Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. Православное воспитание детей

25.07.2014 | сайт

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13:24).

Существует много шаблонных представлений о мнимом смысле сегодняшнего библейского текста, например: «Пожалеешь розгу - избалуешь ребенка». Эта широко распространенная поговорка твердо заявляет, что родителям следует пользоваться розгой, дабы причинять боль непослушным детям. Родители говорят своим детям, что те должны делать, и, если они не исполняют сказанного (как заявил мне один родитель), «их приходится бить, и бить больно».

Разумеется, если это считается библейской мудростью, дети приходят к заключению, что за таким подходом стоит Автор Библии. Они опасаются, что розга, о которой идет речь, далека от пастушьего посоха (см. Пс. 22), предназначенного мягко направлять овец через труднопроходимые места и отгонять врагов. Дети считают розгу оружием, которого надо бояться, способом для разгневанных авторитетов выразить свой гнев на тех, кто бросил вызов их власти. Однако реакция ребенка на требования дисциплины зависит в первую очередь от того, насколько он чувствует себя любимым и понятым. Поэтому наша главная задача - дать ему это почувствовать и показать, что мы всегда на его стороне.

От родителей и в самом деле ожидается, что они научат своих детей ходить путями благословений. Порой своевольного ребенка, возможно, и придется привести в чувство. Но слишком часто родители не уделяют предпочтительного внимания созданию теплых и бережных отношений с детьми. Такие родители сами не испытали силу исцеления любовью, поэтому считают, что единственное влияние на своего ребенка они могут оказать, исполнив свой «долг», то есть причинив ему боль, когда он недостаточно послушен.

Некоторые дети открыто восстают против такого подхода, что и понятно, ибо такое представление чуждо тому, как Бог побуждал Свой народ учиться и возрастать. Восставший ребенок стремится сохранить некое подобие своей личности. Его бунт не только против родителей, но и против религии, научившей родителей действовать таким образом.

С другой стороны, ребенок может безропотно подчиняться дисциплине, ориентируясь на розгу. Поскольку он не протестует, родители считают, что их метод работает. Но велика вероятность того, что примерно через двадцать лет, во время какого-нибудь сокрушительного кризиса в жизни, внешне послушный человек отправится на поиски своей свободы и самобытности, оставляя позади религию, которая наградила его чувством страха и вины. По иронии судьбы он отвергнет и своего Небесного Отца, Который знает, что болью не добиться послушания.

Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный - не слушает обличения.
Кто жалеет розги своей, тот - Ненавидит сына; а кто любит, тот с детства - Наказывает его.
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся - криком его.
Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей.
Наставь юношу Правде - в начале пути его: он не уклонится - от неё, когда и состарится.
Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
Разоряющий отца и выгоняющий мать - сын срамной и бесчестный.
Мудрый сын радует отца, а глупый человек - пренебрегает мать свою.
Стыд отцу рождение невоспитанного сына, дочь же невоспитанная рождается на унижение.
Разумная дочь приобретет себе мужа, а бесстыдная - печаль родившему.
Наглая позорит отца и мужа, и у обоих будет в презрении.
Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю - делается дерзким.
Балуй дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно - опечалит тебя.
Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими.
Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его.
Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло - из повиновения тебе.
Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы - не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его. (Библия. Притчи царя Соломона и книга премудрости Сираха.)
Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, -
и придет, как прохожий, Бедность твоя, и Нужда твоя - как человек вооруженный.
Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное Проклятие - не сбудется.
Бич - для коня, узда - для осла, а палка - для глупых.
Кто за добро - воздает злом, от дома того - не отойдет зло.
Предай Господу дела твои, и предприятия твои - совершатся.
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть - Дружелюбным; и бывает друг, более
Привязанный, нежели брат. (Библия. Притчи царя Соломона.)
Наследие детей грешников погибнет, и вместе с племенем их будет распространяться бесславие.
Нечестивого отца будут укорять дети, потому что за него они терпят - бесславие.
Горе вам, люди нечестивые, которые оставили закон Бога Всевышнего!
Когда вы рождаетесь, то рождаетесь на проклятие; и когда умираете, то получаете в удел свой проклятие.
Дети прелюбодеев будут - Несовершенны, и семя беззаконного - ложа исчезнет.
Если и будут они долгожизненны, но будут почитаться - за ничто,
и поздняя старость их будет - без почета.
А если скоро умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда;
Ибо ужасен конец - неправедного рода.
Почитающий отца будет иметь радость - от детей своих и в день молитвы своей будет - услышан. Уважающий отца - будет долго жить, и послушный Богу успокоит мать свою.
Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя Благословение от них, ибо Благословение отца - УТВЕРЖДАЕТ домы детей, а Клятва матери - РАЗРУШАЕТ до основания. / Библия. Книга Премудрости Сираха./
Слава человека - от Чести отца его, и позор детям - мать в бесславии. Сын! Прими отца твоего - в старости его и не огорчай его - в жизни его. Оставляющий отца - то же, что богохульник.
Проклят от Господа – раздражающий, обижающий мать свою.

Я, как обещал, пишу о цитате "Пожалеешь розгу - испортишь ребёнка". Перепосты разрешены и приветствуются.

Даже беглый поиск в гугле показывает, что это изречение (в вариациях) встречается в интернете множество раз. Часто его приписывают Библии. В действительности источником этой английской поговорки является куплет из юмористической поэмы 17 века Hudibras. В авторской орфографии:

Love is a Boy,
by Poets styl"d,
Then Spare the Rod,
and spill the Child.

Любовь - это мальчик,
Как говорят поэты,
Следовательно, пожалеешь жезл -
испортишь ребёнка.

В википедии приводится больший кусок поэмы в более современной орфографии:
If matrimony and hanging go
By dest"ny, why not whipping too?
What med"cine else can cure the fits
Of lovers when they lose their wits?
Love is a boy by poets stil"d
Then spare the rod and spoil the child

В этой части поэмы (цитировать её всю я не буду, там сотни строк) дама предлагает рыцарю в качестве доказательства его любви принять порку (пародия на средневековые любовные поэмы, в которых дамы сердца требовали от своих рыцарей военных подвигов). В то же время в последнем предложении есть и другой смысл: spill - не только испортишь (в тогдашней орфографии; сейчас spoil), но и прольёшь; а rod (жезл) - не только розга, но и эвфемизм для полового члена. Получается что-то вроде "вынешь из ножен жезл - прольёшь ребёнка". Фривольная шутка в духе эпохи Возрождения.

К воспитанию детей всё это не имеет отношения. Представляю, как бы автор удивился, узнав, что последнюю фразу из его шуточных стишков будут приводить через триста лет на полном серьёзе, да ещё от большого ума приписывать Библии.

В притчах царя Соломона есть следующие изречения:

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. (13:24)
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. (19:18)
Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него. (22:15)
Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет (23:13)

Во-первых, заметим, что везде говорится о сыне, а не о дочери. Но интереснее посмотреть на результаты такого воспитания. Царь Соломон, судя по этим изречениям, был сторонником битья розгой, кем же вырос его сын? Великим царём, принесшим процветание своему государству? Прославленным героем? Или, может быть, учёным, совершившим научные открытия?

Сыном Соломона был царь Рехавам. Когда в 41 год он взошёл на престол (и с этого началось его царствование), израильтяне обратились к нему с просьбой:
облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе.

Посовещавшись с придворными (которые, как водится, советовали ему разное), он дал такой ответ:
отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами.

Иначе как самодурством это назвать нельзя. Ответ в духе унтера Пришибеева. Результатом был бунт, убийство начальника податей, и раскол государства на Израиль и Иудею. Рехавам сохранил власть только над Иудеей.

Более того, между ними началась гражданская война:

Между Ровоамом и Иеровоамом была война во все дни жизни их.

В иудейском царстве процветали идолопоклонство и блуд (представляю, как бы "порадовался" Соломон).

И делал Иуда неугодное пред очами Господа, и раздражали Его более всего того, что сделали отцы их своими грехами, какими они грешили. И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых.

Иудея потерпела и военное поражение:

На пятом году царствования Ровоамова, Сусаким, царь Египетский, вышел против Иерусалима
и взял сокровища дома Господня и сокровища дома царского [и золотые щиты, которые взял Давид от рабов Адраазара, царя Сувского, и внес в Иерусалим]. Всё взял; взял и все золотые щиты, которые сделал Соломон.

И после смерти Ровоама Иудейское царство и Израиль не объединились. Они так и были захвачены поодиночке: Израиль через 2 века Ассирией, а Иудея через 4 века Вавилоном.

Таким был Рехавам, сын мудрого Соломона, который не жалел розог и не оставлял сына без наказания.

Согласно традиции, слова, вынесенные в заголовок, принадлежат царю Соломону (Прит 13:24), которого Писание называет мудрейшим из всех людей. Поэтому еврейская педагогическая мысль на протяжении веков руководствовалась именно этим принципом.

Говоря о обязанностях учителя, знаменитый средневековый кодификатор Рамбам писал:

Учитель должен использовать телесные наказания, чтобы дети боялись его ослушаться; но не избивать их зверски, с жестокостью — поэтому бьет он детей не плетьми или палками, но маленьким ремешком.
Мишне Тора, Законы изучения Торы 2:2

Как заметил один из комментаторов, такими же правами, безусловно, обладает и отец ребенка. Судя по имеющимся источникам, и родители, и педагоги охотно пользовались предоставленными им полномочиями - в большинстве еврейских мемуаров есть упоминания о телесных наказаниях дома и в школе.

Из больших меламедов были в городе двое, которые страшно били и пороли детей. Самые большое наказание называлось «сделать пакет». Для этого меламед спускал мальчику штаны и закатывал наверх рубашку. Раби в этот момент держал в руке хорошую розгу или плётку, и в таком положении мальчик должен был читать, и если он не знал какого-то слова, раби его с силой хлестал, так что на теле оставался синий след. Так он читал в течение часа. Одним из меламедов был Довид. У него было принято подымать мальчика вверх и бросать на землю, чтобы тот падал замертво; и такой случай, действительно, произошёл. После похорон убитого мальчика его отец и мать не посмели даже спросить реб Довида, за что он убил их ребёнка. Так, видно, хотел Господь.
Е. Котик. Мои воспоминания

Известно два ограничения, связанных с телесными наказаниями. Во-первых, в некоторых общинах старались не бить детей между 17 тамуза и 9 ава - наряду с запретом на свадьбы и увеселения это считалось одним из проявлений скорби о разрушенном Храме. А во-вторых, уже Талмуд (Моэд Катан 17а) настоятельно не рекомендует бить подросших детей, дабы не нарушить заповедь «пред слепым не клади препятствия». Как объясняет Раши, если отец ударит взрослого сына, тот может вспылить и ответить словом или даже действием, нарушив тем самым требование почитать родителей. По поводу того, на детей какого возраста распространяется этот запрет, единого мнения нет. Р. Моше Иссерлес (Рама, 1525–1572) полагал, что речь идет о юношах двадцати лет и старше. По мнению же р. Элиэзера Папо (Пеле Йоэц, 1785–1828), запрещено бить ребенка любого возраста, если известно, что он может в ответ оскорбить родителей.

Общее смягчение нравов, начавшееся в прошлом столетии, коснулось и традиционного еврейства - некоторые раввины даже выступали за полный отказ от телесных наказаний. Так, р. Шломо Вольбе (1914–2005) утверждал, что в наши дни битье приводит лишь к ухудшению отношений между детьми и родителями. Другой раввин, р. Йосеф Пацановски, писал, что наше поколение слишком изнежено, чтобы лечить и воспитывать его традиционными средствами:

Лечебные средства прежних поколений сегодня не используются, поскольку они приносят вред - то же происходит в воспитании. Мы больше не можем, как прежде, прибегать к телесным наказаниям. Если прежние поколения не обжигались в кипящей воде, для нас опасна даже теплая. Поэтому воспитание должно быть мягким и терпеливым.
Пардес Йосеф на Шмот, 15:26

Впрочем, консенсуса, как водится, и здесь нет - к примеру, р. Моше Файнштей, ведущий религиозный авторитет прошлого века, полагал, что «если отец бьет ребенка, чтобы воспитать его, - это не запрещено» (Игрот Моше, Хошен Мишпат, 1:3). А в некоторых благочестивых семьях детей по-прежнему воспитывают по методике, которую упоминает - правда, без ссылки на источник — р. Элиягу Деслер, автор популярных книг по еврейской этике: «Даже если ребенок слушается родителей, стоит найти повод, чтобы все же побить его, хотя бы немного».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.