Значение слова преполовение в словаре обрядов и таинств. Май – это мост между Пасхой и Троицей

Пасха длится дольше других праздников – 40 дней, и Православная Церковь празднует его особенно торжественно.

В церквях в дни Пасхи Царские врата не закрываются, чтобы все знали, что никогда небо не бывает так близко от нас, как на Пасху.

Наш народ думал всегда, что на Пасху Христос с апостолами выходит в нищенских рубищах странствовать по земле и приходит в дома к людям в виде странника или нищего, чтобы испытать людское милосердие. Вот почему мы приготовляем в таком изобилии всякие яства на Пасху – куличи, пасхи, яйца и мясо, чтобы иметь возможность угостить всякого, кто войдёт в дом; вот почему мы радуемся приходу каждого человека, не разбирая, любим его или нет, и никого не отпускаем из дому, не угостив.

На Пасху мы вспоминаем с особенным сочувствием, что есть на свете больные и несчастные. Поэтому всегда в этот день принято посылать подарки – кулич, пасху и красное яичко – больным в больницах и детям-сиротам. Существует поверье, что за добрые поступки в дни Пасхи Господь прощает людям грехи.

Всю пасхальную (Светлую) неделю сопровождает беспрестанный колокольный звон. А вокруг храмов – торжественные крестные ходы. И вновь и вновь звучит по всей земле: «Христос воскресе – воистину воскресе!» Милые дети, пусть и ваши сердца наполнятся пасхальной радостью и любовью к Воскресшему Спасителю.

От Красной Пасхи до дня рождения Церкви

Перед нами пролегает путь на расстоянии восьми недель, ведущий от Святого праздника Пасхи ко дню сошествия Святого Духа на апостолов.

Проводником в этом путешествии будет для нас большая церковная книга. Она называется весело: Цветная Триодь. По этой книге совершаются церковные богослужения того времени, когда и в душе, и в природе все ликует и расцветает. Цветная Триодь обращается к нам радостным голосом, в противоположность Постной Триоди – книги, по которой совершались службы Великого поста.

«Днесь весна душам, ибо Христос, как Солнце, воссиял из гроба, Тридневен, и отогнал мрачную бурю нашего греха», - говорит Цветная Триодь.

Та же глубокая мудрость, с какой расположены были покаянные чтения и песнопения в течение Великого поста, действуют и в Цветной Триоди для нашего уверения в спасительном воскресении Христовом.

Неделя о Фоме

В первый воскресный день после Пасхи (неделя 2-я по Пасхе) Церковь напоминает нам о кратком неверии апостола Фомы. Его не было среди других в горнице, когда Воскресший первый раз явился апостолам, пройдя через затворенные двери. И это не случайность.

Рассказ апостолов о явлении Воскресшего Христа очень удивил Фому. Он любил Господа и хотел удостовериться в Его воскресении. А просто поверить не мог. Такое удивление – состояние творческое. Без него невозможны великие открытия и глубокое познание.

Через восемь дней Спаситель снова вошел в горницу через запертые двери и явился теперь уже всем ближайшим Своим ученикам, сказав: «Мир вам!» Потом, обращаясь к Фоме, велел ему дотронуться до ран на Своих руках и до раны в ребрах. А для Фомы как раз это и было необходимым условием, чтобы всем сердцем уверовать в Воскресение. И апостол уверовал. И воскликнул из глубины души: «Господь мой и Бог мой!»

Все это произошло ради многих и многих людей, ищущих пытливой мыслью подтверждения евангельской истины. И Спаситель допускает такую проверку, в какой-то момент Он открывает им тот неопровержимый факт, который полностью убеждает их в истинности бытия Божия. Тогда сердце загорается живой, горячей верой. Иисус Христос становится их личным Господом и Богом, а не где-то там далеко существующим Божеством.

Обращаясь к каждому, Церковь говорит: «Обнови, душа, все твои чувства, чтобы узреть Бога».

А от лица тех блаженных, которые не видели, но уверовали, Церковь говорит такие слова: «Ныне Тебя, Всецаря, видим не очами, но сердечной любовью, веруем в Тебя, как в Бога и песньми величаем».

Неделя жен-мироносиц

В следующее, третье после Пасхи, воскресенье (неделю) вспоминается подвиг святых жен-мироносиц и тайных учеников Христовых – Иосифа с Никодимом. Их объединяет сила любви ко Господу, которая превзошла страх смерти. Они пришли на служение к Распятому Спасителю, окруженному врагами, тогда, когда ближайшие ученики покинули Его.
Такая самоотверженная любовь и верность превозносится выше всех подвигов и добродетелей.

Воскрес!
День наступал, зажглась денница,
Лик мертвой степи заалел;
Заснул шакал, проснулась птица…
Пришли взглянуть – гроб опустел!..
И мироносицы бежали
Поведать чудо из чудес:
Что нет Его, чтобы искали!
Сказал: «Воскресну!» - и воскрес!
Бегут… молчат… признать не смеют,
Что смерти нет, что – будет час,
Их гробы тоже опустеют,
Пожаром неба осветясь!

К.Случевский

Неделя о расслабленном

Затем следует воскресенье, которое называется «неделей о расслабленном». О нем повествует евангелист Иоанн Богослов.
Возле Овечьих ворот в Иерусалиме (через эти ворота гоняли овец в город на продажу) была купальня – бассейн с целебной водой. Возле купальни было пять крытых построек-притворов. Бассейн вместе с притворами назывался «домом милосердия».

Там, возле воды, лежало множество больных различными болезнями. Все они ожидали движения воды и верили, что это ангел Божий время от времени возмущает воду. Кто первым входил в купель после возмущения воды, тот выздоравливал. Здесь и лежал человек, тридцать восемь лет страдавший расслаблением всего тела. Проходя мимо, Господь Иисус Христос спросил его: «Хочешь ли быть здоров?» Тот ответил, что хочет, конечно, но нет такого человека, который помог бы ему окунуться в воду в нужный момент.

Тогда Господь сказал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Расслабленный тотчас выздоровел, взял постель и пошел. Было это в субботу. Потом Спаситель встретил его в храме и сказал ему: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже».

Образ этого человека трагичен. Исцелившись телом, он не исцелился душой, остался душевно расслабленным. Он рассказал иудеям, что Спаситель приказал ему нести постель в субботу – день покоя, то есть дал повод для осуждения Того, Кто исцелил его после стольких лет тяжелой болезни. Видно, он не принял слов Христовых к сердцу, не трудился над своей душой, чтобы больше не грешить.

Нам важно понять, что это за болезнь такая – душевная расслабленность. Бывает, что человек чувствует в себе какой-то Божий дар, какое-то большое призвание, но не может найти в себе сил, чтобы его осуществить. Это один вид болезни.
О худшем душевном состоянии апостол Павел говорит так: «Несчастный я человек, что люблю, того не делаю, а что ненавижу, то делаю». Это случается даже с верующими людьми.

В противоположность таким душевно расслабленным святые нашли в себе силу, которая их совершенно преобразила и сделала истинными последователями Христовыми. А ведь они имели все слабости человеческой природы. Этой силой была великая любовь к Господу Иисусу Христу и глубокое, искреннее покаяние. Поэтому в неделю о расслабленном мы молимся так: «Душу мою, Господи, во грехах всяческих люто расслабленную, воздвигни божественным Твоим предстательством!»

Неделя о самарянке

В следующее, пятое по Пасхе воскресенье вспоминается встреча Спасителя с самарянкой. Жизнь этой женщины складывалась сложно и не была счастливой. Но она всерьез задумывалась о смысле жизни, о том, как должно веровать в Бога.

Однажды она пошла за водой к колодцу. А возле него сидел Сам Спаситель, утомившийся от тяжкого пути. Иудеи и самаряне враждебно относились друг к другу из-за религиозных различий и даже не общались. И вдруг Христос первым заговорил с самарянкой и попросил у нее попить воды.

Иисусу Христу, как истинному Богу, была открыта каждая человеческая душа, и Он знал, как привести ее ко спасению. Между ними завязался разговор. Во время беседы Спаситель открыл женщине глубочайшую истину нашей веры. «Бог есть Дух, - сказал ей Господь, - и поклоняться Ему должно в духе и истине». Кроме того, Спаситель открылся ей как Мессия, Христос, Которого с надеждой ожидали и иудеи, и самаряне.

Тогда самарянка, пораженная этим разговором, пошла в город и стала рассказывать всем о встрече со Спасителем. И многие жители уверовали в Него. По их просьбе Господь остался в этом самарянском городе еще на два дня. В это время он крестил самарянку и нарек ей имя Фотиния, что значит «светлая», «просветленная».

Фотиния стала неустрашимой проповедницей Евангелия. Вера ее была велика, а лицо светилось благочестием. За веру она вместе со своими сыновьями претерпела мучения и смерть. Фотиния почитается Церковью как святая мученица.

Неделя о слепом

Следующая, шестая неделя по Пасхе – «о слепом». Вся жизнь этого слепца была как одна темная ночь. Проходя мимо, Господь сжалился над ним и велел ему пойти на купальню Силоам и умыться. Слепорожденный так и сделал и сразу прозрел - не только телесно, но и душевно – уверовал в Господа Иисуса Христа.

Нам кажется, что и мы участвуем в празднике исцеления слепорожденного, потому что мы знаем – Господь есть истинный Свет, «просвещающий всякого человека, грядущего в мир». Но действительно ли наши души прозрели, чтобы видеть этот Свет?

Для многих из нас Свет Христов уже блеснул, но мы не имеем еще зоркости, чтобы видеть по-настоящему.

Поэтому Церковь и молится в этот день о даровании нам этой духовной зоркости: «Душевными очами оскаплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову ти: Ты сущих во тьме Свет Пресветлый». В четверг «недели о слепом» празднуется Вознесение Господне.

Воскресение

Тяжкий камень отвален от гроба,
Белый ангел камень отвалил.
Где теперь отчаянье и злоба
Ваших темных и безумных сил!
Там, где Тело Господа лежало,
Светит чистым мрамором плита,
И сама земля не удержала
Смертью смерть поправшего Христа.
Оттого, что в мире это было,
Переплавлены и ты и я,
Молния навеки осветила
Тайные истоки бытия.

Неделя святых отцов Первых Вселенских Соборов

Седьмое воскресенье по Пасхе посвящено памяти Первых Вселенских Соборов. Вселенский Собор – это сбор всех святителей, учителей и отцов церкви Христовой для обсуждения важнейших вопросов веры и церковной жизни. Всего Вселенских Соборов было семь. Первый Собор состоялся в 325 году в городе Никее.

Среди его участников был Святитель Николай Чудотворец. Собор охранял Церковь от ереси Ария. Для того чтобы все православные христиане могли точно знать истинное церковное учение, оно было ясно изложено в Символе веры. Это изложение почти без изменений вошло в первые семь членов ныне употребляемого нами Символа веры.

День Святой Троицы

Но вот, наконец, и приблизился праздник Святой Троицы. Накануне, в Троицкую родительскую субботу, совершается поминовение всех усопших, чтобы и они сподобились, посредством молитвы, благодати Божией, готовой излиться на их живых собратий.

День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют еще Пятидесятницей. В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме.

Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов.

Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.

Придя в храм утром Троицына дня, мы ощущаем радость праздника, вдыхая душистый аромат полевых трав и молодых березок, украшающих церковь. В этот день вновь звучит отрадная молитва Утешителю: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокровище благих и жизни Подателю, приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

А придет ли к нам Царь Небесный – то каждый явно почувствует своим сердцем…

При составлении текста использованы проповеди отца Сергия Мечева; статья Н.С.Киреевой (Журнал «Православная беседа» за 1992 г.) и др.

В этот день Церковь отмечает день середины 50-дневного пасхального периода – Преполовение Пятидесятницы. Поговорим об этом празднике в двух направлениях – суть праздника и участие в Евхаристии.

Пре­по­ло­ве­ние Свя­той Пя­ти­де­сят­ни­цы – один их древ­ней­ших хри­сти­ан­ских празд­ни­ков. С. В. Бул­га­ков от­но­сит его уста­нов­ле­ние ко вре­ме­нам Иоан­на Зла­то­уста (ко­нец IV ве­ка). О нём упоминал в своих поучениях свт. Иоанн Златоуст. В VII веке – преподобный Андрей Критский, в VIII – св. Иоанн Дамаскин, в IX – преподобный Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми Церковь ныне восхваляет Господа в праздник Преполовения Пятидесятницы.

Наименование праздника Церковь заимствовала из Евангелия. Спаситель Иисус Христос в дни Своей земной жизни, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошёл в церковь и учил. Иудеи, слыша учение, произносимое Господом в праздник, «дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?». От Божественного учения Господа Преполовение стало праздником для Церкви Христовой. Стоит заметить, что Праздник Кущей – это еврейский праздник (актуальный и сегодня), в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствования их по пустыне, и, особенно, в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой Моисей поставил скинию.

Пре­по­ло­ве­ние празд­ну­ет­ся 8 дней, на­чи­ная от 4-й сре­ды Пас­хи и за­кан­чи­вая сре­дой 5-й сед­ми­цы. Бо­го­слу­же­ние пя­то­го пас­халь­но­го вос­кре­се­нья (неде­ля о са­ма­ря­ныне) сов­ме­ща­ет­ся с служ­бой по­празд­не­ства Пре­по­ло­ве­ния. Пред­праздн­ства этот празд­ник не име­ет.

Вплоть до за­ня­тия Кон­стан­ти­но­по­ля тур­ка­ми в 1453 го­ду празд­ник Пре­по­ло­ве­ния был од­ним из празд­ни­ков Со­бо­ра свя­той Со­фии – быв­ше­го пат­ри­ар­ше­го пра­во­слав­но­го со­бо­ра Ца­рь­гра­да, неко­гда са­мо­го боль­шо­го хри­сти­ан­ско­го хра­ма в ми­ре.

Стоя меж­ду днём Пас­хи и днём Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха, празд­ник Пре­по­ло­ве­ния слу­жит свя­зью меж­ду эти­ми дву­мя ве­ли­ки­ми хри­сти­ан­ски­ми тор­же­ства­ми. Про­дол­жая че­ство­вать Пас­ху, в Пре­по­ло­ве­ние Цер­ковь на­по­ми­на­ет и о при­бли­же­нии дней Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха и Воз­не­се­ния Гос­под­ня.

Евхаристия

Тексты службы этого праздника говорят нам о Причастии – о Таинстве Тела и Крови Христовых. Прежде всего – это Евангелие, где Иисус Сам говорит о Себе, что Он – источник Живой Воды и что жадущий «да грядет к Нему и да пиет» и «не имать взалкатися» никогда, испив от этого источника. Напомню, что причастный стих Литургии, «кинонник» звучит так: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь – во Мне пребывает и Аз в нем, – рече Господь». Стоит ли переводить эти мистические слова Бога? Эти слова исполнены бескрайней любви к каждому человеку. Только бы человек обратился и принял приготовленный и предлагаемый Дар…

Но увы! Как много христиан не чествуют этот Праздник! Как порой бездумно относятся к нему… В этот день Церковь освящает воду – и, увы, это освящение для многих становится важнее Евхаристии – единения со Христом… Это говорит о языческом отношении к религии у многих верующих.

Мы призваны не к обрядам Господом, а ко спасению и соединению с Богом. Господь Иисус Христос – наш Источник Воды Живой. Именно в этот день и в последующие 7 дней мы будем петь слова: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе»!

Мы призваны Христом на Пир – к Источнику Жизни – к Евхаристии. Приступим! Верою и любовию!

Травень. Травник. Травный. Светозарник. Розовоцвет. Розацвет. Цветень. Май последний месяц весны. Месяц цветов и любви. Самый зеленый месяц в году. Период подлинного расцвета всего живого

Слово май, в честь богини Маи, пришло к нам из Византии. В старой русской жизни май считался третьим пролетным месяцем. Когда год стали считать с сентября, стал девятым. С 1700 года он приходится на пятый месяц (порядковый).

1 мая уже в течение многих сотен лет является для ряда граждан очень знаменательной датой. Это либо связано с всемирным рабочим движением, либо с флорой и фауной, либо — с темной мистикой.

Во многих странах 1 мая отмечают День весны и труда. Корейские буддисты – день рождение Будды. Жители канадской провинции Саскачеван чествуют день суслика. Американцы – день лояльности. Французы – день ландыша. Ирландцы и шотландцы празднуют «огненный» Белтейн.


Все указывает на то, что мы должны присоединиться к этому празднику жизни. А уж к какому, каждый волен выбирать сам. Так, например, современные подвижники славянского политеизма наверняка в ночь с 30 апреля на 1 мая прыгали через костер, поскольку на этот период якобы выпадает так называемая велесова ночь. В это время, как утверждают, можно соприкоснуться с душами предков –войти с ними, так сказать, в непосредственный контакт и получить ценные сведения.

Наши предки довольствовались месяцем «травень». Маей же эллины называли одну из многочисленных богинь плодородия. Русский меткий ум тут же связал имя нимфы с глаголом «маяться», «томиться. Томление означает созревание, ожидание. Ожидание счастья, чуда, второго пришествия. Мы видим, как умершая природа снова пробивается к нам. Через набухшие почки, через благоухания жасмина и сирени, через траву, через мысли и желания. Начинается очередное возрождение.

Вы можете называть 1 мая днем трудящихся, велесовой или вальпургиевой ночью, праздником суслика, ландыша и лояльности. Но смысла этого не добавит. Май для русского православного человека – это мост между Пасхой и Троицей. Это время максимального томления апостолов по Спасителю, которое заканчивается для них в Пятидесятницу сошествием Духа Святого. И только после этого все обретает смысл.

Так что делать в мае? Купаться в возрождающемся воздухе, слушать сердце и уповать на дарование благодати Духа Святого. Ибо, при его сошествии на нас, уже не будет ни мая, ни января, ни марта…

Преполовение Пятидесятницы - означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками — Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи, и как бы связывает их воедино. Отмечается в среду 4-ой седмицы после Пасхи (за 25 дней до Троицы).

Это древний христианский праздник, о котором уже упоминает в своих поучениях свт.Иоанн Златоуст. К великому сожалению, в народном благочестии значение этого праздника совершенно стерлось, и люди как-то даже не стремятся прийти в церковь и вникнуть в богослужение этого праздника, весьма глубокого по своему содержанию, и до сих пор, по церковному уставу, очень важного.

В этот день вспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей вошел в церковь и учил. (Ин. 7:14-36).

Праздник Кущей (палаток) один из трех великих иудейских праздников, наряду с Пасхой и Пятидесятницей. Он продолжался семь дней и оканчивался восьмым, называемым по преимуществу святым и великим (Ин 7:37). Праздник был установлен в память 40-летнего странствования Евреев по пустыне Аравийской на пути из Египта в землю Обетованною, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи, по образу которой Моисей поставил скинию. Народ выходил на все время этого праздника из своих домов и жил в кущах или палатках, сделанных из зеленеющих древесных ветвей, и весело проводил это время в кущах, веселясь пред Господом (Лев. 23:39-43.). В продолжение этого праздника приносилось множество жертв; кроме их каждое утро в храме совершалась жертва возлияния. Священник шёл к Силоамскому источнику и набирал в золотой сосуд воду. Возвратившись в храм при звуках труб, кимвалов и восклицаниях, он смешивал воду с вином и возливал её на западную сторону жертвенника при пении слов пророка Исайи: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:3). Возлияние воды напоминало иудеям обилие воды в пустыне, когда Моисей жезлом ударил по скале и из неё открылся источник. Но главное значение этого священнодействия заключалось в том, что оно прообразовывало пришествие в мир Мессии, то есть Господа Иисуса Христа.


Силоам

Источник Силоам, из которого набиралась вода, представлял собой небольшой водоем, питавшийся от струи воды, текущей из-под храмовой горы. В книге пророка Исаии упоминается о водах силоамских, текущих тихо. Они символизируют царство Давида, а также и грядущее Царство Христа, которое, в противоположность громким и бурным земным царствам, приходит в мир и пребывает в нем тихо, бесшумно и неприметно. Кроме того, текущие тихо силоамские воды означают еще и Самого Христа — кроткого, смиренного сердцем, пришедшего в мир тихо и незаметно для людей.

Примечательно, что само слово «силоам» означает «посланный» что, конечно, имеет прямое отношение к Мессии, Которого Отец посылает в мир для спасения мира. То, что воду из Силоама выливали перед жертвенником, означало, что ожидаемый Мессия принесет Себя в искупительную жертву.

Кроме того вода Силоама символизировала собой еще и грядущее таинство христианского Крещения, в котором человек прозревает для Бога и для вечной жизни. Вспомним евангельский эпизод, когда Христос посылал слепого умыться в Силоамской купели, и он, умывшись, тотчас прозрел.

Можно сказать, что праздник Кущей, который посетил Христос, был праздником воды живой, спасшей Его некогда в пустыне от гибели. Но эта земная вода явилась лишь только прообразом воды небесной, воды вечной жизни, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа.

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» , говорит Христос в последний великий день праздника. Все мы, подобно древнему Израилю, странствуем в пустыне мира сего и, чтобы не погибнуть в ней от духовной жажды, нуждаемся в спасительном источнике даров Божиих, которые преподаются верующей душе через Христа. Вода, которую Он нам дает, — это Благодать Святого Духа, соединяющая человека с Богом и доставляющая ему вечную жизнь и вечные блага. Это и есть та истинная небесная вода, которая одна только способна утолить жажду человеческой души, способна дать ей совершенное, никогда не оскудевающее насыщение. И в стяжании этой Благодати, в соединении с Богом как раз и заключается высшая цель и смысл христианской жизни.


Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской и Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в праздник Кущей, которое уподобляется воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия».

На иконе «Преполовение» изображается 12-летний отрок Иисус, поучающий старцев. Он возвышается над ними на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет проходит на смену Ветхому. Поучение Спасителя изображено на фоне Храмовой многоярусной постройки. Ее покрывает на всю высоту красный плат - символ Воскресения Христова, которое спасает весь человеческий род. Второй цвет иконы - зеленый - символ обновления жизни.

Светлана Финогенова

Тропарь, глас 8
Преполовившуся празднику, / жаждущую душу мою благочестия напой водами, / яко всем, Спасе, возопил еси: / жаждай да грядет ко Мне и да пиет. / Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе.

Кондак, глac 4
Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия; темже Тебе припадаем, и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.