Создаем в фотошоп портрет в стиле нуар. Школа стильных образов и идей

Давайте представим, что вас пригласили на вечеринку в стиле нуар. Вы пытаетесь тщетно вспоминать, что же это такое. Желание пойти на вечеринку столь велико, что вам все равно придется изучить этот стиль.

Образ в стиле нуар

Нуар зародился в США в середине 20-го века. В то время в стране царила преступность, и режиссеры стали отражать , которым, как им тогда казалось, охвачена вся Америка, в черно-белых фильмах. Сюжет всегда был детективным. Кстати, фильмы того времени не подразумевали классический американский «хэппи энд». Циничное и хладнокровное отношение к чужим судьбам легло в основу фильмов.

Образ женщины в стиле нуар несколько пересекается с образом женщины-вамп. Возможно, так вам будет легче представить свой будущий образ. Стиль нуар в одежде отражает саму сущность понятия – темное, пессимистичное, отрицательное, циничное. Мужчинам достаточно надеть черные классические брюки, белую рубашку и жилет. Уместным будет дополнить образ плазом и черной шляпой.

Стоит отметить, что образ девушки в стиле нуар, в первую очередь создает соответствующий макияж, открытое лицо и глаза. Поэтому нужно отказаться от темных больших очков. Макияж должен быть выполнен в стиле 40-50-х годов прошлого века.

Платья в стиле нуар нужно подбирать с осторожностью, дабы не исказить весь образ. Одежду нужно подбирать простого кроя, без излишеств, в меру строгую. Платье должно быть черное, и дополнено минимальным количеством аксессуаров. Достаточно ниточки жемчуга или какого-либо другого камня на шее.

Фотосессия в стиле нуар

Если вы хотите организовать фотосессию в этом стиле, то вам понадобятся соответствующие наряды, доллары или их имитация, оружие. Курение, конечно, вредит здоровью, но для достижения полного образа можно подержать в руке сигарету в мундштуке. Если в кадре будет запечатлен ретро-автомобиль, то будет беспроигрышный и очень правдоподобный вариант.

Фотографии в стиле нуар должны быть черно-белые. Хотя небольшие вкрапления красного цвета ничуть не помешают. Тут уж все зависит от профессионализма фотографа. Вы можете имитировать перестрелку, бандитские разборки или «деловую» беседу за круглым столом. Попробуйте обыграть животрепещущий момент, когда человеку остается жить буквально несколько секунд. Тут точно потребуется хорошее актерское мастерство.

Если вас привлекает этот стиль, но вы все еще имеете смутное представление о нем, то просмотрите пару-тройку американских фильмов 40-50-х годов, и вам все станет понятно.

Ко вчерашнему разговору о фильмах - нуар. Вспомнилось, что у меня был пост на эту тему. Кому интересно, читаем))

Кинематографический стиль «фильм – нуар» сегодня один из самых востребованных среди фотохудожников и дизайнеров.


Лили Коул в фотосессии для журнала «ELLE»

Этот стиль настолько эстетичен и, вместе с тем, имеет такое интересное внутреннее драматическое наполнение, что привлекает к себе внимание многих художников.

Для тех, кто не знает, что за зверь такой, этот «фильм – нуар», Википедия дает следующее определение: «Нуар (фр. film noir - «чёрный фильм») - направление в американском кинематографе 1940-х - начала 1950-х годов, которое запечатлело атмосферу пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, свойственную для американского общества после Великой депрессии и в годы Второй мировой войны». От себя добавлю, что, как правило, это фильмы с криминальным сюжетом.

Хамфри Богарт и Лорен Бэккол в фильме "Иметь или не иметь"


Мужчины в этих фильмах – брутальные, чаще всего, мрачноватые типы (частные детективы, гангстеры, просто сомнительные личности), которые не лишены обаяния. Еще бы, ведь их играли самые харизматичные актеры той поры: Хамфри Богарт, Кэри Грант, Берт Ланкастер, Генри Фонда, Жан Габен...

Герои фильма - нуар, как правило, носят тренч - плащ и неприменную мягкую шляпу.

С точки зрения морали с ними все не просто. Достаточно тяжело разобраться – положительный герой, или же - отрицательный.

Кадр из фильма А. Хичкока «Заворожённый». Ингрид Бергман и Грегори Пек.
Этот фильм еще известен тем, что там сцену сна делал Дали.


"Женщины в этих фильмах, как правило, выступают в качестве лживых персонажей, которым нельзя доверять; с другой стороны, именно они мотивируют действия главных героев мужского пола" (Википедия).


Это невероятные красавицы с точеными фигурами, длинными ногами и роскошными волосами. Они закутаны в сексуальные, полупрозрачные, тончайшие шелка и кружева - «шантильи».

Богини, незнающие бытовых проблем и живущие только страстью. Но при всем их совершенстве – на их лицах практически не бывает улыбок, в глазах блестит опасный огонек, выщипанные брови высокомерно приподняты, а яркий, чувственный рот плотно сжат.

Это расчетливые, привлекательные самки, использующие мужчин в своих корыстных (часто – преступных) целях. Их красота, нежность и женственность нарядов – паутина, в которую они завлекают доверчивых мужчин.

Джон Гальяно, вдохновившись этими образами, сделал коллекцию одежды «фильм – нуар»
(Christian Dior Channels Film Noir for Spring 2010)



Также, для "Диор", и в этом же стиле - "нуар" режиссер Оливье Даан снял рекламный ролик “Черная Леди” с Марийон Котийяр в главной роли.

За ролик хочу сказать отдельное спасибо френду maelgon , который пишет чудесные кинообзоры, выкладывает портфолио художников кино и делает очень смешные анимированные кинокартинки
Не только сложными образами привлекателен этот жанр. Еще фильм - нуар интересен с точки зрения его стилистических особенностей.
Кадры в этих черно-белых кинокартинах очень графичны за счет контрастной светотени и присутствия горизонтальных или косых полос отбрасываемых жалюзи.

Лица, обычно, высвечены не полностью, а иногда персонаж и вовсе находится в тени, и мы видим только его абрис.


Еще один прием, свойственный этому стилю – присутствие в кадре дыма, рассеянного тумана. Или отражение лиц героев в зеркалах.


Само основное действие, как правило, происходит ночью или в темноте.

И редкий фильм - нуар обходится без огромных, пугающих теней. Это, разумеется, не все приемы, но одни из самых популярных.

В кинематографе существует два основных архетипа женских персонажей: блудница и невинная дева. Первый наиболее ярко проявился в произведениях жанра нуар - коварная, сексуальная и жестокая хищница, манипулирующая чувствами мужчин, бросающая вызов патриархальному обществу, проповедуя свободу и независимость, отличающаяся мужским умом и находчивостью, носящая название - роковая женщина.

Особенности роковой женщины в фильмах-нуар

Эпохой классического нуара в кино считаются 40 - 50 годы прошлого столетия (Вторая мировая и начало холодной войны), подарившие миру грандиозные криминальные драмы, с царившей в них мрачной атмосферой гнетущего пессимизма, цинизма и разочарования.
В институте семьи главенствующая роль в эти годы традиционно принадлежала мужчине, на его плечах лежала ответственность за материальное благосостояние. Женщине же отводилась роль хранительницы очага, ее основной задачей являлось воспитание детей.
В каком-то смысле стилистика нуара основана на отсутствии семейных ценностей, представляя извращенные, наполненные ненавистью, ложью и холодным расчетом взаимоотношения супругов, ищущих удовлетворение вне брака и зачастую не только сексуальное. Герои мечтают вырваться из безрадостной рутины, избавиться от разочарования и отчужденности.

Разрушение традиционного брака и нормальных семейных отношений и послужило отправной точкой возникновения нуарной femme fatale, которая противопоставлялась наивной и уютной домохозяйке. Роковая женщина в фильмах-нуар, прежде всего, жаждет независимости в любых отношениях с мужчиной, протестуя против навязываемой ей гендерной роли. Благодаря обольстительной магии женских чар, они представляют серьезную угрозу для героев, ведь ради личных целей такие дамы пойдут даже на убийство. Они прекрасно понимают, чем привлекают мужчин и используют свои активы амбициозно и беспощадно, лишая последних воли и увлекая в бездну. Знаковыми аксессуарами la femme fatale являются длинные сигареты и компактные пистолеты, а также красная помада и пышная копна волос. Когда роковая женщина появляется в кадре, все остальные герои мгновенно превращаются из главных действующих лиц в невзрачных статистов, обычных созерцателей, испытывая восхищение и подчиняясь желаниям искусительницы.


Новая волна кинонуара ворвалась на экраны в 70 годы, продолжив развиваться до конца ХХ века. Классический нуар претерпел некоторые метаморфозы, но сохранил основные черты. Фильмы эпохи неонуара представляют жанр уже не в чистом виде, а используют как мрачный фон для основной атмосферы, смешивая с иной стилистикой - киберпанк (Бегущий по лезвию), комикс (Город грехов, Бэтмен), фантастику (Темный город), эротический триллер (Основной инстинкт) и т.п. Неизменным остался лишь смысл ключевого образа роковой женщины, слегка трансформируясь визуально и социально, в соответствии с эпохой.

Барбара Стэнвик (Phyllis Dietrichson), «Двойная страховка» (Double Indemnity)

Страховой агент влюбляется в обольстительную супругу одного из клиентов и, приняв ее невинное предложение, устремляется прямиком в ад.
Классический фильм-нуар, с не менее классической femme fatale, является подлинным шедевром, благодаря филигранной режиссуре, великолепным диалогам и напряженному, захватывающему сюжету. А Барбара Стэнвик, являясь роковой красоткой «в законе», создав обойму подобных образов в фильмах 40-х, в «Двойной страховке» достигает вершин мастерства, получив Оскар за лучшую женскую роль.

Рита Хейворд (Elsa Bannister), « Леди из Шанхая» (The Lady from Shanghai)

Образцово-показательная классика нуара. Действие стартует на яхте, имеющей на борту любовный треугольник, подставное убийство, суд, побег, поиски виновного и, конечно же, здесь в наличии роковая женщина. Фильм-событие 40-х годов и сегодня не утратил актуальности и настоятельно рекомендуется к просмотру. Рыжеволосая Рита Хейворд, которая рассталась для этого фильма со знаменитыми андуляциями, превратившись в ослепительную платиновую блондинку с короткой стрижкой, сыграла здесь едва ли не самую яркую роль в своей карьере.

Джоан Беннетт (Katharine «Kitty» March) , «Улица греха» (Scarlet Street)

Еще одна классика жанра, повествующая о роковом влечении художника к красотке-модели, разрушившей его карьеру и жизнь из-за неосторожной лжи по поводу его состояния и успешности. Очень сильное кино, с прекрасной и коварной Джоан Беннетт в главной роли.

Мэри Астор (Brigid O"Shaughnessy) , «Мальтийский сокол» (The Maltese Falcon)

Невозможно обойти вниманием фильм, который является по сути родоначальником кинонуара и стал не просто эталоном жанра, но классикой кинематографа. Может быть, femme fatale в исполнении Мэри Астор не столь яркая и роковая, как вышеописанные дамы, но будучи, в некотором смысле, прародительницей всех нуарных красоток, актриса занимает почетное место в нашем ТОПе.

Фей Данауэй (Evelyn Mulwray) , «Китайский квартал» (Chinatown)

В 1974 году Роман Поланский возродил жанр нуара в первозданной форме и великолепии, смоделировав его по новому образцу. Гениальный фильм имеет все атрибуты присущие жанру, а роковая женщина, играющая сердцами мужчин словно игрушкой, в исполнении блистательной Фэй Данауэй - мастер класс по воплощению на экране фатальных образов и просто ярчайшая роль в кино.

Ким Бейсингер (Lynn Bracken) , «Секреты Лос-Анжелеса» (L.A. Confidential)

Головокружительный успех картины Хенсона можно объяснить несколькими вещами: букет первоклассных актеров, удачнейшая стилизация под классический нуар, крепкая режиссура и Ким Бейсингер, сыгравшая лучшую роль в карьере. Собственно, глядя на нее возникает ощущение, что она пропустила свою эпоху - в 40-х она прочно занимала бы одно из первых мест в когорте роковых.

Шон Янг (Rachael) , «Бегущий по лезвию» (Blade Runner)

Шедевр киберпанка в атмосфере нуара от Ридли Скотта до сих пор остается непревзойденным. Стопроцентный технологичный неонуар с идеальной femme fatale. Шон Янг великолепна - она бросает томные взгляды сквозь марево сигаретного дыма, она полна сюрпризов, и она, вопреки канонам жанра, спасает героя самым неожиданным образом.

Дженнифер Коннелли (Emma Murdoch) , «Темный город» (Dark City)

Малоизвестный фантастический нуар конца прошлого века, как минимум, заслуживает внимания и просмотра. Атмосфера, необычный сюжет и выше всяких похвал. А Коннели в амплуа роковой дамы, оказавшейся не столь уж и роковой, - украшение фильма.

Кинематографический стиль «фильм - нуар» сегодня один из самых востребованных среди фотохудожников и дизайнеров.



Лили Коул в фотосессии для журнала «ELLE»

Этот стиль настолько эстетичен и, вместе с тем, имеет такое интересное внутреннее драматическое наполнение, что привлекает к себе внимание многих художников.

Для тех, кто не знает, что за зверь такой, этот «фильм - нуар», Википедия дает следующее определение: «Нуар (фр. film noir — «чёрный фильм») — направление в американском кинематографе 1940-х — начала 1950-х годов, которое запечатлело атмосферу пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, свойственную для американского общества после Великой депрессии и в годы Второй мировой войны». От себя добавлю, что, как правило, это фильмы с криминальным сюжетом.

Хамфри Богарт и Лорен Бэккол в фильме "Иметь или не иметь"


Мужчины в этих фильмах - брутальные, чаще всего, мрачноватые типы (частные детективы, гангстеры, просто сомнительные личности), которые не лишены обаяния. Еще бы, ведь их играли самые харизматичные актеры той поры: Хамфри Богарт, Кэри Грант, Берт Ланкастер, Генри Фонда, Жан Габен...

Герои фильма - нуар, как правило, носят тренч - плащ и неприменную мягкую шляпу.

С точки зрения морали с ними все не просто. Достаточно тяжело разобраться - положительный герой, или же - отрицательный.

Кадр из фильма А. Хичкока «Заворожённый».

Ингрид Бергман и
Грегори Пек.
Этот фильм еще известен тем, что там сцену сна делал Дали.


"Женщины в этих фильмах, как правило, выступают в качестве
лживых персонажей, которым нельзя доверять; с другой стороны, именно они
мотивируют действия главных героев мужского пола" (Википедия).

Это невероятные красавицы с точеными фигурами, длинными ногами и роскошными волосами. Они закутаны в сексуальные, полупрозрачные, тончайшие шелка и кружева - «шантильи».

Богини, незнающие бытовых проблем и живущие только страстью. Но при всем их совершенстве - на их лицах практически не бывает улыбок, в глазах блестит опасный огонек, выщипанные брови высокомерно приподняты, а яркий, чувственный рот плотно сжат.

Это расчетливые, привлекательные самки, использующие мужчин в своих корыстных (часто - преступных) целях. Их красота, нежность и женственность нарядов - паутина, в которую они завлекают доверчивых мужчин.

Джон Гальяно, вдохновившись этими образами, сделал коллекцию одежды «фильм - нуар»
(Christian Dior Channels Film Noir for Spring 2010)

Также, для "Диор", и в этом же стиле - "нуар" режиссер Оливье Даан снял рекламный ролик “Черная Леди” с Марийон Котийяр в главной роли.

Не только сложными образами привлекателен этот жанр. Еще фильм - нуар интересен с точки зрения его стилистических особенностей.
Кадры в этих черно-белых кинокартинах очень графичны за счет контрастной светотени и присутствия горизонтальных или косых полос отбрасываемых жалюзи.

Лица, обычно, высвечены не полностью, а иногда персонаж и вовсе находится в тени, и мы видим только его абрис.

Еще один прием, свойственный этому стилю - присутствие в кадре дыма, рассеянного тумана. Или отражение лиц героев в зеркалах.

Само основное действие, как правило, происходит ночью или в темноте.

И редкий фильм - нуар обходится без огромных, пугающих теней. Это, разумеется, не все приемы, но одни из самых популярных.

«Неудачный день. И неделя. И месяц. И год. И жизнь. Будь она проклята» © Чарльз Буковски, роман «Макулатура»

После длительного перерыва я решил, что стоит продолжить разговаривать о жанрах. Да, это не самые читаемые статьи на craftkino, но я уверен, рано или поздно они пригодятся тем, кто решит как следует разобраться во всем, что касается жанровых направлений. Особенно учитывая тот факт, что на настоящий момент времени практически не существует систематизированных русскоязычных материалов по данной теме.

Сегодня речь пойдёт о втором жанре, в котором я ориентируюсь также хорошо, как в . Меня интересует жанр нуар. Именно поэтому вас в начале статьи встретила столь безысходная цитата. Чуть ниже я объясню, почему она мною использована.

Что такое нуар?

Название жанра происходит от французского словосочетания film noir («черный фильм»). Однако все это энциклопедические сведения. Их вы узнаете из любой статьи в интернете. Особенно учитывая, насколько модной стала нуар-эстетика в последнее время. Но оболочка – это еще не всё. Мы постараемся проникнуть в суть явления. В свою очередь, я постараюсь излагать мысли таким образом, чтобы сведения можно было практически применить при разработке вашего сценария и/или фильма.

Что есть нуар в первую очередь? Здесь нам и помогает цитата из «Макулатуры», потому как она отражает взгляды на мир большинства героев нуара. Нуар — это настроение. Поэтому первое, что стоит понимать при разработке такого проекта — форма настолько же важна, как содержание, а то и важнее (в большинстве случаев). Каковы особенности этой формы? В чем прелесть стиля?

Вся свистопляска началась с «Мальтийского сокола» в 1941-м году, поставленного по роману Дэшила Хэммета. И первый же фильм-нуар тут же задал практически все сюжетные стереотипы жанра.

«Мальтийский сокол» погружал нас в атмосферу мрачного мегаполиса. Почти все действие происходило ночью, в отелях и конторах. Сюжет был закручен сверх нормы, что отличало историю от обыкновенного детектива. Картина буквально ломилась от зашкаливающего количества хлёстких диалогов. Главный герой, частный детектив Спэйд — прожжённый циник, обладающий весьма сомнительными моральными ориентирами. И, конечно же, присутствовала роковая женщина, которую на самом деле интересуют только деньги.

Позже Билли Уайлдер «Двойной страховкой», «Бульваром Сансет» и «Тузом в рукаве» дополнил возможный арсенал намеренно вычурным закадровым текстом и прыжками во времени (первые два фильма начинаются с конца, а затем рассказывают, как до этого дошло).

Также его фильмы показали, что сюжет совсем не обязательно должен вращаться вокруг гангстеров, полицейских и частных детективов.

Героем может быть кто угодно: например, страховой агент, журналист или сценарист (как в вышеуказанных нуарах Уайлдера).


Нуар, его особенности

Итак, если проанализировать подавляющее число кинокартин, можно выделить следующие элементы нуара.

  • Мрачность атмосферы. Ночь, обилие теней, контрасты, дым, туман, дождь или все вместе.
  • История разворачивается в местах, где теоретически могут твориться тёмные или незаконные дела (гостиницы, офисы, казино, бордели, бары, тюрьмы и т.д.)
  • Герой в большинстве своём циник (Хэмфри Богарт из «Мальтийского сокола» задал настоящую тенденцию) и не против замарать руки ради своих, как правило корыстных целей.
  • Положительные персонажи отсутствуют, как таковые. У всех есть своя гнильца.
  • Бойкие диалоги, напоминающие перестрелку.
  • Вторичность сюжета, а также его запутанность, что часто отражает психологическое состояние героя.
  • Присутствие образа роковой женщины.

Я полагаю, что сценаристу требуется понимать разницу между детективной историей и фильмом в жанре нуар. В детективе для вас главное — ответить на вопрос «Что же произошло?» (Кто убил? Кто украл? и пр.).

Нуару, по большому счету, на всё это плевать. В классическом фильме «Глубокий сон», например, по ходу сюжета пропал целый персонаж, и как известно, даже сам автор сценария не помнил, куда он его подевал. Стал фильм от этого хуже? Как ни парадоксально, нет!

В нуар-фильме главное — это характеры и стиль. Сюжетно он отвечает на вопрос «До какого дна упадёт герой, и сможет ли он с него подняться?». Если вы делаете нуар, и там при этом нет ярких личностей, а также все недостаточно манерно, можете быть уверены, картина будет неудачной.

Также стоит заметить, что для нуар-фильма характерен пессимизм. Соответственно, если вы вдруг решили в нуаре рассказать жизнерадостную историю — забудьте. Я не знаю ни одного хорошего светящегося оптимизмом нуара. Лучше выберете другое эстетическое направление.

Разумеется, мои наблюдения о жанре не являются законом. Тем более, в современном кино чистый нуар практически нигде не встречается. Начиная с 70-х годов многие режиссеры и сценаристы намеренно искажают или играют с постулатами нуара (так появился термин «нео-нуар», и это тема отдельного материала). Но чтобы преобразовывать, неплохо бы хорошо ориентироваться в основах.

Лично я очарован и нуаром, и его прямыми наследниками с самого первого момента, когда соприкоснулся с этой стилистикой.

Надеюсь, среди читателей также найдутся свои поклонники жанра, и может быть, мы ещё почитаем пару захватывающих сценариев или посмотрим несколько фильмов в жанре нуар.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.