Нужно ли наказывать детей? Можно и нужно ли наказывать детей? Как правильно наказывать ребёнка

Как минимум раз в жизни каждый адекватный родитель задумывался над тем, нужно ли наказывать детей. Чтобы разобраться в данном весьма сложном вопросе, следует задуматься над самим механизмом этого процесса. Наказание представляет собой один из самых распространенных методов, применяемых в ходе воспитания подрастающего поколения. Что примечательно, существует масса вариантов данного воздействия. Именно поэтому в каждой семье вырабатывается собственная система наказаний, вне зависимости от того, каково ее материальное положение и социальный статус.

Почему наказание важно?

Следует сразу оговориться, что в некотором роде наказания важны. Причем, не стоит полагать, что это примитивное физическое воздействие в виде пресловутого ремня. Наказание может быть выражено лишением ребенка какого-либо развлечения. Иногда целесообразно применять и трудотерапию. Какой бы метод в конечном итоге не был выбран, стоит отметить обязательность разработки своеобразного свода правил. В каждой семье они будут своими собственными, уникальными.

Родители, как правило, стараются привить деткам понимание того, что данные правила следует неукоснительно соблюдать. Именно так принято вести себя в обществе большинством рядовых обывателей. Если эти постулаты нарушить либо пренебречь ими, могут возникнуть крайне неприятные последствия. При этом родители должны раз и навсегда усвоить, что наказание за нарушение данных правил должно происходить только в том случае, если малыш с ними знаком. Глупо и нелепо требовать от крохи соблюдения того, о чем он не имеет ни малейшего представления. Только тогда, когда ребенок основательно усвоил требования, наказание может быть полезным и продуктивным. Если же он не понял чего-то, не усвоил или попросту не принял, любые меры воздействия на него окажутся бессмысленными и бесполезными.

К примеру, кроха нарисовал на стенах в гостиной, а родители без объяснений его наказали. Буквально через пару дней или несколько недель ситуация может повториться, но уже будут испорчены стены не в гостиной, а в спальне или на кухне. Дело в том, что следует четко объяснить малышу, что плохо рисовать и портить обои не в какой-то конкретной комнате, а везде вообще. В противном случае малыш может просто не понять, почему ему попало от родителей во второй раз, ведь стены в гостиной он больше не трогал.

Кроме того, система требований к деткам должна быть логичной и цельной. Требования, которые родители выдвигают к малышу, должны дисциплинировать, а не озлоблять его. При этом не стоит забывать, что данной системе должны подчиняться не только малыши, но и сами взрослые. Глупо и недальновидно требовать от крохи то, чему не следуют сами мамы и папы. Скажем, ребенку запрещается кушать перед телевизором.

Родители строго его наказывают за оставленные на диване в гостиной крошки. Однако сами, только придя с работы, усаживаются в кресло с бутербродом в руке. Такая однобокая система требований не будет не только понята, но и принята малышом. Поэтому не стоит ожидать от него ее соблюдения. Ребенок не должен чувствовать, что все нацелено на ограничение его выбора и свободы. Правила должны быть демократичными, адекватными, гибкими и общими для всей семьи.

Каким должно быть "правильное" наказание?

При размышлении над вопросом, нужно ли наказывать детей, стоит всегда отталкиваться от ситуации и никогда не принимать окончательное решение, будучи в возбужденном состоянии. Ребенок не должен бояться маму и папу. Он должен их уважать, считать справедливыми, честными. Если малыш будет наблюдать принятие решений родителями, которые очень злобны и нервны, можно гарантировать, что все серьезные выводы он тоже будет делать, находясь в таком состоянии.

Папа и мама всегда должны служить примером для подражания. Добиться этого можно, если избегать криков, шлепков, рукоприкладства и прочих методов, которые морально унижают ребенка. Ко всему прочему стоит отказаться от грубых слов и менторских приказаний. Психологи давно настоятельно рекомендуют избегать в отношении ребенка таких слов, как «немедленно», «нельзя», «приказываю». Большей эффективностью обладают фразы: « Так не принято в нашей семье» либо «Лучше будет так».

Отдельного внимания заслуживает физическое наказание. Стоит оговориться сразу, что те родители, для которых оно приемлемо, не должны перегнуть палку. Этот метод может быть использован только в самых крайних, пиковых ситуациях. Боль, которая причиняется крохе родителями, часто не осознается ими как наказание. Ее они воспринимают как нелюбовь и отчуждение, что спровоцирует новые приступы шалостей и непослушания.

Большей эффективностью отличаются иные приемы. Наказание в виде запрета на просмотр телевизора, игры в компьютере либо планшете, получения конфет и прочих сладостей, прогулки во дворе обязательно заставит малыша задуматься над своим поведением. Детки постарше смогут даже проанализировать собственные поступки и сделать правильные выводы.

Нельзя отдельно не оговориться о важности своевременности наказания. Это крайне необходимо для воспитания дисциплинированности. Если родитель заметил проступок, но решил отложить наказание до лучших времен, это в корне неправильно. Малыш уже через пару часов забудет о том, что успел совершить.

Кроме того, стоит максимально придерживаться установленных правил. Нецелесообразно, за один и тот же поступок ныне наказывать, а завтра - спускать с рук и делать вид, что ничего сверхъестественного не произошло. Не менее важно всякий раз давать малышу шанс и предлагать исправиться. Стоит твердо, но деликатно указать крохе на его ошибки и подсказать, что именно родители ожидают от него.

Наказание ребенка - это личное дело семьи, в которое не должен быть допущен посторонний человек. Вот почему так важно избегать публичных методов воздействия. Ребенок воспримет это не как критику или механизм, направленный на его усовершенствование, а как унижение. Ко всему прочему не стоит наивно полагать, что у деток «короткая» память. Психологами давно установлено и доказано, что все страхи и обиды, которые были нанесены в детстве, могут не просто привести к проблемам во взрослой жизни, но и деформировать психику.

Психологи утверждают: физическое наказание недопустимо, оно ломает психику ребенка на многие годы вперед. Крики и дерганые жесты лишь истончают нить отношений между родителями и детьми, особенно если мать кричит на ребенка прилюдно. Поставить ребенка в угол тоже не вариант - это воспринимается как ограничение свободы. Чем больше ограничений – тем острее желание отвоевывать свое мнение.


Как же объяснять ребенку, что он не прав? Словесно, тщательно подбирая слова. Вот пять основных способов контролировать детское поведение без психологических и физических наказаний:


1. Устанавливайте и обговаривайте правила заранее . Идя в магазин, спокойно повторите правила поведения в магазине. Сыграйте в игру: «Мы в магазине», обыграв куклой положительные и отрицательные моменты. Вот кукла хочет новую игрушку, упала на пол и закатила истерику. Спросите у ребенка: правильно ли кукла себя ведет? Советуйтесь с ребенком, словно с взрослым человеком. Правила поведения в домашних условиях необходимо распечатать крупными буквами и повесить на видное место в доме.


2. Метод «Меняемся местами» . Если ребенок имеет привычку драться, швырять предметы в человека и т.д., необходимо поставить ребенка на место этого человека. Опять же играючи. Спросите: «Когда тебе больно, ты плачешь?». Объясните, что взрослые могут контролировать свои слезы, но это не значит, что от прилетевшего в лицо или плечо кубика не больно. Нарисуйте карточки (или найдите подходящие ), когда можно драться, а когда нет. Например, можно вступить в драку, защищаясь. Но нельзя драться просто так.


3. Сказкотерапия . Придумывайте сказки, где главного героя зовут так же, как вашего ребенка, и он совершает те же плохие поступки. Делайте акцент на том, что хорошо, а что плохо. Можно перефразировать уже имеющиеся сказки, вставив туда подходящие ситуации.


4. Устраивайте раз в неделю «День веселья» . Детская энергия требует выхода, разрешите ребенку выплеснуть накопившуюся агрессию – побейте чучело из подушек, порвите бумагу, громко покричите вместе где-нибудь на природе и т.д.


5. Метод «Волшебные часы» . Возьмите любые часы со стрелками. Когда ребенок совершил плохой поступок, объясните, почему это плохо и предложите поиграть в «Машину времени», чтобы самостоятельно исправить ситуацию: поверните стрелки на несколько часов назад, и пусть ребенок сам найдет вариант правильного поведения в аналогичной ситуации. Вариантов может быть несколько, не забывайте каждый раз переводить часы назад. Можно добавить музыкальный элемент, как знак временного перемещения.

Одним из острых вопросов, связанных с воспитанием детей на постсоветском пространстве, является проблема применения наказаний в отношении детей. Если обратиться к сети Интернет, то на многих форумах и сайтах, можно найти множество разнообразной информации, противоречащей друг другу. Можно ли наказывать кроху? Если да, то какое наказание не повлечет за собой психологических проблем и позволит сохранить добрые доверительные отношения? Если нет, то, как воздействовать на ребенка, если он не хочет слушать родительские доводы? Давайте попробуем разобраться в этих непростых вопросах, чтобы наши дети росли счастливыми, воспитанными, послушными.

Почему нет согласия между взрослыми в вопросах применения наказания

Чтобы найти ответ на вопрос о возможности применения наказания в отношении ребенка, в первую очередь необходимо понять, почему на протяжении многих десятилетий нет четкого понимания по этому вопросу.

Сложность в поиске единого стандарта воспитания детей возникают на базе отсутствия общих стандартов в определении термина наказания. Для одних это угол, для других – шлепок по попе, третьи верят в силу ремня, а четвертые считают достаточным наказанием лишение ребенка привычных радостей. Понимание о правильном воспитании формируется в психике человека еще в раннем детстве, меры, которые применялись нашими родителями к нам напрямую влияют на наше понимание правильного выбора воздействия на детей сегодня. А наши малыши в будущем на нашем примере будут воспитывать своих крошек. Часто от мамы или папы можно услышать фразу «меня так воспитывали, и ничего, вырос нормальным человеком». Но, насколько такая позиция верна? Все зависит от методов, применяемых родителями.

Методики воспитания изменяются со временем, учитывая достижения психологии, педиатрии, и мало, кто скажет, что нужно вернуться к техникам, которые использовали наши дальние предки. Например, еще 100 лет назад считалось нормальным устраивать порки в конце недели, чтобы наказать за провинности, совершенные за семь дней. А сегодня каждая мама скажет, что это садизм. Обдумывая вопрос применения наказаний в отношении детей, стоит учитывать опыт предыдущих поколений, выбирая наилучший вариант, а не слепо идти за ошибками предшественников.

Нужно ли наказывать ребенка

Чтобы ответить на этот вопрос нужно определить, что вы подразумеваете под словом «наказать». Лупить, кричать, лишать жизненно-важных элементов – нет, но выставлять границы действий необходимо. С раннего возраста нужно обучать малыша пониманию, что все действия имеют свои последствия. Карапуз должен понять, что приступив обозначенную черту, он понесет наказание. Такой подход к обучению позволит вырабатывать у малыша понимание, как работает закон в обществе. Но подбор наказаний для ребенка должен соответствовать возрасту, пониманию, силе проступка. Большинству детей достаточно увидеть серьезный взгляд мамы или почувствовать ее руку на своем запястье. Мама или папа – образец для подражания, мнение которого очень важно и для малыша.

В ситуациях, когда этих простых способов недостаточно, необходимо в первую очередь искать причину, по которой ребенок нарушает установленные правила и подбирать наказание в соответствии с деянием. Малыш должен понимать, за что его наказывают и почему избрана та или иная мера воздействия. Можно объяснить ребенку, что за то, что он нарушил границы дозволенного, он будет лишен на день сладостей, любимой игры или бонусного совместного времяпровождения. Важным обстоятельством, предшествующим наказанию, должно быть четкое понимание установленных границ.

Применение психологического или физического насилия над детьми – неприемлемо. Работы ученых психологов, направленные на изучение последствий применения насилия в качестве инструмента воздействия показали, что дети, подвергшиеся порке, давлению, унижению со стороны родителей имеют сложности в создании собственных семей, низкую самооценку, чаще склонны к насилию в отношении других людей. Реакцией на исследование было принятие международным сообществом резолюции о недопустимости насилия над детьми.

Особенности применения наказания к детям

Что подразумевается под психологическим давлением и насилием:

  • Громкий крик и грубый тон в общении с ребенком. Слыша и видя, как меняется лицо любимого родителя в результате поступка, малыш пугается. Ведь вы намного больше и кроха зависит от вас, поэтому уйти не может, он вынужден терпеть страх, который завладевает им. А со временем кроха свыкается с состоянием страха и говорить о добрых доверительных отношениях с малышом уже не приходится. Вместе со страхом, в ответ на крик мамы или папы, в душе малыша начинают формироваться комплексы неполноценности, никчемности, сомнения в собственных силах. Последствия этих комплексов могут сопровождать вашего кроху всю жизнь и мешать ему достигать вершин совершенства;
  • Физическое воздействие. Бить, шлепать, трясти и причинять боль ребенку за проступок – показывать ему, что агрессия это норма. Копируя ваше поведение, кроха будет драться со сверстниками, верить, что сила – главный аргумент в любой ситуации. Наряду с этими, не самыми хорошими качествами, будет присутствовать страх перед вами, как человеком, несущим боль. Можно ли выстроить дружеские отношения с тем, кто тебя обижает? Наверное, нет;
  • Психологическое давление. Оскорбления, унижения, попытка сравнить с другими детьми и другие способы показать ребенку, что он не оправдывает ваши ожидания. По мнению психологов, такой вариант наказания не менее страшен для психики ребенка, чем физическое насилие. Малыш не только вас боится, но и ощущает себя не нужным, не любимым, неполноценным. В результате, снижается любознательность, попытки достигнуть успеха в интересном деле, появляются сложные комплексы, которые не всегда удается победить даже, став взрослым.

Некоторые родители спросят: «А как тогда наказывать, если бить нельзя, давить нельзя, кричать нельзя?» Ответ очень прост, нужно стараться создавать условия, в которых малыш не будет чувствовать необходимость перешагивать границы. Ребенок должен знать, какие меры с вашей стороны могут быть приняты при нарушении им установленных дома законов и меры должны соответствовать силе проступка.

Почему дети не слушаются?

Чтобы создать условия для спокойного взросления ребенка, снижения количества ситуаций, в которых понадобится применять наказания, следует разобраться, какие бывают причины непослушания. Поняв, почему ваше чадо ведет себя негативно, вы сможете быстро устранить причину, не доводя ситуацию до обострения.

Все причины детского непослушания можно разделить на 2 группы:

  • Неумышленные деяния, реакции на физические и психологические изменения, вызывающие дискомфорт;
  • Умышленные деяния, совершенные с определенной целью.

Для каждой из групп существуют свои методы предупреждения и сглаживания ситуации.

Неумышленные деяния

В эту группу негативных поступков детей относятся действия, вызванные изменением физического или психического состояния ребенка. Свойственны они в большей степени детям до трех лет. Плачем, капризами, истерикой малыш пытается рассказать вам, что он хочет кушать, спать, получить определенную вещь. Часто истерика сопровождает перевозбуждение, перегрузку нервной системы, непонимание поведения взрослого человека. Практически всегда достаточно устранить причину негативного поведения и малыш успокоится. Если плач не вызван усталостью, хорошо помогает отвлечение внимания от нежелательного поступка.

Неумышленные деяния могут наблюдаться и у детей старше 3-х лет. Ребенок понимает необходимость соблюдения установленных правил, но не всегда получается соответствовать заданным стандартам. Обычно они связаны с забывчивостью, рассеянностью, усталостью. Воспитательная работа, при неумышленных действиях с детьми дошкольного и школьного возраста не должна содержать в себе наказаний. Рекомендуемый способ акцентирования внимания на совершенном действии, поведении – беседа, разъясняющая необходимость выполнения определенных правил. Хорошо помогает снизить количество неумышленных действий чтение книг с историями, наглядно показывающими результат подобных действий.

Если ребенок старше 3-х лет проявляет негативные реакции (ругается, скандалит, плачет) в результате нервного перенапряжения, голода, потрясений или событий, влияющих на привычный уклад жизни, рекомендуется обсуждать с ним причины такого поведения. В рамках доверительной беседы стоит не только попытаться понять чадо, но постараться объяснить, что нужно стараться контролировать свои эмоции.

Умышленные действия, совершенные с определенной целью

Эта группа негативных действий и реакций ребенка более сложная. В нее входят запрещенные ребенку действия, совершенные преднамеренно. Причины умышленного негативного поведения могут быть разными:

  • Недостаток внимания со стороны взрослого. Некоторым детям требуется больше внимания со стороны родителей, чем те могут предложить. В результате, стремясь получить желаемое внимание, малыш готов стать на голову и нарушить все возможные запреты. С точки зрения ребенка, лучше пусть мама ругается, но обратит на меня внимание. Рекомендуемая реакция на такое поведение – предоставление малышу того, что он просит. В большинстве случаев, достаточно поиграть с ребенком 15-30 минут и попытки вывести вас из себя прекратятся;
  • Поиск границ дозволенных действий. Эта причина чаще всего наблюдается у детей ясельного и дошкольного возраста. Следуя за своей любознательностью, карапуз пытается понять, что будет, если он нарушит тот или иной запрет. Если при этом в семье нет четко установленных для всей семьи норм, то кроха будет пытаться испробовать все возможные способы обойти запреты, попытается начать командовать взрослыми. Рекомендуемым способом реакции на действия, вызванные этой причиной, является установление четких граней и наказаний за их нарушение. Главное, все члены семьи должны неукоснительно следовать выбранным границам, не допускать их нарушения;
  • Нервное перенапряжение. Жизнь современных дошкольников и школьников очень насыщенная. Развивающие кружки, секции, занятия очень полезны, но неразумная нагрузка может привести к истощению нервной системы. В такой ситуации карапуз становится нервным, непослушным, раздражительным. Рекомендуется для устранения этой причины тщательно взвесить возможности ребенка и его нагрузку, четко придерживаться режима дня. Если малыш проявляет негативные реакции по причине нервного истощения, то наказаний требуют только явные грубые нарушения установленных правил;
  • Копирование взрослых и сверстников. Эта группа негативных умышленных действий со стороны ребенка часто отметается взрослыми как невозможная. Ведь достаточно сложно признаться себе, что малыш поступает также как вы, просто перенеся действие на другую ситуацию. Например, малыш бьет сверстника лопаткой, а вы в наказание шлепаете свое чадо по попе. Применяя агрессию по отношению к ребенку, вы показываете, что так можно и малыш, копируя вас, доказывает своему сверстнику свою правоту при помощи акта агрессии. Рекомендуемым для родителей в такой ситуации является тщательный контроль собственных действий. Если вы хотите, чтобы малыш вырос добрым, отзывчивым, открытым, то сами старайтесь соответствовать выбранному идеалу.

Виды проступков и негативных реакций очень разные и к каждой отдельной ситуации необходимо найти причину, постараться ее убрать, в крайнем случае, применить наказание – соразмерное проступку.

Как избежать применения физического наказания

Хитрость создания условий, в которых малыш будет прибегать к нарушению установленных правил редко, в стремлении придерживаться простых правил:

  • Мера в запретах. Малыш не должен чувствовать, что ему все запрещено. Такова природа человека, он нуждается в свободе выбора. Уже младенцу нужно создавать условия, в которых он сможет делать все, что ему захочется и не слышать постоянное «нет» и «нельзя». До 3-х лет это достигается простым изъятием предметов, не подходящих для игр, отвлечением от нежелательного поступка, разнообразием интересных занятий. С детьми постарше необходимо оговаривать нормы и правила, не выставляя их в виде запрета, а рассказывая, почему не стоит совершать тот или иной поступок. Когда малыш четко понимает, что определенное действие или поступок не просто запрещены, а могут стать причиной сложных последствий, ему легче регулировать свое поведение. Стоит помнить, что ребенок старше 3-х лет реагирует только на 3 первых «нельзя» в день, после этого его мозг просто игнорирует это слово;
  • Единство всех членов семьи. Перед тем, как обозначить запрет ребенку, стоит обсудить его со всеми членами семьи и прийти к единому мнению. Запрет будет действовать на ребенка правильно только в случае, если все взрослые поддерживают его. Бабушки и дедушки должны понимать важность поддержания законов, установленных родителями и не давать поблажек, ни при каких условиях;
  • Единые стандарты. Идеально, если введенный запрет будет касаться всех членов семьи. Если вы что-то запрещаете ребенку, а при этом сами постоянно делаете запрещенное, то у малыша не формируется четкое понимание правильной линии поведения. Если не выполнять запрещенное действие не получается, то ребенок должен четко усвоить, почему так происходит. Можно сказать, что такое действие очень опасно и его могут выполнять только взрослые, которые прошли специальную подготовку и когда малышу будет определенное количество лет, его научат правильно выполнять это действие. Понимание со стороны ребенка причины запрета, шаг к соблюдению.

Соблюдая эти простые правила, вы сможете снизить количество негативных проявлений со стороны ребенка. Конечно, полностью избежать наказаний вряд ли удастся, но стремиться к этому нужно.

Применение наказаний в отношении детей

Цель наказания – стремление помочь ребенку осознать собственное поведение и последствия. Главной целью родителей, применяющих наказание, должно быть достижение малышом понимания, что с ним обошлись справедливо, несмотря на его поведение, его любят.

Если обойтись без применения наказания не получается, то способом повлиять на будущее поведение ребенка без нанесения ему травмы будет:

  • Посадить за стол в другую комнату, объяснить причину наказания, дать подумать некоторое время. После этого поговорить с ребенком, выяснить, в чем причина его поведения, как он сам оценивает свои действия, к какому выводу пришел. Цель наказания – понимание ребенком неправильности своих действий;
  • Создать в комнате полную тишину, убрать любимые игрушки, предложить обдумать свое поведение в тишине. Через некоторое время обсудить произошедшее;
  • Посадите ребенка на стул в угол, предложите обдумать свое поведение;
  • Уберите из пользования наиболее любимые игрушки на некоторое время, объяснив ребенку, что игрушки вернуться, когда ребенок подумает над правильностью своих действий.

Применение наказания в отношении ребенка – мера принуждения. Чтобы у малыша не складывалось впечатление, что это норма, взрослому нужно извиниться после наказания. Объясните крохе, что вы не хотели этого, но поведение карапуза вынудило вас пойти на крайние меры, чтобы он мог понять, что совершает неправильные действия.

Применение наказаний в отношении ребенка требует от родителей соблюдения некоторых условий для получения результата:

  • Наказание должно быть осознанно ребенком. Нельзя наказать за то, что малыш не знал и не понимал;
  • Нельзя наказывать малыша младше 3-х лет. Ребенок начинает четко запоминать правила поведения только на 3-м году жизни и для принятия их нужно некоторое время;
  • Проанализируйте собственное поведение, не являетесь ли вы причиной плохого поведения;
  • Наказания не применяются во время болезни, перед и сразу после сна, во время еды;
  • Не наказывайте ребенка, если у вас плохое настроение. Сначала нужно остыть и трезво взглянуть на ситуацию;
  • Не стоит наказывать за действия, совершенные давно. Принцип применения наказания в отношении ребенка – неотвратимость и своевременность;
  • Труд – не наказание, не нужно применять его в качестве ответа на негативное поведение и действие.

Девочки более чувствительны к наказаниям, чем мальчики, в большинстве случаев им достаточно критической беседы, в которой вы подробно объясните, в чем малышка провинилась. Обязательно во время беседы подчеркивайте, что вы очень любите свою малышку, но ее поведение вас очень расстраивает.

Мальчикам нужно четко объяснять причину наказания, подробно поясняя, какие последствия его действий или реакций могут быть. Для будущих мужчин важно понятие справедливости и честности, старайтесь словом и делом быть примером, к которому ему нужно стремиться, расскажите, почему его поведение не соответствует вашему.

Применяя наказание в отношении ребенка, каждому родителю нужно помнить о своей любви к ребенку и не пытаться ею торговать. Малыш должен понимать, что ваша любовь нерушима, всеобъемлюща и вы применяете наказание исходя их своих добрых чувств.

Перед применением наказания, четко поймите причину поведения, осознайте, зачем вы наказываете ребенка. Понимание цели наказания позволит вам выбрать подходящий ситуации вариант.

Применение наказаний в отношении детей – мера, которой не нужно злоупотреблять и применять ее только в крайнем случае. Чтобы ваши отношения с малышом строились на доверии, теплоте и уважении, нужно стараться быть примером своему ребенку, пытаться словом донести ваше видение его поведения и объяснить причину, почему не нужно делать определенные вещи. Понимание и любовь в отношении ребенка – основные инструменты воспитания, старайтесь использовать их как можно чаще, тогда применять наказание придется очень редко.

Наказание детей ... Нужно ли наказывать ребенка? Имеет ли право на существование «воспитательный метод» - ? А как воспитывать детей без наказания ? Надеюсь, что мои рассуждения помогут вам ответить на эти вопросы.

«Традиция» применения наказаний в берёт своё начало из глубокой древности. Почему же этот «воспитательный приём» так распространён и в настоящее время? Для чего нужны наказания? И так ли они нужны?

Давайте разберемся в этих вопросах, уважаемые взрослые. Почему же родители используют наказания? Почему этот «воспитательный приём» по мнению этих же родителей срабатывает?

Наказание или даже угроза наказания вызывает у ребёнка такие чувства, эмоции, как страх, чувство вины, стыда, подавленности, слабости. Гораздо проще управлять человеком, находящимся в состоянии страха или испытывающим чувство вины, гораздо легче навязать ему, растерявшемуся, свою волю.

Приведу несколько примеров.

Разнимая дерущихся малышей, родитель дает обоим по шлепку (применяет метод – «наказание ремнем») и ставит каждого в угол со словами: «Если будете драться, будете наказаны!». Какие должен сделать выводы ребенок из такой реакции взрослого на данную ситуацию? «Драться нельзя, потому что накажут». «Кто сильнее, взрослее, тот и прав». А может быть вам, уважаемые родители, хотелось бы, чтобы дети перестали драться потому, что сделали выводы о том, что любой спор можно разрешить мирно, не применяя физической силы. Но, тогда нужно это объяснить и самим показать , а не применять физическую силу и моральное давление, объясняя, что драться, то есть применять все ту же физическую силу, причиняя боль, нельзя.

Еще один пример. «Не будешь спать – «бабай» заберёт!» - говорит строгим голосом папа сыну, и малыш испуганно жмурит глазки. Папа доволен: ребёнок тотчас же сделал то, что хотел родитель, к чему хотел его приучить – стал «пытаться уснуть» ровно в 9.00. А какой будет сон у этого ребёнка, после такой «страшной сказки» на ночь, любящий папа не подумал. А потом родители удивляются: с чего это наш малыш стал бояться темноты, стал плаксивым, боязливым или, наоборот, агрессивным.

Или вот другой пример. Опережая прикосновение ребёнка к горячей кастрюле, мама резко хлопает его по попе. Не знаю, что ребёнку в данном случае будет больнее: обжечься или получить неприятный и обидный шлепок от самого родного человека.

Используя наказания, запугивания, жёсткие запреты, моральное подавление, родители, руководствуясь «благими намерениями», пытаются привить детям правильные, культурные нормы поведения.
Но нужно не забывать, уважаемые взрослые, что у этих «действенных» средств есть побочные эффекты, и кто знает, какой из них рано или поздно проявится: , агрессивность или излишне развитое чувство вины. Став взрослыми, люди с таким багажом, взятым из детства, становятся лёгкой «добычей» для манипуляторов, психологических «вампиров». Почему? Ну, если ваш ребёнок растёт с ощущением того, что самый родной и близкий человек имеет право сделать ему больно (наказать, обидеть и т.п.), он считает это нормой. И в результате - позволяет так обращаться с собой (например, женщина живёт с мужем-тираном и считает при этом себя виноватой). Да, картина, конечно, получилась у меня страшноватая, но, по-моему, достаточно наглядная.

Возможен и противоположный вариант развития: копируя своих родителей, ребёнок убежден, что имеет право наказывать того, кого считает слабее, младше.

Задумайтесь, уважаемые взрослые, какого ребёнка вы хотите вырастить: свободно и самостоятельно мыслящего, руководствующегося в своих поступках собственными моральными ценностями, стойкого к разного рода попыткам психологического манипулирования или слабого, легко управляемого (и, надо сказать, не всегда теми людьми, которых вы бы посчитали достойными подражания), а может бездумно агрессивного.

Думаю, что вы сможете правильно ответить на вопросы: так ли необходим воспитательный метод – наказание детей , . Ваше любящее сердце, дорогие родители, обязательно подскажет правильные решения для всех этих вопросов, и вы сделаете мудрые выводы, ведь вы желаете своим детям только добра и хотите, чтобы они выросли замечательными и счастливыми людьми.

А существует ли альтернатива наказаниям?

Как воспитывать, не наказывая!? Вообще, как воспитывать детей без наказания?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.