Воспитательная система работы детского сада. Организация воспитательно — образовательного процесса в дошкольном учреждении в усл

Управление образования администрации г . Белгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №47

Воспитательная система

« Рука обруку по тропинке воспитания »

Т.М. Диденко заведующий МБДОУ

Ю.Н. Наседкина старший воспитатель

Е.Г. Сапонова, воспитатель подготовительной группы

Контактная информация: тел. 34-96-34, 34-16-82

А дрес: г. Белгород, ул. Железнякова, 17а

Перечень представленных материалов:

Концепция воспитательной системы

Управление образовательным учреждением как воспитательной системой

Приложения

Заведующий ____________ Т.М. Диденко

Белгород, 2012

Справка об образовательном учреждении

Концепция воспитательной системы МДОУ №47

Пояснительная записка

Цель. Задачи

Направления деятельности

Модель воспитательной системы

Особенности управления воспитательной системой

Управление образовательным учреждением как воспитательной

системой

Планирование процесса воспитания

Организация работы педагогических кадров

Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов

Контроль процесса воспитания

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы

Приложения

С правка об образовательном учреждении

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 47 открыт в 1972 году. Расположен в Северном микрорайоне г. Белгорода, на улице Железнякова 17а. Является звеном системы образования города Белгорода, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста.

Дошкольное образовательное учреждение рассчитано на 199 малышей в возрасте от 2 до 7 лет. На сегодняшний день функционирует 11 возрастных групп: 2 логопедические группы, 1 группа детей I младшего возраста и 8 групп дошкольного возраста. Списочный состав детей – 266.

Миссией МДОУ № 47 является создание условий для удовлетворения потребностей детей дошкольного возраста и их родителей в качественном образовании.

Деятельность ДОУ направлена на реализацию основных задач: охрану жизни и укрепление здоровья детей, обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др.

ДОУ работает в инновационном режиме. Масштаб эксперимента: системный региональный. Статус экспериментальной площадки: муниципальная экспериментальная площадка. Тема эксперимента: «Развитие вариативных форм дошкольного образования в условиях региона «Апробация модели организации услуг домашнего воспитателя в системе дошкольного образования». Срок эксперимента: 2010 – 2015 учебный год. Цель эксперимента: оказание психолого – педагогической помощи по всестороннему и полноценному развитию и социализации личности детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Руководитель эксперимента: заведующая кафедрой дошкольного и начального образования БелРИПКППС, к. п. н., доцент Серых Л.В.

На базе дошкольного учреждения организована адаптационная группа для детей, не посещающих дошкольное учреждение. Целью, которой является наиболее полное удовлетворение запросов семьи, общества и развитие новых моделей дошкольного образования; обеспечение ранней социализации и адаптации детей к поступлению в МДОУ; оказание помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей.

Управление детским садом осуществляется через администрацию ДОУ, родительский комитет, попечительский совет и профсоюзный комитет.

Детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами и обслуживающим персоналом, всего – 61 человек. В штате учреждения старшая медицинская сестра и медицинская сестра, старший воспитатель, 2 учителя-логопеда, педагог-психолог, музыкальный руководитель, преподаватель английского языка, инструктор по физической культуре, 22 воспитателя.

Концепция воспитательной системы МДОУ №47

Пояснительная записка

Семья и дошкольное образовательное учреждение – два социальных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом зачастую приводит к ряду проблем в воспитании ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только режимными моментами, считая, что детский сад –место присмотра за детьми, пока родители находятся на работе. И мы, педагоги, часто испытываем трудности в налаживании контакта с родителями по этой причине.

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для того чтобы сделать родителей активными участниками педагогического процесса, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, заинтересовать совместной работой.

Главный момент в контексте сотрудничества семьи и дошкольного учреждения – личное взаимодействие педагогов и родителей по поводу успехов и неудач, трудностей и радостей, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в конкретной семье. Для этого необходимо сделать весь педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.

Родители и другие члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в воспитательную работу. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, турпоход в ближайший лес, на речку, другие помогают в оснащении педагогического процесса, третьи – чему-то учат детей. Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную и оздоровительную работу с детьми. Например, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.

Разработанная нами воспитательная система «Рука об руку по тропинке воспитания» охватывает весь педагогический процесс: организованные занятия, игры, праздники, развлечения, свободную деятельность.

Девиз нашей воспитательной системы: «Думать вместе и действовать сообща».

Система называется «Рука обруку по тропинке воспитания», потому что данное название соответствует пониманию целей и задач нашего детского сада.

Цель и задачи

Цель: непрерывная система деятельности как основа развития неповторимой индивидуальности каждого воспитанника в едином пространстве семьи и МДОУ.

Задачи :

Изучение интересов, мнений и запросов родителей воспитанников ДОУ;

Содействие активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей;

Выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей;

Обеспечение пространства для личностного роста участников педагогического процесса, создание особой творческой атмосферы.

Направления деятельности

Для реализации поставленных задач были разработаны основные направления деятельности со всеми участниками воспитательной системы:

Формы работы

Ожидаемый результат

Работа с родителями

Презентация ДОУ;

Школы для родителей;

Информационные бюллетени;

Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников;

Групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных

Организация Дней открытых дверей; Дней счастливой семьи для родителей;

– Совместные занятия;

Целевые и спонтанные беседы- встречи с членами семей воспитанников;

Театрализованные представления для детей с участием родителей;

Организация конкурсов семейных талантов;

Организация совместных походов и экскурсий за пределы ДОУ;

Родительские собрания;

Родительские гостиные-встречи родителей с гостями ДОУ;

Выпуск газеты для родителей «Островок детства»;

Активизация интереса родителей к сотрудничеству с ДОУ;

Удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы;

Осознание родителями факторов развития ребенка, связанных с его семьей;

Повышение уровня педагогической культуры.

Работа с воспита н н иками

Коррекция развития по результатам диагностики и запросам родителей;

Совместные занятия;

Совместное проведение досуга;

Составление семейных альбомов;

Система совместных конкурсов.

Гармонизация семейных и родительско-детских отношений;

Понимание социального статуса ребенка в семье, отношения с родителями станут более адекватными его возрасту

Изменение в сторону большей объективности родительской оценки талантов малыша;

Воспитание у детей понимания важности и уважения к членам своей семьи.

Работа с педагогами

Индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей взаимодействия с семьями воспитанников;

Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам эффективного взаимодействия взрослого и ребенка;

Дискуссионные клубы, гостиные, семинары-практикумы, круглые столы для педагогов с целью повышения знаний об особенностях воспитания детей в семье и сотрудничестве с семьей.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;

Удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами установления доверительных взаимоотношений с родителями воспитанников.

Модель воспитательной системы

Воспитательная система «Рука об руку по тропинке воспитания»

Цель: непрерывная система деятельности как основа развития неповторимой индивидуальности каждого воспитанника в едином пространстве семьи и МДОУ.

«Ребенок –исходная точка, центр и конец всего…»

(Дж. Дьюи)

Родители

Деятельность – взаимодействие

Управление – демократический стиль

Предполагаемый результат: активное участие родителей в воспитательном процессе ДОУ с целью гармоничного развитие личности каждого ребенка

Технология реализации воспитательной системы в условиях ДОУ

Дифференцированный подход при организации работы с родителями – необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Это помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье. Изучение семьи воспитанника позволило ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями. Но следует отметить, в процессе изучения семьи, не забывалось о том, что это – дело деликатное, тонкое, требующее проявление уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.

Работа над внедрением воспитательной системы «Рука об руку на тропинке воспитания» в практику работы ДОУ проходила в несколько этапов. Целью первого этапа стало выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях. Положительное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Поэтому особое внимание уделялось изучению семейной среды, условий воспитания и развития детей.

Для этого использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, проектные методики, изучение продуктов детской деятельности. Исследование выявило психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей. Также были отмечены нарушения личностной и эмоциональной сферы, как дошкольников, так и их родителей, сложности построения взаимоотношений с микро- и макроокружением.

Так, например, по результатам диагностики, родители старшей группы были условно поделены на три категории:

Следует отметить, что при диагностике родителей, особое внимание уделялось отцам воспитанников, т.к. ссылаясь на выводы ученых известно, какую важную роль в развитие правильной полоролевой идентификации в развитие интеллектуальных способностей играет папа. Именно отец в семье дает определенный образец поведения, является источником уверенности и авторитета, является олицетворением дисциплины и порядка. Но очень часто в силу своей занятности или нежелании играть и общаться с детьми, а порой из-за безграмотности в вопросах воспитания и организации досуга детей, отцы перекладывают свои обязанности на плечи и без того загруженных домашними делами женщин. Анализ теста для пап «Отцы и дети» (Приложение 8) разделили отцов воспитанников на 4 группы: «равнодушные» – 35,7%, «деспот» – 25%, «прислуга» – 14,3%, и лишь 25% отцов являются друзьями для своих детей. Примерно такие же результаты были выявлены при анализе ответов, заданные воспитанникам в форме интервью об их папах (Приложение 6). Лишь 38% детей подтвердили, что их папы играют с ними, рисуют, лепят, мастерят поделки, помогают учиться писать и считать, но делают это не каждый день, к сожалению наших воспитанников.

Для того чтобы выяснить знания детей о семье, о том, какую роль дети отводят родителям в своей жизни, у детей старшей группы было взято интервью «Счастливая семья» (Приложение 4). На вопрос: «Что такое семья?» 75% воспитанников ответили «…это жить вместе», «Семья – это когда кто-нибудь живёт вместе», «Семья – это мама, папа и дети». Большинство детей в понятие «семья включает родителей, братьев и сестёр. 25% опрошенных детей включили в понятие «семья» бабушку и дедушку, так как проживают вместе. Таким образом, индивидуальное интервью показало, что у детей понятие о семье неполное. С этим понятием дети связывают лишь совместное проживание детей и родителей. На второй вопрос, предложенный дошкольникам: «Для чего нужны родители?», 68% опрошенных ответили: «Чтобы готовить кушать и всё покупать», «Зарабатывать деньги», «Ухаживать за нами», «Покупать подарки». 20% детей считают, что родители нужны «чтобы защищать от бандитов, врагов, от краж, от разбойников». И лишь 3 ребёнка отметили воспитательную роль родителей: «Родители нужны для того, что бы учить нас, что бы мы знали, что нам можно делать, а что нет».Таким образом, видно, что у многих дошкольников в понятие «родители» входит только потребительское отношение. Проанализировав остальные ответы воспитанников, была получена необходимая информация о семьях воспитанников: об увлечениях ребенка, о его поведении и обязанностях по дому, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием. Выявляется следующая ситуация: вечерами мама занята на кухне, папа смотрит телевизор или играет в компьютерные игры, а дети предоставлены сами себе – около 50% семей; с детьми играет, рисует и подготавливаются к школе только мама – около 62%; гуляют всей семьей только в выходные дни – около 38% семей в данной группе, посещают общественные места (театры, картинные галереи, музеи) очень редко.

Семейный рисунок ребенка – показатель взаимоотношений в семье. Анализируя рисунки «Моя семья» (Приложение 7) воспитанников группы, были выявлены скрытые на первый взгляд внутрисемейные проблемы, как во взаимоотношениях детей и родителей, так и братьев и сестер. В ходе рассмотрения рисунков было очевидно, что у 60,7% детей наблюдается отстраненность от пап, т.к. воспитанники изображали своих отцов на расстоянии от себя, в выборе цвета, предпочитали темные оттенки (2 ребенка рисовали своих пап черным карандашом), или вообще посчитали нужным «оставить папу на работе». Рисунки воспитанников данной группы так же продемонстрировали, что 46,4 % детей мечтают о сестре или брате, а 14,3 % детей наоборот желали бы быть единственным ребенком в своей семье, т.к. считают, что родители меньше любят их, чем братьев или сестер. 25% детей в семейный рисунок помимо родителей включали своих дедушек и бабушек, при этом располагали их около себя, что указывало на отсутствие или недолжное участие родителей в воспитании своих детей.

Вторым направлением стало изучение готовности самих педагогов идти на контакт, устанавливать доверительные отношения с родителями, обогащать свой опыт взаимодействия с семьями воспитанников. С этой целью были проведены опросы и анкетирования педагогов ДОУ. В ходе которых выяснилось, что 63,2% педагогов активно используют различные формы сотрудничества с родителями, осознают и понимают значимость доверительных отношений с семьями воспитанников для успешности воспитательно-образовательного процесса. Еще 28% считают себя недостаточно компетентными в данной проблеме и имеют желание заниматься самообразованием и образованием по данному вопросу. И 8,8% воспитателей признались, что данное направление работы вызывает у них серьезные сложности, им не удается установить контакт с родителями.

После подведения итогов исследования начался второй этап, целью которого стало создание механизма взаимодействия с семьями воспитанников и повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах налаживания тесного сотрудничества с родителями.

Наша воспитательная система предусматривает различные формы сотрудничества. Основной упор мы сделали на создание семейного клуба «Семь Я».В рамках клуба проходят семинары, деловые игры, диспуты, дискуссии, встречи, круглые столы. Для коррекции детско-родительских отношений организуются практические занятия совместно с детьми, тренинги. В качестве примера в Приложении 20 представлены тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений.

Популярностью среди воспитателей и родителей пользуется такая форма работы, как презентация семейного опыта. В рамках клуба «Семь Я» прошли заседания, посвященное семейным традициям, «Моя семья – минута славы», представляющее собой презентацию семейной творческой деятельности. Среди семейных конкурсов и праздников наибольшей популярностью пользуются спортивные мероприятия, например, «Властелин игр», «Семейные старты». Участие в таких мероприятиях помогает родителям активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности.

Важно отметить, что все мероприятия строятся с учетом уровня образования и культуры родителей. Каждый круглый стол или семинар-практикум заканчивается индивидуальной или коллективной рефлексией, направленной на получение обратной связи.

В целях повышения активности родителей большая роль отводится наглядной информации. В группах оформлены стенды, папки-передвижки, информационные корзины для родителей. Ежемесячно выпускается газета «Островок детства», информирующая о том, что происходит в детском саду, какие мероприятия организуются, а также советы-подсказки для мам и пап, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием детей. Темы публикаций выбираются по запросу родителей: «Роль отца в воспитании ребенка», «Если в семье появился еще один ребенок», «Родителям о гиперактивных детях», «Агрессивность дошкольников» и др.

Несомненно, от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателя, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. С этой целью в течение года проводился ряд групповых и индивидуальных консультаций для воспитателей, подготовленных старшим воспитателем, самими воспитателями, педагогом-психологом.

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей и их родителей. Сочетая различные виды искусства, они, несомненно, оказывают большое влияние на чувства и сознание детей и взрослых. Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию семей: они объединяются общими переживаниями, у них происходит развитие чувства коллективизма, понимания и взаимоподдержки друг друга; участие в праздниках и развлечениях развивает у наших воспитанников и их родителей память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений - все это важные факторы эстетического воспитания. Участие семей в пении, спортивных играх, плясках укрепляет их здоровье. При организации совместных досуговых мероприятий не забывался тот факт, что длительность развлечений для старших дошкольников составляет 45-55 мин. Как показала практика, праздник несет радость всем семьям. Поэтому первоочередная задача каждого мероприятия в группе – каждая семья должна принимать в нем посильное участие.

Так, например, основной задачей старшей группы стало выявить проблему «Отцов и детей» вместе с папами, продемонстрировать на практике, насколько мало они знают своих детей, их интересы и увлечения, и, наконец, побудить желание отцов участвовать в воспитании своих детей. С этой целью было проведено праздничное мероприятие, посвященное «Дню Отца», на котором наши папы, к своему удивлению, поняли, на сколько далеки они от своих детей и сделали первые шаги к их познанию и душевному сближению (Приложение 11). Следующим шагом к улучшению взаимоотношений отцов и детей стало спортивное досуговое мероприятие «Властелин игры» (Приложение 14), в котором команда пап соревновалась в быстроте, ловкости и знаниях о лете, с командой мальчиков. Главными задачами данного соревнования было: развить интерес отцов к играм детей, научить пап играть со своими детьми и получать положительные эмоции от совместной деятельности, а главное побудить их и в дальнейшем, уже самостоятельно, заниматься игровой деятельностью дома. Праздник прошел в непринужденной обстановке, весело и занимательно. Взрослые на час сами превратились в озорных мальчишек и барьер, некогда стоящий между отцами и детьми, пал под натиском дружеского соперничества.

Не забывалось и о мамах наших воспитанников. Они, по сравнению с отцами, больше времени проводят со своими детьми, но и его часто бывает недостаточно, чтобы просто побеседовать, обсудить прошедший день ребенка, его переживания, успехи и неудачи. К сожалению детей и самих мам, они редко играют вместе. По этой причине, для того чтобы выявить и закрепить взаимосвязь матерей и детей, развить умение понимать друг друга и совершать общую работу, были проведены совместные мероприятия «День Матери» (Приложение 10) и « Мисс и Миссис Весна» (Приложение 12). В процессе совместной деятельности развивались творческие способности мам и воспитанников, их самовыражение, умение радоваться общим успехам и гордиться друг другом. Несомненно, данные мероприятия способствовали сплочению детско-родительского коллектива и созданию праздничного настроения у детей и взрослых.

В продолжение работы по формированию внутрисемейных связей и установлению гармоничных отношений, воспитанию чувства любви и привязанности к своей семье, уважения к её традициям, а так же с целью сплочения коллектива родителей было проведено праздничное мероприятие «Наша дружная семья» (Приложение 18), приуроченное ко Дню Семьи. Несмотря на то, что праздник был построен в форме соревнования между родителями и воспитанниками, в целях узнать, кто в семье главный, мероприятие сплотило взрослых и детей и привело всех участников к выводу, что все в семье важны и любимы. Детский сад- это вторая семья для наших воспитанников. В детском саду формируется их характер, именно здесь они учатся дружить, уважать взрослых, получают первые знания, открывают свои творческие таланты. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в формировании всесторонне развитых детей. Детско-родительское мероприятие «Детский сад, семья и я – лучшие друзья» (Приложение 16) проводилось с целью донести до родителей всю важность детского сада для воспитанников и развить желание родителей принимать активное участие в жизнедеятельности детского сада. В ходе этого мероприятия наши семьи продемонстрировали свои интеллектуальные, актерские, певческие таланты. В зале воцарилась праздничное настроение, заботы и проблемы наших пап и мам ушли на второй план, они были счастливы, находиться рядом со своими детьми, а дети гордились своими умными и талантливыми родителями. Все ощущали себя как дома, где каждому было душевно тепло и уютно.

При организации мероприятия «Делу время и потехе час» (Приложение 15) преследовалась цель улучшить детско-родительские отношения не только в процессе совместной игры, но и в ходе выполнения общей трудовой деятельности. На протяжении всей уборки дети и родители развивали умение трудиться «рука об руку», помогать друг другу, распределять обязанности между собой для достижения наилучших результатов. Труд превратился в праздник, и по окончанию уборки, состоялся аукцион, где семьи обменяли полученные в ходе уборки подснежники на сладкие подарки. Таким образом, были выполнены одновременно две цели: наши семьи стали еще крепче, а детский сад стал чище и красивее.

Результаты повторного тестирования родителей контрольной группы превзошли все ожидания. Они показали, что заинтересованность родителей в жизни детей и уровень их эмоционально-нравственной культуры значительно вырос. Родителей 1 категории по уровню их психолого-педагогической просвещенности стало на 25% больше, а количество родителей 3 категории уменьшилось вдвое. Родители заинтересовались новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий, возросла их активность. Работа, проведенная в нашей группе по улучшению взаимоотношений отцов и детей, так же принесла желаемые плоды. Результаты повторного теста «Отцы и дети» показали, что процентное соотношение пап-«друзей» выросло от 25% до 50%, количество отцов-«деспотов» уменьшилось от 25% до 14,3 %, пап-«прислуг» уменьшилось до 10,7%. Количество «равнодушных» отцов также стало меньше (от 35,7% до 25%).

Рисунки по теме «Моя Семья», повторно нарисованные воспитанниками в конце проделанной работы, более насыщенные по своей цветовой гамме, чем первые, что указывает на улучшение семейного микроклимата детей нашей группы. 35,7 % детей нарисовали своих пап далеко от себя, что значительно ниже в процентном соотношении по сравнению с результатами первых рисунков воспитанников. тало меньше (от 35.7% что у 62ие пап-”ний отцов и детейнности стало на 25

Анализ совместных мероприятий и повторное анкетирование родителей показывает: 39% родителей регулярно участвуют в организации праздничных мероприятий, 90% семей принимают них активное участие, до 70% в оценке результатов.

Использование разнообразных форм работы дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя, в организации совместных досуговых мероприятий, создана атмосфера взаимоуважения. Позиция родителей как воспитателей становится более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители проявляют искренний интерес к жизни группы, учатся получать удовольствие от совместной деятельности со своими детьми, понимать их и эмоционально поддерживать, развивают в себе творческие способности и воображение в процессе игрового общения с детьми. Так же, хочется отметить, что родители научились общаться со своими детьми, у них появились общие темы для разговора и общие увлечения, что качественно повлияло на улучшение семейного микроклимата воспитанников.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно уходит непонимание, недоверие родителей, а взамен появилось их уважение и поддержка. Мы продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями.

Основные способы достижения целей воспитательной системы

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Предполагаемый результат

Анкетирование родителей

май, сентябрь

педагог-психолог, воспитатели

родители

выявления запросов родителей по организации сотрудничества в вопросах воспитания

Знакомство родителей с уставными документами ДОУ

сентябрь

заведующая

родители детей младшей группы

Ознакомление с документацией, обеспечивающей права ребенка в ДОУ

сентябрь

заведующая

родители детей младшей группы

повышение правовой компетентности родителей

Создание семейного клуба «Семь Я»

сентябрь

ст. воспитатель, воспитатели,

педагог-психолог,

педагоги доп.образования

родители, дети, ст. воспитатель, воспитатели,

педагог-психолог,

педагоги доп.образования

консолидация потребностей, интересов детей, педагогов, родителей в совместной деятельности, общении

Совместное мероприятие «Давайте знакомиться»

ст. воспитатель, педагог-психолог, воспитатели младшей группы

родители детей младшей группы, педагоги, дети

улучшение микроклимата в группе

В истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса. В 20–30-е гг., когда система общественного дошкольного воспитания еще только развертывалась, педагогический процесс строился по организующим моментам, каждый из которых, в свою очередь, строился на основе следующих частей программы: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, природоведение, физическое воспитание, музо, изо (именно такие формулировки даны в программе), математика. Раскрывалось содержание каждого подраздела и предлагались конкретные формы работы. В конце каждого организующего момента указывалось содержание работы с родителями. Например, в средней и старшей группах предлагалось весь учебный год разделить на четыре квартала (осенний, зимний, весенний, летний). В каждом квартале было по четыре организующих момента. В осеннем квартале выделялись такие организующие моменты: «Организация жизни группы» (длительность проработки 15–18 дней); «Оздоровление быта» (продолжительность примерно 18–20 дней); «Празднование Октябрьской революции» (длительность примерно 20–25 дней); «Организация рабочей комнаты» (длительность проработки примерно 18–20 рабочих дней). Подобным образом был расписан каждый квартал.

Работа по организующим моментам предполагала, что в выделенное для нее время дети будут получать необходимые знания, закреплять их в играх, труде, изобразительной деятельности и т. д.

Такой подход к построению педагогического процесса имел как положительные, так и негативные стороны. Положительным было то, что дети в течение довольно длительного времени имели возможность сосредоточиться на определенном познавательном материале; у них формировались навыки социального поведения, мировоззрение.



В общих методических указаниях к работе по организующим моментам особо отмечается, что воспитатель должен быть внимателен к тому, что и как усваивают дети. Вот как говорилось об организующем моменте «Празднование Октябрьской революции»: «Основная особенность данного организующего момента – его яркая политическая насыщенность. Поэтому при недостаточном продумывании предлагаемого для проработки материала легко создать перегрузку, а это не уточнит и не углубит, а наоборот, запутает уже имеющиеся у детей понятия. Это чаще всего бывает тогда, когда детям дается много словесного материала, не связанного с какими-либо фактами из жизни и собственной активной деятельности детей»1 . Правомерное и разумное указание. Однако на практике оно не выполнялось. А построение педагогического процесса на основе выделения «организующих моментов» приводило к формализму и заорганизованности воспитательно-образовательного процесса.

В дальнейшем применялись и другие формы построения педагогического процесса: тематическая и комплексная. Сущность тематической формы в том, что в качестве основы педагогического процесса выделялась какая-то тема. Содержание ее раскрывалось, как правило, на занятиях. Изучение одной темы могло проходить на нескольких занятиях. В нее могла быть включена и другая деятельность, связанная с нею по содержанию. Отличие данной формы от рассмотренной выше состоит в том, что одна и та же тема могла повторяться в течение учебного года и ей не должен был подчиняться весь воспитательно-образовательный процесс. Содержанием темы мог стать какой-то один раздел программы (чаще всего был раздел общественно-политического воспитания), а другие разделы изучались параллельно.

«Комплексы» (так называли комплексное построение педагогического процесса) характеризовались попыткой установить логическую взаимосвязь между разными разделами. В один «комплекс» входили различные виды деятельности детей или разное, но близкое по теме содержание.

Все названные подходы к построению педагогического процесса объединяет одно – стремление сгруппировать, сблизить воспитательные воздействия, не распылять их, а давать концентрированно, целенаправленно. Такая идея положительна, она отвечает особенностям дошкольного возраста. Но принцип концентрированности не может быть применен ко всему содержанию сразу, и тогда какие-то стороны этого содержания становятся как бы второстепенными, а внимание педагога к их освоению снижается. Страдает главное – разностороннее развитие личности. К тому же выбор тем или содержания «комплекса» не имел научного обоснования и носил субъективный, «вкусовой» характер.

Современный подход – организация педагогического процесса на основе выделения воспитательно-образовательных целей. В качестве ведущей (доминирующей) цели выдвигается воспитательная задача. Ее содержание продиктовано особенностями развития детей на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Доминирующая цель определяет взаимосвязь и иерархию воспитательных и образовательных задач. От содержания доминирующих целей зависят порядок и взаимодействие разных видов деятельности, многоплановых по темам и формам организации и единых по мотивации и цели. Многоплановость содержания и форм позволяет удовлетворять и развивать разнообразные интересы и способности детей, а единая мотивация – направлять это развитие в общее педагогически ценное русло. Отличительная особенность такого построения педагогического процесса заключается в том, что меняется зависимость между разными видами деятельности. На первый план выходит то одна, то другая деятельность, наиболее оптимальная для реализации доминирующей цели. Другие виды не исключаются, а выполняют сопутствующую роль.

Например, в старшей группе в качестве доминирующей цели выдвинуто воспитание положительных взаимоотношений между детьми. Центральной формой работы с дошкольниками становится совместная деятельность, позволяющая упражнять детей в положительных взаимоотношениях. Это могут быть игра, труд, организованные на принципе совместности. В качестве сопутствующей деятельности выступают занятия (этические беседы о взаимоотношениях), самостоятельная индивидуальная художественная деятельность (ребенок готовит что-то для всей группы или мастерит подарок для друга), праздники и др. Но и в ведущей, и в сопутствующей деятельности решается главная задача – воспитание положительных взаимоотношений.

Каждый из названных подходов имеет и положительное, и негативное. До сих пор продолжается поиск оптимальной формы построения педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Педагогический процесс эффективен при условии грамотного планирования. Тенденция отказа от планирования воспитательно-образовательного процесса, которая одно время имела место в отечественной системе дошкольного воспитания, не оправдала себя. Разумный план не сдерживает творчество педагога, а способствует ему.

Долгие годы воспитатели планировали свою работу по строго определенной схеме, следуя за выполнением режима дня. На каждый отрезок времени были определены обязательные виды деятельности, формы организации детей, содержание учебно-воспитательной работы. Так, на утро предусматривались индивидуальная работа с детьми, утренняя гимнастика, свободные самостоятельные игры детей. На первую половину дня планировались обязательные фронтальные занятия. Их выбор зависел от установленной «сетки занятий» (понедельник – развитие речи и лепка, вторник – музыкальное занятие и математика и т. д.). Для прогулок непременно прогнозировались наблюдения, труд, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми. Вторая половина дня посвящалась играм, коллективному труду, развлечениям, досугу.

Такое планирование имело много положительного: упорядочивало работу педагога, позволяло учитывать и распределять во времени многообразные воспитательные и образовательные задачи, чередовать активность и умеренность, регулировать физическую нагрузку. Но было и много недостатков. Это предрасполагало к формализации процесса воспитания, подчинению содержания форме, а не наоборот. Исключались принципы комплексности, концентрированности, что приводило к случайностям в определении содержания и целей разных видов деятельности.

Вот пример планирования одного дня. Занятия: 1-е– чтение рассказа Н.Сладкова «Разноцветная земля»; 2-е– декоративное рисование «Хохлома»; на прогулке – игра в магазин, наблюдение за транспортом, труд на огороде. Мы видим наборы разного содержания. Все из названного важно, но одно не помогает усвоению другого. Внимание ребенка постоянно переключается.

Сегодня в большинстве дошкольных учреждений отказались от такой формы планирования. Делаются попытки составлять работу по перспективным линиям развития детей в каждой возрастной группе. Воспитателю предоставляется больше свободы в выборе содержания и времени проведения тех или иных мероприятий. Правда, остается так называемый «блочный режим» проведения. Например, занятия всегда проводят в определенное время, сохранились «сетка занятий» и их набор. Выделен блок времени для игр, самостоятельной деятельности, индивидуальной работы с детьми. Например, воспитатель планирует работу помесячно. Сразу на все недели определяет содержание занятий (математика, рисование, аппликация, лепка, развитие речи, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой, экология, конструирование, ручной труд, ознакомление с окружающим, игровая деятельность, трудовое воспитание, прогулка, индивидуальная работа с детьми).

Остаются также две основные формы планирования: годовой и календарный план. И одну и другую форму используют заведующая, методист и воспитатель. Годовой план заведующей и методиста предполагает организацию работы всего коллектива в течение года. В нем выделяются по меньшей мере 3–4 ведущие задачи (количество определяют сами работники). Например: добиться выполнения программы по разделу «Связная речь» на занятиях и в повседневной жизни; внедрять эффективные методы и приемы формирования у дошкольников элементарных математических представлений; создавать основу экологической культуры путем внедрения целостной технологии эколого-личностного подхода к ребенку; систематизировать работу по приобщению семьи к экологическому воспитанию детей.

Затем раскрываются формы, в которых будет выполняться годовой план. Это могут быть семинары-практикумы, смотры-конкурсы, консультации, просмотры, педагогические советы, собрания и т. п.

Отдельный раздел плана – организационно-педагогическая работа (темы заседаний педагогических советов, тематические проверки, содержание работы родительского комитета, сотрудничество со школой и др.).

В календарном плане методист отмечает конкретные даты проведения мероприятий из годового плана.

Воспитатель также планирует общие задачи на год по своей группе. В календарном плане, который может составляться на месяц, на неделю, конкретизируются задачи и содержание работы.

Единой формы плана сегодня не существует. Каждое дошкольное учреждение, и даже каждый воспитатель, вправе сам определять удобную для себя форму планирования.

В планах прежних лет воспитатель писал отчет своей работы. Целью отчета был анализ качества педагогической работы за день. В конце каждого рабочего дня воспитатель был обязан провести анализ занятий, игр, труда, индивидуальной работы; отметить достижения и недостатки, трудности.

Требование к воспитателю анализировать свою работу вполне правомерно и целесообразно. Однако форма анализа оказалась сложной. И поэтому воспитатели стали выполнять его формально. Например, в плане указано: «Провести занятие...». В отчете воспитатель пишет: «Провела занятие...». Это привело к тому, что сегодня педагоги вообще не записывают (а часто и не выполняют) анализ своей работы. Однако нельзя говорить о серьезном отношении воспитателя к своей профессиональной деятельности, если он не признает важной роли изучения ее результатов. В современных дошкольных учреждениях с детьми одной и той же группы работают разные специалисты: воспитатель, инструктор по физической культуре, преподаватели иностранного языка, изобразительной деятельности, музыкальный руководитель и др. Каждый из названных специалистов, обучая ребенка, обязательно и воспитывает его (целенаправленно или стихийно). Воспитателю порой бывает трудно выявить, в результате каких воздействий у ребенка появилось что-то новое – положительное или не очень. А ведь в конечном счете за воспитание отвечает именно он. Поэтому так важно хотя бы периодически организовывать коллективное обсуждение динамики и качества развития каждого воспитанника.

В некоторых дошкольных учреждениях работает детский практический психолог. Его задача – анализировать процесс развития, отмечать отклонения, оказывать своевременную психологическую помощь. Функция воспитателя от этого не становится менее значимой. Кто же лучше, чем воспитатель, знает (должен знать) детей своей группы и их семьи? Именно он в состоянии помочь психологу найти социальные, педагогические причины отклонений в развитии. Однако эта помощь будет действенной, если он научился постоянно анализировать педагогические явления. И хотя науке и практике еще только предстоит найти наиболее экономный путь анализа педагогической деятельности воспитателя, отказываться от того, что есть сегодня, нельзя.

Воспитателю следует чаще обращаться к практическому психологу за советом, а психолог, в свою очередь, должен считать своим профессиональным долгом проводить анализ педагогического процесса, отдельных методов и приемов, которыми пользуется педагог, работая с группой детей или с отдельным ребенком. Ведь психологическая служба в дошкольном учреждении не может сводиться лишь к выявлению «дефектов» развития детей. Психолог в работе с отдельными детьми должен искать не дефекты, а то, что поможет развить совершенное в психике ребенка. Поэтому предметом внимания психолога должен быть весь педагогический процесс, объектом которого является ребенок. И здесь содружество с воспитателем просто необходимо. Целесообразно, чтобы психолог и воспитатель конкретной группы вместе планировали работу по изучению детей и созданию условий, обеспечивающих их успешное развитие.

Примерно один раз в квартал (в крайнем случае, два раза в год) воспитатель вместе с методистом дошкольного учреждения и психологом изучает достижения ребенка по разным разделам программы и линиям возрастного развития. К такой работе могут быть привлечены и другие специалисты, работающие с этими детьми. Результаты обсуждаются на родительском собрании, на педагогическом совете. Намечается содержание дальнейшей работы.

Старший воспитатель и психолог с участием воспитателя конкретной группы разрабатывают различные методики организации деятельности детей и наблюдений за ними в различных ситуациях, как естественных, так и смоделированных, для выявления уровня или динамики их развития. При этом ведущим методом остается длительное наблюдение за детьми. Только тщательное изучение с помощью разных методик, а не единичное тестирование (тесты употребляются лишь как элемент исследования), дает основание судить о степени развития или задержке в развитии ребенка. Проверка может проводиться на разном содержании. Всё зависит от поставленной задачи. Например, необходимо выяснить уровень развития игровой деятельности детей определенной возрастной группы. В этом случае планируется длительное (в течение недели) наблюдение за играми детей. Фиксируется содержание игр, их продолжительность, развернутость сюжета, наличие ролей, характер игровых и реальных взаимоотношений между детьми. Полученные данные соотносятся с объективными показателями игровой деятельности в определенном возрасте. Например, воспитатель знает, что дети среднего дошкольного возраста способны играть в небольших объединениях (2–3 человека), разворачивать простой сюжет, устанавливать ролевые отношения и удерживать их в течение 15–20 минут. Наблюдения же показали, что дети играют «рядом» , а не «вместе», часто меняют роль (« Я уже не мама, давай я буду дочкой»), не умеют договариваться друг с другом, не умеют разделить игрушки и др. Если подобная картина зафиксирована воспитателем один раз, то это еще не дает ему оснований делать вывод о неразвитости игровой деятельности. Он совместно с психологом должен установить причину нежелательных явлений. Если же в течение недели одни и те же дети проявляли себя аналогично, можно говорить об уровне развития игровой деятельности и планировать работу по исправлению положения.

Методики проверки всегда должны соответствовать задаче. Для выяснения усвоения знаний, например, проводится беседа с детьми. Но она не должна быть лишь вербальной. Дошкольник может лучше проявить себя, если беседовать по картинке, игрушке, если беседа проходит в естественной обстановке, как бы непроизвольно. Все это важно для фактического, а не формального выяснения картины развития детей и оценки эффективности педагогической работы.

Таким образом, планирование работы должно включать два взаимосвязанных блока: систематизированные мероприятия, направленные на решение воспитательно-образовательных задач, и поэтапная проверка уровня развития детей по определенным направлениям.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Составьте логическую схему базы знаний по теме юниты.

2. Дополните таблицу.

Воспитательная работа в детском саду.

Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.

В учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного учреждения используются следующие основные формы организации детей: специально организованная учебная деятельность (занятия), игры, самостоятельная деятельность детей (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.)., Индивидуальная работа, наблюдение, экскурсии, походы, праздники и развлечения, кружки и тому подобное. В зависимости от возраста детей, педагогической цели, материально-технического обеспечения группы, профессионального мастерства педагога они могут быть организованы фронтально, подгруппами или индивидуально

Основной формой организованной учебной деятельности детей дошкольного возраста является непосредственная организованная деятельность по различным разделам программы. Виды НОД: (тематические, комплексные, комбинированные, интегрированные, доминантные и др.). Продолжительность НОД для детей младшего дошкольного возраста - от 15 до 20 минут, старшего дошкольного возраста - от 20 до 25 минут.

При составлении сетки НОД необходимо учитывать их доминирующее нагрузку на ребенка (психическое, физическое, эмоциональное), предусматривать рациональное чередование видов деятельности (умственная, двигательная, практически-прикладная) на каждом из них.

Организованная учебная деятельность детей планируется преимущественно в первую половину дня. В отдельных случаях допускается проведение НОД во второй половине дня. Это может касаться физической культуры, изобразительной деятельности в группах детей старшего дошкольного возраста. Элементы учебной деятельности включаются в другие формы работы с детьми (игры, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа, наблюдение, дежурства и т.п.).

Организуя учебную деятельность важно систематически использовать задачи по экспериментально-исследовательской деятельности, проблемно-поисковые ситуации и другие методы и приемы.

Следует сочетать вербальные, наглядные и практические методы, отводить должное место продуктивным видам деятельности, в которых дошкольник способен к самовыражению и самореализации (рисование, лепка, конструирование, художественный труд), а также речевой, двигательной, музыкальной деятельности.

Надо помнить, что ведущей в дошкольном возрасте является игровая деятельность, игра широко используется в учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного заведения как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).

Переориентация учебно-воспитательного процесса в современном дошкольном учебном заведении на развитие детской личности оказывает особое значение таким формам организации жизнедеятельности дошкольника как его самостоятельная деятельность и индивидуальная работа с ним.

Самостоятельная деятельность детей организуется во всех возрастных группах ежедневно в первой и второй половине дня. В течение дня объединяются различные по содержательной направленности ее виды (художественная, двигательная, речевая, игровая, трудовая, исследовательская и др.) и постепенно привлекаются к участию в них все дети данной группы. Содержание и уровень самостоятельной деятельности детей зависят от их опыта, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.

Индивидуальная работа с детьми как самостоятельная организационная форма проводится с детьми всех возрастов в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных детей, дополнительных занятий с отдельными детьми (новенькими, теми, часто пропускают из-за болезни, другие причины и хуже усваивают программный материал при фронтальной работы).

Учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Практические усилия педагогов по его созданию и использованию подчиняются интересам ребенка и линиям ее развития в различных сферах жизнедеятельности. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных ячейках и пользования материалами, оборудованием.

Приоритетным вопросом в воспитании детей всех возрастных групп и деятельности дошкольного учреждения остается физическое воспитание. Его успех зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. Отказ от жесткой регламентации в построении режима дня не дает право злоупотреблять временем, отведенным на прогулки, сон, питание в пользу занятий и других учебных или кружковых видов деятельности. Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии с возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный возраст - до 3 - 4 часов, старший дошкольный возраст - до 4 - 5 часов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, организации детского туризма, самостоятельной двигательной деятельности и т.п.

Особое значение придается также овладению детьми системой доступных знаний о соблюдении здорового образа жизни, основ безопасности жизнедеятельности. Вся работа по физическому воспитанию должно осуществляться с учетом состояния здоровья, самочувствия, уровня физического развития и подготовленности детей, реальных условий работы дошкольного учебного учреждения и его отдельных групп, семейного воспитания под постоянным медико-педагогическим контролем.

Неотъемлемая составляющая содержания учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении - умственное воспитание. Для его осуществления применяется как повседневная жизнь ребенка, так и специально организованная учебная деятельность в форме НОД по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и природой, обучения элементов грамоты и математики, на которых стоит сочетать познавательно-развивающую работу по различным разделам программы. Важно активизировать мышление детей, делать восприятие и усвоение ими материала сознательным, поощрять детей к постановке вопросов, выдвижение гипотез, поиска самостоятельных решений, проверки их правильности и прочее. Арсенал дидактических методов и приемов следует расширить за счет развивающих игр и упражнений, проблемных вопросов, логических задач, поисковых ситуаций, элементарных опытов, систематических наблюдений, решения ребусов, кроссвордов и т.д.

Следует предостеречь от чрезмерной интенсификации умственного воспитания, к которой в последнее время склоняются отдельные педагоги и родители, мотивируя это необходимостью качественной подготовки ребенка к школе. Важно усилить именно развивающий и воспитательный аспекты умственного воспитания, обратить внимание на формирование мотивов познавательной деятельности, развитие интеллектуальных чувств.

Одной из важных задач умственного воспитания дошкольников является формирование начальных математических знаний и умений, овладение родным языком и речью как главным средством познания и специфически человеческим способом общения остается одной из первоочередных задач в работе с детьми в течение дошкольного детства. Обучения языку и развитие речи направляется на формирование у детей лексической, фонетической, грамматической, диамонологичной и коммуникативной компетентности.

Речевые занятия следует проводить интегрировано, комплексно решая поставленные задачи. Осуществлять постепенный переход от чисто репродуктивных действий детей (повторений, подражаний образца, переводов и т.д.) до производительных, творческих, обеспечивающих своевременное овладение детьми языковых явлений, способствующих развитию словесно-логического мышления на пороге школьного обучения.

Особого внимания требует организация коммуникативной деятельности (общения со сверстниками и взрослыми один на один, в подгруппах, коллективе), перед детьми возникают новые задачи общения в различных жизненных ситуациях как природных, так и искусственно создаваемых, импровизированных.

Обучение дошкольников элементам письменной речи (письма и чтения) тоже имеет место в учебно-воспитательном процессе, но не стоит форсировать формирование у детей навыков собственно письма и чтения, ведь это является главной задачей начальной школы. Более адекватными возможностям и потребностям дошкольного возраста является развитие мелкой моторики кистей рук, координации движений глаз и рук, фонематического слуха, ознакомления со словом и предложением, составом и звуком, буквами, обучение звукового анализа и первичного послогового слитного чтения.

Эстетическое воспитание как таковое, способствующее развитию природных наклонностей, творческих способностей, дарований, творческого воображения, фантазии также рассматривается в контексте становления детской личности накануне школьной жизни. Реализация его задач происходит на основе широкой интеграции и пронизывает весь педагогический процесс в дошкольном учреждении, включая различные формы работы с детьми (НОД, самостоятельная художественная деятельность, праздники, развлечения, кружки). В этих формах комплексно используются произведения музыкального, театрального, литературного, изобразительного искусства в контексте общечеловеческой и национальной культуры.

Первоочередными задачами нравственного развития дошкольников является пробуждение гуманных чувств личности, формирования морально-волевых качеств, ознакомления с содержанием и значением нравственных требований, норм и правил поведения, морально-этическими ценностями. Особое значение придается гражданскому воспитанию с дошкольных лет: прививанию чувств любви и уважения к родным и близким, других людей, родительского дома, детского сада, своего села, города, интереса и уважения к государственным символам (флаг, герб, гимн), исторического и культурного наследия украинского народа, гордости за его достижения и желание приобщиться к общественно-полезных дел и значимых общественных событий.

Основной задачей трудового воспитания детей дошкольного возраста , как составной части нравственного становления, является формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда.

Одним из важных вопросов остается воспитание экологической культуры у детей. Его решение осуществляется в следующих направлениях: формирование реалистических представлений о явлениях природы, элементов экологического мировоззрения, развитие позитивного эмоционально-ценностного, бережного отношения к окружающей природной среды, привитие практических умений целесообразного природопользования.

Потребностями сегодняшнего дня продиктована необходимость теснее интегрировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к участию в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, психолого-педагогической и медицинской самообразования. С этой целью проводятся родительские собрания, консультации, беседы и дискуссии, «круглые столы», тренинги, викторины, дни открытых дверей, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, кружки, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.), привлекаются родители к проведению праздников, развлечений, походов, экскурсий и др. При выборе форм работы дошкольного учебного учреждения с семьями воспитанников учитываются жизненная компетенция, социальный и образовательный уровень родителей, родительский опыт, материальный достаток семей, количество детей в семьях и их пол, возрастной состав и полнота семей, доминирующая роль родителя и другие факторы. Родители выступают не как эксперты или наблюдатели работы педагогов, а в качестве их равноправных партнеров и союзников. Отношения с ними строятся на принципах открытости, взаимопонимания, гуманности.

Ответственность за организацию и обеспечение надлежащего содержания учебно-воспитательного процесса возлагается на руководителя и каждого члена трудового коллектива дошкольного учебного заведения в пределах их должностных обязанностей.


Цель воспитательной работы в ДОО: создание благоприятных социально-педагогических условий для максимального развития ребенка, раскрытия его способностей и его самореализации; обеспечения чувства психологической защищенности.
Предмет: система педагогических средств и методов для развития личности ребенка в разных видах деятельности.
Задачи:
. укрепление психологического и физического здоровья детей, развитие их индивидуальных особенностей, корректировка недостатков развития, оказание психологической помощи ребенку и его семье;
. формирование потребности в здоровом образе жизни;
. развитие художественных способностей детей;
. создание потенциальных возможностей посредством развития различных видов художественной деятельности;
. формирование духовных потребностей детей, родителей, педагогов через общение к искусству и природе.

Принципы содержания образовательного процесса и условия их реализации в ДОУ:
Главная задача коллектива ДОО не только максимальное развитие личности каждого воспитанника, но и формирование ее готовности к дальнейшему развитию. Инструментом решения данной задачи является воспитательная система ДОО. Выбор данной модели обусловил анализ социально-культурной ситуации микрорайона и педагогической ситуации в ОО.

В качестве принципов организации воспитательного процесса педагогический коллектив принял:
Принцип личностного подхода в воспитании.
Каждый воспитанник независимо от индивидуальных способностей и особенностей находит свое место в системе воспитательного процесса в ДОО. Каждый воспитанник - личность, которую уважают и принимают.
Отличительная черта воспитательного процесса в ДОО - развивающий характер, который проявляется в создании условий для реализации своих индивидуальных особенностей, интересов, установок, направленности личности, своего "Я". В ДОО обеспечивается психологическая комфортность воспитанников, которая предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание атмосферы оптимизма, ориентацию на успех и мотивацию успешности. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Принцип интернационального воспитания.
Образ Мира у ребенка - Мир, частью которого является сам ребенок. Этот мир он осмысливает и переживает. Важнейшую роль в формировании образа Мира у ребенка и осознании себя в этом мире приобретает идея Малой Родины - организация жизнедеятельности детей в пространстве русской и марийской культуры, в ее региональном и территориальном проявлении. Данный принцип реализуется через: создание развивающей среды ДОО, разработку и реализацию педагогических технологий воспитания на основе опыта русской и этнопедагогики, разработку воспитательно-образовательного процесса, адекватного приоритетным направлениям ДОО.
Принцип деятельного подхода.
Процессы обучения и воспитания развивают человека только в деятельности, которая всегда стоит между воспитанием, обучением и психическим развитием человека. Взаимодействие с ребенком основывается на признании его предшествующего развития, учете его субъективного опыта. Такое содержание воспитательно-образовательного процесса помогает выявить и развивать способности детей, предоставляет возможность самореализации.
Оценка образовательного процесса:
Основными показателями результативности ДОО как целостной воспитательной системы будут следующие:
- психологический климат в ДОО;
- комфортность в ДОО для педагогов, детей; отношение родителей к детскому саду;
- психологическая защищенность детей.
Методы отслеживания: анкетирование педагогов и родителей, наблюдение за детьми.
Результативность воспитательно-образовательного процесса на условиях:
- личностном (динамика личностного развития ребенка, эмпатия; «Я -концепция»; воображение, творческие способности, познавательная активность, развитие воли);
- информационном (в зависимости от выбранной программы).
В основе воспитательной системы ДОО лежит возможность: ранней диагностики, комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностической, коррекционной и профилактической работе, подбора программ для детей с учетом их личностных особенностей и возможностей.

Цель ДОО: создать в ДОО пространство, обеспечивающее укрепление здоровья, разностороннее развитие ребенка, формирование у него творческих способностей, интеллектуальных возможностей, соответствующие требованиям социального заказа государства и семьи.

Тамбов, 2012

Вступление …………………………………………………………………………………..

Организация образовательно – воспитательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГТ ……………………………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………………………….

Приложения …………………………………………………………………………………

Список литературы ……………………………………………….………………………..

Вступление.

Федеральные государственные требования, примерные основные общеобразовательные программы ставят перед педагогами важную задачу - пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Федеральные государственные требования, принятые приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655, устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В современном дошкольном образовании существовало несколько комплексных программ, на основании которых осуществлялся воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях. На данный момент данные программы не соответствуют Федеральным государственным требованиям, которые направлены, прежде всего, на перестроение всего воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Это и отмена учебной деятельности, и обновление планирования и перевод его в комплексно-тематический вид, и интеграция образовательных областей, и совершенствование мониторинга. Если ранее в дошкольном учреждении стремились к формированию у детей большего количества знаний, умений, навыков, то современные требования направлены на качественный уровень, на развитие интегративных качеств дошкольника. Теперь педагоги должны стремиться к развитию дошкольника, а не к овладению им большим багажом знаний. Кроме того, сам подход к организации воспитательного процесса должен быть пересмотрен.

Наше дошкольное учреждение ранее работало по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А.Васильевой. Переход продолжает осуществляться по примерной основной общеобразовательной программе «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А.Васильевой.

Организация воспитательно – образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГТ.

Первоначальным является корректирование режима дня с учетом работы конкретного дошкольного учреждения. Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 №655, раздел «Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении» является обязательным в структуре образовательной программы ДОУ.

Приучать к определенному режиму дня ребенка необходимо с младенчества. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное состояние детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и беспокойно спят. Кроме всего прочего, режим является обязательным условием правильного воспитания (И. П. Павлов).

Вопросам организации режима дня в ДОУ, где дети проводят продолжительное время, неслучайно уделяется особое внимание. Работа дошкольного учреждения строится с учетом следующих основных режимных моментов, которые являются общими для всех возрастных групп:

прием пищи;

организованная образовательная деятельность;

игровая деятельность;

прогулка.

При этом следует руководствоваться Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164, и основными положениями Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, которые предусматривают:

совместную деятельность воспитанников с педагогами;

самостоятельную деятельность детей;

взаимодействие с родителями.

Принимая во внимание новые требования, специфику деятельности ДОУ и индивидуальные особенности развития воспитанников, коллектив МАДОУ детского сада комбинированного вида «Колосок» разработал на основе федеральных требований примерную основную общеобразовательную программу ДОУ, учебную рабочую программу и модель режима дня для старшей группы.

Так, первая половина дня предусматривает: прием детей на улице, утреннюю гимнастику, совместную деятельность, завтрак, самостоятельную игровую деятельность, организованную образовательную деятельность, совместную игровую деятельность, прогулку. Вторая половина – сон, подъём, оздоровительные мероприятия, полдник, самостоятельную игровую и совместную деятельность детей, прогулку.

Большое значение в организации всего дня имеет утренний прием детей. При планировании работы желательно заранее указать, где будет осуществляться прием детей воспитателем: в группе, коридоре или на участке. Каждый воспитатель имеет возможность занять и заинтересовать всех детей, пообщаться с родителями, определить состояние и настроение воспитанников.

Необходимо обращать внимание на внешний вид детей, пришедшие дети должны здороваться, разговаривать негромко и не кричать. Воспитатель обязан проследить, чтобы все нашли себе интересную деятельность и не мешали другим детям. В случае если ребенок не смог самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек или дать ребенку какое-либо конкретное поручение. Необходимо создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей в группе или на участке.

Организуя самостоятельную деятельность детей, педагоги с помощью вопросов, предложения разнообразного игрового материала, активизируют саморазвитие ребенка на основе знаний, полученных в процессе учебной и совместной деятельности; способствуя развитию познавательной активности в разных видах деятельности, формированию уверенности в себе, чувства собственного достоинства и активизации внутригруппового общения детей. Воспитателям достаточно создать развивающую среду на основе активности и интересов детей, а ребенок сам выберет деятельность, исходя из своих потребностей. Большой акцент делается на наличие и регулярную смену развивающих игр, игр-головоломок, настольно-печатных игр, большое внимание уделяется созданию условий для экспериментирования, опытнической работы, моделирования, для самостоятельного рисования, конструирования, лепки, драматизаций, изготовления коллективных работ. Все это дает возможность ребенку проявить пытливость ума, самому добиваться решения задачи и самому увидеть результат.

Для выбора детьми вариантов самостоятельной деятельности можно предложить утром:

Развивающие игры с вариантами и разной степенью сложности;

Пособия для организации двигательной деятельности и спортивных игр;

Пособия для художественно-речевой деятельности (иллюстрированный материал, книги, различные виды театров, музыкальные аудиозаписи, детские музыкальные инструменты);

Пособия для ручного труда, рисования, лепки, аппликации, с последующим использованием результатов труда в играх;

Набор эпизодически меняющихся нестандартных предметов.

Утром самое благоприятное время для организации эвристических бесед, в которых познавательные задачи решаются при помощи рассуждений. Воспитатель должен руководить ходом рассуждения, направляя мысли детей в нужное русло. Например, обсудить, почему было скользко идти в детский сад, вспомнив о потеплении с вечера и утреннем морозе, в связи, с чем появляется ледяной наст.

Планируются наблюдения за комнатными растениями и животными в уголке природы.

Ежедневно проводятся утренняя гимнастика, оздоровительные процедуры, основу которых составляет формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей. Утренняя гимнастика способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем воспитанников и в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Стоит отметить заботу няни и поваров о детях. Подготовить детей к еде, создав у них хорошее настроение. В процессе еды воспитатель должен постоянно контролировать осанку детей, стараться, чтобы дети съели всю предложенную пищу. Воспитывать культурно-гигиенические навыки приёма пищи.

С целью развития познавательной активности, любознательности, перед завтраком целесообразно организовать развивающие игры типа "Что повар приготовил?", "Съедобное - несъедобное", "Чем полезен?", "Угадай, из чего?", дидактические игры и беседы о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд. Благоприятный период для индивидуальной работы - сервировка стола: можно предложить ребенку логическую задачку, проблемную ситуацию, создать неправильную сервировку и попросить подумать, все ли сделано верно.

При организации приёма пищи детьми обеспечивается своеобразная интеграция культурно-гигиенических навыков, дежурства (трудовой деятельности), освоение правил поведения за столом. Такого рода интеграцию можно рассматривать как формирование основ культуры здоровья у воспитанников ДОУ, которая представляет следующие образовательные области: "Здоровье", "Безопасность" и т. д.

В процессе ежедневного завтрака в отведенное на это время в режиме дня у дошкольников вырабатывается определенный физиологический стереотип, способствующий энергетическому подъему и подготовке организма к интеллектуальным и физическим нагрузкам, которые необходимы для полноценного развития.

Кроме того, в соответствии с единым типовым рационом питания для детей предусмотрен второй завтрак, включающий в себя витаминизированные напитки и облегченные продукты питания.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями в данном возрасте возможно проведение учебной деятельности в рамках реализации образовательных областей.

Непосредственно образовательная деятельность осуществляется с учетом тематического планирования и интеграции образовательных областей.

Воспитатель самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. По действующим нормам СанПиН для детей 5-6 лет планируют не более 15 занятий в неделю продолжительностью не более 25 минут (СанПиН 2.4.1.2660-10).

Федеральные государственные требования направлены на реализацию следующих образовательных областей:

«Физическая культура»;

«Безопасность»;

«Социализация»;

«Познание»;

«Коммуникация»;

«Чтение художественной литературы»;

«Художественное творчество»;

«Музыка»,

«Здоровье»,

ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию данных качеств решаются интегративно.

Программа предлагает реализовывать данные образовательные области (за исключением областей «Здоровье» и «Безопасность») через следующие виды организованной деятельности:

«Физическая культура» - двигательной;

«Социализация» - игровой;

«Труд» - трудовой;

«Познание» - познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной);

«Коммуникация» - коммуникативной;

«Чтение художественной литературы» - восприятие художественной литературы;

«Художественное творчество» - продуктивной;

«Музыка» - музыкально-художественной.

Опираясь на интеграцию образовательных областей, воспитатели, логопед,

музыкальный руководитель разрабатывают комплексно-тематическое планирование

I этап – определение тем. Одной теме следует уделять от 1-3 недель.

Коллективу детского сада необходимо рассмотреть значимость календарных событий (своего города, страны, мирового сообщества) в жизни участников образовательного процесса. Важно приобщать детей с самого раннего возраста не только к семейным событиям, но и к знаменательным датам и общегосударственным праздникам.

В ходе образовательного процесса дошкольники учатся замечать сезонные изменения в природе, поэтому благодатные темы природы традиционно учитываются при составлении плана.

Наравне с событиями в мире, происходящими в природе процессами большое внимание в рамках планирования следует уделять традициям, сложившимся в группе или детском саду. При этом не стоит забывать и нетрадиционные праздники календаря, например, День спасибо, народные праздники. При грамотной подаче и разъяснениях педагога эти события будут близки и понятны воспитанникам.

II этап – педагог по разработанным темам определяет содержание своей работы.

Педагог ставит задачи развивающего характера перед собой и детьми, и полностью расписывают их в плане.

III этап – на основании комплексно-тематического планирования в течение года педагогами разрабатывается календарное планирование. Необходимо учитывать использование данных тем при проведении игровой, совместной деятельности, прогулок, режимных моментов.

При проведении организованной образовательной деятельности необходимо обратить внимание на формы ее проведения.

Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, трудовой, музыкально-художественной, чтению (восприятию) художественной литературы) соответствуют определенные формы работы с детьми.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Основные компоненты содержания учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня для детей 3-4 классов Группа продленного дня призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать...

  2. «Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить....

  3. Внеурочная деятельность Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в...

  4. Базанова Елена Михайловна 1 квалификационная категория МБДОУ детский сад №7 Пгт. Никель, Печенгский район, Мурманская область Воспитатель Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста...

  5. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №19 «Звёздочка» р. п. Приютово муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан ПЕДСОВЕТ №3 Тема: «Оптимизация процесса...


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.