Тушь чернильная. Её величество тушь. История длиною в тысячелетие

Сегодня я покажу свои перья и разные туши.
А еще сравню чем отличаются три разных чёрных туши друг от друга и покажу как рисуют какие перья.


Сначала я расскажу о тех баночках с тушью что у меня есть.
Начнем с самой дешевой туши(и чернил)- это продукция фирмы Гамма и Koch-i-nor, вот они:
Чернила у меня остались только фиолетовые, к слову срок годности у неё еще вышел в мае 2009 года, т.е. 4,5 года назад, тогда я только начала пробовать рисование тушью и покупать первые баночки. На моё удивление она всё еще в хорошем состоянии, я ею до этого рисовать не пробовала.
Зеленая тушь у меня тоже давно, уже 4 года как, первый такой пузырёк я случайно вылила на тетрадь прямо на паре, чем испортила тетрадь по аналитической химии(кстати сказать текст не пострадал). К сожалению, тушь от KiN зеленая сейчас другого цвета(на сколько я могу судить в магазине, прозрачная и больше похожа на тот цвет что у Winsor&Newton, но это на первый взгляд, я её не покупала, поэтому не знаю как она выглядит на бумаге. Мне больше нравится именно этот цвет, тот что был раньше.
Черная, коричневая и белая туши. На сколько я помню это акриловая тушь, и меня всегда сбивала с толку надпись про то что эта тушь в высше степени устойчива к воде, но при этом не является несмываемой. Пробовать рисовать поверх этой туши акварелью я не стала, кто пробовал - поделитесь результатом. Коричневый цвет приятный, а черный - черный, белый же быстро оседает и со временем всё хуже и хуже взбалтывается, а еще он слегка прозрачный при нанесении, поэтому я больше предпочитаю белую гелевую ручку - удобнее и быстрее.


Вот тут можно посмотреть как эти туши выглядят на бумаге, кисть, а ниже размытие водой. Поверх цветных я рисовала белой(сами видите прозрачность)


Еще я расскажу о особом виде туши, о котором, почему-то, большинство рисующих которых я знаю вообще не имеют представления.
Это латексная тушь. Она единственная является ТОЧНО не смываемой. У неё есть несколько минусов: её редко где найдёшь, там где я нахожу срока годности остаётся уже половина(прошлую пришлось выкинуть, а у этой хоть и кончился но купила я её только весной и она пишет), она есть только чёрная(я только такую видела), ну и она навязчиво прилипает к перу, её нужно сразу отмывать-оттирать, то придётся отскребать ножичком.
То как она выглядит на бумаге у меня есть, но она черная и водостойкая(когда высыхает), идеальна для контура в акварели.


Дальше я расскажу о дорогих баночках с тушью от Winsor&Newton
У меня есть вот такие, изумрудная живёт у меня уже давно и когда я её покупала то не могла посмотреть как оно выглядит на бумаге, цвет же оказался совсем не тем что я ожидала. Да и вообще так всегда со всей тушью кроме чёрной.
Та тушь что в маленьких стеклянных баночках считается тушью для художественных работ и отлично разбавляется водой(так сказали в магазине) а та тушь что в больших баночках она для каллиграфии, но не найдя среди художественных нужного мне красного и коричневого я не глядя взяла эти, т.к цвет в баночке был как надо, я не попробовала на бумаге и крупно об этом пожалела.
Изумрудная тушь вовсе не изумрудная, а что-то ближе к бирюзе, голубая мне нравится(к ней нареканий у меня нет, очень приятный цвет).
А вот коричневая и красная, ну что это такое? Коричневая - приятно рыжая, а красная с малиновым оттенком!
Кстати, как разводится тушь для каллиграфии мне понравилось больше.

Всегда попробуйте на бумаге как выглядит тушь перед тем как брать её!



Ну и третий тип это китайские туши для каллиграфии. У меня есть две. Первую(в пластиковой упаковке) я купила в начале лета, но не пробовала, а вторую купила в Питере, т.к. в Miroedova School мы пользовались ею и мне показалась она удобной. Такую у нас я нашла только где-то в одном месте и уже забыла где, в леонардо, что-ли. А та что в пластиковой баночке идёт в коробочке и продаётся у нас повсюду. Сравнить в стоимости и мл я не могу.


Но делая этот обзор столкнулась с удивительным:
1) Той что в стекле пользоваться удобнее, та что в пластике имеет носик для капель и окунуть туда кисть или перо не получится.
2) Но восхваляемая в школе тушь оказалась вовсе не чёрной. Я не знаю видно ли на фото, но она тёмно-тёмно серая и в яркости уступает той что в пластике(как впрочем и туши от Koch-i-nor)



А сейчас вторая часть: то чем я пишу и рисую.
Вот оно моё богатсво(правда ручек-держателе шутки три, а не один)

Для начала самый аутентичное и древнее изобретение: бамбуковые палочки. ими я почему-то рисую мало, но они очень интересные, линия может быть разной по толщине и можно делать разные эффекты). Правда одна из трёх была бракованная. Такие, при желании можно сделать и самостоятельно из бамбука и, наверное, из тростника(он то в наших широтах растёт часто. Надо будет попробовать.

Самое левое очень тонкое, встречается не часто, но оно процарапывает бумагу и держит в себе очень мало туши. Купила его я когда-то для биологических-энтомологических целей, им удобно подписывать ооочень маленькую этикетку.
Старое-доброе перо со звездочкой самое комфортное, 23 имеет кончик, но линия у него толстовата, мне понравилось еще китайское, в нём есть штука для большего количества туши.


Это перья фирмы LEONARDT и их номера. Перо -400- уже испортилось и не рисует, больше всего мне нравится синее Lieno -40-

Вот это все вместе:
Не знаю как так оказалось, но звездочек у меня две, а №23 аж три.
Кисти, которыми я рисую были в предыдущем обзоре.


Еще у меня есть настоящее, больше, гусиное перо, но я не использовала его для письма или для рисования, жалко.

Тушь и чернила являются красящими составами с богатой историей. У каждого из них имеются свои характеристики и сфера применения. Рассмотрим, чем отличается тушь от чернил.

Общие сведения

Материалы подобного рода известны человечеству со времен появления пергамента. Для выполнения записей требовался состав, который хорошо закреплялся бы на его поверхности. У разных народов были свои рецепты изготовления таких красок. И сейчас тушь и чернила производятся в большом количестве вариантов.

Сравнение

Сравнивая два незаменимых в наши дни средства, следует сначала обратить внимание на то, из чего они изготавливаются. Ведь именно в составе заключается основное отличие туши от чернил. А это определяет и свойства обсуждаемых препаратов. Тушь, как правило, представляет собой взвесь. Ее обязательными компонентами являются красящие и клеевые вещества. Первые отвечают за цвет продукта. Так, для приготовления классической черной туши, дающей очень насыщенный тон, используется сажа. Наряду с краской этой разновидности производятся и составы других цветов.

Клеевые ингредиенты в туши играют связующую роль. Они могут быть представлены шеллаком, гуммилаком, разными синтетическими смолами. От того, какое именно вещество подобного рода использовано в конкретной туши, зависит ее устойчивость к воде. Большинство таких составов не смываются с рабочей поверхности после высыхания. Они густые и придают изображению легкий блеск. Но бывает и водорастворимая тушь.

Между тем большинство чернил представляет собой растворы, то есть смеси с однородной структурой, цвет которых бывает разным. Такие составы частично проникают в бумагу и могут расплываться, поэтому при работе следует использовать достаточно плотную основу. Хорошая тушь, в противоположность чернилам, не впитывается в рабочую поверхность, а закрепляется на ней тонкой пленкой, и в случае ошибки нанесенную краску можно срезать лезвием.

Чернила по сравнению с тушью дают более бледный штрих и дольше сохнут. На листе они могут оставлять заметные подтеки, а линии, наносимые этой краской повторно на одно и то же место, хорошо видны. Выполненные таким материалом работы могут со временем выцветать. Помимо растворов, есть среди чернил и варианты в виде взвесей, содержащие в роли красящего вещества пигмент. Они более устойчивы к свету.

В чем разница между тушью и чернилами относительно их применения? В том, что именно краска первого типа, позволяющая получать более четкие линии, используется для выполнения тонких, профессиональных работ. Тушь незаменима при создании чертежей, графических изображений. Она применяется в каллиграфии. Полученные образцы сохраняются очень долго, не теряя свой интенсивный цвет.

Чернилами в наши дни пользуются при работе с печатями и штампами. Этой краской наполняют картриджи для принтеров. Кроме того, с такими составами мы постоянно сталкиваемся при письме – именно чернилами заправляются стержни авторучек.


Тушь и чернила
Тушь - это взвесь определенного красителя в клейком связующем веществе с небольшим добавлением субстанций, улучшающих свойства этого рисовального материала. В зависимости от главного ингредиента мы выделяем такие ее разновидности: сажевую (черную), содержащую в качестве пигмента сажу, анилиновую (цветную), содержащую производные анилина, и минеральную (белую).

Сажевая тушь - устойчивая к свету, анилиновая же - чувствительная к нему. Под его воздействием теряет интенсивность цвета. Минеральная тушь хорошо покрывает черную и другую темную бумагу.
Состав связующего вещества туши может быть разным. Например, оно может содержать гуммилак, буру, гуммиарабик (клеящее вещество некоторых деревьев и растений) и дистиллированную воду. Тушь должна плавно стекать с пера непрерывной линией и в течение нескольких минут застывать, сохраняя легкий блеск.
Черная тушь при рисовании кистью без разведения ее водой должна быть покрывной. Обычно она не смывается. Иногда встречается смывающаяся тушь, то есть с растворяющимся в воде связующим веществом. В таком случае для того, чтобы получить несмывающуюся тушь, нужно прибавить к ней 2-процентный раствор хромата калия или пару капель формалина.
Бистр это тушь-краска, получаемая из древесной сажи, смешанная с растворимым в воде растительным клеем. Цвет бистра варьируется от тепло-коричневого до холодно-коричневого со стальным отливом. Бистр широко применялся европейскими художниками в 15 -18 веках при рисовании кистью и пером.
Чернила - это раствор, то есть однородная смесь ингредиентов: растворителя и растворенной в нем субстанции. Причем растворителя в смеси намного больше, чем растворенного вещества. Поэтому чернила полупроницаемые, а линия, проведенная ими, изменяется в зависимости от количества жидкости, оставленной в данном месте рисунка.
Сейчас в качестве черных чернил используется раствор, состоящий из двусер-нокислого сульфата железа, гидроокиси аммония и галловой кислоты. Цветные чернила, подобные разведенной акварели, являются растворами смоляных красителей. В то же время сепия (уже упомянутая в этом уроке) в виде краски является несмываемыми чернилами холодно-бурого цвета, которые сегодня производятся синтетически.
Размывка
Техника размывки заключается в разведении водой рисовального материала - краски, туши, чернил, наносимых на основание рисунка произвольным инструментом.

Размывать можно непосредственно на основании, разводя оставленные инструментом пятна и линии перед рисованием, подготавливая каждый раз образцы различной консистенции на палитре или в емкостях. Вторым способом, при помощи разведения водой черной краски, были получены разные по тону мазки - от темных до очень светлых.

В размытом рисунке следует умело сочетать специально оставляемые нетронутыми белые пятна бумаги с различными оттенками серо-черного цвета, например, серыми пятнами и черными самостоятельными или контурными линиями. Отсутствие белых мест чревато потерей светотеневых контрастов, ослаблением эффекта воздушности, вызванных монотонностью рисунка.
Для размывания кистью лучше всего использовать плоский или круглый инструмент с мягким волосом. При использовании более жестких щетинистых кистей на гладкой бумаге сразу же станут видны полосы от недостаточно растертых красок. Если мы будем использовать шероховатую бумагу, движения кисти должны быть неторопливыми и сильными, чтобы краска хорошо вошла в поры рельефной поверхности. При быстром движении кисти краска не успеет впитаться в верхнюю, выступающую поверхность бумаги, что создаст эффект «белых точек».
Можно также применить более активное смывание зарисованной поверхности, с тем, чтобы обнажить естественную фактуру бумаги (при смывании сойдет верхний слой нанесенной краски). На шероховатой и фактурной бумаге выступающие поверхности вновь станут чистыми, а краска останется только в углублениях фактуры основания. Наложение друг на друга и чередование разных по степени размытости слоев создадут многообразные оттенки серого цвета.
Практическое задание
Теперь внимательно посмотрите на рисунки 45 и 46, в которых присутствуют приемы размывки. Проанализируйте, как размытые пятна туши пластически дополняются штриховыми и контурными линиями, образующими форму лица или предметов натюр¬морта. Изобразите на шероховатой бумаге несложный предмет обихода с применением техники размывки, предварительно попрактиковавшись на маленьких форматах.
Рис. 45


Рис. 46

А вот какой у меня получился 4 года назад%))

Если интересно, могу запостить уроки про пятно, растр, что-нибудь еще=)
Это из курса Рисование ЕШКО.

Хотя ручка со стальным пером, похоже, отживает свой век, чернила для таких ручек выпускаются. Они называются канцелярскими. Их нельзя применять для заправки авторучек: из-за кристаллизации красителя в капиллярах около самого пера ручки быстро выходят из строя. При загустевании канцелярские чернила можно разбавлять водой, так как они представляют собой водный раствор красителя.

Лучшие цвета чернил для повседневного письма - фиолетовый и синий: они более спокойны для восприятия, приятнее для глаз. По этой причине чернилами этих цветов предпочтительнее пользоваться в случаях, когда написанный материал подлежит перепечатыванию на пишущей машинке (а вот зелеными и особенно красными писать в таких случаях не рекомендуется).

Чернила - это не только краситель и вода, в состав их входят различные химические вещества (глицерин, фенол, этиленгликоль и др.). Очень важным показателем чернил для авторучек является их кислотность, небольшое изменение кислотности может вызвать выпадение осадка, который забьет капилляры авторучки и тем самым нарушит подачу чернил на перо. По этой причине перьевую авторучку необходимо чаще промывать чуть тепловатой водой. Очень важно, чтобы авторучка заправлялась продолжительное время из одного флакона чернил, при переходе на заправку из другого флакона и тем более на заправку чернилами другого цвета авторучку следует обязательно тщательно промывать водой. Если ручка стала плохо работать, надо, прежде всего ее промыть; разбавлять водой чернила для авторучек не рекомендуется.

Для нанесения оттисков печатей и штемпелей на бумагу, картон, дерево, ткань лучше всего применять «Краску штемпельную» - жидкость, содержащую кроме красителя глицерин, декстрин и другие компоненты. При употреблении небольшое количество краски наносят на штемпельную подушку из пористого материала; с подушки краска переносится на печать или штемпель.

Несмываемую надпись на изделии из хлопчатобумажной или льняной ткани можно сделать обычной тушью с последующим закреплением надписи проглаживанием горячим утюгом.

Для исправления текста весьма удобны жидкие корректирующие средства на водной основе. Этими средствами, содержащими белый пигмент, замазывают с помощью прилагаемой к флакону кисточки неправильно напечатанную букву или слово. По истечении 20-25с на поверхности бумаги образуется белая защитная пленка, закрывающая ненужный текст; на этой поверхности можно печатать новый текст. При загустевании содержимого флакона его разбавляют водой до нужной консистенции. Выпускаются корректирующие средства также на органических растворителях, разбавлять их можно только специальным разбавителем, прилагаемым к препарату. Высыхают эти средства значительно быстрее - всего за 10с.

При работе с любой тушью надо следить, чтобы флакон был всегда закрыт, так как иначе тушь быстро высыхает и приходит в негодность. Поэтому, как только тушь набрана на рейсфедер или перо, крышку флакона следует сразу же закрывать.

Отличительными свойствами художественных масляных и пентамасляных красок являются хорошая пастозность, длительное высыхание в массе и отсутствие различия между цветом краски и высохшей красочной пленки. После высыхания масляных и пентамасляных художественных красок образуются пленки, стойкие к внешним воздействиям, нерастворимые в воде и органических растворителях. Со временем пленки масляных красок (на льняном масле) сильно желтеют. Пентамасляные краски в этом отношении гораздо более устойчивы.

Следует особо подчеркнуть, что при работе с художественными масляными и пентамасляными красками на основе свинцовых, кадмиевых, кобальтовых, хромовых пигментов необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие попадание краски в организм.

Краски выпускаются в широком ассортименте. Все они обладают высокой цветовой насыщенностью, яркостью, все достаточно светостойкие (кроме «кадмия лимонного» и «кобальта фиолетового светлого»). Желтые краски характеризуются средней, красные - высокой укрывистостью. Красные кадмиевые краски полностью высыхают за 15 суток, желтые - несколько медленнее (20 суток). Адгезия красок к грунтованному холсту средняя.

Оттенок синих красок изменяется от более холодного у «кобальта синего» к более теплому – красноватому - у «кобальта синего спектрального», для зеленых аналогичная закономерность наблюдается при переходе от светлого к темному.

«Кобальт фиолетовый светлый» имеет розоватый оттенок, «темный» - синеватый. Синие и фиолетовые краски - прозрачные, зеленые - укрывистые.

У красок на основе синтетических железоокисных пигментов цвет изменяется от желтого до коричневого с различными оттенками красного. Краски этой группы подразделяются на прозрачные (марсы) и укрывистые. Они светостойкие, обладают высокой красящей способностью. Адгезия к холсту у марсов высокая, у остальных - средняя. Марсы склонны к загустеванию, поэтому перед работой краску разводят специальными разбавителями.

Краски на основе природных железоокисных пигментов, например «умбра жженая», «феодосийская коричневая», «умбра натуральная», «ленинградская», являются укрывистыми красками, «вандик коричневый» - прозрачная, остальные занимают промежуточное положение.

Часто используют смеси художественных масляных красок. Следует помнить, что не рекомендуется смешивать краски на основе органических и неорганических пигментов. Если же Вы все-таки решили такую смесь сделать, то краски на органических пигментах в смеси должно содержаться очень немного, так как эти краски, во-первых, обладают высокой красящей способностью, а во-вторых, мало светостойки. Краски на органических пигментах наносят тонкими слоями во избежание растрескивания.

Краски масляные художественные эскизные представляют собой пастообразные суспензии неорганических или органических пигментов и наполнителей в связующем, содержащем обработанное льняное масло или натуральную льняную олифу и вещества, регулирующие консистенцию и продолжительность высыхания красок. Предназначаются для эскизных и декоративно-живописных работ и по свойствам близки к художественным масляным краскам. Однако для них характерны более низкая светостойкость и длительное время высыхания из-за применения менее качественных пигментов и масла.

По составу пигментной части их можно условно разделить на три группы: краски на основе неорганических пигментов, краски на основе органических пигментов и краски на основе их смесей. При работе с красками на основе пигментов, содержащих свинец и хром (крона), как мы уже сказали, необходимо соблюдать меры предосторожности.

Пасты рельефные представляют собой суспензии неорганических и органических пигментов в связующем на основе льняного масла. Предназначаются для художественной росписи по ткани. После высыхания эти краски образуют пленки, не смываемые водой и разбавителями. Пасты обладают хорошей дисперсностью, легко наносятся на ткань; они нетоксичны, но пожароопасны. Во избежание высыхания пасты следует хранить в плотно закрытых банках. При загустевании пасты ее разводят разбавителями для художественных красок (пиненом, уайт-спиритом).

Краски художественные акварельные представляют собой тонкодисперсные суспензии высококачественных пигментов и наполнителей в связующем, в состав которого входит водный раствор растительных клеев (гуммиарабика, камеди, декстрина и др.) с добавлением пластификаторов, поверхностно-активных веществ и антисептиков. Предназначаются для живописных, проектно-архитектурных и графических работ.

Отличительными свойствами акварельных красок являются прозрачность, чистота и яркость цвета, хорошие размываемость и разносимость. Последние свойства могут быть улучшены добавлением в воду, используемую в процессе живописи, смачивателя для акварельных красок. После высыхания акварельные краски образуют прозрачную, смываемую водой пленку.

В зависимости от консистенции их подразделяют на полусухие и пастообразные. Акварельные краски хранят при температуре не ниже 0°С в условиях, исключающих попадание влаги, вдали от отопительных приборов. Краски пожаробезопасны, нетоксичны. По составу эти краски также можно условно разделить на краски на основе неорганических пигментов, краски на основе органических пигментов и краски на основе смесей пигментов.

Краски гуашевые художественные представляют собой пастообразные суспензии неорганических и органических пигментов и наполнителей в водном растворе растительных клеев (камеди, гуммиарабика, декстрина), содержащем добавки пластификаторов, поверхностно-активных веществ и антисептика. Предназначаются для живописных и декоративно-оформительских работ по бумаге, холсту, картону. Отличительными свойствами гуашевых красок являются хорошая разносимость (равномерное распределение по поверхности бумаги), укрывистость, матовая фактура (отсутствие блеска) у высохшей пленки. После высыхания эти краски образуют непрозрачные пленки, размываемые водой. При работе с гуашевыми красками не рекомендуется наносить их толстыми (более 100 мкм) слоями. Кроме того, многие из этих красок обладают недостаточно высокой адгезией, так что для ответственных живописных работ их применять нецелесообразно.

Краски гуашевые флуоресцентные декоративные представляют собой пастообразные суспензии флуоресцентных органических пигментов в водном растворе клея (декстрина), содержащем добавки пластификатора, поверхностно-активных веществ и антисептика. Предназначаются для декоративных и оформительских работ. Выпускаются лимонно-желтого, красно-оранжевого, розового, красного, зеленого цвета. После высыхания образуют непрозрачную пленку, легко размываемую водой. Обладают хорошей дисперсностью и легко наносятся на бумагу. При загустевании краски разводят водой. Краски эти пожаробезопасны, нетоксичны.

Краски темперные, казеиномасляные, художественные - это тонкодиспергированные суспензии неорганических или органических пигментов в казеиномасляной эмульсии. Эмульсию эту получают, эмульгируя льняное масло в водном растворе казеина с добавками пластификатора, антисептика, а также веществ, регулирующих скорость высыхания. Предназначаются краски этого типа для живописных и декоративно-оформительных работ по бумаге и грунтованному холсту. После высыхания краски образуют непрозрачную пленку, не размываемую водой. Рекомендуется наносить краски слоями не толще 100 мкм.

Казеиномасляные темперные краски могут быть на основе неорганических и органических пигментов.

Краски темперные поливинилацетатные художественные представляют собой пастообразные суспензии пигментов и наполнителей в поливинилацетатной дисперсии, содержащие пластификатор, структурирующие и стабилизирующие поверхностно-активные вещества. Предназначаются для станковой, декоративной и монументальной живописи по бумаге, холсту, картону, дереву, бетону. Краски относятся к группе водоразбавляемых на основе синтетических пленкообразующих. Пленки поливинилацетатных красок характеризуются более высокой (по сравнению с пленками казеиномасляных темперных красок) адгезией, пластичностью и отсутствием склонности к пожелтению. Их изготовляют на основе неорганических и органических пигментов. После высыхания краски этого типа образуют непрозрачную пленку, не размываемую водой. При толщине слоя до 280 мкм пленки эти обладают высокой эластичностью и отличаются светостойкостью.

Краски поливиниловые художественные представляют собой пастообразные суспензии пигментов и наполнителей в водном растворе частично омыленного поливинилацетата, содержащем добавки пластификатора, поверхностно-активного вещества, антисептика. Предназначаются для живописных и декоративно-оформительских работ. Пленки поливиниловых красок по сравнению с гуашевыми обладают лучшей адгезией, высокой эластичностью и более длительным сроком размывания, высокой светостойкостью. После высыхания образуют непрозрачную, размываемую водой пленку.

Для живописных работ выпускают и различные вспомогательные материалы-масла, лаки и разбавители, предназначенные для разбавления красок, нанесения тонких промежуточных слоев и т.д.

Лаки для живописи изготовляют на основе природных смол и бальзамов. Таковы лаки копаловый, даммарный, мастичный, кедровый, пихтовый, бальзамно-масляный, ретушный, фисташковый. На основе синтетических смол изготовляют лак алкилфисташковый и лак-фиксатив.

Лаки - это однородные прозрачные жидкости без механических примесей; для некоторых лаков (даммарного, пихтового, бальзамно-масляного) допускается слабая опалесценция. После высыхания лаки образуют однородные прозрачные пленки с высокими адгезией и эластичностью.

Лаки для разведения красок и нанесения промежуточных слоев бывают смоляные и масляно-смоляные. К ним относятся даммарный лак, мастичный, фисташковый, кедровый, пихтовый, ретушный.

Смоляные лаки представляют собой растворы соответствующих природных смол и бальзамов в пинене или в скипидаре. Ретушный лак содержит, кроме того, ряд других добавок. Для всех светлых лаков характерен короткий срок высыхания. Пленки смоляных лаков после высыхания легко растворяются в растворителях.

К покрывным лакам, предназначенным для нанесения на законченные картины, относятся следующие: лак акрилфисташковый, лак-фиксатив и лак мастичный. Лак акрилфисташковый представляет собой раствор полибутилметакрилата и фисташковой смолы в пинене или в скипидаре с добавлением бутанола. Это светлый лак, после высыхания дающий водостойкую пленку.

Лак-фиксатив представляет собой раствор поливинилацетата в смеси этилового и бутилового спиртов. Он почти бесцветный, быстросохнущий. Лак-фиксатив предназначен для закрепления рисунков, выполненных карандашом, углем, пастелью.


Тушью называют краску, приготовленную из сажи с добавлением воды и связующего. Связующие вещества обычно - шеллак, желатин, казеин, синтетические смолы. Вид связующего влияет на устойчивость туши к воде. Хорошая тушь должна быть несмываемой после высыхания, иметь густой чёрный цвет, легко сходить с пера или рейсфедера.


Различают следующие виды туши:

Жидкая

Спиртовая (индийская тушь) тушь - сажа в спиртовом растворе шеллака, водостойкая.

Водная тушь - сажа в растворе клея (например казеинового), после высыхания имеет среднюю водоустойчивость.

Латексная (полимерная) тушь - очень водостойкая тушь из сажи в растворе полимера, хороша для использования в качестве контура под акварель. Недостатком является то, что она сильно прилипает к перу и нужно оттирать его сразу, пока тушь еще не затвердела.

Акриловая тушь - пигмент в растворе полимера. По сути является жидкой акриловой краской.

Сухая

Китайская сухая тушь - сажа с клеем в виде палочек или плиток. Для работы палочку туши растирают с водой. Хорошей считается сухая тушь, которая дает теплый черный тон как бы с металлическим оттенком, в изломе однородна, не смывается после высыхания.

Концентрированная

Тушь из казеинового связующего и пигмента, перед использованием разбавляется водой. Обладает повышенной водостойкостью.

Так как классическая тушь делается на основе черной сажи, то цветная тушь является разновидностью жидких красок со свойствами туши.



Водостойкость

Некачественная тушь может начать размываться водой после высыхания или у нее может быть более долгий срок образования устойчивой к воде пленки. Неразмываемость туши проверяется следующим образом: на листке чертежной бумаги рисуют несколько линий различной толщины. После того как тушь высохнет, листок в наклонном положении помещают под водопроводный кран на 1 минуту. Водостойкая тушь не размоется и не потечет.

Чем отличается тушь от чернил?

Чернила - жидкий раствор, состоящий из красителя (а не пигмента), растворенного в жидкости. При письме чернила проникают в бумагу на небольшую глубину. Тушь же состоит из пигмента и связующего вещества. При письме она ложится на поверхности бумаги "пленкой" и практически не проникает внутрь бумаги.

"Отмывка" в архитектурной графике это - придание объема серым тоном разбавленного раствора чертежной туши или черной акварельной краски.

В процессе отмывки послойно затемняют части рисунка или чертежа, до той степени, когда формы приобретают понятные объемы. Делается это для того, чтобы заказчик наглядно представил будущую конструкцию (мебель, объемная резьба на мебели, архитектурная постройка, части лепного декора).

Классический способ отмывки - лессировка. Разведенная тушь на объект чертежа наносится очень тонкими прозрачными слоями, каждый слой должен высохнуть перед следующим нанесением. При этом способе достигается особая легкость, что является результатом насыщения одного тона другим.

Более простой способ отмывки - алла прима. Разбавленная тушь наносится в один слой на объект чертежа, для выделения теней берется более насыщенный раствор. Выполняется сразу за один прием (сеанс).

Иногда части рисунка дополнительно подкрашивают цветом (иллюминируют) деревья, газоны.

Выражение "отмывка" означает “выполнить изображение, имеющее светлый вид как бы после промывки водой”. Архитектурная отмывка напоминает легкий акварельный рисунок на бумаге, если его промыть под проточной водой (что часто, на первых порах, делают студенты с сильно перекрашенной акварельной работой) - интенсивный тон смывается, а впитавшаяся в бумагу краска сохраняется в виде светлого рисунка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.