Ребенок не слышит, что делать? Что делать, если ребенок не слышит

- Ну почему я всё должна повторять по 10 раз?! Неужели нельзя послушаться сразу?
- Сказала раз, сказала два - он не реагирует. Наорала - сразу пошёл и сделал! Спокойные слова не понимает, только крики. Ну вот как с ним ещё?
- Повторяю, повторяю - а он меня не слышит. Слушает, но не слышит, смотрит сквозь меня, о чём-то своём думает.
- Да всё он слышит, просто не хочет прекратить. Делает всё наоборот, что ни скажи. Совсем от рук отбился!

Не все дети одинаково реагируют на слова. Одному ребёнку достаточно сказать один единственный раз, чтобы он внял просьбе, другой не воспримет и на десятый. «Перестань стучать ложкой по кастрюле, я ни слова не слышу из телевизора! Ты что не слышишь меня? Я говорю, перестань стучать! Так, повторяю в последний раз - прекрати этот ужасный стук! Да что это такое! Ну, ты сам напросился!» Бах! И шлепок по попе. Теперь услышал.

В чём причины такой реакции? Почему он не слышит, а если слышит, то почему не реагирует?

Во-первых, ребёнок действительно может вас не слышать. Когда он поглощён своим делом, да ещё и достаточно шумным, окружающие звуки для него становятся просто фоном. Белый шум, из которого родительская речь не вычленяется.

Во-вторых, может он и слышал, что ему сказали, но ещё не успел среагировать. У некоторых детей переключение между разными видами деятельности отнимает много сил и времени. Они просто физически не способны остановиться сразу. Их нервная система так не умеет. А если родители настаивают и принуждают, то ребёнок может начать раздражаться или обижаться.

В-третьих, если ребёнка по многу раз в день отрывать от интересных ему занятий, не давать ему делать то, что ему хочется, он просто перестанет слушать родителей. Потому что ему необходимо развитие и познание, и когда оно пресекается из раза в раз, приходится как-то отстаивать свои права.

Так что делать тем родителям, которые не хотят ни кричать, ни шлёпать по попе? Как достучаться до своего чада?

1. Использовать короткие фразы. Не больше 3-4 слов. Как правило дети, для которых слуховое восприятие не является ведущим, теряют нить повествования уже на третьем слове. Им становится не интересно и они отключаются, погружаясь в свои мысли. Поэтому чтобы завладеть их вниманием, нужно говорить коротко и по существу.

2. Установить контакт глаз. Это наиважнейший момент! Мы слишком полагаемся на силу слов, постоянно используя "дистанционное управление" детьми. Но оно просто до смешного малоэффективно. Мы не пульты, а дети не телевизоры. Чтобы общаться, слышать и понимать друг друга взгляд глаза в глаза и прикосновения необходимы. Если мы хотим, чтобы нас услышали, чтобы поняли важность наших слов, нужно подойти к ребёнку, обратить на себя его внимание, взять за руку или плечо, или приобнять, посмотреть в глаза: "Антон, этот грохот мешает мне слушать новости. Перестань, пожалуйста, стучать". И подождать. Не требовать немедленно реакции, дать ребёнку время на осознание и переключение.

3. Написать или нарисовать важное. Информация показанная воспринимается лучше, чем просто услышанная. Дети с удовольствием реагируют на различные схемы, рисунки, порядок действий в картинках, записки и пр. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Не надо настаивать на аудиальном контакте, если это не язык вашего ребёнка. Лучше использовать те способы взаимодействия, которые ему более доступны.

4. Не поощрять неправильно поведение. Когда ребёнок делает что-то, что не нравится родителю, он получает шквал внимания к своей персоне: не делай, не трогай, не лезь, нельзя, упадёшь, разобьёшь и т.д. Плюс длительные лекции на тему, почему именно так нельзя и что воспитанные дети так не делают, и что мама в шоке. А если потребность ребёнка во внимании родителей как раз не удовлетворена, то будьте уверены, что самый эффективный способ получить к себе интерес, он уже нашёл. Неприемлемое поведение нужно игнорировать. Не ребёнка! Поведение. Как с младенцем. Намочил штанишки? Переодели и всё. Ну намочил, и намочил. Разбил чашку - бывает. Дерётся - коротко объяснить, увести. Суёт пальцы в розетку - так же и т.д.

5. Поощрять хорошее, "правильное" поведение. И вот чтоб ребёнку не пришлось идти от противного и стоять на ушах ради того, чтоб с ним пообщались, нужно замечать его именно тогда, когда он "хороший". А то ведь обычно, если дети играют сами, делают вовремя уроки, остаются опрятными на улице, делятся игрушками, общаются с младшими братьями и сёстрами - это считается нормальным, не требующем похвалы, это то, что ребёнок делать должен, так зачем его за это хвалить или благодарить. Если ребёнок ведет себя хорошо, родители не обращают на него внимания. Хорошее поведение воспринимается как само собой разумеющееся. Если же ведёт плохо, то наказывают. Если сам играет, мама делает свои дела, а вот если орёт - тогда мама всё бросает и бежит к нему. Так, получается, орать-то лучше. Невозможно воспитать, постоянно ругая за ошибки, наказывая за плохое. Это подавляет ребёнка, делает минимальной возможность его развития. Нужно хорошее поощрять. Замечать его и радоваться за ребёнка, радоваться вместе с ним.

Слух – функция, без которой трудно себе представить нашу жизнь. Звуки природы, музыка, любящий голос мамы – все это мы воспринимаем через слуховой анализатор. Но что делать, если вдруг малыш не слышит?

Сначала нужно диагностировать, а глухота ли это? Для этого я вам вкратце расскажу, как развивается восприятие речи малыша на первых этапах жизни.

Первая стадия общения ребенка с внешним миром является крик. С криком малыш рождается, криком дает понять, что ему что-то не нравится. Вначале, так он только привлекает к себе внимание окружающих. Потом начинает учиться общаться. Например, малыш кричит, когда зовет маму, потом затихает и ждет, когда она придет. Если мамы нет, он кричит еще раз. Это, можно сказать, определенный диалог.

1 месяц

Примерно к концу первого месяца малыш реагирует на обращение к нему, на общение. Если Вы станете с ним разговаривать, он сосредоточится, будет внимательно на вас смотреть.

2 месяца

В этот период малыш отвечает улыбкой на обращение к нему. К середине второго месяца ребенок начинает строить гримаску, пытаясь улыбнуться. А к концу второго месяца малыш полноценно улыбается и у него меняется интонация крика. По определенной интонации мама может определить, что хочет ее кроха. Разными видами крика ребенок говорит о том, что ему сыро, холодно, голодно, страшно, больно и т.д. Даже когда малыш может говорить, он периодически использует крик.

3 месяца

Малыш оживляется, когда с ним общаются и улыбаются, реагирует «агуканьем». В основном, в «агуканье» превалируют гласные звуки и согласные «г», «к», «н». Формирование речи начинается до появления первых слов. «Агуканье» так же называют «гулением». Возникает оно вначале третьего месяца. Малыш произносит такие звуки как агу, гы, гэ, агы и др. Интересный факт, но дети всего мира агукают одинаково. Малыш играет звуками, учится произносить новые. Малыш не просто гулит, а зачастую смотрит при этом Вам в глаза. Во время этого процесса малыш учится координировать голос и взгляд одновременно. Старайтесь общаться с малышом, подражая его гулению.

4 месяца

В это время можно услышать первый смех малыша. Появляется он в результате общения со взрослыми. Вначале он кратковременный, но к концу четвертого месяца малыш может смеяться продолжительно.

5 месяцев

6 месяцев

Малыш произносит свои первые звуки «ба», «ма», «да». Это детский лепет. Вначале слоги лепета произносятся отдельно, словно случайно. Потом он достаточно часто повторяет одинаковые слоги. Активизировать гуление можно чтением ребенку стишков (очень простых), пением несложных песенок, много – много разговаривайте, обращаясь именно к нему. В этот момент малыш должен быть у Вас на руках и видеть движение губ. Ребенок всегда стремится к общению со взрослыми. Общение с малышом самый действенный способ к его обучению. Говорите с ним эмоционально. Ребенок начинает понимать интонацию, реагировать на обращение, узнает голоса родных.

7 месяцев

Ребенок пытается привлечь внимание звуками. Для него это игра.

8 месяцев

Начинается «лепет». Это когда ребенок повторяется слоги: «ба-ба», «ма-ма», «да-да», «па-па». Малыш пользуется такими согласными как «п», «м», «б», «к», «г» и гласные – «э», «а».

9 месяцев

Малыш играет в ладушки, общается жестами.

10 месяцев

Ребенок в этот период может произносить 1-2 слова (из серии лепетных). Они должны произноситься в определенной ситуации и малыш должен понимать их значение. Такие слова как «мама», «папа», «баба».

11 месяцев

Малыш оперирует уже тремя словами (из серии лепетных). Может больше. Эти слова так же малыш понимает и использует в определенной ситуации. К этому времени кругозор ребенка расширяется.

1 год

В этот период малыш пользуется примерно 8 словами (из серии лепетных). Понимает слова, понимает значение слов, которые ему говорят, понимает простые просьбы такие, как «на», «дай», «нет», «нельзя».

Определить нарушения слуха у малыша можно самостоятельно уже на 5 месяце. В результате того, что ребенок не слышит своего голоса и голосов окружающих, он не играет с интонацией не «поет». Затем к 6 месяцу у него не появляются первые звуки: «ба», «ма», «да». Самостоятельное развитие речь у ребенка останавливается, так как нарушен слуховой анализатор, ребенок не получает стимуляции к дальнейшему использованию голоса.

Но даже если ваш малыш по какой-либо причине не произносит эти звуки во время не стоит отчаиваться. Проведите первую диагностику слуха сами.

Метод 1

Возьмите шумящую игрушку (погремушку, «говорящую» игрушку) и погремите ей сзади малыша, только сделайте это так, что бы ребенок ее не видел. Если у малыша со слуховым анализатором все в порядке, то он будет реагировать на шум (заплачет или начнет искать игрушку).

Метод 2

Возьмите четыре пластмассовых яйца из-под «Киндер-сюрприза»: в первое насыпьте манную крупу или муку, во второе – гречневую крупу, а третье и четвертое оставьте пустыми. Затем возьмите в одну руку яйцо с манной крупой, а во вторую пустое, поднесите к голове малыша на уровне ушей и одновременно потрясите. Если ребеночек поворачивает глаза или голову к яйцу с манкой – значит слуховой анализатор в норме. Если же первый опыт результата не дал, возьмите яйцо с гречневой крупой, а во вторую пустое и аналогичным образом поднесите к голове малыша и потрясите. Если в этом случае ребеночек среагировал на шум в яйце, то волноваться не стоит.

А вот если ни один из вышеописанных опытов не дал положительного результата обратитесь к сурдологу. Специалист проведет полную диагностику слуха и скажет прогнозы. Так же сурдолог поможет правильно подобрать и настроить слуховой аппарат, что поможет в дальнейшей реабилитации ребенка.

Многие родители не правильно реагируют на диагноз. Начинают пытаться лечить, водят к бабкам и ворожеям, пытаются найти лучших врачей. Но все это занимает драгоценное время которое так необходимо для реабилитации и адаптации ребенка к окружающему миру.

Как только вам стал известен диагноз «сенсоневральная тугоухость» или «сенсоневральная глухота» нельзя терять ни минуты – сразу же надо приступать к корекционно-педагогическим мероприятиям. Специалисты помогут ребенку овладеть речью, чтением, письмом, помогут развить моторику, мышление. Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем лучших результатов можно будет достичь.

— эта проблема, по статистике беспокоит 15% детей.

Некоторые рождаются с патологией, другие имеют приобретенные заболевания. Потеря слуха накладывает негативный отпечаток на детское развитие.

Причины недуга

Существуют различные причины детской патологии. Медицина выделяет 3 группы заболеваний слухового аппарата:

  • врожденная;
  • наследственная;
  • приобретенная.

Врожденная глухота

Причинами врожденной глухоты медики считают осложнения при беременности и родах:

  1. Угроза отслойки плаценты.
  2. Токсикоз.
  3. Резус-конфликт.
  4. Лечение беременной антибиотиками.
  5. Употребление будущей мамою наркотиков, алкоголя.
  6. Активное, пассивное курение беременной.
  7. Стремительность родов.
  8. Затянувшиеся роды.
  9. Внутричерепная травма.

При дефиците кислорода в период внутриутробного развития у малыша развивается глухота.

Наследственная патология

Если у родителей диагностирована наследственная глухота, вероятность аналогичной проблемы у новорожденных будет высокой. При тугоухости одного из родителей риск снижается вдвое. При наследственной патологии часто диагностируется аномальное развитие наружного уха.

Приобретенное заболевание

Развитие патологии происходит по причинам:

  1. Загрязнение слухового прохода. Загрязнение происходит ушной серой, возможно попадание мелких предметов. После обращения к отоларингологу для очистительной процедуры слух восстанавливается.
  2. Воспаление среднего уха. Из-за не вылеченного отита среднего уха повреждается барабанная перепонка, развивается глухота.
  3. Акустическая травм. Если на барабанные перепонки воздействует громкий звук, внезапный кратковременный или продолжительный, это часто приводит к нарушению слуха.

Очень часто причиной тугоухости становятся инфекционные болезни:

  • менингит;
  • паратиф;
  • корь;
  • коклюш.

По месту локализации патологии выделяют типы тугоухости:

  1. Нейросенсорную – поражение звуковоспринимающего аппарата внутреннего уха.
  2. Кондуктивную – поражение звукопроводящего аппарата наружного уха, слуховых косточек.
  3. Смешанную – одновременное нарушение звукопроведения и звуковосприятия.

Как решить проблему

Родители на ранней стадии замечают глухоту сына или дочери.

О развивающемся дефекте слуха свидетельствует много фактов:

  • полугодовалый грудничок игнорирует звуки;
  • ребенок трогает руками ушки;
  • малыш в возрасте 2 лет игнорирует слова.

Более взрослые дети говорят очень громко, садятся близко возле телевизора, требуют усилить звук. Старший ребенок становится агрессивным, замыкается.

Естественной реакцией родителей, если ребенок стал плохо слышать, должна стать консультация врача. После осмотра отоларингологом малыша направляют на аудиологическое обследование для точной постановки диагноза.

Возможны другие варианты инструментальной диагностики:

  • акустическая импедансометрия;
  • отоакустическая эмиссия;
  • электрокохлеография.

Выполняются лабораторные исследования крови.

Полученные результаты обследования дают возможность врачу начать адекватное лечение, применяя следующие методы:

  • медикаментозные;
  • физиотерапевтические;
  • функциональные;
  • хирургические.

Если тугоухость вызвана инфекцией, пациентов лечат нетоксичными антибиотиками. Нередко для восстановления слуха удаляют серную пробку.

Немедикаментозная терапия включает:

  • пневмомассаж барабанной перепонки,
  • электрофорез,
  • иглоукалывание,
  • магнитотерапию.

При кондуктивной тугоухости по причине повреждения барабанной перепонки малышу проводят слухулучшающую операцию. Чтобы улучшить слух при сенсоневральной тугоухости, применяют метод слухопротезирования, при кондуктивной – выполняют кохлеарную имплантацию.

Метод кохлеарной имплантации – новое направление восстановления слуха при глухоте. Другие названия метода: искусственное ухо, электронная улитка.

Оперативное вмешательство проводится для восстановления функции с заменой рецепторного аппарата электронной улиткой. Устройство преобразует, кодирует речевые сигналы, располагаясь вне внутреннего уха.

Родители, узнав, что у малыша наблюдается снижение слуха, нередко поддаются паническим настроениям. Проблема не безнадежна: есть центры реабилитации, дошкольные заведения, школы слабослышащих, помогающие усвоить необходимые знания, приобрести социальные навыки, подготовить к выбору подходящей профессии. Родители должны применить все доступные средства для восстановления функции слуха.

Видео

Действия

При обнаружении первых симптомов необходимо обратиться за помощью профильного врача.

В качестве профилактики нужно раз в год проходить обследование.

Не стоит игнорировать ухудшение слуха, это может повлечь самые серьезные последствия, вплоть до потери слуха.

Действовать следует в зависимости от конкретной ситуации.

  1. Если снижение слуха связано со скачком давления, достаточно сделать пару глотательных движений или глубоко зевнуть.
  2. В случае попадания воды, не пытайтесь извлечь ее при помощи посторонних предметов. Лучший способ принять положение на боку (ухо в которое попала вода, должно быть направлено вниз) и слегка оттянуть мочку уха, делая глотательные движения.
  3. При насморке в первую очередь следует устранить причину осложнения и попытаться снять отек в евстахиевой трубе сосудосуживающими каплями. Данный способ подходит тем, у кого осложнение не носит серьезного характера, в противном случае благоразумнее будет обратиться к врачу.

Современное оборудование позволяет с точностью определить степень серьезности заболевания и причины его появления.

Способы лечения

Что делать если плохо слышит ухо, но при этом оно не болит? Лечение должно назначаться опытным специалистом после проведения диагностики. В зависимости от причин, приведших к увеличению порога слышимости, назначается определенный терапевтический курс.

Если проблема связана с отосклерозом, назначается прием:

  • кальция;
  • фосфора;
  • брома;
  • витаминов определенных групп, в частности В, А, Е.

Хорошо помогают физиопроцедуры, такие как иодовый электрофорез, который помогает снять шум в ушах. В отдельных случаях требуется оперативное вмешательство.

Если утрата слуха объясняется возрастными изменениями, процедуры, связанные с их устранением носят общеукрепляющий характер. Пациентам назначаются препараты, нормализующие обменные процессы и улучшающие кровоснабжение слухового нерва.

Проблемы со слухом, возникшие в результате образования серной пробки, решаются ее удалением. Пробка вымывается определенно направленной струей, подогретой воды.

Нетрадиционные способы

Для лечения потери слуха в народной медицине есть проверенные годами рецепты.

  1. Для уменьшения шума в ухе есть простое народное средство:хорошо помогает горячий отвар хмеля, если пить его ежедневно по стакану в течение месяца, дополнительно закапывая в больное ухо 5-6 капель миндального масла. При необходимости повторить процедуру через месяц.
  2. При атеросклерозе от шума в ухе поможет следующий рецепт: перед завтраком следует употреблять небольшой зубчик чеснока, в целом виде, не разжевывая. Длительность процедуры — один месяц. Для профилактики следует повторять раз в полгода.
  3. Если ухо плохо слышит после неврита, положительный результат дает нагретая соль или песок, завернутые в холщовый мешочек. При воспалении данный способ противопоказан.
  4. Луковый сок является эффективным средством при отите. Используется смесь из четырех капель сока лука и одной капли водки. Полученное средство закапывается в ухо дважды в день по две капли.

Важно помнить, что слух надо беречь в любом возрасте.

Последствия

Плохой слух, или тугоухость, как называют данное заболевание в медицине, оказывает серьезное влияние на жизнь человека. У больного заболевание может развиться внезапно или постепенно, в зависимости от причин, которые его вызвали. Соответственно, его последствия будут тоже отличными.

Наиболее сложно определить тугоухость в раннем возрасте. Но именно в этот период она может привести к наиболее серьезным последствиям. У детей – это нарушение речевой функции. Словарный запас и сама речь развивается с существенной задержкой или не развивается вовсе. Если вовремя не диагностировать заболевание и не принять меры для его лечения, это приведет к уменьшению области головного мозга, которая отвечает за слух, в размерах. Со временем она может полностью атрофироваться. Даже при последующем успешном лечении тугоухости, восстановить функции мозга практически невозможно.

Тугоухость, вызванная инфекционными заболеваниями, может привести к их хроническим формам, например, хроническому отиту. В результате присутствия постоянной инфекции тугоухость будет прогрессировать. Конечной формой становится полная глухота. В некоторых случаях запущенная тугоухость лечится только хирургическим методом.

Во взрослом возрасте плохой слух приводит не только к нарушениям речи, способности читать, но и сказывается на психоэмоциональном состоянии. Это откладывает свой отпечаток на характер больного.

Постепенно нарушение слуха приводит к заметному изменению поведения больного. Он более враждебно воспринимает окружающий мир. Чем сильнее прогрессирует тугоухость, тем более оборонительную позицию занимает человек. В результате это приводит к постоянному ощущению изолированности от окружающих и собственной отверженности.

Чем меньше человек слышит фраз или подсказок от окружения, тем сильнее у него развивается депрессия и происходит нарушение краткосрочной памяти. Во время разговоров для больных с нарушениями слуха характерны две противоположные модели поведения. В первом случае они стараются доминировать, во втором, уклоняться. В случае если фоновый шум превышает порог их слышимости, то они уклоняются от группового общения. Следовательно, больше ограничивают социальные контакты, отказываются от обращения за помощью.

В любом возрасте тугоухость приводит не только к нарушению здоровья, но и невозможности нормально строить социальные связи.

Диагностика

Диагностика тугоухости необходима для того, чтобы определить степень заболевания и выявить причины, которые привели к его образованию. Основная задача диагностического исследования сводится к выявлению уровня поражения, стойкости тугоухости, ее характера.

Врач отоларинголог проводит ряд процедур:

  • внешний осмотр головы, шеи, ушной раковины;
  • речевую аудиометрию;
  • отоскопию;
  • камертональные пробы;
  • запись тональной пороговой аудиограммы;
  • исследование среднего уха и барабанной перепонки.

Внешний осмотр необходим для выявления травм, которые могли привести к потере слуха. Исследования среднего уха и барабанной перепонки показывают, есть ли острые инфекционные заболевания (отит) и инородные предметы в слуховом проходе.

Речевая аудиометрия является наиболее простым способ определить тугоухость. Выделяют речевую и шепотную аудиометрию. В простом случае врач шепотом произносит ряд фраз, которые больной должен услышать и повторить. В более сложных ситуациях применяется специальный аппарат – аудиометр. Электроакустический прибор издает звуки разной интенсивности и тональности. С его помощью записывается тональная пороговая аудиограмма.

Камертонные пробы – это диагностическое исследование с помощью камертонов, которые отличаются частотой звучания. С их помощью определяется как костная, так и воздушная звукопроводимость уха. Данный метод относится больше к субъективной диагностике, так как полностью зависит от мнения врача. По результатам исследований назначаются консультации у врачей сурдолога и отоневролога.

Наиболее сложно выявить тугоухость маленького ребенка. Главную роль играет внимательность ребенка.

В качестве основных причин для обращения к специалисту можно назвать:

  • отсутствие реакций на оклик или иной резкий звук;
  • невозможность определить источник звука;
  • небольшой словарный запас или его полное отсутствие в возрасте более двух лет.

Народные средства

Чеснок – это средство от всех болезней. Его активно используют при лечении тугоухости. При этом отмечается, что он помогает восстановить слух даже при полном его отсутствии. Умельцы выделяют три основных рецепта, связанных с чесноком.

  1. Чесночные капли. Для их приготовления необходимо выжать свежий сок чеснока и смешать его с оливковым маслом в соотношении 1:3. В больное ухо закапывают по 2-3 капли в течение двух недель. После чего делается перерыв и процедура повторяется.
  2. Турунды из чеснока. Чеснок натирается на терке и смешивается с камфорным маслом. На каждый зубчик берется 2-3 капли масла. Полученную массу кладут в бинт и скатывают турунды. Их вставляют в ушной проход на ночь в течение двух недель.
  3. Настойка из чеснока. Для ее приготовления необходимо залить 300 грамм чеснока 0.5 литра спирта и настоять их в течение трех недель в темном месте. Полученную настойку пьют 1 раз в день. На стакан молока добавляют 20 капель.

При шуме в ушах очень хорошо помогает настойка мелиссы. Для ее получения необходимо 1 часть травы залить 3 частями спирта или водки. Настойка выдерживается в темном месте 7 дней. Поле этого ее можно закапывать в больное ухо по 3-4 капли. Если настойки по ряду причин использовать нельзя, то можно приготовить отвар из мелиссы и принимать его по 2 столовых ложки 5-6 раз в день.

Существуют и другие методы народной медицины для улучшения слуха. Очень хорошо зарекомендовал себя прополис, клюква, лавровый лист, лук, монетки из меда и медовая калина.

Профилактические меры

Для профилактики потери слуха необходимо применять комплексные меры.

  1. Периодические осмотры у ЛОР врача.
  2. Своевременная диагностика и грамотное лечение инфекционных заболеваний дыхательных путей (ринит, синусит, ангина, гайморит и т.д.).
  3. Регулярное обследование детей на выявление тугоухости.
  4. Удаление аденоидов, до появления проблем со слухом.
  5. Своевременное выявление и грамотное лечение острого отита среднего уха.
  6. Вакцинация против краснухи на этапе планирования детей.
  7. Профилактика нервного напряжения и стресса во время беременности.
  8. Обучение правильной технике сморкания.
  9. Отказ от применения ватных палочек и других средств для чистки ушных раковин.

– Очень часто в своей работе детского психолога я сталкиваюсь с жалобами родителей на сложности воспитания, в частности такими: почему нужно десять раз повторять одну и ту же просьбу? Почему ребенок слышит и выполняет мое требование только тогда, когда я уже начала кричать? Почему часть моих просьб вообще игнорируется, как будто я и не просила ни о чем? – говорит Виттория.

Все подобные вопросы касаются одного явления, которое называется «избирательная глухота». Конечно, речь не идет о физическом нарушении слуха у ребенка, ведь приятные просьбы, ласковые слова, интересные беседы взрослых ребенок прекрасно слышит и правильно реагирует на них. Однако нарушение все же есть, но оно лежит совершенно в другой области – области коммуникаций. Оказывается, что не всегда бывает просто донести свою просьбу до ребенка так, чтобы он ее услышал и сразу же начал исполнять.

Причины

Одной из причин игнорирования ваших просьб ребенком является его возраст и особенности нервной системы . Понаблюдайте за малышом, который занят крайне интересным для него делом. В этот момент для него действительно не существует ничего вокруг. И если в этот момент озвучить просьбу, каковы у родителя шансы быть услышанным? Они практически равны нулю. Кроме того, быстро, как взрослый, переключаться с одного вида деятельности на другую ребенок просто не в состоянии, поэтому указание закончить игру на планшете и идти мыть руки перед обедом, скорее всего, останется без ответа.

Мама четырехлетней Иры жалуется, что девочка никогда не слышит с первого раза ее просьбы. На приеме выясняется, что в основном проблема касается ситуаций, когда Ирочка сидит у телевизора или играет на планшете. Прямо в моем кабинете устраиваем эксперимент – мама включает ребенку мультик. Иришка полностью погружается в просмотр. Через небольшое время по ее отрешенному виду становится понятно, что действие на экране полностью поглотило ребенка. Договариваемся с мамой, что в следующий раз перед началом просмотра Ире будет сказано, до какого места она может смотреть мультфильм, а также мама должна рассказать ей, что они будут делать после того, как просмотр будет закончен – идти за стол, собираться на улицу и т.д. Эффект от таких простых действий оказался очень результативным.

История из жизни

Простые правила

Правила помогут вам легче доносить до ребенка дошкольного возраста свои пожелания. Если ребенок занят чем-то увлекательным, а вам требуется, чтобы он закончил свое дело и выполнил вашу просьбу, не кричите из другой комнаты в надежде, что будете услышаны. Для начала дойдите до малыша. Посмотрите, что его так увлекло. Если есть время, задайте ему пару вопросов, относящихся к его занятию. Ваше внимание настроит ребенка на позитивный лад.

После этого постройте свою фразу следующим образом: «Я вижу, ты очень увлечен постройкой гаража. Ты уже сложил два этажа, а впереди еще столько работы – нужно построить пандус для заезда машин, организовать здесь мойку и заправку! Ты все так здорово придумал! Давай не будем разбирать эту постройку, она очень классная. Но сейчас пришло время обеда, и пора заканчивать игру. Тебе нужна еще пару минут, чтобы достроить третий этаж, или ты уже сейчас можешь прерваться, чтобы идти мыть руки?»

Таким образом взрослый показывает ребенку, что его игра – это важное и интересное дело. Он дает возможность закончить ее, а не бросать тут же, предупреждает о дальнейших событиях заранее. Все эти действия увеличивают шансы на послушание многократно!

Конечно, далеко не всегда мы располагаем достаточным временем, чтобы вести длинные беседы с ребенком перед тем, как озвучить свою просьбу. Возьмите на вооружение следующий способ: обнимите ребенка за плечи или дотроньтесь до руки, посмотрите в глаза, назовите по имени и начните свою просьбу словами: «Маша, сейчас очень важно, чтобы ты меня послушала. Мы опаздываем в поликлинику, поэтому прямо сейчас нужно отложить игрушки (ты сможешь доиграть в эту игру вечером) и надевать платье и носки. Они уже ждут-не дождутся тебя на диване».

Очень важно похвалить ребенка, если он сразу послушался. Причем лучше всего сказать: «Как здорово, что у меня растет такая внимательная девочка! Мне не нужно было повторять десять раз свою просьбу: я всего один раз попросила, а ты сразу услышала. Какая же ты молодец! Теперь мы наверняка успеем к врачу, а по дороге я расскажу тебе интересную историю».

Если «глухота» сопровождает непослушание

Ко мне на развивающие занятия для малышей ходит няня с двухлетним Даней. Это очень смышленый мальчик, привыкший всегда добиваться от взрослых желаемого. Когда какое-то из заданий кажется ему не очень интересным, он начинает бегать вокруг общего стола и опрокидывать детские стульчики. Няня бросается за ним в погоню, выкрикивая: «Даня, перестань! Даня, так нельзя!», при этом умиляясь его детской непосредственности и улыбаясь. Так продолжается до тех пор, пока все стульчики не улягутся ножками вверх или пока няня все же не догонит Даню. При этом малыш воспринимает данную ситуацию как веселую игру и даже не собирается слушаться.

История из жизни

Понаблюдав за этим поведением несколько занятий, я договорилась с няней, что отныне она больше не будет гоняться за мальчиком (таким образом, мы исключаем элемент игры и веселья). Вместо этого она объявит Дане, что тот должен будет сам поднять каждый стул, который уронит (так ребенок столкнется с последствиями собственных действий).

Первый раз Даня искренно не понимал, почему никто не обращает на него внимания и уложил на пол всего три стула из шести. И сначала очень не хотел ставить их на место. Однако няня с моей помощью была настойчива. К слову сказать, Дане потребовалось еще два занятия для полного преодоления привычки к опрокидыванию стульчиков. А няня приобрела важный опыт: для того чтобы ребенок услышал просьбу, важно самому относиться к ней серьезно, а также всегда сталкивать малыша с последствиями собственного непослушания. Этот способ всегда эффективнее нравоучений.

Напоминания, которые не работают

Как быть с просьбами, которые относятся к выполнению ежедневных бытовых действий, например, мытье рук после прогулки, чистка зубов перед сном, уборка игрушек? Порой родители прикладывают поистине титанические усилия для того, чтобы приучить детей делать это без напоминаний, и уж тут избирательную глухоту можно встретить чаще обычного.

Чтобы не повторять ежедневно бытовые просьбы, заведите карточки с картинками, на которых будут изображены необходимые действия. Так, в коридоре можно повесить карточку с ровно стоящей обувью, аккуратно висящей одеждой и изображением ребенка, моющего руки. В игровой – карточку с игрушками, расставленными по местам и т.д. Такие изображения помогают дошколятам не забывать домашние правила. И вместо «Я сколько раз говорила, что нужно мыть руки после прогулки!» можно обойтись просто указательным жестом в сторону висящих картинок.

Доходчивые просьбы

Как часто вы используете такие общие указания как: «Уберись здесь!», «Прекрати!», «Веди себя прилично!» или просто окрик по имени? Подобные формулировки звучат очень смутно и расплывчато – ребенок не всегда может точно понять, что вы хотите от него в данный момент. Поэтому ему проще всего их просто проигнорировать, включив «избирательную глухоту», нежели пытаться исполнить неясную инструкцию.

Конкретные простые указания помогают ребенку легче сконцентрироваться и понять, что от него в точности ожидают. Вместо «Уберись тут!» произнесите: «Сложи эти машинки в коробку, а книжки поставь на полку». Вместо «Веди себя прилично!» скажите: «Пожалуйста, разговаривай обычным голосом и тише». Окрик по имени замените фразой: «Я хочу, чтобы ты подошла и взяла меня за руку».

Еще один способ борьбы с «тугоухостью» – предупреждение о последствиях. Например: «Сейчас я хочу запустить посудомойку. Тот, кто не принесет мне свою посуду, будет мыть ее вручную». Или: «Время убирать игрушки. А кто не услышит, что пришло время уборки, вечером будет сидеть без игрушек. Потому что у нас есть правило – кто игрушки не убирает, тот с ними больше не играет». Подобные формулировки лишают вас необходимости сто раз повторять одну и ту же просьбу.

Чтобы дошкольник мог сам контролировать время, когда ему заканчивать игру, просмотр мультфильмов или любое другое интересное занятие, подарите ему песочные часы – на них наглядно видно течение времени. Имея перед глазами это полезное устройство, ребенок уже не сможет «забыть», что время игры подходит к концу и скоро нужно будет заняться чем-то другим по вашей просьбе.

Бывает, о том, что ребенок не различает звуки, родители узнают не сразу. Пройдут месяцы, прежде чем станет ясно: кроха не реагирует на шум... С этого момента начинается борьба за его слух. Победа будет за вами!

Ты вышла из кабинета врача с листком в руках. На нем не просто буквы - там настоящий приговор. Ребенок не слышит... Диагноз окончательный.

Возможно, потом еще несколько недель (а то и месяцев) ты будешь ходить по кабинетам в надежде, что кто-нибудь из медицинских светил скажет: «Поздравляю, мои коллеги ошиблись!». Но этого не происходит. Один за другим доктора подтверждают: глухота.

Обида, тревога, растерянность... Это будет... А потом ты поймешь: да ведь все не так уж и страшно! Твоя кровиночка видит, чувствует, понимает. Он такой смышленый, но ему невдомек, что он чуть-чуть отличается от других детей. Однако, если вы хорошенько с ним поработаете, сотрется и эта граница.

Ищем разницу!

Начнем с главного. Нет одинаково неслышащих детей.

Медики разделяют слуховую недостаточность на два вида: тугоухость и глухота.

При тугоухости малыш слышит очень слабо. Но его можно научить некоторому количеству слов. Произносить их он будет не так, как обычные ребятишки, но ведь будет!

Выделяют три степени туго-ухости (по Л. В. Нейману):

Первая Кроха слышит достаточно громкую речь на расстоянии не более 1-2 метров. Ему несложно начать говорить.

Вторая Малыш слышит максимум в метре от собеседника. Разговаривать ему тяжелее.

Третья Ребенок слышит плохо, даже если произносить слова у самого его уха. Он практически не может общаться.

При глухоте самостоятельно овладеть речью абсолютно невозможно. К сожалению...

Но, оказывается, глухих деток тоже можно разделить на группы. По какому критерию? В зависимости от объема воспринимаемых частот.

Ребятишки с минимальными остатками слуха (I и II группы глухоты) могут воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (громкий крик, сигнал машины, удары в барабан).

Глухие дети с остатками слуха (III и IV группы) в состоянии воспринимать и различать на близком расстоянии значительно больше звуков (всяческие музыкальные инструменты, громкие голоса животных, звонок в дверь).

Своевременная диагностика

Очень важно как можно раньше (пока речь не развита) выявить у ребенка патологию слуха.

Внимание! Для этого нужно вовремя проходить профилактический осмотр у отоларинголога. Обязательно обращаться к врачу, если появились сомнения относительно сына или дочки.

Доктор обследует малыша и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где будет проведена тщательная диагностика.

Чтобы приблизительно оценить, слышит младенец или нет, можно использовать «гороховый метод». Для этого пластмассовую коробочку нужно наполнить на 1/3 крупой и потарахтеть ею у уха ребенка. Срочно обратись к лору, если у крохи отсутствует реакция на звук емкости:

с горохом - в 3 месяца;

с гречкой - в 4-5 месяцев;

с манкой - в 6 месяцев и старше.

Если медики обнаружили, что у малютки все же есть проблемы со слухом, важно не затягивать с лечением.

Скажем сразу: чудодейственных процедур и волшебных таблеток, которые бы смогли подарить ребенку слух, в нынешней медицине не сущест-вует. Но это не значит, что ему нельзя помочь.

Зачастую единственной возможностью компенсировать потерю слуха у крохи является протезирование современным слуховым аппаратом. Это сложное техническое устройство, которое необходимо приобретать и настраивать исключительно индивидуально. Правильно подобранный, он позволит малышу окунуться в мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценно развиваться.

Вживить такой прибор в ушко крохи нужно как можно быстрее. Но зачастую останавливает сумма, которую приходится платить за аппарат и операцию. Да, это недешево. Некоторые семьи добиваются помощи от государства, хотя большинству остается надеяться лишь на поддержку благотворителей.

А ведь терять время никак нельзя! Врачи настоятельно рекомендуют сделать операцию до того, как ребенку исполнится 3 года. Тогда он сможет научиться правильно говорить и воспринимать чужую речь.

Из мира глухих - в мир слышащих

ама и папа, станет ли ваш малыш счастливым, сможет ли он адаптироваться в мире, зависит только от вас. Родительский оптимизм - это маяк позитива в судьбе ребенка: «Если родные верят в меня, значит, я смогу!» И он сможет, уж не сомневайтесь!

Ведь патология слуха - это более тяжелое функциональное нарушение, чем может показаться на первый взгляд. Без слуха нет языка, без языка нет обучения. Именно поэтому для глухого ребенка так важен язык жестов как альтернатива разговорному языку. Даже если он научится хорошо говорить, сей способ общения никогда не помешает. Это точно!

Помните, как только врач установит диагноз, сразу же приступайте к занятиям с малюткой. Чем раньше начнете, тем лучше будет результат. Существует великое множество методик.

Заниматься с крохой можете вы сами, но непременно под руководством специалистов.

Итак, малыш понемногу начал говорить, хотя его речь часто напоминает иностранную. С аппаратом ему гораздо легче понимать окружающих людей, наверняка он делает успехи, а возможно, умеет уже читать и писать. Но хочется узнать: как он проводит досуг? С кем общается, дружит?..

Дело в том, что иные взрослые слишком озабочены образовательной стороной жизни карапуза (это можно понять), но не задумываются о его месте в социуме.

Тебе неловко от реакции окружающих на невнятную речь малыша и ты стараешься избегать встреч с незнакомыми людьми? Зря! Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты. Разве ваш кроха болеет заразным недугом или может причинить вред другим деткам? Отнюдь...

Старайся создать пространство доброжелательного отношения к своему ребенку. Не только родственники, но и знакомые должны знать, что вы занимаетесь с малышом, учите его говорить, слушать, понимать речь других.

И они вам помогут. Правда!..

Держим ухо востро

Начиная воспитывать и обучать ребенка с нарушением слуха, родители должны сделать самый ответственный выбор: выбор методики обучения. На сегодняшний день их существует множество. О них нетрудно узнать на всевозможных интернет-сайтах, в специализированных садиках, на приеме у хорошего логопеда, дефектолога.

Для того чтобы сделать выбор, маме и папе необходимо ответить на ряд вопросов: каким они хотят видеть своего ребенка в будущем, как они будут общаться с ним, каких друзей желают видеть рядом с малышом, в какой школе он будет учиться, какую профессию сможет выбрать, где будет работать, как станет жить без них? Но самый главный вопрос, на который они должны ответить, - это сколько душевных, физических и материальных сил готовы потратить на воспитание и обучение своих слабослышащих сыночка или доченьки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.