Воспитание ребенка до года: главные советы родителям. Как правильно воспитать из мальчика настоящего мужчину

Воспитание мальчика до трех лет

Казалось бы, как воспитывать мальчика с года, если он ещё только учится ходить, познает мир, как материю, и вроде бы и не понимает взрослых.

До трех лет ребенок неосознанно копирует родителей: мальчик – отца, девочка – мать. Мальчик на подсознательном уровне изучает привычки отца, и особенно те, которые отец осуществляет легко и непринужденно, те привычки, которые приносят ему радость.

Ребенок чувствует эмоциональное удовлетворение отца и запоминает то, что приносит ему это позитивное состояние. Поэтому, милые папочки, старайтесь получать удовлетворение от правильных вещей: жены, ребенка, книг, познания, труда, семьи. Потому что, если удовольствие состоит в бутылке пива и телевизоре, вы опускаете духовный и интеллектуальный уровень ребенка на более низкую ступень старта в будущее. И, вместо того, чтобы получать наслаждение от позитивных вещей, имеете проблему в виде его стремления остановится на алкоголе и бездеятельности.

Никогда, дорогие папочки, не перекладывайте воспитание свого сына на жену. С самых ранних лет младенца вы должны помнить, что женщина не сделает из него мужчины. Она может только поддерживать вас в вашем воспитании, помогать, организовывать быт и возможности для этого воспитания. Здесь секрет в том, что, качества человека, с которым ребенок больше общается, он вбирает в себя.

В полтора-два года (у девочек раньше, чем у мальчиков) начинается активный период становления речи. Запас слов до года – около тридцати. Вопросы «Где?», «Как?» исполняют специфические функции организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью изменения ситуации («Дай!»). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути – они глаголы.

Не спешите отгонять от себя малыша. Ему нужно познавать мир, запоминать. Сейчас он проходит настройку (адаптацию) в нем.

Теперь, после , он – полноправный член рода. И ему за очень короткий период нужно понять этот мир. Более того, выучить столько слов и понятий! Поэтому помогите ему. Особенно его вдохновляет общение с отцом, ведь это доверие к нему, познание его, изучение мужской энергии. Всё это крайне необходимо маленькому мужчине на первых ступенях его сознательной жизни.

Во время обучения речи с ребенком нужно говорить четко, выразительно, чтобы передавать ему навыки правильного произношения, показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения речи происходит успешнее, когда ребенку в этом помогают родители.

До трех лет происходит разделение психического развития мальчиков и девочек. Им свойственны разные типы главной деятельности. У мальчиков формируется наглядная деятельность, которая включает манипуляцию с предметами человеческого производства, задатки конструирования, вследствие чего у мужчин лучше развито прямое, логическое, абстрактное мышление.

Половое отличие в поведении детей обусловлено не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Направленность мальчиков и девочек на разные виды деятельности задается самым обществом вследствие усвоения культурных образцов. Поэтому, начиная с трех лет важно, чтобы в воспитании и познании мальчика принимал участие отец. Важно, чтобы ребенка сознательно готовили к половому самоопределению.

Так до трех лет у детей появляются задатки самосознания, самооценка. Ребенок прорабатывает 90% работы по усвоению речи. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. Первые представления о себе возникают у младенца до года. Это – представление о частях свого тела, но обобщить их малыш пока еще не может. При направленном обучении взрослыми ребенок до полутора лет может узнавать себя в зеркале, усваивает самоопределение отображения своей внешности.

До трех лет – новый этап самоидентификации. С помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе сегодня. Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает власть над самим собой.

Трехлетний ребенок интересуется всем, что с ним связано, например, тенью. Начинает использовать местоимение «я», усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особенном интересе к людям, которые носят это же имя.

До трех лет ребенок осознаёт уже, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него те, кто его окружает. Выяснение ребенком принадлежности к определенному полу происходит в первые два-три года, и присутствие отца при этом чрезвычайно важно. Для мальчиков потеря отца после четырех лет мало отражается на усвоении социальных ролей. Потому что время усвоения себя как мужчины длится именно до трех лет.

И потому еще раз напоминаем, милые отцы, пример мужчины вы закладываете в сына именно сейчас, а не потом. Поэтому не поленитесь, отложите все дела и научитесь отдыхать с сыном, общаясь с ним, играя в игры, рассказывая сказки о мужественных воинах, о достойных мужских подвигах. Не важно, поймет малыш или нет, но необходимые образы «загрузятся» в его сознание автоматически.

До трех лет ребенок проявляет начало самоосознания. У него развивается стремление достичь признания со стороны взрослых. Позитивно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах ребенка, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

Словарный запас детей в полтора года содержит обычно около десяти слов, в 1.8 года – 50 слов, в два года – около двухсот. До трех лет словарный запас составляет уже 900-1 000 слов. Современные психологи установили прямую зависимость между количеством и качеством общения в семейном кругу и качеством развития речи ребенка в три года.

Критическим периодом в развитии детской речи является возраст от десяти месяцев до полутора лет. Именно в этот период нужны спокойные развивающие игры и нежелательны стрессы.

При усвоении речи дети всех народов проходят стадии односложных, двусложных и многосложных слов. Во всех существующих на Земле языках существуют правила грамматики, синтаксиса, семантики. Сначала дети полностью обобщают или игнорируют эти правила. Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у «ходящих» детей является их телесно-двигательная активность. Дети одного-двух лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который состоит из нескольких разделов.

1 – 1,5 года – экспериментирование с предметами. Главная цель деятельности – в самих экспериментах. Малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену подсознательно-инстинктивному поведению приходит настоящая умственная деятельность, ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.

1,5 – 2 года – появление символического мышления. В этот период у ребенка появляются способности отображать в мозгу психические образы (символы предметов) и воспринимать их в тот или иной момент. Т.е., теперь ребенок может взаимодействовать не только с явными предметами, но и с воображаемыми, представленными предметами. Он уже может решать простые задачи в голове, не прибегая к методу попытки. Кроме того, физические действия тоже благоприятно действуют на успешную работу мышления.

Для восприятия внешнего мира на данном этапе умственного развития характерен эгоцентризм . Ребенок в полтора-два года уже осознает свое обособление, он отделен от других людей и предметов, также он понимает, что некоторые события могут происходить независимо от его желаний. Но он продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия малютки: «Я – центр Вселенной!», «Весь мир крутится вокруг меня!».

У детей в возрасте от одного до трех лет количество страхов намного больше, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается всё новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут побаиваться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может их понести за собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, воздушный шар, который медленно сдувается, – всё это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или машинами, которые двигаются. Поэтому многие дети боятся спать одни.

Эти страхи со временем исчезают сами по мере усвоения ребенком более глубоких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпение, гнев родителей могут только усилить детские страхи и содействовать появлению у ребенка чувства обездоленности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Лучшим способом является постепенное приучение к общению с предметами, которые вызывают страх, а также собственный наглядный пример общения с ними.

Поэтому, когда мальчик чего-то боится, не спешите жестко относиться к нему, потому что он – мужчина. Прежде всего, ребенку необходимо объяснить, чтобы в его сознании возникло понимание сущности вещей и действий, которых он боится. Помогите ему пересилить страх, зайдите вместе в темную комнату, которой он боится, возьмите в руки ту вещь, которая пугает сына. Но не тыкайте это ему под нос, подождите, пусть он овладеет своим страхом и сам потянется руками, чтобы дотронуться. Вот где победа над его страхом. Насильно заставляя его погладить кошку или собаку, вы вводите его в состояние аффекта, которое ничего хорошего не даст. А наоборот, проникнет глубоко в подсознание, и будет проявляться страхом перед определенными животными и недоверием к отцу до конца его жизни.

Учите его справляться со страхами, и когда это получилось хорошо, - он сам взял в руки страшную вещь или вошел в комнату, - порадуйтесь вместе с ним, проявляя яркие эмоции на лице и в глазах. Это вдохновит его снова преодолевать страхи. И результат, который он всегда будет ожидать, - блистательная победа.

Но помните, есть вещи, с которыми ребенок не может справиться сам. Поэтому вы должны донести в его сознание, что есть то, что нужно делать только с родителями. Это поможет ему уже рационально разделять опасность и не бросаться бессмысленно к действию.

Дети в возрасте от одного до трех лет все еще зависят от родителей. Они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. В это время для мальчика тоже очень важно и мамино общение, и мамина любовь. Мама учит своего сына получать женскую любовь. Часто мужчины говорят, что нельзя нежить сына. Но пусть они сами задумаются, сколько женской любви и внимания требует уже взрослый мужчина. Интимная любовь – это тоже нежность и проявление чувств женщины, уже не говоря о ласковых словах, объятиях и т.п.

Каждую ночь взрослый мужчина получает женское тепло, прикасаясь к любимому телу. Так же и мальчик-ребенок. Ему очень нужна материнская любовь и ласка. Она словно наполняет его силой и уверенностью в себе, а также эмоциональной зрелостью для новых свершений. Теперь, когда ребенок наполнен любовью, отец может обучать его и тренировать мужество. Только это общение должно быть один на один, без участия матери, чтобы ребенок не чувствовал, что есть кто-то, кто может пожалеть, и где он может расслабиться.

Когда ваше общение закончилось, и вы достигли нужных результатов, можете похвалить сына и оставить его одного. Пусть самостоятельно играет или отдыхает. Нельзя сразу же отдавать его матери, особенно, если ему было очень тяжело, и он проявлял негативные эмоции.

Ребенок на примере отца должен увидеть, как реагировать на страх, боль, как проявлять свои эмоции. Поэтому именно отец должен его успокоить и помочь перейти эмоциональный барьер. В противном случае, как только появятся трудности, он будет бежать к женщине, чтобы она решала за него проблемы и жалела его. Мать проявляет любовь, когда ребенок просыпается, когда кормит его, когда обучает, когда укладывает спать. Но когда воспитывает отец, она не должна вмешиваться в мужское обучение.

Конечно, дорогие отцы, нельзя переступать границу и в обучении. Часто бывает, что отец не воспитывал постоянно, систематически своего сына, а раз в неделю, когда у него появилось настроение, взялся за воспитание. Как правило, такого общения, какого он желал бы у него не получится. Как следствие, на ребенка и мать выливается отцовская агрессия, что у него сын – баба, что жена испортила всё воспитание. Заканчивается всё тем, что отец отдаляется от сына вообще. Помните: воспитание – это длительный процесс. Поэтому, чтобы не было подобных ситуаций, ребенка нужно приучать к урокам с отцом постепенно, проводить их систематически и с хорошим настроением. Тогда и у вас, и у ребенка всё будет хорошо.

В воспитании ребенка принимает участие весь мир. Кроме мамы и отца, есть бабушки и дедушки, сестры и братья, тети и дяди, такой опасный телевизор и мир природы. Родители должны осознать, что всё вокруг них направлено на воспитание их ребенка. Поэтому нужно в полной мере использовать эти возможности.

Женщина-мать учит сына любить, принимать и проявлять любовь. Она печется о комфорте ребенка (кушать, спать, быть в чистоте и т.д.)

Мужчина-отец учит сына мужеству, принимать, анализировать и отдавать знания. Все мужские качества ему вкладываете вы, дорогой наш отец.

И кто из родителей не дорабатывает, те качества и будут в ребенке слабо проявлены. Поэтому, когда вы видите, что мальчик ведет себя не как мужчина, это значит, что отец совершил промах в его воспитании. А ещё это значит, что он копирует отца. Просто себе трудно признаться, что вы себя ведете «как баба», а ребенку бросить это слово в состоянии агрессии запросто.

Если ваш сын не проявляет в себе мужские качества, это значит, что этих качеств нет и у вас. Потому что, когда ему было от одного до трех лет, он не имел объекта копирования мужских качеств. Да, вы можете возразить: «Я – вот такой, такой… Достиг того и того!». Но вы не забывайте, что ваш ребенок ещё не того возраста, что вы, и у него свои жизненные задачи.

Поэтому, дорогой папочка, сядьте и задумайтесь, как вы себя проявляете в мире. Не видят ли вас люди таким, каким вы видите своего сына? Спросите у жены. Но так спрашивайте, чтобы она не боялась вашей агрессии или неудовольствия от честного ответа.

Женщина всегда чувствует, насколько муж является мужчиной. Если она не будет бояться вашего разочарования и это не повлияет на ваши отношения, то она всегда поможет увидеть вам правду о себе. Но никогда не нужно падать духом. Так случилось, что эти такие нужные вам черты, не вложил в вас ваш отец. Но можно же работать над собой. А это уже немало. Ведь есть для чего. Если вы станете лучше, ваш сын станет настоящим мужчиной!

Помните: никогда не поздно. Мы знаем много случаев, когда мать и отец работой над собой меняли характер и поведение сыновей, которым уже далеко за пятнадцать. Поэтому работать нужно уже сейчас.

Вернемся все же к нашему трехлетнему малышу. В его развитии есть критические моменты, на которые нужно обратить внимание, чтобы воспитание проходило приятно и без стрессов. Итак, в этот период ребенок может проявлять:

- негативизм. Это реакция не на содержание предложений взрослых, а на то, что оно исходит от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

- упрямство . Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого пожелал, он связан своим первичным решением.

- норовистость. Она безличностна, направлена против норм воспитания, способа жизни, который сложился до трех лет.

- своеволие . Стремится всё делать сам.

- протест-бунт . Ребенок в состоянии войны с окружающими.

- симптом обесценивания . Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, раздражать и обзывать родителей.

- деспотизм . Ребенок заставляет родителей делать всё, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется, как ревность.

Такое поведение протекает, как кризис социальных отношений и связано со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция: «Я сам!». Ребенок узнает разницу между «нужно» и «хочу».

Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффектной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, независимость, самостоятельность. Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся делать выбор сами. Чувство стыда и неуверенности вместо независимости возникает тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают любые попытки самостоятельности.

Зона ближайшего развития ребенка состоит в получении «могу». Он должен научиться соотносить свое «хочу» с «нужно» и «нельзя» и на этом основании определить свое «могу». Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя» (запрещения). Следует дать ребенку сферу деятельности, где он мог бы проявлять самостоятельность.

Эта сфера деятельности – в игре. Игра с её особенными правилами и нормами, которые отображают социальные связи, служит для ребенка тем безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость и самостоятельность.

В каждом поколении происходят изменения в воспитании детей. Сейчас больше внимания отдают девочкам, потому что родители хотят, чтобы дочь была уверенной в себе и лидером по жизни. Когда девочка подрастает, то она обязанности мужчины берет на себя, считает себя равной мужскому полу и сильной духом. Проблемы происходят в воспитании мальчиков. В современном мире мальчики слабее в некоторых вещах, чем девочки, когда должно быть наоборот.

Многие люди понимают различие полов только по внешнему виду, а остальные все качества считают полностью одинаковыми. На самом деле есть множество отличий, помимо физических:

  1. У мальчиков уровень прогестерона значительно выше, чем у девочек. Это значит, что мальчики активнее, энергичнее, агрессивнее девочек. У девочек выше уровень гормона эстроген, что отвечает за эмоциональность, чувствительность, романтичность, женственность.
  2. Развитие мозга у мальчиков и девочек тоже отличается. Наблюдения показывают, что у девочек в процессе мышления над определенной задачей задействован весь мозг, а у мальчиков только правое полушарие.
  3. Мальчики любят различные авантюры больше, чем девочки.
  4. Мальчики находятся в опасность чаще, чем девочки, например от аварий на дорогах больше страдает мужской пол. В драках больше участвуют мальчики, чем девочки.

Воспитание мальчиков с рождения.

Когда ребенок находится еще в утробе, то родители для себя выбирают схему воспитания. Если мальчик родится, то более строгое оно будет, а если девочка, то она будет нежной принцессой и будет получать много ласки.

Родители считают, что мальчики первого года жизни намного крепче и сильнее, чем девочки. Но не стоит забывать, что мальчики тоже являются маленькими детьми, которые требуют любовь и ласку так же, как девочки.

По мере взросления мальчика нужно проявлять любовь физически, например, обнять, поцеловать, погладить по голове. Пока ребенок маленький, он будет нуждаться в физическом контакте с родителями. Многие родители заблуждаются в том, если мальчика целовать и обнимать, то он будет женственным и капризным. Все дети должны чувствовать любовь и доверять своим родителям. Любовь предает сил и уверенности не только девочкам, но и мальчикам.

Нужно обязательно заниматься с мальчиками, читать им книжки. Мальчикам сложнее выражать свои мысли, чем девочкам, поэтому чтение поможет им формулировать предложения правильно. Мальчик должен понять, что чтение – это очень веселый и познавательный процесс. В школе будет легче все освоить, если книги будут близки ребенку.

Как воспитывать мальчика в подростковом возрасте?

Когда ребенок является уже школьником, то он особое внимание уделяет отцу, копирует его поведение. У всех мальчиком авторитетом является их отец. Когда ребенок находится в подростковом возрасте, то ему необходимо общение с отцом, если нет его, то нужен человек, на которого сын будет ровняться. Это может быть дедушка или дядя, если есть старший брат, то нужно будет задействовать и его.

В таком возрасте приходит время воспитания для отцов. Можно брать сына на рыбалку, заниматься с ним спортом или любимым хобби. Определенно должны быть общие интересы у отцов и сыновей.
Когда ребенок идет в школу, то он начинает вести себя иначе. Мама должна понимать по глазам у сына, что случилось. У сына и матери должны бить очень близкие и доверительные отношения. Отец для мальчика является авторитетом, а мать – это главная опора и любовь. Самым лучшим для ребенка будет совместное решение проблем с родителями, если он видит, что они любят и уважают друг друга.

Когда мальчику исполняется двенадцать лет, то происходит половое созревание. Сын начинает отдаляться от родителей и замыкаться в себе. Мальчик понимает, что он становится мужчиной, и показывать свои слабости окружающим он не должен. Все приходится сдерживать в себе, а в итоге назревает эмоциональный взрыв у ребенка.

В период полового созревания сына родителям нужно набраться терпения и определенной настойчивости. Если хочется узнать что – то у ребенка, то надо задавать наводящие вопросы, чтобы его разговорить, которые не требуют определенных коротких ответов.

Еще сложнее воспитывать ребенка, когда он достигает совершеннолетия. Когда мальчику исполняется шестнадцать лет, то он считает себя взрослым мужчиной, который все будет решать сам. Если не подходить к ребенку в таком возрасте и оставить его полностью в покое, то потом разобраться с его проблемами будет еще сложнее. Когда наступают серьезные проблемы у детей, то они идут к своим родителям за помощью. А зачем решать огромные проблемы, если их можно предотвратить?

Нужно постоянно говорить ребенку о том, что является плохим, например, наркотики, алкоголь, вождение автомобиля в малом возрасте, незащищенный секс с девушкой. Ребенок должен знать обо всех последствиях после таких страшных вещей. Нужно говорить обо все открыто и делиться своими семейными ценностями.

Если родители замечают, что у ребенка проблемы, а сами решить их не могут, то нужно обратиться к психологу. Подростка очень тяжело привести к специалисту, но если настоять, ребенок будет в итоге благодарный родителям.

Как правило, этапы развития личности ребенка делят на три этапа: до года, от года до шести, от шести до тринадцати лет, и от четырнадцати и старше. Это связано с тем, что в эти периоды проявляются свои особенности.

В возрасте до года младенец – не имеет значения, мальчик или девочка – привязан к маме. И в принципе, основные составляющие режима малыша предполагают участие мамы. Естественно, все члены семьи поочередно помогают искупать младенца, сходить с ним на прогулку и т.д. Но каждые два часа ему нужна мама. И это справедливо и в отношении девочек, и в отношении мальчиков.

Дальше подходит время готовить ребенка в ясли, кто желает, или в детсад – тогда еще есть время для этого. Но, по мнению психологов, мальчиков отдавать в ясли как раз не желательно. И если есть возможность хотя бы до трех лет оставить его дома, стоит этот шанс использовать. Дело в том, что мальчики гораздо хуже девочек переносят разлуку. И время адаптации в детском саду (а в среднем оно составляет не меньше месяца) у мальчиков дольше – вплоть до года. А девочки привыкают к новому коллективу и обстановке гораздо легче и быстрее.
Говорят, что мальчики вообще гораздо больше нуждаются в проявлениях любви, словно напитываются ею в семье. Очень важно, чтобы мамы мальчиков больше разговаривали с ними и вместе играли. В возрасте до трех, и даже до шести лет мама для мальчика стоит на первом месте. Хотя это вовсе не означает, что папам стоит в первые шесть лет отстраниться. Любому ребенку нужна полноценная семья. Тем более, что без папиной твердой руки и дисциплины преодолеть кризис трехлетнего возраста было бы сложно. Ведь мамы гораздо легче идут на поводу у маленького капризули, а это может осложнить отношения с малышом и аналогично – его с окружающими людьми на многие годы.

Воспитывая сыновей, далеко не все родители четко понимают как правильно воспитывать мальчика и когда заканчивается одна стадия взросления и начинается другая. Но когда пытаешься отслеживать изменения в характере ребенка из года в год, понимаешь, что отчасти психологи правы. Так, некоторые мамы, в одиночку воспитывающие сыновей, огорчаются, что в определенном возрасте сын стремится больше времени проводить в мужском коллективе. В идеале – с отцом, если его нет – с дедушкой и т.д. И действительно, это особенно заметно, когда ребенок идет в школу. Не случайно, в общении мальчиков десяти-тринадцати лет беседы об отцах достаточно частое явление.

Итак, до шести лет сын вполне комфортно чувствует себя в обществе мамы, лет с шести и до тринадцати-четырнадцати на первом месте у мальчика мнение и авторитет отца. Но нужно быть готовыми к тому самому переходному возрасту, когда родители уходят на время на второй план, когда сложившаяся в семье система отношений между родителями и сыном начинает давать сбои. В это время, как показывает опыт многих поколений, крайне важно найти достойного наставника для сына. Раньше это был опыт ученичества, когда подростков на два-три года отдавали на обучение другому мужчине.

И действительно, пытаясь самоутвердиться, подросток принципиально не слышит советов родителей, потому что не желает, чтобы к нему относились, как к ребенку. И тот же совет от другого человека – может казаться ему не лишенным смысла. Собственно, задача наставника – подготовить подростка к взрослой жизни, научить принимать взвешенные решения и помочь поверить в свои силы.

И все-таки разные

Сегодня в моде «унисекс», гендерное равенство и прочие новомодные ценности. Но, что бы нам ни внушали средства массовой информации, мальчики и девочки с рождения играют в разные игры, и даже в кубики играют по-разному: мальчики строят башни, а девочки – выстраивают горизонтальные конструкции. Девочки гораздо чаще стремятся поддержать новеньких в коллективе, а мальчикам для знакомства нужно гораздо больше времени, они предпочитают держаться в стороне. Казалось бы, дети есть дети. Но опыт многих поколений показывает, что различия в воспитании мальчиков и девочек неизбежны. И учитывать это крайне важно для них самих.

Роль отца и матери в воспитании мальчика 6-13 лет

Сейчас все чаще дети воспитываются в неполных семьях. И мальчиков часто воспитывают мама, бабушка, в лучшем случае дед. А ведь лет с шести для мальчика крайне важно видеть рядом с собой мужчину, который сможет его научить, собственно, мужчиной стать.

Нам, матерям, нужно быть крайне внимательными в этот момент. Ведь даже наши отзывы о мужской половине могут отпечататься в мозгу ребенку и впоследствии отравить ему жизнь. И мы должны, что называется, следить за своими высказываниями в адрес мужчин. Ведь на кону не только психологическое здоровье собственного ребенка, но и отчасти картина его будущей жизни. Да, одинокая мать может вырастить прекрасного сына, главное своей чрезмерной опекой и заботой не превратить его в неженку, или «мимозу».

Если же есть папа или дедушка, дядя или старший брат, то роль образца мужественности в жизни ребенка предстоит сыграть им. Но что делать? И как правильно воспитывать мальчика?

Папа в центре внимания

Лет с шести мальчики просто обожают находиться именно в мужской компании. И хотя они по прежнему любят маму, стараются ассоциировать себя с мужской половиной семьи. Походы в гараж, езда на велосипеде, игра в футбол и так далее – становятся любимыми занятиями для мальчика, особенно те из них, которые предпочитает папа или дедушка.

Конечно, в это время папам настоятельно рекомендуют присмиреть и олицетворять собой эталон мужчины. Но это женский взгляд на проблему воспитания. Мальчикам рано или поздно придется вливаться в социум, и они должны знать, как себя вести в той или иной ситуации, учиться общаться с разными людьми. И конечно же, своего папу или деда они любят и знают такими, какие они есть. Стоит ли ради «идеального результата» экстренно перевоспитывать всю семью? Ведь главное, чтобы это общение между сыном и папой доставляло удовольствие им обоим.

Равнодушие хуже ненависти

Психологи и ученые не раз доказывали, что равнодушие – самая опасная эмоция в отношениях. Подтверждение тому – поведение мальчиков, которых игнорируют собственные отцы. Иногда это происходит в силу занятости, частых командировок или сдержанного темперамента отца.

Но результатом такого равнодушия может стать крайне агрессивное поведение ребенка. Если сын раз за разом устраивает в школе провокации, дерется со сверстниками, грубит учителям, эту причину стоит рассмотреть в первую очередь. Мальчику после шести лет общение с отцом крайне необходимо. И поскольку речь идет о собственном сыне, родителям нужно позаботиться о том, чтобы оставалось время и силы для общения мальчика с мужской половиной семьи. В идеале – с отцом или дедом.

Мама как мама нужна всегда

Многие мамы, сами того не замечая, перестают проявлять нежность к своим повзрослевшим сыновьям. Особенно, если в семье есть более младшие дети. Но парадокс в том, что чем старше становятся сыновья, чем ближе к переходному возрасту, тем большая уверенность в маминой любви им нужна. Представьте, если даже взрослому человеку для эмоционального комфорта нужно не меньше восьми объятий в день, можно ли лишать проявлений нежности своего сына! Если мама в силу воспитания или темперамента эмоционально холодна, у сына во взрослой жизни могут возникнуть проблемы в общении с противоположным полом. В дальнейшем такие люди замыкаются в себе, скупы на проявления чувств и часто эгоистичны. Да и со своими сверстниками тоже.

Так хочется, чтобы наши дети всегда чувствовали себя любимыми и полноценными. Да, безусловно, зависит их мироощущение не только от них самих, но и от того вклада, который в его становление внесли родители. Будет ли сын открыт миру, или оградится от него. Будет ли он открыт для общения или замкнется в себе на долгие годы. Многое зависит и от нас, родителей.


Особенности воспитания сына от четырнадцати и старше

Как бы ни модно было рассуждать о гендерном равенстве, совершенно очевидно, что воспитание мальчика и воспитание девочки должны строиться на разных принципах. Да, переходный возраст – сложный период и в жизни подростка и в жизни его родителей. Это как болезнь. Ее просто надо пережить. Как бы нелегко это ни было.

Наверное, многие помнят свои 14-16 лет, когда появляется непонимание между тобой и родителями, когда ты задумываешься о многих жизненно важных вещах – от самосознания до своей роли в обществе. Когда ты мечешься между одиночеством и доказать свое право быть собой. Но когда ты подросток, проблемы видятся иначе. И попытки родителей достучаться и помочь советом просто бессмысленны – в это время вы чаще всего говорите на разных языках.

Но оставить попытки достучаться до своего повзрослевшего ребенка тоже не выход. Да, он пытается вести себя как взрослый, он ищет себя в этом мире, но пока его нельзя упускать из вида. Слишком мало жизненного опыта, его еще нет, и слишком много соблазнов и желающих воспользоваться юношеской наивностью. Вы должны деликатно направлять своего мальчика. А он – знать, что в любой ситуации у него есть надежный тыл, что его поймут и поддержать. И выручат.

Не пугайтесь, это гормональный взрыв

Сложно представить, но в подростковом возрасте уровень гормонов, а поскольку речь идет о мальчиках, то тестостерона резко увеличивается – примерно в 5-8 раз. Значительные перемены происходят в характере. Если когда-то нам, родителям, пришлось пережить первый переходный возраст ребенка – трехлетний рубеж, теперь все эмоции и связанные с этим сложности помножьте на n. И если тогда было достаточно уговоров и родительской принципиальности, теперь потребуется терпение и дипломатия. В противном случае ребенок может просто отстраниться и сложные проблемы, с которыми столкнется, будет пытаться решать на стороне. И кто окажется рядом – вопрос…

Достойные примеры со стороны?

Кажется парадоксальным, но найти общий язык членам одной семьи редко удается. Отчасти потому, что родители по инерции требуют от сына беспрекословного подчинения, им сложно преодолеть стереотипы и начать воспринимать своего сына-подростка как личность, принять его право на собственное мнение.

В то же время подросток стремится уйти из под опеки, и если раньше воспринимал советы родителей спокойно, сейчас реагирует на них неадекватно и жаждет противоречий. Что делать? Утверждают, что в древности или у разных племен и народов мальчиков-подростков отдавали в ученики к чужим людям. Как правило, такими учителями и наставниками на пути взросления для них становились другие мужчины. В этом случае наладить личностный контакт было легче и подростку, и взрослому. И к родителям он возвращался лишь через два-три года, когда переходный возраст оставался позади, а характер был уже сформирован.

В том, что есть в этом опыте рациональное зерно – сомневаться не приходится. Конечно, в современном мире чаще всего такими учителями становятся тренеры, учителя. Особенно в тех случаях, когда отношения между воспитанником и тренером были более-менее доверительные.

Берегите нервы!

Нам, родителям, часто трудно признать, что даже имея самые демократические отношения с ребенком, справиться с проблемами его взросления нам не по плечу. И в этом возрасте просто необходим арбитр, который во время жарких споров и препирательств с собственным ребенком смогут занять нейтральную позицию. Наверное, не случайно к аналогичному выводу приходили разные поколения и разные народы.

Многие семейные пары мечтают о наследнике, сыне, который станет другом отцу и настоящей опорой матери. Как правильно воспитывать мальчика, чтобы он смог воплотить мечты родителей в жизнь, вырос целеустремленным, способным совершать настоящие мужские поступки?

Психологами и педагогами разработаны основные положения, которые помогут взрослым в этом непростом деле.

Периоды взросления

Правильное воспитание опирается на учет возрастных особенностей детей. Ведь те приемы, которые с успехом используются по отношению к трехлетнему малышу, не окажут никакого воздействия на взрослеющую личность в подростковом возрасте.

Поэтому, прежде чем говорить про особенности воспитания мальчиков, нужно разобраться с тем, как происходит их взросление.

В психологии выделяют 3 этапа становления личности будущих мужчин:

  • С рождения до шестилетнего возраста;
  • С 6 лет до 14;
  • С 14 лет до восемнадцатилетнего рубежа.

Когда малыш находится в младенческом возрасте, родители не задумываются о том, как воспитывать мальчика. Ведь проявления половой принадлежности начинаются только после трех лет.

Мальчики проявляют более высокую активность в физическом развитии. В игровой деятельности демонстрируют интерес к устройству игрушек, разбирая и ломая их. В социальном плане они пассивнее, им сложно начинать новые знакомства. Мальчики могут проявлять агрессию к сверстникам, демонстрируя лидерские позиции.

Интерес к противоположному полу начинает появляться через отношения с самыми близкими взрослыми. Мальчики ищут поддержку у мамы, а девочки у отца.

Все эти особенности необходимо принимать во внимание родителям, когда они начинают задумываться о том, как воспитывать мальчика.

С шестилетнего возраста у малыша меняются приоритеты построений доверительных отношений. Он проявляет интерес к мужским занятиям и поэтому старается больше времени проводить с отцом.

Желание демонстрировать свою смелость проявляется в стремлении с помощью кулаков отстаивать свою правоту. Не стоит пугаться этого и наказывать малыша. Достаточно регулярно проводить разъяснительные беседы, рассказывая о других способах решения конфликтных ситуаций. Здесь важна роль отца, который на своем примере должен показать, как это можно сделать.

Весь физический потенциал и бурную активность будущего мужчины в этом возрасте необходимо направить в «мирное русло»: спортивные секции, занятия физкультурой, чтение книг. Эти занятия помогут развить в ребенке умение правильно распределять свободное время.

Как воспитать мальчика, который находится на самом сложном этапе взросления, волнует родителей подростка больше всего. Коренные изменения в физическом и психологическом развитии, гормональные всплески, которые оказывают влияние на необдуманные поступки, негативизм и неприятие авторитета взрослых — все это пугает взрослых и заставляет совершать ошибки в воспитании.

Становление характера через игру

Формирование личности происходит в раннем детстве. От того, насколько правильно справятся с этой задачей родители, будут зависеть взаимоотношения их с детьми в подростковом возрасте.

Игра как средство воспитания детей поможет решить многие педагогические задачи, ведь малыши не в состоянии усвоить длинных лекций о правильном поведении.

С помощью игры мальчики приобретают такие навыки:

  • Правила поведения в обществе (за столом, в общении, в одежде);
  • Проявление мужского характера (защитить слабого, помочь в беде, доказать свою точку зрения);
  • Способы взаимодействия с другими людьми (расширение коммуникабельности, проявление сочувствия, учет интересов других);
  • Навыки интеллектуальной деятельности (обучение счету, письму, иностранным языкам);
  • Привитие нравственных качеств (доброты, заботы, отзывчивости).

С помощью игровой деятельности застенчивый мальчик сможет проявить свои качества, а бойкий и активный – проявить лидерские способности.

Кто важнее?

Однако многие отцы не являются примером для подражания. Конфликтные отношения в семье, полное отсутствие желания принимать участие в воспитании или желание демонстрировать «мужской» характер через физические наказания вряд ли помогут вырастить воспитанного мужчину с правильной жизненной позицией.

Как воспитать в мальчике мужчину, который уважительно относится к женщинам, если малыш все детство видел оскорбительное отношение отца к матери? Поэтому в данных ситуациях отрицательный пример будет служить плохим воспитательным средством.

Мама сможет вырастить из мальчика достойного человека, воспитывая его без отца, если ей удастся избежать типичных ошибок, которые допускают многие одинокие женщины.

Ошибки в воспитании мальчиков в полных и неполных семьях заключаются в следующем:

  • Излишняя опека и любовь. Часто в семьях с единственным ребенком малыша считают смыслом жизни, опекая и балуя его. У мальчика формируется искаженное представление о мире, его ценностях, собственных возможностях. Подрастая, уже малыш воспитывает маму или папу категорическими заявлениями о своих желаниях.
  • Чрезмерная строгость и ограничения не будут способствовать тому, чтобы мальчик вырос смелым и решительным. Физические наказания, грубые окрики приведут к тому, что, подрастая, ребенок либо замкнется в себе, став робким и нерешительным, либо будет демонстрировать такую же агрессию к окружающим.
  • Отсутствие внимания или недостаток его. Не стоит думать, что внимание нужно только женщинам. Для мужчин проявления любви и заботы не менее важны. Особенно важно чувствовать поддержку молодому человеку, который осваивает свою роль в мире. Подрастая, мальчики начнут искать поддержку в пагубных привычках, признание в компаниях сверстников, чтобы самоутвердиться могут решиться на преступления.

Любая крайность может губительно повлиять на формирование личностных качеств малыша. Это нужно учитывать, планируя, как воспитывать мальчика.

Воспитание духовностью

Как из мальчика воспитать мужчину с помощью церкви?

На первый взгляд, между мужественностью и церковными устоями нет ничего общего. Мы представляем мужчину сильным, волевым и ответственным.

Однако специфика православного воспитания мальчиков как раз и состоит в привитии этих важных мужских качеств.

Современное общество, в котором так много пропаганды агрессии и насилия, не может дать духовной поддержки подрастающему поколению. Ценности материальных благ ставятся на первое место, отодвигая на задний план вопросы нравственного, духовного совершенствования.

Глава семьи должен не только обеспечивать финансово семью, но и показывать достойный пример духовного авторитета.

Если родители посещают церковь и являются верующими людьми, они смогут стать отличным примером для детей. Однако не стоит насильно насаждать мальчикам веру. Решать эти вопросы ребенок должен осознанно.

В каждой семье свои понятия о воспитании мальчиков. Однако основополагающим принципом любого семейного влияния является личный пример взрослого.

Любые советы по воспитанию мальчиков начинаются с подчеркивания важности иметь пример для подражания. Найти его сыновья должны в лице любого представителя мужского пола, обладающего для них авторитетом.

Только найти его не так-то просто, ведь с младенчества основную воспитательную функцию берут на себя женщины.

Сможет ли женщина научить мужественности сына, привить ему важные мужские качества? Ответ, без сомнения, будет положительным. Однако нужно оговориться, что сделать это мама сможет, если будет придерживаться важных правил воспитания мальчиков.

Правило №1.

Максимум свободы.

Родители (чаще всего мамы) считают, что их обязанность любыми способами оградить ребенка от бед. На первый взгляд, такое поведение продиктовано любовью к малышу. Однако на самом деле взрослые действуют так по эгоистическим соображениям. Ведь намного проще накормить или одеть мальчика, чем наблюдать картину размазывания еды по столу или оторванные пуговицы на курточке во время тщетных попыток ее застегнуть.

Это родителям удобнее, когда мальчик степенно гуляет с ними, держась за ручку, а не бегает с друзьями по улице, разбивая коленки.

Проявляя излишнюю опеку, взрослые рискуют вырастить инфантильное существо, неспособное не только дать отпор обидчикам, но и принять элементарные самостоятельные решения. У малыша развиваются страхи различного характера, нарушаются социальные ориентиры, им сложно наладить общение со сверстниками.

Родители должны предоставить малышу такой уровень свободы, который не будет нести угрозы для его жизни и здоровья, но научит справляться с трудностями. Не стоит спешить на помощь, если сын хочет перелезть через невысокую ограду в песочнице или решает конфликтную ситуацию за право владения игрушками с ровесниками.

А вот обсудить дома ситуации, которые произошли с ним, нужно обязательно, подсказав, как можно действовать в том или ином случае.

Правило №2.

Помогите найти сыну пример для подражания.

В идеале этим примером является отец. Если папа принимает активное участие в воспитании сына, то своими поступками и словами он сможет показать, как правильно должен вести себя мужчина.

Если же отец по каким-то причинам не участвует в жизни малыша, то образцом мужского поведения должен стать представитель мужского пола, обладающий авторитетом для сына: дедушка, дядя, тренер, друг семьи.

Важно, чтобы сын знал, к чему нужно стремиться, как добивались цели люди, обладающие настоящим мужским характером.

Правило №3.

Гармоничные семейные отношения.

Независимо от пола наших детей, им важно знать, что их любят, уважают и готовы всегда помочь.

Спокойная, гармоничная обстановка в семье, стабильные и уравновешенные отношения родителей способствуют тому, что дети вырастают чуткими, способными к любви и пониманию другого человека.

Более того, глядя на взаимоотношения матери и отца, сын перенимает манеру поведения папы, которая будет являться для него нормой. Естественно, если отец регулярно оскорбляет мать или занимается рукоприкладством, мальчик, несмотря на всю свою любовь к маме, будет считать, что именно так и должен себя вести мужчина.

Правило №4.

Мужчина может и должен проявлять свои эмоции.

Стереотип, что мужчины не плачут, способен вызвать серьезные психологические нарушения у мальчиков. Выражать эмоции с помощью слез – естественная человеческая потребность. В этой ситуации отцу не стоит ругать за излишнюю плаксивость, а матери – поощрять ее. Слезы малыша нужно воспринять в качестве сигнала, что он не справляется с эмоциями, и научить его делать это.

Не менее важно поощрять стремление мальчика обнять или поцеловать близких ему людей. Желание проявить любовь и ласку – признак того, что психологическое состояние малыша стабильное, а развитие его нравственных чувств идет правильно.

Правило №5.

Прививайте желание заниматься спортом.

Мальчикам в большей степени, чем девочкам нужна физическая активность. Если малыши получают ее в недостаточном количестве, всю свою энергию они направят на не очень хорошие вещи с точки зрения благовоспитанности: драки, агрессивное поведение, поломку игрушек.

Направив буйство мужской энергии в нужное русло, родители смогут быть уверенны, что выносливость, воля, настойчивость и желание преодолевать трудности станут постоянными спутниками маленького мужчины.

Правило №6.

Учите малыша признавать свои поражения и ошибки.

Если взрослые оказались в чем-то не правы, они не спешат признавать это, особенно если речь идет об их ребенке. А это одна из самых распространенных ошибок.

Потом не стоит удивляться, что повзрослевший сын ни за что не признает, что был не прав, даже если прекрасно осознает это.

Когда родители показывают малышу, что даже они, такие взрослые, умные и всезнающие, могут ошибаться, значит, ничего страшного не произойдет, если ошибку допустит и малыш!

Таким образом, у мальчика не будет страха перед тем, как начать новое дело, ведь он точно знает, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

В момент, когда родители смотрят в глаза своего новорожденного сына, понимают, что все надежды, которые лелеют относительно его будущего, зависят от их действий. Каждая мать спрашивает себя, сможет ли она вырастить мальчика уверенным в себе и ответственным человеком? Если следовать советам ниже, то есть все шансы, что ваш сын превратится в человека, которым вы хотите его видеть.

Дайте ему возможность самому управлять эмоциями

«Настоящий мужчина» — это не значит «молчаливый тип и крутой мачо». Мальчики, которые делятся своими эмоциями – на правильном пути. Сокрытие своих переживаний в детстве может вылиться в серьезные проблемы во взрослой жизни.

Кристин Николсон — психолог, доктор философии, анализируя исследования, говорит, что родители чаще просят дочерей рассказать о том, что они чувствуют, уделяя меньше внимания эмоциям сыновей. Таким образом, мальчики растут, стесняясь своих эмоций:

  • Позвольте сыну . Если он приходит печальным домой, не стоит грузить его вопросами. Лучше показать свою готовность помочь, если есть какие-то проблемы.
  • Помогите найти решение. Дэн Киндлон – доктор философии, преподаватель Гарвардской школы, говорит, что мальчики сосредотачиваются не на эмоции, а на проблеме. Именно поэтому с ребенком нужно быть честным и справедливым.

Научите сочувствовать

Сочувствие — это ценный социальный навык, который помогает почувствовать других и мешает совершать поступки, несущие кому-то вред. В этом смысле жестокие видеоигры и чрезмерное времяпровождение в социальных сетях сыграет негативную роль. Лучше:

  • Поощряйте сына ставить себя на место других людей. Таким образом, он хорошо будет понимать различные эмоциональные ситуации.
  • Поощряйте его читать романы. Исследования показывают, что для того, чтобы понять эмоции вымышленных персонажей, мы используем те же участки мозга, что и для понимания эмоций реальных людей.

Укрепляйте его самооценку

Мужчины со здоровой дозой самоуважения притягивают к себе людей. Это не эгоизм, а уверенность и достоинство. Хвалите усилия своего сына. Молодые ребята чувствуют себя более опытными и лучше справляются с проблемами, когда ими гордятся. Не обвиняйте его через принадлежность к мужскому полу. Часто родители говорят, что мальчики -это мальчики в негативном смысле, и ребенок начинает верить, что мальчики — всегда нарушители.

Прививайте уважение к другим

Мальчик, который растет, слушая авторитетных людей, подчиняясь правилам вежливости, становится человеком, уважительно относящимся к другим. Установите правила и обеспечьте их соблюдение. Если слишком нянчить малыша, то он со временем может стать немотивированным и испорченным парнем. Подавайте хороший пример. Решайте проблемы, подчеркивая уважение к другим.

Показывайте привязанность

Нужно демонстрировать свою любовь не только в маленьком возрасте. Конечно, мальчику будет стыдно, если Вы будете целовать его перед сверстниками, однако искренние объятия на ночь покажут, что его любят.

Роль отца в воспитании мальчика

Когда дело доходит до воспитания мальчиков, папа имеет одно неоспоримое преимущество перед мамой: он знает сына со стороны его пола. Отец действительно должен проводить много времени со своим сыном и должен быть всегда доступным. Это дает мальчикам ощущение безопасности. Наблюдая за отцом, он понимает, как обращаться с женщинами, как контролировать свои физические импульсы и эмоции.

Видео как воспитать мальчика

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.