Женские архетипы как проявления природных стихий. Богиня в каждой женщине. Архетипы богинь

Дарья Черетун
психолог имидж-студии «Инверсия», магистр психологических наук, гештальт-терапевт, песочный терапевт

— Объяснить, что такое архетипы, непросто. Научная трактовка звучит так.

Архетип — прообраз, структурный элемент коллективного бессознательного. Те действия, состояния и процессы, в которых человек не способен отдавать себе отчет, часто унаследованные от предков через фольклор.

Эту тему глубоко исследовал Карл Густав Юнг. А точнее, ему пришлось ее исследовать. Дело в том, что у известного психотерапевта была не совсем обычная семья. Отец — пастор, мать увлекалась мистическими практиками, а дальняя родственница и вовсе считалась медиумом.

Наблюдение за близкими подтолкнуло его к написанию диссертации «О психологии и патологии оккультных феноменов». В ней он отметил, что у поэтов, пророков и мистиков наблюдаются те же состояния, которые психиатры встречают у больных, близко подобравшихся к психотическому состоянию (раскол личности). Подобные состояния прекрасно понимают творческие люди, которые в моменты вдохновения незаметно входят в легкий транс. Многое в этом трансе мы черпаем именно из коллективного бессознательного. Архетипы могут быть разными, но они помогают классифицировать те образы коллективного бессознательного, которые в конкретный момент времени примеряет на себя человек. То есть это его мотивы, взгляды, ценности и приоритеты.

Сегодня я расскажу о женских архетипах в мифологии, но опишу лишь ключевые, так как героинь очень много. Если вы захотите более глубоко окунуться в эту тему, советую прочитать книгу психиатра Джин Шинода Болен «Богини в каждой женщине», где представлена более обширная информация. Автор разделяла богинь на девственных (в реальной жизни это необязательно физический аспект, а, скорее, показатель цельности личности и независимости от мужчин), уязвимых (ориентированы на взаимоотношения, большая потребность в привязанности) и алхимическую богиню Афродиту (сочетает как независимость, так и близость в отношениях).

На самом деле, чтобы вести полноценную жизнь, нужно уметь объединять в себе нескольких богинь. Представьте, что есть трон. На нем не могут уместиться сразу все героини, правда? Однако можно в разное время предоставлять это место подходящей даме.

Начнем с девственных богинь.

Артемида

— Богиня охоты, плодородия, покровительница всего живого на Земле. Она ориентирована на внешний мир и социальные достижения, активно развивает свои таланты, удовлетворяет личные интересы. Очень самодостаточна. До старости сохраняет энергию. Ключевая жизненная позиция: «Я могу сама о себе позаботиться».

В наше время женщин такого архетипа очень много. Сильной зависимости от мужчин больше нет. Представительницы прекрасного пола могут добиться успеха в обществе, обеспечить и защитить себя. Некоторые мои клиентки действительно недоумевают: зачем им вообще муж?

Подходящий вид деятельности: женские организации, любые профессии, где есть соревнование и конкуренция, спорт, наука, творчество, политика.

Проблемы: Артемида отрезает свою собственную эмоциональность и дистанцируется от других людей, что ведет к одиночеству. Не найдя себе применения, она теряет почву под ногами и даже может впадать из-за этого в депрессию.

Рекомендации: важно не забывать о собственных недостатках, уметь слушать и слышать других, развивать способность к сопереживанию, осознать важность любви. Этой богине многому стоило бы поучиться у Афродиты, о которой мы еще поговорим.

Гестия

— Юная богиня семейного очага и жертвенного огня. Отличается спокойствием, мудростью, излучает любовь. Дарит женщине духовную проницательность, терпение, развивает чувство внутренней гармонии. Гестия прекрасно ведет домашнее хозяйство. В кризисных ситуациях женщины с таким архетипом не впадают в депрессию.

Подходящий вид деятельности: спокойный и размеренный. Хорошие психологи, писатели, воспитатели, фотографы.

Проблемы: Гестия может быть одинока и эмоциональна отчуждена. Успех — не ее приоритет, поэтому она нередко стеснена в средствах. Самооценка часто занижена. Но самое главное — очень трудно найти родственную душу.

Подходящий вид деятельности: все, что связано с домоводством и творчеством.

Рекомендации: Важно научиться выражать свои чувства и желания способом, который виден и понятен окружающим, говорить о том, что не нравится, отстаивать свои интересы. Нужно научиться взаимодействовать с другими, при этом не быть слишком откровенной (так как ее глубокий внутренний мир сможет понять не каждый).

Афина

— Богиня военной стратегии и мудрости. Она известна своим практицизмом и расчетливостью. Обычно такая женщина всегда элегантно выглядит, демонстрирует высокий интеллект, не поддается эмоциям, в конфликтных ситуациях умеет выбирать правильную тактику.

Афина побуждает сосредоточиться на том, что в первую очередь нужно самой женщине, а не окружающим. Она энергична, но при этом практична и все воспринимает без суеты и беспокойства. Однако мало расположена к сопереживанию.

Подходящий вид деятельности: бизнес, обучение, научная и политическая деятельность.

Проблемы: Афина великолепна на работе, но имеет сложности во взаимоотношениях. Может подавлять и даже пугать.

Рекомендации: Важно развивать эмпатию, не поддаваться искушению смотреть на других свысока. Можно привести другой пример. Афина — это и хорошо знакомая всем Медуза Горгона, которой нужно вернуться к собственной замороженной боли и оттаять.

Переходим к уязвимым богиням.

Персефона

— Богиня плодородия и царства мертвых. Дочь Деметры и Зевса. Легкая и воздушная, она была очень сильно привязана к матери, но затем ее похитил Аид и стал ее супругом. Поэтому у архетипа есть две ипостаси:

  • Персефона Кора — вечно молодая женщина-ребенок. Она весела, легка, податлива и непосредственна. Это мамина дочка, которая имеет очень сильную связь со своей родительницей, что и хорошо, и плохо одновременно.

Таких женщин, как правило, любят мужчины. Ведь они умеют ценить подарки и внимание, не будут часто спорить и конфликтовать, но есть одно но — мама! Если в жизни современной Персефоны не появится свой Аид, она может так и не выйти замуж, так как ей слишком уютно и тепло под крылом у матери. К сожалению, сильных, решительных и при этом мудрых и глубоких Аидов в наше время очень мало.

Подходящий вид деятельности : только не руководящие должности! Хороша работа, где не требуется много внимания и ответственности. Будет идеально, если ее начальником станет вдохновляющая ее женщина, за которой Персефоне захочется тянуться.

Проблемы: Эта героиня рискует остаться один на один со своими фантазиями, не замечая реальных мужчин. Если на пути попадаются препятствия, преодолеваются они с большим трудом.

  • Персефона, супруга Аида. К этой ипостаси жизнерадостная Персефона обычно переходит через тяжелые кризисные ситуации, болезненные переживания. Зрелая Персефона очень глубока и проницательна.

Подходящий вид деятельности: прекрасный психотерапевт, медиум, экстрасенс, ярко проявляются художественные и поэтические способности.

Деметра

— Богиня плодородия, покровительница земледелия. У многих женщин этот архетип главенствует во время беременности, когда появляется желание заботиться о ком-то.

Деметра очень практична и надежна. Даже для своего мужчины такая женщина становится второй мамой.

Подходящий вид деятельности: сферы, где необходимо воспитание и оказание помощи.

Проблемы: своему ребенку или своим ученикам дают мало возможности для отделения, могут давить авторитетом.

Гера

— Покровительница брака. Центр вселенной — супруг. Семейный союз — главная ценность.

Она может быть классической домохозяйкой, и в этой роли ей комфортно. Умеет создавать уют, окружать теплом, дарить заботу, но очень ревнива и мстительна.

Такие женщины прекрасно чувствуют изменение настроения избранника по взгляду, голосу, эмоциональному состоянию.

Подходящий вид деятельности: для нее ключевое — это карьера мужа, ее брак и есть ее работа.

Проблемы: Может осуждать незамужних женщин, быть достаточно высокомерной.

Осталась алхимическая богиня.

Афродита

— Богиня любви. Она более зрелая, чем все остальные. Несет в себе красоту, умеет ее создавать. В любом возрасте сохраняет сексуальность и привлекательность. За внешним фасадом видит красоту души. Умеет располагать к себе, вызывает симпатию и нежность.

Любовь проявляется в Афродите во всех аспектах. Будь то любовь к мужу, к ребенку, к друзьям. Такие женщины умеют жить и радоваться в моменте «здесь и сейчас». Им не очень важны профессиональные достижения, куда интереснее творчество и взаимодействие с другими людьми.

Подходящий вид деятельности: все виды искусства, медицина, журналистика.

Проблемы: Очень влюбчива, поддавшись сиюминутному порыву, не задумывается о последствиях. Подавление женской сути ведет к тревожности и депрессии.

Во всем нужен баланс, если чувствуете, что одна богиня вцепилась в общий трон и не собирается никому его отдавать, принудите ее уступить другой более подходящей на данный момент претендентке. Жизнь заиграет всеми красками только тогда, когда ваши внутренние богини договорятся между собой и для каждой найдется свое время.

Концепцию архетипов разработал Карл Густав Юнг. Он рассматривал их как образные схемы (образцы, модели) инстинктивного поведения, содержащиеся в коллективном бессознательном. Эти схемы не индивидуальны, они более или менее подобным образом обусловливают реакции множества людей.

Мы рассмотрим архетипы, действующие в женских душах. Они олицетворены в образах греческих богинь. Например, Деметра, богиня материнства, – воплощение архетипа матери. Другие богини: Персефона – дочь, Гера – жена, Афродита – возлюбленная, Артемида – сестра и соперница, Афина – стратег, Гестия – хранительница домашнего очага. В действительности архетипы не имеют имен, и образы богинь полезны только тогда, когда они соответствуют женским ощущениям и чувствам.

Богини отличаются по своим привязанностям и по тому, как они относятся к другим. Для каждой из них характерно особое восприятие мира, а также предпочитаемые роли и побуждения. Для того чтобы женщина глубоко любила, с радостью работала, была сексуальна и жила творчески, в ее жизни должны быть выражены все вышеназванные богини, причем каждая в свое время.

Рассмотрим три группы: богини-девственницы, уязвимые богини и алхимическая богиня.

Богини-девственницы

Артемида, Афина и Гестия

С искренней любовью к Вам,

P.S. По всем вопросам обращайтесь

Что представляет собой загадочная женская душа ? Что руководит ею и как она сама руководит женщиной?

Правда ли, что женщина всегда выбирает мужчину душой ?

Взгляд на понятие “женские архетипы” со стороны науки психологии поможет найти ответы на эти и многие другие вопросы!

Архетипы личности

Понятие “архетип” было введено одним из выдающихся психологов XX века Карлом Густавом Юнгом.

К.Г. Юнг (1875 -1961 гг.) - основатель аналитической психологии, ученик З. Фрейда. Архетип - центральное понятие его теории, раскрывающие представления Юнга о том, как организуется человеческая психика.

Архетип - это древний психический образ , первообраз, идеальная форма, которая передается из поколения в поколение как структурный элемент психики.

Находятся архетипы в сфере коллективного бессознательного. Оттуда переходят в личное бессознательное и могут быть осознаны.

Коллективное бессознательное едино для всего человечества. Это своеобразное духовное хранилище, вместилище архетипов. Но в каждом конкретном человеке тот или иной архетип проявляется по-разному, в большей или меньшей степени.

Архетипов в психике человека заложено немало. Наиболее значимые из них - архетипы личности:

  1. Самость. Цент личности, в котором пересекается бессознательное и сознание. Это целостное и истинное “Я” человека. Самость - это гармоничная интеграция всех аспектов личности.
  2. Персона. Совокупность социальных ролей, принятых на себя личностью. Это маска , которую человек надевает на истинное “Я”, чтобы адаптироваться к жизни. Масок много. “Я” одно.
  3. Тень. Противоположность Персоны. Все то, что человек подавляет в себе в угоду другим людям, находится в Тени его души. Это не всегда грубые, животные, аморальные инстинкты и желания. В Тени нередко оказываются табуированные положительные устремления, лучшие качества и те намерения, реализация которых сделала бы личность счастливой.
  4. Анима/Анимус. Анима - архетип Женщины в бессознательном мужчины , его женская суть. Анимус - архетип Мужчины в бессознательном женщины , мужская часть ее души.

Этот образ - идеальный партнер, родственная, отзеркаленная душа. Наиболее целостен тот человек, который развивает в себе и называемые “мужскими”, и обозначаемые в обществе как чисто “женские”, черты и характеристики.

Эта идея легла в основу концепции психологической андрогинности людей.

Аниму и Анимуса мужчины и женщины проецируют на партнера, определяя то, насколько он подходит им.

Архетипы в той или иной мере определяют мысли, чувства, решения и поступки людей. Чем гармоничнее личность, тем меньше ею управляют архетипы.

Дисбаланс и перекос в один из архетипов, провоцируют проблемы психологического характера.

К примеру, человек, “сросшийся” с одной из своих “масок” (Персона), не может понять, кто же он на самом деле, не знает своих истинных желаний, не ставит цели, не чувствует себя. Он “слился” с ролью.

Другой пример. Женщина, в которой сильна мужская часть ее души (Анимус), становится слишком маскулинной и мужественной. Сама для себя являясь идеальным представителем сильной половины человечества, она испытывает проблемы во взаимоотношениях с реальными мужчинами.

Женские архетипы: 7 Богинь

Последователи Юнга предложили еще не одну классификацию архетипов. Наиболее интересна типология женских и мужских архетипов, предложенная психоаналитиком юнгианской школы Джин Шинодой Болен.

Для удобства и образности восприятия, Дж. Болен к каждому архетипу подобрала соответствующий образ - бога или богиню из греческого пантеона.

По Болен есть 7 основных женских архетипов:

  1. Персефона – Дочь. Женщина-девочка, инфантильная, несмелая, беззащитная, наивная, пассивная, мечтательная, ведомая, застенчивая, удивляющаяся, доверчивая, умеющая нравится, не умеющая брать ответственность за свою жизнь на себя.
  2. Артемида – Сестра. Женщина-подруга, смелая, свободная, целеустремленная, принципиальная, активная, часто конкурирующая с мужчинами, конфликтная, способная защитить не только себя, но и других женщин.
  3. Афродита – Возлюбленная. Женщина-любовь, наполняющая любовью все, что делает, и наполненная ею. Чувственная, тонко чувствующая, эмоциональная, очень творческая, интуитивная, легкая, легкомысленная, оптимистичная, женственная, сексуальная, романтичная, вдохновляющая, увлекающаяся, энергичная, искренняя, открытая, живущая “здесь и сейчас”.
  4. Гера – Жена. Женщина - надежный “тыл” для мужчины, сосредоточенная на личности мужа, соратница, принимающая, поддерживающая, преданная, уважающая, нравственная, верная, ревнивая.
  5. Деметра – Мать. Добрая, нежная, терпеливая, заботливая, всепрощающая, великодушная, ответственная, помогающая, гиперопекающая, рациональная, контролирующая, дисциплинированная.
  6. Гестия – Хранительница домашнего очага. Женщина-душа, уравновешенная, мудрая, спокойная, гармоничная, одухотворенная, интровертированная, “домашняя”, необщительная, не активная социально, погруженная в свой наполненный внутренний мир.
  7. Афина – Деловая женщина. Женщина-мудрый стратег, бизнесвумен, умная, активная, деловая, властная, сильная, смелая, дальновидная, трудолюбивая, активная, практичная, сдержанная в проявлении чувств, лидер по натуре.


Все богини представлены в душе женщины! Разница только в соотношении их проявлений.

Читая описание той или иной богини, можно понять:

  1. Насколько данный архетип проявлен, силен или слаб.
  2. Как часто он обуславливает мысли, слова, желания, поступки и в целом образ жизни.
  3. Способствует или мешает архетип реализации истинного “Я” женщины, не является ли препятствием на пути развития.

У каждого из архетипов есть как относительно положительные, так и отрицательные стороны. Разделение на “+” и “-” условное. В разных ситуациях та или иная черта может как способствовать развитию женщины, так и препятствовать ему.

К примеру, Персефона может долгое время оставаться иждивенцем в родительской семье, будучи взрослой, считая при этом, что родители обязаны ее обеспечивать. А Афина будет трудиться денно и нощно, зарабатывая средства на существование и отказываясь принимать даже небольшую материальную помощь от кого бы то ни было. И то и другое крайности. Но обе такие женщины могли бы научить друг друга балансу между брать и давать, доверять и доверяться, перекладывать ответственность и принимать ее.

У каждой Богини свой Бог

Интересно, что выбор мужчины женщиной, также может быть продиктован одним из архетипов:

  1. Персефона испытывает трудности в выборе мужчины, ищет “принца”, а попадаются такие же, как она - неопытные, инфантильные. Часто выбирают за нее (родители или сам мужчина), а не она.
  2. У Артемиды также трудности в отношениях с мужчинами, но иного рода. Она их сторонится, боится, воспринимает в лучшем случае только как друзей. Привлекает мужчин-соратников, единомышленников.
  3. Афродита влюбчива, у нее множество поклонников. Любит она страстно, пылко, горячо. Ее мужчина - неординарная, творческая личность.
  4. Муж Геры - ее царь, часто единственный сексуальный партнер в жизни. Она не приемлет долгие ухаживания и гражданские браки, стремится как можно скорее оформить отношения официально, стать женой. Ее главная цель - сохранить брак во что бы то ни стало.
  5. Деметра нередко привлекает мужчин-мальчиков, нежных, “домашних”, “маменькиных сынков”, мужчин моложе нее возрастом.
  6. Гестию выбирают мужчины-лидеры, ценящие домашний уют и комфорт в быту, желающие видеть в своей избраннице отличную хозяйку.
  7. Афине нужен только Победитель - сильный, смелый, самодостаточный, успешный, состоявшийся в жизни.

Становится понятным, какую богиню нужно в себе развивать, а какую приглушать, чтобы встретить желанного мужчину?

Все начинается с Женщины! С работы над собой!

Чем гармоничнее и целостнее женщина, тем более зрелого как личность, состоявшегося, “идеального ” мужчину она привлекает!

Как гармонизировать в себе женские архетипы?

Чтобы быть гармоничной , нужно:

  1. Осознавать любую сторону своей души - и условно плохие, и хорошие части личности.
  2. “Подружить” внутренних богинь - избегать чрезмерного проявления, руководства, верховодства одной, сделать их равными.
  3. Научиться использовать сильные и слабые стороны архетипов.

Не должно быть много или мало какой-то одной или двух-трех богинь. Чем больше богинь в себе узнает, раскрывает и развивает женщина, тем лучше.

Если слишком проявлены и хорошие, и плохие качества:

  1. Персефоны , нужно развивать Деметру, Афродиту, Афину.
  2. Артемиды - Афродиту, Геру, Деметру, Персефону.
  3. Афродиты - Афину, Геру, Деметру.
  4. Геры - Афродиту, Афину, Персефону.
  5. Деметры - Афродиту, Персефону, Афину.
  6. Гестии - Афродиту, Афину, Артемиду.
  7. Афины - Афродиту, Персефону, Деметру.

Развивайтесь гармонично и целостно ! Тогда Вы станете неповторимой и прекрасной Богиней, в которой присутствуют все лучшие человеческие качества и сияет божественная искра!

Чем больше Вы знаете о себе, тем лучше становитесь, тем более счастливы и здоровы ! Научитесь быть счастливой Богиней! Большинтсво обучающих курсов Женской академии Ю.Пряхиной бесплатны !

Вся палитра женственности, женское внутри нас, целостное женское начало раскрываются нам в виде 7 женских архетипов.

В результате опроса выявили 7 символограмм женской сути: ведьма, амазонка, гейша, жена-мать, королева, фея и богиня.

Все важные моменты уже были определены в предыдущей статье Гармоничная личность: 7 мужских архетипов , поэтому сразу перейду к описанию архетипов.

1.Ведьма

ВЕДающая МАть, та, кто ведает внутренним миром и энергиями. Ведьма ищет способы влияния на подсознание. Как и архетип Разведчика, она собирает информацию и разведывает, но только не внешний мир, а внутренний. Положительная ведьма может исцелить от душевных ран, знает волшебные снадобья и заговоры. Славяне знают таких ведьм как красавиц-Берегинь, живших по берегам рек и озер в гармонии с природой и собой, и как Матушку-Йогиню, пока силами исправляющих славянскую историю на свой лад, из нее не сделали старую уродливую Бабу Ягу.

Отрицательная ведьма может загубить, иссушить душу и тело, навести морок на сознание. Такую ведьму мы представляем одинокой, живущей в дремучем лесу, в болотных топях старухой.

2. Амазонка

Смелая, физически совершенная и жестокая воительница, считающая главным достоинством свою свободу. Чтобы стать непревзойденными лучницами, амазонки удаляли себе одну грудь. Подобно мужскому архетипу Защитника, амазонка тоже является защитницей, она передовой боец женской составляющей личности. Амазонка в положительной полярности дает личности хорошую конкурентоспособность, неуязвимость, здоровую независимость и самодостаточность.

Отрицательная полярность Амазонки проявляется в личности в виде феминизма, открытого противопоставления себя окружающим, в маниакальном стремлении быть лучше всех, трудоголизме и нездоровой конкуренции женщины с мужчинами или мужчины…с женщинами.

3. Гейша

Третий земной архетип. Гейша – великая дипломатка. Она красива, ухожена, образованна и подкована в области искусства. Положительный полюс гейши являет собой воплощение женственности на земле, все краски творческих энергий, высокую эстетику эротичности, владение и управление своим телом, умение красиво изъясняться, искусство танца, умение восполнять и аккумулировать энергии, создавать комфорт.

Незрелая гейша с отрицательным полюсом отчаянно стремится обрести мужское покровительство, соблазняет, чтобы потом низвергнуть покровителя к своим ногам. Так она бессознательно мстит мужчинам за то, что когда-то стала «недолюбленной», отвергнутой отцом дочерью. В крайних случаях гейша в отрицательной полярности проявляется в виде торговли своим телом.

4. Жена-Мать

Вобрав в себя качества предыдущих архетипов, независимых, одиноких, не имеющих прочных союзов, Жена-Мать, наконец, хочет и имеет возможность создавать союз и продолжать род. В ней гармонично сочетаются две достаточно непохожие функции: жены и матери, что довольно сложно, учитывая к тому же, что потребность быть матерью намного более архаична, нежели потребность быть женой. В итоге обычно мы имеем Гипермать, которая подавляет остальные аспекты нашей личности, вбирая в себя всё пространство, отведенное для каждого архетипа. Гипермать – это та же Жена-Мать, но с отрицательным полюсом. Разрастаясь до невероятных размеров, Гипермать вынуждает женщину заботиться о мужчине, как о ребенке, контролировать его, всё и всех вокруг, заставляя забыть о том, как быть женой, любовницей, гейшей, просто женщиной.

5. Королева

Первый из трех «небесных» женских архетипов. Королева обладает безоговорочным чувством собственного достоинства, благородством и защищенностью. При этом она достойна и защищена не за какие-либо личные качества, а просто так, потому что рождена женщиной. Что касается положительного полюса Королевы, то он характеризуется достаточно высоким статусом социальной реализации, а так же функцией дарения, в том числе и дарения чувства достоинства, т.е. Королева способна пробудить достоинство в других людях. Она своевременно и гармонично управляет своими внутренними и внешними процессами.

В негативном полюсе мы можем увидеть Снежную Королеву, жесткую, напряженную, агрессивную и эмоционально холодную, удушающую своей властью, из-за недостатка защищенности.

6. Фея

Зрелая Королева, раскрывшая свою функцию дарения, поднимается на еще одну ступень и становится Феей. Фея по мановению волшебной палочки меняет наше бытие к лучшему, решает проблемы и приносит в жизнь радость. Она имеет высокий уровень духовности и расширенное сознание. Ориентация личности на успех, на более серьезное отношение к своему здоровью, повышение качества жизни, всё это результат работы нашей внутренней Феи. Она исцеляет и распространяет свои духовные знания, благословляя окружающий мир.

Как такого, негативного аспекта, у архетипа Феи нет. Кроме избыточного служения окружающим и утомления в порывах спасать и исцелять.

7. Богиня

Последний этап на пути к женской целостности. У Богини намного больше власти, чем у Феи. И в отличие от феи, которая в изобилии дарит легкость и радость окружающим своими деяниями, Богиня использует свою власть для реализации четких целей. Людей с хорошо развитой Богиней легко узнать по незабываемому блеску в глазах, легкой, уверенной походке, по событиям их жизни: когда создается впечатление, будто весь мир, природа, окружающие помогают им осуществить самые невероятные планы, будто обстоятельства нарочно складываются наилучшим для них образом.

Для личностного роста очень важно выявить, какие архетипы еще нужно в себе доразвить. Кому-то пора вытаскивать из темного болота на прекрасную светлую полянку у реки свою Ведьму, кому-то раскрыть творческий потенциал своей Гейши, другому отогреть Снежную Королеву. И в этом вам помогут те архетипы, которые у вас хорошо развиты.

О взаимодействии мужских и женских архетипов читайте в следующей статье. Продолжение следует…

В статье рассматривается ядро психотипа – архетипы и тени.

Я поделюсь основой, связывающей архетипы ноосферы и психотипы личности. Пост – краткая выжимка. В качестве примера рассмотрю женские психотипы. Это не очередная из сотен классификаций, порожденных скудной фантазией авторов похожих статей. Всяких недотраханных директрис и офисных мышек не будет.

В цикле статей «Женские психотипы» я дам теорию глубже и практики больше, чем в любом существующем у нас и на Западе посвященном архетипам платном курсе. Уверен, что после выхода цикла курсов станет намного больше. :)

Что будет в курсе?

Базовые, высшие и спектральные женские архетипы и их тени. Социальная динамика, предназначение и болезни тела, вызванные подавлениями проявлений тени.

Что такое архетип?

Изначально архетипами называли Божественные идеи Архитектора Вселенной. Считалось, что эйдосы (образы) эманируют (истекают) в меон (неоформленное бытие) из плеромы (Божественная полнота) по определенным чертежам – архетипам.

Естественно, что громе гностиков, герметиков и алхимиков этим термином не пользовались.

Вторую жизнь ему дал К.Г. Юнг вначале своего раскола с Фрейдом и самостоятельных поисков, назвав архетипами персонификации либидо – демона, героя и завоевателя. Позже он структурировал свои наработки, основательно проштудировав гностические опусы.

В популярной редакции архетипами стали называть структуры коллективного бессознательного. Кто-то из любителей формализации выдал такое определение: «Архетип - класс психических содержаний, события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде». По форме все отлично, а по сути – галиматья.

Постоянные читатели знают, как я разбираю определения и понятия, выявляя отсутствие смысла и содержания. В этой статье не буду этого делать, потому что считаю популярные определения необходимыми и достаточными для ознакомления с предметом. Тащить вас в бездну теософии и гнозиса бессмысленно и жестоко.

Женские архетипы

Корень женских архетипов – активная пустота, лучше всего выраженная в образе богини Тиамат.

Далее следуют аватары активной пустоты, которые возможны лишь в единстве и борьбе со своей противоположностью – активной полнотой. Каждый аватар был привязан к богине с соответствующей символикой. Абсолютно у всех более-менее развитых народов такие богини есть или были до монотеизма. В христианстве их след можно проследить в почитании Богоматери, известных и поместно чтимых женщин-святых. Я приведу лишь некоторые имена и/или прозвища языческих богинь, остальные ты при желании отыщешь сам.

Каждый архетип имеет сюжетное ядро, которое можно выразить одним словом.

Для высших женских архетипов это:

Великая мать Земля (Гея) – прародительница и покровительница всего живого. Она вне этики – у нее нет Тени.

Великая владычица (Гера) – супруга верховного бога пантеона или при матриархате – глава пантеона. Как правило, это женское олицетворение СИЛЫ и ВЛАСТИ.

Великая воительница (Афина Паллада), часто сочетаемая с судией и хранительницей мудрости (Афина поздняя). Олицетворение андрогинной СИЛЫ женщины с развитым Танатосом.

Великая охотница (Артемида) – символ женского правления и бунта, гармоничного использования мужского начала женщиной.

Четыре основных сюжетных ядра женских архетипов составляют квадрат стихий.

Для базовых женских архетипов это:

Принцесса/Блудница

Охотница/Разбойница

Жрица/Ведьма

Хозяйка/Мачеха

Черта разделяет архетипы и их тени.

Рассмотрим подробней каждый.

Принцесса – мечтательность, романтичность, ранимость, капризность, послушание родителям (ценностям среды), наследственные социальные ресурсы.

Принцесса это прежде всего папина дочка из сказок – девочка, в которой не чает души престарелый и богатый родитель. Все ресурсы рода в ее распоряжении и от нее требуется только демонстрация лояльности. В сказках обычно обыгрывается сложный выбор жениха, отражающий не только идеализации, но и амбивалентность отца. Он не хочет ее отпускать, но понимает необходимость продолжения рода.

Ее тень – блудница – это мечтательность, капризность, истеричность, суицидальность, асоциальность и нигилизм.

Принцесса, не желающая демонстрировать лояльность и отпустившая инстинкты. Как правило, раздираемое противоречиями и бесцельное существо, а от того несчастное и жутко озлобленное. При этом шарм, сексуальное притяжение, развитая интуиция. Оставляет ожоги в памяти мужчин и разрушает браки.

Охотница – смелость, активность, свободолюбие, принципиальность, ум и развитая тактика, суровость.

Охотница – девушка с сильнейшим мужским началом, но в отличие от амазонки подчиняющаяся общественным и семейным требованиям и бунтующая скрыто. В сказках такие находят причины не выходить замуж за слабых мужчин. Охотницу надо завоевывать или сломать. Ломает ее социальная обусловленность и навязанное чувство вины.

Ее тень – разбойница (амазонка) – это смелость, хитрость, сверхрациональность, беспринципность.

В сказке про снежную королеву Герда и дочь атаманши, спасшая Герду, – архетип и его тень.

Жрица – таинственность, харизма, манипуляция людьми, беспринципность, авантюризм, связь с потусторонним.

Жрица в высшей степени женственна, но ее либидо трансформируется в процессе экстатических состояний, вызванных работой высших контуров сознания. Наше общество построено на алгоритмах первых трех контуров и частично облагорожено четвертым. Людей, чье сознание включает более высокие контуры, ждет два пути – остракизм в любой его форме или участие в социальных играх в пользу какой-то из влиятельных группировок. Поэтому такие женщины прибиваются к власть имущим (даже двоечник по истории сможет привести яркие примеры) или становятся аутсайдерами.

Жриц и их обратной стороны, ведьм, мало – этот архетип проявляясь открывает неординарные способности. Многие фантазерки и манипуляторши считают себя таковыми, но, увы, не дотягивают.

Ее тень – ведьма – это жестокость, хитрость, сексуальная привлекательность (до старости), таинственность, харизма, манипуляция людьми, беспринципность, авантюризм, связь с потусторонним.

Ведьма – та, кто не удержалась в границах социальной обусловленности и внешней формы морали. Для ведьмы нет законов и правил. Только цели, желания и капризы, которые должны быть удовлетворены любой ценой. Ведьма делает то, о чем другие женщины страстно мечтают.

Хозяйка – внутренняя сила, независимость, харизма, дальновидность.

Хозяйка – женщина с ресурсом. Ее ум и воля признаются всеми, она исподволь руководит мужем, прямо – детьми и подругами до самой смерти. Абсолютная ценность хозяйки – семья, клан. Она пойдет на все и оправдает все ради спасения и возвеличивания своего клана.

Те женщины, у кого этот архетип акцентуирован, буквально двигают своих родных по карьере, решают их проблемы, поддерживают баланс и председательствуют на созываемых ими же семейных советах.

Ее тень – злая мачеха – это беспринципность, жестокость, паранойя, суеверность, хитрость, манипуляция.

У нее тоже есть ресурс, но сдерживающих стимулов намного меньше. Злая мачеха – это параноидальная, самовлюбленная хозяйка, та у которой или нет своего клана или личные интересы ассоциируются с клановыми.

Танатос и Эрос

Понять структуру архетипов и их комбинаций, выраженных в психотипах, невозможно без указания первичных сил.

Сила созидания, страсти, сближения называется эрос, сила разрушения, увядания, дробления называется танатос. В психоанализе их называют инстинктивными стремлениями к продолжению рода и смерти – либидо и мортидо.

Эти силы вне этических и тем более моральных оценок. Мораль и этика находятся гораздо ниже по иерархии и возникли гораздо позже. В отличие от цивилизованного человека (мораль и этика являются основным признаком цивилизации) эрос и танатос присущи всему живому, даже существам, не имеющим пола.

Небольшое углубление для особо одаренных, либо сведущих. Остальным текст ниже можно пропустить.

Эрос – сила, соединяющая элементы осознания и противостоящая «толчкам» – разрушительным волнам хаоса. Все наши «щиты» сколь бы причудливыми они не были (цели, долг, воспитание, увлечения и хобби) питаются энергией эроса. От наполненности его энергией зависят здоровье и долголетие тела, харизма и удача, страстность.

На биологическом уровне это производство гормонов, помимо прочего обеспечивающих топливом эмоции. На энергетическом уровне это питание «замкового камня» – пластины, закрывающей просвет. Как только питание ослабевает, пластина истончается и просвет открывается, ставя под угрозу целостность кокона.

Танатос – элемент хаоса, необходимый системе для развития. Его конечная стадия – пустота Тиамат.

Именно поэтому видящие брахманы говорили, что майя возникает от вращения лилы в пустоте, наполняемой шакти. Эрос – клей жизни, танатос – возможность динамики.

Все начальные архетипы (великие и базовые) различаются конфигурацией эроса и танатоса, анимы и анимуса.

Внешняя анима с сильным внутренним анимусом – воительница, охотница, ведьма. У воительницы эрос и танатос уравновешены, у ведьмы последний превалирует.

Внешняя анима со слабым внутренним анимусом и сильным эросом – Афродита. С сильным танатосом – Геката.

Таким образом конфигурация двух основных сил и начальных архетипов дает все остальные архетипы, а их игра (лила) – психику человека и ноосферу человечества.

На самом же деле весь доступный человеку мир, но обыватель никогда и не при каких обстоятельствах этого не поймет. Как и то, что Экумена – (понятие специально упрощенное придуманным Гекатеем Милетским) продукт осознания, зафиксированный с целью его выращивания.

На этом заканчиваю первую статью цикла. Затронутая тема (и не она одна) фигурирует в двух моих квестовых тренингах – Оракул и Диагностика семейных сценариев .

Огромная просьба – не кради информацию, сделай доброе дело в виде репоста или указания авторства. Мир вознаградит тебя за бескорыстие и порядочность.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.