Что такое бумага рассказ малышам. История бумаги для детей. Универсальная, интересная, мобильная

Программное содержание :

1. Расширять представление об использовании нашими предками различных материалов для письма.

2. Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу, развивать память, мышление, внимание, интерес к исследовательской деятельности по карточкам – символам.

3. Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и конкретизировать знания о ее назначении.

4. Закрепить знания различных видов бумаги (картон, тетрадная, газетная), сравнить их качественные характеристики и свойства.

5. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, рассказ, рассматривание картинок, исследование, опыты, мультимедийная презентация.

Оборудование: проектор, ноутбук, образцы бумаги, листы бумаги для опытов (картон, тетрадная, газетная), ножницы, емкости для воды, карточки-символы, мольберт, рабочий лист для опытов, одежда для коллекционера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в мир бумаги»

Программное содержание :

1. Расширять представление об использовании нашими предками различных материалов для письма.

2. Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу, развивать память, мышление, внимание, интерес к исследовательской деятельности по карточкам – символам.

3. Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и конкретизировать знания о ее назначении.

4. Закрепить знания различных видов бумаги (картон, тетрадная, газетная), сравнить их качественные характеристики и свойства.

5. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, рассказ, рассматривание картинок, исследование, опыты, мультимедийная презентация.

Оборудование: проектор, ноутбук, образцы бумаги, листы бумаги для опытов (картон, тетрадная, газетная), ножницы, емкости для воды, карточки-символы, мольберт, рабочий лист для опытов, одежда для коллекционера.

Ход:

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие. Куда мы отправимся, узнаете, отгадав загадку.

Я белая, как снег,

Дружу с карандашами,

Где он пройдет, там заметку кладет.

Что это? (бумага)

Итак, мы сегодня совершим путешествие в мир бумаги.

Вы знаете, что раньше бумаги не было, а что же было вместо неё? На чем люди писали?

Основная часть.

Воспитатель: Ученые - археологи раскапывали старые города, древние поселения, изучали рукописи, проводили исследования.

Вы хотите тоже проводить исследования, разгадывать загадки истории?

Тогда сегодня мы будем юными исследователями. А помогут нам в этом наши помощники карточки – символы.

(Рассказ воспитателя сопровождается мультимедийной презентацией)

В Греции писали на сырых глиняных плитках. На них буквы выдавливали острой палочкой. Удобно ли было хранить и переносить такие дощечки?

(они очень хрупкие, легко ломались, разбивались, были тяжелые)

В Египте из листьев растения папируса склеивали полоски и писали на них долгое время. Длина склеенных полос достигала сто шагов.

Пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Его изготавливали из тонкой кожи молодых животных. Это очень прочный материал. Были даже целые пергаментные книги.

А на Руси писали на березовой коре – бересте.

Эти способы письма были неудобны, свитки из бересты занимали много места.

Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Бумагой восхищались все страны. На ней было очень просто писать, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все.

Как вы думаете из чего китайцы стали делать бумагу?

В наше время бумагу по китайской технологии, изготавливают из деревьев на специальных бумажных фабриках.

Давайте обратимся к нашим карточкам – символам. К какой из них можно отнести сведения об истории появления бумаги?

Коллекционер

- Здравствуйте, ребята. Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. В вашем городе со мной случилась неприятность. Подул сильный ветер и моя коллекция разлетелась, а часть ее попала в вашу группу. Помогите ее найти. Воспитатель: Ребята, давайте поможем найти разные виды бумаги из коллекции в нашей группе.

(Дети ищут и приносят образцы, заранее спрятанные в группе)

Спасибо вам огромное! Вы спасли мою коллекцию. Я давно увлекся собиранием бумаги и все виды у меня записаны: я назову вид бумаги, а вы мне покажите образец и расскажите для чего она предназначена.

1 - газетная бумага (для книг, газет, журналов)

2 - тетрадная бумага (для изготовления тетрадей)

3 - картон (для открыток, коробок, обложек)

4 - цветная (для аппликаций)

5 - альбомная бумага (для рисования)

6 - обойная (для оклейки стен)

7 - фотобумага (для фотографий)

8 - бархатная бумага (для труда, поделок)

9 - салфетная бумага (гигиеническое назначение)

10 - копировальная бумага

Коллекционер : Бумага удивительный материал, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Она бывает документом, плакатом, фантиком, конвертом, письмом, книгой, упаковкой.

Воспитатель:

Ребята, а к какой карточке – символу можно отнести встречу с коллекционером?

А что обозначает карточка – символ «рука»?

Я приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию для проведения опытов с бумагой. Давайте вспомним правила работы в экспериментальном центре.

Физкультминутка для глаз

Опыты

Что вы уже знаете о свойствах бумаги? (мнется, рвется, режется, горит)

Сегодня мы попробуем провести опыты с разными видами бумаги и определить ее отличие.

1 Опыт «Разрывание бумаги»

Перед вами картон, газетная и тетрадная бумага. Попробуйте разорвать каждую. (Дети выполняют задание)

2 Опыт «Разрезание»

Какой вывод вы можете сделать?

3 Опыт «Сминание бумаги»

Что можно сказать о бумаге? Вывод.

4. Опыт «Намокание»

Для создания этого опыта нам понадобится вода. Положите листочки бумаги в воду.

Что произошло?

Какая бумага намокла быстрее? Вывод.

После каждого опыта один из детей делает отметку в рабочем листке о результатах.

Общий вывод: вся бумага рвется, мнется, режется и намокает, но по-разному. Легче всего - газетная, потому что газеты печатают каждый день свежие, она самая тонка.

Тетрадная – потолще, попрочнее из нее изготавливают тетради.

Картон – самая толстая, плотная бумага, поэтому его используют для изготовления коробок, обложек для книг.

Воспитатель: Разные виды бумаги окружает нас всюду. На изготовление бумаги уходит много сил и средств, поэтому бумагу нужно беречь. Об одном из способов как это сделать расскажет Маша Никитина.

(Рассказ ребенка сопровождается слайд-фото)

Деревья выделяют кислород, им дышат люди и животные.

Деревья – это жильё для многих птиц, животных, насекомых.

Деревья имеют лечебные свойства.

Если исчезнут деревья, то погибнет все вокруг. Для того, чтобы сохранить деревья, люди научились делать бумагу из макулатуры. Макулатура – это использованная, не нужная бумага. Я вместе с мамой сделала новую бумагу из старых газет.

1слайд - Сначала я порвала на мелкие кусочки газету

2слайд – Мама залила бумагу горячей водой и размешала все блендером

4слайд - Вылили кашицу в тазик. Приготовленные пяльцы с сеткой опустили в тазик.

5слайд - Вынули и положили на стол на полотенце

6слайд - Промокнули сверху другой салфеткой

7слайд - Убрали пяльцы и оставили сохнуть

8слайд - Получилась новая бумага

9слайд - На ней я сделала подарок для мамы

Заключительная часть.

Воспитатель просит ребят показать, какие карточки символы мы использовали сегодня, путешествуя в мир бумаги.

Расскажите, что вам запомнилось во время нашего путешествия?

Что интересного узнали о бумаге?

Какие свойства бумаги мы используем в жизни?

Что нужно делать для сохранения деревьев?

Сегодня на занятии мы узнали, как из ненужной бумаги можно сделать новую. Давайте приготовим ее сами для подарков мамам и папам.


Программное содержание. Формировать представления де­тей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением. Развивать память, внима­ние, мышление, речь. Воспитывать интерес к познанию окру­жающего мира. Познакомить детей с появлением бумаги, с ее производством, видами, использованием в быту и народном хозяйстве; воспитывать экономное, бережное отношение к бумаге.

Оборудование. Разные виды бумаги; емкости с водой, ножницы, квадратный лист белой бумаги.

Ход занятия

1. Воспитатель предлагает отгадать загадку:

Я белая, как снег, дружу с карандашом.

Где он пройдет, там заметку кладет. (Бумага.)

2. Беседа о бумаге

Для чего нужна бумага?

Как вы думаете, бумага была всегда?

На чем писали древние люди? (На камнях.) Воспитатель показывает бересту.

Удобен ли был такой способ письма? Люди придумали лист из тонкой кожи животных и назвали его «пергамент». Это очень прочный материал, но тяжеловат при оформлении на нем тек­ста, труден для переплета. Появился новый материал, который тоньше пергамента и более удобный, - бумага. Из чего делают бумагу? (Из дерева.) Где ее изготавливают? (На бумажной фаб­рике, целлюлозно-бумажном комбинате.)

– Вспомните, пожалуйста, где применяется бумага?

Привычная нам бумага появилась в Китае во II веке.

Ребята, почему нужно экономить бумагу?

Дети. Чтобы меньше пришлось рубить деревьев. А давайте вспомним виды бумаги. (дети перечисляют)

Дети рассматривают различные виды бумаги, лежащие у них на столах, и определяют.

3. Экспериментальная деятельность

Воспитатель предлагает детям пройти в «волшебную лаборато­рию», где у каждого ребенка на подносе находятся кусочки разных видов бумаги. Дети рассматривают их. Воспитатель спрашивает, как можно определить, какая бумага - гладкая или шершавая, тонкая или толстая, мягкая или жесткая? Дети определяют, про­водя обследовательские действия и опыты с бумагой рвут на мелкие части, мнут, разрезают ножницами, опускают в воду.

Дети приходят к выводу о качествах и свойствах бумаги: мнет­ся, рвется, можно резать, непрочная, намокает.

Физминутка.

Мы бумагу рвали, рвали

Мы бумагу мяли, мяли

Так, что пальчики устали

Мы немножко отдохнём

И опять её порвём.

4. Практическая часть.

Предлагаю сделать стаканчик из бумаги и понаблюдать, как скоро вода просочится через бумагу.

Подводим итоги, что плотная бумага дольше держит воду.

5. Подводим итоги занятия. Что узнали нового? Что вам запомнилось?

Программное содержание:

  • расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах;
  • совершенствовать умение определять предметы по признакам материала;
  • развивать воображение, сообразительность;
  • формировать бережное отношение к природным ресурсам.

Материал : образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.).

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами побываем в гостях у бумаги. Давайте посмотрим, что у вас лежит на столах?

Дети : Бумага.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим ее. Скажите, вся ли ли она одинаковая? А как можно определить?

Дети : Она разная. Можно погладить, пощупать ее.

Воспитатель : Да, бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой, мягкой и не очень.А кто знает виды бумаги? (цветная, альбомная, картон, салфетки, бархатная и др.). А вы знаете откуда произошла бумага?

Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса, снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма.

Но это еще не была бумага. Ее изобрел в Китае примерно в 105 году человек по имени Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева.

Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Позднее кто-то догадался, как улучшить качество бумаги, добавив в нее крахмал.

И сейчас люди делают бумагу из разных пород деревьев.

Беседа «Дерево — источник бумаги».

Цель: учить детей бережно относиться к бумаге.

— А сейчас попробуйте смять лист бумаги? Мнется? (Скручивается, сгибается). (Ответы детей).
А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага?

Дети : Бумага рвется, значит она непрочная.

Воспитатель : А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Что происходит с бумагой?

Дети : Она промокает.

Воспитатель: А сейчас посмотрите, что происходит с бумагой (разрывается на части). А как вы думаете, можно бумагу соединить? Как? (Склеить, сшить, переплести). Итак, какие свойства бумаги вы узнали?

Дети: Бумага мнется, рвется, намокает в воде, горит.

Воспитатель: Способность бумаги рваться, сминаться, сгибаться и соединяться путем склеивания, переплетения мы с вами будем использовать в дальнейшей работе.

Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес телеграмму. Сейчас я ее вам прочитаю:

«Уважаемые друзья! Я коллекционер, собираю разные виды бумаги.Я путешествую по городам и селам и всем рассказываю о своей коллекции. Но в вашем городе со мной случилась неприятность: подул сильный ветер, и моя коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в вашу группу. Большая просьба, отыщите ее.»

Ребята, поможем? Давайте поищем образцы бумаги в группе.

(Дети ищут и приносят образцы,заранее спрятанные в помещении).

Раздается стук, заходит коллекционер.

Коллекционер: Спасибо вам огромное! Вы спасли мою коллекцию! Я давно увлекся собиранием бумаги, и все виды у меня записаны. Давайте я сейчас назову вид бумаги, а вы мне показывайте образец.

Салфетка, газета, открытка, фотография, коробка, глянцевая, копировальная, ватман, обойная, тетрадная, журнальная, календарь.

(Коллекционер по ходу объясняет назначение каждого вида бумаги).

Коллекционер: Бумага – удивительный материал, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Оглянитесь вокруг книги, газеты, тетради, обои, различные упаковки –все это бумага. Приглядитесь повнимательней,потрогайте ее пальцами, сожмите в кулак, порвите: она пластична, готова принять любую форму. Постарайтесь, и лист бумаги будет послушен вашим рукам, вы сможете создать фантастический, сказочный мир!

Игра «Угадай из какой бумаги?».
— Давайте посмотрим на предметы на столе, скажите из какой бумаги они сделаны? (Картонная коробка, цветок из цветной бумаги, шляпа из газеты и т.д.).

Воспитатель: Спасибо вам, коллекционер за интересную беседу. Мы будем использовать разные виды бумаги в работе, а потом пригласим вас и покажем, что у нас получилось.

(Коллекционер уходит).

Воспитатель: Ребята, я какими видами бумаги мы сегодня познакомились? Какие поделки можно сделать из картона? из газеты? из цветной бумаги?

ПРОЕКТ

«ЧУДЕСНАЯ БУМАГА»


МАДОУ Центр развития ребенка –

«Детский сад №20 «Дружный хоровод»

воспитатель: Сафонова Юлия Геннадьевна

Проект «Чудесная бумага»

(для детей старшего дошкольного возраста).

Актуальность.

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельность в применение полученные знаний в доступной практической действительности.

Из наблюдений в повседневной жизни ДОУ мы видим, что интерес к аппликации проявляется у детей уже начиная с младшего дошкольного возраста, а в старшем - приобретает более устойчивый характер.

Необходимость создания данного проекта была продиктована тем, что в детском саду отведено недостаточное количество часов на работу с бумагой и большая часть из них посвящена вырезыванию из бумаги и составлению плоских композиций. Реализуя образовательную программу «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой), мы пришли к выводу, что существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, ее разновидностью, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало её использует. Так же мы считаем, что необходимо развивать и поддерживать интерес к бумаге в ДОУ.

Недостаточная степень развития технических навыков тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот: если ребенок успешно овладевает техническими навыками: обрыванием, сгибанием, скручиванием, это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами, приобретению поисковой деятельности; усвоению простейших навыков совместной работы, активному общению друг с другом и воспитателем, стимулированию творческого отношения к работе. Работа с бумагой при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов дают обучающий и развивающий эффект.

Мы считаем, что большие возможности для развития творческих способностей детей таит в себе техника торцевания.

Проблема: низкий уровень знаний и уменийу детей использования различных видов бумаги в художественном творчестве.

Обоснование проблемы:

Недостаточность сведений у детей о видах бумаги и способах ее применения,

Мало практики у детей работы с бумагойвнетрадиционной техники, например «торцевание».

Отсутствие знаний и умений родителей заниматься творчеством с детьми.

Цель: показать детям новые способы работы с бумагой способом торцевания.

Задачи:

Образовательные :

- Познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях.

Открыть новые художественные возможности бумаги на примере метода торцевания.

Упражнять приемам торцевания на разных основах (картоне, пластилине).

Развивающие :

- Развивать творческое воображение, понимание того, что приемы работы зависят от свойств материала, мелкую моторику рук путем формирования навыков работы с гофрированной бумагой, выкройкой, пластилином, ножницами, клеем; сенсорную сферу.

Ф ормировать потребность в создании собственной поделки, картины.

Воспитательные :

- Воспитывать бережное отношение к оборудованию, к экономному использованию материала, творческое отношение к заданию и интерес к совместной деятельности.

Прививать аккуратность в работе.

Образовательные области:

В ходе проекта задействована интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Проект долгосрочный, творческий.

Основные этапы реализации проекта

    Подготовительный этап

    Привлечение детей к данной теме.

    Сбор и систематизация материала.

    Создание условий для детского творчества:

Книжный уголок: внесение альбома для рассматривания «Поделки в технике торцевания», книги и иллюстрации о цветах, животных;

Изоуголок: материалы и инструменты для выполнения в техники торцевания (гофрированная бумага и салфетки (разного цвета), стержни, клей, основа для поделок);

    Составление тематического планирования.

    Анкетирование родителей.

    Познавательный этап.

Час вопросов и ответов.

Цель: познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности.

Презентация «Откуда пришла бумага, как ее производят»

Цель : развивать интерес к истории создания бумаги.

Игра- эксперимент:«Какая бумага не подходит для торцевания?»

Цель: определить, какая бумага больше подходит для накручивания на стержень развивать внимание, мышление.

Д/игра «Определи на ощупь» .

Цель: учить определять вид бумаги на ощупь.

НОД «Путешествие в бумажную страну».

Цель : расширять знания детей о бумаге, ее назначении, о предметах и поделках из бумаги.

Опыт «Разная бумага - разные свойства!»

Цель: уточнить и углубить знания свойств бумаги.

Упражнение«Подбери цвет по цифре»

Цель: учитьдетей подбирать цвет бумаги в соответствии с данной цифрой, развивать внимание.

    Практический этап.

Изготовление работ в технике торцевания:

Совместная деятельность

Цель: Изготовление работ в техники торцевания на выставки

Индивидуальная работа

Цель: Упражнять в детализации техники торцевания при изготовлении работ

Самостоятельная работа (трафарет- образ, трафарет – фигура)

Цель: придумать и реализовать самостоятельно работу в технике торцевание для выставок

    Заключительный этап.

Презентация материалов проекта.

Выставка поделок.

Создание коллективной работы по сказки «Репка».

Выставка совместного детского творчества с родителями.

Вывод: большинство детей проявляют интерес к изготовлению поделок в технике торцевания, освоили особенности данной техники, научились действовать в соответствии с замыслом, проявляют желание самостоятельно придумывать и изготавливать поделки, овладели умением выстраивать композицию.

Организация деятельности с родителями.

Беседы «Работа с бумагой помогает ребенку развиваться»

«Развитие тонких движений рук»

Консультации «Влияние техники торцевания на развитие мелкой моторики дошкольников» «Роль мелкой моторики в развитии детей»

Практические задания : «Изготовление поделок совместно с детьми дома».

Механизмы и условия реализации проекта

    Составлен перспективный план цикл мероприятий по работе с бумагой.

    Материально- техническое обеспечение:

    гофрированная бумага разного цвета,

    ножницы,

    стержни от ручек,

    альбом «Виды бумаги»,

    поделки из бумаги; поделки, изготовленные в технике торцевания,

    фотографии или картинки цветов, животных и др.

    иллюстрации к русским нар.сказкам,

    клей,

    основа для поделок (картон, пластилин),

    шаблоны, трафареты,

    дидактические игры.

Риски проекта

Слабое развитие мелкой моторики,

Недостаточные навыки у детей по скручиванию бумаги с помощью стержня,

Отсутствие материальной базы, необходимого изобразительного материала.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Сформированные знания у детей о разных видах бумаги

Освоение детьми основ техники торцевания

Умеют действовать в соответствии с замыслом

Самостоятельно изготавливать поделки

Созданы условия для развития творческих способностей у детей

Владеют умением выстраивать композицию.

Для родителей:

Повышаетсякомпетентностьввопросаххудожественной деятельности детей в детском саду.

Оценка результатов проекта

- организована выставка работ детей

Отзывы родителей

Перспективный план цикл мероприятий по работе с бумагой.

сентябрь

тема

задачи

1. «Волшебные свойства бумаги»

Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.

2. «Знакомство с техникой торцевания»

Познакомить с техникой торцевания из гофрированной бумаги, учить скручивать заготовку (квадрат) с помощью стержня. Развивать мелкую моторику, эстетическое восприятие.

3, 4. «Одуванчик»

Учить создавать композицию техникой торцевания.Развивать творчество.

октябрь

1,2. «Яркий коврик»

Продолжать учить создавать композицию с помощью торцевания. Развивать умение сочетать бумагу по цвету; воспитывать аккуратность при работе с клеем, трубочкой (пастой для ручки).

2.«Осеннее дерево»

Совершенствовать навыки работы способом торцевания,развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

3,4. «Осенний лес»

(работа группами)

Повышать интерес детей к изготовлению поделок из гофрированной бумаги, учить детей создавать отдельные элементы для коллективной композиции, развивать творчество.

ноябрь

1.«Сердечко для мамочки» .

(коллективная работа)

Познакомить детей с новым способом использования гофрированной бумаги. Учить делать розы из гофрированной бумаги, равномерно располагать цветы на поверхности,развивать аккуратность.

2.»Подарок любимой мамочки»

(цветок на тарелочке)

Познакомить детей с новым способом работы с гофрированной бумагой путем скатывания шариков

3,4.«Фиалки»

(коллективная работа)

Продолжать учить создать поделки из гофрированной бумаги, упражнять в умении подбирать цветовую гамму в соответствии с образцом-рисунком, развивать творчество.

декабрь

1. «Снеговичок»

Повышать интерес детей к работе с бумагой; развивать воображение; воспитывать усидчивость, аккуратность

2.«Елочка» (коллективная работа)

Создать радостное, праздничное настроение; развивать у детей фантазию, творческое воображение, воспитывать усидчивость, аккуратность.

3,4.«Скоро Новый год!» (коллективная работа)

Формировать интерес к составлению композиций из гофрированной бумаги,развивать аккуратность, воспитывать желание помогать друг другу

январь

2,3. «Птичья Столовая»

Совершенствовать умение создавать композицию путем скатывания шариков из гофрированной бумаги, развивать умение сочетать различные материалы и техники.

4.«Снежинки»

Познакомить детей с разными видами снежинок, учить создавать их способом торцевания, развивать творчество, аккуратность.

февраль

1,2. «Валентинка»

(работа подгруппами)

Поощрять творческое использование уже знакомых приемов работы с гофрированной бумагой; развивать творчество, фантазию, усидчивость; воспитывать желание сделать приятное своим близким.

Закрепить технику плоскостного наклеивания, развивать умение подбирать цветовую гамму, воспитывать уважение к защитникам нашей Родины.

март

1. «Корзина с гвоздиками»

(коллективная работа)

Продолжать учить создать поделки из гофрированной бумаги; познакомить с новыми приемами получения объемных форм: создания объемного цветка путем соединения кругов, упражнять детей в отгибании концов лепестков цветка, выгибании листьев; развивать чувство эстетического наслаждения, мелкую моторику рук.

2.Подарок любимой мамочке

Вызвать желание приготовить подарок маме к празднику 8 Марта; закреплять технические навыки при работе с гофрированной бумагой, развивать творческие способности детей; воспитывать художественный вкус.

3,4 Ветка сирени

(коллективная работа)

Совершенствовать умения наклеивания цветных торцовок методом контурного и плоскостного торцевания, развивать творчество.

апрель

1 .Ракета ко Дню космонавтики

(коллективная работа)

Продолжать учить детей изготавливать поделки из гофрированной бумаги развивать мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость.

2,3,4 «В гостях у сказки»

Коллективная работа по сказке «Репка»

Совершенствовать технику комбинированного торцевания, используя теплые и холодные цвета спектра.

май

I. «Гиацинт»

Познакомить детей с объемным торцеванием, научить работать в технике торцевания на пластилине, развивать воображение, моторику, творческое мышление.

2.»Цыпленок»

Развивать умение выполнять работу техникой торцевания на пластилине, развивать творчество, фантазию, усидчивость.

3,4»На солнечной полянке»

(коллективная работа)

Закрепить технику торцевания на пластилине, развивать умение подбирать цветовую гамму, развивать творчество, воспитывать желание выполнять работу до конца.

«ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО»


«ОСЕННИЙ ЛЕС»


«СЕРДЕЧКО ДЛЯ МАМОЧКИ»

(коллективная работа)


М. Ильин

Изобрели бумагу китайцы. Около 2000 лет тому назад, когда в Европе греки и римляне писали еще на египетском папирусе, китайцы умели уже делать бумагу. Материалом служили им волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье. Поместив материал в каменную ступу, они растирали его с водой в кашицу. Из этой кашицы они отливали бумагу.
Формой для отливки служила им рамка с сетчатым дном, сделанным из тоненьких бамбуковых палочек и шёлковых нитей. Налив в форму немного кашицы, принимались трясти форму во всех направлениях, чтобы волоконца переплелись и образовали войлок. Вода стекала, а на сетке оставался сырой бумажный лист. Его осторожно снимали, клали на доску и высушивали на солнце. Пачку листов отжимали в заключение под деревянным прессом.
Таким ручным способом китайцы делали бумагу.
Удивительный это народ! Начиная с бумажного абажура и кончая книгой или фарфоровой вазой – китаец во все вкладывает массу терпения и изобретательности. Китайцы раньше европейцев додумались до фарфора, книгопечатания, пороха, бумаги.
Прошло много лет, прежде чем бумага попала из Азии в Европу. Случилось это вот как.
В 704 году арабы завоевали город Самарканд в Средней Азии. Вместе с другой добычей они вывезли оттуда секрет изготовления бумаги. В завоеванных арабами странах: Сицилии, Испании, Сирии – появились бумажные фабрики. Была такая фабрика, между прочим, и в сирийском городе Мамбидше, или, как произносили европейцы, Бамбице. Вместе с другими восточными товарами: гвоздикой, перцем, благовонными маслами – арабские купцы привозили в Европу «бамбицину» – бумагу, сделанную в городе Бамбице. От этого-то слова и произошло, вероятно, наше слово «бумага».
Самой лучшей считалась багдадская бумага, которая шла в продажу в виде листов большого размера. В Египте изготовлялось много сортов, начиная от огромных листов александрийской бумаги и кончая крошечными листочками, которые употреблялись для голубиной почты.
Делали эту восточную бумагу из старого тряпья. На вид она была желтоватая, с темными пятнами. На свет видны были даже кое-где кусочки тряпок.
Прошли века, прежде чем в Европе появились свои бумажные фабрики, или «бумажные мельницы», как тогда говорили. В XIII веке такие мельницы можно было уже найти и в Италии и во Франции.
Случается иногда, что в руки историка попадает старинная грамота или историческая запись, в которой не указан год ее составления.
Как этот год узнать?
Ученый обращается за разъяснениями к самой бумаге: рассматривает ее на свет. И потом говорит: «Эта грамота написана не ранее 1317 года, потому что бумага, на которой ее написали, сделана была в 1317 году; а вот эта грамота написана на столько-то лет позже».
Каким образом узнал это ученый?
И что такое видит он, рассматривая бумагу на свет?
Видит он на бумаге прозрачный водяной знак.
У каждого мастера был свой водяной знак, своя марка. Нередко мастер, кроме знака, проставлял также год и свою фамилию. Марки бывали самые разнообразные: маркой могла быть и голова человека, и половина оленя, и башня, и верблюд, и перчатка, и единорог, и лев, и русалка, и крылатый лев с птичьей головой, и папа римский, увенчанный тиарой, с ключом в руках.
Водяной знак получали таким способом. Бумагу отливали в форме с дном из проволочной сетки. Из проволоки делалась также фигура, которая укладывалась на дно формы. Там, где была проволока, бумага ложилась более тонким слоем чем в других местах. Поэтому, рассматривая бумагу на свет, вы и видите прозрачные полоски в том месте, где была проволочная сетка, и водяной знак там, где была проволочная фигура.
Самый старый водяной знак – это круг. Увидев на бумаге этот знак, вы можете сразу сказать, что бумага сделана в 1301 году.
К нам бумага попала в XIV веке через Новгород, куда ее привезли ганзейские купцы. Бумага эта была итальянская. В XVII веке путешественник Барберино побывал в Москве. В своем дневнике он пишет: «Затеяли они также ввести делание бумаги и даже делают ее, но все еще не могут ее употреблять потому, что не довели этого искусства до совершенства».
Первая русская бумажная мельница построена была на реке Уче, в 30 верстах от Москвы. Но она работала недолго.
Лет через сто опять построили бумажную мельницу, на этот раз на реке Пахре, рядом с мукомольной мельницей. Помощником бумажного мастера был «хлебный мельник». Начали делать бумагу, но весной 1657 года «пошла вода с гор и учала плотину портить». Мельница была разрушена. Вместо нее построили другую, на реке Яузе.
Бумагу делали на этой фабрике большого размера с водяным знаком, изображавшим герб города Амстердама. Это потому, что наши «бумажные мельники» старались делать бумагу по образцу голландской, которая тогда считалась лучшей.
В XVII веке бумага уже расходовалась у нас в большом количестве. На ней печатали книги, которые продавались в книжном ряду в Китай-городе.
На ней в приказных канцеляриях писали и переписывали бесконечные выписи и отписки, памяти и указы, челобитные и розыски. Вместе с бумагой появилась, словно ее тень, и бумажная волокита. Нередко какое-нибудь «сыскное дело о чародействе и порче» тянулось годами.
«А дела клеили в столбцы и сбирали в годовые большие столпы, которые, лежа в палатах, от сырости расклеивались и гнили, и мыши их портили. И от того многие старые дела, докладные выписи и указы, валяясь по разным местам в небрежении, терялись и вовсе пропадали».
Так говорится в одной старой «грамоте» – 1700 года.
Один путешественник оставил нам описание московской канцелярии XVII века:
«Между тем рассматривал я находящиеся в сем же здании канцелярские комнаты. Они все под сводами, с маленькими окнами и похожи на темницы. На сей раз тут находились одни лишь канцеляристы, которые сидели по два человека на ящиках, стульях и скамейках, иные выше, другие ниже, без всякого порядка. Я даже видел одного, стоявшего на коленях. Они все занимались письмом или перебиранием свитков бумаг, которые развивали и свертывали с большой ловкостью. Сии свитки суть длинные полосы, составленные из листов бумаги, вдоль разорванных и склеенных».
Бумага шла к нам в это время главным образом из Голландии. Петр I велел в 1716 году построить бумажную мельницу около Дудергофа, а в 1720 году была построена и вторая «мельница» – за «Галерным двором».
Бумагу этих «мельниц» можно узнать по водяному знаку: как и на гербе Петербурга, на ней были изображены якоря. Был издан указ о том, что бумага будет продаваться в Адмиралтействе, и об этом объявлено было во всеуслышание с барабанным боем.
Конечно, на этом история бумаги не заканчивается. Можно бы многое рассказать о современных бумажных фабриках, где работают гигантские машины – самые большие машины в мире, о целюлозно-бумажных комбинатах, которые, подобно сказочному великану, ежедневно «поглощают» целую небольшую рощицу деревьев. Но это особая тема.
Здесь было рассказано только о «младенчестве» и «отрочестве» бумаги.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.