Зачем нам знание о наших родственников. Зачем нам знание своих корней

Это необходимое условие для собственного развития. Чтобы лучше понимать, где человек сейчас находится, насколько он продолжает фамильное дело, сколько вносит вклада в развитие рода, на что потенциально способен, а в каких ситуациях надо держать ухо востро и, возможно, обратиться за помощью к психологу, если предшественника в определенной сфере жизни сплоховали.

Очень важна родовая история — важно знать историю своего рода, семьи, генеалогию. Не зря же все мы интересуемся своими корнями, предками, их делами и заслугами, достижениями и скелетами в семейном шкафу.

Чтобы понять, как ты улучшаешь семейную историю.

Люди, которые знают своё генеалогическое дерево, у них меньше психологических проблем. А если они и есть, то творческие.

Поэтому очень хорошо, если Вы знаете линию своего рода, можете проследить свои родовые корни достаточно далеко — это дает Вам более глубокое понимание себя, лучшие возможности для самопознания, а значит, и для самореализации себя.

В генеалогии всегда очень много ресурсов, энергии, мотивации на новые достижения. Раз мой дед, бабушка смогли прыгнуть из грязи в князи, то и я легко смогу!

Благодаря опыту прошлых поколений человеку проще справляться с жизненными сложностями , преодолевать ощущение собственной никчемности, недостоинства.

Когда Вы вдруг узнаете, что Ваш прадед был прекрасным художником, а Вы до этого не могли нарисовать даже прямую линию, то теперь Вы можете легко преодолеть этот психологический барьер — просто рискнуть, взять в руки карандаш, и, кто знает, может даже создать хороший рисунок?

Хотя, конечно, если в роду на протяжении 10 поколений были только алкоголики, то… Такого лучше особо не знать… Хотя они вымирают быстро… И это, кстати, тоже может дать ресурс отличиться от них — ради более счастливого будущего своих детей.

К сожалению, у нас в стране это не принято, т.к. в нашем государстве старались оставить людей только не очень богатых и не очень достигших чего-то. А такие семьи свою семейную историю особо не прослеживают.

Интересно, что ещё в дореволюционные времена так было: если дворяне, знать знала историю своей семьи до самой глуби веков, то низшее сословие особо в генеалогию не вдавалось.

А если человек не знает свой род, то у него нет ресурса развиваться — он вообще не знает, где он находится, что и кто он, на что способен и достоин он , раз были способны и достойны его предки.

Особенные, сверхуспешные люди найдутся в роду у каждого человека. © Фото из архива Виктории Салтыковой

За каждым человеком с самого рождения стоят судьбы тысяч и миллионов родственников, которые в свое время думали о нем, мечтали, как сложится его жизнь, и прилагали силы для создания лучшего будущего. Знания об этих людях дают нам силы жить сегодня.

Зачем и как нужно изучать свое генеалогическое древо, «Росбалту» рассказала Виктория Салтыкова , генеалог, руководитель проекта по изучению родовой ​истории.

— Виктория, изучение собственной генеалогии, это, конечно, важно. Но какие преимущества оно дает человеку, кроме знания о предках? Для чего необходимо погружаться в историю своего рода? Ведь вроде бы можно прожить и без этого?

— Можно. Но задумайтесь, насколько полноценной будет тогда ваша жизнь?

Люди, которые обращаются за помощью к специалистам по генеалогии, уже нашли или ищут ответ на этот вопрос. Один предприниматель сказал мне: «Я понял: чтобы создать бизнес, который будет существовать и за пределами моей жизни, я должен вникнуть в историю моего рода…» Многие осознают, что одна из обязательных задач, которые мы должны решить в нашей жизни — узнать, откуда мы, кто мы, и благодаря кому мы стали теми, кто мы есть.

Изучение своего родового древа — это самоопределение и самопознание, понимание своей причастности к чему-то большему, чем просто «ты». Оно дает человеку силы и абсолютно новое ощущение жизни. И дополнительную ответственность за то, что останется после нас.

Мы все — наследники своих родителей, бабушек и дедушек. Их жизненный опыт и мудрость для нас, может быть, в чем-то даже важнее, чем опыт, который можно почерпнуть во всей мировой литературе.

Мы привыкли воспринимать себя и свой самый близкий семейный круг как некую обособленную ячейку общества. Но у каждого из нас огромная семейная история. Задумайтесь: сколько родов и поколений стоит за вами? Закройте глаза, и представьте, что за вашей спиной стоят ваши родители, за ними — их родители, и так до бесконечности. Вы окажетесь как бы на острие гигантского клина, который своим основанием уходит в далекое прошлое.

Если принять за точку отсчета продолжительность жизни одного поколения — 25 лет, то получится, что всего лишь за 500 лет у каждого человека насчитается 1 млн 48 тыс. 576 прямых родственников — астрономическая цифра!

Все эти люди стремились к лучшему будущему для себя и своих потомков, то есть и для вас тоже. Они думали о вас, пытались представить, какой будет ваша сегодняшняя жизнь, и прилагали усилия к тому, чтобы подготовить почву для вашего успешного будущего. И еще одна важная мысль: миллиарды людей умерли, по стечению обстоятельств не оставив после себя потомства. А ваши предки выжили. Сколько родов прервали свою историю, а ваш род оказался сильнее. Кроме того, не забывайте и о генетике: с генами нам передаются таланты, способности, характер и жизненная сила наших предков.

— Почему исследование фамильных корней стало таким популярным? До 90-х годов, например, этим занимались только очень немногие…

— Эта традиция не новая. И гораздо сильнее, чем в России, развита у многих народов мира. Например, в Китае есть традиция на Новый год собираться в семейном кругу и по очереди вспоминать всех родственников за 7 поколений — какими они были. Это делается не просто так. В каждой китайской семье, как правило, есть книга, куда записываются все основные вехи в жизни каждого члена семьи, и которая передается в поколения в поколение. Именно поэтому в том числе китайцы так боятся потерять лицо, совершить неблаговидный проступок — ведь это бросит тень на весь род.

Такой же обычай существует и в Корее. Мне посчастливилось держать в руках подобную семейную книгу клана. Зачастую фамильные летописные записи начинаются от далеких предков, живших в еще в V—VI веке нашей эры. Буряты и жители горного Алтая, например, знают свой род до 7-го колена, валлийцы (жители Уэльса в Англии) — до 8-го, шотландцы — до 11-12-го.

В России после революции 1917 года генеалогия была запрещена и возвратилась к людям лишь после войны, когда многие стали искать своих родственников, пропавших без вести и павших на полях сражений. Хотя в царской России знать и почитать свой род считалось обязательным, и не только в среде представителей высшего сословия. Даже крестьяне и те запоминали сведения о своей дальней родне, и не только затем, чтобы справедливо передавать своим близким наделы и имущество.

— Люди, которые начинают собирать информацию для составления генеалогического древа, говорят, что чувствуют себя следователями, своего рода Шерлоками Холмсами, и это очень увлекает, дает новый полезный опыт. Наверное, чтобы правильно вести такое историческое расследование, нужно знать какие-то правила, обладать особыми качествами?

— Желательно, конечно. Но вообще изучать историю своего рода может любой человек. Нужны только желание, время, силы и терпение.

— А что надо предпринять вначале? С чего начинается составление собственной родословной?

— Не каждый может посвятить этому делу много времени. Но, по сути, все осуществимо. Первым делом стоит опросить ближайший круг своих родственников и завести досье на каждого из них, а также на тех уже ушедших родных, о которых сохранились знания в вашей семье. Фамилию, имя и отчество, места жительства, даты рождения и смерти и другую важную информацию в пределах двух-трех поколений можно узнать исключительно от представителей своего ближнего семейного круга.

А затем начать составление родового древа. Для этого можно использовать, например, отечественную компьютерную генеалогическую программу «Древо жизни», и самостоятельно заносить туда все данные по каждой персоне. Потом стоит проанализировать семейный архив, найти артефакты — фотографии, документы, воспоминания и мемуары. Это тоже очень интересно, потому что историю, как вы с удивлением обнаружите, можно изучать не только по историческим событиям и датам, но и по судьбам обычных людей.

Следующий этап — обращение в областные и федеральные архивы, куда можно послать запрос о своих родственниках. При этом имеет смысл учесть, что по Закону о персональной тайне информация о частной жизни гражданина охраняется и после его смерти: в этом случае право на ее защиту переходит к детям, родителям и супругу. Такой же запрет уже содержится в законодательстве об архивном деле: ограничение на доступ к таким архивным документам сохраняется в течение 75 лет.

Немало полезной информации можно извлечь из церковных исповедных росписей, в которых фиксировались акты рождения, крещения, бракосочетания и смерти, сведения о социальном положении, месте жительства, возрасте и составе семьи прихожан. Эти записи в обязательном порядке делались священником каждого прихода. Законодательно вести такие книги начали с 1722 года, однако обычай их заполнения известен с древнейших времен. Метрические книги тоже содержатся в архивах. По сути, это был ежегодный учет населения, проводившийся православной церковью в XVIII — начале XX веков. Обычно он представлял собой посемейный список всех проживающих на территории прихода прихожан за исключением младенцев возрастом менее 1 года.

Кстати, священники заносили в росписи и сведения, составляющие тайну исповеди. И это обстоятельство также стоит учитывать. Всем нам кажется, что если ты идешь на исповедь, то это строго конфиденциально. Тем не менее очень много информации мы, генеалоги, получаем именно из подобных записей.

Многие священники буквально переписывали исповеди своих прихожан с важной, по их мнению, информацией, которая представляла угрозу региону или всему государству. Все это фиксировалось точно, подробно и в деталях.

— Еще один адрес для поисков — администрации кладбищ, в архивах которых хранятся сведения об умерших.

— А быстрее всего можно погружаться вглубь веков по так называемым ревизским сказкам из областных архивов. В переписи населения любого населенного пункта можно целиком найти всю семью с информацией о возрасте, и о том, кто кому кем приходится. Если двигаться от ревизии к ревизии, начиная с 1818 года, можно дойти до ревизии 1782 года. Ревизские сказки более раннего времени писались уже на древнерусском языке, а значит, к их переводу придется привлекать генеалогов-специалистов.

Обязательно разыщите мемуары — свидетельства о событиях прошлого, зафиксированные людьми, которые были очевидцами или участвовали в них, а также рукописные автобиографии — описания жизни человека, сделанные сторонним автором или самим героем. Обратите внимание на возможности анализа ДНК-генеалогии: с его помощью можно найти своих 10-15-юродных братьев и сестер, и потом с ними общаться.

Важно еще и то, что, вступая на этот путь, человек, чаще всего, начинает встречаться и общаться со своими родственниками, связь с которыми была по каким-то причинам прервана. И, как следствие, находит множество новой, дальней родни, о которой подчас даже не подозревал. Некоторые генеалоги, например, успешно пользуются этими открывшимися возможностями, к примеру, отдыхают в отпуске только у своих родственников, которых сами же и разыскали. Приезжают к ним в гости и показывают составленное генеалогическое древо.

— К сожалению, у нас как-то не принято передавать детям рукописные сведения и документы из родовой истории. А расспросить бабушек и дедушек, и даже родителей о личных моментах их жизни мы зачастую стесняемся…

— Это психологическая проблема, но она решаема. Бывает, что ты всю жизнь живешь рядом с близким человеком и считаешь, что изучил его всего. Но когда приходит момент, например, помочь бабушке написать ее мемуары, ты понимаешь, что на самом деле не так много о ней и знаешь, а спросить и уточнить детали, факты теперь, по прошествии времени, уже стыдно. Но этот барьер надо преодолеть и все-таки задать нужные вопросы.

— Завидую тем детям, которые получают в руки уже готовую родословную своей семьи. Вероятно, это знание влияет на всю их последующую судьбу?

— Да, они волей-неволей сверяют свою жизнь с жизнью предков. Дети пытаются копировать жизнь своих родителей, а когда узнают достаточно о своих дальних родственниках, то начинают копировать положительные примеры и с них тоже — с прабабушек и прадедушек.

Сегодня очень популярны разного рода мотивирующие книги и публикации на тему «заповедей успешных людей». Мы ищем себе героев и кумиров для подражания, но не здесь, рядом, а где-то там, за горизонтом.

Мы почему-то считаем, что особенные, сверхуспешные люди находятся за пределами нашей собственной генеалогии. Но на самом деле они найдутся в роду у каждого человека, стоит только поискать. Их таланты, способности и сила — в нашей крови. Если прогуглить, например, список существующих родов с древнейшими родословными, то вы обнаружите там такие знаменитые фамилии, как Рюриковичи, Багратионы и т. д. Почему бы таким героям не оказаться и в вашей родне?

Дети, которые учат свою родовую историю, как правило, очень отличаются от тех, кто вообще не ассоциирует себя со своей семьей. Я преподаю генеалогию в школах и с удивлением вижу, что многие ребята, оказывается, не знают даже своих бабушек и дедушек, двух из четырех как минимум. Примерьте эту ситуацию на себя и представьте, что ваши внуки и внучки не будут знать о вас ничего! Зато, когда дети, наконец, узнают свою родословную, то начинают ей гордиться и взахлеб рассказывают о ней одноклассникам. Они начинают больше ценить родных и близких, правильнее относятся к ним и к собственной семье, в том числе и к той, которую создают в будущем. Известный факт — судьба пращуров нередко оказывает прямое влияние на потомков.

— Но генеалогия — это ведь наука не только о судьбах людей ушедших?

— Разумеется! Важно не забывать и людей, живущих ныне, помнить о тех, кто сейчас рядом с вами или живет где-то далеко. Одни — чистый кладезь уникального знания. Нужно пытаться собрать для себя и передать будущим поколениям их жизненный капитал.

Беседовал Владимир Воскресенский

На протяжении тысячелетий знание своего происхождения считалось неотъемлемой частью развития общества, это было делом чести, и вызывало огромное уважение. Так, узнавая предков своей семьи, дети изучали историю страны, познавали какой уклад жизни, существовал ранее, какими подвигами славились родственники, какие ценности передавались из поколения в поколение, какая существовала вера, знакомились с территориальной принадлежностью рода, с тем, каким имуществом владели предки и к какому сословию принадлежали.
В современном Мире мало людей хочет изучать историю своей семьи. Это желание искусственным образом притупилось. На это во многом повлияла революция 1917 года, которая кардинально изменила государственную идеологию. Было уничтожено понятие сословий и память о них, в школьных учебниках писали в основном о том, как все было плохо до революции и как станет хорошо после неё. Все прошлое стало устаревшим и не нужным, и молодое поколение переставало гордиться предками.

«Самое страшное, что может ждать Россию, так это то, что большевики-ленинцы заставят забыть русских людей о своих корнях. Русские люди перестанут отождествлять себя продолжателями великого рода покорителей Мира. А к власти придут носители новой смертоносной идеи – высшей степени уничтожения самобытности нации, а именно тоталитарности и многонациональности».
Павел Крушеван.
Также на родовое самосознание очень сильно повлияла вторая мировая война, были потеряны лучшие люди, люди стали массово переселяться, выжившие, не всегда возвращались на прежние места жительства, на свою «родную» землю, таким образом, многие родовые связи были нарушены.
До революции изучением родословной своей семьи занимались не из обыкновенного любопытства, это требовалось для того, чтобы определить свою принадлежность к какому-либо знатному семейству, к высшему сословию, определить наследственное право на владение землёй, сейчас же это в первую очередь потребность в сохранении нации, русского народа и России в целом. Если каждый гражданин России, позаботится о составлении родословной своей семьи для потомков, то это приведет к существенным изменениям нашей жизни и жизни нашей страны: для себя - мы проанализируем то, как жили наше предки, кем были, какие поступки совершали, какими чертами характера обладали и сделаем выводы о том, какими и нам самим нужно быть, как нужно воспитывать своих детей, к чему стремиться, чтобы не опозорить род, фамилию своей семьи; для жизни страны – мы ощутим себя важным звеном в истории рода, в истории человечества, поймем, каким образом, один единственный род может повлиять на развитие страны.
Начиная исследовать родословную, не следует считать, что заслуживают интереса только родословные каких – либо знатных лиц. Помните: история каждой семьи является неотъемлемым кусочком истории нашей страны! Таким образом, необходимо поддержать любые малейшие начинания в изучении рода, вне зависимости от того, до какого века есть возможность проследить корни, имеют ли предки принадлежность к высшим сословиям или являются мещанами или крестьянами, несут ли службу в высших офицерских званиях или являются рядовыми солдатами, - это должно стать не только обязанностью, но и естественной потребностью каждого человека. Уважение предков – одна из важнейших составляющих в воспитании личности. Принять, полюбить свой род, родственников, знать о них, проявлять внимание и заботу, тоже очень важно. В старину было поверье – где сам не устоишь, род удержит. Если в семье были трудности: пьянство, семейные разводы, бедность, люди всегда верили в потомков. Для многих подростков ответственность за судьбу рода и за родных являлась наибольшей силой не дающей опуститься на дно и загубить весь род. Когда в роду сильна преемственность и в почете понятия достоинства и чести, то чувство гордости за род укрепляет силы подростка и делает его наиболее целеустремленным и способствует большим достижениям в жизни.
Даже сейчас очень важно начать создавать и собирать любую информацию о своих предках, чтобы восстановить преемственность поколений. Понятие «безродности», как «бездомности», должно уйти из нашей жизни, потому что род - это одно из главных наследий, которое получает ребенок от рождения. Порой становится весьма обидно, что родословную своих домашних животных мы изучили лучше, чем свою собственную.
Разве не интересно вам найти у себя в родстве какого-нибудь короля? Чтобы можно было смело заявлять, что вы потомок великого правителя, который правил целым древним государством.
В завершение хочется обратить внимание читателей, что такое важное занятие, как исследование своей родословной потребует не малых затрат как личного времени, так и материальных. Ведь, если самостоятельно всё изучать, то потребуются и поездки в места проживания либо рождения предков, и необходимые знания того, из каких учреждений и источников брать информацию, но на равнее с этим - это очень интересное и увлекательное занятие, схожее чем-то с активным проведением досуга, объединенным с погружением в мир архивов и изучением истории страны. В эти моменты можно почувствовать себя некими учёными – архивариусами, ведь необходимо будет пересмотреть множество метрических книг, находящихся в церквях, исповедальных ведомостей, ревизских сказок и других исторических документов, но будьте уверены, все ваши труды не будут напрасными. Знание своих корней, наличие в доме родословной и красивое её оформление говорит о высоком культурном уровне граждан общества.
Не зная прошлого, мы не построим будущее. Уважать и чтить историю своей семьи и передавать её по наследству – вот истинная сила общества, страны и мира в целом.
Когда мы готовили первое издание нашего альманаха, мы искренне занимались поиском всех однофамильцев, прослеживали некоторые родственные связи между ними, сделали подробное описание жизни каждого и вдруг осознали, что мы дарим радость общения людям, ведь дальнейшее изучение своей родословной является прекрасным поводом для более частого общения между родственниками.

Наша компания DOO "RUSKIJ KORPUS" предлагает вам услуги по составлению родословных: мы возьмем на себя поиск информации о ваших предках в архивах, все возможные поездки, а также красиво оформим полученную информацию в один из выбранных вами вариантов, тем самым избавив вас от временных затрат. У нас самая большая база данных по представителям фамилии Шишкин, но на этом мы не ограничиваемся, наша компания ежедневно развивает свою базу данных, поэтому мы предлагаем вам услуги составления родословных и по различным другим фамилиям.

Также наша компания выпустила электронную книгу «Шишкины в истории России 1339-1905гг.» В этом большом энциклопедическом издании собрано 940 представителей фамилии Шишкин, и вы сможете найти рассказы и исторические сведения о своих родственниках! Это бесценный сборник для тех, кто изучает родословную своей семьи.
Книга представлена в электронной версии в формате PDF.

Приобрести книгу «Шишкины в истории России 1339-1905 гг.» можно в интернет-магазинах, например, «ПланетаКниг» , перейдя по ссылке:

Цена книги 690 рублей.

Либо подать заявку на нашу электронную почту [email protected] и приобрести книгу за 500 рублей.

сайт - В еженедельной рубрике «Голоса молодых» сайт поднял вопрос о необходимости знать генеалогическое древо. Мы решили узнать, важно ли знать события и людей столетней давности, и почему человек всегда свято хранил историю своей семьи и старался передать летопись родословной.

Санжыра: Для чего нужно знать своих предков (свое генеалогическое древо)?

Дмитрий Бондарев, дизайнер

«Генеалогия чем-то похожа на историю. Если не знать своей истории, можно наделать много ошибок. Со знаниями о предках передаются знания, обычаи, устои и семейные ценности, что очень легко потерять в современном глобальном мире. Но в тоже время в этом не стоит искать националистической подоплеки. К примеру, про свои корни могу рассказать до 5-6 колена. Мои предки приехали в Кыргызстан из далекой, по тем временам, Украины еще в середине 19 века. Им понадобилось 3 года, все имущество везли на быках. Раньше в Чуйской долине не было вишни, так вот предки брали ее в дорогу в бочках (отсюда и моя фамилия Бондарев от слова бондарь — мастер, который изготавливает бочки). Это был ценный кладезь витаминов, напомню поход длился 3 года! И по приезду косточки высадили. Теперь, когда ем вишневое варение, вспоминаю, откуда она у нас появилась и чувствую некую связь».

Лиза Глебова, организатор мероприятий в BOOM Studio

«Я уверена, что знание истории своей семьи и своих корней — одно из ключевых составляющих личности человека. Чувство принадлежали, ощущение себя частью чего-то большего, которое создает и укрепляет знание своих корней — это мощная сила, способная сплотить связанных по крови людей. Изучая историю своей семьи, человек лучше понимает историю страны, узнает традиции различных эпох. Я очень горжусь своей семьей. На сегодняшний день я знаю лично более 30 человек из своей семьи и могу назвать более 60, о которых слышала от родственников. Семья — это огромный источник энергии и вдохновения. Только в семье может существовать такая взаимовыручка и доверие. Нам следует ценить нашу родню и не забывать о ней».

Иван Попов, фотограф

«Все со временем уходит и забывается. Если мировую историю пишут историки, то историю вашей семьи никто за вас не напишет. Генеалогическое древо — очень важный элемент семейной истории каждого человека. Очень важно знать, кто ты и кем были твои предки. Я сам очень часто ставлю себе в пример своего деда. Для меня он — образец настоящего мужчины. Но, к сожалению, дальше своего прадеда я уже никого не знаю. Поэтому нужно начать вести собственное генеалогическое древо прямо сейчас, чтобы история сохранилась для многих поколений».

Алтынай Абдумомунова, студентка

«В нашей культуре мы должны знать свою родословную (жети ата), незнание своих предков считается позором. Также зная своих предков, мы узнаем о наличии болезней и предрасположенности к ним. Также мы узнаем, к какой ветви в генеалогическом древе мы относимся, древо показывает родственные связи. Каждый сам выбирает, безусловно, нужно ли ему знать свою родословную, но культура обязывает знать свои корни, своих предков, свое генеалогическое древо».

Эсен Жуманов, директор Dodo Pizza

«Я считаю, что человеку нужно знать о своих предках ровно по тому же принципу, почему человеку, например, интересна информация о мире. Точно так же я знаю, что моего прадеда звали Жуман. Он дал жизнь моему деду, дед — отцу, а отец уже в свою очередь мне. Это информация к сведению, которую интересно знать. Я считаю, что молодежи нужно стараться акцентировать внимание не на том, кто были их предками, не бить себя в грудь и гордиться тем, что их прапрапрадед был баатыром, а больше акцентировать внимание на том, кто они здесь и сейчас. В 21 веке успех определяет не то, кем были предки человека, а то, что он делает сейчас и чего добьется в будущем. Роль играют такие понятия как профессионализм, специальные навыки, качества, устойчивость, усидчивость, упорство и другие вещи. Поэтому особой необходимости знать, допустим, о седьмом колене и необходимости в применении этого знания, я не вижу. Это просто такая энциклопедическая информация. Сегодня есть такие люди selfmade men — люди, которые сделали себя сами. Вне зависимости от того, кем были их предки, они стараются добиться успехов, сделать жизнь лучше, не только свою, но и близких, родных, всей страны в целом. Я хотел бы, чтобы меня считали selfmade man, не как правнука какого-то человека, а того, кто добился успехов сам. Мне это больше нравится».

Милан Жанибекова, модель

«Для начала нужно уважать свои корни, свою историю, мы — это совокупность поколений наших предков, нужно быть благодарным за жизнь, которой могло бы не оказаться без них. Да и вообще знать историю своей семьи, рода увлекательно. Я лично очень любила слушать рассказы мамы о том, как история её рода переплеталась со всеобщей историей. Да и знать, какой генофонд ты несёшь, откуда пришли твои предки, как они попали туда, где ты есть сейчас, это интересно. Как Шекспир часто упоминал в своих сонетах, бессмертие в детях. Мы всегда будем жить в них, значит, и наши предки до сих пор живут в нас».

Сергей Келлер, художник студии Doxa Art-group

«Интересный вопрос. Мне кажется, к этому приходишь с возрастом, я имею ввиду желание узнать получше свою родословную: кем были твои предки и вообще историю семьи. Возможно, причина в том, что тебе самому хочется остаться в чьей-то памяти как можно дольше. А как ты, например, привьёшь уважение к истории семьи своим детям, если сам её не знаешь? Как научишь их чтить предков, если сам не знаешь их имена? Без этого и тебя забудут через поколение. Свой ответ могу дополнить только словами известной песни: «Чтобы твёрдо стоять на ногах, я должен держаться корней!».

Бека Уранов, маркетолог

«Для меня это непреложная истина как для кыргыза. С детства отец говорил, что знать имена своих предков до 7 колена — это наш долг. Но это не единственная причина, мне всегда была интересна история нашей семьи. Ведь, когда тебе рассказывают, как и где жили твои отцы, ты прикасаешься к истории. Этого не прочитать в книжках по истории или в wikipedia, эти истории — часть нашей жизни. Ну и избитая фраза: «Без знания прошлого — нет будущего».

Светлана Федотова, телеведущая

«Это история, которая важна, как для настоящего так и для будущего. В такие моменты вспоминаю манкуртов Айтматова, то как он описывает их... И понимаю, насколько важно знать свое прошлое».

Бек Садыков, диджей и саунд-актер

«Я считаю, что знание своих предков не играет ключевой роли в жизни человека, однако зачастую помогает правильно найти себя и подать обществу! Для этого нужно знать не только их имена! История для нас — это опора! Именно благодаря ей мы знаем, чего уже достигли и как, а к чему еще необходимо придти. История семьи может так же помочь в изучении своего прошлого. Скажем, не у всех людей предки были хорошими людьми. Например, у Арнольда Шварценеггера отец был в командовании фашистскими войсками, но сын не пошел по стопам отца, а стал куда более достойным человеком! Лично мой дед Кайбулда Садыков прошел ВОВ. Он не сидел в тылу, он — фронтовик. Служил в артиллерии. Я никогда не забуду ни его, ни его истории военных лет и постараюсь передать потомкам. А тем самым мы вернулись к результирующему доводу, который звучит так, что знание своих предков помогает обрести себя, гордиться предками и не повторять ошибок прошлого!».

Ролан Сейитбеков, композитор

«Санжыра у меня дома есть, написанный дедушкой при жизни до 11 колена. Обычно все знают только до седьмого, а у меня так получилось, что до одиннадцатого. Вопрос многогранный. Я не считаю, что нужно всем знать. Например, для меня важно знать, какими были мои предки, какие гены у меня, почему я именно такой... Я композитор, и мне интересно, почему моя музыка тяготеет к Персии, именно к Древней Персии. Жаль, про жен моих предков известно мало. Видимо, были жены, чьи корни уходят глубоко в Персию или в Египет. Для меня вот с этой стороны интересно знать. А если у человека нет интереса к своим генам, значит, ему и до себя нет дела. Это мое субъективное мнение, ведь для кого-то такая информация лишняя или пустая. Я хотел узнать и узнал. Да, на эту тему говорить, оказывается, можно долго».

В качестве главной фотографии к публикации использован кадр из семейного архива Найманбая Кошоева, 1932 год

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ЗНАТЬ ИСТОРИЮ СВОЕГО РОДА. В последнее десятилетие к генеалогии обращается все большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются ученые и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары. Для чего мы изучаем историю своего рода? - Ч тобы извлекать уроки и не повторять ошибок своих предков. Ведь в жизни все повторяется… Чтобы гордиться славою своих предков. Чтобы не думать, что мы вот явились, и мы самые лучшие, а до нас ни чего не было. Чтобы лучше знать себя. Вот главные задачи генеалогии: 1. Знания о славе предков имеют воспитательный характер. 2. Эти знания постоянно связаны с мыслями о чести. 3. Генеалогия учит добродетели, заставляет стремиться к славе. 4. Честь аккумулируется в тех фамилиях и домах, в которых слава от наследника на наследника, от рода в род переходит. 5. Генеалогия должна охранять стабильность уверенности и богатства. Не знать историю своего рода – признак низкой культуры. Еще А.С. Пушкин писал, что «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Само выражение «Иван, не помнящий родства» означает человека пустого и никчемного. И как дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле, также и род, утративший родовую память, родовое самосознание – близок к искоренению. Сейчас не много людей знает историю своей семьи, своего рода. К сожалению, чувство рода притупилось. Или просто мы не желаем знать о своих предках ничего? Но, кажется, здесь дело в другом. Огненный разлом революции 1917 года кардинально изменил государственную идеологию. Перед школой была поставлена задача оправдать необходимость совершенного большевиками переворота: сначала свержения царя, а затем и временного правительства. И поэтому в книгах и школьных учебниках писали, в основном, о том, как плохо все было до революции и как стало хорошо после нее. Вместе с сословиями уничтожалась и память о них. Между отцами и детьми искусственно создавались противоречия – духовные, нравственные и идеологические. Молодое поколение должно было не гордиться предками, а «понимать» ничтожность их устремлений и их жизненных интересов. Все прошлое было отжившим, устаревшим, гнилым и не нужным. Вспомните «Интернационал»: «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим…». Только вряд ли на обломках можно построить что-то стоящее. история нам это поаказала. Да и ломать не строить. Строить несравненно сложнее, и времени займет больше. Между поколениями отдельных семей и родов, между связью времен, между прошлым и будущим, современниками и предками был вбит клин, осиновый кол революции. Было совершено самое страшное предательство, которое только возможно. Была предана история, преданы корни, предано то, что дало жизнь стране, что сформировало ее. Это было все равно, как если бы ребенок предал мать. Вот так же и революция предала Россию. Семейственность, семейное предание целенаправленно разрушалось. Естественно было ослаблено и родовое чувство, то есть нарушен фундамент семьи, которая искала опору в традиции, в истории. Евангельские заповеди, которые соединяли сотни поколений, были объявлены опиумом для народа. Современный упадок в семье, нравственности, рождаемости является именно следствием этой политики. В царской России, как и в любой другой традиционной стране, люди проживали на своей родной земле целыми столетиями. Для того чтобы «построить» новое общество, надо было разорвать связь людей с землей и друг с другом, т.е. разрушить родовое самосознание. Эта задача решалась следующими средствами: Насильственное переселение людей с места на место, не важно куда, лишь бы подальше от родины. «Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону…» Гражданская война давно кончилась, а приказ действует до сих пор. Репрессии, которые очень часто шли по родам. Это вызвало многочисленные отказы от своих ближайших родственников. Коллективизация во многом представляла насильственное переселение лучших людей со своей земли. Огромный ущерб родовому самосознанию принесла 2 мировая война, выкосившая лучших людей и вызвавшая массовое переселение с оккупированных территорий. Выжившие переселенцы не всегда возвращались на свою землю, а родовые связи были нарушены. При Хрущеве огромный вред нанесла политика неперспективных деревень и борьба с подсобным хозяйством. Приведение примеров может продолжить каждый думающий человек. Возможно ли теперь восстановить родовое чувство? Ведь механическое воссоздание древа рода – это еще не восстановление духовного единства. Род тогда имеет корень, когда он одухотворен. А как этого добиться? Это и легко, и сложно. Это не потребует материальных затрат, но потребует большого напряжения нравственных, душевных сил, сил разума. Для этого нужно работать, нужно заставить потрудиться душу, надо понять предназначение человека и рода на земле, обрести смысл жизни рода. И при таких условиях изучение родовой истории – это только первый шаг к духовному единству. Сделаем попытку разобраться в философии рода, выстроить перечень генеалогических понятий, дать им объяснение и определение, чтобы, опираясь на них, можно было серьезно проанализировать результаты своих изысканий в области родословной. Они необходимы для серьезного анализа жизни и деятельности всякого рода. В каждое из определений нужно обязательно вдуматься и спроецировать его на историю своей семьи, на собственные задачи. Начало рода Каждый род имеет свое начало и свой конец. Родоначальником мы считаем того представителя, в котором обозначились первые признаки родовой идеи. Хотя мы склоняемся к мысли, что каждая идея требует «инкубационного» периода, вынашивания ее, создания благоприятных условий для зарождения, и поэтому считаем, что работа над реализацией родовой идеи начинается задолго до появившихся ее очертаний в родоначальнике, то есть к ней причастны все предыдущие поколения рода. Именно поэтому мы и выявляем всех представителей данного рода и тех, кто дал жизнь родоначальнику. Концом рода в генеалогии считается полный отход представителя рода от родовой идеи, измена этой идее и непередача ее по наследству другому члену рода, в бытовом плане концом рода считается физическая смерть последнего его представителя. Идея рода Категория, отличающая данный род от другого рода. Идея каждого рода предопределена свыше. В ней заключается смысл его существования. Она получает воплощение в то и дело проявляющихся непроизвольных устремлениях отдельных членов рода или рода в целом. Идея может существовать и рассматриваться лишь как составная часть идеи народа. Всплеск рода Казалось бы, на фоне затихшей, угасшей жизнедеятельности рода явное проявление идеи в конкретной деятельности редко можно встретить. В истории мы найдем немного примеров, чтобы тот или иной род вообще мог жить постоянно активной, напряженной жизнью. Как показывает история развития родов, в каждом из них есть такие поколения, на которых основная идея не выказывается, и род в них как бы отдыхает. Даже в благословенных родах Рюриковичей и Романовых мы видим в отдельных их представителях периоды необыкновенной активности и периоды упадка. Упадок рода Временное отступление одного или нескольких членов рода от идеи ведет к упадку рода. Упадок рода может иметь различные степени отхода от идеи. К упадку ведут как объективные, так и субъективные причины. Ценность рода в отдельные периоды Проявляется в основном при стабильной жизнедеятельности рода и в критические моменты для государства, хотя и не всегда. Иногда мы ее можем рассматривать как затянувшийся всплеск. История государств состоит в основном из описания всплесков отдельных членов рода или большинства представителей народа. Но и в эти периоды ценность каждого рода далеко не одинакова. Расцвет рода Период наиболее полной реализации жизненной идеи рода, характерный для его отдельных или нескольких представителей. По незнанию многие гордецы относят к расцвету рода материальный расцвет и преуспевание в обществе. Жизненно-историческое выражение истории рода Конкретное проявление идеи рода может выражаться как в отношении к жизни собственного рода, так и в отношении государства, всего человечества. Историческая задача рода Судьба, крест рода, заданный свыше и осмысленный представителями рода и сознательно принятый ими и воплощаемый всем ходом жизни. На протяжении нескольких поколений перед родом ставятся одни и те же задачи, но каждое поколение должно решить их по-своему. Энтилехия рода Особые органы рода, явленные в виде одаренности (талантов) отдельных членов рода (духовных, умственных, творческих, волевых). Циклы родовой жизни Жизнь рода в выражении идеи неравномерна. Порой эта идея может обозначаться очень ярко, порой нивелироваться, а иногда и теряться среди второстепенных задач рода. Иногда эти последние могут брать верх у отдельных членов семьи. Роль циклов в проявлении родовой идеи При осознанном подходе к идее рода его представители приближаются к ее воплощению, при игнорировании этой идеи - удаляются. Проследите цикличность жизни рода. Составьте ее график. Обратите внимание, нет ли в этой цикличности каких-либо закономерностей. Период развития рода по инерции В периоды упадка рода, казалось бы, он может окончательно заглохнуть, но проходит жизнь поколения, второго, и идея рода вновь находит проявление. Не реализовавший свою идею род может умереть и лишь давать потомство по инерции. Жизненная энергия рода и ее проявления Потенциал рода заложен изначально с его зарождением и постоянно подкрепляется жизненными силами других родов при слиянии ветвей одного рода с другим. Жизненная энергия рода может усиливаться, ослабевать, иссякать, а может послужить детонатором для взрыва родовой идеи. Преумножение жизненной энергии Процесс аккумулирования энергии рода управляем, достигается он чаще всего притоком надлежащей крови, а порой и волевым процессом. В прежние времена старшее поколение интуитивно руководило этим процессом при сватаний детей, при подборе жениха и невесты друг другу. Излишне было бы здесь преувеличивать роль материальных интересов. Во главу угла чаще всего при этом ставились родовые интересы. Периоды рождения стойкого потомства Это, несомненно, происходит в периоды жизнедеятельности и особенно расцвета рода, но они могут наступать и после, казалось бы, полного угасания рода при реализации жизненной задачи, но при притоке надлежащей крови. И тогда может наступать новый всплеск рода, правда уже с новой родовой идеей. Ветви рода и проявление в них родовой идеи Побеги родового древа не в одинаковой степени являются активными в проявлении родовой идеи. Задача наименее слабых - поддерживать жизненную энергию ветвей, способных реализовать идею рода, а иногда перед ними стоит самая примитивная задача - не дискредитировать идею рода. Условия роста родовой ветви Чаще всего новая родовая ветвь появляется тогда, когда прежняя родовая идея реализована и роду незачем жить. Новая родовая ветвь чаще всего представляет собой молодой побег. Случается, правда, когда в роду одновременно развиваются несколько побегов. Появление новых родовых идей и новых исторических задач Если прежняя родовая идея имела не только для рода, но и для человечества колоссальное значение, то довольно редко новая идея может сколько-нибудь приблизиться по значению к первой. Хотя бывало не раз так, когда накопленной жизненной энергии рода хватало на два-три поколения, воплощавших как бы новую родовую идею. Но если мы присмотримся, то в основном это было все же развитие прежней родовой идеи на более высоком уровне. Представители рода, наиболее полно выразившие исторический смысл рода При анализе родовой идеи того или иного семейства мы обязательно заметим, что идея нахо дила выход в определенном представителе рода, хотя работал на нее весь род. Именно эти расставленные родом акценты и позволяют нам определить его главную идею. Закон роста рода Закон роста рода прослеживается в его жизнедеятельности и направленности уси лий отдельных представителей на выполнение основной родовой задачи. Как мы уже говорили, начатки родовой идеи закладываются еще в представителях «внеродовых» поколений, а в родоначальнике - лишь акку мулируются и выражаются во всю силу, поэтому не случай но говорится, что тот или иной представитель выплеснул идею рода. Род для этого жил, копил энергию, силы, преумножал их и, возможно, нащупывал ее основы. Вместе с совершенствованием путей реализации родовой идеи совер шенствуется и сам род. По высоте родовой идеи можно судить и о духовной высоте рода. Возрасты рода Каждый род проходит определенные возрасты, верстовыми столбами кото рых являются всплески в жизни рода. Род рождается, проходит период младенчества, юности, зрелого возраста, старости, дряхлости и смерти. Помимо этапных возрастов каждый род имеет возраст - это тот срок, который отпущен роду для выполнения своей задачи, осуществления родовой идеи. Сами возрасты не равнозначны и не одинаковы. Для одних родов это несколько сот лет, другие ограничиваются одним - двумя столетиями. Точно так же и периоды младенчества, юности, старости у каждого рода различны. Эти периоды могут измеряться отрезками времени от нескольких десятилетий до нескольких столетий. Выражение свободы рода Оно лежит в ответственности каждого члена перед своим родом в осуществлении родовой идеи, а заключается в свободе выбора того или иного пути, в проявлении или не проявлении воли и желания участвовать вместе со своим родом в решении одной задачи. Это свобода рода, превосходящая мощью своего творчества свободу отдельного члена общества. Соотношение жизни рода и жизни отдельных представителей рода Каждый человек от рождения имеет свою жизненную задачу, свой крест. И каждый человек перед Лицом Суда ответит за то, как он нес этот крест. Но каждый человек не может рассматриваться независимо от рода, перед которым стоят задачи более значимые для истории. И вот здесь-то человек несет ответственность не только перед родом, но и перед Тем, Кто наделил его этим крестом. Периоды духовного напряжения в жизни представителей рода В результате того, что члены рода постоянно отходят от образа Божьего и не вдумываются в идею рода, наше отношение к ней постоянно нуждается в корректировке. Но даже при крайней нашей забывчивости идея рода непременно напомнит и даст знать о себе. И тогда в определенный период кому-то из представителей будет дана возможность вывести свой род на стезю, соответствующую первоначальному замыслу. Вот тут-то необходимо будет проявить максимум усилий и подтянуться, духовно напрячься и на этих поворотах сделать выбор, сказать либо «да», либо «нет» высшему о нем решению. Так бывает и в жизни отдельного человека, нор неизмеримо ответственнее эти узловые точки в жизни целого рода. И тут род волен сказать «нет» собственной своей идее и вырвать из себя источник жизни. Сегодня, на наш взгляд, именно такой период. И мы с вами в ответе за судьбу собственного рода. На нас смотрят наши потомки, как мы выполним возложенную на нас задачу. Сегодня на графике жизнедеятельности нашего рода даже не узловая точка, а критическая, судьбоносная. Узловые точки в жизни рода Критические точки приближения и удаления рода от родовой идеи. Критические моменты в жизни рода, когда необходимо принять решение. Моменты корректировки идеи рода, требующие духовного напряжения в жизни представителей рода. Источник жизни рода Энергетический импульс, заложенный свыше в родоначальнике (а по сути дела, еще раньше, в роду, в котором незаметно вызревал, набухал, крепился, аккумулировался и для которого род был питательной средой и выплеснулся в члене рода, называемом родоначальником). Передаваемый генетически, через воспитание, образование, культуру другим членам рода. Использование предоставленной возможности реализовать идею рода Каждому поко лению в той или иной мере предоставляется возможность в реализации идеи рода, но на отдельных представителей его падает особая ответственность. Иногда она мо

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.