28.06.2019
Инновационный проект по конструированию. Тема: «Конструирование из бумаги. Проект по конструированию в ДОУ «Юные конструкторы» Педагог: Козлинская Наталья Геннадьевна. Должность: Воспитатель
Проект
«Конструирование мебели из строительных материалов»
вторая младшая группа 3-4 лет
Тип проекта: творческий, краткосрочный.
Вид проекта: внутригрупповой.
Состав проектной группы:
Воспитатели: Малиновская Н.Ю., Асафьева И.Б., дети группы №4.
Место проведения. ЧДОУ «Детский сад «СОВЕНОК»
Сроки проведения: с 11.04-15.04.2016.
Актуальность проблемы :
Формирование творческой личности-одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Развитие творческих способностей наиболее полно проявляется в продуктивных видах деятельности. Одним из таких видов является конструирование из строительных материалов. Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции.
Цель проекта:
Развитие творческих способностей, эстетического вкуса у детей младшего возраста.
Задачи проекта:
- Обучающие :
Научить:
- строить элементарные постройки по рисунку, чертежу из кирпичиков, кубиков (стул, диван), из прямоугольной призмы и брусков.
- осуществлять простейший анализ построек, выделяя ярко выраженные в предметах свойства и качества.
- объединять постройки по сюжету обыгрывая их.
- Развивающие :
Развивать:
- мелкую моторику рук.
- речь, мышление, представления о форме, цвете, величине.
- расширять словарный запас.
- эстетический вкус.
- Воспитательные :
Воспитывать:
- трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца.
Предполагаемый результат:
Дети имеют представления о строительных материалах и называют их, самостоятельно работают по рисунку, применяют свои знания в свободной самостоятельной деятельности.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап 4.04-08.04 2016 | Основной этап 11.04-15.04 2016 | Заключительный этап 14.04 -15.04 2016 |
1. диагностика детей по выявлению уровня развития конструктивных навыков 4.04-8.04; 2. изучение и сбор информации по теме проекта Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий по теме «Мебель» стр. 144, Н.В.Нищева «Занимаемся вместе» стр. 13, Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи детей» стр. 41; Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» (мл. группа) стр.17 О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду» стр.50 Л. В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду «стр.39 определение цели и задач проекта (см. выше); 3. анализ предметно-развивающей среды группы
4. Подборка литературного и иллюстративного материала, образцов для работы
| – ознакомление детей с художественной литературой;
– проведение бесед;
− рассмотрение иллюстраций и беседы по их содержанию;
Дидактические игры;
− работа с родителями;
− проведение НОД
цель: закрепить знания о предметах мебели и их назначении, называть детали мебели; учить строить мебель (стол, стул, диван); познакомить с новыми деталями (брусок, пластина);
цель: упражнять в сравнении двух групп предметов, в различении количества предметов(один-много), закреплять знания о понятиях «больше-меньше», части суток.
Оформление выставки детских работ «Мебель для матрешек» | – анализ результатов проекта: дети знают названия мебели и научились строить и обыгрывать сооружения. Презентация проекта на педагогическом совете 14.04.2016 |
Ресурсное обеспечение проекта.
Материально-технические:
Среда группового помещения строительные наборы для конструирования, матрешки, мелкие фигурки (игрушки) для обыгрывания поделок, пластилин.
Информационные: методическая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры. Стихи, загадки, сказки. (см. выше)
Конспект занятия
«Мебель для матрешек» (стул, стол, диван)
Задачи
- Учить строить мебель способом (накладывание, приставление, прикладывания), называть детали их цвет, последовательно выполнять работу, называть для чего предназначен предмет мебели.
- Развивать желание объединять постройки по сюжету, обыгрывать их, побуждать к совместным играм.
Материал: кирпичики, кубик, прямоугольные призмы, бруски, игрушки для обыгрывания.
Ход занятия:
Воспитатель показывает изготовленные образцы мебели: стол, стул, диван. В беседе выясняет, из каких деталей состоит каждый предмет, для чего он предназначен:
- Какие детали содержит конструкция?
- Как они расположены?
- В какой последовательности необходимо выполнить работу?
Дети описывают использованные в предметах мебели строительный материал: диван сложен из 3 кубиков и 3 кирпичиков; стол сложен из кирпичика и кубика, можно использовать 4 бруска и 1 пластину; стул из 1 кирпичика и кубика.
Проблемная ситуация пришли в гости к матрешкам их друзья, нужно всех разместить.
Воспитатель предлагает построить стол, диван, стул используя разные образцы.
В кафе приходят гости-посетители. Дети читают знакомое стихотворение о мебели.
Кафе построили мы дружно
В нем много мебели всем нужно.
Красивые диваны и столы
Чтоб гости отдыхать и кушать здесь могли
Всем хватит стульчиков
Садитесь по местам.
Мы очень рады!
Все гостям.
Кукол в гости пригласили
Пирогами угостили.
Куклы за столом сидят
И ребят благодарят.
Мебель
В нашей комнате столовой
Есть отличный стол дубовый.
В детской комнате-кроватка
Дети спят в кроватке сладко.
А в гостиной кресло есть
Телевизор смотрят здесь.
Полное название проекта: «Свободное творческое конструирование из бросового и других оригинальных материалов и ненужных вещей».
Вид проекта: групповой, долгосрочный, творческо-игровой, практико-ориентированный.
Формы реализации проекта: творческо-игровые задания, кружок "Мастерилки", совместная деятельность, занятия, «Творческие мастерские», организация тематических выставок для родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательный проект «Творческое конструирование»
Информационная карта проекта
ГБОУ детский сад комбинированного вида № 372
г. Москва
- Полное название проекта: «Свободное творческое конструирование из бросового и других оригинальных материалов и ненужных вещей».
- Разработчики проекта: воспитатель группы № 6 Митина Ольга Владимировна.
- Участники проекта: воспитатели группы, дети, их родители.
- Вид проекта: групповой, долгосрочный, творческо-игровой, практико-ориентированный.
- Направление деятельности проекта: творческое развитие детей дошкольного возраста.
- Место проведения: Москва, 127576 Череповецкая улица, 6а.
- Сроки проведения: ноябрь 2012 – май 2013 г.
- Возраст детей: 4-5 лет.
- Формы реализации проекта: творческо-игровые задания, совместная деятельность, занятия, «Творческие мастерские», организация тематических выставок для родителей.
Пояснительная записка
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, специальных строительных наборов и конструкторов, других материалов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней прослеживается связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью. При выполнении конструкции нужно сначала предварительно обдумать, создать план, подобрать материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определить последовательность выполнения действий. Все эти элементы намечаются в детском конструировании, здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, однако эта деятельность сама по себе оказывает благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников.
Огромно значение конструирования в формировании личности ребенка. Особенно большое значение конструктивная деятельность имеет для развития фантазии у ребенка. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников-изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном возрасте. Примером может служить детство выдающихся изобретателей: А. С. Яковлева, И. П. Кулибина, В. А. Гасиева, Т. А. Эдисона и других.
Вот некоторые важные качества личности, которые формируются в конструктивно-технической деятельности, особенно в деятельности творческого характера, и закладывают основы для формирования технических способностей: 1) тонкая наблюдательность, выработанная на основе большой точности восприятия и понимания технической сущности предметов: конструктор должен уметь представить не только структуру конструкции, но и ее техническую сторону - как, с помощью чего скрепляются части, какая из них является основной для всей конструкции; 2) высокая сосредоточенность внимания; 3) развитое пространственное воображение: прежде чем сконструировать, например, машину, создатель должен отчетливо представить ее себе мысленно; воображение при этом должно быть одновременно и предельно конкретным, и крайне абстрактным; 5) высокая степень гибкости мышления, которая проявляется не только в умении мысленно создавать различные конкретные вариации какой-либо конструкции, но и в умении вовремя отказаться от таких вариантов, которые осуществить в данных условиях невозможно; 6) эмоционально-волевые качества личности, которые выражаются в устойчивом интересе к конструктивной деятельности, в упорстве при преодолении трудностей, в том удовлетворении, которое испытывает человек, создавая конструкцию, имеющую практическое значение.
Указанные выше качества будущего конструктора начинают формироваться у детей под руководством воспитателя. Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.
На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению, а в связи с этим и по архитектурному оформлению. Таким образом, наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т. е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями. В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что и для успеха в деятельности знания просто необходимы. Важным моментом в формировании учебной деятельности является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения. Предметом основного внимания детей становятся сам процесс и способы выполнения задания. Они начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности. Переключение сознания детей на способы решения конструктивной задачи формирует умение выстраивать свою деятельность с учетом поставленной задачи. Это исключает механическое выполнение работы однажды заученным способом, простое подражание товарищу, и создает условия для осознания ребенком общих принципов, схем действия. Ребенок учится управлять своими психическими процессами, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе, примерно во втором квартале учебного года. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Коробки из-под духов, пудры, зубной пасты, пенопласт, поролон, крышечки, колпачки от фломастеров фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или пластилина коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другие изделия. Из бумажной упаковки, картонных ящиков и трубочек от туалетной бумаги и туалетных полотенец мальчики сооружают города, крепости и заполняют их машинами, фигурками рыцарей и т.п., сконструированными из разных материалов, девочки обустраивают квартиры - делают мебель, кукол, убранство для них и т.п. При этом детям можно предложить и готовые игрушки, сомасштабные постройкам и отвечающие детскому восприятию (человечки, животные, машинки), которые помимо прочего используются и при постановке конструкторских задач («к нам пришла кукла Алена, однако мебели, подходящей ей по размеру, в группе нет – что делать?»).
Проект объединяет в себе творческое свободное конструирование, архитектурное строительство, дизайн интерьеров, моделирование людей и животных. В итоге будет создан большая страна с отдельными ее частями (город, деревня, лес, космодром) и соответственно их обитателями (люди разных профессий, домашние птицы, дикие животные). Конструкции, поделки и игрушки создаются разными способами: комбинирование, многофункциональное использование одних и тех же предметов, и как основы, и как детали (пластиковое яйцо от киндер-сюрприза и как туловище белочки или петушка, и как основа для елочной игрушки; из катушки делаем зайца и медведя, разных человечков, а можем смастерить домик или автомобиль); наделение одних и тех же предметов разными смыслами, в зависимости от замысла.
Актуальность проекта, проблематика:
Проблема первая: Современные дети, обладающие всевозможными готовыми игрушками на любую тему, начиная от простых зверушек и заканчивая аутентичными кукольными домами со всей обстановкой и мебелью, имеют ограниченные возможности для развития творческого воображения, фантазии, формирования конструкторских и изобретательских умений и навыков. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать.
Проблема вторая: У детей недостаточно развита речь, слабо развита мелкая моторика. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия. Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук). Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуются координация движений. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи.
Проблема третья: Дефицит игровой деятельности. Ведущей в дошкольном возрасте является игра, а сегодня существует тенденция в увеличении объема информации, постановки на первое место учебной деятельности, раннего интеллектуального развития. У детей практически не остается свободного времени, когда они могли бы самостоятельно играть. Поэтому одна из задач проекта – создание условий, насыщающих жизнь детей в детском саду игрой, вовлечение детей в драматизации с использованием изготовленных ими персонажей и декораций, применение продуктов детской продуктивной деятельности в самостоятельных играх детей, создание сюжетно-тематических композиций, макетов (города со всеми зданиями и улицами, магазина, интерьера комнаты и пр.).
Проблема четвертая: Крайне востребованными становятся сегодня такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность в художественно-эстетическом развитии. Организация совместной деятельности в форме творческих мастерских помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих там не бывает. Развиваются творческие способности, воображение, художественный вкус. Дошкольники овладевают различными творческими техниками, происходит развитие самостоятельной творческой деятельности, развивается эстетический вкус.
Проблема пятая: Дети не умеют плодотворно общаться друг с другом и объединять свои усилия в процессе совместной творческой деятельности. Необходимо выполнять работу дружно, не мешая друг другу, уметь прийти на помощь товарищу. Данный проект поможет развить и расширить коммуникативные способности детей, одной из его задач является формирование у дошкольников принципов коллективизма в процессе совместной деятельности. Последнее становится возможным через участие всех в коллективном обсуждении предстоящей работы, совместную организацию групповых выставок, работу в парах и малых подгруппах, создание общих поделок, сооружений, макетов.
Так творческое конструирование и моделирование из разнообразных, нестандартных и оригинальных материалов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков; умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, в вежливой форме отвечать на вопросы, доброжелательно предлагать помощь, объединяться в игре в пары, микро-группы.
Цель проекта:
Формирование конструктивных умений и развитие творческих способностей, воображения, фантазии, художественного вкуса и интеллектуальной активности в конструктивной и игровой деятельности.
Задачи:
1. Направленные на обогащение знаний об окружающей среде: а) дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине; научить их обследовать и анализировать; б) формировать умение группировать предметы по их общим признакам, понимать зависимость между особенностями их формы и теми функциями, которые они выполняют; в) дать знания о различных материалах, их свойствах и возможностях использования в ручном творчестве; г) учить детей наблюдательности, умению всматриваться в окружающий мир.
2. Направленные на формирование творческих умений и трудовых навыков, а также общее развитие ребенка: а) развитие восприятия, внимания, пространственной ориентировки и пространственного воображения, ассоциативного мышления и творческой стороны интеллекта; б) совершенствование моторики рук и тонких движений пальцев; в) совершенствование трудовых умений ребенка, формирование культуры труда; в) использование созданных конструкций в играх-макетах, сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях.
3. Направленные на нравственное воспитание: а) развитие коммуникативных способностей; б) формирование у ребенка принципов коллективизма в процессе совместной деятельности (умения работать дружно, при необходимости помогать друг другу).
Перспективный план осуществления проекта выстраивается в соответствии с календарно-тематическим планированием и составляет реализацию игровых мини-проектов: «Строим город Мастеров, или Мы – архитекторы», «Дом для Алены», «Юный дизайнер интерьера», «Зеленый лес – дом для зверушек”, «Космодром», «Новогодние чудеса», «Хорошо в деревне!», «Жители нашего Города», «Наша армия».
Особенности организации детского творческого конструирования, основные приемы:
Процесс знакомства детей с предметами (игрушками) подчинен созданию обобщенных представлений о группе однородных предметов. При рассматривании мебели, например, стола, мы должны обратить внимание на то, что у всех столов обязательно есть крышка, ножки, но столы могут быть большие и маленькие, высокие и низкие, крышка стола может быть разной формы (квадратная, круглая, треугольная). Каждый стол имеет определенное назначение, а, следовательно, и свои особенности (стол обеденный, письменный и т. д.). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к умению выделять в предметах общие свойства и различия в зависимости от применения. Употребляя при этом слова, обозначающие пространственные отношения (впереди - сзади, вверху - внизу, направо - налево, ближе - дальше, больше - меньше), мы развиваем речь.
В процессе конструирования из бросового материала и различных предметов из домашнего окружения мы, исследуя их форму и выделяя основные эталоны, сопоставляем их еще и с известными деталями деревянных строительных наборов: катушки и колпачки от фломастеров похожи на цилиндры, плоские широкие картонные коробочки – на пластины, коробочки от зубной пасты – на бруски и т.д. Одной из важных конструкторских задач является создание поделок разных размеров, ведь они должны соответствовать той или иной игрушке, интегрированной в творческих процесс (для большой куклы - большую кроватку, для маленькой – маленькую), а также соизмерение изделий между собой (стол и стул, кровать и шкаф и т. д.).
При конструировании различных домов фиксируется внимание на том, что у каждого дома есть определенные части, но они могут быть разной формы, размера и выполняться из разных деталей. Так, постепенно восприятие у детей становится более целенаправленным и глубоким, у них образуется устойчивое понимание того, что существует определенная связь между строением предмета и его назначением в жизни. Дети могут выполнять постройку домика без образца, по предложенным воспитателем условиям: сделать одноэтажный домик или двухэтажный из тех деталей, которые лежат на столе. С помощью таких занятий ребенок будет подготовлен к тому, чтобы самостоятельно создавать постройку в соответствии с игровым замыслом.
Воспитывая умение оценивать эстетические качества предметов, необходимо учит детей создавать не только устойчивые и прочные, но и красивые поделки: обращать внимание детей на цвет деталей, учить группировать их так, чтобы отдельные части постройки имели один цвет, например мост желтый или зеленый, перила красные и т. д. Нужно не только показывать образцы гармоничных по цвету построек, но и объяснять, что работа становится красивой, когда удается хорошо сочетать цвета.
Желательно, чтобы поделки нашли применение в игре, в быту (как украшение, как предмет для подарка и т. д.). Можно устроить выставку, рассматривать и анализировать с детьми их же работы. Изделия могут быть использованы для игры в «магазин». Тогда ребята отбирают лучшие из них. Группа детей вместе с воспитателем, именуемая комиссией по отбору игрушек, советуется, что подходит, что неудачно выполнено. Такая деятельность детей станет элементом творческой сюжетной игры. Необходимо, чтобы дети в процессе конструирования и моделирования использовали навыки изобразительной деятельности, которые они приобрели (лепка, рисование, аппликация). Так, чтобы кукле Алене не было скучно одной, можно поселить в ее комнату вылепленных из пластилина собачку или кролика.
Презентация проекта:
Заключительное мероприятие: Совместное с родителями «Путешествие в Страну Мастеров», которое завершается детским мастер-классом (дети дают мастер-класс своим родителям и вместе с ними мастерят новые поделки и игрушки).
Промежуточные формы подведения итогов проекта: Для обмена опытом детьми (выполненные работы часто являются результатом индивидуального решения) организуются выставки детских работ. Возможно создание альбома с фотографиями как самих построек, игрушек (особенно не вошедших в заключительное презентационное мероприятие), так и детей в процессе непосредственной изобретательской и конструкторской деятельности. Для обогащения впечатлений ребят можно оформить тематический альбом открытками, где изображены разные типы и модели сконструированных ими предметов. Детей заинтересует это, так как им нравится рассматривать картинки, иллюстрирующие предметы окружающего мира, находить между ними сходство и различие. В альбом, помимо печатных иллюстраций, можно поместить также рисунки самих детей.
Предполагаемый результат:
- развитие интереса к ручному труду, желания придумать и сделать оригинальную поделку своими руками;
- разностороннее развитие, расширение кругозора воспитанников;
- развитие творческого мышления у детей;
- создание и преобразование предметно-развивающей среды группы, применение знаний и умений в игровой деятельности, создание игровых макетов, различных персонажей и прочих атрибутов для игр;
- оптимизация сотрудничества с родителями, вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;
- расширение коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в парах и малых подгруппах;
- чувство радости от совместного труда, общения, игры.
Литература:
1. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества: Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1985.
2. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
3. Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1977.
4. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998.
5. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. М.: Просвещение, 1966.
6. Парамонова Л.А. Конструирование. // Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М.: Изд. дом «Карапуз», 1997.
Елена Кожина
Проект по конструированию из Лего в подготовительной к школе группе на тему «Транспорт»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 «Светлячок» города Галича Костромской област
Проект по конструированию
из LEGO в подготовительной к школе группе .
Тема : «Транспорт » .
Воспитатель :
Елена Михайловна Кожина
Игра порождает радость, свободу,
довольство, покой в себе и около себя,
мир с миром.
Фридрих Фребель.
Тип проекта : творческий, краткосрочный, групповой .
Срок реализации проекта : 2 недели.
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы , воспитатели, родители.
Проблема проекта : сформировать у детей конструктивные навыки .
Актуальность.
Лего конструирование – одно из самых современных направлений развития детей.
LEGO позволяет детям учиться играя и обучаться в игре. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать своё отношение к происходящему. Конструируя , они погружаются в организованную взрослыми ситуацию. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе деятельности решаются самые разные задачи.
Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают героев из беды, узнают интересные факты, конструируют , учат стихи, работают по схемам. При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное нет зрителей, здесь есть только участники, причём все участвуют с большим желанием. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда.
Цель проекта :
Создать условия для развития конструктивной деятельности с использованием лего- конструктора .
Задачи проекта :
Сформировать у детей умение строить из лего – конструктора , выбирая верную последовательность действий, приемы соединения, сочетание форм и цветов.
Расширять представления о транспорте . Закрепить представление о видах транспорта : наземный, воздушный, водный, железнодорожный, специального назначения.
Формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности , желание творить, изобретать.
Формировать умение мысленно разделять предмет на составные части и собирать из частей целое.
Развивать фантазию, конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретенные навыки.
Способствовать формированию математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии.
Развивать самостоятельность при работе со схемами.
Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, способности сосредоточиться.
Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
Формировать бережное отношение к лего – конструктору .
Воспитывать усидчивость, выдержку, дружеские взаимоотношения, уважение своего и чужого труда.
Формы реализации :
1. Беседа с детьми
2. Рассматривание иллюстраций, схем
3. Чтение стихов о транспорте
4. Конструктивная деятельность
5. Взаимодействие с родителями :
Совместные работы с детьми
- консультации
План реализации
Этапы реализациипроекта Мероприятия Сроки реализации
Подготовительный этап
С родителями Подборка необходимой методической и художественной литературы о транспорте .
Подготовка наборов конструктора лего , их рассматривание.
Оформить папку – передвижку
«Лего – конструктор –лучшие постройки » .
Консультация : «Лего - конструирование » .
Декабрь – 1 неделя.
Основной этап
С родителями Рассматривание иллюстраций, альбома, фотографий с видами транспорта .
Просмотр мультфильма по мотивам «Лего сказки » .
Дидактические игры : «Назови правильно» ,
Беседы : «Какой вид транспорта больше нравиться » , «На чем люди ездят» .
ООД ОО «Р» . Развитие речи
«Составление рассказов о транспорте »
ООД ОО «ХЭ» . Рисование «Рисуем самолёты и вертолёты» .
Совместная и самостоятельная деятельность
(выбор набора конструктора и напарника по желанию) .
Рассматривание схем, распределение между детьми кто и что будет делать.
Выставка совместных рисунков на тему : «Транспорт » .
Консультация :
«Значение Лего – конструирования в развитии детей дошкольного возраста »,
Декабрь – 2 неделя.
Заключительный этап Выставка транспорта из лего .
Рассказы детей о Лего – конструкторе .
Фотоальбом «Наши лучшие постройки» .
Декабрь – 2 неделя.
Материально – техническое обеспечение проекта :
Схемы для конструирования .
Наборы конструктора .
Ожидаемые результаты проекта и способы их оценки (дети)
Ожидаемые результаты проекта Способы отслеживания
Дети проявляют познавательный интерес и желание узнать всё о видах транспорта .
У детей развит интерес к конструированию из лего .
Формируются навыки коммуникативного общения, положительные привычки и нравственные качества. Беседы с детьми.
Наблюдение за детьми.
Организация игровой деятельности.
В итоге проведения наблюдения дети должны научиться :
- конструировать по схемам ;
Мысленно разделять предмет на составные части и собирать из частей целое;
Строить из лего различный транспорт .
Узнать :
О множестве различных видах транспорта ;
Как можно построить машины и самолёты из лего – конструктора .
Сделать вместе с педагогом выводы :
Строить по схемам легче;
С напарником строить веселее;
У детей появилось чувство уверенности в своих силах;
Обогатилось творческое воображение;
Появился интерес, положительное эмоциональное отношение к строительной игре.
Ожидаемые результаты проекта и способы их оценки (родители)
Ожидаемые результаты проекта Способы отслеживания
Родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами по вопросам игровой деятельности детей (строительные игры) .
Принимают активное участие в жизни группы .
Проявляют интерес к результатам достижений ребёнка в строительных играх. Анкетирование.
Участвуют в оформлении :
Выставка «Наши лучшие постройки» .
Альбома «Виды транспорта из конструктора «Лего » ,
Способы предоставления «конечного результата» проектной деятельности :
Выставка транспорта из конструктора «Лего » .
Рассказы детей о конструкторе «Лего » .
Фотоальбом «Наши лучшие постройки» .
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 20 г. Павлово
Творческий проект по легоконструированию
«Лего и космос».
Подготовительная к школе группа.
Составил:
Поздышева Елена Васильевна
Воспитатель
1квалификационной категории.
г. Павлово – 2016 г.
Лего конструирование.
Название проекта : «Лего и космос».
Вид проекта:
Творческий.
Участники проекта
: воспитатель и дети подготовительной к школе группы.
Продолжительность
: 1 неделя.
Основание:
В группе проходит инновационная деятельность по теме: «Развитие творческой личности через внедрение легоконструирование в образовательный процесс ».
Пояснительная записка:
Один из этапов познавательного развития дошкольников – знакомство с космосом. На данном этапе важно вызвать у детей интерес, желание узнать больше, сформировать представления о роли человека в изучении и освоении космоса. Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей, осуществляются с опорой на ведущий вид деятельности - игру. Игра помогает понять сложный, разнообразный мир, в котором они растут. Лего-конструирование даёт им такую возможность и относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Игры с Лего выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире, пространстве и времени. Конструктор Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов - настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.
Этапы проекта:
1 этап.
Причина выбора темы:
В преддверии дня космонавтики дети знакомятся с космосом. Так как в группе организованна инновационная деятельность по легоконструированию и дети увлечены конструктором, то они хотели бы исследовать космос с помощью конструктора Лего.
Цель проекта:
Развитие у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей во Вселенной и Солнечной системе через вовлечение воспитанников в практическую деятельность с конструктором лего.
2этап.
План:
1. Выбор темы.
2. Поставка цели.
3. Привлечение специалистов для реализации проекта.
4. Сбор и накопление различного материала.
5. Включение в план экспериментирования, занятий, игр и других видов деятельности.
6. Разработка домашних заданий.
7. Защита проекта.
Сбор информации:
- Рассмотрели «Большую книгу Лего» Алана Бедфорда;
- Спросили у специалистов (ст. воспитателя и воспитателя группы ИД по легоконструированию);
- Посмотрели, с помощью родителей, в интернете;
- Подумали и выдвинули гипотезы;
- Провели эксперименты.
3 этап.
Выполнение проекта:
См. проектную карту.
4 этап.
Социальное партнёрство с родителями:
- Поиск информации о космосе.
- Изготовление схем конструкций.
- Изготовление совместных моделей.
- Наблюдение родителей с детьми в вечернее время за звёздным небом и луной.
Социальная направленность проекта заключается в тесном взаимодействии детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Защита проекта. Итоговые мероприятия:
- Выставка творческих работ детей «Космическое путешествие».
- Доклад,(используя папку исследователя по Савенкову), «Почему на других планетах нет жизни».
- Создание различных игр о космосе, используя конструктор Лего.
- Физкультурное развлечение с элементами легоконструирования «Школа космонавтов».
- КВН «Знатоки космоса».
Перспектива дальнейшего развития проекта :
В перспективе планируется продолжать внедрять и совершенствовать систему работы по проекту, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов. Продолжать работу по самообразованию, делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме, принимать активное участие в различных конкурсах и выставках.
Литература:
- Алан Бедфорд «Большая книга Лего». Изд. «Манн, Иванов и Фербер» Москва, 2014г.
- Л.Г.Комарова «Строим из ЛЕГО» Линка – Пресс Москва 2001г.
- Е.В.Фешина «Лего – конструирование в детском саду» Т.Ц. « Сфера" 2012г.
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса» изд.«Скрипторий» Москва 2007г.
- Шорыгина Т. А., Парамонова М. Ю. «Детям о космосе».Т.Ц. «Сфера» 2011г.
8.Е. А. Паникова, В. В. Инкина «Беседы о космосе». Методическое пособие. Т.Ц. «Сфера» Москва 2010г.
Основной вид деятельности детей | День недели |
||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт |
|
Легоконструирование | Практическое занятие «Ракета» Цель: Расширение и обобщение знаний у детей о первом космонавте Ю.Гагарине, профессии космонавт. Формирование умения моделировать ракету по условию. Способы: Просмотр презентации, беседа, вопросы, игровая ситуация, моделирование. Мотивация: Предложить детям стать космонавтами и отправиться в космос на ракете. Средства: Космическая карта, презентация о космосе, конструктор Лего | Практическое занятие «Космический корабль» Цель: Способы: Мотивация: Предложить детям стать космонавтами и отправиться в космос на космическом корабле. Средства: Образец, иллюстрации, космическая карта, конструктор Лего. | Практическое занятие «Инопланетяне». Цель: Совершенствование у детей навыков конструирования. Формирование умения заранее обдумывать содержание постройки, давать её описание. Развитие воображения, творческой инициативы, самостоятельности. Способы: Рассматривание иллюстраций, беседа, игровая ситуация, моделирование. Мотивация: На землю поступил сигнал с планеты Марс. Там обитают живые существа. Как они могут выглядеть. Средства: Космическая карта, конструктор Лего | Практическое занятие «Исследовательская станция». Цель: формирование умения у детей строить по замыслу, обдум. содержание и назначение постройки , развитие воображения, творческой инициативы, самостоятельности . Способы: Рассматривание иллюстраций, беседа, игровая ситуация, напоминание, моделирование. Мотивация: Космонавты высадились на неизведанную планету, для исследования им нужна станция с аппаратурой. Средства: Презентация о космосе, конструктор Лего, пластины. | Занятие - путешествие «Покорители космоса». Цель: Закрепление и обобщение знаний у детей о космосе. Совершенствование навыков конструирования. Развитие воображения, творческой инициативы, самостоятельности. Способы: Беседа о космосе, вопросы, напоминание, худ. слово, игра, моделирование. Мотивация: Фиксик предлагает ребятам совершить космическое путешествие и стать исследователями космоса. Средства: Космическая карта, конструктор Лего, игрушка Фиксик. |
Наблюдения (экскурсии, прогулки) | Наблюдение за звёздным небом. | Наблюдение за луной. | Наблюдение за самолётом, летящим в небе. | Наблюдение за частями суток (смена, длительность). | Наблюдение за работой воспитателя «Моделирование сложной конструкции». |
Экспериментирование, моделирование | Опыт «Что необходимо для жизни человека на земле и в космосе». | Экспериментирование «Почему всё падает на землю» | Моделирование планетария на пластине. | Эксперимент с глобусом и лампой. | Моделирование телескопа. |
Дидактические игры | Д. и. «Запомни расположение планет» | Д. и. «Выложи вторую половину узора». | Д.и. «Звёздный путь» (ходилки) | Д. и. « Космический лабиринт». | Д.и. «Что изменилось» |
Художественная деятельность | Рисование схем к постройкам. | Изготовление Д.и. «Звёздный путь» | Изготовление Д.и. « Космический лабиринт» | Лепка «Инопланетяне» с | Рисование «Неизвестная планета» с использованием отпечатков конструктора Лего. |
Сюжетные игры | Придумывание «Сказка по подсказкам». | Использование деталей конструктора Лего для режиссерской игры. | Использование макетов из конструктора Лего. | Игра «Космическое путешествие» | Игра «Исследователи космоса». |
Спортивные игры | П. и. «Невесомость». | П. и. «Космодром» | П. у. «Примерь скафандр». | П. и . «Самолёты». | Спортивное развлечение «Школа космонавтов». |
Занятия (НОД, ОД в ходе режимных моментов) | ОО «Познание» Просмотр презентации «Освоение космоса». | ОО «РР» Познавательная беседа «Планеты солнечной системы» | ОО «Познание» ФЭМП «Космическое путешествие». | ОО «ХЭР» Рисование «Путь к звёздам». | ОО «Познание» КВН «Знатоки космоса». |
Творческий проект по ЛЕГО-конструированию «Электросноумобиль»
Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования
Место работы: ГБПОУ СО Северный педагогический колледж, детский сад «Солнышко»
Материал включает теоретическую основу технологии проектирования и пример проекта с использованием ЛЕГО-конструирования, выполненный ребёнком старшего дошкольного возраста.
Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.
Метод проектов - это творческий подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.
Классификация проектов, используемых в практике ДОУ:
По составу участников (дети, родители, сотрудники);
По срокам реализации: краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные;
По целевой установке;
По тематике.
Основные виды проектов
, используемых в практике ДОУ:
межгрупповые;
групповые («День варенья»);
индивидуальные («Мой пушистый друг»);
комплексные («Поможем природе»).
Типы проектов:
исследовательские;
ролевые, игровые;
информационно - практико-ориентированные;
творческие.
Педагогическая значимость проектов
В процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний.
Проектный метод позволяет активному, творческому педагогу эффективно интегрировать содержание образовательных областей, успешно решать программные задачи в процесс разнообразной, интересной, насыщенной деятельности.
Особенности проектной деятельности в ДОУ
Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.
Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместное анализирование интернет-ресурсов, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют, конструируют.
Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности
Учёт интересов ребёнка.
Деятельность без принуждения.
Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
Совместное с педагогом достижение цели.
Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием (когда мы говорим о творческом конструировании), с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени.
Воспитанники детского сада приняли участие в разработке проектов на экологическую тему «Инженер-эколог» через конструирование.
Цель проекта:
Создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии лего-конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования.
Задачи:
1. Создать психолого-педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологии ЛЕГО - конструирования;
2. Создать единое социально – образовательное пространство, включающее ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста;
3. Способствовать формированию инженерного мышления подрастающего поколения;
4. Выявить возможности в развитии детей;
5. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.
Этапы реализации проекта.
I этап - ценностно-ориентированный.Выявление проблемных ситуаций в ближайшем окружении. Мозговой штурм для поиска способов, путей решения проблемы.
II этап - конструктивный.
Проведение мастер-классов для детей по применению Лего технологии, Знакомство с уже созданными человечеством моделями по выявленной проблеме, анализ их приемлемости и эффективности.
III этап - практический.
Совместная деятельность педагогов и детей. Самостоятельное конструирование по замыслу, схемам, чертежам. Обсуждение, апробирование, рефлексия, преобразование.
IV этап - презентационный.
Проведение презентационных мероприятий, Лего выставки, обмен опытом между дошкольниками.
Презентация проекта состоялась на базе детского сада для детей 3-х возрастных групп.
V этап - награждение участников и победителей.
Представляю проект «Электросноумобиля», оформленный совместно с педагогом.
Создатель данного проекта стал победителем на областном фестивале робототехники:
Таким образом, техническое конструирование – воплощение замысла из деталей Лего-конструктора. С его помощью обеспечивается формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. А метод проектов - первая ступень для погружения в среду творчества и познания; ранняя диагностика способностей ребёнка; экспериментирование и первые изобретения.