Что празднуют славяне в яблочный спас. Кто же такой Спас? Кого называли древние славяне Спасом и как его чествовали

Есть ли какие-то упоминания о нем в наших языческих источниках?
Архаичность спаский обрядов побудила многих исследователей высказаться в пользу языческого происхождения Спаса.

Так, Г.Дяченко, ссылаясь на Буслаева, писал: «Спас, Спаситель — это «Избавитель» от всяких бед и
несчастий.

Не следует думать, что это слово появилось одновременно с явлением христианства, напротив, оно употреблялось славянами еще в язычестве: В Краледворской рукописи уже упоминается, что «славяне называли своих Богов Спас ».

Вероятно, у славян, так же, как и в ведической традиции, рядом с именем Бога использовался его эпитет, например: Всевышний Сварог. Так же в Велесовой Книге среди названий месяцев (недель или декад) находим название Спасиць (Спасич). Можем предположить, что это были дни, предназначенные чествованию Спаса.


Спасовка — время, когда духи и души Предков (усопших родственников) посещают свои семьи, являются на землю, так же, как и в другие праздники Кола Сварожьего (например, Радуницу, Русалии). Наш народ верит, что Предки способствуют цветению и созреванию плодов, охраняют поля, сады и огороды … Поэтому в эти дни приносили жертвы Роду и Рожаницам, как семейным богам. Именно им торжественно изготавливали и зажигали спаские свечи с нового воска, крошили хлеб, выливали медовый напиток. До нас дошли древние языческие молитвы, которые читались к каждой свечи (а их было три — «троица»):

«Пресвятая плодородная Земля наша, поля, сады, огороды — свет Солнца вам!
Праведная Солнце, Месяц ясный, Зори светлые, Небо пречистое, будьте
милостивы к людям и к скотине! Леса, воды, воздух чистый, все души
праведные лада наши — всем вам во благо, полезно! ».

Как видим, здесь прославляются древние, именно языческие Боги — Солнце, Луна, Звезды, Земля, Небо и духи предков, которыми ведает Бог Велес. Недаром в обжинковому обряде Велесу посвящаются последние несжатые колосья, которые прямо на поле торжественно завязываются красной лентой и которым приносится в жертву хлеб. Этот обряд носит называние Велесовой или Спасовой Бороды (иногда — Дедова Борода). Все это красноречиво свидетельствует давность религиозной традиции, которую не смогли уничтожить тысячелетия.

Спасич (Спасовка) имеет три этапа

Первый — Маковей, или Спас на воде (Мокрый Спас) , что связано с Богиней Воды Данной или Мокошею, которая одновременно является покровительницей женщин, плодородия, растительности — вообще водной стихии.
К Первому Спасa пасечники отбирают мед, соты, топят воск; хозяйки заготавливают мак и зелья, цветы, колосья для венков — все это предназначено к освящению. В древности именно в этот день происходило богослужение у
рек и источников, которым приносились жертвы из меда и хлеба.

Мак в Украине — символ плодовитости, оберег от недоброжелательных сил.

Второй праздник этого цикла — Яблочный Спас, или Спас на горе.

Церковь к этому празднику приспособила свою легенду о преображении Иисуса на горе Фавор. Однако есть один из многих примеров наложения поздних мифов на древние языческие обычаи, ведь Боги Спасы почитались на высоких горах, скалах или у истоков (в местах, которые любят Боги). Здесь происходили также военные братчины, тризны, поминовение погибших воинов.

В Украине была очень сильно развита магия начала, поэтому и первые плоды Земли нуждались ритуального освящения, чтобы обеспечить изобилие в течение года. А это достигалось и через жертву. Приносили жертвы воде, огню, волхвам, кумовьям и соседям, которых наделяли яблоками, грушами, медом, сотами и т.п..
Вместе осуществлялось и поминовение предков, после братчины говорили: «С нами поели и те души, которых вспоминали» . Освященные «начала» сохраняли до нового урожая или к началу посева, их использовали в течение года для лечения, подкуривания, оберега, а по окончании летнего круга (Кола Сварожьего) — ритуально уничтожали остатки, т.е. бросали в костер, на огороды, на воду. Накануне Второго Спаса кое-где сохранилось таинственное заклинание Житника — Духа поля, чтобы земля была плодородной. На Яблочный Спас также бытовали обряды с водой: святой водой окропляли вспаханную под озимые землю.

Третий Спас называется Хлебного Спаса
До этого дня хозяйка выпекает первый хлеб нового урожая. С хлебом-солью сопровождает она хозяина в поле, где он засеет озимые. В языческой вере не было спаского поста, как это есть в христианстве.

Украинские веночки были возрастными, ритуальными, обычными, магическими.
Один из таких венков — венок Спаса плетут весной, как зацветет венерин башмачок и яблони. Добавляют еще вишневые листочки.
Надевают венок лишь на Спаса (19 августа).
К веночку привязывались соответствующие ленты: посередине — оранжевая, далее голубые, синие, желтые, фиолетовые — цвета Спаса. Желтый — цвет солнца.

Шел Спас к Солнцу — Ярилы и просил у него один лучик весны, чтобы освятить им весенние цветы из девичьего венчика. А Ярило отвечал: «Я тебе дам лучик мудрости и здоровья, но ты мне принести в ладонях две капельки голубой водицы (отсюда и голубые ленты), звездочки ночи синей (синие), радость жизни (желтые) и мудрость человеческую (Фиолетовые) ».
Спас дает на то согласие и через три дня все обещанное приносит Солнцу. А Солнце вручает свой луч, святить деревья. Касается каждой веточки. Яблоки. Сливы …

ЕДА, КОТОРАЯ УБИВАЕТ!!! НУЖНО ЗНАТЬ КАЖДОМУ!!! Добавляйте себе! В феврале 2010 года власть отменила обязательную сертификацию продуктов питания под предлогом её бесполезности. Ныне процесс увеличения доли вредных продуктов достиг апогея. В статье показаны все продукты, которые категорически нельзя употреблять, они опасны для здоровья! Глутамат натрия E-621 Нельзя есть продукты с добавкой Е-326 (глутамат натрия). Берёте упаковку товара в магазине и читаете. Если указан глутамат натрия, не покупаете её вовсе. Глутамат натрия является усилителем вкуса. Сейчас его добавляют даже в самые неожиданные продукты, дабы «подсадить» на них население. Будьте внимательны! Сахарозаменители Все заменители сахара обладают сильным жёлчегонным эффектом. У людей с заболеваниями жёлчевыводящих путей, заменители сахара могут обострить течение болезни. А в газированных напитках заменитель сахара вообще мало кто принимает всерьёз и напрасно за воду с «нулём калорий» расплачивается предстательная железа. Ацесульфам - Е950. Он же Sweet One. В 1974 году в США признан медиками медленно действующим ядом и веществом, способным ускорить развитие злокачественных опухолей. Аспартам - Е951. Коммерческие названия: свитли, сластилин, сукразид, нутрисвит. В 1985 году обнаружена химическая нестабильность аспартама: при температуре около 30 градусов Цельсия в газированной воде он разлагался на формальдегид (канцероген класса А), метанол и фенилаланин. Цикламат - Е952 (цюкли). С 1969 года запрещён в США, Франции, Великобритании и ещё ряде стран из-за подозрения, что этот подсластитель провоцирует почечную недостаточность. В странах бывшего СССР наиболее распространён из-за низкой цены. Ксилит - Е967. Сорбит - Е420. В больших дозах (более 30 граммов за один приём) вызывает расстройство желудка. Транс-жиры. Транс-жиры - то специфический вид ненасыщенных жиров, полученных искусственным путём. Жидкие растительные масла в результате процесса гидрогенизации превращаются в твёрдые растительные жиры - маргарины, кулинарные жиры. Гидрогенизированные жиры имеют искажённую молекулярную структуру, нехарактерную для природных соединений. Встраиваясь в клетки нашего организма, транс-жиры нарушают клеточный метаболизм. Гидрогенизированные жиры препятствуют полноценному питанию клеток и способствуют накапливанию токсинов, что является причиной заболеваний. Масло 72,5% нельзя кушать ни в коем случае. Это транс-жир - растительное масло низкого сорта разбитое водородом. Масло меньше 82,5% не бывает. Если не получится найти такое масло, то лучше ешьте растительное. Лучше съешьте две ложки натурального сливочного масла, чем целую пачку или килограмм транс-жиров. Употребление продуктов, содержащих транс-жиры, снижает способности организма к противостоянию стрессам, увеличивает риск возникновения депрессии. Продукты питания, содержащие транс-жиры: * маргарин; * мягкие масла, миксы сливочных и растительных масел; * рафинированное растительное масло; * майонез; * кетчуп; * продукция фаст-фуда - картофель-фри и т.д., для приготовления которой использовались гидрогенизированные жиры; * кондитерские изделия - торты, пирожные, печенье, крекеры и т.д., для изготовления которых использовался кулинарный жир; * снеки - чипсы, попкорн и т.д. * замороженные полуфабрикаты. Малосольная селёдка в пластиковых упаковках Малосольная селёдка хранится только в масле. Ни в каком уксусе, вине она не хранится. Если селёдка без масла, значит в неё добавлен уротропин. Во всём мире уротропин признан очень опасной добавкой и запрещён, (образуется при взаимодействии аммиака с формальдегидом). Икра малосолёная Принцип тот же. Икра долго не хранится. Только в замороженном виде или сильносолёная. Если продаётся слабосолёная, значит, в неё добавлен, либо уротропин, либо лимонная кислота. Может быть добавлено что-то другое, но на выходе всё равно получается формальдегид. Заведомо генно-инженерные продукты Крабовые палочки. (Крабовая эссенция, смешанная с соей, вопреки названию, крабовые палочки вообще не содержат мяса крабов, а с 1993 года производители были юридически обязаны маркировать их «крабовые палочки ароматизированные».). * Какао. * Арахис. Вживляется ген петунии. Страшно ядовитое вещество. И насекомые арахис не едят. * Импортный картофель. * Зелёный горошек (консервированный). * Кукуруза (консервированная). * Кукурузные палочки и хлопья с сахаром. Если покупаете кукурузные хлопья, палочки, они должны быть только НЕ сладкие. Потому что сахар не используют в производстве. Сахар горит при температуре 140 градусов. Поэтому используют сахарозаменители, в данном случае - цикломат. Каши и крупы с ароматизаторами и красителями идентичными натуральным Это химические вещества, имеющие запах - привкус груши, клубники, банана и т.д. Ничего натурального здесь нет. Леденцы. Барбарис Сейчас используется настолько сильная химическая эссенция, что если вы слегка намоченную конфетку оставите на скатерти, она прожжёт скатерть насквозь, вместе с лаком. Уничтожается даже пластик. Представьте, что происходит с вашим желудком. Джемы. Мармелад Мощнейшие антиокислители. Никогда вы не сможете сохранить вишню в таком первозданном виде. Ничего общего с тем, что было при СССР, нынешний мармелад не имеет. Это просто чудеса химической промышленности. СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНО!!! Продукты быстрого приготовления: лапша быстрого приготовления, растворимые супчики, картофельные пюре, бульонные кубики, растворимые соки типа «Юпи» и «Зуко». Всё это сплошная химия, наносящая вред организму. Сырокопчёные колбасы и прочее...Они из генно-модифицированной сои. Сосиски, сардельки, варёная колбаса, паштеты и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир, свиная шкурка занимают до 40% веса, но маскируются под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок. Ни о какой натуральности в данном случае вообще речь не идёт. Берётся тоненькая шейка и килограмм геля. За ночь в специальной машинке гель «расколбашивается» вместе с кусочком шейки и к утру получается огромный кусок «мяса». Как такового мяса в нём не более 5%. Всё остальное - гель (каратинин, усилители вкуса, усилители цвета). Розовый цвет такому «мясу» придают усилители цвета вместе со специальными лампами. Если выключить лампы в витрине, Вы увидите, что цвет - зеленёнький такой. Как раньше, уже никто не коптит. Используются коптильные жидкости, в которых, опять-таки, формальдегид. Молочные продукты длительного срока хранения (более 2 мес.). Всё, что хранится более 2-х недель, употреблять нельзя. Асептическая упаковка - это упаковка с антибиотиком. Арбузы Если вас пронесло 10 раз, то на 11-й может и не пронести. Арбуз - удобряется такими веществами, что это первый кандидат на отравление. Перец (не в сезон) Абсолютно генно-модифицированный продукт. Кексы в упаковках Рулеты. Они не черствеют, не портятся, не сохнут, с ними вообще ничего не делается. Они месяц будет лежать. И через месяц они будут такими же. Конфеты 90% шоколада - это вовсе не шоколад (красители-заменители). Шоколадные батончики. Это гигантское количество калорий, в сочетании с химическими добавками, генетически модифицированными продуктами, красителями и ароматизаторами. Сочетание большого количества сахара и различных химических добавок обеспечивает высочайшую калорийность и желание есть их снова и снова. Заморские чаи, ароматизированные чаи и многие наши Пейте натуральный чай, в котором ничего не плавает, дополнительного вкуса нет. Все ароматизированные чаи то с лимонной кислотой, то с апельсиновой кислотой, то с ещё какой-то там кислотой. Привыкание возникает мгновенно. Нам необходимо все кислоты вывести из организма. Рафинированное дезодорированное растительное масло Данное масло нельзя использовать в сыром виде в салатах. Масло, произведённое фабриками для производства, является заведомо не предназначенным в употребление продуктом. Такие масла не несут никакой пользы пищеварительной системе, заглушая её работу, блокируя жирной субстанцией все процессы пищеварения. Сладкие газированные напитки Сладкие газированные напитки - смесь сахара, химии и газов - чтобы быстрее распределить по организму вредные вещества. Кока-кола, например, замечательное средство от известковой накипи и ржавчины. Подумайте хорошенько прежде, чем отправлять такую жидкость в желудок. К тому же, газированные сладкие напитки вредны и высокой концентрацией сахара - в эквиваленте четыре-пять чайных ложек, разбавленных в стакане воды. Поэтому не стоит удивляться, что, утоляя жажду такой газировкой, вы через пять минут уже снова хотите пить. Соки в пакетах Ни о каких натуральных соках в данном случае речь не идёт. НЕТ натуральных соков в продаже в пакетах. НЕТ! Не смейте поить ими детей! Это чистая химия. Клубника зимой Абсолютно бесполезный продукт. Ни одного витаминчика там нет. Это примерный список продуктов, от которых мы рекомендуем отказаться полностью! БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОИХ ДЕТЕЙ!!!

Серия

СПАС – Покровитель урожая. Наши предки называли всех своих богов Спасами, спасителями, защитниками, покровителями и прежде всего – , который дарует жизнь и материальные блага.

Праздник Спаса состоит из трех частей:

Начало августа. Первый Спас (Маковей). Благодарение Всебогу и Родным Богам за урожай. Освящение , цветов, источников и колодцев.

Середина августа. Второй Спас (Большой, Яблочный). Освящение мёда, и иных садовых даров, после чего их разрешают употреблять в пищу.

Русь опять встречает Яблочный свой Спас,

Фрукты в погреб прячет – делает запас.

Осенины первые. Легкой дымкой — грусть.

Яблоками спелыми пахнет моя Русь.

Вроде бы христианский праздник, но корни у него – языческие. Поэтому и зовут его: кто — Спас на горе, кто – Первыми осенинами, а кто и просто – Гороховым днем.

Спас на Горе – это в честь Спасителя на горе Фавор, где явился Христос ученикам своим.

Считается, что сегодня яблоки приобретают прямо-таки волшебную силу. Особенно для тех родителей, которые потеряли детей, и для тех детей, у которых уже умерли родители.

С этого вечера лето склоняет свою голову к осени, а на севере России поспевает . Кстати, он такой же круглый, как яблоко. И тоже является желательным угощением сегодняшнего праздничного стола.

Говорят, что в этот день стоит одеть что-нибудь белое во славу Спасителя, желательно съесть кусочек яблока и вечером обязательно проводить солнце с песней.

Солнце жаркое, Солнце ясное!

Вот и катится к закату лето красное!

За тепло спасибо, Солнце милое,

Урожаем щедрым одарило ты.

Солнце ясное! Солнце жаркое!

Осень добрую ждем с подарками!

Конец августа. Третий Спас (Хлебный). Освящение и потребление жертвенного каравая из нового зерна, благодарение Дажбога за щедрые дары, урожай. Освящение зерна для посева озимых.

Ореховый Спас, он же – Хлебный, он же — Холщовый.

Холщевый спас – христианский праздник в честь Нерукотворного образа Спасителя. Считается, что этот образ проявился на холсте, которым вытерся Иисус. Холст потом был отослан Эдесскому правителю, чтобы излечить его. В Холщовый спас было принято освящать колодцы – в память того источника, из которого умывался Спаситель. А еще в этот день хорошо бы продать (или купить) что-нибудь из ткани. Лучший подарок этого дня – полотенце.

Хлебный спас – праздник земледельцев. Это один из главных праздников землепашцев. Ведь действительно: будет хлеб – будет и жизнь. И сегодня самое праздничное украшение вашего стола это ржаной хлеб.

А вот Ореховый спас – это языческий праздник ворожей. Ибо считается, что в этот день и орехи и сам имеют наибольшую магическую силу. Именно в этот день заготавливали ореховые веточки для своих обрядов. А тем, кто любит парится в бане, именно сегодня надо заготавливать веники из лещины – уж точно всю хворь унесут. В магазинах очень большой выбор орехов. И все они очень вкусные. Но сегодня свой выбор стоит остановить на лещине – нашем русском орешнике из семейства березовых.

Вот такой сегодня праздник. Един в трех лицах. Что в общем-то для славянского народа и не удивительно.

(24)Специально для сайта — Наталия.

– пекут пироги, освящают в церкви яблоки и виноград. В церквях праздник отмечается как Преображение Господне и накануне во всех храмах проходят Всенощные бдения, а священники облачаются в белые одежды.

Согласно евангелиям, в конце пути земной жизни Иисус Христос открыл своим ученикам, что ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета - Моисей и Илия - явились Господу на горе и беседовали с ним. И раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» . То был голос Бога Отца из светлого облака, осенившего гору.

Потому в строгом соответствии с этим текстом Преображение Господне еще называлось в народе Спасом на горе. И все же чаще его именовали Яблочным Спасом, потому что к этому времени поспевают яблоки.

Сушеные яблоки Фото: www.globallookpress.com

По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют вторым, или Яблочным Спасом.

История Яблочного спаса

До Преображения на Руси особенно строго запрещалось есть яблоки, вообще старались не есть никаких плодов, кроме огурцов. А с этого дня начинали есть плоды и фрукты. «Второй Спас яблочком разговляется». Именно 19 августа на Руси было принято срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая. Вкушать яблоки до Преображения считалось великим грехом.

Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день люди должны угощать яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, не забывая и про уснувших вечным сном предков.

В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

19 августа в православных храмах проходит традиционный обряд освящения плодов: кроме яблок, окропляются также виноград, груши, сливы и т.д. Эта традиция была установлена еще в Иерусалиме в начале нашего века. Согласно ей, все в мире – от человека до растений – должно быть посвящено Богу.

Побалуйте близких выпечкой из яблок. Фото: www.russianlook.com

С Яблочного Спаса в садах начинается горячая пора. Яблоки заготавливаются впрок по различным рецептам: их сушат, замачивают, консервируют. Люди верят и в то, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив яблочка, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Считается также, что с Яблочным Спасом приходят первые холода. Потому-то в старину и существовал обычай – гулять в поле, провожать песнями закат первого осеннего солнца.

Яблочный спас пришел к нам из языческой Руси. Это праздник сбора урожая яблок. Все обряды этого праздника и еще двух других Спасов, были посвящены Богам Спасам, которые имеют языческие корни. В древние времена таких праздников было множество, они посвящались урожаям каждого плода и перед употреблением их обязательно освещали. Были, например, такие Спасы, как хлебный, ягодный, грибной и другие. Кроме освящения плодов в эти дни поминали души погибших воинов. Праздник совпал с днем Преображения Господня. Так что церковь решила соединить эти два праздника.

Спас отмечается церковью с IV века 19 августа, после того как Святая Елена возвела на горе Фавор храм в честь Преображения. Этот день принадлежит к двунадесятым праздникам. Если верить Евангелию, Преображение произошло за сорок дней до Пасхи, церковь же перенесла этот праздник на август для того, чтобы праздник не совпадал Великим постом.

Яблочный Спас, согласно Православному календарю, приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и другие фрукты, которые были освещены во время праздничной литургии.

Из трех Спасов – Медового, Яблочного и Орехового, этот считается самым главным.

19 августа в день Яблочного Спаса совершается божественная литургия, на ней читают паремии и поют канон, в котором говорится о великом Преображении. Все одеваются в белые одежды – это цвет данного праздника.

Многие страны считают яблоко чудодейственным плодом. Существовали гадания на яблочной кожуре, для определения имени суженого. А от французского названия яблока – pomme, произошло теперь всем известное слово «помада».

Обряд освещения плодов в Яблочный Спас не сводился только к окроплению яблок, в этот день освещали также и остальные фрукты, согласно этой традиции, все, что живет и растет в мире, от человека до растений, должно быть посвящено Богу.

Многие люди верят, что в Преображение Господне можно съесть плод и загадать желание, которое обязательно сбудется. Есть поверье, что после Яблочного Спаса начинаются холода.

Обычай имеет и назидательное значение: вначале плоды зелены, незрелы, но по мере развития наливаются соком, созревают. Так и человек в земной жизни может быть некрасив, греховен, но по мере нравственного развития преображается, проникается светом Божиим. Самый же главный плод - наше духовное преображение.

В день Яблочного Спаса и сегодня пекут яблоки, блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами, всем, чем одаривает сад, огород, лес.

В этот праздник вспоминают приметы: Каков второй Спас, таков и январь.

На второй Спас бери голицы про запас.

Со второго Спаса засевай озими.

День Преображения Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа был омрачен «френдоцидом» в социальных сетях. Суровая женская рука выводила постинги: «Всех, у кого «яблочный спас» – всех отфренживаю, язычников!». И язычники отфренживались. Кто-то каялся, что размещал в постингах яблоки. Кто-то, стоя на виртуальных коленях, умолял пощадить яблоки и просил вспомнить, как бабушка их водила в детстве в церковь с большой корзиной душистого белого налива, а потом пекла вкуснейшие пироги.

Но – тщетно! Никакой жалости к «яблочным язычникам», замаскированным под православных христиан! Сказал – «Яблочный Спас», значит, смерть тебе.

Виртуальный Иеффай спустя тысячелетия снова – на тропе священной войны.

«…И перехватили Галаадитяне переправу чрез Иордан от Ефремлян, и когда кто из уцелевших Ефремлян говорил: «позвольте мне переправиться», то жители Галаадские говорили ему: не Ефремлянин ли ты? Он говорил: нет. Они говорили ему «скажи: шибболет», а он говорил: «сибболет», и не мог иначе выговорить. Тогда они, взяв его, закололи у переправы чрез Иордан. И пало в то время из Ефремлян сорок две тысячи…» (Суд. 12:5-6).

Но то были суровые времена Судей, когда и сам Иеффай свою дочь принес в жертву. А в христианские времена, когда Христос Бог открыл людям Любовь Божию?

«Вот что стесняло и возмущало мою душу; вот отчего ходил я, плача и сетуя, – писал свт. Григорий Богослов, – виноград истинный, прекрасно очищенный добрым делателем и приносивший добрые плоды в божественные точила, превратился для меня в горечь (Иер. 2:21)… Из сильной любви к Богу и ко Христу мы разделили Христа; из-за Истины (Ин. 14:6) стали лгать друг на друга; ради Любви (1 Ин. 4:8) поучались ненависти; из-за Камня (1 Кор. 10:4) поколебались; из-за краеугольнаго Камня (Еф. 2:20) рассыпались; сверх нужды ратовали из-за Мира; были низлагаемы из-за Вознесенного на древо; подвергались смерти из-за Погребенного и Воскресшего. Так было прежде!»

И не только прежде.

Традиции живут. Не знаю, читают ли святые социальные сети (или милостию Божиею они для них закрыты), но свт. Григорий Богослов мог бы грустно констатировать, что ничегошеньки не изменилось.

«Все мы благочестивы единственно потому, что осуждаем нечестие других… Предлогом споров у нас Троица, а истинною причиной – невероятная вражда» (свт. Григорий Богослов).

А у нас – не Троица. У нас – яблоко. Измельчали мы, но рвемся в бой с не меньшей силой.

Да – в народе этот праздник известен под именем «Спаса второго», «Спаса на горе», «Спаса яблочного» (вследствие обычая освящать в этот день в церкви яблоки). Это правда, название недогматическое какое-то. Но кто сказал, что народ – носитель догматического сознания?

Специалисты считают, что подлинная традиция восходит к римскому празднику «Виналии» (праздновавшемуся в августе). Так что Церковь изначально пошла на переосмысление и освящение языческой традиции. Ведь сбор винограда – это был огромный веселый народный праздник, с дионисийскими песнями, топтанием винограда (еще есть постановления Соборов, запрещающие петь эти не очень приличные, скажем так, песни – так долго эта традиция держалась). Конечно, христианским пастырям непременно надо было отвлечь людей от Диониса в этот праздник, привлечь их ко Христу!

Но в сохраняющемся по сей день освящении яблок и винограда (и колосьев, да, и колосьев! Но их, увы, никто не приносит, а было бы хорошо – ради городских наших детей, почти уверенных, что булки на деревьях растут…) нет ничего плохого, это никак не мешает смотреть глубже тем, кто этого хочет. А в какой день Христос преобразился на горе, мы, собственно, не знаем. Скорее всего, это было перед Крестными страданиями. Праздник из весны перешел в позднее, зрелое лето колосьев, лозы и яблок. В праздник Преображения освящаются виноград и колосья пшеницы, а в России в тех местах, где виноград не растет, освящаются яблоки.

Так что же – первые христиане старались праздновать свои праздники в дни языческих, а теперь процесс пошел вспять? Это не первые христиане старались, а власти, когда христианство стало государственной религией. Языческий компонент в этих переосмысленных праздниках сохранялся всегда. Подобная история произошла с осенними Богородичными праздниками (Рождество Богородицы, в частности) на Руси – вытеснение языческих праздников рожаниц и Мокоши, а также почитание Параскевы Пятницы вместо славянской Мокоши, чей день, как и у скандинавской Фрейи, и античной Венеры – пятница.

Нет, шибболет есть шибболет. Произнес – и все, ты уже враг. Виртуальный, слава Богу.

По странному совпадению, это слово – «шибболет» – означает «колос». Колос, прообраз Христа, Первенца из мертвых, умершего как зерно, упавшее в землю (Евангелие от Иоанна, 12:24) и восшедшего Воскресением из мертвой земли, становится причиной смертельной вражды в праздник Преображения – вместе с яблоками.

“Да ну эти надоевшие яблоки, они просто недуховные яблоки. Да ну эти крашеные яйца, не праздник же яиц празднуем. Да ну этот недуховный хлеб, он из муки, надо о духовном разуметь. Да ну очереди за водой. В кране есть. Да ну это вино. Все это язычество. Да ну этот языческий недуховный Божий мир, в конце концов!”

Вот мы и приехали.

А что, Евхаристия – язычество или нет? К какому страшному вопросу мы подошли, однако… Господи, помилуй.

Благослови, Господи, плод сей лозный новый, иже благорастворением воздушным, и каплями дождевными и тишиною временною, в сей зрелейший приити час благоволивый: да будет в нас от того рождения лозного причащающихся в веселие и приносити Тебе дар во очищение грехов, священным и святым Телом Христа Твоего (Молитва на освящение винограда).

«Причащающихся в веселие… святым Телом Христа Твоего» – вот куда обращен «вектор» освящения плодов земных, винограда, яблок, колосьев! Все – устремлено на Евхаристию, все обращает взоры пришедших в храм – с корзинками яблок и весело скачущими по храму внучатами – на то, что от лозы и колосьев, от плодов земных мы приносим Дары на престол, мы вкушаем и познаем в них воистину Христа в Евхаристии…

«Бог сотворил весь мир, и вся материя принадлежит Ему. И мы знаем из Библии, что все, что Он создал, “весьма хорошо” (Быт. 1:31). Поэтому некоторая тенденция “презирать” все материальное, сводя религию только к духовному, есть тенденция ложная и нехристианская. Многие трагедии нашей христианской жизни, общественной и личной, могли бы разрешиться, если бы мы помнили, что Бог сотворил не одно духовное, но именно то поистине удивительное сочетание духа и материи, которое и есть наш мир. Настоящая перспектива, настоящая цель мира в том, чтобы все материальное одухотворялось, то есть приобретало духовное значение, а все духовное воплощалось. Именно так осуществилось Божественное спасение в Боге, ставшем Человеком» (прот. Александр Шмеман).

Сходные черты есть и в молитве на освящение плодов – в тех местах северной страны нашей, где не растет виноград:

Владыко Господи Боже наш, Твоя от Твоих приносити Тебе по предложению комуждо повелевый, и вечных Твоих благ воздаяние сим даруяй, иже вдовы по силе приношение благоугодно приемый, приими и ныне принесенныя от раба Твоего (имя рек)…

«Твоя от Твоих» – это повторение одного из ключевых слов Евхаристического канона, и Церковь не считает кощунством говорить их над яблоками – ради того, чтобы напомнить – «вовремя и не вовремя» (2 Тим. 4:2) о своей величайшей тайне – Евхаристии.

Ведь и Евхаристическое возрождение, прекрасное начинание, может уводить от Христа Бога в плоский активизм с презрением тех, кто «не в общине» и «редко причащается».

Ведь и освящение яблок, народный сельский, произошедший из язычества обряд и из немощи человеческой принятый Церковью, может приводить к Богу. В этом парадокс. Так человеческая «невероятная вражда» ищет любых поводов – и о Троице, и о Евхаристии. Так ссорит людей грех.

«Как же сочетаются здесь «да» и «нет»? Здесь – освящение нами природы, но не диктат природы нам. Христос первичен, а не яблоки, которые освящаются, если есть эта первичность. Не яблоки, ставшие самоцелью! » – мудро написал в своем постинге игумен Силуан (Туманов), литургист и проповедник.

Да, немощные люди как могут, так и верят. Духовные христиане без яблок их презирают, а надо бы явить любовь Христову. По домам развезти, сумочку поднести. Глядишь, и о Кресте и Воскресении речь зашла бы, и сердце отозвалось. Не случайно в «Настольной книге священнослужителя» написано:

«Обычай этот имеет и такое назидательное значение. Плоды, когда еще растут весной, бывают мелки, зелены и некрасивы; затем, при содействии солнечного света, теплоты и влаги приходят в зрелый вид, принимают полноту и красоту, совсем преображаются. Так земная жизнь для человека то же, что время созревания для плодов; сам по себе человек не чист и греховен и потому не благообразен; но, если он пользуется светом слова Божия, согревается теплотой умилительных священнодействий, орошается и освящается святыми таинствами, – он духовно созревает, и как “пшеница зрелая, во время пожатая” (Иов. 5:26), приемлется в житницу небесную, в горния обители Отца Небесного».

У всех своя мера, сильные должны носить немощи слабых. Для кого-то предел его религиозности – яблоко. Не вырывай это яблоко из его рук, а яви этому немощному Христа – и яблоко станет для него маловажным, дорогим лишь в той степени, насколько оно связано со Христом, Первенцем – «первым плодом» из мертвых.

Вот дароносица, как солнце золотое,
Повисла в воздухе – великолепный миг.
Здесь должен прозвучать лишь греческий язык:
Взят в руки целый мир, как яблоко простое.

Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули
О луговине той, где время не бежит.

И Евхаристия, как вечный полдень, длится –
Все причащаются, играют и поют,
И на виду у всех божественный сосуд
Неисчерпаемым веселием струится.

(Осип Мандельштам)

Отец Александр Шмеман, посвятивший свою жизнь изучению Литургии и теме «освящения материи», как-то сказал: «Вся пища мира есть любовь Божия, ставшая съедобной».

И еще он говорил в советское время, во время атеистической пропаганды, вот что:

«Наше падение, наш грех в том, что мы ко всему привыкаем, и потому все в мире, да и мы сами, становимся будничными, низменными, пустыми. Яблоко становится только яблоком. Хлеб – только хлебом. Человек – только человеком…

Вот освящает священник хлеб и вино, и поднимает их к небу, и узнает вера в них хлеб жизни, узнает жертву и дар, узнает причастие жизни вечной. Вот в день Преображения приносим мы в храм яблоки, груши, виноград, овощи – и на миг сам храм претворен снова в таинственный сад, в тот блаженный рай, в котором началась жизнь человека и встреча его с Богом. И как тогда тот первый человек раскрыл свои глаза и увидел этот мир, о котором Бог сказал, что все в нем «хорошо весьма», и обрадовался, и возблагодарил Бога, так и мы, как будто в первый раз видим мир как отражение Божьей мудрости и любви, и радуемся, и благодарим. И в этой радости и благодарении очищается, обновляется и возрождается наша жизнь.

Нет, не отрицаем мы материи, как утверждает лживая безбожная пропаганда, и не отвергаем ее, а напротив, ее – одухотворяем, ибо в ней с радостью и благодарностью ощущаем дар Божий. «Небо и земля исполнены славы Твоей», – поем мы каждый день в церкви. В том смысл освящения, что в нем слава эта пробивается через наше заснувшее сознание и очищается наш слух, очищается наше зрение, и сама жизнь становится хвалой, радостью и благодарностью.

А как же со злом, – спросят меня. – Как со страданием, как со смертью? На это ответим: если до конца просветимся мы этим светом, если подлинно примем в себя это освящение, то начнется в нас самих победа над злом. И поглощена будет смерть победой. Ибо живем мы в мире, в котором жил и вечно пребывает Христос. И ничто не разделит нас с Ним, если мы увидим его, полюбим Его, отдадим себя Ему – и во всем в мире увидим свет Его присутствия. Его любви, Его победы. (Прот. Александр Шмеман. «Освящение плодов»)

С тем, что «всего дороже в христианстве Сам Христос», никто, я думаю, не будет спорить. Просто еще надо учесть специфику общения в социальных сетях. Получится, как один алеут-христианин о своем обращении говорил – «я буду одно говорить, а ты другое поймешь».

Конечно, почитающим яблоко вместо Христа Бога – анафема, анафема, анафема!

Но разве таковые есть среди нас? Нет, это просто неожиданный финальный аккорд дня, обнажающий странности фейсбучного общения.

«Путь к Богу может начаться с чего угодно. Просто так с нуля Бога начинают любить единичные избранники. Даже по Евангелию понятно, насколько это трудно. Можно, конечно, сколько угодно твердить: “Я люблю Бога”, – но у каждого за этим стоит что-то свое», – сказала мне как-то одна верующая «из старого поколения» и образованная женщина.

Давайте просто радоваться Свету Христову и «иконе» его – свету солнечному, что дал созреть плодам древ. Да радуются вся древа дубравная днесь солнцу. Да радуются они, ибо на Древе вознесен был Плод Безмужней Матери, Христос, Солнце Правды.

***

«Бог создал этот мир и, когда мир забыл Его, Он не забыл Свое творение. Он сошел на землю, Он страдал на Кресте, Он умер, Он воскрес из мертвых. Он возлюбил нас так, что даровал Духа Своего Святого. Все это Он дал нам как возможность, как обещание, как свободный дар. Всего этого я стал свидетелем в таинствах. Итак, когда я иду к людям, к тем, кто счастлив и кто страдает, к молодым и старым, я не приношу свои планы или мысли, но Самого Христа. Это и есть освящение жизни» (прот. Александр Шмеман ).

Я опять из вина превращаюсь в воду.
Помоги мне сегодня – найди мне сосуд,
Чтобы я обрела Твоей Чаши свободу,
Чтоб не страшен мне был милосердный Твой Суд.

Я оскомин набью виноградом терновым,
И белильщик земной не готовит мне риз.
Мне все странно, все горько, все больно, и снова
Я теку в Твои руки – найди, прикоснись…

(Светлана Галанинская)

Фото Алексея Коровина

Яблочный Спас. Фото Алексея Коровина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.