Сын деспот. Дети - тираны. Как родитель может помочь ребенку научиться выражать гнев безопасным способом


Шон Гровер

Мой ребенок – тиран! Как вернуть взаимопонимание и покой в семью, где дети не слушаются и грубят

Переводчик Екатерина Милицкая

Редактор Любовь Рыклина

Руководитель проекта А. Деркач

Корректор М. Смирнова

Компьютерная верстка К. Свищев

Дизайн обложки Ю. Буга

© Sean Grover and Skylight Press, 2015

Published by AMACOM, a division of American Management Associations, Internetional, New York. All rights reserved.

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2016

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

Моим родителям, Эллу и Розмари

Пускай нам кажется, что родители учат своих детей, но на самом деле все обстоит как раз наоборот. Для родителя воспитание ребенка – способ самому стать более гармоничной личностью.

Введение

В ваших отношениях с ребенком что-то не так. Вы не можете с точностью сказать, в чем проблема, не знаете, когда и почему она возникла. Но вы уверены в одном: нужно вновь все наладить, и желательно как можно скорее. Вот только одна незадача: вы и понятия не имеете, как этого добиться.

«Не теряй оптимизма! – твердите вы себе. – Это просто такой период, и он пройдет. Все будет хорошо». Вы плюете через плечо и надеетесь на лучшее. Но самоуспокоение не особенно помогает. Если отношения с детьми расстроились, надежда – слабое утешение. Вам кажется, что все в вашей жизни идет наперекосяк. Ночами вы лежите без сна в переживаниях и растерянности. Уж я-то знаю, каково это: мне ведь тоже пришлось такое испытать.

Родительство – тяжелая работа, в которой неожиданности подстерегают на каждом шагу. Вам нужно осваивать новые навыки, чтобы быстро справляться с возникающими трудностями. Ведь детские выкрутасы могут поставить в тупик даже самых любящих родителей:

«Я думал, что все делаю правильно. Почему же это происходит?»

Обратиться за советом к профессионалу никогда не помешает. Но прежде чем тратить огромные деньги на психотерапию, программы изменения поведения и лечебные процедуры, подвергать ребенка личностному и психологическому тестированию, попробуйте кое-какие методы, которые вы в состоянии начать применять прямо сейчас.

Дети – весьма сложные существа, но их нужды достаточно просты. Как мы увидим в главе 2, у каждого ребенка есть пять базовых потребностей. Удовлетворите их – и вы поразитесь тому, как поведение и настроение вашего ребенка с невероятной быстротой меняются к лучшему. Если же эти нужды остаются без внимания, улучшить отношения с ребенком будет гораздо труднее.

Итак, давайте не будем чрезмерно усложнять наши родительские обязанности излишним обдумыванием или одержимостью – так мы лишь все испортим. Станем придерживаться самых простых методов, ведь часто решение проблем буквально лежит на виду и исправить отношения с ребенком может оказаться куда проще, чем вам кажется. Проиллюстрирую свою мысль примером. Долгое время у меня протекала раковина в кухне. Что я только не делал! Но неисправность давала о себе знать снова и снова. Водопроводчики говорили, что у меня плохо установлены трубы, сток расположен не там, где надо, и раковину придется передвинуть. Они оценивали эту работу в несколько сотен долларов. Но я не хотел платить такие деньги из-за какой-то ничтожной протечки! Так что я отправился в ближайший хозяйственный магазин и обратился за советом к старому опытному продавцу. Он, не задумываясь, заявил: «Замените прокладки!» Я купил у него три прокладки по 35 центов каждая. После их замены раковина больше не текла.

Так что, прежде чем в ужасе бежать и отчаянно звать на помощь целую армию специалистов в области психического здоровья, привлекать психологов, психиатров, психотерапевтов, перед тем как обвинить себя или своего партнера и бессонными ночами мучиться от чувства вины, подумайте вот о чем: возможно, не стоит торопиться с крайними мерами? Может, достаточно просто заменить прокладки?

Кажется, что чем старше становится ребенок, тем он настырнее и справляться с ним все сложнее. Если он не получает желаемого, то сразу же начинает плакать или, хуже того, спорить и скандалить. Многие родители не понимают, почему когда-то милый и послушный малыш вдруг превратился в настоящего «террориста». И родители начинают огорчаться — ребенок тиран и деспот растет?

Чаще всего, в таких ситуациях мамы и папы просто опускают руки и покорно исполняют все прихоти подрастающего диктатора. А что поделать? Не наказывать же каждый день маленького хулигана. Или все-таки наказывать?

Ребенок тиран и деспот растет …

  • Что говорит психология?

Психологи советуют сразу не записывать свое чадо в хулиганы и присмотреться к нему получше: быть может, в вашей семье подрастает настоящий лидер.

Лидерские качества проявляются у ребенка в его первом коллективе, то есть в детском саду. Именно тогда малыш учится командовать, распределять игрушки, руководить играми и так далее.

У детей школьного возраста лидерство проявляется отсутствием прилежания и послушания. Но при этом они всегда стремятся быть в курсе всех дел класса, участвовать в них и руководить.

Если у вас подрастает такой малыш, как ребенок тиран и деспот, то постарайтесь объяснить это его воспитателю в садике/классному руководителю в школе. Вместе вы сможете придумать, как направить всю энергию маленького лидера в «мирное» русло.

Постарайтесь проявить терпение по отношению к лидерским замашкам ребенка. Но не забывайте, что «проявлять терпение» — не значит игнорировать: с ребенком обязательно нужно разговаривать о его капризах, узнавать причины такого поведения.

Попробуйте показать своему чаду не только свою и заботу, но и уважение: спрашивайте его совета, интересуйтесь его . Маленький лидер это обязательно оценит.

Даже если вы по натуре — настоящий лидер, постарайтесь оставить своему ребенку пространство для самостоятельных решений.

  • Если все-таки подрастает ребенок тиран

Ребенок-деспот всегда стоит на своем, в своем маленьком кулачке он держит папу и маму, бабушек и дедушек. Малыш никогда ничего не просит — он просто приказывает. Совсем не понимает слово «нельзя» и «нет» и, если родители в чем-то отказывают ему, то начинается рёв и с паданием на пол, биением ногами и руками по полу.

Как известно, малыши не рождаются диктаторами и деспотами: такими они становятся из-за вседозволенности родителей. Подрастая, ребенок привыкает, что для него нет запретов и родительское «нет» просто не воспринимается им. Малыш, которому буквально вчера можно было делать совершенно все, не сможет понять, почему ему нельзя делать то же самое сегодня.

С этим нужно что-то делать. Во-первых, нужно найти причину такого поведения у ребенка. Это может быть элементарная избалованность или малыш просто старается стать взрослым.

Если ребенок избалован, то родителям нужно научиться говорить ему «нет» и всегда стараться объяснить причину своего отказа: на любое «дай» и «хочу» маленького диктатора, мама и папа должны отвечать «нельзя, потому что…».

Если никакие объяснения не помогают, то лучше не реагировать на истерики малыша. Можно просто выйти из комнаты, если вы дома. Если же ребенок разыграл «спектакль» в людном месте (в магазине, в кинотеатре, просто на улице), то нужно отвести свое чадо туда, где меньше всего зрителей. Для таких представлений ребенку обязательно нужна публика. А если ее нет, то кричать просто некому и незачем.

  • Ребенок тиран и деспот слишком рано старается стать взрослым.

В принципе, в этом нет ничего плохого, так как такие дети, подрастая, доставляют намного меньше хлопот: они более независимы и самостоятельны, сами решают, где и на кого будут после школы. Дети, стремящиеся раньше повзрослеть, никогда не пропадут и преодолеют любые трудности.

Такому ребенку всего то и нужно, чтобы взрослые считались с его мнением и общались с ним на равных. Он хочет чувствовать себя не просто любимым, но еще и нужным. Например, если давать такому малышу разные мелкие поручения, говорить, что без него никак не справится, то все истерики ребенка в скором времени сойдут на нет потому, как не будет причин их закатывать.

Если вы насторожены, что ребенок тиран и деспот растет, а может он просто манипулирует вами? А может он как личность сильнее в несколько раз, чем вы? Сложный вопрос и действительно — не понятно: какой человек из него вырастет!

13 отзывов

Конечно кричать на ребенка нельзя ни в коем случае. К каждому нужен свой подход, но Вам следует попробовать разные формы воздействия и выбрать наилучшую. Например, попробуйте игнорировать его “приказы”, не замечать. При этом ведите себя совершенно спокойно и доброжелательно с ним. Мне кажется только доброжелательность и терпение смогут переломить его упрямство.

3. Юлия

Разве это тиран? Может прикрикнуть, может топнуть ногой … Мой дерется дома со всеми (тоже 5 лет), если что не по его…. Автору темы хочу сказать что дети это не ангелочки из рекламы, у них по причине отсутствия личного опыта жестокость и очень яркое выражение эмоций. В саду Ваш ребенок находиться под постоянным очень жестким самоконтролем который вообще не свойственен для такого возраста, а Вы желаете чтоб он еще и дома был не тем кто он есть. Расслабьтесь сами и его не напрягайте постоянным контролем эмоций, реакций.

Это абсолютно нормальное поведение ребенка, который сдерживает свои эмоции на людях. Могу сказать, что моя дочка тоже всем всегда казалась ангелом. Мне говорили – да с твой никаких хлопот – только за мамочку и держится. И в садике была сама воспитанность, образцовость. А дома… Я всегда вспоминаю стихотворение – про Любочку. Там что-то типа: А если к этой Любочке вы придете в дом, то там вы эту Любочку узнаете с трудом. Ну, вот… разве это не про наших?))) Моя начинала хлопать дверьми, показывать характер. Еще какой! И тоже могла сказать, не поздоровавшись со взрослыми:я просто задумалась… Вот так. Просто постарайтесь почаще отвлекать ребенка. Вот зациклился он на чем-то, чего-то требует, а Вы ему рррраз и предложите что-то, альтернативу. Да так, заманчиво. А еще у нас была игра – если начинались капризы, или какие-то выходки, то мы говорили – тааак – надо выгнать хандру! Шли к окну, открывали форточку и делали пару шлепков (символических) по попе. причем, ребенок должен открыть ротик, чтобы хандра вылетела! Так что – чего только не придумывали! ничего – теперь нам 21 год – и все у нас замечательно!)))

Сказать не могу ничего по данному вопросу. мне как говорится “достался” ребенок уже взрослый, но характер у нее вполне смирный и спокойный. Она в меру активная. В школе у них есть мальчик который задирается ко всем – растет он в принципе только с одной бабушкой, но одного звонка родителям нам хватило чтбы ребенка поставили на место. Да ребенок получил по жопе как говорится- но по другому не получилось. Я считаю что наказание самая лучшая мера дисциплинарного воспитания. Раньше воспитывали розгами – и плохо воспитывали?

9. olesiyy

К психологу мы записались на прием. Хочется разобраться, что происходит на самом деле. Я успокоюсь если психолог мне скажет что такое поведение свойственно для его возраста, и все пройдет, а если булет только хуже….

А моему малышу год. И я уже вся уплакалась. Истерит до тех пор, пока не догадаюсь чего он хочет. Сегодня в 5 утра захотел в папину комнату мультики смотреть. Переключать на что-то не получается. Всегда предлагаю ему альтернативу. Но он успокаивается лишь когда получает желаемое, либо не выдохнется. Пока он маленький, я не могу ему ничего объяснить.

11. pussiks

насчет проблемных детей, я раньше считала что это неправильное воспитание сказывается, но теперь мне кажется что это элементарной дефицит внимания со стороны родителей. детям нужно внимание, и они его добиваются, чаще всего именно таким своим поведением. нужно как можно времени проводить с ребенком, по возможности делать вместе работу по дому (а ведь они любят помогать!), в общем искать выход. на прогулке именно вместе быть, не так чтоб выгнать ребенка просто под присмотром, а чтобы он чувствовал ваше присутствие и участие, так же как и в домашних играх.

12. olesiyy

я и так по возможности стараюсь уделить ребенку внимание, ну я же не могу не отходить от него

Здравствуйте, скажите, как у вас успехи,помог психолог,как предложили бороться с таким поведением?У меня похожая ситуация, ребенок вообще в целом хорошо себя ведет,но только если нас с мужем рядом нет,с нами он начинает истерить,командовать, он хочет чтобы каждую минуту ему уделяли все внимание, игры переходят в оскорбления и плевки,я его в угол он -он выходит,я по жопе-он смеется орет,что мы дураки,спать уложить невозможно сам включает свет,дерется,кругом все разбрасывает,говорю убери за собой игрушки и бумагу равную,говорит сама убирай.Тоже пойду к психологу, причем поведение в 100 раз стало хуже после того,как папа в отпуске с ним на больничном посидел,папа же все разрешает

Предположим, малыш бьет другого лопаткой по голове. Контрпродуктивным будет, если мы, взрослые, несмотря на то, что рассержены, улыбнемся и мягко скажем: «Костенька, не надо так делать!» В этом случае мозг ребенка неправильно запоминает, какие чувства испытывает другой, когда ребенок дерется или говорит грубости. А для развития эмпатии крайне необходимо корректное запоминание действия и реакции на него.

Эмпатия и социальное поведение не даются нам с рождения: маленький ребенок сначала должен запомнить, какие чувства существуют, как они выражаются в жестах и мимике, как люди адекватно на них реагируют. Поэтому, когда у нас поднимается волна чувств, важно проявлять их максимально естественно.

Полный «срыв» родителей, кстати, не является естественной реакцией. На мой взгляд, этим словом слишком часто злоупотребляют взрослые, оправдывающие свои неконтролируемые приступы гнева: «Но я всего лишь веду себя естественно…» Нет. Наши чувства лежат в нашей зоне ответственности. Отказываться от этой ответственности и перекладывать ее на ребенка – это не по-взрослому.

2. Родители делают все для того, чтобы их детям не пришлось пережить разочарование

Дети должны учиться переносить неудачи, преодолевать их, чтобы выходить из разных жизненных ситуаций более сильными. Если в обратной связи от людей, к которым ребенок привязан, он получает сигнал о том, что они в него верят, его уверенность в собственных силах растет. При этом поведение взрослых важнее, чем их слова. Важно транслировать свои истинные чувства.

Необходимо с самого начала позволять детям терпеть маленькие неудачи. Ни к чему устранять с пути ребенка все без исключения препятствия: именно фрустрация оттого, что что-то пока не получается, и запускает внутреннюю мотивацию расти над собой. Если же родители постоянно этому препятствуют, то дети вырастают во взрослых, не приспособленных к жизни, разбивающихся о самые мелкие неудачи или даже не осмеливающихся начать что-то из страха не справиться.

3. Вместо настоящего утешения родители отвлекают ребенка

Если что-то идет наперекосяк и в качестве утешения родители дарят ребенку подарок, отвлекая его, мозг не учится жизнестойкости, а привыкает опираться на замещение: еду, напитки, покупки, видеоигры.

Есть разница между утешением с проявлением участия и утешением с помощью отвлечения. При подлинном утешении человек чувствует себя лучше, испытывает облегчение. Действие же поддельного утешения быстро заканчивается, поэтому ему нужно все больше и больше. Конечно, время от времени родители могут таким образом «заполнить пробел», но лучше будет обнять ребенка и пережить вместе с ним его боль.

4. Родители ведут себя непредсказуемо

В детском саду у меня была лучшая подруга, Аня. Я ее очень любила. Однако ее родители были совершенно непредсказуемыми: то они засыпали нас сладостями, а то – как гром среди ясного неба – начинали сердиться и вышвыривали меня на улицу. Я никогда не знала, что мы сделали не так. Одно неверное слово, не тот взгляд, – и пора спасаться бегством. Очень часто случалось, что Аня открывала мне дверь вся в слезах и качала головой, если я хотела с ней поиграть.

У людей есть базовая потребность в структуре и упорядоченности в жизни. Если на протяжении длительного времени они не могут предвидеть, как будет проходить их день, то начинают испытывать стресс и заболевают. В первую очередь это относится к поведению родителей: оно должно иметь какую-то структуру, понятную для ребенка, чтобы он знал, чем оно продиктовано, и мог на него ориентироваться. Это помогает ему обрести уверенность в поведении.

В моей школе много учеников, получивших от общества штамп «с отклонениями в поведении». Я знаю, что у многих из них такие же непредсказуемые родители. Без последовательных сценариев и внятных ориентиров ребенок не сможет вырасти здоровым, не усвоит правила «нормального» сосуществования – напротив, он будет реагировать так же непредсказуемо, тем самым вызывая недовольство в детском саду и школе.

5. Родители просто игнорируют «нет» своих детей

Думаю, сто процентов родителей ответят утвердительно, если их спросить, должно ли «нет» женщины во время секса означать действительно «нет». Все мы стараемся донести это до своих детей: вряд ли кто-то захочет, чтобы его сын однажды прикоснулся к женщине против ее воли. Но сколько родителей неосознанно прививают своим детям как раз противоположное? Чему учится ребенок, говорящий «нет» и все равно обязанный делать то, что сказали родители? Тому, что более сильный всегда решает, когда «нет» действительно обозначает «нет». Фраза родителей «Я желаю тебе только добра!» на самом деле не так уж и далека от посыла насильника: «Но ты тоже этого хочешь!»

Она кричала и упиралась, мне пришлось держать ее изо всех сил. Это был настоящий акт насилия

Однажды, когда мои дочери были еще маленькими, я почистила зубы одной из них против ее воли. Я действительно была убеждена, что это необходимо, это только во благо ей. Однако она сопротивлялась так, будто речь шла о ее жизни. Она кричала и упиралась, мне пришлось держать ее изо всех сил. Это был настоящий акт насилия. Когда я это поняла, то отпустила ее и поклялась себе больше никогда не обращаться с ней так. Как она сможет научиться тому, что ее «нет» чего-то стоит, если даже самый близкий, любимый человек на свете этого не принимает?

Разумеется, есть ситуации, в которых мы, родители, тоже должны переступать через «нет» наших детей. Когда двухлетний ребенок бросается на асфальт посреди улицы, потому что не хочет идти дальше, вопросов нет: в целях безопасности папа должен поднять его и унести. Родители должны и имеют право применять «оберегающую силу» по отношению к своим детям. Но как часто случаются такие ситуации и как часто мы не обращаем внимания на «нет» наших детей просто из удобства или нехватки времени?

«Дети это наше все!", "Самое главное - это ребенок!», «Все лучшее - детям!»

По сути, это отличные лозунги, помогающие нам быть к детям добрее. Общественная мораль сейчас ставит интересы ребенка в семье на первое место. Для людей, которые по ряду личностных и социальных причин, с трудом выдерживают необходимость заботы о детях, такой настрой социума - это благо. Родители, склонные к жестоким методам воспитания, лишний раз задумываются и, все-таки, иногда себя сдерживают, боясь осуждения общества. Уже одно то, что битье не является теперь приемлемым методом воспитания - большое достижение современного общества.

Очень здорово, когда ребенка в семье не бьют. Еще лучше, когда заботятся о его здоровье, физическом развитии, одевают, полноценно кормят. Когда с ребенком еще и играют, и прислушиваются к его желаниям и потребностям, позволяют что-то решать и выбирать, в рамках разумного конечно,- это просто прекрасно. Для здорового развития ребенка этого достаточно.

Однако, во многих семьях с очень любящими, хорошими родителями, возникают большие трудности с определением этих рамок разумного. Исходя из благих побуждений, родители прислушиваются буквально к каждому желанию ребенка и стараются тут же его выполнить.

«У ребенка должно быть все. Он ни в чем не должен нуждаться!», – говорят они, и эти утверждения понимаются и выполняются буквально. В пору раннего младенчества, эта тактика себя оправдывает. Так как младенцы, действительно, не могут ждать, терпеть. Удовлетворение их нужд действительно нельзя откладывать больше чем на пару минут.

По мере роста и развития, ребенок наблюдает за мамой, видит, что она делает, как она заканчивает дело, которое делала, как готовится покормить грудью или как берет бутылочку, чтобы развести смесь. Он уже понимает значение этих действий и знает, что вслед за этим его покормят. Так, ребенок начинает осознавать, что есть некоторые ограничения. Это естественный процесс. И чем старше малыш, тем больше он может считаться с мамиными делами.

Если мама продолжает растить малыша, так же как и в младенчестве, удовлетворяя все его желания немедленно, то, разумеется, он так и не научится большему ограничению, чем подождать несколько минут. Но время идет, ребенок растет, растут его возможности и круг желаний расширяется.

Обычно, родители начинают задумываться о том, что что-то идет не так, когда ребенок начинает проявлять агрессию по отношению к ним самим: бьет, кусает маму, папу, бабушку при малейшем недовольстве. Это не удивительно, ведь он привык получать все, что захочет сразу и без ограничений. А тут вдруг мама не дает. Например, не дает вытаскивать товары с полок в магазине. Или не идет гулять на проезжую часть. Или гонит от плиты прочь, а там такие чудесные ручки и кнопочки, которые пищат. Во всем остальном, хорошая послушная мама: зовет папу играть на гитаре, чтобы ребенок одевался гулять, покупает все, за что «глаз зацепился», безропотно убирает игрушки одна, дает печенье вместо противного супа, включает мультики, чтобы я не плакал, всегда, как только захочу.

Чем больше мама старается угодить малышу, тем более требовательным он становиться. Параллельно с этим портится аппетит от перекусов, ребенок может стать капризным от нервного перевозбуждения, вызванного большим количеством мультиков и сном без режима. Замкнутый круг и это все потому, что ребенок еще не в состоянии определять для себя, что ему вредно, а что нет. Хочется и все. Надо, чтобы мама дала. Так, малыш, постепенно из очаровательного карапуза, превращается в маленького тирана.

По началу, требовательность может даже умилять: «С характером растет ребенок», - говорят родители. Однако наступает такой момент, когда взрослые от этого устают. Возможно не все взрослые в семье. Чаще всего, первой устает мама. Она видит больше последствий того, что малышу все разрешается и все его требования удовлетворяются. Те, кто видят ребенка реже, продолжают его баловать и во всем уступать - это не трудно. Уставшая мама пытается вводить ограничения, но встречает протест не только ребенка, но и остальных членов семьи, выдвигающих те самые лозунги, что мы упоминали в начале статьи.

Спорить с защитниками детских интересов в такой ситуации бесполезно. Возможно, так оно и останется надолго. Мама воспитывает, а остальные балуют. Незавидная роль, но утешает то, что, вводя ограничения, вы больше всех заботитесь о своем ребенке. Так, он, по крайней мере, будет знать, что они есть вообще. Ему будет легче жить с этим знанием, когда он выйдет в социум (детский сад, школа.) Иногда, точку зрения безмерно любящей бабушки, удается изменить, если она начнет проводить с внуком намного больше времени. Сама жизнь поставит ее в ситуацию, когда ей тоже придется вводить ограничения, и она начнет понимать вас больше. Даже если вслух будет говориться, что это мама его так избаловала, все равно бабушка будет, так или иначе, воспитывать пока они будут одни.

На долю пап, как правило, выпадает меньше всего рутинной, ежедневной заботы о ребенке и общения с ним. Можно придумать папе и малышу на вечер дела, которые приятны, и не приведут к перевозбуждению ребенка перед сном: купание (там можно играть и дисциплинировать особенно не надо), чтение сказки на ночь вместо возни и т.п. Так, постепенно, папа, больше общаясь с малышом, будет тоже вынужден строить с ним конструктивные отношения. Не так быстро, как если бы он проводил с ним целые дни, но процесс, все же, пойдет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.