Купить диплом вуза в россии, диплом института, университета, академии. Что есть активное воображение

Основные инструменты юнгианской терапии, названые самим К.Г. Юнгом – это анализ сновидений (методом амплификации, а не свободных ассоциаций) и метод активного воображения. Что мы знаем об этом методе? Не так уж много.

Отголоски этого метода мы находим в арт-терапии, даже в телесно-ориентированный практиках. Однако, этот метод значительно глубже и… опаснее. И даже отдает магией, алхимией и шаманскими практиками мексиканских индейцев.

К тому же этот метод с одной стороны доступен всем для самостоятельной работы, поскольку, суть его в том, что психолог вмешивается наименьшим образом в ход этого процесса, который происходит в уме анализанда, с другой стороны он недоступен из-за своей специфики. Это как медитация. Она доступна, вроде бы всем, но кто ее практикует? А из тех, кто практикует, кто уверен, что делает ее правильно ? Отчетом о «правильности» может быть внутренняя удовлетворенность и убежденность в этом. Как говорится, успех – вот твое доказательство. Субъективное, однако.

Активное воображение — путь к индивидуации, говорят юнгианцы. Почти никто не понимает что значит это слово. Как слово «самоактуализация» у А. Маслоу. Я приведу несколько цитат Марии Луизы Фон Фран, ученицы и духовной дочери К.Г. Юнга, которые прольют свет на практику активного воображения и его роль в развитии и исцелении личности с точки зрения К.Г. Юнга. Ниже есть цитата с определением «индивидуации» самого мэтра.

«Кроме своего защитного качества, активное воображение является даже в большей степени проводником того, что Юнг назвал процессом индивидуации. То есть полной и сознательной самореализации индивидуальной целостности». [М.Л. Фон Франц Психотерапия ]

Что же такое метод активного воображения? Это -путь для установления связи с бессознательным.

Сознательно установить связь с содержанием своего бессознательного можно различными способами арт-терапии. Юнг говорит о рисовании и лепке, реже танце. Связь происходит преимущественно за счет описания внутренних явлений. Однако, что часто остается «за кадром» арт-терапии, так это беседы с внутренними фигурами .

«В отличие от снов, которые представляют собой чистый продукт бессознательного, активное воображение дает выражение психическому фактору, который Юнг назвал трансцендентной функцией. (Это та функция, которая осуществляет синтез сознательной и бессознательной личности)» , — пишет М.Л. Фон Франц в «Психотерапии».

Активное воображение часто путают с пассивным, так называемым внутренним кино. С медитацией, грезами и мечтами.

«Но активное воображение, которое Юнг также с долей скептицизма называл «скрытым психозом», отличается от этих форм фантазирования тем, что человек полностью сознательно входит в событие. [Там же]. И «Фантазии, наполненные исполнением желаний, имеют менее, чем ничего общего с активным воображением.» [Там же]

«Не всегда можно порекомендовать использование активного воображения для анализандов. Оно ограничено уже тем фактом, что довольно много людей просто не могут преодолеть свое сопротивление по отношению к нему. Более, того, в случае латентного психоза или пограничных состояний это очень опасно. Использование активного воображения показано либо когда есть усиливающееся давление бессознательного. То есть, когда сновидений или слишком много, или когда эта часть жизни блокирована и нет потока».

«Элемент быстрого, результативного самоосвобождения от навязчивых аффектов и идей делает активное воображение особенно важным инструментом для самого врача. К.Г. Юнг даже полагал, что аналитику совершенно необходимо освоить данную медитативную технику. Как мы знаем, сильные эмоции очень заразны, и для аналитика трудно, хотя об этом обычно не говорят, избавиться от их пагубного влияния. Это особенно важно, если в тот же самый день должны прийти другие анализанды; в конце концов, их нельзя принимать в таком нарушенном состоянии, распространяя таким образом заразу еще дальше. Однако, всегда можно поместить себя в короткое активное воображение — в таких случаях редко требуется больше 10 минут — и освободиться таким путем» [Там же].

Как же выполняется активное воображение? М.Л. Фон Франц приводит 4 фазы этого процесса с различными уточнениями и предостережениями о возможных ошибках. В целом, процесс выглядит следующим образом:

Фазы активного воображения.

  1. Остановить внутренний диалог. Здесь как раз поможет рисование, песочная терапия и прочее творчество, захватывающее мысли.
  2. Позволить образам из бессознательного проникнуть в область внутреннего восприятия. При этом не следует как концентрироваться на образе, так и «запускать внутренне кино», находясь абстрагированным свидетелем.
  3. Третья фаза состоит в том, чтобы дать внутренним фантазиям форму. То есть, нарисовать, вылепить, станцевать свои восприятия. Первый тип ошибок в этой фазе в том, что результату деятельности придается слишком эстетическая форма, уводящая от сути, второй тип – в том, что работа выполнена совсем небрежно.
  4. Основная фаза, которая упускается в большинстве техник на основе воображения. Это – моральная конфронтация с тем материалом, который был произведен.

Естественно, эти фазы активного воображения легче описать, чем совершить в реальности. Несмотря на то, что если прочитать и освоить материал полностью и помнить обо всех ошибках. Это как с медитацией (повторюсь). Даже те, кто открывает для себя, что интуитивно они входили в состояние медитации, и пребывали в нем, то пытаясь сделать это по описанию в книгах у них ничего не получалось, потому что это – совсем другая, практически невыполнимая история.

«Новый (или, скорее очень давний) подход к активному воображению описан в книгах Карлоса Кастанеды. Это – метод шамана ДонаХуана, который он назвал сновидением. За ним стоят древние традиции мексиканских индейцев-шаманов. Ходят слухи, что многое в этих книгах было придумано Кастанедой, хотя и на основе подлинного материала шаманов. «Сновидение» — несомненно часть этого подлинного материала. Оно- исключительно индейское и никогда не могло бы быть изобретено белым человеком. «Сновидение достигается при помощи внешних явлений природы. Учитель Дон Хуан берет Кастанеду на прогулку в дикие пустынные места. В вечерних сумерках Кастанеда думает, что видит темную фигуру умирающего животного. Испуганный до смерти, он хочет бежать прочь, но затем вглядывается более пристально и видит, что это всего лишь сухая ветка. После всего Дон Хуан говорит: «То, что ты сделал, - это отнюдь не триумф. Ты зря растратил прекрасную силу - силу, вдохнувшую жизнь в сухой хворост. Ветка действительно была зверем, реальным зверем, и этот зверь был жив, когда сила коснулась ветки. И поскольку сила делала его живым, весь фокус состоял в том, чтобы, как в сновидении, сохранять образ зверя как можно дольше» [К. Кастанеда, «Путешествие в Икстлан»].

То, что Дон Хуан называет здесь силой, - это мана, мулунгу и т.д., другими словами, энергетический аспект коллективного бессознательного. Из-за обесценивания своей фантазии вследствие рационального её рассмотрения, Кастанеда растратил силу и упустил шанс «остановить мир» (это выражение Дона Хуана для приведения эго-мышления к остановке). Дон Хуан также называл такое сновидение «контролируемой глупостью », что отсылает нас к замечанию Юнга о том, что активное воображение является «добровольным психозом ».

Такая разновидность активного воображения с использованием внешних природных объектов напоминает об искусстве алхимиков, которые проводили своё активное воображение с металлами, растениями и камнями, но с одним отличием: у алхимиков всегда был сосуд. Сосуд был их imagination vera et non fantastica или их theoria. При этом они не теряли себя, но обладали неким «пониманием» событий в буквальном смысле, нечто вроде религиозной философии. Дон Хуан также обладал таким пониманием, но он не мог передать его Кастанеде и всегда был вынужден занимать лидирующую позицию.

Как мы уже упоминали, ритуалы, сопровождающие активное воображение, чрезвычайно эффективны, но также опасны. В этом случае часто констеллируется большое количество синхронистичных событий, которые легко интерпретировать как магию. Люди, находящиеся под угрозой превращения в психотиков, также часто ошибочно интерпретируют такие события очень опасным образом.» [М.Л. Фон Франц Психотерапия»]

Поэтому, прежде чем самостоятельно осваивать какие либо практики, удостоверьтесь в том, что вы имеете на это основания. Как в этой притче:

Жил-был в одной стране король, и было у того короля множество слуг и еще больше подданных. А еще в его правительстве было много министров.

И вот дошли как-то до короля слухи, что один из его министров пользуется тайными знаками, да еще бормочет какие-то странные заклинания.

Потребовал король от своего министра объяснений, и тот охотно все рассказал. Он поведал, что действия его направленны на овладение духовным миром.

Король был ужасно озадачен и обеспокоен. Как же так? Оказывается, существует целый мир, который ему не подвластен!

Мучась сомнениями, хитрый король выслушал своего министра, который чистосердечно рассказал ему все, что мог. Однако, когда король потребовал от министра научить его пользоваться этими знаками и заклинаниями, тот ответил: «Нет, Ваше Величество, к сожалению, это невозможно. Я не имею права посвящать Вас в эти знания».

Король, испугавшись, что он может утратить свою власть, и не желая, чтобы министры заметили это, отправил гонцов во все концы своей страны на поиски знающих людей,

И нашел-таки человека, которого ему удалось заставить научить его пользоваться знаками и мантрами.

Встретив через некоторое время министра, он с гордостью продемонстрировал ему знаки, сопроводив свои действия произнесением заклинаний, и в заключение спросил его, все ли правильно он сделал.

В ответ министр рассмеялся от всей души. «Нет, не правильно, — ответил он. – Хотя, конечно, это правильные знаки и правильные мантры. Но у Вас, Ваше величество, нет права ими пользоваться».

Тогда король потребовал он него пояснений, что все это значит. В отчет на это министр подозвал слуг и повелел им: «Арестуйте Короля!»

Слуги отказались выполнять такой приказ, и, сколько министр не настаивал, его приказ так и остался невыполненным.

Королю надоело наблюдать это представление, оно показалось ему весьма глупым, и он отдал приказ слугам: «Арестуйте этого министра!»

И слуги тотчас заковали министра в цепи.

Хохоча во все горло, министр сказал королю: «Вот Вы и получили ответ на свой вопрос.»

«Каким образом?», — удивился король.

И министр ответил: «И приказ, и исполнители были одни и те же, а вот право отдавать такой приказ есть не у каждого. Когда приказ отдал я, никто и не подумал его исполнять, а вот когда его отдали Вы, Ваше величество, он был исполнен немедленно.

Как у короля, у Вас есть власть над Вашими подданными, а у меня есть власть над этими знаками. Для того, чтобы знаки и слова начали действовать, нужно получить власть над ними.

И король понял то, что хотел сказать ему министр.

Активное Воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия. Несмотря на то, что этот метод применялся многими людьми и его огромная практическая ценность уже хорошо доказана, о нем мало кто знает, за исключением последователей юнгианства. А многие из тех, кто слышал о нем, считают, что разбираются в нем не настолько хорошо, чтобы применять его на практике.

В данном разделе этой книги мы исследуем основные концепции Активного Воображения, рассмотрим некоторые примеры и узнаем метод пофазового подхода, который вы сможете применять, занимаясь Активным Воображением самостоятельно.

В сущности, Активное Воображение - это диалог, который вы ведете с различными частями вашего «я», живущими в бессознательном. В определенном смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, вы не спите и полностью осознаете происходящее. Это, собственно, и является отличительной чертой этого метода. Вместо того чтобы погружаться в сон, вы, бодрствуя, погружаетесь в воображение. Вы позволяете живущим в бессознательном образам подниматься на уровень вашего воображения, как это они делают в сновидениях, посещающих вас во время сна.

В вашем воображении вы начинаете говорить с вашими образами и взаимодействовать с ними. Они вам отвечают. Вы с удивлением узнаете, что они выражают точки зрения, прямо противоположные тем, что содержатся в вашем осознающем разуме. Они рассказывают вам о вещах, существование которых вы до сих пор не осознавали, и сообщают вам мысли, до сих пор неведомые вашему осознающему разуму.

Большинство людей в процессе Активного Воображения ведет оживленную беседу, обменивается мнениями с внутренними фигурами, пытается примирить противоположные точки зрения, даже обращается за советом к живущим в бессознательном мудрецам. Но не все беседы ведутся посредством слов.

Вероятно, самым первым зарегистрированным применением Активного Воображения в его современной форме было видение Юнга, в котором не прозвучало ни единого слова, зато имело место активное взаимодействие между его осознающим разумом и образами, появившимися из его бессознательного. Это было одно из тех событий, благодаря которым Юнг понял, что он может входить в свою фантазию, осознанно в ней участвовать и превращать ее в активный обмен между осознающей и бессознательной энергетическими системами.



"Я сидел за своим столом и снова обдумывал все свои опасения. Затем я позволил себе «упасть» Неожиданно возникло такое ощущение, будто земля, в буквальном смысле этого слова ушла у меня из-под ног, и я полетел в черную пропасть. Я не мог избавиться от чувства страха. Но затем, пролетев не такое уж большое расстояние, я приземлился на ноги, почувствовав под ними мягкую липкую массу. Я ощутил огромное облегчение, хотя и находился в непроглядной тьме. Через несколько минут мои глаза привыкли к мраку, который напоминал, скорее, глубокие сумерки. Передо мной находился вход в темную пещеру. Посреди входа стоял гном с высохшей, словно у мумии, кожей. Я протиснулся мимо него в пещеру и побрел по доходившей мне до колен ледяной воде к другому ее концу, где я увидел сверкающий красный кристалл лежащий на скальном выступе. Я схватил камень, поднял его и обнаружил под ним пустоту. Поначалу я ничего не мог разглядеть, но затем увидел поток воды. Этот поток пронес мимо меня труп молодого светловолосого человека с раной в голове. За ним последовал гигантский черный скарабей, а потом красное солнце поднялось из водных глубин"

Активное Воображение помогает лучше понять» что возникающие в воображении образы на самом деле являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас части нашего «я». Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашего бессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают "своим собственным разумом", они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают, зачастую просвещают, а иногда и оскорбляют наше эго

Хотя Юнг высоко ценил сны, он считал Активное Воображение еще более прямым путем к бессознательному. Разница заключается в следующем: когда вам что-либо снится, вы действительно, получаете сигналы от бессознательного, но ваш осознающий разум в этом процессе не участвует. Когда вы просыпаетесь, осознающий разум может вспомнить сон и задуматься над его значением, но во время самого сна осознающий разум бессилен. С Активным Воображением все наоборот - в этом случае осознающий разум бодрствует. Он осознанно принимает участие в событиях.

В снах события происходят исключительно на уровне бессознательного. В процессе Активного Воображения, события происходят на уровне воображения, которое не относится ни к осознающему разуму, ни к бессознательному, а представляет собой "место встречи", "нейтральную полосу", на которой осознающий разум и бессознательное встречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себе элементы и того, и другого. Два уровня сознания сливаются друг с другом на поле воображения, подобно двум рекам, которые впадают друг в друга, чтобы создать один мощный поток. Они дополняют друг друга; они начинают работать вместе, и, в результате, ваша полная личность начинает преобразовывать себя в единство. Диалог осознающего разума с бессознательным, приводит в действие высшую «божественную» функцию, «я», которое представляет собой синтез этих двух уровней сознания.

Любопытно, что, когда человек начинает заниматься Активным Воображением, количество его сновидений резко сокращается. Если вы серьезно относитесь к этому искусству как к особому способу медитации, то вы ассимилируете содержимое бессознательного раньше, чем у него возникнет потребность передать его вам посредством сна. Решение поставленных сновидениями проблем происходит в процессе Активного Воображения.

Ввиду связи между снами и Активным Воображением, Юнг прописал Активное Воображением людям, которых каждую ночь посещало такое количество сновидений, что они были просто не в состоянии разобраться в них посредством обычной работы со снами. Когда вы начнете регулярно заниматься Активным Воображением, то обнаружите, что количество ваших сновидений резко сократилось, стало меньше повторяющихся сновидений, а сами сновидения стали более «сфокусированными». Когда вы решаете ваши проблемы посредством Активного Воображения, вашим снам нет нужды часто повторяться.

Суть Активного Воображения заключается в вашем осознанном участии в процессе воображения. Этот, вид воображения потому и называется активным, что эго, на самом деле, входит во внутренний мир, гуляет там, беседует, спорит, заводит себе друзей и наживает врагов среди населяющих этот мир личностей. Вы осознанно играете роль в спектакле вашего воображения. Вы заводите разговор с другими исполнителями, обмениваетесь точками зрения, вместе отправляетесь навстречу приключениям и, в конце концов, учитесь сами и учите других.

Это качество отличает Активное Воображение от обычной, пассивной фантазии. Пассивная фантазия - это сны наяву, вы, словно в кинотеатре, просто сидите и наблюдаете за потоком фантазии, проникающим в ваш мозг. Пассивная фантазия - это процесс, в котором вы не принимаете осознанного участия; вы не задумываетесь над тем, что происходит, и по отношению к тому, что происходит, вы не занимаете независимой, этической позиции.

Пассивная фантазия также представляет образы из бессознательного. Но, поскольку мы не можем осознанно войти в нее, она, по большей части, представляет собой пустую трату времени и энергии. Представленные фантазией проблемы разрешению не поддаются. В большинстве случаев, фантазия снова и снова появляется на обочине нашего разума, пока ей это не надоест или пока это не надоест нам. Никакой эволюции не происходит, потому что эго никогда не сталкивается с ситуацией из фантазии и никогда не входит в нее как осознающая, независимая сила.

Хорошим примером этого является феномен беспокойства. Беспокойство - это одна из форм пассивной фантазии. Большинству из нас есть о чем беспокоиться, причем беспокоиться постоянно, В нашем мозгу возникает фантазия, в которой мы видим себя добившимися поставленной цели победителями. Затем наступает черед контр-фантазии, фантазии-беспокойства, в которой мы видим себя потерпевшими унизительное поражение. До тех пор, пока мы пассивно сидим и позволяем фантазии-беспокойству овладевать нами, мы не найдем никакого выхода, но в случае с Активным Воображением появляется возможность проникнуть в беспокойство, активно противостоять ему, вступить с ним в диалог, выяснить, кто или что внутри нас находится в состоянии конфликта, и сделать что-то по этому поводу.

Во всех случаях Активного Воображения вы обратите внимание на то, что имеете дело с историей, которая относится к первому лицу: в ней всегда присутствует «я». «Я» иду в определенное место. «Я» вижу образ. «Я» взаимодействую с ним. «Я» должно обязательно там присутствовать, взаимодействовать с другими персонажами, ибо, в противном случае, эго не будет принимать в происходящем никакого участия.

Воображение не может быть активным, если в спектакле не задействованы ваши чувства и эмоции. «Я» испытываю определенные чувства: «я» счастлив, заинтересован, печален или зол в результате происходящих событий. «Я» должно ощущать воображаемое действие так полно, как если бы оно было внешним, физическим событием. Да, это событие - символическое, но, тем не менее, оно является реальным событием, в котором задействованы реальные чувства.

Посредством вашего активного участия вы превращаете то, что могло бы остаться бессознательной, пассивной фантазией, в абсолютно осознанный, мощный акт воображения. Если Активное Воображение применяется правильно, оно соединяет те различные части вашего «я», которые конфликтовали между собой или были отделены друг от друга. Оно пробуждает внутри вас могучие голоса и приводит к заключению мира между враждующими эго и бессознательным, к началу сотрудничества между ними.

Основной задачей этого искусства является обеспечение связи между эго и теми частями бессознательного, от которых мы, как правило, отрезаны. Когда вы занимаетесь Активным Воображением, в вашей душе, действительно, происходят перемены. Меняются отношения между эго и бессознательным. Если имеет место невротический дисбаланс между установками эго и ценностями бессознательного, то эту брешь можно заделать, дополняющие друг друга противоположности можно свести воедино. Активное Воображение выводит человека на путь, ведущий к целостности, к осознанию полноты своего «я», и все это только потому, что человек научился общаться со своим внутренним "я".

Активное воображение (Active imagination) - метод работы с бессознательными содержаниями (сновидениями, фантазиями и т. п.) с помощью просмотра образов в воображении, ведения диалогов и их вербализации.

Активное воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Карлом Густавом Юнгом для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах. Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер.

"Под "активным воображением" мы понимаем определен­ную позицию по отношению к содержимому бессознательно­го, посредством чего мы и стремимся выделить и, тем са­мым, пронаблюдать за его автономным развитием. Мы мо­жем сказать, что "заставляем его оживать", но это некоррек­тно, поскольку мы просто наблюдаем за тем, что происходит. Правильная позиция, вероятно, может быть лучше всего оха­рактеризована, как позиция "активной пассивности". То есть, оставаться полностью пассивным и воспринимать то, что вы­деляется из своего бессознательного, но в то же самое вре­мя активно сфокусироваться на том, что собирается про­изойти. И это, в отличие от просмотра фильма и прослуши­вания музыки, не сидение и "восприятие" того, что мы не де­лаем, но что происходит, с сосредоточенностью, которая то­же является определенным видом активности. Главное же отличие в том, что при активном воображении "фильм" про­кручивается внутри." (Герхард Адлер)

К.Г.Юнг применял активное воображение как правило на заключительном этапе своей работы с пациентом, когда он был уже достаточно хорошо знаком с миром его образов по работе с его сновидениями. Активное воображение оказалось эффективным методом при лечении неврозов, однако лишь в сочетаниями в сознательными интерпретациями и беседами.

Активное воображение - свободное фантазирование, мечтания, «сны наяву». Один из методов работы с проблемой пациента в аналитической психологии. Цель активного воображения - познакомиться с теми частями личности, мыслями и желаниями, которые скрыты в бессознательном и потому недоступны человеку в повседневном опыте.

Впервые этот метод был предложен К.Г.Юнгом в 1935 году, когда он читал лекции в одной из Лондонских клиник и рассказывал о разных видах воображения: мечтах, грезах, фантазиях и т.п. Активное воображение отличается от обычных мечтаний, хорошо знакомых каждому человеку. Основное отличие в том, что в активном воображении сочетается работа сознания и бессознательного. Поэтому активное воображение отличается и от бесцельных фантазий и от сознательного вымысла. Психотерапевт просит своего пациента сосредоточиться на чем-то определенном - взволновавшем его событии, или на своих чувствах, или на заинтересовавшей его картине, или сюжете художественного произведения… Одно из важных достоинств этот метода в том, что «отправной точкой» для активное воображение может стать все что угодно, нужно лишь быть внимательным к своим переживаниям и правильно сделать выбор. Затем пациент рассказывает обо все своих фантазиях, образах и чувствах, которые у него возникают, когда он сосредоточен на выбранной теме. Эти образы обретают свою собственную жизнь, выстраиваются в определенный сюжет со своей внутренней логикой. Вымыслы и фантазии, ранее не связанные между собой вдруг обнаруживают неожиданное сходство, становятся более отчетливыми. Так в этом опыте человек знакомится со скрытыми ранее частями своей души, которые в аналитической психологии называют тенью, анимой, анимусом, а также с миром своих архетипов.

Очень важно, чтобы это новое знание, полученное в опыте активного воображения, не исчезло бесследно, чтобы человек смог хорошо запомнить его и тем самым расширить свои реальные возможности. Для этого в конце такой работы психотерапевт обычно предлагает своему пациенту нарисовать рисунок, написать стихотворение или небольшой рассказ об этом новом опыте, чтобы лучше запомнить его и осмыслить. Причем, даже если это произведение никоим образом не интерпретируется, оно все равно обладает особой «целительной» силой для пациента. Ведь оно становится особого рода символом, напоминающем ему об этой встрече с неизвестными ранее внутренними персонажами, своеобразной «дверцей» к этому новому опыту.

Метод активного воображения включает две стадии. Сперва человек как бы «грезит наяву», рассказывая психотерапевту обо всех своих видениях и переживаниях, а потом они вместе обсуждают этот опыт. На первой стадии, по словам К.Г.Юнга «создается новая ситуация, в которой бессознательные содержания оказываются на виду в бодрствующем состоянии» пациента. В этом - отличие от обычных сновидений. А затем пациент размышляет об этих образах, о том, что они могут обозначать почему они появились в его сегодняшнем опыте. Например, в активном воображении человек рассказывает свою фантазию об отважном охотнике, который бесстрашно сражается с дикими зверями. Такой сюжет, конечно, архетипичен, поэтому можно вспомнить мифы и сказки на эту тему чтобы лучше понять, что означают образы охотника, диких животных и так далее в определенной культуре, в коллективном бессознательном всего человечества. Но кроме того, этот сюжет имеет отношение и к сугубо личным переживаниям пациента, говорит о его сложностях и проблемах, а так же - указывает возможные пути их решения. Беседуя с психотерапевтом, он обнаруживает взаимосвязь этих образов и этого сюжета со своими собственными жизненными коллизиями, сам оценивает их значимость и находит в них свой собственный, уникальный смысл.

К.Г.Юнг применял активное воображение как правило на заключительном этапе своей работы с пациентом, когда он был уже достаточно хорошо знаком с миром его образов по работе с его сновидениями. Активное воображение оказалось эффективным методом при лечении неврозов, однако лишь в сочетаниями в сознательными интерпретациями и беседами. Он предполагает не бесконтрольное выплескивание всех образов бессознательного, но так же активную и творческую работу сознания.

Метод активного воображения имеет и свои ограничения, поскольку содержит некоторые «подводные камни». Одна из опасностей - «пойти на поводу» у бессознательного и наблюдать игру образов, часто - с очень увлекательным сюжетом и красивыми картинками. Однако смысл всего происходящего остается непроясненным, проблема - не решенной, хотя и складывается обманчивое впечатление проделанной работы. Другая опасность - это скрытые, непроявленные части личности пациента. Они могут обладать слишком большой силой, «запасом энергии» и тогда, оказавшись на свободе, полностью овладевают пациентом, он теряет контроль над собой и оказывается на грани психического срыва.

Активное воображение - интересный и красивый метод работы с психологическими проблемами. Однако он содержит целый ряд скрытых опасностей и потому его использование под силу лишь специалисту, не следует его воспринимать как забавное салонное развлечение.

Основы метода активного воображения

Еще одним способом работы с бессознательным в аналитической психологии является активное воображение (Active Imagination). Как и другие техники, этот метод направлен на осознание и восприятие глубинных аспектов психики, он способен ассимилировать и интегрировать ее разрозненные комплексы. Основную задачу активного воображения следует видеть в выведении на сознательный уровень "отколовшихся" энергетических систем, чья автономия угрожает единству психики и ее целостному функционированию.
Как и анализ сновидений, активное воображение помогает личности осознать некоторые ее ранее недифференцированные аспекты. Такие обособленные участки психики представляют собой своего рода отдельно живущие "Я-личности"- со своими мыслями, чувствами, эмоциями качествами и свойствами, непризнанными сознанием и неизвестными ему. Содержание этих комплексов, берущее начало в коллективном бессознательном, оказывает постоянное воздействие на душевную жизнь индивида, что проявляется в форме неожиданных аффектов и настроений, чрезмерных эмоциональных реакций, интуитивных догадок и предчувствий.
В отличие от образов сновидения, фантазии появляются в сознании бодрствующего человека, что позволяет устанавливать с ними связь, не теряя одновременно ориентации во внешнем мире. Фантазии располагаются как бы "на пересечении" реального внешнего мира и внутренней психической реальности. С архетипами последней и возможно установить контакт посредством активного воображения и, тем самым, сохранить контроль сознания над душевными переживаниями, индуцируемыми комплексами.
Метод активного воображения был "открыт" Юнгом в период его душевного кризиса 1913-1914 годов:
"Для того, чтобы удержать фантазии, я часто воображал некий спуск. Однажды я даже попытался дойти до самого низа. В первый раз я будто бы спустился метров на 300, но уже в следующий раз я оказался на какой-то космической глубине. Это было - как путешествие на Луну или погружение в пропасть. Сначала возник образ кратера, и у меня появилось чувство, будто я - в стране мертвых. У подножия скалы я различил две фигуры: седобородого старика и прекрасную юную девушку. Я осмелился приблизиться к ним - так, словно они были реальными людьми, и стал прислушиваться к их разговору...
Филемон и другие образы моих фантазий принесли с собою осознание того, что, возникающие в моей психике, они созданы не мною, но являются сами по себе и живут своею собственной жизнью. Филемон представлял некую силу, которая не была - я. Я вел с ним воображаемые беседы, и он говорил вещи, которые мне бы не пришли в голову. Я отдавал себе отчет в том, что это говорит он, а не я. Он объяснил мне, что я не должен относиться к своим мыслям так, как будто я порождаю их... Именно он научил меня относиться к своей психике объективно, как к некоей реальности" (57, с.183-185).
Как видим, автономия комплексов отражена в тексте Юнга весьма конкретно, посредством подчеркивания самостоятельности действий и поступков фигур фантазии. Такие представления являются весьма древними, в различные эпохи автономные комплексы проецировались на всевозможных природных и сверхъестественных существ. Малодифференцированная психика первобытного человека, дабы сохранить свое равновесие, инстинктивно выносила вовне бессознательные комплексы и таким образом дистанцировалась от них.
Персонификация собственных бессознательных содержаний позволяет заключить душевный образ в рамки конкретного объекта или явления. Давая ему имя, мы амплифицируем, обогащаем и дополняем разрозненные аспекты эмоционально-чувственных комплексов. Облачив их в знаково-символическую форму, легче удержать в сознании все многообразие, тонкость и сложность проявлений бессознательного.
Взаимоотношения человека с миром в трактовке аналитической психологии суть отношения проективные. Мнения, суждения и интерпретации объектов (особенно неожиданные и необъяснимые) несут в себе значительный момент проекции бессознательных содержаний и интенций, осознанию и пониманию которых способствует аналитико-синтетическая работа в рамках свободного фантазирования, продуцирования ассоциаций и т.п. Даже обычные речевые штампы и идиоматические выражения ("осеннее настроение","пустой номер") могут указывать на депрессивную установку или чувство одиночества.
Для дальнейшего проникновения в суть бессознательных содержаний необходимо дать возможность персонифицированной сущности проявить себя. Точнее, не мешать бессознательному высказываться искренне и спонтанно (по-другому оно и не умеет). В технике активного воображения необходимо, сохраняя сознательный контроль над самим процессом, свести к минимуму цензуру сознания над активностью бессознательных содержаний. Это касается в первую очередь нравственных и моральных установок и норм, влияние которых способно заглушить и исказить голос бессознательного. Основными ценностями процесса активного воображения являются импульсивность, своеобразие, свобода выражения и безоценочность, а не социальная желательность, приемлемость или соответствие этическим стандартам.
Информация из бессознательного может прийти в виде внутренних ощущений, зрительных образов, спонтанных движений, мелодии или голоса. Подходящими формами работы являются рисование, лепка, свободные описания, сочинение рассказов или стихотворений. Главная задача - попытаться как можно лучше понять смысл того, что выражает бессознательная психика, безотносительно к оценке художественного или иного совершенства получаемых результатов.
Один из учеников Юнга, Р.А.Джонсон (16) предлагает 4-фазовый подход к процессу активного воображения, аналогичный технике работы со снами. Это постепенный, поэтапный путь в архетипическим мир внутренних образов. Первая фаза - это состояние отрешенности или опустошения эго. Необходимо "очистить" сознание от всех мыслей, образов и чувств, которые порождены внешними условиями, В удобном месте, где никто не помешает человеку и не станет его отвлекать, в максимально комфортной позе он забывает о всех актуальных проблемах и событиях и освобождается от рациональной мыслительной деятельности. При этом ощущения и мысли, пребывающие в бессознательном, недифференцированном состоянии, получают возможность оформиться в образы-персонификации.
Вторая фаза - приглашение бессознательного - заключается в проникновении фигур бессознательного в сферу эго. Воображая любые пейзажи, картины или сюжеты, можно инициировать этот процесс. Не нужно делать никаких специальных усилий -- достаточно позволить спонтанному образу "вплыть" в сознание и вступить с ним в доброжелательный диалог. Можно спросить у персонифицированных содержаний, что они собой представляют, откуда они пришли, чего хотят и т.п. Полезно установить, какие части внутреннего Я нашли свое воплощение в образах активного воображения, какие аспекты или интенции личности подавляются сознанием, не находят себе выхода или применения.
На третьей стадии происходит внедрение этических ценностей, отброшенных в первой и второй фазе. Сознание пытается заключить договор с отколовшимися комплексами, принимая на себя определенные обязательства. При этом важно достичь такого соглашения, в рамках которого основные ценности и характер личности остаются незыблемыми. Сознание готово вступить в диалог с архетипическими влияниями, но не позволяет им захватить контроль над психикой и поведением индивида. Влияние бессознательного не должно обернуться разрушительным смерчем в системе межличностных отношений или привычной деятельности. Таким образом происходит постепенное разрешение внутриличностных конфликтов, "очеловечивание" теневых сторон психики, интеграция автономных комплексов и, в конечном счете, - духовное развитие и рост.
Четвертая фаза - это ритуал. Как и в работе со снами, здесь недостаточно ограничиться интеллектуальной активностью - необходимы конкретные действия или поступки. Они не обязательно должны быть грандиозными или повлечь за собой масштабные изменения в системе привычной жизнедеятельности, но сделанные выводы или принятые решения нужно зафиксировать в поведении личности, а не только в ее мыслях.
Регулярные диалоги с "бессознательной психеей" раскрывают и актуализируют новые возможности и способности личности. Ранее связанная комплексами психическая энергия разблокируется и может быть употреблена на цели роста и развития. Взаимодействие сознания и бессознательного, сменившее их былой антагонизм, позволяет Самости как сущностному центру индивидуальности координировать различные аспекты процесса индивидуации, способствуя ощущению зрелости и внутренней силы. Активное воображение, как и работа со снами, в юнгианстве являются признанными способами содействия личностному росту и самотрансценденции.

АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (Active imagination; aktive Imagination) –
метод усвоения бессознательных содержаний (сновидений, фантазий и т.п.) с помощью определенной формы самовыражения.

Цель активного воображения – дать возможность услышать голоса тех аспектов личности (в особенности анимы/анимуса и тени), которые обычно о себе не заявляют, и тем самым установить связь между сознанием и бессознательным. И даже если конечные продукты – рисунки, живопись, писание, скульптура, танец, музыка и т.п. – не интерпретируются, между творцом и творением возникает нечто, что способствует преобразованию сознания. Термин «активное воображение» был впервые использован Юнгом в 1935 году в его знаменитых Тавистокских лекциях, прочитанных в Лондонской клинике, для описания состояния воображающей деятельности (imaginative Tatigkeit): свободной мечтательности, грез, фантазмов, сновидений наяву (ПТ, пар. 830). Активное воображение следует отличать от дневных мечтаний, остающихся в пределах личного повседневного опыта.

Первая стадия активного воображения напоминает сновидение с открытыми глазами. Она может возникать спонтанно или вызываться искусственно. Вторая стадия помимо пассивного обозревания самих образов включает сознательное в них участие, оценку того, что они значат, и моральное и интеллектуальное обязательство действовать в соответствии со способностью проникать в их сущность. Это и есть переход от простой созерцательной или эстетической установки на позицию суждения. Активное воображение может стимулировать лечение неврозов, но лишь тогда, когда оно действует в комплексе с сознательными усилиями. В отличие от снов, переживаемых пассивно, процесс воображения требует активного и творческого участия эго.

Каким бы действенным не был метод анализа сновидений, в юнгианской традиции это не единственная практика. В обычной ситуации нет метода лучше анализа сновидений, который позволяет понять, что происходит у вас в глубинном бессознательном, однако в ситуациях наплыва в бодрствующее сознание бессознательных содержаний необходимы более быстрые меры.

Таким методом и является активное воображение, которое очень чётко различается с пассивным фантазированием невротика. Активное воображение - это процесс, требующий должной концентрации и осознанности.

Юнг называл активное воображение «западным аналогом йоги» и придавал ему очень большое значение. Отличие метода Юнга от йоги и любых других духовных практик весьма существенно. В активном воображении мы активируем бессознательное и работаем с теми образами, которые рождаются спонтанно в нашем сознании; тогда как практически в любой духовной практике главная задача - концентрация на конкретных и заранее заданных образах (что также важно для развития и можно назвать направленным воображением).

Первым шагом активного воображения является концентрация на актуальном симптоме. Это может быть страх, навязчивая идея, чувство тоски и любая другая негативная эмоция. По мере того, как мы наблюдаем за ней, мы обретаем над ней власть силою логоса, о чём мы говорили в предыдущих лекциях. Эта концентрация должна приводить к тому, что симптом оформляется в некий образ, который имеет свои конкретные описываемые черты. Здесь нет никаких инструкций и предписаний - у каждого бессознательное выдаёт свои символы и образы, с которыми впоследствии мы и будем работать. В некоторых случаях в воображении начинают разыгрываться целые баталии. Как только мы добиваемся персонификации симптома, нетрудно заметить, что общий тонус начинает повышаться. Это происходит потому, что задавленная энергия, получив возможность выразиться через образ, освободилась и стала более осознанна. Произошла некоторая разрядка.

Однако на этом не следует останавливаться. На следующей ступени мы активно взаимодействуем с появившимися персонажами нашего воображения. Ни в коем случае не стоит пытаться что-либо им навязывать искусственно, в противном случае связь с актуальными образами прекратится, и активное воображение превратиться в пассивное фантазирование. При этом необходимо пытаться раскрыть образ как можно более подробно и в рамках воображаемой реальности работать на то, чтобы исход был бы позитивнее. То есть в воображаемой ситуации вы должны по мере возможностей пытаться реагировать так же, как реагировали бы в физическом мире. Юнг приводил пример молодого человека, который увидел в воображении, что тонет его невеста, и никак не отреагировал на это. Такой подход признаётся неправильным, ибо отличие активного воображения от сна - в возможности влиять на процессы бессознательного. В практике активного воображения необходимо избегать обеих крайностей - как полностью пассивного принятия образа (как в сновидении), так и искусственного привнесения образов, не имеющих отношения к данной динамике. Во втором случае искусственно создаваемые образы, конструируемые сознанием, оказываются тусклы и лишены жизненности, и теряется связь с актуальными образами бессознательного. Необходимо помнить, что у бессознательного есть принципиально свой вариант решения, и от нас требуется изрядное терпение, чтобы найти это решение.

В приведенной ниже цитате дано максимально чёткое и ясное изложение сути метода активного воображения: «Возьми бессознательное в самой подходящей форме (скажем, в форме спонтанной фантазии, сновидения, сильной эмоции) и оперируй им. Удели ему особое внимание, сосредоточься на нём и объективно следи за происходящими изменениями. Посвяти решению этой задачи все свои силы, внимательно наблюдай за процессом трансформации спонтанной фантазии. Самое главнее: не позволяй пробраться в неё ничему из внешнего мира, ибо у неё уже есть всё, что нужно» (Юнг «МС», пар. № 749).

Далее я приведу пример из собственной практики. Три года назад мои пути полностью разошлись с путями моего бывшего учителя и аналитика С.Б., и он, желая воспрепятствовать моей дальнейшей самостоятельной психоаналитической деятельности, разгласил некоторую информацию обо мне, которая, как я был уверен, на корню уничтожала мою репутацию. В первый момент, когда я узнал, что он нарушил принцип неразглашения тайн, полученных во время психологического анализа, я испытал шок. Мне казалось, что я погружаюсь на предельную глубину депрессии и безнадёжности. Придя домой от гостей, я решил попробовать метод активного воображения и сконцентрировался на своих чувствах. Через минуту перед моим внутренним взором появилась картинка - зимнее замёрзшее озеро и под стеклом льда - утонувший, но ещё живой мужчина, из последних сил пытающийся пробить лёд. Как только появился первый образ, я почувствовал себя несколько лучше. Затем я сосредоточился на картинке и попытался ввести какие-нибудь позитивные образы, в частности, я пытался призвать Аниму, чтобы она вытащила его из-под льда. Однако любые позитивные образы выглядели поверхностными и неестественными - реальной выразительностью обладал только человек под льдом.

Я не успокаивался и концентрировался на этом образе дальше. Где-то через пять минут я почувствовал нежелание работать - этот феномен известен в психологии как «сопротивление», и поскольку тогда я уже имел некоторые представления о психологической работе, я поборол это чувство и продолжил концентрацию.

В этом состоянии необходимо как можно более чутко реагировать на сокрытые токи бессознательного. И точно - примерно через десять минут я почувствовал некий внутренний ритм, словно мерные удары кузнеца. Вернувшись к образу, я обнаружил, что он сменился, и теперь я видел небольшой круг мрачных мужчин в тулупах, бьющих огромными молотами по замёрзшему льду. Я обрадовался изменению и продолжил сосредоточение. Мне казалось, что теперь-то можно внести туда свои образы спасения, однако воображение действовало, точно заевшая на одном месте пластинка - в течение следующих десяти минут оно проигрывало всё тот же внутренний ритм, который в какой-то момент даже стал действовать на мой спинной мозг, гипнотизируя единым ритмом.

И только через десять минут напряженного внимания я наконец-то достиг следующей смены образа - я увидел спасённого, которого положили на санки, укрыли и замотали в тулупы и везли куда-то к самолёту.

Закончив сеанс активного воображения, я с удовлетворением отметил, что хотя объективно ничего не изменилось, моё психологическое состояние повысилось на насколько пунктов и дошло до нормального состояния. Даже больше - я чувствовал некоторый энергетический подъём: если мне придётся начинать всё с начала - я готов к этому, в конце концов, путь, который был проделан до этого, гораздо труднее, и с моим нынешним опытом начать с нуля будет не так трудно. Как оказалось, этого не понадобилось, и публичное обнародование моих комплексов моим же аналитиком практически не подействовало.

Я с уверенностью могу определить этот опыт как сеанс предельно правильной практики активного воображения. Однако теперь пришло время поговорить о том, что не является активным воображением.

Самая большая ошибка, которую Юнг определял, как «пассивное фантазирование», - самонаркотизация фантазией. То есть предаваться красивым и несбыточным фантазиям, уходя от реальности. Помните - образы воображения всегда должны носить характер, быть отражением актуального состояния. Если бы придя домой я стал предаваться приятным фантазиям о смерти господина С.Б., то всё, что я бы получил - это подавление конфликта и уход в фантазии.

В этой главе я нахожу необходимым более подробно поговорить об опасной стороне бессознательного. В юнгианской традиции принято выделять прежде всего позитивный аспект бессознательного - как бесконечного источника энергии и знания. Однако это только половина истины, которая у настоящих юнгианцев уравновешивается знанием опасной стороны бессознательного. Например, Эдвард Эдингер в работе «Сотворение сознания» подчёркивал, что Самость зачастую бессознательна и нуждается в человеческом эго, чтобы увидеть себя в зеркале. В одной из прошлых лекций мы говорили о всесвязности, которая может вызвать некоторый восторг у неподготовленного человека, предполагающего абсолютную благость единого бытия. Эту иллюзию активно поддерживало большинство ранних мистиков. Однако предельное бытие не является ни добрым, ни злым, оно просто стоит по ту сторону добра и зла в своей творческой игре, порождающей и то, и другое. Самой удачной аналогией в мировой литературе будет «Солярис» Лема - сила мыслящей планеты, с которой столкнулись люди, одних доводила до самоубийства, тогда как главному герою дала возможность глубочайшего самопознания. Все элементы бытия, включая и зло, входят в эту причудливую игру единого, находящегося по ту сторону любых противоположностей.

Сознание и бессознательное образуют взаимодействующую диалектическую пару, и от ориентации сознания зависит то, как будет проявляться по отношению к нему бессознательное. Знать об опасных сторонах взаимодействия с бессознательным необходимо, ибо путь индивидуации - это путь льва, ослы же должны остаться жевать колючки традиционных религий.

Во тьме бессознательного сокрыты совершенно разные силы, соприкосновение с которыми может привести к различным результатам. Эрих Нойманн в превосходной работе «Происхождение и развитие сознания» определял то, против чего приходится противостоять сознанию, как «Великую мать», которая желает обратить эго назад к состоянию зависимого ребёнка. «Невротик стремится вернуться в детство» - вот формула любой постыдной слабости сознания. Очевидно, Алистер Кроули считал Иисуса Христа чёрным магом за коварную фразу «будьте, как дети», которая даёт оправдание различной инфантильной сентиментальности.

Начав взаимодействовать с бессознательным, мы должны знать, что там нам придётся встретиться с силой, которая направлена на возвращение нас в детство и отказ от Эго. Здесь Арго нашего сознание должно проплыть между Сциллой и Харибдой. «Сними шляпу, поклонись, но не вставай на колени» - этот девиз должен стать ключевым для всякого, кто активно исследует глубины психики. Вставший на колени мгновенно теряет себя. Вы, вероятно, встречали множество представителей разного рода псевдооккультных организаций, наблюдая за которыми возникает ощущение какой-то двухмерной плоскости их психической жизни. В нашем кругу подобные существа определяются как «кастратики», и, кстати говоря, весьма метко. Обращённый обратно в детство становится лишен пола, у него нет полноценных страстей, его чувственность смазана, а то и вовсе растворена и, кажется, само его бытие лишено полнокровия. Разумеется, человек, всецело одержимый неконтролируемыми страстями, находится в положении не намного лучшем, чем «кастратик», однако у него по крайней мере остаётся возможность для развития Эго. Кастратики же находятся в цепких объятиях материнского бессознательного, так что их дальнейшее развитие маловероятно. Нойманн в «Происхождении и развитии сознания» рассматривал кастрацию, исходящую от Великой матери, как символ лишения сознания и уничтожения индивидуального я. Думаю, что Юнг в «Тавистокских лекциях», говоря о «головах с крылышками», имел в виду примерно то же.

Мы можем определять, сколь заслуживает внимания конкретная традиция, по её отношению к сексуальности. Те, кто призывают к «умерщвлению страстей», по сути, дают оправдание невротикам, устрёмлённым назад в детство. Кстати говоря, Алистер Кроули разочаровался в ордене Золотой Зари и полностью порвал с ним всякие отношения именно потому, что почувствовал общий антижизненный настрой.

В бессознательном находится сила, способная поглотить, унести в другие миры, лишая малейшей связи с земным (эту опасность поэтически великолепно отразил Бродский в стихотворении «Осенний крик ястреба»), и это никогда не следует недооценивать. По-настоящему сильный мастер может позволить себе отдаться потоку, но обычно это происходит на очень высоких ступенях развития. Мы должны помнить, как аксиому: задачей является не бегство в миры духа, а посильное объединение духовного и материального.

Что роднит аналитическую психологию Юнга и учение Телемы Кроули - так это возможная и посильная ориентация на объединение противоположностей, которое и является целью индивидуации. Разумеется, в теоретическом плане эта идея не нова: начиная от Лао Цзы и заканчивая Николаем Кузанским высшая Самость определялась как объединение противоположных начал в парадоксальное единство, однако только Юнг и Кроули перевели эту мистерию объединения в сферу практического применения.

Активное воображение является одной из действеннейших практик, позволяющих объединить противоположности, но неправильное применение этой техники приводит к ещё большей регрессии. Подобное существо я наблюдал на анализе у С.Н. - одна женщина была не способна говорить о своих детских комплексах прямо и пользовалась огромным набором защитных символизаций.

Без сомнения, сталкиваясь с невротиком, не стоит рекомендовать ему технику активного воображения, на первых порах достаточно ограничиться анализом сновидений и самым внимательным разбором детства со всеми фрейдистскими и адлеровскими мотивами. И лишь потом, в случае, если оный успешно пройдет этот уровень, рекомендуется осторожно приступать к активному воображению.

Х. Дикманн Методы в аналитической психологии

Занимающийся активным воображением человек должен сконцентрироваться на фрагменте внутренней фантазии и попытаться исключить все другие влияния, идущие из внешнего мира и мешающие ему. Фрагмент фантазии может быть взят из сновидения, а может возникнуть спонтанно.

Он может относиться к настроению или к аффекту — практически к любому эмоционально заряженному внутреннему переживанию. Как правило, если удерживать внимание на внутреннем образе, концентрируясь на нем, он постепенно начнет меняться.

Образ может начать двигаться. Аффект или настроение могут превратиться в подвижный образ или картинку.

Далее, наступает решающая ступень в активном воображении, когда выполняющий его человек входит в этот образ или вступает в диалог с появляющимися фигурами. Вначале часто бывает ощущение, что вы сами создали эти ответы или внутреннюю фигуру. Только постепенно, по мере накопления опыта, становится ясно, что приходящие из бессознательного фигуры говорят на своем собственном языке и являются автономными.

Например, одному пациенту снилось путешествие по незнакомой стране: он являлся членом группы, ведомой человеком в иноземных одеждах, объясняющим виды. Поскольку пациент стоял с краю и далеко от ведущего, он не мог понять, что тот говорил. Позже в активном воображении он подошел к тому незнакомцу и поговорил с ним. Он осознал, что объяснения иноземного ландшафта относились к текущей конфликтной ситуации в его жизни и что слова ведущего раскрывали ту сторону проблемы, которую он еще не обдумал. Благодаря этому, он смог взглянуть на ситуацию с другой стороны и лучше с ней справиться.

При выборе для активного воображения методов отличных от медитативной визуализации, таких, как рисование, изготовление моделей и т.п., важно сделать так, чтобы бессознательное могло свободно играть и имело возможность само принимать форму. Рассмотрим, например, автоматическое рисование. Нужно избежать сознательного намерения рисовать что-то конкретное, нужно позволить бессознательному вести вашу руку.

Тот же принцип сохраняется и для других форм, в которых может выразиться бессознательное. 45-летняя женщина, страдающая от относительно тяжелых приступов реактивной депрессии, которой раньше удавалось только спонтанно рисовать каракули, однажды приобрела глину и описала замысел своей первой скульптуры следующим образом:

Депрессия последних дней все еще не прошла, но мне стало лучше. Я чувствую себя как в паутине. Я захотела сделать что-нибудь из глины, и мне потребовалось много усилий, чтобы преодолеть свое сопротивление, хотя я чувствовала, что это мне поможет. Я не знала, как начать. Сперва я подумала о черном мужчине, недавно так сильно занявшем мои фантазии, но он не появлялся. Тогда я полчаса сжимала и вытягивала глину, наблюдая возникающие формы. Я видела головы животных, я ощущала холод глины и постепенно прекратила думать. Затем я увидела, как, в конце концов, появилась фигурка ребенка, как будто из самой земли. У ребенка белели зубки, он хотел прижаться к своей матери, положить головку между ее грудей. Так постепенно возникла фигурка матери и ребенка.

(Dieckmann 1971 с, р. 134).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.