Соционика и другие типологии

Спрашивали - отвечаем.
Как и всегда, от права на истину отказываюсь: все это домыслы, тыканье пальцем в небо и вообще соционика лженаука.

В статье описаны закономерности связей особенностей физиогномики и информационного метаболизма. Напомню, закономерностью может называться такая причинно-следственная связь, которая подтверждается примерно в 40% случаях. На мой взгляд, достаточно натренированный глаз будет верно угадывать гораздо чаще.

Характерные черты лиц по дихотомиям .

У интуитов часто специфическая форма лица. Оно как будто немного "помятое", словно слеплено из пластилина. Мышцы расслаблены, все лицо в целом "обвислое". Выржаение лица часто отдает неловкостью, неуместностью.
Линии лица, то они, как правило, неровные, но при этом не отличаются плавностью. Если мысленно обвести такое лицо виртуальным "карандашом", то линии будут "волнистые", как будто их рисовал непрофессиональный художник. На фоне таких черт ярче проявляется ассиметричность.
На фото внизу - типично интуитское лицо. Обратите внимание на форму лба, специфическую форму глаз, линии около губ.

В отличие от интуитов, лицам сенсориков характерна большая ровность, скругленность линий, отсутствие изломов. Лицо стремится к симметрии. Когда подправляют форму лица в фотошопе, обычно пытаются сделать его более "сенсорным". Лицо сенсориков более "подтянутое", как будто лицевые мышцы находятся в постоянном тонусе (на самом деле оно так и есть). В контраст к этому, интуитские лица более "обмяклые", расслабленные.
Еще интересная деталь - глаза. У сенсориков часто глаза широко раскрыты, интуиты же больше склонны "щуриться", прикрывать глаза.Очччень характерное сенсорное лицо. Обратите внимание на ровную форму лица и губ.


NB! : Следывает учитывать, помимо всего, какая у человека фигура. У анорексичных интуитов часто могут быть "подтянутые" лица, тогда как плотненькие сенсорики могут демонстрировать "обмяклость" в чертах.

У этиков, как нетрудно догадаться, довольно богатая мимика. Но внимание не стоит концентрировать на общем выражении лица, стоит больше обратить внимание на детали. У этиков хорошо развита микромимика. Этики задействуют всю палитру эмоций, используя множество мимических мышц. У этиков очень индивидуальная мимика. Если они фотографируются "естественно" и не пытаются насильно выдавить из себя эмоции, в выражении лица часто смешаны несколько эмоций. Улыбка открытая, улыбка радушная, улыбка манящая, улыбка флиртующая - у этиков это совершенно разные улыбки.Также этические лица отличаются бОльшим количеством изгибов и "деталей" - много мимических морщин, ямочек и тому подобного.
На фото лучше смотреть в комплекте, поэтому даю ссылкой. По ссылке - Джонни Депп. Характерность этического лица хорошо проявляется про просмотре серий фотографий. Присмотритесь к его мимике - на большинстве фотографий нет яркой экспрессии, но у него потрясающая пластика выражений лица - чуть другой изгиб губ или прищуренные глаза - уже совершенно иная эмоция.
http://www.kinopoisk.ru/level/13/people/6245/

У логиков мимика не скудная, но она отличается малой детализованностью. Характерная черта логических фотографий - даже сделанные в разное время, бывает, что на них одинаковая улыбка или наклон головы. Так проявляется "нормативность" в их эмоциональности - можно сказать, что логики "придумывают" себе определенные выражения, которые в нужный момент ловко "надевают". Выражения лиц можно легко группировать по категориям - это улыбка, это недоумение, это злость, все довольно легко отличить одно от другого. Для логических выражений лиц характерна большая "обобщенность", логики выражают эмоцию всем лицом целиком.
Нормативность эмоций имеет и вторую сторону - в противоположность эмоциям-маскам более естественна слабая мимка вообще (см. картинку ниже).
Соответственно, у логиков меньшая "детализация" лица. Плюс к этому логические черты лица стремятся к некоторой угловатости, прямоте. Хороший пример - характерная логическая "квадратная челюсть".
Знаменитая шутка про великолепные актерские способности Беллы Свон как раз хорошо демонстрируют эмоциональность логиков:

Рациональность и иррациональность (они же шизотим и циклотим) - самые ненадежные показатели в типировании. Разница между ними минимальна, о закономерностях в их физиогномике можно говорить с большой натяжкой.
Цитирую Аугустинавичюте: шизотима от циклотипа в какой-то мере можно отличить по сложению и особенно по движениям. Шизотимам, даже если они набирают вес, присуща какая-то сухопарость. Циклотимам даже тогда, когда они худые - мягкость и закругленность линий. Особенно мягкость линий лица. Что касается движений, то они у шизотимов фиксированы. Притом, у каждого типа ИМ движения разные, от угловатых и прыгучих до как бы скользящих. У шизотима-экстраверта (динамика) походка угловатая. У шизотима-интроверта (статика) угловатость пропадает, появляются элементы скольжения, но Однако, в "скольжении", о котором говорим, чувствуется скованность, оно негибкое. У циклотима движения мягкие, всегда более или менее импульсивные. Что касается элемента импульсивности, то его больше у циклотимов экстравертов, которые являются статиками, чем у интровертов, являющихся динамиками. И в мимике, и в движениях.
Вот что по поводу походки шизотимов пишет П.Б.Ганушкин: "Обыкновенно они обращают на себя внимание тугоподвижностью и угловатостью движений, отсутствием плавных и постепенных переходов между ними, причем у одних, кроме того, бросается в глаза манерность и вычурность, у других - стремление к стилизации, и, наконец, у третьих - просто крайнее однообразие и скудность движений. Есть шизоиды, никогда не бывшие на военной службе, но поражающие своей почти военной выправкой, эта выправка у них доходит до того, что они кажутся деревянными. Особенно много своеобразия в их походке: одни ходят, не сгибая колен, другие - как бы подпрыгивая, третьи волочат ноги при ходьбе и т.п."
.

1) Опора в типировании на признаки Рейнина, не относящиеся к числу юнговских.
2) Опора в типировании на так называемый «аспектный анализ» речи и текстов.
3) Соционическая физиогномика, то есть диагностика с опорой исключительно на внешнее сходство персонажей.

А теперь разберем все эти три довольно широко распространенных фричества подробно:

Вот, в этом примере типируемый испытуемый произносит текст:
"... Я, может быть в году 97-м по Европе ездил - относительно здорово, потому, что там 12 городов. Тогда это было круто, Европа.
Новые впечатления, наверное. Каждые два дня - новый город и большой контраст по сравнению с грязным достаточно городом Москва тогдашним.
И все в общем и целом - Европа. Чисто, относительно чисто. Магазины интересные, тогда точно были интереснее.
И в общем и целом, там с группой, институтом, не с институтом - со школой ездили, довольно весело. Там коллектив был. Довольно такие веселые товарищи. Поприкалывались. Ну, не могу сказать в подробностях.
Каждые два дня новая гостиница, новый город, много довольно смены обстановки. Города принципиально разные. Но так чтобы еще раз чтобы очень понравилось, очень запомнилось - нет, но это наверное самый лучший был. А так, в общем нет ответа на этот вопрос, потому, что яркого такого ничего припомнить не могу. Везде, где был, всегда не очень хорошо."

Что можно сказать об авторе этого текста, оставаясь в рамках здравого смысла? Прежде всего, автор скорее всего интроверт. Во-первых, поездки и новые впечатления восторгов у него вообще не вызывают, и любая смена обстановки случается у него тоже явно не часто. Во-вторых же, он является скорее пассивным потребителем чужого веселья, и потому благодарно радуется, надолго запоминая это, когда кому-то в компании удается его расшевелить («…со школой ездили, довольно весело. Там коллектив был. Довольно такие веселые товарищи. Поприкалывались»). Хорошо чувствуется, что запомнилась ему эта давняя поездка вообще именно и лишь потому, что чужое веселье его самого тогда эмоционально слегка расшевелило, потому и запомнилось - что, очевидно, с ним происходит не часто.

Еще можно сделать вывод об откровенно слабой этике (хотя бы по этой фразе: «Довольно такие веселые товарищи. Поприкалывались. Ну, не могу сказать в подробностях». - Не может сказать в подробностях. Эмоциональная сторона ситуации запоминается ему лишь в самом целом и общем - в отличие от количества посещенных городов.

Кроме того, из этого текста можно сделать вывод, что его автор - негативист, причем такой выраженный негативист, который вообще постоянно подвержен скепсису и брюзжанию (ибо всё ему в этом рассказе «не так». И чисто ему - лишь «относительно». И весело - тоже не весело, а лишь «довольно весело». «Поприкалывались» - так тоже скорее негативист скажет, ибо для него веселье начинается лишь там, где высмеивают, ерничают. «Но так чтобы очень понравилось, очень запомнилось - нет» - и эта фраза тоже сама за себя говорит. И, наконец: «Везде, где был, всегда не очень хорошо». Итак, интроверт и негативист.
Ну, а раз интроверт и выраженный брюзга-негативист, да еще и с очевидно слабыми, трудно возбудимыми эмоциями (это тоже прямо следует из рассказа), то что можно предположить о типе такого человека? Первая предположительная версия, которая должна прийти в голову, что он - ИЛИ, Бальзак (хотя дальше эту версию нужно, конечно, дополнительно перепроверять).

Но это - анализ с точки зрения нормального здравого смысла и нормальной соционики. Если же воспользоваться псевдонаучным, однако внешне наукообразным подходом, и использовать пресловутый метод «аспектного анализа речи», то получится следующее (далее цитата из подлинного «экспертного анализа»):

"... Я, может быть в году 97-м [БИ] по Европе ездил [ЧЛ] - относительно здорово [БЭ] , потому, что там 12 городов [БЛ] . Тогда это было круто [ЧС], Европа.
Новые впечатления [ЧИ] , наверное. (неуверенность - за слабость [ЧИ]). Каждые два дня [БИ] - новый [БИ] город и большой контраст по сравнению с грязным [БС] достаточно городом Москва тогдашним.
И все в общем и целом - Европа. Чисто, относительно чисто [БС] . Магазины интересные [ЧИ] , тогда точно были интереснее [ЧИ] .
И в общем и целом, там с группой, институтом, не с институтом - со школой ездили, довольно весело [ЧЭ] . Там коллектив был. Довольно такие веселые [ЧЭ] товарищи.
Поприкалывались [ЧЭ] . Ну, не могу сказать в подробностях.
Каждые два дня новая гостиница [БС] , новый город, много довольно смены обстановки [ЧС] . Города принципиально разные. Но так чтобы еще раз чтобы очень понравилось [БЭ] , очень запомнилось [БИ] - нет, но это наверное самый лучший был. А так, в общем нет ответа на этот вопрос, потому, что яркого [ЧС] такого ничего припомнить [БИ] не могу. Везде, где был всегда не очень хорошо [БЭ] ."

После этого эксперт суммирует частоты встреченных им в тексте и помеченных им аспектов, и уверенно делает «научный» вывод о том, что у испытуемого якобы явно доминируют ценностные аспекты альфа-квадры, в целом же испытуемый с наибольшей вероятностью - ЭСЭ, то есть «Гюго».

Итак, «Бальзак» или «Гюго»? Какой же метод, по вашему, оказался прав? По-видимому, прав все-таки здравый смысл, а не «аспектный анализ», поскольку и сам испытуемый, неплохо знакомый с соционикой, считает себя безусловным «Бальзаком», а над попытками затипировать себя в «гюги» далее на форуме он откровенно и зло потешается.

3) Соционическая физиогномика, то есть диагностика с опорой исключительно на внешнее сходство персонажей.
Это третье главное, и тоже распространенное, направление лжесоционики и соционической лжедиагностики. Но тут, однако, надо сделать несколько важных оговорок.

Среди физиогномических признаков есть такие, которые безусловно могут успешно работать как парциальные диагностические маркеры. Парциальные - значит, частичные. То есть диагностируя тип только и исключительно на их основе, все-таки всегда есть вероятность ошибиться. Тем более, что и проявляются у людей соответствующие маркеры в достаточно контрастном виде не всегда.
К хорошо работающим маркерам относятся, например, особенности взгляда (рассеянный или пристальный, то есть сфокусированный на собеседнике), особенности носогубных складок (их строение часто бывает преимущественно характерным у некоторых типов), сутулость, привычная поза рук и пальцев, ширина черепа, размер зрачков, выпуклость надбровных дуг, высота бровей и направление их разлета, форма подбородка и даже густота бровей (оказывается, например, что густые сросшиеся брови относительно чаще встречаются у ЭСИ и ЭСЭ, - хотя абсолютизировать этот признак в диагностике было бы весьма опрометчиво).

Но дело в том, что сторонники «соционической физиогномики» о большинстве подобных реально работающих маркеров, вычисленных по итогам сбора многолетней статистики, даже не догадываются, а проведением детального анализа конкретных физиогномических признаков человека (с учетом их статистического веса по отношению к разным психотипам) тем более не заморачиваются.
Их метода состоит в другом. Обычно берут две фотографии в сходном ракурсе, на одной из которых рассматриваемый испытуемый, а на другой - человек с известным (или якобы известным) психотипом. Если возникает ощущение их схожести (например, потому, что оба улыбаются, притом оба с усами и в фуражке), то на основе этого и делается вывод о тождественности их типов. Например, на основе подобной «методы» один известный активист с соционикс-орг некогда отправил в один и тот же тип Дмитрия Медведева и Николая Второго (хотя в действительности их социотипы, безусловно, разные).

Впрочем, соционическая физиогномика является самым малым злом среди всех лжесоционик, поскольку на серьезную научность она и не претендует, а обычно представляет собой только форумное развлечение людей, поверхностно знакомых с соционикой и желающих соционически потрепаться. Потрепаться они хотят, но при том очень не любят всякую достаточно сложную аналитику. Что-то типа диагностики «для скучающих этиков» на основе даты рождения или числа букв в имени. Понятно, что деньги на этом никак не сделаешь - потому и не делают, а используют лишь для форумных развлечений.

Первые две лжесоционики гораздо опасней - и потому, что вовсю используются некоторыми «гуру» в коммерческих типированиях, и потому, что легко могут ввести новичков в реальное заблуждение своей кажущейся «научностью».
В действительности же они, разумеется, псевдонаучны.

Характерные черты внешности и поведения представителей 16 соционических психотипов , выделенные на основе наблюдений за людьми с точно определенными типами.

Данные описания составлялись на основе наблюдений за тысячами людей, их основная задача — показать общие тенденции во внешности и поступках, характерные для того или иного .

Более полное описание внешних признаков соционических типов и иллюстраций к ним можно найти в соответствующем разделе нашего форума.

Интуиты — логики

Дон — Кихот, ИЛЭ

1. Взгляд «в точку»
2. Самый проницательный тип
3. Удлиненный нос (эффект «буратино»)
4. Неустойчивые, слабые, неуверенные эмоции
5. Активный меланхолик
6. Сутулая осанка
7. Высокий рост
8. Не носит усы и бороду
9. Консервативный стиль одежды
10. Движения отрывистые, угловатые, походка неуверенная
11. Любит вертеть что-нибудь в руках
12. Любит разглядывать людей, не обращая внимания на их реакцию

«Типичный Дон» — наша группа «ВКонтакте »

1. Выступающий нос
2. «Аскетичное» лицо
3. Астеническая конституция
4. Выраженные скулы
5. «Взгляд вдаль»
6. Не контролирует резкие перепады эмоций
7. «Слабое», жалостливое неволевое лицо
8. «Вежливый сухарь» — сдержан и подчеркнуто вежлив
9. Самый «правильный» тип
10. Выраженный меланхолик
11. Тихий голос
12. Сдержанные неуверенные движения и жесты
13. Осанка прямая, часто сутулость
14. Выпячивание живота
15. Не носит усы и бороду
16. Стиль одежды неброский
17. Очки в тонкой оправе

«Типичный Робеспьер» — наша группа «ВКонтакте »

«Типичная Робка» — наша группа «ВКонтакте »


1. «Американская» улыбка, демонстративная веселость
2. «Текучие» эмоции, движения и взгляд
3. Игривость и импульсивность
4. Самый игривый и спортивный тип
5. Выделяется место вокруг рта
6. массивный широкий подбородок
7. Выступающий вперед нос
8. «Гусарские» усы«щеточкой»
9. Крупные губы и зубы
10. Активный меланхолик с уклоном в сангвиника
11. Демонстративная мускулистость
12. Женщины кажутся мужеподобными
13. Демонстративная ироничность и сексуальность
14. «Подпрыгивает» при ходьбе
15. Тяга к спортивной одежде
16. Дисгармоничные сочетания в одежде и украшениях

«Типичный Джек» — наша группа «ВКонтакте »


1. Ироничность, пессимистичность и ворчливость
2. Демонстративная мягкость, уступчивость, деликатность в общении
3. «Сладковатые» определения
4. Размытый взгляд
5. Сглаженный профиль
6. Сутулость, манера втягивать голову в плечи
7. Борода почти у всех мужчин
8. Выступающая перемычка между ноздрями (у интуитивных)
9. Улыбка «одной нижней губой», движутся только углы рта
10. Замедленность в движениях и жестах
11. Подчеркнутая безэмоциональность или маска веселости
12. «Выжимание» из себя эмоций — нарочитые, деланные эмоции
13. Вялая манера говорить – «голос робота»
14. Выраженный меланхолик
15. Не бывает мускулистых
16. Непримечательный стиль одежды у мужчин
17. Очки в толстой «роговой» оправе у мужчин
18. Щеголяет своим умом и энциклопедичными знаниями (мужчины)
19. «Гламур» — искусственно создаваемый поверхностный лоск в одежде и внешности у женщин
20. Нарочито демонстрируемая подчеркнутая сексуализация женщинами своего внешнего вида: выбор одежды, открывающей тело, обтягивающей фигуру или подчёркивающей телосложение и определенные части тела
21. Нарочитая аккуратность и красивость при выговаривании слов у женщин
22. «Кислая» улыбка
23. «Говорение одним ртом», без включения голоса на полную мощность
24. Провокационная манера общения и «демонстрации себя» (женщины)

«Типичный Бальзак» — наша группа «ВКонтакте »

«Типичная Балька» — наша группа «ВКонтакте »

Сенсорики — логики


1. Скошенные наплывшие верхние веки
2. Выступающие скулы
3. «Колючий» недоверчивый взгляд
4. Застывши «спящее».выражение лица
5. Слабый контроль эмоций
6. Невыразительная мимика
7. Сдержанная манера общения
8. Женщины кажутся мужеподобными
9. «Плачущая ярость» — гнев с истерикой
10. Тихий, но резкий голос
11. Отчетливо произносит слова
12. Четкие, отрывистые жесты
13. Выраженный флегматик
14. Прямая осанка
15. Пышные, аккуратные усы
16. Строгий стиль одежды, тяга к военной атрибутике
17. Поведение «согласно распорядка»
18. Самый строгий тип

«Типичный Максим» — наша группа «ВКонтакте »


1. Нависающая переносица
2. Манера удивленно округлять глаза
3. Активная мимика
4. Агрессивное выражение эмоций
5. Прямая грубоватая манера общения
6. «Хватательные» жесты
7. Активный флегматик
8. Окладистая или «котлетой» борода
9. Плотная конституция, выраженная полнота
10. Мужчины часто стригутся налысо
11. Женщины кажутся мужеподобными
12. Простой стиль одежды
13. Тяга к военной, рокерской, байкерской и пиратской атрибутике
14. Манера «упрощать» трудные вопросы, решать проблемы силой
15. Самый силовой тип

«Типичный Жуков» — наша группа «ВКонтакте »


1. Рубленый профиль
2. Массивный подбородок — «кирпичом», «лопатой»,
3. Женщины кажутся мужеподобными
4. «Кол съел» — горделивая фиксированная осанка
5. «Грудь колесом» — развитая грудная клетка
6. Британская чопорность
7. Законченные, напряженные движения
8. Плотная конституция
9. Атлетический склад фигуры – отлично сидит одежда
10. Выраженная мускулистость
11. Цепкий взгляд, фиксирующий предметы и детали
12. Плотно сжимает губы
13. Крупный выступающий нос с горбинкой, кончик вниз
14. Острый вырез крыльев носа «углом»
15. Не носит усы и бороду
16. Активный флегматик
17. Устойчивые эмоции
18. Медлительность, неторопливость, уравновешенность
19. Сдерживаемая внутренняя нервозность
20. Демонстративное вежливость и галантность с дамами
21. Не любит фамильярность
22. Самый устойчивый тип
23. «Кладет» слова, как кирпичи
24. Ухоженная внешность
25. Одевается всегда со вкусом
26. Филигранно подгоняет вещи по фигуре
27. Стильная одежда, оригинальная обувь и головные уборы
28. Бережное обращение с одеждой
29. Гармоничные стильные украшения

«Типичный Штирлиц» — наша группа «ВКонтакте »


1. Наклоненная в сторону голова
2. «Айсберг» — холодные сдержанные эмоции
3. С трудом поддается внешнему эмоциональному воздействию
4. Ироничная сдержанная «кошачья» ухмылка
5. Холодный «ленивый»«переползающий» взгляд
6. Смотрит уставившись в упор
7. Самый молчаливый и ленивый тип
8. Выраженный флегматик
9. Тихий голос, лениво говорит через силу
10. Нос не выделяется
11. Малоподвижные сжатые губы
12. Не носит усы и бороду
13. Прямая осанка, легкая сутулость
14. Аккуратная стильная прическа
15. Дистанция в общении
16. Молчаливый наблюдатель со стороны
17. Отточенные экономные движения
18. Опрятная, точно подогнанная по фигуре одежда
19. Спортивно-ковбойский стиль одежды
20. Приятные на ощупь, функциональные вещи

«Типичный Габен» — наша группа «ВКонтакте »

Интуиты — этики

1. «Птичий» нос, свисающий кончик
2. Нервные подвижные капризные губы
3. Самый эмоционально переменчивый тип
4. Непредсказуемые перемены эмоций
5. Умеет говорить разными голосами
6. Постоянно играет какую-то роль
7. Склонность к драматизации
8. Порывистые, нервные движения
9. Выраженный холерик
10. Сухая, худощавая конституция
11. Прямая фиксированная осанка
12. Не бывает курносых
13. Не носит усы и бороду
14. Прическа не сочетается со стилем одежды
15. Дисгармония в одежде, косметике и украшениях
16. Эпатирующий внешний вид
17. Одна длинная узкая вещь — шарф, платок, лента, повязка

«Типичный Гамлет» — наша группа «ВКонтакте »


1. Возвышенность и просветленность в эмоциях и взгляде
2. Настроение — «очарованная мечтательность»
3. Невыразительные черты лица, сглаженный профиль
4. Не бывает выступающих частей лица
5. Размытый взгляд
6. Воздушная «плывущая» мимика
7. Сдержанный холерик
8. Усы и бороду не носит
9. Самый поэтический тип

«Типичный Есенин» — наша группа «ВКонтакте »


1. Бесстрастное лицо
2. «Средоточие вселенской печали»
3. Самоуглубленный аскет
4. Тревожно-сочувственная улыбка
5. Эмоции не выражены
6. Слабая мимика
7. Слабо выраженный холерик
8. Голос тихий, невнятная речь
9. Дружелюбная манера общения на близкой дистанции
10. Не способен давить, кричать, проявлять агрессивность
11. Самый тихий тип
12. Осторожные неуверенные движения и жесты
13. Семенящая походка не отрывая ступни от земли
14. Боится сделать лишнее движение, чтобы не помешать другим
15. Не носит бороду и усы
16. Не носит украшений, не пользуется косметикой
17. Одевается похоже на других
18. Причудливые комбинации в одежде

Идея объеденить соционику и физиогномику может показаться очень интересной и многообещающей на первый взгляд, особенно если вы не разбираетесь ни в том ни в другом. Хотя бывает и так, что люди разбираются, но попытки скрестить ежа и ужа, как известно ни к чему хорошему не приводят.

Физиогномика, как нас учит Википедия, — это псевдонаука (как будто это кого-то волнует), ставящая своей целью определение типа личности человека, его душевных качеств и состояния здоровья, исходя из анализа внешних черт лица и его выражения.

Итак, отечественные физиогномисты решили, что раз у человека есть тип, значит можно найти какие-то внешние характеристики обладателей типов, и на этом основании типировать (святая простота).
Постулаты отечественной школы физиогномистов незамысловаты:

  1. Если человек внешне похож на эталон типа, то он принадлежит к этому типу.

  2. Значит, вероятнее всего, он будет эмоционировать, двигаться, жестикулировать в рамках своего типа.

  3. Его поступки и поведение, возможно, будут близки к типным

Это пишет некто Духовской Т.А. Совсем я оторвался от сообщества, первый раз про такого гражданина слышу, хотя он пишет аж с 2001 года как минимум. Впрочем я отвлекся.

Попытки классифицировать внешний вид типов выглядят как-то так:

Ну что, признавайтесь, кто есть кто? Я вот, к примеру, по этой картинке выхожу классическим интуитивно-этиком (кстати, меня частенько типируют в Гексли, если что).
Впрочем, как вы понимаете, попытки загнать психотипы в строгую классификацию обречены на крах и вот почему.
Предполагая, что тип детерминирован генами (а я именно так и считаю) вы все равно не можете утверждать, что эти гены хоть как-то связаны с формой скелета, например. Тут люди блещут незнанием базовых законов генетики и сцепленного наследования. Хотя помимо этого есть и другие причины, к примеру, черные сенсоры. Они вообще много чего испортили в истории, но в данном случае их подвела во-первых жажда наживы (быстрой наживы) а во-вторых черным сенсорам очень сложно абстрагироваться от внешнего вида типируемого, а иногда совпадения во внешности доходят до 80%, а типы при этом не имеют ничего общего. С этим фактом черносенсорные смириться практически не в состоянии, и они приходят к простому выводу: выглядят похоже? Значит похожи.

А теперь я расскажу вам как надо.

Тру Физиогномика от Ручной Совы.
Некоторая взаимосвязь между психотипом и внешним видом человека все-же имеется.
К примеру, Дюмы чаще всего толстые. Почему? Потому что не хотят нарушать свой комфорт. Но при этом же, все почему-то забывают, что в собственном комфорте Дюма мобилен, и может подвергать себя и изнурительным тренировкам и диетам. В резльтате мы имеем, что женщины Дюмы чаще всего толстые, но бывают и настолько худые, что заподозрить в них дюм чисто по внешним факторам не представляется возможным.
Мужчины-Дюмы напротив же, как правило накачаны и даже перекачаны. Почему? Здесь работает иной механизм: мужчина Дюма подсознательно чувствует собственную женскую сущность и старается компенсировать её гипермаскулинностью. Но тоже не всегда.
Или вот возьмем приоткрытый рот. Хороший диагностический критерий, когда человек немного не смыкает губы и они у него влажные и как бы "надутые" (если вы думаете, что я только о женщинах, ошибаетесь). Большинство типов держит рот закрытым, а губы поджатыми. А приоткрывают рот два типа: Гюго, который вечно хочет есть, и Бальзак, у которого просто нет сил держать рот закрытым.
Или другой хороший пример, та же самая Дюма после 20, как правило, имеет характерные морщинки в углах рта, создающие впечатление вечного недовольства (или отвращения) на лице. Почему так происходит? Потому, что Дюма вечно всем недоволен, а морщины появляются в результате систематического сминания кожи в ходе однотипных движений лицевых мышц. Видите девушку с недовольным хлебалушком? Скорее всего это Дюма, более того, это Дюма определенного подтипа, совершенно непохожая на эту Дюму:

Тоже Дюма, но довольнее, чем некоторые

Гамлет, как правило, действительно худощав, потому что вечно недоволен своим телом (пол не имеет значения). Но если ему не повезло с наследственностью, он может быть и толстым и очень толстым, и от этого очень страдать. А вот Гюго к примеру тоже обычно толстые. Почему? Потому что любят есть. Но опять же, человеку может повезти с метаболизмом, и есть он будет как не в себя. Молодые девочки Гюго редко бывают очень толстыми, в отличие от Дюм, с возрастом соотношение выравнивается. Почему? Потому что в первой квадре не обязательно быть худым, чтобы понравиться противоположному полу, молодежь до этой мысли еще просто не доходит.

В целом физиогномику можно и нужно, и я это делаю, использовать при определении типа. Но и не увлекаться ей чрезмерно. Вдруг человек открыл рот, потому что у него насморк, а губы у него пухлые в результате наследственности. А вы его в Гюго, нехорошо это.
С опытом приходит умение видеть паттерны движения (но это уже ближе к определению подтипов), но это вещь настолько неуловимая и скользкая, что я не взялся бы преподавать её ни за какие деньги. Видите — хорошо, не видите, и без этого можно обойтись.

Это еще не все, но на сегодня хватит.

Павел Цыпин

Рисунки Е. Л. Цыпина

Вопрос о диалектике души и тела человека возник с того момента, когда появились первые людские верования. На различных этапах истории предпринимались попытки по внешним - телесным или физиономическим - признакам определить, каковы тайные помыслы индивида, что представляет из себя его душа. В отдельные моменты, например, при господстве в Европе католического мракобесия, для постановки инквизиторами неизлечимого «диагноза» «ведьма» достаточно было пары родинок на теле. В дальнейшем французские (и некоторые другие) естествоиспытатели разработали забавную отрасль знания под названием френология, в соответствии с которой можно было по форме черепа определять наклонности человека. Например, говорили: «гипертрофирован бугор в центре затылка - вдумчив, имеет ана-литический склад ума», «впалые виски - ленив, незадачлив» и т.д.

Всем известен итальянский психолог Чезаре Ломброзо, обосновавший корреляцию между совокупностью внешних черт индивида и его преступными наклонностями, причем с каждым типом правонарушения в его системе соотносятся вполне определённые физиономические признаки. Самый «классический» из последних - так называемые «нависшие» надбровные ду-ги и взгляд исподлобья. Этими признаками пользуются многие работники органов правопорядка до сих пор и, в общем-то, не без успеха.

В ХХ столетии психология развивалась бурно и стремительно, а вместе с ней все острее вставала проблема максимально достоверного определения по внешнему виду (appearance) человека его сокровенных психических (духовных) качеств и - это уже в новинку - профессиональных склонностей. Все ветви психологии располагают разветвленной «сетью» тестов, с помощью которых «улавливают» разнообразные сигналы, исходящие от иссле-дуемой личности. Ответы на вопросы тестов по идее должны обеспечивать трансляцию психической реальности индивида прямо на бумагу и далее - под «светлые очи» психолога или менеджера по кадрам.

Однако «трансляция» неизбежно искажается «сознательностью» тестируемого, то есть тем, что он имеет свое мнение по поводу того, каким представиться окружающим. Вследствие этого психолог рискует быть «обманутым» тестируемыми, поскольку последние чаще всего понимают вопросы тестов совершенно по другому, чем их составители. Особенно сложно любому из нас ответить на вопрос о себе самом в обществе, например, на такой: «Любят ли Вас окружающие?» или «Уважают ли Вас сослуживцы?». Ответы на такие вопросы будут являть собой, по-видимому, концентрированную иллюзию индивида по поводу того, как его воспринимают окружающие и, конечно, отражением его социальных комплексов.

Следовательно, выходит, что психологу желательно иметь в своем распоряжении некий инструмент, позволяющий получать объективную информацию о человеке, то есть не зависящую от его сознания, а, следовательно, не искаженную. Именно о таком психологическом методе говорил Карл Густав Юнг на выступлениях перед коллегами в 20-е годы прошлого столетия. Он указывал на взаимосвязь телесного и духовного, на зависимость между темпераментом и внешностью, и, в общем, на то, что по appearance человека можно судить о внутреннем мире личности. «Отрыв тела от души - это искусственная операция, дискриминация, которая, несомненно, в большей степени основывается на своеобразии познающего разума, чем на сути вещей. В действительности же взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям можем судить о соответствующих телесных формах» .

Кстати, интересную попытку сопоставления «психического темперамента» и телосложения предпринял в конце XIX века Эрнст Кречмер. В частности, он утверждал, что лептосомному типу телосложения соответствуют шизоидные склонности, атлетическому также шизоидные, а пикническому - циклоидные . Однако, нетрудно видеть, что психофизиологический темпе-рамент крайне слабо соотносится с типом телосложения. Встречаются, скажем, меланхолики и худые, и полные, и атлетические - как и представители всех остальных темпераментов: холерического, флегматического и сангвинического. Это - факт, в справедливости которого может убедиться каждый на примере множества известных ему людей.

Проблема соотнесения души и тела человека стала ключевой в концепции новой отрасли психологии - соционики. Её основатель Аушра Аугустинавичюте, определяя обычными психологическими методами социотип человека, нередко имела возможность изучить его фотографию. Со временем накопился целый банк данных, содержащий значительное количество снимков людей всех 16 социотипов. Стало очевидно, что во внешности людей одного социотипа есть вполне четкие сходства.

Развитие этой идеи имеет место в работах Е. Филатовой . Она пыталась путем сопоставления фотоизображений «двойников» выявить признаки типирования по внешности. Эта задача не решена и по сей день, и именно ей посвящена данная работа. Одним из направлений, в котором может идти её решение, является рассмотрение и систематизация мимических морщин, «взглядов», поз и других физиологических элементов, проявляемых человеком бессознательно (полностью или частично). Автору посчастливилось, посещая занятия Татьяны Меньшовой, познакомиться с её методологией типирования, достижения которой будут использованы в данной работе.

Исследуя вопросы соционического типирования по внешности, обратимся прежде всего к одной из психофизиологических дихотомий - статика / динамика. Напомним, что в соционике статическим считается тип, имеющий интуицию возможностей в сознательных блоках модели А. соответственно, динамик - обладатель «сознательной» интуиции времени. Первый настроен главным образом на восприятие информации о результатах каких-либо явлений, а второй склонен отслеживать процессы формирования этих результатов, не концентрируя на них самих внимания.

На наш взгляд, однако, важно не только, что та или иная интуиция расположена в ведущем блоке или в суперэго, а значимо ещё, какой именно психический канал она занимает. В плане типирования по внешности важна главным образом степень статики и динамики.

Есть гипотеза, что самые яркие проявления данной дихотомии проявлены по второй - творческой - функции модели А, поскольку она наиболее сознательна из всех восьми. А если так, то наиболее динамичны ЭИЭ и ЛИЭ, а максимальную степень статики демонстрируют ЛИИ и ЭИИ. На втором месте - первая - программная - функция; её действие индивид не вполне осознаёт, так как считает естественным и недостойным пристального внимания. Вторая степень динамики имеется у ИЭИ и ИЛИ, а статики - у ИЛЭ и ИЭЭ.

Такое позиционирование в рамках данной дихотомии объясняется очень просто. Обладатель программной интуиции времени сам слабо осознает перемены и их необходимость; его главное стремление - безопасность, избегание неприятностей. Он может длительное время не предпри-нимать никаких усилий и действий, ожидая, пока изменится ситуация. Он как бы пассивно динамичен, то есть ждёт, пока время само заставит его действовать.

В отличии от интровертных интуитов, «творческие динамики» ЛИЭ и ЭИЭ как экстраверты довольно экспансивны и терпеть не могут ждать событий, а сами их продуцируют и приближают. Они не желают мириться с действительностью как обладатели интуиции времени в программном канале, а стремятся эту действительность поскорее ввести в процесс трансформации под собственным руководством; это - инициаторы процессов (социально-культурных - чаще ЭИЭ; деловых, политических - чаще ЛИЭ)*.

Схожая ситуация и в «семействе» статиков. Обладатели интуиции возможностей во втором канале - рациональные интроверты ЛИИ и ЭИИ склонны сохранять, отстаивать и развивать существующие и твёрдо исповедуемые ими системы научных знаний (ЛИИ) или религиозных, культурных, эстетических, этических ценностей (ЭИИ). Представители этих типов не стремятся к новому, а сосредотачиваются на «правильной» или наиболее объективной интерпретации того, что давно известно. Они занимаются тем, что с помощью творческой интуиции возможностей отсеивают ложные, наносные элементы научных теорий или этических норм и «заповедей». Интровертная рациональная программная функция даёт им несгибаемость, жёст-кость суждений и нечувствительность к мнению окружающих и различным воздействиям с их стороны. Это и есть статика мышления в чистом виде - сосредоточенность на одном - сверхценном и непреходящем.

Что касается интуитивных экстравертов, то они вовсе не тяготеют к стабильности и не привержены каким-либо жестким ментальным системам. ИЛЭ и ИЭЭ по сути своей новаторы, их программная интуиция возможностей склоняет к тому, чтобы увидеть новые возможности развития наук, техноло-гий, общественных процессов. Они черпают информацию из своего подсоз-нания и потому сами часто не могут объяснить, как и почему к ним пришли те или иные идеи, и, самое главное, как их обосновать, доказать.

У интуитивных экстравертов множество догадок и идей, и от одной возможности действий они легко переходят к другой; это иррациональные экстраверты, а следовательно, их внимание привлекает множество объектов. Понятно, что ИЛЭ и ИЭЭ гораздо менее психически статичны, чем ЛИИ и ЭИИ.

Следующая степень статичности / динамичности наблюдается, по всей видимости, на уровне проявления 3-й - нормативной - функции модели А. она является одним из двух компонентов блока суперэго, а это значит, что индивид весьма часто стремится её демонстрировать окружающим, желает играть роль обладателя этой функции в ведущем блоке. Это функция той же полярности в паре статика / динамика, что и программная, например, программная интуиция возможностей, нормативная - волевая сенсорика; программные эмоции, нормативная - деловая логика.

Таким образом, 3-я степень статики наблюдается у СЛЭ и СЭЭ, а 3-я степень динамики - у СЭИ и СЛИ. 4-я степень, следуя принятой выше логике, имеет место при включении 4-й - подавленной - функции, которая является подчинённой в блоке суперэго. Аналогично, 4-я степень динамики - у ЛСЭ и ЭСЭ, а статики - у ЛСИ, ЭСИ.

Теперь можно построить своеобразную шкалу статики / динамики и рассортировать по ней все социотипы, что и сделано в таблице:

Социотип Степень статики Степень динамики
ИЛЭ 2 7
СЭИ 6 3
ЭСЭ 5 4
ЛИИ 1 8
ЭИЭ 8 1
ЛСИ 4 5
СЛЭ 3 6
ИЭИ 7 2
СЭЭ 3 6
ИЛИ 7 2
ЛИЭ 8 1
ЭСИ 4 5
ЛСЭ 5 4
ЭИИ 1 8
ИЭЭ 2 7
СЛИ 6 3

Для чего нам нужна степень психической статичности / динамичности? Для того, чтобы, видя у человека внешние признаки того или иного полюса данной дихотомии, соотносить яркость их выраженности с указанным в таблице числом. Тогда на первый план выходит вопрос: а каковы же внешние признаки статики и динамики, как эта дихотомия отражается на лицах людей?

Прежде всего, дихотомия статика / динамика отражается в направлении мимических морщин человека.

У статиков, мышление которых стремится «в точку» - к истине, к цели - морщины группируются к переносице, это вертикальные морщины (см. рис.). У динамиков, напротив, переносица и межбровное расстояние может быть «чистым», свободным от морщин, зато лоб покрыт волнообразными параллельными складками (см. рис.1, 2).

Проследить формирование морщин очень просто: понаблюдайте за мимикой человека, и быстро выяснится его доминирующее движение: одни, если им задать, например, какой-нибудь непростой вопрос, щурятся, хмурятся и становятся заметными вертикальные морщины - это статики; другие в той же ситуации поднимают брови, возводят глаза к нему и изображают процесс мышления, - это динамики.

Данные различия особенно заметны у социотипов с высокой степенью статики или динамики, у обладателей степеней 3, 4, 5, 6, и особенно 4 и 5 могут почти одновременно проявляться противоречивые мимические движения, и трудно отдать какому-либо из них предпочтение.

Одно замечание по поводу вышесказанного: возраст накладывает на человека отпечаток в виде разнообразных морщин на лице, и потому у представителей самых различных социотипов преклонных лет могут отмечаться и «статические», и «динамические» морщины. Однако все же при более внимательном наблюдении заметно преобладание либо вертикального, либо го-ризонтального направления складок кожи.

Конечно, «мимическому анализу» целесообразнее всего подвергать людей среднего возраста, поскольку у них уже вполне выявилось доминирующее направление формирование морщин, и в то же время ещё не образовались старческие складки, размывающие подлинную картину мимики и движущего ей типа мышления.

Обратимся теперь к внешнему выражению соционической дихотомии интуиция / сенсорика. Практика типирования настоятельно указывает на определённые внешние признаки, присущие «обладателям» каждого из полюсов этой дихотомии. В частности, интуиты (обладатели интуиции времени или возможностей в ведущем блоке модели А) чаще имеют тонкокостное те-лосложение, тяготеют к астении. Они могут иногда быть полноваты и потому казаться плотными, но на деле у них также почти всегда тонкие костные структуры.

Сенсорики, напротив, чаще демонстрируют стенический тип телосложения и отличаются толстой, широкой костью. Сенсорики, конечно, могут быть и худыми, но всегда производят впечатление сильных, ловких, крепких людей. Им не свойственна вялость, апатичность, сенсориков вообще отличает более высокий жизненный тонус, чем интуитов. Представители сенсорных типов социона, как правило, обладают большей выносливостью, чем «уроженцы» интуитивных.

У интуитов форма лица чаще овальная и треугольная, как показано на рисунках 3 и 4, а у сенсориков - округлая или прямоугольная с чётко выраженным подбородочным выступом (см. рис.5 и 6).

Дихотомия логика / этика также имеет выражение на лицах людей (см. рис. 7, 8). Логики обладают обычно более резкими, угловатыми, выраженными чертами лица, в то время как этики тяготеют к мягким очертаниям, размытости, возможно, к большему изяществу и тонкости лицевых рельефов.

Разделение на экстравертов и интровертов практически ничего не даёт типированию ни в плане телосложения, ни в оценке контуров лица и морщин на нём.

Наконец, дихотомия рациональность / иррациональность отражается на человеческом лице следующим образом: рационалы обладают более «правильными», симметричными лицами по сравнению с иррациональными типами (см. рис.4 и 6).

Теперь отдельно рассмотрим характеристики взглядов и выражений глаз по соционическим дихотомиям.

Взгляд логика строгий, придирчивый, беспристрастный, выражение лица не демонстрирует заинтересованности, иногда присутствует даже безразличие к окружающей действительности.
Этик, напротив, разглядывает людей вокруг, его взгляд более тёплый», приветливый, заинтересованный, располагающий к знакомству и общению с его обладателем.

Взгляд волевого сенсорика жесткий (иногда до откровенной жестокости), «колючий», оценивающий, придирчивый, недоверчивый, иногда высокомерно демонстрирующий силу и власть, реальную или потенциальную. Возможно также, что выражение лица таких людей являет угрозу и агрессию в адрес окружающих.

Обладатель интровертной сенсорики в ведущем блоке модели А смотрит на мир спокойно и уверенно, как будто тот весь ему принадлежит. Часто выражение лица скептическое, равнодушное, самоуверенное.

Экстравертная интуиция в ведущем блоке придает взгляду фиксацию на точке, которая расположена в интересующем человека объекте; этот взгляд как бы пытается увидеть суть объекта или явления внешнего мира.

Интровертная интуиция как программная или творческая функция очень часто расфокусирует взгляд, делает его «невидящим», настроенным в пространство поверх объектов. Выражение лиц таких людей может быть отсутствующим, отстраненным, ведь их мысли витают где-то далеко - там, куда попасть можно только с помощью машины времени.

Сильно различаются взгляды и выражения лиц экстравертов и интровертов. Первые всегда внимательны к объектам окружающего мира, и потому их взгляд более цепкий, подвижный, им многое вокруг интересно; выражение лица обычно живое, открытое, более или менее заинтересованное.

Интроверты, напротив, смотрят как бы «в себя», их взгляд не направлен на объекты, а пытается уловить собственные ощущения. Часто выражения их лиц усталое, отстраненное, холодно-вежливое.

Все рассмотренные выше положения попытаемся синтезировать и свести в совокупное описание внешних характеристик соционических типов.

Телосложение астеническое, рост часто выше среднего, нередко выражена сутулость в грудном отделе позвоночника.
Форма лица овальная или треугольная.
Черты лица довольно резкие, заметные.
Морщины сильно выражены вертикальные, расположенные на межбровном расстоянии.
Взгляд активный, ищущий, явно заинтересованный в окружающих объектах, открытый, располагающий, но все же сохраняющий дистанцию. Он как бы показывает, что человека более интересуют предметы, чем люди, с которыми он вовсе не обязательно желает общаться. В моменты обдумывания сложных проблем - отстраненный, невидящий, холодный взгляд.

Телосложение умеренно стеническое, рост чаще всего средний и ниже среднего.
Форма лица округлая или мягко овальная.
Черты лица смягченные, округлые.
Морщины горизонтальные выражены сильнее, чем вертикальные; развита мимика лба.
Взгляд самоуверенный, мягкий, оценивающий, приветливый, располагающий к знакомству, чувственный. Если человек данного типа не улыбается, его взгляд кажется «обиженным».

Телосложение умеренно стеническое, рост преобладает средний, присутствует некоторая склонность к полноте.
Форма лица чаще всего округлая.
Черты лица четкие, заметные, иногда немного закругленные.
Морщины вполне «динамические», хотя в отдельные моменты отмечаются и элементы «вертикальной» мимики **.
Взгляд увлеченный, самоуверенный, выражающий энтузиазм владельца, внимательный к людям, чаще приветливый, но иногда раздражённый и свирепый.

Телосложение астеническое, рост не имеет выраженной тенденции; часто сутулость, особенно в области шеи.
Форма лица чаще всего треугольная, подбородок слабо проявлен.
Черты лица резкие, заметные, «аскетические», строгие.
Морщины ярко выраженные «статические» - вертикальные. Редко улыбаются - мало складок вокруг глаз и рта.
Взгляд отстраненный, зафиксированный на точке в пространстве, к людям равнодушный, сосредоточенный на чем-то своем; «умный», размышляющий, устанавливающий жесткую дистанцию с окружающими - в целом взгляд мыслителя, ученого, шахматиста.

Телосложение астеническое, особо выделяются слабые, «безжизненные» руки, тенденция роста не выявлена: ЭИЭ могут быть и низкие, и высокие.
Форма лица узкая, вытянутая треугольная или овальная. Отличительная черта ЭИЭ: нередко наряду с солидным подбородком отмечается «безвольный», «капризный» рот.
Черты лица яркие, запоминающиеся, обычно оцениваемые окружающими как «благородные» или «аристократические».
Морщины ярко выраженные «динамические» - горизонтальные складки на лбу; переносица иногда совершенно свободна от морщин.
Взгляд направлен куда-то вдаль, поверх объектов и людей, расфокусированный, «нездешний», иногда ЭИЭ смотрит как бы сквозь предметы.
Вообще данный социотип столь артистичен, что способен придать своему лицу и взгляду практически любое выражение.

Телосложение крепкое стеническое, но с некоторой «сухостью», рост чаще всего средний.
Форма лица прямоугольная или - реже - квадратная. У представителей типа ЛСИ самые симметричные, «геометрические» лица, строго очерченные прямыми линиями.
Черты лица резкие, определённые, без закруглений. Четко выражен нос на фоне не слишком жесткого подбородка. Губы сжатые до белизны. Часто выражена «складка злости», наиболее типичная для СЛЭ (см. ниже).
Морщины неярко выраженные статические. Мимика лица не очень живая, ЛСИ улыбается нечасто, поэтому и морщин немного; впрочем, часто присутствует сеть расходящихся морщин под глазами.
Взгляд строгий, серьёзный, неприветливый, жесткий и придирчивый, иногда жестокий, содержащий угрозу и агрессию. У ЛСИ типичный взгляд сыщика, военного или судебного следователя. Он смотрит на предмет или человека прямо, испытующе, иногда снисходительно.

Телосложение ярко выраженное стеническое; это люди крепкие, сильные, коренастые, с мощной костной и мышечной системами. Рост чаще средний и низкий, высокий встречается реже.
Форма лица круглая или прямоугольная.
Черты лица четкие, крупные, «решительные», «волевые», особенно выделяются мощный подбородок и надбровные дуги. Рот сжат и часто искривлен. Выражение лица - гневное, суровое.
Морщины вполне определённо «статические» - вертикальные. У многих представителей типа СЛЭ имеется также своя отличительная черта - так называемые «складки злости», идущие почти от глаз к нижней челюсти.
Взгляд жесткий, неприветливый, насмешливо-агрессивный, придирчивый, властный, очень внимательный, с прищуром - оценивающий силу и слабость окружающих людей и явлений.

Телосложение астеническое при любой массе тела и росте. Это люди часто субтильные, но изящные, возможно даже грациозные.
Форма лица треугольная, реже - овальная.
Черты лица несколько «смазанные», округлые, смягченные, не бросающиеся в глаза. Часто слабый, отступающий назад подбородок.

Взгляд как у ЭИЭ, только более спокойный и «добрый», располагающий к общению.

Телосложение как у СЛЭ, но нередко выражена склонность к полноте.
Форма лица округлая или прямоугольная.
Черты лица резкие, крупные; заметные нос и подбородок. Рот узкий, плотно сжатый, «решительный».
Морщины как у СЛЭ, но все же несколько мягче - сказывается наличие этики в ведущем блоке.
Взгляд «победителя», несколько высокомерный, снисходительный, властный, внимательный, иногда как бы «сверлящий» окружающих людей и предметы.

Телосложение астеническое, тенденция по росту не выявлена. Следует отметить, что ИЛИ несколько «крепче» своего «родственника» ИЭИ.
Форма лица как у ИЭИ.
Черты лица чаще всего удлиненные, резкие; заметны нос и подбородок, который выражен сильнее, чем у ИЭИ.
Морщины ярко выраженные динамические.
Взгляд скептический, спокойный, беспристрастный, иногда значительно расфокусированный; он как бы выражает негативизм и философскую объективность его владельца.

Телосложение близкое к стеническому - «спортивное», легко могут развивать мускулатуру, обладают высоким жизненным тонусом. Рост чаще всего средний или высокий, низкий встречается значительно реже.
Форма лица чаще прямоугольная с немного зауженной, как бы треугольной нижней частью.
Черты лица как правило, хорошо сбалансированные, традиционно «мужественные», как бы «плакатные».
Морщины классические «динамические» - то есть горизонтальные складки на лбу.
Взгляд озорной, весёлый, но в то же время где-то блуждающий, расфокусированный, перебегающий с предмета на предмет, не слишком заинтересованный. Но гораздо более внимательный к реальности, чем у ЭИЭ.

Телосложение как у ЛСИ.
Форма лица округлая или прямоугольная закругленная.
Черты лица чёткие, но с некоторыми закруглениями, сбалансированные, часто - «правильные». Мужчины этого социотипа очень любят отращивать усы, чтобы за ними скрывать выражение губ: улыбку или недовольство.
Морщины как у ЛСИ, в том числе и «складка злости».
Взгляд суровый, придирчивый, как бы обвиняющий и в то же время «виноватый», спокойный, самоуверенный, стойкий, нередко «сверлящий», внимательный и направленный прямо в глаза человека.

Телосложение стеническое «сухое», без склонности к полноте. Фигура часто спортивная, с хорошей осанкой и «военной» выправкой, но не такая массивная и коренастая, как у СЛЭ.
Форма лица прямоугольная; реже - с треугольной нижней частью.
Черты лица чёткие, резкие, рельефные, «правильные» или как у ЛИЭ «плакатные», отмечается жесткий «волевой» рот.
Морщины слабо выраженные динамические, на фоне которых присутствуют и вертикальные статические складки на переносице. Присутствуют также «эндемичные» морщины: расходящиеся от глаз к вискам; они символизируют пристальное внимание к мелочам, деталям.
Взгляд открытый, спокойный, холодно-приветливый, без дружелюбия, но и без агрессии, внимательный к окружающему миру и происходящим в нём явлениям.

Телосложение астеническое, которое не исключает некоторой телесной «рыхлости»; неспортивный тип с невысоким жизненным тонусом. Как у ЛИИ, нередко отмечается сутулость, вызванная искривлением в шейном отделе позвоночника.
Форма лица треугольная с закруглениями, реже - овальная.
Черты лица мягкие, изящные, как бы сглаженные.
Морщины как у ЛИИ.
Взгляд спокойный, немного застенчивый, «исподлобья», внимательный к людям и их поступкам, «виноватый» и как бы «прощающий» окружающим их прегрешения. В общем-то, это «добрый» и располагающий к общению взгляд.

Телосложение, форма лица, морщины как у ИЛЭ. Черты лица немного закругленные, «мягкие», без резкой выраженности отдельных элементов.
Взгляд: очень цепкий, хорошо сфокусированный, внимательный (прежде всего - к людям), «психологичный», немного «грустный», понимающий, весьма располагающий к общению с его обладателем.

Телосложение умеренно стеническое, жизненный тонус ниже, чем у ЛСЭ и СЛЭ, «спортивность» тоже не слишком высока.
Форма лица прямоугольная или округлая.
Черты лица «спокойные», не ярко выраженные, обычно хорошо сбалансированные.
Морщины. Их вообще немного, и в основном это «динамические» складки на лбу, но могут иногда присутствовать и слабые «статические» элементы мимики.
Взгляд самоуверенный, «ленивый», без особого интереса к внешнему миру, нормальной фокусировки, скептический, иногда придирчивый.

Несколько заключительных замечаний.

1. Приведенные выше характеристики соционических типов являются доминирующими для статистической совокупности их представителей, обследованных автором и другими исследователями. Вероятно, далеко не все 100 процентов «уроженцев» каждого типа полностью соответствуют по внешности разработанным в статье признакам, однако, последние - это не просто абстрактное теоретическое правило, но и практическая картина appearance многих людей. Дальнейший анализ может «сдвинуть фокус» типных характеристик в ту или иную сторону.

2. Разработанные внешние характеристики соционических типов рассчитаны на некий усредненный или классический образ того или иного типа. Влияние подтипов (систем которых насчитывается не менее 3 -5) в данной работе не учтено, эта задача будет решаться в дальнейших исследованиях.

3. Многие вопросы соционических «сигналов внешности», например, контуров глаз и проч. ещё недостаточно изучены, и потому в данном исследовании не затрагивались.

4. Внешние характеристики только тогда имеют высокую ценность при типировании, когда сочетаются с очным «опросом» и визуальными динамическими впечатлениями от «объекта исследования». Здесь необходим многоуровневый синтез информации о человеке, иначе результаты исследования его психической реальности могут получиться однобокими или же попросту неверными.

* Хотя, конечно, есть и яркие представители типа ЭИЭ - Гитлер, Троцкий - которые явились возбудителями известных политических процессов, имевших серьёзные последствия для всего мира.

**ЭСЭ, как и другие этики, часто улыбается и смеется, поэтому ему свойственно значительное количество морщин возле глаз и вокруг рта.

Литература

1. Гицеску Г. Пластическая анатомия. Том 3. Пластическая морфология. Экспрессивность. - Бухарест, Меридианэ, 1966.
2. Гуленко В.В., Молодцов А.В. Соционика для руководителя. Киев, ВЗУУП, 1990.
3. Филатова Е. С. Личность в зеркале соционики. Разгадка тайны двойников. - СПб.: Б&K, 2001.
4. Филатова Е. С. Соционика в портретах. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.