Устройство сцены

Продолжая путешествие по театральному миру, мы с вами сегодня попадем в мир закулисья и узнаем значение таких слов, как рампа, авансцена, декорации, а также познакомимся с их ролью в спектакле.

Итак, войдя в зал, каждый зритель сразу обращает свой взор на сцену.

Сцена – это: 1) место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» – отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.

Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.

Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле – внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»). Но не все из нас знают, что сцена делится на несколько частей. Принято различать: авансцену, арьерсцену, верхнюю и нижнюю сцену. Давайте попробуем разобраться с этими понятиями.

Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.

В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля. Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.

Невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала, называется рампа . Кроме того, рампа прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены. Часто этим словом называют и саму систему театральной осветительной аппаратуры, помещаемой за этим барьером и служащей для освещения пространства сцены спереди и снизу. Для освещения сцены спереди и сверху используют софиты – ряд ламп, расположенных по бокам от сцены.

Арьерсцена – пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.

Нижняя сцена – часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.

А еще у сцены, оказывается, есть карман! Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.

Названная в предыдущем определении «фурка», наряду с «колосниками» и «штанкетами», входит в техническое оборудование сцены. Фурка – часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.

– решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.


Штанкет – металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.

В академических театрах все технические элементы сцены скрыты от зрителей декоративным обрамлением, в которое входят занавес, кулисы, задник и падуга.

Входя в зал до начала спектакля, зритель видит занавес – полотнище ткани, подвешенное в зоне портала сцены и закрывающее сцену от зрительного зала. Его еще называют «антрактно-раздвижной» или «антрактный» занавес.

Антрактно-раздвижной (антрактный) занавес является постоянным оборудованием сцены, закрывающим ее зеркало. Раздвигается перед началом спектакля, закрывается и открывается между актами.


Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Антрактно-раздвижной занавес может быть нескольких типов. Наиболее часто применяются вагнеровский и итальянский.

Состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложениями. Оба крыла данного занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены, зачастую оставляя нижнюю часть занавеса видимой для зрителей.


Обе части итальянского занавеса раздвигаются синхронно с помощью тросов, прикрепленных к ним на высоте 2-3 метров и тянущих занавес к верхним углам просцениума. Сверху, над сценой, располагается падуга – горизонтальная полоса ткани (иногда выступающая в роли декораций), подвешенная на штанге и ограничивающая высоту сцены, скрывая верхние механизмы сцены, световые приборы, колосники и верхние пролеты над декорациями.


Когда занавес открывается, зритель видит боковое обрамление сцены, выполненное из полос ткани, расположенных вертикально – это кулисы .


Арьерсцену от зрителей закрывает задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

На сцене располагаются декорации спектакля.

Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.


Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной. Среди основных функций декорации – иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.

Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое искусство, которое называется сценография. В разные времена значения этого слова менялись.

Сценография у древних греков – искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники. В эпоху Возрождения сценографией называлась техника разрисовки холста задника. В современном театральном искусстве это слово представляет науку и искусство организации сцены и театрального пространства. Собственно декорация – результат работы сценографа.

Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.

В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.

В сценографию (декорационное оснащение спектакля) входят реквизит – предметы сценической обстановки, которыми актеры пользуются или манипулируют по ходу действия пьесы, и бутафория – специально изготовленные предметы (скульптуры, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях вместо настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчеркнутой выразительностью внешней формы. При этом бутафоры обычно отказываются от воспроизведения не видимых зрителю деталей.

Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу.

В следующий раз узнаем подробнее о некоторых театральных профессиях, представители которых не только создают непосредственно спектакль, но и обеспечивают его техническое сопровождение, работают со зрителями.

Определения представленных терминов взяты с сайтов.

К технике сцены относится архитектурное устройство сценической коробки, ее оборудование, а также технические приспособления, которые иногда изготавливаются специально для конкретного спектакля.

Устройство сцены: 1 - зрительный зал, 2 - оркестровая яма, 3 - авансцена, 4 - антрактовый занавес, 5 - софиты, 6 - декорации, 7 - панорама, 8 - задник; 9 - планшет сцены; 10 - арьерсцена; 11 - трюм; 12 - суперзанавес; 13 - колосники; 14 - падуги.

Тип сценической площадки, какой мы ее видим сегодня, зародился в XVI в. и с тех пор совершенствовался, но принципиально не менялся. В наши дни, при всем многообразии театральных зданий, сцена представляет собой, как правило, замкнутую со всех сторон коробку. Когда раздвигается занавес, мы видим из зала лишь небольшую часть всей сцены - собственно сценическую площадку, на которой происходит действие. Это - второй этаж сцены, которая в современном театре имеет три этажа. Первый этаж скрыт под планшетом сцены. Туда ведут люки, имеющиеся в планшете.

Сценическая площадка отделена от зрительного зала каменными порталами. «П»-образный вырез в портальной стене, закрытый обычно занавесом, называется зеркалом сцены. Расстояние между порталами и их высота определяют размеры зеркала сцены. За каменными порталами обычно находятся порталы раздвижные. Сдвигаясь, они, если это необходимо, сужают зеркало сцены. Высоту его снижает, когда это требуется, подзор, который может опускаться и подниматься. Делается подзор из плотной материи, натянутой на жесткую раму.

Сразу за порталом вверху, во всю его ширину - перед основным, антрактовым занавесом - подвешен мягкий арлекин, обычно сшитый из того же материала, что и занавес. Вверху за порталом подвешен также пожарный занавес из железобетона, который опускается в случае пожара и наглухо отделяет сцену от зрительской части.

За основным занавесом обычно висит дополнительный - игровой занавес, или суперзанавес. Он бывает и раздвижным, и подъемным. Часто суперзанавес изготавливают специально к конкретному спектаклю, и его внешний вид зависит от общего решения художественного оформления.

Справа и слева от сценической площадки, за порталами, находятся так называемые карманы - просторные помещения, в которых хранятся декорации спектаклей театрального репертуара. В карманы также монтируется оформление для каждой следующей картины пьесы и с помощью специальных приспособлений выдвигается на сцену. Так обеспечивается быстрая смена декораций во время спектакля.

Карманы и боковая часть сцены во всю ее глубину скрыты от зрителей рядом кулис - больших декоративных полотнищ прямоугольной формы, которые подвешиваются вертикально справа и слева от сцены. Замыкаются кулисы цельным полотнищем - задником или раздержкой (разделенной на две половины, которые могут, как занавес, расходиться в разные стороны).

Часть сцены за задником, в глубине, называется арьерсценой. Площадка перед основным занавесом - это авансцена, или просцениум. Иногда арьерсцена в спектакле открыта зрителю, и тогда можно видеть горизонт, который тянется вдоль задней стены сценической коробки и несколько загибается вдоль боковых стен. Горизонт называют еще радиусом. В современных театрах он делается из специального белого пластического материала, который туго натягивается на жесткую раму. Такой горизонт не дает при освещении морщин и хорошо принимает на себя любой свет и цвет.

Каждая пара кулис наверху замыкается падугой - узким длинным полотнищем, подвешенным горизонтально. Несколько планов падуг составляют тот своеобразный «потолок» над сценической площадкой, который мы видим из зала.

Кулисы, падуги, задник, раздержки - все это вместе составляет одежду сцены, обычно в театре имеется несколько ее комплектов: черная, белая, цветная, из материалов различной фактуры и плотности. Одежду сцены нередко шьют специально для данного спектакля по эскизам художника.

Часть сценической коробки от «потолка» из падуг и до настоящего потолка - это и есть третий этаж сцены. Обычно в театральных зданиях расстояние от падуг до потолка в 1,5-2 раза превышает высоту от планшета сцены до падуг. В этом случае поднятые наверх декорации полностью скрыты от зрителей, сидящих в зале.

Высоко, под самым потолком, находятся колосники - деревянная решетка, к которой на тросах крепятся штанкеты - металлические трубы или деревянные брусья. На штанкетах подвешиваются одежда сцены, светоаппаратура, детали оформления. Вес штанкетов и закрепленных на них предметов уравновешивается набором противовесов - для облегчения подъема и опускания штанкетов. Вся эта система называется системой подъемов. По стенам вокруг сцены расположены галереи, соединенные между собой узкими мостиками. В некоторых театрах над колосниками, под самым потолком смонтирован водяной противопожарный занавес.

Техника и механизмы применялись в театре с очень давних времен. Известно, например, что в античном и средневековом театрах в финале спектакля, как правило, откуда-то сверху появлялся «бог» и парил над сценой на специальном приспособлении. Он был необходим, чтобы благополучно разрешить все проблемы: наказать порок и наградить добродетель. Этот персонаж назывался по-латыни - deus ex machina (бог из машины). В нынешнем театре технические приспособления сцены не называют «машинами», но до сих пор бытует термин «машинерия» - так собирательно называют механизмы, которыми оборудована театральная коробка. А рабочих монтировочного цеха, устанавливающих и меняющих на сцене декорации, называют монтировщиками или машинистами сцены.

При помощи системы подъемов можно быстро менять плоские декорации, одну поднимая под колосники, другую опуская на планшет. Для той же цели служит круг, врезанный в планшет сцены, или вращающийся барабан, вся нижняя часть которого скрыта в трюме. В барабане обычно устроены специальные опускные площадки - плунжеры. На них декорация подается на сцену снизу, из трюма. Кроме того, такие площадки, поднятые над уровнем сцены на разную высоту, создают рельеф планшета, необходимый для данного спектакля.

Для подачи смонтированной декорации из карманов или с арьерсцены вместо круга иногда используют фурки - подвижные площадки на небольших колесиках. Фурки двигаются по специально установленным, направляющим «дорогам».

У театральной техники есть и другая функция - создание сценических эффектов , необходимых по ходу действия.

Развитие техники позволяет архитекторам осуществлять смелые проекты, вводить множество технических новшеств в театральные здания. Поднимающийся пол оркестровой ямы увеличивает и приближает к зрителю авансцену. Складные порталы и выдвигающиеся вместо них на сцену ряды кресел продолжают амфитеатр зрительного зала и почти замыкают его в кольцо. Партер освобождается от кресел и поднимается до уровня планшета сцены - сцена оказывается почти со всех сторон окруженной зрителями. Существуют и другие виды трансформации зрительного зала и сцены.

Расстановка ударений: УСТРО`ЙСТВО СЦЕ`НЫ

УСТРОЙСТВО СЦЕНЫ. Устройство совр. сцены явилось результатом длительной эволюции, связанной с общим развитием театр. иск-ва и принципов декорационного оформления спектакля. Эстетика и драматургия античного т-ра, т-ра эпохи Шекспира или Мольера и др. обусловили соответствующее устройство сценич. площадки (см. Древнегреческий театр, Древнеримский театр, Сцена ).

Эволюция сцены греческо-римского т-ра:

1. Орхестра. 2. Скена. 2-я пол. 5 в. до н. э. 3. Проскений. 1 в. до н. э. 4. Сцена древнеримского театра (действие происходит на просцениуме)



Планы сцен: 1. Шекспировского театра "Глобус". 2. Т-ра "Олимпико" в Виченце. 3. Т-ра "Фарнезе" в Парме

Современная сцена представляет собой сложное архитектурно-техническое сооружение. В одних случаях это портальная сцена, снабжённая разнообразной сценической техникой (см. Оборудование сцены ), в других - трансформирующаяся сцена, которая может превращаться в одну из обычных театр. сцен. Глубинная сцена, возникшая в 18 в., является осн. типом совр. сцены. Она отделяется от зрительного зала портальной стеной и сообщается с ним через портальный проём - зеркало сцены. Для глубинной сцены обязательно чёткое ограничение её пределами портальной арки. Размеры портала определяются характером представления (опера, драма), вместимостью зрительного зала и особенностями его структуры. В свою очередь портал определяет размеры осн. частей глубинной сцены. Глубинная сцена состоит из 3 частей - колосников, собственно (или основной) сцены и трюма. Колосники - верхняя часть сцены (высота не менее 2 м), служащая для установки блоков сценич. механизмов и для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Над колосниками помещаются дымовые люки (см. Люки дымовые). Основная сцена (по высоте в 3 раза больше зеркала сцены) занимает пространство между колосниковой решёткой и планшетом сцены. Она состоит из т. н. игровой (или средней) сцены, доходящей до уровня высоты зеркала сцены, и верхней сцены, находящейся выше зеркала сцены и служащей для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, разл. сценич. механизмов. Верхняя сцена оборудована рабочими (или машинными) галереями и переходными мостиками. Рабочие галереи (их ширина зависит от ширины сцены) имеют несколько ярусов, расположенных вдоль правой и левой стены, а также и по задней стене сцены. Первая галерея находится на 1 - 1,5 м выше зеркала сцены. Расстояние между галереями 2 - 4 м. Рабочие галереи сообщаются между собой и со сценич. площадкой лестницами и лифтами (по вертикали), переходными мостиками (по горизонтали), к-рые служат и для выполнения ряда сценич. эффектов. Непосредственно под самыми мостиками в целях максимального использования сценич. пространства подвешиваются софиты, освещающие живописные декорации. Трюм, или нижняя сцена, занимает пространство, расположенное ниже сценич. площадки. Иногда состоит из неск. этажей, верхний из к-рых наз. первым трюмом (далее идут 2, 3, 4-й и т. д. трюмы). В трюме размещены установки разл. сценич. механизмов, подъёмно-опускных устройств и приспособлений для сценических эффектов. Наиболее важный - первый трюм, высота которого должна быть не менее 2 - 2,25 м; сюда сходят или "проваливаются" по ходу действия некоторые персонажи, отсюда они могут появиться на сцене, здесь же располагается суфлёрская будка и светорегуляторная будка.

По горизонтали сцена делится на авансцену, просцениум, игровую часть, закулисные пространства, или боковые карманы, и арьерсцену. Авансцена - передняя часть сцены. Просцениум представляет собой часть сцены, выступающую в сторону зрительного зала и расположенную перед занавесом. Игровая часть сцены делится на планы, т. е. на отдельные участки сцены, параллельные портальной стене. Каждый план оборудован комплектом штанкетных и индивидуальных подъёмов, а также софитом. Настил игровой площадки сцены при неподвижном планшете одинаков на каждом плане. Он состоит из ряда съёмных прямоугольных деревянных щитов (размер 1м X 1 м, толщина 50 - 60 мм). Принцип съёмных щитов даёт возможность поднимать и опускать персонажей в любом месте сценической площадки, не нарушая её конструкции. При оборудовании сцены поворотным кругом или подъёмно-спускным планшетом принцип настила несколько меняется. В закулисных пространствах устанавливаются декорации для следующей картины спектакля (сюда же транспортируются декорации прошедшей картины), находятся пульты управления разл. сценич. механизмами, помещается светоаппаратура спектакля, в муз. т-ре - пульт режиссёра, ведущего спектакль, площадка хормейстера, место машиниста сцены и др. В пределах закулисных пространств находятся и рабочие галереи. Боковые карманы (см. Карманы сцены) устраиваются для динамичной смены Декораций с помощью накатных площадок - фурок. Благодаря электроприводу площадки могут перемещаться к портальному отверстию и обратно. Высота кармана должна быть больше высоты зеркала сцены, а глубина - больше ширины зеркала сцены. Арьерсцена - глубинная часть сцены. По размеру она меньше осн. сцены. Имеет колосники и трюм, в к-ром обычно помещается сейф для хранения в скатанном виде мягких живописных декораций. Она оборудована декорац. подъёмами и др. механизмами. Осн. назначение арьерсцены - увеличение глубины осн. сцены. На арьерсцене обычно устанавливаются Декорации последующих картин спектакля, приборы свето- и кинопроекций (в оперном т-ре здесь же смонтирована система колоколов).

КОЛОСНИКИ СЦЕНЫ решётчатый настил над сценой, оборудованный блочными устройствами для смены декораций, подъёма и спуска осветительной арматуры и занавеса

(Болгарский язык; Български) - сценичен ролбоден

(Чешский язык; Čeština) - rošt provaziště

(Немецкий язык; Deutsch) - Schnür - und Rollenboden

(Венгерский язык; Magyar) - színpadi rostelyszint

(Монгольский язык) - тайзны сараалж

(Польский язык; Polska) - rusztowanie sceny

(Румынский язык; Român) - suporţi de decoruri

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) - noseća konstrukcija kulisa

(Испанский язык; Español) - telares

(Английский язык; English) - gridiron

(Французский язык; Français) - herses; cintres

Строительный словарь .

Смотреть что такое "КОЛОСНИКИ СЦЕНЫ" в других словарях:

    колосники сцены - Решётчатый настил над сценой, оборудованный блочными устройствами для смены декораций, подъёма и спуска осветительной арматуры и занавеса [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики здания, сооружения … Справочник технического переводчика

    Ов; мн. (ед. колосник, а; м.). 1. Чугунная решётка в топках для прохода воздуха. 2. Настил из жердей для просушки снопов, хмеля и т.п. 3. Театр. Решётка из брусьев, расположенная над видимой частью сцены для крепления и спуска декораций,… … Энциклопедический словарь

    КОЛОСНИКИ, ов, ед. колосник, а, муж. (спец.). 1. Чугунная решетка в печах для прохода воздуха под топливо и выхода золы из топки. 2. мн. Верхняя часть сцены с механизмами для укрепления декораций. | прил. колосниковый, ая, ое. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

    Верхняя часть сцены (невидимая зрителю) для установки блоков, сценических механизмов и подвески элементов декораций … Большой Энциклопедический словарь

    Мн. 1. Чугунные детали колосниковой решетки с отверстиями для подвода воздуха под топливо в печах. 2. Устройство в верхней части сцены для укрепления декораций. 3. Настил из жердей на гумне, в риге и т.п. для сушки или хранения снопов ржи, хмеля… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Верхняя часть театральной сцены, арены цирка или съёмочной площадки павильона киностудии. К. служат местом для установки верхних блоков, сценических подъёмов и устройств, размещения осветительных приборов. Основной элемент К. решетчатый… … Большая советская энциклопедия

    Ов, мн. (ед. колосник, а, м.). 1. Чугунная решетка в топках для прохода воздуха. 2. Настил из жердей для просушки снопов, хмеля и т. п. На колосниках, плотно, сноп к снопу, комлями вниз, сушилась рожь. В. Смирнов, Открытие мира. 3. театр. Решетки … Малый академический словарь

    колосники - о/в; мн. (ед. колосни/к, а/; м.) см. тж. колосниковый 1) Чугунная решётка в топках для прохода воздуха. 2) Настил из жердей для просушки снопов, хмеля и т.п. 3) театр. Решётка из брусьев, расположенная над видимой частью сцены для крепления и… … Словарь многих выражений

    Йеснер, Леопольд - (Jessner, Leopold) (03.03.1878, Кенигсберг, сейчас Калининград, Россия, 30.10.1945, Голливуд, США) немецкий режиссер, директор ряда театров, актер. Как актер дебютировал в 1897 в Котбусе, затем играл в Бреслау (Вроцлав), в Берлине, участвовал… … Энциклопедический словарь экспрессионизма

    - (греч. theatron, место для зрелищ, зрелище), род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Традиционно включает в себя сцену площадку, где происходит действие, и зрительный зал. Сцена … Энциклопедия Кольера

выдвинутая в зрительный зал.

Авансцена занимает пространство, равное по ширине портальной арке,

от красной линии сцены до рампы. В оперных и балетных спектаклях

авансцена часто используется в качестве игровой площадки. В

драматическом театре авансцена служит преимущественным местом

действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся

связующим звеном между основными картинами спектакля.

    Антрактный занавес - театральный занавес, снабженный клапаном,

прикрывающим широкое отверстие, проделанное в центре занавеса. При

выходе актера на вызов зрителя рабочие оттягивают этот клапан в

глубину первого плана сцены.

    Аппаратура бокового освещения

Аппаратура бокового освещения в театре - осветительные приборы

прожекторного типа, устанавливаемые на портальных кулисах, боковых

осветительских галереях и пр.

    Аппаратура верхнего освещения

Аппаратура верхнего освещения - в театре - осветительные приборы,

подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по ее

    Аппаратура выносного освещения

Аппаратура выносного освещения в театре - рампа, а также прожекторы,

установленные вне сцены, в различных частях зрительного зала.

    Аппаратура горизонтного освещения

Аппаратура горизонтного освещения в театре - осветительные приборы,

служащие для освещения театральных горизонтов.

Механооборудование сцены.

    Арьерсцена (от фр.Arriere - сзади) в театре - пространство позади основной сценической площадки.

Арьерсцена является продолжением основной сцены,

используется для создания иллюзии большой глубины пространства и

служит резервным помещением для установки декораций, которые создают иллюзию пространства большой глубины. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг, с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

    Асфалейя система - система устройства подвижного планшета сцены,

предполагающая разделение планшета на подъемно-опускные планы,

делающие его подвижным. Каждый план, в свою очередь, может

разделяться на несколько подвижных частей. Для приведения в действие

подвижного планшета в трюме устанавливается гидравлическая силовая

установка.

    Боковой карман сцены

Боковой карман сцены - помещение для динамичной смены декораций с

помощью накатных площадок (фурок). Боковые карманы располагаются с

двух сторон сцены на уровне планшета за пределами боковых стен

основной коробки сцены. Размеры кармана позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.

    Верхняя сцена

Верхняя сцена - часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала

сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована

рабочими галереями и переходными мостиками, служащая для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов. На боковых стенах верхней сцены располагаются в несколько ярусов рабочие галереи.

    Внутренний просцениум - пространство сцены, заключенное внутри

декоративного портала сцены.

    Декоративный портал сцены - временное обрамление первого плана

сцены. Декоративный портал имеет боковые проходы, специальный

занавес и потолок. Он представляет собой часть декорационного

оформления спектакля и используется для сокращения размеров зеркала сцены.

    Выносной софит - группа осветительных приборов, расположенных в один или два ряда в зрительном зале сверху перед порталом сцены.

    Высота сцены - расстояние от планшета сцены до колосников. Обычно

высота сцены в 2.5-3 раза превышает высоту зеркала сцены, что

позволяет менять декорации путем их подъема и спуска.

    Грузоподъемные машины - подъемные краны всех типов,

краны-экскаваторы, тали и лебедки для подъема груза и людей.

Индивидуальный подъем (сценический подъем)

Индивидуальный подъем - механизм, состоящий из лебедки с тросом,

прокинутым через передвижные блоки, позволяющий опустить трос в

любом (нужном для монтировки) месте планшета сцены.

Он предназначен для подъема и спуска декораций, софитов, занавесов и другого сценического оборудования.

    Дымовой люк - специальное сценическое устройство, служащее для

выпуска дыма и газов при пожаре на сцене. Дымовые люки располагаются в верхней части сцены над колосниками и состоят из собственно люков, закрывающих клапанов и системы приводов с лебедками и противовесами.

    Закулисные пространства - пространства сцены:

где устанавливаются декорации для следующей картины спектакля

куда транспортируются декорации прошедшей картины

где находятся пульты управления сценическими механизмами

где помещаются:

    светоаппаратура спектакля

    пульт режиссера музыкального театра, ведущего спектакль

    площадка хормейстера

    место машиниста сцены и др.

    Зеркало сцены (портальное отверстие) - плоскость видимого зрителю игрового пространства сцены.

В драматическом театре зеркало сцены ограничено портальной

аркой и настилом пола сцены. В кукольном театре зеркало цены

ограничено ширмой, порталами и портальной аркой.

    Ковер-самолет

Ковер-самолет - площадка, подвешенная на тросах в центре сцены и

задрапированная под ковер и служит для горизонтального пролета

одного или нескольких артистов с одной стороны сцены на другую.

Обычно «пролет на ковре-самолете» применяется в темных картинах

перед самым закрытием занавеса.

    Колосники (колосниковая решетка)

Колосники - решетчатый (деревянный) настил, расположенный над

сценической площадкой. Над колосниками помещаются дымовые люки.

Колосники служат для:

    установки блоков сценических механизмов

    используются для работ, связанных с подвеской элементов оформления

спектакля

    сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.

    Колосниковое пространство - пространство над колосниками,

ограниченное сверху перекрытием.

    Ковровая щель - узкая щель в планшете cцены, расположенная за

красной линией параллельно портальной арке и закрытая деревянной

планкой. Ковровая щель служит для закрепления передней кромки

декоративных «ковров», которые растягиваются на сцене, чтобы они не

сбивались во время действия.

    Красная линия (красная черта) в театре - граница между авансценой и нулевым планом сцены. На красную линию опускается противопожарный занавес.

    Люк-провал - сценическое устройство, предназначенное для подъема из

трюма до уровня планшета сцены отдельных исполнителей спектакля или

деталей сценического оформления, а также для их спуска с уровня

планшета в трюм. Люк-провал состоит из:

    проема в планшете с выдвижным щитом и запирающим механизмом

    подъемно-опускного устройства с жесткими направляющими

    контргрузом

    приводом

    Нижняя сцена (Трюм голл.Truim) в театре - часть сценической коробки ниже планшета, где расположены:

    сценические механизмы

    суфлерская и светорегуляторная будки

    подъемно-опускные устройства

    приспособления для сценических эффектов.

    Часто нижняя сцена состоит из нескольких этажей - верхнего первого

    трюма, расположенного непосредственно под ним, второго трюма и т.д.

    Одежда сцены - совокупность, образованная падугами кулисами и завесами сцены.

    Осветительное оборудование театральной сцены

Осветительное оборудование театральной сцены:

    аппаратура верхнего освещения

    аппаратура горизонтного освещения

    аппаратура бокового освещения

    аппаратура выносного освещения

    переносная осветительная аппаратура

    специальные осветительные и проекционные приборы.

    Осветительный прибор - устройство, содержащее элементы, необходимые для крепления, подключения и защиты ламп.

    Переносная осветительная аппаратура в театре - осветительные

приборы, устанавливаемые для каждого действия спектакля.

    Пистолет - осветительный прибор, предназначенный для высвечивания узким и сильным световым пучком отдельных актеров и части декораций.

31. Планшет сцены (от фр.Planche - доска) в театре - пол сцены, состоящий из отдельных съемных щитов, плотно прилегающих друг к другу. Щиты изготавливаются из сосновых досок высшего качества, с твердой (мелкослойной) древесиной. Различают горизонтальные планшеты покатые планшеты с уклоном от арьерсцены к рампе.

32. Плунжер - механизированная поднимающаяся часть плана сцены.

      Полетная фурка - часть сценического оборудования; платформа,

предназначенная для передвижения на сцене частей декорационного

оформления вверх и вниз.

      Рабочая галерея (машинная галерея) в театре - галерея, расположенная по правой или левой боковым стенам верхней сцены. Рабочие галереи имеют несколько ярусов и сообщаются между собой и со сценической площадкой

лестницами, лифтами и переходными мостиками.

На рабочих галереях находятся:

    рабочие сцены, поднимающие и опускающие декорации

    осветители

    сценические механизмы

    пульты управления и т.п.

    План сцены (от лат.Planum - плоскость) - часть сценической площадки,

расположенная параллельно рампе на ширину расстояния межу софитами. Планы отсчитываются от портальной арки начиная с нулевого номера. Каждый план оборудован комплектом штанкетных и индивидуальных подъемов.

    Поворотный круг сцены - вращающаяся часть сценической площадки,

позволяющая быстро сменять картины на сцене и создать реальное

ощущение непрерывности сценического действия. Основными частями

поворотного круга являются:

    центральная опорная пята, состоящая из неподвижной и вращающейся

    ровная горизонтальная дорога, по которой катятся колеса круга

    парные отклоняющие блоки для плавного перехода горизонтального

    движения тягового каната в вертикальное движение

    ручной или машинный привод

    противовес, обеспечивающий вращение круга без проскальзывания

Различают накладные поворотные круги, которые монтируется на

планшете сцены непосредственно перед спектаклем и - стационарные

поворотные круги непосредственно врезанные в планшет сцены.

    Подъемное оборудование сцены - совокупность механизмов, с помощью

которых осуществляется подъем и спуск декораций, осветительных

приборов и т.п.

    Портал сцены (лат.Portale От лат. Porta – ворота) - архитектурный портал, отделяющий сверху и с боков сцену от зрительного зала и образующий портальное отверстие (зеркало сцены). Обычно портал сцены имеет форму прямоугольника с закругленными верхними краями. С внутренней стороны арки портала помещается подъемный или раздвижной занавес. Размеры портала определяются характером представления, вместимостью зрительного зала и особенностями его структуры.

    Просцениум (лат.Proscaenium) - часть сцены, выступающая в сторону зрительного зала и расположенная перед занавесом.

    Рампа (фр.Rampe От фр.Ramper)

Рампа в театре - система осветительных приборов рассеянного света,

установленная на планшете по переднему краю авансцены и

предназначенная для освещения пространства сцены спереди и снизу.

Скрыта от зрителей низким бортиком (рампой).

    Световая проекция - метод светового оформления спектакля, с помощью которого создаются:

    динамические проекционные эффекты: облака, волны, дождь, падающий

    снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие

корабли и пр.

    статические изображения, заменяющие живописные или некоторые

детали декорационного оформления (светопроекционные декорации).

    Световые сценические эффекты - сценические эффекты, имитирующие

дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью

трехцветной системы освещения или создающие иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т.д. с использованием светопроекции

    Светорегулирующая установка

Светорегулирующая установка - система централизованного управления

осветительным оборудованием театральной сцены, позволяющая включать, выключать и изменять световой поток в отдельных осветительных устройствах. Регулирование светового потока происходит за счет изменения силы тока или напряжения в цепях электропитания осветительных устройств.

    Сценическая лебедка - механизм, служащий для натяжки тросов для

горизонтального и вертикального перемещения тех или иных элементов

оформления спектакля, для приведения в действие различных

сценических механизмов и эффектов.

    Софит - театральная осветительная аппаратура, подвешенная под

мостиками верхней сцены и предназначенная для освещения сцены сверху и спереди. Софиты подвешиваются параллельно порталу на границах между планами сцены.

    Средняя сцена - часть сценической коробки от уровня планшета до

верха портального отверстия, где происходит театральное действие.

    Сцена (лат.Scaena)

Сцена в широком смысле - площадка, на которой происходит театральное

представление.

    Театральная сцена - основная часть театрального здания, замкнутая

коробка (сценическая коробка), примыкающая к зрительному залу и

соединенная с ним портальным отверстием. Все основные конструкции и перекрытия сцены выполняются из металла и железобетона. По высоте сценическая коробка подразделяется на нижнюю, среднюю и верхнюю сцены. По глубине сценическая коробка делится:

    на авансцену и на просцениум

    на игровую часть, подразделяемую на отдельные планы

    на закулисные пространства и на арьерсцену.

    Театральный занавес - полотнище, закрывающее сцену от зрительного

зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, на плотной

подкладке. Занавесы украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет:

    сделать невидимым процесс перемены обстановки

    создать ощущение промежутка во времени между действиями.

Занавес подвешивается в виде драпировки с внутренней стороны

портальной арки. Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и

подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены (греческий

занавес).

    Театральный прожектор - осветительный прибор с узким углом рассеяния света, служащий для освещения отдельных участков сцены, предметов и действующих лиц.

    Художник по свету - театральный художник, разрабатывающий совместно с художником-постановщиком стилистику художественного светового оформления спектакля. Художник по свету составляет светомонтировку спектакля, разрабатывает световые эффекты, необходимые технические средства и документацию.

    Портал (нем.Portal От лат.Porta - вход) - парадный вход; архитектурно оформленный и украшенный резьбой дверной проем монументального здания.

    Портальная арка (портальное зеркало) - основная часть конструктивного оформления современной сцены, состоящая из:

    архитектурной арки - проем в капитальной стене, отделяющего сцену от зрительного зала и имеющего обычно постоянное художественное оформление и постоянную величину раскрытия;

    игровой портальной арки, раскрытие и оформление которой меняется в зависимости от изображаемого на сцене места действия. Обычно игровая портальная арка по своим размерам меньше архитектурной рамки. Она составляется либо из комплекта портальных кулис и падуги, либо из подвижных портальных башен и мостика.

    Портальная башня - часть игровой портальной арки сцены, жесткая

металлическая или деревянная конструкция, которая может двигаться

параллельно архитектурному порталу. На портальных башнях монтируется осветительная аппаратура и пульты управления помощника режиссера, осветителя, машиниста сцены. Со стороны зрительного зала портальные башни закрываются нейтральными или специальными драпировками или деталями оформления.

    Противопожарный занавес - дымонепроницаемая конструкция с

нормируемым пределом огнестойкости, выполненная из негорючих

материалов и опускаемая при пожаре для отделения сцены от

зрительного зала.

    Фурка - часть сценического оборудования; передвижная площадка на

роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного

оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором,

вручную или при помощи троса, один конец которого находится за

кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурки.


Фурки накатные.

    Штанкетный подъем - система, состоящая из трубы/бруса (штанкета),

подвешенной на тросах, перекинутых через блоки, постоянно

смонтированные на колосниках. Другие концы тросов прикрепляются к

противовесу. Штанкетный подъем служит для ручного или механического подъема и опускания деталей оформления. Вес декораций, прикрепленных к штанкету, уравновешивается грузами на противовесе.

    Электроосветительский цех - театральный цех, ведающий:

    осветительной аппаратурой

    электробутафорией: люстрами, настольными лампами, подсвечниками и другими источниками света.

Материалы лекций «Сценография», 3 курс заочное обучение,

СПбГУКИ, кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.