Роль отца в развитии мальчика или зачем нужен папа. Роль отца в православной семье

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Барнаульский государственный педагогический университет

Кафедра психологии и педагогики начального образования

Реферат

Тема: «Место ребёнка в семье. Функции отца и матери».

Выполнила:

Проверила:

Барнаул 2007


Введение…………………………………………………………………………..3

Место ребёнка в семье…………………………………………………………...4

Функции отца и матери…………………………………………………………..7

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованной литературы…………………………………………...11


Введение

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.

В данной работе мы попытаемся установить место ребёнка в семье, а также определить функции отца и матери.


Место ребёнка в семье

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного

единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Семья создается не только ради счастья двоих, но и для счастья их детей. Дети – реальное, ощутимое воплощение любви супругов. Появление в семье первенца делает супругов по-настоящему близкими, родными.

Между тем на вопрос: «Когда и сколько иметь детей?» необходимо ответить уже в первые дни супружеской жизни. Обычно в счастливых, стабильных семьях рождается второй и последующие дети. Семьи конфликтные ограничиваются одним ребенком. Наиболее рациональный вариант – родить ребенка в первые же годы супружества.

Главнейшая функция семьи – воспитание детей. И здесь тоже очень важно правильно распределить роли и обязанности родителей. Есть такой тип родительской любви, когда ребенок вытесняет все прочие интересы, максимум сил и времени отдают ему. И если такую позицию занимает один из супругов – куда ни шло. Но если оба? В этом случае ребенок становится центром семьи, растет избалованным, привыкшим к тому, что его желания тут же исполняются. Сами же супруги обычно спорят о методах воспитания, критикуют педагогические приемы друг друга, конкурируют, добиваясь любви ребенка. Если же детей двое, то каждый супруг выбирает себе любимца и сосредотачивает свои нежные чувства лишь на нем.

Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской. Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается - воспитание детей.

Особое беспокойство вызывают молодые семьи. Много говориться об инфантильности молодежи, ослабления чувства ответственности, о зависимости от родителей, что ослабляет семью. Для молодых семей актуальна проблема досуга. Жизнь молодой семьи с появлением первого ребенка усложняется неимоверно. Еще нет опыта обращения с детьми, родители пугаются всякого пустяка, волнуются по самым незначительным поводам, порой впадают в настоящую панику.

Ожидание ребенка - настоящее испытание для любви, а его рождение - испытание на прочность семейных уз. Немало браков распадается в первый же год после появления ребенка, распадается по инициативе мужчин, не выдерживающих испытание отцовством. Точнее мужчин, эгоизм которых оказался сильнее всех других чувств.

Молодой муж после рождения малыша не вправе устраняться от ухода за ним, должен помогать жене в ее бесконечных заботах о ребенке, иначе сам лишит себя многих радостей. Возлагая весь уход за маленьким на одну лишь жену, муж сам не дает ей возможности для занятий чем-либо другим, в том числе и домом и им самим. При таком положении, при таких обстоятельствах в семье неизбежно возникает дискомфорт. Муж начинает чувствовать себя лишним, ненужным, нелюбимым, не подозревая, что сам в этом полностью виновен. И, как следствие перечисленного, у мужа все чаще начинает мелькать мысль, что он может все изменить по своему желанию. Как? Да развестись! И тогда - опять свобода, никаких забот, никакого крика. Опять он - любимый, единственный, ухоженный...

С приходом ребенка к женщине приходит всепоглощающее чувство, что часто даже самый любимый муж на какое-то время отходит у нее на второй план. А если еще этот ребенок не из тех, которые только едят, спят и никаких особых беспокойств родителям не доставляют, а такой что требует бессонных ночей, и неустанного ухода, и нервов, то кроме эмоций ему принадлежит и все время матери, все часы суток.

Понятно, что муж, выражающий недовольство по поводу не пришитой вешалки или не глаженой рубашки, в то время как ребенок надрывается от крика или у мамы не ладится с кормлением, вызывается, мягко говоря, не самые добрые чувства. И молодая мама, не выспавшаяся, уставшая, вполне возможно, отреагирует на претензии мужа вовсе не так, как ему самому этого хотелось бы. Конечно, жена могла найти и другие слова и иной тон… но поймите и ее.

Поэтому при самой-самой объективности нельзя упрекать женщин. И выход только один: супруги должны вместе нести груз забот о новорожденном и при этом проявлять особую деликатность и чуткость друг к другу.

Страх за ребенка, особенно в первый год его жизни, часто становиться причиной ссор и разногласий молодых родителей.

Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.

Лучший пример-это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.


Функции отца и матери

Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, что бы стать мужем, отцом, как и каждая женщина - матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подмечено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность - быть отцом, опорой в семье.

Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина-жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все, и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полностью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует.

Однако, все равно отец-это сила, ум и опора семьи в житейских вопросах. Отцовство - также экзамен на социальную и нравственную зрелость мужчины. Всегда есть молодые люди, вступающие в брак, но боящиеся отцовства или же не готовые к нему. Ребенок - большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребенка и жену. Это может свидетельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чувства или отцовской культуры, хотя и неприятно, но, не являясь при этом чем-то патологичным.

Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцовства рождается несколько позднее, чем чувство материнства.

Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины - матерями. Молодые люди из-за отсутствия детей редко оставляют жену. Чаще это проявляется у мужчин с развитым духом собственичества, которые хотят иметь наследников, свое продолжение на земле.

В детских садах и школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным. Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения уделения времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и обычного общения. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т. д. - вот первостепенная задача отца. Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов. Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, должен быть другом своему ребенку. В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.

Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях детям - увеличивается общее количествоневрозов, растет пугливость, падает успеваемость.

Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим институт отцовства в семьях.

Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т. д. - это, прежде всего обязанность отца. Некоторые отцы вообще всё сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство, и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию детей и домашним делам.

Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Келлер проводил интересные опыты с обезьянами. Сначала маленьких обезьянок отнимали от матерей. Для животных это обернулось трагедией, замедлилось психическое развитие малышей. Эксперимент пришлось прекратить. При втором эксперименте обезьянок отняли от матерей сразу после рождения, а в роли «мамы» выступало кресло с меховой обивкой. В спинку кресла встроили бутылку с соской и вскармливали обезьянок искусственно. К креслу обезьянки относились как к матери и когда кресло убирали, они начинали волноваться. Но вот эксперимент был закончен, и выросших обезьянок пустили в общее стадо обезьян. Они оказались очень необщительны и были настолько агрессивны, что не смогли создать семейной пары. Искусственным путём дождались от обезьян, выросших без мам, потомства. Но они не проявили к собственным детям никаких нежных чувств. Одна даже оторвала руку своему ребёнку, а другая раскусила голову. Они не обращали внимание на то, что малышу плохо, тогда как в стаде в этих случаях к нему немедленно бросается мать или кто-нибудь из других обезьян. У тех животных, в роли матери которых был неодушевлённый предмет, совершенно отсутствовал материнский инстинкт, считающийся врождённым, да и психическое развитие их явно отклонялось от нормы. Вот как оказалось важным для малышей чувствовать материнское тепло её опеку.

Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью. Мать - это зеркало, в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате? Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.

Помимо воспитания детей, мать ещё является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что домашняя средняя нагрузка женщины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, а её общая трудовая нагрузка больше на 15-20 % общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина-мать имеет двойной рабочий день - на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей.

Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением.


Заключение

Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.


Список использованной литературы

1. Бедный М. С., «Семья-здоровье-общество», М., 1986

2. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., “Класс”,1998

3.Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М.,1991.

4. Давлиев И. А., «Я и моя семья», Тат. книгоиздательство 1984

5. Осипов Г. В., Коваленко Ю. П. «Социология», М., 1990

6. Сборник статей «Культура семейных отношений» М., 1985

7. Харчев А. Г., Мацковский М. С. «Современная семья и её

1. Роли в семье

2. Виды семейных ролей

3. Структурная модель феномена отцовства


Введение

В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи.

Исторически развитие института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появилась естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так обществом за мужчиной, хранителем традиций, была закреплена функция обеспечения женщин и детей.

Итак, родительское поведение мужчины является по своей сути социальным и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, от того, какую модель отцовства демонстрировал в семье отец.

Наиболее распространенной до недавнего времени была традиционная модель отцовства, в которой отец - кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для повышения их авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который, принимая важные решения, советовал, руководил, потому что из всех членов семьи он был наиболее умелым, опытным, сведущим. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.

В последнее время в публицистике и СМИ дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о «крахе семьи», «утрате отцовского авторитета», «доминировании матери в воспитании детей».

Чтобы понять особенности нынешних отцов, следует рассмотреть изменения, происходящие с семьей в обществе. Изменения, связанные с семьей, наметились еще в 1960-е годы, когда резко возросла трудовая и профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа - главы и кормильца семьи, то теперь во многих семьях ответственность за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины, успешно конкурирующие с мужчинами на производстве и в профессиональной карьере. При этом женщины все больше времени проводят вне семьи, и тогда перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.

Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели роль отца в воспитании рассматривалась как преимущественно вспомогательная. Однако уже в 1980-е годы в странах Европы и США социологи и психологи обозначили «новый образ мужчины», который был во многом противоположен традиционному. Отличия заключались, прежде всего, в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.

Появление современной модели отцовства связывают с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. С точки зрения американских психологов, успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими «чисто мужские» качества.

Исследование проблемы отцовства на фоне снижения воспитательной роли отца в семье приобретает сегодня не только теоретико-практическое, но и социальное звучание. Можно выделить лишь небольшое количество работ, в которых выражен научный интерес к проблеме отцовства: И. С. Кон – изучение отцовства как социокультурного феномена; В. А. Сухомлинский - педагогические аспекты отцовства и др. Однако целенаправленного психологического исследования феномена отцовства до сих пор не проводилось. Этим и обосновывается актуальность темы данной курсовой работы.


1. Роли в семье

«Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина – женой и матерью.

В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной в семье определяются экономическим строем общества. Матриархат имел свою основу, патриархат – свою. Однако, и в том, и в другом случае семья была авторитарной. Превосходство одного пола над другим пронизывало всю семейную жизнь. Вместе с тем существование семьи, где осуществляется два уровня руководства материнское отцовское, все вопросы решаются супругами сообща.

На каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам создания и функционирования семьи.

Современная семья является объектом пристального внимания со стороны разных отраслей науки. Многие проблемы лежат на стыке социально-психологического аспектов изучения семьи. Одной из таких сторон семейной жизни являются семейные роли.

Само понятие семейной роли как конкретизация социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т. д. является по сути социологическим».

Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль понимается, прежде всего, как функция социальной системы, «модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений».

Роль – это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений».

«Трансформация ролевых отношений в семье является важнейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые отношения, ставит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем.

Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каждой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам поведения в семье.

Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов дуг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями и супругов и их установками. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется, прежде всего, тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают.

Проблема выбора, принятия семьей того или иного ролевого образца неотделима от формирования членов семьи к этому образцу, к своей роли в семье и к выполнению ролей другими членами семьи.

В современной семье отец все больше выступает как партнер матери по воспитанию детей, беря на себя возрастающую долю заботы о них. Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль отца, как главы семьи сменяется ролью более уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей. Вклад отцовства в воспитание детей связывают с стратегическим планированием жизни семьи, ролью эксперта, проявляющуюся в справедливой и беспристрастной оценке положительных и отрицательных событий.

Между тем, меняется и роль матери в семье – на общении с детьми сказывается «эмансипационная маскулинизация» женского поведения, благодаря которой женщина нередко стремится доминировать и над мужем, и над детьми».

Согласно исследованиям Томпсона и Плека, структура мужской ролевой роли состоит из следующих компонентов, также влияющих на формирование представлений об идеальном родителе.

1. «Норма успешности или норма статуса - стереотип, утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка.

2. Норма эмоциональной твердости - стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешать свои эмоциональные проблемы без помощи окружающих.

3. Норма антиженственности - стереотип, согласно которому мужчинам следует избегать женских качеств».

Итак, перед каждой семьей стоит важнейшая проблема «выбора» ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам поведения в семье. Но отметим, что вклад матери и отца не определяются количественной меркой, он существенно зависит от общей атмосферы в семье, системы отношений взрослых членов семьи друг к другу и ребенку.

2. Виды семейных ролей

«По К. Киркпатрику, существует три основных вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские, партнерские.

1. Традиционные роли предполагают со стороны жены:

Рождение и воспитание детей,

Создание и поддержание дома,

Обслуживание семьи,

Преданное подчинение собственных интересов интересам мужа,

Приспособленность к зависимости,

Терпимость к ограничению сферы деятельности.

Со стороны мужа:

Преданность матери своих детей,

Экономическая безопасность и защита семьи,

Поддержание семейной власти и контроля,

Принятие основных решений,

Эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности к зависимости,

Обеспечение алиментов при разводе;

2. Товарищеские роли требуют от жены:

Сохранения внешней привлекательности,

Обеспечения моральной поддержки и сексуального удовлетворения мужа,

Поддержания полезных для мужа социальных контактов,

Живого и интересного духовного общения с мужем и гостями,

Обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки.

Восхищения женой,

Рыцарского отношение к ней,

Ответной романтической любви и нежности,

Обеспечения средств для нарядов, развлечений, социальных контактов,

Проведения досуга с женой.

3. Роли партнеров требуют и от мужа, и от жены:

Экономического вклада в семью в соответствии с заработком,

Общей ответственности за детей,

Участия в домашней работе,

Распределение правовой ответственности.

Современные молодые люди в своих предбрачных ожиданиях иногда смешивают черты традиционной и эгалитарной семьи. По данным опросов большой выборки будущих молодоженов (438 пар), «17,6 % юношей ориентировались на псевдотрадиционную модель семьи с главенством мужа без его ответственности за материальное обеспечение семьи, а 28,4 % невест придерживались псевдоэгалитарной модели, в которой было бы полное равенство в загруженности бытовыми работами, и в то же время приписывали мужу традиционную обязанность содержать семью».

Т.А. Гурко, изучавшая факторы стабильности молодой семьи в крупном городе на выборке из 300 пар, сделала вывод о важности согласованности мнений молодых супругов о том, в какой степени жена должна посвятить себя профессиональной деятельности, а в какой - семейным обязанностям. От его решения зависит стиль отношений в семье - традиционный или современный. Мужчины, по мнению Т.А. Гурко, чаще, чем женщины, отстаивают традиционные взгляды, особенно в неуспешных браках. Совпадение мнений по этому вопросу встречалось в 74 % удачных браков и лишь в 19 % неудачных. Между тем у 52 % вступающих в брак пар полностью расходятся установки на степень участия замужних женщин в социальной активности.

По мнению Т.А. Гурко, важный фактор стабильности молодых семей - согласованность мнений супругов о проведении свободного времени. Мужчины недовольны ориентацией жен на преимущественное проведение досуга вне дома, а женщины не соглашаются с раздельным с супругом проведением свободного времени и с установкой мужей на «закрытую» форму досуга. Мнения супругов по этим вопросам полностью расходятся в 54 % неуспешных семей и только в 6 % успешных. Т. А. Гурко подчеркивает также дестабилизирующую роль рассогласованности во взглядах на характер распределения хозяйственно-бытовых обязанностей и на тип главенства в семье.

Не меньшее значение для стабильности брака имеет и согласованность так называемых межличностных ролей - своеобразной фиксации положения людей в системе групповых связей.

Как и социальные, межличностные роли могут входить в противоречия и препятствовать семейной гармонии.

Следовательно, в нормально адаптированной семье не только социальные, но и межличностные роли должны быть:

а) «узаконены» членами семейного союза,

б) одобряемы, поддерживаемы и дополняемы.

Межличностная адаптация супругов имеет три аспекта:

1)аффективный (эмоциональная составляющая отношений);

2)когнитивный (степень их понимания);

3)поведенческий (непосредственно реализующееся в них поведение).

Сущность вторичной адаптации - это чрезмерное привыкание супругов друг к другу, забвение супружеской любви и неповторимо-личного характера семейного объединения. Следует помнить, что вторичная негативная адаптация столь же опасна, как и первичная.

Процесс супружеской адаптации тесно связан с процессом семейной интеграции. Интеграция - это добровольное объединение, согласование позиций, представлений и мнений супругов по различным аспектам семейной жизни. Сюда относятся: стиль взаимных отношений, материально-бытовые проблемы, семейный бюджет, духовная жизнь и проведение досуга и отдыха, а также интимная жизнь, ожидание и рождение ребенка, взаимоотношения с родителями, отношение к профессиональной и общественной деятельности супругов, отношение к общественным ценностям».

Строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца (А.И. Захаров). Влияние отца на психическое развитие ребенка Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ...

Излишняя строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца». 3. Роль отца в социализации детей «А. Адлер подчеркивал роль отца в формировании у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. ...

Отец - источник силы и убежище, первый старший друг, который делится с ребенком этой силой, силой в самом широком смысле этого слова. И если нет отца, но есть рядом мужчина, который его заменяет, ребенок не обездолен.

Старший мужчина для ребенка, начиная с раннего детства и почти до подросткового возраста, нужен для формирования нормального чувства защищенности от всего, что содержит угрозу: от темноты, злой собаки, «космических гангстеров», «чужих»… Фрейд говорил: «У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите». С самого раннего младенчества ребенок должен знать, что у него есть отец, который может защитить его от опасности.

Отчим или приемный отец может прекрасно справляться с отцовскими функциями, он способен целиком посвятить себя родительской заботе о ребенке и полюбить его, как своего собственного, стать больше наставником, нежели отцом в истинном смысле слова, скорее помощником, источником, в котором дети будут черпать силы, когда подрастут и достигнут зрелости. Это возможно, потому что связь ребенка с отцом скорее психологическая, чем физическая.

У многих детей из тех, у кого не было близкого старшего мужчины, в подростковый период проявляется преувеличенная склонность к самозащите без необходимости в ней. Обнаруживается болезненная значимость защиты у всех, кто не получил ее в должной степени в раннем возрасте. Дети - маленькие и большие - ждут отца, даже не отдавая себе отчета. Ждут и те, кто своего отца никогда не знал, и ждут даже те дети, которые прошли через отвращение, презрение и ненависть к родному отцу.

И подростку отец тоже нужен как старший друг, как источник самоуважения. Уважение - необходимое условие положительного влияния старшего на подростка, проводник его силы. И это уважение можно вызвать, заслужить, но невозможно выпросить, бесполезно требовать, вменять в обязанность. Заставить уважать силой тоже нельзя. Насилием уважение уничтожается.

Ребенку нужен отец, исполняющий свою роль. Мужественность нельзя усвоить из курса лекций. Она усваивается в обыденной жизни от отца, который служит образцом. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов - перенимают походку, манеру разговаривать, жесты, такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу.

Многие мужчины уверены, что воспитание детей - не мужское дело. Это стереотипное представление неверно. Участие отца в развитии ребенка играет очень важную роль. Отцовская функция заключается в том, чтобы показать ребенку, как можно любить, не просто обеспечивая защиту, но и предоставляя свободу.

В воспитании детей очень важен живой пример отца. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Недостаточный опыт общения с отцом ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании его детей.

Влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в возрасте 13–15 лет она должна получить от отца признание своей значимости как будущей женщины.

Наличие мужчины в семье влияет на характер умственного развития детей, на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях.

Отсутствие же отца, даже непродолжительное, часто ведет к тому, что у детей, особенно у мальчиков, начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность, что отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Зачастую именно отец в семье способствует ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы ребенка. Как правило, отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям.

Отец должен взаимодействовать с ребенком, начиная с первых дней жизни, участвовать в уходе за малышом: помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки, сопровождая это ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой.

Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком занимает игра. В отличие от матерей, отцы склонны устраивать энергичные, непредсказуемые игры, которые очень нравятся детям.

Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми, становятся значимыми фигурами в мире ребенка. Они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать.

Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение, что может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как недоброжелательность, жестокость и упрямство.

Не обещайте детям то, чего не сможете дать! Трудно сказать об уроне, который терпит неокрепшая детская душа, наткнувшись на наши безответственные обещания, за которыми ничего нет!

Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату.

И помните, какими бы ни были функции матери и отца в отдельности, самое главное для ребенка - находиться в центре внимания и ощущать любовь двух любящих родителей!

Отец-христианин для ближних - пример служения Богу и праведной жизни.

Подобно священнику в храме

В менталитете российского народа заложено, что у ребёнка должны быть отец и мать. Христианство открывает духовный смысл традиционной семьи: отец в ней подобен священнику в храме, он подаёт пример служения Богу и ведёт ближних к нему. Поэтому важен его безупречный образ- ведь сложно чтить священника, если он нарушает заповеди.

Традиционная семья иерархична. Отец возглавляет её, мать помогает ему, дети почитают родителей и следуют их примеру.

Священник Александр Сирин : «Мы можем сказать, что, уподобляясь Христу, отец являет собой образ Отца Небесного, как Иисус Христос, предав Себя за Церковь, явил миру Отчую любовь к человеку. Более того, каждый отец в определенном смысле представляет в своем лице Бога: не случайно предстоятель Церкви именуется патриархом, или папой (в Римской Церкви), что ближе к нашему восприятию слова «отец». Патриархом в древние времена назывался и праотец рода, отсюда - патриархат».

Образ отца формировался веками - пока на планете шли войны, нации страдали от набегов иноплеменных, и особое значение имела сила мужчины, его готовность защитить семью. В таком мире женщина зависела от своего избранника, тем более, зависели дети.

Развитие науки и техники уменьшили значение физической силы. Появилось много профессий, требующих интеллектуального образования. Возможности женщин достичь успеха в работе сравнялись с мужскими. Поэтому сегодня мужьям требуется больше духовности, ума и других положительных качеств для того, чтобы стать авторитетом в семье.

Иерей Михаил Пышинский о роли отца-христианина:

Отцовский пример

Поначалу ребёнок подражает только матери, но уже в пять-семь лет начинает присматриваться к отцу и перенимать у него навыки, привычки, манеры. Особенно это касается мальчиков. Из домашнего тёплого мира мамы ребёнок вступает в суровый мир отца, где есть место риску, соперничеству, столкновениям. Начинаются первые конфликты с ровесниками, попытки отстоять своё мнение и защитить младшую сестру или брата. Отец более лоялен к решительному поведению наследника и может поддержать его в ситуации, где мама не одобрит. Например, если тот подрался или что-то сделал без разрешения.

Родителям важно найти баланс мнений, чтобы не тянуть ребёнка в разные стороны, когда один запрещает то, что разрешил другой.

Протоиерей Владимир Головин о качествах настоящего мужчины:

Рассказывает моя знакомая учительница математики, чьё детство пришлось на послевоенные годы: «Отец это, прежде всего, защитник. И ребёнок это ощущает. Помню, я была подростком, когда с родителями переехала в другое село. Гуляя по незнакомым улицам, не раз слышала за спиной вопросы местных жителей друг другу: «А это чья?» И ответ: «Это Николая Александровича дочка». И чувствовала себя в безопасности, словно отец шёл рядом со мной. Он был тихим интеллигентным человеком, но воевал и мог постоять за семью.

Ребёнок без отца вырастает менее уверенным в себе, менее решительным. Это относится и к девочкам, и к мальчикам. Отцовская защита - фактор психологический, не только физический.

На мой выбор профессии тоже повлиял отец. Он преподавал математику и, возвращаясь из школы, много рассказывал о своей работе, об учениках, к которым относился с любовью. Знал биографии учёных-математиков, интересные факты из их жизни. Математика - сложный предмет, но благодаря отцу я увлеклась ею, поступила в пединститут и всю жизнь преподаю алгебру и геометрию.

В свободное время я занимаюсь живописью. Этому тоже научилась от отца. Он был не только педагогом, но и художником-любителем. Писал репродукции с картин известных мастеров, украшал ими дом. Рассказывал об их судьбах, покупал книги по истории и технике живописи. Как он, я со временем взяла в руки кисть и стала рисовать картины русской природы».

Но отцовская защита и опека не должны быть чрезмерными. Ребёнок взрослеет и наступает пора, когда он покидает родное гнездо. Не всегда родители смиряются с потерей абсолютной власти над наследниками. Обычно детей балуют матери, но я знаю обратный пример - как отец сделал из сына недоросля, предмет иронии знакомых.

Обеспеченный и достаточно известный человек, издатель, словно не замечая, что сын вырос, продолжал снабжать его деньгами и спускать с рук грешки. А шалости у сына были уже взрослые - алкоголизм, измены жене, дети на стороне. Отец пристроил сына в свою фирму, где за глаза парня звали барчуком, а он инициировал увольнения сотрудников, которые не испытывали перед ним пиетета. Иногда у отца наступали моменты осознания, что к сыну нужно предъявлять серьёзные требования. И тогда старик кричал на весь офис, упрекая и обличая великовозрастное чадо. Но вскоре прощал и тот снова болтался по ресторанам и фуршетам.

Стоит отметить, что профессия, выбранная отцом сыну, парню не особенно подходила. Журналистика, в которой письменно он не мог два слова связать. Статьи ему не давались, порой отец сам надиктовывал их своему Митрофанушке, а тот записывал с ошибками. Возможно, если бы авторитарный старик перестал держать сына при себе, тот выбрал бы другую работу, более подходящую по складу характера. Парень был симпатичен, разговорчив, общителен.

Только в сорок с лишним лет сын смог реализоваться - он стал ведущим телевидения, где его красноречие востребовано. Но время упущено и вряд ли он перерастёт отца, всегда оставаясь в тени его имени. Тем более, что телевидение принадлежит папе…

Дети не обязаны становиться копиями родителей и следовать их выбору не по собственной воле. Счастлив человек, ребёнок которого достойно продолжает его дело. И не менее счастлив человек, ребёнок которого нашёл собственный путь.

Семьянин прежде всего

Сегодня в России много неполных семей и это передаётся из поколения в поколение.

Если мужчина или женщина выросли без отца, они принесут деструктивные настроения в собственный брак. Конечно, не стопроцентная гарантия, но большая вероятность развода грозит таким людям.

Если дети не имеют возможности наблюдать добрые взаимоотношения родителей, взаимную заботу, верность, то откуда они научатся этому? Бессознательно копируем мы ситуации, которым были свидетелями в детстве: вот отец ударил мать; вот вернулся пьяным; вот он ушёл к любовнице и, наконец, мать подаёт на развод, а бабушка злословит о непутёвом зяте.

Мальчики вырастают безответственными, грубыми по отношению к женскому полу. Девочки с презрением и недоверием относятся к мужскому. Негативные чувства прорываются при первых же конфликтах молодой пары.

Психолог Александр Семёнычев рассказывает, как важен пример отца для будущей семейной жизни ребёнка.

Конечно, мать-одиночка может воспитать достойного человека, который построит счастливую семью. И всё же бегство отца отразится на его мировосприятии, обернувшись недобрым чувством к противоположному полу. Ведь такой ребёнок был предан на заре жизни!

Верность отца это широкое понятие - ребёнок должен видеть, что тот верен своей жене, верен своему слову, верен дружбе и стране. Если взрослый человек предал в одном, значит, может предать в другом, подвести в трудную минуту окружающих, отречься от своих принципов и от Бога.

Если отношения мужа и жены в православии сравниваются с отношением Христа и Церкви, то разве дозволена измена?

Справедливый судья

Справедливость - важное качество отца-христианина. Он взвешенно принимает решения и его слово весомо, когда требуется рассудить конфликт между родными детьми; между своим ребёнком и чужим; сделать замечание жене или высказать мнение о ситуации в стране.

Отец-самодур даёт ребёнку пример глупости и жестокости. В таких семьях поднимают руку друг на друга из поколения в поколение. А там, где самое привычное наказание - побои, нередко случаются преступления.

Я знаю семью, где отец с сыном постоянно скандалили, в итоге отец отрубил голову спящему сыну. Со страхом смотрела я на дом убийцы, когда случалось проходить мимо, и всегда представляла трагическую сцену. У отца осталась дочь, и я думала: как она может жить в этом доме и что думает об отце? Разве не сломал он и её судьбу таким поступком?..

Есть немало примеров, когда отцы, злоупотребляя своей силой, обижают жён и детей. Те уходят или терпят, но в любом случае это нездоровые отношения.

Одна семья, где отец был кадровым офицером, трепетала от его строгости. Он, считая себя справедливым, бил до крови сына-подростка. Так офицер проявлял заботу и страх за чадо, поскольку сын имел увлечение - взрывать на пустыре найденные в окрестностях боеприпасы времён ВОВ. Забава опасная, но неужели нельзя было объяснить сыну его ошибки мирно, без ремня и кулаков? Наказанный паренёк убегал из дома и мечтал о настоящем пистолете как панацее от бед: «Мне казалось, что с пистолетом я стану Богом, способным решать чужую судьбу».

Побои дали обратный эффект - сын вырос с ненавистью к отцу и стал преступником. Сегодня ему немало лет. Он простил отца, позже возившего в тюрьму передачи, но считает его воспитателем своей жестокости.

Так есть ли смысл в затрещинах, порке и прочих способах воздействия на чадо?

В детстве меня изредка наказывала мать. Орудием наказания служила кленовая розга. Как правило я успевала убежать из дома, а за его стенами мать стеснялась учить меня уму-разуму. Но в любом случае розга не оказывала эффекта на моё поведение, кроме пятиминутного страха. Другое дело, когда мать вместо наказания уходила в соседнюю комнату и плакала или жаловалась на сердце. Тогда я чувствовала раскаяние, становилась перед иконой и начинала молиться за неё.

Эмоциональное воздействие на ребёнка - сильнее физического.

У христианства на справедливость свой взгляд - она необходима, но лучше уступить ближнему, даже если более прав ты, а не он. Ради мира, чтобы пресечь развитие конфликта. Поэтому добрые родители не усердствуют в наказаниях, а сделав ребёнку словесное внушение, прощают его.

Протоиерей Георгий Бреев рассуждает о справедливости: «Если попытаться понять какой-то основной принцип, который можно применять во многих жизненных ситуациях, то это принцип «пойми другого человека». Войти в его положение и понять его, понять его образ мышления и его идеи. Потому что чаще всего у нас спор возникает из-за того, что я не хочу понимать другого человека».

Святые отцы советовали уступать и проявлять снисхождение в бытовых разногласиях, но настаивать на своём там, где дело касается нравственных христианских понятий.

Но нужно помнить, что высшее правосудие - Божие, и за свой человеческий суд и осуждение получит воздаяние каждый - и отец, и мать, и дети. Поэтому лучше простить, чтобы и тебя простили в лучшем мире.

«Будь сколько возможно искренен, добр и ласков к своим домашним: тогда все неприятности с их стороны уничтожатся сами собою, тогда ты победишь благим злое», – учит праведный Иоанн Кронштадтский.

Трудовое воспитание

Мужчина, не способный вбить гвоздь - жалкое зрелище. Я работала в преимущественно мужском коллективе, окружённая городскими интеллигентами. Бывало требовалось починить лампу дневного освещения или розетку и тогда в офис вызывали мастера из ЖЭКа, ждали его всем коллективом, пока не приходил и не делал эту элементарную работу. Другой горожанин с двумя высшими образованиями признался мне, что не смог починить утюг, когда попросила жена, и ему было очень стыдно.

Конечно, в этом виновата и школа, где есть такой предмет, как труд, но непонятно, чему там учат - лично мы на таких уроках шили рукавицы, как зеки, или выпиливали лобзиком что-то из фанерок. Поэтому оставалось надеяться, что настоящие трудовые навыки нам дадут родители - кто на что способен.

Для мальчика в этом случае незаменим отец, потому что вряд ли мать умеет чинить машину, электропроводку и бытовую технику. Порой эти навыки перерастают в хобби, а потом помогают при выборе профессии.

В деревне мальчики с детства учатся ремонтировать - сначала велосипеды, позже мотоциклы, затем отцовские машины, комбайны, трактора. Это естественная часть жизни. Поэтому любой, даже склонный к лени парень, способен сделать многое по дому и заработать на семью. А значит, не займётся пьянством или воровством, не останется времени на блуд и хулиганство.

«Телесный труд приносит чистоту сердца, а чистота сердца делает то, что душа приносит плоды», – поясняет преподобный Антоний Великий.

Мы, грешные, чаще трактуем труд как наказание, ссылаясь на слова Бога падшему человеку: «Будешь добывать хлеб в поте лица своего». Но игнорируем важное.

Первый во Вселенной пример труда показал Бог, который, как повествует Книга Бытия, 6 дней трудился, а 7-й день отдыхал, наслаждаясь своим творением.

И Сын Божий воспитывался плотником Иосифом, с детства помогая ему.

Отец-кормилец, чей вклад в семейный бюджет самый весомый, по умолчанию вызывает уважение. Ему незачем комплексовать, завидуя зарплате жены. За ним последнее слово в споре, поскольку он делом доказал, что является рачительным хозяином. И это благой пример для сыновей, которые учатся в будущем обеспечивать семью.

Отношение отцов к труду в глобальном смысле влияет на демографию страны. Ведь женщины стремятся рожать от ответственных и способных заработать мужчин.

«Человек, подражай земле, приноси плоды для других, как и земля приносит тебе» , – учит святой Василий Великий.

Церковь - дело всех

Многие пары считают себя верующими, венчаются и украшают дом иконами. Но, как правило, в церковь ходит жена. Супруг считает это не мужским делом. Свободное время он посвящает делам, которые считает важнее собственной души - рыбалке, футболу, машине. На утренней заре я часто вижу, как по направлению к реке проезжают легковые машины с закреплёнными на крыше надувными лодками. Как раз мимо церкви, где толпятся преимущественно прихожанки.

Сегодня бытует мнение, что мужчина сильнее, поэтому сам пытается справиться с несчастьями, а женщина слабей, оттого ищет помощи у высших сил. Но перед Богом слаб любой и никакая земная сила не сможет переломить обстоятельства, если настал час расплачиваться за грехи. На самом деле большинство представителей мужского пола ищет спасение в алкоголе. Я видела немало запойных мужчин. Если валяться в мокрых штанах на полу, по их мнению, означает силу, а стоять на службе - слабость, что творится в их сознании?

Говорят, мужчины живут намного меньше женщин. Но молятся они тоже намного реже.

Забывая о вере, отцы наносят ущерб не только себе, но и детям. Ребёнок, который посещал церковь в младшем школьном возрасте, став подростком, может оставить её, если таков пример папы. Мальчик сделает вывод, что религия вообще не для мужчин, что церковь - клуб для бабушек. Многие возвращаются к вере после тридцати-сорока, но сколько ошибок и грехов уже совершено!

Думаю, в церковь нужно ходить торжественно, всей семьёй, тогда это запоминается и усваивается как позитивный момент. Ребёнок видит духовное единение матери, отца, братьев, сестёр. Слышит слова о высоком, неотмирном. Отрывается от бытовой мышиной возни для Таинства.

К сожалению, сегодня семья без отца – это не редкость. Но разве это проблема для современных женщин: мы и коня на скаку остановим, и ребенка родим, не слезая с кресла руководителя, и вырастим драгоценное чадо, не забывая держать в ежовых рукавицах своих подчиненных. Все верно, сегодня женщины на многие подвиги способны, но это не значит, что различий между семьей без отца и полной семьей нет. Чтобы осознать эти отличия, нужно понять, какова роль отца в семье, какие на него возлагаются обязанности, ведь современное общество уже не предписывает мужчине быть добытчиком и сваливать остальные хлопоты на женщину.

Роль отца в современной семье

Проблема отношений отцов и детей в семье всегда была, и никуда от нее не уйти, разные поколения всегда будут иметь различные взгляды на жизненные ситуации. Но если раньше проблемы были из-за слишком сильного влияния отца на детей, его слово было решающим практически в любом вопросе, то сегодня наблюдается потеря авторитета отца в семье. Происходит это по многим причинам, главной из которых является женская эмансипация. Благодаря ей патриархальная модель семьи была разрушена, а новая сформироваться еще не успела.

Теперь мужчины считают, что не обязаны брать на себя ответственность за семью – равноправие все-таки, да и не мужское это дело с погремушкой возле ребенка сидеть. Отцы семейств теперь все больше на работе проводят, а приходя домой желают, чтобы их никто не тревожил, особенно ребенок со своими глупыми вопросами. В результате дети испытывают недостаток мужского влияния, которое не может восполнить и школа – там тоже большинство преподавателей женщины. Если ребенок не видит своего отца, у них не устанавливается эмоциональная связь, не возникает чувства уважения к старшему. А когда дитя подрастает, его отец начинает искренне удивляться, почему его слово мало что значит для ребенка, почему дети бегут со своими проблемами и радостями к матери.

Но такой подход к воспитанию рождает еще массу других проблем – дети не знают, как должен себя вести мужчина, им неоткуда воспринять мужскую модель поведения. Отсюда мы получаем инфантильных и эгоистичных юношей, и изначально несчастных в личной жизни девушек – они не ждут (а раз не ждут, то чаще всего и не получают) никакой поддержки от противоположного пола и взваливают на себя непомерную ношу по устройству своей жизни, воспитанию детей и т.д. Поэтому важно не только растить детей в полной семье, но и не сводить роль отца к зарабатыванию денег. Если уж говорить о равноправии, то вклад в семейное благополучие (как материальное, так и духовное) обоих родителей должен быть равнозначным.

От матери дети получают первые уроки добросердечия, она способствует выработке таких качеств как чуткость и доброта к людям, умение ценить ласку и дарить ее другим. Мать учит детей заботе и человечности. От отца дети получают силу воли, умение отстаивать свою точку зрения, бороться и побеждать. Отец учит мужеству и стойкости к жизненным неурядицам. И каким бы ни был любящим отец и отважной мать, при наличии лишь одного родителя ребенок все равно получит однобокое воспитание. Полноценная личность может сформироваться только под влиянием и отца, и матери.

Новая семья отца

А как быть, если отец ушел из семьи, стараться вернуть его в уютное гнездышко всеми силами, опасаясь, что ребенок получит неполноценное воспитание? Попытаться вернуть, конечно, можно, но стоит помнить, что это не всегда приводит к желанным результатам. Часто такие «возвращенцы» окончательно теряют интерес к жизни семьи и воспитанию детей, а вам ведь мужчина в доме не «для мебели» нужен. Поэтому зачастую лучше полюбовно расстаться, оговорив долю участия отца в жизни его ребенка, пусть видятся, общаются и проводят вместе время.

Но не стоит слишком большую роль отводить биологическому отцу, как гласит народная мудрость, папа не тот, кто зачал, а тот, кто вырастил. Мужчина должен быть старшим наставником для ребенка, оказывать ему поддержку (материальную, физическую и эмоциональную), все это может сделать и приемный отец. Поэтому, если родной папа малыша не хочет принимать участия в его жизни, настаивать не стоит, все равно ничего хорошего из этого не выйдет. Лучше любящий отчим, чем равнодушный отец.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.