Что означает дисциплина для детей. Установка правил и границ. Что порождает недисциплинированность в детях

Что же такое дисциплина?

Многие родители, когда слышат слово «дисциплина», начинают как-то суетиться, поскольку у них это слово ассоциируется с наказанием, однако на самом деле это не так. Слово «дисциплина» имеет латинское происхождение и означает «воспитание». Похожее по звучанию «дисайпл» также происходит от латинского слова, означающего «ученик», «последователь». Понятие дисциплины вызывает более приятные ассоциации, если рассматривать ее как процесс обучения, не связанный с болью и наказанием.

Мне нравится называть маленьких детей последователями. Это те люди, которые учились на любви и примере их учителей, но в основе обучения всегда лежали четко установленные правила.

Необходимость быть дисциплинированным может быть вызвана как внешними, так и внутренними причинами.
У маленьких детей отсутствует представление о самодисциплине, и в этом нежном возрасте направлять действия детей в нужное русло должны мы, взрослые. Достигнув дошкольного возраста, дети уже готовы к тому, чтобы нести ответственность за свои поступки. Мы можем помочь им в этом, немного ослабив давление и предоставив им свободу выбора. Это позволит им почувствовать на себе последствия самостоятельных правильных или неверных решений. В дальнейшем надо продолжить этот процесс, побуждая детей чаще контролировать собственные поступки. Конечной целью этого процесса является воспитание в ребенке самодисциплины.

Различные взгляды на дисциплину.

В начале XX века жизнь была достаточно суровой. Практически каждый пятый младенец умирал, не достигнув четырехлетнего возраста, а отношение к воспитанию детей было строгим. Взрослые считались взрослыми, дети - детьми, и ни у кого не вызывало сомнения, что только взрослые были ответственны за все. Такое отношение проявлялось уже с момента рождения. Младенцев кормили и ухаживали за ними по строго установленным правилам, а детей воспитывали в духе дисциплины, основанной на повиновении и наказании. Это было время, когда от детей требовалось уважительное и учтивое отношение к старшему поколению. К концу 40-х годов положение начало постепенно меняться, и к 70-м годам в обществе стали проповедовать принцип вседозволенности.

Потом возникла новая теория, утверждавшая, что маленьких детей нужно кормить и брать на руки, как только они начинают плакать. Дети воспитывались в довольно мягких условиях, в семьях царила полнейшая демократия, когда взрослые и дети были почти на равных. В условиях изменения взглядов на приемлемое поведение детей многие начинали чувствовать себя виноватыми, если вдруг проявляли строгость по отношению к своему ребенку.

В 90-х годах такой либеральный подход к воспитанию детей продолжал пропагандироваться в обществе и нашел свое отображение в трудах многих известнейших ученых, специалистов в области воспитания. Эти специалисты читали огромное количество лекций в университетских аудиториях, однако на практике им нечасто приходилось сталкиваться с трудными детьми. Сама мысль о том, что ребенка можно поставить в угол, отправить в свою комнату, была для них абсолютно неприемлемой и даже отвратительной.

Однако если говорить о воспитании, основанном на любви и ласке, необходимо отметить, что практические методы воплощения его в жизнь слишком размыты. Стремясь разработать принцип правильного воспитания детей, я не ищу ответов в философских учениях, мне нужны реальные методы, которые действительно эффективны в реальной жизни! Чем больше я сталкиваюсь с различными системами, тем больше меня беспокоит современный стиль воспитания детей. От строгости мы перешли к демократии, которая очень часто напоминает анархию. Сегодня настало время для определения сбалансированной и компромиссной позиции в воспитании счастливых, уверенных в себе детей, у которых последовательные и благополучные родители, четко осознающие свою ответственность.

Воспитание дисциплины.

Все мы чувствуем себя гораздо комфортнее и спокойнее, когда в нашей жизни царит порядок и мы точно знаем, на каком свете находимся. Если вы когда-нибудь работали в большом учреждении или попадали в ситуацию, когда вас никто не замечал, на вас не обращали внимания или вами не интересовались, тогда вы легко поймете, как чувствуют себя дети в определенных ситуациях. Более всего они счастливы, когда знают, что их родители дружны между собой, последовательны и им не безразлично, как ведут себя их дети.

Воспитывая в наших детях дисциплину, мы тем самым подготавливаем их к школе. Когда они приступят к учебе, то должны будут уметь спокойно сидеть на месте, слушаться, не жадничать и уметь правильно себя вести. Если ваш ребенок проявит в школе выдающиеся способности юного Эйнштейна, но при этом будет вести себя, как младенец, то это вряд ли кого-нибудь впечатлит.

Вот только писать теории о воспитании дисциплины - это одно, а воплощать их в жизнь - совсем другое. Индивидуальные особенности наших детей настолько различны, а мнения бесчисленных экспертов и специалистов столь противоречивы, что многие современные родители находятся в полной растерянности. Здесь я попытаюсь изложить собственную точку зрения.

(5 голосов : 5 из 5 )

Мы хотим, чтобы наши дети состоялись в этой жизни, какой бы сложной она ни казалась. Чтобы это случилось, ребенка надо мотивировать. Если этого не делать, все усилия будут сведены на нет. Здесь (да и не только здесь) хорошую службу сослужит приучение к дисциплине.

А что это такое — дисциплина? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое. Кому-то кажется, что это умение управлять собой. Другой скажет, что это качество сильной и успешной личности. Третьи будут утверждать, что речь о постоянном выполнении каких-то поручений или за непослушание и т.п.

На самом деле, все просто. Речь о подчинении правилам и порядку, установленным для каждого человека, живущего в том или ином городе, работающем или учащемся в том или ином коллективе. Ведь от дисциплины зависит многое в жизни человека – и растущего, и повзрослевшего.

Но как приучить ребенка к дисциплине? С какого момента это надо начинать делать? Как, наконец, это делать?

Когда надо начинать воспитывать ребенка

На этот вопрос у всех свой ответ. Многие сходятся на том, что процесс надо начинать с того момента, как ребенок начнет понимать слова. Мол, а как иначе он поймет нас.

Но здесь уместно вспомнить известную притчу, которая примерно звучит так. На вопрос мамы о том, мудрый человек ответил, что она опоздала на два года.

Пусть и мало, но есть такие мамы, которые не ждут рождения малыша. Они его воспитывают уже, как говорится, с живота. Ведь малыш слышит маму, знает все ее интонации, усваивает ее привычки, даже реагирует на ее переживания и т.д. Порой ребенок появляется на свет с маминой мимикой, а, вырастая, любит ту же музыку, имеет те же привычки и так далее.

Как воспитать дисциплину в ребенке

Большинство опытных родителей знает – чем раньше дисциплинировать малыша, тем потом эти труды будут проще. С чего начать, прежде чем вырабатывать в нем эту хорошую привычку?

Начните с себя

Да, да, воспитывайте в себе дисциплину. Иначе, если вы не будете дисциплинированы, ваш ребенок вырастет таким же. Как это делать?

  • Порассуждайте на эту тему.
  • Почитайте побольше тематической литературы.
  • Найдите ответы на самый главный в данный момент вопрос – что такое дисциплина для меня.
  • Возьмите себе в привычку делать все не как попало, а как полагается.
  • Вспомните свои детские годы и способы дисциплины, применяемые вашими родителями. Какая их стратегия вам нравится, а какая – нет, и почему.

И лучше начинать все это делать в беременности, тогда вы точно не опоздаете.

После рождения ребенка

В чем ваши сильные стороны, если вы займетесь этим вопросом, будучи беременной или прямо после родов? В том, что ваш малыш перед вами — аки чистый лист. И то, что вы начертаете на этом листе, во многом повлияет на развитие вашего маленького человечка и в дальнейшие годы его жизни.

Итак, несколько моментов, на которые надо обращать внимание маме, желающей воспитать в ребенке дисциплину.

Пеленание

Аргументы психологов и некоторых родителей порой, мягко говоря, смешны. Нет, речь даже не о нарушенном кровообращении, о кривой спинке или ножках и т.п.

Например, сетуют, что не все родители сходу научаются пеленанию. Но ведь научаются? Или, мол, запеленутый ребенок хочет больше свободы. На что другие родители скажут на это – а что дает ребенку эта свобода? Малыш часто просыпается, оцарапывает случайно себя. Неслучайно же наши предки пеленали новорожденных.

  1. Во-первых, малышу так проще привыкнуть к новой для него среде.
  2. Во-вторых, в пеленках он чувствует себя более защищенным, находясь как бы в утробе матери.
  3. В-третьих, ведет себя спокойнее.
  4. Ну, и главное, пеленание ребенка – это один из первых способов дисциплинировать кроху. Запеленали, значит, спать. Распеленали, значит, гулять.

Режим

Очень важная составляющая. Например, кормление. Современные мамы игнорируют старые традиции. Доктора-де рекомендуют кормить по требованию. Т.е. закричал, значит, корми (а закричать-то малыш может по другому поводу – у него газики, он хочет пить или неудобно лежит, памперс требует замены и т.д.). Чем чревата пресловутая свобода в кормежке? Тем, что:

  • травмирует психику ребенка,
  • не хорошо действует на его желудочно-кишечный тракт,
  • сводит на нет зачатки самодисциплины.

Т.е. — это момент из того же разряда, в смысле привычка, навык. Многие родители замечают, что, если ребенок привык к режиму (кормление, гигиенические процедуры, прогулки, гимнастика проводятся примерно в один и тот же час), он более дисциплинирован и в младенчестве, и в другие годы своей жизни.

То же самое можно сказать и о другой стороне жизни деток. Скажем, причастие. Если мама с самого рождения подносит малыша к чаше, он не будет плакать, ибо привык с первых своих дней причащаться. А если и не сразу, то потом, даже постоянно плачущий во время причастия ребеночек постепенно привыкает. Вырастая, детки чувствуют в себе эту потребность…

Если вы приучите ребенка с первых лет жизни к порядку во всем, он будет знать, что такое дисциплина.

Изучение ребенка

Каждый ребенок индивидуален. Поэтому важно не только заботиться о его физическом развитии. Изучите его хорошо, и увидите, какие есть у него особенности и качества. Чтобы понять это, надо понаблюдать за ним, задавая себе некоторые вопросы.

  1. Похож ли он на меня и в чем.
  2. Какое у него отличие от меня.
  3. Чем он пытается привлечь мое внимание.
  4. Что малышу больше нравится.
  5. Какие трудности испытывает.
  6. Чем он силен.
  7. Что ценно в нем.

Стратегия развития

Угрозы, унижение и физическая сила не только мешают нормальному развитию и самодисциплине детей. Такой подход сделает их незрелыми в будущем. А если строить руководство их жизнью в позитивном и авторитетном, а не в авторитарном или игнорирующем (типа, делая, что хочешь) ключе, это стимулирует их к самоконтролю, ответственности, к осознанным самостоятельным шагам.

Да, эта работа потребует величайшего терпения и кооперации, изучения малыша и себя самого. Но ведь это ваш ребенок!

Вот еще несколько шагов, которые помогут воспитанию в малыше самодисциплины и дисциплины.

  • Личный пример – это наше все.
  • Правила, вводимые в семье, должны быть четкими и последовательными, тогда ребенок научится усваивать и правила, установленные в той среде, куда он попадет.
  • Старайтесь фокусировать внимание не на том, чего не надо ребенку делать, а на желательном его поведении.
  • Научитесь отвлекать внимание ребенка, переключая его на позитив и на нужное.
  • Не обвиняйте малыша (мол, такой и сякой). Лучше простимулируйте к хорошим действиям.
  • Если даете указания или ставите задачи, то делайте это четко, не более одной за один раз. Все это должно быть посильным для выполнения ими.
  • Не давайте обещаний, которые не можете исполнить.
  • Отвечайте на вопрос ребенка, хорошенько подумав.
  • Не раздражайтесь, не кричите, не критикуйте чадо, но и не потакайте ни в чем – надо разобраться, почему он ведет себя так или иначе.
  • Не опаздывайте нигде.
  • Если что-то и случается, не паникуйте, не негодуйте, а ищите спокойную стратегию решения ситуации.
  • Соблюдайте правила дорожного движения.
  • Сделайте так, чтобы ребенок понимал, сколь плохо или хорошо чужая неорганизованность и недисциплинированность влияет на других.
  • Поощряйте проявление самоконтроля.

Это надо знать

Чтобы ваши ожидания были близки к возможностям вашего ребенка в плане дисциплины, помните о том, что у него свои потребности в разном возрасте и уровень развития. Что надо учесть.

  • От 0 до 2х лет детки нуждаются в вашей огромной поддержке, любви и постоянном контакте. Привязываясь к вам, малыш будет вам больше и больше доверять, ведь вы всегда в нужный момент рядом и поможете.
  • Детки 2-6 лет начинают исследовать мир, ощупывая его, переворачивая или бросая что-то, учатся говорить, читать, изучать социальные навыки и даже пытаться стать самостоятельными. И они более инициативны, если замечают, что на это обращается внимание.
  • В возрасте 6-12 лет действия ребенка уже совершаются под возрастающим самоконтролем. Обрабатывая полученную информацию, он сам принимает решения, становится более ответственным. Но в этот период дети начинают формировать свой образ, основанный на своем опыте и общении со взрослыми. Дай, Бог, чтобы это общение принесло здоровые плоды, тогда ребенок будет более уверен и самодисциплинирован.

Резюме

Да, дисциплина дисциплине — рознь. Правила поведения в семье, на дороге, в школе, в супер маркете, дисциплина в армии, спорте, на работе, в храме (есть ) и вообще, в целом – в обществе — могут в чем-то отличаться. Но их связывает главное.

  • Они должны беспрекословно выполняться, какой бы сферы ни касались.
  • Брать надо не строгостью, не наказанием, а четкими границами.
  • Процесс воспитания дисциплины надо начинать как можно раньше и на позитиве.
  • Ну, а родителям желательно начать с себя.

Только при таком условии ребенок станет ответственным и способным контролировать себя и свои импульсы.

Дисциплина для детей – это не причуды взрослых. Она необходима для здорового развития ребенка: его полноценного физического, эмоционального и умственного развития.

Без установленных правил дети не в состоянии строить отношения с другими людьми и учиться ответственности.

В то же время у дисциплинированных детей, как правило, развиты самоконтроль, уважение к другим людям и способность с ними сотрудничать.

Зачем нужна дисциплина?

Психолог подскажет

Современных малышей окружает множество пищевых соблазнов. Как научить ребенка отказываться от фаст-фуда, газировки и чипсов? Рассказывает психолог психотерапевтической группы Клиники института питания РАМН Юлия Моргунова.

Некоторые родители ошибочно считают, что жизнь сама все расставит по местам. Другие отказываются от воспитания, чтобы избежать конфликтов с ребенком. Третьи хранят неприятные воспоминания о том, как их самих воспитывали родители, и решают пустить все на самотек.

К сожалению, перекладывание ответственности часто приводит к тому, что малыши становятся капризны, раздражительны и обидчивы. У таких детей не складываются отношения с родителями и не получается дружить со сверстниками.

Научиться управлять своим поведением и контролировать негативные эмоции крайне необходимо еще в школьном возрасте.

Это помогает не только в учебе. В переходный период у детей будет больше шансов справиться с многочисленными соблазнами . Умея управлять собой, подросток без труда откажется от сигарет , наркотиков и рискованного поведения.

Что такое дисциплина?

Дисциплина – это, прежде всего, бесконфликтные отношения с ребенком. Правильное воспитание заключается отнюдь не в том, чтобы жестко контролировать ребенка и систематически наказывать за проступки.

Главная цель – научить малыша управлять собственным поведением. Этого можно добиться путем создания четких границ , которые помогут ребенку поступать правильно.

Доступным языком объясните ребенку правила , которые вы устанавливаете, и всегда следите за их соблюдением.

Например, если малыш плохо ведет себя за столом, спокойно, не повышая голоса, объясните ему, что остальным членам семьи неприятно ужинать вместе с ним. Поскольку остальные не шумят и не разбрасывают еду, в свою комнату придется уйти именно ему.

Всегда следуйте оговоренным правилам и будьте справедливы: правила и границы существуют для всех . Если вы хотите, чтобы малыш всегда убирал за собой игрушки, не разбрасывайте по квартире свои собственные вещи.

Почему дисциплина важна?

Удивительно, но без родительских запретов дети чувствуют себя заброшенными и несчастными . Кроме того, у них НЕ выработаются такие важные социальные навыки, как:

— самоконтроль и способность противостоять соблазнам ,
— уважение к родителям и другим авторитетам,
— сочувствие, терпение и умение делится.

Дисциплинированные дети, напротив:

— умеют себя контролировать,
— самодостаточны и уверены в себе,
— ответственны и послушны,
— легко заводят друзей,
— доверяют взрослым и признают их авторитет.

Что важно знать родителям?

Ключ к правильному воспитанию ребенка – абсолютное спокойствие . Даже если вы очень злы, отложите разговор до тех пор, пока не успокоитесь.

Обязательно давайте ребенку право выбора и помогайте ему учиться на своих ошибках.

Самое важное

Дисциплина – это не строгость и наказания, а четкие границы, которые подскажут ребенку, как себя вести в разных ситуациях.

Спокойно следите за соблюдением установленных правил, будьте справедливы и подавайте хороший пример – этот лучший способ воспитать в ребенке ответственность и оградить его от соблазнов.

В магазинах огромное количество книг с советами, . А где найти время, чтобы прочесть все и найти то, что подойдет именно для вас? Мы предлагаем родителям просмотреть маленькую шпаргалку из книги Дэниела Сигела и Тины Брайсон «Дисциплина без драм».

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДИСЦИПЛИНИРОВАТЬ РЕБЕНКА, ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО ТАКОЕ ДИСЦИПЛИНА

Дисциплина должна быть активной, а не реактивной.

Дисциплина не может быть просто реакцией на плохое поведение. Изначально это набор определенных принципов и стратегий, вроде внешней политики. В этом процессе нельзя брать «тайм-ауты».

Родители должны знать, как будут реагировать на плохое поведение, прежде чем это поведение «случится». Вам нужно знать, почему вы хотите отреагировать именно так, потому что вам придется объяснять, почему так, а не иначе.

H.A.L.T.

H.A.L.T. расшифровывается как голод, злость, одиночество и усталость. Когда человек находится в этих состояниях, эмоции зачастую бурлят вовсю. Как правило, такие эмоции немного проявляются и до того, как начнется громкая и пронзительная истерика. В этом случае важно заранее определить признаки приближающейся истерики и решить вопрос спокойно - без разбитых чувств и игрушек.

  • обеспечьте комфортное общение;
  • обосновывайте все;
  • перестаньте говорить и начните слушать;
  • реагируйте на то, что вы слышите.

Первый и третий принципы достаточно просты. Второй означает, что вы не должны минимизировать или отрицать причины, по которым ваш ребенок ведет себя неподобающим образом. А четвертый говорит о том, что родитель в устной форме признает, что он считает причину плохого поведения обоснованной: «Я понимаю, что ты злишься, потому что я забрал у тебя камни, которые ты бросал в ту девочку».

Верхний разум против нижнего

Авторы сравнивают мозг ребенка с кукольным домиком. Нижняя часть его (ствол головного мозга и лимбическая область) отвечает за основные функции (дыхание, моргание), врожденные реакции и импульсы и сильные эмоции (гнев, страх). То есть в «нижнем» мозгу расположены все основные потребности. «Верхний» более развит. Он отвечает за принятие решений, планирование, контроль над эмоциями и телом, эмпатию. Лучше всего мозг работает, когда верхние и нижние части «домика» объединены. Для этого нужно построить метафорическую лестницу, которая их соединит. То есть, обращаясь к инстинктам малыша, родители задействуют «нижний» мозг, а задавая вопросы - «верхний».

Авторы советуют разговаривать, а не сразу переходить к последствиям. Вместо того, чтобы сразу же наказать плохое поведение («Стань в угол»), начните диалог («Скажи мне, что случилось. Как ты думаешь, что теперь нужно сделать?»).

ВТОРОЕ ПРАВИЛО. ПОСЛЕ ТОГО, КАК ВЫ СОГЛАСОВАЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СЛЕДУЙТЕ ЕЕ ПРАВИЛАМ

  • Зачем? Что? Как? - Откажитесь от тайм-аутов и явных наказаний в пользу вопросов, с помощью которых ребенок научится думать о происходящем.

Спросите вашего ребенка, почему он поступил именно так. Спросите себя, какой урок вы может получить в этой ситуации и как ее улучшить. Допустим, ваш 4-летний малыш бьет вас, пока вы общаетесь с женой или готовите обед. Почему ваш ребенок так делает? Потому что он хочет обратить на себя внимание. Что вы хотите показать? Что есть лучшие способы, чтобы привлечь внимание. Как научить этому ребенка? Научите малыша извиняться и обязательно каждый раз выслушивайте его.

  • Перед тем, как наказать, наладьте контакт. После того, как ребенок сделал какую-то пакость, он находится в уязвимом состоянии. Он может паниковать, быть неуверенным в себе, чувствовать стыд и гнев.

Сразу же после инцидента наладьте физический контакт. Вместо того, чтобы стоять над ребенком и размахивать пальцем, опуститесь на колени, чтобы быть с ним на одном уровне, возьмите его за плечи или погладьте по спине. Физическое одобрение обезоруживает ребенка - он не может учиться и внимать родительским советам, если он напряжен.

  • Нет никаких доказательств того, что порка (то есть ) имеет хоть какой-то эффект. Разве что она заставит ребенка вести себя хорошо здесь и сейчас. Но это метод на один раз.

Выход - не шлепать малыша.

Воспитание ребенка – сложное и очень ответственное дело. Каждые родители сталкиваются с недисциплинированностью и рассеянностью своего ребенка. Но как быть в такой ситуации, особенно, если она постоянно возникает? Решение есть и заключено оно в некоторых психологических и педагогических приемах. Конечно, многое в успешном конечном результате зависит от заботливости, наблюдательности и внимательности родителей, которые могут помочь разрешить эту постоянно возникающую проблему. Итак, поговорим о том, как прививать дисциплину, если ребенок рассеян.

Излишне внимательный или рассеянный?

Есть дети, которых характеризуют лишь два слова. Это медлительность и рассеянность. В этом случае подразумевается, что единственной причиной медлительности является рассеянность. Но мало кому приходит на ум, что причина может скрываться в избыточной внимательности! Это означает, что ребенок замечает гораздо больше других детей и взрослых, из-за чего не может сконцентрироваться на одном предмете или приказе, потому что видит много всего. Для того чтобы помочь такому ребенку, нужно делать ненавязчивые, но постоянные упражнения, помогающие развить усидчивость, концентрацию и сосредоточенность. Для этого есть много психологических упражнений и игр.

Такого ребенка также очень сложно уложить спать. Вам нужно быть внимательными к малышу и ни в коем случае не пускать все на самотек, иначе последствия могут быть очень печальными. Прежде всего, вам самим необходимо сконцентрироваться на том, чтобы уложить ребенка спать. Выключите телевизор и отложите все свои дела, потому что «между делом» у вас ничего не получится. Только по одному давайте ребенку указания. После того, как вы убедитесь, что ребенок вас услышал, переходите к следующему указанию.

Как привить ребенку дисциплину: 5 главных правил

Для того чтобы привить дисциплину рассеянному ребенку, необходимо соблюдать некоторые правила, которых не так уж и много. Итак, давайте рассмотрим 5 главных правил в привитии дисциплины:

  1. Составьте расписание режима на день и строго его придерживайтесь. Оформите свое расписание как можно ярче и красивей и повесьте на видное место. Можете это сделать вместе с ребенком, рассказывая ему о каждом пункте в режиме.
  2. Сформируйте у ребенка стереотипы поведения в разнообразных жизненных ситуациях. Прививайте ребенку последовательность в действиях каждодневных процедур и будьте сами ему примером в этом. Постарайтесь заинтересовать ребенка, чтобы он сам с удовольствием выполнял требования. Пообещайте ему поход в зоопарк или в цирк. Но делайте это осторожно, чтобы он слушался не из-за награды, а осознал то, что послушание гораздо лучше, нежели неповиновение и последующее наказание.
  3. Объясняйте и аргументируйте ребенку, почему и что правильно. Когда ребенок будет понимать, что такое хорошо и плохо, вы быстрее сможете привить ему дисциплину.
  4. Обеспечьте своего ребенка положительными и яркими эмоциями, впечатлениями. Пусть у ребенка появится авторитетный пример, которому он захочет следовать. Читайте ему познавательные сказки.
  5. Не убивайте в ребенке веру в чудеса и не забывайте вместе с ним играть в различные игры. В игровой форме ребенок легче сможет понять, что такое вести себя правильно.

Соблюдая все эти несложные рекомендации, вы совсем скоро увидите хороший положительный результат и сможете понять причину былой недисциплинированности и рассеянности ребенка. А потому сможете быстрее узнать, какие методы помогут с этим бороться лучше всего.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.