Актуальность вопроса о развитии мелкой моторики дошкольников. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Слайд 2 из презентации «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.pptx» можно в zip-архиве размером 8502 КБ.

Скачать презентацию

«Возраст женщины» - Рвутся связи. Женщина – воин. Шаг навстречу. Возраст новой красивой любви. Большая вероятность серьезных заболеваний. Ибо, если ты не играешь, то играют тебя. 65 лет Год уверенности и сил. Возрастает необходимость отдохнуть. Становятся агрессивными, заносчивыми, но хорошо идут деньги. Женщина – хозяйка.

«Дети дошкольного возраста» - Внимание дошкольников. Восприятие дошкольников. Развивается грамматический строй речи. Основополагающий вопрос. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Становление мышления зависит от развитости у ребенка воображения. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти.

«Родительское собрание о подростковом возрасте» - Период гадкого утенка… Для обсуждения. Ж.П.Сартр. Родительское собрание – КРУГЛЫЙ СТОЛ. ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Автор: классный руководитель 6 класса Е.Н.Петрова. Я думаю, что существуют еще очень важные периоды: отрочество, юность… Статистика. Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления.

«Пожилой возраст» - Но мало кто хочет умереть молодым?! Опыт Италии показывает, что нет. На общественном уровне – стереотипы и стигмы. Вместо или вместе с выравниванием пенсионного возраста до 60 лет. Образы старости существуют на двух уровнях: общественном и индивидуальном. Когда утрата позади… Никогда не поздно, скорее наоборот…

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр
развития
ребенка – детский сад «Родничок»
Группа № 3
«Капитошка»
Автор:
.

Тема проекта «Умные пальчики – умные детки»

Участники проекта:
дети группы № 3,
воспитатель: родители

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский «Пальцы помогают говорить» М. Монтессори

Актуальность темы:
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста
обусловлена
возрастными
психологическими
и
физиологическими
особенностями детей: в раннем возрасте интенсивно развивается структуры и
функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познание
окружающего мира. Представление об окружающем мире у ребенка не может
сложится без тактильно-двигательного восприятия. С помощью тактильнодвигательного восприятия складываются первые впечатления о форме,
величине предмета и их расположении в пространстве. Чтобы научить
малыша говорить необходимо не только тренировать его артикуляционный
аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. По мнению М.М. Кольцовой,
уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений
пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие будет в
пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается
и развитие речи.
Наблюдая за детьми, заметила, что у детей не были сформированы навыки
самообслуживания, мелкая моторика развита плохо, пальцы рук сгибаются и
разгибаются синхронно, то есть действуют все в месте, при выполнении
упражнений у детей наблюдалась быстрая утомляемость.

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через пальчиковые игры. Задачи: - учить детей координировать движение рук (пальцев);

- стимулировать речевую активность в процессе пальчиковых
игр;
- усовершенствовать общую двигательную активность;
- развивать у детей гибкость и подвижность пальцев;
- развивать психические процессы: произвольное внимание,
логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память,
речь детей;
- привлечь родителей к помощи по данной проблеме.
Проблема:
- низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей
раннего возраста;
- отсутствие достаточного количества пособий для мелкой
моторики рук

Ожидаемый результат
- развитие мелкой моторики у детей
раннего возраста;
- формирование речевых навыков;
- пополнение предметно-развивающей
среды.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика - это согласованное движение пальцев рук, умение
ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку, карандаш,
застегивать пуговицы, рисовать, лепить. В применение к моторным
навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Движение рук – это
стимуляция развития речи;
стимуляция развития психических функций: мышления, внимания,
памяти;
основа для формирования навыков самообслуживания у детей;
показатель готовности ребёнка к обучению в школе.

Этапы реализации проекта
I этап - подготовительный (разработка проекта)
Цель: создание организационных условий,
обеспечивающих реализацию проекта
II Этап – основной (выполнение проекта)
Цель: осуществление педагогической работы по
формированию мелкой моторики рук
III Этап - заключительный (аналитический)
Цель: подведение итогов по реализации проекта
Сроки
реализации
(октябрь-апрель).
проекта:
долгосрочный

Методическая база

Массаж рук

Массаж является одним из
видов пассивной гимнастики.
Он оказывает
общеукрепляющее действие на
мышечную систему, повышая
тонус.
Приемы массажа и
самомассажа кистей и пальцев
рук: массаж тыльной стороны
кистей рук; массаж ладони;
массаж пальцев рук
(растирание, поглаживание,
пощипывание, постукивание
кистей рук и каждого пальчика
отдельно).

Пальчиковые игры:

«Пальчиковые игры» - это уникальное
средство для развития мелкой моторики и
речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.
Играть с пальчиками рук можно дома, в
гостях, на улице.
Игры-манипуляции
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила:
- Этому дала,
Этому дала,
- Этому дала,
А этому не дала:
Ты в лес не ходил,
Дров не рубил,
Воды не носил,
Печь не топил Не дам тебе кашки!
(указательным пальцем
осуществляем
круговые движения)

Составление из пальцев различных фигур

«Коза»
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Глазками хлоп-хлоп,
Ножками топ –топ,
Кто кашу не ест, молоко
не пьет
Забодаю, забодаю!
«Зайка»
Скачет зайка косой
Под высокой сосной
Под другою сосной
Скачет зайка второй

Сюжетные пальчиковые упражнения

Пальчики
здороваются –
подушечки
пальцев
соприкасаются с
большим
пальцем (правой,
левой руки)
Распускается
цветок –
сжатого кулака
поочередно
появляются
пальцы

Пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга)

«Кулак-ребро-ладонь» – последовательно менять три положения;
сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала
правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трем-трем,
Мы капустку жмем-жмем.
И в рот кладем».

Собирание разрезных картинок, пазлов

Игры развивают зрительное восприятие, пространственную
ориентировку, зрительно-двигательную координацию.
Можно использовать пазлы или взять две одинаковых
картинки, одну из них разрезать на несколько частей.
Предложите ребенку глядя на образец собрать разрезанную
картинку.

Шнуровка

Такие игры развивают
пространственную ориентировку,
внимание, формируют навыки
шнуровки, развивают творческие
способности, способствуют
развитию точности глазомера,
последовательности действий.

Игра со счетными палочками

Упражнения
со
счетными
палочками
помогают
ребенку
развить
внимание,
воображение,
познакомится
с
геометрическими
фигурами.

Игры с крупой

Прячем ручки
Пересыпаем крупу
Разложи по тарелочкам
«Сухой бассейн» из гороха и фасоли
Рисование по манной круппе

Игры с прищепками

Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно
прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки
к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика).
(Здоровьесберегающие технологии)

Застегиваем и расстегиваем

\
\
Застёгивание и расстёгивание пуговиц,
молний; завязывание и развязывание
лент, шнурков – это хорошая тренировка
для пальчиков, развивается мелкая
моторика рук, совершенствуется
ловкость и развиваются элементарные
навыки самообслуживания

Обрывание бумаги

Чтобы пальцы малыша стали гибкими,
умелыми, послушными и сильными, предлагаю
игры с бумагой.

Рисование и раскрашивание карандашами

Карандаши «заставляют» мышцы руки
напрягаться, прикладывать усилия для того,
чтобы оставить на бумаге след. Ребенок
должен учиться регулировать силу нажима, для
того, чтобы провести линию.

НОД Рисование «Угостим птичку»

Задачи: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пальчика;
учить рисовать «зернышки», закрепить знания желтого цвета, воспитывать
заботливое отношение к птицам.
Ход НОД
– Организационный момент.
Игра с пальчиками.
Чижик-пыжик. Где ты был?
(Грозят пальчиками).
Я на речке ручки мыл.
(Моют ручки).
Ветер дунул, я упал,
(Дуют на ладошки и опускают руки вниз).
В луже ручки заморал.
(Отряхивают ручки).

Лепка

Для детей со слабыми мышцами рук очень
полезно проводить занятия лепкой из пластилина
и соленого теста. (раскатываем колбаски,
скатываем шарики, надавливаем, отщипываем).

Откручивание-закручивание крышек от пластиковых бутылок

Можно располагать крышки по цвету,
производить счет.
Воспитывает усидчивость и интерес к
обучению

Пальчиковый театр Игры с пальчиковым театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству

Пальчиковый театр
Игры с пальчиковым театром развивают у ребенка любознательность,
воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают
справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти,
внимания, усидчивости, расширению кругозора. Пальчиковый театр привьет
малышу умение слушать, разовьет мелкую моторику, позволит раскрыться.

Трудовая деятельность

Взаимодействие с родителями

Объяснила родителям о необходимости развивать мелкую моторику рук
в раннем возрасте;
Показала как превратить обучение в игру;
Провела родительское собрание «Мастер класс: «Волшебные пальчики»;
Памятка для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?».

Родительское собрание

Удалось достичь следующих результатов

Сумела заинтересовать и убедить
родителей в пользе развития мелкой
моторики рук детей раннего возраста;
Уменьшилась скованность движений;
Появилось согласование действий обеих
рук;
Разучила с детьми много новых
пальчиковых игр;
Все дети в группе начали разговаривать.

Диагностика (на конец года)

В
С
42%
58%

Литература:

«Игровые занятия с детьми 1-2 лет», - Д.Н. Голдина,
М.: ТЦ Сфера, 2011;
« Ладушки», - В.В. Ветрова, М.: Знание, 1994;
«Комплексные занятия в первой младшей группе
детского сада», - Т.М. Бондаренко, В.: Учитель, 2004;
Журнал «Дошкольное воспитание» - № 2, 2006;
Журнал «Дошкольное воспитание» - № 8, 2006;
«Ясли – это серьезно», - В.Г. Алямовская, М.: ЛинкаПресс, 1999;
«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего
возраста», - Е.А. Янушко.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Мелкая моторика совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Они укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки ладушки», «Сорока белобока», «Мальчик пальчик» и др. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.

2 Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны? Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какуюнибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д. Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику рук Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д. Так же игры с пальчиками используются в режимных моментах, утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю - Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками). С целью формирования у детей элементарных представлений о своем организме и практических умений по уходу за ним используются движения пальцев кисти в сочетании с движением рук. Кто зубы не чистит, Не моется с мылом (пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами), Тот вырасти может Болезненным, хилым (ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка). Дружат с грязнулями Только грязнули (пальцы рук соединены в замок), Которые сами В грязи утонули (движение, имитирующее пловца).

3 У них вырастают Противные бяки (пальцы сжать в кулак, затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за другом около носа), За ними гоняются Злые собаки (руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой руки). Грязнули боятся Воды и простуд, А иногда и вообще не растут (руки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх). Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки». С добрым утром, глазки! (Поглаживаем веки глаз) Вы проснулись? («Смотрим в бинокль») С добрым утром, ушки! (Поглаживаем ушки!) Вы проснулись? (Прикладываем ладонь к ушам.) С добрым утром, ручки! (Поглаживаем кисти рук) Вы проснулись? (Хлопаем в ладоши) С добрым утром, ножки! (Поглаживаем ноги) Вы проснулись? (Притопываем) С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку) Я проснулась! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться) Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями. «Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. Игры с бусинками: - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинаем обучение с более легких заданий: бусинки крупные, диаметр шнурка большой; далее, чередование крупных и мелких бусинок; и совсем сложное задание, мелкие бусинки геометрических форм с очень маленьким отверстием и леска. Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе.

4 Игры с прищепками, которые развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Сделав небольшие разноцветные кружочки из картона и прицепив к ним того же цвета прищепки, вы получите разноцветные цветочки: васильки, ромашки, розочки и т.д. Поэтому же принципу, добавив немножко фантазии, можно сделать человечка, ежика, кактус, расческу и многое другое. И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые картины: вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик... Дальше можно сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось. Использование продуктивных видов деятельности, развивающих мелкую моторику. Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение и т.д.). Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются игры с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать, резать эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей. Крупы (горох, рис, манки, гречки и т.д.) применяются в мозаике и в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра Золушка (дети перебирают перемешанную крупу) Письмо на крупе. Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе. Только кропотливая работа, терпеливое отношение, поддержка при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогут нам добиться хороших результатов.


Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Презентацию подготовила воспитатель ГБДОУ 55 Попова Елена Юрьевна Тема проекта: «Развитие мелкой моторики» «Ум ребёнка находится на кончиках

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД 459 620137 г. Екатеринбург, ул. Вилонова, 49 тел.369-01-91, 341-16-34 Развитие мелкой моторики у детей второй младшей группы воспитатель:

Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи Силиверстова Маргарита Вениаминовна Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой

Воспитатель МБДОУ «Детский сад 4 «Улыбка» Тимошина Елена Анатольевна Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста, поэтому недолго думала, какую

План работы по самообразованию воспитателя 2016 2017г. г. Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры». Актуальность темы: На начальном этапе жизни именно мелкая моторика

Асбестовское муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 60 Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Воспитатель: Иванова Елена Леонидовна Асбест

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ для детей дошкольного возраста В.А. Сухомлинский писал, что потоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Упражнения

Играем пальчиками и развиваем речь. Ум ребенка находится на кончиках его пальцев В. А. Сухомлинский. В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать.

Проект: «Умные пальчики» Руководители проекта: Педагог-психолог: Искакова Н.Н. Учитель логопед: Зимина В.В. 2015г. В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что

УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ детским садом 65 комбинированного вида Е.А.Савичева 2015г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 65 комбинированного вида ПРОГРАММА «Умные

Проект по развитию мелкой моторики во второй группе раннего возраста 1 МАДОУ «Десткий сад комбинированного вида 1 г.шебекино Белгородской области» «Умелые пальчики» Подготовили: воспитатели Якушева С.А.

Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать? Мелкая моторика это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших

БСУ СО ОО «Болховский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками». Анализ методики по применению комплекса игр и упражнений на развитие зрительно моторной координации с воспитанниками от

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование

Собрание в группе «Смешарики» по теме: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Дата проведения: 12.05.2017г. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них,

Консультация для воспитателей Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Подготовила: Брылева Анна Захаровна, воспитатель группы раннего развития 1 «Колобок» Консультация для воспитателей

Развитие сенсорики и мелкой моторики Подготовили: Старший воспитатель - Сиргалина Г.А воспитатели - Беркут Н.А. Балтабекова Е.А. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей (МДОАУ д/с «Улыбка»)

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 16» Гамолина Оксана Юрьевна «РУКА ЭТО ИНСТРУМЕНТ ВСЕХ ИНСТРУМЕНТОВ» АРИСТОТЕЛЬ. АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность: целенаправленная систематическая работа по развитию моторики

Консультация для родителей «Игры с прищепками развиваем мелкую моторику пальчиков» Автор: Беломестнова Валентина Махмутовна Консультация для родителей «Игры с прищепками развиваем мелкую моторику пальчиков»

Обоснование темы Цель: развитие мелкой моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредствам пальчиковых игр, речевые

Консультация для родителей детей раннего возраста «Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать» Нафикова Д.Н. воспитатель ДОУ 96 г. Липецк Так что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук дошкольника как важнейший этап подготовки к школьному обучению» Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является

Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики

Круглый стол для родителей «Развиваем мелкую моторику у дошкольников» «Источники способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». В.А.Сухомлинский Одним из показателей и условий хорошего

БСУ СО ОО «Болховский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками». Анализ апробирования методики по применению комплекса игр и упражнений на развитие зрительно-моторной координации с воспитанниками

МЕЛКАЯ МОТОРИКА - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. Кроме того «на кончиках детских

Консультация для родителей. Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить!!! (развиваем мелкую моторику) Учитель-логопед: Денисова С.В. Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 17 комбинированного вида «Гнездышко» г. Воркуты Сценарий родительского собрания Тема: «Здоровье на кончиках пальцев» Воспитатель: Клименко

Программа по развитию мелкой моторики. «Золотое зёрнышко» Пояснительная записка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов,

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» К сожалению, в последние годы у большинства детей дошкольного возраста отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, при этом речевые навыки

Сенсомоторное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми с ОВЗ. Шенгелая Марина Дмитриевна учитель-дефектолог высшей категории МДОУ «Детский сад 63 компенсирующего вида» «Солнышко». Термин Сенсорное

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Тиунова Анна Дмитриевна воспитатель МБДОУ «Полазненский Д/С 8» пгт Полазна, Пермский край УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ Ум ребёнка на кончиках его пальцев. В.А. Сухомлинский Аннотация: в

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 180 Советского района Волгограда» Консультация для родителей по теме: «Играем пальчиками» (игры и упражнения для развития речи детей) Подготовили:

Значение пальчиковых игр в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста Каранкевич С.Ш. воспитатель МБДОУ 46 Что такое мелкая моторика рук? Мелкая моторика рук это совокупность скоординированных

Учитель логопед ГБДОУ 97 Центрального района Кашеварова С.А. Санкт Петербург 2015г Цель: познакомить родителей с играми и игровыми заданиями для развития мелкой моторики у детей Правильное развитие и воспитание

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» Утверждаю: Заведующий МДОУ «Детский сад «Ромашка» / Ведерникова Г.А. Протокол 1 от 29 августа 2016 г. Рабочая программа дополнительного

Дидактические игры с фасолью для развития мелкой моторики рук Актуальность Развитие мелкой моторики у детей это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребѐнок познает мир, начинает с ним общаться,

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ» Пальчиковые игры имеют важное значение в воспитании дошкольников. Пальчиковые игры и упражнения уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) 13 «СКАЗКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Научно-теоретическая часть на тему: «Использование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и социально-личностному развитию

Наверняка вы уже слышали, что мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышление тесно связанно с развитием мелкой моторики. Игры

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей третьего года жизни Группа 1 «Почемучки» деток второй младшей группы Воспитатель: Торговская Любовь Александровна Арсеньев 2014г.

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Анисимова Ольга Алексеевна заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ «Д/С 10 КВ «Росинка» г. Южно Сахалинск, Сахалинская область РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста» «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста». Важным фактором

Индивидуальные особенности усвоения графических умений и навыков дошкольниками Формирование графических навыков письма начинается задолго до поступления ребенка в школу. В преддошкольном возрасте (приблизительно

«Игры с подручными предметами на развитие мелкой моторики рук» К мелкой моторике относится совокупность различных действий нервной, костной и мышечной систем в выполнении точных и мелких движений кистями

Развитие мелкой моторики у детей Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи Развитие мелкой моторики у детей от 3 до 5 лет Занятия начинаете с массажа, но массаж дети делают самостоятельно - ребёнок вполне

Развитие мелкой моторики Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. У детей с задержкой речевого развития наблюдается

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Методические рекомендации по использованию пальчиковых

Один, два начинается игра Умные пальчики Роль пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста И. В. Акулова, воспитатель, с. Туринская Слобода Раннее детство это особый период в жизни ребёнка. В это

МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Составитель: Борисенкова О.Я., учитель-логопед Шумячи 2012 г. Цель: показ родителям

1. Графические диктанты, ориентировка на листе бумаги (право, лево, верх, низ, правый верхний угол и т.д.) 2. Вырезание по контуру фигур из бумаги (плавное, без отрыва ножниц от бумаги) 3. Лабиринты и

Родительская академия «Развитие мелкой моторики рук у ребенка младшего дошкольного возраста». Цели: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; 2. обозначить взаимосвязь развития мелкой

ВСЁ О МОЗАИКЕ Воспитатель Сергеева А.С. Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, счастливыми и удачливыми в жизни. Чтобы ребенок вырос гармонически развитой личностью необходимо приложить максимум

Особенности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Подготовила: воспитатель Арион М.Г. Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики

Проект «Влияние изобразительной деятельности и пальчиковых игр на развитие речи детей третьего года жизни» Воспитатели МБ ДОУ 4 Ткаченко Екатерина Владимировна высшая квалификационная категория Гринкина

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие детей Значение сенсорного воспитания эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. Обеспечить освоение детьми сенсорных

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» детский сад 27 Ум на кончиках пальцев Воспитатель Павлова Т.А. 2014 г. «Истоки способностей и дарований детей находятся

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 357 городского округа Самара Консультация для воспитателей Содержание модели организации образовательной деятельности с детьми

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Презентацию подготовила воспитатель ГБДОУ 55 Пухова Ирина Сергеевна «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детского сада 14 «Брусничка» План по самообразованию воспитателей: Аникиной Светланы Александровны на 2016 2017 учебный год Тема: «Развитие

Если ребенок не говорит С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников, посредством прищепкотренажера, как условие успешного овладения навыками письма Пояснительная записка Данная методическая статья посвящена описанию развивающего

«Сенсорное воспитание детей ясельного возраста через дидактические игры» Подготовила воспитатель: Баранова Наталья Александровна АКТУАЛЬНОСТЬ В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание

Развитие руки в истории человечества трудно переоценить. Именно их развитие и особенно развитие движений пальцев дало возможность человеку овладеть трудовыми операциями, путем жестов развить тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Это и есть моторика, под которой понимаются «все формы движения, свойственные человеку - от простейших двигательных реакций до сложных двигательных действий и различных умений и навыков)» .

Мелкая моторика - «совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук» . К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений: застегивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д.

М.М. Кольцова oтмeчaeт, чтo мелкая мoтoрикa - этo «двигaтeльнaя дeятeльнoсть, кoтoрaя oбусловлена скooрдинирoвaннoй рaбoтoй мeлких мышц руки и глaзa» .

Проекция кисти руки, с анатомо-физиологической точки зрения, «занимает около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга. Она расположенная очень близко от речевой зоны» . Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. А.Р. Лурия отмечал, что «кисть руки - это своеобразный орган рeчи, который может быть приравнен к aртикуляциoнному aппaрaту. Следовательно, с этoй тoчки зрeния, мелкая моторика рук - это eщe oднa рeчeвaя зoнa мoзгa» [Там же, c. 50].

В ходе общественно-исторического развития у человека особое развитие получили руки как автономные манипуляторы, нужные для осуществления разных движений и действий. В связи с этим резко увеличилось количество рецепторов осязания в коже кистей рук и участков коры головного мозга, соответствующие этим рецепторам. Их намного больше, чем рецепторов ног. Если нарисовать фигуру человека головой вниз относительно нижней части мозга - к основанию черепа и стопами вверх - к верхнему краю полушария мозга, то получатся огромное лицо и большая рука, особенно кисть с большим пальцем, резко превосходящие остальные отделы: небольшое туловище и маленькую ножку. Эту проекцию называют «чувствительным гомункулусом», или «человечком Пенфилда (канадский нейрохирург, 1891-1976). На этой схеме особенно ярка видна взаимосвязь мелкой моторики с мозгом человека (рис. 1).

Рис. 1.

Это же мнение высказывает О.И. Крупенчук, когда рассматривает физиологию взаимосвязи мелкой моторики и речи: «В правом полушарии мозга человека возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение. Это происходит благодаря «мостику» между правым и левым полушариями мозга. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если мы хотим, чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, надо с раннего возраста развивать его руки: пальцы и кисти» . С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, зная об этом факте, образно отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» [Цит. по 24, с. 39]. Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Известный физиолог И.П. Павлов считал взаимосвязанными те процессы, которые происходят при развитии рук и мышления, Он писал: «Руки человека учат его голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука» [Цит по 23, с. 61].

По мнению Л.В. Антаковой-Фоминой, «систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» . Возможность познания окружающих предметов у детей раннего возраста в большей степени связана с развитием действий рук, т.е. мелкой моторикой.

Мелкая моторика рук формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Развитие мелкой моторики - процесс накапливания различных движений, которые совершаются пальцами рук, и их постепенное качественное улучшение - от простых к сложным. Еще в 1970-е годы Н.М. Щелованов и М.Ю. Кистяковская показали, что в результате такого развития происходит «овладение относительно тонкими действиями рук» . Этими же учеными доказано, что развитие мелкой моторики происходит в тесной связи с развитием зрения, осязания, кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. «Вид предмета служит определенным стимулом для движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган» .

Исследования М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 мес., эта ученая установила, что «eсли рaзвитиe движeний пaльцeв сooтвeтствуeт вoзрaстной нoрме, тo и рaзвитиe рeчи и навыков письма тoжe находятся в прeдeлaх нoрмы, eсли жe рaзвитиe мелкой моторики oтстaeт, то имеются нарушения и в речевом развитии и в развитии навыка письма» . Поэтому М.М. Кольцова делает такой вывод: «Правильная oргaнизация рaзличных видов детской дeятeльнoсти и систематическое применение тренировочных упражнений способствуют достижению хoрoших рeзультaтoв в рaзвитии пaльцeвoй мoтoрики рук» [Там же, с. 115].

Такого же мнения придерживается А.Е. Белая, которая пишет: «Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений» .

Развитие мелкой моторики определяет речевое и познавательное развитие детей, начиная с раннего возраста. Эта проблема нашла отражение в образовательных программах ДОУ.

Авторы образовательной программы ДОУ «От рождения до школы» придают большое значение развитию мелкой моторики дошкольников. Начиная с 5-ти и до 12-месячного возраста рекомендуется «развивать мелкую моторику рук и движения пальцев, предлагая детям расстегивать кнопки, снимать кольца со стержня, открывать коробки, брать маленькие мячи, перебирать крупные бусы, нанизанные на леску, катать и передвигать шарики, нанизанные на горизонтально и вертикально расположенные стержни и т.д., организовывая игры «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик» и др.» . В работе с детьми 3-4 лет ставятся задачи «совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности» [Там же, с. 241]. Согласно данной программе развитие мелкой моторики рук осуществляется на интегративной основе при овладении детьми содержанием образовательных областей «Физическое развитие», «Познание», «Художественное творчество» (рисование, лепка, аппликация), «Труд», в исследовательской и конструктивной деятельности.

В образовательной программе ДОУ «Успех» развитие мелкой моторики воспитанников предлагается осуществлять при овладении содержанием образовательной области «Художественное творчество». При этом особо отмечается, что «общеразвивающая направленность содержания этой области - развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения - является первичной по отношению к формированию специальных художественных способностей детей» . Авторы этой программы указывают на то, что благодаря специальным упражнениям и играм, к 3-4 годам ребенок «способен активно и осознанно усваивать ручные движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными» [Там же, с. 35].

Авторы образовательной программы ДОУ «Детство» считают, что для развития мелкой моторики, начиная с раннего возраста, в педагогической работе с детьми Целесообразно использовать интеграцию образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд». Такая интеграция обеспечивает «использование двигательной деятельности для повышения умственной работоспособности детей, развития мелкой моторики. Интеграция проявляется в переносе осваиваемых ребенком двигательных навыков в другие виды деятельности, в использовании общих приемов, стимулирующих самостоятельность и творческую инициативу детей» .

В образовательной программе «Радуга» подчеркнуто значение предметно-орудийной деятельности детей 2-3 лет для развития у них мелкой моторики. По мнению авторов этой программы, «начальная предметно-орудийная деятельность обеспечивает развитие ручной умелости, мелкой моторики, способствует совершенствованию зрительно-двигательной координации, столь необходимых в этом возрасте. Каждое предмет или орудие, которое попадает в руки малышу, требует выполнения определенных движений и в этом смысле создает поле требований к ребенку. Учась действовать в этом поле, малыш подготавливается к произвольному контролированию своих движений и действий, которое пока ему недоступно. Овладевая навыками самообслуживания, застегивая пуговицы, развязывая шнурки, ребенок учится выполнять точные, контролируемые движения, которые должны привести к совершенно определенному результату - развитию мелкой моторики, которая непосредственно связана с развитие мышления и речи детей» .

Таким образом, развитие мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста - это психолого-педагогическая проблема, которая является актуальной. Ее решение предполагает организацию работы с детьми по развитию у них дифференцированных и сложно скоординированных движений кистей и пальцев рук при выполнении различных действий. Важно, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими познавательными процессами, как мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Анализ образовательных программ показал, что в каждой из них придается большое значение развитию мелкой моторики детей, начиная с раннего возраста. Основные средства этого развития - игровая деятельность и интеграция содержания образовательных областей.

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Актуальность. Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.

Цель: я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики. В процессе развития мелкой моторики решаются следующие задачи : совершенствуется зрительно-двигательная координация, ориентировка в микропространстве, укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки.

Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе - сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений.

Доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они взаимовлияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизируют мыслительную деятельность и головоломки с использованием счетных палочек. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носят игровой характер.

Итог работы:

Итогом моей работы стали тематические игровые комплексы (10-15 минут), которые проводятся с детьми в вечерний отрезок времени и состоят из следующих видов деятельности:

1. Массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок.

2. Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.

3. Работа с различным материалом (семена, счетные палочки, бумага, тестопластика, шнурки и т.д.)

4. Игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками).

5. Копирование узоров, рисунков или работа в прописях.

Принципы работы. Основные принципы работы по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые комплексы проводится с подгруппой детей (не более 10 человек) и требуют большого разнообразия раздаточного материала в достаточном количестве. В его подготовке нам помогают родители.

Разнообразие используемых материалов позволяет варьировать виды деятельности детей от складывания оригами до тестопластики, от шнуровки до бисероплетения. Для подборки речевого материала хорошо использовать загадки, скороговорки, физкультминутки, небольшие стихотворения.

В представленной мною презентации, вы увидите наиболее яркие моменты по работе над развитием мелкой моторики.

1. Работа с нитками очень разнообразна. Мы начинаем с рисования картинок по силуэту.

2. Еще один способ создания картин из ниток - мелкое их нарезание и приклеивание к трафарету. Дети с удовольствием работают в парах.

3. Шнуровка - дело знакомое еще с младшей группы. Мы предлагаем на деревянной дощечке с дырочками изобразить методом шнуровки печатные цифры.

4. Плетение разноцветными шнурками помогает ребенку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук.

5. С помощью семян и плодов создаются узоры и пейзажи, развивается творческое воображение.

6. Счетные палочки - первые помощники на любом занятии. Из них мы выкладываем буквы, ответы на загадки, решаем головоломки.

7. Камушки помогают нам не только развить координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы букв и цифр.

8. Макароны и крупа - это не только вкусно, но еще и красиво.

9. Какая модница откажется от украшений, созданных детскими руками.

Результаты. Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Для диагностики сформированности навыка письма можно использовать рабочие тетради и прописи. В перспективе организация кружка «Озорные пальчики».

Пример игрового комплекса по развитию мелкой моторики для старшего дошкольного возраста на тему «Уточка»

Воспитательные: воспитание заботливого отношения к птицам.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, глазомер и координацию движений.

ХОД занятия

1. Массаж пальцев рук «Птички»

(Первые две строки дети сжимают и разжимают пальцы. Затем поочередно массируют каждый пальчик на обеих руках. На последнюю строчку дети прячут руки за спину)

Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка,
Серенькое перышко.
Это - зяблик,
Это - стриж.
Это - развеселый чиж.
Ну, а эта - злой орлан.
Птички, птички, по домам.

2. Пальчиковая гимнастика «Пять утят ».

(Одна из рук - «мама утка» - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке» . Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят На слова «На берегу их мама ждёт « киваем» кистью руки (« мамой-уткой» ).

Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)
Четверо утят плывут вперед,…
Трое утят плывут...
Двое утят плывут...
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
И снова пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.

3. Работа с различными материалами. Оригами «Уточка».

4. Игра на координацию движений с магнитными удочками «Покорми утку».

На полу располагаются картинки с изображением корма для животных (крупа, зерно, трава, мясо, молоко и т.п.). На края картинок закрепляются железные скобки, в руках у детей удочки с магнитами. Задача детей поймать нужную картинку и переместить её на стол к своей уточке. Воспитатель помогает снять с удочки картинку, если она подобрана правильно. Игру повторить 2-3 раза.

5. Работа с тетрадями в клетку. «Травка для утят».

Используемая литература:

Т.А.Таченко. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков.
- Е.Ю.Тимофеева, Е.Н.Чернова. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.
- Е.С.Большакова. Формирование мелкой моторики рук.
- М.Н.Бронзова. Прописи. Учись, малыш!
- С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина. Тесты (серия «Вся дошкольная программа»)
- Периодические издания «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

Презентация «Наглядные примеры развития мелкой моторики»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.