Фразы фаины раневской о мужчинах. Лучшие смешные афоризмы Фаины Раневской. Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй

Цитаты Фаины Раневской знают все. В принципе, нынешняя известность Фаины Георгиевны во многом и обусловлена ее меткими остротами и афоризмами. Почему ее актерский талант не был оценен по достоинству, а вот высказывания Раневской до сих пор остаются популярны - загадка для всех… Мы собрали самые удачные цитаты Раневской.

Лучшие смешные афоризмы Фаины Раневской

Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.

Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».

Я себя чувствую, но плохо.

Почему все дуры такие женщины.

Облысение – это медленное, но прогрессивное превращение головы в ж...пу. Сначала по форме, а потом и по содержанию.

Милочка, если хотите похудеть - ешьте голой и перед зеркалом!

Многие жалуются на свою внешность, и никто - на мозги.

Когда я выйду на пенсию, то абсолютно ничего не буду делать. Первые месяцы просто буду сидеть в кресле-качалке.
- А потом?
- А потом начну раскачиваться.

Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.

Когда у попрыгуньи болят ноги, она прыгает сидя.

Умный знает, как выпутаться из трудного положения, а мудрый в него никогда не попадет.

И что только ни делает с человеком природа.

Бог создал женщин красивыми для того, чтоб их любили мужчины, а глупыми – для того, чтоб они любили мужчин.

Королева второго плана и королева афоризмов, большинство из которых стали крылатыми, прожила долгую, насыщенную жизнь, полную драматизма и одиночества. Вполне возможно, что именно одиночество и повлияло на специфическое чувство юмора Раневской. Выдавать шутку за шуткой практически всю жизнь (прожила актриса 88 лет) сможет далеко не каждый. Многие считают, что остроты актриса придумывала специально. Но Фаина Георгиевна цитаты и афоризмы скорее даже не придумывала, а просто они рождались у нее сами по себе, непроизвольно - бах, готово новое смешное высказывание.

Меткие цитаты о мужчинах, женщинах и любви

Раневская выступала на одном из литературно-театральных вечеров. Во время обсуждения девушка лет шестнадцати спросила: - Фаина Георгиевна, что такое любовь? Раневская подумала и сказала: - Забыла. А через, секунду добавила: - Но помню, что это что-то очень приятное.

- Фаина Георгиевна, на что похожа женщина, если ее поставить вверх ногами? - На копилку. - А мужчина? - На вешалку.

Вот женишься - тогда поймёшь, что такое счастье Но поздно будет.

- Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.

Раневская возвращается с гастролей. Разговор в купе. Одна говорит: "Вот вернусь домой и во всем признаюсь мужу". Вторая: "Ну, ты и смелая". Третья: "Ну, ты и глупая". Раневская: "Ну, у тебя и память".

Отправившись - от нечего делать на гастролях днем - в зоопарк, артисты увидели необычного оленя, на голове которого вместо двух рогов красовалось целых четыре. Послышались реплики: - Какое странное животное! Что за фокус? - Я думаю,- пробасила Раневская, - что это просто вдовец, который имел неосторожность снова жениться.

Однажды Фаина Раневская спросила Анну Ахматову: - Кто муж овцы? Ахматова сказала: - Баран, так что завидовать нечему.

Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм это не извращения, - строго объясняет Раневская: Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.

- Вы не поверите, Фаина Георгиевна, но меня еще не целовал никто, кроме жениха. - Это вы хвастаете, милочка, или жалуетесь?

Если женщина идет с опущенной головой - у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой - у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо - у нее есть любовник! И вообще - если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!

Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает легкий флирт.

Настоящий мужчина - это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет - это её муж.

Больше всего в жизни я любила влюбляться.

Скандальная особа, одинокая и ранимая душа, язвительная дама с толстым голосом, доморощенный философ с сигаретой и просто актриса, способная собой заменить всю группу. Это все – Фаина Раневская. Она имеет массу всевозможных наград и званий, сыграла более четырех десятков ролей в кино и театре. При этом о своих съемках в кинолентах Раневская отзывалась совсем не лестно: «Деньги съедены, а позор остался». Несмотря на этот сарказм, образы ее киногероинь запомнились зрителям навсегда, что особенно ценно, если учесть, что главных ролей у актрисы не было. Меткая фраза про деньги - это лишь одна из остроумных фраз, которые она оставила после себя. В принципе, высказывания Фаины Георгиевны были не очень оптимистичным… Цитаты Раневской смешные и грустные одновременно.

Крылатые фразы Фаины Раневской

Как я завидую безмозглым.

Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка.

Как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи.

Паспорт человека – это его несчастье, ибо человеку всегда должно быть восемнадцать, а паспорт лишь напоминает, что ты не можешь жить как восемнадцатилетняя.

Старость, это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.

Я ведь еще помню порядочных людей… Боже, какая я старая.

Спутник славы – одиночество.

Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.

Оптимизм – это недостаток информации.

У меня хватило ума прожить жизнь глупо.

Когда мне не дают роли, чувствую себя пианисткой, которой отрубили руки.

Вторая половинка есть у мозга, ж...пы и таблетки, а я изначально целая.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.

Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень.

Народ у нас самый даровитый, добрый и совестливый. Но практически как-то складывается, что постоянно, процентов на восемьдесят, нас окружают идиоты, мошенники и жуткие дамы без собачек. Беда!

Сейчас, когда человек стесняется сказать, что ему не хочется умирать, он говорит так: очень хочется выжить, чтобы посмотреть, что будет потом. Как будто, если бы не это, он немедленно был бы готов лечь в гроб.

Мысли тянутся к началу жизни - значит, жизнь подходит к концу.

Старость – это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.

Половина лжи, которую распространяют обо мне, не соответствует действительности.

Воспоминания – это богатство старости.

Я не пью, я больше не курю и я никогда не изменяла мужу – поточу, что у меня его никогда не было.

Как много любви, а в аптеку сходить некому.

Когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать.

Они живут вместе. Как муж и жена. Хотя нет. Они живут гораздо лучше.

У них были разные вкусы: она любила мужчин, а он – женщин.

Не имей сто рублей, а имей двух грудей!

Главное - живой жизнью жить, а не по закоулкам памяти шарить.

Всё приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению.

Если человек умный и честный - то беспартийный.
Если умный и партийный - то нечестный.
Если честный и партийный - то дурак.

Спутник славы - одиночество.

Одиноко. Смертная тоска. Мне 81 год… Сижу в Москве, лето, не могу бросить псину. Сняли мне домик за городом и с сортиром. А в мои годы один может быть любовник - домашний клозет.

Раневская обедала в ресторане и осталась недовольна и кухней, и обслуживанием.
- Позовите директора, - сказал она, расплатившись.
А когда тот пришёл, предложила ему обняться.
- Что такое? - смутился тот.
- Обнимите меня, - повторила Фаина Георгиевна.
- Но зачем?
- На прощание. Больше вы меня здесь не увидите.

Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много - в Книгу о вкусной и здоровой пище.

Обслужите даме рот! (Раневская просила прикурить.)

Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли.

Шкаф Любови Петровны Орловой так забит нарядами, что моль, живущая в нем, никак не может научиться летать!

В моей старой голове две, от силы три мысли, но они временами поднимают такую возню, что кажется, их тысячи.

Раневская ходит очень грустная, чем-то расстроена.
- У меня украли жемчужное ожерелье!
- Как оно выглядело?
- Как настоящее…

У них у всех друзья такие же, как они сами, - дружат на почве покупок, почти живут в комиссионных лавках, ходят друг к другу в гости. Как завидую им, безмозглым!

Юноша с девушкой сидят на лавочке. Юноша очень стеснительный. Девушке хочется, чтобы он её поцеловал, и она говорит:
- Ой, у меня щёчка болит.
Юноша целует её в щёчку:
- Ну как, теперь болит?
- Нет, не болит.
Через некоторое время:
- Ой, у меня шейка болит.
Он её чмок в шейку:
- Ну как, болит?
- Нет, не болит.
Рядом сидит Раневская и спрашивает:
- Молодой человек, вы от геморроя не лечите?!

Когда мне снится кошмар - это значит, я во сне снимаюсь в кино.

Для меня всегда было загадкой - как великие актёры могли играть с артистами, от которых нечем заразиться, даже насморком. Как бы растолковать, бездари: никто к вам не придёт, потому что от вас нечего взять. Понятна моя мысль неглубокая?

У Раневской спросили, не знает ли она причины развода знакомой пары. Фаина Георгиевна ответила:
- У них были разные вкусы: она любила мужчин, а он - женщин.

Тот слепой, которому ты подала монетку, не притвора, он действительно не видит.
- Почему ты так решила?
- Он же сказал тебе: «Спасибо, красотка!»

Жизнь бьёт ключом… по голове!

Страницы:

Сколько нужно было иметь таланта, чтобы, практически не играя главных ролей, прослыть одной из лучших актрис своего века? Трагикомической актрисой, так и не сыгравшей своей самой главной роли. Она была обречена на одиночество из-за своего таланта.

Афоризмы Раневской удивительно популярны, частоте цитирования ее «фирменных» выражений может позавидовать любой писатель. Театр она воспринимала как отдельный уникальный мир. Она была беззаветно влюблена в него. Очевидно, на таких людях искусство и держится.

Ее настоящее имя Фаина Гиршевна Фельдман. Отца ее звали Гирш Хаимович Фельдман, а мать - Милька Рафаиловна Заговайлова. Псевдоним “Раневская“ девушке придумают лишь спустя двадцать лет. Девочка родилась 27.08.1896 г. в семье таганрогского промышленника, на стыке серебряного и железного веков. Душа ее всецело принадлежала веку Пушкина. И ей суждено было пройти яркий и трагичный своим одиночеством путь. Именно об этом - красноречивые афоризмы о жизни, сказанные ею самою.

Детство, юность

Характер девочки проявился еще в гимназии. Она напрочь отказалась посещать Мариинскую гимназию из-за изучения точных наук. Зато с удовольствием уделяла много времени литературе, пению. Фаина Раневская в молодости уже была неисправимой идеалисткой. Забегая наперед, скажем, что такой же она и осталась на всю жизнь. Тогда тактичные родители перевели дочь на домашнее обучение.

В 15 лет девушка твердо решила стать актрисой, и обучалась в творческой студии, а в 19 уехала в Москву, чтобы стать актрисой.

Московские мытарства. Помощь балерины

Фаина была в отчаяньи: она самостоятельно не смогла устроиться ни в один столичный театр. Фаина Раневская в молодости походила на андерсеновского гадкого утенка. В высокой, стеснительной и нескладной девушке режиссеры не рассмотрели божий дар актрисы. Денег на жизнь не было (родители эмигрировали). В отчаянии Фаина попросила денег у бывшего делового партнера отца, но тот отказал.

Однако тут, очевидно, вмешалась судьба. Просто на улице ее, не имевшую средств к существованию, сиротливо и безысходно опершуюся на колонну оперного театра в Москве, увидела известная балерина Екатерина Гельцер. Она пожалела “самую несчастную в мире девочку“.

Благодаря ее участию Раневская Фаина Георгиевна устроилась актрисой в дачный театр подмосковной Малаховки, в труппу мадам Лавровской. Именно в тот период с легкой руки актеров Малаховки за ней закрепилось прозвище, ставшее затем сценическим псевдонимом “Раневская“. Одноименной чеховской героине “Вишневого сада“, как известно, было свойственно сорить деньгами. Фаина Георгиевна действительно в этом отношении походила на нее. Порой погруженность в свой внутренний мир у нее преобладала над здравым смыслом...

Однажды в Керчи, где дачный театр гастролировал, Раневская пошла в банк, чтобы получить свою зарплату. Выйдя на улицу, она, задумавшись, держала купюры в руках. Когда внезапно налетевший поток ветра их унес, девушка лишь вспромоглась сказать: “Как грустно, когда они улетают!“ После этого эпизода по фамилии Фельдман ее уже никто не называл... Но полусамодеятельная труппа не могла долго питать ее талант.

В отчаянии от обмана и бездарности коллег-плутов на гастролях в Феодосии (ей не выплатили заработанные деньги) актриса оставляет их и едет в Ростов.

Действительно, дачный театр мог стать для Фаины Георгиевны лишь промежуточной вехой в творчестве. На поверку он не был даже похож на храм искусства. Нетворческие люди на должностях актеров и режиссеров, бытовая неустроенность. О несоответствии актерских идеалов и реальности свидетельствуют многие высказывания Раневской.

Помощь актрисы Павлы Вульф

Будущая народная артистка, тогда лишь грезившая о сценах столичных театров, опять нищенствовала... Выступающая в Ростове блистательная актриса Павла Вульф оказалась именно тем творческим педагогом, который был нужен романтичной, влюбленной в искусство девушке. Пониманием сущности актерской профессии отличаются многие афоризмы Раневской.

Она научила Фаину действительно творчески работать над ролью подобно демиургу: вначале поняв ее, изучив до малейших нюансов, постигнув саму душу героини, а затем вдохновенно вдохнув в нее жизнь своей игрой. Бесспорно, благодаря ей девушка состоялась как творческая личность, а ее неповторимый талант получил должную огранку. Павла Вульф научила свою лучшую ученицу не играть, а жить на сцене, видеть написанное автором между строк и отображать его.

В тяжелые времена Павла Вульф приютила ее, спасла от ужасов гражданской войны, увезя в относительно спокойную Феодосию. А уже там они обе сумели противостоять голоду, жадно хватаясь за абсолютно любые роли. Большим подспорьем была помощь проживающего невдалеке от них (а именно в Коктебеле) Максимилиана Волошина. Без рыбы, которую он им приносил, было бы совсем голодно...

НЭП. Театральная оттепель

В 1923-1924 гг. начался период НЭПа. Наконец страна насытилась, отошла от голода! Это была эпоха джаза, который в то время ассоциировался со свободой нравов. Пресса перестала отображать исключительно декреты, и люди жадно читали о знаменитостях, узнавая, что:

  • поэты Бальмонт и Есенин многоженствовали и пили;
  • Ахматова, влюбившись в Блока, развелась с Гумилевым и затем безоглядно вступила в ряд браков;
  • А. Блок не живет со своей супругой, а В. Маяковский живет с чужой.

Молодая, полная творческих сил актриса мечтала о зрительской славе, она желала не просто играть на сцене, а жить искусством. Высказывания Раневской об этом свидетельствуют.

В то бурное время Павла Вульф и Фаина Раневская получили приглашение на один сезон от Казанского театра. Затем обе переехали в Москву. Раневская Фаина Георгиевна познакомилась с ведущим актером МХАТа В. И. Качаловым. Дружба с этим человеком связывала ее до конца его жизни. Ее мечтой было выступать в этом театре. Однако, видать, в то время осуществить ее было не суждено. Василий Иванович даже организовал для нее встречу с Немировичем-Данченко, но Раневская до того на ней смутилась и растерялась, что тот назвал ее “сумасшедшей”.

Игра в разных театрах СССР

В 1925 году Раневская Фаина Георгиевна успела сыграть в трех театрах: московском МОНО, в санаторном театре г. Артемовска, в Бакинском рабочем театре. В последнем она познакомилась с актером Ей блистательно удаются роли в спектаклях “Наша молодость” и “Ураган”.

В 1926-1927 гг. Павла Вульф и Фаина Раневская выступали вначале в Гомеле, затем в Смоленске. В их исполнении ожил спектакль по произведению К. А. Тенева “Любовь Яровая”. Затем Фаина Георгиевна сменила еще два театра: Архангельский и Сталинградский. Именно в последнем благодаря содействию режиссера Бориса Пясецкого Раневская сама начала придумывать для себя роли. Он нашел ключ к ее таланту. “Мне надо, чтобы Вы играли!” - говорил он актрисе. Именно так она сыграла в “Законе чести”, “Шторме”.

Затем, исколесив почти весь Советский Союз, Фаина Георгиевна возвращается в Москву. Правда, еще на два сезона: в 1930 и 1931 гг. Павла Вульф и Раневская едут в Баку. Первую пригласили на педагогическую работу, вторую - в Театр рабочей молодежи. Режиссер Савченко благодаря своему тонкому видению настоящего духа классики импонировал актрисе. Она уже не была той наивной девочкой, приехавшей учиться театральному искусству.

Фаина Раневская о женщинах, пожалуй, сказала больше афоризмов, чем любой классик-драматург. Между актрисами театров существовала жесткая конкуренция. Не всегда честная, иногда вредящая искусству. Однако Раневская благодаря развитому образному мышлению одной лишь фразой могла вывести на чистую воду, показать, кто есть кто. Ее характеристики глубоки и образны:

  • смесь полевого колокольчика и гремучей змеи;
  • против кого дружим, девочки (сказано актрисам, перешептывающимся за кулисами);
  • у неё не лицо, а копыто.

Ее властно манил к себе МХАТ. Впрочем, начала она покорение Москвы с Камерного театра режиссера Александра Таирова. Это время не прошло зря. Философия маэстро о том, что правда искусства часто не совпадает с правдой жизни, заставляли Раневскую играть так, чтобы зрители почувствовали сюжет частью своей реальной жизни. Роль Зинки в “Патетической сонате” Кулиша заставила знатоков театра (например, профессора ГИТИСа Голубовского) говорить о ней как о звезде первой величины.

В Центральном актриса Фаина Раневская впервые встретилась с режиссером, к которому питала антипатию и с которым ей впоследствии пришлось работать многие годы. Речь идет о Юрии Александровиче Завадском. “Ну как меня сейчас назвала Фаина?” - притворно-смиренно вопрошал Завадский. Действительно, Раневская на фразы не скупилась, вот лишь некоторые:

  • Гертруда (режиссер носил звание Героя Социалистического труда);
  • Пушок (он был лыс);
  • лилипут, вытянутый в длину (из-за высокого роста).

А еще Завадский был влюбчив, морочил голову многим подругам Раневской: Марине Цветаевой, дочери Павлы Вульф. Действительно, веские причины для антипатии имелись.

Впрочем, говоря объективно, Раневская должна была быть благодарной Завадскому за то, что тот фактически сберег живыми всех актеров труппы, добившись в 1936 году перевода театра в Ростов. Вместе с Раневской там были Вячеслав Плятт, Павла Вульф, Николай Мордвинов.

В траурные дни по смерти Максима Горького Раневской выпало впервые и блистательно играть роль его Вассы Железновой (пьеса пролежала под сукном 25 лет). Ее игра тогда потрясла всю театральную Москву. Казалось бы, мечты сбываются: она дождалась приглашения режиссера Судакова из Малого театра. Однако Советская власть не приветствовала перемещение кадров по их инициативе. Режиссер Попов (Завадский передал ему должность) устроил настоящую травлю актрисе. Логика была классически совковая: “Сегодня ты “летун”, а завтра - враг народа!” Однако Раневская все же ушла! Со скандалом, оставшись без жилья. Выручила ее опять Павла Вульф, приютив у себя.

Театральная травля. Бегство в кинематограф

Актриса осталась без театра. Усилиями партократов и интриганов ей так и не удалось подняться на подмостки Малого театра, где блистали Грузинский и Гоголева, Владиславский и Головин. Опять она нищенствовала, продавала свои вещи... Шутки, афоризмы Фаины Раневской того периода отличаются чеканной резкостью. Они действительно обличают. Например, эта, на фото ниже.

Фаина Раневская пришла в кинематограф. Ее пригласил режиссер на роль госпожи Луазо в немом фильме “Пышка” по произведению Мопассана. Актриса благоговейно относилась к высокому искусству, поэтому прочла новеллу в подлиннике и на съемках артикулировала по-французски. увидевший это, был в полнейшем восторге. Ленту ждал успех в мире, французы даже закупили фильм. Второстепенная героиня госпожа Луазо затмила главную героиню Пышку! Однако заслуженной артисткой России стала игравшая Пышку.

Затем у Фаины Георгиевны была эпизодическая роль попадьи в фильме “Дума про козака Голоту” режиссера Савченко. Раневской дали свободу в конструировании образа попадьи, отсутствующего в оригинальном произведении. Что было? Это получилось действительно смешно. Съемочная группа держалась за животы. Эпизод стал украшением киноленты.

Народная любимица

Впрочем, настоящую славу ей принесла роль мадам Скороход в фильме “Подкидыш”(1939 г.), которую она возненавидела за то, что та отравила ей жизнь. Клише “Муля, не нервируй меня” повторил даже Л. И. Брежнев, вручая ей орден Ленина. Когда за ней на улице очередной раз увязывались дети, выкрикивая эту фразу, она картинно оборачивалась к ним и произносила: “ПионЭры, идите в ж..у” (эта фраза также стала популярной).

Почему Раневской удавалось играть гениально? Возможно, на это частично ответил Ираклий Андронников, утверждавший, что ей удавалось показать в роли не только “существо человека”, но и “личное отношение к нему”. Ей свыше было дано чутье того, как следует углублять и развивать авторский замысел. По жизни - скромная, неустроенная, вечно сомневающаяся в себе, Фаина Георгиевна блестяще играет женщин властных, бесцеремонных, нагловато-хитрых.

Роли в фильмах

В 1942 году она снялась в фильме “Александр Пархоменко”, блестяще сыграв фактурную тапершу: в стиле повзрослевшей Веры Холодной, грызущей монпасье и в затяжку курящей. В 1943 году Раневская возвращается в Москву. Там она играет в Театре драмы множество ролей: начиная с бабушки Олега Кошевого, заканчивая женой профессора Лосева.

В это время столичные актеры, изголодавшиеся по работе, массово возвращаются из эвакуации. Фаина Георгиевна снимается в кинолентах “Человек в футляре” и “Свадьба” (1943), “Небесный тихоход” (1945), “Слон и девочка” (1946), “Ошибка инженера Кочина”, “Золушка”, “Весна” (1947). На съемках “Весны” она знакомится с Любовью Орловой, которая высоко оценила ее игру.

Режиссер фильма “Золушка” Евгений Шварц позволил Раневской, к ее восторгу, редактировать роль мачехи как ей заблагорассудится. И она внесла в эту роль свое ноу-хау: “сказочное свинство”, которое зиждется на “сети нужных людей”, да таких, что “король позавидует”.

В кино она пришла относительно поздно, уже известной театральной актрисой, в 38 лет. Ее единственная главная роль в фильме "Мечта" настолько запомнилась зрителям, что те ей проходу на улице не давали, восторженно декламируя: "Муля, не нервируй меня!" Афоризмы Раневской пополнились этой ничего не значащей фразой, ставшей синонимом мужчины-подкаблучника.

Многие ценители ее таланта удивляются, почему же у нее столь немного киноработ? Она сама ответила на этот вопрос короткой, отточенной фразой: "Сняться в плохом фильме - означает плюнуть в вечность!"

Противостояние: актриса Раневская и режиссер Завадский

В 1949 году режиссер Завадский пригласил Фаину Раневскую в свой театр. Зрители шли “на Раневскую”. Ее роли украшали спектакли “Ярмарка тщеславия” и “Шторм”. Но однажды Завадский выбросил из спектакля “Шторм” ее эпизод в угоду приме театра, своей бывшей жене Вере Марецкой. Конечно, Фаина Георгиевна обиделась. Ее пребывание во МХАТе отнюдь не было безоблачным. Ни для кого не секрет, что Фаина Георгиевна чувствовала и понимала искусство тоньше и многогранней, чем руководивший ею человек - режиссер МХАТа Завадский. Их словесные дуэли, происходящие на протяжении десятков лет, походили на корриду. Причина ясна: режиссер не желал признавать первенство Фаины Георгиевны, а та не могла, в свою очередь, "понизить свою планку". Как бы то ни было, но книга афоризмов Фаины Раневской включает и эти ее перлы:

Она сменяла театры (Пушкинский, Моссовета, Красной Армии, Малый театр, Театр драмы). Выступала во многих городах СССР. Однако все же вернулась в театр Моссовета, где проработала до своего прощального (в 86 лет) бенефиса в спектакле, где ее партнером был Ростислав Плятт.

В последнее десятилетие своей сценической деятельности Раневская столкнулась с таким явлением, как чрезмерно вольное трактование классики режиссерами и актерами-недоучками. Она вполне мотивированно заявляла о вреде такого подхода и называла варварством, когда, например, на сцене деформировалось содержание произведения того же Островского.

Актриса-философ

Кроме актерского таланта, ей был дан богом и талант другой, философский - умение образно думать и формулировать мысль. Цитаты и афоризмы Фаины Раневской порой даже грубоваты, но точны удивительно. По ее убеждению, Добро должно быть активным, а Правда - сказанной прямо в глаза. По-разному рождались у нее выражения, многие из которых потом стали крылатыми в народе. Чаще всего сразу, немедленно и именно в контексте той жизненной ситуации, которая их инициировала. Ее остроумие было врожденным, оно походило на рефлекс (современные специалисты считают IQ актрисы предельно высоким).

Фаина Георгиевна в принципе не приемлела компромиссов, и всегда с открытым забралом отвечала мощными харизматичными фразами на грубость или подлость в свой адрес. Как у актрисы, у нее была одна сильная черта, с которой были вынуждены считаться все: превращать эпизодическую роль в шедевр. Поэтому режиссеры, тайно желавшие ограничить ее на сцене, из-за такой игры были вынуждены все-таки опять давать ей роли. Ведь публика шла в театр из-за Фаины! Она одна была способна заменить всю труппу. Известны случаи, когда при незаконченном спектакле, в котором актриса заканчивала играть свой локальный эпизод, публика, досмотрев игру великой актрисы, просто вставала и уходила.

Одиночество

Афоризмы Раневской о жизни в своем большинстве грустны. Да и какими им еще быть? Судьба оставила ее одну, без родственников. Она так и не вышла замуж, не родила детей. Поэтому сама выстроила свою судьбу, совершенно не похожую ни на чью другую. Фаина Раневская была немногословной, когда речь шла лично о ней. Впрочем, известно, что она не любила мужчин. Возникающие дважды у нее в детстве и молодости чувства к противоположному полу сталкивались с хамством и бесцеремонностью. В первый раз, когда мальчик-гимназист одновременно пригласил на свидание ее и свою настоящую подругу, Фаина, заплакав, лишь сказала им: “Бог вас накажет!”

Работая же в театре “Моно”, она влюбилась в ведущего актера. Тот сам назначил свидание у нее дома. Однако явился туда пьяным и с гулящей женщиной. После этого эпизода Фаина подвела черту под своими отношениями с мужчинами.

Как складывались у нее отношения к коллегам по артистическому цеху? Совершенно по-разному. Однако всегда она оставалась по-доброму ироничной. Известны афоризмы Раневской о мужчинах, в которых она подтрунивает над ними за легкомысленность и неразборчивость в выборе подруг. Биографы-искусствоведы называют имена близких ей женщин: Павла Вульф и Анна Ахматова.

Впрочем, по данным биографов, связи с мужчинами и даже беременности у Раневской были, но она их прерывала, подстраиваясь под будни Театра. Так и пришла старость: не согретая смехом внучат, не обрадованная приездами детей.

Смерть, потрясшая страну

После смерти близких подруг - Павлы Вульф и Анны Ахматовой - Фаина Раневская проживала самый страшный, завершающий акт трагедии, где главной актрисой была она же.

На стене ее любимой комнаты, совмещенной с кабинетом и гостиной, висели портреты знакомых ей и уважаемых людей: Майи Плисецкой, Марии Бабановой, Анны Ахматовой, Владимира Маяковского.

Когда она еще могла ходить, то подобрала полузамерзшую дворнягу и приютила ее у себя в квартире. Была еще одна отрада: томик самого любимого поэта - Пушкина. Страшное, ужасное одиночество.

Однажды женщина, присматривающая за 86-летней актрисой, войдя в квартиру, обнаружила ее умершей, а рядом выл от горя пес.

Заключение

Сама Фаина Георгиевна Раневская сетовала, что реализовалась в творчестве всего-то на 1% из 100% возможных. В искусстве она была абсолютным максималистом, о чем свидетельствуют ее афоризмы. Раневской-актрисе была присуща такая черта, как постоянная творческая неудовлетворенность уровнем своего личного исполнения ролей. Возможно, поэтому ее уровень толкования роли на порядок превышал по глубине режиссерские установки. К сожалению, зачастую последние, имея организационную власть, буквально ревновали уникальную актрису к искусству, обрекая ее амплуа на эпизоды. Цитаты и афоризмы Фаины Раневской свидетельствуют о нерастраченной на сцене энергии уникальной актрисы...

Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.

Объясняя кому-то, почему презерватив белого цвета, Раневская говорила:
«Потому что белый цвет полнит».

Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

(Глядя на прореху в своей юбке) Напора красоты не может сдержать ничто!
Критикессы — амазонки в климаксе.

Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много - в Книгу о вкусной и здоровой пище.

Фаина Георгиевна, как ваши дела?
- Вы знаете, милочка, что такое говно? Так вот оно по сравнению с моей жизнью - повидло.

Этот доктор творит чудеса! Он буквально за минуту вылечил все мои болезни, - саркастически заметила Фаина Георгиевна после посещения врача.
- Каким образом?
- Он сказал, что все мои болезни - не болезни, а симптомы приближающейся старости.

Или я старею и глупею, или нынешняя молодёжь ни на что не похожа! - сетовала Раневская. - Раньше я просто не знала, как отвечать на их вопросы, а теперь даже не понимаю, о чём они спрашивают.

Фаина Георгиевна, что такое любовь?
Раневская подумала и сказала:
- Забыла.
А через секунду добавила:
- Но помню, что это что-то очень приятное.

Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.

Я социальная психопатка. Комсомолка с веслом. Вы меня можете пощупать в метро. Это я там стою, полусклонясь, в купальной шапочке и медных трусиках, в которые все октябрята стремятся залезть. Я работаю в метро скульптурой. Меня отполировало такое количество лап, что даже великая проститутка Нана могла бы мне позавидовать.

Если женщина идет с опущенной головой - у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой - у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо - у нее есть любовник! И вообще - если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!

Вы не поверите, Фаина Георгиевна, но меня ещё не целовал никто, кроме жениха.
- Это вы хвастаете, милочка, или жалуетесь?

Мне иногда кажется, что я еще живу только потому, что очень хочу жить. За 53 года выработалась привычка жить на свете. Сердце работает вяло и все время делает попытки перестать мне служить, но я ему приказываю: «Бейся, окаянное, и не смей останавливаться».

Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность.

Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда!

Идущую по улице Раневскую толкнул какой-то человек, да еще и обругал грязными словами. Фаина Георгиевна сказала ему:
- В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает.

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и - глупыми, чтобы они могли любить мужчин

Как-то раз группа детишек из соседней школы пришла навестить Фаину Георгиевну. А у нее, бедняжки, разыгралась мигрень (кто хоть раз испытал — поймет). Звонок. С трудом добравшись до двери, открывает ее, видит сияющие лица школьников, которые задорно сразу верещят какие-то «речевки», и понимает, что надо сказать что-то детям в ответ... Но голова так раскалывается, что, перебрав несколько вариантов, Раневская останавливается на самом коротком и произносит: «Пионэры!.. Идите в жопу!» — и захлопывает дверь...

Как-то после спектакля, уже обнажившаяся для переодевания в гримерной, Раневская курила... Вошел режиcсер или... ну, в общем, мужчина. Пауза?!.. Раневская после очередной затяжки: «Вас не смущает, что я курю?!..»

Сегодня мы напомним вам самые яркие высказывания Раневской о жизни, работе и мужчинах:

Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.

— Фаина Георгиевна, как ваши дела?
— Вы знаете, милочка, что такое говно? Так вот оно по сравнению с моей жизнью? повидло.

На голодный желудок русский человек ничего делать и думать не хочет, а на сытый — не может.

Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много — в Книгу о вкусной и здоровой пище.

Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.

Если женщина идет с опущенной головой — у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой — у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо — у нее есть любовник! И вообще — если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!

Дама может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление.

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.

Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

Глядя на прореху в своей юбке: «Напора красоты не может сдержать ничто!»

Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке.

Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье.

Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.

На вопрос: «Вы заболели, Фаина Георгиевна?» — она привычно отвечала: «Нет, я просто так выгляжу».

Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.

Спутник славы — одиночество.

Он умрет от расширения фантазии.

Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот.

Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.

Я себя чувствую, но плохо.

Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.

Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.

Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.

Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.

Мне попадаются не лица, а личное оскорбление.

Старость — это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.

Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.

Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность.

Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.

Успех — единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.

Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.

Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!»

Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.

Старость — это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.

Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет, — это ее муж.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.