Чтобы подросток учился. Что делать родителям, если ребенок-подросток не хочет учиться: заставить или помочь — ценные советы психолога

Период с 13 по 16 лет психологи называют трудным возрастом. В это время ребенок переходит на новый этап в физическом и моральном развитии. Он начинает анализировать свою жизнь, и чаще всего полученные выводы становятся для него разочарованием. Ребенок сталкивается с проблемами, с которыми не может справиться сам.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

Подросток не хочет учиться, замыкается в себе, становится грустным и агрессивным. Неспособность объективно оценить ситуацию и самостоятельно найти выход заводит ребенка в тупик. Родители должны помочь ему преодолеть этот путь и уверенно войти во взрослую жизнь.

    Показать всё

    Физиологические особенности

    Подростковый период характеризуется значительными изменениями в организме ребенка. Его физическое состояние неразрывно связано с эмоциональным настроем. Это касается всех аспектов его жизни. Бывают случаи, когда ребенок словно берет тайм-аут и закрывается ото всех.

    Подобного рода апатия пугает родителей, поскольку подросток не хочет учиться. Взрослые люди понимают, что от образованности зависит его дальнейшая жизнь. Чтобы разобраться в причинах такого поведения, необходимо рассмотреть особенности подростковой физиологии:

    • Половое созревание. В этот период подросток слишком быстро входит в состояние возбуждения, поскольку происходит активный выброс гормонов. Именно поэтому в переходном возрасте дети становятся особо вспыльчивыми и агрессивными.
    • Активный рост. Процесс физического развития сопровождается огромными энергетическими затратами. Это приводит к быстрой утомляемости и хронической усталости.
    • Сердце. В период переходного возраста дети часто жалуются на боли в сердце. Это обусловлено замедленным ростом органа. Оно не успевает снабжать кислородом мозг, отвечающий за умственные способности.
    • Неуправляемые эмоции. Физическое развитие влияет на эмоциональный фон, что приводит к резким перепадам настроения. Заинтересованность сменяется полным равнодушием ко всему окружающему при малейшей неудаче.

    В подростковом периоде у девочек происходит формирование менструального цикла. Существенным изменениям подвергается внешность, ухудшается самочувствие, повышается возбудимость. Девочка становится ранимой, обидчивой, остро воспринимает каждое слово, сказанное в ее адрес. На данном этапе родители должны уделять дочери максимум внимания. Со стороны мамы требуется отношение доброй подруги, папы – галантного кавалера.

    Причины нежелания учиться

    Опытные психологи рекомендуют углубиться в суть проблемы, почему ребенок не хочет учиться. Есть большая разница в том, хорошо ли он учился до подросткового возраста или это был не более чем поверхностный интерес. Если сын или дочь и раньше не отличались хорошей успеваемостью, а сейчас и вовсе перестали заниматься учебой, значит, родители уделяли им мало внимания. Стоит срочно подружиться с ребенком.

    Если подросток резко перестал учиться (хотя до этого у него были потрясающие успехи), возникла более глубокая проблема, в которой необходимо тщательно разобраться.

    Перегруженность

    До 13 лет ребенок был активным во всех направлениях. Учился в школе на «хорошо» и «отлично», посещал множество кружков, имел дополнительные увлечения. Его режим дня был долгие годы одинаков: день расписан по минутам, небольшое количество или отсутствие выходных. Не было никаких видимых проблем, поскольку дети все успевали, иногда даже без помощи родителей. Ситуация переменилась, когда подростку исполнилось 13 лет. В первую очередь пострадала учеба.

    Причиной этого могли стать нагрузки, постоянно повышаемые на всех направлениях. С каждым годом квалификация ученика поднималась за счет введения дополнительных требований:

    • в спорте – быстрее, выше, сильнее;
    • в рисовании, пении, танцах, моделировании и других направлениях – больше профессионализма, почти на уровне взрослых;
    • в школе – дополнительные предметы, больше информационного материала, домашних заданий и т. д.

    Подросток не в силах держать такую высокую планку, и в итоге он решит пожертвовать учебой ради других увлечений.

    Главный совет для родителей в таком случае - побеседовать с ребенком. Тщательно проанализировать, что ему больше нравится из его увлечений и что лучше всего получается. От многих занятий придется отказаться, оставив самое главное. Не исключено, что это будет отличная учеба в школе. Но если более перспективным окажется занятие спортом и т. п., для школьных предметов достаточно будет оценки «удовлетворительно». Допустимо дистанционное или домашнее обучение.

    Усталость

    Бывают случаи, когда нормальный ребенок, который не был особо перегружен дополнительными заданиями, полностью перестает учиться. Он особо ничем не увлекается, не засиживается в интернете, не пропадает на улице, просто предпочитает ничего не делать. И если другие увлечения остались на прежнем уровне, то школа с ее домашними заданиями практически забыта. Подросток прогуливает уроки, врет родителям и т. д.

    Причиной такого поведения может быть эмоциональная и физическая усталость. Перепады настроения и легкое постоянное недомогание расшатывает детский организм. Ребенок понимает, что так делать нельзя, его мучает совесть (поскольку он вынужден лгать, чтобы оправдаться), но он пытается себе внушить, что ему все равно.

    Родителям не стоит думать, что они воспитали безответственного, равнодушного лгуна, который ничего не хочет делать. На самом деле подросток переживает по поводу своего поведения.

    Не надо заострять внимание на том, почему ребенок не хочет идти в школу. Скорее всего, он и сам этого не знает. Нужно тактично переключить его на другое направление. Рекомендуется смена распорядка дня, обстановки.

    Гиперактивность

    Переходный период характеризуется тем, что наряду с нехваткой энергии у одних детей, наблюдается ее переизбыток у других. Подростки с гиперактивностью постоянно находятся в возбужденном состоянии. Они просто не могут усидеть на месте и заставить себя сделать домашнее задание. Находясь в школе, они своим поведением срывают уроки, поскольку заданный темп для них слишком медленный.

    Принуждать ребенка садиться за книжки, когда он с удовольствием гоняет мяч с друзьями, абсолютно бесполезно. В этом случае поможет спортивная секция или интересные подростку физические нагрузки. Возможно, ребенок возьмется за ремонт квартиры или обустройство дачи, помогая родителям.

    Если за целый день он потратит достаточное количество энергии – с удовольствием станет отдыхать за выполнением домашнего задания. Чередование физического и умственного труда является прекрасным режимом для развития подрастающего организма. Если следовать рекомендациям психологов, вскоре последуют и успехи в учебе.

    Бесполезность учебы

    Юноши и девушки в возрасте 15 лет часто приходят к выводу, что учиться не нужно. Дети начинают постепенно вступать во взрослую жизнь и сталкиваются с ее несправедливостью. Анализируя опыт старших, легко отследить тенденцию, что чаще всего троечники живут лучше отличников. В зависимости от того, как они устроились в жизни, могут различаться зарплаты и условия труда.

    Причиной отказа от учебы являются неудачные примеры родителей (друзей), неправильно расставленные приоритеты в семье. Ребенок не хочет учиться (это естественно для переходного возраста) и ищет себе оправдания. Он знает, что эти объяснения неправильные, но переубедить его некому. Родители, имеющие несколько высших образований и получающие мизерный оклад, грустно кивают головой.

    Самая большая ошибка родителей – это открытый пессимизм. Даже если в жизни все получилось не так, как хотелось, не стоит озвучивать подобные сетования при детях. Ведь каждый взрослый человек хочет, чтобы его ребенок прожил счастливую жизнь. Рассказывая о своей бесполезной учебе или несбывшихся надеждах, родители программируют детей на повторение ошибок. После таких «откровений» не стоит рассчитывать, что подросток сам найдет выгоду от учебы в школе.

    Психологи рекомендуют родителям провести беседу со своим взрослеющим ребенком, используя только положительные примеры. Их достаточно среди известных людей, знакомых и родственников. Если есть человек из близкого окружения, который сумел разбогатеть, будучи двоечником, рекомендуется вспомнить о его негативных качествах или моментах его жизни.

    Лучшим примером для ребенка будет рассказ о себе. «Благодаря моему старанию в школе, судьба подарила мне такого замечательного сына (дочку), как ты. Я очень рад(а), что могу всегда тебе помочь своими знаниями и опытом».

    Отсутствие интереса

    В начальной школе ребенок ходит на занятия чисто автоматически, поскольку слушает родителей и потому, что так надо. В средней и старшей школе учатся почти взрослые люди, которых сложно удивить чем-то новым в эпоху развития интернета и компьютерных технологий. Подача материала в школе им не нравится, учителя не соответствуют идеалу.

    Подросток не хочет учиться, поскольку учебный процесс перестает быть для него увлекательным и познавательным. Аргументом является фраза: «Я умею читать и писать, что меня интересует – найду в интернете». Если возник такой разговор, стоит акцентировать внимание на том, что школа дает общее образование, а взрослый человек должен быть всесторонне развитым. Чтобы найти ответ в интернете, необходимо знать, что искать.

    Родителям рекомендуется самостоятельно подбирать информацию для обучения, которая будет интересной и поучительной. Нужно посоветовать ребенку воспринимать школьный материал как план к обучению. В дальнейшем подросток будет получать домашнее задание и самостоятельно находить дополнительную информацию по интересующему предмету. Такой принцип несомненно улучшит его успеваемость.

    Проблемы с учителями

    Это очень распространенная причина, при которой подросток не хочет учиться. Каждый взрослый человек может вспомнить учителя, который является педагогом с большой буквы. К сожалению, есть и обратные примеры. Если ребенок перестал интересоваться учебой, не хочет идти в школу, придумывает различные поводы, чтобы не делать задание, – необходимо понять суть проблемы.

    С большой долей вероятности у ребенка возник скрытый или открытый конфликт с учителем. Возможно, когда-то он не выучил урок, грубо ответил, неудачно пошутил и пр. Специфика общения учителей между собой предполагает передачу негативной информации, которая быстро распространяется на весь педагогический коллектив. Часто случается, что конфликт с одним из них становится причиной реальной травли ребенка со стороны и других преподавателей.

    Задача родителей – выяснить, на каком этапе и кто из учителей мог обидеться и спровоцировать такое отношение подростка к школе. Расспросить ребенка нужно максимально корректно, не обвиняя, не возмущаясь. Этот разговор должен быть в форме спокойного диалога, где главным рассказчиком будет сын или дочь. Затем пойти в школу, тактично поговорить с учителем, желательно послушать мнение одноклассников. Если ситуация не прояснилась и каждая из сторон доказывает свою правоту, необходимо сменить класс или даже школу.

    При затянувшемся конфликте, когда подобная атмосфера мешает ребенку учиться, необходимо принимать решительные меры и прощаться с учителем. Не рекомендуется унижать подростка, устраивая очные ставки для выяснения истины. Учитель и ученик могут иметь различные точки зрения. Главное – убедить ребенка, что родители всегда придут на помощь и примут его сторону.

    Отношения с одноклассниками

    Эта ситуация аналогична, но имеет более тяжелый характер. В первом случае подросток перестает учиться, поскольку его оппонентами являются люди, непосредственно связанные с преподаванием. Отношения накаляются во время уроков, но благоприятная атмосфера при общении со сверстниками разряжает обстановку.

    Конфликты с одноклассниками могут повлиять не только на учебу, но и на общее психологическое состояние подростка.

    Чувство одиночества в коллективе, когда весь негатив направлен на одного ребенка, морально угнетает несформировавшуюся личность. Подросток чувствует себя изгоем и находится в состоянии постоянного стресса. Последствия могут быть трагическими: в лучшем случае это заниженная самооценка и неспособность существования в социуме, в худшем – попытка суицида.

    Родители должны проанализировать ситуацию, побеседовав с ребенком и выяснив причину конфликта. Обязательно оказать ему моральную поддержку. Если подросток виноват, стоит максимально корректно объяснить ему ошибку и попытаться вместе ее исправить. Разумным решением будет попросить прощение у обиженных сверстников. Ничего страшного, если будет присутствовать один из родителей и тоже извинится за своего ребенка.

    Если уладить конфликт по-хорошему не удалось, стоит сменить место учебы или проживания. Сделав выводы, рекомендуется забыть о неприятной ситуации и помочь ребенку правильно выстроить отношения с новыми друзьями.

    Взаимоотношения в семье

    Для того чтобы подросток хорошо учился, в семье должны быть созданы для этого необходимые условия. Причиной плохой успеваемости может быть:

    • аморальное поведение родителей (распитие спиртных напитков, нетрезвые гости);
    • постоянные ссоры между отцом и матерью;
    • наличие младших детей, которым уделяется все внимание;
    • проживание на маленькой площади большого количества людей;
    • вынужденные подработки ребенка, поскольку не хватает денег;
    • предоставление полной свободы.

    Все эти факторы являются важными в построении личности ребенка. Ему необходимо собственное пространство, где бы он смог выполнить домашнее задание и нормально отдохнуть. Если таких условий нет, дети уходят из дома и ищут их в других местах. Но там уж точно будет не до уроков.

    Родителям необходимо подумать о своем поведении, внимательней отнестись к интересам подростка. Даже в самой маленькой квартире нужно найти место для его учебы. На время приготовления уроков забрать младших членов семьи и проконтролировать, чтобы они не мешали.

    Распитие спиртных напитков, наркотики, шумные компании и прочие атрибуты аморальной жизни создадут модель дальнейшего поведения во взрослой жизни.

    Плохая компания

    В 14 лет дети получают паспорт. Это время выбрано не случайно. Подросток уже прочно занимает свое место в социуме, но опыта у него слишком мало. Он сам начинает выстраивать шкалу жизненных ценностей, выбирает себе кумиров и пытается им подражать. Это не только звезды экрана, но и ребята с соседнего двора. Бывают случаи, когда стремление к взрослой свободной жизни настолько велико, что ребенок попадает в плохую компанию.

    Новые друзья ведут себя развязно, увлекаются сомнительными вещами, и учеба в школе уходит на второй план. Пытаясь быть на уровне в такой компании, подросток даже не станет вспоминать об уроках, поскольку его за это поднимут на смех. Такое подражание и стремление соответствовать очень опасно. Самый хороший, воспитанный ребенок, попав в дурную компанию, может сделать множество непоправимых ошибок в жизни.

    Самой главной задачей для родителей будет найти точки соприкосновения со своим ребенком. Необходимо стать хорошим, понимающим другом. Ежедневно беседовать на тему «как прошел день», познакомиться с друзьями, пригласить их в гости. Психологи рекомендуют постоянно быть на связи с подростком и каждую минуту знать, где и с кем он находится. Выключенный телефон – это табу в отношениях детей и родителей. Необходимо объяснить, что только так ребенок будет чувствовать себя в безопасности.

    Гаджеты

    В современном мире дети с младенчества приучены к использованию гаджетов. Подростки не отрываются от экранов сутками, проводя все свободное время в интернете. Увлечение играми, общение с друзьями, поиск новой информации является основным их занятием. Учеба в школе уходит на второй план, затем и вовсе игнорируется. Ребенок выбирает то, что ему интересно, а не то, что необходимо делать.

    Рекомендуется постараться максимально отвлечь чадо от игры, предложив ему альтернативный вариант. Если у родителей есть интересные увлечения – самое время приобщить к ним подростка. Поможет смена обстановки, новые впечатления. Это будет первым шагом, и только потом пытаться заинтересовать его учебой.

    Если самостоятельно справиться с зависимостью от гаджета не получается, необходимо обратиться за помощью к специалистам. Подобное пристрастие порождает множество проблем с психикой, вызывает нездоровые реакции и неадекватное поведение. Советы опытных специалистов помогут исправить ситуацию. Чем раньше родители обнаружат зависимость, тем легче будет ее лечить.

    Подсказки для родителей

    Самое главное, что должен дать своему ребенку родитель – это любовь. Искренние чувства всегда помогут разобраться в самой сложной ситуации, поскольку они идут от самого сердца. Каждый из родителей был на месте ребенка, он уже прошел эту школу. Новое поколение порождает новые взгляды на жизнь, но принципы остаются неизменными.

    Тем, кто немного забыл свои детские ощущения во время учебы, пригодятся советы психологов. Эти правила помогут сохранить самое ценное – доверие своего ребенка.

    Не ругать за оценки

    Многие родители считают, что их чадо обязано быть круглым отличником. А если успехи были в начальной школе, а в подростковый период оценки стали хуже, начинают ругать и наказывать.

    Необходимо выяснить причины плохой успеваемости и помочь справиться с ситуацией. Нужно понимать, что специально добиваться плохого результата он точно не хотел, ведь никому не нравится, когда его ругают.

    Не наказывать при друзьях и учителях

    Родители должны запомнить, что ребенка нельзя наказывать на глазах у чужих людей: при друзьях, преподавателях, знакомых. Подросток находится в том возрасте, когда стыд перед посторонними станет страшным унижением достоинства. Одноклассники и учителя перестанут уважать его, а ребенок не сможет больше доверять родителям и чувствовать их защиту. Разбираться в ситуации и принимать воспитательные меры нужно только дома.

    Не сравнивать с другими

    Специфика подросткового периода такова, что каждое слово занижает подростку самооценку. Если его сравнивать с более успешными сверстниками, у него возникнет комплекс неполноценности.

    Детство пройдет, а идея, что "я хуже всех", останется. Необходимо поставить себя на место маленького человека. Наверняка он хотел бы родиться в семье популярной звезды, но он же об этом молчит.

    Не заставлять учиться

    Самое неблагодарное занятие – принуждать подростка к учебе, в какой ситуации он бы ни находился. Это ошибка многих родителей, которые мотивируют принуждение тем, что он никуда не денется.

    Подросток найдет себе новое увлечение, но помощь родителей ему уже будет не нужна. Если обычная средняя школа категорически не устраивает ребенка, можно рассмотреть вариант колледжа или вечерней школы.

    Не запугивать

    Многие родители имеют привычку рассказывать ребенку о его нелегкой судьбе, если он не будет учиться. Примером выступает работа дворника. Этот распространенный метод воспитания является неправильным по следующим причинам:

    • любой труд должен быть уважаем;
    • подросток поймет, что можно скептически относиться к вахтерше в школе, уборщице в столовой и т. д.;
    • родители тоже попадают в этот список, если у них что-то пойдет не так;
    • не стоит программировать ребенка на неудачу;
    • многие звезды начинали с аналогичных профессий.

    Чаще хвалить

    Постараться чаще хвалить ребенка, не пропуская ни одного его достижения. Это очень важный стимул для дальнейших успехов.

    Убеждать, что все получится, если не с первого раза, то обязательно со второго. В мальчике подчеркивать его мужские качества, девочку хвалить за женственность и скромность.

    Не разрушать авторитеты

    Не рекомендуется ругать и обвинять школу и весь педагогический коллектив при ребенке (даже если они этого заслуживают). Это правило относится и к родителям, которые по очереди рассказывают друг о друге разные гадости. У подростка должны быть авторитеты, иначе он поймет, что всегда прав. Необходимо искусственно вызывать уважение к учителю. Пример: «Ты умный, молодой парень (девушка) с крепкими нервами, а Клавдия Ивановна – пожилая учительница, которая всю жизнь отдала своим ученикам. Это подорвало ее нервную систему, и она немного вспылила».

    Не оставлять без контроля

    Не стоит повсеместно контролировать ребенка и заставлять его жить по своей указке. Но и без присмотра оставлять его нельзя. Подросток, который предоставлен сам себе, недополучает общение со старшими людьми (он, по сути, еще ребенок) и ищет его на стороне. Будет здорово, если у него появятся хорошие друзья или он найдет себе достойное увлечение. Но так бывает редко. Когда все можно, появляется множество соблазнов, перед которыми нет сил устоять.

Многие родители ждут наступления подросткового возраста у своего ребенка со смешанным чувством страха и надежды. Страха – потому что в этот период многие дети настолько меняются внутренне, что их порой не узнают даже близкие люди, надежды – потому что родители втайне надеются, что их-то эти проблемы обойдут стороной.

Как вернуть желание учится, если подростка, прежде вполне успевающего по всем предметам, теперь не заставишь сесть за уроки? Что можно предпринять, пока еще все не зашло далеко?

Ведь теперь хорошие оценки и прочные знания – это пропуск в ВУЗ, способ получить ту профессию, которая станет приносить удовлетворение. Тем не менее, в любом классе в средней школе не просто найти целеустремленного подростка, способного думать о таких вещах, как стабильно хорошие оценки.

В чем причина резкого снижения интереса к учебе?

Главная проблема, мешающая подростку учиться – сдвиг жизненных приоритетов. Если в начальной школе так хотелось порадовать родителей хорошими отметками, потому что именно они были центральными фигурами, от которых ребенок зависел, то в подростковом периоде на первый план вышли такие категории, как умение понять себя и окружающих.

Перед этой целью, которая, естественно, не осознается детьми и большинством родителей, не идет ни в какое сравнение освоение школьных премудростей. Именно здесь причина того, что прежде скромного и послушного ребенка, теперь не заставишь делать уроки – он пропадает в социальных сетях или в компании сверстников.

Понимание себя, как полноценной личности со своими интересами и индивидуальными качествами, освоение становления себя в коллективе по законам человеческого общества и его природы наступает именно в подростковом возрасте.

  • Как завоевать авторитет;
  • как сделать так, чтобы вызывать симпатию у окружающих;
  • как лучше выглядеть;
  • как выйти из конфликтной ситуации;
  • как оценить поступки, свои и других сверстников;
Именно эти и еще множество проблем становятся причиной того, что желание учиться отходит на второй план. Кроме того, есть и другие причины того, что в школу дети приходят не для учебы, а только для общения.
  • Наследственные особенности подростка, тип нервной системы;
  • Значительная перегрузка ребенка дополнительными занятиями;
  • Неумение учителя заинтересовать своим предметом;
  • Предвзятое отношение преподавателей к детям, (зачем хорошо учиться, если подростка все равно воспринимают, как троечника и «заурядную посредственность»);
  • Плохие отношения в семье, отсутствие доверия и понимания как между родителями, так и у ребенка со своими родными;
  • Умственная лень, или, другими словами, интеллектуальная пассивность;
  • Слабая мотивация учения - подростка трудно убедить, что ему в жизни пригодится прилежная учеба в школе и полученные в ее результате знания.
Осознав причину нежелания учиться, родители подростка значительно продвигаются по пути решения проблемы. Если нужна помощь со стороны, лучше обратиться к квалифицированному психологу. Профессионал сможет помочь даже без присутствия ребенка на его первых консультациях.

Чем это кончится?

В большинстве случаев, отдав дань природе, ребенок проходит период становления и возвращается к учебе. Теперь главное – подвести его к правильно выстроенной мотивации.

Стимул для того, чтобы хорошо учиться в школе, невозможно вложить в голову подростка, он должен появиться изнутри. Взрослея, старшеклассник видит свою цель, строит план ее достижения, ищет пути реализации.

И здесь уже не придется заставлять подростка делать уроки, дети, как говорится, «берутся за ум» и выбирают направление, в котором они собираются получать дальнейшее образование.

Как правильно мотивировать подростка

Заставить ребенка учиться лучше, скорее всего, не получится. Советы лишать его карманных денег и других благ, контролировать каждый шаг, заставлять до полуночи делать уроки, также не срабатывают, они могут серьезно подорвать доверительные отношения с сыном или дочерью. Дети начнут скрывать от родителей свои проблемы, могут даже перестать учится и регулярно появляться в школе.

Если в семье не развито стремление к получению информации, нет уважения к знаниям, интереса к чтению, то нужно начинать с переоценки ценностей. Не станет хорошо учиться ребенок, в семье которого единственная печатная продукция – это каталоги супермаркетов, где постоянно звучат слова осуждения школы и учителей. В остальных случаях нужно формировать положительную мотивацию к учению вообще и к школе в частности.

Если проблемы начались еще в начальной школе, не стоит делать из неуспевающего ребенка хорошего ученика именно сейчас. Навыки обучения, интерес к познанию, желание учиться формируются именно в первых классах, а теперь этот момент уже упущен и достичь прогресса неимоверно трудно.

Лучшей тактикой будет анализ склонностей ребенка и выстраивание на этой основе приоритетов выбора предметов в школе. Коллекционирование солдатиков, насекомых, увлечение компьютером, баскетболом, борьбой – все эти увлечения могут стать основой возрождения интереса к школе.

В случае снижения успеваемости уже в средней школе нужно опираться на психологические особенности характера:

  • Если у ребенка сильны честолюбивые стороны характера, его можно подтолкнуть к изучению предметов, полезных для его карьеры в будущем, показать, что, если не делать уроки сейчас – это сильно помешает в дальнейшем поступить в престижный ВУЗ;
  • Убедить учиться ребенка с демонстративным складом характера можно, показав ему, как хорошая учеба поможет выделиться среди сверстников в школе;
  • Заставить делать уроки поможет и симпатия к сверстнику противоположного пола, особенно, если объект романтической привязанности хорошо учится и у него есть твердые устремления.
Нужно удовлетворить жажду общения со сверстниками и познания себя, как личности, без этого им будет все равно не до учебы. Не надо препятствовать тому, что подростки будут общаться в интернете. Лучше поищите полезные ресурсы для детей этого возраста.

Пусть сверстники приходят домой, подбросьте им сами идею занятий чем-то полезным и продуктивным: моделирование, кулинария, мыловарение и другие интересные занятия, учащие чему-то интересному, да еще и в компании, после помогут лучше сделать обязательные уроки.

Расскажите, какими вы были сами в этом возрасте, только без излишней идеализации. Помогите поискать литературу для подростков, специальную и художественную, о их проблемах и интересующих вещах.

Не ставьте на детей ярлыки типа «бездарь», «тупица», «троечник». Такие отрицательные оценки делать уроки не помогут, но понизить самооценку и увеличить уровень агрессии – очень даже запросто.

Не манипулируйте тем, что плохая учеба детей делает вас несчастными, больными, счастливыми… дальше продолжите сами. Не обязаны они делать вас счастливыми, не для вас дети учатся, и садятся они делать уроки не для того, чтобы угодить папе с мамой.

Для того, чтобы такие проблемы возникали как можно реже, нужно с малых лет формировать у детей стремление познавать окружающий мир и принимать в этом самое активное участие.

Проблема неуспеваемости в средней школе при внимательном отношении родителей и педагогов имеет множество путей решения. Доверие и понимание – вот ключ, открывающий все двери.

Что делать, если подросток не хочет учиться

Причина 1. Самая простая: достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Да, не удивляйтесь. Ведь аргументы, бывшие вескими для лас, до нынешних ребят попросту не доходят. Еще 15-20 лет назад чувство «долга перед страной, перед будущими поколениями, перед комсомолом» было вполне реальным. Сегодня - нет! Ваше поучение о том, что они должны учиться, для подросших детей - пустой звук. Мало того, вызывает сомнение и утверждение: «Только если будешь хорошо учиться, достойно устроишься в Жизни». Во-первых, они видят «прекрасно устроенных» в жизни явно не самых лучших в прошлом учеников. Во- вторых, ребенок как до, так и после 14 лет, зачастую не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки - непосильный труд для разума. Маленький совет, Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему чаду, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает понять мир и многое в нем. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры.

Причина 2. Отсутствие интереса к учебе. Кстати говоря, этим грешат обычно как раз способные, одаренные дети. Им просто неинтересно, и никакие ваши убеждения, мольбы и угрозы не помогут. Масла в огонь добавляют «непедагогичные» учителя и совершенно неинтересные и скучные уроки. Хотя это вовсе необязательно, потому что в любой техникуме есть отличные педагоги, уроки которых по-настоящему заинтересовывают детей. Еще сильнее снижает интерес к учебе ярлык «негодяй» - то есть плохая репутация, сложившаяся у ребёнка в техникуме (из- за чрезмерной разговорчивости, подвижности, шумности, весёлости и т. д.). В этом случае подросток оказывается крайним практически в любой проделке или конфликтной ситуации. В результате, он. Даже имея легкий и добродушный характер, постепенно настраивается «против» школы. Маленький совет. Если подросток действительно одарен и ему неинтересно, потому что школьная программа для него «простовата», подыщите техникум или программу более адекватную для его возможностей. Не бойтесь загрузить, если видите, что можно. Вернется интерес к учебе - повысится успеваемость. И срочно стирайте ярлыки. Поговорите с учителем о вашем ребенке: может, он слишком категоричен в «создании» неприглядного образа?

Причина 3. Конфликты в техникуме. В средних классах это встречается особенно часто. Во-первых, когда взрослеющий ребенок хочет быть лидером, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Во-вторых, если подросток попадает между двумя компаниями одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно», конфликтует с обеими сторонами, оказываясь в результате в проигрыше. В-третьих, если переходит в другой класс или техникум (что нынче бывает довольно часто в шей техникуме), где отношения уже сложились - друзей у него нет, а первым он начать общение не решается. Подростку некомфортно в «чужом» классе и, естественно, он не может хорошо учиться, не хочет идти в техникум. Маленький совет. Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребенка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже если он в чем-то неправ). Помните: нарушенные взаимоотношения в техникуме - это всегда беда, а не вина вашего ребенка. Потому больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чем его можно обвинить. Ищите способ изменить ситуацию к лучшему. Оказывайте ребенку всемерную поддержку в семье. В конце концов, если потребуется, обратитесь к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией. Как помочь ребенку? Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае, не смотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. И не надо успокаивать, мол, ну не любишь ты техникум, ничего страшного: вон Иван Иваныч как ненавидел техникум, а все же добился в жизни кое-чего. Расскажите лучше о тех, кто благодаря любви к учебе многого добился.

Никогда не сравнивайте своего сына (или дочку) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребенку антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте внимание своего ребенка на успехах другого, его хорошей учебе, помощи маме и уважении к старшим.

Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка. Не стоит обзывать его лентяем, безмозглым и безруким. И не «пугайте», что все эти качества «останутся с ним навсегда, потому что он совсем не работает над собой» - он все равно не поверит, но очень обидится, замкнется.

Никогда не ругайте в присутствии ребенка его учителей и техникум в целом. Ни с домашними, ни с подругой по телефону! Все-таки вы для него - авторитет. Послушает и сделает неутешительные выводы, дескать, точно - и техникум плохая, и учителя никуда не годятся. Это только усугубит его нежелание учиться, к тому же может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям. Кого вы тогда будете винить? Его? Постарайтесь при ребенке всегда положительно отзываться о техникуме и об учителях, не помешает и похвала - и подросток под вашим влиянием будет более позитивно воспринимать техникум, учебу, преподавателей.

Не запугивайте, не давите на то, какая ужасная судьба ребенка, если он не будет хорошо учиться. Примеры криминальных и асоциальных элементов - категорически неуместны. Как и ваши высказывания, что успехам в жизни вы обязаны тому, что десять лет кряду смотрели в рот учительнице. Не причитайте (если (вдруг) вы сами считаете себя неудачниками), что всё это потому, что недостаточно хорошо учились в техникуме, и вот сын (дочка) повторяет вашу судьбу. Подростку в трудном возрасте нужна всяческая поддержка, а не пессимизм не всегда счастливых в жизни взрослых.

Здравствуйте!
Меня зовут Светлана, 35 лет, я мать 14-ти летнего мальчика. В прошлом году, после Нового года, он перестал ходить в школу, вот просто не хочет и всё. Сидел дома, когда мы всеми силами старались его отвести, он начинал симулировать, придумывать что-то, лишь бы не в школу. Выясняли, в школе, всё нормально, и с одноклассниками и с учителями. Его хотели оставить на второй год из-за пропусков, но перетянули в 9-й класс.Мальчик способный, математику понимает, играет в шахматы хорошо, рисует, очень сильная память, учёба ему даётся легко. У него уже есть цель, хочет стать программистом, знает, в какой вуз хочет поступать и в какой компании работать. После 9-го класса хочет поступать в технический колледж, об 11-ом классе даже говорить не хочет. Но в школу так и не ходит. Мы уже и ругались и сулили золотые горы, и что мы только не делали. Разговариваем, всё понимает, хорошо, завтра пойду, приходит завтра, мы треплим нервы, но в школу не идём, через час говорит опять завтра. Мы этих завтраков уже наелись на 10-ть лет вперёд. Говорим, куда же ты с этим аттестатом пойдёшь, в бурсу, что ли, нет, я поступлю в колледж. И так вот каждый день. Если мы раз в неделю бываем в школе, это хорошо. Поначалу я его отмазывала, прикрывала, думала, пройдёт, но не там то было. Потом перестала прикрывать, потому что уже самой стыдно было, завралась. И сына жалко, не хочу, чтобы он пропал, умный мальчик, способный. Плохие кампании, алкоголь, сигареты и всё такое отсутствует, он домашний пока. Если в школе, то звонит мне на каждой переменке, с одноклассниками общается, но больше одиночка. В школе его никто не обижает. 80 процент времени он проводит с компьютером, но ничем плохим он там не занимается. Если игры, то нормальные игры, фильмы смотрит в основном хронику, документальные, научные. Спать ложится в среднем в два часа ночи. Утром поднять практически невозможно, тяжёлый на подъём. Спит до 12 часов дня, затем в течении дня обещает, что завтра идёт в школу точно. На следующее утро картина повторяется, если и разбудили, в школу мы не идём, находит разные причины. В основном в этом виноваты родители, то ему что-то не так сказали, то на него голос повысили, то он плохо себя чувствует. И ещё, в свои 14-ть лет он ростом 183 см. и вес 100 кг., хотя толстым он не выглядит. Не могу понять, как на него повлиять, чтобы он захотел идти в школу, потому что 9-й класс, хочет поступать, да и в глаза учителям уже смотреть не могу, мама же виновата, так воспитала. Стыдно даже с кем-то из школы встретится, опущу голову, пройду, как будто бы не вижу.
У него же есть цель, он знает, чего хочет, всё понимает и одновременно вредит себе. Как быть в этой ситуации?
Буду признательна за ответ!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.