительная композиция сочетает ноты зеленой сирени, мандарина, тростника и мяты, которые переходят в ноты фиалки, перца и водяной линии. В завершении звучат ноты ванили и кедра. Названный бьюти-шедевром сразу после появления, L"Eau par Kenzo по сей день не сдает своих позиций и является одним из самых популярных ароматов всех времен.

Еще в далеком 1947 году вышел аромат, ставший идеальным воплощением представлений бренда Dior о женской красоте. Свои первые духи Кристиан Диор назвал Miss Dior, и именно они сопровождали первый показ мод Christian Dior 12 февраля 1947 года на авеню Монтень – та самая революционная коллекция New Look проходила в легком флере этого терпкого аромата. Идею чувственности и исключительной элегантности до Диора никто не демонстрировал так убедительно. К слову, с современным бестселлером Miss Dior Cherie 2005 года у классической версии не так много общего – тогда, в 1947 году, там звучали альдегиды, гардения и гальбанум, а в середине нулевых узнаваемой чертой стала нота карамельного попкорна. Сам Диор так прокомментировал свое творение: «Я создал этот аромат, окутывающий женщин невидимой аурой изысканной женственности».

Два главных парфюмерных носа – Кристин Нажель и Франсис Куркджан – создали в 2003 году шедевр, отражающий прогрессивные представления о женской красоте и сексуальности. Цветочный древесно-мускусный аромат Narciso Rodriguez For Her – это ода редкой женщине. Она сексуальна и обольстительна, но не в общепринятом понимании – в аромате звучит едва уловимая тонкая грань между сексуальной провокацией и зрелым целомудрием, игривостью и дерзким любопытством. Коктейль из нежных цветков апельсина, манящего флера иланг-иланга и жасмина разбавлен горьковатым вкусом египетского мускуса, что дает парфюму глубину и мощь – пахнуть Narciso Rodriguez For Her по сей день считается знаком хорошего вкуса.

Ворвавшись на бьюти-рынок сравнительно недавно, Dolce & Gabbana амбициозно занял нишу бренда, который знает все о женской сексуальности. Правильная чувственность, классическая роскошь, нескромная обольстительность – еще чуть-чуть, и он был бы too much, но знаменитый дуэт тем и гениален, что знает, когда вовремя остановиться. В открытии композиции The One звучит сочный микс личи, мандарина, бергамота и игривого персика, которые словно окутаны теплом солнечных лучей. Раскрывается композиция изысканной мягкостью жасмина, нежных ландышей, белой лилии и даже сливы. The One формации 2006 года и его композиционные продолжения (L"Eau The One , Rose The One и The One Lace Edition) – это ароматы на тему обольщения. Передать идею уникальной женской красоты, которая соблазнительна, но не вульгарна, – секрет сногсшибательного успеха аромата, ставшего культовым: он воплотил самую заветную мечту каждой женщины.

Необыкновенный аромат Жака Герлена Shalimar стал первым восточным парфюмом, легенда создания которого столь же прекрасна, сколь и он сам. Как известно, четыре столетия назад в Индии император Шах-Джахан воспылал страстной любовью к принцессе Мумтаз-Махал. В честь своей возлюбленной он повелел разбить сады Шалимара и построить Тадж-Махал, ставший одним из семи новых чудес света. Эта невероятная история любви вдохновила Жака Герлена, и в 1925 году он представил первый в истории парфюм на тему Востока, где соединил такие несочетаемые ингредиенты, как, например, цитрус и сандал. Чувственный, величественный, сложный аромат, Shalimar от Guerlain – это точно не сезонный парфюм; его магия актуальна во все времена.

Этот аромат вышел в 2001 году и сразу стал парфюмерным бестселлером. Его узнаваемый шлейф вот уже почти 15 лет считается одним из главных парфюмерных хитов всех времен. Легкий аромат с восточным флером – как это возможно? Легкость и женственность здесь нашли выражение в особой ауре фирменной элегантности самого известного цветочного аромата в мире. Романтика и молодость парфюма сложные, с удивительным ориентальным характером – в пирамиде звучат такие разные ингредиенты, как мандарин и пачули, роза и жасмин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.