Понимает ребенок в 6 месяцев. Развиваем ребенка: от шести месяцев до года. Занятия для развития зрения, моторики и речи

И снова юбилей! Малышу 6 месяцев! Это особенно важная дата в сознании всех родителей. Своеобразный рубеж, достигнув которого можно смело провести черту. Ребенок стал уже полноправным членом семьи, он растет и развивается, вы привыкли к нему, он уже знает вас. Радуется вам, просит у вас утешения. Вы с ним - единое целое. Позади трудные месяцы становления новой жизни, впереди - море открытий. Теперь у вашего малыша явно сформированы привычки, режим, вы понимаете его потребности. Перед вами человечек со своим характером, своим потребностями, возможно вам трудно, но и так радостно, интересно и вот уже вы не мыслите себе другой жизни, и не помните, какой она была до его появления на свет.

Это своеобразный переходный период, в который происходит подготовка к «вертикализации» положения тела, подготовка к прорезыванию и начало прорезывания зубов.

Что новенького?

В 6 месяцев начинают прорезываться первые зубки, вы можете заметить их при кормлении ложкой - ложка будет позвякивать о десны. Десны набухают и чешутся, что доставляет ребенку дискомфорт. Этот процесс доставляет крохе дискомфорт: усиленно выделяется слюна, десны припухают, болят и чешутся. Нередко повышается температура тела. Из-за этого малыш может стать плаксивым и раздражительным на какое-то время. В этот период очень важно очень хорошо мыть игрушки с мылом, полоскать их кипяченой водой - ведь кроха берет их в рот, трет ими десенки, и грязная игрушка может спровоцировать такую неприятность, как стоматит.

Полезно знать

Обычно у деток на шестом месяце прорезываются сначала центральные резцы - верхние или нижние. Важно знать, что сроки прорезывания зубов у деток отличаются, у кого-то они появляются уже в четыре месяца, а у кого-то и в девять.

Малыш умеет лежа на спинке переворачиваться на бочок, потом на животик. Лежа на животике может одной ручкой опираться,другой держать игрушку. Может вертеться вокруг своей оси, пытаться встать на четвереньки, пятиться назад, вставать на четвереньки и пытаться ползать.

Полезно знать

Поскольку малыш уже освоил повороты во все стороны в горизонтальной плоскости, нельзя оставлять его без присмотра, особенно на высоте и без ограничений бортиками.

Возможно ваш кроха уже уверенно сидит, а возможно только пытается удерживать спинку в новом положении. Вы можете усаживать ребенка у опоры.

В 6 месяцев ребенок постепенно понимает, что у него есть две ручки. Предмет или игрушку он сначала может подержать в одной ручке, а затем переложить в другую. Также он осознает, что теперь может держать сразу две игрушки - по одной в обеих ручках. Пока что крохе легче схватить и держать предмет, чем бросить его, поэтому он постоянно оттачивает мастерство выпускания игрушек из ручек.

На шестом месяце жизни кроха слышит и понимает речь взрослых, и сам активно общается, используя лепет. Кроме того, сейчас он говорит, даже находясь в одиночестве - ему интересны новые звуки, он тренирует свои речевые навыки, выдавая слоги: «да-да-да», «е-е-е», «гу-гу-гу», «бу-бу-бу» и другие. Постепенно кроха учится модулировать голос и тон.

Ближе к первому полугодию жизни кроху ждет большой скачок в его психологическом развитии. Он хорошо различает чужих и своих, знает свое имя и отзывается на него. Новым в поведении крохи станет возникновение страха перед незнакомыми людьми. Теперь малыш может легко расплакаться на руках у «нового», но, как только мама берет его к себе, он сразу успокаивается. Такое отношение к «чужакам» продлится у крохи довольно долго.

Как выглядит ребенок в 6 месяцев








Физическое развитие ребенка в 6 месяцев


В положении на спине ребенок хватает руками стопы своих ножек, играет ими, тянет себе в рот. Поднимает голову, смотрит перед собой и на свои ноги.

В положении на животе редко лежит спокойно. Чаще всего разворачивается всем телом влево или вправо, причем делает это за счет использования перебирающих движений ручек. Иногда может помогать себе и ногами. Ребенок таким способом может развернуться по дуге в 360 градусов вокруг своего центра тяжести или, проще говоря, вокруг своего пупка. Если вы ненадолго вышли в другую комнату, вернувшись, можете обнаружить, что положение ребенка изменилось, - стороны, где находились голова и ноги ребенка, поменялись местами. При отсутствии движения ребенка вокруг оси попытайтесь вызвать его с помощью игрушки, которую надо перемещать по дуге вокруг ребенка.

Малыш также свободно крутится во все стороны и по горизонтальной оси тела, легко переворачивается со спины на живот и с живота на спину. Руки малыша настолько окрепли, что, когда он расставляет их и опирается на ладони, он может из положения лежа на животе высоко приподнять верхнюю часть своего тела. Некоторые дети могут при этом опираться не на обе руки, а на одну.

Если ребенок видит впереди себя яркую игрушку или какой-либо занимательный предмет, то прикладывает усилия, чтобы подтянуться на руках ближе к нему. Ребенок может устать, но, чуть отдохнув, вновь подтягивает себя в направлении заинтересовавшего его объекта. Это еще не настоящее ползание, а подползание. Хотя некоторые дети уже с 5 месяцев могут передвигаться таким образом по комнате. Вообще, не следует особенно ориентироваться на ползание как критерий своевременного развития. Эта функция очень индивидуальна. Некоторые дети предпочитают быстро начинать вставать на ноги, вообще игнорируя разновидности горизонтального передвижения. Для стимуляции подползания прикрепляйте или кладите неподалеку яркие игрушки. Не забывайте о безопасности ребенка. Ведь ребенок тянет все к себе в рот.

Тест
Если поставить ребенка на ноги, он начинает стоять, опираясь грудью на опорную поверхность и помогая себе руками. Может переносить вес тела с ноги на ногу. Помните, что стимулировать таким образом функцию хождения не рекомендуется. Нельзя специально ставить ребенка, как в этом тесте, а тем более использовать ходунки - опорно-двигательный аппарат к ходьбе еще не готов.

Тест
Посаженный ребенок может сидеть самостоятельно и опираться на одну руку, используя вторую, чтобы дотягиваться до игрушек. При этом лопатки сведены друг к другу и верхняя часть спины разогнута. За счет такого выпрямления малыш может согнуть в локтях руки, приподнять их вверх и короткое время оставаться в положении сидя, без опоры на руки. В позе сидя также начинает формироваться и поясничный лордоз (прогиб в позвоночнике в области поясницы). Вы можете увидеть этот прогиб на себе. Однако не высаживайте ребенка регулярно. Тем более не усаживайте его в мягкие подушки. Это может способствовать развитию искривления позвоночника.

Тест-игра
В положении стоя при поддержке взрослым под мышки крепко опирается на ножки. Ранее у ребенка подгибались ноги в колене и бедре, теперь крепкая опора достигается тем, что ножки выпрямлены в суставах. Именно поэтому малыш может пружинисто подпрыгивать и в течение нескольких секунд сам удерживать вес своего тела. Разумеется, руки взрослого страхуют ребенка и не дают ему упасть в сторону.

Еда ребенка в 6 месяцев

Хорошо ест с ложки, которую держит взрослый, не только густую, но и полугустую пищу. Снимает с ложки пищу губами понемногу, а не просто ссасывает ее, как это мог делать раньше.

Делает несколько глотков из чашки или пиалы, которую взрослый подносит к губам ребенка.

Психическое развитие ребенка в 6 месяцев

Ребенок тянется рукой и старается схватить мелкие предметы: хлебную крошку, пылинку или даже узор на ткани. Для выявления негрубых нарушений зрения понаблюдайте, всматривается ли малыш глазами в предметы размером 1–2 мм, находящиеся от глаз на расстоянии примерно в 30 (20–40) см.

Мелкая моторика и игра ребенка в 6 месяцев

Свободно берет игрушку из руки взрослого, не только если ее подносят на уровне средней линии тела, а с любой стороны и из любого положения. Тянется к игрушке не двумя руками, как раньше, а одной рукой. Кроме игрушек, которые вы предлагаете, малыш стремится взять и те, которые видит сам и до которых может дотянуться. Для проверки этого навыка надо посадить ребенка себе на колени, а игрушку положить перед ним на стол.

Ребенок может самостоятельно заниматься игрушками до 30–40 минут, не требуя вашего внимания. Он продолжает изучать игрушки. Учится играть игрушками в зависимости от их свойств. Рассматривает игрушку, прислушивается к издаваемым ею звукам. Гремит погремушкой. Обязательно пробует игрушку на вкус. Любит играть с бумагой и другими шуршащими предметами. С 6 месяцев для ребенка можно купить специальный игровой центр с кнопками, рычажками, клавишами, крутящимися дисками и ручками. Игровой центр можно класть перед малышом или подвешивать к бортам кровати, манежа, позволяя ребенку действовать самостоятельно, извлекая из него различные звуки, добиваясь включения или выключения световых эффектов. Рекомендуются также игрушки для ванны: ведра, чашки, плавающие предметы - лодки, рыбки, утки. С 6 до 9 месяцев прорезаются первые зубы, поэтому купите вашему сыну или дочери специальные каучуковые кольца для жевания. Хорошо приобрести плоскостной развивающий коврик с выпуклыми игрушечными фигурками, которые сделаны из разных по фактуре материалов (шелк, мех, пластик) и заполнены наполнителями (пластиковые горошины, целлофан и другие), а также способны издавать звуки при воздействии на них.

В играх с предметами малыш демонстрирует достаточно ловкие движения. Умеет крепко держать игрушку, размахивать, стучать ею об стол. Перекладывает взятую небольшую игрушку (кубик или др.) из одной руки в другую. Может держать по игрушке в каждой руке.

До середины 6-го месяца чаще всего хватает и держит игрушки всей кистью («обезьяний» захват). Однако к концу 6-го месяца жизни уже может брать игрушки другим, более удобным способом: продолжает брать предметы всей ладонью, но при этом противопоставляет большой палец остальным четырем (захват «клешней»).

Четко различает мать, отца и других близких людей друг от друга. При попытке врача или незнакомого взрослого играть с ребенком - более четкая реакция «на чужого»: чаще всего настороженно разглядывает его, хмурится, может заплакать.

Развивается использование жестов: тянет руки к взрослому (матери), когда хочет, чтобы его взяли на руки.

Понимание речи ребенком в 6 месяцев

Начиная с первых дней жизни вы все время разговариваете с ребенком при уходе за ним. Сейчас значение вашей речи возрастает. Ребенок приближается к пониманию смысла ваших слов. Поэтому кроме простых комментариев к вашим действиям, названий предметов описывайте словами его эмоциональное состояние, а главное - называйте его же действия и намерения: «Я вижу, ты хочешь, чтобы я взял тебя на руки».

Предречевое развитие ребенка в 6 месяцев

Гуление гласными звуками переходит в лепет. В 5 месяцев лепет - это повторное повторение одного и того же слога: «вау-вау-вау» или «бу-а-а», «бу-бу-б», «ва-ва-ва», «ба-ба-ба», «ля-ля-ля», «м-м-ма», «да-да-да-да-да». Из согласных преобладают «в», «б», «м». В 5 месяцев в лепете встречаются только те слоги, которые заканчиваются на гласные. Если до этого все дети агукали и гулили, используя звуки, общие для всех языков, то появление лепета является началом длительного процесса освоения именно тех слогов, которые специфичны для конкретного языка. Не случайно одновременно со слогами возрастает способность подражать, необходимая для освоения родного языка. Большая часть детей уже могут подражать сами себе в своем лепете. Некоторые дети также могут, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог вслед за ним. Для этого во время лепета ребенка можно вступать в перекличку с ним. Чтобы ребенок видел лицо и губы взрослого, произносящего слоги, вам лучше наклоняться поближе к лицу ребенка.

Некоторые дети уже могут самостоятельно произнести изолированно какой-либо один слог без повтора («ба», «ма» или др.).

Какой режим у ребенка в 6 месяцев

Соблюдение привычно распорядка дня малыша все также важно для его здоровья и при этом достаточно удобно для родителей - исходя из режима сна-бодрствования, кормления и прогулок с ребенком, можно планировать собственные дела и занятия. Ночной сон ребенка в 6 месяцев длится не менее 10–11 часов. Промежутки бодрствования днем увеличиваются, но малыш по-прежнему спит 2–3 раза по 1,5–2 часа, то есть, всего 14–15 часов в сутки. Сон успешно можно совмещать с прогулкой, поскольку гулять с ребенком в этом возрасте необходимо не мене 2-х часов два раза в день.

Каждое утро после обязательных гигиенических процедур следует делать простой массаж для ребенка 6 месяцев, суть которого состоит в поглаживаниях, похлопываниях, растираниях всех групп мышц с элементами гимнастики - сгибанием и разгибанием конечностей, корпуса. Такой массаж обладает общеукрепляющим действием, а также способствует поддержанию эмоционального контакта мамы с ребенком.

Каждый день примерно за час до сна ребенка нужно купать. За полгода своей жизни малыш успел полюбить водные процедуры и ждет их с наступлением вечера. Приобретите яркие и интересные игрушки для ванной, и обычное купание превратится в увлекательный и интересный процесс.

Полезно знать

Чтобы сформировать режим дня крохи, на ночь укладывайте его всегда в одно и то же время, гуляйте не реже двух раз в день и, по возможности, хотя бы один раз укладывайте спать на свежем воздухе, утром и вечером делайте водные процедуры.

Инфографика - продолжительность сна младенца в зависимости от возраста

Как кормить ребенка в 6 месяцев

При грудном вскармливании изменяется режим кормлений. Ночью наиболее активное сосание смещается на последние 2–3 часа перед пробуждением. В первую половину дня насосавшийся за ночь малыш 6 месяцев редко прикладывается к груди, вечером прикладывания становятся частыми. В 6 месяцев срыгивания исчезают совсем или становятся единичными. Если появился первый зуб, во время кормления малыш может укусить вас за грудь, так как не знает еще своих новых возможностей.

Период грудного вскармливания по возможности должен быть максимальным. Грудное молоко обеспечивает полноценное и правильное развитие ребенка, а также создает иммунную защиту. Поэтому очень важно как можно дольше сохранить естественное вскармливание. Постарайтесь сохранить лактацию в достаточном количестве, это поможет более спокойно перенести прорезывание зубов, ведь в этот период дети очень капризны, да и жевать припухшими деснами довольно болезненно

Пришло время вводить прикорм. Нормы введения прикорма индивидуальны и зависят от многих факторов. Специалисты - диетологи советуют при введении прикорма ориентироваться на физическое развитие грудничка, а не только на его календарный возраст.

Вот несколько основных признаков того, что малышу уже нужно дополнительное питание:


  • Его вес удвоился с момента рождения.

  • У него прорезаются зубы или есть признаки их скоро появления.

  • Он начал садиться самостоятельно.

  • Малыш интересуется взрослой пищей, пытается взять еду с тарелки или облизать пальчики.

  • Уверенно держит в руке ложку, игрушку, перекладывает ее из руки в руку.

Не забывайте вести дневник, в который будете записывать дату введения прикорма, количество и реакцию на него, тогда будет легче сориентироваться при возникновении каких-то проблем. Запаситесь терпением и ни в коем случае не торопитесь с прикормом

  • Введение прикорма начинается с 0,5 чайной ложки перед кормлением грудью. Постепенно порция прикорма увеличивается в геометрической прогрессии до тех пор, пока им не заменяется все кормление.

  • Каждый новый продукт вводится не ранее, чем через 2 недели после предыдущего.

  • Вводить прикорм лучше во второе кормление.

  • Если ребенок отказывается или демонстрирует негативные реакции, лучше отложить введение этого продукта.

С чего начать прикорм
Давайте более подробно рассмотрим основные продукты прикорма для детей в возрасте 6 месяцев:


  1. Овощное пюре. Для его приготовления берутся только свежие овощи. Последнее время педиатры все чаще рекомендуют давать малышу паровую пищу, т.к. в этом случае сохраняется больше витаминов, чем в отварной. Пюре не нужно досаливать, а рекомендуется добавлять несколько капель растительного масла. Норма полной порции овощного прикорма для полугодовалого крохи составляет 170 мл.

  2. Безмолочные каши. Начинать прикорм стоит с каши, которая состоит из одного вида крупы, например овсяной, постепенно расширяя рацион ребенка и добавляя новые виды этого продукта. После того, как в рацион малыша ввели 4–5 видов каш, можно давать мультизлаковую. Норма полной порции безмолочной каши для этого возраста составляет 180 мл.

Питание малыша искусственника в 6 месяцев
Согласно мнению Всемирной Организации Здравоохранения. Согласно ее рекомендациям, в более раннем прикорме нуждаются именно детки-искусственники. Это объяснимо тем, что смесь, даже самая лучшая, не содержит в себе всех необходимых полезностей для роста и развития организма.

Именно поэтому к 6 месяцам находящийся на искусственном вскармливании ребенок наблюдает в своем меню овощные пюре, кашки и другие вкусности, богатые витаминами.

Что можно кушать полугодовалому малышу:


  • Овощные пюре и протертые супчики.

  • Каши, в том числе и молочные, если нет аллергии.

  • Творожок, кефир, йогурт.

  • Фруктовые пюре, соки.

  • Желток.

  • Сухарики, галетное печенье.

Примерная схема кормления малыша в полгода выглядит так:

  • Кормление: смесь.

  • Кормление: каша, в которую можно добавить сливочного масла.

  • Кормление: протертый супчик из овощей. Для сытности можно добавить яичный желток или мясо, сваренное отдельно.

  • Кормление: фруктовое пюре, кефир или творог.

  • Кормление: смесь.

Полезно знать
Разнообразие в меню ребенка на искусственном типе вскармливания в 6 месяцев нужно вносить постепенно, наблюдая за реакцией маленького организма. Новые продукты вводятся маленькими порциями - с половины чайной ложечки. И не стоит спешить дать сразу все, ведь впереди еще целая жизнь.

Нужно ли давать соки ребенку 6 месяцев
За последние 20 лет мнение врачей о том, как нужно кормить ребенка в 6 месяцев и какой из соков вводить первым несколько изменились. Например, раньше прикорм начинали с натурального яблочного продукта. Однако стоит отметить, что последнее время педиатры не рекомендуют начинать прикорм с него, т.к. в нем содержится много кислоты, которая может раздражать слизистую желудка малыша.

Какой стул у ребенка в 6 месяцев. Сколько раз он писает

После 6 месяцев опорожняется малыш 1–2 раза в сутки или реже.

С 6 месяцев ребенок начинает ощущать наполнение мочевого пузыря и пытается «сигнализировать» окружающим о необходимости опорожнить его (ребенок становится сосредоточенным, начинает тужиться, иногда плакать и успокаивается после мочеиспускания). С 6 мес. до 1 года кратность мочеиспускания составляет 15-16 раз в сутки.

Как играть с ребенком в 6 месяцев

Полугодовалый малыш демонстрирует более широкий спектр эмоций, он может явно выражать свое удовольствие и неудовольствие, требовать внимания, поэтому некоторые родители задумываются, чем же особенным занять ребенка 6 месяцев?

Ребенку будет интересно все новое - расширяйте диапазон доступности новых предметов, давайте их рассмотреть, потрогать, произносите название. Особое внимание нужно уделять развитию мелкой моторики - предлагать малышу игрушки с вращающимися, движущимися деталями, бусинами, но при этом важно следить, чтобы игрушки были качественными и не рвались и не ломались. Также можно начинать развивать у малыша навыки активного слушания, читая сказки и стихи или включая аудиоспектакли. При этом важно, чтобы ребенок не отвлекался ни на что другое и учился слушать и воспринимать информацию.

Какие новые игрушки можно приобрести


  • Игрушки для купания - плавающие фигурки - мячики, кораблики, пластиковые чашки, ситечко, яркая губка.

  • Игрушки, которые можно жевать.

  • Коробка или корзина для игрушек - малышу будет интересно исследовать ее содержимое.

Развивающие игры для ребёнка в 6 месяцев
Кнопочки на игрушках, коробочки.
Открывание-закрывание коробочек, нажатие на кнопки обычно очень нравятся малышам в таком возрасте.

Ладушки.
Классическая игра в ладошки со стишками.

Все интересующие предметы.
Безопасные предметы домашнего обихода - пластиковые, деревянные и металлические чашки, ложки и крышки от кастрюль.Начался период активного исследования и если это не опасно для здоровья, позволяйте ребёнку брать и трогать различные предметы и вещи. Исследуя мир, мы развиваемся.

Полезно знать

Для шестимесячного ребенка очень важны не только игры, включающие разнообразные движения, но и словесное общение. Причем, напевая ему песенки или проговаривая веселые ритмические стишки, вы побуждаете его подражать вам сначала зрительно (малыш смотрит на вас, пытается шевелить губами в ритм песенки или стишка или начинает размахивать ручонками) потом уже и вербально.

Варианты игр с ребенком в 6 месяцев

Разнообразьте тактильные ощущения.
Из всех развивающих занятий для детей 6 месяцев это является одним из самых простых и легких. Просто поводите ручкой малыша по самым различным поверхностям: твердым и мягким, теплым и холодным, гладким и шероховатым - и он получит огромное удовольствие. Использовать допустимо не только игрушки, но и разнообразнейшие бытовые предметы типа ложек, кусочка шелковой или махровой ткани и т.п. Не забывайте вслух называть ощущения, которые испытывает в это время ребенок: это также будет способствовать развитию речи. Также приготовьте несколько мешочков с различными крупами - и маленьких, и больших. При их ощупывании кроха впервые познакомится не только с предметами различной фактуры, но и получит первое представление об их размерах.

Позволяйте малышу получить новый зрительный опыт.
Если вы не знаете, как точно развивать ребенка в 6–7 месяцев, специалисты советуют начинать с самого простого. Размещайте игрушки не только вблизи малыша, но и на расстоянии, и рассказывайте ему о предметах, до которых он не может дотянуться. Позаботьтесь о том, чтобы они были самых разных цветов, желательно, чтобы среди них были и пестрые, и однотонные, а также выдержанные в темных и светлых оттенках. Поместите рядом с малышом несколько игрушек одного цвета и одну, резко отличающуюся от них по цветовой гамме, а затем понаблюдайте за реакцией сына или дочки.

Показывайте фотографии мамы и папы При любой возможности произносите слова «папа» и «мама». Приколите к стене над детской кроваткой или стулом фотографии мамы и папы. Каждый раз, когда вы услышите, как малыш «гулит» «ма-ма» и «па-па», показывайте ему на фотографии и говорите: «Это мама, а это папа».

Купите книжки с картинками - деревянные, клеенчатые или из плотного картона.

Постоянно разговаривайте с крохой.
Все авторы пособий, в которых говорится о том, как можно развивать ребенка в 6 месяцев, сходятся на том, что с ним нужно беседовать как можно чаще: при кормлении, переодевании, во время прогулки. Старайтесь повторять звуки и звуковые сочетания, которые издает малыш, типа «угу», «ыгы» и др. Таким образом, вы сможете завязать с ним импровизированную беседу. Употребляйте короткие фразы и слова в разговоре и не раз возвращайтесь к ним. Гласные звуки и цепочки слогов можно даже пропевать: например, «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «ге-ге-ге» и т.д. Обязательно варьируйте интонации и проговаривайте звуки, например, округляя губы и надувая щеки.

Продолжайте делать крохе массаж и заниматься с ним гимнастикой.
Сейчас очень важна подготовка мышц к ходьбе. Стимулируйте ползание малыша с помощью игрушки, выложенной перед ним. Делайте пальчиковую гимнастику, упражнения на расслабление пальчиков и кистей рук, такие, как поглаживания, «клевание» пальчиками, «окрашивание забора» - движение кистей вниз-вверх, влево-вправо;

На что обратить внимание в развитии ребенка в 6 месяцев

Обратите внимание, если к полугодию кроха:

  • Не может схватить кубик.

  • Не реагирует, услышав шуршание бумаги, которую он видит.

  • Не просится на ручки.

  • Лежа на животике, не дотягивается до игрушки.

В таком случае, обратитесь за советом к педиатру.

Нужно ли идти в поликлинику в 6 месяцев? Прививки в 6 месяцев.

Ежемесячный осмотр педиатра и диспансеризация в 6 месяцев. Возможны консультации невролога, окулиста и др. согласно графику предложенному в вашем городе.

Плановая вакцинация:


  • АКДС - против коклюша, дифтерии и столбняка (3-я по счету).

  • 3-я вакцинация против гепатита В.

  • 3-я вакцинация против полиомиелита.

Анализы (ОАК, ОАМ) проводятся перед каждой вакцинацией.

В этой статье:

Полугодовалый малыш отличается от того, который был еще месяц назад. Это возраст условного взросления, обычно именно в 6-месячном возрасте малыши приобретают умения ползания и сидения. Развитие 6-месячного ребенка стремительно, жажда познания окружающего мира все сильнее.

Физическое развитие

Многие детки в возрасте 6 месяцев уже умеют сидеть, но если ваш кроха самостоятельно еще не садится, то паниковать не стоит. Тем более не стоит принудительно сажать чадо, как любят советовать бабушки — в подушки. Нет, нет и еще раз нет, наукой давно доказано, что если малыш не сел, значит, его кости еще не достаточно окрепли и принудительное сажание может привести к заболеваниям позвоночника или тазобедренных суставов.

Полугодовалый малыш уже активно переворачивается с живота на спинку и обратно, многие пытаются стать на четвереньки, а некоторые уже уверенно на них стоят. Нередко можно увидеть, как лежа на животе ребенок выпячивает попу вверх и пытается ползти, изображая гусеницу. Помогите своему чаду — подставьте ладонь под его ступни, чтобы он отталкивался. Стимулируйте ребенка — положите впереди яркую игрушку, чтобы он пытался ее достать.

Не стоит огорчаться, если ваш малыш не ползает, некоторые дети сразу начинают ходить. Однако и пускать на самотек не стоит, всячески старайтесь помочь малышу, попытайтесь его научить.

Психическое и сенсорное развитие

В возрасте 6 месяцев у ребенка сохраняется режим дня 5-месячного. Ночью кроха спит спокойнее и дольше, днем все больше бодрствует. Полугодовалый непоседа активно изучает все вокруг, пытается дотянуться до всего, что его интересует, и многое пробует на зубок. Игрушку ребенок может рассматривать долго, перекладывая ее из руки в руку и переворачивая.

В этом возрасте дети не любят оставаться наедине с собой и требуют больше внимания. Делают попытки сесть и иногда даже встать. Если дать малышу руки, когда он лежит, то он будет подтягиваться, опираясь ножками.

Все, что попадает в поле зрения, изучается, ощупывается и пробуется на вкус. Малыш уже может отличить интонации в голосе родителей, реагирует на звуки извне. Для того чтобы успокоить малыша, нужно поговорить с ним. Обычно в возрасте 6 месяцев дети уже могут отзываться на свое имя, если нет, то почаще называйте его по имени, чтобы ребенок запоминал.

Речевые навыки

К полугодию ребенок обычно активно гулит, в его речи появляются слоги, чаще всего па-па-па, ма-ма-ма, ка-ка-ка и так далее. Можно уловить различные интонации в гулении, а также при пускании пузырей из слюны ребенок урчит и рычит.

Для развития речи нужно как можно больше разговаривать с ребенком и способствовать развитию мелкой моторики. Если вы по каким-то причинам до сих пор не начали читать ребенку, то скорее начинайте это делать.

Что кушает 6-месячный ребенок

Наверняка к этому возрасту вы уже поняли, что показателем нормального развития и здоровья крохи является не количество съеденного, а прибавки в весе. Предположительно, за один прием пищи полугодовасик съедает около 200 граммов молока (или смеси).

Как правило, деток на искусственном вскармливании начинают прикармливать раньше, чем грудничков. Если ваш грудничок в 6 месяцев еще не знаком с прикормом, то самое время познакомить. По поводу прикорма нужно советоваться с педиатром, ведь каждый случай конкретен и имеет свои особенности. Если ребенок уже знаком с фруктовыми и овощными пюре, то можно вводить в рацион 6-месячного ребенка новые продукты, но при условии, что ребенок не аллергик.

Число кормлений 6-месячного ребенка обычно равно 5 — через каждые 4 часа. Прикорм вводить рекомендуется в дневное время, чтобы со временем обед перевести полностью на взрослую еду. Внимательно следите за реакцией ребенка на каждый новый продукт.

Режим дня

Режим для младенца 6 месяцев не сильно отличается от 5-месячного. Утром после пробуждения — водные процедуры в виде умывания, чистка носа при необходимости. Купать ребенка нужно за час до сна и подмывать днем после каждого стула.
Прогулки нужны ребенку для крепкого здорового сна и укрепления иммунитета. Гуляйте минимум 2 раза в день по 2 часа. Летом можно гулять и больше.

Играйте в развивающие игры для маленьких деток, но ненадолго оставляйте ребенка одного, он должен привыкать, что мама не может постоянно находиться рядом. Игрушки для 6-месячного ребенка должны быть максимально безопасными, чтобы не было мелких деталей.

Обязательно делайте зарядку — гимнастика для 6-месячного ребенка многое значит. Приговаривайте потешки во время всех процедур, напевайте песенки. Не забывайте о массаже, его нужно делать не менее чем через час после еды. Будьте в тактильном контакте с ребенком, он должен чувствовать тепло маминых рук.

Не нужно подгонять ребенка в развитии, всему свое время, он обязательно всему научится. Будьте терпеливы, побольше говорите с ребенком, читайте ему книги и тогда ваш малыш будет здоровым и психически, и физически.

Полезное видео о развитии малыша в 6 месяцев

Некоторые родители ошибочно полагают, что с малышом до года не нужно заниматься. Это является большой ошибкой, потому что грудные дети каждодневно овладевают новыми навыками. Впоследствии это окажет большое влияние на развитие крохи. Очень важно, чтобы мама помогала ребёнку развиваться. Далее в статье будет разобрано, какие нужны занятия, чтобы малыш полноценно развивался в 6 месяцев.

Какие существуют особенности развития малыша в 6 месяцев

Как считает доктор Комаровский , хорошо развитый ребёнок в 6 месяцев должен обладать следующими навыками:

  1. Озвучивать слоги. Откликаться на собственное имя.
  2. Самостоятельно сидеть.

Если из этого перечня кроха что-то не может, то с ним необходимо заниматься. Чтобы помочь малышу самостоятельно сесть, ему каждый день необходимо проводить массаж. С крохой нужно заниматься гимнастикой, которая ему показана по возрасту. Если малыш не откликается на собственное имя, то с ним нужно чаще разговаривать и называть его по имени. Если малыш не озвучивает слоги, то с ним необходимо произносить побольше простых слов. Например, сюда относятся слова «пока» и «привет». Детскими педиатрами применяются немного другие критерии , чтобы определить, нормально развивается малыш в 6 месяцев или нет. По оценкам специалистов, в 6 месяцев кроха должен уметь следующее:

  1. Лепетать или произносить слоги.
  2. Должен уметь брать в руки игрушку и играть с ней.
  3. Из положения на животе должен уметь переворачиваться на спину.
  4. Кроха должен уметь ползать или приподниматься на ручках.
  5. А также у крохи должен быть навык, чтобы он кушал с ложки.

С 6 до 7 месяцев нужно приложить все усилия, чтобы малыш приобрёл новые навыки.

Как развивать кроху в 6 месяцев

С малышом каждодневно нужно проводить массаж и гимнастику, которые соответствуют возрасту малыша. Кроме этого, нужно производить следующие занятия с крохой:

Чтобы зарядка проходила более весело, можно включить музыку. Массаж малышу нужно делать под спокойные мелодии. Физзарядку с ребенком нужно проводить под детские песенки. Физкультура с ребенком должна проводиться в то время, когда кроха в хорошем настроении и спокоен. В этом возрасте у детей часто начинают резаться первые зубки. Если прорезывание зубов малышу даётся с трудом , то упражнения с крохой нужно отложить.

Как играть с ребенком в 6 месяцев

Для игры с ребёнком необязательно покупать дорогостоящие игрушки. Чтобы развлечь малыша, подойдут обыкновенные упаковки из-под кофе или чая. Чтобы ребёнку интересно было играть, их необходимо обклеить разноцветной бумагой. Предметы должны быть разные по размеру. Ребёнок должен видеть, как в баночку помещена яркая игрушка. После этого банку неплотно надо закрыть крышкой. Тара непременно должна легко открываться. Зачем малышу нужно дать предмет и показать ему, как нужно снимать крышку. После этого нужно закрыть емкость , а ребёнок должен сам ее открыть.

Мама может сама изготавливать панель для сенсорных навыков крохи. Для этого понадобится плотный картон или лист ДСП. Формат листа необязательно брать большой, подойдёт А3. На эту основу необходимо закрепить резинки и разнообразные игрушки также сюда можно прикрепить мешочки разного размера с крупой или вишневыми косточками. Если родителям не хочется панель изготавливать собственноручно, то в магазине можно приобрести развивающий коврик, на нём уже есть игрушки на липучке. Если есть желание, развивающий коврик можно изготовить самостоятельно .

Можно провести еще одно увлекательное занятие с ребенком в 6 месяцев. Для этого ребёнка нужно предложить вытягивать разноцветные ленточки из коробки. Нужно взять коробку из-под бумажных салфеток, и обклеить ее разноцветной бумагой. Внутрь коробочки нужно положить длинную разноцветную ленту. Кончик ленты нужно слегка достать из тары. Нужно показать малышу, как доставать ленточку. Затем нужно предложить малышу достать ее самостоятельно. Такое нехитрое занятие способно на долгое время завлечь крохи.

Другое занятие, способное надолго увлечь крохи, заключается в собирании игрушек в коробку. Игрушки должны быть яркие и разные по размеру. Это упражнение позволит развить у крохи тактильное чувство. Среди игрушек в обязательном порядке должны находиться погремушки и шуршалки .

Ребёнка увлечет следующее занятие:

Развитие ребенка 6, 7 месяцев

Развивающие занятия с ребёнком можно проводить в ванной, во время купания. Если в этом возрасте малыш плохо сидит, то его нужно купать в специальном стульчике. В воде нагрузка на позвоночник намного меньше, поэтому в стульчике для купания с ребёнком ничего страшного не произойдёт. В ванной с ребенком можно поиграть в следующие игры:

  1. Выжимать губку.
  2. Ловить руками мыльные пузыри.
  3. Ловить струю из-под крана.
  4. Ловить резиновые игрушки, выныривающие из воды. Для этого их необходимо удерживать под водой, а затем отпускать, чтобы они всплыли.

В магазинах можно приобрести специальные непромокаемые книжки. Их можно рассматривать во время купания. На каждой страничке нужно описывать рисунок. К примеру, если изображена кошка, то малышу нужно подсказать, как она разговаривает. Если там изображён мяч , то малышу нужно рассказать, что он скачет. Если на рисунке изображена туча, то малышу нужно сказать, что из неё идёт дождик.

Развитие крохи с помощью книг

Каждый день с ребенком необходимо рассматривать картинки в книжках. Книжки для крохи должны быть изготовлены из твердого картона. На них должны быть изображены яркие и большие картинки. Книжки должны быть разные , к примеру, в них должны быть:

  1. Потешки.
  2. Сказки.
  3. Стихи.

Картинки с ребенком необходимо совместно рассматривать, каждый день ему нужно читать стихи и сказки. Своими руками можно изготовить пособие для развития крохи. Например, можно сделать альбом с разными картинками. В него можно поместить изображения животных , растений, игрушек, фотографий и растений. Чтобы изготовить пособие собственноручно, понадобятся ненужные детские книжки, упаковки от детского питания и картинки. Каждую фотографию необходимо подписать печатными буквами, когда пособие перелистывается, ребёнку нужно подробно рассказывать, что изображено на фотографии.

Можно создать обучающее пособие для ребёнка, которое называется «Мой день». Для этого в альбоме необходимо разместить бирки от детского питания, различные кусочки ткани и картинки, которые изображают предметы, окружающие малыша. Все предметы, находящиеся в альбоме, нужно подписать печатными буквами. Таким образом, можно создать большое количество обучающих пособий для ребёнка.

Если хочется, чтобы альбом прослужил дольше, его необходимо изготовить из картона формата А4. Затем альбом необходимо разместить в папке с файлами, а листы альбома скрепить железными кольцами. Если ребёнка хочется развлечь , то ему можно включить мультик Тини Лав. Он рассчитан на детей от 3 месяцев до 12 месяцев. Этот мультик очень нравится детям, он увлекает на долгое время.

Занятия с ребенком 6 месяцев на кухне

Многие родители замечают, что малыш любит бывать на кухне. Если там нет для ребёнка опасных предметов, то он может там с удовольствием поиграть. Когда мама готовит обед, параллельно она может развивать своего малыша. Крохи нельзя класть на холодный пол. Его нужно расположить на одеяле. В кухне есть много предметов, которые заинтересуют кроху.

Ребёнка можно мотивировать к ползанию. Для этого перед ним нужно положить яркую игрушку или книгу. Главное, чтобы предмет заинтересовал ребёнка. Игрушку нельзя класть далеко от малыша. Как только он доползет до игрушки, ее нужно будет немножко отодвигать. В такую игру не надо долго играть, потому что кроха может быстро устать.

По такому принципу с ребенком можно проводить занятия на фитболе. Для игры крохи необходимо животиком вниз расположить на мяче, а перед ним положить яркую игрушку. Далее мячик необходимо наклонять вниз, а ребёнок будет стараться дотянуться до игрушки. Во время игры мама должна крепко держать крохи за ножки и тело.

Эмоциональное развитие крохи

В какие игры играть, чтобы ребёнок проявил эмоции? Можно поиграть в прятки. Для этого мама закрывает лицо руками и говорит: «Ку-ку, малыш, ты где?» А потом нужно убрать ладони от лица и сказать: «А вот и мама!». В эту игру можно играть с игрушками. У игрушки нужно мордочку закрыть лапками. Обычно ребёнок весело хохочет при этой игре.

Кроме кастрюль и тарелок , крохи привлекают и другие «взрослые» принадлежности. Когда малыш начинает ползать, то он в шкафах ищет интересующие его предметы. Особенно детей интересуют те вещи , которые они видели в руках у взрослого человека:

  1. Детей привлекает пульт от ТВ.
  2. А вот кнопочный телефон вызывает меньший интерес.
  3. Если у родителей дома есть неработающий пульт, то его нужно дать малышу.
  4. Перед этим его нужно тщательно промыть и продезинфицировать.

Если родители думают, что их малыш слишком маленький, и ничего не понимает, то они заблуждаются. Не нужно лениться общаться с ребенком. Для общения нужно использовать каждую возможность. Чтобы общаться с ребенком, необязательно ему постоянно петь песни и пересказывать стихи. Во время выполнения какого-то действия мама может рассказывать малышу, что она делает.

Когда мама выполняет домашнюю работу , она может рассказывать малышу про ту вещь, которая на данный момент находится у неё в руке. С ребёнком не надо много сюсюкать, с ним нужно разговаривать обычными взрослыми словами. Таким образом, у крохи будет сформировываться пассивный запас слов. Когда малыш начнет разговаривать, у него будет богатый словарный запас.

Заниматься с малышом нужно только в хорошем настроении, потому что ребёнок очень тонко чувствует настроение мамы и ее эмоциональное состояние. Детям очень нравится учиться чему-то новому . Если мама включит фантазию, то у неё не будет возникать вопросов, как играть с ребенком в 6 месяцев.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 7 минут

А А

Последнее обновление статьи: 29.04.2019

Важным событием для каждого родителя является достижение ребенка 6-месячного возраста. С момента своего рождения малыш уже много чего узнал, многому научился, привык к членам семьи. Мама и папа пристально следят за своим чадом, стараются научить его всему как можно быстрее, боятся, чтобы малыш не начал отставать в своём развитии от своих сверстников, поэтому их интересует вопрос «Что должен уметь ребенок в 6 месяцев?».

Физиологическое развитие

Рост полугодовалого ребенка должен составлять 64-68 см, а вес — 6,8-8,5 кг. Отклонение от нормы на 1 кг в весе и на несколько сантиметров в росте не должно вызывать опасений. В соответствии с набором веса необходимо корректировать питание. Если у ребенка наблюдается недостаток веса, то в прикорм следует вводить каши, способствующие увеличению массы тела. Если же кроха хорошо набирает вес, а возможно и имеет его избыток, то основную часть прикорма должны составлять фруктовые и овощные пюре. Чтобы грудничок хорошо рос и полноценно развивался, он должен получать все нужные микроэлементы и витамины.

Ниже представлена таблица физического развития ребенка – нормы роста и веса девочек и мальчиков по данным ВОЗ и педиатров России:


В конце 5 месяца жизни дети учатся самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно. После освоения этого навыка, ребенок начинает его часто практиковать. Малыш не просто лежит на животике, он опирается на ручки, пытается приподняться, старается встать на коленки.

Грудничок может цепляться за бортики коляски, спинку кроватки, подтягиваться и садиться. Большинство детей в полугодовалом возрасте могут самостоятельно сидеть, но их спинкам все еще нужна поддержка.

Лежа на животе, шестимесячный ребенок может опираться лишь на одну руку, а второй брать какие-нибудь предметы. Ему хочется все трогать, щупать, изучать. Если он не может дотянуться до интересующего предмета, то будет смотреть на него, разжимая и сжимая кулачок.

Появляется осознание, что у него две ручки. Он берет игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую, сравнивая ощущения и убеждаясь, что на ощупь она одинаковая в обеих ручках. Малыш может взять в каждую руку по игрушке.

Некоторые родители фиксируют на видео все достижения своих малышей, поэтому они знают, в каком возрасте у их ребенка появилось то или иное умение. Впоследствии это может пригодиться при появлении второго ребенка в семье.

В полгода многие малыши начинают перемещаться. Кто-то пятится назад, отталкиваясь руками, кто-то вращается вокруг себя на животике, а кто-то уже передвигается на четвереньках. Если ребенок научился ползать в 6 месяцев – это хорошо. Если же он еще не умеет этого делать, ничего страшного в этом нет. Некоторые малыши вообще не ползают. Пропуская этот этап развития, они сразу встают на ножки и пытаются ходить.

Родители должны всячески способствовать развитию мышц ребенка. Нужно делать регулярный массаж ножек и спинки, выкладывать ребенка на пол, так как на ровной поверхности ему будет удобнее развивать свои двигательные навыки. Пол должен быть очищен от мусора и посторонних предметов, которые могут навредить грудничку.

Шестимесячный ребенок еще не готов ходить, но он подготавливает тазобедренные мышцы к этому процессу. Если малыша поднять и удерживать за подмышки, он станет отталкиваться ножками, пританцовывая и подпрыгивая. Если поднимать за ручки ребенка из положения лежа, то он будет сам стараться подтянуться и сесть.

Быстро развивается мелкая моторика рук. Пальчики крепко и уверено удерживают различные предметы. Малыш активно интересуется мелкими предметами, пытается их взять сначала ручкой, а если не получается, то двумя пальчиками. Он трясет игрушки, слушая издаваемый ими звук, стучит ими друг об друга, выкидывает их, внимательно следя за полетом и падением. Игрушки исследуются не только руками, но и ртом, облизывая и кусая их.

Если ребенок не интересуется мелкими предметами, это не является признаком отставания в развитии. Просто малышу интересны более крупные игрушки.

В этом возрасте крохе нравится, когда меняют положение его тела в пространстве: качают влево-вправо, вверх-вниз, поднимают повыше, кружат по комнате. В эти моменты тренируется вестибулярный аппарат, а малыши получают массу удовольствий, они радуются, улыбаются, смеются.

Более наглядно увидеть умения шестимесячного ребенка можно на видео в конце статьи.

Сон 6 месячного ребёнка

Сон полугодовалого ребенка составляет 14-15 часов в сутки. Ночью он может спать 10-11 часов, а днем – два раза по 1,5-2 часа. В теории крохе уже не нужны кормления ночью. На практике же ребенок, питающийся грудным молоком, продолжает просыпаться как минимум 2 раза за ночь.

Режим сна 6 месячного ребенка:



Родителям рекомендуется формировать у ребенка режим дня. Так будет легче и маме, и малышу, особенно когда он пойдет в садик и школу. Для этого нужно стараться укладывать грудничка спать ежедневно в одно и то же время, часто гулять на улице, устраивать сон на воздухе и каждый день купать малыша.

Психоэмоциональное развитие

Что умеет ребенок в 6 месяцев? В полгода малыш хорошо видит окружающие предметы, с интересом их осматривает. Сидя на ручках у родственника, он будет трогать его волосы, застежки на одежде. Если на улице малыш будет не спать, а бодрствовать, то он будет изучать мир: деревья, птичек, собак и кошек, людей. Нужно обязательно формировать пассивный словарный запас ребенка, показывать на животных, машины, озвучивая названия живых существ и различных предметов. Кроха уже хорошо знает, как его зовут, откликается на свое имя, запоминает названия игрушек, которые видит каждый день.

Полугодовалый малыш начинает понимать речь взрослых. Он имитирует услышанные звуки, лексикон пополняется слогами «гу», «да», «ге», «де», «бу». Он лепечет не только когда с ним рядом кто-то есть, но и наедине с самим собой.

Ребенок часто проявляет свои эмоции, реагируя на членов семьи, на происходящие рядом события. Он улыбается, радуясь появлению близкого родственника, смеется, когда с ним играются или недовольно морщится, раздражается, когда его что-то не устраивает. Теперь родителям проще определять самочувствие малыша.

Обостренный слух ребенка позволяет услышать не только скрип открываемой двери, но и шелест бумаг, тихий шепот, легкий шорох шагов. На все эти звуки он мгновенно реагирует, поворачивая голову к их источнику.

Шестимесячный ребенок хорошо знает всех членов семьи и может отрицательно реагировать на чужих людей, приходящих в дом, особенно, если незнакомцы хотят взять его на руки. Расстроенная кроха быстро успокоится, как только попадет в мамины руки.

Малыш начинает понимать причины и последствия разных действий. Он осознанно нажимает на кнопочку игрушки, зная, что после ее нажатия заиграет музыка. Ему нравятся коробочки, сундучки, кастрюльки, которые можно открывать и закрывать, прятать в них игрушки.

Таблица: что умеет ребенок в 6 месяцев


Как определить проблемы в развитии ребенка

Есть несколько опасных признаков, которые должны насторожить родителей:

  1. Малыш не старается научиться сидеть. У него это не получается даже при поддержке взрослых.
  2. Когда ребенка удерживают за подмышки, он не упирается и не отталкивается ножками.
  3. Игрушки не перекладываются из одной маленькой ручки в другую.
  4. Нет реакции на звуки, источники которых располагаются вне поля зрения.
  5. Малыш не просится, чтобы его взяли на руки.
  6. Ребенок не улыбается, не лепечет, не узнает маму, папу.

Игры для развития полугодовалого ребенка

Взрослые могут способствовать полноценному развитию малыша, постоянно уделяя ему внимание, разговаривая с ним и играя в развивающие игры.

Детки обожают игры с коробочками, шкатулочками, бутылочками. Им нравится открывать и закрывать их, прятать и находить в них различные предметы. Можно взять обычную картонную коробку из под чая и спрятать туда игрушку, а затем помочь малышу найти ее.

Можно играть с различными предметами, давать их трогать малышу, чтобы он ощущал разницу в материалах и формах.

Хорошо тренируют мелкую моторику рук игрушки, представляющие собой спирали, по которым нужно двигать предметы (обычно шарики). Такие игрушки продаются в любом детском магазине, они привлекают малыша яркими цветами и подвижными деталями.

Полезным для ребенка будут массажи ручек. Мама должна ежедневно легко массировать не только ножки, ручки, спинку, но и каждый маленький пальчик. На сегодняшний день можно найти множество видео пособий для мам, на которых демонстрируются методы развития ребенка.

Когда мамы общаются друг с другом, то делятся достижениями своих малышей. У кого-то ребенок проходит некоторые этапы развития быстрее, а у кого-то медленнее. Не стоит сравнивать умения маленьких деток, ведь каждый малыш – уникален.

Позади полгода жизни малыша, а значит, пройден важнейший этап развития. 6 месяцев - это некий рубеж, после которого ребенка можно считать полноценным членом семьи со своим характером, желаниями и интересами. Дети в этом возрасте очень разные. Одни могут по полчаса играть в одиночестве, разглядывая затейливую игрушку. Другие - настоящие непоседы, и усидеть на месте для них - задача непосильная. Некоторые дети к этому возрасту уже уверенно сидят и стоят на четвереньках. Другие любят переворачиваться со спины на живот и обратно и ползать по-пластунски. Но игры со взрослыми необходимы для тех и других, так как являются залогом физического и психического здоровья.

Что необходимо ребенку в 6 месяцев

Игры должны стимулировать развитие и закрепление навыков, а также удовлетворять познавательный интерес крохи. Малыш в это время активно тянет в рот все предметы, которые попадают ему в руки, тянется к новым вещам, все трогает и щупает. В этом сказывается его подсознательное стремление получить осязательные впечатления, которые способствуют росту и развитию мозга . Поэтому занятия с малышом в 6 месяцев должны включать в себя знакомство с предметами разных фактур, форм, объемов и тяжести.

Важно также развивать моторику рук и пальцев. Заметьте, что дети обожают мелкие игрушки и маленькие детали, а особенно примечателен их интерес к проводам, пультам и телефонам. На подсознательном уровне они выбирают развлечения, которые стимулируют развитие мелкой моторики.

Этот прекрасный возраст - период двигательной активности, и без подвижных игр не обойтись. Также занятия должны способствовать закреплению речевых навыков, так как в это время дети старательно лепечут, подражая взрослым, и пытаются контактировать с миром не только с помощью улыбки или плача, но и произносимыми звуками и слогами.

Игры для физического развития

Все занятия стоит проводить только тогда, когда ребенок находится в хорошем настроении, не нуждается в отдыхе, не голоден, но и, конечно, не сразу после еды. Стоит выбрать определенное время для физических игр и соблюдать режим, если это возможно.

Выбирайте для упражнений веселую ритмичную музыку или сопровождайте их стишками и потешками .

Немногие дети к шестимесячному возрасту умеют хорошо ползать, поэтому задача родителей - помочь освоить им этот полезный навык.

Самый простой способ мотивировать ребенка к ползанию - положить перед ним интересную ему, а лучше новую игрушку или другой предмет, которым он заинтересовался . Кладите вещь не очень далеко, чтобы расстояние до нее не пугало малыша. Когда он будет приближаться к ней, незаметно отодвигайте вещь на маленькое расстояние.

Можно выложить цепочку из игрушек, чтобы достигая одной, кроха полз к другой. Но в этом случае есть вероятность, что другая игрушка не окажется такой желанной, и он позабудет о ней, как только возьмет в руки первую.

Другая игра для тренировки навыка ползания заключается в следующем. Спрячьте звучащую игрушку под пеленку или платок, а затем погремите ею, провоцируя малыша подползти поближе. Продолжайте греметь погремушкой, пока кроха не найдет ее сам. Для этого занятия можно использовать пищалки, колокольчики и другие предметы, издающие звуки.

Занятия с фитболом

К этому времени родителям стоит обзавестись фитболом. С его помощью вы сможете провести время со своим чадом не только увлекательно и весело, но и с пользой. В шестимесячном возрасте можно выполнять следующие упражнения с фитболом :

  1. Малыша положите животиком на фитбол, на пол перед ним положите игрушку. Наклоняйте фитбол вниз, придерживая ребенка за тело, и приближайте его к игрушке, которую он попытается схватить. Если у него это получается - обязательно хвалите свое чадо, радуйтесь вместе с ним его успехам.
  2. Посадите младенца на фитбол, придерживая его за руки. Медленно и несильно раскачивайте его вверх-вниз, а затем взад-вперед. Игра должна вызывать только положительные эмоции.
  3. Поставьте малыша на фитбол, держа подмышками. Сделайте несколько пружинистых движений.

Развитие координации

Учите ребенка хлопать в ладоши - в этом помогут потешки и стишки, в которых хлопку в ладоши соответствуют определенные слова. Например, после сказки о птицах произнесите фразу «Полетели-полетели», поднимите ручки крохи над его головой и хлопните в ладоши. Главное, не меняйте схему, дождитесь, пока ребенок запомнит ее. Это легко понять по опережающей реакции: малыш начинает смеяться заранее, ожидая следующего веселого шага.

Поможет развитию координации следующее упражнение . Родитель ложится на пол на спину, а младенца располагает на своих ступнях лицом к себе. Держа его за руки, приподнимайте свои ноги и двигайте ими в различных направлениях. Такие качели не только приведут в восторг кроху, но и станут хорошей зарядкой для самого родителя. К тому же это развлечение учит малютку доверять взрослому и развивает не только координацию, но и вестибулярный аппарат.

Игры для психоэмоционального развития

Шестимесячный возраст - самое время постигать причинно-следственные связи . Полезна в этом смысле игра в прятки. Прятать можно игрушку или прятаться самому, а потом выглядывать, например, из-за платка, со словами «Ку-ку!». Только не совершайте резких движений, чтобы не напугать свое чадо.

В этом возрасте можно сажать кроху себе на плечи, придерживая его за ноги. Он увидит окружающее с нового ракурса и будет учиться контролировать свои движения.

Обогащать знание о мире стоит изучением новых запахов, звуков и ощущений.

Различаем звуки, запахи, ощущения

Учите малыша различать звуки. Наполните пластмассовые бутылочки водой в разных количествах, закройте их плотно крышкой. Ложкой ударяйте по ним, чтобы разница в звуках, издаваемых бутылками, была заметна ребенку. С этой же целью можно использовать ксилофон. Также весело гремят жестяные банки, наполненные крупами, вермишелью или другими мелкими деталями. Встряхивайте банкой, чтобы познакомить свое чадо с новым звуком, а потом предложите ему повторить ваши действия, дав банку в руки.

Изучайте запахи вместе. Для этого можно скатать несколько шариков из ваты и промокнуть их различными ароматами. Давайте нюхать цветы или различные продукты: мандарин, лук, гвоздику, шоколад, зелень.

Обогащайте тактильное знание о мире . Для этого нужно чаще давать младенцу в руки предметы с разными поверхностями: твердые, мягкие, шероховатые, гладкие, теплые и холодные. Используйте разнообразные ткани: шелк, бархат, вельвет, шерсть, текстиль с мягким ворсом, жесткие мочалки.

Выбирайте игрушки, которые способны менять форму, звенеть, греметь и обладают необычными свойствами.

Другие предметы, с которыми малыш может интересно и разнообразно провести время :

  • воздушный шарик, который к тому же можно наполнить водой;
  • старый пульт или кнопочный телефон:
  • мешочки с крупой или мелкими камушками;
  • веревочки с узелками;
  • простой полиэтиленовый пакет;
  • пластмассовая посуда, крышки от банок и прочая кухонная утварь.

Конечно, все эти предметы из домашнего обихода не должны представлять опасности для малыша, но все равно не стоит оставлять свое чадо с ними наедине!

Игры в ванной

Отдельной забавой могут стать игры в ванной. Если малыш еще не умеет сидеть, можно приобрести специальный стульчик для купания - нагрузка на позвоночник в нем будет допустимая, так как в воде вес ощущается меньше.

Во время купания можно предложить малютке поймать струю из-под крана. Если ванна находится далеко от крана, выжмите струю воды из губки перед ладошкой ребенка.

Используйте резиновые игрушки и специальные книжки для купания. Покажите ребенку, как они выныривают из-под воды, провоцируя его ловить их и бить ими по поверхности воды.

Игра с мыльными пузырями может стать одной из самых любимых для вашего чада . Покажите малышу все возможности пены, которая способна дать ему множество тактильных впечатлений.

Развитие речи и мышления

Для того чтобы стимулировать речь ребенка, стоит в первую очередь повторять за ним его лепет, меняя при этом интонацию и добавляя свои слоги и звуки.

Обязательно соотносите произносимые слова с физическими действиями. Например, жест «пока-пока» должен сопровождаться соответствующими словами. Сначала надо махать на прощание рукой вместе с ребенком, а потом лишь произносить слова «пока-пока», чтобы ребенок махал ручкой сам.

Больше пойте детских песенок и читайте стишки и потешки, опять же подключая жесты и движения . Пальчиковые игры, например, «Сорока-белобока» очень полезны не только для развития речевых навыков, но и для мелкой моторики.

Показывайте крохе, где у вас нос, рот, глаза. Эти же части лица показывайте на игрушках, а затем и на личике самого малыша.

В шестимесячном возрасте уже можно включать короткие аудиосказки . Обсуждайте услышанное, пусть кроха видит, как вы реагируете на чужой голос из динамика.

Как можно больше разговаривайте с ребенком на самые разные темы. Меняйте интонации, говорите с ним не только «детским языком», но и как со взрослым человеком. Раскройте перед младенцем разнообразный мир языка, представив его широкие возможности. Тем самым вы сделаете большой вклад в будущее развитие ребенка, ведь пассивный запас лексики формируется даже в таком раннем возрасте.

Развивающие занятия с ребенком 6 месяцев должны приносить не только пользу, но и удовольствие и вам, и малышу. Стоит соблюдать несколько простых правил, чтобы обеспечить максимально комфортное времяпровождение .

  1. Не играйте с уставшим или заболевшим малышом.
  2. Активные игры подходят для первой половины дня, а более спокойные можно оставить на вечер.
  3. Соблюдайте меру в развлечениях. Оптимальная продолжительность одной игры - 3−5 минут.
  4. Если вы устали или просто в плохом настроении, лучше отложить все занятия до лучших времен.
  5. Не забывайте подбадривать свое чадо и хвалить его за достижения.
  6. Следите за всеми реакциями своего ребенка и выбирайте те игры, которые доставляют ему наибольшее удовольствие.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.