Семейные ценности. Семейные ценности: примеры. Проблемы современной семьи Краткая оценка семейной жизни

Как вы понимаете ? В вашем доме семейные ценности – это определенные правила и идеалы, по которым вы живете, стараясь не нарушать их. Перечень семейных ценностей может быть бесконечен и для каждой семьи ценности уникальны, однако постараемся выделить из них 10 основных.

Четко определенные помогают укрепить основу для создания сильной и дружной семьи. Когда отношения длятся достаточно долго, то нередко в них появляются слабые места, особенно, когда жизнь не идет по плану. Сильные и последовательные семейные ценности играют важную роль в и уверенности для каждого члена семьи. Вот 10 основных семейных ценностей .

1. Принадлежность. Для меня очень важно, чтобы каждый член семьи чувствовал, что его любят, что он принадлежит кому-то, и что он значим. Создание сплоченной семьи означает, что вы проводите каждую свободную минуту вместе, устраиваете семейные мероприятия, но имейте в виду, что все люди разные. Создание прочных — это прекрасно, но каждый человек должен иметь свободу для той деятельности, которая, по его мнению, приносит ему удовольствие. Люди становятся более смелыми и склонны к риску, если они знают, что у них есть то безопасное место, куда можно вернуться, когда что-то не получилось. Собирайтесь всей семьёй не только по особым случаям, но и просто проводите время вместе, это помогает усилить чувство принадлежности.

2. Гибкость. Не смотря на уже сформированные в семье порядки и устои, не забывайте иногда проявлять гибкость в своих решениях. Нежелание проявить немного лояльности может принести множество . Чем больше гибкости вы проявите в принятии решений, тем счастливее будет ваша семья. Представьте себе, если один из членов семьи всегда будет считать, что только он один прав — это не принесет много счастья семье.

3. Уважение. Его немного сложнее определить. Уважать друг друга — значит принимать во внимание чувства, мысли, потребности и предпочтения других при принятии решений. Это также означает, что нужно признавать и и участие семьи в целом. Единственный способ заработать и сохранить уважение людей — показать, что вы сами уважаете их. Уважение, как очень важная семейная ценность, будет проявляться как дома, так и в школе, на работе и в других общественных местах.

4. Честность. Это основа продолжения любых отношений. Мать-дочь, муж-жена, сестра- брат. Без честности не получится создать и поддерживать отношения. Поощряйте честность, проявляя понимание и уважение, когда кто-то говорит вам о своих неправильных поступках. Если мы не будем этого делать и рассердимся, когда нам кто-то сознается в своём плохом поступке, то в следующий раз он просто это скроет, чтобы избежать неуважения.

5. Прощение. , которые обидели вас , очень важный выбор. Да, – это выбор. Это не какое-то чувство, что случайно гложет вас, когда вы ощущаете, что другой человек очень «пострадал». Это может быть трудно, так как многие из нас склонны приравнивать прощение к фразе *всё в порядке*. Это не то же самое. не способствует взаимному уважению между близкими родственниками. Имейте в виду, что все делают ошибки, все мы иногда говорим то, что не следовало бы говорить, так как никто из нас не совершенен. Старайтесь достойно разрешать проблемные ситуации, достигайте понимания и двигайтесь дальше. Жизнь слишком коротка.

6. Щедрость. Отдавать, не думая, «а что я получу взамен » является важным качеством для тех, кто хочет стать ответственным, полезным членом общества. Благодаря щедрости нам удаётся сочувствовать и сопереживать, так как мы пытаемся понять то, что люди хотят или в чем нуждаются. Быть щедрым — не значит просто дать денег тем, кто в них нуждается. Это также и ваше время, любовь, внимание и даже иногда ваше имущество

7. Любопытство. Дети по своей природе очень любопытны. Если бы вы , даже пару минут, то вы четко просмотрели бы это качество. У некоторых это любопытство ослабевает. Я думаю, важно поощрять и подталкивать наших детей, и даже самих себя, быть любопытным к вещам. Как разжечь наше любопытство? Задавайте множество вопросов. Читайте о том, о чем вы очень мало знаете и не бойтесь сказать, что вы чего-то не знаете. Критическое мышление является важным навыком, которому можно научиться и развивать путем изучения собственного любопытства.

8. Общение. Общение — как искусство, так и наука. , скорее всего, приведет к несчастьям и недоразумениям. Небольшие проблемы перерастают в более крупные, и когда они, в конце концов, закипают и всплывают на поверхность, то вряд ли тогда их можно решить спокойно. Общение — нечто гораздо большее, чем просто общение разума. Кроме устной речи, общение распространяется также на тон, громкость, выражение лица, глаза, жесты. Я считаю, что это самая важная ценность для семьи. Когда люди чувствуют, что они могут открыто говорить о чем угодно — надежды, мечты, страхи, успехи или неудачи – не боясь осуждения, это обнадеживает и укрепляет связь между людьми .

9. Ответственность. Мы все хотели бы, чтобы нас считали ответственным людьми. Некоторые из нас являются таковыми, а некоторые – не совсем. с опытом. Будучи ребенком, вам, возможно, показывали, как убирать свои игрушки после того, как вы поиграли, как убирать свою комнату, как и когда кормить собаку. Это чувство ответственности увеличивается в зрелом возрасте. Взрослого человека, который имеет внутреннее чувство ответственности, не нужно силой заставлять приходить на работу вовремя, отвечать на телефонные звонки или выполнить работу в срок. Проявляйте ответственность в семье, чтобы привить это качество каждому из членов семьи.

10. Традиции. Это, безусловно, самое веселое для меня. Я думаю, что традиции, это то, что делает семью уникальной, объединяет людей и создает чувство принадлежности у всех. Традиции не обязательно должны быть дорогостоящими, сложными или требующие много работы. Это может быть что-то простое, например, *ленивая суббота*, когда вы просто попиваете кофе, общаетесь все вместе, или семейный праздничный ужин, когда вся семья собирается за одним столом. Если вы в настоящее время не имеете традиций в вашей семье , создайте их! Все традиции происходили от какого-то конкретного человека. Почему бы не позволить вашим семейным традициям начаться с вас? Проявите творческий подход и получайте удовольствие.

  • Значение демографических тенденций для Великобритании
  • Проведение описательного исследования в популяции людей позднего возраста
  • Патологические изменения при деменции - болезнь Альцгеймера
  • Болезнь Паркинсона, болезнь с диффузными тельцами Леви и деменция
  • Болезнь Гентингтона, прогрессивный супрануклеарный паралич, паранеопластический синдром
  • Нейрохимическая патология нейродегенеративных расстройств
  • Предполагаемые связи между патологией нейронов и нарушением метаболизма белков
  • Нейротрансмиттерная регуляция активности корковых нейронов
  • Молекулярная биология и молекулярная генетика деменции
  • Молекулярная модель, лечение и молекулярная диагностика болезни Альцгеймера
  • Перспектива психиатрии позднего возраста, молекулярной биологии и молекулярной генетики
  • Беседа с человеком, предоставляющим информацию о пациенте
  • Оценка соматического состояния - сердечно-сосудистые заболевания
  • Оценка соматического состояния - заболевания органов грудной полости, желудочно-кишечные, опухоли
  • Оценка соматического состояния - цереброваскулярные заболевания
  • Оценка соматического состояния - неврологические знаки, старение и деменция
  • Оценка соматического состояния - эндокринные и обменные заболевания
  • Оценка соматического состояния - другие заболевания и состояния
  • Психофармакология - побочные эффекты антидепрессантов
  • Психофармакология - побочные эффекты ингибиторов моноаминоксидазы
  • Психофармакология - побочные эффекты противоэпилептических препаратов
  • Психофармакология - побочные эффекты седативных препаратов
  • Психофармакология - лекарственные препараты в лечении деменций
  • Психофармакология - изучение и исследование препаратов
  • Социальная работа - ограничения коммунальных служб оказания помощи
  • Разработка и использование инструментов для психологической оценки
  • Психоаналитический психотерапевт - психодинамическая групповая терапия, примитивные процессы
  • Психоаналитический психотерапевт - концепция психотерапии
  • Семейная оценка
  • Общие положения в лечении людей позднего возраста и их семей
  • Специфические формы и лечебные средства терапии занятостью
  • Сенсорная стимуляция, адаптация, физическая активность
  • Общая медицинская практика и психически больные лица позднего возраста
  • Психически больные - врачи общей практики и специальные службы
  • Психически больные - возможности проведения исследований
  • Психиатрия позднего возраста в общесоматической больнице
  • Психиатрия в общесоматической больнице - эффективная консультация
  • Психиатрия в общесоматической больнице - депрессивное расстройство
  • Злоупотребление алкоголем среди пожилых пациентов общесоматической больницы
  • Юридические и этические вопросы, возникающие в общесоматической больнице
  • Страница 94 из 116

    Семейная оценка - процесс комплексный. Она рассматривает пожилых людей во взаимоотношениях с расширенной семьей и в социальном контексте. Она ставит своей целью установить, как семья и помогающие пожилому человеку лица влияют на него, на его заболевание или проблемы. Она также является основой определения, может ли и в какой мере семья быть источником сохранения или изменения предъявляемых проблем.
    Порядок процесса семейной оценки может различаться, но главные составляющие остаются теми же: проблема выявления, оценка семейных взаимоотношений и типов общения, оценка сети профессиональных служб и агентств и оценка более широкой социальной и культуральной обстановки.
    Оценка семейных механизмов преодоления проблем в системе PRACTICE
    Аббревиатура PRACTICE (Christie-Seely, 1984) означает инструмент оценки семьи, помогающий клиницистам рассмотреть проблему в ее совокупности.
    Предъявляемая проблема
    (Presenting problem) Р
    Роли и правила (Roles and Rules) R
    Эмоции (Affect) A
    Общение (Communication) С Время в жизненном цикле семьи
    (Time in family life cycle) T
    Заболевание (Illness) I
    Общество (Community) С
    Окружение (Environmental) E
    P - Оценка предъявляемой проблемы
    Это может быть само заболевание, его последствия (например, необходимость госпитализации) или его воздействие на других членов семьи (например, депрессия супруга или проблемы с поведением у внука).
    Оценка семьи начинается на практике с описания проблемы всеми членами семьи, каждого из которых можно поочередно попросить высказать свое мнение. Для сбора относящейся к делу информации клиницист расспрашивает каждого члена семьи о существующей проблеме и ее влиянии на каждого:

    1. Как каждый член семьи представляет себе проблему?
    2. Имеется ли согласие или несогласие по поводу того, что составляет проблему? Когда и кем она впервые была отмечена?
    3. Как влияет заболевание на каждого члена семьи?
    4. На кого оно влияет больше/меньше?
    5. Каково видение и объяснение проблемы каждым членом семьи?

    Выслушав отчет каждого члена семьи, клиницист может представить себе в целом картину влияния проблемы на всех членов семьи и дать возможность им напрямую обсудить ее друг с другом. Также можно поощрить их использовать собственный опыт решения проблем.
    R - Оценка семейных ролей и правил
    Острые или хронические заболевания одного из членов семьи могут изменять семейные роли или даже обращать их в противоположные. В случае тяжелого острого заболевания система медицинской помощи может взять на себя ведущие семейные роли, часто вступая в конфликт с ролью родителей. Для госпитализированного пожилого человека может стать чрезвычайно трудной необходимость справляться с новой системой правил, отличающейся от той, к которой он привык дома. Многим семьям сложно конкурировать с круглосуточной сестринской помощью, обеспечиваемой в больницах, в результате семья испытывает соблазн оставить пожилого человека в больнице или доме сестринского ухода на гораздо более долгий срок, чем это необходимо. Следующие вопросы помогают прояснить сложившиеся ранее и новые роли и правила в семье:

    1. Как семья (пере)распределила роли и функции?
    2. Кто испытывает напряжение от своей роли или предвидит его?
    3. Какова структура власти в семье?
    4. Как достигается согласие членов семьи, если они хотят выполнить что-нибудь по-разному?
    5. Пациент отрицает роль больного или злоупотребляет ею?
    6. Какова роль системы медицинской помощи? Как она помогает и/или блокирует семью?

    Задача клинициста - заставить членов семьи говорить открыто об изменении роли больного члена семьи и помочь им, если это необходимо, выработать новые краткосрочные и долговременные правила на период, который предстоит пережить. Иногда возникает необходимость провести встречу профессионалов и членов семьи и распределить роли различных помощников.
    А - Оценка эмоционального состояния

    Проявление эмоций людьми в значительной степени зависит от их личностных и культуральных особенностей. Во многих семьях острое или хроническое заболевание пожилого члена семьи сопровождается начальной фазой ошеломленного отрицания, сопровождающегося тревогой, надеждой и страхом и нередко значительным негодованием по отношению к заболевшему. При оценке эмоционального статуса членов семьи можно обратиться к нескольким аспектам:

    1. Какой ведущий эмоциональный тон в семье?
    2. Кто-нибудь контролирует настроение семьи?
    3. Кто в наибольшей/наименьшей степени способен говорить о чувствах?
    4. Все ли члены семьи способны выражать позитивные и негативные эмоции? Насколько это адекватно?
    5. Каков невербальный и паравербальный язык семьи?
    6. Как в прошлом семья относилась к болезни?

    Задача клинициста состоит в том, чтобы оценить и облегчить открытое выражение горя и способствовать тому, чтобы поделились другими чувствами.
    С - оценка общения
    Ясность общения - важный аспект не только для семьи, но и для бригады медицинской помощи. Клиницист может ставить перед собой задачу помочь своим коллегам передать понятную информацию семье и помочь семье задать важные вопросы и получить на них ответы:

    1. Кто с кем разговаривает? Кто для кого говорит?
    2. Кто, если таковой имеется, «семейный диспетчер»?
    3. Насколько прямым является общение между членами семьи?
    4. Кто кого блокирует и в чем?
    5. Каковы завуалированные сообщения (паравербальные и невербальные)?
    6. Насколько общение носит критикующий/поддерживающий характер?
    7. Когда общение становится путаным или путающим?

    Клиницист может захотеть оспорить правомерность «заговора молчания» относительно поставленного диагноза. Принимая во внимание возраст пациента и тяжесть его болезни, ему может понадобиться помощь в «приведении дел в порядок» и в том, чтобы заставить семью решить, как лучше использовать оставшееся время.
    Т - оценка периода в жизненном цикле семьи
    Жизненный цикл семьи обеспечивает основу для понимания затруднительного положения пожилых членов семьи и придает перспективу такому пониманию (Carter & McGoldrick, 1989). С этой точки зрения уход на пенсию, вдовство, статус бабушки или дедушки, болезни и зависимость - предсказуемые периоды. Когда молодой человек покидает дом, это создает условия для заботы о старших членах семьи. То, как семья справляется с переходными этапами, во многом зависит от системы, нарабатывавшейся годами, и от того, как эта система приспосабливается к потерям и новым требованиям. Успешное функционирование семьи нуждается в гибкости структуры, ролей и обязанностей при новом положении (Walsh, 1989). Для оценки семьи нужно выявить данные о прошлом и настоящем семейном функционировании.

    1. Какие значительные изменения в семье надвигаются или уже случились?
    2. Какое влияние оказывает заболевание на предвидимые изменения в структуре семьи?
    3. Как изменится жизнь семьи, если состояние больного станет лучше/хуже?

    I - Оценка истории болезни
    Взгляды семьи на болезнь во многом различаются, отражая социальные и культуральные ценности, которые повлияют на выбор семьей способа преодоления болезни. Значение, которое семьи придают симптомам болезни, должно исследоваться клиницистом с учетом культурального, образовательного уровня и личностных особенностей членов семьи:

    1. Каковы взгляды/страхи семьи в отношении старения/болезни?
    2. Кто (если таковой есть) чувствует себя ответственным за болезнь?
    3. Что думают о том, как распространяется болезнь?
    4. Как предыдущие поколения справлялись с поздним возрастом и обязанностями по уходу?
    5. Каково было здоровье в предыдущих поколениях и чем болели их представители?
    6. Каков настоящий и прошлый опыт взаимоотношений семьи с профессиональными медиками?

    Во многом систематизированную работу можно направить на социальную сеть, в которой находятся пожилые люди: часто даже одной беседы достаточно для мобилизации или подкрепления существующей системы поддержки (Pottle, 1984).
    С - оценка общественных ресурсов
    Больному в пожилом возрасте нередко требуется интенсивный уход дома или госпитализация. Сеть поддержки семьи должна решить, насколько целесообразно ведение больного в его «естественном» окружении. В этом случае расширенная семья (не проживающие с пациентом родственники) может играть важную роль, и клиницисту надо оценить семейные механизмы преодоления проблем: семейные связи и поддержка существенно влияют на здоровье.

    1. Хочет ли семья принять помощь со стороны или предпочитает справляться собственными силами?
    2. Кто и кем воспринимается как потенциальный лидер в оказании помощи?
    3. Какую роль могут сыграть расширенная семья и друзья больного?
    4. Какие другие структуры социальной поддержки имеются в распоряжении?
    5. В чем сила семьи? На какие известные стратегии преодоления проблем можно положиться?
    6. Какие можно найти альтернативные стратегии преодоления проблем?

    Здесь клиницист может поощрить семью продумать все «за» и «против» принятия помощи от расширенной семьи или из других источников.
    Е - Оценка факторов внешнего окружения
    Внешнее окружение, в котором живет сам больной и его семья, - важный фактор их здоровья: например, жилищные условия, финансовое состояние и профессиональная занятость, медицинские и образовательные возможности, религиозные связи с обществом и последний по порядку, но не последний по значимости - этнический фактор. Структура и взаимоотношения в семье в значительной степени зависят от культуры и очень важны для определения места пожилого человека. Сюда относятся разные представления о властных отношениях, половой роли, различиях между поколениями, а также различия в значении линейных родственников по сравнению с коллатераль-
    ными взаимозависимость ядерных семей, посещения и взаимопомощь в родственных отношениях (Markides & Mindel, 1987). Семьи во многом различаются своим отношением к внешним, внесемейным системам поддержки и тем, в какой мере они рассчитывают на оказание помощи исключительно силами семьи (Boyd-Franklin, 1989). То, что кажется разумным в одних культуральных условиях, может быть признаком неудачи в других.

    1. Что культурально приемлемо исходя из конкретной этнической принадлежности семьи?
    2. Насколько семья связана с местным сообществом?
    3. В чем сильные связи, а в чем семья чувствует изоляцию?
    4. Какова ситуация с финансовым обеспечением и профессиональной занятостью?
    5. Каковы жилищные условия, что за соседи?
    6. Испытывает ли семья расистские отношения?
    7. Какие общественные ресурсы имеются в распоряжении (например, группы взаимопомощи или церковные группы)?

    «Думающие семьи» также означает «думающие системы», и хороший семейный врач увидит влияние на здоровье семьи более широкого социального, культурального и политического контекста. Не принимать это в расчет означает подтвердить «патологичность» индивидуума или всей семьи и вследствие этого отрицать определенные патологические составляющие нашего общества.
    Концептуализировать системную семейную оценку можно как совокупность различных слоев, которые нужно все исследовать поочередно, но необязательно в каком-то определенном порядке. Использование системного семейного подхода означает рассмотрение пожилого человека в условиях его жизни. Это графически показано на рис. 16.1.
    Нередко клиницист проводит первую встречу с пожилым человеком наедине. В главе 8 описаны принципы и способы психиатрического обследования пожилого человека. Такие люди часто заявляют, что у них нет семьи, либо, что семья «не имеет значения». Если врач, не задумываясь, принимает такое объяснение, он может пропустить важную информацию и возможность использовать семью как источник помощи.

    Рис. 16.1. Условия, в которых находится пожилой человек
    При отсутствии (часто только временном) семьи можно провести семейную оценку «по доверенности». Это означает проведение расспроса таким образом, что будет представлена точка зрения других значимых лиц. Систематическая работа с индивидуумом включает постановку перед пожилым человеком ряда вопросов, которые прицельно фокусируются на его или ее взаимоотношениях с другими членами семьи (Jenkins & Asen, 1992). Это создает первое впечатление, насколько аспекты семейных взаимоотношений поддерживают текущие проблемы или способствуют им. Примерами таких вопросов могут быть следующие:

    1. Когда Вам очень плохо, кто из членов Вашей семьи или друзей может Вам помочь?
    2. Кто, если есть такой человек, по Вашему мнению, на самом деле не беспокоится о Вас?
    3. Как ведет себя «X», когда Вам очень плохо?
    4. Кто больше всего раздражается из-за Вашей забывчивости?
    5. Из всех людей, которые беспокоятся о Вас, от кого больше/меньше всего помощи?

    От оценки семьи к семейной психотерапии

    Часто довольно трудно определить, где заканчивается оценка и начинается терапия. При работе с семьей эта разделительная линия часто кажется искусственной: все оценки семьи выполняют потенциально терапевтическую функцию, а в каждом сеансе терапии есть элемент оценки. Одновременное присутствие членов семьи перед «нейтральным» клиницистом - само по себе уже значительное вмешательство. Метод проведения оценки не только ставит перед собой задачу получить ответы на вопросы, но генерирует новую информацию для больного и членов его семьи. Например, выслушивание мнений других членов семьи об определенных аспектах взаимоотношений с участником беседы вызывает у него мысли и чувства о том, например, что ранее он «был неправильно понят» или «разоблачен», что может привести к активной дискуссии и взаимодействию. Это само по себе может оказать терапевтический эффект, поскольку ставит под сомнение укоренившиеся представления и облегчает общение по вопросам, о которых обычно нельзя говорить. Хороший клиницист, как правило, определяет, когда семья сопротивляется обсуждению каких-то вопросов, и решает, насколько целесообразно попытаться продолжить дискуссию дальше либо отложить до следующего сеанса.
    Многие семейные терапевты просят всю семью посетить первый сеанс терапии, но на практике имеют дело с тем, кто появится. Нередко бывает так, что количество людей, пришедших на сеанс, возрастает от одного клиента до шести или десяти, включая членов расширенной семьи или лиц, причастных к жизни семьи. Например, женщина в возрасте за 80 лет вполне может прийти на сеанс с соседкой, которая в большей степени участвует в обеспечении ее благополучия, чем члены ее семьи. Тем не менее можно также выяснить и проанализировать, почему ее собственные дети не пришли. Иногда важно пригласить пожилого человека и кого-то из «причастных к его жизни лиц» для «дальнейшей семейной работы», а не для «семейной терапии» - этот термин может дополнительно подразумевать порицание. Других членов семьи можно вызвать письмом или телефонным звонком с объяснением, почему может оказаться желательным их присутствие.
    Хотя очень сложно, если не сказать невозможно, удовлетворительным образом разработать руководство по какой-либо форме психотерапии, мы попытаемся кратко осветить меняющиеся задачи и процесс семейной терапии с людьми позднего возраста. Первые стадии терапии часто проблемно- ориентированные. Считается особенно важным, чтобы разные члены семьи пришли к согласию относительно того, что относится к неотложным проблемам, которыми следует заняться в первую очередь. Это может занять некоторое время, поскольку нередко у каждого может быть свой распорядок задач. Фактически невозможность достичь согласия вполне может быть самой неотложной проблемой для семьи в целом: один сын может хотеть примирения и просто быть уверенным, что будущий год пройдет, по возможности, без стрессов, его сестра может чувствовать потребность свести старые счеты и воспользоваться возможностью рассказать матери все то, о чем она не могла сказать ей в течение последних 53 лет. Пожилые родители могут считать, что вся семья собирается для упорядочения их взаимоотношений с внуками и обеспечения их более регулярных встреч, в то время как у других членов семьи может быть мнение, что стареющая пара должна использовать сеанс терапии для того, чтобы раз и навсегда решить свои давние супружеские проблемы. Терапевт может испытывать соблазн вмешаться и «спасти» ситуацию, самостоятельно поставив задачи или определив направление, особенно если все обращаются к нему за «советом». Такой совет может рассеять конфликты на короткий период времени, но вряд ли приведет к построению семьей собственной стратегии решения проблем.
    Как только решены непосредственно предъявляемые проблемы, семья может приступить к рассмотрению более долгосрочных вопросов, с которыми ей еще предстоит справиться. Поэтому на нескольких первых сеансах может доминировать Миланская система круговых вопросов (Selvini Palazzoli et al., 1980) с добавлением приемов структуральной (Minuchin, 1974), стратегической (Herr & Weakland, 1979) и фокусированной на решении проблем (de Shazer, 1985) терапии. На более поздних стадиях терапии контекстуальная (Boszormenyi-Nagy, 1988), восстанавливающая (Рососк, 1995) либо направленная на предотвращение рецидивов (Asen & Tomson 1992) работа может стать более важной.

    Васильченко Е.И,

    МОУ СОШ №7, г. Алексеевка,

    Белгородской области

    учитель начальных классов

    Семья и семейные ценности

    Что такое для человека семья? Слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Семья – это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек.

    Семьи бывают разные: веселые и счастливые, строгие и консервативные, несчастные и неполные. Почему так? Разные семьи имеют разные характеры, как люди. Если человек, как личность, определяет свою жизнь, исходя из своих жизненных приоритетов, то и семья, как комплекс, состоящий из отдельных личностей, взаимосвязанных между собой родственными и эмоциональными отношениями, строит свое настоящее и будущее, основываясь на собственных ценностях.

    Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры.

    Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных традиций?

    Семья и семейные ценности всегда неразрывно связаны между собой и друг без друга не существуют. Если семья отсутствует, то семейные ценности автоматически теряют свое значение. Ни одни узаконенные отношения между мужчиной и женщиной не существуют и никогда не существовали без основополагающих принципов. Именно благодаря им на протяжении многих лет супругам удается сохранить духовное здоровье, единство и целостность. На заботе и любви строятся традиционные семейные ценности.

    Изменение и развитие общества, новые взгляды соответственно формируют и новое понимание семейных ценностей. Сегодня нравственные приоритеты родителей и детей значительно разнятся. У детей отношение к данному понятию обладает более прогрессивным, но жестким характером. Такая тенденция наблюдается ввиду того, что каждое последующее молодое поколение берет от предыдущего только самое необходимое, привносит в него собственные, актуальные в настоящее время, семейные обычаи и традиции. Безусловно, такие понятия, как доверие, любовь, взаимопомощь, уважение и доброта, остаются основополагающими и для человека 21-го века. Но, как ни печально, они подвергаются давлению со стороны самых разных факторов, которые обусловлены проблемами общества.

    Согласно результатам социологических опросов, семейные национальные традиции и обычаи у молодежи стоят не на первом и даже не на втором местах. Их обогнали образование, карьера, взаимоотношения с друзьями, пристрастия. Чтобы сохранились традиционные семейные ценности, примеры для подрастающего поколения в первую очередь должны приводиться из личного жизненного опыта. И даже если кто-то вырос далеко не в такой благополучной среде и не смог впитать с воспитанием истинное любящее родственное отношение, необходимо постараться уже в осознанном возрасте наверстать упущенное и через отношение к ближнему постараться сделать этот мир лучше и светлее. Это под силу каждому.

    Как воспитываются семейные ценности? Сегодня взаимодействия между близкими людьми могут условно подразделяться на современные и традиционные, и они иногда конфликтуют между собой. У каждого человека есть свое индивидуальное понятие о том, как сохранить отношения и брак. Чему-то в этом вопросе научили родители, что-то удалось уяснить из собственного жизненного опыта. Когда только сформировалась молодая семья, супруги не всегда задумываются о том, что значит чтить мнение партнера, считаться с его личным пространством. Нередко они сразу начинают ожидать друг от друга только хорошего и считают, что это хорошее должен создавать именно партнер. На этом этапе следует понять, что ответственность за гармоничный союз лежит как на мужчине, так и на женщине в равной степени. Здесь каждый, занимая свою позицию, согласно половой принадлежности, должен оберегать и культивировать все то, что в силах сделать брак удачным, а будущих детей - счастливыми. Идеалом можно не быть, но стараться нужно. В любой период взаимоотношений (неважно, это пара, прожившая в браке много лет, или молодая семья) необходимо заниматься самовоспитанием, работать над собой. Любые проблемы можно научиться решать мирно, что и станет началом пути к взаимному счастью. В результате в скором времени у супругов жизнь преобразится в лучшую сторону, наладится или трансформируется общение. Именно так, преодолевая сложности, и формируется настоящая семья, и семейные традиции становятся священными и уважаемыми среди всех сородичей.

    Дети – цветы жизни. Ни в коем случае не стоит забывать и о самых маленьких. Детям в первую очередь нужен в семье мир и благополучие, ведь они являются самым незащищенным и уязвимым родовым звеном. К ним необходимо проявлять благосклонность и на собственном примере показывать, как важна семья, разъяснять, почему необходимо чтить традиции. Такое морально-нравственное воспитание не будет напрасным.

    Из-за информационного дефицита и из-за навязываемых обществом новых ценностей денег и статуса, дети отодвинули самые дорогие и необходимые составляющие своей нормальной жизни на второй план. Формирование у детей правильного понятия о жизни, об этических нормах станет залогом их счастливой семейной жизни в будущем. Разобраться малышам и подросткам в данной теме также помогают и школьные учреждения. В последнее время все чаще стал проводиться классный час, на котором семейные ценности являются главной темой для бесед. Это большой шаг вперед, так как правильное развитие самосознания ребенка поможет ему найти и свое место в жизни.

    Основные семейные ценности

    Для любой семьи перечень семейных ценностей будет содержать бесконечное количество пунктов. Но каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.

    • Чувство значимости и необходимости. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любя, ценят, в нем нуждаются. Даже будучи сплоченной семьей, каждому члену семьи должно быть выделено пространство и предоставлена свобода для деятельности. Семья это то место, где можно собираться без «особых» случаев, праздников, это безопасное место, в которое можно вернуться, когда что-то не получилось, вас примут, выслушают, поддержат, помогут.
    • Гибкость в решении семейных проблем – путь к счастью и ощущению комфорта. В каждой семье устанавливается свой порядок, режим дня, структура, правила. Но слишком много правил и порядка может привести к ухудшению отношений и появлению обид.
    • Честность образует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие. Если вы будете сердиться на то, что произошло, вероятнее всего, в следующий раз от вас скроют информацию, чтоб избежать неуважения к своей личности.
    • Необходимо научиться прощать людей, которые вас обидели. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать выбор – принять, простить, отпустить и идти дальше.
    • Учитесь быть щедрыми на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения
    • Общение - отдельное искусство. Передача информации, чувств - важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз. Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.
    • Ответственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие - менее ответственные. Чувство ответственности не требует много «подталкиваний», чтобы выполнить работу вовремя и правильно.
    • Традиции - это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи.
    • Будьте примером для подражания. Взрослые выступают примером для своих детей. Они передают им свои навыки решения проблем, совместной работы, общения и др.
    • Оцените свой вклад в развитие и укрепления ваших семейных уз. Хотя семейные отношения основаны на сильных кровных связях, все же в большой семье с течением времени чувства близости ослабевают, поэтому необходимо дополнительно прилагать усилия и уделять время для сохранения крепких семейных уз. Время от времени вы должны напоминать себе о важности семьи в вашей жизни.

    Семья – это первая школа жизни для нового, только что появившегося на свет человечка, это среда, в которой он учится использовать свои способности, чтобы понять внешний мир и справится с его непредсказуемыми подарками. Все, что вы узнали из вашей семьи, становится вашей системой ценностей, на основе которых формируются ваши действия. Счастливая, радостная семейная жизнь – не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выборе. Создание семьи – ответственный поступок, который потребует много времени, затрат, сил, энергии. Но это достойное дело, это наше главное дело жизни. Хочется, чтобы наши поступки были достойны уважения.

    Библиографический список

    1.Семейные ценности. Сергей Хмелевский «Как появилось слово семья» // ttps://yandex.ru/search/?lr=20192&text=сергей%20хмелевский%20

    2.Горбунова Л.П. Наш семейный очаг /Л.П.Горбунова //Читаем, учимся, играем.-2010 -№2. С.89-93

    3.Леонова С. Мой дом – моя крепость /С.Леонова // Классное руководство и воспитание школьников. Газета Изд.дома «Первое сентября». -2001. -№14.-с.20-21

    4.Поликарпова В. «Единство помыслов и дел» / В.Поликарпова// Управление школой. Газета. Изд.дома «Первое сентября».-2011. - № 6.-с.26-34

    5.Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Государственная поддержка семьи. // http://festival.1september.ru/articles/614417/

    6. Урбанович Л. Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье./Л.Урбанович// Воспитание школьников. -2008.-№1. –с.45-49

    7. Семейные ценности // http://tush.abatskobr.ru/ru/semya-i-semejnye-cennosti/

    8. Вишневский А. Г. Эволюция российской семьи // http://elementy.ru/lib/430650
    9.Семейные ценности // http://semcennosti.info/

    10.Иванова, И.В. Семейные ценности в официальном и гражданском браке / И.В. Иванова, Т.В. Дударева // Психологические исследования: электрон. научн. журн. М., 2009.


    В наше время, когда ослабевают экономические связи между членами семьи, а развод становится широко распространенным явлением, все большее значение для стабильности семейного союза имеют «чистые отношения» (термин Э. Гидденса) — межличностные отношения, основанные исключительно на взаимной эмпатии и чувстве удовлетворенности супружеством. Поэтому сегодня «взгляд большинства исследователей сосредоточен на утверждении брачной удовлетворенности как важнейшей движущей силы современных брачно-семейных отношений…» .

    В то же время следует отметить, что проблема семейного благополучия как производная от межличностных взаимоотношений в семье — далеко не нова. Достаточно вспомнить гениальный роман Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Осмысливая, от каких обстоятельств зависят супружеские отношения и как они влияют на жизнь и судьбу человека, классик отечественной литературы разделил все семьи на два типа — счастливые и несчастные — и выявил определенную формулу счастливой семьи.

    Однако в последние годы проблема межличностного благополучия в российской семье приобрела особую остроту и значимость. На наш взгляд, это связано, по крайней мере, с двумя важными обстоятельствами.

    Во-первых, вопрос о характере межличностных отношений в семье, который раньше относился к приватной сфере, в наше время обрел социальное звучание.

    Приведем некоторые факты. Статистика подростковых самоубийств свидетельствует, что 62% всех суицидальных действий подростками вызываются семейным неблагополучием .

    Качество семейных отношений непосредственно влияет и на здоровье детей. По данным социологических исследований, в семьях, где родители оценивают взаимоотношения как хорошие, 74% детей имеют «хорошее» здоровье, а в семье с конфликтными отношениями супругов — 53%. «Плохое» здоровье у детей отмечено в семьях с напряженными, неровными отношениями (64% против 33% в семьях с нормальными, спокойными отношениями родителей) .

    Во-вторых, «удовлетворенность семейной жизнью» влияет сегодня и на демографические показатели.

    Низкая удовлетворенность браком приводит к повышению уровня конфликтности семьи, а следовательно, к росту разводов и снижению уровня рождаемости. Результаты социолого-демографических исследований фиксируют, что «удовлетворенность семейной жизнью» является одним из факторов формирования репродуктивных установок россиян.

    Данные опроса РГСУ «Семья. Демография. Социальное здоровье россиян» показали, что группа респондентов, которых полностью устраивает их семейная жизнь, демонстрирует самые высокие репродуктивные предпочтения и ожидания: среди них самая большая доля тех, кто намерен иметь не менее 2-х детей (74,6%) и самые низкие доли тех, кто хочет ограничиться одним ребенком (22,8%).

    Самая большая доля людей, не планирующих иметь детей, отмечается в группе совершенно неудовлетворенных своей семейной жизнью. Среди них также зафиксирована и самая большая доля тех, кто планирует ограничиться только одним ребенком.

    В связи с вышесказанным является актуальным анализ изменений, произошедший в характере межличностных отношений в семье и удовлетворенности браком за последние двадцать, трагических для нашей страны, лет.

    Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что «мощный пресс разрушительных, деструктивных процессов в 1990-е гг. спровоцировал у россиян устойчивый рост неудовлетворенности различными сторонами жизни» .

    Однако для нас важно конкретизировать этот факт с точки зрения отношений в семье и выявить основные тенденции этого процесса, а именно:

    • что изменилось внутри семейного союза за прошедшие два переломных десятилетия?
    • уютно ли чувствует себя человек в семье и насколько он здесь счастлив?
    • как повлияло «лихолетье» девяностых на супружеское счастье?

    Необходимость ответов на эти и многие другие вопросы делает востребованным анализ факторов, влияющих на удовлетворенность брака.

    Оценка семейных отношений

    В 2008 г. Академический институт социальных исследований (АИСИ) РГСУ провел всероссийское исследование «Изменение жизни человека на постсоветском пространстве». На основе единой методики и на двух разных контингентах опрошенных, представляющих население России, сравнивались результаты двух репрезентативных исследований образа жизни.

    Первое проведено в 1981-82 гг. Институтом социологических исследований (ИСИ) АН СССР (n 1 = 4584), второе — в 2008 г. АИСИ РГСУ (n 2 = 2017). Одним из параметров сравнения выступала субъективная оценка респондентами отношений в семье.

    В первом исследовании 1981-82 гг. респонденты оценивали семейные отношения через выбор одной из трех позиций: «хорошо», «удовлетворительно» и «плохо».

    В исследовании 2008 г. россиянам предлагалось оценить отношения, которые в настоящее время складываются у них в семье, через выбор одной из четырех альтернатив:

    • «в нашей семье все любят и понимают друг друга»;
    • «семья у нас хорошая, но ссоры и конфликты, увы, не редкость»;
    • «радости в нашей семье мало, атмосфера напряжённая»;
    • «в нашей семье отношения зашли в тупик, нет согласия и мира».

    В нашей интерпретации первая оценка — отношения в семье «хорошие», вторая — «удовлетворительные», третья и четвертая — «плохие». Или так: первая позиция означает, что семья «счастливая», вторая — «конфликтная», третья и четвертая — «несчастная».

    Результаты исследования показали, что за период с 1982 по 2008 гг. субъективные оценки семейных отношений снизились. Если в советские времена около ¾ жителей (74,3%) оценивали отношения в семье на «хорошо», то в 2008 г. так ответили менее половины россиян (44,6%).

    Рисунок 1 — Оценка отношений в семье
    (в % к числу ответивших)

    Несмотря на снижение доли «хороших» оценок в 2008 г. по сравнению с 1982 годом, надо признать, что и в 2008 г. россияне довольно позитивно оценили отношения в своих семьях.

    В целом, «хорошими» и «удовлетворительными» их считает подавляющие большинство респондентов — 92,7%. И только 7,4% опрошенных дали неудовлетворительные (плохие) оценки.

    Почему же при столь позитивном оценивании семейных отношений в нашей стране такой высокий уровень разводов?

    Дело в том, что нельзя преувеличивать значение этого субъективного показателя. По мнению психологов, «отношение к собственному браку достаточно сложно и многозначно, кроме того, здесь более, чем где-либо действуют различные механизмы социальной желательности…» .

    Кроме того, удовлетворенность собственным браком или позитивная оценка брака — это лишь один из факторов стабильности семьи. В советские годы эстонский ученый Э. Тийт предложил математическую модель стабильности брака. В ней стабильность брака прямо пропорциональна трем фактором: высокой толерантности супругов, высокой связующей силе детей и удовлетворенности браком. То есть, «удовлетворенность браком» занимает только третью позицию в списке факторов, определяющих стабильность семейного союза.

    Следовательно, позитивная оценка собственного брака еще не гарантирует прочность семейного союза и невозможность развода.

    Факторы удовлетворенности отношениями в семье

    Удовлетворенность отношениями в семье зависит от множества факторов (мотивы вступления в брак, стаж семейной жизни, количество и возраст детей, личностные особенности партнеров и их совместимость, семейный доход и т. д.), которые дифференцируются по различным основаниям, например, семейные и внесемейные, брачные и добрачные, объективные и субъективные.

    В исследовании «Изменение жизни человека на постсоветском пространстве» внимание сфокусировалось на анализе социальных факторов удовлетворенности семейной жизнью (отметим, что важны, безусловно, и психологические аспекты — любовь, совместимость партнеров, личные особенности членов семьи и т. д. , однако в данном исследовании они не анализировались).

    В результате удалось сделать интересные выводы о влиянии жилищных условий, материального положения супругов, состава семьи на оценку россиянами своих семейных отношений.

    Влияние жилищных условий

    Исследование показало, что известная поговорка «с милым и рай в шалаше» сегодня не работает. В современных условиях качество жилищных условий заметно влияет на характер межличностных семейных отношений, на удовлетворенность браком.

    Так, по результатам опроса 2008 года, самыми счастливыми оказались семьи с хорошими жилищными условиями. При среднем показателе «счастья» в 44,6% в группе респондентов с хорошими жилищными условиями этот показатель увеличился до 58,4% (рис. 2). При этом совокупная доля несчастных семей в этой группе составила 5,8%, что меньше среднего показателя.

    В группе респондентов с плохими жилищными условиями доля счастливых семей уменьшилась по отношению к среднему показателю до 36,8%, а доля «несчастных семей» увеличилась почти в два раза по сравнению с аналогичным средним показателем и составила 13,6%.

    Доля же «конфликтных» семей с удовлетворительными жилищными условиями заметно превысила долю «конфликтных» семей с хорошими жилищными условиями.

    Рисунок 2 — Оценки отношений в семье в группах с различными жилищными условиями
    (в % к числу ответивших)

    Квартирный вопрос остро стоял и в советское время. Но, в целом, советские люди достаточно высоко оценивали качество своих жилищных условий:

    • 44% респондентов в 1982 г. оценили свои жилищные условия на «хорошо»,
    • 43% на «удовлетворительно»,
    • только 13% на «плохо».

    Высокая удовлетворенность жильем у подавляющего большинства советских граждан была следствием двух основных причин:

    • государство предоставляло семье бесплатное жилье. При этом учитывался демографический состав семей, но не их доходы ;
    • отсутствие серьезного социального расслоения обуславливало невысокие требования граждан к качеству жилья, включая размер его площади.

    Результаты сравнительного анализа исследований образа жизни в 1981-82 гг. и 2008 гг., представленные в таблице 1, показывают, чтоситуация с жильем в постсоветское время только ухудшилась. Практика бесплатного предоставления жилья была сильно сокращена, а очереди на это жилье стали еще более долгими. До сих пор не могут получить жилье сотни тысяч семей, многие из которых стали на очередь еще в советское время .

    На фоне существенного уменьшения доступности в получения жилья, усилились притязания наших людей к качеству жилищных условий. В относительной близости с малогабаритными «хрущевками» появились невиданные в советские времена особняки и коттеджи, таунхасы и пентхаусы.

    Таблица 1 — Оценка жилищных условий респондентами в 1981-82 и 2008 гг.
    (в % к числу ответивших)

    Таким образом, дефицит жизненного пространства снижает удовлетворенность семейными отношениями, провоцирует ссоры и развитие серьезных конфликтов, а затягивание решения жилищного вопроса будет препятствовать улучшению демографической ситуации в стране.

    Влияние материального положения

    Не столь однозначно, как в случае с жилищными условиями, оказалось влияние материального положения супругов на оценку семейных отношений.

    Название мексиканского фильма, ставшего для нашего народа поговоркой, «Богатые тоже плачут» — вовсе не ирония. Результаты исследования 2008 года показали, что самые богатые семьи в России не являются самыми счастливыми. Напротив, 18,2% респондентов, которые обозначили свой имущественный статус как «деньги есть абсолютно на все», по нашей классификации относятся к «несчастным семьям», где радостей мало и атмосфера напряженная (рис. 3). Это в 2,5 раза больше, чем средний показатель.

    Этот вывод косвенно подтверждает парадоксальную зависимость между уровнем доходов и стремлением к разводу: чем богаче человек, тем больше такое стремление.

    Так, А. Б. Синельников, аргументируя данный тезис, пишет:

    «Из тех, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, идею о разводе поддерживают только 36%; одобряющих со средними доходами уже больше — 47% — это почти половина; но все рекорды побили бизнесмены — 61%« .

    Самыми же счастливыми, по нашим данным, являются не богатые семьи, а семьи с «достатком». Респонденты в данном случае оценивают свой материальный статус как «трудности могут возникнуть лишь при покупке квартиры». Это, скорее всего, те россияне, которых принято сегодня относить к среднему классу.

    В наши дни много говорится о роли среднего класса в формировании экономической и социальной стабильности нашего общества. Результаты исследования показывают, что средний класс в современной России может стать также основным носителем и созидателем семейных ценностей, позитивных стандартов семейно-демографического поведения.

    Рисунок 3 — Оценки отношений в семье в группах с разным материальным положением
    (в % к числу ответ ивших)

    Влияние состава семьи

    Следующим параметром, определяющим характер отношений в семье, является ее состав. Здесь самыми «несчастными» оказались супруги без детей, проживающие вместе с родителями. В таких семьях самый низкий процент (29,7%) хороших оценок отношений в семье и самый высокийпроцент (16,2%) отрицательных оценок.

    Основная причина низкой удовлетворенности в таких семьях — межпоколенный конфликт. Это достаточно распространенное явление, даже, можно сказать, типичное.

    По словам М. Вдовиной, в основе подобных конфликтов могут находиться противоречия следующих видов:

    • поколенческие (например, существенная разница в возрасте);
    • семейно-групповые (например, борьба за лидерство в семье) и семейно-институциональные (проблемы реализации репродуктивной и социализационной функции);
    • личностные (столкновение характеров членов семьи и т. п.);
    • иные (гендерные, материальные, статусные и пр.) .

    Интересно, что с появлением у супругов детей межпоколенный конфликт сглаживается.

    Так, уже 41,2% супругов с детьми, проживающих совместно с родителями, охарактеризовали свои семейные отношения как «в нашей семье все любят и понимают друг друга» (рис. 4).

    Вероятно, это связано с несколькими факторами:

    • с адаптацией к существующим жизненным условиям;
    • с рождением ребенка супруги переключаются на процессы воспитания, межпоколенный конфликт уходит на задний план;
    • возможно, члены семьи ощущают и пользу от совместного проживания поколений, которая заключается в возможности оказывать реальную помощь друг другу.

    Рисунок 4 — Оценки отношений в семье в группах с различным составом семьи
    (в % к числу ответивших)

    В ходе нашего исследования было установлено также отрицательное воздействие отсутствия одного из родителей на межличностное благополучие в семье. Доля хороших оценок отношений в неполной семье ниже среднего показателя и составляет 39,6%.

    В то же время показатель конфликтности в таких семьях — самый высокий — 56,5%. А ведь доля неполных семей у нас достигает уже 35%.

    Воспитательная и образовательная инфраструктура для семьи

    Социальные влияния на характер отношений в семье не ограничиваются описанными выше факторами. По-видимому, полноту и качество отношений в современной семье все больше будет определять также наличие современной развитой инфраструктуры для семьи, включающей сеть медицинских, образовательных, воспитательных учреждений, условий для семейного досуга и отдыха и т. д.

    В советское время была создана довольно хорошая система образовательно-воспитательной инфраструктуры, которая включала в себя ясли, детские сады, школы, учреждения дополнительного образования (Дома пионеров), спортивные секции. Отличительной ее особенностью была доступность (материальная и территориальная) для всех.

    По данным опроса 1982 г. значительная доля советских родителей (41%) имела «хорошие» возможности по определению детей в дошкольные учреждения и почти 40% — «удовлетворительные».

    Однако следует отметить, что некоторые проблемы с развитой сетью дошкольных учреждений сформировались еще до «перестройки». Так, около 19% родителей в 1982 г. (почти каждый пятый) оценивали как «плохие» возможности по устройству своих в детский сад.

    Сейчас ситуация лишь ухудшилась: на 6% сократилась доля родителей, оценивающих возможности по устройству детей в детские сады как «хорошие». Сегодня она составляет 35,6% (рис. 5). Одновременно, более, чем на 5%, увеличилась совокупная доля тех, кто оценивает свои возможности на «удовлетворительно» и «плохо». В 1982 г. она составляла 58,8%, сегодня — 64,4%.

    Рисунок 5 — Возможности для определения детей в ясли и детский сад

    Если ситуация с детскими садами по сравнению с 1982 г. ухудшились не очень заметно (примерно на 5-6%), то совсем иначе выглядит ситуация со школьным образованием. В 1982 г. подавляющее большинство родителей (78,2%) оценивали свои возможности для обучения детей как хорошие.

    Сегодня доля таких оценок сократилась до 28,5% (рис. 6).

    Падение на 50% — колоссальное. И это лишь один из плачевных результатов современной реформы системы образования в нашей стране.

    Рисунок 6 — Возможности для обучения детей
    (в % к числу респондентов, имеющих детей)

    Выводы

    Ограниченные возможности современной российской семьи по решению жилищных вопросов, дефицит развитой и доступной сети учреждений дошкольного воспитания, а также проблемы с обучением детей дают целый кластер негативных последствий для личности, семьи и общества.

    Жизнь в стесненных и убогих жилищных условиях, низкие зарплаты, проблемы связанные с устройством детей с сады и их образованием служат дополнительным источником стрессов, провоцируют семейные конфликты и неурядицы, а следовательно, способствуют разводам, сдерживают репродуктивные установки молодых родителей, то есть осложняют выход страны из сложной демографической ситуации. Вывод напрашивается сам собой.

    Меры семейно-демографической политики, которые в последние три года были приняты в нашей стране, безусловно, носят конструктивный и перспективный характер.

    Однако очевидно и другое. Для кардинального улучшения ситуации необходимо принять и активно проводить в жизнь дальнейшие эффективные меры государственной семейно-демографической политики, способные комплексно улучшить ситуацию в социальной сфере и обеспечить существенное улучшение демографического будущего нашей страны, нашего народа.

    Процесс ренуклеаризации семей и жилищная проблема // интернет-журнал «Демографические исследования», № 3 —
    .

  • Синельников А. Б. Семью губят… любовь и богатство // Аргументы и факты. 1995. № 28.
  • Вдовина М. Специфика межпоколенных конфликтов в семье // интернет-журнал «Демографические исследования», № 4 —
    .
  • Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.