Патриотическое воспитание в рамках семьи. Патриотическое воспитание в семье

Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств - любовь к своей родине. Люди всегда любили родную землю, родную природу, родной язык.

Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют - все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.

Большое влияние на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни. Родители листают семейный альбом и рассказывают детям о членах семьи, дедушках и бабушках, которые воевали за родную землю, вспоминают разные истории из жизни семьи. О многом расскажут детям книги, театр, кино, музыка. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества и великих мастеров России - все это воспитывает в детях чувство патриотизма.

Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше - хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна твоя помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия - это тоже патриотизм.

Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против. Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что детям вся жизнь начинает казаться окрашенной в черный цвет. Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают ребенку в душу мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств содержать сына или дочь так, как они того хотят.

Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, для которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины. Они живут ради денег, ради удовлетворения своих личных потребностей.

Истоки патриотизма, свойственного нашему народу, уходят далеко вглубь великой истории России. Накануне праздника Великой Победы правильно привести в этой статье слова Германа Геринга, одного из ключевых деятелей нацистской Германии, развернувшей 2-ю Мировую войну. «Признаете ли вы, что напав на Советский Союз, вы совершили величайшее преступление»? - был задан ему вопрос. Геринг ответил: «Мы поступили опрометчиво, мы многого не знали. Никакая даже самая активная агентура не могла выявить истинный военный потенциал Советского Союза. Я не говорю о численности Красной Армии, о числе их пушек, самолетов и танков. Это мы приблизительно знали. Я говорю о людях. Мы не знали и не понимали этих русских. Русский человек был всегда загадкой для иностранцев. И это оказалось для нас роковым».

Гитлеровские полководцы не учли высокий моральный дух, любовь к отечеству, чувство ответственности за страну, патриотизм многонационального российского народа, умение сплотиться перед лицом опасности и грудью встать на защиту своей родины.

О подвигах и героях страны должны знать наши дети. Знать о подвиге, который совершили их деды ради их мирной жизни.

Энергия патриотизма вносится в сознание молодых людей и в семье, и в школе. Именно в семье и школе закладывается фундамент патриотизма, зарождается чувство любви к родному городу или селу, к человечеству в целом. От родителей и учителей дети узнают о хороших и плохих людях, о долге и справедливости, смелости и отваге. В сознании ребенка находят свое место герои его первых книг. А потому от их взглядов, вкусов и социальной ориентации зависит восприятие детьми окружающего мира.

Сила примера родителей в формировании истинного патриота Родины очень велика. Дети умеют слушать и запоминать, а воспоминания о прошлом отца, матери, дедушки и бабушки оставляют в их сознании глубокий след. Все чем славится настоящая семья - нравственные и культурные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства - все это должно быть передано детям в наследство. А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту.

Гражданско – патриотическое воспитание в семье.

Шевченко О.А.

Учитель начальных классов

МОУ Самарская СОШ№4 Азовского района

«Любовь к Родине начинается с семьи».

Патриотическое воспитание школьников всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени.

Взаимодействие семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы учёбы. В это время ребёнок ещё очень тесно связан с семьёй, он ещё не приобрёл нужной способности к управлению своими чувствами, своим поведением и пока ещё пытается, конечно, неосознанно искать в школе то, в чём он нуждается.

Патриотизм младшего школьника как одна из сторон нравственного облика его личности характеризуется яркостью и эмоциональностью проявления и, в то же время недостаточной осознанностью, недостаточной связью патриотических представлений и чувств с общей направленностью личности.

Следует отметить, что младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местный музей, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Поэтому на уроках я привлекаю региональный (краеведческий материал). Он даёт возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику.

Одним из наиболее эффективных направлений формирования чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников является гражданско-патриотическое воспитание в семье.

Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения.

Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне.

Главный фактор успешного воспитания детей – гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые их окружают, и, прежде всего, родителей и учителей. Истоки гражданственности и патриотизма детей – в нас, взрослых, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за её успехи и искреннем стремлении разделить все её беды, встать на защиту, оказать ей посильную помощь, деятельно, активно разделить все её заботы, в нашем стремлении сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа. Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина своей страны – в этом А.С.Макаренко видел важное условие успешного воспитания в семье. Результативность воспитания у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма определяется единством действий семьи и школы, идейной целенаправленностью воспитательной работы в целом и всех её звеньев в отдельности.

Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданственности необходимо, чтобы семья жила в едином ритме со всем народом, чтобы цели, стремления и заботы народа были и её целями, стремлениями и заботами. Ведь гражданственность и патриотизм – это чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, защитника Родины, и, конечном счёте, к участию в сознательной и активной деятельности.

Ребёнок постепенно входит в мир больших социальных идей и чувств. Сначала это только любящий своих родителей и заботящийся о них сын, дочь. Шаг за шагом у ребёнка формируется чувство долга: перед родителями, школой, перед Отечеством. В период формирования мировоззрения это высокое чувство приобретает полноту и многогранность. Это и долг по отношению к семье, школе, долг защитника Родины, долг труженика.

Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная. Её поведение не является следствием стихийного подчинения чужой воле. Убеждать, увлекать детей полезными делами – важная задача взрослых. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, они готовят предпосылки для восприятия идеи Родины, народа, общности гражданских интересов и устремлений.

Усиление воспитательного потенциала семей возрастёт в результате помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного поколениями.

Живой пример родителей – специфическая форма передачи социального наследования, нравственно-эмоциональный климат формируется отношениями между матерью и отцом.

Очевидно, что слово “Отечество” происходит от “отец”, в тоже время привычно до тривиальности словосочетание “Родина – мать”. Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:

благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на свет);

возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник);

возможности детей получить тепло, ласку, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).

С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.

В этом плане можно констатировать составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.

Наиболее полноценное общественное воспитание – школьно-семейное воспитание. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Духовное, нравственное и патриотическое богатство семейной жизни – важнейшее условие успешного воспитания ребёнка и в домашних условиях, и в школе. Важно, чтобы в семье школьник получил максимум того, что он может получить, найти, увидеть, почувствовать в человеческих отношениях.

играет позиция самого учителя, его авторитет и отношение к обсуждаемым проблемам, когда учитель выступает как пример объективного, доброжелательного отношения к традициям и уважительного отношения к людям всех национальностей, населяющих нашу страну; другие качества, которые подчеркивают моральную чистоту, высокую духовность, патриотизм учителя, выражающиеся в удачном подборе ярких эмоциональных примеров, фактов, событий и их оценке;

В приведенных примерах проявляется диалог этнопедагогических культур народов Дагестана и Кавказа и русского народа. Учителя истории и литературы Махачкалы наряду с дагестанскими традициями патриотического и интернационального воспитания успешно используют традиции и передовые идеи великих русских писателей, а московская учительница весьма удачно применяет на уроках литературы традиции и опыт горских народов Кавказа и опирается на произведения Расула Гам-

затова о любви к родине, народам нашей страны. Это еще один важный аргумент в пользу эффективности патриотического и интернационального воспитания подрастающих поколений на традициях народов;

В процессе анализа художественных произведений и исторических документов учащиеся усваивают лучшие традиции своих народов по защите Отечества, осознают необходимость проявления уважения и любви к людям других национальностей, вероисповеданий, мест проживания, формируются убеждения, взгляды, которые в последующем реализуются в практические дела;

Дидактические материалы, подбираемые учителями к урокам, дают пищу для развития активных мысли -тельных процессов, в результате которых у учащихся формируются глубокие убеждения, критический подход, самостоятельность, активность и инициатива в решении проблемных заданий, определяется устойчивая позиция в вопросах патриотизма и интернационализма.

Примечания

1. Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства. М., 1995. 2. Агаев А.Г., Магомедов Р.М. Дагестанское единство. Махачкала, 1995. 3. Алиева С.А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников // Материалы Третьей Всероссийской конференции «Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности». М., 2007. 4. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Ростов на/Д., 1976. 5. ВырщиковА.Н. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. М., 1999. С. 65. 6. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. 7. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1998. 8. Магомедов А.М. Художественные традиции народов Дагестана и их использование в эстетическом воспитании школьников. Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. 9. Программно-методические материалы. Литература 5-11 кл. М., 2001. С. 133-205. 10. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова. М., 2008.

Статья поступила в редакцию 27.05.2009 г.

УДК 374.1.018.7

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

©2о°9 Гасанова 3.3.

Дагестанский государственный педагогический университет

Известия ДГПУ, №2, 2009

На основе анализа условий жизни современной дагестанской семьи определены ее возможности в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и дружбы народов.

On the base of the analysis of the conditions of modern Daghestan family life its possibilities in rising generation’s education in the spirit of patriotism and peoples’ friendship are determined.

Ключевые слова: семейное воспитание, межнациональная семья, дагестанская семья, этническая социализация, культура межнационального общения.

Keywords: family education, interethnic family, Daghestan family, ethnic socialization, culture of interethnic communications.

Основным институтом, обеспечивающим организацию всей системы патриотического воспитания, ее

функционирование и контроль за эффективностью и конечными результатами этой деятельности, является государство. Одним из наиболее важных институтов, непосредственно осуществляющих патриотическое воспитание молодого поколения, является семья.

Актуальность поднятой темы обусловливается, в частности, теми особенностями, которые характерны для настоящего времени: неверное представление о роли семьи, искаженное восприятие проблемы воспитания патриотизма. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы в семейной жизни имели место в доверительной обстановке беседы о любви и к своей Родине вообще, и малой родине - своей республике, области, краю.

Существенное значение имеет осознание самими родителями того, что дружба народов России - это отношения между нациями и народностями, основанные на идеях гуманизма и добрососедства. Они также должны знать о том, что дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и дополняют друг друга. Российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а сплачивает их в рамках единого государства. При этом общерос-

сийское чувство гражданина сочетается с чувством любви к малой Родине, родной республике или области.

Дефицит жизненного опыта не позволяет молодому человеку адекватно ориентироваться в многообразии социальных отношений, не позволяет отличать подлинные ценности от мнимых. Семья является той средой, где дети находят эмоциональную и моральную поддержку, где впервые ребенок слышит порицание или похвалу и где складывается доверительное отношение к первому опыту в межнациональном общении.

Обсуждая конкретные ситуации межнационального общения своих детей, родители должны выступать в роли наставников, а не арбитров и исходить из своего позитивного, а не негативного опыта. От характера и направленности социальных установок зависит реальное поведение молодого человека в ситуации межнациональных контактов.

Российское общество подверглось коренным структурным изменениям всех его социальных институтов. Коснулись они также и основного института воспитания и социализации ребенка - семьи.

Семья, являясь особой социальной системой отношений, оказалась наиболее уязвимой. В силу социальных катаклизмов в 90-е годы ХХ в.

Психолого-педагогические науки

российская семья оказалась на грани физического и морального выживания. В результате чего в ней стали наблюдаться реальные деструктивные процессы. Так, основная функция семьи - воспитательная - подверглась жесточайшим испытаниям. Если в доперестроечное время успех воспитательного воздействия старших поколений на младшее был неоспорим, то теперь под сомнение были поставлены вопросы воспитания в семье вообще, отрицанию подверглись прежние модели, программы, стили и формы социализации личности. Произошло своеобразное обесценивание уклада семьи, ее традиций и установок. Разумеется, в этой сложной ситуации семья в воспитании чувства любви к Родине не могла избежать различных деформаций, идеологических наслоений и формализма.

Одной из характерных особенностей современных семей является наличие выраженных переживаний, связанных с материальным обеспечением себя и будущего своих детей. Всецелое, всепоглощающее стремление к материальному достатку привело не только к стремительному вхождению в новые социальноэкономические отношения, изменению ценностных ориентаций людей, но и неприемлемому прежде нежелательному социальному явлению -различению людей и групп по материальному достатку.

Нынешние социально-

экономические реалии требуют от государства новых подходов к решению проблем семьи.

Решение проблем российской семьи должно осуществляться в стране в целом. Большое значение при этом имеет реализация мер по оздоровлению социально-экономических условий жизнедеятельности российской семьи, создание отрегулированных социально-психологических механизмов помощи семье и ее поддержки. В этих условиях, независимо от социально-экономи-ческого строя,

геополитического расположения, этнического состава населения, важная роль должна отводиться семье как институту воспитания и социализации личности. В решении задач формирования гражданина-патриота государство большое внимание должно уделять мерам, направленным на укрепление семьи.

Процесс демократизации привел к либерализации всех сфер жизни, в том числе и семейных отношений. Сложилась парадоксальная, противоречивая ситуация: с одной стороны - это религиозная экспансия, с другой - идеализация западного образа жизни и ценностей, вплоть до языковых и поведенческих стереотипов. Интенсивная трансформация различных культур и религий отразилась на семье и семейных отношениях.

Новые экономические отношения породили новые семейные и супружеские отношения, изменили ролевые позиции функции членов семьи. Женщина, как никогда ранее, стала активно заниматься предпринимательской деятельностью, наравне с мужчинами самостоятельно, порою рискуя всем, осваивать азы новых, рыночных, отношений. Такая женщина сама пытается определить судьбу свою и детей. Экономическая независимость влечет за собой иные по структуре социальные отношения.

Понятия семья, брак, супруги наполняются новым смыслом и содержанием. Самоутвердившимся женщинам мешает жесткий прессинг общественного мнения, традиций и адатов (горских обычаев). Изменения в общественном сознании представлений о роли женщины отстают по сравнению с развитием рыночных отношений.

На личность ребенка со стороны семьи действует три группы факторов:

а) семейный микроклимат как социальная микросреда; б) семейное воспитание как направленное воздействие на личность ребенка с це-

Известия ДГПУ, №2, 2009

лью формирования и развития тех нравственных и социальных ценностей, которых придерживается семья; в) различные виды деятельности, осуществляемые в семье (труд, общение и т.д.).

Будучи объектом семейного воздействия, ребенок сам выступает в качестве субъекта, непосредственно влияющего на жизнедеятельность семьи, сохранение внутрисемейных взаимоотношений, факторов и стимулирующего процессы повышения экономического благосостояния и нормализации внутрисемейного климата.

Современное общество предъявляет высокие требования к уровню образования в России, вопросы воспитательной работы отодвинуты на задний план. В связи с этим огромный груз ответственности ложится на семью, так как в этих условиях семья не только основной, но и практически единственный институт воспитания. Готова ли к этому современная семья? Каковы возможности нынешней семьи в воспитании подрастающего поколения? Ответ очевиден: многие дагестанские семьи сохранили традиционные ценности народной педагогики, свойственной их предкам, и восприняли современные технологии воспитания.

При изучении семейных возможностей воспитания в духе патриотизма и дружбы народов нельзя отказываться от использования опыта советской педагогики, несмотря на ее четкую прокоммунистическую идеологическую направленность.

В качестве форм воспитания в духе дружбы народов в советской семье предлагались: регулярная информация о жизни многонациональной страны, рассказы о дружбе и сотрудничестве между народами Советского Союза и социалистическими республиками, о международных событиях, ознакомление с экономикой, культурой и бытом союзных и автономных республик, стран социалистического лагеря; переписка детей

из разных городов и республик. Формами патриотического воспитания в семье выступали знакомство с трудовыми биографиями родителей, преобразование уголков родной природы (озеленение школы, родного села и т.д.), посещение памятных мест, рассказы родителей о социалистическом соревновании, его победителях и т.д.

Для укрепления функциональной связи семьи с системой интернационально-патриотического воспитания детей важно: развивать средства эмоционального воздействия на формирование одухотворенного детства, восприятия места рождения (малой Родины); обеспечивать взаимосвязь семьи и образовательного учреждения для утверждения в детском сознании доступных ему элементов толерантного поведения; ввести в школьную программу предмет «Культура межнационального общения».

Условиями воспитания культуры межнационального общения в семье выступают: повышение родительской и педагогической компетентности, акцентирование на достижениях национальной культуры и народной педагогики, развитие эмпатии и понимание межэтнической толерантности как компонента общей культуры личности.

Северокавказская семья - понятие неоднозначное, она отражает общие тенденции и закономерности, основывающиеся, прежде всего, на традиционной культуре народов в сфере семьи, вызванные многими общими явлениями и обусловленные близким соседством, природно-

климатическими условиями, историко-культурными, хозяйственно-

бытовыми и прочими традициями и особенностями народов, населяющих регион. В то же время семья и семейный быт народов региона ни в прошлом, ни теперь не идентичны.

Народы и национальности Северного Кавказа выработали собственные этнокультурные семейные и брачные традиции, особенно в отно-

Психолого-педагогические науки

шении эндогамности и экзогамности браков.

На Северном Кавказе можно выделить следующие типы семей:

1) жесткие экзогамные браки. При этой форме экзогамии запрещены браки между родственниками до седьмого-восьмого колена, а также внутри фамилии вообще. Запрещены браки между однофамильцами по отцовской и по материнской линии, между потомками молочных братьев и сестер. Подобная форма характерна для осетин, абазин и адыгов;

2) строгая экзогамность по отцовской линии, характерная для чеченских и ингушских тейпов. При этом к бракам между родственниками отношение относительно спокойное. Запрет на браки между родственниками по отцовской линии до седьмо-го-восьмого колена обосновывается опасением за будущее потомство, которое может быть генетически больным;

3) либеральная экзогамия, характерная для семей карачаевцев и балкарцев, ограниченная фамильнородственной экзогамией. Отношение к браку между людьми дальней степени родства весьма либеральное и спокойное;

4) эндогенные браки между представителями одного рода (тухума), характерные для дагестанцев. При этом браки между двоюродными и троюродными братьями и сестрами даже поощряются (например, у аварцев, даргинцев).

Многонациональные браки в Дагестане имеют свою историю. Большинство народных обычаев противостоит созданию смешанной семьи, так как дагестанцам присуще тяготение к эндогенным бракам. Эти обычаи стремились противостоять мировой тенденции интернационализации семьи, формированию экзогенных браков.

Только после Великой Октябрьской революции в Дагестане появилась тенденция к увеличению числа межнациональных браков. Если в

1925 году только 2,5% браков были смешанными, то в 1967 году это число выросло до 12%. Сегодня примерно треть браков в Дагестане является смешанной. Многонацио-

нальными в республике считаются браки между представителями разных национальностей. Многие малые этносы стремятся в настоящее время позиционировать себя как отдельные национальности, хотя официально отнесены к более крупным этническим объединениям. Например, го-доберинцы, цумадинцы, цунтинцы, каратинцы, имеющие собственные языки, принадлежащие андо-цезской группе, отнесены к аварцам, следовательно, браки между представителями данных этносов не будут считаться смешанными. Исходя из этого, мы считаем, что реально межнациональных браков в Дагестане намного больше.

Распространению межнациональных браков в республике в большой степени способствует культивируемая идея единства народов и национальностей под эгидой целостного Дагестана. Взаимная интеграция культур разных этнических групп привела к созданию общедагестанской культуры, впитавшей в себя многое из лучшего, присущего языкам, литературам, традициям и обычаям дагестанских народов.

Межнациональные семьи - достаточно распространенное явление в нашей стране. В них идут те же процессы, что и в мононациональных семьях, и выполняют они те же функции независимо от национальной принадлежности или вероисповедания обоих родителей.

Межнациональные семьи имеют и свои специфические особенности. Так, в национально-смешанных

семьях происходит реальное взаимовлияние культур обоих родителей. Дети в таких семьях непосредственно сталкиваются с различиями в обычаях, традициях своего ближайшего окружения. При этом внутрисемейные отношения носят выражен-

Известия ДГПУ, №2, 2009

ный интимно-личностный характер. Поэтому первичная межэтническая социализация в таких семьях приобрела особую социально-психологическую значимость. Она определяется необходимостью выбора путей приобщения детей к истории, культуре, языку, традициям одной, двух и более народностей.

Именно в межнациональных семьях отмечается высокий уровень национальной терпимости, межэтнической толерантности, отсутствие национализма и шовинизма, знание нескольких языков и культур, гуманистическая направленность мировоззрения у детей.

Специфической особенностью дагестанской семьи является также возникновение в условиях небывалого роста безработицы и отсутствия рабочих мест в республике института «условно неполных» или дистантных семей, в которых отец длительное время находится в других регионах России, стремясь заработать средства для экономического обеспечения жизни. Таким образом, существующая социально-экономическая ситуация способствует снижению воспитательной роли одного из родителей, выработке представлений о необходимости выживания. В этих условиях формирование нравственных ценностей, к которым мы относим воспитание патриотизма и дружбы народов, сложно, так как трудно объяснить ребенку необходимость любить Родину, которая не может обеспечить его родителей законно заработанными средствами к существованию. При этом могут возникать чувства национальной неприязни к представителям более благополучных в экономическом плане регионов.

Другой особенностью дагестанской семьи является ее частая многодетность. Многодетная семья обладает значительно большим потенциалом в воспитании культуры межнационального общения и дружбы

народов по сравнению с другими типами семьи.

В многодетных семьях легче формируются такие личностные качества, как коллективизм, сочувствие, соучастие, готовность прийти на помощь, терпимость, умение принять и понять человека. Однако в случае материального неблагополучия воспитание в многодетных семьях может приобрести уродливый характер, вызванный возможностью обеспечить только элементарные материальные потребности.

Сложившееся особое пространство многонациональной микросреды создает благоприятные, опосредованные родственной близостью условия для межэтнической социализации. Естественно, уровень культуры межнациональных отношений будет определяться многими факторами. Так, они находятся в зависимости от особенностей этнокультурной системы, ее открытости или закрытости, уровня урбанизации.

Как и во всех семьях, в межнациональной семье имеются проблемы приобщения ребенка к своему имени, месту рождения, национальности, языку общения и вере.

Одной из первых проблем, возникающих при рождении детей, является проблема выбора языка общения с ребенком. Как правило, ни у одного из родителей нет возможности полноценного обучения ребенка какому-либо из языков. Реально ребенок осваивает язык межнационального общения - русский.

При полноценном осознании своей принадлежности к обоим этносам у детей формируется специфическое самосознание. Детям из межнациональных семей в той или иной степени характерны свойства и качества, присущие отцовской и материнской этнической культуре. В социальной психологии это состояние называют маргинальностью.

Термином «маргинальность» обозначаются особенности социальнопсихологической ситуации личности

Психолого-педагогические науки

в силу своего происхождения (раса, национальность) или социального положения вынужденной осуществлять свою жизнедеятельность под одновременным воздействием двух или более культурных традиций.

Если дети попадают в зону конфликта родителей, то оказываются перед выбором, на что ориентироваться в жизни, так как конфликтующие родители своим поведением обесценивают систему норм и идеалов. Опасность в том, что наступает

процесс интенсивной дифференциации хороших и плохих черт родителей в соотнесении с их этнической принадлежностью. Переоценке в данной ситуации подвергается весь круг представлений и предпочтений обоих этносов.

В целом же национально-смешанных семьях первичная этническая социализация способствует формированию терпимого отношения к этническим, языковым, религиозным и культурным различиям.

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема патриотизма, которая в настоящее время приобрела государственное значение. Определены цели, компоненты и основные направления патриотического воспитания в семье.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, семья, поколение, традиции, духовные ценности.

Исследовательский интерес к проблеме формирования патриотических качеств молодежи заметно ослаб на рубеже веков. Мы исходим из того, что процессы, протекавшие в России на протяжении двух последних десятилетий, привели к существенным изменениям в системе общечеловеческих ценностей и приоритетов в молодежной среде. Важно отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция к возобновлению активной деятельности государства в данном направлении.

Исследования в данном направлении помогут одновременно решить ряд жизненно важных вопросов, стоящих перед российским обществом и государством. В частности, проблемы развития патриотизма примерно обозначены, но воспитание патриотических качеств личности в семье не проанализировано достаточно глубоко.

Современное поколение не чувствует своей сопричастности к истории России, не ощущает себя субъектом современного исторического процесса. Мы живем в условиях нестабильной политической и экономической ситуации: санкций, направленных на изоляцию нашей страны, конфронтации с США и отчужденности в отношениях со странами Евросоюза; когда на Западе и в Америке переписывается история нашей Родины. В России, стране, победившей Гитлера, осуществляют свою деятельность 53 молодежные профашистские организации.

Также, в настоящее время мы вынуждены констатировать, что результаты работы образовательных учреждений в направлении патриотического воспитания детей и молодежи не достаточно эффективны, так как дети подвержены воздействию системы ценностей западной и американской культур. Таких, например, как идеализация материальных благ, рационализм, индивидуализация - независимость от общества, пришедшие к нам вместе с глобализацией. Кроме того, усилия школы напрасны, если то, чему учат в школе, не подкрепляется на практике в семье: дети испытывают недостаток внимания из-за занятости родителей улучшением материального состояния семьи.

Анализ данной ситуации показывает, что сегодня проблема воспитания патриотизма очень актуальна: политическое и экономическое благополучие России в недалеком будущем будет напрямую зависеть от отношения подрастающего поколения к нравственным нормам, идеалам, целям. Бездумное, безответственное отношение к общечеловеческим ценностям, разрушение вековых устоев подрывает фундамент нашего общества.

Например, в конце XX века, исторические знания отчасти стали орудием разрушения российского общества, а не инструментом его укрепления, благодаря новой трактовке истории бывшей СССР. Одним из закономерных итогов данного процесса стало пренебрежение нравственными и духовными нормами общества, утрата уважительного отношения к истории в условиях фактического отсутствия патриотического воспитания. Жизнь для многих людей утратила свой исторический смысл: преемственность прошлого, настоящего и будущего была нарушена.

Актуальность нашего обращения к данной теме доказывает и то, что проблему патриотического воспитания поднимает в своих публичных выступлениях глава нашего государства - президент В. В. Путин.

«В. В. Путин объявил о новой национальной политике страны, направленной на усиление патриотизма, создание "духовных скреп" народа. Также президент отметил, что генеральная линия нового политического курса должна не только объединять граждан, но и воспитывать в них патриотизм с детства».

Как же найти выход из сложившейся ситуации? Мы видим выход только в специально организуемой, педагогически целесообразной и весьма эффективной воспитательной деятельности в семье. «Родина для русского человека всегда была свята и почитаема и защищали её как святыню. Именно в таком понимании Родины, на наш взгляд, берёт своё начало патриотизм».

Патриотизм начинается с любви к тому месту, где ты родился, вырос и живешь. Все мы живем в социуме. Поэтому, начиная с малых лет, мы должны прививать идею патриотизма нашим детям именно в семье, маленькой модели общества, где осуществляется передача жизненного опыта от поколения к поколению.

В наши дни в отечественной педагогике существует множество трактовок понятия «патриотическое воспитание». В. И. Лутовинов определяет патриотическое воспитание как «динамический процесс сознательного и целенаправленного воздействия на личность, ведущий к формированию патриотизма».

По мнению В. В. Пионтковского, эффективность патриотического воспитания возрастает при взаимонаправленном процессе, поэтому определяли его как «процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников».

Воспитание патриота в семье особенно важно и необходимо, так как именно оно создаст в семье атмосферу общности интересов. Оно будет способствовать взаимопониманию и взаимоуважению, укрепит семейные и родственные отношения, посредствует духовной связи между поколениями. Ощущение «потерянного прошлого» для взрослых членов семьи утратит свою актуальность.

Мы проанализировали научную педагогическую литературу, и это помогло нам раскрыть 3 основных структурных элемента патриотического воспитания. Опираясь на данные элементы, можно выстроить патриотическое воспитание в семье в систему. Каждому из элементов соответствуют возрастные духовно – нравственные качества личности, которые являются основными компонентами воспитания гражданина, личности, патриота.

Компоненты патриотического

воспитания

Патриотические знания, патриотическое сознание,

патриотические чувства

Интеллектуально-эмоциональный

компонент

(начиная с дошкольного возраста)

Патриотические потребности, патриотические

убеждения

Мотивационный компонент

(младшая и средняя школа)

Патриотическую деятельность, патриотическое

поведение

Деятельностный компонент (старшие

классы, студенчество)

1.Интеллектуально-эмоциональный компонент включает в себя национальную самоидентификацию, начальное формирование патриотического мировоззрения, которые невозможны без чувств, вызванных фактами, знаниями, событиями, людьми. Все эти знания ребенок получает в семье, в кругу родных и близких ему людей, которые являются для него носителями мировоззренческих идей и представлений:

· знание родного языка, начал истории и литературы;

· знание национальных традиций, народных обычаев;

· восхищение мастерством народных мастеров, достижениями лучших деятелей национальной культуры (Пушкин, Чайковский)

· восприятие иных культур, терпимость и уважение к другим народам, их традициям и вероисповеданиям.

Практика: Доказано, что у детей дошкольного возраста эмпирическое восприятие окружающей их реальности. В кругу семьи ребенок на эмоционально-чувственном уровне знакомится с образцами народного прикладного искусства, народного музыкального творчества, получает представление о национальной культуре в целом - народные песни, поговорки, пословицы, сказки, былины, сказания. Вместе с членами семьи, подражая им, участвует в национальных и религиозных праздниках; посещает вместе с семьей храм, святые места; знакомится с историей и обычаями своего народа через общение со старшими членами семьи – дедушками, бабушками, и т.д.

Результат: Знания, полученные ребенком от близких родственников в семье, находят в его душе эмоциональный отклик и формируют его мировоззрение. В процессе осознания ценности знаний и появляется готовность руководствоваться ими в деятельности и поведении - стремлении сохранить национальные идеалы, бережно относится к национальной культуре и традициям.

2.Потребностно - мотивационный компонент. «Потребности лежат в основе мотивов и формируют их. Патриотические мотивы выступают в качестве желаний, стремлений к цели и выражаются в готовности реализовать себя в профессиональной деятельности, стремлении быть полезным своему государству, семье, соседям, городу, стране».

· любовь и уважение к людям, к малой родине;

· проявление сочувствия, сопереживания, сострадания;

· гордость за прошлое и настоящее страны и общества, уважение к героям войны и труда;

· стремление жить в согласии с обществом.

Практика: Изучает историю страны и узнает от старших об их личном участии в важных для России исторических событиях. Участвует вместе с взрослыми членами семьи в общероссийских государственных праздниках и акциях – День Победы, Бессмертный полк, День защитника Отечества, День Матери, День национального единства, Декада людей с ограниченными возможностями здоровья, изготавливает подарки, принимает участие в праздничных мероприятиях и концертах для ветеранов. Подражая взрослым, ребенок учится проявлять милосердие и сострадание к людям, нуждающимся в социальной поддержке. Бережно относится к природе и истории родного края и изучает их. Уважительно относится и оказывает посильную помощь старшим членам семьи.

Результат: Благодаря слиянию патриотических мотиваций и потребностей у ребенка, формируется патриотическая направленность личности.

3.Деятельностный компонент. Третьим элементом структуры патриотического воспитания является патриотическая – деятельность (поведение), которая выступает внешним выражением внутреннего мира, усвоенных и осознанно принятых знаний, идеалов, ценностей. «Патриотическое поведение - это все многообразие патриотической деятельности личности на благо Отечества. Оно характеризуется социальной активностью, направленной на укрепление экономической и политической мощи своего государства».

· преданность государству, стремление содействовать всем благим начинаниям власти;

· проявление интереса к стратегическим концепциям развития общества;

· выполнение гражданских и политических обязанностей, политическая активность;

· стремление к укреплению экономической и политической мощи государства, законопослушание.

Практика: Стремясь как можно больше получить знаний об обществе и его развитии, подросток не только в школе, но и дома получает информацию о структуре, истории и законах развития общества. Он с интересом следит и обсуждает с взрослыми информацию СМИ о значимых событиях в России и за рубежом; с пониманием относится как к положительным, так и отрицательным явлениям современного мира. Подросток посещает места боевой и трудовой славы, участвует в военно–патриотических клубах, трудовых лагерях и стройотрядах, занимается волонтерством, готовится вступить в ряды Российской Армии и отдать свой гражданский долг Отечеству.

Результат: Благодаря семейному воспитанию, подросток-школьник, студент стремится быть полезным своему государству, понимает и уважает нравственные ценности, привитые ему в семье. Он испытывает чувство долга, ответственности перед семьей, обществом, страной которыми он, несомненно, дорожит и гордится.

ВЫВОД:

Подводя итоги, можно сделать вывод, что воспитание патриотизма в семье, включающее в себя формирование патриотических чувств, патриотической направленности личности и патриотического поведения, должно быть целенаправленным, последовательным, своевременным (начиная с дошкольного возраста) и продолжаться на протяжении всего этапа взросления.

Таким образом, воспитуемый вырастает в высоконравственную, гармонично развитую личность с приобретенным чувством ответственности за судьбу своей страны, способной на сопереживание, милосердие, самопожертвование.

Список литературы

3. Давыдова М. Ю., Сурков С. Н. Патриотизм в XXI веке: примеры проявления // Молодой ученый.- 2013. - №6. - С. 616-618. - URL

Гражданско-патриотическое воспитание в семье

    Чумакова Татьяна Леонидовна учитель начальных классов

Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Все основы будущего гражданина закладываются в семье и школе. В семье дети получают первые уроки гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями, предстают воплощенными во всем образе жизни семьи, и, даже еще не осознавая, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Да, первые уроки гражданственности дает сама жизнь семьи.

Первостепенная задача семьи - научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества, тех самых, которые закреплены в Конституции. В.А. Сухомлинский утверждал: "Важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть наш гражданин,- это человеческие взаимоотношения". В эти отношения ребенок вступает буквально с самого своего рождения. Следовательно, и гражданское воспитание начинается с первых же дней его жизни.

Есть только один способ воспитать гражданина - включить его с самого рождения в отношения, соответствующие нашему строю, обществу, образу жизни, в отношения гуманности, справедливости. Эти отношения предполагают, с одной стороны, уважение всех окружающих к ребенку, с другой стороны, его уважение ко всем окружающим.
Значит, семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности. Семья, обладающая всеми признаками коллектива, говорил А.С. Макаренко, - это "организация воспитания и счастья". В такой семье радостно жить. Взрослые в такой семье - старшие члены коллектива, ответственные за него перед обществом. В ней каждый готов прийти на помощь.

Семья - ячейка общества, и в ней, как в капле воды, отражаются отношения в обществе. Все, что есть у нас - это воспитано строем, школой, воспринято от родителей. И это духовное наследство изо дня в день передается подрастающему поколению. Передаем все то, что составляет силу, гордость, славу народа, и что бережно хранится в семейных традициях. В семье, в быту человек ведет себя так, как для него стало естественным вести себя. Здесь проходит проверку истинный уровень нашей нравственности и гражданственности.

Воспитание гражданственности предполагает выработку у человека активной жизненной позиции, то есть сознательное сочетание общественных и личных интересов, умение подчинять личное общественному, чувство долга и ответственности, единство слова и дела.
Ребенок видит, каким уважением у всех окружающих пользуются его родители, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он понимает, что это уважение можно заслужить только честной, трудовой, достойной жизнью. Не столько из слов родителей, сколько из наблюдения за их поведением, ребенок выносит свои первые понятия о чести, долге, любви к Родине.

Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина - вот главный секрет воспитания. Макаренко писал: "Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель".

Центральное место в воспитательной системе семьи занимает гражданско-патриотическое воспитание: формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; развитие познавательных интересов потребностей.

Патриотизм – это важнейшая ценность, которая несет в себе не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурный и военно-исторический компоненты.Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой культурой,историей родного края,котораяспособствует воспитанию истинного гражданина.Патриотическое воспитание – важнейшее направление работы по формированию морально-политических качеств.
Формированию чувства патриотизма у учащихся помогают беседы, чтение книг о мужестве и героизме людей, знакомство и дружба с воинами, с бывшими фронтовиками.Родители учат детей ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться пред подвигами людей, чьим мужеством утверждена и рождена слава Родины.
Детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни.
Формирование патриотизма в семьях и нашей стране все чаще рассматривается как возможная национальная идея, способная сплотить наше общество на пути укрепления могущества России. Реализация программы немыслима сегодня без активной совместной краеведческой деятельности семьи и школы. Русский педагог В.А. Сухомлинский так сказал о сущности краеведческой работы: «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающий перед глазами человека».
Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим примером в этом служат семейные архивы . В процессе роста нового гражданина нашего общества родители акцентируют внимание ребенка на мысли, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смог бы ты поступить также? Считаешь ли ты героем своего прадеда, который защищал Родину в ВО войне? Задавая вопросы родитель мотивирует ребенка, побуждает его к действию. Ребенок, в свою очередь, листает архивы, читает, узнает, ищет интересующую информацию . (Приложение №2)

Это долгосрочные творческие семейные проекты."Семейные герои" вызывают у учащихся чувство искреннего восхищения и дают конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в проекте " Моя семья в истории ПОБЕДЫ" Актуальность проекта: Исторически сложилось так, чтолюбовь к Родине, патриотизм во всевремена в Российском государстве быличертой национального характера. Но всилу последних перемен все болеезаметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложностьрешения острейших проблем воспитанияпатриотизма в работе с детьми. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является теснаявзаимосвязь по данному вопросу с родителями.Прикосновение к «живым» документам истории семьибудит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляетсопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросуспособствует бережному отношению к традициям,сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особеннотрудна, требует большого такта и терпения, так как вмолодых семьях вопросы воспитания патриотизма,гражданственности не считаются важными и, зачастую,вызывают лишь недоумение.

Семейный проект предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо – поисковую, исследовательскую деятельность учащихся и родителей. Семьи используют такие формы как экскурсии по архивам, викторины, заочные путешествия, рефераты, презентации, создание стендов,связанных с историей семьи, Источниками изучения истории семьи для учащихся становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы на сайтах"Мемориал", "Книга памяти" и другие...

Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние два года обучающиеся МБОУ « Кадетская средняя общеобразовательная школа имени Героя РФ В.И.Шарпатова » выполняют исследовательскую работу: «Странички из истории семьи», «Солдаты Отечества», «Дорогие сердцу имена», В исследовательских работах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных семей, поэтому привлечение исторических фактов необходимо и оправдано. (Приложение №1)

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность – это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма – это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека.
Родители и учителя сеют зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.
Но если после совместных трудов семьи и школы учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то тандем родитель-ребенок-школа могут считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

Родительский наказ:

    Дорожи своим именем. Добрые дела могут быть неприметными, потому что доброе дело - это норма. А вот твой скверный поступок способен надолго запятнать твое имя.

    Твое имя - это твоя честь и достоинство. Если ты не дорожишь своим именем, значит, ты не дорожишь именем семьи, именем родителей, именем твоего коллектива.

    Научись уважать свое имя. А это значит, ты должен каждый день прибавлять к своей доброй славе такие дела и поступки, которые способны украсить твое имя.

    Помни: богатство коллектива - это достоинство отдельных личностей, способных приумножать богатство добрых отношений и развивать формы общения.

    Не торопись судить товарища, помоги ему научиться дорожить своим именем.

    Умей вникнуть в чужую судьбу. Помни: сегодня человек мог совершить проступок, а завтра и всю жизнь он окажется способным на благородные дела.

    Никогда не покидай отверженных. Если ты покидаешь человека, попавшего в беду, ты уничтожаешь лучшее, что есть в тебе.

    Высшее призвание человека состоит в том, чтобы стать гражданином. Это означает способность разрешать острые противоречия, возникающие в жизни. Это значит быть причастным к судьбе своего народа, Родины.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.