Как видят мир младенцы. Кормление и сон. Уход и режим дня ребенка

Способен ли видеть новорожденный ребенок? Что он видит и как? Насколько он способен различать цвета и устанавливать зрительный контакт? Многие семейные пары, став родителями, не могут точно ответить на этот вопрос, потому что, как правило, не особенно им задаются.

У каждого из нас есть определенные ложные стереотипы и представления о мире, которые не разрушаются длительное время только потому, что с событиями, описанными в них, человек не сталкивается лицом к лицу.

Так, уже давно бытует мнение, что новорожденный ребенок ничего не видит. Наверное, связано оно с тем, что практически каждый видел в детстве слепых новорожденных котят и щенков. Однако подобное мнение совершенно неверное, и родители могут многое упустить для налаживания контакта с ребенком, если будут упорствовать в своих заблуждениях. В этой статье мы попытаемся дать максимальное освещение вопросу зрения у новорожденных, чтобы помочь в становлении молодых родителей.

Как же видит мир новорожденный

Новорожденный малыш видит сразу с момента рождения, ведь у человека способность видеть является врожденной. С другой стороны, не стоит забывать, что переход в абсолютно новую жизненную среду требует длительной адаптации. И по этой причине новорожденный видит мир расплывчатым и туманным, пока зрение полностью не адаптируется к совершенно новым условиям существования. Некоторые дети сразу после рождения рассматривают окружающие их предметы и выглядят очень заинтересованными. Это может ввести в заблуждение окружающих. Но большинство малышей щурятся и открывают глаза лишь изредка.

Каковы же особенности зрения новорожденного ребенка

  1. Восприятие света. Свет, его наличие или отсутствие – это тот фактор, на который малыш способен реагировать с самого момента своего рождения.
  2. В течение первого месяца жизни ребенок уже различает крупные предметы среди общего размытого фона.
  3. Следующим этапом он начинает следить за их перемещением: наблюдает за родителями, которые ходят по комнате, крупными животными, на улице – за проезжающими машинами.
  4. В возрасте трех-четырех месяцев ребенок уже вполне может наблюдать и за более маленькими объектами: движущимися игрушками.
  5. К 6-месячному возрасту малыш уже в состоянии наблюдать за совсем мелкими объектами, определить родителей и взрослых, которых видит достаточно часто.

Особенности взгляда новорожденного

Новорожденный ребенок своим взглядом часто может пугать родителей, но на самом деле в большинстве случаев бояться абсолютно нечего.

  1. Первая неделя жизни. В это время малыш не способен остановить взгляд на чем-то дольше, чем на три-четыре секунды. Взгляд при этом все время перемещается, и бояться этого не следует.
  2. Два месяца. К этому времени уже более развита фокусировка, но полностью остановить взгляд на предмете ребенок еще не может.
  3. Четыре месяца. Появляется возможность останавливать взгляд на предмете.
  4. Косоглазие? Примерно первые полгода ребенок не способен контролировать оба свои глаза одновременно. По этой причине они могут скашивать взгляд или даже, как хамелеоны, смотреть в разных направлениях. Но в норме такое не должно происходить постоянно, и если вы наблюдаете раздельные движения глаз слишком часто, обязательно обратитесь к врачу.
  5. Цвет глаз. Изменение цвета глаз у ребенка – явление очень частое, однако, во сколько именно оно должно произойти, никто не сможет сказать наверняка.

Хочешь знать, в каком цвете и как видит мир твой малыш? Ведь зрение у малютки еще только формируется, поэтому и видит все он по-другому. Доктор из Великобритании решила показать молодым родителям, как меняется зрение ребенка от 0 до года.

Органы зрения малыша, как и многие другие его органы, во время его рождения еще не до конца сформированы и продолжают развиваться до достижения малюткой одного года. О том, как это происходит, решила рассказать глазной хирург одной из британских клиник, доктор Ромеш Ангунауэла (Dr Romesh Angunawela) на страницах dailymail.co.uk.

Глаза малютки впервые открываются еще в утробе мамы, поэтому первое, что детки видят, - это темнота и свет. После появления на свет крохи используют это элементарное понимание контраста, чтобы формировать образы из форм и линий.

В то же время первые несколько недель младенец видит все в черно-белом цвете, его глаза, как и нервные волокна сразу после рождения, плохо функционируют.

Примерно к двухмесячному возрасту первый цвет, который начинает различать кроха - это красный. Представить это самостоятельно не так уж и легко, поэтому лучше посмотреть фото, на которых это четко видно.

Д-р Ангунауэла говорит, что развитие зрения ребенка - это очень сложный процесс, и новорожденный должен постоянно развивать в себе эту способность.

«Часть мозга, ответственная за обработку зрения, занимает у малыша 1/3 часть коры головного мозга. Она начинает «работать» стразу же поступлении первых потоков визуальной информации, как только малютка впервые открывает глаза и видит мир».

Взрослый человек может различать различные цвета, в том числе пастельные, оттенки черного, переливы и прочее. Малыши до года так не могут. А все потому, что у них почти нет связей между мозговыми рецепторами. Лишь только очень яркие цвета, которые контрастируют и сильно выделяются, начинают восприниматься деткой в первую очередь.

Процесс создания соединений в мозгу, которые приводят к распознаванию цвета, длится в течение 3-х месяцев, и лишь потом кроха может видеть мир на самом базовом уровне.

Зрение является лишь одним из факторов, показывающих, как у ребенка развиваются нервные волокна, рецепторы и нервные связи.

Это обозначает, что каждый родитель может определить, когда их малютка начинает различать цвет: примерно по достижению деткой 3-х месяцев он начинает различать мамину и папину мимику, фиксировать взгляд. По времени это совпадает с периодом появления первой ответной улыбки младенца, когда он уже умеет управлять мышцами лица.

До 4-х месяцев дети начинают различать предметы, расположенные примерно в 25 см от их лица. Кстати, координировать движения своих ручек и ножек малыш начинает примерно в этом же возрасте.

Увидеть мир и иметь возможность наслаждаться этим чудом в течение всей жизни – это великий дар, который необходимо ценить и оберегать. Мы настолько привыкли к нему, что вряд ли задумываемся о том, когда именно он у нас появился, как бы мы жили, если бы его не было.

А ведь и впрямь – очень интересный вопрос, как видят новорождённые, когда появляется и как развивается зрение у них. Давайте разберёмся.

Особенности зрения в таком возрасте

Не секрет, что практически любой родитель (особенно те, которые стали ими впервые) с нетерпением ожидает того момента, когда появившееся на свет божий крошечное чадо начнёт использовать те или чувства для познания мира. Им хочется поскорее, чтобы их ребёнок увидел или услышал своих родителей, начал узнавать их лица и радовался им. Ведь не секрет, что материнское лицо мы помним всю свою жизнь.

На сегодняшний день принято мнение, что ребёнок, только вышедший из материнской утробы, ещё не имеет таких чувств, как слух или зрение. Существует даже точка зрения, что в первое время ребёнок способен лишь ощущать чувство голода, в то время как другие чувства ему пока не открыты. Если честно, это предположение далеко от реальности.

Как показали новейшие исследования, ребёнок появляется на свет с уже существующим зрительным чувством. Этапы развития эмбриона хорошо изучены. Уже на 18 неделе беременности у зиготы начинает формироваться глаз как таковой. Ближе к седьмому месяцу у плода окончательно формируется глазное яблоко. Еще через небольшой отрезок времени ребёнок в утробе способен воспринимать световые вспышки, если они попадают на материнский живот. Более того, ребёнок способен повернуть свою голову в их сторону, то есть он может реагировать на свет.

Любой студент акушерского факультета скажет молодым родителям, что практически сразу после рождения ребёнок способен реагировать на изменения света, отличает свет и темноту: при ярком освещении жмурится, а в полумраке открывает глаза. Следовательно, можно утверждать, что младенец обладает определенным зрением, но оно не связано еще с сознанием.

Восприятие информации появится чуть позже, это будет происходить поэтапно, месяц за месяцем. Хотя некоторые родители убеждены, что их малыш с первого дня смотрит на всех и на всё вполне осознанно.

Как именно они воспринимают зрительную информацию

В первые месяц или два грудничок воспринимает окружающую среду расплывчато, как тени или туман. Чисто физически у него не получается сконцентрировать своё внимание на конкретных предметах, но особенно большие объекты, которые находятся рядом, он из общей размытой (туманной) картины уже вполне способен различить.

Кстати, к вопросу о том, как далеко могут находиться объекты, которые грудничок способен воспринимать. Первый месяц грудничок различает объекты, расположенные на расстоянии 20-25 см. На заметку: это и есть интервал между кормящей матерью и малышом. Для малыша лицо матери, грудь, бутылочка с молоком – достаточно большие объекты для того, чтобы ловить их взглядом.

Когда первый месяц заканчивается, малыш уже способен замечать силуэты на дистанции вплоть до 30 см. С приближением второго месяца жизни грудничок может различать объемные и плоские объекты. А ближе к третьему месяцу – вогнутые и выпуклые.

По истечении первых трёх месяцев малыш уже начинает видеть картинку мира достаточно качественно. Он следит глазами за движущимися игрушками, перемещениями родителей. Примерно в это же время дети способны распознавать лица окружающих, что позволяет познакомиться им в полной мере с матерью и отцом. Особенно сильно он привязывается именно к этим лицам. Поэтому при изменении облика родителей малыш может выразить свое отношение плачем и капризами.

Часто наблюдаемое явление якобы небольшого косоглазия является вполне нормальным для малыша. Это проходит ближе к 6 месяцам, когда малыш уже должен научиться глядеть обоими глазами прямо. Если же малыш продолжает косоглазить и по истечении полугода, – это верный сигнал отправиться на обследование в поликлинику к офтальмологу. Если с этим моментом промедлить, то в будущем возможно возникновение серьёзных осложнений.

Стоит отметить, что ребёнок очень быстро запоминает материнское лицо и всегда весьма эмоционально на него реагирует. Также он способен различать очертания материнской груди.

Ещё один интересный факт. Весьма распространено мнение, что груднички воспринимают картинку в перевернутом виде. Но в действительности это является правдой лишь отчасти, ведь картинка на самой сетчатке на самом деле перевёрнута. Но поскольку грудничок ещё не способен в полной мере анализировать происходящее, он её просто-напросто не способен воспринять.

Когда чадо становится способным различать цвета

В и во второй окружающая среда воспринимается малышом либо в качестве тени (чёрный цвет), либо в качестве света (белый цвет). Чёткой цветовой дифференциации для него ещё не существует.

На заметку мамам: дети в первые месяц или два с большим восторгом рассматривают любые изображения с преобладанием чёрно-белых узоров. Учитывайте этот факт при покупке своему малышу соответствующих игрушек и погремушек.

Возможность распознавать яркие оттенки появляется у малыша вместе со способностью узнавать конкретные лица. Примерно по времени это наступает в три месяца. Вначале дети способны распознавать жёлтый и красный оттенки. По этой причине мы рекомендуем приобретать для них игрушки именно таких цветов. При этом такие оттенки, как синий или зелёный, могут пока не восприниматься малышом. Их распознавать он начинает ближе к четвёртому или пятому месяцу.

Специалисты утверждают, что когда в поле зрения ребенка много привлекательных пёстрых и ярких движущихся предметов, то функция зрения развивается быстрее.

Как вы смогли убедиться, зрение у человека – дар врождённый, появляется сразу после рождения и начинает постепенно развиваться по мере его роста. Особым переходным периодом является первый месяц. Стоит учитывать эти особенности, например, при покупке игрушек для своего чада.

Будьте внимательны к своим детям, и они, когда вырастут, будут внимательны к вам!

Новоиспеченные мама и папа начинают общаться со своим малышом с первых дней его жизни. И пока кроха спит, вопросов обычно не возникает. Другая ситуация - во время бодрствования. Глазки малыша мутные, все время куда-то косят, взгляд не фокусируется. Родители нередко задаются вопросом, а видит ли их чадо, узнает ли.

Способность детишек после рождения крепко спать, даже если в комнате шумно, также становится причиной сомнения - а слышит ли малыш? В этой статье мы расскажем, что и как видит и слышит ваш новорожденный.


Формирование слуха и зрения до рождения

Слышать дети начинают еще в период беременности: в общих чертах – с 17 недели беременности, а осознанно и отчетливо - на 27 неделе.

Эмбриогенез слуха очень сложный, продолжительный. Формирование зачатки внутреннего уха начинается примерно на 5 неделе. В 8 недель формируются структуры среднего уха, наружное ухо (ушная раковина) оформляется уже в последние три месяца, а отвердевает хрящевая ткань ушной раковины совсем незадолго до родов.

До середины срока вынашивания малыша идет формирование лабиринта. Становится твердым он к 17-18 неделе, продолжается отвердевание слуховых косточек и длится это почти до рождения.



Первые звуки малыш в маминой утробе начинает улавливать на 16-17 неделе, и пока это совсем не те звуки, которые воспринимаем мы с вами. Кроха улавливает отдельные звуки извне, слушает мамино сердце, перистальтику ее кишечника, ток крови, голос, но его головной мозг пока не анализирует звуки, ведь кора головного мозга еще не сформирована. Таким образом, плод ловит вибрации, создаваемые звуковыми волнами.

Полноценно улавливать звуки, то есть слышать и анализировать звук, кроха начинает лишь в конце второго триместра. Уже в материнской утробе он может поворачивать головку на звук. Но звуки для него звучат приглушенно, этому способствуют околоплодные воды, плотная брюшная стенка мамы. После рождения слуховым функциям предстоит адаптация к новым условиям существования.


Со зрением все обстоит чуть проще. Зрительные бугорки (прообразы будущих глаз) начинают формироваться со второй недели беременности. С 4 недели начинается формирование хрусталиков, а веки и склеры формируются к середине беременности.

Как и в случае с центром распознавания звука, центр зрения в мозге появляется к началу третьего триместра. С этого момента плод начинает дифференцировать свет и темноту, ночь и день. К моменту рождения глазки крохи сформированы, но отличаются незрелостью всех его отделов.


Таким образом, видеть и слышать ребенок начинает еще внутриутробно, до своего появления на свет. Но это качественно иные зрение и слух.

Особенности слуха после рождения

Ребенок приходит в этот мир хорошо слышащим. У него, если нет патологий или аномалий развития органов слуха, с первых же минут появляется оценить то, в какой чудовищно громкий мир он явился. Звуки обрушиваются неожиданно и повергают малыша в стресс. Любой громкий звук может вызвать рефлекторное вздрагивание.

Первый месяц все ваши сказки и песенки, а также сюсюканья бабушки и деда, для малыша - пустой звук. Он находится в процессе адаптации и не способен пока распознавать знакомые и незнакомые звуки. Но уже в 1 месяц малыш начинает прислушиваться к голосам.


Первое, что он улавливает - интонации. Уже с первых недель жизни кроха будет чувствовать именно интонации. Что именно при этом будет говорить мама - сказку или формулы из области ядерной физики задушевным голосом - значения не имеет.

К трем месяцам у ребенка слуховой центр синхронизируется с речевым, и в ответ на знакомый звук кроха уже сможет ответить приветственным всплеском ручками, интонационными «гуканьями». К полугоду дети отлично ориентируются в том, откуда идет звук, поворачивают голову на звук, реагируют на собственное имя.


Если очень хочется порадовать малыша нежными песенками и стихами, заучивайте их к полугодовалому возрасту. В 5-6 месяцев кроха сможет по достоинству оценить их.

Что видит ребенок?

Новорожденный ребенок воспринимает зрительно мир как скопления тусклых пятен разного размера без выраженных границ. Четкость зрения в первые недели жизни отсутствует. А потому размещать над кроваткой новорожденного яркие игрушки и мобиль как минимум не имеет смысла, во всяком случае до возраста 1 месяца.

Уже в месяц малыш может различать некоторые крупные предметы, отнесенные от его лица на расстояние около 40 сантиметров. Но удерживать на нем взгляд малыш пока не в состоянии. Глазные мышцы слишком слабы для того, чтобы ребенок мог фокусировать взгляд в статичном положении.

Зрение малыша до месяца не является черно-белым, как думают некоторые, а также не является перевернутым. Дети видят все в нормальном положении в пространстве, но размыто (по причине физиологической дальнозоркости). Из-за маленьких глазных яблок формирование образа происходит за пределами сетчатки, а не на ней.


Новорожденный ребенок обладает развитым зрительным рефлексом - если посветить фонариком в лицо ребенку, он дернется, зажмурится и может даже заплакать. Когда ему исполнится полных три недели, малыш начнет видеть размытые пятна практически в цвете - начинается становление цветового зрения. Это означает, что грудничок пока не может видеть маму и отличать ее от других людей визуально, но это вовсе не означает, что он ее знает, просто воспринимает самого близкого человека кроха при помощи тактильных ощущений и знакомого запаха.

После месяца кроха начинает удерживать взгляд на статичном предмете, правда, он на это способен лишь совсем ненадолго. В 2 месяца фокусировка взгляда на предмете становится более длительно и, ура - малыш начинает видеть лицо мамы и отличать ее от других лиц. В этом же возрасте приходит возможность распознавания красного цвета.

В три месяца малыш начинает следить за предметом глазками, ему это хорошо удается, если сам интересующий его предмет перемещается плавно. К цветам, которые видит и различает малыш, добавляется желтый.

К концу пятого месяца жизни ребенок может различать цвета спектра, включая зеленый и синий, он узнает близких и может рассматривать предметы на расстоянии метра от себя. В 6 месяцев ребенок смотрит разумно и фиксированно, зрение становится стереоскопическим, объемным. Начиная с 7 месяцев, ребенок осознанно оценивает предметы, расстояние между ними, переключает свое внимание с ближних предметов на удаленные и наоборот.


Как помочь малышу развить органы чувств?

Таким образом, после рождения малыш каждый день будет совершенствовать свое восприятие мира - слуховое и зрительное. Задача любящих родителей на этом этапе – помочь ребенку, чтобы процессы адаптации были более комфортными.

Для развития слуха нужно чаще разговаривать с малышом, давать ему прослушивать различные звуки - высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные. Включайте малышу музыку, лучше - классическую. Старайтесь исключить слишком громкие и резкие звуки, но совсем в тишине ребенка также оставлять не стоит.

Все развивающие занятия, купание, массаж, ежедневную гимнастику сопровождайте беседами с крохой, песенками и стишками, прибаутками, пойте ему колыбельные. Сначала кроха будет лишь воспринимать интонационные нюансы, но постепенно научится слушать слова.


Нужно отметить, что развитие умения слушать и слышать развивает речевые навыки, ведь большинство малышей уже к 3-4 месяцам пытают гулить, повторять услышанные комбинации звуков.

Для развития зрения необходимо, чтобы комната малыша была достаточно хорошо освещена естественным солнечным светом. Полумрак замедляет развитие органов зрения.

Игрушки и погремушки нужно подвешивать на расстоянии от 40 до 60 сантиметров от уровня лица. Кроватку в комнате надо поставить так, чтобы подойти к ней мама могла и справа, и слева. Тогда малыш будет воспринимать окружающий мир с двух сторон.

Погремушки и другие игрушки нужно выбирать того цвета, который малыш уже умеет видеть, с 2 месяцев - красные, с трех - красные и желтые, с полугода - всех цветов. Рядом с кроваткой в детской не должно быть зеркал и источников искусственного освещения.


С полутора месяцев можно показывать ребенку контрастные черно-белые геометрические фигуры, нарисованные мамой на листе бумаги или распечатанные из интернета. С трехмесячным крохой занятия должны проводить при использовании ярких и цветных предметов и рисунков.

Гуляя на свежем воздухе, нужно обращать внимание малыша на птиц, животных, автомобили и людей. Так кроха быстрее научится уверенно следить за движущимися объектами.


Главное, что могут сделать родители для развития детских органов чувств, - внимательно наблюдать за поведением ребенка. При обнаружении тревожных симптомов нужно обязательно показать ребенка соответствующему специалисту.

Признаки патологий

Заподозрить проблемы со слухом можно по отсутствию реакции на резкий звук. Новорожденный обязательно должен реагировать на него испугом, вздрагиванием, закрыванием глаз.

Если малыш в 2-3 месяца не реагирует на обращенный к нему голос, на звук погремушек, это является веским основанием для визита к узкому специалисту - врачу-сурдологу. Иногда малыши могут слышать только низкие и средние частоты, а высокие не воспринимать. Это будет свидетельствовать об определенной степени тугоухости. Проверить это можно, насыпав немного манной крупы в стеклянную или металлическую банку. Потрясите банкой над головой малыша. Если он демонстрирует реакцию на звук, со слухом все в порядке.


Проблемы со зрением хуже поддаются самостоятельной домашней диагностике. Но обратиться к офтальмологу родители обязаны, если у ребенка в возрасте 1 месяца отсутствует реакция зрачка на яркий свет (зрачок не сужается), если в трехмесячном возрасте он не фиксирует взгляд и не пытается посмотреть на беззвучные предметы.

О проблемах может говорить отсутствие способности следить взглядом за матерью, перемещающейся по квартире и за движущими игрушками над кроваткой. А в полгода ребенок с проблемами визуального восприятия может не узнавать маму и не отличать ее от чужих людей.

Малыш активно растет и изучает все вокруг себя, а все органы младенца совершенствуются и развиваются. Кроха уже узнает маму, дарит ей свою осознанную улыбку и приветствует движениями всего тела. Давайте узнаем, что еще умеет двухмесячный карапуз и как родители могут помочь развитию младенца этого возраста.

Физиологические изменения

  • К двухмесячному возрасту у младенца начинают полноценно работать слюнные железы. И хотя их функционирование не настолько активное, чтобы вызывать образование большого количества слюны, но сосать грудь малышу становится комфортнее. Кроме того, за счет более плотного контакта ротовой полости малютки и маминой груди кроха меньше заглатывает воздух, что уменьшает проявление колик.
  • Пищеварительная система малыша активно развивается. У двухмесячного ребенка более активно вырабатываются пищеварительные соки и ферменты, развивается полезная микрофлора в кишечнике, меняется стул.
  • Физиологический гипертонус начинает угасать. Сначала он понижается в верхних конечностях, а чуть позже и в ножках. Также исчезает рефлекс ползания – если вы подставите ладонь под ступни малютки, лежащего на животе, ребенок уже не будет отталкиваться.
  • К двум месяцам начинают закрываться коммуникации, которые были в детском сердечке во время внутриутробного развития. Изменения происходят и в формуле крови ребенка.
  • Зрение малыша улучшается – кроха уже лучше видит все на расстоянии от 50 сантиметров, но предметы, которые быстро перемещаются, глаза малыша пока зафиксировать не умеют.
  • У ребенка бывает минимум 6 мочеиспусканий в день, а на стул ребенка влияет тип его вскармливания. Малыш, получающий мамино молоко, может испражняться от 1 раза в несколько дней до 12 раз в день, а частота выделения кала у деток-искусственников в среднем составляет 1-4 раза в сутки.


У ребенка начинает формироваться режим дня

Физическое развитие

Рост, а также вес двухмесячного малыша может сильно отличаться. Ребенок может вырасти за второй месяц жизни на 3-5 сантиметров или прибавить в росте лишь 1 сантиметр, и это будет вариантом нормы.

В среднем за второй месяц дети набирают около 800 грамм веса, но одни карапузы могут набрать меньше, а другие – больше. Среднее увеличение объема грудной клетки составляет 2 сантиметра, а окружности головы – 1,5 сантиметра.

Если сомневаетесь и переживаете, узнайте граничные показатели основных физических параметров развития ребенка, которые мы отметили в таблице:

Недостаточный набор веса (если мальчик 2 месяцев весит менее 4,3 кг, а девочка – менее 3,9 г) должен быть поводом для консультации педиатра. Обеспокоенность должно вызвать и слишком большое увеличение окружности головы – это веская причина показать кроху неврологу, чтобы исключить проблемы с оттоком ликвора.


Следите за динамикой развития малыша и консультируйтесь у педиатра

Что малыш умеет?

  • Двухмесячный кроха отвечает осознанной улыбкой на мамину ласковую речь и игры. Спектр эмоций младенца становится весьма обширным – малыш может радоваться, обижаться, возмущаться, беззвучно смеяться, кокетничать, привлекать внимание, протестовать против действий взрослого.
  • Взгляд крохи этого возраста благодаря улучшению функции глазных мышц и повышению способности сосредотачиваться стал изучающим и внимательным. Младенец узнает мамино лицо и внимательно его рассматривает. Кроху также привлекают разные яркие предметы. Он фиксирует на них взгляд и когда они неподвижны, и при их медленном передвижении в пространстве.
  • Малыш уже лучше распознает разные звуки, при этом различает голос мамы и поворачивает на него голову.
  • В положении на животике кроха более уверенно поднимает голову и способен удерживать ее примерно минуту. При этом плечевой пояс малютки отрывается от поверхности. Настолько же долго младенец уже может удерживать голову, когда мама держит его вертикально на руках.
  • Гуление 2-месячного малыша стало более громкое и частое. Звуки, издаваемые младенцем, становятся более четкими. Они представляют собой преимущественно гласные – «е», «и», «у», «о», «а».
  • Если вы вложите в ладошки карапуза 2 месяцев пальцы или игрушки, кроха рефлекторно ухватится за них.
  • Лежа на боку, кроха уже научился поворачиваться в положение на спине.
  • Ребенок начал понимать некоторые связи причины и следствия. Например, малыш уже уяснил, что его плач становится причиной появления мамы рядом. В этом возрасте по-прежнему с помощью плача кроха сообщает родителям о любом дискомфорте.


В 2 месяца ребенок уже осознанно улыбается

Занятия для развития

Для стимуляции физического развития малыша родители должны использовать:

  • Массаж и легкую гимнастику.
  • Воздушные ванны. Кроху нужно уложить на пеленальный столик и полностью раздеть, оставив лежать без одежды. Начинайте с 1 минуты такой ванны, а затем постепенно повышайте длительность до 10 минут.
  • Прогулки на свежем воздухе в течение 2-4 часов ежедневно (длительность зависит от погодных условий).
  • Частое выкладывание на животик, чтобы ребенок тренировался удерживать голову.

Носите малыша на руках, держа его «столбиком», показывая окружающие предметы и знакомя младенца с другими людьми. Дайте возможность малышу изучать лица и голоса взрослых и других детей. Обеспечьте возможность крохе изучать собственное тело, а также лицо родителей на ощупь.


Многие дети быстрее успокаиваются в положении столбиком

Чтобы ребенок учился удерживать предметы, улучшал тактильную чувствительность и моторику, в его ручки регулярно вкладывают небольшие шарики из разного материала (дерева, резины, пластмассы и другого) с разным весом. Такие шарики могут быть мягкими и твердыми, гладкими или рельефными. Вам нужно вложить предметы в раскрытые ладошки ребенка и добиться, чтобы кроха рефлекторно их схватил. Шарики можно привязать к ленточкам и опускать их к ребенку, а когда малыш схватит предметы, тянуть их к себе, тем самым стимулируя ухватить шарики крепче. Шарики можно заменить палочками (гладкими или ребристыми) и вкладышами разной ткани.

Попробуйте сделать упражнение «Вот подарок малышу», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Для развития слуха младенца стоит использовать тихую классическую музыку, погремушки и колокольчики. Уложите кроху на спинку, возьмите в руку колокольчик и, держа его в 60-70 сантиметрах от груди малыша, сделайте несколько звоночков. Дождавшись затихания звука, сделайте еще два-три звоночка. Также можно привязать к колокольчику леску и перемещать его, стимулируя кроху искать глазами источник звука. Такие тренировки слуха можно проводить несколько раз в день, но после 3-4 дней занятий стоит сделать перерыв на неделю.

Для стимуляции органа зрения надевайте крохе яркую одежду и окружайте малютку предметами разного цвета. Подвесьте над кроваткой малыша яркие игрушки примерно в 50 сантиметрах от ребенка. Кроха не только будет разглядывать их, но и начнет пытаться схватить.

Ведите с младенцем своеобразные диалоги, копируя гуление карапуза. Малыш будет слышать себя со стороны и повторять за вами, одновременно тренируя артикуляцию и речь. Детям также очень нравится, когда мама имитирует звуки животных (мяукает, мычит).

Познакомив малыша с обычным массажем, попробуйте применить для этой процедуры предметы, которые можно катать по телу малютки, например, гладкие палочки, небольшие мячики, карандаши. Если вы взяли для такого массажа крупный предмет, катайте его только по спине младенца, а маленькие предметы могут быть использованы для поглаживаний всего тела карапуза.


Массаж активирует мозговые клетки и способствует развитию ребенка

Для «самомассажа» можно рассыпать на пеленальном столике крупу (пшено, рис, гречку, фасоль) и уложить на нее малютку спинкой вниз. Если ручки крохи пока не очень ловкие и не смогут ухватить крупинки, можете выкладывать на крупу кроху и на животик. Двигаясь по такому массажирующему материалу, ребенок будет развивать тактильную чувствительность.

Режим дня

У многих малышей к двухмесячному возрасту формируется их собственный режим дня. Родителям важно учитывать биоритмы младенца и подстроить основные режимные моменты под них (прогулку, развивающие занятия, купание).

Большую часть суток двухмесячный малыш проводит во сне. Кроха спит ночью примерно 11 часов, а в дневное время 4 раза по 1,5-2 часа. Также будет нормой, если несколько дневных снов будет длиться до 3 часов, а остальные будут очень короткими (по полчаса). Периоды бодрствования в этом возрасте пока еще недлительные. В среднем их 4 длительностью от 1 до 1,5 часов.

Количество кормлений в 2 месяца составляет 6-7, а интервал между ними – примерно 3 часа. Ночного перерыва в этом возрасте в кормлениях нет, при этом во время ночного кормления малютка уже полностью не просыпается.

Уход

Двухмесячного карапуза не следует оставлять в одиночестве – пусть малютка всегда будет под присмотром взрослого. Ухаживая за крохой, нужно ежедневно умывать ребенка, протирая его глазки, нос, ушки и лицо. Подмывают малыша под проточной водой после каждого выделения кала и после нескольких мочеиспусканий.

Ежедневное купание ребенка 2 месяцев должно длиться 5 минут в воде температуры 36-37 градусов.

Голову 2-месячному малышу моют два-три раза в неделю.


В воду для купания можно добавлять различные травы

Питание

Лучшей пищей для малыша в возрасте 2 месяцев считается материнское молоко. Оно обеспечивает кроху нужными питательными веществами и меняется одновременно с ростом грудничка. Лучшим вариантом вскармливания грудью называют кормление по требованию, когда кроха прикладывается столько раз, сколько ему нужно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.