Осторожно: агрессивный подросток! Как справиться с подростковой агрессией

Каждый год психологи констатируют все большую озлобленность молодого поколения и все большие проявления агрессии с их стороны. Конечно же, огромную роль в человеческой злобе играют стрессы, и подросткам они вовсе не чужды. Как известно, самый неустойчивый к стрессовым состояниям возраст – это подростковый. В силу своего юношеского максимализма многие парни и девушки и становятся злыми на всех и вся, им кажется, что весь мир против них, и никто их не понимает. Нужно уметь контролировать агрессивное поведение подростков, чтобы жизнь с собственными детьми не стала кошмаром.

Агрессия

Агрессия – с латинского переводиться как "нападать". Собственно, данное слово как нельзя лучше описывает действия людей, зараженных агрессией. Они несговорчивы, могут кидаться в драку и развязывать конфликты на пустом месте. В последнее время не то, что подростки, многие дети стали проявлять агрессию к окружающему миру. В связи со стремительными темпами жизни, где взрослые вынуждены бежать за мгновениями, чтобы выжить, детям уделяется все меньше времени. Одиночество заставляет их чувствовать себя обделенными, отсюда и злоба.

Однако не все проявления злости подконтрольны человеку и понимаемы им. Существуют различные болезни психики, заставляющие человека проявлять агрессию к себе подобным. Иногда в организме происходят сбои, и человек не понимает, что он творит. Такое поведение также может говорить о заболевании болезнью Альцгеймера. Необычно агрессивный человек должен быть обследован.

Агрессия – с латинского переводиться как "нападать"

Зачастую подростки нервные в силу возрастных изменений: они бунтуют против запретов, требуют смягчения ограничительных рамок, самоутверждаются за счет более слабых особей или напротив, людей выше себя рангом. Семейная атмосфера также играет большую роль, дети живо реагируют на семейные ссоры. Большую роль играет близкое окружение подростка. Важно знать, какие фильмы предпочитает ребенок, с кем он дружит и чем увлекается, чтобы суметь вовремя ему помочь.

Все подростки проходят стадию отрицания всего и вся, ее не миновать ни кому из нас. Просто кто-то проживает ее более спокойно, а у кого-то появляется масса проблем. Психологи советуют вовремя обращаться за помощью, и квалифицированная консультация может во многом помочь.

Первое, что необходимо выяснить, если ребенок стал агрессивным – это причину злости. Важно помнить, что детскую агрессию нужно обязательно лечить на ранних стадиях, в более поздних периодах ее тяжело вылечить.

Проблемы агрессии

Психологи многих стран начали бить тревогу – агрессия подростков значительно помолодела и стала более сильной. Характерной особенностью агрессивного поведения стало то, что уровень жизни не сказывается на процентном соотношении озлобленных детей. Даже в изначально хорошо живущих странах Европы уровень агрессии подростков вырос.

По последним данным, психологи пришли к выводу, что сильное влияние оказывает внутрисемейная атмосфера. Ухудшение общесоциальных норм поведения имеет высокое значение. С выходом в свет множества игр с демонстрацией насилия и прямым вовлечением в него детей стали залогом раннего "обесчеловечивания" детской психики. Огромное количество снимаемых боевиков и фильмов ужасов тоже не учат подрастающее поколение добру и всепрощению. Большой процент детей с раннего возраста считают приемлемым отнять понравившуюся вещь у погодки или унизить другого ребенка, чтоб казаться лучше. При этом,
наблюдающие за подобными действиями другие дети, не находят в таком поведении ничего плохого и всячески поддерживают агрессора.

Агрессивное поведение подростков – тема очень актуальная, постоянно на слуху у психологов и учеников психологических вузов. Достаточно часто такую тему выбирают для научной работы или как практическое задание.

В прошлых периодах детскую агрессию считали следствием вседозволенности и невоспитанности, сейчас не отрицают ее генетической составляющей, и ее в целом, как болезни.

Причины агрессии

Самым распространенным мнением, о причине возникновения агрессии, считается желание личности проявить себя. Агрессивный человек, несомненно, привлекает всеобщее внимание в любой обстановке. А вот причину, по которой человек желает это внимание получить и необходимо выяснить.

  1. Возможно, у ребенка наступил кризис личности;
  2. Бывает, что неблагоприятная атмосфера в семье, взращивает антисоциальную личность;
  3. Случается так, что чувствуя себя неполноценным, человек становиться злым на весь мир;
  4. Нередко агрессию вызывает генетическая склонность к ней;
  5. Сбои в организме могут вызвать агрессию;
  6. Разнообразные заболевания привносят в жизнь человека дискомфорт, заставляя его злиться;
  7. Прием различных препаратов и веществ, вызывающих привыкание и тормозящих психические реакции также вызывают агрессивное поведение.

Особенности агрессии

Проявление агрессивного поведения сильно зависит от пола агрессора: девушки предпочитают выговаривать недовольство, парни применять силу. Существуют виды агрессии:

  1. Физическая. Применение силы для выказывания недовольства;
  2. Косвенная. Высказывание недовольства, бросание предметов, битье кулаком по столу и т.д.;
  3. Вербальная. Злой крик, угрозы, оскорбления.

Часто туда относят также излишнюю подозрительность и негативную настроенность.

Мужской пол более склонен к агрессивным проявлениям, чем женский. Лечить мужчин также тяжелее, чем женщин.

Разнообразные наблюдения указывают на то, что дети, которым не хватает внимания со стороны родителей, часто становятся агрессорами.

Диагностика агрессии

Диагностировать агрессивное поведение должен врач – психотерапевт. Методов по определению агрессивного поведения довольно много и доктор сам определит, которым воспользоваться. Установленные нормы и полученные результаты укажут на то, стоит ли ребенка лечить, а также покажут форму заболевания и наилучшие методы лечения.

Лечение агрессии

Во-первых, в лечении агрессивного поведения участвуют и семья, и врач, и, непосредственно, заболевший. Самой хорошей профилактикой является хобби, также отлично помогает спорт. После установления причины агрессивного поведения назначают адекватное лечение. Могут быть предложены различного рода беседы с доктором, прохождение тестов, занятия в групповых классах. В более трудных случаях назначают лекарственные препараты, антидепрессанты. Хорошо помогают больным занятия в дельфинариях и выезды на природу.

Профилактика агрессии

Каждый подросток проходит стадию агрессивности по мере взросления, но не каждому удается контролировать себя. Те дети, чьи родители сумели вовремя помочь своему ребенку справиться таким нелегким состоянием, выходят из этого периода быстро и без последствий. Дети, чье агрессивное поведение не было замечено вовремя, и, тем более, не лечилось, не выходят из этого возраста совсем. Из них вырастают вечные конфликтеры, не способные создать нормальные отношения с другими людьми. Им кажется, что их поведение не уклонено от нормы, а способы достижения ими своих целей далеки от человеческих.

Видео про агрессию у подростка

Отрочество - пора глубоких качественных изменений мозга. В лобной, височной и теменной частях совершаются сложные процессы усиленного развития дендритов, что ведет к формированию специфических человеческих познавательных, мыслительных, творческих функций. Увеличивается количество ассоциативных волокон, которые соединяют как группы нейронов, так и отдельные частицы и участки коры с подкорковыми центрами.
Создание анатомо-физиологических предпосылок абстрактного мышления не проходит ровно, безболезненно. Этот процесс затрагивает те сферы духовной жизни подростка, в которых выражаются самоутверждение, самопознание, самоконтроль, самооценка. Нейроны и подкорковые центры у подростка делаются особенно чувствительными, в определенных условиях болезненно возбудимыми уже потому, что любая информация из окружающего мира не только "расшифровывается", систематизируется, связывается с ранее полученной информацией, но и соотносится с личностью того, кто мыслит. Подросток думает словно одновременно об окружающем мире и о самом себе. Насколько быстрым становится переключение нервных импульсов от одной группы нейронов к другой, настолько развивается при этом способность нагромождать и сохранять информацию не только в сознании, но и в подсознании. Умение учитывать эти качественно новые особенности мышления подростков, связанные с бурными анатомо-физиологическими процессами, в педагогической деятельности приобретает исключительное значение. Нервная система подростка бывает порой предельно напряжена: достаточно неумелого, нетактичного прикосновения - и подросток "взрывается", "вспыхивает". От воспитателя требуется очень внимательное, чуткое отношение прежде всего к миру мыслей и чувств, к сложному взаимодействию мышления и эмоций, сфере сознательного и подсознательного. Нужно учитывать, что в этот период в подкорковых центрах с особой интенсивностью откладываются эмоциональные следы познания и самопознания. Коля, Миша и Толя в своих семьях иногда бывали свидетелями несправедливого, равнодушного отношения человека к человеку. Когда мальчики приходили в школу, факты, события словно стирались, сглаживались в памяти, но эмоциональные следы познания оставляли отпечаток на их поведении, самочувствии. Если бы я спросил кого-нибудь из них: "Как у вас дела дома?" - в ответ получил бы бурную вспышку гнева. Я ощущал это внутреннее напряжение духовного состояния мальчиков в их горячих, пытливых, словно пронзающих, взглядах, в молчаливой замкнутости. Догадывался, что именно в эти минуты подросткам необходима помощь, совет, но как подойти к их чутким сердцам? Не навязываясь с помощью и советами, я стремился, чтобы гордые, самолюбивые подростки все-таки открывались мне. Для этого необходима такая духовная общность, чтобы я и мой воспитанник забывали, что мы педагог и воспитанник. Как важно, чтобы именно в этот период отрочества, когда одновременно с перестройкой нервной системы совершаются первые глубинные процессы самоутверждения и самопознания, этот гордый и честолюбивый человек чувствовал рядом с собою не воспитателя, который колдует над душой со своими педагогическими мудрствованиями, а просто друга, чуткого, сердечного. Чем меньше в его педагогических мудрствованиях воспитательной нарочитости, тем лучший он воспитатель и тем больше тянутся к нему подростки.
Силой, которая словно притягивает подростка к воспитателю, является общность интересов, увлечении, а отсюда общность духовного состояния, прежде всего морально-эмоционального: непримиримость к злу, несправедливости, унижению человеческого достоинства. В те часы, когда моя душа горела ненавистью к злу, которое причинял семье отец Миши, когда я с тревогой смотрел на задумавшегося, настороженного подростка, как раз тогда его сердце открывалось передо мной. Сопереживание горя опережает жестокость - самую резкую и самую опасную реакцию чуткого сердца подростка на зло, неправду, несправедливость. Жестокость не только огрубляет юную душу, но и отражается на нервной системе, нарушает гармонию между физическим и духовным - угнетает тело и дух. В поспешных и ошибочных выводах подросток переносит свою непримиримость со злом с отдельных людей на всех. Иногда он становится жестоким ко всему миру. Все кажутся ему злыми, чужими. Вдумаемся в слова великого художника и педагога Л. Н. Толстого об отрочестве: "Да, чем дальше подвигаюсь я в описании этой поры моей жизни, тем тяжелее и труднее становится оно для меня. Редко, редко между воспоминаниями за это время нахожу я минуты истинного теплого чувства, так ярко и постоянно освещавшего начало моей жизни. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом озарило конец этого возраста и положило начало новой, исполнен ной прелести и поэзии, поре юности" . Почему так неожиданно Л. Н. Толстой называет отрочество пустыней? Потому что события этой поры кажутся человеку острыми, тревожными. Малейшая тревога оставляет глубокую рану в сердце. Ведь в отрочестве начинается особенно острое, яркое по знание мира сердцем. А сердце подростка становится впечатли тельным, ранимым, оно с тонкой чуткостью прислушивается к мыслям, угнетающим дух. Стоит подростку припомнить слова, которые день, два, три дня, даже неделю назад поразили, взволновали его, как сердце его тревожно забьется, "подскочит" кровяное давление, по всему телу разливается то жар, то холод, лицо то бледнеет, то горит. А если в эти минуты подросток говорит, голос его дрожит, срывается. Умейте заметить и понять это духовное состояние. Не спрашивайте: "Что с тобой происходит?" Вообще "вывертывание души" воспитанника противоречит духовной гуманности советской педагогики, по отношению к подростку это преступление. Как ни в какой другой период своего развития, в годы отрочества человек живет очень богатой внутренней жизнью, и эта жизнь духа отражается на здоровье, на мыслях, на поступках. Сердечные потрясения ведут к общему разладу всех систем организма подростка. Я знаю случай, когда возмущение злом, несправедливостью уже через несколько минут приводило к резкому повышению температуры, а потом к длительному заболеванию нервной системы. Нередко под влиянием сильного потрясения у подростка разлаживается пищеварение. Оберегать центральную нервную систему подростка - это значит щадить его сердце и весь организм. Педагог должен владеть тончайшим инструментом, в котором таится человечность, чуткость, терпимость к слабостям подростка,- словом. Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней. Мудрое и чуткое слово-словно целительная вода: оно успокаивает, рождает жизнерадостное мировосприятие, пробуждает мысли о торжестве справедливости. Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания "распечь", "пробрать". Подбор острых слов специально для того, чтобы вызвать в подростке сильные переживания, является показателем элементарной педагогической неграмотности. В состоянии возбуждения, раздражения, когда между мозгом и сердцем туго натянута струна переживаний, чувство вины никогда не приходит к подростку. Чувство вины подросток переживает, только успокоившись. Поэтому слово педагога должно прежде всего успокаивать. Если крик педагога вообще никчемный инструмент в воспитании, то в отношении к подросткам этот инструмент свидетельствует о педагогическом невежестве. Крик сам по себе - независимо от того, виноват или не виноват подросток,- воспринимается им как несправедливость. Желание криком подавить непокорность подростка, привести его в состояние трепетного послушания и подчинения можно сравнить с сжиманием пружины: чем сильнее мы на нее нажимаем, тем сильнее опасность, что она лопнет или же, расправившись, ударит того, кто ее сжимает. Стараясь привести подростка в состояние бессловесного подчинения, вы каждый раз словно растравляете, чрезмерно возбуждаете и без того возбужденное сердце. Когда учитель кричит, сердце подростка, образно говоря, охватывает пожар: чутко, болезненно напряженные нервы посылают сигналы в мозг, а мозг снова и снова растравляет сердце. Иногда я видел крайнее возбуждение подростков, особенно Юрка, Виктора, Шурка. Это всегда настораживало меня. Подростки будто ждали, чтобы я начал что-то говорить о них, и стоило мне произнести слово повышенным тоном, как они вспыхивали, съеживались. В эти минуты я изо всех сил старался сохранить выдержку. Как можно тише, но выразительней, эмоционально насыщая каждое слово, говорил о чем-то, будто совсем не связанном с моим намерением успокоить. Подросток (а бывало, разговор начинался и с двумя-тремя) прислушивался к моим словам; и чем внимательней он был, тем тише я говорил. Через одну-две минуты исчезала напряженность, опасные огоньки возбуждения угасали, я ощущал спокойную душу. Если это говорилось перед классом, в классе устанавливалась тишина. В такой обстановке уже можно управлять тоном своего обращения к подросткам: чуть заметное повышение голоса воспринимается как справедливое требование быть внимательными, прилежными, рассудительными. Изматывается, истощается, чрезмерно возбуждается, а потом и угнетается нервная система подростка тоном приказа, категоричности, не допускающей никаких возражений. По своей природе и функции ум подростка требует самостоятельности. Истина становится его убеждением только тогда, когда он, словно сомневаясь в ее справедливости, со всех сторон приглядывается к ней, проверяет ее, самостоятельно приходит к выводу, что нужно делать так, как советует воспитатель. Подросток - это исследователь не только явлений и закономерностей природы, но и моральных истин, исследователь человека. Особенно внимательно он исследует педагога. Беседы воспитателя с подростками должны быть не категорическими предписаниями, а размышлениями; при этом условии подросток подмечает у вас все лучшее, вы открываетесь перед ним тончайшими гранями своей души. Когда же господствует дух категорического приказания, нетерпимости к сомнениям и возражениям, создается опасное положение, которого часто не замечает педагог. Категоричность вызывает в сознании подростка внутренний протест. В годы отрочества воз растает роль коры полушарий как контроля эмоций, подросток почти никогда открыто не проявляет своего протеста. Но тем глубже переживает он чувство. Нетерпимость, непримиримость с бессловесной покорностью - это чувство постоянно держит сердце под ростка в возбужденном состоянии и напряжении. Вступают в действие могучие эмоциональные возбудители - подкорковые центры, они словно предупреждают ум: не покоряйся, у тебя самого голова на плечах. Эти сигналы из подкорковых центров настолько сильны, что подросток слышит звучание ваших слов, но не вникает в их смысл, они словно ползают по поверхности его сознания. Наступает торможение, сердце перестает быть напряженным, расслабляется. Но вот какая-то мысль, высказанная воспитателем, вновь вызывает горячий протест (когда подросток чувствует противоречивость между тем, о чем говорит учитель, и тем, что он, учитель, делает, или тем, что подросток видит в жизни), сердце вновь возбуждается, вновь идут сигналы из подкорки в кору полушарий. Не давая возможности, размышляя, познавать и, познавая, размышлять,- а это и есть начало самоутверждения, учитель без конца терзает сердце подростка. Несколько лет такого дерганья - и оно грубеет, становится равнодушным. Для такого сердца часто нет ничего святого. Подсознание перестает быть чутким стражем совести. Но дело не ограничивается моральными утратами. Большой вред причиняется здоровью. Для тех, кто воспитывается в духе бессловесной покорности, характерно чувство угнетенности. Им недоступно оптимистическое, жизнерадостное мировосприятие. Не поймите меня, уважаемый читатель, так, что я против приказания, требования, порядка в воспитании. Без разумного проявления воли воспитателя, требований коллектива, общества воспитание превратилось бы в стихию, а слова воспитателя - в розовую водичку, сладенький сироп абстрактного добра. Ведь настоящее воспитание - это воспитание в человеке долга перед другими людьми, перед обществом, перед народом, а долга не может быть без сильной воли, без требовательности, без приказания, без разумного поучения, без умения подчинить свои личные интересы интересам людей, коллектива, общества, народа. Подростки уважают, любят, ценят людей сильной воли и не терпят людей безвольных, не переносят пустопорожней болтовни. Это золотые истины и золотые правила нашей системы воспитания. Я предостерегаю от того отвратительного, недопустимого в воспитании явления, когда, кроме приказа и требования, ничего нет, когда не уважается воля личности подростка. Мастерство волевого влияния воспитателя на душу подростка состоит в том, чтобы, понимая свой долг, подросток с радостью отдавал сам себе приказы и сам ставил перед собой требования, чтобы вы, воспитатель, увлекли, одухотворили его моральной красотой человеческого долга, чтобы дисциплина, суровая, безоговорочная, нетерпимая к проповеди всепрощения и абстрактного добра, чтобы эта дисциплина была для подростка самоутверждением, выражением его собственных моральных сил. Если перед маленьким человеком моральная сторона человеческих отношений раскрывается главным образом в ярких картинах, поступках, поведении взрослых, то подросток познает моральный мир уже и в слове. Он прислушивается к тому, что говорится. Слово в устах взрослого становится для него моральной характеристикой того, кто произносит это слово. Чуткие сознание и подсознание подростка улавливают не только содержание слов, но и гармонию слова и поступков. Воспитательная сила слова применительно к подросткам зависит не столько от истинности слова как такового, сколько от того, как оно гармонирует с моральным поведением того, кто поучает. Как ложь и фальшь воспринимаются прекрасные слова, когда их произносит тот, для кого они не личное убеждение, а служебная повинность: тот, кто произносит красивые слова, но не сделал и не может сделать ничего красивого. И чем красивее в данном случае слово, чем больше в нем искусственного воодушевления, тем более глубокий внутренний протест оно вызывает, тем больше угнетает сердце. Как важно для гармонии духовного и физического развития, чтобы за глубоким содержанием моральных истин, которые преподносятся подросткам, стояло большое моральное богатство тех, кто провозглашает великие, святые слова! В воспитании подростков очень важно найти возможность для того, чтобы не трепать, не истощать их нервную систему и сердце. Многолетние наблюдения убеждают, что сердце подростка чрезвычайно возбуждается в те минуты урока, когда он ждет, кого спросит учитель. В тот миг, когда глаза учителя выбирают в списке, кого спросить, чуткие детские сердца замирают. Если бы в этот момент измерить кровяное давление, можно было бы увидеть, как вздрогнет стрелка, когда, наконец, иногда после долгих раздумий, класс услышал имя того, кого вызывают. Класс облегченно пере водит дыхание: вызвали не меня. (Конечно, чувствительность есть только там, где с детских лет человек воспитывается добрым словом, не знает дурного слова, не чувствует на себе сильных "волевых" способов воспитания. Подростку, который привык к ремню и под затыльникам, все равно, кого вызовут). Ежечасно переживая эти испытания, сердце одного подростка перестает быть чувствительным, у другого же развивается школьный невроз. Когда мои под ростки стали пятиклассниками, я увидел первые признаки этого невроза у Вари и Люси (кстати, большое прилежание девочек в школьных занятиях объясняется тем, что в связи с анатомо-физиологическими особенностями у них раньше развивается чуткость сознания и подсознания к слову). Мы в педагогическом коллективе задумались: для чего подвергать подростков этому ежечасному испытанию нервов? Не лучше ли будет, если в начале урока как-то незаметно, в беседе учитель скажет, кто сегодня будет отвечать? Оказалось, так значительно лучше. Подростки не волновались, сердца их не замирали. Они внутренне были подготовлены к опросу. И это не отражалось на прилежании, не снижало активности. Опыт убеждает в целесообразности применения специальных воспитательных приемов, чтобы не возбуждать нервную систему. Это прежде всего труд среди природы, наедине, без шума и крика. После напряженного школьного дня каждый подросток работал полчаса в саду. Нервная система успокаивалась тем, что духовные силы направлялись на физический труд. Лучше всего успокаивают нервы и сердце однообразные физические операции, которые являются средством достижения исследовательской цели (например, обработка почвы лопатой и тяпкой, внесение удобрений, поливка, обрезание веток и пр.). Этот труд очень полезен как зарядка для нервной системы и сердца. Прекрасным отдыхом для нервов и сердца был выезд на целые дни в поле, а также зимний труд в лесу, о котором шла речь. Не обозримая осенняя степь, чистый, прозрачный, прохладный воздух, синее небо, вкусный обед, сваренный тут же, около плантации картофеля или свеклы, - все это создавало гармонию физического и духовного. После такого труда можно начинать с коллективом какой-либо разговор, который требует значительных тревог, волнений. Длительное пребывание в коллективе потребует смены обстановки - одиночества, полного отдыха от того напряжения, которое требует духовное общение. Нельзя проводить собрания после напряженного умственного труда на уроках. Это изматывает, истощает нервную систему, особенно тогда, когда на собраниях коллектив касается тонких, очень чувствительных и нежных сфер духовной жизни отдельных подростков. Если требовалось напряжение нервных сил, когда разговор вел к волнениям и тревогам, я собирал коллектив после физического труда (особенно когда нужно говорить о чем-то таком, что вызывает большое возмущение подростков). Эмоциональная непосредственность, благородный огонек чистых чувств должны всегда облагораживаться мудрой мыслью, а ясная голова у человека в таком возрасте будет только тогда, когда до начала разговора сердце не возбуждено многими другими волнениями и заботами. Длительный отдых от коллектива необходим после целых периодов школьной жизни. После каждой учебной четверти подросток должен побыть наедине с собою, в кругу семьи. Это необходимо точно так же, как и богатая, полнокровная духовная жизнь коллектива. Я советовался с родителями, какую работу найти на это время в семье, чтобы подросток увлекался ею.

Переходный возраст ребенка практически всегда сопровождается активным ростом, изменением гормонального баланса и психики. В свою очередь эти изменения ведут к ухудшению поведения или даже агрессивности к окружающим. Если в семье есть агрессивный подросток рекомендации родителям могут быть самые разные, в зависимости от психических характеристик человека и его эмоционального состояния.

Подростковая агрессия в переходном возрасте может быть вызвана самыми разнообразными причинами. Как правило, периодом наиболее выраженного агрессивного поведения у подростков является в возрасте от 10 до 16 лет. Агрессия подростка проявляется в учебном заведении, на улице, в семье. Различают физическую агрессивность, вербальную агрессию, а также аутоагрессию, которая проявляется в агрессивности к самому себе. К слову, последняя разновидность агрессии является наиболее опасной, ведь в будущем она может принести много психологических проблем.

Как показывает опыт психологов, агрессия у подростков причины могут быть совершенно разные. Но чаще всего они связаны с такими факторами – переход из детства во взрослую жизнь и половое созревание. Подросток «пробует на вкус» взрослую жизнь с ее проблемами, правилами, неопределенностью и на фоне гормональных изменений у него могут возникать проявления агрессии. Кроме того, агрессию могут вызывать и различные ТВ программы, фильмы, СМИ.

Агрессия у подростков что делать

Несомненно, родные и близкие подростка, который начал вести себя вызывающе и агрессивно, задаются вопросом: агрессия у подростка: что делать ? Первое, что рекомендуют психологи в этом случае – ни в коем случае не отвечать на подростковую агрессию своей агрессией. Это может закончиться тем, что подросток просто закроется и начнет проявлять агрессию к самому себе. Лучше будет просто терпеть его поведение, пока оно не выходит за пределы разумного. Не лишним будет попытаться поговорить с ним на равных, успокоить, объяснить, что так не стоит делать. Если есть возможность, то можно попытаться пригласить психолога на разговор с агрессивным подростком, чтобы он помог ему разобраться в его внутреннем мире.

Еще одним немаловажным фактором, влияющим на подростковую агрессию, являются отношения в семье. Дело в том, что человек в период своего роста и развития смотрит, в первую очередь, на поведения тех, кто его окружает. Если в семье ежедневно имеют место быть факты проявления агрессии, то подросток примет это за норму и в будущем будет пользоваться теми же методами, которые он увидел у себя дома.

Немаловажным фактором, влияющим на агрессивность поведения подростка, является употребление алкоголя, никотина и других наркотиков. Подросток под их воздействием, в состоянии измененного сознания, может быть агрессивен. Стоит это контролировать.

Проблема агрессивности в подростковом возрасте описана многими зарубежными и отечественными психологами. представлена такими авторами:

  1. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст.
  2. Паренс Г. Агрессия наших детей.
  3. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло).
  4. Лэйн Д. Школьная травля (буллинг)
  5. Фонаги П., Моран Дж.С., Таргет М. Агрессия и психологическая самость

Это далеко не весь список иностранных авторов, занимающихся агрессивностью подростков, но все же, в первую очередь стоит обратить внимание именно на них ввиду высокой квалификации авторов. Если у вас в семье есть агрессивный подросток рекомендации родителям какие можете дать? Напишите на форуме…

Нажмите для увеличения

Современный образ жизни негативно сказывается не только на здоровье взрослых, но и на детях. Нервные расстройства у детей встречаются очень часто, однако родители не в состоянии определить данную патологию, думая, что это очередной каприз. С подрастающим поколением обстоятельства складываются намного проще, ведь они способны рассказать о своих чувствах, а признаки нервного срыва у подростка помогают окончательно поставить диагноз. Дети же очень активны и порой сложно определить, когда действие исходит от нервозности, а в каком случае ему просто необходимо высвободить лишнюю энергию. Поэтому приходится прибегать к помощи специалистов.

Родителям необходимо следить за ребёнком и отмечать действия, которые входят в привычку. Нервный срыв проявляется у каждого человека по-разному, это же касается и детей. Одна личность замыкается в себе, другие наоборот предпочитают громко кричать и закатывать истерики. Если ваш ребёнок взял за привычку кататься по полу и дико кричать, лучше всего обратиться к невропатологу, который сможет развеять все сомнения. Согласно мнению специалистов, невроз возникает исключительно на почве , из-за чего эмоциональное состояние становится неуравновешенным.

К основным настораживающим факторам, можно отнести следующие симптомы:

  • Возникновение галлюцинаций;
  • Опережение по психическому развитию своих сверстников;
  • Ребёнок на полном серьёзе начинает фантазировать или обманывать;
  • Теряется интерес к жизни;
  • Сильный интерес к одному предмету в школе (чрезмерное увлечение).

Данные симптомы проявляются только на начальной стадии нервного срыва, и чтобы предотвратить их развитие, вовремя обращайтесь к невропатологу.

Как проявляются нервные расстройства у детей?

  1. Нервный тик. Очень часто нервные расстройства у детей проявляются в данной форме, которая выражается в неосознанном подёргивании конечностей, щёк, пожиманием плечами, беспричинным движением руки, причмокиванием и так далее. Если вы заметили нервный тик у ребёнка, когда он находится в спокойном состоянии, это является первым признаком нервного расстройства. При активной деятельности тик пропадает.
  2. Плохой сон или бессонница. Если ваш ребёнок ранее хорошо высыпался, но вдруг начинает часто ворочаться, беспокойно спать и просыпается очень часто, также стоит обратить внимание на этот симптом. При данной форме расстройства, дети также говорят во время сна, и он становится очень реалистичным.
  3. Невроз. Это наиболее серьёзная форма проявления болезни и родителям стоит обратить особое внимание на следующие симптомы: грусть, истерика, фобии, частые опасения, навязчивые движения, тихая речь, подавленность, панический страх. Как только вы заметили данные симптомы, срочно обратитесь к специалисту.
  4. Заикание. Эта форма расстройства встречается у детей в возрасте около трёх лет. В этот период малыш учится разговаривать. Очень важно не нагружать ребёнка, так как из-за информационной нагрузки, он может испытать стресс. В конечном счёте важен здоровый ребенок, а не потенциальный вундеркинд. Заикание также проявляется при разлуке с близкими.
  5. Энурез. Когда ребенок испытывает сильное потрясение, перевозбуждение, он мочится в постель. В этот период отмечается неустойчивое настроение, многочисленные капризы и повышенная плаксивость.
  6. Анорексия. Эта форма нервного расстройства выражается в потере аппетита. Если ребёнка в детстве заставляли есть, то в подростковом возрасте это, как правило, «выливается» в стремлении к стройной фигуре. Лечить анорексию лучше всего в раннем возрасте, так как подростки проявляют большую самостоятельность и полагаются на свою неопытность.

Очень часто к развитию нервного срыва приводит неправильное поведение родителей, несмотря на всю любовь с их стороны. Чтобы избежать развитие болезни и появления её в априори, старайтесь избегать следующих действий:

  • Отмечать недостатки ребёнка, постоянно указывая на их слабость, как бы стараясь искоренить их. В этом случае лучше сконцентрируйте на достатках, которые необходимо приобрести;
  • Отправлять ребёнка в две школы, кружки и прочие секции, которые ему не нравятся, создавая перегрузку;
  • Чрезмерная опека ребёнка;
  • Скандалы в семье;
  • Показывать, что ребёнок должен добиться расположение к своим родителям, заслужить его. Постарайтесь проявить свою любовь.

Лечение детей

Лечение нервных срывов у детей состоит из разных методик в психотерапии. В зависимости от возраста, можно использовать как несловесную, так и словесную терапию. Однако в основе любой техники лежит идея борьбы с беспокойством и страхами. Нужно уменьшить тревожность пациента, вернуть его к гармоничной жизни. Для этого требуется убрать все обиды, вину и выйти из стресса. Если нервный срыв наблюдается у ребёнка, то сеансы психотерапии желательно проводить со всей семьёй. Однако в случае с подростками лучше довериться профессионалу, не прибегая к помощи родителей. Тем более некоторые взрослые сами имеют нарушения личности.

Что касается применения медикаментозных средств, то они используются как дополнение и только в запущенных случаях. Препараты, конечно, могут ослабить тревоги и на время вылечить срыв, однако если не убрать причину, которая решается исключительно с психотерапевтом, болезнь вновь вернётся и, возможно, с большей силой.

Что следует делать родителям при нервном срыве у ребёнка?

Как правило, дети накапливают напряжение в детском саду или дома, которое рано или поздно вырывается наружу. Если вы чувствуете, что ребёнок находится на грани истерики, попробуйте следующие действия:

  1. Когда малыш уже на пределе и готов устроить истерику, улыбнитесь ему, поцелуйте и скажите шутку.
  2. Постарайтесь переключить внимание ребёнка. Сделать это нужно резко, чтобы вызвать удивление. Один из способов – изобразить истерику, сделав превентивный ход. В некоторых случаях это вызывает удивление и успокоение.

Что следует предпринять, если уже случился нервный срыв у ребёнка:

  • Оправьте ребёнка под прохладный душ. Если он не в состоянии сделать это самостоятельно, берите и несите в ванну. В крайнем случае брызните холодной водой в лицо или положить на лоб лёд, пакет замороженных овощей, полотенце, смоченное холодной водой. Как известно, холодная вода замедляет реакции в теле, смывается негативная энергетика, эмоции отступают;
  • Используйте зеркальную технику. Суть в том, чтобы повторять все действия, которые делает малыш. В маленьком возрасте это вызывает большое удивление и успокоение, истерика заменяется любопытством;
  • Если случился приступ, уберите подальше все опасные предметы, так как ребёнок не понимает, что делает, и не контролирует себя. Он может легко взять предмет и кинуть его куда захочет;
  • Создайте обстановку уединения. Некоторые успокаиваются, когда их оставляют одних, однако вам всё же нужно наблюдать за малышом незаметно.

Какие действия следует предпринять после случившейся истерики:

  • Приготовьте горячий чай и добавьте туда пару капель пустырника. Это успокоит нервную систему, мозг придёт в равновесие, и ребёнок уснёт;
  • Почаще заваривайте фиточаи со зверобоем, мятой, пустырником, фенхелем, лавандой. Особенно актуально, если ребёнок часто плачет и срывается.

Не забывайте про другие профилактические меры, в частности, витамины B способны убрать негативные эмоциональные реакции, уменьшить количество стрессов. Для нервной системы очень полезны печенье, сыр, яичный желток, свёкла, помидоры, груши, шпинат, цветная капуста, морковь и другие кисломолочные продукты. Недавно удалось доказать, что фолиевая кислота помогает снизить количество аминокислоты гомоцистеина, которая имеет повышенный уровень у детей склонных к истерике и нервному срыву.

Признак и причины нервного срыва у подростков

Нажмите для увеличения

Наверное, каждый человек с возрастом смотрит с опаской на подрастающее поколение, сравнивая свою молодость с современным поколением. В любом случае можно отметить, что подростки ведут себя крайне вызывающе, шумно, агрессивно и непристойно. Дома, конечно, практически все соблюдают правила приличия, однако в школе или на улице чаще всего поведение сильно меняется. В итоге, личности, которые очень доверчивы, подвержены сильным эмоциям и неспособные защитить себя, получают психологические травмы, а они на порядок сильнее бьют по человеку, чем физические.

Перенесённая психологическая травма способна с возрастом или в течение всей жизни мешать полноценному развитию, если её не убрать. Так как на постсоветском пространстве ещё не принято ходить к психологу, люди вынуждены самостоятельно справляться с этими проблемами.

Какие причины способствуют развитию нервного срыва?

  • Неблагоприятный коллектив среди знакомых или в школе;
  • Неспособность постоять за себя и защитить свою точку зрения;
  • Неблагоприятный климат внутри семьи;
  • Отсутствие любимого занятия;
  • Частые стрессы и эмоциональное напряжение.
  • Признаки нервного срыва:

    • Подросток начинает замыкаться в себе, избегает всяческих контактов с друзьями, обвиняет других;
    • Проявляет чрезмерную активность. Однако такое встречается гораздо реже, так как выплеск эмоций, пусть даже в самом примитивном и безобразном виде, помогает личности избавиться от негатива;
    • Во время расслабления начинают дёргаться конечности тела;
    • Плохой сон и бессонница;
    • Постоянные диалоги и споры внутри личности;
    • Подавленность и апатия к окружающему миру.

    Родителям следует проявить максимум внимания, ведь нередко среди подрастающего поколения случаются суицидальные действия и складывается такое впечатление, что современное школьное образование только способствует этому. Проявите больше заботы, постарайтесь проводить выходные вместе, выезжая загород на рыбалку или просто на отдых. Это оградит подростка от дурных компаний, если таковые имеются. Подтолкните его записаться на интересные секции, где присутствует «здоровый» коллектив. Если ребёнок чувствует негативное и пренебрежительное отношение со стороны других подростков, отдайте в спортивную секцию, на борьбу или другие виды боя. Таким образом, он почувствует в себе уверенность, сможет отстоять свою точку зрения.

    Лечение подростков

    Как и любое лечение нервного срыва, подросткам необходимо выполнять определённые правила:

    • Избегать конфликтного общения, окружить себя благоприятным обществом;
    • Почаще пить фиточаи с успокаивающими травами;
    • Заняться лёгким спортом;
    • Слушать релаксирующую музыку;
    • При желании заняться йогой, медитацией;
    • Обязательно обратиться к психотерапевту, который поможет решить насущные проблемы и выявить причину нервного срыва.
    Что делать, если ваш ребенок стал грубым и неуправляемым

    Еще вчера такие милые и ласковые, сегодня ваши дочь или сын превратились в грубых нервных монстров, которые раздражаются при первом же вашем слове, хлопают дверью своей комнаты перед вашим лицом, грубо отвечают на простое замечание по поводу внешнего вида или тройки по литературе. «Переходный возраст», — пытаетесь успокоить вы самих себя. А потом срываетесь и тоже орете в ответ. Пропасть между вами и ребенком растет. Как ее избежать или преодолеть?

    Внешние проявления подростковой агрессии — предмет особого беспокойства взрослых. Но, как ни удивительно, такая агрессия имеет и положительную сторону. Это открытое поведение, а значит, у родителей больше возможностей помочь своему ребенку.

    В Москве с ее ускоренным жизненным ритмом и слишком интенсивным потоком информации люди постоянно сталкиваются со множеством агрессивных воздействий. Городская суета и скученность провоцируют нарушение личного пространства, добавляя раздражения. Подростки же из-за возрастных особенностей все воспринимают гораздо острее.

    Поменьше страхов

    По мнению психологов, уровень агрессии, подстегиваемый безумным темпом большого города, можно снизить, распределяя свои силы. В то же время многие родители даже не предполагают компромиссов и, наоборот, усугубляют ситуацию бесконечными «это надо» и «это надо». «Подросткам полезно составить свое „жизненное расписание“, чтобы необходимые дела перемежались с желаемыми», — советует Ирина Галахина, семейный психолог центра «Здоровье человека».

    Агрессия как форма защиты возникает не только из-за реальной обиды, но и при повышенной тревожности. Еще сложнее, когда раздражение копится внутри. Оно может выплеснуться в любой момент, и неизвестно, в какой передряге тогда окажется подросток.

    В то же время в мегаполисе родители часто подстегивают тревожность своих детей — «туда не ходи, с этим не говори». Но ведь некоторые предостережения действительно необходимы! Людмила Аншакова, психолог МА «Здоровое поколение»: «Разумнее повышать позитивную самооценку — «я не позволяю по отношению к себе оскорблений и нападок, поэтому и не стану их провоцировать». Не давайте тревожный посыл. Вместо «будь осторожен» лучше «позвони, когда будет возможность».

    С агрессией порой нелегко справляться самостоятельно. Тогда необходима консультация специалистов. В столице большой выбор медицинских учреждений, центров, кабинетов, где можно получить квалифицированную психологическую поддержку. При этом совсем не обязательно выкладывать большие деньги, как думают многие родители. Существуют центры, предоставляющие бесплатные услуги, среди них ГУ «Московская служба психологической помощи населению», имеющая отделения в каждом округе столицы. Здесь же занимаются и обучением всех желающих — устраивают тематические семинары.

    Иной раз родители с предубеждением относятся к психологу в медицинском учреждении, путают его с психиатром. Тогда им проще обратиться в психолого-педагогические и медико-социальные центры при департаменте образования города Москвы, которые также работают в каждом округе.

    Но прежде всего взрослому важно подумать, что он делает не так. Раздражение подростка порой превращает ситуацию в замкнутый круг. Он грубит, огрызается. Родители в ответ сердятся, срываются или отдаляются. В то же время любая агрессия, на себя ли она направлена или вовне, — это своеобразная просьба о помощи, которую подросток в силу возрастных особенностей или сложившейся ситуации не умеет выразить иначе.

    Дети всегда копируют поведение родителей. Агрессия может быть и неявной, но агрессивное поведение подростка показывает, что в семье не считаются ни с мнением, ни с чувствами, ни с желаниями другого.

    Причины могут крыться и в излишней родительской опеке или, наоборот, в неприятии ребенка. А возможно, он не справляется со школьной нагрузкой.

    Когда у подростка сложная ситуация, ссора с подругой или другом, он может «нападать» на близких или сверстников.

    А тот, кто попал в среду, где агрессия — это норма, и сам пытается не стать белой вороной.

    Елена Сергиенко, завлабораторией Института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор: «Внешне подростки могут одинаково сильно реагировать и на пустяки, и на серьезные ситуации. Не оценивайте причины. Не говорите „какая ерунда“, если дело в рваной сумке. Вместе ищите выход: „давай поставим стильные заплаты или купим новую“. Реагируйте серьезно на все, тогда у подростка сформируется уверенность, что родителям можно рассказать и о более сложной ситуации».

    Ирина Галахина: «Важно, чтобы у подростка была возможность хотя бы обозначить проблему, чувствуя, что с ним обойдутся деликатно, а не возмутятся: «этого и следовало ожидать!» или «о чем ты думал раньше?»

    2. Как справиться с родительским раздражением

    Иногда решительного заявления «я очень сердит на тебя!» бывает достаточно, чтобы снять напряжение.

    А порой пригодится совет мудрых бабушек: «главное — сразу не орать». И действительно, если сразу сдержаться (как угодно: сжимать и разжимать пальцы, считать до десяти), проще не ответить агрессией на агрессию подростка. Но и хамство пропускать не стоит: «мне обидно, когда на меня кричат». Откажитесь продолжать разговор в таком тоне.

    3. При чужом влиянии

    В 13-15 лет очень важно признание группы сверстников. И какие-то поступки совершаются ради признания или при подражании кумиру. Компании же бывают разные. «Если подросток попал под чье-то влияние, он будет транслировать идеи, которые раньше ему не были свойственны, — рассказывает Елена Сергиенко. — Помимо необычных разговоров можно заметить подавленность, тревогу, изменение аппетита. Не паникуйте и не осуждайте, чтобы не оттолкнуть от себя ребенка. Старайтесь противопоставить собственные ценности».

    Ирина Галахина: «Не надо сразу низвергать кумира. Разумнее усиливать собственное «я» вашего ребенка. Чаще интересуйтесь его мнением: «А тебе что нравится? А ты как думаешь?»

    4. Как общаться с подростком

    Не унижайте подростка — физически или словами.

    Ничего, кроме защитной (часто агрессивной) реакции, вы не добьетесь. Более того, он сосредоточится на мысли «как со мной несправедливо обошлись» и о поведении своем думать уже не будет. Негативная оценка должна касаться только проступка (не «ты плохой», а «твой поступок плох»).

    Делайте акцент на чувствах. Разделите его чувства: «я знаю, каково это», «конечно, ты разозлился».

    Нельзя говорить: «что ты за человек!» Лучше так: «Тебе хочется все разнести вдребезги? Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».

    Блокируйте агрессию. Можно удивить, рассмешить или обрадовать (хоть шоколадку подарить).

    Давайте ребенку разряжаться физически. Приобретите дартс или боксерскую грушу. Груша не только помогает снять напряжение, но и наглядно демонстрирует ответный удар на агрессивный выпад.

    5. Как предлагать помощь

    Ирина Галахина: «Если подросток постоянно агрессивен, не обвиняйте его. Говорите от себя: „я не понимаю, что с тобой, я в растерянности“. „Я замечаю, ты злишься часто. Тебя что-то беспокоит? Что ты хочешь изменить?“ Если с ребенком что-то произошло, родителю очень важно не паниковать самому. Не оценивайте ситуацию, не ругайте, не отвергайте и не кричите. Иначе ребенок закроется. Предложите помощь. Если подросток отказывается, спокойно скажите: „Хорошо, ты не хочешь говорить со мной, но если что, я рядом. А кто бы смог тебе помочь?“ Главное — создать ощущение тыла и того, что помощь возможна».

    Чтобы снять эмоциональное напряжение, предложите подростку написать все слова, которые ему хочется выкрикнуть, или описать ситуацию, а потом смять и порвать лист.

    6. Если подросток в состоянии аффекта

    Если подросток сильно возбужден, раздражен, не контролирует свои поступки, практически не реагирует на окружающих, всеми силами удерживайте его дома. Елена Сергиенко: «Сбейте первый накал страстей любым путем — в зависимости от особенностей подростка. На кого-то необходимо наорать, с кем-то применить хитрость. Только не раздражайте его еще больше. Попробуйте агрессию перенаправить — начните колотить подушки или рвать газеты».

    подросток , ребенок ,
    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.