Обработка края покрывала двумя способами: пошаговая инструкция. Мастер-класс: окантовка срезов одеяла Окантовка лоскутного покрывала

Кайма: равноправная часть квилта.

Кайма является важным элементом квилта и от ее внешнего вида и аккуратности выполнения зависит общее впечатление от всей работы. Правильно выбранная кайма подчеркнет удачную цветовую гамму, оттенит лоскутный узор. Чаще всего какой будет кайма мы решаем уже после того, как собрали основную лоскутную часть. Но если речь идет о художественном квилте или панно, работа над которыми начинается с эскиза, то уже на начальном этапе вы должны представлять себе, в какую «раму» вы «вставите» ваше произведение.

По способам шитья кайма бывает перекрывающей, с угловыми квадратами и со скошенными углами. Инструкции по шитью - (Я использовала материалы книги «Техники лоскутного шитья»).

Проще всего шить перекрывающую кайму, но со скошенными углами она смотрится более эффектно. Кстати, на лоскутных выставках отдается предпочтение именно квилтам с каймой со скошенными углами.

В любом случае, при шитье каймы надо помнить несколько несложных правил.

Во-первых, все измерения производим не по сторонам лоскутного полотна, а по середине. Это надо для того, чтобы края квилта не топорщились, середина не вспучивалась, т.к. из-за большого количества швов края лоскутного полотна могут иметь другие размеры, нежели мы рассчитывали.

Во-вторых, кайму всегда надо кроить либо по долевой, либо по поперечной, чтобы избежать растягивания краев изделия.

В-третьих, если длины ткани не хватает для каймы, то можно ее надставить, но при этом куски полотна сшивают под углом 45 градусов чтобы шов был менее заметен.

В четвертых, кайма – это только «рама» для вашего квилта, дополнение к нему, она не должна забирать на себя внимание.

Если вы выбрали узорную кайму, то принимайте во внимание те узоры, которые используются в основном лоскутном полотне. Узор каймы должен дополнять, повторять их, но никак не вступать с ними в противоречие. Например, если узор состоит из квадратов и треугольников, то кайма с кругами и волнами не будет «собирать вместе» полотно, будет выпадать из общей идеи квилта.

Чтобы узор каймы подходил к полотну, можно взять узор используемого лоскутного блока и упростить его или видоизменить.

Можно просто сделать кайму составной, т.е. сшить ее из нескольких полос. В таких случаях эти полосы должны быть разной ширины, чтобы зрительно происходило сужение в центру полотна, чтобы кайма «собирала» полотно, а не разваливала его.

Если вы хотите попробовать свои силы в более современном квилте, то для изменения традиционной каймы тоже есть несколько возможностей.

Используйте ассиметрию, возьмите несколько полос разного цвета и ширины.

Разделите кайму на отдельные участки вшивными полосками, квадратами и т.д.

Пришейте кайму не ко всем сторонам.

«Поиграйте» цветом, попробуйте новые, смелые сочетания.

Очень красиво смотрятся и мне очень нравятся художественные квилты, где лоскутное полотно как бы выходит за рамки.

Кайма квилта – это не последняя его часть, не относитесь к ней несерьезно. Она способна либо исправить впечатление от вашего квилта, либо полностью испортить его.

Разнообразные примеры каймы для лоскутных полотен вы можете увидеть .

При работе над статьей я использовала: книгу Е.В. Алексеевой «10 уроков пэчворка и квилта», книгу «Техники лоскутного шитья», журналы «Золушка-пэчворк» и «Чудесные мгновения» за разные годы.

С искренними пожеланиями вдохновения и успехов,

Елена Фоломьева

Наверняка у каждого есть залежавшаяся постельная принадлежность: плед, одеяло или, например, покрывало, однако вы не знаете, что с ней сделать и куда применить? А может у вас есть любимая похожая вещь, которая согревает в дождливые дни или морозы, и вы бы хотели как-то улучшить и дополнить ее некоторыми красивыми и удивительными деталями или вышивкой?

Мы расскажем о том, как красиво и быстро обработать края изделия, а также поделимся, как красочнее при этом преобразить покрывало.

Обработка края уголком

Данный способ подшивки углом является универсальным: он прост, лаконичен, а главное, красив. Таким образом можно подшивать любые прямоугольные или квадратные изделия (шторы, салфетки, скатерть, покрывало и прочее).

  1. Первое, что мы делаем – это выравниваем все края, для того чтобы каждый срез был ровный;
  2. Загибаем по всем четырем сторонам 1,5 сантиметра (для облегчения дела можно использовать мелок для ткани);
  3. Изнаночную сторону располагаем сверху, а лицевую – снизу, потому что все швы мы будем загибать наизнанку;
  4. Для удобства, чтобы все ровно зафиксировалось, отутюживаем складки;
  5. Дальше мы выбираем толщину декоративного края. Так как для примера мы взяли покрывало, загибаем край наизнанку примерно на расстоянии 5-6-ти см (если вы шьете салфетку, то можно взять 2-3 см, если штору – 10 сантиметров).
  6. Переворачиваем покрывало лицевой стороной – наружу, берем линейку и специальным портновским мелом отмечаем по всем четырем сторонам наши 5-6 см, проще говоря, делаем ровные метки;
  7. Подогнув ткань внутрь по этим меркам, заутюживаем ее еще раз;
  8. Разгибаем складки (кроме первых 1,5 см, они остаются загнуты) видим наши заутюженные линии, переворачиваем ткань на другую сторону. Теперь мы видим уголок, разогнутый обратно, берем его и кладем на другой уголочек и получаем острый угол;
  9. Сейчас мы должны вывести ровный уголок, для того чтобы его зашить. Для этого надо совместить две линии (5 см + 5 см) друг с другом ровно и заколоть булавкой или иголочкой так, чтобы лини попали ровно друг в друга (так же ровно друг на друга должны налегать края);
  10. Берем линейку – транспортир и откладываем 45 градусов на стыке, где заканчивается складка (т.е от начала края 10 см), обрезаем треугольный конец. У нас получается прямой угол;
  11. Убираем булавку и переворачиваем ткань «на лицо». Получается некий отрезанный угол, и так мы делаем со всеми четырьмя углами;
  12. Каждый угол поворачиваем лицом внутрь и от обрезанного угла метим 1,5 см, по этой линии мы будем строчить;
  13. Когда уже по всем четырем сторонам отрезаны уголки, мы просто по намеченным линиям должны проложить строчку (чтобы в процессе у вас ничего не развернулось, делайте закрепки). Получается некая «ванночка» из ткани.
  14. Прежде чем все выгибать на лицевую сторону, раскладываем шов зашитого уголка в разные стороны и разутюживаем, т.е шов не должен упасть на какой-то бок, он должен «развалиться» по разным сторонам;
  15. Если шов слишком большой и мешает вам, то можете предварительно обрезать его на 0,5 см. После проделанной работы углы получаются остренькими;
  16. Ровненько проутюживаем сверху наши уголочки, чтобы нигде ничего не торчало;
  17. Скалываем по периметру ткани булавочки и прокладываем прямую строчку на 1-2 мм, пришивая, таким образом, наши края.
  18. Вот и все! В конце мы просто еще раз отутюживаем наше готовое изделие.

Обработка края (каймы) с помощью крючка

Кайма смотрится шикарно, а вязать ее не сложно даже начинающим вязальщицам, для начала можно освоить простенькую кайму, состоящую из одного ряда.

  1. Вначале вяжем подготовительный ряд столбиками с одним накидом;
  2. Последнюю петлю в последнем столбике привязываем другим цветом, таким, каким будете вязать кайму;
  3. Вначале ряда провязываем три воздушные петли;
  4. В первую из трех петель вяжем полустолбик с накидом, для этого крючок заводим в первую петлю и вытягиваем нить. На крючке получается три петли, провязываем их всех вместе. Так получился наш первый элемент;
  5. Переворачиваем вязание, пропускаем две следующие петли на полотне и в третью петлю вяжем соединительную;
  6. Повторяем все сначала, только на этот раз все будет уже с лицевой стороны.

В конце последний раз привязываете соединительную петлю в последний столбик, в последнюю петлю. Закрываете вязание, и на этом все.

Обработка углов в некотором смысле – настоящее искусство, которым нужно научиться овладевать для того, чтобы создавать красивые и качественно выполненные изделия. Данное занятие вполне может перерасти в хобби, и вот вы уже сами придумываете индивидуальную незамысловатую вышивку.

  • Все три слоя изделия стачать по контуру передней части на расстоянии 0,75 см (= заданная ширина припусков на швы) от ее срезов.
  • Прокладочный материал срезать по контуру передней части на расстоянии 0,5 см от ее срезов. Заднюю часть (= цельнокроеную обтачку) срезать на расстоянии 2,5 см от срезов прокладочного материала.
  • Обтачка с уголками конвертом: уголок цельнокроеной обтачки отвернуть на переднюю часть под прямым углом, сгиб приутюжить. Уголок срезать, оставив припуск шириной 1 см от сгиба.
  • Припуски обтачки отвернуть на изнаночную сторону до срезов прокладочного материала.

  • Обтачку отвернуть на переднюю сторону так, чтобы ее край закрыл строчку. Обтачку приколоть (на уголках сгибы соединились встык по диагонали). Сгибы обтачки на уголках соединить вручную мелкими стежками. Затем кайму-рамку настрочить по периметру в край или пришить вручную.

Способ 2: с помощью окантовочной полосы

  • По долевой (если не указано иначе) выкроить окантовочные полосы шириной 6 см. Для квилтов со скругленными уголками окантовочные полосы выкраиваются по косой. В продаже также имеются готовые окантовочные полосы с заутюженными припусками.
  • На концах полосы срезать под углом 45° и полосы сшить в одну длиной, равной периметру квилта + 20 см. Припуски швов срезать до ширины 3 мм и разутюжить. Благодаря диагональному направлению швов можно избежать нежелательных утолщений на окантовке.
  • Через все три слоя квилта на расстоянии 3 мм от срезов лоскутной части проложить строчку.
  • Затем заднюю часть и прокладочный материал срезать по контуру на расстоянии 0,5 см от срезов лоскутной части.

  • Окантовочную полосу сложить пополам изнаночной стороной внутрь. Приутюжить.
  • Окантовочную полосу стороной со срезами приколоть к срезу лоскутной детали (начать от середины одной из сторон) до первого уголка.
  • Окантовочную полосу притачать на расстоянии 0,75 см (или на расстоянии заданного припуска на шов), начав строчку на расстоянии 5 см от конца полосы и закончив ее на расстоянии 0,75 см (или на расстоянии заданного припуска на шов) от уголка. Начало и конец строчки закрепить несколькими обратными стежками.

  • Затем изделие расположить так, чтобы следующая (смежная) сторона находилась слева, и полосу направить сначала вверх, а затем вниз так, чтобы под углом 45° образовалась внутренняя складка, идущая к уголку, = расстояние между складкой и срезом прокладочного материала составляет 2−3 мм. Складку сколоть.
  • Продолжить притачивание окантовочной полосы на уголке: строчку начать от конца предыдущей строчки, закрепив начало обратными стежками, и после уголка продолжить по смежной стороне. Аналогично притачать окантовочную полосу по периметру, заложив на каждом уголке по складочке.

  • Последнюю строчку закончить на расстоянии 10 см от начала первой. Определить необходимую длину окантовочной полосы для открытого участка (включая припуск на шов), концы полосы, срезав излишек, стачать и притачать на оставшемся участке.
  • Окантовочную полосу отвернуть на заднюю часть изделия, сформировав на уголках по складочке. Пришить вручную поверх шва притачивания. Сгибы складочек на уголках сшить вручную.

Способ 3: без дополнительных деталей

  • Декоративную стежку выполнить, отступив от срезов изделия по всему периметру не менее чем на 5 см.
  • По контуру передней части квилта срезать заднюю часть и прокладочный материал.
  • Срезы передней и задней частей квилта раздвинуть и прокладочный материал по периметру срезать еще на 3 мм.
  • Лоскутной частью обогнуть срезы прокладочного материала, срезы задней части отвернуть внутрь (то есть на изнаночную сторону).
  • Сгибы сшить вручную.
  • После этого декоративную стежку можно закончить и по краям изделия.

Авторская принадлежность


Завершенную работу желательно подписать - на случай, если она будет предназначена кому-то в качестве подарка, представлена в выставочной экспозиции или на конкурсе. Не исключено, что со временем ею заинтересуются потомки, и по этой причине увековечить имя автора тоже будет нелишним. Самый простой способ - подписать работу с задней стороны несмывающимся карандашом. Но существует немало и более элегантных способов. Можно создать специальный проект памятной таблички с указанием имени автора, даты, названия квилта и, может быть, небольшого личного послания художника. Такая табличка нашивается на заднюю часть квилта после выполнения декоративной стежки или перед тем, как приступать к ней: второй вариант надежнее, так как прихваченная при стежке табличка уж ни за что не оторвется. В продаже имеются специальные заготовки для подобного рода табличек. Но можно изготовить табличку и своими руками - используя вышивку, роспись по тканям и несмывающиеся мотивы.

Декоративные швы


Фото: Burda. Пэчворк 3/2015
Материал подготовила Юлия Деканова

Аккуратность лоскутному изделию в первую очередь придаст красиво подобранный и качественно пришитый край – кайма. Кайма является важным элементом лоскутной техники, и от ее внешнего вида и качества исполнения часто зависит общее впечатление от всей работы. Художественно подобранная кайма подчеркнет удачную цветовую гамму и оттенит лоскутный узор на изделии. Если вы создаете настенное панно, то уже на начальном этапе эскиза должны представлять, какую кайму – «раму» для вашего произведения – вы сделаете. Красивая кайма может усилить впечатление от работы, тогда как безвкусная или не попадающая в стиль и цвет – полностью ее испортить.

Кайма бывает перекрывающей, с угловыми квадратами и со скошенными углами.

Так как кайма является неким, логичным, продолжением работы, то можно в ней использовать какие-то куски из основного полотна. Но делать это надо очень осторожно, чтобы не переборщить: все-таки основная функция каймы – это ограничивающая и собирающая рама для изделия.

Тонкие изделия можно окантовывать полоской ткани. Полоску кроят по долевой и пришивают по краю изделия шов в шов – лицевая к лицевой. Углы в 45 градусов зашивают на руках.

Кайма может быть продолжением подкладки, завернутой на лоскутный верх. Для этого подкладку выкраивают шире, чем верх. Для тонких и многослойных изделий существуют разные способы пришивания подкладки в качестве окантовки.

Окантовка подкладкой трехслойного одеяла

Слои изначально выкраивают следующим образом: набивка (ватин, флизелин) больше лоскутного верха на 1 см с каждой стороны, а подкладка – на 3 см.

Обработка углов «конвертом»

Простеганное одеяло прострачивают по всему периметру, отступая от края 6 мм. Затем подрезают края набивки на 5 мм, а ткань подкладки – на 2,5 см, считая от среза набивки.

Углы обрабатывают «конвертом». На подкладке отмечают угол и отрезают его, отступив от набивки 1 см (на шов). Этот 1 см отгибают на лоскутный верх, а срез подкладки подгибают тоже на 1 см и закалывают так, чтобы он совпал с краем набивки.

Окончательно подкладку заворачивают на лоскутный верх так, чтобы загиб перекрывал машинную строчку, и пришивают вручную, желательно к стежкам. Получившийся уголок тоже сшивают потайным швом.

Окантовка подкладкой тонких изделий

В этом случае подкладку надо кроить шире изделия на ширину каймы плюс припуск на шов. Например, если кайма у готового изделия будет 2 см, то для ее изготовления потребуется 4 см ткани и по 5 мм на припуск с каждой стороны.

На подкладке отмечают линию пришива каймы, затем складывают пополам любой из углов лицевой стороной внутрь и проглаживают сгиб. Угол сгиба заворачивают «на себя», перегнув его в точке пересечения с линией пришива каймы, отутюживают угол, отворачивают обратно, прострачивают по линии сгиба и отрезают. Шов разглаживают на две стороны и обрезают лишнюю ткань.

Так же готовят оставшиеся углы подкладки, затем ее выворачивают на лицевую сторону. В образовавшуюся «рамку» вставляют лоскутный верх, подворачивают края каймы на 5 мм, приметывают и прострачивают.

Прямые срезы с краев изделия отделывают бейками, чаще всего скроенными по косой, а изогнутые — обтачками, выполненными с лицевой или изнаночной стороны изделия. Любой из этих способов допускает отделку из ткани контрастного цвета. Косые бейки используют, как правило, для обработки края изделия окантовкой. Если косая бейка узкая, то получается ровный, изящный кант или рулик. С помощью широкого канта изделие, помимо красивой отделки, можно удлинить или расширить.

Обработка краев прозрачных и шелковых тканей

Обтачки на шелковых изделиях не должны просвечивать на лицевую сторону. Поэтому края на прозрачной одежде не обтачивают, а окантовывают узкими косыми бейками: При шитье платья из непрозрачного тонкого шелка обрабатывать края можно обтачками, но они не должны быть громоздкими, иначе будут проступать с лицевой стороны. Вместо традиционных обтачек из шелка лучше кроить обтачки вдоль кромок. Однако такой способ отделки пригоден только для прямых краев. Изогнутые обтачки из шелка лучше: укрепить очень тонким флизелином, а срезы не обметывать, а выполнить ножницами «зигзаг». Больше о способах подшивания тканей можно прочесть

Кант скрывает необработанный срез и служит отделкой с лицевой стороны. Если кант используется для подшивки, припусков на подгиб не оставляют. Чаще всего окантовывают косыми бейками, в том числе готовыми, с фиксированным сгибом. Бейку для канта выкраивают по долевой нити, если обрабатываемый край прямой. На трикотажных тканях ее кроят по долевой для прямых краев или по поперечной для изогнутых.

  1. По долевой или поперечной нити выкроите полосу ткани в 2 раза шире готового канта плюс 12 мм. Загладьте по 6 мм на изнаночную сторону вдоль длинных сторон. Согните полосу по длине изнанкой внутрь и отгладьте, совместив края (вверху).
  2. Приложите полосу к краю изделия лицевыми сторонами вместе. Приколите и пристрочите вдоль сгиба. Отгладьте полосу в сторону от изделия и снова согните по центральному сгибу (вверху).
  3. Совместите другую заглаженную сторону полосы с линией строчки, закрыв с изнаночной стороны изделия необработанный срез. Приколите. Пришейте вручную потайным швом.

  1. Выкроите полосу в 2 раза шире готового канта плюс 12 мм. Подогните и прогладьте припуск на шов с короткого конца. Согните полосу повдоль изнанкой внутрь. Приколите кант сложенными вдвое необработанными краями к лицевой стороне изделия.
  2. Подложите второй короткий конец полосы под заглаженный конец. Пристрочите сложенный вдвое кант к изделию, отступив 6 мм.
  3. Обработайте необработанные срезы канта и изделия «зигзагом». Отогните кант в направлении от изделия, а припуск на шов — к изделию и загладьте. Соедините обметочными стежками заглаженные короткие концы канта.

Подготовка косой бейки

  1. Приметайте одну сторону бейки к изделию лицевыми сторонами вместе. Прострочите по сгибу. Отогните бейку на изнанку.
  2. Центральный сгиб бейки совмещен с необработанными краями изделия. Совместите заглаженную сторону бейки с линией предыдущей строчки с изнаночной стороны. Приколите.
  3. Пришейте бейку по линии предыдущей строчки или над ней потайными стежками, чтобы ниток не было видно с лицевой стороны изделия.

  1. Выкроите по косой полосу ткани, сложите ее по длине так, чтобы одна сторона была на 3 мм шире другой. Прогладьте. Затем загните и загладьте вдоль длинных сторон бейки, чтобы подогнутые припуски сомкнулись по первой линии сгиба.
  2. Согните и сколите бейку с подогнутыми краями так, чтобы более узкая ее сторона была сверху. Вложите необработанный срез изделия внутрь канта и приколите.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.