Онлайн тест на тип восприятия «Визуал Аудиал Кинестетик Дигитал. Тест на восприятие — аудиал, визуал, кинестетик и коммуникативщик

По мнению психологов, люди воспринимают мир по-разному в буквальном смысле слова. И это касается не только разницы в мировоззрениях или религиозных убеждениях. Просто для одного мир - прежде всего звуки, для другого - картинка, для третьего - ощущения. Сейчас выделяют в отдельную группу и тех, кто воспринимает окружающую действительность как чистый поток информации, материал для логического анализа.

Три способа восприятия мира

Среди людей встречаются дигиталы, визуалы, аудиалы, кинестетики. Характеристика каждого типа основывается на его способе восприятия мира. Для визуалов это прежде

всего картинка, изображение. Если попросить визуала рассказать о прогулке по парку, то он прежде всего вспомнит цвет осенней листвы, голубизну неба и причудливые очертания старого дерева. Он расскажет, что он видел. А вот холодно было или тепло, пели птицы или нет - для визуала это не так важно.

Аудиал, наоборот, обратит внимание прежде всего на звуки. Беседа с товарищем, шелест листвы, пение птиц - вот то, что он вспомнит, рассказывая о прогулке. Кинестетик воспринимает реальность как ощущение: теплые лучи солнца, мягкий мох, жесткие стебли травы.

Новшество в классификации

Самый редкий тип - дигиталы. Психологи начали включать его в списки типирования не так давно, раньше там фигурировали только визуалы, аудиалы, кинестетики. Характеристика дигиталов довольно своеобразная и даже в определенном смысле спорная. Это люди, которые воспринимают мир в виде логической картины, четкой

структурированной схемы. Для аудиала беседа, общение - это голос и интонации, для визуала - одежда и мимика партнера, для кинестетика - прикосновения. Дигитал прежде всего воспринимает смысловую составляющую сказанного. Он может не вспомнить, как звучит голос собеседника или как он выглядел, зато точно оценит степень аргументированности сказанного и точность логических построений.

Спорность выделения этих людей в отдельную группу очевидна. Классическое определение строится на доминировании одного конкретного органа чувств. Логику, мышление к органам чувств отнести нельзя, это способ обработки информации, а не ее восприятия. Добавлять в данную классификацию дигиталов - то же самое, что добавить к перечню «большой, средний, маленький» еще и «круглый». Ведь это тоже характеристика предмета.

Впрочем, психологи, которые придерживаются точки зрения, что тип дигитала имеет право на существование, всегда уточняют, что таких людей очень мало. Это, скорее, исключение, чем правило.

Внешние различия психотипов

Определить, аудиал человек, визуал или кинестетик, можно даже на основании внешних наблюдений.

Аудиалы много и охотно говорят, всегда внимательно слушают, хотя они могут не смотреть на собеседника. Это не проявление антипатии, просто им не важна визуальная составляющая информации. Аудиалы чутко улавливают малейшие оттенки интонации, могут обидеться только на слишком грубую интонацию (хотя, к примеру, кинестетик и внимания на такую мелочь не обратит). Визуалы, наоборот, глаз с

собеседника не сводят. Они всегда отметят новую прическу или удачное сочетание цветов в одежде. Их мнение о собеседнике основывается на внешнем впечатлении. Одежда, мимика, жесты - все это очень важно для визуалов. А вот слушать они могут невнимательно, как, впрочем, и кинестетики. Это нормально для подобных психотипов.

Кинестетики во время беседы много двигаются, жестикулируют. Пожалуй, именно они - самый грациозный психотип. Ведь движение, ощущение тела во время него - это их стихия. Ответ на вопрос «как определить кинестетика» очевиден. Потому что именно такой тип всегда старается прикоснуться к собеседнику: похлопать его по плечу, дотронуться до руки. Это вовсе не посягательство на личное пространство. Просто кинестетики именно так ощущают мир.

Зачем нужно знать свой тип

Существуют сотни тестов для определения типа личности. Чтобы узнать это, достаточно ответить на пару десятков вопросов. Аудиал, визуал или кинестетик? Тест легко определит, каким типом восприятия обладает человек. Ничего общего с тестами

«Какой вы персонаж книги» или «Кто вы в мире животных» у этого опросника нет. Информация о типе восприятия имеет большое практическое значение. Ведь от этого зависит, к примеру, предпочтительный способ обучения.

Аудиалы легче запоминают материал на слух, визуалам нужна наглядная информация. Кинестетики лучше справляются с задачами, имеющими отношение к предметному миру. Характеристика кинестетика предполагает, что возможность прикоснуться, ощутить объект для них - основной способ познания мира. Поэтому абстрактные предметы даются кинестетикам с трудом.

Типы восприятия информации и обучение

Тесты на определение типа восприятия информации рекомендуют проводить в детских садах и школе. Так можно узнать, как лучше донести до детей учебный материал. Впрочем, вряд ли это скажется на способе преподавания. Даже если учитель готов изменить привычный метод подачи материала, наверняка окажется, что в классе есть представители каждого типа, а значит, нужно просто разнообразить уроки, используя и устные объяснения, и наглядные материалы.

Но это и без тестов ясно. А вот родители могут применить полученную информацию с пользой. Домашняя проработка материала может строиться уже на базе этого знания. Ребенок-кинестетик лучше усвоит урок, если у него будет возможность использовать материальное воплощение теоретического знания. Тут пригодятся и счетные палочки, и учебные модели. Объясняя ему, как именно Земля вращается вокруг Солнца, лучше не искать обучающее видео, а взять яблоко и лампу. Пускай ребенок сам попробует сделать на яблоке-"планете" ночь и день, потрогает теплый «летний» бочок и холодный «зимний». Кинестетики это понимают намного лучше, чем любое объяснение.

Методы усвоения нового материала

Чтобы усвоить новую информацию, аудиалы обычно проговаривают ее вслух. Попросить такого человека замолчать нельзя - он просто не запомнит то, что нужно выучить. Визуалы стремятся запомнить, как выглядит страница учебника, вплоть до картинок. А вот кинестетики это вряд ли оценят, такой способ усвоения материала для

них бесполезен. Для этого психотипа важно ощущение. Поэтому во время работы над материалом они ходят взад-вперед, что-то вертят в руках или теребят. В мультфильме «Утиные истории» у главного героя Скруджа Макдака была специальная комната для размышлений. В ней он ходил по кругу, раздумывая над решением очередной проблемы. Даже тропинку протоптал. Этот герой - пример классического кинестетика. Заставлять представителя данного психотипа сидеть спокойно бесполезно. Это не улучшит результат, а, наоборот, ухудшит его.

Роль типов восприятия в конфликтах

Взрослым эта информация тоже не помешает. В пылу семейных ссор хорошо помнить, что оппонент вовсе не холодный, равнодушный и бесчувственный. Возможно, он просто иначе воспринимает мир. В ситуации, когда у жены психологический тип «кинестетик», а у мужа - «аудиал», найти взаимопонимание довольно сложно. Мужчина будет считать, что раз женщина мало с ним разговаривает или разговаривает, но каким-то «не таким» тоном, значит, чувства угасают. В то же время партнерша просто не услышит все слова «я тебя люблю», пропустит их мимо ушей. Зато обратит внимание на то, что муж не обнимает ее, не держит за руку, не прикасается нежно.

Как найти общий язык представителям разных психотипов

Партнеры сообщают о своих чувствах, но каждый - на своем языке. Но услышать, понять друг друга они не могут. Единственный выход в этом случае - компромисс. Партнер сколько угодно может убеждать себя, что если он не получает нужного подтверждения своим чувствам, но оно все равно есть, просто для него оно «невидимо». Эмоциональный голод ни к чему хорошему не приводит. Человеку нужно действительно чувствовать себя любимым, а не просто теоретически понимать истинность этого утверждения.

Потому партнеры должны учитывать потребности друг друга. Аудиалам о своих чувствах нужно говорить вслух, без этого полный контакт невозможен. Кинестетикам нужны прикосновения. Так почему бы просто не взять партнера за руку, если это так важно? Нужно просто вспомнить такой нюанс. Кинестетики это обязательно оценят.

Можно найти общий язык с любым психотипом. Главное - учитывать потребности друг друга и понимать, что партнер видит мир немного иначе.

Все люди учат по-разному. Кому-то легче запоминать информацию на слух, кому-то проще прочитать текст. Существует несколько типов восприятия: через зрение, через слух, через касание и через коммуникацию. Когда мы учим иностранный язык, мы задействуем все эти органы восприятия, однако у каждого человека один тип восприятия обязательно преобладает перед другими.

Знакома ли тебе ситуация, когда учитель подает весь материал по одному и тому же сценарию, который абсолютно тебе не подходит? Ты тщетно пытаешься запомнить или понять какое-то правило, но напрасно. Учеба дается с трудом. Кажется, что ты бездарен и что это просто не твоё.

На самом деле это не так. Возможно учитель просто не учитывает разные типы восприятия людей. А это очень важный момент в обучении.

Психологи выделяют четыре основных типа восприятия:
  • аудиальный (восприятие на слух)
  • визуальный (восприятие зрением)
  • кинестетический (восприятие касанием и эмоциями)
  • коммуникативный (восприятие через общение)

Обучение в любой области будет наиболее эффективным, если в нем будут учитываться все четыре типа восприятия. Потому что, так или иначе, мы обучаемся через все четыре типа. Однако у каждого человека есть один доминирующий тип. Этот тип восприятия и будет важным фактором для успешного обучения.

Мне как визуалу нелегко пришлось во время учебы в вузе: я ничего не могла понять из лекций. Я хуже усваиваю информацию на слух, чем глазами, особенно в таких количествах, как полуторачасовая лекция. Соответственно, с предметами, которые проходили в форме лекций, у меня была большая проблема. Как же было бы проще, если бы эти лекторы выпустили книгу!

Однако не всем сокурсникам было так плохо, как мне, потому что есть и другой тип людей — аудиалы. Им проще послушать, чем почитать. Другие лучше всего усваивают материал на семинарах или тренингах во время бурных дискуссий и интенсивного общения.

Узнать свой тип восприятия — важный момент и для изучения иностранного языка. Интересно, почему некоторые могут без проблем выучить список слов, написанный на одной бумаге, а другие справляются лишь тогда, когда выпишут слова на ? Для каждого типа восприятия есть своя методика.

Пройди тест на восприятие и узнай свой тип.

Тест состоит из 16 вопросов. Самое важное — отвечать быстро, не раздумывая слишком долго. Если долго думать над ответом, то вскоре все варианты могут казаться подходящими. Поэтому важно выбрать тот ответ, который понравился самым первым.

Путем прохождения теста на восприятие можно установить тип человека по предпочтительному способу контакта с внешней средой. Разные индивидуумы могут различно воспринимать окружающую информацию. Некоторые лучше улавливают данные аудио-формата, другие более восприимчивы к графике, а третьи предпочитают взаимодействовать с миром на основе физического контактирования. Установив собственный предпочтительный канал принятия информации, человек может получить практически полезные сведения. Например, он может обеспечить лучшее восприятие обучающих материалов через чтение или аудио-уроки.

Тест на восприятие цвета позволяет установить способность человека воспринимать цветовой спектр. В пределах одного типа люди могут отличаться уровнем предрасположенности к каждому из способов усвоения информации. Частным примером этого являются цвета, которые всеми воспринимаются на разном уровне. Одни видят полный спектр оттенков, а для других он сужается до минимума. Это не преимущества или недостатки, а особенности мировосприятия. Определение уровня и типа восприятия может нести практическое значение не только при самопознании, но и в рабочей сфере. Например, нейромаркетинг ныне воспринимается как важная составляющая успешного бизнеса.

Через какие органы чувств вы качественнее усваиваете получаемую информацию? Вы визуал или аудиал? А может, кинестетик либо дискрет? Пройдя данный тест, вы выясните, какой канал ведущий именно у вас.

Тест на восприятие цветов позволяет проверить, насколько развито правое полушарие головного мозга, а значит Вы сможете узнать о своих творческих способностях. Вероятно, внутри Вас живет гениальный дизайнер или харизматичный архитектор. Но может статься, что окружающие небеспричинно считают, что у Вас дурной вкус

Тест на восприятие информации позволит определить ведущую сенсорную систему в получении и обработке информации об окружающем пространстве. Кому-то нужно видеть, кому-то слышать, кому-то ощупывать мир для оптимального анализа, синтеза и принятия решения в той или иной ситуации. А, может быть, Вы входите в малочисленную группу дигиталов. Учитывая особенности своего восприятия, Вы сможете эффективнее использовать свои возможности.

Тесты позволяют узнать, стоит ли верить своим ощущению и восприятию, позволят заглянуть в глубину своего Я. Вероятно, Вы чутко реагируете на движения и изменения в окружающем мире и выражение «эффект бабочки» для Вас имеет особый смысл, а, может быть, Вам следует меньше слушать других людей и стать ближе к природе.

Тест на восприятие времени определит, к какому из трех типов личности Вы относитесь. Являетесь ли Вы человеком с развитым «чувством времени», или рискуете испытать муки за «бесцельно прожитые годы» - вероятно, стоит задуматься над этими вопросами в процессе прохождения теста.

Тест на восприятие окружающего мира раскроет, что является значимой ценностью в реальности для Вас. Умеете ли Вы использовать любую возможность для саморазвития и самосовершенствования или Вам кажется, что последний шанс уже упущен? Возможно, Вам стоит пересмотреть свои ценностные ориентиры и научиться жизнелюбию.

Тест на вербальное восприятие информации поможет разобраться, насколько эффективно Вы способны ориентироваться в огромном информационном потоке, который обрушивается на современного человека ежедневно. Являетесь ли Вы ценным работником, способным к быстрому обучению и находящемуся в курсе последних событий, или, наоборот, Вам стоит поработать над собой.

Тест, определяющий развитие каждого из каналов восприятия, поможет Вам понять, как качественнее и эффективнее использовать свои возможности в различных видах деятельности. Возможно, Вам следует просто изменить способ восприятия окружающей реальности, чтобы добиться успеха.

Как ты воспринимаешь окружающий мир: аналитически или инстинктивно? Что важнее: детали или картинка в целом? Тест на зрительное восприятие поможет определить уровень способности адаптироваться.

Очень интересным стало для меня открытие 4 типов восприятия информации у детей и взрослых. А как учителя заинтересовало вдвойне. Ведь школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории. Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен. Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию.

Тест №1

Для более точного определения ведущего типа восприятия существуют различные тесты. Данный тест представляет собой список из 48 утверждений, на которые нужно ответить «да» или «нет» применимо к себе. Номера утверждений, с которыми Вы согласны, выписывайте в процессе прохождения теста на лист. Чтобы результаты имели наименьшую погрешность, нужно попробовать абстрагироваться от того, что Вы проходите тест и попробовать просто отвечать на вопросы, стараясь погрузиться в свои ощущения по отношению к предложенным ниже фразам. 1 - люблю наблюдать за облаками и звёздами 2 - часто напеваю себе под нос 3 - не признаю неудобную моду 4 - обожаю ходить в сауну 5 - в автомобиле для меня важен его цвет 6 - узнаю по шагах, кто вошёл в комнату 7 - меня развлекает копировать чей-то диалект 8 - много времени уделяю своей внешности 9 - очень люблю массаж 10 - когда есть время, люблю рассматривать людей 11 - плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь ходьбой 12 - рассматривая какую-то одежду в магазине, я убеждён, что мне в ней будет хорошо 13 - когда слушаю старую мелодию, вспоминаю прошлое 14 - часто читаю во время еды 15 - очень часто говорю по телефону 16 - я считаю, что у меня есть склонность к полноте 17 - отдаю предпочтение прослушиванию книги, чем самостоятельному прочтению 18 - после сложного дня моё тело находится в напряжении 19 - с удовольствием и очень много фотографирую 20 - долго помню, что мне сказали друзья и знакомые 21 - с лёгкостью отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь 22 - вечером люблю принимать горячую ванну 23 - стараюсь записывать свои дела 24 - часто разговариваю сам с собой 25 - после длительной поездки в машине долго прихожу в себя 26 - по тембру голоса я могу многое узнать о человеке 27 - очень часто оцениваю людей по манере одеваться 28 - люблю потянуться, расправить плечи, размяться во время работы 29 - слишком жёсткая или мягкая кровать - мучение для меня 30 - мне нелегко найти удобную обувь 31 - очень люблю ходить в кино 32 - могу узнать человека в лицо даже через много лет 33 - люблю ходить под дождём, когда капли постукивают по зонтику 34 - умею слушать то, что мне говорят 35 - люблю танцевать, а в свободное время ещё и занимаюсь спортом 36 - когда слышу стук часов, не могу заснуть 37 - у меня качественная стерео система 38 - когда слышу музыку, начинаю отбивать такт ногой или пальцами 39 - на отдыхе не люблю осматривать памятки архитектуры 40 - не выношу беспорядка 41 - не люблю искусственных тканей 42 - считаю, что атмосфера дома зависит от освещения 43 - люблю ходить на концерты 44 - рукопожатие многое может рассказать о человеке 45 - с удовольствием посещаю музеи и выставки 46 - серьёзная дискуссия - это увлекательное занятие 47 - прикосновение может рассказать гораздо больше слов 48 - в шуме не могу сосредоточиться Аудиал 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48 Визуал 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45 Кинестетик 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47 Расставьте выписанные Вами цифры в те разделы, где они присутствуют в приведённой выше таблице ответов. Подсчитайте, в каком разделе у Вас получилось больше всего цифр (утверждений, с которыми Вы согласны) и увидите свой доминирующий тип восприятия. Если количество цифр примерно равно в каждом из разделов, то у Вас нет какой-то одной доминирующей сенсорной системы и Ваш тип - дигитал (или дискретный).

Тест №2 (короткий)

(А) - аудиал (К) - кинестетик (В) - визуал (Д) -дискрет 1.Вы принимаете важные решения опираясь на... - чувства и интуицию; (К) - то, что лучше звучит; (А) - то, что лучше выглядит и более красиво; (В) - точное и педантичное изучение всех обстоятельств и перспектив. (Д) 2.Во время конфликта с человеком на вас сильнее всего влияет... - тон и интонации голоса; (А) - могу ли я или нет, ясно видеть точку зрения другого человека; (В) - логика его аргументации; (Д) - насколько вы находитесь в контакте с его чувствами, делится ли он своими переживаниями. (К) 3. Вы проще всего понимаете, что происходит с вами, когда... - смотрите на себя внимательно в зеркало и решаете, что надеть; (В) - ловите свои ощущения; (К) - выражаете это словами; (Д) - прислушиваетесь к тону своего голоса. (А) 4. Для вас самое простое... - подобрать идеальные громкость и звучание на стереосистеме; (А) - работать с текстом, выбирая наиболее удачные места, относящиеся к изучаемому предмету; (Д) - выбрать чрезвычайно удобную мебель. (К) - подобрать идеальные сочетания цветов. (В) 5. Лучше всего вы запоминаете... - мелодии и звуки; (А) - логические построения; (Д) - ароматы и вкус (К) - лица, цвета, картины. (В) 6. Вы... - настраиваетесь на звуки в своем окружении; (А) - хорошо умеете осмысливать новые факты и данные; (Д) - очень чувствительны к тому, как ткань, из которой сшита ваша одежда, воздействует на вашу кожу; (К) - всегда обращаете внимание на цвет помещения, в котором оказываетесь. (В) Кинестетик, аудиал, визуал или дигитал — как достичь успеха в учебе детям с разными каналами восприятия? Аудиалы Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами — типичный аудиал. Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: "Все понятно, дальше!". Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора. Нередко аудиалы обладают мелодичным голосом. В незнакомой компании они быстро заводят себе друзей и становятся лидерами. Визуалы — это дети, постигающие мир глазами В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому. Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют. По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью — около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами. Как работать с детьми-визуалами? Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию. Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом. При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади. Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места. Кинестетики Для кинестетиков мир открывается через ощущения, прикосновения. В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках. В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории "неусидчивых, гиперактивных". Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы. Дети-кинестетики обычно с трудом учатся читать, часто не могут запомнить и применить даже самое простое правило. Зато именно из кинестетиков получаются лучшие актеры, спортсмены и танцоры. Как работать с детьми-кинестетиками? Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку. Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно. Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить физкультминутки. Пара минут активного движения — и ребенок-кинестетик опять готов к работе. Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение — для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев — успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую "привязку" любого правила или информации к жизненным реалиям. Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия "запрягает долго, зато едет увереннее". Дигиталы Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: "А как это устроено? А почему это работает?". Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи. Как работать с учениками-дигиталами? В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику — успех будет обеспечен.

Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников: Инструкция. Читая материал опросника, отмечайте черты, присущие вашему ребенку. Затем суммируйте и сравните полученные результаты. Одно из определений - аудиал (слуховое восприятие), визуал (зрительное восприятие) или кинестетик (тактильное восприятие) - соберет большее количество отметок. Это определение и будет означать тот способ познания, который наиболее характерен для ребенка. Тестовый материал. 1.Общение. Если мой ребенок хочет что-нибудь сказать, то… Визуал - Он говорит, используя самые простые обороты речи - Он неправильно произносит некоторые слова и звуки - Он пропускает наречия и предлоги Аудиал - Он использует те же обороты речи, что и взрослые - Он использует грамматически правильные предложения - Он рассказывает тщательным образом продуманные истории Кинестетик - Его речь тяжело понять - Он говорит короткими, грамматически неправильными предложениями - Он стремится изобразить события, вместо того, чтобы рассказать о них 2. Любимые игрушки в свободное время. Во время игры мой ребенок… Визуал - Отдает предпочтения головоломкам и настольным играм - Наслаждается компьютерными играми или играми с калькулятором - Узнает о новых вещах, наблюдая Аудиал - Любит слушать аудиозаписи - Любит книги и игру фантазии - Учится новому, читая инструкции Кинестетик - Любит играть на свежем воздухе - Наслаждается пребыванием в бассейне, на катке или горке - Почти каждой игрушке находит полноценное применение 3.Сложные двигательные навыки. Когда мой ребенок начинает что-то делать руками, то… Визуал - Он пишет старательно - Его художественные изделия очень аккуратны и красивы - Он легко вырезает, раскрашивает, склеивает Аудиал - Он пишет достаточно неплохо - Во время работы он разговаривает сам с собой - Его художественные изделия достаточно привлекательны Кинестетик - Ему очень тяжело писать - Многие буквы и цифры у него получаются некрасивыми - Его художественные работы неопрятны 4.Простые двигательные навыки. Когда мой ребенок начинает двигаться… Визуал - Настольные игры он считает лучшими, чем игры на свежем воздухе - Любит бадминтон, поскольку эта игра очень хорошо ему удается - Любит игры с четко установленными правилами Аудиал - Он больше разговаривает, чем играет - Отдает предпочтение играм, требующим вербального общения - Во время какой бы то ни было деятельности, разговаривает сам с собой Кинестетик - Игры на свежем воздухе считает лучше настольных игр - Имеет хорошую координацию - Не ходит спокойно, а носится 5.Общественные навыки. Когда мой ребенок находится в окружении других детей, то… Визуал - Даже в толпе остается одиноким - Прежде чем принять участие в игре, следит за тем, как играют другие - Долго привыкает к новым людям Аудиал - Буквально расцветает в кругу друзей - Может мешать во время занятий в классной комнате, поскольку, очень много разговаривает - Часто отвечает за других и ведет себя несколько пренебрежительно Кинестетик - Коллективистский, но не очень разговорчивый - Может причинять беспокойство, поскольку во время занятий в классе мешает своим соседям - Любит пошалить 6.Эмоции. Когда ребенка что-то тревожит, то он… Визуал - Вообще не очень эмоционален - Начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность других Аудиал - Свободно рассказывает о своих ощущениях - Может пойти на конфронтацию с другими по поводу своих ощущений Кинестетик - Эмоционально зависим и легко обижается - Когда его призывают к порядку, реагирует гневно, не стесняясь и не раскаиваясь 7.Память. Когда мой ребенок занимается, он… Визуал - Может воспроизводить буквы и цифры по памяти - Помнит о том, что ему показывали Аудиал - Лучше всего учится, заучивая наизусть - Знает звуки, соответствующие буквам алфавита Кинестетик - Плохо запоминает - Легко отвлекается 8.Школьные навыки. Когда мой ребенок находится в классной комнате, он… Визуал - Следит за опрятностью своей одежды - Следит за чистотой своего рабочего места - В свободное время отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремесел - Медленно привыкает к новой ситуации Аудиал - Его внешний вид не очень неряшлив, но и не очень опрятен - Ему приходится напоминать о том, чтобы он убрал свое рабочее место - Он внимательный и послушный - Он исполняет соло в большинстве дискуссий и часто говорит воспитателю о чьем-то неправильном поведении Кинестетик - Он абсолютно не заботится о своем внешнем виде и нередко бывает весьма неопрятен - Работает в окружении полнейшего беспорядка, способен переворошить свое рабочее место за несколько минут - Проявляет большую активность во время игр - Вынужденный сидеть на одном месте, буквально корчится и извивается

Тест №4

Аудиал, визуал, кинестетик. (диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева Адаптирован для диагностики младших школьников 2-4 класс) Инструкция к тесту. Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным утверждением, и знак "-", если не согласны. Тестовый материал. Утверждения «Да» «Нет» 1. Люблю наблюдать за облаками и звездами. 2. Часто напеваю себе потихоньку. 3. Не признаю одежду, которая мне неудобна. 4. Люблю ходить в бассейн 5.Цвет моей авторучки, сумки, пенала для меня не имеет значения. 6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение. 7. Меня развлекает подражание диалектам, разница в произношении слов жителями разных областей. 8. Внешнему виду я придаю серьезное значение. 9. Мне нравится гладить кошку, собаку. 10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми. 11. Плохо себя чувствую, когда нет возможности подвигаться. 12. Когда вижу новую одежду в магазине, всегда, знаю, что мне подойдет. 13. Когда слышу знакомую мелодию, обычно легко вспоминаю, при каких обстоятельствах слышал её в первый раз. 14. Люблю читать во время еды. 15. Люблю поговорить по телефону. 16 .У меня есть склонность к полноте, если много ем. 17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому. 18. После тяжёлого дня мой организм в напряжении. 19. Охотно и много фотографирую. 20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые. 21. Легко могу потратить деньги на красивые, но не очень нужные вещи, потому что они украшают жизнь. 22. Вечером люблю принять горячую ароматную ванну. 23. Стараюсь записывать свои личные дела, чтобы не забыть и не запутаться. 24. Часто разговариваю с собой. 25.После длительной езды в машине долго прихожу в себя. 26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке. 27.Придаю значение тому, как человек одеваться, обращаю на это внимание. 28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться. 29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука. 30. Мне нелегко найти удобную обувь. 31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы. 32. Могу узнать лица, которые когда-либо видел, даже если больше их не встречал. 33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику. 34. Люблю слушать, когда говорят. 35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать. 36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть. 37. Не могу слушать плохую стереоаппаратуру. 38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой. 39.На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры. 40. Не выношу беспорядок. 41. Не люблю синтетических тканей, которые электризуются и треща 42. Считаю, что атмосфера и уют в помещении зависит от освещения. 43. Часто хожу на концерты. 44. Пожатие руки много говорит мне о личности человека 45. Охотно посещаю галереи и выставки. 46. Серьезная дискуссия, спор - это интересно. 47.Через движение можно сказать значительно больше, чем словами. 48. В шуме не могу сосредоточиться. . Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45. . Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48. . Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47. Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия): . 13 и более - высокий; . 8-12 - средний; . 7 и менее - низкий. Интерпретация результатов: Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Просмотр содержимого документа
«Четыре типа восприятия: визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты.»

Четыре типа восприятия: визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты.

Очень интересным стало для меня открытие 4 типов восприятия информации у детей и взрослых. А как учителя заинтересовало вдвойне. Ведь школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории.
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.
Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?
На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).
От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).
Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).
На что обязательно обращают внимание?
Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).
Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.
Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.
А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.
Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.
Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.
Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.
Специалисты говорят:
- от визуала можно требовать быстрого решения задач;
- от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:
- визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
- аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
- кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":
- с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
- с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
- с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":
- визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
- аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";
- кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Тест №1

Для более точного определения ведущего типа восприятия существуют различные тесты.
Данный тест представляет собой список из 48 утверждений, на которые нужно ответить «да» или «нет» применимо к себе. Номера утверждений, с которыми Вы согласны, выписывайте в процессе прохождения теста на лист. Чтобы результаты имели наименьшую погрешность, нужно попробовать абстрагироваться от того, что Вы проходите тест и попробовать просто отвечать на вопросы, стараясь погрузиться в свои ощущения по отношению к предложенным ниже фразам.
1 – люблю наблюдать за облаками и звёздами
2 – часто напеваю себе под нос
3 – не признаю неудобную моду
4 – обожаю ходить в сауну
5 – в автомобиле для меня важен его цвет
6 – узнаю по шагах, кто вошёл в комнату
7 – меня развлекает копировать чей-то диалект
8 – много времени уделяю своей внешности
9 – очень люблю массаж
10 – когда есть время, люблю рассматривать людей
11 – плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь ходьбой
12 – рассматривая какую-то одежду в магазине, я убеждён, что мне в ней будет хорошо
13 – когда слушаю старую мелодию, вспоминаю прошлое
14 – часто читаю во время еды
15 – очень часто говорю по телефону
16 – я считаю, что у меня есть склонность к полноте
17 – отдаю предпочтение прослушиванию книги, чем самостоятельному прочтению
18 – после сложного дня моё тело находится в напряжении
19 – с удовольствием и очень много фотографирую
20 – долго помню, что мне сказали друзья и знакомые
21 – с лёгкостью отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь
22 – вечером люблю принимать горячую ванну
23 – стараюсь записывать свои дела
24 – часто разговариваю сам с собой
25 – после длительной поездки в машине долго прихожу в себя
26 – по тембру голоса я могу многое узнать о человеке
27 – очень часто оцениваю людей по манере одеваться
28 – люблю потянуться, расправить плечи, размяться во время работы
29 – слишком жёсткая или мягкая кровать – мучение для меня
30 – мне нелегко найти удобную обувь
31 – очень люблю ходить в кино
32 – могу узнать человека в лицо даже через много лет
33 – люблю ходить под дождём, когда капли постукивают по зонтику
34 – умею слушать то, что мне говорят
35 – люблю танцевать, а в свободное время ещё и занимаюсь спортом
36 – когда слышу стук часов, не могу заснуть
37 – у меня качественная стерео система
38 – когда слышу музыку, начинаю отбивать такт ногой или пальцами
39 – на отдыхе не люблю осматривать памятки архитектуры
40 – не выношу беспорядка
41 – не люблю искусственных тканей
42 – считаю, что атмосфера дома зависит от освещения
43 – люблю ходить на концерты
44 – рукопожатие многое может рассказать о человеке
45 – с удовольствием посещаю музеи и выставки
46 – серьёзная дискуссия – это увлекательное занятие
47 – прикосновение может рассказать гораздо больше слов
48 – в шуме не могу сосредоточиться
Аудиал 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48
Визуал 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45
Кинестетик 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47
Расставьте выписанные Вами цифры в те разделы, где они присутствуют в приведённой выше таблице ответов.
Подсчитайте, в каком разделе у Вас получилось больше всего цифр (утверждений, с которыми Вы согласны) и увидите свой доминирующий тип восприятия. Если количество цифр примерно равно в каждом из разделов, то у Вас нет какой-то одной доминирующей сенсорной системы и Ваш тип – дигитал (или дискретный).

Тест №2 (короткий)

(А) - аудиал
(К) - кинестетик
(В) - визуал
(Д) –дискрет
1.Вы принимаете важные решения опираясь на...
- чувства и интуицию; (К)
- то, что лучше звучит; (А)
- то, что лучше выглядит и более красиво; (В)
- точное и педантичное изучение всех обстоятельств и перспектив. (Д)
2.Во время конфликта с человеком на вас сильнее всего влияет...
- тон и интонации голоса; (А)
- могу ли я или нет, ясно видеть точку зрения другого человека; (В)
- логика его аргументации; (Д)
- насколько вы находитесь в контакте с его чувствами, делится ли он своими переживаниями. (К)
3. Вы проще всего понимаете, что происходит с вами, когда...
- смотрите на себя внимательно в зеркало и решаете, что надеть; (В)
- ловите свои ощущения; (К)
- выражаете это словами; (Д)
- прислушиваетесь к тону своего голоса. (А)
4. Для вас самое простое...
- подобрать идеальные громкость и звучание на стереосистеме; (А)
- работать с текстом, выбирая наиболее удачные места, относящиеся к изучаемому предмету; (Д)
- выбрать чрезвычайно удобную мебель. (К)
- подобрать идеальные сочетания цветов. (В)
5. Лучше всего вы запоминаете...
- мелодии и звуки; (А)
- логические построения; (Д)
- ароматы и вкус (К)
- лица, цвета, картины. (В)
6. Вы...
- настраиваетесь на звуки в своем окружении; (А)
- хорошо умеете осмысливать новые факты и данные; (Д)
- очень чувствительны к тому, как ткань, из которой сшита ваша одежда, воздействует на вашу кожу; (К)
- всегда обращаете внимание на цвет помещения, в котором оказываетесь. (В)
Кинестетик, аудиал, визуал или дигитал - как достичь успеха в учебе детям с разными каналами восприятия?
Аудиалы
Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами - типичный аудиал.
Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: "Все понятно, дальше!". Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора.
Нередко аудиалы обладают мелодичным голосом. В незнакомой компании они быстро заводят себе друзей и становятся лидерами.
Визуалы - это дети, постигающие мир глазами
В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому. Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют.
По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью - около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами.
Как работать с детьми-визуалами?
Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее - так визуал легче воспримет информацию.
Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом.
При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади.
Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места.
Кинестетики
Для кинестетиков мир открывается через ощущения, прикосновения.
В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках.
В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории "неусидчивых, гиперактивных". Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы.
Дети-кинестетики обычно с трудом учатся читать, часто не могут запомнить и применить даже самое простое правило. Зато именно из кинестетиков получаются лучшие актеры, спортсмены и танцоры.
Как работать с детьми-кинестетиками?
Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку.
Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно.
Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить физкультминутки. Пара минут активного движения - и ребенок-кинестетик опять готов к работе.
Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение - для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев - успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую "привязку" любого правила или информации к жизненным реалиям.
Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия "запрягает долго, зато едет увереннее".
Дигиталы
Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: "А как это устроено? А почему это работает?". Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.
Как работать с учениками-дигиталами?
В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику - успех будет обеспечен.

Тест №3 (для первоклассников)

Методика определения способа познания (ведущего канала восприятия) у дошкольников и младших школьников: Инструкция. Читая материал опросника, отмечайте черты, присущие вашему ребенку. Затем суммируйте и сравните полученные результаты. Одно из определений – аудиал (слуховое восприятие), визуал (зрительное восприятие) или кинестетик (тактильное восприятие) – соберет большее количество отметок. Это определение и будет означать тот способ познания, который наиболее характерен для ребенка. Тестовый материал.
1.Общение. Если мой ребенок хочет что-нибудь сказать, то…
Визуал - Он говорит, используя самые простые обороты речи - Он неправильно произносит некоторые слова и звуки - Он пропускает наречия и предлоги
Аудиал - Он использует те же обороты речи, что и взрослые - Он использует грамматически правильные предложения - Он рассказывает тщательным образом продуманные истории
Кинестетик - Его речь тяжело понять - Он говорит короткими, грамматически неправильными предложениями - Он стремится изобразить события, вместо того, чтобы рассказать о них
2. Любимые игрушки в свободное время. Во время игры мой ребенок…
Визуал - Отдает предпочтения головоломкам и настольным играм - Наслаждается компьютерными играми или играми с калькулятором - Узнает о новых вещах, наблюдая
Аудиал - Любит слушать аудиозаписи - Любит книги и игру фантазии - Учится новому, читая инструкции
Кинестетик - Любит играть на свежем воздухе - Наслаждается пребыванием в бассейне, на катке или горке - Почти каждой игрушке находит полноценное применение
3.Сложные двигательные навыки. Когда мой ребенок начинает что-то делать руками, то…
Визуал - Он пишет старательно - Его художественные изделия очень аккуратны и красивы - Он легко вырезает, раскрашивает, склеивает Аудиал - Он пишет достаточно неплохо - Во время работы он разговаривает сам с собой - Его художественные изделия достаточно привлекательны
Кинестетик - Ему очень тяжело писать - Многие буквы и цифры у него получаются некрасивыми – Его художественные работы неопрятны
4.Простые двигательные навыки. Когда мой ребенок начинает двигаться…
Визуал - Настольные игры он считает лучшими, чем игры на свежем воздухе - Любит бадминтон, поскольку эта игра очень хорошо ему удается - Любит игры с четко установленными правилами
Аудиал - Он больше разговаривает, чем играет - Отдает предпочтение играм, требующим вербального общения - Во время какой бы то ни было деятельности, разговаривает сам с собой
Кинестетик - Игры на свежем воздухе считает лучше настольных игр - Имеет хорошую координацию - Не ходит спокойно, а носится
5.Общественные навыки. Когда мой ребенок находится в окружении других детей, то…
Визуал - Даже в толпе остается одиноким - Прежде чем принять участие в игре, следит за тем, как играют другие - Долго привыкает к новым людям
Аудиал - Буквально расцветает в кругу друзей - Может мешать во время занятий в классной комнате, поскольку, очень много разговаривает - Часто отвечает за других и ведет себя несколько пренебрежительно
Кинестетик - Коллективистский, но не очень разговорчивый - Может причинять беспокойство, поскольку во время занятий в классе мешает своим соседям - Любит пошалить
6.Эмоции. Когда ребенка что-то тревожит, то он…
Визуал - Вообще не очень эмоционален - Начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность других
Аудиал - Свободно рассказывает о своих ощущениях - Может пойти на конфронтацию с другими по поводу своих ощущений
Кинестетик - Эмоционально зависим и легко обижается - Когда его призывают к порядку, реагирует гневно, не стесняясь и не раскаиваясь
7.Память. Когда мой ребенок занимается, он…
Визуал - Может воспроизводить буквы и цифры по памяти - Помнит о том, что ему показывали
Аудиал - Лучше всего учится, заучивая наизусть - Знает звуки, соответствующие буквам алфавита
Кинестетик - Плохо запоминает - Легко отвлекается
8.Школьные навыки. Когда мой ребенок находится в классной комнате, он…
Визуал - Следит за опрятностью своей одежды - Следит за чистотой своего рабочего места - В свободное время отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремесел - Медленно привыкает к новой ситуации
Аудиал - Его внешний вид не очень неряшлив, но и не очень опрятен - Ему приходится напоминать о том, чтобы он убрал свое рабочее место - Он внимательный и послушный - Он исполняет соло в большинстве дискуссий и часто говорит воспитателю о чьем-то неправильном поведении
Кинестетик - Он абсолютно не заботится о своем внешнем виде и нередко бывает весьма неопрятен - Работает в окружении полнейшего беспорядка, способен переворошить свое рабочее место за несколько минут - Проявляет большую активность во время игр - Вынужденный сидеть на одном месте, буквально корчится и извивается

Тест №4

Аудиал, визуал, кинестетик.
(диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева
Адаптирован для диагностики младших школьников 2-4 класс)
Инструкция к тесту.
Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным
утверждением, и знак "-", если не согласны.
Тестовый материал.
Утверждения «Да» «Нет»
1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
2. Часто напеваю себе потихоньку.
3. Не признаю одежду, которая мне неудобна.
4. Люблю ходить в бассейн
5.Цвет моей авторучки, сумки, пенала для меня не имеет значения.
6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.
7. Меня развлекает подражание диалектам, разница в произношении слов жителями разных областей.
8. Внешнему виду я придаю серьезное значение.
9. Мне нравится гладить кошку, собаку.
10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.
11. Плохо себя чувствую, когда нет возможности подвигаться.
12. Когда вижу новую одежду в магазине, всегда, знаю, что мне подойдет.
13. Когда слышу знакомую мелодию, обычно легко вспоминаю, при каких
обстоятельствах слышал её в первый раз.
14. Люблю читать во время еды.
15. Люблю поговорить по телефону.
16 .У меня есть склонность к полноте, если много ем.
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
18. После тяжёлого дня мой организм в напряжении.
19. Охотно и много фотографирую.
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
21. Легко могу потратить деньги на красивые, но не очень нужные вещи, потому что
они украшают жизнь.
22. Вечером люблю принять горячую ароматную ванну.
23. Стараюсь записывать свои личные дела, чтобы не забыть и не запутаться.
24. Часто разговариваю с собой.
25.После длительной езды в машине долго прихожу в себя.
26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
27.Придаю значение тому, как человек одеваться, обращаю на это внимание.
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.
30. Мне нелегко найти удобную обувь.
31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.
32. Могу узнать лица, которые когда-либо видел, даже если больше их не встречал.
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.
34. Люблю слушать, когда говорят.
35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные
упражнения, иногда и потанцевать.
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
37. Не могу слушать плохую стереоаппаратуру.
38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.
39.На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.
40. Не выношу беспорядок.
41. Не люблю синтетических тканей, которые электризуются и треща
42. Считаю, что атмосфера и уют в помещении зависит от освещения.
43. Часто хожу на концерты.
44. Пожатие руки много говорит мне о личности человека
45. Охотно посещаю галереи и выставки.
46. Серьезная дискуссия, спор – это интересно.
47.Через движение можно сказать значительно больше, чем словами.
48. В шуме не могу сосредоточиться.
Ключ к тесту аудиал, визуал, кинестетик.
Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.
Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия):
13 и более – высокий;
8-12 – средний;
7 и менее – низкий.
Интерпретация результатов: Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.