Все на лыжню! Когда можно ставить ребенка на лыжи? Как выбрать первые лыжи и с чего начинать

Учить ребенка можно с 3–4 лет. В этом возрасте координация у детей уже достаточно неплохая и они могут получать удовольствие от катания.

Научить ребенка кататься на лыжах можно уже в 3–4 года.

Прежде чем идти на горку, соберите все необходимое.

  • Детские лыжи должны быть примерно на 20 см больше роста малыша. Палки должны доходить ребенку до подмышек. Для начала лыжи можно не покупать, а взять напрокат. Если вы все же решили их приобрести, покупать дорогие не нужно. Пускай ребенок учится на самых простых.
  • Ботинки лучше выбрать специальные лыжные, они обеспечат хорошую фиксацию стопы. Но для первых уроков подойдут и обычные теплые ботинки.
  • Простой зимний комбинезон будет вполне уместен. Покупать поначалу специальный не стоит.

Помните, что кататься лучше всего при температуре от – 3°C до – 10°C. Если на улице холоднее, вести ребенка на горку не следует.

Обучать ребенка нужно катанию по прямой и спускам с горок. Конечно, горнолыжным спортом заниматься еще рано, а вот спускаться с небольших пологих холмов ребенку можно.

Для начала освойте с ребенком стойку: ноги слегка согнуты, а корпус наклонен вперед. Из этого положения ребенок должен хорошо оттолкнуться и проехать как можно дальше вперед. Немного подталкивайте его и не давайте отклоняться назад.

Поначалу ребенок будет неуклюже шлепать в лыжах. Не останавливайте его. Дайте ему освоиться

Чтобы научить малыша ехать, не отрывая ноги от земли, используйте игру. Положите перед ним мяч, и пускай он катит его лыжами.

Спускаться с пологих спусков нужно в той же позе – ноги согнуты, корпус вперед. Хорошо, если на первых спусках ребенок сможет держать за лыжную палку одного из родителей. Подниматься немного сложнее. На самые пологие склоны можно заходить «елочкой», слегка разводя лыжи наружу. На склоны покруче нужно подниматься боком.

Как видите, мама или папа могут самостоятельно обучить малыша этому полезному и интересному спорту. Кроме того, есть места, где научить ребенка кататься на лыжах помогут профессионально. Если вы не уверены в своих силах, можно обратиться в спортивные школы.

Памятка для родителей

Как научить ребёнка кататься на лыжах?

Минусовая температура на улице – не повод сидеть дома! А как

только засияет на улице первый снежок, наша детвора сразу же

устремляется на горки. Но санки не должны быть для малыша

главным зимним удовольствием. Хотите добавить ярких

впечатлений для ребенка? Лыжи - самое то! Медики советуют –

маленькие лыжники развиваются гораздо лучше «саночных»

сверстников: у них укрепляются мышцы, тренируется сердце и

ловкость! Г лавное условие, чтобы ребенок полюбил лыжи, не

принуждайте его кататься, а обучайте, играя !

для лыжной прогулки? В идеале курточка, варежки и брючки не должны промокать (снег к ткани прилипать не должен).

Как подобрать лыжи. Для первых уроков лучше взять лыжи длиной около 70 см, но пригодятся они буквально пару раз – чтобы легче освоиться. Новые же собственные лыжи выбирайте равными росту ребенка (максимум на 5 см длиннее). А если рост начинающего лыжника достиг 120 см – знайте, в действие уже вступают взрослые правила: длина лыжи равна расстоянию от пола до ладошки поднятой вверх руки. Лыжные палки детям до пяти лет не нужны вообще. Ставить на лыжи ребенка можно, как только он начнет более-менее самостоятельно ходить. Разумеется, об обучении лыжной технике в этом возрасте речь не идет – просто покупайте короткие пластиковые лыжи, которые крепятся на валенки или сапожки, ставьте на них малыша и начинайте возить его за ручки. Главное, чтобы малышу нравилось!

Тренироваться начинаем дома. Пусть ребёнок походит в лыжах по ковру, привыкая к их габаритам и дополнительному весу.

Выходим на лыжню. Лучшая погода – от трех градусов мороза до десяти. Почему? В оттепель снег сильно налипает на лыжи, а когда ниже 10 градусов, малыш быстро замерзнет.

Теперь идём на лыжню, берём малыша за руку, и пусть он идет в новой «обувке» просто топая, как сумеет – это нормально. Прошли немного – попрыгайте с ножки на ножку, а потом на двух лыжах – понравилось? Теперь, переступая веером, «рисуйте» лыжами солнышко – так малыш научится поворотам. Чтобы ребенок ощутил настоящее скольжение, соорудите буксир: «палочку-держачок», к которой закреплена веревка. Подскажите малышу, как сделать ножки «пружинками», чуть согнув их в коленках. Пусть крепко возьмется за палочку, немного наклонится... – и сначала медленно – по прямой дорожке, а затем все быстрее, огибая деревья или скользя по пологому склону, движется на лыжах. Но долго баловать его буксировкой не стоит, теперь пусть учится скользить сам: положите перед носиком каждой лыжи по маленькому цветному мячику (самый легкий метод) и пусть попробует их толкать, получилось?

Обратите внимание ! Малыши на лыжне быстро устают. Для первого раза достаточно 30 минут. Помните! Не стоит принуждать малыша, ведь совершенная техника – дело спортивных школ, попробуйте просто подружить его с лыжами, а лучший учитель для детворы - игра: ну-ка, кто быстрей убежит от серого волка?

Зимние виды спорта благотворно влияют на организм ребенка. Катание на лыжах не исключение, оно способствует закаливанию, повышает его работоспособность и выносливость, приводит в тонус мышечный корсет.

Специалисты сходятся во мнении, что лучший возраст для обучения лыжам – это 5 — 7 лет. Но если ваш четырехлетний малыш изъявляет желание кататься вместе с вами, то вам стоит только поощрить его стремление и снарядить всем необходимым.

Из этой статьи вы узнаете

Выбираем экипировку

Встречают по одежке и на лыжных дорожках. Правильная экипировка и хороший спортивный инвентарь очень важны как для опытного спортсмена, так и для новичка. Ознакомьтесь с правилами выбора спортивных принадлежностей.

Зимний комбинезон

В магазине вам могут предложить два варианта одежды: комбинезон и полукомбинезон, состоящий из брюк с бретелями и куртки. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки, и только вам выбирать, что же для вас удобнее.

Важно! Целесообразно выбирать материал, чтобы он не впитывал влагу, не промокал, обеспечивал вентиляцию, не сковывал движения.

Не превращайте ребенка в капусту, не надевайте несколько кофточек и водолазок, современные ткани разрабатываются так, чтобы хорошо сохранять тепло, несмотря на кажущуюся легкость.

Беговые лыжи

Как выбрать лыжи ребенку? Наиболее универсальными и качественными, независимо от погодных условий и уровня спортсменов, считаются лыжи фирмы «Фишер ».

При выборе стоит ориентироваться на размер ботинок, в первую очередь они должны быть впору. Как бы ни хотелось сэкономить, но обувь нельзя брать даже на размер больше. Если в повседневной жизни это чревато только неудобством, то в спорте это может привести к серьезным травмам.

Если смотреть на материал лыж, то это либо деревянные изделия, либо пластиковые, либо комбинированные. Поговорим кратко о каждом варианте.

  • Деревянные лыжи легко ломаются, поэтому они подойдут для более опытных спортсменов, так как новички часто падают. К недостаткам можно отнести и тот факт, что ездить по мокрому снегу не получится, если лыжи не обрабатывать специальным составом. В целом же дерево – это прекрасный, экологичный и легкий материал.
  • Пластиковые лыжи более прочные, нужно очень постараться, чтобы их сломать. Но они же и очень скользкие, для того чтобы на них просто стоять, потребуется немало усилий. Приобретите пластиковые лыжи со специальными противоскользящими насечками, они подойдут и опытным, и начинающим спортсменам.
  • Лыжи, изготовленные с использованием пластика и дерева , весьма прочны, долговечны и удобны в использовании.

Лыжи с мягким креплением больше подойдут для детей от трех лет, для дошкольников. Мягкое крепление фиксирует ногу, не давая ей ползать по всей длине, не перетягивает щиколотку и голеностопный сустав.

Дети после семи лет способны надевать лыжный ботинок с жестким креплением самостоятельно. Так, например, на школьных уроках физкультуры чаще используются лыжи без заднего крепления, но это не мешает малышам осваивать новый вид спорта.

Лыжные палки

Подбирать лыжные палки стоит с учетом параметров:

  • для детей 3 – 6 лет они должны быть длиннее, чем лыжи, но не выше плеча,
  • для детей старше 6 лет длина палок для классического хода должна составлять сумму: рост + 20 сантиметров, для конькового хода к росту также прибавляйте 20 сантиметров.

На заметку ! Купите лыжи и палки яркой расцветки.Во-первых, это придаст дополнительный стимул для их освоения, а во-вторых, они не будут теряться в снегу. А уж как будет довольна стильным аксессуарам маленькая лыжница и сколько новых красивых фото появится у нее в телефоне.

Защитные элементы

Шлем защитит голову от ушибов при падении. Выбирать его надо тщательно, он должен легко надеваться на шапку, не сковывать голову и не приносить неудобств.

Вместо шапки можно использовать балаклаву , она прекрасно защитит нежную кожу лица от ветра и мороза.

Глаза также нуждаются в защите, поэтому пренебрегать специальными защитными очками нельзя. Более опытные лыжники используют еще шорты и панцирь, они необходимы для предотвращения серьезных травм копчика и спины.

Подготовительные упражнения

Прежде, чем отправиться покорять снежные просторы, обучите ребенка некоторым простым упражнениям, вначале можно показать видео, а потом продемонстрировать самому. Начать можно с «Заборчика» — это хождение приставным шагом, и «Аиста» — удерживания лыж в горизонтальном положении, держа ногу, согнутую в колене.

Подробнее рассмотрим упражнения «Плуг» и «Буксир», справится с которыми даже новичок.

«Плуг». Прием, помогающий обучить технике поворотов: расположите ноги так, чтобы лыжи напоминали плуг, носки широко разведены, между ними расстояние не менее 10 сантиметров. Положение простой центральной стойки сменяется наклонами в левую и правую стороны. Перенос веса на внешнюю сторону лыжи осуществляется наклоном всего тела в нужную сторону. При освоении данного приема навыки передвижения значительно увеличиваются, улучшается координация и положение тела при движении.

«Буксир» — упражнение, которое принесет столько же пользы, сколько веселья. Один из родителей едет на беговых лыжах, за ним, придерживаясь за веревку, скользит ребенок. Этот прием оттачивает навык скольжения, поворота и торможения, а благодаря тросу можно преодолеть большие расстояния, нежели при самостоятельной езде.

После освоения навыка скольжения нужно развивать его самостоятельное исполнение. Для лучшего понимания не только рассказывайте, но и показывайте каждое движение своему маленькому ученику.

Теперь вам на помощь придет небольшой хорошо раскатанный склон. Примите правильную позу: согните ноги в коленях, наклонитесь немного вперед, опустите руки, сделайте большой скользящий шаг вперед левой ногой, затем правой. Акцентируйте внимание ребенка на том, как происходит перенос массы тела с одной ноги на другую. Удалось выполнить упражнение? Тогда усложняйте.

Переходите к методу «Самокат» . Уберите обе палки и снимите одну лыжу. Теперь оттолкнитесь свободной ногой, стараясь проехать на второй как можно дольше. После нескольких повторений поменяйте ногу. Этот способ тренирует координацию.

Когда ребенок справится с этим упражнением, можно переходить к способу «Коньки» , он максимально приближен к езде на лыжах. Тренируем скользящие движения, попеременно меняя ноги, при этом руки находятся за спиной. Следите за тем, чтобы ноги не сгибались сзади. Оптимальное положение, когда нога прямая и свободно идет назад. И только после того, как хождение по диагонали будет освоено, можно переходить к беговым лыжам.

Осваиваем беговые лыжи

Подготовка:

  • Перед поездкой на лыжню наденьте на ребенка его новый костюм, проследите, чтобы ему было удобно, чтобы ничего не стесняло движений, самочувствие спортсмена должно быть в норме, а настроение на высоте.
  • Выбранная площадка должна быть в первую очередь безопасной: рядом не должно быть автодорог, глубоких оврагов, большого количества деревьев.
  • Слой снега не должен быть слишком глубоким, лучше, если он хорошо утрамбован, имеет ровную поверхность.
  • Научите ребенка правильному падению – в сторону, тогда и сила удара будет меньше, и лыжи будут целы.

Теперь самое время переходить к практическим занятиям. Рассмотрим алгоритм действий пошагово.

Шаг № 1. Отложите палки в стороны и научите ребенка правильно ходить. Ноги поднимайте так, чтобы ступня не касалась снега, держите их параллельно, чтобы лыжи не пересекались, иначе падения не избежать. Когда со ступающим шагом будет покончено, можно переходить к следующему этапу.

Шаг № 2. Правильное скольжение – это скольжение на всей ступне, при этом отталкиваться нужно носком, пятка в этот момент приподнята. Прорепетируйте новое движение сначала без палок, как только начнет получаться – берите палки и чередуйте движения рук и ног. При классической ходьбе толчок правой палкой сопровождается шагом левой ноги. Для начала помогите малышу и возьмите его на «буксир».

Шаг № 3. Езда на лыжах это не только скольжение. Сколько бы ни пришлось ехать, все равно придется остановиться и развернуться, и с разворотом обычно бывают трудности. Лучше всего выполнять маневр, просто переставляя лыжи в нужную сторону. При этом нужно следить, чтобы задняя часть лыжи оставалась на снегу, иначе она может заехать на вторую лыжу, и тогда падения не избежать.

На заметку! Лыжная палка всегда ставится «под себя», то есть та часть палки, которая опускается в снег, должна быть ближе к телу, чем рукоятка.

Осваиваем горные лыжи

Если соберетесь покорять гористые альпийские склоны, то без горных лыж вам никуда. Техника управления ими более сложная, поэтому подойдет для детей старше 6 лет . Стойка горнолыжника ничем не отличается: тело наклонено чуть вперед, ноги согнуты в коленях и находятся параллельно друг другу. При спуске наклон тела регулирует скорость движения, чем ниже наклон – тем выше скорость.

Поднимаемся по склону

Необходимо научить юного лыжника двум приемам, которые помогут ему одолеть любые склоны. «Полуелочка» предполагает методику, когда одной лыжей опираются на снег полностью, а второй — только ребром. При этом скольжение первой лыжей идет вверх, а вторая лыжа лишь приставляется рядом. Если присмотреться потом к узору на снегу, то как раз выйдет полуелочка.

«Лесенка» — это по сути приставные шаги, когда лыжи упираются в снег ребрами и становятся поперек склона. Если опереться на всю поверхность, то ребенок просто соскользнет вниз. Очень удобно при таком подъеме помогать себе палками.

Торможение

Торможение на горном спуске требует немалых усилий и знания техники. Итак, чтобы притормозить, направьте носки друг к другу, разведите пятки в стороны, встаньте на ребра и сильно надавите на них. Колени при торможении лучше свести друг к другу. Как уже было сказано, наклон тела влияет на скорость, поэтому при торможении отклоняйтесь назад, иначе оно может быть резким и закончится падением.

Повороты

Эффектное виляние при спуске выполняется техникой поворотов, скорость при этом снижается. Прежде чем начать тормозить, нужно принять позу «Плуга», о которой говорилось ранее. Далее, если поворот в левую сторону, то сгибается в колене правая нога, на нее смещается центр тяжести, после нога медленно выпрямляется. Для лучшего понимания можно показать видеоурок.

Спуск

Перед спуском снова примите основную позу лыжника, затем оттолкнитесь левой ногой, подтяните правую, поставьте их параллельно и максимально согните. Для того чтобы увеличить скорость, выполняйте пружинящие движения всем телом.

Для первых тренировок на спуск выбирайте самые низкие и пологие склоны, помните о том, что вы не всегда сможете подстраховать малыша, а падение с высокого склона может быть очень опасным не только для любителя, но даже для профессионала.

Посмотрите видео, как проводит обучение профессиональный инструктор лыжного клуба «Снежная академия».

  • Не лишайте ребенка самостоятельности . Как бы вам ни хотелось помочь и подстраховать, это должно быть лишь помощью, не делайте всю работу вместо ребенка. Так вы только успокоите свои нервы, но это не поможет малышу получить опыт падения и маневрирования, и умение кататься придет с большим опозданием.
  • Знайте золотую середину, точнее, высоту склона. Взрослые спуски опасны , они не подходят для начинающих лыжников, тем более детей. Падение на таком спуске приведет к страху высоты как минимум, а как максимум — к серьезным проблемам со здоровьем. Не торопитесь, освоение высот должно проходить постепенно.
  • Терпение и труд ваши основные помощники . Не надейтесь на быстрый результат. Будьте терпеливее, объясняйте и показывайте все движения по несколько раз, очевидное для вас может оказаться тайной за семью печатями для вашего чада. Со скольких бы лет вы не начали учить стоять на лыжах, превратите это в игру, где результат является лишь приятным бонусом, но не целью номер один.
  • С детства начните приучать малыша к здоровому образу жизни . Покажите мастер-класс по катанию на лыжах, заразите своим азартом, и тогда весь следующий год малыш только и будет мечтать о том, как выпадет снег и вы сможете вновь покататься вместе.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Традиционно тренера рекомендуют начинать обучение ребенка ходьбе на лыжах и горнолыжному спорту с 4 – 5 лет. Однако часто (что заметил еще доктор Бенджамин Спок), родители – горнолыжники пытаются научить своего ребенка кататься на лыжах еще до того, как он научится ходить. Чем меньше ребенок, тем тщательнее нужно выбирать лыжи для него.

Как выбирать лыжи: по росту или весу?

Общепринято, что лыжи необходимо выбирать по росту. Очень приблизительно, для начинающих лыжников длина лыж должна быть на 20 см меньше их роста, для «продвинутых» ─ на 10 см. меньше роста.

В случае выбора лыж для детей до 7 лет подобное правило обычно неприменимо. Чтобы ребенок мог кататься – его вес должен быть способен прогнуть лыжу так, чтобы ее средняя часть касалась снега. Иначе, даже наиболее тщательно выбранные лыжи будут зарываться в снег.

Поэтому, выбирая лыжи для ребенка, который только учится кататься, нужно следовать следующему правилу: если вес ребенка менее 20 кг, нужно выбирать лыжи длиной около 70 см. Если вес ребенка составляет 20-30 кг, следует выбирать лыжи длиной около 90 см. В случае, если вес ребенка 30-40 кг, нужно выбирать лыжи длиной около 100 см. Для детей весом более 40 кг лыжи выбирают так же, как и для взрослых.

Впрочем, это правило справедливо лишь для начинающих юниоров. Когда ребенок овладеет азами лыжного спорта, он научится прогибать лыжу усилием ноги. Тогда уже можно будет ему выбрать более длинные и скоростные лыжи по росту.

Еще один нюанс: необходимо отличать лыжи, специально рассчитанные на детей, от так называемых «ски-бордов» ─ укороченных лыж для взрослых. Ски-борды, хоть и имеют подходящую для ребенка длину, но они очень жесткие и снабжены не отстегивающимися креплениями. Выбирать такие лыжи для ребенка категорически нельзя. Ребенок не сможет у правлять жесткими ски-бордами, и попытка поставить ребенка на лыжи выльется в травмы и испорченные зимние каникулы.

Как выбирать лыжи: лыжи на вырост

Выбор лыж для ребенка всегда индивидуален. Поэтому, выбирая лыжи для ребенка, лучше проконсультироваться с инструктором или попытаться найти квалифицированного консультанта в магазине спортивного снаряжения.

При выборе лыж для ребенка существует лишь одно непреложное правило – ни лыжи, ни ботинки, нельзя покупать «на вырост». Лыжи необходимо выбирать именно под «текущие» габариты ребенка.

Вопреки распространенному стереотипу, основная причина детского травматизма при катании на лыжах кроется не в коварстве склонов, а в банальном желании родителей сэкономить на ежегодной покупке новых ботинок.

Обычно, производители лыж выпускают детские модели в тех же ценовых категориях, что и для взрослых: «профессиональные» лыжи с использованием передовых технологий и материалов, лыжи «средней» ценовой категории, рассчитанные на широкий круг любителей и лыжи «эконом-класса» для новичков.

Однако эти категории лыж отличаются не только ценой. Лыжи более низкой ценовой категории мягче и легче в управлении, чем лыжи более высокой, но они способны развить меньшую скорость.

Для большинства детей следует выбирать лыжи средней ценовой категории (на первых занятиях малышу, конечно, будет проще тренироваться на самых простых лыжах, но практика показывает, что дети обучаются азам лыжного спорта очень быстро и уже спустя пару недель катание на лыжах «эконом-класса» ребенку станет неинтересно).

Лыжи «профессионального» класса стоит выбирать лишь в том случае, если ребенок собирается серьезно заниматься спортом и уже достиг определенных успехов.

Как выбирать лыжи: ботинки, крепления, палки

К ботинкам применимы те же правила, что и к выбору лыж – нужно приобретать специальные ботинки для детей (обычно они имеют всего одну мягкую клипсу и ребенок сможет самостоятельно снимать и одевать ботинки). Даже для подростков 10-14 лет лучше выбирать специальные подростковые модели ботинок, а не женские ботинки небольшого размера (хотя подростковые ботинки найти тяжелее).

Модели для подростков могут в точности повторять форму и размер взрослого ботинка, но они облегчены. В любом случае, покупая лыжные ботинки для подростка, убедитесь, что он может согнуть ботинок, а не стоит в них, как в кандалах.

Тем более нельзя надевать на ребенка взрослые ботинки, зафиксировав их на голени затягиванием клипс. Следует помнить, что для управления лыжами важна не только жесткая фиксация ботинка на ноге, но и соответствие размера стопы центровке крепления.

Отдельного упоминания заслуживает выбор креплений: для ребенка следует выбирать специальные крепления. Даже самые «мягкие» варианты креплений для взрослых не обеспечивают необходимого уровня безопасности. Также, стоит предварительно зайти в мастерскую и отрегулировать силу усилия, вызывающего отстегивание ботинок. Чем меньше ребенок катался, и соответственно, чаще будет падать, тем меньше должна быть эта величина.

Палки для ребенка выбирают по тем же критериям, что и для взрослых – по

Лыжная подготовка дошкольников

Мир ребенка - это прежде всего движения, непрекращающаяся ежедневная и многочасовая двигательная активность. И она не утомляет, не угнетает, а "строит" его. Наиболее качественным "строительным материалом" является двигательная деятельность, основанная на использовании природных факторов и обеспечивающая связь и всестороннее взаимодействие детского организма с внешней средой существования.

Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия России создают уникальные возможности для использования лыж и через них целого комплекса целительно-оздоровительных естественных природных факторов. Для всех занятий, прогулок, игр, развлечений на лыжах характерно достоинство, которое выразительно отображено русской пословицей:

"Мороз не велик, а стоять не велит".

Наш соотечественник, известный ученый-гигиенист И.М. Саркизов-Серазини так обосновал целительную силу движений человека в условиях низкой температуры:

"Микробы не любят холода. Они так же, как и животный организм, любят температуру выше нуля, и мороз на них действует губительно... Земля, покрытая надолго слоем снега, не позволяет микробам возрождаться и не шлет в воздух клубы пыли... На свежем, морозном воздухе обмен веществ совершается быстрее, улучшается аппетит, исчезают многие недуги. И люди, не боящиеся морозного дня, подвергающие свое тело влиянию физических упражнений, связанных с тем или иным видом спорта, особенно чувствуют на себе оздоравливающее влияние напоенного кислородом, более чистого морозного воздуха".

При передвижении на лыжах в достаточно энергичную и продолжительную работу включаются все крупные мышцы человека. Благодаря этому происходит интенсивное насыщение организма свежим, морозным, живым воздухом, который и является основой здоровья, фундаментом гармоничного развития ребенка.

С учетом закономерной последовательности в овладении жизненно важными двигательными навыками обучать передвижению на лыжах можно уже 2-летних малышей, которые уверенно сохраняют равновесие в обычной ходьбе и при беге.

Обучать лыжам надо так же, как и ходьбе, т.е. без помощи родителей малышам не обойтись. Для эффективной и безопасной лыжной подготовки необходимо прежде всего выполнить ряд требований к инвентарю и одежде.

Лыжный инвентарь должен соответствовать индивидуальным росто-весовым показателям ребенка. Особенно затрудняют обучение лыжи и палки, приобретенные "на вырост". Длина лыж должна быть чуть выше (примерно на 10 см), а длина палок чуть ниже (на 10-15 см) роста малыша. Чем меньше вес ребенка, тем меньше и прогиб (жесткость) лыж - расстояние между лыжами в средней, утолщенной, части при их соединении скользящими поверхностями. Лыжи подходят как деревянные, так и пластиковые. Особенно удобны пластиковые лыжи с чешуйчатой скользящей поверхностью: они не требуют смазки при изменении погоды.

Лыжные палки пригодны из любого материала, предпочтительнее более легкие. На палках необходимы ремешки (петли) для кистей рук, кольца (сегмент) упора и штырьки на концах. Желательно иметь на палках специальную рукоятку. Отсутствие или обрыв ремешка вынуждают ребенка часто терять палку и сильно зажимать ее в кулак, затрудняя отталкивание. Палки без колец упора проваливаются глубоко в снег, при отсутствии штырей они проскальзывают. Все это приводит к потере равновесия и, как правило, к падениям. Перед пользованием палками надо в домашних условиях объяснить и главное показать ребенку способ держания: кисть продевается в ремешок снизу и опирается на него, при отведении назад палка свободно удерживается в основном тремя пальцами - большим, указательным и средним, при толчке нельзя зажимать ее в кулак.

Из многочисленных моделей лыжных ботинок предпочтительнее с удлиненным, защищающим от снега голенищем, по размеру свободные (примерно на два номера больше), но не слетающие с ноги при ходьбе. Можно использовать и повседневную зимнюю обувь - валенки, сапоги, ботинки, утепленные высокие кроссовки.

Сейчас промышленность выпускает лыжные крепления различных конструкций, главное при их выборе - надежность, удобство и простота в обращении. Для лыжных ботинок в зависимости от модели могут подойти рантовые, носковые или полужесткие крепления. Под обычную зимнюю обувь используют только полужесткие и мягкие крепления с пяточным кожаным или резиновым ремнем, затягивая который обеспечивают прочное сцепление обуви с лыжей. Самой удобной является конструкция, позволяющая ребенку быстро надевать и снимать лыжи вначале с помощью взрослых, а затем и самостоятельно.

Лыжная одежда, как и инвентарь, тоже имеет свою специфику. Даже самый солнечный, безветренный, с небольшим морозцем, благоприятный день может быть испорчен для ребенка, если он насквозь промок и замерз. "Мокрые" лыжные прогулки весьма нежелательны и для здоровья. Верхняя одежда (куртка и брюки или комбинезон) должны быть из ветроводонепроницаемой ткани. Если есть выбор, надо отдать предпочтение раздельным куртке и брюкам - так одежда меньше промокает, ее легче сушить, а в случае необходимости можно заменить только одну часть. Вполне допустимо, если комбинезон или куртка с брюками чуть великоваты. Главное, чтобы впору была внутренняя одежда: футболка, рубашка, свитер, особенно колготки и шерстяные носки. Хорошо подогнанное нижнее белье убережет от весьма неприятных потертостей. Детям очень нравится лишний раз поваляться в снегу, поэтому желательно иметь варежки или рукавички, обшитые водонепроницаемой тканью. Они должны быть, конечно, теплыми и в меру свободными. Шапочка предпочтительнее шерстяная, плотно прилегающая к голове и закрывающая уши. Шарф лучше заменить свитером с высоким воротом.

Можно по-разному одеть детей, в чем, несомненно, отражаются вкусы и материальные возможности родителей. Однако имеются некоторые общие рекомендации к лыжной одежде:

Не кутайте детей, как эскимосов, - это затрудняет движения;

Дошкольники более чувствительны к морозу, чем подростки.

Если верхняя курточка легкая, то один дополнительный свитер под нее будет кстати;

Хороши шерстяные вещи, но только не наружу, так как шерсть сильно собирает снег и поглощает влагу, а детям очень нравится поваляться в снегу; помните и о том, что ребенок будет часто падать;

Необходимы запасные рукавички или варежки для замены мокрых, к тому же дети поразительно часто их теряют;

Проверьте, нет ли грубых швов в носках и нижнем белье ребенка, это может привести к потертостям;

Выбирайте верхнюю одежду с такой застежкой, чтобы ребенок мог застегнуть сам, в том числе и замерзшими руками;

Отдавайте предпочтение одежде, которую можно сравнительно легко чистить и стирать - ребенок обязательно найдет достаточно грязи даже на снегу.

С дошкольниками заниматься лыжами рекомендовано лишь в морозную погоду при температуре от -1 до - 12°С, для детей 2-4 лет - до -8°. В ветреную погоду нижняя граница повышается еще на 2-3°. При сильном ветре (скорость 6-10 м/с), когда заметно качаются деревья, дым прибивается к земле, а на открытой местности пурга, лыжную прогулку надо отменить.

Исключительно важно дать ребенку основы знаний по гигиене, сообщив простейшие правила и гигиенические требования к занятиям на лыжах:

Нельзя салиться и тем более ложиться на снег даже при сильной усталости;

Запрещено использовать снег для утоления жажды;

Недопустимо снимать шапочку и расстегиваться, когда стало жарко.

Полезно напоминать ребенку об этом перед каждым выходом на лыжную прогулку.

Важно обратить внимание на то, что после выноса лыж из теплого помещения нельзя сразу класть их на снег, необходимо хотя бы немного (около 5 мин) охладить. Если пренебречь этим требованием, снег прилипнет к лыжам, они подмерзнут, придется долго и с трудом очищать их от снега и льда.

Сдерживайте себя от чрезмерной опеки. Ребенку, особенно на первых порах, очень хочется быть настоящим лыжником и самому нести лыжный инвентарь. Не упустите этот момент, закрепите естественные желание и интерес объяснением и показом простейших правил транспортировки: скрепленные лыжи надо расположить горизонтально носками вперед и зажать в подмышечной впадине, обхватив рукой снизу; палки взять в другую руку за середину кольцами назад.

Для занятий на лыжах надо выбрать ровную площадку недалеко от дома, используя двор, ближайший стадион, сквер, и повозможности максимально защищенную от ветра кустарником, другими лесопосадками. При выборе или прокладке лыжни учитывайте направление ветра - он должен быть по ходу и дуть ребенку в спину.

Важнейшим двигательным действием лыжника является скольжение, которого нет в привычных для ребенка ходьбе и беге. И начинать обучение надо с ходьбы на лыжах, палки использовать только для поддержания равновесия. А если ребенок обходится и без них, просит взять его руку, не надо препятствовать, удовлетворите его желание. Не обращайте внимания и на выпрямленное при движении туловище, пусть все будет, как в хорошо знакомой и привычной ребенку ходьбе, только с лыжами на ногах. При этом обязательно подчеркните и заинтересуйте малыша тем, что на лыжах можно легко передвигаться даже по глубокому снегу. Обучая, не забывайте о том, что в силу анатомо-физиологических и психологических особенностей дошкольники лучше воспринимают показ упражнений, чем их объяснение.

Наряду с ходьбой на лыжах для выработки чувства лыж, чувства снега, овладения специфическими для лыжника равновесием и координацией движений в условиях единой биомеханической системы (лыжник - лыжи - палки) используют следующие упражнения:

Перенос веса тела с одной ноги на другую, не отрывая лыжи от опоры;

Стоя на двух лыжах, опуститься в полуприсед и затем подняться;

Поочередное поднимание и опускание носка и затем пятки лыжи при небольшом сгибании обеих ног в колене;

Поднимание согнутой ноги назад и вперед с отрывом вначале пятки, затем носка лыжи;

Поднимание согнутой ноги вперед с расположением и удержанием лыжи параллельно лыжне;

Прыжки на месте с ноги на ногу;

Прыжки-подскоки на месте на двух лыжах;

Небольшие махи слегка согнутой ногой назад и вперед;

Стоя на чуть согнутых в коленях ногах и немного наклонив туловище, поочередные махи прямыми руками вперед (до уровня глаз) и назад (немного дальше бедра);

Небольшой выпад вперед правой, затем левой ногой;

Поочередный выпад вперед с махом то левой, то правой рукой вперед и назад при разноименном сочетании работы рук и ног;

Поочередные махи носками лыж вправо и влево;

Поочередное поднимание и перестановка носков лыж в сторону;

Поворот переступанием на месте вокруг пяток лыж - носки лыж поочередно приподнимают и переставляют вправо или влево, а пятки лыж не отрывают от снега;

Поворот переступанием на месте вокруг носков лыж; когда приподнимают и переставляют вправо или влево только пятки лыж, а носки остаются на месте;

Приставные шаги в сторону. Все упражнения выполняют как С опорой, так и без опоры на палки, постепенно увеличивают количество повторений и темп выполнения. Дозировка нагрузки определяется подготовленностью, самочувствием, настроением ребенка. Перегрузки и насилие недопустимы. Надо шире использовать игровые формы выполнения упражнений, например:

Нарисуй лыжами на снегу веер для себя - поворот переступанием вокруг пяток лыж на 90°;

Нарисуй веер для друга - поворот переступанием вокруг носков лыж на 90°;

Нарисуй лыжами на снегу две снежинки, выбери самую красивую - поворот на 360° переступанием вначале вокруг пяток лыж (первая снежинка), затем вокруг носков лыж (вторая снежинка);

Нарисуй на снегу "лыжную гармошку" - переступание в сторону поочередно носками и пятками лыж;

Покажи стоящего аиста - сильно согнутую ногу поднять вперед и как можно дольше удерживать лыжу горизонтально.

Гораздо эмоциональнее ребенок выполняет эти задания, если в играх участвуют и родители.

Перечисленные упражнения помогут ребенку овладеть чувством лыж и чувством снега, чтобы перейти к последующему изучению ступающего и скользящего шагов.

Все упражнения относительно просты и не требуют какой-либо сложной методики обучения, достаточно показать и объяснить требования к его выполнению. Главная задача - добиться точности движений, что способствует развитию специфичной координации и умению управлять лыжами.

Отбор упражнений, объединение их в общую систему, последовательность выполнения предусматривают постепенное повышение координационной нагрузки, обеспечивают взаимосвязь отдельных движений. Скоростное прохождение всей системы упражнений не обеспечит координационной готовности к овладению многочисленными способами передвижения на лыжах.

Если из-за неблагоприятных погодных условий или по другим причинам занятия проводятся не совсем регулярно, при их возобновлении после перерыва необходимо обязательно повторить все то, чему ребенок уже научился.

Ступающий шаг - основное подводящее упражнение к овладению скольжением на лыжах. Его выполняют в различных постепенно усложняющихся условиях:

По накатанной лыжне;

По целине с неглубоким и затем более глубоким снежным покровом;

Зигзагом обходя кусты, деревья, пеньки, скамейки, другие ориентиры.

Передвижение ступающим шагом, т.е. без скольжения на лыжах, как правило, не вызывает у ребенка особых затруднений. Важно подчеркнуть следующие элементы и овладеть ими:

Перекрестной (разноименной) координацией движений в работе рук и ног, как и в обычной ходьбе;

Полным переносом при каждом шаге веса тела с одной ноги на другую;

Большим по сравнению с обычной ходьбой наклоном туловища;

Специфическими маховыми и толчковыми движениями руками: когда мах вперед слегка согнутой в локтевом суставе рукой выполняют до уровня глаз, а толчок заканчивают за бедром.

При целостном освоении ступающего шага необходимо достичь свободных, размашистых, ритмичных, скоординированных движений рук и ног при небольшом наклоне туловища и полном, доведенном до автоматизма, контроле положения лыж, не допуская их скрещивания.

Когда ребенок освоит ступающий шаг, объясните и покажите ему, как на лыжах можно двигаться быстрее: для этого надо не шагать, а толкаться и скользить, используя палки не для поддержания себя и сохранения равновесия, а для отталкивания и увеличения скорости.

Первые скользящие шага выполняют на проложенной под небольшой уклон хорошо накатанной лыжне из двух исходных положений:

Из стойки лыжника, при которой ноги слегка согнуты в коленях, туловище чуть наклонено вперед, руки опущены, кисти у коленного сустава; из этого исходного положения делают энергичный шаг вперед с последующим небольшим скольжением на одной ноге, затем шагают и скользят на другой ноге, дальше повторяют такие же скользящие шаги;

Разбежаться на выпрямленных ногах ступающим шагом и затем, набрав скорость и слегка приседая, перейти на скользящие шаги по лыжне.

Чередуя упражнения из этих исходных положений, обращают внимание на полный перенос веса тела во время скольжения с одной ноги на другую.

Для освоения одноопорного (свободного) скольжения, постепенного увеличения длины скользящего шага, овладения согласованными движениями рук и ног, развития равновесия полезны следующие простейшие упражнения:

После небольшого разбега ступающим шагом скольжение на одной лыже до полной остановки, вторую слегка приподнять над лыжней;

Лыжный самокат - продолжительное скольжение на одной лыже за счет отталкивания другой;

Скользящие шага с широким ритмичным размахиванием руками и характерной для лыжника амплитудой;

Скользящие шага, заложив руки за спину;

Длительное скольжение то на одной, то на другой лыже по лыжне, проложенной под уклон;

Скользящие шаги с палками в руках, удерживаемыми за середину - следить за махом руками вдоль лыж, а не перед грудью;

Скользящие шага с поочередным отталкиванием палками - попеременный двухшажный классический ход в полной координации.

Слабая физическая подготовка и недостаточно развитое чувство равновесия не позволяют дошкольникам выполнить полноценное одноопорное скольжение. Надо все-таки добиваться того, чтобы, во-первых, ребенок полностью переносил вес тела на опорную ногу и хотя бы немного скользил на одной лыже. И, во-вторых, при скольжении, опуская после толчка маховую ногу на снег, нельзя загружать и переносить на нее вес тела, так как возникает грубейшая ошибка - двухопорное скольжение, исправлять которую впоследствии очень трудно.

Техника лыжника включает более 50 способов передвижения на различном рельефе и при изменении условий скольжения. По мере овладения ступающим, а затем скользящим шагом и в целом попеременным двухшажным ходом дошкольников обучают и другим лыжным ходам, включая коньковые, стойкам спусков, способам подъемов, торможений и поворотов в движении.

Из одновременных ходов, основой которых является одновременное отталкивание руками, наиболее доступным является одновременный бесшажный ход. Его используют при движении под уклон по хорошо накатанной лыжне и при наличии хорошей опоры для палок. При непрерывном скольжении на двух лыжах скорость поддерживается только за счет одновременных толчков руками. Обратите внимание на то, чтобы при отталкивании ребенок чуть больше обычного наклонял туловище, а при выносе палок вперед -выпрямлялся.

Из коньковых ходов дошкольники предпочитают полуконьковый и реже - од-новременный двухшажный коньковый. При полуконьковом ходе одна лыжа непрерывно скользит по лыжной колее, а вторую ставят под углом к направлению движения и ею выполняют отталкивание. На каждый толчок ногой делают одновременное отталкивание руками, эти толчковые движения совпадают по времени. Следите за тем, чтобы ребенок использовал для отталкивания то одну, то другую ногу. Толчки одной ногой чреваты асимметричным развитием скелетно-мышечного аппарата. Для равноценного использования отталкивания обеими ногами лыжную колею надо прокладывать и справа, и слева от толчковой нога.

В одновременном двухшажном коньковом ходе обе лыжи располагают под углом к направлению движения, В каждом цикле этого хода выполняют два скользящих коньковых шага и одно отталкивание палками. На первом шаге палки маховым движением выносят вперед, на втором - выполняют ими отталкивание. Этот ход используют на хорошо укатанном и достаточно широком снежном полотне.

При обучении спускам обратите внимание ребенка на особую посадку, которая обеспечивает устойчивость на спуске. Надо слегка присесть, наклонить туловище почти параллельно склону, опустить руки и, расположив кисти чуть впереди коленей, крепко держать палки обязательно штырями назад. Подчеркните необходимость сохранения этой посадки от начала и до самого конца спуска. Если ребенок боится спуска, надо съехать с ним вместе. Для этого встают за ребенком и располагают его между своими лыжами.

Самым доступным способом преодоления подъема для дошкольников является лесенка. Вначале повторите на ровном участке приставные шага в сторону. Затем у подножия склона надо встать боком, верхнюю лыжу поставить на наружный кант, а нижнюю - на внутренний. Из этого исходного положения выполняют приставные шаги вверх по склону.

Тормозят дети на спусках чаще всего падением. Самым безопасным является падение на бок, при котором надо присесть, как можно быстрее поставить лыжи поперек склона, палки крепко держать обязательно штырями назад, чтобы не наткнуться на них. Вставать надо только после полной остановки. Лежа на боку, параллельно соединяют лыжи, располагают их поперек склона и подтягивают к туловищу. Встают, опираясь на верхнюю, а затем и на нижнюю палку.

Надо объяснить ребенку, что настоящие лыжники падением не тормозят, используют для этого другие способы. Самым надежным является торможение плугом, при котором пятки лыж разводят в стороны, затем ставят лыжи на внутренние ребра, слегка сгибая нога и соединяя колени. При этом нельзя допускать скрещивания носков лыж. Чтобы ребенку были понятны требования к торможению плугом, весьма желателен образцовый показ родителей.

Для изменения направления движения на равнинных участках и на спусках чаще всего используют поворот переступанием, при котором, энергично отталкиваясь наружной в повороте ногой, выполняют коньковые шаги в направлении поворота.

По мере взросления, в школьные годы, будут освоены и другие лыжные ходы, способы подъемов, спусков, поворотов, торможений, преодоления неровностей. Фундамент лыжной подготовки, заложенный в дошкольном возрасте, - это целебный, неисчерпаемый источник нравственного и физического здоровья, духовного и телесного совершенствования вашего ребенка в будущей взрослой жизни.

Предварительный просмотр:

Учим ребенка кататься на лыжах и коньках

Юный лыжник. Если вы – любитель покататься на лыжах, то вам, скорее всего, захочется «поставить» на лыжи и свое чадо. А почему бы и нет? Вот только возраст ребенка должен быть при этом не менее 5 лет.

Конечно, начинать обучение ребенка катанию на лыжах можно и с более раннего возраста, однако надеяться на отличные результаты не стоит. Максимум, чему вы сможете обучить трехлетку – это ходить на лыжах.

С чего же следует начинать свои первые занятия? Для начала найдите ровную защищенную максимально от ветра местность. Направление начинающего лыжника должно быть таким, чтобы ветер дул ему в спину, словно подгоняя вперед. Температура воздуха от -1 до -10 градусов будет наиболее благоприятной.

Обучаем ребёнка кататься на лыжах

Итак, площадка выбрана - начинаем учиться передвигаться на лыжах. Палки ребенку на первом этапе обучения не понадобятся, уж не настолько они держат равновесие. Для начала рекомендуется освоить несколько несложных упражнений, можно в игровой форме, чтобы ребенку было интересно.

Помогут юному лыжнику привыкнуть к лыжам следующие упражнения:

Приседания на одном месте.

Прыжки в положении стоя на двух ногах, а также прыжки с одной ноги (лыжи) на другую.

Упражнение «аист» - ребенок приподнимает ногу, согнутую в колене, и удерживает горизонтально лыжу.

Шаги в стороны.

Следующий шаг – ходьба. Первые попытки ходьбы на лыжах лучше делать по накатанной лыжне, по неглубокому снегу. Дальше – учите ребенка ходить зигзагом, минуя препятствия на пути. Когда же этими навыками ребенок овладеет, можно переходить к скользящим маневрам.

Как и ранее, необходимо найти подходящую местность – как нельзя лучше в этом случае подойдет проложенная под уклоном и накатанная хорошо лыжня. Объясните ребенку, как нужно более быстро, отталкиваясь и скользя, передвигаться на лыжах. Покажите на своем примере.

Освоить скольжение помогут такие упражнения:

Ребенок разбегается и скользит до полной своей остановки на одной лыжне, вторую при этом приподнимает и удерживает.

Ребенок скользит на одной лыже, второй – отталкивается.

Шаги скользящие, руки находятся за спиной.

Шаги скользящие, ребенок поочередно отталкивается палками.

Если ваше чадо справится с поставленными перед ним задачами, и первые занятия пройдут не зря, то он вполне сможет составить вам компанию для прогулки на лыжах. А вскоре ребенок и сам поймет, что кататься на лыжах можно не только таким способом, но и другими, более быстрыми, и, поверьте, ему будет это интересно.

Учим ребёнка кататься на коньках

Как и с лыжами, учить ребенка кататься на коньках лучше не на искусственном льде спортивного сооружения, а на самом обычном уличном катке. Важно учитывать, что в катании на коньках задействуются все мышцы ног, спины и брюшного пресса. Как правило, у ребенка 3-х лет все эти мышцы уже развиты очень хорошо, но закрепляющие упражнения все же не повредят. Перед выходом на лед в качестве небольшой разминки желательно повторять такие движения, как приседания, прыжки, подскоки, делая их, соответственно, на коньках.

Выходя на лед, первое время начинайте с простейшего – шаги вперед, приседания на одном месте, прохождение площадки боком приставным шагом. И самое главное – помните, что лед очень скользкий, и ребенок будет чувствовать себя на нем какое-то время неуверенно и уязвимо, а потому важно научить его правильно падать на льду, группироваться и вставать.


Современные тенденции в образовании и воспитании нацелены на раннее обучение ребенка всевозможным навыкам – плаванию, изучению иностранного языка, а также на спорт. Пользующиеся популярностью у взрослых горные лыжи и сноуборд особенно часты для осваивания, ведь родители хотят проводить время на природе за любимым хобби с детьми.

Уже пора?

Первым вопросом, который родители задают себе, является «со скольких лет учить»? Оптимальный возраст для того, чтобы ставить ребенка на горные лыжи, – 3-4 года, именно в это время ребенок осваивает базовые движения – он уже ходит, бегает, прыгает, приседает. При этом в этом возрасте еще нет страха падения, любое новое движение запоминается, так как мозг не отличает его от базовых. Если взрослый понимает, что тот или иной трюк – это что-то необычное для его тела, то ребенок еще не обладает такими оценочными понятиями.

Кто научит?

Определившись с возрастом, мы задаемся вопросом «кому учить?». Конечно, самым бюджетным и, казалось бы, простым вариантом будет обучение родителями. Однако нужно понимать, что даже если вы сами хорошо катаетесь, это не делает вас квалифицированным тренером. Может возникнуть ситуация, когда вы не уследите за чем-то в силу отсутствия навыков обучения. Поэтому если вы настроены серьезно, рассмотрите вариант специализированных лыжных школ или частных инструкторов. Данный вариант имеет свои разновидности:

1) Обучение в группе


  • Ребенок учится общаться с другими детьми, что поможет ему и в обычной школе;
  • Стоимость обучения существенно ниже;
  • Дети смотрят друг на друга и стремятся учиться (психологический аспект).

2) Индивидуальное обучение – занятие с инструктором один на один, стоимость обычно составляет от полутора до двух тысяч в час на российских курортах. Преимущества этого варианта:

  • Все внимание уделяется вашему ребенку;
  • При хорошем стечении обстоятельств для приобретения базовых навыков понадобится всего пару занятий;
  • Инструктор обладает навыками психолога за счет специальной подготовки к работе с детьми;
  • У ребенка появляется идеал-тренер, на которого в таком возрасте он очень хочет походить.

Выбор способа обучения должен делаться, исходя из ваших временных и материальных возможностей, прежде всего. А также доступности склонов. Обратите внимание, что если ваша цель – будущий серьезный спорт, то необходимо идти в специализированные школы, а если вы хотите научить ребенка кататься для собственного удовольствия, то частные уроки или обучение с вами вполне подойдут.

Все сами!

Если вы уверены в своих силах и знаете, что к вашему ребенком подход сможете найти только вы сами, то смело беритесь за дело. Несколько советов на тему, как научить ребенка кататься на горных лыжах:

  • Отказывайтесь от всевозможных «поводков» и поддержек – ребенок может гораздо больше, чем вы думаете, все приспособления же учат его полагаться на вас;
  • Пожалуй, каждый курорт сегодня снабжен множеством пунктов проката снаряжения. Не стоит пренебрегать их услугами, особенно, если вы отправляетесь в горы с ребенком. Дети растут очень быстро, а снаряжение стоит немалых денег. Поэтому ботинки и лыжи можно взять в прокат. Но если Вы все же решили прикупить все необходимое снаряжение самостоятельно, то здесь Вы найдете полезные советы по подбору лыж для Вашего ребенка.
  • Выбирайте для детей самые короткие лыжи, не забудьте про защиту и очки;
  • Дайте ребенку немного времени научиться кататься в «плуге» — он освоит перенос веса с одной ноги на другую, и у него не будет страха перед лыжами;

  • Начинайте с небольших склонов, чтобы лыжи могли тормозить почти без участия ребенка;
  • Играйте с детьми – ребенок будет относиться к обучению как к увлекательному процессу;
  • Не поддавайтесь на уловки – вы, конечно, знаете ребенка, но и он знает, как на вас надавить и как манипулировать, но если вы правильно построите ваши игры, то проблем не возникнет.

Где учиться?

Многие родители ошибочно предполагают, что у детей совершенно нет страха высоты, однако стоит им несколько раз упасть, и он появится. Поэтому не стоит сразу забирать детей на большие склоны – начинать нужно с покатых площадок, где ребенку не нужно будет прикладывать больших сил для торможения. Понемногу учиться вы можете и около вашего дома, найдя небольшой склон для тренировок.

Если на курорте, где вы отдыхаете, не предусмотрены некрутые трассы, то просто спуститесь ближе к выкату, чтобы ребенку было комфортнее учиться. Помните, что кататься детям нравится, а вот подниматься самостоятельно в гору – нет, поэтому вам придется работать «подъемником», чтобы второй спуск не стал последним из-за детской истерики.

Что делать, чтобы не было капризов и слез?

Играть! В первую очередь для детей 3-4 лет обучение – это увлекательный процесс, где все происходит по вашим правилам. Придумайте яркие образы, систему мотивации и правила, которые будут близки вам и вашему чадо, и вы увидите, что не будет никаких проблем.

Быть рядом. Помогайте ребенку подниматься на склон, несмотря на то, что он может делать это и сам, порой он начинает капризничать или говорить, что уже устал. Однако стоит вам помочь ему, как он с удовольствием будет скатываться со склона еще и еще.

Подавайте пример. Ваше настроение – это и настроение ребенка. Если вы улыбаетесь и показываете, как все легко, то и он будет думать так же. Не ругайте чадо за неправильные действия или за то, что он не слышит ваших инструкций – лучше спокойно объясните еще раз или покажите на своем примере. Умейте быть одновременно строгим и добрым – такое сочетание характеров плодотворно сказывается на работе с детьми.


1. Начнем с самого главного: где ехать – за ребенком или перед ним?

В случае, если вы находитесь за спиной ребенка, вы видите все его действия, в нужный момент быстро окажетесь рядом, однако вы не всегда можете среагировать на случайный маневр ребенка, кто-то может случайно оказаться между вами. Конечно, выходом может быть поводок, но все преподаватели школ и инструкторы утверждают, что так детей кататься не научишь.

Если вы выбираете ехать впереди, то ребенок получает своеобразный маршрут: он старается ехать по вашим следам, в случае непредвиденной ситуации вы всегда «ловите» его, на трассе окружающие понимают, что за вами едет маленький лыжник, и не вклиниваются. Основной недостаток этого варианта в том, что вам приходится следить и за трассой перед собой, и за ребенком, но опытный лыжник справится с этой задачей.

2. Учите поворачивать через игру – ребенок не видит смысла в поворотах в таком возрасте, его вполне устраивает ехать по прямой. Ваша же задача научить его поворачивать: для этого придумайте игру, которая будет понятна вашему малышу. Например, на одном из форумом родители рассказывали, что они искали на трассе альпийский шоколад, и только папа знал, куда гномы поворачивали, когда пытались его получше спрятать. Ребенок с удовольствием выполнял маневры вслед за отцом и добрался до шоколада.

3. Используйте плуг – он поможет лыжам не разъезжаться, и ребенок привыкнет к правильному положению ног; кататься с таким снаряжением не придется долго, зато это ускорит постановку техники.

4. Внимательно следите за состоянием ребенка: лучше делать три-четыре подхода к склону с перерывами на снежки, какао или любимый перекус, чем два часа подряд мучать ребенка и добиться только его усталости и слез. Помните, что максимальное время интереса к занятию в таком возрасте – это 40-50 минут.

Если заниматься с инструктором, то сколько?

Данная цифра индивидуальна, однако многие европейские курорты предлагают пятидневную программу занятий с инструктором. За это время ребенок привыкнет к учителю и освоит базовые элементы. Продолжительность занятий в возрасте 3-4 лет – до часа, начиная с 5 лет может доходить до полутора часов.

Входит ли ски-пасс в стоимость занятия с инструктором?

Данный вопрос решается индивидуально в горнолыжном центре или школе. Есть курорты, где в стоимость индивидуального занятия включен ски-пасс, а есть те, где это разные услуги. Примите во внимание, что прокат оборудования в любом случае не входит в данные суммы.

Если вы решили, что вашему ребенку пора начинать осваивать горные лыжи, то наберитесь терпения, будьте готовы играть и, желательно, возьмите хотя бы несколько уроков с инструктором. Ведь глядя на него, вы сами поймете, как правильно учить детей. Удачи на склонах!

А здесь Вы можете прочесть как научить ребенка кататься на сноуборде

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.