Праздник семик. Семик (Зеленые Святки)

В сложном и предельно семантизированном комплексе русских календарных обрядов, дошедших до нас из глубин седой древности, не последнее место занимает троице-купальский календарный комплекс. И на сегодняшний день та его часть, что называется «Зелеными Святками», т.е. Семик (четверг перед Троицей или, реже, четверг после нее), представляется наименее понятной и объяснимой, несмотря на достаточное количество литературы на эту тему.

Вывод Д.К. Зеленина («Восточнославянская этнография») о том, что Семик связан с поминовением так называемых «заложных покойников» представляется недостаточно аргументированным и убедительным по целому ряду причин.

Во-первых , и Троица, и предваряющий ее Семик - это Зеленые Святки». А Святки (зимние или весенние) всегда связаны со «святьем», то есть теми предками («родителями»), которые, выполнив свой земной долг, обрели световое тело (ушли в Свет) и реинкарнации не подлежат. В отличие от них, те из ушедших в мир иной, кто еще не исполнил все свои обязанности в земной жизни и должны были вернуться в этот мир новорожденными детьми («Из навей нас дети емлют»), не были «Святьем» и не имели отношения к Святкам.

Во-вторых , уже то, что часто обряды Семика проходили в местах древних языческих погребений - жальниках, да еще и сопровождались «общим весельем, музыкой и свистом», отнюдь не свидетельствует о том, что это были «злые покойники». Скорее всего, таковыми их сделала новая христианская доктрина, так как древний культ «Святья» с ней никак не согласовывался.

И, в-третьих , использование в обрядах Семика крашеных яиц – символов зарождения жизни, отнюдь не свидетельствует о негативном отношении к тем, кому они жертвовались.

Кроме того, мы сегодня очень смутно представляем, почему, собственно, этот обрядовый комплекс – «Зеленые Святки» - назывался «Семик и Троица ». Ведь завивание венков на березах и кумление через них девушек и молодых женщин, смена головных уборов девушками на женские и женщинами на девичьи, поедание ритуальной яичницы – никакого отношения к христианской Троице – Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому не имеет.

Для того, чтобы разобраться во всех этих странностях, нам придется обратиться вновь, как это нами делалось неоднократно, к древнейшим памятникам индоевропейских народов Ригведе, Авесте и эпосу Махабхарата, с одной стороны. А с другой – к древнейшим традициям, сказкам, песням, обрядовой практике русского народа.

О чём свидетельствуют древнейшие Традиции

Согласно Махабхарате («Адипарва» и «Ашвамедхапарва») процесс структурирования Вселенной проходил следующим образом.

По мысли Творца и его Слову (т.е. озвученной мысли) появилось некое первояйцо, в котором «подлинным светом, непредставимым и вездесущим, из которого все рождается и в который все возвращается, был вечный Брахмо». «Ашвамедхикапарва» называет его «первоэлементом» или «эфиром». У Брахмо или эфира было только одно свойство – звучание (7 звуков и аккорд).

Затем из звучания появляется ветер или движение, у которого уже два свойства – звучание и касание, то есть инерция. Причем собственным свойством движения Махабхарата называет касание.

Затем из звучания и касания рождается третий компонент – собственно свет – Свет видимый, состоящий из 7 цветов спектра. У него уже три свойства: звучание, касание и образ.

Собственным свойством видимого света является именно Образ, т.е. все, что связано с миром физическим, проявленным, миром наших реальностей. Именно этот видимый Свет, согласно Махабхарате, и порождает все, что имеет форму или Образ. Причем, если потенциальная возможность движения и созидания образов принадлежит некоему «Оно» (Брахмо), а впоследствии мужскому началу – Брахме, то собственно сам творческий процесс – прерогатива женского начала. Ибо именно женское начало является «шакти» Брахмо, то есть его творческой, созидательной силой или Видимым Светом, творящим образы.

Полностью аналогичная ситуация наблюдается и в Русской Традиции.

Так в Поучении против язычества рубежа ХII – ХIII веков говорится, что русские язычники в первый день недели – воскресенье - поклоняются Свету. Причем, не Солнцу, утверждая, что Солнце только «вещь света», то есть вещественное его воплощение, а некоему «непостижимому и неосязаемому Белому Свету ». И «написавше жену в человеческий образ, поклоняются ей как тому самому неисповедимому Белому Свету» (существовавшему, по мысли древних, независимо от солнца).

Здесь уместно вспомнить про многочисленные русские вышивки с изображением женской фигуры с поднятыми вверх, часто процветшими или трехпалыми руками. Дева стоит, как правило, между двух деревьев, двух всадников или двух птиц–утиц (лебедей – «пав», «паванек»).

Но ведь в Упанишадах прямо говорится, что «Свет - это лебедь на водах» .

Вспомним таких персонажей русских народных сказок как Василиса Премудрая, улетающая от Ивана-Царевича белой лебедью или пушкинскую Царевну Лебедь, у которой «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит» . Северорусское название лебеди – пава, паванька, павана слишком созвучно с санскритским «павана» - огонь, свет, очищающий», чтобы быть тут случайным совпадением. Таким образом и русская народная традиция, как и древняя ведическая, утверждает, что все во Вселенной, весь материальный мир – мир образов - порождены женским началом, которое представляет собой видимый - Белый Свет.

СВЕТ РАЗУМ

Есть весьма интересный вариант русской народной сказки «Пойди туда, не знаю куда. Принеси то, не знаю, что ». Обычно в этой сказке охотник Андрей (или Степан), перепрыгнув на бабушке-лягушке через огненную реку, встречается с неким Сватом Разумом, которому подвластно всё. Но существует северорусский (вологодский) вариант этой сказки, где охотник встречается со Светом Разумом .

Рассказавший мне этот вариант сказки выдающийся российский фольклорист А.М. Мехнецов отмечал то удивившее его обстоятельство, что рассказчики иногда (но упорно) говорили вместо «Свет Разум» - «Шем Разум ».

Но ведь еще в начале ХХ века маркиз Сент-Ив Д’Альвейдер в своем знаменитом «Археометре » писал, что ШЕМ означает «теогонический мир, сотворенный непосредственно Словом», причем это «не человеческое слово, т.е. философская ложь, но слово Бога, единого источника всяческой истины» и что в нем «говорит само Слово – Творец» .

В ситуации с русской народной волшебной сказкой слово «Шем» является синонимом, аналогом слова «Свет», так как Свет Разум и Шем Разум здесь одно и то же.

Надо отметить, что на Русском Севере, при отсутствии четкой дифференциации звуков «С» и «Ш», само название праздника звучит зачастую не как «Семик », а как «Шемик ».

Но тогда, исходя из здравой логики, Семик вовсе не день поминовения заложных покойников, умерших не своей смертью, вовремя не похороненных и т.д., а Праздник Света, творящего живую жизнь, воплощенную в образе дерева (и растительности вообще, ведь не случайно в народе говорили, что «на Троицу земля травой покроется» ).

ТРОИЦА

Что касается названия Праздника «Троица », то троичные структуры вообще характерны для древнерусской культуры.
  • 3-х сезонный год, память о котором осталась на Русском Севере, в Индии и Древнем Египте (заметим, что, например, даже близкие соседи индийцев трехчастного деления года по 4 месяца в сезоне не знают);
  • 3-х ликие божества славян и «Тримурти» (Брахма – Вишну – Шива) Индостана.

Обязательно стоит обратить внимание на одно важное обстоятельство. Мы уже отмечали, что в ведической традиции Свет - это «лебедь на водах », причем эта «световая стихия» воспринимается как первая и изначальная . Древнейшее божество космического пространства, владыка Вселенной и небесного океана у индоевропейцев - Варуна (у древних эллинов - Уран ). Именно он держит в бесконечном пространстве Вечности дерево, корни которого смотрят вверх, а крона и листья на ней – вниз. И листья этого дерева в древних ведических гимнах сопоставляются со звездами.

В северорусской традиции, в частности на Усть-Цильме, до наших дней сохранилась древняя легенда, где в начале творения существует огромный небесный океан, а создает весь наш материальный мир водоплавающая птица – утка – гагара. Космический океан присутствует также и во многих других древних русских заговорах. Но как это не покажется парадоксально, примерно о том же космическом океане говорит и современная физика. Эту среду физики называют эфиром .

РИШИ

В связи с вышеизложенным возникают следующие закономерные вопросы.

А на низкой ли ступени культуры (как, в частности, считал Д.К. Зеленин) стояли наши предки, празднуя Зеленые Святки -Семик и Троицу?

В их обрядовых комплексах не было ли законсервировано и сохранено то Великое знание законов космоса, которое наши мудрые предки хотели донести до нас – их потомков?

Мы, ученые МКУ, сегодня можем предположить вполне, что в обрядах Зимних Святок, Масленицы и Троице-Купальского цикла зафиксированы те, как их называют физики, «фазовые переходы », через которые проходит первичная структура Вселенной – космический океан в своем созидательном, творческом процессе.

Зимние Святки - это стабильная, неподвижная, потенциально несущая в себе все возможности форма кристалла. Ею правит мужское начало – Дед Мороз, о котором А.С. Фаминцын в своей книге «Божествах древних славян» писал:

«По представлению русских поселян солнце есть огонь, поддерживаемый Дедом, под именем которого, следовательно, в данном случае следует понимать верховного небесного Бога».

Масленица или Красная Горка , которая завершалась в древности всегда в День весеннего равноденствия. Это движение растаявшего снега и льда, переход из кристаллической потенциальной формы в активную, жидкую, которой правит творческое женское начало – Теща.

И, наконец, Зеленые Святки или Семик и Троица . Здесь очередная трансформация постепенного превращения воды в пар, плазму, а затем и в Свет .

Вспомним биологию. Ведь именно Свет дает рождение живой жизни – зеленому листу и траве.

И завершает весь этот «фазовый комплекс» Купальская ночь , когда включается процесс реинкарнации тех, кто должен вернуться в наш мир новорожденными детьми, то есть людьми.

Всё очень логично: Кристалл - Вода – Ионизированный пар – Свет - Зеленый лист (дерево, травы) - Человек .

И при этом точкой отсчета является именно кристалл. Ведь сам этот термин - значит буквально «застывший свет». А, значит, Человек, достигший «застывшего света» , обретший «световое тело» , т.е. «святой» - Риши (или Раша) – это:

Мудрец, постигнувший Главный Смысл Мироздания - вечный и
бесконечный круговорот жизни!

Именно на Праздник «Семик» молодые девушки «кумились» с березками - вступали с ними в родство - так сам порождающий жизнь Свет воплощался в образе Женщины. В Празднике «Семик и Троица» или в «Зеленых Святках» во всей полноте отразились представления наших мудрых предков о Великом должном Единстве Природы и Человека. И здесь невольно вспоминаются прекрасные строки С.Я. Маршака:

«Человек, будь он хоть трижды гением,
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава,
Не стыдитесь этого родства.
Нам даны до нашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растения».

Этот праздник не так известен, как многие другие, отмечаемые нашими предками. Но менее важным от этого он вовсе не становится. Семик знаменует собой уход весны и наступление лета. В этот день Семаргл-Огнебог помогает Яриле подняться на небо, войти в полную силу.

С приходом Семика завершаются весенние полевые работы и начинаются летние – ещё более тяжелые и напряженные. Ведь лето не так уж длинно, а выполнить за это время нужно действительно огромный объем работы. Недаром говорится – летом один день год кормит. Достаточно лениться всего один день, не выполнив запланированную работу, чтобы остаться без урожая, обречь свою семью на голод и нужду.

Но настоящее лето наступает только завтра, а сегодня – Семик, последняя возможность на многие недели хорошенько отдохнуть, расслабиться и повеселиться. Впрочем, веселье также носило важный характер. В его время, в игровой форме, проводились разнообразные обряды. Например, девушки и женщины, распевая песню «Ты удайся, удайся, мой лён» демонстрировали процесс работы со льном – сеяния, прополки, сборки, чёски, прядения. Также пелась песня «Мы просо сеяли», во время чего демонстрировались действия по работе с просом. Это обещало богатый урожай в текущем году.

По утру все жители старались пройтись босиком по траве, пока она не высохнет. Некоторые, обнажившись, катались по траве. Считалось, что роса в этот день обладает целебными свойствами. Поэтому подобные «ванны» помогали избавиться от хворей, поправить здоровье.

Не менее важен был и другой обряд. Как год переходи в новую фазу, от мягкой, доброй весны к знойному лету, наполненному тяжким трудом, так и молодые парни и девушки переходили в новую социальную группу. Парни, выбравшие воинский путь, проходили постриг. После этого они из вчерашних мальчишек превращались в полноценных воинов.

Конечно, им ещё суждено было многое узнать и многому научиться. Но отношение в дружине к ним было уже как к младшим братьям, а не как к заигравшейся детворе.

Девушки также не оставались в стороне. Впрочем, в обрядах участвовали и молодые жёны, ещё не заведшие детей. Проводились особые обряды, повышающие возможность вскоре стать матерью. Ведь большая семья – залог крепости рода и благополучия хороших родителей, сумевших родить и воспитать правильных людей. Для этого девушки уходили в лес, где жарили на открытом огне яичницу, компанией съедали её, а после водили хороводы вокруг берёз, украшая их яркими лоскутами, лентами. В некоторых областях было принято вешать на берёзу венок, в который вплеталось куриное яйцо. Это способствовало переходу мощной энергии, какой обладает берёза, всем участвующим в ритуале девушкам. Уж после этого их род наверняка скоро пополнится младенцами.

По завершению обрядов, вся деревня от мала до велика, собиралась за праздничным столом. В первую очередь поминались предки. По традициям некоторых областей России именно Семик являлся наиболее важным днём поминовения, оставляя позади даже Роданицу.

Семик - седьмой четверг после Пасхи, считался очень большим праздником. Он знаменовал прощание с весной и встречу лета, зеленеющую землю с центральным персонажем - березкой.
Наряженная в течение нескольких дней березка должна была отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю, способствовать урожаю и соответственно - благополучию людей.
Русские называли Семик честным, подобно Масленице.
По народному календарю . Прихожане шли на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилали свежей травой.
Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбище, где и встречали Семик. На этом празднике торжественно погребали и поминали убогих, или убитых, или внезапно умерших на месте скудельниц или убогих домов, которые стали рощами.

Роща

Рощи или дубравы служили местом таинственных обрядов язычества у восточных народов, греков, римлян. Кроме дубов, не менее почитаема была липа, от нее не осмеливались отрезать ни ветки, ни сучка. Эти деревья назывались заповедными, заветными. У древних немцев совершались жертвоприношения и производился суд под липами. У древних пруссов под липой зажигались огни на Иванов день в честь бога весны Лиго.

Веселье начиналось после обеда.
Девушки, украсив свои избы березками вдоль всей деревенской улицы, шли за околицу под предводительством девушки, избранной по жребию и одетой в мужское платье (это - Семик). Они несли с собой печеные и сырые яйца для яичницы, лепешки и пироги. В ближней роще выбирали кудрявую березу, срубали самую густую ветку, украшали ее лентами, втыкали в землю и, взявшись за руки, устраивали хоровод. Песни пели до обеда, после трапезы рвали с той же березы ветки и плели венки, с которыми опять водили хороводы и пели песни. «Мне куда тебя, веночек, положить? - спрашивали в одной песне и отвечали: - Положу тебя, веночек, на головку ко душе милой девице. ко названной сестрице». Вторя словам песни, они шли потом на пруд или реку. С зажмуренными глазами бросали венки на воду и загадывали: потонул венок - в тот год замуж не выйти, а можно даже умереть, но очень хорошо, если венок всплывет, да еще против течения.
Либо посреди двора втыкали срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым ставили горшок с водой. Девицы ходили по двору или сидели, а мальчуганы держали в руках заготовленные кушанья, другие - ведро с пивом на палке. Более веселая, бойкая девушка подходила к дереву, опрокидывала горшок с водой, выдергивала дерево из земли и затягивала песню.
Обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, по-разному, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой песенный репертуар, однако основные элементы обряда сохранялись. Это: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, завивание венков, кумление, срубание дерева с последующим его уничтожением, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.
Празднование Семика происходило в рощах и лесах, на берегах рек и озер или прудов. Сначала завивали венки, а затем в некоторых местах пускали их по воде. Но обычно ближе к вечеру девушки возвращались домой с венками, которые берегли до Троицы.

Венок

Венок считался залогом бессмертия, знамением перехождения души и союза мертвых с живыми. По семицкому венку загадывали будущее.

В Семик совершался древний обряд погребения и поминовения убогих на убогих домах, которые обычно находились в рощах. Первый обряд совершался в основном на могилах, подобно древней тризне.
От Москвы до самых до окраин в этот день гуляли. Вся Москвз устраивала разгульный праздник; почти на каждом дворе обставляли березками стол, накрывали его яичницей и драченой. Повсюду раздавались семицкие песни, по улицам носили наряженную лентами и лоскутками березку. Горожане надевали на головы венки из ландышей, незабудок или из березовых и липовых ветвей. После погребения и поминовения убогих на старых убогих домах люди, вымыв руки в Самотеке, шли в Марьину рощу завивать березку и пировать.
В деревнях Московской губернии в среду перед Троицей девушки отправлялись «заламывать» березки, а на другой день, в семицкий четверг или же в субботу, с яичницей и пивом шли завивать выбранные березки. Каждая приносила с собой глазок яичницы. После того как все березки были завиты, яичницы размещались вокруг одной березки, а девушки, взявшись за руки, водили хоровод под песню.

Яичница

Яичница - это суть плодородия, открытая самими девушками перед огнем (в тот момент, когда они готовили ее в печи). Скорлупа яиц не выбрасывалась куда попало. Она лежала на шестке под сводом печного устья. Скорлупа обжигалась, опалялась. Потом ее мелко толкли в ступице. Ссыпали в приготовленный мешочек. Скорлупа, истолченная в Семик, славилась своей целебностью.

В некоторых селах и деревнях начала прошлого столетия пекли для девиц козули (Козули - род круглых лепешек с яйцами в виде венка).
С козулями они шли в лес, где завивали ленточки, бумажки и нитки на березе, завязывали ветки венками.
В Сибири вершины березок пригибали к траве и делали «косы», связывая эти вершины с травой.
Нижегородская молодежь наряжала в «девицу» березку, а девушку или парня - в шутовской наряд барабанщика. Толпой отправлялись на луг, впереди шли ряженые - человек и дерево. На лугу становились в круг и пели плясовую песню про притоптанную травушку. Поселянки, собравшись в роши, нагибали молодые плакучие березки, свивали из них венки и попарно проходили сквозь них с поцелуями, приговаривая: «Покумимся, кума, покумимся, нам с тобою не храниться, вечно дружиться».

Кумление

Семицкая березка в Тульской и других губерниях называлась кумой, а кумиться – значит целоваться при развитии венков.
Обряд кумления совершался девушками в лесу после завивания березок. Ветки березок загибались в круг, так что образовались венки, или венки из березок или трав и цветов навешивали на березки. К этим венкам девушки подвязывали свои крестики, затем сквозь венки целовались, менялись крестами и пели песий. Покумившиеся девушки считались подругами на всю жизнь или до следующего кумления через год с другой девушкой.
Во время кумления девушек-подростков приветствовали обычно так: «Тебе еще подрасти да побольше расцвести», заневестившейся девице говорили: «До налетья (следующего года) косу тебе расплесть надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочъю (т.е. в девушках)». Женщинам пожелания были несколько иного характера: «На лето тебе сына родить, на тот год самой третьей тебе быть». Девушки свои пожелания шептали друг другу на ухо.

В Подмосковье, Владимирской, Рязанской губерниях мужчина, носящий березку, назывался кумом, адевица кумою. Игра «Кума» проходила так: поселянки, собравшись в рощах, нагибали молодые плакучие березки, свивали из них венки и попарно проходили сквозь них с поцелуями, приговаривая: «Покумимся, кума, покумимся! Нам с тобой не браниться, вечно дружиться». При этом они дарили друг другу желтые яйца, которыми поминали также утопленников на русальной неделе.
Во Владимирской губернии девушки ходили утром с пирогом собирать у соседей деньги, а вечером водили хороводы, а потом ели пироги и яичницу. В других местах к Семику девушки делали складчину или ссыпчину.
В Нерехотском округе пекли для девиц козули. С козулями они шли в лес, где с песнями завивали ленточки, бумажки и нитки на березе, на которой завязывали ветки венками. Потом, сделав из березовых сучьев один венок, девушки кумились сквозь него, приговаривая: «Здравствуй, кум и кума! Березку завивши». Спев песню про березку, поселянки принимались за козули и яичницу. А потом устраивали игры.
В Кинешме и Галиче при кумлении девицы менялись кольцами и серьгами и пели песни «А мы просо сеяли», «У воробушка голова
болит»-, «Во поле береза стояла», «По горам, горам».
В Воронежской губернии на берегу озера Горохова жители села Горохова устраивали под Троицу шалаш на поляне, украшали его венками из цветов и душистой зелени, внутри ставили на возвышенном месте болван из дерева или соломы, одетый в праздничное мужское и женское платье. Около шалаша собирались сельские жители. Они приносили с собой отборную пищу и питье; водили хороводы и
плясали вокруг этого шалаша.
В Вологде Семик, известный под названием Поляны, отмечался на поляне.
В Нерехте Семик также праздновался на поляне, где существовала церковь святого Пахомия.
В Саратовской губернии для празднования Семика выбирался особый дом, куда приносили разные припасы для пира; варили брагу при пении веселых песен. Устраивали в лесу пир. После завивания венков, после кумовства выбирали, подбрасывая вверх платки, старшую куму, которую называли так в течение всего дня. Потом возвращались веселым хороводом в село, чтобы в Троицу снова прийти в тот же лес развить свои венки. Каждая пара рассматривала, завял или еще свеж ее венок; по нему судили о своем счастье или несчастье. Кроме того, свивали венки и для своих родных, гадая о их судьбе. В окрестностях Углича игры с наряженной березкой и яичницей
приурочивали к гаданию на урожай ржи. Березку ставили среди озимого поля, а яичницу ели не иначе, как бросая через голову ее часть и целые яйца в рожь, «чтобы она, кормилица, лучше уродилась». Затем по ржаной полосе катались, переваливаясь с боку на бок, для того чтобы не болела во время жатвы спина. После этого
завивали венки для себя, родителей, жениха или просто знакомых,
оставляя их до Троицы (тогда ходили ломать венки, то есть, погадав на них, бросали в воду).
Великий день для русалок. В этот день девушки и женщины, боясь прогневать русалок, чтобы они не испортили скотину, не работали, называя этот четверг великим днем для русалок. Девушки в этот день плели венки и бросали их в лесу русалкам, чтобы они добыли им суженых.

Русалки

Считалось, что, оставляя с Троицы воды, русалки выбирали себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и жили вплоть до осени. Ночью при луне, которая для них ярче обычного светит, они качались на ветвях, аукались между собой и водили веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава росла гуще и зеленее, там и хлеб родился обильнее.
Однако от русалок не столько пользы, сколько вреда: когда они плещутся в воде, не забывают спутывать у рыбаков сети, а у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град. В их власти похищение у заснувших без молитвы женщин ниток, холстов и полотен, разостланных на траве. Украденную пряжу они, качаясь на древесных ветвях, разматывают и поют при этом хвастливые песни.
Кроме церковного ладана против чар и козней русалок существует еще снадобье, равносильное священной вербе и свечам страстной недели, это полынь. Уходя после Троицы в лес, надо брать эту траву с собой.
Всем русалкам разрешалось выходить из воды еще на Светлое Воскресенье, когда обносят кругом церкви плащаницу. Тут надо запирать двери в храме как можно крепче.

Песни . К семицким песням можно отнести такую:

Вью, лелю! завью я зеленый венок,
Заломаю я березу, совью я зеленый венок
На свою буйную головушку;
Опущу я зеленый венок,
Я по Волге, по реченьке,
На родимую сторонушку,
Ко родителю, ко матушке.
Взбунтовались ветры, вихори,
Раскачали легку лодочку
На родимую сторонушку,
Ко родителю, ко матушке,
К его красному окошечку.
Выходила моя матушка
На свое красное крылечушко,
Смотрела на легкую лодочку!
Легка лодочка расколыхалася,
Всплыл тут зеленой венок:
Получила матушка
С быстрой речки зеленой венок;
По луча, она призадумалась,
Призадумавшись, слезно плакала:
Не моя воля, а чада милова!
Не ея ли зеленой венок
Подплывал к моему окошечку?
Не мое ли чадо милое во тоске живет,
Во тоске живет, или во гуляньице
С своими милыми подружками?

При завивании венков обычно пели песню о том, как красная девица сидит в белом шатре под зеленою липой, вьет венок из цветов, украшая его дорогим яхонтом, и говорит со вздохом: «Жому этот венок носить? Неужели старому? Нет! Старый не будет носить! Старый не отрада, не защита моей молодости: пусть же носит его мой милый друг!»

У славян всегда было много праздников, связанных с природой. Праздник под названием Семик олицетворяет собой симбиоз христианства, народных примет, и древних традиций.

В 2016 году этот праздник будет отмечаться 16 июня. Он всегда попадает на четверг, поэтому его иногда называют Великим Четвергом. Этот праздник входит в состав так называемых Зеленых Святок, праздничного комплекса , начинающегося в конце мая и заканчивающегося в конце июня.

История праздника

Семик — это народный праздник, о котором не упоминается в церковных календарях. Несмотря на это он неразрывно связан волей народа с историей Иисуса Христа. Чтобы определить день, когда справлять Семик, нужно вспомнить весь пасхальный цикл празднований. На Пасху празднуется Воскресение Спасителя. Далее идет вознесение, когда произошел уход Иисуса из мира живых. Замыкающим праздником в этой череде является Троица, когда все верующие преклоняются перед силой триединства нашего Бога.

В соответствии с церковной традицией, в субботу перед Троицей положено поминать всех когда либо живших, умерших и ныне живущих христиан. Это величайшая родительская суббота в году, названная вселенской из-за того, что поминаются все сразу.

В древние времена, когда христианство еще сформировалось не до конца на территории нашей великой страны, народом был придуман праздник Семик, который во времена язычества называли русальным днем. В знак уважения новой религии, люди приурочили празднование Семика к четвергу перед каждой Троицей . В этот день поминают всех, кто умер неестественной смертью. Сюда можно отнести самоубийц, некрещеных детей, умерших от пьянства, утонувших, колдунов. Повелителями таких мертвых являлись русалки. Поэтому Семик называли русальным днем.

Этот день использовали и до сих пор используют для того, чтобы вспомнить близких людей, которые умерли в безверии и грехах. Раньше, когда на Руси была популярна казнь, этот день был очень важен для тех людей, чьих родных лишили жизни насильственно.

Традиции Семика 16 июня

Традиции Семика сильно отличаются от традиций Троицы , о которых мы писали ранее. Ознакомьтесь с ними, чтобы знать, как правильно праздновать один из величайших праздников для всех христиан.

  • Главная обрядная традиция — посещение кладбища, поминание усопших. Некоторые эксперты считают, что Семик изначально был создан для поминовения утопленников.
  • В этот день принято завивать венки и оставлять их дома, чтобы они отгоняли нечистую силу.
  • Считается, что в соответствии с традициями, 16 июня будет благоприятное время для посева ячменя.
  • По традиции наблюдали за погодой — если до субботы не будет дождя, жарко и ветрено, это означает, что мертвые недовольны.
  • В этот день обычно следят за своими детьми больше обыкновенного, потому что некоторые древние поверья утверждают, что ребенка могут похитить русалки. Они загадывают загадку. Обычно ребенок не отгадывает ее, и его забирают навсегда. Именно поэтому русалок отпугивали громкими песнями и гуляньями.
  • В этот день обычно не уединяются — в современной интерпретации женщины встречаются с подругами, чтобы пройтись по магазинам, а мужчины с друзьями ходят, например, на рыбалку.
  • Семик, по традиции, считается днем, когда в силу вступает летний период. От весны ничего не остается, потому что она окончательно покидает нас.
  • Обычно, примерно во время Семика открывается купальный сезон, хотя научного обоснования этой традиции нет. Так было положено на Руси, а именно в ее северных широтах.

Эти традиции являются отчасти языческими и не признаются церковью. Раньше, в средние века был найден компромисс, однако сейчас праздник воспринимается церковнослужителями негативно. Он противоречит канонам церкви, однако многие люди все равно поминают тех, кто умер не своей смертью, утратил веру перед смертью или жил в безверии всю свою жизнь. Есть неупокоенные души, которые никто не поминает, поэтому традиции Семика велят вспомнить об этих людях. Каждый из нас достоин светлой памяти, а этот праздник — единственный способ успокоить блуждающие по земле души умерших.

Пусть этот день принесет вам только счастье и заставит вас задуматься о том, что наша жизнь слишком коротка, чтобы отказываться от Бога и его милости. И народный праздник Семик наведет вас на праведные мысли.

Семик предшествует поминальной вселенской субботе и Троице, одному из 12 главных православных праздников . Воля Божья бесконечная, а сущность его милосердна, поэтому помолитесь за всех, кого нет рядом с нами в этот четверг, чтобы души их обрели спокойствие и свет. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

15.06.2016 06:12

Пасха является одним из самых любимых праздников для христиан. В Христово Воскресенье люди разговляются, едят куличи, христосуются, ...

В воскресенье 24 марта 2019 года в квалификации группового этапа Евро-2020 встретятся футбольные сборные России и Казахстана .

В текущем отборочном турнире это будет второй матч российской команды. Напомним, в первой встрече Россия встречалась с Бельгией, которой уступила со счетом 1:3.

Встреча Россия - Казахстан состоится 24 марта 2019 года в столице Республики Казахстан - городе Астане (который 20 марта буквально за пару часов был переименован в Нур-Султан по решению депутатов парламента). И как уж тут не вспомнить одну из шуток, посвященных переименованию города, и не сказать применительно к сборной России по футболу что она "Улетела в Астану, а прилетела в Нур-Султан". Официально город сменил название с 23 марта 2019 года, после подписания соответствующего Указа новым главой государства Касым-Жомартом Токаевым.

Проведен матч будет на стадионе "Астана Арена" ("Нур-Султан Арена"). Начало - в 17:00 по московскому времени (в 20:00 по местному времени).

То есть:
* Место проведения матча - Казахстан, г. Астана (г. Нур-Султан), "Астана Арена".
* Время начала трансляции - 17:00 мск.

Где смотреть в прямом эфире матч Россия - Казахстан:

В России прямую трансляцию футбольного поединка покажет федеральный телеканал "Матч!" . Передача, посвященная игре, начнется в 16:35 мск., сама прямая трансляция - в 17:00 мск.

В Казахстане прямой эфир игры сборных по футболу можно будет увидеть на канале "QAZAQSTAN" в 20:00 по местному времени.

18 марта в Крыму - это выходной или рабочий день:

Согласно указанным выше законам, на территории Республики Крым и г. Севастополь дата "18 марта" является нерабочим праздничным днем, дополнительным выходным .

То есть:
* 18 марта в Крыму и г. Севастополь - выходной день.

Если 18 марта совпадает с выходным днем (как, например, происходит в 2023 году), выходной переносится на ближайший рабочий день.

При совпадении праздничной даты с ежегодным оплачиваемым отпуском, 18 марта не входит в число календарных дней отпуска, а продлевает его.

Является ли 17 марта сокращенным рабочим днем:

Если календарная дата 17 марта приходится на рабочий день, то продолжительность работы в этот день сокращается на 1 час.

Данная норма установлена в 95-й статье Трудового кодекса РФ и распространяется на рабочие дни, предшествующие в том числе и региональным праздникам.

Международный женский день 8 марта является памятной датой ООН, а в состав организации входит 193 государства. Памятные даты, объявленные Генасамблеей, призваны стимулировать членов ООН проявлять повышенный интерес к указанным событиям. Однако, на данный момент не все государства-члены Организации объединенных наций утвердили празднование женского дня на своих территориях в указанную дату.

Ниже приводим список стран, в которых празднуют Международный женский день. Страны сгруппированы в группы: в ряде государств праздник является официальным нерабочим днем (выходным) для всех граждан, где-то на 8 марта отдыхают только женщины, а есть государства где 8 марта работают.

В каких странах праздник 8 марта - выходной день (для всех):

* В России - 8 марта является одним из самых любимых праздников, когда мужчины поздравляют всех без исключения женщин.

* В Украине - Международный женский день продолжает оставаться дополнительным выходным, несмотря на регулярные предложения исключить событие из числа нерабочих дней и заменить его, к примеру, на Шевченковский день, который будет отмечаться 9 марта.
* В Абхазии .
* В Азербайджане .
* В Алжире .
* В Анголе .
* В Армении .
* В Афганистане .
* В Беларуси .
* В Буркина-Фасо .
* Во Вьетнаме .
* В Гвинее-Бисау .
* В Грузии .
* В Замбии .
* В Казахстане .
* В Камбодже .
* В Кении .
* В Кыргызстане .
* В КНДР .
* На Кубе .
* В Лаосе .
* В Латвии .
* В Мадагаскаре .
* В Молдове .
* В Монголии .
* В Непале .
* В Таджикистане - с 2009-го года праздник был переименован в День матери.
* В Туркменистане .
* В Уганде .
* В Узбекистане .
* В Эритрее .
* В Южной Осетии .

Страны, в которых 8 марта - выходной день только для женщин:

Есть страны, в которых в Международный женский день освобождены от работы только женщины. Данное правило утверждено:

* В Китае .
* На Мадагаскаре .

Какие страны отмечают 8 марта, но это рабочий день:

В некоторых странах Международный женский день широко отмечается, однако является рабочим днем. Это:

* Австрия .
* Болгария .
* Босния и Герцеговина .
* Германия - в Берлине с 2019-го года 8 марта - это выходной день, в целом по стране - рабочий.
* Дания .
* Италия .
* Камерун .
* Румыния .
* Хорватия .
* Чили .
* Швейцария .

В каких странах 8 марта НЕ отмечают:

* В Бразилии - большинство жителей которой о "международном" празднике 8 марта даже и не слышали. Главным событием конца февраля - начала марта для бразильцев и бразильянок является вовсе не женский день, а крупнейший в мире по версии Книги рекордов Гиннеса Бразильский фестиваль, называемый также карнавалом в Рио-де-Жанейро. В честь фестиваля жители Бразилии отдыхают несколько дней подряд, с пятницы до полудня католической Пепельной среды, которая знаменует собой начало Великого поста (который у католиков имеет подвижную дату и начинается за 40 дней до католической Пасхи).

* В США - праздник не является официальным праздничным днем. В 1994 году попытка активистов утвердить празднование в Конгрессе не увенчалась успехом.

* В Чешской республике (Чехии) - большая часть населения страны рассматривает праздник как пережиток коммунистического прошлого и главный символ старого режима.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.