Муж ингуш отзывы. Ингуши

Вот это истории! Расскажу свою. В 21 год познакомилась с ингушом, он был младше меня на год. Сама русская, крещенная. Он верующий, читает намаз 5 раз в день, ну и все соблюдает. Познакомились в то время, когда он служил в армии в мое городе, а я заканчивала институт. Сначало я относилась к нему как другу, но он звонил, писал... так мы общались около 6 месяцев. В итоге я сдалась.... помню наш первый поцелуй (больше такого не повторялось, но именно тогда через меня как-будто прошел электрический заряд, не знаю что это было), ну вообщем закрутилось, завертелось. Он знал, что я была не девственницей, да мы переспали с ним... скажите подстилка.... говорите что хотите, но тогда я жила своими чувствами и мне очень этого хотелось, т. к. я оч его люблила и если честно, я не была наивной, даже если он использовал меня тогда, мне все равно, я была счастливой... Хотя были сцены ревности, ссоры, но он всегда первый звонил и просил прощение. Меня всегда тянуло к Кавказу, как танцуют лезгинку, так я с открытым ртом смотрю, наверно в прошлой жизни была ингушкой)))))Да, он звал меня замуж, его мама знала про меня (видела наши совместные фото), насчет отца не знаю.... знал он или нет, я не в курсе. Но я то прекрасно понимала, что как-бы я его не любила, у нас нет будущего. Отпустила его. Он уехал в Ингушетию. Первое время мы созванивались, я ждала его, но однажды трубку взял его друг и сказал: \" Ты хорошая, красивая девушка, ты думаешь он женится на тебе, лучше устраивай свою жизнь и забудь о нем\". Я сказала спасибо и положила трубку. Описывать мое состояние не буду, проплакала всю ночь в истерике)) Потом сменила номер и стала забывать его. Так нет, нашел меня в одноклассниках и опять начали общаться, говорил, что не знал что мне его друг сказал и что это все не правда. После этого он уже с ним не общался. Уже 3, 5 года как мы общаемся по телефону, созваниваемся, хоть и редко. Бывало по пол-года мне не звонил, а потом говорил пытаюсь, но не могу тебя забыть, чуть не женился на ингушке, но открыто ей сказал, что любит и будет меня всегда любить. Я ему открыто говорю- женись уже и забудь меня, а он-лишь спрашивает люблю ли я его, я то люблю, да только вру ему и говорю, что люблю только как друга уже. Рассказываю ему о своей жизни, говорила про парней, знаю ему было оч больно это слышать, но я должна была сделать так, чтобы он меня забыл. За эти 3, 5 года пыталась найти любовь, встречалась, чуть замуж не вышла... но не складывается... много парней ухаживает, но не могу я их полюбить искренне, да и просто не скалдывается... Мой ингуш тоже все не женится, хотя я искренне желаю ему счастья и не держу его, т к понимаю не смогу я жить в Ингушетии по местным традициям, не смогу предать свою религию... Я просто счастлива от того, что знаю, что он есть и любит меня, о чем он постоянно говорит по телефону. Я искренне желаю ему счастью, ведь любить можно и не находясь рядом с человеком. А я не собственница, жизнь меня научила за эти 3, 5 года и многое я осознала и поняла. Собирается приехать... жду и не знаю, правда не знаю что будет. Мои родители не знаю о нем, боюсь не переживут (уже в возрасте), а я больше всего уважаю их и против их воли не пойду, они дали мне жизнь, высшее образование, воспитание. Иногда хочется все бросить и уехать к нему, но тут же включаю мозг и заставляю сердце замолчать. А так хочу семью и детей от любимого мужчины, ведь мне уже 27 будет в этом году. Вам очень повезло девушки-ингушки, у вас настоящие мужчины с чистой душой и я всегда буду уважать ингушей!!! Берегите их!!!

Эстетический вкус вайнахи старались привить детям обоего пола. Если мужчинам его прививали в красоте оформления ин терьера дома, ворот, сада, в одежде, музыке, то девочкам он прививался шире. Он выражался главным образом в развитии чувства красоты в одежде, убранстве дома, художественной вышивке с узорами национального орнамента, в ковровом деле, шитье, особенно свадебного туалета (платье - чокхи, шапочка, нагрудник и фартуки под чокхи, которые вышивались канителью из «золотых» нитей) и др.
Старинные вайнахские (ингушские и чеченские) ковры изготавливались из войлока. Они сшивались из вырезанных кусков, чаще окрашенных в зеленый, красный цвета. Вокруг каждой части рисунка пришивался белый шерстяной кант. По краям ковра изображался вайнахский орнамент, который украшал его. Он представлял из себя мотивы растительного характера.
В конце XIX в. у ингушей некоторое развитие получили золотошвейные работы. Таким шитьем украшались костюмы, шапочки, пояса, тесемки и предметы домашнего обихода.

Положение женщины в семье

В период общинно-родового строя ингушки пользовались большим уважением и правами. К женщине (старшей) приходить могли за советом мужчины, считаясь с ее жизненным опытом, знанием обычаев, умением понять другого, желанием помочь. Мужчины не пересекали дороги старухам, ожидали, пока они пройдут, подобно тому, как молодые женщины пропускали мужчин. Проезжий останавливал лошадей, чтобы посадить на арбу прохожих пеших женщин, а сам шел пешком. Во время перемещения из одного села в другое, наряду с детьми, на подводу сажали представитель ниц слабого пола.
Полевой материал гласит о том, что при самых сильных столкновениях между кровниками, когда появлялась среди них женщина со снятым головным убором - платком, уважая ее, противники прекращали поединок. «Несмотря на внешнее бесправное положение свое, женщина при уме и энергии играет выдающуюся роль и в родовом быту народов», - писал Б. Далгат об ингушской женщине. Примерно к тому же заключению пришел и Н. Ф. Грабовский. Он свидетельствует, в частности, «что во второй половине XIX в. женщины-ингушки пользовались большими правами и свободой, хотя и были обременены большой долей труда».
Князь А. И. Барятинский в письме к своему преемнику, наместнику Кавказа, великому князю Михаилу отмечал, что «...воспитание туземных женщин должно занимать первое место в деле полного и окончательного умиротворения края, поскольку женщина по влиянию своему на семейство, как на хранилище народных нравов и обычаев, действует одинаково на привычки дитяти, возмужалого и старца».
С принятием ислама нормы ингушских адатов были пересмотрены. Они стали утверждать, что лучшими добродетелями женщины являются послушание, терпеливость и полная покорность мужу. Она во всем стала выполнять волю мужчины - мужа, свекра, деверя, а в девичестве - отца, деда, брата, дяди. Вдова, если она оставалась жить в семье покойного мужа, принимала любое решение, только посоветовавшись с братом мужа, даже если он был младше нее.
Воспитанная в полном повиновении мужчине, горянка, лишившись мужа, сына, оказывалась совершенно беспомощной. Это состояние отразилось в ингушском фольклоре: вдову называли «ишйла жеро» - несчастная (буквально - холодная) вдова; девушку, оставшуюся без брата или не имеющую его, - «ткъам бийна оалхазар», то есть птица с подбитым крылом.
Дочери в ингушской семье должны были быть во всем покорны родителям. Их могли отдавать замуж без их согласия. Отец, мог ее выдать за овдовевшего старика, за нежеланного ей, если он из достойной семьи, уважаемых людей. «Он (отец) содержит их, как знает, выдает замуж за кого хочет», - отмечает Ф. И. Леонтович. О том, что она просватана, девушка часто узнавала позже других членов семьи. Как правило, девушка безропотно соглашалась с решением родителей. Если же у нее был возлюбленный, она тайком оплакивала свою несчастную долю.
Но было бы ошибкой считать, что все браки заключались без согласия девушек и выдавали их за нежеланных им молодых людей. Чаще всего девушка знала, кто ее сватает, и давала свое согласие. Тем более что девушка-ингушка не имела возможности общаться с молодыми людьми из неродственных семей. Поэтому у них не было выбора. Девушки вели затворническую жизнь. Круг их общения с молодежью был ограничен. Они могли увидеться с молодыми людьми или обмолвиться словами на свадьбе у родственников, соседей или в гостях, где могли быть и не родственники их семьи, а также у колодца, куда девушки ходили за водой, а парни приходили увидеть девушек, перекинуться с ними словами, а если какая и понравится, после ряда подобных встреч заслать сватов к ее родителям.
Выходить замуж без согласия родителей (едда маьре яхар - тайный выход замуж) у ингушского народа считалось (считается и поныне) позорным. В первое время члены семьи этой девушки не показывались людям на глаза. Считалось, что их семья опозорена. Из всех бед, которые могли постичь семью, худшей считалась та, когда позор касался женщины. Поэтому родители во избежание беды как можно раньше старались выдать дочь замуж.
Если семейная жизнь не удавалась, женщина без согласия мужа не могла уйти от него. На развод необходимо было также согласие ее родных. Патриархальная мораль требовала терпеливо и безропотно выносить обиды, тяжелый труд и другие испытания. «Единственный протест порабощенной женщины против насилия ее человеческой воли, принуждения родственников и дурного обращения мужа, - писал Ф. И. Леонтович, - выражается в бегстве ее из дому, где она переносит от своего господина-супруга все нравственные и физические пытки. Но ее опять, как проданную вещь, родственники возвращают мужу. Она снова бежит и снова переносит еще большие страдания»*. У ингушей, как и у многих народов Кавказа, Средней Азии и других восточных народов, женщина не имела права развода с мужем. Последний, напротив, мог сказать жене в присутствии трех свидетелей, что «оставляет» ее (аз йитай хьо) - и становился свободным. Сам мужчина, не смотря на мольбу жены, не желающей с ним жить, ходатайство ее родных, посылающих к нему почтенных стариков, мог «не оставить» жену.
Повторные браки также были привилегией только мужчин. А тот, кто мог осмелиться вступить в брак с официально неразведенной женщиной, вызывал кровную месть со стороны ее первого мужа и его родни. Часто мужчина, живущий в согласии со своей женой, в минуту гнева, подчас за малейшую ее провинность (не приветливая встреча гостя и т. п.) мог сказать магическое «аз йитай хьо» (я освобождаю тебя) - и жена, мать его детей, хозяйка, покорно, безропотно уходила из семьи.
В случае смерти кормильца - мужа или отца - женщине причиталась лишь восьмая часть наследства. Все недвижимое имущество переходило к сыну, а если его не было, к брату и другим мужчинам семьи. Последние, правда, при желании могли отказаться от своей доли в пользу дочерей умершего (если последний не имел сына). Ф. И. Леонтович справедливо отмечает, что «вообще адат не признает за женщиной никакой собственности, кроме калыма или кебина, получаемого от мужа, и жениховского подарка». Иными словами, судьба женщины зависела прежде всего от ада та и шариата, затем от воли мужчины, от его добродетелей и человеческих качеств.
В народной памяти немало печальных случаев разлуки детей и матери. Живя со вторым мужем, женщина не имела права воспитывать детей от первого брака. Она не могла даже видеться с ними. Мать обычно пыталась увидеть детей у своих родственников или соседей. Если осиротевшие дети воспитывались отцовской род ней, им внушали неприязнь к матери, которая обзавелась новой семьей. Если же дети воспитывались у ноанахой (у родных матери), мать, естественно, и навещала их, и помогала им. Отношение к сиротам со стороны родных матери было гуманней, чем со стороны родных умершего оцта. Но и в тех случаях, когда кормили и воспитывали сирот родственники матери, право распоряжаться их судьбой всегда оставалось за отцовскими родными. Повзрослевшие дети в 15-17 лет возвращались «домой» - к отцовской родне. Объяснялось это прежде всего патриархальными порядками, господствующими у ингушей в XIX - начале XX в.
Страшным злом для женщины было многоженство. Муж мог привести в свой дом новую жену. Если первая была достойной женщиной, пользующейся уважением и любовью в семье мужа, общественное мнение осуждало такого мужчину. Но если она не рожала мальчиков или вообще не имела детей, он получал право, санкционированное обществом, на новый брак. Постоянный страх быть оставленной мужем, страх перед его новым браком (энгар йоалаяр) воспитывали у женщины рабскую психологию, угодничество мужу, мужчинам в семье. Бездетная женщина, стараясь укрепить свое положение в семье, сама могла содействовать новому браку мужа, иногда выступая в качестве свахи. Женщина, сумевшая поставить интересы мужа и его рода выше личных, пользовалась всеобщим уважением.
Но в сущности своей уважение и почитание женщины у ингушского народа сохранились. Параллельно со строгостью к женщине существовало и другое, самое теплое, доброжелательное отношение к ней. Таких семей было больше. О женщине говорили: как много зависит от нее, она может сплотить семью, родню. Хорошая женщина из посредственного мужчины может сделать князя, а плохая - из князя - батрака. Или: в доме, где женщина ласкова, и солнце ярче светит.
В семьи, где мужчины жестоки к женщинам, отказывались вы давать замуж дочерей и сестер.

По статистике, самые крепкие семьи в России у чеченцев и ингушей. ЭтоКавказ рассказал о главных причинах их семейного постоянства

Бывает, кто-нибудь из туристов спросит у экскурсоводов в Магасе или Назрани, почему в Ингушетии зять никогда не разговаривает с тещей. И всё - культурная программа парализована, все принимаются вместо осмотра достопримечательностей обсуждать устройство ингушского брака.

А мы расспросили о нем у Илеза Матиева - писателя, журналиста, известного в республике популяризатора традиций. Прославился он тем, что в качестве повседневной одежды носит черкеску с газырями. При этом Илез совсем не аксакал - недавно ему исполнился 31 год, он женат, воспитывает сына. И знает всё о правилах местного семейного этикета.

Бери девушку

с родины

Ингуши нечасто роднятся c представителями других народов. Нас мало, мы бережем свою идентичность. При коммунизме было, что брали в семью русских девушек, грузинок, осетинок. Сейчас даже на чеченках очень редко женятся, хотя мы и братские народы. «Девушки» на ингушском будет «мехкарий», от слова «мохк» - страна, родина. То есть мехкарий - это девушки из твоей страны. Женщин на Земле всегда больше, и логика такая: ты выберешь кого-то еще, а ингушка останется без мужа. Поэтому в жены принято брать своих. А вот если кто-то другой за ингушку засватается - пожалуйста… Хотя подобного сейчас почти не бывает.

Потрать все на свадьбу

Свадьба на Кавказе - удовольствие дорогое, и ее никак нельзя заменить формальной регистрацией с вечеринкой «для своих». В день свадьбы приглашают родственников и знакомых со всей Ингушетии, а это редко меньше 2 тысяч человек. Не дай Бог кого-то забыть. Лично на моей свадьбе было 2−3 тысячи гостей, приготовили около 800 килограммов мяса - и все было съедено.

Традиционный выкуп за невесту может составлять сумму и символическую, и довольно существенную для жениха. У ингушей есть поговорка, что если девушка попросит золота, сколько сама весит, то жених должен отдать - иначе слабак. При разводе все, что было подарено невесте мужем и родственниками с обеих сторон, остается ей. В общем, если подсчитать, во что обошлись подарки и свадьба, - любой передумает разводиться!

Предоставь выбор родителям

Исторически «по любви» в Ингушетии женились редко. Да и сегодня многие родители сами выбирают сыну жену или предлагают ему свою помощь в поиске достойной кандидатуры. Мне невесту мама выбирала, и с будущей женой я виделся до свадьбы один раз. И уже потом у нас любовь появилась.

А первый президент Ингушетии Руслан Аушев высказался еще категоричнее: «Любим мы матерей, а жен мы уважаем».

Избегай тёщу

Зять не должен лично общаться с тещей. Она всегда живет отдельно. Не думаю, что я до конца своей жизни хоть раз увижусь со своей тещей. Когда в доме у родителей жены застолье и я приезжаю с друзьями, то сначала остаюсь в машине. Теща встречает гостей, и они ей в шутку говорят: «Мы привезли вам цветочек». Она все понимает и, побеседовав пару минут, уходит, передав гостей молодежи: дочерям, снохам. После этого я уже без стеснения могу войти. Это не бойкот, а акт особого уважения. Я обязан хорошо к ней относиться, следить, чтобы она ни в чем не нуждалась: ведь она родила мать моих детей. С тестем в первые годы брака видеться тоже не положено, но после рождения внуков бывает и так, что видятся. Но только если он сам проявит инициативу.

Не бери вторую

В Ингушетии встречаются полигамные семьи, где две, три или четыре жены живут под одной крышей и вместе воспитывают детей. Но большинство современных женщин к этому не готовы. «Пока моя сорочка висит в шкафу, никакой второй жены не будет» - есть у ингушей такая поговорка. Обычай требует уважать позицию супруги в этом вопросе и тем самым оберегает брак от ревности и разлада.

Кроме того, для многих мусульман Ингушетии значимо мнение шейха Батал-хаджи Белхороева, жившего в XIX веке. Сам он имел двух жен, но однажды, когда люди обсуждали эту тему, он сказал: «Счастлив тот, кто проживет всю жизнь с одной и уйдет так из этого мира».

Стройся!

На Кавказе молодожены первые 3−5 лет обязательно живут с родителями - так у нас заложено по менталитету, культуре. Отделяются только после того, как построят свой дом. У нас большинство семей живет в частных домах, многоэтажки в Ингушетии появились не так давно. Если денег нет, то строительство может растянуться и на 5−10 лет. Понятно, что такая совместно нажитая недвижимость скрепляет брак крепче цемента.

Будь первым с конца

Самый младший сын живет с родителями всегда, пока они живы, и не разводится ни при каких обстоятельствах. Он может взять себе вторую-третью-четвертую жену, но первый брак разрушать не будет. Этого правила придерживаются во многих кавказских семьях. Поэтому никогда не бывает споров о том, с кем живут родители и кто наследует родительский дом. Забота о стариках и дом всегда достаются младшему сыну.

Уважай свекровь

Невестка со свекровью общаются весьма тесно. Они же обычно живут в одном доме. Моя жена ни разу не села при моей матери. Это не значит, что ей нельзя садиться. Можно. Просто она ее уважает из уважения ко мне. У нас говорят так: если хочешь жить в согласии с мужем, не спорь с его родителями.

Вступай в переговоры

Если ингуш все-таки задумался о разводе, ему придется выслушать мнение не только ближайших родственников. Ни один из членов рода не останется в стороне. С обеих сторон наверняка будут выдвинуты авторитетные переговорщики для улаживания дела миром.

«Это их личное дело!» - у нас такого нет. Все знают друг друга, все ходят и «решают проблемы». Бывает, не только супруги конфликтуют, но и свекровь придирается, сына и других родственников против невестки настраивает. И со всеми надо побеседовать, переубедить. Я тоже много раз бывал миротворцем. А однажды я своей знакомой посоветовал развестись: муж агрессивный, пьет, меняться не желает. Но она рассудила иначе: «Боюсь людей. Станут про меня пускать сплетни, что муж пьет и шатается из-за меня -обязательно найдутся такие с его стороны». В итоге они примирились, и у них, кажется, уже четверо детей.

Помни о детях

По нашим обычаям в случае развода дети остаются с матерью до 8−10 лет, а потом она сама передает их на воспитание в семью бывшего мужа. Даже если отец от них отказался, их берут его родители, дядя, тетя. Это сейчас очень распространено. Женщине без детей легче найти нового супруга, создать новую семью. Если же она не собирается снова замуж, то дети, бывает, остаются с ней.

Не давай жене работать

В Ингушетии на работу ходят от силы 20 процентов женщин. Делать карьеру им не возбраняется. До недавнего времени вице-премьером республики была женщина. Но домашний очаг и воспитание детей все же в приоритете. Финансовая зависимость играет свою роль. Очень редко ингушская женщина сама просит о разводе. В большинстве случаев инициатором выступает муж. Причина - она не соглашается с ним в принципиальных вопросах или некрасивая, скажем так… Чтобы женщина «полюбила другого» и ушла? У нас даже представить такое невозможно. Это и по ингушским традициям не полагается, и по исламу категорически запрещено.

Текст: Ольга Калантарова

Иллюстрации: Екатерина Седогина

МВД России предпринимает экстренные меры по восстановлению правопорядка в Ингушетии. Поводом стали кровавые события июля: обстрелы российских военных, здания УФСБ, убийство советника президента республики. А расправа с семьей учительницы Людмилы Терехиной и теракт на ее похоронах повергли жителей республики в шок своей циничностью. Во вторник неизвестные снова напали на отряд милиционеров. Один убит, несколько человек ранены. Чего добиваются террористы? За ответом в Ингушетию отправился корреспондент "Известий".

Кто-то хотел, чтобы всем было больно

Жарадат Даутаева из станицы Орджоникидзевской арбузница. Торгует за воротами своего дома на улице Грозненской, по соседству с опустевшим двором Терехиных. Место удобное, как раз напротив рынка. Здесь мы с ней и познакомились.

Сына Люды, Вадика, я видела накануне трагедии, - рассказывает Жарадат. - Он, вероятно, только что приехал домой. Учился в технологической академии в Черкесске. Поздоровался и спросил по-ингушски: "Ца могаш яц хьо?" (Не болеешь?) Мы с Терехиными были как одна семья. Моих пятеро и трое детей Люды росли вместе. 10 лет назад у нее умер муж, она одна поднимала ребятишек. А моего старшего, Беслана, она сынулькой называла. Беслан с Вадиком одногодки, были дружны - не разлей вода.

Жарадат вспоминает: на следующее утро встретила у своего дома милиционеров. Подумала: опять пришли проверять арбузников. Но ее огорошили вопросом: не знает ли Жарадат, кто убил ночью Терехиных?

От этого известия я до сих пор в себя прийти не могу, - Жарадат с трудом сдерживает слезы. - Тот, кто поднял руку на них, хотел, чтобы всем было больно.

Терехиных расстреляли в их доме 15 июля около полуночи. Подробности того вечера известны благодаря выжившему свидетелю. За ужином собралась почти вся семья. Недоставало старшей дочери Ани, которая учится на психолога в Краснодаре. По пути домой Аня заглянула к подруге на Кубани, там и задержалась.

Терехины после ужина раньше обычного легли спать. Утром Людмиле предстояла поездка в Назрань. Там принимают вступительные экзамены у ингушской молодежи, мечтающей поступить в российские вузы. Терехина, заслуженный учитель России, экзаменовала их по математике.

Убийцы забрались в дом через окно. Они хорошо знали расположение комнат. Иначе могли бы перепутать и оказаться у соседей-ингушей, проживающих в другой половине коттеджа. Действовали абсолютно хладнокровно. Первые пули достались спавшим уже 19-летнему Вадиму и 56-летней Людмиле. А следующая - 23-летней Маше, которая после ужина убиралась на кухне.

Из пистолета с глушителем стрелял профессионал: пули попали в головы. Он словно в насмешку оставил в живых одного домочадца - слепого 50-летнего брата Людмилы Сергея. Позднее он и расскажет жуткие детали своего пробуждения. Сквозь сон инвалид услышал два негромких хлопка и всхлипывания умирающей Людмилы. Встревоженный Сергей поднялся с постели, и его руки нащупали на соседней кровати холодеющее тело, а рядом липкую кровь. Минутой позже в соседней комнате под раскрытым окном обезумевший от ужаса инвалид обнаружил труп Вадима, а по пути на кухню споткнулся о бездыханное тело Маши. И принялся кричать.

Предполагали, что Терехиных хотели банально ограбить. Говорили, что Людмила продала свою половину дома и получила за это деньги. Но эта версия отпала быстро. Небольшие сбережения, которые тратились на обучение детей, окажутся нетронутыми. Вещи тоже на месте.

Терехины столько не зарабатывали, чтобы убивать их из-за денег, - убеждена знавшая семью менеджер здешнего салона "Евросеть" Зарина Ужахова. - Учительские зарплаты известны. Поэтому Маша после университета лишь чуть-чуть попреподавала в школе, а затем пришла с красным дипломом учителя математики к нам. Поработала кассиром полгода. У нее даже парня не было. Оно и понятно - очень умная девушка, ответственная, неконфликтная. Без нее нам очень плохо.

Бомба для похоронной процессии

О том, что у Терехиных не было конфликтов с соседями, говорит тот факт, что проститься с русской семьей пришло едва ли не полстаницы. А там живут свыше 60 тысяч человек. Людмила, проработавшая 30 лет в школе, учила многих. Ее отец был школьным директором. У ее детей тоже было немало друзей. Эта семья не отделяла себя от большинства. Все ее члены владели ингушским. Людмила даже настаивала, чтобы ее двор местная администрация не фиксировала как славянский. Терехины жили со всеми в мире. Но кто-то этот мир разбил.

На церемонии прощания у дома плакали не только немногочисленные русские станичники, рыдали ингуши. Но на христианском кладбище преступники мерзким образом напомнили о себе. И подтвердили: убийство уважаемой русской семьи - акция лишь на первый взгляд немотивированная.

Взрыв произошел после того, как закончился прощальный митинг, - вспоминает медсестра Ольга Кузьмина. - Первыми к могиле пошли девочки с цветами, затем понесли кресты, а за ними двинулись мы с дочерью - несли одну из крышек гробов. И вдруг слышим сзади хлопок, крики. Поднялась паника. Я хотела бежать в больницу, но милиционеры не пустили, боялись, что и в других местах кладбище заминировано. Мужчины, несмотря на это, как-то улизнули. Мне пришлось помогать опускать гробы, больше некому было.

Пострадавшими от взрыва оказались десять человек. Самые тяжелые ранения - у учителей Раисы Беручевой, которой ампутировали ногу, и у Азы Далаковой, получившей серьезное повреждение глаз. Вероятно, адскую бомбу пронесли в толпе во время похорон. Сделать это раньше было сложнее - на погосте находились военные.

Для меня бесспорно: за расстрелом Терехиных и взрывом стоят одни и те же заказчики, - утверждает глава Сунженского района Ахмет Накастоев. - Это те, кто пытается нанести удар по программе возвращения сюда русских. Но люди вернутся.

Зачем республике Иваны?

Верит ли сам Накастоев в душе в возвращение нынешних переселенцев? Как знать. Но ясно одно: он понимает, что русские нужны Ингушетии как воздух. Упомянутая им программа возвращения русских - явление уникальное для современной России.

Как известно, парад суверенитетов на Северном Кавказе в начале 90-х обернулся массовым исходом из горских республик славянского населения. Особенно масштабным этот процесс был в Чечне, Ингушетии, Дагестане, где из русских остались сегодня большей частью старики, которым попросту некуда уезжать.

В нашей станице 16 лет назад проживало около десяти тысяч человек, - вспоминает глава станицы Троицкой Сунженского района Тагир Латыров. - Большинство были русские. Ингуши жили лишь в 12 домах. А сегодня население выросло в два с половиной раза. Русских осталось чуть больше трех сотен человек.

До поры до времени эту статистику лишь констатировали. Далеко идущие выводы сделали недавно: "У мононациональной республики нет будущего", - заявил президент Ингушетии Мурат Зязиков.

Возвращенцев заманивают жильем, его республика готова купить им. Деньги выделяются небольшие - по 4 млн рублей в год. Их хватало на покупку десятка квартир. Кого-то это и правда сподвигло вернуться.

Я 16 лет прожила на Украине, но мечтала вернуться в Ингушетию, на свою малую родину, - признается Надежда Семисинова, директор школы в Троицкой. - Мне снились удивительные сны об этих местах. Последний - про нашу речку, от которой я никак не могла подняться на крутой глинистый берег, раскисший от дождей. Но затем обнаружила песчаную тропинку, которая вывела меня к уютному домику. Такой домик и стал моим первым пристанищем здесь, когда я с дочкой вернулась 6 лет назад. Мы здесь снова прочно обосновались.

За последние четыре года в республику вернулись свыше 600 русских. Осели в основном в Сунженском районе, который традиционно считался славянским. Несмотря на обещанное бесплатное жилье, многие из них пока снимают квартиры или ютятся у родственников. Накастоев объясняет, зачем ему нужны русские.

Среди ингушей полно юристов, пищевиков, строителей, - констатирует он. - А вот технарей нам катастрофически не хватает: инженеров, механизаторов, связистов. Таких кадров много у русских. А сейчас они особенно нужны. В районе возводятся предприятия стройиндустрии, сельхозпереработки, которые нуждаются в специалистах. А "наши русские", те, что помимо профессии знают и ингушский язык, здесь просто незаменимы.

Простые ингушские семьи, далекие от политики и межнациональных отношений, имеют свой интерес. Их дети уже не знают русского языка. А без него - проблемы с получением высшего образования, ограниченные возможности карьерного роста.

Многие родители просили, чтобы их ребенка посадили за одну парту с русской девочкой, - делится наблюдениями замглавы района Антонина Хасиева, в недавнем прошлом педагог. - А к русским учителям образовался конкурс из учеников.

Разумеется, Восток, как говаривал известный киногерой, - дело тонкое. Широкий жест местной власти в отношении русских - это еще и ход в сложной политической комбинации, призванной ускорить решение болезненной проблемы - возвращения ингушских беженцев в Пригородный район Северной Осетии. В окружении президента Ингушетии не скрывают, что программа возвращения русских должна была стать козырем для Зязикова. Раз, дескать, мы вернули русских на малую родину, надо, чтобы и Осетия вернула на малую родину ингушей. Месяц назад местные власти решили даже, что на покупку жилья для славян в текущем году отпустят денег вчетверо больше.

Может, ответ на решение вернуть "русских ингушей" и прозвучал в доме Терехиных и на кладбище?

Мы работаем над расследованием дела Терехиных, - заявил прокурор Ингушетии Юрий Турыгин. - Вышли на подозреваемого. Этот человек находится в розыске за совершение других преступлений.

Турыгин считает, что расстрел Терехиных не направлен против русских, проживающих в Ингушетии. Но большинство наших собеседников в республике считают иначе.

Я хорошо знал Терехиных, - говорит Алихан Оздоев, промышляющий частным извозом. - Их мог убить только безбожник, без флага, без родины. Но убил не просто так. А в назидание другим. Если здесь убивают русских, ты не поедешь сюда жить.

Хорошая мина при плохой игре

Череда июльских вооруженных нападений в Ингушетии вынудила руководство МВД России принять экстренные меры по наведению порядка в республике. Объявлено о проведении операции, которая призвана покончить с бандами, с остатками экстремистского подполья. О результатах говорить рано. Но в станицах все равно опасаются новых расправ над славянским населением. В Троицкой, например, станичный актив при поддержке милиционеров стал совершать вечерние объезды домов, в которых проживают русские.

Таких домов у нас около сотни, - говорит глава станицы Тагир Латыров. - В каждый стараемся заглянуть, проверить, все ли в порядке.

А власти республики уверяют, что трагедия в Орджоникидзевской не сократит очередь русских, желающих переехать в Ингушетию.

У меня на приеме только что была женщина из Иркутска, - демонстрирует оптимизм Ахмет Накастоев. - Сибирячка, а тоже мечтает перебраться к нам.

На самом деле основная часть покинувших Ингушетию в 90-е русских живет не в Сибири, а поблизости - на Ставрополье и Кубани. В Ставропольском крае, например, даже есть станица Сунженская, которую основали 15 лет назад вынужденные переселенцы из Ингушетии. Собираются ли они туда возвращаться?

Ни за какие деньги, - категорично настроена фельдшер Наталья Сиденко. - Мы здесь спокойно спим. Дети ходят куда хотят. Всех шестерых своих сыновей и дочерей мы с мужем здесь вырастили, выучили. 16 лет назад, когда в Троицкой стали убивать русских, наша улица Розы Люксембург выехала вся. С тех пор я там ни разу не была. Посмотреть на родные места, конечно, хотелось бы, но боязно.
Подобные настроения и у других станичников, даже у тех, кто едва сводит концы с концами, зарабатывая продажей лекарственных трав. Последние события укрепили их во мнении, что путь на родину заказан.

Наша родина теперь - этот край, его столица - Ставрополь, - заявил фермер Анатолий Старков. - И другого не будет.

Арбузница Жарадат с грустью признала, что Терехины были последними русскими на улице Грозненской. Формально в доме N 76 еще числятся дочь Людмилы Аня и брат Сергей. Их сразу после трагедии забрала к себе на Ставрополье родственница. Говорят, они в Ингушетию не вернутся.

Значит ли это, что убийцы их родных добились своего?

http://www.izvestia.ru/investigation/article3106732/

Известно, что ингуши и чеченцы – один народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Тем не менее, за недолгий период своего размежевания чеченцы и ингуши успели накопить немало отличий.

Истоки

В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов.
Чеченцы и ингуши не создали своей письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов. Зачастую эти сведения были обрывочны и не всегда объективны. Тем не менее, сегодня ученые с полной уверенностью могут сказать, что чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.
Предков ингушей (самоназвание галга́и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов.

Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей древний кавказский (или кавкасионский) тип сохранился «более чем у кого-либо из других северокавказских народов».
Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».
Чеченцы (самоназвание но́хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене появились раньше ингушей. Некоторые исследователи, в том числе антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.
В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII столетий можно встретить племенные названия чеченцев – ичкеринцы, ококи, шубуты. В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в среде соседних народов – «цацане», «шашены», «чачане».
Внешний облик чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз варьирует от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».
Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хоть и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом плане неоднородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние данные исследований, пишет, что общий предок значительной части чечено-ингушского этноса - это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая зародилась на территории современной Турции примерно 11,8 тыс. лет назад. Носителями такого гаплотипа были, в том числе, карийцы, минойцы и пеласги. Но если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы только на 58%.

Размежевание

Со временем чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. В равной степени местами их проживания стали горы, предгорья и равнины. Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, главным образом в верховьях Сунжи.
Первые признаки разделения единого вайнахского этноса, по мнению исследователей, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли российское подданство. Вхождение в состав империи привнесло свои особенности в жизненный уклад этого народа. Размежевание между ингушами и чеченцами еще больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывами продолжавшейся с 1817 по 1864 годы.
В годы войны именно Чечня стала главным оплотом сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма. Согласно этому учению нравственное и политическое возрождение ислама было возможно лишь после свержения иноверного русского ига. Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, в то время как ингуши остались в стороне от «войны за веру».
После окончания Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там вплоть до прихода на Кавказ Советской власти. В 1921 году на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи возникла Горская АССР, а в 1936 году на карте появилась Чечено-Ингушская АССР.
После распада Советского Союза чеченцы и ингуши снова пошли разными дорогами: в Чечне активизировались радикальные течения, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и со временем разделила два субъекта федерации – Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

Религия

Господствующая религия ингушей и чеченцев – ислам суннитского толка. Впрочем, степень его влияния на оба народа разная. Несмотря на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще со времен нашествия Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII столетии. В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм.
В Ингушетии ислам адаптировался лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней. До недавнего времени немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, неотъемлемой частью которых был культ семьи и предков. Этот культ обязывал чтить свои святыни, такие как очаг и надочажную цепь. Возле очага готовили пищу, обсуждали важные вопросы, совершали обряды. Надочажная цепь также сохранила связь с традициями. Когда в ингушский дом входил посторонний человек и хватался за надочажную цепь – он попадал под покровительство хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.
Современная Ингушетия в значительной степени живет в русле политической и религиозной свободы, что оказывает влияние и на вероисповедание. Если в Чечне официально признан лишь суфийский ислам, то в Ингушетии большое число сторонников салафизма, который многими воспринимается как радикальное течение ислама.
В отличие от ингушей на религиозное сознание чеченцев оказала влияние напряженная социально-политическая обстановка последних десятилетий, из-за чего салафизм не прижился в общественном пространстве Республики. В свою очередь, особенно среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.

Традиции

По мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с традиционными ритуалами характерными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не специальное мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось испокон веков.
Тоже самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина обычно не знакомится со своей тещей, они не видятся на сватовстве, не пересекаются на семейных торжествах и других мероприятиях. Ингуши очень гордятся эти фактом и считают, что их семьи гораздо крепче чеченских.
Есть отличия и в свадебных обрядах. К примеру, если у чеченцев после показа гостям невеста весь день находится в отдельной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу главного зала и принимала подарки. Ингушки нередко свадебному платью предпочитают национальные наряды, чеченки в этом плане более современны.
Жизненный уклад чеченцев и ингушей в значительной степени определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято называть еще и «фамилиями». Если чеченский тейп может насчитывать сотни фамилий, то ингушский чаще всего ограничивается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии чаще всего имеют доисламские корни, тогда как чеченские преимущественно мусульманские.
Ингушский тейп обычно экзогамен. Браки внутри тейпа конечно встречаются, однако не приветствуются. Чеченцы напротив предпочитают создавать браки внутри своего тейпа, чтобы прочнее сохранять родовые связи.
В Чечне тейпы подчиняются крупным военно-политическим объединениям – тукхумам. Всего их девять. У ингушей такого деления нет. В вайнахской среде ингушей традиционно называют «десятым тукхумом», подчеркивая тем самым близость двух соседних народов.
На данный момент в мире насчитывается около 1 млн. 700 тыс. чеченцев. Кроме Чечни они проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за рубежом их больше всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии.
Общая численность ингушей около 700 тыс. человек. Помимо России они также живут в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.