Творческая натура. В-третьих, качества душевные

Любови Андреевне Арсентьевой посвящается

Жила была на свете Ручка. Самая обыкновенная шариковая Ручка со сменными стерженьками. Появилась она на свет со своими сестрами ручками на пластмассовом заводе, лежала с ними вместе в коробке. То ли звезды как-то выстроились в особый астрологический ряд, то ли сменщица Любаша, легкомысленно улыбнувшись, подумала об электрике Петьке, проходившем мимо, но наша Ручка выплавилась из общей формы с романтической душой и творческой натурой.
- Ах, - подумала новорожденная, - как прекрасен этот мир и я прекрасна! Мне так хочется написать своим тоненьким стерженьком что-то необыкновенно воздушное и творчески талантливое. Я способна на это!
- Там, за окном нашего завода существует огромный мир, - рассказывала новорожденным ручка учетчицы Лизы. Хозяйка часто забирала ее с собой, унося в дамской сумочке, и лизина ручка видела много интересного в той, другой жизни. – У вас у всех будут свои хозяева и свои записи. Кто-то оставит о себе большой след, кто-то испишется на мелочи. У каждой своя судьба.
- У меня будет самое интересное будущее, - подумала наша романтическая натура, и с большим чувством уснула в коробке среди своих подружек.
Проснулась она оттого, что в коробку попал яркий свет, и она увидела огромный магазин, освещенный большими люстрами на лепном потолке. Все ручки выложили на большой красивый белый прилавок. Рядом с ними лежали легкомысленные записные книжки, солидные дневники и трепетные тетради. Это был магазин «Детский мир». Наступал новый учебный год, и школьники раскупали новенькие ручки и засовывали их в новенькие ранцы. И наша Ручка готовилась поменять скучный прилавок на веселый и яркий портфель, но судьба приготовила ей неожиданный сюрприз. Нашу ручку купила толстая и строгая покупательница. Каково было разочарование нашей романтической натуры, когда она оказалась на столе своей хозяйки, главного бухгалтера большого предприятия. Ежедневно ее маленький трепетный стержень писал нескончаемые столбики цифр, уравнивал дебет и кредит, и сотню раз, не меньше, подписывал бумаги твердым и непреклонным почерком своей хозяйки. Ручка не раз принималась плакать, испытывая тоску от своего невыраженного творческого потенциала, и не знала, что же делать. Все предметы на столе бухгалтера лежали в строгом и молчаливом порядке, никто не поддерживал новую соседку, а прямолинейная стопка бумаги даже осуждала ее.
- Ах, так, - подумала Ручка, - ну задам я вам всем! – И однажды ранним весенним утром на бухгалтерском отчете вместо непреклонной подписи своей хозяйки она написала легкомысленный стих о любви. Что тут началось! Хозяйку вызвал к себе в кабинет директор. Пришла она оттуда красная и, сердито сопя, выбросила нашу Ручку в мусорную корзину.
- Ну, все-таки перемена жизни, - подумала Ручка. - Я просто так сдаваться не собираюсь. – И она выкатилась из корзины на пол.
- Какая красивая ручка, - подумала уборщица, убирая вечером мусор. – У моей дочки как раз закончился стержень, а зарплата еще нескоро. На столе еще много ручек. Отнесу эту своей Иринке, будет ей с чем в школу ходить.
Так наша ручка поменяла свой дом, но не очень-то обрадовалась этому. Ее новая хозяйка девчонка Иринка была капризным ребенком, учиться не хотела, писать в тетрадках не любила, все время хныкала и требовала конфеты. Новой ручке она совсем не обрадовалась, но в школу взяла.
- Боже мой, в какой дурдом я попала, - подумала Ручка, испуганно высовывая свой тоненький кончик из иринкиного портфеля. По коридорам огромного дома, который назывался «Школа», носились толпы оголтелых ребятишек, швыряли друг в друга бумажки, резинки, и, что самое страшное, обломки таких же, как она, ручек. – Я не хочу такой судьбы, я творческая и нервная натура! Мне «Школа» противопоказана!
Когда Иринка вечером возвращалась домой, наша Ручка выпрыгнула на асфальт и осталась лежать, с творческим нетерпением ожидая что же будет. Нет, она уже не такая дурочка! Она теперь сама выберет себе хозяйку! Наша Ручка стала разглядывать проходящих мимо людей. Для прохожих со злыми лицами и капризных детей Ручка старалась быть незаметной, для улыбающихся и веселых прохожих она выкатывалась на мостовую. Вот уже стало темнеть, пошел дождь, Ручке стало холодно.
- Неужели я так и умру на улице! А как же моя творческая натура?
Ручка снова заплакала от такой безысходности. Она вспомнила своих сестер, уютную коробку и улыбнулась так, как улыбалась сменщица Любаша, глядя на электрика Петьку. Тут звезды снова встали в необычный астрологический ряд, и в этот момент рядом с ручкой что-то громко звякнуло. Из дамской сумки выпала связка ключей, и над ручкой наклонилась уставшая женщина.
- Каждый раз, когда я, смертельно уставшая, иду домой, ключи стараются выпасть из сумки и мне приходится их искать в темноте, – проворчала женщина и вместе с ключами подобрала с земли и нашу ручку.
- Что это? Ручка! Я как раз забыла свою на работе, а мне еще нужно за ночь написать два сценария. – Женщина положила ручку вместе с ключами в сумочку и пошла домой.
- Она все время ворчит, когда мы падаем на землю, - проворчали старые квартирные ключи. – Мы уже много лет живем с Любовью Андреевной и видим, как мало она бывает на свежем воздухе, все время работает и работает. Мы специально задерживаем ее на улице, чтобы она чуть подольше подышала кислородом, а то здоровье у нее уже ослабло от бесконечной работы.
- Если даже ключи заботятся о своей хозяйке, то кто же она такая? – подумала Ручка, но тут вместе с ключами ее вынули из сумки и положили на письменный стол. На столе лежали горы исписанных бумаг.
- Неужели снова бухгалтерша? Нет, я этого не вынесу, - наша творческая натура была готова снова заплакать. Но тут хозяйка села за стол и начала писать. Маленький тоненький стерженек Ручки выводил сценарий концерта, следом за ним на бумаге появился порядок выступления артистов на площади города. На маленьких записочках выписывались стихи и реплики для будущих задумок и мероприятий. Всю ночь они трудились вдвоем, а под утро хозяйка уснула, положив голову на стол и нашу Ручку. Ручка старалась не шевелиться, чтобы не потревожить сон своей новой хозяйки. Она нашла свою судьбу и, счастливая, улыбалась, думая о новых творческих планах. Все предметы, лежащие на столе и находящиеся в комнате, одобряли ее поступок. Стопки бумаги, старенькая настольная лампа, стакан с недопитым чаем, карандаши и ластики приняли новую подружку в свою семью и все вместе с нетерпением ожидали, когда хозяйка проснется, и они с радостью будут помогать Любови Андреевне в ее творческих планах!

Творческим людям следует беречь свою психику. Не так давно группой исследователей из разных стран были приведены результаты наблюдения за творческими натурами. Причем, охвачено было порядка 1млн. чел. Как оказалось, для журналистов и писателей существует опасность впасть в депрессию; фотографам и танцовщицам угрожают биполярные расстройства – маниакально депрессивные психозы; художникам и музыкантам порой мешает сильная эмоциональность. Среди людей искусства более высок процент нервных срывов. Еще древнекитайские мудрецы считали, что смотреть на песочные часы - значит улучшать свое энергетическое, эмоциональное состояние. И, действительно, эксперименты психологов доказали, что эффект от созерцания сыплющегося песка просто колоссальный!

Идеальный подарок

Перетекает песок в «угоду бытию» в «колбовых», «шаровых» и других разновидностях изделий. Окраска песка, форма колб, богатство оформления - все имеет значение для выбора подарка творческому человеку. Время стремится вперед, удивляя нас все более усовершенствованными технологиями, а старинное изобретение не утрачивает и никогда не утратит своей привлекательности. Хорошие песочные часы в подарок - это не только элегантный декоративный элемент, это буквально мистический предмет, помогающий сосредоточиться.

Вдохновение через созерцание

Как часто в этом символе вечности находили вдохновение писатели, поэты, художники, певцы, музыканты.

Убегающим называл время в песочных часах великий символист Бальмонт.

Мечтает поместить в песочные часы весь мир певец Стинг.

Аргентинский мыслитель Борхес в своих безграничных фантазиях сравнивает песочные часы с теми сосудами, которым нет износа.

На Востоке называют их эталоном пространства. А послы в древности, желая доказать свою искренность, говорили о чистоте своих помыслов, как о горсти песка, заключенных в колбу.

Интересно, что и психологи сумели выяснить, как цвет пересыпающегося песка влияет на эмоциональное состояние. Зеленый песок поможет справиться с жестокими мыслями, со страхом и агрессией. Желтый цвет песка - чудесный релаксатор. Синий и голубой цвета внушает романтические идеи, а красный будит страстные порывы.

А что будят драгоценные камни, пересыпающиеся в самых дорогих песочных часах? Об этом рассказать могут только нувориши. «Песок» в таких ювелирных изделиях сплошь из изумрудов, бриллиантов. На любой вкус!

Мистический талисман

Не даром символ вечного времени всегда был на рабочих столах философов, магов и алхимиков. Слишком большое значение они придавали струящемуся песку. Песочные часы тогда помогают концентрироваться и дорожить временем, когда находятся в «секторе знаний». Есть мистическая примета: когда солнечный луч падает на струящийся песок, часы песочные обретают силу талисмана - концентратора энергии света. Принять твердое решение помогут часы с подставкой из натурального камня, а деревянное обрамление наиболее подходит для энергии «творческой фантазии». Недаром в фен-шуй их олицетворяют с энергией Ци, которая постоянно движется.

Нет, не любить их можно и просто из зависти - талантливые люди зачастую успешны в карьере. Однако с талантом обычно ассоциируют положительные черты характера - чуткость к другим, способность понимать, желание сделать жизнь окружающих ярче. Увы, креативным натурам свойственно не только хорошее: исследования психологов показали, что есть ряд неприятных качеств, которыми одаренные индивиды обладают чаще, чем среднестатистический человек.

1. Творческие люди лгут охотнее и изощреннее

2. При этом они еще и недоверчивы!

Парадокс: при том, что творческие люди сами любят лгать и прекрасно распознают ложь других, они отличаются повышенной недоверчивостью. Психологи, установившие этот факт, считают, что недоверчивость не является случайным спутником талантливой натуры: она - ее суть. Дело в том, что в основе креативного мышления лежит способность подвергать сомнению то, что кажется другим людям давно решенным вопросом, имеющим один-единственный ответ. Одаренные люди мыслят по принципу «а что, если...» - они способны нестандартным образом использовать обыденные предметы, находить неожиданные черты у явлений, которые считаются хорошо изученными, смотреть на ситуацию с неожиданных точек зрения. Впрочем, исследователи установили, что недоверчивостью отличаются в основном те из творческих людей, которые не являются публичными фигурами, - а вот те, кто по своему роду занятий вынужден постоянно прибегать к самопрезентации, не могут позволить себе такой роскоши, как недоверие к другим, - напротив, они должны увлекать окружающих своими идеями и инициативами, а без веры в окружающих это невозможно**.

3. Одаренные натуры зачастую нахальны

С характерным для талантливых личностей моральным релятивизмом связано еще одно неприятное качество - нахальство. Исследователи анализировали характеры 1304 добровольцев по шестимерной личностной модели HEXACO, одна из шкал которого посвящена оценке таких качеств, как искренность, справедливость, щедрость и скромность. После этого все добровольцы должны были решить несколько тестов, позволяющих оценить их креативность. Выяснилось, что у самых одаренных были минимальные показатели по всем из упомянутых качеств. Особенно не хватало им скромности - как утверждают исследователи, одаренные люди лучше других осведомлены о своих талантах и, как правило, необычайно высокого мнения о себе. Другим любопытным результатом исследования стало то, что между креативными и обычными людьми не оказалось существенной разницы в проявлениях ряда качеств, традиционно ассоциируемых с одаренностью, - терпимости, готовности к диалогу, мягкости, доброты и т. п. Зато талантливые обнаружили куда более высокие показатели по уровню открытости для новых впечатлений и экспериментов***.

4. Творческие личности чаще страдают от клинической депрессии

Одаренный человек - не слишком хороший товарищ не только потому, что склонен ко лжи: у него вдобавок часто бывает плохое настроение. Более того, талантливые легко впадают в депрессию и выходят из нее куда тяжелее. Каждый образованный человек без труда вспомнит имена писателей и художников, в чьем творчестве легко обнаружить панические нотки, но с большим удивлением узнает о том, что современный психолог обнаружил бы повышенную склонность к депрессии не только у таких авторов, как Эрнест Хемингуэй или Вирджиния Вульф, но даже и у тех, чье творчество отмечено верой в Бога и надеждой на лучшее, - например, у Чарльза Диккенса и Льва Толстого. Подвержены творческие люди и большому числу различных фобий: например, Эдгар По и Николай Гоголь страдали одинаковым страхом - быть похороненными заживо. Шведские психологи решили проверить, не является ли связь между талантом и депрессивностью всего лишь расхожим стереотипом, и воспользовались для этого данными 1,2 миллионов пациентов психиатрических клиник и их родственников. Карточки пациентов включали упоминание их профессий, и психологи без труда составили статистику по распространенности среди представителей того или иного рода занятий различных психических недугов. Выяснилось, что работники творческих профессий - в частности, писатели, фотографы и танцоры, гораздо чаще страдают тяжелыми заболеваниями - так, у них на 8% чаще, чем у других людей, диагностировалось биполярное аффективное расстройство личности. Кроме того, например, писатели на целых 121% чаще страдают от условий своей жизни, чем рядовые обыватели, и почти на 50% сильнее склонны к самоубийству. Тот факт, что и среди родственников представителей творческих профессий психические недуги (шизофрения, аутизм, биполярное расстройство и даже анорексия) встречались чаще, чем среди прочих людей, позволил ученым сделать еще один важный вывод: и способность к творчеству, и упомянутые расстройства во многом обусловлены генетикой.

*J. Walczyka et al. «The Creativity of Lying: Divergent Thinking and Ideational Correlates of the Resolution of Social Dilemmas». Creativity Research Journal, 2008.

** J. Mayer, T. Mussweiler «Suspicious spirits, flexible minds: When distrust enhances creativity». Journal of Personality and Social Psychology, 2011.

*** P. Silvia et al. «Cantankerous creativity: Honesty–Humility, Agreeableness, and the HEXACO structure of creative achievement». Personality and Individual Differences, 2011.

**** S. Kyaga et al. «Mental illness, suicide and creativity: 40-year prospective total population study». Journal of Psychiatric Research. 2013.

Те люди, которые испытывали депрессию, понимают, какое одиночество она с собой приносит. Депрессия имеет способность заставлять нас чувствовать себя так, как будто мы никому не нужны и не имеем никакого реального направления в жизни. Но наука показывает нам, что это состояние даже более опасно, чем мы можем увидеть. Дело в том, что люди с творческим складом ума способны воспринимать мир не так, как другие.

Существует много доказательств взаимосвязи творческого ума с депрессией и другими вопросами психического здоровья. Однако они совсем не такие, как можно было бы подумать. Хотя безумных художников и творческие умы часто связывали с проблемами психического здоровья, наука показывает, что чувство депрессии появляется из-за особенностей взаимодействия их мозга с окружающей средой, а не из-за их работы. Некоторые творческие личности могут чувствовать, что они особенно склонны к депрессии, хотя на самом деле они переживают довольно естественную реакцию на окружающий мир.

Творческий мозг работает на другом уровне

Ученые говорят, что менее творческие личности, как правило, довольно быстро адаптируются к ситуации и окружению, основываясь на том, что они называют авторитетными фигурами. А вот творческие люди воспринимают такие ситуации совсем по-другому.

Их гибкость позволяет им воспринимать вещи свежим и новым способом, который является важной основой для творчества. Но это также означает, что их внутренний мир очень сложный, неоднозначный и не просто черно-белый, а наполнен оттенками серого. Этот мир заполнен многими вопросами и всего лишь несколькими простыми ответами. В то время как менее творческие люди быстро реагируют на ситуацию, основываясь на то, что им говорили авторитетные для них люди - родители, учителя, священники, творческий человек живет в зыбком и туманном мире.

Творческие люди воспринимают мир с другой точки зрения: ставим под сомнение, размышляем и анализируем. Это может, к сожалению, привести к возникновению чувства изоляции, социальному отчуждению или депрессии, поскольку творческие люди отличаются от остальных, и они, несомненно, это осознают. То, что может показаться «нормальным» для остальных людей, для творческой личности может быть напряженным из-за сложного подхода к обществу.

Вы не одни

Такое чувство изоляции понятно, и есть множество людей, которые считают себя совершенно одинокими в этом мире. Нам всем нужно найти другого похожего на нас человека, чтобы испытать истинное чувство принадлежности. Точно так же, как политик, к примеру, будет чувствовать себя неуютно в огромной танцевальной школе, человек с творческим складом ума в официальной обстановке почувствует себя так, как будто он не принадлежит к этой среде. Без правильных инструментов, а также своевременного поощрения и поддержки, чтобы помочь творческому человеку понять те различия, которые делают его особенным, он может очень долго страдать от депрессии.

Творческий потенциал

Психологи говорят, что есть несколько вещей, которые мы должны понимать, когда речь заходит о творческих умах. Они должны признать, что талант ни в коем случае нельзя тратить впустую, так как он является огромным подарком природы. Необходимо открыть свой талант и развивать его. Когда человек блокирует его, он отказывается от своей истинной сущности, что может привести к тяжелой депрессии.

Также необходимо признать, что менее оригинальные люди могут воспринимать творческого человека как странного. Но быть странным гораздо интереснее, чем быть нормальным. Если вы творческая личность, окружайте себя такими же людьми. Ваше творчество будет процветать, не говоря уже о том, что вас будут любить и поддерживать таким, какой вы есть.

Выводы

Психологи признают, что у творческих личностей более выражена склонность к психическим заболеваниям, которые исходят от проблемы с фильтрацией многочисленных сигналов, которые попадают в их мозг. Некоторые уклоняются он контактов с другими людьми, так как являются очень чувствительными личностями. Но если такие люди поймут свою уникальность, то смогут обрести какую-то почву под ногами в борьбе с депрессией.

Встречались ли в вашей жизни люди творческой натуры, очень хрупкой, ранимой и такой хрустальной, которая может разбиться от одного прикасания этого странного, страшного мира? Скорее всего, встречались. Ну и как вам? Вы анализировали их? Всматривались в глаза? Пытались узнать, что творится у них в голове? Да, несомненно. Хочу рассказать вам про одну такую девушку.

Несколько лет назад я встретил одну девушку. Она была очень странной и уставшей. Кожа была сера, глаза красны и опухши с синяками, которые оставила бессонница, но они были ярко-зеленого цвета, как листики березки под лучами солнца, губы такие… Кровавые, обкусанные. Она была, довольно, росла, но худа, и было заметно, что ей не очень просто передвигаться. Ее сковывала боль, причем очень сильная. Одежда была черна, будто, она едет на чьи-то похороны или поминки. Я увидел ее в грязном автобусе, в котором и сам ехал по делам, она сидела на самом последнем месте и, смотря в окно, что-то рисовала в небольшом блокнотике на пружине. Как только я взглянул на нее, у меня появилось огромное желание обнять ее и чем-то помочь, ведь вид у нее был очень плачевен и вот, будто, она сейчас расплачется. Так я разглядывал ее несколько десятков минут, пока водитель не остановил автобус на нужной остановке и она, быстро собравшись, вышла. Я еще долго проигрывал в своей голове ее образ и не мог остановиться. Она вызывала у меня неподдельный интерес. Ее притяжение и аура была очень сильна для меня.

С того момента прошел месяц-полтора, и я, было уж, забыл ее, но жизнь заставила напомнить…

Придя на одну из выставок картин какого-то малоизвестного художника я вновь увидел ее. Все тот же взгляд, те же губы, та кожа и тело, на котором черная, как пустота космоса, одежда. Я подошел к ней и очень стеснительно познакомился. Не люблю эти натянутые и изъезженные вопросы, типа: «как дела? », «как самочувствие? », ведь было и так видно, что дела идут не очень, а самочувствие оставляет желать лучшего, поэтому я пригласил ее погулять в один из многочисленных зеленых парков нашего городка. Встреча была назначена где-то в шесть вечера, но я пришел пораньше, все боялся опоздать. Прогуливаясь по парку, мы о многом разговаривали. Я многое узнал о ней. Ее основной деятельностью была- писательская. Она писала небольшие депрессивные рассказы, как раз по ее состоянию, выпустила несколько книг. Я до сих пор помню ее голос и легкую улыбку, которая проступала непринужденно во время нашего разговора. Так как я был очень чувствителен к настроениям других людей, я заметил, она была в депрессии. Да, может прозвучать очень громко и преждевременно, но все же, ее состояние простым плохим настроением назвать было нельзя. Узнав ее лучше, я понял, у нее очень ранимая и восприимчивая душа, которая может рассыпаться на кусочки при одном необдуманном прикосновении человека. Если представлять ее душу в виде картины, то можно описать примерно так:

«Все туманно и незначительно, но тут же присутствуют очень яркие цвета и живут бок о бок с темнотой и небытием, которые подкрепляются тоской, которая растет и растет с каждым днем. Представьте огромное пространство, поле, с зеленой травой и очень красными маками, его огораживают высочайшие березки, ивы и дубы, а рядом находится небольшое черное озеро, которое с каждым дождем из ее слез растет. » Она с легкостью переносит физическую боль. Часто, моральную превращает в физическую. Ей так проще. Было.

Недавно я узнал, что ее не стало. Она находилась в депрессии несколько лет и не выдержала. Говорят, что на ее похороны практически никто не пришел, и это грустно, ведь она была поистине замечательным, добрым и открытым человеком.

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.