Рейтинг русской классики. Для чего нужно читать книги классиков русской литературы

Чарльз Диккенс, Посмертные записки Пиквикского клуба (1837)
Остроумный роман о чудаках, которые наблюдают за людьми, путешествуя по Англии. Диккенс - он как Чехов, видит людей насквозь, изображает их откровенно и беспристрастно. Читая о тех же парламентских выборах, или пребыванию Пиквика за решеткой, понимаешь, что с середины 19-го века ничего, по большому счету, не изменилось. Энтони Берджесс, Заводной апельсин (1962)
Мучительный, тошнотворный роман Берджесс написал после того, как ему поставили диагноз “опухоль мозга” и сказали, что жить ему остается год. Роман лучше читать в оригинале, хотя сказать “читать на английском” не повернется язык - роман написан на выдуманном жаргоне “надцать” (nadsat), английском со смесью русских и цыганских слов. Алексей Иванов, Сердце Пармы (2003)
Простому уральскому школьному учителю, увлекающемуся краеведением, удалось создать один из самых мощных романов за последние десятилетия, выдержавший уже ряд переизданий. Роман о покорении московскими князьями диких северных земель в XV веке. О том, насколько разрушительным для коренных народов хантов, манси и коми стало христианство, насколько губительным для северной цивилизации был приход славян. В нем умело переплелись реальные исторические события, мифология, без которой немыслим Уральский край, и необычный язык - смесь славянского, финнского, тюрского и русского. Однако пусть вас это не испугает. Непривычно читать первые 5-6 страниц, а после уже невозможно успокоится, пока не будет закрыта книга. Александр Чудаков, Ложится мгла на стертые ступени (2001)
Роман был признан жюри премии Русский Букер лучшим русским романом первого десятилетия нового века. Эта единственная и почти биографическая книга Чудакова как родной дедушка, которого у вас не было, расскажет о целой эпохе. На глазах пройдет революция, наступит комунизм, пронесется война, затем оттепель, а вы все будете продолжать сидеть и завороженно слушать. В сумерках, при свете керосинки, в печке будут трещать дрова, а вы будете удивляться человеческой фантазии и умению выживать во времена дифицита, способности самому сделать градусник или сварить мыло. И безудержно смеяться сквозь слезы над рассказом о принесенной папой водке в бракованном графине среди зимы, где-то в далеком-далеком приграничном казахском городке для переселенцев, в котором "такого количества интеллигенции на единицу площади Антону потом не доводилось видеть нигде". Ветер в ивах, Кеннет Грэм (1908)
Кеннет Грэм придумал эту сказку для своего маленького сынишки более ста лет назад. За это время на ее смешных историях и назидательных рассказах выросли миллионы детей, в частности, сам Джон Леннон признавался как-то ей в своей детской любви. Однако в этой несказочной истории каждый взрослый найдет для себя что-то свое. Друзей, таких разных, но всегда готовых прийти на помощь. Уютный дом, скучающий без своих хозяев. Идеальное чтение для осеннего вечера под теплым пледом, с ароматом горячего чая и легким шорохом ветра в ивах. Лев Толстой, Анна Каренина (1875)
Роман вовсе не о любви замужней дамы к молодому офицеру с последующей трагедией на рельсах. Это монументальное произведение о нравах в России в конце XIX века. И Толстой впервые, пусть и идеалистично, вывел самого себя в Константине Левине, дворянине, осознанно и дотошно занимающимся сельским хозяйством, на фоне того, как его приятели в Петербурге и Москве решают дела амурные, переезжая со званого вечера на другой званый вечер. Антон Чехов, Рассказы
Чехов во всех своих произведениях просто констатирует человеческие пороки и слабости. Описывает жизнь обычных людей, чаще всего в провинции, ненасыщенную и пустую, пошлую и банальную. В его рассказах нет финала, он ни к чему, что называется, не “ведет”. Каждый, кто читает Чехова, как минимум в одном из его персонажей узнает какого-то своего знакомого - на то она и классика, чтобы не устаревать со временем.
Даниэль Дэфо, Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо (1719)
Одна из самых интересных автобиографий в истории литературы. Казалось бы - что может быть зануднее описания жизни на необитаемом острове. И тем не менее, от романа Дефо невозможно оторваться - какими бы нелепыми не были проблемы Крузо, и какими бы монотонными способами он не пытался их решить, наблюдать за этим с этой стороны страницы безумно интересно.
Ларс Соби Кристенсен, Полубрат (2001)
Эту книгу называют визитной карточкой Норвегии. В ней 40 лет, три женские судьбы, пронизанные горем и грустью, наполненные детьми, алкоголем и смертью. Здесь всегда идет снег, льет дождь и веет резкий северный ветер. Каждый из героев имеет свой дефект - кто-то физиологический, кто-то психический. У большинства детей нет отца. Здесь не будут уравновешены добро и зло. Не будет счастливого конца. Но оторваться от этой книги невозможно, ибо "Важно не то, что ты видишь, а то, что ты думаешь, что ты видишь". Михаил Булгаков, Белая гвардия (1924)
Во многом автобиографичный роман, в котором описывается сложность жизни киевской интеллигенции в условиях разворачивающейся гражданской войны в начале 20-го века. В доме Турбиных легко угадывается дом, второй этаж которого снимала семья Булгаковых, на Андреевском спуске, 13. Прототипами почти всех героев романа стали близкие люди Булгакова или знакомые семьи. Николка Турбин - это Николай Булгаков, и все, что происходит с ним в романе (в частности, то, как он избежал расстрела), на самом деле происходило в жизни брата писателя. Алессандро Барикко, Новеченто или 1900-й (1994)
По этому театральному монологу оскароносный Джузеппе Торнаторе в 98-м снял прекрасный фильм с Тимом Ротом в главной роли. Сам Барикко расказал о своей историии, что придумал ее специально для одного актера. Историю о пианисте, родившемся на трансатлантическом лайнере и ни разу не сошедшем на берег. Никто так не играл джаз, как он. Никто не мог так импровизировать на клавишах, пока вокруг бушевала стихия и огромный корабль как щепку носило по волнам. Вся его жизнь была заключена в музыке и этом корабле, но он знал людей, научился читать их как книги, впитывать все, что они приносили с собой на корабль. И он был счастлив, этот человек с необычным именем. "Ведь дом там, где твое сердце". Патрик Зюскинд, Парфюмер (1985)
Кинематографичный роман о маньяке, который убивал девушек с целью уловить их запах и создать из него впоследствии идеальный аромат. Зюскинд убедительно рассказывает о похождениях Парфюмера так, будто это действительно когда-то происходило, или хотя бы так, будто он - не наш современник, а реально жил в Эпоху Просвещения, которая описывается в романе. Редкий пример псевдо-историзма в литературе. Эрнест Хемингуэй, Прощай, оружие! (1929)
Автобиографичный роман - у Хэмингуэя тоже был роман с медсестрой, правда, когда он, раненый лежал в госпитале в Милане. И закончилось все менее трагично, чем у героев романа. Хэмингуэй - разный, но всегда насыщенный, сочный. В каждом его романе остро чувствуется, как он любил жизнь. Ивлин Во, Возвращение в Брайдсхед (1945)
Во время Второй Мировой войны в старинное поместье в английской глубинке перебрасывают военную часть. И здесь капитан, уставший от жизни, ежедневных бросков, бомбежек и ужасов войны понимает, что с этим домом его связывает нечто большее, чем просто воспоминания. Этот дом хранит его лучшие годы, первое юношеское увлечение, дружба, любовь и все, что осталось там навсегда. Этот дом - символ самой Англии начала 20 века - с красивым величественным и чопорным фасадом, за которым скрывается загнивающая сущность, гомосексуализм, бесшабашность и бессмысленное расточительство. Уильям Сомерсет Моэм, Бремя страстей человеческих (1915)
В некотором смысле автобиографичный роман о поисках смысла жизни. Главный герой - ущербный парень Филип Кэри, хромой, сирота, ну и без гроша в кармане, разумеется. Моэм рассказывает о жизни Филипа, начиная со школьной скамьи, где тот, разумеется, терпит издевательства от ровестников - поначалу роман неуловимо напоминает Джейн Эйр, но впослествии, благодаря иронии и цинизму Моэма, понимаешь, что это не обычная сказка, под которую приятно порыдать, а вполне себе зрелое и откровенное произведение с “трезвым взглядом на предмет”. Над пропастью во ржи, Д. Сэллинджер (1951)
Перечислять все награды и рейтинги, которых удостоился этот роман, ставший символом второй половины XX века, не хватит времени. В нём от имени 16-летнего юноши весьма откровенно рассказывается о его обострённом восприятии американской действительности и неприятии общих канонов и морали современного общества. Парень точно знает, что в мире хорошо, где мухи, где котлеты. Он давно определился, что главное в жизни - семья. Такой себе положительный герой. Однако книга у себя на родине в Штатах вызвала массу негативных отзывов. В основном ее обвиняли в слишком уж неприкрытой демонстрации подростковых фобий и сексуальности. У нее есть одна особенность - либо вы бросите сразу, либо влюбитесь навеки. Иван Гончаров, Обломов (1859)
Илья Ильич Обломов проводит дни на диване, и никакие невзгоды и неизбежные дела не могут сдвинуть его с места. Абсолютно не поучительный, и, на самом деле, пустой роман, тем не менее, обозначил одну из основных проблем русской интеллигенции конца 19-го века - апатию и равнодушие ко всему, эдакий приземленный эскапизм, который для простоты понимания прозвали обломовщиной.

Многие или не читают совсем, ссылаясь на недостаток времени, или отдают предпочтение современным авторам. Родители больше не прививают своим детям любовь к чтению, в итоге каждое новое поколение деградирует всё больше. Виртуальный мир заменил книги. Люди стали забывать, какое значение раньше литература имела в жизни человека.

Сколько бы лет или веков не проходило, но человеческие чувства, эмоции и жизненные ситуации не меняются. Мы узнавали, какой должна быть настоящая любовь, какому поведению нужно придерживаться. Открывали для себя новый мир, где благородство и честь – не пустой звук.

Иллюстрация к Евгению Онегину

Ярким примером этого является произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна показывает нам, какой должна быть девушка, как она должна выглядеть и вести себя. Евгений же подаёт пример юношам. Герои говорят нам, что нужно быть начитанными, знать иностранные языки, не бояться учиться на своих ошибках и постоянно открывать что-то новое. К сожалению, люди стали забывать, что классическая литература даёт нам идеал, к которому нужно стремиться.

Книги дают нам возможность попасть в другой мир, эпоху. Из произведений классической литературы мы можем почерпнуть для себя знания истории. Ведь они очень тесно связаны. Мы можем узнать о восстании декабристов, битвой под Бородино, первой и второй мировых войнах, революции и о многом другом. Нам открывается жизнь похожих на нас людей, но, возможно, имеющих другие ценности, цели, идеалы.

Классическая литература учит нас никогда не сдаваться.


В произведении Шолохова «Судьба человека» мы видим мужчину, которого очень сильно потрепала жизнь. Он потерял всю свою семью: жену, дочек, сына. Война искалечила его душу, но он нашёл в себе силы жить дальше и подарил кусочек счастья мальчику, который остался без родителей. Он не сдался и мы не должны.

Классические произведения никогда не потеряют своей актуальности. Если у вас тяжело на душе, сложная ситуация в жизни, много вопросов на которые нет ответа, обратитесь за советом к классике. Вы никогда не пожалеете об этом.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Интересный сегодня складывается вопрос о том, нужно ли читать книги классиков русской литературы молодым людям нашего времени. Зачем им «заморачивать» себе голову сложными романами Толстого или Достоевского? Нужен ли им Пушкин, Лермонтов, Чехов, Тургенев и другие? Ответ только один - просто необходимо изучать гениальные произведения этих великих людей.

Книги классиков

А все потому, что наши великие классики в своих литературных трудах затрагивают очень важные и животрепещущие вопросы воспитания нравственности и духовности в человеке, поиски веры и смысла жизни. Человеку постоянно приходится с чем-то бороться: с обществом, с самим собой, с личными врагами и решать множество разного рода проблем. Кризис может наступить в любой момент, и ему рано или поздно захочется узнать, в чем счастье, любовь, это награда или наказание, что такое смерть и есть ли Бог...

Книги классиков заставляют приблизиться вплотную ко всем этим вопросам и с помощью персонажей открыть нам некоторые тайны человеческой сущности, зачастую заглянуть в самого себя, сделать правильные выводы и найти выход из сложного положения.

Смысл

Как точно Лев Толстой в романе «Войн и мир» описывает идею, которая заключается в необходимости каждого человека постоянно совершенствоваться, и что красота физическая и душевная не от природы дается, а появляется в результате неуемной работы?

В этом бесконечном самосовершенствовании и заключается смысл жизни. Нужно стремиться стать лучше, добрее и нравственнее. Только так можно заслужить счастье, так как оно дается лишь тем людям, которые достигли высокого духовного уровня.

Соблазны

Человек может совершать ошибки. Но ведь он сам по себе немощен и несовершенен и очень легко поддается разным соблазнам. Как у Достоевского в «Преступлении и наказании» его герой Раскольников решается на убийство противной и жадной старухи, так как решил для себя, что негодным и злым людям не место на этом свете, и теперь он сам может взять на себя роль судьи, чтобы облегчить таким образом жизнь многих других несчастных людей. И он считал эту свою точку зрения самой правильной. Однако у людей есть совесть - эдакий нравственный самоконтроль, который рано или поздно пробудится у любого индивида и будет действовать похлеще любого изощренного палача. Все это на себе и прочувствовал Раскольников.


Книги

Ну а теперь, собственно, можно перечислить книги классиков, с которыми необходимо ознакомиться каждому интеллектуально развивающемуся человеку. Список будет очень краткий, так как все просто не вместится в одной небольшой статье.

Книги классиков включают в себя произведения Пушкина: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Капитанская дочка» и, конечно же, его необыкновенные сказки; М. Лермонтова: «Бородино», «Герой нашего времени», «Демон»; М. Достоевского: «Идиот», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»; Н. Гоголя: «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки»; Л. Толстого: «Война и мир», «Анна Каренина»; А. Чехова: «Дама с собачкой», «Вишневый сад», «Три сестры»; И. Тургенева: «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Записки охотника».

Также не следует забывать о произведениях М. Салтыкова-Щедрина, А. Грибоедова, М. Горького, Н. Некрасова, А. Блока, А. Островского, Н. Лескова и т.д.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.