Символы рождества. Классный час на тему: Ёлка - символ Рождества

Почему на новый год принято наряжать ёлку.

Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников. Почему же мы наряжаем именно ель и как появился этот обычай?

Н.Н.Жуков,Ёлка.

Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. Внемля божественному знамению, к пещере поспешили не только люди, но и животные и растения. Каждый старался показать новорожденному свою искреннюю радость и принести какой-нибудь подарок. Растения и деревья дарили Младенцу свои благоухания, цветы, плоды и листья.

Johann Bernhard Schmelzer "Christmas Dream"1833.

На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней и, стесняясь, встала в стороне. Все удивленно спросили ее, почему она не заходит. Ель ответила, что ей очень хочется войти, но ей нечего подарить Божественному Младенцу, и она боится испугать Его или уколоть иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, и на ее ветвях стали красоваться красные яблоки, орехи, яркие цветы и зеленые листочки. Ель очень обрадовалась, поблагодарила всех, и тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой еще ярче засияла Вифлеемская звезда…

По другому, похожему преданию, Ель не пустили к Младенцу гордые Маслина и Пальма, насмеявшись над ее колючими иголками и липкой смолой. Скромная Елка не стала возражать и грустно смотрела в светлую благоухающую пещеру, думая о своей недостойности зайти в нее. Но Ангел, который слышал разговор деревьев, сжалился над Елью и решил украсить ее ветви небесными звездами. Ель великолепно засияла и зашла в пещеру. В этот момент Иисус проснулся, улыбнулся и протянул к ней ручки. Ель возрадовалась, но не загордилась, и за скромность Ангел наградил доброе деревце, сделав его отныне знамением светлого праздника Рождества.

В древние времена люди обожествляли природу и верили в существование духов, живущих, преимущественно, в лесах на хвойных деревьях. Считалось, что именно сверхъестественные лесные существа вызывают лютые морозы, насылают метели и запутывают охотников, а особенно смело духи ведут себя длинными декабрьскими ночами. И поэтому, чтобы уберечь себя и свое имущество от проделок лесных существ, люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями, произносили специальные заговоры и совершали таинственные обряды. К тому же, вечнозеленая елка издревле символизировала саму жизнь.

Европейцы убеждены, что распространить обычай наряжать елку помог и глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Однажды, в канун Рождества, морозной звездной ночью, он возвращался домой через лес и, решив сделать семье сюрприз, принес елку. Ее украсили свечками и бантиками. После этого случая многие стали брать с него пример.

Biczó, András Christmas Tree Twig.

Первое письменное свидетельство об украшенных елках, датированное 1605 г., звучит так: «В Страсбурге на Рождество приносят в дома еловые деревья, и на эти деревья кладут розы, сделанные из цветной бумаги, яблоки, вафли, золотую фольгу, сахар и другие вещи».

В начале XIX в. этот красивый немецкий обычай стал распространяться на территории Северной Европы. В Англии, Франции, Америке повсеместно ставить и украшать рождественские елки стали только в середине XIX в.

Carl Larsson.

В это же время елка стала рождественским деревом и в России. Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых». Но о елке как украшении дома речь еще не шла. Немцы, жившие в России, соблюдали свои обычаи, но русские не спешили их перенимать.

Carl Larsson ,Christmas Tree Confett.

Есть упоминание в литературе о том, что первая рождественская елка в России была устроена Николаем I в конце 1830-х годов. В то время российская знать увлекалась немецкой литературой и западными манерами. Поспособствовали распространению традиции… петербургские кондитеры швейцарского происхождения, предлагавшие к празднику готовые наряженные деревца и сладости с елочной символикой. К концу 1840-х годов елка стала привычным атрибутом рождественского праздника. Деревья украшали поделками из цветной бумаги, фруктами, рафинадом и мишурой.

М.Матвеев 1981.

Кстати, о новогодней мишуре тоже существует предание. Очень давно жила одна добрая женщина, у которой было много детей, они были очень бедны, и ей приходилось очень много работать. Вечером перед Рождеством женщина нарядила елку, но украшений у нее было совсем мало. Ночью на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Увидев это, и пожалев бедную мать, Иисус Христос благословил дерево, и паутина превратилась в серебристую мишуру…

Blish Carolyn.

В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как атрибут именно новогодних праздников и надеюсь, больше нас не покинет.

Екатерина Елизарова

Ника Кравчук

А вы знаете, что символизирует рождественская елка?

В советское время рождественская елка почти незаметно стала называться новогодней. Ее украсили пятиконечной красной звездой и почти полностью лишили глубинного религиозного смысла. Но разве украшенная ель, запах хвои, огоньки гирлянд и разнообразные шары на колючих ветках — это такое себе дополнение к торжеству и ничего более? Оказывается, все не так просто. Рождественское дерево имеет христианский подтекст и символизирует… Впрочем, об этом и о многих интересных фактах читайте далее.

Рождественская елка — дерево с религиозным подтекстом

Считается, что традиция украшать ель к Рождеству возникла еще в средневековой Германии. Когда впервые произошло это событие — знает один Бог. Часто говорят, что первым в истории было деревце, которое Мартин Лютер установил в своем доме. Опять же — точная дата неизвестна.

Что же символизировало собой украшенное хвойное дерево? С одной стороны, рождественская елка напоминала о райском Древе жизни , Эдемском саде и грехопадении Адама и Евы. Как раз накануне Рождества, 24 декабря, западные христиане отмечали день памяти прародителей Адама и Евы.

Но рождественская ель — это не дерево грустных воспоминаний. Потому что, с другой стороны, оно — символ родившегося Христа . Бог стал Человеком, чтобы прийти в мир и искупить всех людей, примирить их с Творцом. Иными словами — восстановить ту связь, которую в свое время разорвали Адам и Ева.

Что символизируют елочные украшения?

После того, как вы узнали о глубокой христианской символике рождественского дерева, вы понимаете, почему его именно так наряжают.

Рождественская елка обязательно украшается фонариками, гирляндами и восьмиконечной звездой на макушке. Почему обязательно звезда? А вспомните историю о волхвах, пришедших с Востока для поклонения Христу. Путь им указывала рождественская звезда.

По одной германской легенде, Лютер, отправляясь в лес, также увидел, как ангел украсил верхушку ели звездой.

Почему на рождественское дерево цепляли различные плоды, тоже понятно: ведь оно напоминало о райском Древе жизни.

На что же указывают всевозможные другие украшения — елочные игрушки? Если елка — это Христос, то цветные шары и огоньки — все верующие, пребывающие во Христе, то есть истинная Церковь.

Вот какую глубокую христианскую символику имеет наряженная рождественская елка. Понятно, почему большевики сразу отменили этот благочестивый обычай, а потом по просьбам «советских граждан» разрешили, превратив символ Христа в обычное новогоднее дерево. Но об этом немного позже, а сначала мы расскажем, как же возникла традиция украшать рождественскую ель.

Кто впервые нарядил хвойное дерево к Рождеству?

В исторических источниках первое упоминание о рождественской елке сводится к 1510 году и уже не к Германии, а к латвийской столице — Риге. Правда, с этим категорически не согласны жители Таллинна. Эстонцы якобы доказали, что у них украшенное к Рождеству деревце появилось на четыре века раньше, чем у латвийцев.

Дошло до того, что перед Новым 2011 годом между Ригой и Таллинном разразился дипломатический скандал: в какой стране рождественская елка появилась впервые? Кому отмечать день рождения рождественского дерева?

Но как бы там ни было, мы точно знаем, когда елка впервые появилась в будущей Российской империи, — после указа Петра І от 20 декабря 1699 года.

Как елка в Российской империи прижилась

Перед выдачей указа Петр І посетил Европу, и во время поездки ему очень понравились украшенные к Рождеству деревца. После возвращения домой он провел календарную реформу: летоисчисление теперь велось от Рождества Христова, а Новый год начинался 1 января. Чтобы передать атмосферу праздника Петр І велел украшать рождественские елки и зажигать огни.

Но этот обычай прижился не сразу: сначала рождественские деревья устанавливали и украшали разве что немецкие семьи, проживавшие в Российской империи.

Зато к середине ХІХ века ситуация изменилась: в 1852 году появилась первая публичная рождественская елка в Петербурге, за ней последовал целый парад елей, устанавливаемых в местах собраний дворян, купцов, в клубах и театрах. Затем сначала в зажиточных семьях, чтобы показать свой статус, а затем и в обычных — на радость детям — взялись украшать елки.

Во всем мире появился и соответствующий рождественский бизнес: изготовляли украшения и сладости. Таковая коммерция приносила хорошие доходы и радость как взрослым, так и детям.

Новогодняя или рождественская?

С приходом советской власти все постепенно поменялось. Рождество и рождественская елка, как «поповский обычай» , были отменены, чтобы дети не впитывали религиозность с раннего возраста.

Правда, гонения на хвойную красавицу долго не продлились. Уже в 1935 году партийный деятель Постышев добился от Сталина реабилитации елки. Она вернулась, но уже не как символ Христа, а как новогоднее дерево. И украшала ее уже не восьмиконечная вифлеемская звезда, а пятиконечная красная.

Но время все возвращает на круги своя: и празднование Рождества, и колядки, и торжественные богослужения, и, конечно, украшенное деревце с гирляндами и восьмиконечной (или шестиконечной) звездой на макушке.

Предлагаем вам вместе с детьми посмотреть «Легенду о Елке»:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Как провести рождественский сочельник? Можно ли вкушать пищу до появления на небе первой звезды? Что символизирует традиция готовить 12 постных блюд и оправдывает ли она себя? Почему так важно расставлять приоритеты: сначала богослужения, а уже затем уборка-готовка? Обо всем этом читайте статье.

Сегодня все повсеместно наряжают елку, кто на Новый год, кто к Рождеству. Откуда пошла традиция украшать ель, разбиралась Валентина Новикова.

Может кому-то это показаться странным, но, пожалуй, нет другого дерева, вызывающего столько споров, как… елка. Да, да эта праздничная радость всех маленьких и не очень ребятишек, вокруг которой они водят хороводы под известный детский шлягер «В лесу родилась елочка», частенько вызывает споры взрослых, особенно в новогодние и рождественские дни. Откуда такое внимание к этой представительнице хвойного мира?

"Подпорченная репутация"

В течение многих веков отношение к дереву менялось, порой достаточно радикально. Одни народы считали ель символом смерти, другие, наоборот, учитывая ее вечнозеленую крону, – символом жизни. То ее ветвями украшали дома и помещения, а то погребальные костры. Одно время елка, как один из символов религиозной пропаганды, находилась даже под запретом. А чуть позже передумали и решили сделать ее бессменным атрибутом детских советских новогодних праздников, чем существенно «подпортили» елке репутацию. В результате многие подзабыли о ее первоначальном предназначении и о том, что в дореволюционной России эта зеленая красавица наряжалась к Рождеству. Правда, в настоящее время все чаще и чаще ведутся разговоры о том, что такой обычай, пришедший к нам из лютеранской Германии, чужд исконным православным традициям и даже имеет языческие корни. Сегодня все повсеместно наряжают елку, кто на Новый год, кто к Рождеству. Ее можно увидеть как в детских учреждениях, так и в храмах.

Колючая елочка и маленький глупый ослик

Но имеется ли на самом деле хоть какая-то взаимосвязь между Рождеством Христовым и обычаем ставить елку? Сейчас трудно судить об этом наверняка. Существующие различные легенды и истории кажутся слишком фантастичными, чтобы в них можно было хоть немного поверить. Одно из таких сказаний повествует нам о том, что когда родился Христос, то не только волхвы и пастухи пришли воздать поклонение чудесному Богомладенцу, но и представители животного и растительного мира. Оказалось, что среди животных и растений все, как и среди людей. Кто-то, расталкивая других, торопился стать первым, чтобы увидеть Новорожденного, кто-то пытался чрезмерно проявить свою почтительность, считая себя лучше других. В результате лишь колючую елочку и маленького глупого ослика, которые больше всех желали увидеть Христа, зрелые деревья и твари к Нему не допустили. И те смиренно, считая себя недостойными, стояли позади всех. Но именно на них и обратил свое внимание маленький Иисус. Так елочка стала символом Рождества, а о дальнейшей судьбе ослика легенда умалчивает. Но, зная определенные евангельские повествования, связанные с Входом Господним в Иерусалим, нетрудно догадаться, почему именно на этом трудолюбивом простом животном Спаситель въехал в город, где Его ожидала крестная смерть.

Можно по-разному относиться к таким наивным и неправдоподобным историям, однако они содержат в себе определенный поучительный смысл, задуматься над которым стоит не только детям, но и взрослым. Можно улыбнуться по-доброму, а можно, как один знакомый молодой православный папа, сказать со всей серьезностью: «Нечего детям забивать головы такими несусветными выдумками и глупостями, тем более что в стране, где родился Христос, и елки-то не растут».

Но такой наш чересчур взрослый и строгий подход к подобным легендам свидетельствует скорее о чрезмерной рациональности нашей веры и отсутствии той детской непосредственности, чистоты и простодушия, о которых говорил Христос Своим ученикам (Мф. 18: 3). Может быть, именно поэтому мы разучились воспринимать Рождество как единственное и неповторимое чудо, а к празднованию относимся как к еще одному поводу собраться для застолья и отдохнуть от работы. Лично у меня эта история про елочку и ослика вызывает определенные евангельские ассоциации, и невольно вспоминаются слова из Послания апостола Павла к коринфянам о том, что «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее…» (1 Кор. 1:27–28). Соединяя такие незамысловатые рассказы с евангельским повествованием, можно донести ребенку суть событий, произошедших много веков назад и изменивших ход всей человеческой истории, а также дать ему представление о таких христианских добродетелях, как скромность и смирение.

Германские племена и елка

Некоторые исследователи связывают обычай ставить в домах ель или сосну с именем святого Бонифация, просветителя германских племен, принесшего им в VIII веке весть о Христе. Проповедуя язычникам, которые, между прочим, поклонялись еще и деревьям, полагая, что в них живут духи, св. Бонифаций, чтобы доказать бессилие языческих богов, срубил самое главное из них – дуб, посвященный богу грома Тору. Падая, могучее дерево повалило на своем пути все остальные деревья, кроме маленькой, едва заметной елочки. Она и стала деревом Младенца Христа.

Трудно сказать, имеет ли под собой какие-то основания еще одна история с рождественской елкой, в которой фигурирует имя основателя Реформации Мартина Лютера. Но среди немцев ходит легенда, что в одну из рождественских ночей, проходя по лесу, Лютер увидел в небе звезду, которая внезапно опустилась на макушку одной из елей и затем погасла. Лютер срубил эту ель и принес домой. Так это было или нет, но именно с XVI века немцы начали повсеместно ставить в своих жилищах елки вместо пирамидок, под которые они раньше клали подарки. Первоначально елки ставили или же подвешивали к потолку без убранств. Потом, до появления игрушек, стали украшать яблоками, орехами и цветами.

Чудо из чудес

Как видим, действительно традиция наряжать елку на Рождество не совсем православная. Но это вовсе не означает, что она была насильно навязана православному народу лишь вследствие чрезмерного увлечения царя Петра I всем иностранным. Ведь именно при нем в России стали появляться первые елочки. Хотя вначале этот обычай не очень прижился, но к концу XIX – началу XX веков стал повсеместным. Кстати, тогда же, в 1903 году, появилась и всем известная детская новогодняя песенка «В лесу родилась елочка», которую многие по незнанию считают творческим продуктом советского периода. Автор этого шлягера не одного поколения – скромная детская поэтесса Раиса Кудашева (1878–1964). Признание и известность к ней пришли почти в самом конце ее жизни, потому что она долгие годы скрывала свое имя под различными псевдонимами. А веселую и незатейливую мелодию к песенке про елочку написал агроном и биолог по профессии, кандидат естественных наук, Л. К. Бекман в 1905 году. В настоящее время возрождается традиция наряжать елку именно к Рождеству. Это радостное занятие не только создает праздничное настроение детям и взрослым, но предоставляет еще одну возможность вспомнить удивительные события и прикоснуться к чуду из чудес, которое открывает нам глубокую онтологическую тайну воплощения Сына Божия.

Есть такое народное предание: когда Христос родился, понесли деревья ему подарки, яблоня - яблоки, вишня - вишни. Только елка не приближалась и плакала тихо, страшась уколоть Младенца. Но Он пожалел ее, сироту, и воздал ей игрушками и сластями, оттого и сегодня ее украшают. Кроме этой романтической, есть еще несколько версий появления елки как главного рождественского дерева.

Первая информация о елке как символе христианского Рождества встречается в рассказе о миссионерстве апостола Германии святого Бонифация. В VI веке апостол, рассказывая язычникам о Рождестве Христовом, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Святой Бонифаций хотел лишь показать бессилие языческих идолов. Но дуб, падая, повалил все деревья вокруг, кроме ели. С тех пор, по народной легенде, ель и стала главным рождественским деревом у германских племен Центральной Европы.

Вторая (тоже немецкая) версия относится к 1513 году: согласно ей, Мартин Лютер, глава Реформации в Западной Европе, показал себя реформатором не только в вопросах веры. По народному преданию, во время вечерней прогулки в канун Рождества Лютер, пораженный красотой зимнего леса, покрытого сверкающим снегом, срубил одно из деревьев, оказавшееся елкой, и принес к себе в дом. До нововведения Лютера немцы ставили в своих домах деревянное сооружение в виде пирамиды, под которую клались подарки.

Появившись в XVI веке в Центральной Европе, елка постепенно стала входить и в другие европейские дома, но повсеместно ее начали устанавливать лишь к концу XVII века. В Америку елки завезли немецкие поселенцы, в Болгарии, Югославии, Греции и Албании они появились только после Второй мировой войны. Эти хвойные проникли даже в мусульманские страны (Иран и Марокко), где Рождество праздновала лишь небольшая часть населения. В Турции же в 30-е годы XX века устанавливать елку на Рождество христианам запрещалось указом правительства: отказ мотивировался «опасением нанести вред природе».

В России традиция ставить елки на Рождество появляется со времен Петра I. До этого символом Рождества был вертеп, также пришедший из Европы. Среди указов, регламентирующих разные стороны жизни всех сословий, Петр I издал и указ ставить «по знатным и проезжим улицам у ворот и домов украшения из древ сосновых и еловых, на манер иноземных обычаев». Однако елка сначала никак не приживалась: еще в 30-е годы XIX века ее устанавливали только в домах петербуржских немцев и у самых знатных русских дворян, бедняки же и средний класс игнорировали нововведение. Лишь к концу XIX века рождественская елка вошла в дома всех слоев населения.

После падения монархии в 1917 году на елку ополчилась советская власть, считавшая ее символом религиозной пропаганды. Елка оставалась запрещенной до 1935 года, когда было решено праздновать не Рождество, а Новый год. С возрождением церковной жизни в России ель вернула себе статус символа Рождества.

Долгое время ель не украшали, только к середине XVIII века на нее сначала стали вешать орехи, сладости и куриные разукрашенные яйца. Первый стеклянный шарик - елочная игрушка - был выдут в Тюрингии в начале XVII века.

Но не везде елка - главный герой Рождества. Например, мексиканцы наряжают пальмы, в Новой Зеландии на праздник ставят похутукалу - растение, распускающееся красными цветами в канун католического Рождества. В Шанхае игрушки вешают на ветки ивы и бамбука, а китайцы привыкли видеть засахаренные фрукты и орехи на веточках карликовых мандариновых деревьев. Понять, что наступило Рождество в Израиле, можно по нарядному кипарису. И наконец, в жаркой Африке баобабы благовествует о Рождении Христа. В деревне срубают небольшие ветки гигантов и украшают их разноцветными ленточками и пучками трав. В городах же жители чаще вешают на двери венки из омелы, украшенные колокольчиками и цветными гирляндами.

Обычай ставить в домах ель в праздник Рождества Христова впервые появился в Северной Европе, в Пруссии ещё в VIII веке. По одной из легенд, святой Бонифаций, обращая язычников друидов в христианство, повелел срубить дуб, которому поклонялись друиды. Падая, священный дуб повалил молодые деревья, выстояла только ель. С тех пор ель, как символ вечной жизни и стойкости, стали считать деревом Христа, и она приобрела особое сакральное значение в праздник Рождества Христова. Ёлку, как символ вечной жизни, сначала устанавливали в праздник Рождества безо всяких украшений. В XVI веке в Германии появилась традиция украшать макушку Рождественской ели восьмиконечной Вифлеемской звездой, а ветви ели украшали яблоками и восковыми свечами…

В Россию эту европейскую традицию привёз из Германии Пётр I, но как император ни пытался своими указами привить этот обычай в нашей стране, традиция не прижилась. При Петре Первом первые ёлочные игрушки делали из цветных ленточек и тряпочек, из соломы, позднее из цветной бумаги и фольги. После смерти Пётр I традиция украшать ёлку практически исчезла в России, но возродилась вновь при императрице Екатерине II, которая была немкой по происхождению. В эпоху Екатерины II украшением рождественской ёлки занимались только дворяне, так как это было не дёшево. В России появились специальные картонажные мастерские по производству ёлочных игрушек.

Простой народ относился к этому дереву с предубеждением, поскольку ветками ели, как символа вечной жизни, выстилали покойным дорогу в последний путь. Трактирщики в России часто ставили ёлки на крыши питейных заведений, чтобы желающие выпить издалека видели трактир. Это тоже мало способствовало тому, чтобы русский народ признал ель священным деревом.

В конце XVIII века состоятельные люди стали привозить в Россию стеклянные ёлочные шары из Германии, вскоре и российские стеклодувы освоили производство стеклянных игрушек. Первые ёлочные стеклянные цветные шары в России были довольно тяжёлыми и по цене очень дорогими, не всем по карману.

Обычай наряжать ёлку стал повсеместным в России только в последней четверти XIX века. Мало кто помнит, что на Новый год и Рождество ёлку в России традиционно украшали настоящими конфетами, в яркой обёртке, баранками и пряниками, маленькими райскими яблочками, орехами и фруктами в фольге, свечами, самодельными бусами, гирляндами из цветных бумажных флажков.

В XIX веке в русских домах перестали вешать на ёлку настоящие сладости и фрукты, потому что они были слишком тяжелы для веток елки.

Перед Рождеством дети сами мастерили фигурки ангелов из бумаги и картона, фигурки зверей, куклы, ёлочные шары, бусы делали из ваты, картона, папье-маше раскрашивали их карандашами и красками. Ёлочные игрушки на протяжении столетий меняли форму и сюжеты, их делали из разных материалов, из бумаги, дерева, папье-маше, ваты, стекла и солёного теста.

Ватные фигурки зверей и кукол-барышень, ремесленников и солдат накручивали на проволочный каркас, покрывали лаком и раскрашивали.

Ёлочные игрушки делали из выпуклого тонированного картона, фигурки склеивали из двух половинок, они получались плоскими и с двух сторон выглядели одинаково. На Рождественской ёлке можно было увидеть игрушки не только из бумаги, ваты и папье-маше, но и из цветного стекла и даже дорогого фарфора.

На ветви Рождественской ели в честь 12 апостолов устанавливали 12 свечей, которые возжигали в Рождество и дети вместе с взрослыми водили вокруг рождественского дерева хоровод, танцевали и пели песни. Горящие свечи создавали пожароопасную ситуацию, и не редко происходили случаи возгорания рождественских елей. Под ёлкой, на всякий случай, ставили ушат с водой.

Рождественские подарки было принято раскладывать и подвешивать на ветвях или класть под ёлкой.

В начале XX века, перед Первой Мировой войной и революционными событиями в России, было принято украшать разноцветными накрахмаленными кружевами. Почти все ёлочные игрушки делались своими руками, золотили фольгой шишки, бублики, пряники, конфеты.

В магазинах продавались наборы самодельных ёлочных украшений, которые сегодня называют английским словом «handmade» — самодельные. Рождественскую ель устанавливали до встречи Нового года в центре самой большой комнаты, в просторном зале, чтобы вокруг ёлки можно было водить хоровод.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.