Портрет маргариты нарышкиной кто написал. Тучкова, маргарита михайловна - биография. Не все мы умрем, но все изменимся

На экраны вышло псевдоисторическое фэнтези «Дуэлянт» режиссера Алексея Мизгирева


Что делать, если на дворе середина XIX века, вы застрелили обидчика своей матери прямо на улице, вас за это прогнали сквозь строй, лишили дворянского звания и отправили служить солдатом на Алеутские острова? Конечно же, мстить! Выжить, вернуться и вызвать виновника ваших несчастий на дуэль! Ан, нет, не тут-то было. Он - дворянин, а вы - уже нет. Значит, сколько ни вызывай, на дуэль он не пойдет - дуэльный кодекс не велит-с: дворянин может драться только с себе равным!

Ох уж этот дуэльный кодекс - его суровые заморочки прописаны на экране перед началом фильма: отказаться от дуэли нельзя, не можешь драться - перенеси дуэль, или пришли кого-то вместо себя. Кстати, прекрасная идея, которой многие герои фильма активно пользуются. И вообще, судя фильму, Петербург 1860 года просто помешан на дуэлях. Чего только люди не вытворяют: стреляются лоб в лоб, через ширму, и даже одним пистолетом на двоих - нечто вроде русской рулетки. И у всех на уме одни дуэли. Попробуй сказать в приличном обществе, что ты дуэли не любишь - сразу загремишь на Алеуты, как это случилось с главным героем фильма по фамилии Колычев (актер Петр Федоров).

Но вернемся в настоящее. Москва, сентябрь 2016 года. Все хвалят фильм «Дуэлянт» - и попробуйте сказать, что вы его не любите. Но, рискуя получить вызов на дуэль от режиссера Мизгирева, все же выскажу собственное мнение - фильм, несмотря на интригующий сюжет и усилия его создателей, оказался большой развесистой клюквой.

Режиссер А. Мизгирев уже завоевал, по крайней мере в кругу любителей кино, определенную репутацию своими авторскими фильмами «Кремень», «Конвой» и «Бубен, барабан» - серьезными историями, герои которых оказываются перед непростым выбором. Схожий сюжет прослеживается и в «Дуэлянте», но в слабом сценарии, шаблонных характерах и пустых диалогах не узнать режиссера, на счету которого три достойных фильма. Добротное зрительское кино не получилось.

Но пойдем по порядку.

Петербург «Дуэлянта» на редкость мрачен, грязен и дождлив, его благородный каменный облик изгажен деревянными сооружениями непонятного назначения (напоминают декорации из фильма «Трудно быть богом»). Дождь в фильме не моросит, но льет потоками. Персонажи -дуэлянты и прочая публика или, точнее, бессловесная массовка, изображающая придворных, - собираются исключительно в мрачных, скудно освещенных помещениях, с рядами бокалов на столах, напоминающих фуршет перед премьерой.

Герои фильма так часто приставляют пистолеты к виску и произносят слова «кровь», «честь» и «дворянин», что где-то с середины картина уже начинает напоминать дурную пародию. С пафосом, от которого зрителя коробит, то один то другой герой вещает с экрана: «…Сумасшедший, но дворянин. Я всегда вижу эту кровь», или: «Вы дворянин - не отступитесь. Только в вас есть такая сила». Откуда эта пошлая патетика, спросите вы? Да просто-напросто от элементарного незнания эпохи. А жаль - роскошный бюджет фильма вполне потянул бы приглашение талантливых сценаристов и консультантов-историков.

В фильме есть два антагониста - несправедливо осужденный экс-дворянин Колычев, вернувшийся от алеутов под чужой фамилией, и злодей граф Беклемишев в исполнении актера Машкова, похожего в фильме на стареющего Пушкина в возрасте лет эдак пятидесяти.

К слову сказать, Беклемишевы - известная дворянская фамилия, давшая России нескольких ученых, а Кремлю - название одной из башен (Беклемишевская). Чем математик Беклемишев (автор известного учебника «Курс аналитической геометрии и линейной алгебры») провинился перед режиссером - непонятно (может, двойка в детстве по алгебре?). Ну, ладно, хотя бы герой Петра Федорова носит фамилию святого митрополита Филиппа (Колычева), который погиб, обличая Ивана Грозного - помните, в фильме «Царь» его играл Олег Янковский…

В чем же виноват бедняга Колычев? Да просто в том, что за обеденным столом признался Беклемишеву: не любит дуэли. Казалось бы - и что такого? О, нет - в ответ он слышит в свой адрес от злодея: «Какая же шлюха родила такое!» - «Такая свинья, как вы, недостойна пули, вас надобно бить палками!» - не теряется Колычев.

Заметь, читатель, как жестко умеют опустить друг друга наши дворяне! Тут уже реально пахнет дуэлью. Но вместо дуэли Беклемишев посылает некоего Востроносова к матери героя. Востроносов по заданию шефа надругался над матерью (надо понимать, изнасиловал?), за что был Колычевым застрелен - ну а дальше вы знаете: Колычева ждут шпицрутены, Алеуты и прочее - и весь фильм он будет таскать на груди - не иконку, нет! - дагерротип матери, выбросившейся из окна.

Вот такой вот сюжетец, напоминающий нравы на зоне. Кстати, штучки в тюремном стиле то и дело проскакивают в фильме - например, «благородный» дворянин Колычев, чтобы узнать, кто заказчик дуэлей, рвет зубы агенту-немцу (Мартин Вуттке). Чтобы спровоцировать молодого князя Тучкова (Павел Табаков) во время игры в карты ему вдруг предъявляют огромный несуществующий долг - ну прям как наркотики в наши дни подбрасывают.

Да и разговоры дворянские не получается у актеров вести - фразы типа «дворянская честь восстановлена!» возвещаются с интонацией школьника на детском утреннике. Зато как естественно, как убедительно слетают с благородных уст реплики, вроде: «Смотри, сука, в пол! Отрежу нос - будешь, как свинья, через две дырки дышать!» или «Пес, ты хвостом утрешься - дворянин не примет вызова от собаки!». Как говорится, видна школа!

Женских образов в фильме всего два - и они, в общем-то, никакие. Толком непонятно, для чего участвуют в фильме княжна Марфа Тучкова (актриса Юлия Хлынина) и так и не названная по имени Великая Княгиня (немецкая актриса Франциска Петри). На редкость примитивны любовные диалоги: «Денег я никогда не искал - только любви». «Скажи мне правду. - Правду я тебе не скажу». «Я ненавижу вас. - Я знаю. - Нет, вы не знаете». После этих трогательных признаний между героями следует сцена секса, во время которой благородная княжна сидит с раздвинутыми ногами и голой грудью в карете без занавесок.

Что ж, подведем итоги.

Один кинокритик, разливаясь о фильме соловьем, выразился так: «…Мизгирев по собственной воле вышел из гетто камерного «артхауса», решив вдохнуть полной грудью воздух большого бюджета…».

Что ж, стрелять - так уж стрелять, как сказал бы дуэлянт. Если уж выходить из гетто вдыхать воздух большого бюджета, то первым дорогостоящим выстрелом желательно попасть в точку. К сожалению, первый выстрел создателей «Дуэлянта» оказался холостым. Впрочем, в артхаусное гетто режиссер вряд ли уже вернется - огонь, вода, медные трубы, а главное деньги большого кино, даже слабого по содержанию, гораздо заманчивее.

Листая страницы истории земли домодедовской постоянно встречаешь представителей фамилий из знаменитых русских родов, познаешь их родственные связи, их судьбы и их высокие гражданские поступки и героические подвиги на благо России. Судьбы многих из них удивительны, а некоторых из них — трагичны. Когда изучаешь их жизненные биографии, перед глазами возникают исполинские фигуры.

Это герои Бородинского сражения, это декабристы 1825 года, это великие русские молитвенники и молитвенницы из святых православных обителей русской земли прошедших времен.

В древности на землях Погоста Архангела Михаила, что на реке Рожайя возникло небольшое сельцо Архангельское, которое будет принадлежать Андрею Одинцу и получит название Одинцово-Архангельское.

В начале семнадцатого века село Одинцово-Архангельское станет вотчиной Ивана Юрьевича Тургенева, прямого предка русского писателя И.С. Тургенева. И.Ю. Тургенев на земле Погоста Архангела Михаила построил каменную церковь во имя Михаила Архангела вместо снесенной деревянной.

В 1662 году И.Ю. Тургенев скончался, и по духовному завещанию село Одинцово-Архангельское с 6 ноября того же года будет принадлежать его жене вдове Марфе. На той же речке Рожайе И.Ю. Тургеневу принадлежало сельцо Борево, которое с 1722 года перейдет к Донскому монастырю. С того года сельцо Борево станет называться Борево-Тургенево, а в конце девятнадцатого века — деревней Тургенево.

С конца восемнадцатого века селом Одинцово-Архангельское станет владеть подполковник Михаил Петрович Нарышкин.

У М.П. Нарышкина от брака с княжной Варварой Алексеевной Волконской родилась 2 января 1781 года дочь Маргарита, которая будет супругой будущего героя Бородинского сражения генерала Александра Алексеевича Тучкова (Тучкова 4).

А в 1798 году 4 февраля у М.П. Нарышкина родился сын Михаил, будущий декабрист, у которого супругой будет единственная дочь героя Отечественной войны 1812 года Петра Петровича Коновницына графиня Елизавета Петровна.

Жизнь и судьбы сестры и брата Нарышкиных: Маргариты Михайловны (1781- " 1852) и Михаила Михайловича (1798 — 1863) — связанные с домодедовской землей, интересны и поучительны.

М.М. Нарышкина в шестнадцать лет вышла замуж за П.М. Ласунского. Этот брак был неудачен; так как репутация Ласунского была известна, брак был легко расторгнут.

В 1806 году Маргарита Михайловна Нарышкина вторично вышла замуж за полковника Александра Алексеевича Тучкова, двадцативосьмилетнего офицера-красавца с тонкими чертами лица, с большими мудрыми и добрыми глазами. Состоялась большая любовь — Маргарита Михайловна была прекрасна собой, и, несмотря на встреченную ею полную взаимность, она долго не могла получить согласия родителей, напуганных неудачею ее первого выбора.

А.А. Тучков родился в Киеве в 1777 году, был младший из пяти братьев Тучковых. Он отличался репутацией способного и деятельного офицера.

С 1802 года Тучков путешествовал по Европе, в мае 1804 года присутствовал в Париже, когда на заседании Трибуната первый консул Бонапарт был провозглашен, императором Франции. В декабре 1804 года А.А. Тучков вернулся в Россию: служил, по особым поручениям при генерале Беклешове, а в 1805 году был переведен в Муромский пехотный полк, который участвовал в походе в корпусе Беннигсена и, дойдя до Силезии, получив известие об Аустерлицком сражении, вернулся обратно.

В кампании 1806 года в сражении при Голымине А.А. Тучков получил боевое крещение, за что был награжден орденом Георгия 4-го класса и был назначен шефом" . Ревельского пехотного полка.

Годы 1806-1812 для М.М. Нарышкиной были счастливыми годами замужества и семейного благополучия. Не страшась трудностей, Маргарита Михайловна последовала за мужем в Шведский поход, разделяя с ним все невзгоды военной жизни, разъезжая верхом на коне в качестве денщика.

В войну 1807 года Тучков, находясь с полком в авангарде генерала Бороздина, участвовал в битве при Гейльсберге и в Фридландском сражении, где с тремя полкам, держался в течение трех часов против вчетверо сильнейшего неприятеля. За эту битву А.А. Тучков был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени. В 1808 году Тучков со своим Ревельским полком был переведен в корпус Барклая-де-Толли, в Финляндию, где участвовал в сражении при Иденсальми, занятии городов Рандасальми и Куопио. За отличие в боях А.А. Тучков был произведен в генерал-майоры, чин генерала он получил в тридцать один год. Во главе Ревельского полка А.А. Тучков был переведен в корпус графа Шувалова, участвовал при взятии Торнео и отличился в деле при Шелефте, за что был награжден орденом Анны 2-й степени.

Маргарита Михайловна постоянно сопровождала своего супруга Александра Алексеевича во всех его боевых походах и сражениях. В 1810 году генерал А.А. Тучков был назначен командиром 1-й бригады знаменитой 3-й пехотной дивизии Коновницына.

M,М. Тучкова, став матерью с рождением сына Николая в 1811 году, проводит на войну с Наполеоном своего супруга А.А. Тучкова до Смоленска, а сама вернется к родителям в Москву, в собственный дом на Пречистенском бульваре.

В мае 1812 года в Вильне был назначен смотр полков дивизии Коновницына, где бригада Тучкова была в блестящем виде.

Бригада Тучкова принимала участие в бою при Какувячине, близ Витебска; защищала Малаховские ворота в Смоленске 5 августа 1812 года.

Из пяти братьев Тучковых в Отечественную войну 1812 года участвовали четверо:
1. Николай Алексеевич Тучков (1765-1812) — старший из братьев, генерал-лейтенант (Тучков 1), пал в Бородинском сражении.
2. Сергей Алексеевич Тучков, (1767-1839) — генерал-майор, командир пехотной дивизии (Тучков 2)
3. Павел Алексеевич Тучков (1775-1858) — четвертый из братьев, генерал-майор (Тучков 3). В Бородинском сражении командовал 3-м пехотным корпусом.
4. Александр Алексеевич Тучков (1777 — 1812) — младший из братьев, генерал-майор (Тучков 4) — муж Маргариты Михайловны Нарышкиной.

Тучков А.А. командовал в Отечественную войну 1812 года бригадой, входившей в состав 3-го пехотного корпуса, командующим которого был его родной брат П.А. Тучков.

В Бородинском сражении А.А. Тучков, являясь командиром Ревельского полка, находился среди героических защитников Семёновских (Багратионовских) флешей. Во время одной из атак французов, когда неприятель захватывал Семеновские флеши, генерал А.А. Тучков, взяв полковое знамя, кинулся вперед, увлекая за собой солдат в штыковую атаку под свинцовым дождем вражеской картечи. Летевший снаряд насмерть поразил героя и разорвал его на мелкие части...

Престарелая мать героев Тучковых, погибших на Бородинском поле, узнав о смерти своих сыновей, в тот же день ослепла. Такова была тяжесть ее горя.

Участник Отечественной войны поэт Федор Глинка, хорошо знавший генерала Александра Алексеевича Тучкова, передавая образ отважного генерала, писал так: «B этих чертах, особливо на устах и в глазах, есть душа! По этим чертам можно догадаться, что человек, которому они принадлежат, имеет сердце, имеет воображение, Умеет и в военном мундире мечтать и задумываться».

1 сентября 1812 года Маргарита Михайловна Тучкова узнает о смерти своего мужа-генерала А.А. Тучкова, убитого на Бородинском поле, и, оправившись от первого нервного удара, выезжает на Бородинское поле. После долгого ночного поиска Маргарита Михайловна среди убитых своего мужа не нашла.

Продав все свои драгоценности и бриллианты, Маргарита Михайловна решила увековечить место гибели мужа — генерала А.А. Тучкова (Тучкова 4) — сооружением небольшой каменной четырехугольной церкви на месте стоявшей батареи, где был убит ее муж. За постройкой церкви М.М. Тучкова наблюдала, проживая вместе с маленьким сыном Николаем и его француженкой-гувернанткой в небольшой сторожке.

1820 году церковь Спаса Нерукотворного была построена — как память генералу Александру Алексеевичу Тучкову.

Последующие годы Маргарита Михайловна посвятила воспитанию сына, переехав жить в Петербург, где сын Николай учился в Пажеском корпусе. Николай Александрович Тучков был записан царем Александром 1 в пажи. В 1826 году Маргарита Михаиловна пережила еще жизненный удар — в пятнадцатилетнем возрасте умер ее сын Николай.

Ссылка брата М.М. Нарышкина, участника восстания декабристов 1825 года, и неожиданная кончина сына Николая, совсем молодого юноши, окончательно сразили Маргариту Михайловну. Похоронив сына в построенной ею Спасской церкви, Маргарита Михайловна навсегда переселилась в свою сторожку на Бородинское поле.

Вот что писала М.М. Тучкова своей подруге из Бородина: «День походит на день: утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначущее рукоделье, а после краткой молитвы — ночь, вот вся жизнь. Скучно жить, страшно умереть. Милосердие Господне, Его любовь — вот мое упование, тем и кончу!»

Веруя в Бога и в Промысел Божий, Маргарита Михайловна Тучкова в своей многострадальной жизни, неся безропотно свой крест, искала утешение в помощи бедным и несчастным в земной жизни людям, лечила больных и привлекала желающих разделить с ней труды на пользу ближних.

М.М. Тучкова испросила у императора Николая I утверждение Спасо-Бородинской общины, на строительство которой пожертвовала доходы со своих имений и свою пенсию. М.М. Тучкова, имея энергичный характер и своими трудами и примером являясь главою общежития, по предложению митрополита Филарета приняла малое пострижение с именем Мелании. В 1838 году ее община была преобразована в Спасj-Бородинский монастырь.

По просьбе императора Николая I М.М. Тучкова присутствовала 26 августа 1839 года на открытии памятника на Бородинском поле и его освящении.

На царя Николая I сильное впечатление произвела М.М. Тучкова, вынесшая много страданий и опередившая императора в увековечении памяти русских героев, павших на Бородинском поле.

Император Николай I даровал Тучковой М.М. прощение ее брата, декабриста М.М. Нарышкина, и в 1840 году вызвал ее в Петербург, чтобы быть восприемницею супруги наследника, позднее императрицы Марии Александровны. С тех пор М.М:. Тучкова вела переписку с императрицей Марией Александровной до самой своей кончины.

В 1840 году, 28 июня, М.М. Тучкова была посвящена в Петербурге в сан игумении. Она была боготворима и в своей обители, и в других монастырях благодаря своей неутомимой деятельности настоятельницы. Она отличалась, несмотря на свою вспыльчивость, отзывчивостью, добротой и смирением. Но под своей камилавкой и монашеской мантией она оставалась светской женщиной и при редких появлениях ее, в свете пленяла всех своей блестящей речью и изяществом приемов. Маргарита Михайловна Тучкова прожила долгую жизнь, скончалась 29 апреля 1852 года и была погребена в Спасском храме монастыря.

Брат М.М. Тучковой Михаил Михайлович Нарышкин родился семнадцатью годами позже сестры — 4 февраля 1798 года. Его отец по случаю рождения сына, дав ему, имя Михаил, в селе Одинцово-Архангельское снес старую постройку И.Ю. Тургенева — церковь Михаила Архангела — и к 1800 году воздвиг новую кирпичную во имя Архангела Михаила, существующую поныне.

В 1823 году М.М. Нарышкин женился на графине Елизавете Петровне Коновницыной, дочери героя Отечественной войны 1812 года графа П.П. Коновницына (1764-1822). Елизавета Петровна Коновницына родилась 1 апреля 1801 года — старшая из детей и единственная дочь у отца. Мать Елизаветы Петровны — Анна Ивановна, урожденная Римская-Корсакова — была из знаменитого русского рода.

Михаил Михайлович Нарышкин, полковник Тарутинского полка, в 1818 году стал членом «Союза благоденствия», а затем членом Северного общества, был участником переговоров Северного и Южного обществ «О принятии целию введения республиканского правления» и являлся участником подготовки восстания в Москве в декабре 1825 года.

В детские годы М.М. Нарышкин в зимнее время жил до 1815 года в московском городском доме, построенном в конце ХVШ века архитектором М.Ф. Казаковым для Варвары Алексеевны Нарышкиной, урожденной Волконской, на Пречистенском бульваре (ныне дом № 10 на Гоголевском бульваре); а в летнее время — в загородном доме в селе Одинцово-Архангельское.

В доме на Пречистенском бульваре М.М. Нарышкин бывал затем в первой половине 1820-х годов, где собирались члены «Союза благоденствия», В состав тайного общества входили и братья Коновницыны.

M,М. Нарышкин был признан виновным «в знании об умысле на цареубийство и в участии в умысле бунта» и сослан на каторжные работы в Сибирь, где отбывал их в Нерчинских рудниках.

Современники отмечали, что в дни декабрьского восстания «почти ежедневно собирались у М.М. Нарышкина, у которого сосредоточивались все доходящие до Москвы слухи и известия из Петербурга».

Дом Нарышкиных на Пречистенском бульваре в 1830 году был куплен удельным ведомством и в 1835 году перестроен. С давних времен существовали дружеские связи между родами Тургеневых и Нарышкиных. Усадьбой в Одинцово-Архангельское владели до Нарышкиных Тургеневы, и не случайно в доме на Пречистенском бульваре по приезде в Москву останавливался великий русский писатель И.С. Тургенев.

Елизавета Петровна Нарышкина, лишившись единственного ребенка — дочери, умершей в 1826 году, решила следовать за мужем в Сибирь. Мать Е.П. Нарышкиной графиня А.И. Коновницына — энергичная женщина, добилась разрешения государя на отъезд своей дочери к мужу в Читу. Прибыв в Читу в мае 1827 года, Елизавета Петровна, увидев своего мужа в оковах, упала в обморок. Графине нелегко было переносить лишения ссылки. Она была по природе нервной, хрупкой, болезненной. Михаил Михайлович, человек в высшей степени симпатичный, мягкий, добрый, трогательно ухаживал за своей болезненной супругой.

Живя в Петровском заводе, Елизавета Петровна серьезно заболела «простудной горячкой» и только благодаря заботам мужа и известного доктора Вольфа поправилась. Ее тяготила и угнетала однообразная жизнь в Чите, и из-за необщительного характера она чувствовала себя особенно одинокой. Она трудно сближалась с людьми и благоговела только перед глубоко религиозной Н.Д. Фонвизиной.
В 1833 году М.М. Нарышкин был освобожден от каторги и переехал жить с женой в Курган, где более мягкий климат благотворно действовал на здоровье Елизаветы Петровны. В Кургане Нарышкины более удобно устроились, обзавелись обстановкой, имели дворовых людей, М.М. Нарышкин занялся улучшением породы сибирских лошадей.

Василий Андреевич Жуковский, побывав в Кургане и увидев Е.П. Нарышкину, писал императрице Александре Федоровне: «В Кургане я видел Нарышкину: она глубоко меня тронула своей тихостью и благородной простотой в несчастии. Но она больна и, можно сказать, тает от горя по матери, которую хотя раз еще в жизни желала бы видеть»

Полковник М.М. Нарышкин был определен в том же 1833 году рядовым на Кавказ.Елизавета Петровна заехала в Москву, навестила мать и братьев (их у нее было четверо) и затем отправилась на Кавказ, в крепость «Прочный окоп».

На Кавказе жизнь Нарышкиных стала более содержательной и живой. Нарышкины получали книги, журналы, и в доме у них собиралось общество. Елизавета Петровна среди новых друзей часто пела, но, когда муж уходил в экспедицию против горцев, переживала и беспокоилась. Детей у Нарышкиных больше не было, но еще в Чите в 1830 году Елизавета Петровна взяла на воспитание маленькую девочку Улья.ну Чупятову.

После помилования Нарышкины поселились в Москве, где жили Коновницыны.

Ни у Маргариты Михайловны, ни у Михаила Михайловича Нарышкиных потомков не осталось. Такова их судьба.

Дочь героя Отечественной войны 1812 года генерала П.П. Коновницына Елизавета Петровна Нарышкина прожила вдовой еще несколько лет — она умерла 11 декабря 1867 года и похоронена в Москве рядом с мужем на кладбище Донского монастыря

По словам князя Е.П. Оболенского, М. М. Нарышкин в жене «нашел ту полноту сочувствия, которая в жизни выражается полной гармонией и стремлений, и целей жизненных, и надежд, и желаний; в этом сердечном союзе протекли многие годы, везде они были вместе, и везде их сердечная жизнь выражается в любви чистой, отражаемой во всем строе жизни».

М.Н. Волконская, знавшая по каторге Е.П. Нарышкину, писала о ней так: «Маленькая, очень полная, несколько аффектированная, она была в сущности вполне достойная женщина; надо было привыкнуть к ее гордому виду, и тогда нельзя было ее не полюбить».

А Францева о Нарышкиной Е.П отозвалась так: «...была некрасива, но удивтельно умное выражение лица заставляло не замечать этого: ум у нее был острый, игривый, восторженный, она все подметит и ничего не пропустит без замечания, с ней, было всегда весело и приятно».

Такова была дочь Петра Петровича Коновницына — генерала от инфантерии, героя Бородинского сражения, заменившего тяжелораненого П.И. Багратиона, дежурного генерала при М.И. Кутузове, одного из самых деятельных его помощников. Но на военном Совете в Филях П.П. Коновницын проголосовал против отступления, имея высокие патриотические и нравственные качества, которые передал своим детям - сыновьям и дочери. Его старший сын состоял членом Северного общества декабристов, был разжалован в солдаты и сослан в дальний гарнизон, а потом на Кавказ.

Село Одинцово-Архангельское, возникшее на землях Погоста Архангела Михаила, оставалось многие годы загородной вотчиной Нарышкиных. Здесь провели свои детские годы в летнее время Маргарита Михайловна и Михаил Михайлович.

С высоких берегов Рожайи слышали они журчание вод реки, шум зеленых дубрав и многоголосое пение птиц, а по воскресеньям и праздничным дням присутствовали на литургиях в храме Михаила Архангела.

Храм Михаила Архангела, построенный М.П. Нарышкиным в 1798-1800 годах на месте старого снесенного храма постройки И.Ю. Тургенева, существует до наших " дней. С 1992 года в церкви Михаила Архангела возобновились богослужения (территория резиденции Президента РФ, доступ ограничен - прим. Админа).

Краевед Николай Чулков. Из цикла "История края в лицах".

Мартин – настолько большой артист, что я стал менять его роль, добавлять. « Как только смогла оставить ребенка, Маргарита добралась до этого проклятого Бородина. Для этого Маргарита продала все свои драгоценности, заложила имение в Туле и к 1820 году Спасская церковь (по имени иконы, которую подарил ей муж) была закончена. Работу художников, как и специалистов по визуальным эффектам следует отметить особо. Это придало мне сил и, как мне кажется, все получилось и срослось.

В одну из ночей Маргарите приснился сон, будто муж подносит к ней на руках младенца Николеньку и говорит: «Вот все, что тебе осталось. » В тоже время она услышала таинственный голос, сказавший по-французски: «Твоя участь решится в Бородине. » Проснувшись в сильном волнении, генеральша поведала обо всем супругу. Я играю Ирину в спектакле «Три сестры» Андрея Сергеевича Кончаловского. Мощная актерская пара. А когда дошло до сцены безумия Ирины, у него мурашки по коже побежали.

  • Тучкова, Маргарита Михайловна это
  • Маргарита Тучкова // Смерть и жизнь на Бородинском поле
  • Алексей Мизгирев снял фильм о людях, которые защищают свою честь
  • 171Дуэлянт187:роман Дюма в декорациях Достоевского и с характерами Лермонтова
  • Юлия Хлынина – биография информация, личная жизнь

По сути он заказчик этих убийств, а исполнитель – дворянин Яковлев. В июле 1822 г. их посетили Дмитрий Николаевич Свербеев (1799-1871), впоследствии дипломат и мемуарист и дальний родственник 8212 поэт, переводчик и путешественник Авраам Сергеевич Норов (1795-1869). На съемочной площадке было много трюковых элементов и он их исполнял сам. Было необходимо, чтобы речь звучала полноценно и легко. Игуменья Мария скончалась 29 апреля 1852 года, пережив своего Александра на 40 лет.

Это осталось в картине. Едва она, с тяжелым сердцем, вернулась на стоялый двор, как все объяснилось. Герой Машкова, граф Беклемишев, – это второй главный герой.

Для героя Владимира Машкова мир открыт. Петр Федоров очень ответственно отнесся к своей роли. Барон Старое – персонаж-немец играет его крупнейший немецкий артист Мартин Вуттке. К тому же, он частенько поднимал на жену руку.

  1. Отзыв: Фильм Дуэлянт (2016) – Дворянин не примет вызова от собаки обзор Александра Монами
  2. Юлия Хлынина:«Дуэлянт» – как оркестр, где у каждого своя партия»
  3. Парфюмер: История одного убийцы /
  4. Влюблённым предстояло расставание
  5. Не все мы умрем, но все изменимся
  6. Словари и энциклопедии на Академике
  7. Марфа Матвеевна Тучкова (Кожина)

Правда, рассказанная через дуэльный кодекс. Его мать дружила с Нарышкинами и вскоре сумела убедить родителей Маргариты, что только ее сын сможет обеспечить их дочери достойную жизнь. Здесь и подкупленные секунданты и незаряженные пистолеты. Эта отправная точка заявлена изначально в описании фильма. Они зависят друг от друга и в то же время друг друга уничтожают.

Она попросила об одном – отпустить на волю брата Михаила. Петр на это пошел. Для того, чтобы так безоглядно открыться, требуется смелость, даже большая, чем лечь в ледяную ванну. Все боялись за ее жизнь. В это время в великосветских гостиных блистал некий Ласунский.

Маргарита Михайловна Тучкова родилась 2 января 1781 года в семье знатных родителей. Все было бесполезно – в носилки с раненым Александром попало ядро – от ее любимого не осталось ничего. Так что погребение прошло без хорового пения, положенного по православному обряду. С одной стороны история жанровая, с другой – реалистически достоверная.

Они впервые вдвоем на экране. Долго она искала его среди сотен изувеченных трупов, разбросанных по полю. Так Маргарита Михайловна начала сопровождать мужа в военных походах (что в недалеком будущем повторит знаменитая «кавалерист-девица» Надежда Дурова) и стала настоящим подарком судьбы для всех солдат: она была им и за повара и за лекаря.

Удивительно, что вместе они никогда не играли. Кроме того, в портфолио компании – телевизионные многосерийные фильмы «Белая гвардия» Сергея Снежкина, «Достоевский» и «Бесы» Владимира Хотиненко, ретро-детектив «Следователь Тихонов» по мотивам романов братьев Вайнеров. Свербеев Д. Н.

Все открылось и родители ужаснувшись, стали хлопотать перед царем и Синодом о разводе. Однако после свадьбы все изменилось. И вот так родился фильм 171Дуэлянт187, оригинальная история, не основанная ни на чем, но опирающаяся на реальные истории дуэлей, во время которых был велик уровень подлости.

Я никогда не выдумываю персонажам имена. Он понял, что я его женщина. У персонажа Петра Федорова, Яковлева, нет ничего, только честь.

Брак был кратковременным и неудачным, через два года Маргарита развелась с мужем. Княжна Марфа Тучкова (Юлия Хлынина) проходит путь от «предмета обожания» Беклемешева до «трофея» его противника. Главный герой – бывший дворянин Яковлев (Петр Федоров) после долгих лет скитаний приезжает в Петербург 1855 года с одной-единственной целью – вернуть себе поруганную честь и отнятый дворянский титул. «Фильм «Дуэлянт» рассказывает драматичную, захватывающую и волнующую историю, с неожиданным и сильным героем, способную вызвать отклик у современной аудитории, – комментирует продюсер фильма Александр Роднянский. Легко представить себе, как непослушные пальцы рвали плотную бумагу. Дуэль – это очень русская история.

Знаете, есть такой критерий актерского мастерства – быть или казаться. Я не был знаком с Федоровым до начала работы над фильмом. И мой молодой человек сказал, что именно тогда я поразила его своей внешностью.

Мне жаль было ее насупившись, я смотрел на мать исподлобья». Однако Александр Тучков успокоил жену и приказал принести карту. Дуэль была кульминацией отношений. В итоге разрешение было получено. Герой Петра Федорова – трагический герой, которого надо было прожить, а не сыграть.

Жизнь многообразнее, чем мы о ней думаем, к счастью. В голову приходило то, что приходит всем на свете женщинам. Главный герой картины совершает поступки в общем-то отвратительные – он убивает людей. Быстро обучившись в дороге искусству сестры милосердия, Маргарита Михайловна ловко зашивала солдатам рваные раны, накладывала повязки.

На счету «Нон-Стоп Продакшн» – фильм «Сталинград» Федора Бондарчука, ставший в 2013-м году самым кассовым фильмом в современной истории российской киноиндустрии со сборами в мировом прокате в 72 млн. За спаррингом Федорова и Машкова интересно следить. Да и не нужно. Нам важна достоверность. Но однажды Маргарите передали небольшой конверт. Но различие героев Петра Федорова и Кристофера Уокена налицо.

Кто мог тогда подумать, что неизвестное село Бородино войдет в историю России. Нисколько не смущаясь, Ласунский продолжал вести разгульную жизнь, а Маргарита не отваживалась рассказать родителям правду. Горе сразило Тучкову. И артист абсолютно мужественно терпел боль, пока не прозвучала команда «Стоп. » Это опасно и Петр и я это понимали, но в нем была такая внутренняя заряженность сыграть именно в таких предлагаемых обстоятельствах, что он даже не простыл. В противовес герою Петра Федорова, который убивает, но живописно мучается, Владимир Машков (граф Беклемешев) в «Дуэлянте» однозначно отвратителен и по-шекспировски коварен, даже извечный «детский синдром» излюбленный прием американских режиссеров, объясняющих кровожадность маньяков травмой, нанесенной в дремучем детстве, не спасает ситуацию.

Он пророс в эту роль. Похождения ее мужа не могли долго оставаться неизвестными родителям Маргариты. Их разлучили не только родительская воля, но и отъезд Александра за границу. Был октябрь и все поле было завалено непохороненными телами. Это знакомый и незнакомый город, но он именно свой, такой, каким его знаем мы. Причем у нас получилось очень романтичное знакомство.

В 1837 году на Бородинском поле отмечалось 25-летие войны 1812 года. И я бы не сказал, что там однозначно понятно, кто кого. Разница между тем, где он хороший, а где плохой, фактически не читается. Фильмы, подобные «Дуэлянту», ругать нельзя. Государь навестил больную и на прощание спросил, что он может сделать для нее.

Временами мы видим не классическую дуэль, а игру «в орлянку». На голубом листке оказались стихи, написанные по-французски, каждая строфа заканчивалась словами: « ». Это фантастика для большого экрана, каким является формат IMAX. в своих записках так описал встречи с «еще молодой, еще красивой и в самом деле привлекательной» Тучковой М. М. : «Норов узнал, что за городом, в Екатеринентале, находится его родственница, вдова убитого под Бородиным генерала Тучкова и на другой же день мы к ней отправились. Не замужем, но состоит в отношениях и называет своего молодого человека женихом.

Вуттке справился с ролью легко и изящно. У героев разные возможности. Важнейший персонаж, важнейшее силовое поле, на котором держится история. И хотя она не была святой и не являла чудеса исцеления, не была внесена в церковные анналы как праведница и страстотерпица, но эта женщина сделала столько добра, что когда ее хоронили, все монахини плакали и не могли петь. Она потеряла чувство времени и пространства, не воспринимала лица, не могла говорить.

Он не имеет отношения к миру кино – окончил МГИМО, старше Юлии на пять лет. Ее волосы быстро выгорели на солнце, а лицо обветрилось. – Новейший технологический инструментарий, технологические инновации, масштаб производства и точность проработки деталей эпохи в сочетании с впечатляющим эффектом зрительского погружения IMAX помогут превратить «Дуэлянта» в настоящее зрелище и позволят перенести зрителей в неожиданный и интригующий мир дворянского Петербурга 19 века и пережить настоящее приключение.

Мне не хотелось делать примитивную пару «хороший-плохой». И не пытайтесь угадать улицы: кроме Зимней канавки вы ничего не узнаете. Петр этого не делал. Вскоре брат вернулся с каторги. И, оказывается, существует малоизвестный параграф о замене.

Вот Петр – это не казаться, Петр – это быть. И это связано не только с правдой тела, но, прежде всего, с правдой эмоции. Я всегда отталкиваюсь от какого-то набора фамилий, которые существуют в том времени, в тех предлагаемых обстоятельствах. Вряд ли эта просьба понравилась царю, но отказать Тучковой он не смог. Их просто смотрят в комфортабельных залах ультрасовременных кинотеатров под мерный хруст попкорна, а после говорят: «Да, хороший был вечер8230».

Надо не столько фантазировать, сколько прислушиваться. Санкт-Петербург был сильным, передовым городом, мегаполисом империи, городом-лидером. Я никогда этого не делаю. Он пришел ко мне на спектакль. Они оба убивают людей, оба конфликтуют с миром.

Поведенческая логика главных персонажей иногда совпадает, как ни странно. Таки образом, абсолютно чужой человек может пострадать или стать убийцей. Там подробная инструкция о том, что такое дуэль.

Понятия самой Маргариты о браке были еще очень неопределенными (ей было 16 лет), а Ласунский был так привлекателен. Я впервые работал с немецкими артистами (в фильм играет также Франциска Петри) и они, признаюсь, поразили меня своей дисциплиной, собранностью и готовностью к работе. До последних дней своей жизни она жила в доме напротив усыпальницы мужа и сына. «Дуэлянт» выпущен компанией «Нон-Стоп Продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова, являющейся одной из компаний-лидеров отечественного киноиндустрии. Слишком хорошие артисты были у меня в руках.

Старшая дочь подполковника Михаила Петровича Нарышкина от брака с княжной Варварой Алексеевной Волконской. Имя своё получила в честь бабушки по матери, Маргариты Родионовны Волконской, ур. Кошелевой. Кроме неё в семье было еще пять дочерей и два сына.

Маргарита с самых ранних лет отличалась страстным, нервным и восприимчивым характером, любила чтение и музыку и была одарена замечательным голосом. Она была высокого роста и очень стройна, но черты лица были неправильны, и единственная её красота состояла в поразительной белизне кожи и в живом выражении зеленых глаз.

Первый брак

В 16 лет Маргарита Михайловна вышла замуж за Павла Михайловича Ласунского. Он был единственным сыном вдовы Ласунской, которая был очень дружна с Нарышкиными, и родители решили между собой, что поженят детей. Павел Ласунский охотно согласился на брак, благодаря светскому положению и приданому невесты. Что касается до Маргариты, то она была юна, ей было достаточно, что жених отлично говорит по-французски, красив и умен.

Брак был кратковременным и неудачным, через два года Маргарита развелась с мужем. Ласунский оказался кутилой и игроком, всё время он проводил с друзьями; будучи человеком развратным, он предложил жене не скучать и выбрать себе предмет развлечения в кружке его приятелей. Тайна супружеских отношений стала известна матери Маргариты, Варваре Алексеевне, и она потребовала немедленного развода. Репутация молодого Ласунского была уже настолько известна в Петербурге, что развод был получен легко. Маргарита Михайловна получила позволение вернуться, под именем девицы Нарышкиной, в дом родителей.

Второй брак

С Александром Тучковым Маргарита Михайловна познакомилась ещё в пору первого несчастливого замужества. Молодые люди полюбили друг друга. Узнав о разводе, он не замедлил посвататься. Но Нарышкины были так напуганы неудачей первого брака дочери, что ответили отказом. Они долго не давали согласия на её второй брак. Свадьба состоялась лишь в 1806 году и для 25-летней Маргариты Михайловны наступили короткие годы полного счастья замужества. Она гордилась красотой мужа, которого сравнивали в обществе с Аполлоном, его храбростью и доблестью.

Маргарита Михайловна сопровождала мужа в Шведском походе и разделяла с ним все трудности военной жизни, сопровождая его не раз верхом в форме денщика, спрятав косу под фуражку, поскольку женам было запрещено находиться при армии в походе. В её лице впервые в русской армии появилась сестра милосердия. Она создавала пункты питания для голодающего населения в местностях, охваченных боями. В Финляндской кампании она жила в лютую стужу в палатке, ей приходилось пробираться с войсками среди снежных заносов, переправляться через реки по пояс в ледяной воде.

В 1812 году Маргарита Михайловна не могла следовать за мужем. В это время она сохранила старшего сына, младшего Николая отняла от груди, она кормила его сама. Было решено, что она проводит мужа до Смоленска и отправится к родителям в Москву. Из Москвы Нарышкины уехали в своё Костромское имение, Маргарита Михайловна пожелала остановиться в уездном городке Кинешме, где 1 сентября 1812 года узнала от брата Кирилла Михайловича о смерти мужа, убитого в Бородинском сражение.

Кирилл Михайлович Нарышкин был адъютантом Барклай-де-Толли, он ехал в армию и заехал к сестре, чтобы сообщить о смерти её мужа. В продолжение нескольких лет Маргарита Михайловна не могла видеть брата, чтобы не вспоминать о их встрече в Кинешме, и с ней делалось дурно при его появлении.

Вдовство

Маргарита поехала на поле битвы искать тело мужа: из письма генерала Коновницына она знала, что Тучков погиб в районе Семёновского редута. Поиски среди десятков тысяч павших ничего не дали: тело Александра Тучкова так и не было найдено. Она принуждена была вернуться домой.

Перенесенные ею ужасы так отразились на её здоровье, что некоторое время домашние опасались за её рассудок. Немного оправившись, она приняла решение построить на свои средства на месте гибели мужа храм. Она продала свои бриллианты и при содействии императрицы Марии Фёдоровны купила три десятины земли, где в 1818 году начала строить Храм Спаса Нерукотворного. Наблюдая за постройкою церкви, Тучкова жила с сыном Николаем и его француженкой-гувернанткой в небольшой сторожке.

Первоначально Тучкова предполагала поставить лишь небольшую часовню, но Александр I пожаловал ей 10 тысяч рублей, на эти средства в 1820 году была построена и освящена каменная церковь-храм, сюда потянулись паломники со всей России. Сама Маргарита подолгу жила на Бородинском поле, в небольшом, специально построенном домике.

Свою жизнь Тучкова решила посвятить памяти мужа и воспитанию единственного сына Коко, так ласково она его звала. В своих записках Д.Н.Свербеев писал о своём пребывании в Ревели:

Николай Тучков был записан в Пажеский корпус, но по слабости здоровья жил при матери. Он рос, не зная шумных и резвых игр, все любили его за сердечную его мягкость и доброту. Маргарита Михайловна не могла нарадоваться на сына, но её беспокоило его слабое здоровье, доктора уверяли, что он с годами окрепнет, что его изнуряет рост. В 1826 году Николай Тучков простудился, его лечили лучшие врачи, на консилиум был приглашён Мудров, который подтвердил, что опасности нет, он обязательно поправится. Успокоенная Маргарита Михайловна проводила врачей, а через несколько часов её 15-летний сын неожиданно умер. Он был похоронен в церкви Спаса Нерукотворного.

Основательница монастыря

Ссылка брата Михаила, декабриста, в Сибирь, смерть отца, в 1825 году, и сына окончательно сразили Тучкову. Теперь ничто уже не держало её в миру. Она переселилась навсегда в свою сторожку на Бородинском поле. О своей жизни в это время она писала подруге:

В разбитой жизни своей Тучкова искала утешения в помощи несчастным и бедным: помогала окружающему населению, лечила больных и привлекала желающих разделит с ней труды на пользу ближнего. Она отдаётся главному делу всей последующей жизни - устройству нового женского монастыря. В 1838 году Тучкова принимает малый постриг под именем инокини Мелании. Спасо-Бородинская община по Высочайшему Повелению становится Спасо-Бородинским общежитийным монастырём 2-го класса в 1839 году. Во время торжественного открытия Бородинского памятника в 1839 году Император Николай I посетил монастырь и келью Тучковой. Она, вынесшая столько страданий, произвела сильное впечатление на императора. Он даровал ей прощение её брата Михаила, и в 1840 году вызвал в Петербург, чтобы быть восприемницею супруги наследника, Марии Александровны, с которой она вела переписку до своей смерти.

Пострижение инокини Мелании в мантию с принятием имени Марии произошло 28 июня 1840 года. На следующий день Мария стала игуменьей Спасо-Бородинского монастыря. Возведение в игуменьи было проведено по чину рукоположения в диакониссы. Имя Марии было выбрано в память о происшествии, случившемся с ней в день второй свадьбы: навстречу новобрачной бежал юродивый с криком: «Мария, Мария, возьми посох!» Под своей камилавкой и монашеской мантией, Тучкова оставалась вполне светской женщиной и, при редких своих появлениях в свет и при дворе, пленяла всех своей блестящей речью и изяществом приемов.

Маргарита Михайловна Тучкова скончалась 29 апреля 1852 года и была погребена в Спасском храме монастыря, рядом с мужем и сыном.

(как инокиня Мелания и игуменья Мария ).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Старшая дочь подполковника Михаила Петровича Нарышкина от брака с княжной Варварой Алексеевной Волконской . Имя своё получила в честь бабушки по матери, Маргариты Родионовны Кошелевой , которая, в свою очередь, была названа в честь своей матери «Гриты», или Маргариты Глюк - дочери пастора Глюка .

    Кроме Маргариты, в семье Нарышкиных росло ещё пять дочерей и два сына. Девочка с самых ранних лет отличалась страстным, нервным и восприимчивым характером, любила чтение и музыку и была одарена замечательным голосом. Она была высокого роста и очень стройна, но черты лица были неправильны, и единственная её красота состояла в поразительной белизне кожи и в живом выражении зелёных глаз.

    Первый брак

    В 16 лет Маргарита Михайловна вышла замуж за Павла Михайловича Ласунского, сына генерал-поручика М. Е. Ласунского . Генеральская вдова, будучи весьма дружна с Нарышкиными, условилась о браке их детей. Павел Ласунский охотно согласился на женитьбу благодаря светскому положению и приданому невесты. Что касается Маргариты, то она была юна, ей было достаточно, что жених отлично говорит по-французски, красив и умен.

    Брак был кратковременным и неудачным, через два года Маргарита развелась с мужем. Ласунский оказался кутилой и игроком, всё время он проводил с друзьями; будучи человеком развратным, он предложил жене не скучать и выбрать себе предмет развлечения в кружке его приятелей. Тайна супружеских отношений стала известна матери Маргариты, Варваре Алексеевне, и она потребовала немедленного развода. Репутация молодого Ласунского была уже настолько известна в Петербурге, что развод был получен легко. Маргарита Михайловна получила позволение вернуться, под именем девицы Нарышкиной, в дом родителей.

    Второй брак

    С Александром Тучковым Маргарита Михайловна познакомилась ещё в пору первого несчастливого замужества. Молодые люди полюбили друг друга. Узнав о разводе, он не замедлил посвататься. Но Нарышкины были так напуганы неудачей первого брака дочери, что ответили отказом. Они долго не давали согласия на её второй брак. Свадьба состоялась лишь в 1806 году и для 25-летней Маргариты Михайловны наступили короткие годы полного счастья замужества. Она гордилась красотой мужа, которого сравнивали в обществе с Аполлоном, его храбростью и доблестью.

    Маргарита Михайловна сопровождала мужа в шведском походе и разделяла с ним все трудности военной жизни, сопровождая его не раз верхом в форме денщика, спрятав косу под фуражку, поскольку женам было запрещено находиться при армии в походе. В её лице впервые в русской армии появилась сестра милосердия. Она создавала пункты питания для голодающего населения в местностях, охваченных боями. В Финляндской кампании она жила в лютую стужу в палатке, ей приходилось пробираться с войсками среди снежных заносов, переправляться через реки по пояс в ледяной воде.

    В 1812 году Маргарита Михайловна не могла следовать за мужем. В это время она схоронила старшего сына, младшего Николая отняла от груди, она кормила его сама. Было решено, что она проводит мужа до Смоленска и отправится к родителям в Москву. Из Москвы Нарышкины уехали в своё костромское имение, Маргарита Михайловна пожелала остановиться в уездном городке Кинешме , где 1 сентября 1812 года узнала от брата Кирилла Михайловича о смерти мужа, убитого в Бородинском сражении .

    Кирилл Михайлович Нарышкин был адъютантом Барклай-де-Толли , он ехал в армию и заехал к сестре, чтобы сообщить о смерти её мужа. В продолжение нескольких лет Маргарита Михайловна не могла видеть брата, чтобы не вспоминать о их встрече в Кинешме, и с ней делалось дурно при его появлении.

    По преданию Маргарита Михайловна предчувствовала гибель мужа: во сне она услышала слова «Твоя участь решится в Бородине» («Ton sort finira à Borodino») . Это случилось задолго до сражения под Бородино. Она и муж безуспешно искали на карте название селения и не нашли его в карманном географическом атласе.

    Вдовство

    Маргарита поехала на поле битвы искать тело мужа: из письма генерала Коновницына она знала, что Тучков погиб в районе Семёновского редута. Поиски среди десятков тысяч павших ничего не дали: тело Александра Тучкова так и не было найдено. Она принуждена была вернуться домой.

    Перенесенные ею ужасы так отразились на её здоровье, что некоторое время домашние опасались за её рассудок. Немного оправившись, она приняла решение построить на свои средства на месте гибели мужа храм. Она продала свои бриллианты и при содействии императрицы Марии Фёдоровны купила три десятины земли, где в 1818 году начала строить Храм Спаса Нерукотворного. Наблюдая за постройкою церкви, Тучкова жила с сыном Николаем и его француженкой-гувернанткой в небольшой сторожке.

    Первоначально Тучкова предполагала поставить лишь небольшую часовню, но Александр I пожаловал ей 10 тысяч рублей, на эти средства в 1820 году была построена и освящена каменная церковь-храм, сюда потянулись паломники со всей России. Сама Маргарита подолгу жила на Бородинском поле, в небольшом, специально построенном домике.

    Свою жизнь Тучкова решила посвятить памяти мужа и воспитанию единственного сына Коко , так ласково она его звала. В своих записках Д. Н. Свербеев писал о своём пребывании в Ревеле :

    День походит на день: утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначащее рукоделье, а после короткой молитвы - ночь, вот вся жизнь. Скучно жить, страшно умереть. Милосердие Господне, Его любовь - вот моё упование, тем и кончу!

    В разбитой жизни своей Тучкова искала утешения в помощи несчастным и бедным: помогала окружающему населению, лечила больных и привлекала желающих разделить с ней труды на пользу ближнего. Она отдаётся главному делу всей последующей жизни - устройству нового женского монастыря. В 1838 году Тучкова принимает малый постриг под именем инокини Мелании. Спасо-Бородинская община по Высочайшему Повелению становится Спасо-Бородинским общежитийным монастырём 2-го класса в 1839 году . Во время торжественного открытия Бородинского памятника в 1839 году Император Николай I посетил монастырь и келью Тучковой. Она, вынесшая столько страданий, произвела сильное впечатление на императора. Он даровал ей прощение её брата Михаила, и в 1840 году вызвал в Петербург, чтобы быть восприемницею супруги наследника, Марии Александровны , с которой она вела переписку до своей смерти.

    Пострижение инокини Мелании в мантию с принятием имени Марии произошло 28 июня 1840 года . На следующий день Мария стала игуменьей Спасо-Бородинского монастыря. Возведение в игуменьи было проведено по чину рукоположения в диакониссы. Имя Марии было выбрано в память о происшествии, случившемся с ней в день второй свадьбы: навстречу новобрачной бежал юродивый с криком: «Мария, Мария, возьми посох!» Под своей камилавкой и монашеской мантией, Тучкова оставалась вполне светской женщиной и, при редких своих появлениях в свет и при дворе, пленяла всех своей блестящей речью и изяществом приемов.

    Маргарита Михайловна Тучкова скончалась 29 апреля 1852 года и была погребена в Спасском храме монастыря (возведённом около места, где погиб Тучков), рядом с сыном.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.