16.07.2019
Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы с использованием лэпбука «В гостях у рыбки Дори. Конспект для детей старшей группы доу с использованием лэпбука
Елена Тонких
Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение . Если вернемся мысленно в прошлое, то многие наверняка вспомнят как в школе делали рефераты и доклады (собирали информацию и красиво оформляли её) или вспомним папки-передвижки с кармашками. Воспитатели в них оставляли массу полезной информации для родителей. Всё это было незаслуженно забыто нами. И вот забытое старое возвращается к нам уже значительно преобразовано и улучшено в виде «лэпбука » .
Что же такое лэпбук , зачем он нужен, чем он хорош и интересен нам как педагогам и нашим детям?
Итак, пришёл лэпбукинг к нам из Америки . В дословном переводе с английского "Лэпбук " (lapbook) значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Лэпбук тематическая или интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжк с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.
В Америке лэпбуки получили свое широкое распространение и стали столь популярны за счет домашнего образования(homeschooling) . При таком обучении лэпбуки является финальным этапом изучения определенной темы.
Проведя аналогию с отечественным образованием, то лэпбук это по сути финальный этап проектной деятельности. То есть, ребенок, получив тему проекта, ищет информацию, придумывает игры, самостоятельно делает какие-то зарисовки на данную тему и по окончанию исследовательской деятельности сам или с помощью взрослого оформляет ее в лэпбук . Получается изначально лэпбук – это продукт ребенка, отражение полученных им знаний. Но иногда лэпбук делают сами педагоги или родители, и выглядит он уже как дидактическое пособие для детей. И это тоже замечательно, но в таком случае надо придерживаться некоторых правил, так как лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к предметно- развивающей среде. Например, для себя я выработала такие :
1. Информативен. Информация, содержащаяся в лэпбуке , должна быть понятна ребёнка.
2. Прочен. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким.
3. Эстетичность. Лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки. Таким образом, лэпбук будет являться средством художественно-эстетического развития ребёнка.
4. Вариативен. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части .
5. Доступен. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Взяв, лэпбук в руки , ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.
6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра)
В чем же преимущество обучения с лэпбуком ?
Во-первых, привьете своим детям любовь к обучению; во-вторых, разнообразите даже самую скучную тему и расширите кругозор, а также обогатите активный словарь и уточните имеющийся предметный словарь; в-третьих, вы вместе с ребёнком научитесь структурировать сложную информацию; в-четвертых, разовьете свою креативность и творческое мышление; в-пятых, научите своих детей простому способу запоминания. И в итоге вся работа, если родители будут делать её с детьми объединит всю семью для увлекательного и полезного занятия. Ваш лэпбук будет по своему уникален!
А я представляю свой лэпбук , как дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста.
Тема лэпбука : «Полярные медведи, как исчезающий вид»
Цель : закрепление знаний о полярных медведях в ходе тематической недели «Животные Крайнего Севера» .
Содержание папки : 1. Игра «Лабиринты, раскраски» (ребёнок карандашом проводит медведя к рыбке или к воде, в зависимости от рисунка, тем самым развивает ориентацию в пространстве, мелкую моторику, мышление); 2. Игра «Собери слово» (из уже изученных букв ребёнок должен составить слова : «миша» , «зима» , «снег» , тем самым у ребенка развивается мелкая моторика, звукобуквенный анализ, чтение, что немало важно для подготовки к школе); 3. Игра «Покорми медведя» (ребёнок должен из нескольких фишек-картинок найти те, на которых изображены предметы питания медведя, а также ребёнок запоминает и называет животных : нерпа, белуха, тюлень и т. д., тем самым у ребёнка развивается память, мышление, мелкая моторика, обогащается предметный словарь); 4. «Кто в домике живет?» ; 5. «Следы невиданных зверей» ; 6. «Ареал обитания» ; 7. «Медвежье семейство» ; 8. «Строение белого медведя» ; 9. «Это интересно! Интересные факты, загадки, стихи» . Разделы 4-9 несут в себе в основном информационную цель и развивают тоже мышление, память и интерес к обучению.
Ожидаемый результат :
Быстрое запоминание информации, а также стихов и загадок.
Проявление самостоятельности при работе с лэпбуком .
Проявление повышенного интереса к содержанию папки.
Развитие мелкой моторики рук.
Развитие ВПФ (мыслительных процессов, внимания, ориентации на листе бумаги) .
Запоминание других животных, которые обитают в непосредственной близости от белого медведя и являются его предметом пропитания.
Обогащение словаря. «Печатание» и чтение слов.
Предлагаю и вам, уважамеые родители, вместе со своими детьми сделать такую интересную книжку.
С чего начать создание лэпбука ?
1. Определитесь с темой будущего лэпбука . Тема может быть любая - вулканы, насекомые, планеты, композиторы, художники, фильмы, страны, исторические события. Можно взять за основу какое-либо литературное произведение и комплексно изучить несколько тем. Например, на основе сказки про Золушку можно изучать тыквы, мышей, Францию и французский язык, традиции королевских семей Европы, обсуждать такие качества характера как зависть, терпение или трудолюбие,предложить написать современный вариант сказки и т. д.
2. После того, как вы определились с темой, составьте план будущего лэпбука , т. е. какие подтемы вы хотите раскрыть – это и будет содержание наших миникнижечек. Советую начать с 5-7 пунктов (книжек, но вообще здесь нет ограничений.
3. Для каждой темы выберите подходящую миникнижку.
Публикации по теме:
Художественная литература служит могучим средством воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Аннотация: Дидактическое пособие лэпбук «Что такое хорошо, что такое плохо» представляет собой пластиковую папку 40*40 см, и 4 разворота.
Ежедневное планирование в младшей группе «Что такое хорошо, что такое плохо» День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды.
Игры, которые можно использовать после перенесенных болезней дыхательной системы. Игры, которые можно использовать после перенесенных болезней дыхательной системы. 1. Дыхание. Правильно дышать – очень важно, для здоровья.
Создание лэпбука в ходе проектной деятельности
Фомичева Наталия Альбертовна, воспитатель, МДОУ детский сад №30 "Теремок", город Рыбинск Ярославской области.Описание: Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного, школьного и дополнительного образования. Публикация содержит подробную карту проекта и план его реализации
Цель: Оформление теоретической части проектной деятельности в дошкольном учреждении
Задачи:
- Помочь педагогам систематизировать информацию по проекту
- Дать конкретный пример оформления реализованного проекта
Совсем недавно в современной педагогике появилось новое средство обучения – лэпбук. Это тематическая папка, содержащая множество кармашков, окошечек, миниатюрных книжечек. Она может вместить огромное количество материала, а именно: карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр, художественного слова. Ребенок (или группа детей), взяв в руки такую папку, выполняет задания, рассматривает картинки, разбирает схемы, тем самым в лёгкой и непринужденной форме закрепляет и расширяет свои знания по определенной теме.
Идея создания серии лэпбуков о природе стала основой реализованного нами проекта.
Карта проекта «Лэпбук – ребятам друг!»
Автор проекта:Фомичева Наталия Альбертовна
Место реализации:
Детский сад №30 «Теремок», город Рыбинск
Тема проекта:
«Создание лэпбука – вид совместной деятельности взрослых и детей»
Творческое название:
«Лэпбук – ребятам друг!»
Типология проекта:
Творческий, практико-ориентированный, групповой
Участники проекта:
Воспитатели, дети и их родители
Продолжительность:
Среднесрочный март-апрель 2016 года
Предметная область:
Ребенок и природа
Цели:
В ходе проектной деятельности были определены цели для работы с детьми:
Образовательные цели:
Расширение знаний о природе
Развивающие цели:
Развитие познавательной активности, наблюдательности, творческого мышления
Воспитательные цели:
Воспитание интереса к объектам природы, формирование самостоятельности в самообучении
Кроме того, были выделены цели
для родителей:
Повышение компетентности по данной теме, укрепление детско-родительских отношений в ходе исследования и создания интерактивной папки, самореализация.
для педагогов:
Организация эффективного сотрудничества с семьями воспитанников, координация деятельности участников проекта на всех этапах, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками реализации проекта, презентация материальных результатов, внедрение новых методов в работу с детьми, обогащение предметно-развивающей среды серией лэпбуков о природе, распространение педагогического опыта.
Основополагающий вопрос:
Как сделать полезный материал интересным?
Проблемный вопрос:
Зачем нужен лэпбук?
Частные вопросы:
1. Что такое лэпбук?
2. Как изготовить лэпбук?
3. Как использовать лэпбук?
Гипотеза:
Лэпбук – новое средство обучения.
План реализации проекта «Лэпбук – ребятам друг!»
Этапы проекта:1. Интригующее начало, обозначение проблемы «А знаете ли Вы, что такое лэпбук?»
2. Определение педагогами конечной цели проекта: создание серии лэпбуков о природе.
3. Распределение тематики лэпбуков для каждой семьи индивидуально, чтобы темы не повторялись: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Лиственные деревья», «Хвойные деревья», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», «Рыбы», «Животные Севера», «Животные жарких стран», «Домашние животные», «Животные наших лесов», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Ягоды», «Времена года» и другие.
4. Сбор информации семьями воспитанников
5. Проведение педагогами консультаций для родителей («Что такое лэпбук?», «Работа с лэпбуком в ДОУ», «С чего начать при создании лэпбука?»)
6. Систематизация и анализ полученных сведений
7. Обсуждение вариантов оформления и способов создания лэпбука
8. Совместное движение взрослых и детей к результату
9. Обсуждение и просмотр результатов творческих семейных работ.
10. Видеоотчёт для родителей «Лэпбук – устами младенца!»
11. Награждение участников проекта
Выводы:
Реализация данного проекта сблизила всех участников.
У детей расширился кругозор, совершенствовалась мыслительная деятельность.
Принес педагогам пополнение предметно-развивающей среды
в виде серии эксклюзивных интерактивных папок о природе.
В результате реализации проекта подтвердилась гипотеза, что лэпбук – это отличный способ получения, расширения и закрепления знаний по определенной теме.
Сам процесс исследования и результат проекта доставил детям радость, родителям – удовлетворение. При создании лэпбуков семьи проявили креатив, фантазию, заинтересованность. Творчески подошли даже к названиям своих папок о природе. Для оформления использовали свои художественные навыки, компьютерную графику, яркие иллюстративные материалы, декоративные элементы. Каждый лэпбук – по своему уникален. Наполняемость папок – огромное количество дидактических игр, загадок, стихов, раскрасок, картинок, фотографий. Всё по одной теме.
Представляю их Вашему вниманию.
Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук - это книжка на коленях . Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук - это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Форма занятий
Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Лэпбуки можно делать как индивидуально, так и на групповом занятии. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо преподаватель распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо преподаватель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.
Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.
Размер готового лэпбука
стандартный де-факто по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде.
Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель.
Разновидности тематических папок
В зависимости от назначения:
- учебные;
- игровые;
- поздравительные,
- праздничные;
- автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)
В зависимости от формы:
- стандартная книжка с двумя разворотами;
- папка с 3-5 разворотами;
- книжка-гармошка;
- фигурная папка.
Организация материала:
- стандартные кармашки;
- обычные и фигурные конверты;
- кармашки-гармошки;
- кармашки-книжки;
- окошки и дверцы;
- вращающиеся детали;
- высовывающиеся детали;
- карточки;
- теги;
- стрелки;
- пазлы;
- чистые листы для заметок и т.д.
Зачем нужен лэпбук?
- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
- Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
- Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
- Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Как сделать лэпбук своими руками?
Для этого вам понадобятся следующие материалы :
- картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);
- бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);
- принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;
- обычные и фигурные ножницы;
- клей и/или скотч;
- степлер;
- декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)
Готовые шаблоны кармашков для лэпбуков, которые можно скачать бесплатно – лучший вариант для новичков.
Однако вы можете попробовать сделать и что-то свое, оригинальное.
1. Начинаем мы с выбора темы .
Тема лэпбука может быть любая:
- интересные события, происходящие с ребенком;
- увлечения детей;
- темы недели;
- литературные произведения;
- мультипликационные герои и т.д.
Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.
Если вы изготавливаете лэпбук для дошкольников, то темы и материалы для них должны быть элементарными, для школьников можно подобрать материал посложнее. К тому же, если вы делаете лэпбук не для коллектива, а для одного ребенка, не забывайте ориентироваться на него: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме. Посоветуйтесь с ребенком, на какую тему он хотел бы подобрать материал и изготовить папку.
2. План.
После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук — это не просто книжка с картинками. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
Примеры
3. Создание макета.
Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.
Как создать папку? 3 варианта
Существует три основных варианта: базовый, базовый с добавлением 1-2 расширений и сдвоенный базовый.
Изготовление таких основ подробно показано на картинках:
Нарисуйте несколько ориентировочных макетов на простом листе или в Word (Paint или программе-проектировщике), выберите оптимальный вариант для размещения необходимой информации.
Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация.
Шаблоны для лэпбука
Теперь можно приступать к изготовлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок. Занимайтесь по тематической папке постепенно: одно занятие - одно задание.
Данная форма работы помогла педагогам создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе наблюдения воспитатель узнает, что ребенок делает с большим интересом. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
«Паспорт лэпбука»
Паспорт как документ, определяет состав и значение содержания лэпбука, т.е. «паспорт лэпбука» - это полное описание задач, материалов и игр, правил, входящих в состав лэпбука. Хорошим дополнением являются рисунки страниц или фото готового, вставленные в паспорт.
Дополнительно:
- Лэпбук как новейший способ систематизации знаний
- Примеры лэпбуков на сайте maam.ru
- Магазин лэпбуков
- Лепбук «Серая ворона»
- Примеры лэпбуков
- The BIGGEST List of FREE HOMESCHOOL LAPBOOKS – Ever!
- Lapbooks
- https://practicalpages.wordpress.com/free-pages/free-lapbook/
- TotBooksTotPacksALL
Pockets
|
Flap Books |
Tri-folds
|
Petal Books |
Graduated/Layer Books |
Shutterfold, Shutterflap, Shuttertied |
Matchbooks
|
Ранее закрепление информации в учреждениях для дошкольников и школьников проходила путем ее повторения, оформления в виде рефератов, проектных работ. Лэпбук (детская книжка-раскладушка) – это новый метод изучения, запоминания определенной темы, который строится по шаблону и состоит из множества кармашков, вкладок, окошек, передвижных элементов, картинок и т.д.
Что такое лэпбук
Слово lapbook пришло к нам из Америки, в дословном переводе – «наколенная книга» (lap – колено, book – книга). Это своего рода самодельные интерактивные папки, включающие кармашки, дверки, окошки, карточки, передвижные детали из бумаги, с помощью которых ребенок учит и закрепляет пройденный материал. Они посвящаются определенной теме, являясь заключительным этапом ее изучения.
Для чего нужен
Лэпбуки помогают в закреплении пройденного материала, понятии и запоминании содержания книги, проведении исследовательского проекта, приобщая к процессам детей (поиск информации, ее сортировке и анализе). Такое средство обучения – одно из направлений партнерской деятельности взрослого и ребенка, приравнивающее их друг к другу. Содержание зависит от темы, требующей изучения, освоения.
В целом лэпбук включает не только обучающие моменты, но еще и воспитательный процесс, помогающий понять потребности детей и помочь создать условия для самостоятельного освоения мира. «Наколенная книга» может составляться взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями) и должна включать следующие моменты:
- Прочность. В руках детей бумажная интерактивная папка быстро превратится в тряпочку, поэтому лучше ее делать из прочных материалов.
- Эстетичность. Она обязана быть яркой, красочной, привлекающей внимание, иначе дети не захотят играть.
- Информативность. Излагайте сведения, закладываемые в лэпбук на понятном ребенку языке, полностью раскрывая тему.
- Доступность. Дети могут самостоятельно выбирать понравившийся раздел. Подписи, длинные тексты с описанием, рекомендации и инструкции усложнят игру, подавят интерес к книжке.
- Вариативность. Все разделы темы, входящие в это средство обучения, нужно делать в разных вариантах, предполагающие разные способы освоения информации.
- Возможность использовать эту коллективную книжку одновременно несколькими людьми, включая взрослого.
Виды
Эта книжка-папка имеет формат А4 в сложенном состоянии и формат А3 в раскрытом. Они делятся на группы по способу преподнесения информации, структурированности и содержанию. Различают такие виды лэпбуков:
- Энциклопедические. Сведения преподносятся по типу энциклопедии.
- Сказочные, мультипликационные. Такие лэпбуки делаются на основе сказки, мультфильма, содержат фигурку любимого героя, позволяющую играть с ним, придумывать разные истории, проигрывать сценки.
- Тематические. Включают песни, стихи, сказки, картинки – все, что нравится ребенку по конкретно заданной теме.
- Школьные. Содержат сведения относительно школьных предметов. Это прекрасный способ закрепить материал, подготовиться к контрольной работе.
Лэпбук для дошкольников
Тематический лэпбук для детского сада преследует сразу несколько целей: развивает самостоятельную исследовательскую деятельность, творческое мышление, наблюдательность, познавательную активность, формирует интерес к объекту изучения. Родителям книжка- раскладушка помогает укрепить отношения с детьми, пополнить знания по конкретной тематике, самореализоваться. Педагогам дошкольной организации такие учебные пособия оказывают содействие во внедрении новой формы работы с детьми, организации взаимодействия между родителями и малышами.
Технология лэпбук для дошкольников
По сравнению со старшими детьми, дошкольникам трудно воспринимать информацию на слух, особенно, когда ее много. «Наколенные книги» помогают сделать занятия яркими, эмоциональными и увлекательными при помощи визуального, тактильного восприятия. Лэпбук для детей дошкольного возраста способствует развитию памяти, творческих способностей, коммуникативных навыков. С помощью творческого задания дети с удовольствием изучают тему, повторяют пройденное, систематизируют полученные сведения.
Благодаря своей красочности, папка содействует воспитанию в ребенке художественно-эстетических навыков, приобщая к сфере искусства. Технология создания лэпбука по дошкольному образованию состоит из следующих этапов:
- Выбор темы. Она может быть какой угодно. Обратите внимание, что деткам младшей группы детского сада информацию можно подавать в глобальном виде, например, общие сведения о животных. Ребятам постарше нужна конкретика, то есть лэпбук нужно составлять о каком-то одном животном.
- Составление плана. Определитесь с тем, какие моменты, факты вы хотите осветить, раскрыть.
- Создание макета. Нарисуйте уменьшенную копию будущей книжки-раскладушки в подробностях.
- Поклейка лэпбука.
Темы для лэпбука
Один из важных моментов в создании папки lapbook является определение тематики занятия. Она может быть абсолютно любой, в зависимости от того, чему вы хотите обучить ребенка. Лэпбук для малышей часто является обзорным, ознакомительным, содержащим общие аспекты и понятия. Детям школьного возраста делают тематическую папку, помогающую наглядно освоить, закрепить темы конкретных предметов. Дидактический материал, содержащийся в них, обязан включать полноценную информацию, быть максимально полезным в изучении урока.
По профессиям
Направленность этой интерактивной книжки-папки – общий экскурс по существующим профессиям. Здесь важно объяснить ребенку в чем заключается принцип работы человека определенной специальности, помочь сориентироваться в мире профессий и понять, кто кем хочет стать. Такой лэпбук может содержать следующие образовательные разделы и вспомогательные элементы:
- Для чего нужна каждая из специальностей, используя картинки, карточки, находящиеся в кармашках. Деткам постарше можно прикреплять мини-книжки или книжки-гармошки, содержащие текстовые описания.
- Демонстрация спецодежды на карточках, но лучше сделать маленького бумажного человечка и несколько комплектов одежды. Так ребенок сможет сам определять и наряжать куклу.
- Сопутствующие атрибуты, инструменты в виде картинок в кармане.
- Конверт с загадками.
- Конверт с маленькими раскрасками.
- Вращающийся круг со стрелкой – игра «Кто где работает?».
По биологии
Лэпбук по биологии способствует изучению разных классов живых организмов (птицы, животные, насекомые, грибы и т.д.). Дошкольникам будет интересно знать об эволюции и взаимодействии всего живого на Земле, построенное в виде цепочек с картинками, карточек с описанием живых существ, их роли в природе. Такой дидактический материал подается в обобщенном виде. Конкретизируйте сведения, составив папку о конкретном классе или представителе живых существ.
По математике
Папка-раскладушка по математике у дошкольников направлена на формирование понятия о цифрах, числах, счете. Поместите сюда карточки со стихами о цифрах, загадками, мини-карманы, содержащие геометрические фигуры, раскраски, легкие задания на сложение, вычитание. Ребятам младшего школьного возраста лучше соорудить лэпбук в виде домика из нескольких страниц и поместить в него:
- карточки для тренировки написание цифр;
- сундуки, набитые загадками на математическую тему;
- часы для обучения определения времени;
- карманчик с раскрасками, где каждая цифра соответствует определенному цвету;
- мини-папка с заданиями;
- шкафчик с образцами картинок, составленных из геометрических фигур и конверт с фигурами и др.
По окружающему миру
Познавательные лэпбуки по окружающему миру помогают расширить кругозор знаний детей о временах года, погодных явлениях, растениях и т.д. Их лучше делать отдельно на осеннюю, зимнюю, весеннюю, зимнюю тематику, снабдив такими разделами:
- мини-книжка со сказкой о поре года;
- конверты с карточками: признаки времени года, загадки, стихотворения;
- открывающиеся кружочки с отличительными особенностями каждого месяца;
- карманы с пазлами, раскрасками;
- красочные иллюстрации, атрибуты, присущие конкретной поре.
Про семью
Такой материал формирует у ребенка представление о семье, роли в ней каждого ее члена, воспитывает уважение к родным. В папку можно включить:
- Конверт с разрезанными изображениями каждого члена семьи, которые нужно собрать.
- Карман с разноцветными полосками, из которых необходимо сделать коврик определенной формы.
- Кармашек с фигурками людей, из которых составляется семья ребенка с описанием каждого человека.
- Набор картинок с сюжетами из жизни, ребенок должен по ним составить рассказ.
- Карточки с изображением дел, их необходимо сопоставить с каждым из членов семьи.
- Книжка-малышка с загадками.
Животные
Дидактическое пособие про животных повествует о конкретных представителях этого класса. Составляя такой лэпбук, позаботьтесь о наличии следующих элементов:
- фото животного;
- карта с местами обитания;
- карманчик с пазлом-картинкой;
- вращающийся круг с изображением пищи, употребляемой исследуемым животным;
- мини-книжка с интересными фактами;
- полоска, куда можно вписать статус животного Красной Книге;
- конверт с раскраской;
- ромашку с загадками и пословицами на лепестках.
По развитию речи
Лэпбук по развитию речи направлен на устранение проблем в этой сфере у детей: правильно произносить звуки, составлять предложения и маленькие рассказы, используя предлоги, уметь понимать смысл стихотворений, пересказывать их. Составляя такой лэпбук, используйте:
- поговорки, считалки, загадки;
- стихотворения, притчи, рассказы;
- карточки с буквами, словами;
- раскраски;
- картинки для их устного описания;
- конверты с заданиями: назови слово, скажи ласково, найди отличие и др.
Про школу
Такая тематика должна содержать сведения об этом заведении, правилах поведения в нем, взаимодействии с другими детьми, учителями и т.д. Используйте следующие наработки для создания своей папки-книжки:
- Карман в виде рюкзака и конверт с маленькими изображениями школьных принадлежностей. Предложите ребенку поиграть в игру «Собери портфель».
- Изображение школы с открывающимися окнами, дверью.
- Кармашек с учебниками (в картинках).
- Конверт с загадками о школе.
- Книжка-малышка с правилами поведения.
- Карточки, содержащие правила взаимодействия между детьми и преподавателем.
Как сделать своими руками
Соорудить любой лэпбук можно самостоятельно. Для этого ознакомьтесь с технологией ее создания, определитесь с тематикой и запаситесь необходимыми материалами, инструментами. Первый раз воспользуйтесь готовыми шаблонами, предоставленными в электронном виде в интернете, но потом пробуйте делать все сами, привлекая к увлекательному процессу детей.
Из чего сделать
Приступая к созданию познавательного дидактического бумажного лэпбука, приготовьте такие материалы:
- Картонную папку. Купите или сделайте самостоятельно из ватмана.
- Цветную бумагу, картон, фоамиран, разные куски ткани.
- Ножницы, клей.
- Скотч, степлер, нитки.
- Карточки, картинки, изображения животных, людей и т.д. Вырежьте их, нарисуйте или распечатайте на цветном принтере.
- Карандаши, краски, фломастеры, маркеры.
Макет
Следующий этап – прорисовка макета (того, как будет выглядеть лэпбук). Для этого сложите сразу вашу папку так, чтобы она потом открывалась, разворачивалась, и простым карандашом набросайте места, где будут кармашки, книжечки, картинки, в каком виде и размере все это будет представлено. Далее вам останется склеить все детали и прикрепить к заготовке.
Идеи
Разнообразить свою интерактивную «наколенную книгу», сделать ее интереснее, возможно благодаря разным идеям по оригинальному созданию тематических зон. Например, задействуйте конверты разных размеров и форм, можно взять упаковку для дисков или сделать их своими руками. Очень необычно выглядят книжки-гармошки, разрезные блокноты, карточки-разделители и открывающиеся окошки. Однако больше всего детям нравятся вращающиеся детали и элементы с множеством открываний.
Как делать поэтапно
Итак, подробная пошаговая инструкция по созданию бумажной интерактивной папки выглядит следующим образом:
- Определитесь с тематикой.
- Подготовьте макет и все необходимые материалы.
- Далее нужно сделать кармашки для лэпбука, конверты, книжки, гармошки, карточки, изображения, фигурки и т.д.
- Приклейте заготовки к макету по намеченному плану.
Видео
Дидактическое пособие лэпбук "Домашние животные" для детского сада
Тороп Юлия Валерьевна, педагог дошкольного образования МБДОУ "Детский сад №132" города Дзержинска Нижегородской области.
Описание: пособие предназначено для детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей по теме;
2. Знать и классифицировать диких и домашних животных;
3. Развивать наблюдательность, внимательность.
С внедрением ФГОС каждый педагог дошкольного учреждения находится в постоянном поиске новых форм организации образовательной деятельности. Лэпбук – замечательная находка для воспитателя. Этот вид пособия появился сравнительно недавно у нас, но популярность его только растет.
В дословном переводе термин «лэпбук» - это «книга на коленях». То есть это тематическая папка со множеством кармашков, окошечков, в которой собран материал по определенной теме. Такое пособие рекомендуется делать вместе с детьми и родителями. Ценность такой папки для каждого ребенка возрастает.
А у родителей появляется возможность еще больше времени провести со своим ребенком.
Я представляю вашему вниманию лэпбук по теме «Домашние животные». Немного об изготовлении и материалах.
Основой для создания такой папки стала обычная потолочная плитка. Их понадобилось 2: одна – целая, а вторую я разрезала пополам, имитируя раскрывающуюся книгу. Скрепила детали между собой обычным широким скотчем. Ну а чтобы изделие имело эстетический вид, скотч задекорировала полосами вспененной резины. На лицевой стороне приклеила название моей папки.
Ну а теперь о наполнении.
Что-то находила на просторах Интернета, что-то делала сама.
На левой стороне книги у меня расположился кармашек со стихами о животных . Сделан он в виде книжечки с картинками. Можно не только почитать стихи, но и рассмотреть животное.
Кармашек «Кто где живет?» представляет собой два листа, в центре одного – деревенский дом, в центре другого – лес. Вокруг каждой картинки – 7 пустых окошков.
В другом кармашке – дикие и домашние животные.
Вариантов игры может быть несколько.
1. Карточки с животными разложены на столе. Можно спросить ребенка, какие животные живут в лесу, а какие рядом с человеком.
2. Карточки с животными разложены, например, вокруг леса. Одно животное – домашнее. Задайте ребенку вопрос: «Назови животных. Все ли животные живут в лесу? Какое животное не дикое? И т. д.
По центру расположены несколько кармашков. На самом большом листе – загадки про животных. Задача ребенка – отгадать загадку и найти картинку с изображением животного.
Еще один лист – расскажи о животном. Если ребенок не умеет читать – не беда. По схемам и условным обозначениям дети вполне самостоятельно могут описать любое животное. Сначала это будет набор предложений. А потом, со временем, этот набор предложений превратится в монолог – описание.
Кармашек «Собери картинку» сделан по принципу пазла. Из частей нужно собрать картинку животного.
Кармашек «Назови детеныша». Назначение этого кармашка – речевое развитие.
Варианты игры.
1. Предложите ребенку назвать домашнее животное (по вашему выбору). А затем найти и назвать одного детеныша, двух детенышей. (свинья – поросенок – поросята).
2. Все те же поросята потеряли свою маму. Найди ее, как называется мама поросят.
Кармашек «Найди тень» предлагает ребенку найти цветную картинку с животным и его тень.
«Подбери шерстку». Здесь идет «отработка» внешнего вида животного. Я оставила только контур животного, а надо подобрать картинку с шерсткой животного и положить ее снизу. Так животное «оденется».
С левой стороны книги расположился карман «Раскраски». Его можно постоянно пополнять. Дети выбирают понравившуюся картинку и раскрашивают ее.
Ну и заключительный «карман» - «Любимая еда». Представляет собой круг, разделенный на сектора, на котором изображена еда животных, не только домашних. А на прищепках прикреплены животные. Задача ребенка соотнести животное и его любимую пищу.
По такому же принципу сделан лэпбук по теме "Дикие животные".
Надеюсь, мой материал окажется полезным для вас. Удачи!