Доска объявлений. Если ребенок плюется

Чувство сострадания, доброты, внимание к ближнему – это социальные навыки. Дети учатся этому ТОЛЬКО на примерах. Если вы хотите, что бы ваш ребенок проявлял их по отношению к другим, то начинайте активно, иногда даже показательно, проявлять их друг к другу и к нему. Ну, например, в вашей семье кому-то больно. Вы говорите: «Смотри, ему больно. Пойдем его пожалеем.» Такие чувства должны проявлять все члены семьи друг к другу. Можно пожалеть плюшевого мишку, который упал, проявляйте сострадание к детям на площадке, если кто-то или ваш ребенок сделал ему плохо.

Бесполезно ругать ребенка за то, что он столкнул с горки другого. У него такой возраст, когда он устанавливает лидерство. Если не научить его вниманию к ближнему, то он будет продолжать агрессию втихаря. Лучше договориться с мамой другого ребенка, чтобы она отругала вашего. А вы своего спасете и объясните, как надо делать: «Ему плохо. Он упал. А его мама его защищает. Пойдем его пожалеем. Ты же хороший. Ты же не хочешь, чтоб кому-то было больно.» Не надо объяснять, как не надо делать, а лучше объяснить, как делать НАДО.

Часто дети, особенно в младшем дошкольном возрасте, начинают плеваться, используя такой способ для привлечения внимания, чтобы добиться определенной реакции взрослого или сверстника. Понятно, что такое поведение недопустимо. Что же делать нам, взрослым, с такими "верблюжатами"?

1. Не имеет смысла ругать ребенка, если он плюется, нападает на других детей и разными другими способами устанавливает свое лидерство. Научите его вниманию к людям, иначе агрессивное поведение войдет в привычку. Если ваш ребенок толкнул ровесника или плюнул в него, покажите, как нужно делать, а не объясняйте, как не надо.

2. Подойдите к обиженному ребенку и пожалейте его, уделите ему как можно больше внимания. Увидев, как кто-то другой плюется и дерется, скажите своему чаду: «Малышу плохо и больно, пойдем и заступимся за него. Мы же не хотим, чтобы кому-то было обидно?». Поиграйте вместе с детьми, направляйте энергию своего ребенка в русло добра.

3. «Нельзя» в понятии ребенка совсем не то, что это слово означает для вас. Он плюется, вы говорите, что этого делать нельзя, но он плюет опять, чтобы доказать вам, что вполне можно. Вы должны своим поведением показать, что такое поведение недопустимо. Не ругайтесь и не кричите, конечно же, не бейте ребенка и не плюйтесь в ответ. Так вы только утвердите ребенка во мнении, что все это делать можно.

4. Довольно часто малыш плюется или устраивает истерику только затем, чтобы посмотреть на вашу эмоциональную реакцию, получается своего рода развлечение. Мама говорит новые слова, жестикулирует, «мечет громы и молнии» - чем не шоу? Поэтому вам следует просто развернуться и уйти, сказав, что плеваться глупо.

5. Все свое внимание отдавайте жертве плевков ребенка, не обращая внимания на агрессора. Все члены семьи должны вести себя так же, без исключения. Если бабушка будет умиляться такому поведению внука, все ваше воспитание пройдет впустую. Но с бабушкой нужно говорить не при ребенке, чтобы не развлекать его разборками взрослых.

6. Если малыш плюнул в папу, мама говорит, что у нас в семье так не делают, и жалеет обиженного, а ребенка спокойно выдворяет из комнаты. Никогда не улыбайтесь и не смейтесь особо «удачному» плевку чада, иначе он сделает вывод, что своими действиями доставляет удовольствие окружающим.

Родители всегда неосознанно сравнивают поведение своих детей, с тем, как ведут себя другие. Почему же одни дети плюются едой, а другие нет. Где скрыты глубокие психологические проблемы, а где проблемы воспитания? Или быть может все дело в невкусной еде? Попробуем разобраться с этими вопросами.

Наиболее педагогическим подходом является рассмотрение любых проблем в поведении ребенка согласно его возрастным нормам. Ведь есть разница между тем, как может повести себя за столом полугодовалый малыш и пятилетний ребенок. Поэтому и вопросы, почему ребенок плюется едой и что делать с подобным поведением следует рассматривать согласно возрастным периодам.

Что делать, если ребенок плюется едой до года?

Первые полгода младенцы, как известно, питаются только маминым молочком или адаптированной смесью. Некоторые родители вводят прикорм чуть раньше, согласно медицинским показаниям. Но не всегда введение прикорма, даже в полгода, проходит спокойно и гладко.

Чаще всего, по началу, ребенок может негативно отреагировать на тот, или иной продукт. Некоторые малыши могут заплакать от расстройства, что им не понравился вкус. А кто-то может и выплюнуть полученную пищу. Стоит ли переживать по этому поводу? Конечно, нет. Ведь прикорм — это, прежде всего, первый опыт малыша по освоению новой взрослой пищи. И любая его негативная реакция, также как и реакция его организма, это всего лишь часть периода адаптации, который неизбежно проходит каждый младенец, переходя на новое питание.

Если вашему малышу не понравился кабачок из банки, попробуйте приготовить кабачок самостоятельно. Если овощ не понравился и в вашем исполнении, стоит отложить прикорм этого продукта на какое-то время. Через пару недель попробуйте опять, и, быть может, вы будете сильно удивлены, обнаружив, что на этот раз малютка уплетает овощ за обе щеки.

Что делать, если ребенок плюется едой с года до трех?

В этом возрасте малыш может плеваться едой по нескольким причинам.

1. В возрасте около года малютку могут очень беспокоить зубки, которые прорезываются через десну и причиняют сильный дискомфорт. В такое время, дети чаще всего предпочитают вовсе отказываться от еды, или едят ее в очень небольшом количестве. Если родители проявляют настойчивость и упрямство, то малыш может начать и плеваться предложенной едой. На самом деле, поводов для беспокойства в таком случае нет. Родителям не стоит слишком волноваться. Ведь дети этого возраста восполняют свою энергию, за счет материнского молока или молочной смеси. Этот период рано или поздно пройдет, и ваш малыш будет снова есть еду с прежним аппетитом.

2. Ближе к трем годам, у малыша происходит, так называемый, кризис негативизма. Ему хочется самостоятельно принимать решения и выбирать для себя одежду, игрушки, и даже еду. Бывает даже так, что родитель предлагает ребенку его любимую пищу, но из-за того, что выбор был сделан не самим малышом, еда выплевывается, а тарелка отлетает в другой угол кухни.

Прежде всего, в такой ситуации родителю необходимо привести в порядок собственные чувства. Если вы будете реагировать, руководствуясь собственными негативными эмоциями, то вы точно не добьетесь положительного результата.

Помните, что когда ребенок истерит, именно взрослому необходимо взять себя в руки, потому что малыш на это пока не способен. У него для этого недостаточно сформирована нервная система, и процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Объяснять в этот момент ребенку, что он поступил плохо, а тем более орать на него — бессмысленно. Он просто не услышит вас, так как его мозг в такой момент работает в совершенно другом режиме, не способном воспринимать какую-либо информацию.

Лучше всего, в такой ситуации, убрать от ребенка все опасные для него предметы — тяжелые кружки, вилку, и подождать, когда он немного успокоится. Когда первый поток эмоций схлынет, необходимо обнять ребенка и заверить его в своей безусловной любви. Это необходимо делать в любой ситуации, когда ребенок сталкивается с собственными эмоциями.

Лишь после всего перечисленного, можно разговаривать с ребенком о том, как можно было по-другому выразить свое несогласие. Только в этом случае, ребенок услышит ваши слова и возможно даже будет учитывать ваши рекомендации при следующей подобной ситуации.

Что делать, если ребенок плюется едой с трех до семи лет?

После прохождения кризисного периода, ребенок становится более уравновешенным в проявлении своих эмоций. Поэтому неожиданные проявления истерики становятся все более редким случаем. Однако дети по-прежнему остаются детьми, а их поведение всегда непосредственно.

И вот, вы пришли в гости, где вашему ребенку предложили попробовать новое блюдо, которое он никогда прежде не ел. Возможно, там было что-то из специй, или оливки — те продукты, которые редко приходятся по вкусу маленьким детям. И малыш, не раздумывая выплевывает еду обратно на тарелку.

Вам становится ужасно неудобно перед хозяевами, и вы думаете про себя: “Мой ребенок плюется едой! Что делать?!!”. Вероятно, о невоспитанности вашего малыша думают и хозяева, но ваш ребенок — только ваш, и вы пришли в гости ненадолго. Поэтому не стоит устраивать скандал на ровном месте. Этим вы лишь испортите настроение себе, хозяевам, а главное — ребенку.

Если вас очень сильно смущает, что подумают о вас люди — постарайтесь просто отшутиться. Этим вы разрядите обстановку и позволите перенести всеобщее внимание с вашего ребенка на что-либо еще. Стоит сказать малышу, чтобы он больше не ел не понравившуюся ему еду. А разговор о том, как вести себя за столом, стоит перенести к вам домой. Очевидно, ваш малыш еще просто не уяснил для себя некоторых правил этикета, либо в силу возраста, либо по причине вашей невнимательности.

Дети — непредсказуемые создания, и от них всегда можно ожидать чего угодно, в том числе и выплевывание еды. Но всегда помните, что вы должны быть на стороне своего ребенка и занимать взрослую позицию в отношениях с ним, не срываясь на крик, в качестве воспитательного метода.

Малыш учится в основном на примерах. Все, что заложено в него положительного и отрицательного, он почерпнул из окружающего мира. Родители могут привить своему чаду доброту, сострадание и внимание к ближнему, исключив проявления гнева и агрессии в семье. Но рано или поздно возникает необходимость исправлять негативное влияние внешнего мира.

· Не имеет смысла ругать ребенка, если он плюется, нападает на других детей и разными другими способами устанавливает свое лидерство. Научите его вниманию к людям, иначе агрессивное поведение войдет в привычку. Если ваш ребенок толкнул ровесника или плюнул в него, покажите, как нужно делать, а не объясняйте, как не надо.

· Подойдите к обиженному ребенку и пожалейте его, уделите ему как можно больше внимания. Увидев, как кто-то другой плюется и дерется, скажите своему чаду: «Малышу плохо и больно, пойдем и заступимся за него. Мы же не хотим, чтобы кому-то было обидно?». Поиграйте вместе с детьми, направляйте энергию своего ребенка в русло добра.

· «Нельзя» в понятии ребенка совсем не то, что это слово означает для вас. Он плюется, вы говорите, что этого делать нельзя, но он плюет опять, чтобы доказать вам, что вполне можно. Вы должны своим поведением показать, что такое поведение недопустимо. Не ругайтесь и не кричите, конечно же, не бейте ребенка и не плюйтесь в ответ. Так вы только утвердите ребенка во мнении, что все это делать можно.

· Довольно часто малыш плюется или устраивает истерику только затем, чтобы посмотреть на вашу эмоциональную реакцию, получается своего рода развлечение. Мама говорит новые слова, жестикулирует, «мечет громы и молнии» - чем не шоу? Поэтому вам следует просто развернуться и уйти, сказав, что плеваться глупо.

· Все свое внимание отдавайте жертве плевков ребенка, не обращая внимания на агрессора. Все члены семьи должны вести себя так же, без исключения. Если бабушка будет умиляться такому поведению внука, все ваше воспитание пройдет впустую. Но с бабушкой нужно говорить не при ребенке, чтобы не развлекать его разборками взрослых.

· Если малыш плюнул в папу, мама говорит, что у нас в семье так не делают и жалеет обиженного, а ребенка спокойно выдворяет из комнаты. Никогда не улыбайтесь и не смейтесь особо «удачному» плевку чада, иначе он сделает вывод, что своими действиями доставляет удовольствие окружающим.

Как отучить плеваться и драться?

Малыши – народ любознательный и активный. Но иногда детская активность переходит в нехорошую привычку плеваться. Даже если ребенок понимает, что это занятие не считается приличным, он не перестает им заниматься. Как только вы заметили, что малыш стал плеваться, постарайтесь его как можно быстрее отучить от этого.

· Сначала нужно понять, откуда взялась эта привычка. Сам малыш додумался до этого занятия или же видел, как плюются сверстники, и решил им подражать. Может быть, ребенку просто нравится набрать в рот воду и смотреть, как брызги при плевании разлетаются в разные стороны? От причины плевания зависят способы отучения малыша от этой привычки.

· Подражание другим детям .Если ребенок плюется, подражая другим детям, нужно работать над его зависимостью от чужого мнения. Обязательно разберитесь, почему малыш хочет быть похожим на кого-то из деток, иначе в дальнейшем это может повредить самоутверждению ребенка в жизни. Постарайтесь внушить малышу уверенность в себе и почувствовать свою значимость.

· Недостаток внимания . Часто причина плевания вызвана недостатком внимания к ребенку. Малыш видит, что когда он плюется, вокруг него концентрируется внимание всех окружающих, пусть даже они его ругают и объясняют, что так делать нельзя. Уделяйте ребенку больше внимания, любви и заботы, и он вскоре забудет о своей вредной привычке.

· Реакция на обиду. Плевки и укусы – это детская реакция на обиды, попытка защитить свое достоинство. Очень часто ребенок начинает плеваться во время привыкания к детскому саду. Период адаптации вызывает у многих малышей настоящий стресс, к тому же маленькие дети еще не могут договариваться и решать конфликты конструктивно, поэтому в ход идут плевки, укусы и царапанье.

  • ·Такая реакция малыша на обиду или стресс является рефлекторной, и он не стремится причинить неприятность или боль другим. Поэтому аналогичные действия в ответ могут укоренить в сознании ребенка правильность такого способа собственной защиты.
  • ·Увидев, что ребенок плюется, не кричите на него. Это ничему не научит малыша, только напугает. Лучше отвлечь испуганного или рассерженного малыша чем-либо для него приятным и интересным. Если ребенок плюнул на другого малыша, уделите внимание не агрессору, а жертве. Ваш малыш так быстрее поймет, что был не прав.
  • ·Поощряйте инициативу и самостоятельность малыша. Если ребёнок пытается начать делать то, что ему пока не под силу, помогите ему. Научившись выполнять что-то в сотрудничестве со взрослым, вскоре ребёнок это сможет делать самостоятельно.
  • ·Почаще пересматривайте свои требования к ребёнку. Возможно, некоторые уже неактуальны.
  • ·Не акцентируйте внимание на капризах и истериках ребёнка. Во время истерики не стоит удовлетворять требование ребёнка (иначе такое поведение ребёнок будет демонстрировать всё чаще и по меньшим поводам). Если начать ругать ребёнка во время подобной истерики, то это только усугубит кризис. Поэтому в такие моменты постарайтесь переключить внимание ребёнка на что-то другое и не замечайте его истерик. Просто продолжайте выполнять свои дела. Не видя вашей ответной реакции, ребёнок быстро успокоится.
  • ·Периодически просите малыша вам в чём-нибудь помочь. Это поможет ему стать самостоятельнее и ответственнее. Плюс, это будет являться хорошим примером социального взаимодействия между людьми.
  • ·Не забывайте про творчество – больше рисуйте с ребёнком, лепите из пластилина, вместе делайте поделки, играйте в песок. Творчество очень хорошо помогает справиться с эмоциями.
  • ·Режим дня полезен для структурирования жизни ребёнка. Он помогает формировать волю, которая так нужна для овладения своим поведением.
  • ·Ведите себя с малышом как с равным вам человеком. Благодарите его за помощь. Спрашивайте разрешение, когда хотите взять его игрушку. Уважайте личность ребёнка. Ребёнок в этом возрасте хочет, чтобы родители знали, что рядом с ними находится не ребёнок, а взрослый человек.
  • ·Признайте право ребёнка на совершение ошибок. Если вы видите, что ребёнок что-то делает не правильно, не нужно тут же вмешиваться и показывать, как правильно. На ошибках учатся.
  • ·Иногда родителям всё же нужно сказать резкое «нет». Это необходимо делать, когда действия ребёнка нарушают технику безопасности, например, если ребёнок засовывает ножницы в розетку или поворачивает ручки газовой плиты.
  • ·Не ждите, что ваши рациональные объяснения различных запретов ребёнок поймёт с первого раза.
  • ·Если ребёнок начал истерику в людном месте (а дети любят работать на публику), то лучше всего его перенести в другое, менее людное место. Например, если ребёнок на детской площадке лёг на землю и стучит кулаками (в истерике), то лучше его взять и перенести в сторону. Там его следует положить в такое же положение и подождать пока истерика закончится (если вы не будете реагировать на истерику, то она быстро закончится). Во время подобных истерик бесполезно что-либо объяснять ребёнку. Дождитесь окончания.
  • ·Следите за собой. Многие слова и поступки ребёнок копирует у своих родителей.
  • Используйте игровой момент. Например, если ребёнок не хочет есть, возьмите куклу. Кормите их по очереди. Или пусть кукла попросит ребёнка проверить, не горячий ли суп. Кстати, приблизительно в 3 года ролевые игры становятся ведущими у детей. Это значит, что ребёнок в рамках игры может вживаться в разные роли. Для родителей игра может быть хорошим способом заинтересовать ребёнка в выполнении какого-либо дела. Например, ребёнок может не хотеть идти гулять. Но пойти выгуливать любимого мишку он согласиться с удовольствием.
  • ·Озвучивайте для ребёнка его переживания и чувства. Это позволит ему лучше понять свои чувства и увидеть, что вы понимаете его состояние. Если вы видите, что ребёнок упал и плачет, скажите ему, что он упал, ударился, ему больно, и поэтому он плачет. Если ребёнок играл и сломал любимую игрушку, скажите: «Ты расстроился из-за того, что сломал игрушку.
  • Тебе жаль её. Поэтому ты заплакал». Если ребёнок радуется тому, что у него получилось что-то сделать, так и скажите: «Ты нарисовал хороший рисунок и очень рад. Тебе приятно, что ты смог нарисовать такой рисунок. Ты гордишься». И так далее. Озвучивание эмоций и чувств поможет ребёнку разобраться в них и лучше понять себя.
  • Любите ребёнка не за что-то, а просто так. Любите его всяким: и счастливым и заплаканным, и во время истерик и во время достижений, и настойчивым и упрямым. Любите его всегда. Пусть он это знает и видит.

Здравствуйте, уважаемые папы и мамы! Не так давно мы с вами разобрались, . Сегодня же рассмотрим, почему он вдруг начал плеваться. Разберем причины и методы борьбы с этим явлением.

Почему дети плюются едой

Почему грудничок плюется

Ответ здесь простой. Ребенок, который относительно недавно родился на свет, начинает плеваться, потому что это для него что-то новое. Новая процедура, которую он научился выполнять. Может он это делать периодически, поначалу часто. Потом ему это начнет надоедать, он на время забудет, потом опять может вспомнить. Ну, в общем, вы поняли всю схему его поведения.

Активно плеваться он может начать, когда начнется хорошее слюновыделение. Полный рот слюней, высунутый язык и малыш плюется во все стороны, к этому вы должны быть готовы. Так делают большинство детей.

Также малыш может плеваться смесью либо материнским молоком и не потому что оно ему не нравится, а потому что научился это делать и есть чем.

Если вы уже начали вводить прикорм, то приготовьте слюнявчики побольше. Новая пища может не совсем понравиться вашему малышу и он будет рассматривать ее как «патроны» для атаки.

Почему плюются дети в более старшем возрасте

  1. Более взрослые дети таким образом высказывают свое недовольство чем-то либо же проявляют агрессию.
  2. Не исключено, что они точно также решили с вами поиграть или поиспытывать терпение, вдруг вас развеселит такое их поведение и они начнут снова активнее плеваться.
  3. Возможно, дети плюются едой и по вашей вине. Вы могли их неудобно посадить либо дать слишком горячую еду или слишком холодную. А, возможно, ваш ребенок уже вообще не голоден, а вы пытаетесь его насильно заставить это сделать. Или вы слишком быстро даете ему пишу, он не успевает ее проглатывать, поэтому и начинает плеваться. Может, ему просто не нравится именно эта еда. На нервное поведение с вашей стороны во время кормления он вам ответит точно таким же со своей в виде плевков.
  4. Желание выделиться среди сверстников либо показать свое отношение к ним и т.д. Иногда можно встретить такое, что маленькие дети плюются друг в друга.

Как отучить ребенка плеваться

Простые правила

Самое здесь главное правило, которое подходит для любого возраста ребенка, это не поощрять и не смеяться с ребенка, когда он это делает. Как только малыш поймет, что на него обращают внимание, когда он плюется, еще и смеются или улыбаются в ответ, то все, считайте, что плевки – теперь любимое его занятие.

В основных случаях помогает просто не обращать внимания. Малыш поймет, что его нововведение никого не интересует, наиграется и перестанет это делать.

Чтобы малыш не плевался едой, следите и за осечками с вашей стороны:

  • Садите его удобно за стол;
  • Следите за качеством пищи;
  • Не торопитесь во время кормления;
  • Не проявляйте агрессию во время кормления;
  • Не заставляйте ребенка есть насильно, если он уже не голоден.

Более агрессивные методы борьбы

Если ребенок плюется за столом, вы вначале не обращали внимания. Потом разъяснили ему, что так делать не хорошо, провели беседу о том, что можно, а что нельзя, а он все-таки продолжает это делать, то придется несколько раз попросить его выйти из-за стола и сказать, что прием пищи для него окончен. Если малыш все равно продолжает делать свое, то, возможно он на вас за что-то обижен. Попытайтесь понять за что именно. Не помешает также при необходимости поговорить с детским психологом.

Если ребенок плюнул в своего сверстника, то здесь придется вначале своему сказать, что так делать ни в коем случае нельзя, а потом на глазах у него пожалеть «пострадавшего» ребенка. Это должно сработать. Но, никакой агрессии со своей стороны проявлять не нужно, строгость должна быть умеренной.

Ну вот и все, дорогие друзья, я надеюсь, что вы поняли, почему дети плюются и уже знаете, какие меры предпринять.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© А. Васильева, 2015

© ООО «Издательство „Вектор“», 2015

Введение

Сотни книг и тысячи статей посвящены проблеме, как кормить детей правильно, с пользой для здоровья. А в некоторых семьях вопрос стоит гораздо острее: как сделать, чтобы ребенок вообще ел?! Это одна из самых популярных тем для обсуждения среди родителей – ей посвящены беседы мам, выгуливающих детей на детской площадке, ожидающих очереди на прием к врачу в поликлинике, обсуждающих методы воспитания на интернет-форумах. Как сделать, чтобы ребенок прекратил ковыряться в тарелке и ел нормально, как ухитриться приготовить овощи так, чтобы он наконец их не выплевывал, чем заинтересовать, чтобы он сел за стол, как отвлечь от шоколада и т. д., и т. п.

Почему же взрослые так сокрушаются по поводу детской еды? Казалось бы, не ест ребенок – ничего страшного, проголодается, сам попросит. Однако ответственные родители не могут пустить столь важную область жизни на самотек. Каждый родитель хочет для ребенка самого лучшего: здоровья, образования, условий жизни, полноценного питания, необходимого для физического и интеллектуального развития. Родитель хочет и… детство многих детей проходит в застольных «битвах».


Откуда ребенок получает энергию для игр и роста? Понятное дело, из еды. Потребность в еде – базовая, жизненно важная. Если при недостатке заботы и общения человек хоть и плохо, но все же выживет, то без еды это никак не возможно. Поэтому любая мать, ведомая одним из основных инстинктов, стремится как можно лучше кормить свое дитя. А что зачастую делает ребенок? Отказывается от еды, не доедает свою порцию, ковыряется в еде, балуется с ней. Материнскому сердцу это зрелище выдержать нелегко.

Так что некоторая озабоченность матерей и отцов качеством, количеством и регулярностью питания вполне объяснима. Однако зачастую эта озабоченность становится одержимостью и превращает жизнь ребенка и всей семьи в ад. Почти у каждого взрослого сохранились детские воспоминания о скормленных собаке котлетах, забившем канализацию плове, вылитом в горшок с цветком компоте или поедаемых под одеялом втайне от родителей шоколадках!

Мой собственный ребенок не раз ставил меня в тупик своими вкусовыми предпочтениями: от каши он отказался в два года, затем не ел мясо, пытаясь стать вегетарианцем. Позже у него пошли «полосы» любимых продуктов: то одни макароны с сыром, то творог и йогурт, то исключительно грибной суп или соленая рыба. И весь мой психологический опыт порой оказывался бесполезен. Но есть же другие дети! Они едят то, что предлагают родители, не клянчат сладости до, во время и после основного приема пищи, не накидываются на еду, как будто их кормили в последний раз несколько дней назад.

Как их родители добились подобных результатов? Или это чудо было таким с самого рождения и никаких усилий прилагать не пришлось?

Так как в компании друзей я родила первой, у меня не было возможности посоветоваться с кем-то более опытным и сведущим в выращивании детей. Я опиралась на теоретические и практические психологические знания и на собственную интуицию. И… совершила почти все возможные ошибки и подвиги, обогатив тем самым и материнский, и профессиональный опыт.

Почему мы хотим накормить детей

Что же такое еда и почему она стала средством контроля над ребенком? Почему наши дети привередливы в еде? Есть ли способы прекратить «пищевую войну» и научить детей есть все, что дают?

Отношение к питанию передается из поколения в поколение. В нашей стране оно особенно трепетное по многим причинам – историческим, климатическим, общественным. Еда – важнейшее средство поддержания жизненных сил и одно из средств эффективного человеческого общения. И со своими детьми мы общаемся, в том числе, через еду, передавая им свои взгляды на мир посредством питания. Мы перенимаем привычки наших родителей и потом нам очень трудно от них отказаться. Передающиеся по наследству заболевания, связанные с пищеварением, – явное тому доказательство.

В советское время отношение к еде закладывалось на идеологическом уровне: все, кто в детстве читал и слышал рассказ Бонч-Бруевича «Общество чистых тарелок», в подсознании сохранили беспокойство по поводу оставшейся на тарелке еды. Иногда идеологические послания оказывались не совсем четкими: был еще рассказ о том, как Ленин в тюрьме слепил из мякиша чернильницу и налитым в нее молоком писал на полях книг послания своим соратникам, оставшимся на воле. Эта история производила на детей чрезвычайное впечатление. Как-то раз я лежала в больнице, и в столовой за обедом один мальчик слепил из собранного у соседей по столу мякиша (мы все любили корочки) чернильницу – как Ленин, хотел за полдником налить в нее молока и начать писать записки невидимыми чернилами. Однако «конспиратор» был застигнут медсестрой при совершении преступления против еды. Мякиш был конфискован, а мальчик с позором выгнан из столовой. Получалось, что вождю мирового пролетариата «играть с едой» было можно, а детям – нет.

Были еще голодающие дети Африки, которыми нас попрекали, когда в пионерском лагере оставались недоеденными склизкие макароны и жиденький гороховый супчик. Дети Африки голодают до сих пор, и уже мы уговариваем детей поесть и за них тоже. У жителей Санкт-Петербурга есть еще и блокадный комплекс – особое отношение к хлебу и наличию в доме еды вообще. А фраза «хлеб за обедом в меру бери, хлеб драгоценность, им не сори» имеет немалый вес уже для четвертого поколения. И не дай бог было начать катать хлебные шарики из мякиша или перекладывать соседу по столу в тарелку нелюбимый вареный лук!

В начале девяностых с продуктами было туго, но постепенно ассортимент в магазинах все расширялся, уровень достатка повышался. Вопрос «как хоть чем-то накормить?» утратил свою актуальность и сменился заботой: как накормить вкусно, разнообразно и полезно. Но несмотря на царящее ныне продуктовое изобилие, дети все равно отказывались и отказываются есть.

Мы сами прошли через руки наших бабушек, для которых внуки всегда были ненакормленными и худенькими. Недоеденная котлета воспринималась ими как личное оскорбление. И теперь наши дети зачастую проходят тот же путь, уже с нашими родителями. Возможно, когда бабушками станем мы, все повторится.

Еда у нас всегда была показателем благополучия, «хорошего дома». Во времена дефицита особым шиком было достать что-нибудь деликатесное, например, красную и черную икру, крабов, красную рыбу. Многие взрослые рассказывают о том, как они сражались с родителями, отказываясь есть черную икру, и посыпают голову пеплом: знали бы, что потом она будет стоить бешеных денег, наедались бы впрок!

В каждой семье создаются свои традиции питания, бережно хранятся «фамильные» рецепты. Под давлением семейных стереотипов вырастают все новые поколения детей, ведущих битву за еду, за свободу – есть или не есть. Родители каждого из нас, а потом и мы сами сражались за то, чтобы ребенок ел, причем ел то, что нужно, когда нужно и как нужно. Фразу «сиди и ешь, пока не съешь, никуда не пойдешь» произносила, наверное, каждая мать. Часто «коса находила на камень» и родители то отступали вместе с котлетами, то одерживали победу, под видом мороженого скармливая ребенку творог со сметаной. Истории о многочасовых кормлениях со сказками, песнями и плясками в исполнении всех взрослых членов семьи тоже есть практически у всех. Создавались и особые ритуалы: например, мой двухлетний ребенок, еще питавшийся протертыми фруктами и кашами за детским столиком, придумал после каждой проглоченной ложки вставать и делать круг по кухне – так же веселее. Наблюдавшая эту ритуальную пробежку бабушка была в шоке – что за несерьезный настрой за едой? Одна пара рассказывала, что приучила свою внучку есть под мультфильмы – только так в зазевавшегося ребенка можно было впихнуть кашу или суп. Присказки «ложечку за папу, ложечку за маму» превращались в длинные цепочки из людей, домашних зверей и сказочных персонажей, включавшие Леонида Ильича Брежнева и Хрюшу со Степашкой.

Почему же ребенок не ест?

Девочка, 9 лет, с раннего детства очень плохой аппетит. Мама, твердо решившая вырастить гения, показывала и читала дочке за едой книжки, надеясь тем самым убить двух зайцев: развить ребенка и накормить его – в надежде, что занятая книгой малышка слопает все, что перед ней лежит, не задумываясь. Но книжка привлекала девочку сильнее. В итоге мама, измучившись, брала ложку и запихивала еду в дочку. Потом мама вышла на работу и стала запихивать еду в девочку на бегу. Девочка пошла в школу, но способ питания не изменился: мама пальцами или ложкой брала еду и пихала девочке в рот. Все знали, что девочка плохо ест, что накормить ее – проблема, что мама устала и т. д. И вот однажды маме понадобилось поехать в важную командировку, от которой она ну никак не могла отказаться, аж на целую неделю. Мама поплакала и отвела дочку к своей старинной подруге. Вернувшись, она стала благодарить подругу, предполагая, что та совершенно измучилась в попытках накормить девочку. Но оказалось, что проблемы никакой не было. В первые два дня ребенка усаживали за общий стол, где он привычно воротил нос от еды. Но хозяев это нисколько не беспокоило: они весело болтали друг с другом за столом и лишь однажды поинтересовались у гостьи, почему она не ест. Та ответила, что не голодна, и больше никто ее не принуждал. Разумеется, к ночи девочка проголодалась и попросила есть, но хозяйка дома сказала, что все устали и ложатся спать, поэтому девочка может получить только стакан молока, как и ее собственные дети. На следующий день повторилась та же история, а вот на третий день девочка уже с удовольствием завтракала, обедала и ужинала, и даже положенные в школьный портфель бутерброды вполне самостоятельно умяла. Казалось бы, проблема решена? Да ничего подобного! Когда наша героиня вернулась домой, при первом же ее отказе от еды мама снова начала переживать, что дочь пострадает от недоедания. Вот уже 10 лет ребенка продолжают кормить с ложки.

Возможно, основная причина отказа детей от еды в том, что родители чрезмерно напрягаются по этому поводу. Мы боимся, что малыш недополучит витаминов, минералов и прочих полезных веществ, что он будет плохо развиваться, станет худым и немощным и все будут его обижать. Мы опасаемся, что наши родители, друзья и соседи, воспитатели, учителя упрекнут нас в неспособности накормить ребенка. Но прежде чем мы начнем обо всем этом переживать и напрягаться, давайте подумаем: а нужно ли такое усердие в вопросах кормления самому маленькому человеку?

Если поразмыслить, то становится очевидно, что менять надо не отношение ребенка к еде, а отношение взрослых, то есть наше, к тому, как и сколько едят дети. И тогда, возможно, перекосы в питании, которые влекут за собой переедание и излишний вес у детей, тоже исчезнут. Вряд ли вам известны случаи, когда здоровый ребенок при свободном доступе к еде уморил себя голодом. Однако с настойчивостью, достойной лучшего применения, в него стараются впихнуть «хотя бы еще ложечку». А ведь каждый организм способен к саморегуляции, и в отношении еды она тоже работает. Если ребенок не испытывает желания есть, тот самый «аппетит, который приходит во время еды», будет лишь еще одним шагом к раннему ожирению.


Всеядных детей, как и всеядных взрослых, не бывает. Бывают люди, привыкшие есть определенные продукты, определенным образом приготовленные. Именно в том возрасте, когда ребенок входит в мир взрослых и знакомится со всем разнообразием доступных ему видов продуктов, начинаются капризы, отказы и негодования по поводу еды.

Психолог Элизабет Филипс, которая занимается изучением психологии вкуса и еды, считает, что с рождения мы запрограммированы только на любовь к сладкому (материнское молоко) и на отвержение всего кислого и горького. Вкусовые предпочтения имеют эволюционные корни. Сладкая еда, такая, как, к примеру, фрукты, является хорошим источником питательных веществ и энергии, поэтому мы предрасположены к любви ко всему сладкому. Зрелые фрукты чаще всего безопасны и богаты витаминами. И чаще всего они имеют сладкий вкус. А вот ядовитые растения практически всегда горькие, поэтому в нас на генетическом уровне заложено распознавание ядовитых плодов и растений и их отвержение. Отвращение к горечи отчасти объясняет нелюбовь некоторых людей к овощам.

У новорожденных есть немедленная реакция на сладкое и горькое, тогда как реакция на соленое развивается у них немного позже. Филипс считает, что пристрастие к соленому также имеет адаптивные корни, поскольку в воде соленых озер содержится большое количество необходимых человеку микроэлементов.

Мы любим жирную пищу, потому что она дает нам необходимое количество калорий. Именно по этой причине люди так часто любят сочетание жирного и сладкого (мороженое) или жирного и соленого (жареная картошка).

Также некоторые исследования показали, что вкусовые предпочтения разделяются и по гендерному признаку. Мужчины предпочитают мясо, женщины любят сладкое. Возможно, эти предпочтения имеют историческую основу: пока мужчины охотились, женщины занимались собирательством или сельским хозяйством.

Врожденные качества, несомненно, влияют на наши вкусовые пристрастия, но основную роль играет все же воспитание, причем начинается все даже до появления человека на свет.

Еще в утробе матери, через пуповину и околоплодные воды ребенок получает свои первые вкусовые уроки. Ученые доказали, что дети, матери которых во время беременности (особенно в последние месяцы) активно употребляли в пищу чеснок и анис, демонстрируют менее негативную реакцию на эти запахи, чем те, чьи матери не ели данных продуктов. То же касается и грудного молока. Детям, матери которых любили пить морковный сок в последние месяцы беременности и во время кормления грудью, потом нравился вкус моркови.

После рождения наши вкусовые предпочтения формируются примерно в течение двух лет. До двух лет дети обычно едят все, что им дают взрослые. Но потом новая пища, которой их стараются накормить, встречает отказ. Так что если ваша мама не очень-то любила чеснок, лук или, к примеру, печень, и вы не впитали пристрастие к ним с околоплодными водами или молоком матери, шансы на то, что вы будете любить эти «странные» для ребенка продукты, стремятся практически к нулю. Что делать в подобной ситуации?

Вот тут многие родители совершают ошибку! Они полагают, что их ребенку просто не нравится предложенный вкус и оставляют попытки накормить его этими продуктами. На самом деле детям вообще не нравится новая еда и, если оставить попытки и больше не предлагать, некоторые будут избегать «ненавистной икры» и во взрослом возрасте. А вот если не опускать руки и дальше продолжать кормить ребенка этими продуктами (вареным овощами, к примеру), то со временем они начнут ему нравиться. Только делать эту нужно не в лоб, а «дипломатично».


Решение проблемы заключается в том, чтоб сделать новую еду «не новой»! В принципе, мы в состоянии полюбить, что угодно, если будем есть это снова и снова. Не полными тарелками, не только это, но постоянно и в разных сочетаниях с уже знакомыми вкусами. Исследования показывают, что это может занять время и потребовать от 10 до 15 попыток. Так что если вашему малышу что-то не понравилось с первого раза, не оставляйте попыток, проявите фантазию. Мы едим продукты не потому, что изначально любим их, а потому, что к ним привыкаем.

Когда и сколько раз?

Мы начинаем совершать ошибки в отношении детского питания уже в самом начале пути. И это касается не только продуктов, но и времени и частоты кормлений. Грудничок питается материнским молоком или питательной смесью. Казалось бы, особых проблем здесь быть не должно. Но на практике бывает по-разному.

Случай из практики

Первый раз после родов я выспалась, лишь когда сыну исполнилось шесть месяцев. До этого жизнь моя была похожа на не скажу кошмарный, но весьма затянувшийся сон наяву, где я лишь кормила и меняла подгузники, кормила и готовила, кормила и мыла, кормила и укачивала. Следуя модной методике кормления по требованию, я кормила ребенка каждый раз, когда он просыпался и начинал орать. А просыпался он часто. В результате ел он по 12 раз в сутки, «вися на сисе» в среднем по полчаса. А я была похожа на зомби с большими полными молока грудями. Лишь введение прикормов помогло сократить количество кормлений. Позже я поняла, что сама научила ребенка требовать еды – не каждый раз он хотел есть, но я каждый раз расценивала его кряхтение как признак голода. Дров в огонь подкидывала моя мама, говорившая, что молоко мое как вода, вот ребенок и не наедается. «Вот у меня было молоко – желтое, густое, а твой бедный ребенок постоянно голодный». Материнское (мое) сердце такого обвинения выдержать не могло, и ребенок был вынужден есть практически постоянно.

Конечно, поначалу, когда ребенок еще только начинает приспосабливаться к жизни, кормления должны быть довольно частыми. Но постепенно следует переходить на кормление через приблзительно равные промежутки. Это подготовит малыша к последующему переходу на регулярное питание в начинающейся «взрослой» жизни. Существуют ведь детские дошкольные и школьные учреждения, где ребенку придется провести немало времени. Для человеческого организма крайне важна ритмичность, и ежедневный прием пищи в одни и те же (плюс-минус) часы благотворно сказывается на здоровье и формировании аппетита. Если ребенок ежедневно обедает в 13 часов, то он привыкает к такому режиму, и к 13 часам начинает испытывать легкое чувство голода. В идеале режим питания к году надо привести к классическому завтрак-обед-полдник-ужин, ведь по этому расписанию ребенок будет жить ближайшие лет 15–18.

Однако все правила, а особенно те, что связаны с нашей психикой и нашим организмом, парадоксальным образом требуют исключений. Они нужны как для физического, так и для психологического и интеллектуального здоровья маленького человека, потому что он такой единственный на всем белом свете и его запросы и отказы тоже в чем-то единственные. Из них точно так же формируются его личность, его характер, его отношение к жизни и к окружающим людям. Помнить об этом вполне достаточно, чтобы толерантность в сфере еды не превращалась в «пищевой терроризм». Следует всегда прислушиваться к собственному ребенку, а не слепо следовать расписанию. Иначе возникают непростые ситуации.

Случай из практики

Дело было в советские времена, когда идея кормления грудничка по требованию еще не стала популярной. Молодая мать, которой было сказано: кормить через четыре часа и ни минутой раньше, – сидела над орущим от голода младенцем с будильником в руке, сама заливалась слезами и умоляла: «Ну потерпи еще, ну маленький, ну чуть-чуть всего! Еще пятнадцать минут, и будем кушать!».

Некоторые дети совершенно спокойно садятся за стол, когда их позовут, и охотно едят. Другие же практически не чувствуют голода и не испытывают природного позыва утолить его. Как объяснил мне один врач, это происходит зачастую из-за того, что кислотность желудочного сока у детей может быть нейтральной или пониженной. Ее уровень и определяет наличие или отсутствия чувства голода. Если кислотность пониженная, то малыш не чувствует, что хочет есть. Соответственно, повода садиться за стол у него вроде как и нет. Что делать в таком случае? Многие советуют ничего не делать – ждать, когда ребенок проголодается и сам попросит. Но, во-первых, это уничтожает очень нужную и полезную идею распорядка дня на корню, а во-вторых, чревато проблемами с пищеварением. Ведь ребенка за столом можно и не дождаться. Вот что пишет одна из моих клиенток, прошедшая этот этап со своим сыном:

Одно время мой ребенок был настоящим «нехочухой», особенно в том, что касалось еды. Каждый прием пищи превращался в «праздник души»: я уговаривала, развлекала, пела и чуть ли не плясала, но после пары ложек сын наотрез отказывался есть дальше. Как-то по совету, прочитанному на интернет-форуме молодых родителей, я решила попробовать целый день не заставлять ребенка есть. После завтрака он преспокойно рисовал, гулял, бегал и играл весь день. В семь часов вечера у меня сдали нервы и я решила, что пора его накормить. Сам ребенок о еде так и не попросил.

Из-за пониженной кислотности желудочного сока он может не есть очень долго, по двенадцать и более часов, и не чувствовать голода. Но я уже достаточно давно рассказала сыну о его особенности, и мы пришли к решению есть в определенные часы. Однако до того момента, как он все это осознал, усадить ребенка за стол было довольно проблематично.

Итак, как же сделать выбор между удобным, желанным и полезным режимом и неудобным, непонятным и тоже полезным учетом особенностей данного конкретного существа – вашего ребенка? Как психолог могу посоветовать немного изменить отношение к самому процессу кормления. Когда вы садитесь ужинать с мужем или с другими взрослыми членами семьи, то не просто едите. Вы общаетесь. Так почему бы не воспринять время кормления малыша, как час общения в ним? С самого рождения. Еда – не только насыщение, но и ритуал, и обучение, и проявление чувств и передача традиций.

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

страницы: 1 2 3 4 5 6

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.