Как правильно воспитывать двойняшек. Как растить двойняшек

Воспитывая близнецов, родители получают и двойную усталость, и двойное удовольствие. Для многих родителей близнецов первый год их жизни остается в памяти кошмарным сном. Мы же предлагаем способы, как облегчить уход за несколькими детьми.

Двойная подготовка. При современной ультразвуковой технике исследований близнецы редко бывают сюрпризом. Помните, что двойни, тройни и т.д. обычно появляются на 2-3 недели раньше срока. Если вы будете тянуть до последнего, роды могут застать вас врасплох. Заранее запаситесь всем необходимым, не откладывая на последние месяцы беременности. Вступите в клуб матерей близнецов в вашем округе. Посещайте их собрания до рождения детей и в первые год-два после него.
Нет ничего полезнее, чем опыт умудренных родителей, он поможет сэкономить силы и время.

Двойная команда. Если родился один ребенок, участие отца в уходе за ним - дело его доброй воли. Если же детей больше, это уже его долг. В уходе за близнецами роли матери и отца четко не распределены. Отец может участвовать во всем, кроме кормления грудью (хотя даже в этот момент у него есть кое-какие обязанности).

Обед на двоих. Старайтесь приучить обоих детей к кормлению по одному графику. Если отец дома и вы кормите детей из бутылочки, каждый из вас берет по ребенку, и они едят одновременно. Если вы кормите грудью, используйте положение для близнецов.

Двойные обязанности. Попробуйте приучить детей не только к одновременному кормлению, но и к общему распорядку сна. Устройте два тихих часа днем, когда вы все втроем будете ложиться. Это поможет вам выработать у младенцев устойчивое отношение ко сну. Но вот купание в ванной в ранние месяцы для двух детей сразу затруднительно (если, конечно, у вас не четыре руки). Если одновременно купать детей вам слишком сложно, можно заняться с одним, пока другой играет. К тому же, ребенка не обязательно купать каждый день. Можно одного купать в один день, другого - на следующий, а самой принять ванну на третий. Но ежедневно необходимо протирать лицо ребенка и тело в местах соприкосновения с пеленкой.

Двойная организованность. С того дня, когда у вас появились близнецы, вам надо особенно четко планировать свое время. Делайте только то, что кроме вас никто не делает, остальное предоставьте другим. Дайте мужу, родителям, близким друзьям список покупок. Пусть подождут дела, которые могут подождать. Спросите ваших знакомых из клуба матерей близнецов, как можно сэкономить время, например, при приготовлении пищи. Прачечная - тоже ваше спасение.

Двое в одной кровати. Близнецы быстрее успокаиваются и лучше спят, если их класть в одну постель, а не в разные. В конце концов они достаточно сблизились за 9 месяцев в утробе. По мере их роста можно сделать более просторным спальное место - в зависимости от того, как они лучше спят - прижимаясь друг к другу или держась на расстоянии.

Помощница. Наймите домашнюю прислугу хотя бы на первые месяцы. Для родителей близнецов это не роскошь, а необходимость. Если друзья спросят, что вам нужно и чем они могут быть полезны, попросите их помочь вам по дому, покупать продукты.

Носить двоих. Дети, которых носят, меньше плачут. Опытные родители знают, что этот прием успокаивает детей. Придется носить обоих близнецов. Если один из них начнет кричать, он потревожит другого, а двойные взаимоусиливающиеся вопли сильно бьют по нервам. Сделайте два лоскутных держателя - один для мамы, другой для папы, - и почаще выносите детей на прогулку. Свежий воздух развеет гнетущую мысль о том, что вы прикованы к дому.

Как их различать. Если вам сложно различать своих совершенно одинаковых детей, попробуйте прибегнуть к опознавательным знакам (разные браслеты, разная стрижка, пеленки разного цвета, разная одежда). Даже если ваши дети похожи друг на друга, как две капли воды, рано или поздно вы заметите, что у них есть некоторые индивидуальные, особые приметы, например, родинки на теле. Покупайте им разную на вид обувь или хотя бы с разными шнурками. Когда же близнецы подрастают, у них начнет проявляться индивидуальность.

Называйте близнецов по именам. Имейте в виду, что вы воспитываете две личности, а не просто двойню. Называйте детей по именам, а не "близнецами".

Похожие, но разные. Близнецы растут, и у вас могут появиться проблемы, возникающие только в подобных семьях. С одной стороны, малышам нравится, что они близнецы, но с другой - им хочется быть индивидуальными. В один день они могут захотеть быть одетыми одинаково, в другой - поразному. Плывите по течению - идите навстречу их пожеланиям и не бойтесь избаловать их таким явным потаканием.

Неповторимое удовольствие - наблюдать за развитием двух близнецов, за их взаимоотношениями. Двойная нагрузка окупается двойной радостью. Когда дети начинают сидеть и ползать, родителям становится полегче, так как парочка может сама себя занять, давая родителям необходимую передышку. Затем приходит пора, когда глаза у вас разбегаются, поскольку вы пытаетесь уследить за обоими малышами. Со временем проблем с близнецами становится меньше, но полностью они не исчезают. Таковы радости воспитания двух детей.

Вы счастливые родители двойняшек? Тогда Вам повезло вдвойне. Дети будут расти в компании друг друга, одновременно развиваясь и помогая друг другу познавать мир. Родителям нужно знать, что воспитание двойняшек несколько отличается от воспитания одного ребёнка. Читайте о тонкостях воспитания двойняшек в нашей статье.

Двойняшки в семье: особенности жизни и воспитания

С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения.

Нередки случаи, когда у мамы рождается сразу двое и более детей: или близнецов, или двойняшек. В чём отличие между ними? В медицинской терминологии нет такого понятия как двойняшки. Различают однояйцевых или разнояйцевых близнецов. К первым относятся два ребёнка или более, развивавшихся в одной матке и родившихся почти одновременно. Разнояйцевых близнецов мы привыкли называть двойняшками. Близнецы всегда относятся к одному полу, а двойняшки могут быть как одного, так и разных полов. Близнецы всегда сильно похожи друг на дружку: почти неразличимы. Разнояйцевые близнецы (двойняшки) имеют внешнее сходство, как обычные братья и сестры. И близнецы, и двойняшки - особенные дети: появляясь на свет одновременно, они всё же два различных индивида.

«Двойняшки приходят в мир не такими, как все остальные дети».

В чём основная особенность двойняшек? В том, что они изначально вынуждены находиться всё время вместе: сначала в утробе матери, а потом – на протяжении всего детства.

С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения. Даже младенцы ощущают тревогу, когда сестрички или братика долго нет рядом с ними. В этом есть и значительный плюс: двойняшки никогда не бывают одинокими. Даже если у родителей не всегда находится достаточно времени, чтобы посвятить их детям, двойняшки всегда займут себя сами, общаясь друг с другом. Такое общение начинается с простых жестов и возгласов, а вскоре становится неким «тайным языком близнецов». Почему «тайным»? Потому что взрослые не всегда могут понять, о чём лопочут дети. Малыш, который растёт в семье один, учится говорить, копируя речь взрослых. А у двойняшек развитие речи происходит по-другому: находясь рядом большую часть времени, они копируют то, что говорит друг дружка. Не умея говорить правильно, они повторяют друг за другом, однако при этом отлично понимают друг друга. И здесь одной из главных задач родителей становится своевременное развитие правильной речи обоих детей.

Ещё одни плюс двойняшек выражается в том, что обычно они гораздо самостоятельнее, чем их сверстники-одиночки.

Смотрите видео о вопросах воспитания близнецов, двойняшек и погодок

Две разных личности

Один из важнейших моментов, на который родители должны обращать внимание при воспитании двойняшек – это то, что двойняшки – две разные личности. Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями. Если родители этого не понимают и не содействуют формированию правильной идентичности ребёнка, то это может привести к сложностям в социальной адаптации во взрослом возрасте. Например, нередки случаи, когда двойняшки не хотят раздельно учиться, работать, служить в армии в разных местах. Такие люди не готовы создать свою семью, а их контакты с окружающими весьма ограничены, так как окружающих они ждут такого же взаимопонимания, как и от брата или сестры.

Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями.

В психолого-педагогической практике неоднократно описано, как у двойняшек и близнецов возникают нарушения самоидентификации, что проявляется в том, что дети могут делить приобретаемые умения и навыки. Например, один может читать, а другой писать; один отлично собирает пазлы, а другой – общается с детьми. Они себя воспринимают так, будто бы только вместе они единое целое. Случается иногда так, что двойняшки могут «потеряться» в обществе, находясь в каких-то ситуациях поодиночке. Такая модель поведения может привести к общему торможению развития личностей двойняшек. Поэтому важно, чтобы каждый ребёнок в паре двойняшек чувствовал границы своего «Я».

Однополые двойняшки

Задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого

В парах двойняшек одного пола почти всегда встречается такая проблема, как подчинение одного ребёнка другому. Ребёнку, родившемуся на пару мгновений раньше, подчиняется младший, а сильному – подчиняется слабый. Такие отношения между детьми вырабатываются с раннего детства, и могут продолжаться почти всю жизнь. У двойняшек-мальчиков всегда доминирует тот, кто сильнее. А среди двойняшек-девочек доминирует та, которая более развита интеллектуально. Часто доминирующий ребёнок бывает более инициативным, считает себя лучше и умнее второго ребёнка, любит им командовать. Доминирующий ребёнок более независим и самостоятелен, чем второй. Здесь задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Специфика воспитания двойняшек разного пола

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то нужно развивать у него самостоятельность и независимость от сестры.

В парах разнополых двойняшек чаще всего доминирует девочка. Это связано с тем, что, благодаря своим психофизиологическим характеристикам девочки развиваются быстрее. В том случае, если рост, вес и темп развития мальчика-двойняшки опережают девочку, то она может утратить свою доминирующую позицию – и тогда мальчик становится лидером.

Если вы видите, что лидерство одного ребёнка значительно подавляет другого, то лучше разделить двойняшек: отправить в разные группы детского сада, в разные классы, кружки, спортивные секции.

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то родителям следует специально развивать у него самостоятельность и независимость от сестры. Отведите его в спортивную секцию, предназначенную только для мальчиков. Посодействуйте тому, чтобы у мальчика были свои «отдельные» друзья. Отлично, если у него появится деятельность, в которой сестра бы не превосходила его. Пусть в этом деле поможет папа. Если в семье папы нет – то матери обязательно нужно подумать, кого из мужчин привлечь к воспитанию мальчика-двойняшки: дедушку, дядю, близкого родственника, который опекал бы его и участвовал бы в его воспитании.

Если девочке всегда не хватает брата – то в этом случае нужно тоже развивать её самодостаточность.

«Разнополые двойняшки переживают разлуку не так сильно, как однополые».

Взаимоотношения двойняшек

Несмотря на то, что двойняшки всё время рядом друг с другом и дружат, это не означает, что они не могут соперничать. Борьба чаще всего возникает из-за степени любви и ласки родителей.

Чтобы наладить правильные отношения между двойняшками, лишённые жёсткой конкуренции, лучше всего действовать таким образом:

  • обняв одного, не забывайте и про другого
  • приучать не жадничать, помогать друг другу
  • учить вдумчивости, рассудительности, терпению.

Вскоре дети поймут, что родительской любви хватит на всех.

Развитие индивидуальности детей

Для того чтобы избежать всех возможных нежелательных последствий, связанных с самоидентификацией, рекомендуем родителям двойняшек:

  • воспринимать детей как двух отдельных индивидов, а не как «одно человеческое существо в двух экземплярах»
  • с самого раннего возраста детей поощрять в их независимость, восприятие и понимание собственного «Я»
  • придавать значение различиям двойняшек
  • называть каждого ребёнка своим именем
  • создать у каждого из двойняшек своего пространства, игрушек и т.п.

«Совет. Уделяя внимание различиям двойняшек и успехам каждого, необходимо быть осторожным и максимально корректным, чтобы не вызвать ревность и зависть у одного из детей».

Важно всячески содействовать тому, чтобы дети-двойняшки развивались в условиях, благоприятных для их психологического и эмоционального развития. Например, с помощью и игры и правильно подобранных игрушек:

  1. Устраивайте дома кукольный театр. Для двойняшек будет полезным принимать на себя разные роли. Это будет стимулировать развитие нужных навыков, развитие речи двойняшек, их логическое мышление, воображение и фантазию. А грамотные родители ещё и будут корректировать ход игры, в зависимости от того, себя будут проявлять в ней дети. Предлагайте детям меняться ролями: так они будут развивать разные качества, в том числе и лидерские.
  2. Запаситесь логическими играми. Лото, домино и другие разновидности игр, развивающих логику, обеспечат то, что в таких играх каждый из близнецов двойняшек будет играть сам за себя. Это научит самостоятельно принимать решения, высказывать и отстаивать собственное мнение.
  3. Предлагайте двойняшкам играть в игры на развитие мелкой моторики. А если приобретать их в двух экземплярах, то двойняшки смогут соревноваться друг с другом, развивая свои индивидуальные способности.
  4. Приглашайте играть в настольные игры. Каждый из детей не только будет играть сам за себя, но и развивать речь, внимание, память, мышление.
  5. Обеспечьте каждого из двойняшек своими игрушками. Покупая игрушки, позволяйте каждому из детей делать свой собственный выбор: они выберут те игрушки, которые будут отвечать их индивидуальным особенностям и предпочтениям.

Обращайте внимание на соперничество между детьми: учите их терпеливости и взаимопомощи

Полезные советы помогут родителям двойняшек выработать правильный подход в воспитании:

  1. Выбирайте детям разные по звучанию имена.
  2. Не покупайте двойняшкам одинаковую одежду, игрушки: учитывайте вкусы каждого ребёнка.
  3. Обращайте внимание на соперничество между детьми: учите их терпеливости и взаимопомощи.
  4. Уделяйте время каждому, в том числе и для общения наедине.
  5. Подчёркивайте индивидуальные различия между двойняшками.

Воспитывая двойняшек, помните, что у каждого из них – свои мысли и желания, особенности и таланты. Помогайте развиваться детям, будьте терпеливы – и вскоре они будут радовать двойными успехами.

Рождение ребенка – счастье. А рождение двойняшек- двойное счастье. Но и двойные нагрузки, беспокойство, трудности. Тревоги родителей и вопросы: «Как растить двойняшек?» абсолютно нормальны, ведь воспитание двойни имеет много психологических особенностей.

В первый год все силы родителей обычно направлены на уход за детишками. Находясь 9 месяцев в утробе мамы, малыши научились чувствовать друг друга. Поэтому после рождения у них развита незримая биофизическая связь: заплакал один малыш, тут же подхватил второй. И маме без помощи близких в первое время не обойтись. В первую очередь помощь окажет папа детей. Он может держать одного малыша, пока мама будет пеленать, переодевать или кормить первого. Неоценима помощь папы при купании двойняшек.

Грудное вскармливание двойни - очень хороший способ упростить процесс кормления детей и освободить время маме для себя. Обратитесь к помощи специалиста по грудному вскармливанию для организации кормления двойняшек. При помощи подушек можно располагать детей одновременно у обоих грудей. Когда они сосут вместе, вероятно, что и спать они будут одновременно. В это время мама может отдохнуть.

Как воспитывать двойняшек

Параллельно с организацией быта и уходом за двойняшками первого года жизни . Народная мудрость не зря гласит, что личность человека формируется до 3-х лет. От того какой старт получат двойняшки зависит их будущее.

Вообще, в воспитании двойни до года родителям нужно совместить несовместимое. Во – первых, укреплять незримую биофизическую связь двойняшек. Во - вторых, способствовать развитию у детей индивидуальности, и адаптации к окружающему миру не как часть собрата, а как отдельная личность. Как же это сделать? Ниже несколько советов для выполнения этой важной задачи:

  • Двойняшки в первые месяцы жизни не отделяют себя друг от друга. Поэтому организуйте для них одну кроватку. На сон кладите их рядышком друг к другу. После 1,5 -2 месяцев у них происходит процесс осознания своей некой отдельности. К этому времени уже можно организовать 2 кроватки на близком расстоянии, а лучше и вовсе придвинуть их вплотную, друг к другу.
  • Многие мамы любят одевать двойняшек в одинаковую одежду. Не стоит этого делать. Разная одежда это одно из первых средств помощи для осознания малышами себя как отдельных личностей.
  • Также по имени. Не стоит выбирать для детей созвучные имена. Например: Маша- Даша, Саша-Паша, Оля- Поля. Это может затянуть у детей процесс идентификации себя со своим именем.
  • Двойняшек любят называть уменьшительно-ласкательными словами, обобщая их: «Вы мои зайчики, котятки, рыбки, солнышки». Однако, для двойняшек важно, что бы при обращении к ним родители чаще озвучивали каждого ребенка по имени. Это еще один шаг к формированию своей «отдельности» от сестры или брата.

В конце статьи мы подготовили для вас доп. материал. Скачайте чек-лист "Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет"

  • Выбирайте для детей разные игрушки. Пусть они учатся договариваться, ждать своей очереди, чтоб поиграть другой игрушкой, делиться, ну и отстаивать свое право играть первым, если взял первый и еще не наигрался.
  • Внимательно отмечайте у детей то, чем они интересуются. И, исходя из их интересов, даже подарки на их общее день рождения делайте разные с самого детства.
  • Двойняшки естественным образом проводят много времени вместе. Когда в возрасте 9-10 месяцев появляются первые звукосочетания в их речи, они любят разговаривать друг с другом на своем, понятном только им, языке. И часто застревают на этой стадии. Поэтому на фоне других детей, речь двойняшек может запаздывать. Важной задачей родителей является помощь в своевременном формировании речи. Читайте с детьми книжки, пойте потешки, больше разговаривайте. Проводите занятия по развитию мелкой моторики- лепка, рисование, наклейки, пальчиковые игры. Все это лучше формирует речь.
  • Внимательно присмотритесь к своим детям. Обычно, кто- то из них обладает большими лидерскими качествами, а другой чаще уступает. Со временем для второго ребенка это может вылиться в отсутствие самостоятельности. В воспитании двойняшек мальчиков до года создавайте условия для их отдельного времяпровождения, что бы у каждого ребенка был шанс проявить себя отдельно от своей «второй половинки»
  • Двойняшки прекрасно играют вместе. Однако, им нужно учиться строить отношения, взаимодействуя и с другими сверстниками. Ходите с двойней на развивающие занятия, в гости, где есть другие дети, в различные кружки по интересам.
  • Каждому ребенку организуйте в доме свой личный уголок. Своя кровать, свой столик, своя полка с вещами, свой ящик для игрушек.
  • В детском садике двойняшкам лучше быть сперва в одной группе, но предупредите воспитательницу, что детей нужно воспринимать не как одно целое, а как разных личностей.

  • В школе первый период адаптации к коллективу и учебному процессу детям лучше пройти вместе. А далее имеет смысл родителям, ориентируясь на разные индивидуальные способности детей, подумать о разных классах. Особенно если у детей будет ярко выраженные отличия по складу ума: у кого-то явно гуманитарный, а у кого-то математический.
  • Не выделяйте одного из двойняшек. Старайтесь равномерно дать им свое внимание, заботу и любовь.
  • Не наказывайте всех «под одну гребенку». Находите зачинщика. Тем самым в детях будет развиваться индивидуальная ответственность за свой поступок.

К вопросу воспитания двойняшек родителям нужно подходить очень интуитивно. Эмоциональная связь детей из двойни велика. Поэтому, помните, вам важно не разъединить близнецов, а найдя в них индивидуальные отличия, способствовать развитию двух самодостаточных, социально- развитых личностей.

Скачайте чек-лист "Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет"

​Не все родители понимают, что к трем годам ребенок становится самостоятельной личностью. Узнайте, как развивается психика ребенка от рождения до трех лет, скачав чек-лист!

Вы счастливые родители двойняшек? Тогда Вам повезло вдвойне. Дети будут расти в компании друг друга, одновременно развиваясь и помогая друг другу познавать мир. Родителям нужно знать, что воспитание двойняшек несколько отличается от воспитания одного ребёнка. Читайте о тонкостях воспитания двойняшек в нашей статье.

Двойняшки в семье: особенности жизни и воспитания

С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения.

Нередки случаи, когда у мамы рождается сразу двое и более детей: или близнецов, или двойняшек. В чём отличие между ними? В медицинской терминологии нет такого понятия как двойняшки. Различают однояйцевых или разнояйцевых близнецов. К первым относятся два ребёнка или более, развивавшихся в одной матке и родившихся почти одновременно. Разнояйцевых близнецов мы привыкли называть двойняшками. Близнецы всегда относятся к одному полу, а двойняшки могут быть как одного, так и разных полов. Близнецы всегда сильно похожи друг на дружку: почти неразличимы. Разнояйцевые близнецы (двойняшки) имеют внешнее сходство, как обычные братья и сестры. И близнецы, и двойняшки - особенные дети: появляясь на свет одновременно, они всё же два различных индивида.

«Двойняшки приходят в мир не такими, как все остальные дети».

В чём основная особенность двойняшек? В том, что они изначально вынуждены находиться всё время вместе: сначала в утробе матери, а потом – на протяжении всего детства.

С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения. Даже младенцы ощущают тревогу, когда сестрички или братика долго нет рядом с ними. В этом есть и значительный плюс: двойняшки никогда не бывают одинокими. Даже если у родителей не всегда находится достаточно времени, чтобы посвятить их детям, двойняшки всегда займут себя сами, общаясь друг с другом. Такое общение начинается с простых жестов и возгласов, а вскоре становится неким «тайным языком близнецов». Почему «тайным»? Потому что взрослые не всегда могут понять, о чём лопочут дети. Малыш, который растёт в семье один, учится говорить, копируя речь взрослых. А у двойняшек развитие речи происходит по-другому: находясь рядом большую часть времени, они копируют то, что говорит друг дружка. Не умея говорить правильно, они повторяют друг за другом, однако при этом отлично понимают друг друга. И здесь одной из главных задач родителей становится своевременное развитие правильной речи обоих детей.

Ещё одни плюс двойняшек выражается в том, что обычно они гораздо самостоятельнее, чем их сверстники-одиночки.

Смотрите видео о вопросах воспитания близнецов, двойняшек и погодок

Две разных личности

Один из важнейших моментов, на который родители должны обращать внимание при воспитании двойняшек – это то, что двойняшки – две разные личности. Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями. Если родители этого не понимают и не содействуют формированию правильной идентичности ребёнка, то это может привести к сложностям в социальной адаптации во взрослом возрасте. Например, нередки случаи, когда двойняшки не хотят раздельно учиться, работать, служить в армии в разных местах. Такие люди не готовы создать свою семью, а их контакты с окружающими весьма ограничены, так как окружающих они ждут такого же взаимопонимания, как и от брата или сестры.

Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями.

В психолого-педагогической практике неоднократно описано, как у двойняшек и близнецов возникают нарушения самоидентификации, что проявляется в том, что дети могут делить приобретаемые умения и навыки. Например, один может читать, а другой писать; один отлично собирает пазлы, а другой – общается с детьми. Они себя воспринимают так, будто бы только вместе они единое целое. Случается иногда так, что двойняшки могут «потеряться» в обществе, находясь в каких-то ситуациях поодиночке. Такая модель поведения может привести к общему торможению развития личностей двойняшек. Поэтому важно, чтобы каждый ребёнок в паре двойняшек чувствовал границы своего «Я».

Однополые двойняшки

Задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого

В парах двойняшек одного пола почти всегда встречается такая проблема, как подчинение одного ребёнка другому. Ребёнку, родившемуся на пару мгновений раньше, подчиняется младший, а сильному – подчиняется слабый. Такие отношения между детьми вырабатываются с раннего детства, и могут продолжаться почти всю жизнь. У двойняшек-мальчиков всегда доминирует тот, кто сильнее. А среди двойняшек-девочек доминирует та, которая более развита интеллектуально. Часто доминирующий ребёнок бывает более инициативным, считает себя лучше и умнее второго ребёнка, любит им командовать. Доминирующий ребёнок более независим и самостоятелен, чем второй. Здесь задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Специфика воспитания двойняшек разного пола

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то нужно развивать у него самостоятельность и независимость от сестры.

В парах разнополых двойняшек чаще всего доминирует девочка. Это связано с тем, что, благодаря своим психофизиологическим характеристикам девочки развиваются быстрее. В том случае, если рост, вес и темп развития мальчика-двойняшки опережают девочку, то она может утратить свою доминирующую позицию – и тогда мальчик становится лидером.

Если вы видите, что лидерство одного ребёнка значительно подавляет другого, то лучше разделить двойняшек: отправить в разные группы детского сада, в разные классы, кружки, спортивные секции.

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то родителям следует специально развивать у него самостоятельность и независимость от сестры. Отведите его в спортивную секцию, предназначенную только для мальчиков. Посодействуйте тому, чтобы у мальчика были свои «отдельные» друзья. Отлично, если у него появится деятельность, в которой сестра бы не превосходила его. Пусть в этом деле поможет папа. Если в семье папы нет – то матери обязательно нужно подумать, кого из мужчин привлечь к воспитанию мальчика-двойняшки: дедушку, дядю, близкого родственника, который опекал бы его и участвовал бы в его воспитании.

Если девочке всегда не хватает брата – то в этом случае нужно тоже развивать её самодостаточность.

«Разнополые двойняшки переживают разлуку не так сильно, как однополые».

Взаимоотношения двойняшек

Несмотря на то, что двойняшки всё время рядом друг с другом и дружат, это не означает, что они не могут соперничать. Борьба чаще всего возникает из-за степени любви и ласки родителей.

Чтобы наладить правильные отношения между двойняшками, лишённые жёсткой конкуренции, лучше всего действовать таким образом:

  • обняв одного, не забывайте и про другого
  • приучать не жадничать, помогать друг другу
  • учить вдумчивости, рассудительности, терпению.

Вскоре дети поймут, что родительской любви хватит на всех.

Развитие индивидуальности детей

Для того чтобы избежать всех возможных нежелательных последствий, связанных с самоидентификацией, рекомендуем родителям двойняшек:

  • воспринимать детей как двух отдельных индивидов, а не как «одно человеческое существо в двух экземплярах»
  • с самого раннего возраста детей поощрять в их независимость, восприятие и понимание собственного «Я»
  • придавать значение различиям двойняшек
  • называть каждого ребёнка своим именем
  • создать у каждого из двойняшек своего пространства, игрушек и т.п.

«Совет. Уделяя внимание различиям двойняшек и успехам каждого, необходимо быть осторожным и максимально корректным, чтобы не вызвать ревность и зависть у одного из детей».

Важно всячески содействовать тому, чтобы дети-двойняшки развивались в условиях, благоприятных для их психологического и эмоционального развития. Например, с помощью и игры и правильно подобранных игрушек:

  1. Устраивайте дома кукольный театр. Для двойняшек будет полезным принимать на себя разные роли. Это будет стимулировать развитие нужных навыков, развитие речи двойняшек, их логическое мышление, воображение и фантазию. А грамотные родители ещё и будут корректировать ход игры, в зависимости от того, себя будут проявлять в ней дети. Предлагайте детям меняться ролями: так они будут развивать разные качества, в том числе и лидерские.
  2. Запаситесь логическими играми. Лото, домино и другие разновидности игр, развивающих логику, обеспечат то, что в таких играх каждый из близнецов двойняшек будет играть сам за себя. Это научит самостоятельно принимать решения, высказывать и отстаивать собственное мнение.
  3. Предлагайте двойняшкам играть в игры на развитие мелкой моторики. А если приобретать их в двух экземплярах, то двойняшки смогут соревноваться друг с другом, развивая свои индивидуальные способности.
  4. Приглашайте играть в настольные игры. Каждый из детей не только будет играть сам за себя, но и развивать речь, внимание, память, мышление.
  5. Обеспечьте каждого из двойняшек своими игрушками. Покупая игрушки, позволяйте каждому из детей делать свой собственный выбор: они выберут те игрушки, которые будут отвечать их индивидуальным особенностям и предпочтениям.

Обращайте внимание на соперничество между детьми: учите их терпеливости и взаимопомощи

Полезные советы помогут родителям двойняшек выработать правильный подход в воспитании:

  1. Выбирайте детям разные по звучанию имена.
  2. Не покупайте двойняшкам одинаковую одежду, игрушки: учитывайте вкусы каждого ребёнка.
  3. Обращайте внимание на соперничество между детьми: учите их терпеливости и взаимопомощи.
  4. Уделяйте время каждому, в том числе и для общения наедине.
  5. Подчёркивайте индивидуальные различия между двойняшками.

Воспитывая двойняшек, помните, что у каждого из них – свои мысли и желания, особенности и таланты. Помогайте развиваться детям, будьте терпеливы – и вскоре они будут радовать двойными успехами.

Загадка одновременного рождения и развития двоих детей давно волнует ученых и мыслителей. В наши дни, кажется, что все тайны давно открыты. Однако немногочисленные исследования, проводимые в этой области, наталкиваются на новые и новые загадки. Один из самых загадочных вопросов – вопрос психологического развития близнецов. Ведь науке до сих пор неизвестно, какой вклад в развитие человека вносит генетическая предрасположенность, а за какую часть отвечает окружающая среда.
Исследования психологов показывают, что близнецы являются особыми детьми. Они повсюду держатся вместе, часто оба ребенка отстают в освоении речи, имеют более низкий уровень успеваемости в школе, чаще, чем одиночно рожденные дети, испытывают сложности в семейной жизни. Большая часть сложностей связана с особенностью развития детей в паре, так называемой «близнецовой ситуацией».
В настоящее время психологи считают, что все недостатки в развитии близнецов можно устранить, если ликвидировать ошибки родителей и педагогов при . Давайте попробуем разобраться в особенностях психологического развития близнецов вместе с МирСоветов.

Мифы и легенды о близнецах

Существует множество мифов о близнецах. Чаще всего в мифах близнецам приписываются божественные способности. Близнецы способны понимать друг друга без слов, могут исцелять болезни животных и людей, являются посредниками между богами и людьми. В мифах также описываются и особенности взаимодействия близнецов – «близнецовая ситуация». Даже боги-близнецы ели из одной тарелки, получали наказание друг за друга, довольствовались одной женой или мужем, умирали в один день.
В современном мире также существует определенный стереотип о близнецах. Внешнее сходство дает повод думать, что близнецы имеют одинаковые чувства, мысли, желания и способности. Многие до сих пор считают, что близнецы должны умереть в один день и от одной болезни, что после смерти одного близнеца второй жить не сможет. Эти взгляды появились многие сотни лет назад, и в наши дни они формируют такое отношение к близнецам. Родители и педагоги стараются подчеркивать во всем одинаковость двух детей, влияя на их будущее психологическое развитие.

Особенности близнецов при рождении

По статистике только в одном проценте от всех родов рождаются близнецы. Человеческая приспособлена к вынашиванию одного плода, поэтому беременность двумя плодами является, скорее, исключением из правил. Два плода в матке сдавливают сосуды, не дают расти плаценте и друг другу. Именно поэтому близнецы обычно рождаются с меньшим ростом и весом, чем одиночно рожденные дети. Примерно в течение 1-1,5 лет близнецы догоняют в развитии обычных детей. Таким образом, несмотря на возможный недостаток массы при рождении, уровень развития близнецов уже через год не отличается от развития одиночно рожденных детей. Основополагающим фактором психического развития становится правильное воспитание близнецов.

Что такое «Близнецовая ситуация»

Я думаю, что читателям МирCoветов известно понятие «границы личности». Все дети, когда рождаются, не осознают свои границы. Постепенно маленький ребенок учится осознавать себя, отличать от внешней среды, от мамы. И только с возрастом у ребенка появляется понятие собственного «Я».
Близнецовая ситуация – это особенность развития близнецов, которая в результате взаимодействия наследственных факторов и среды оказывает влияние на формирование определенных свойств, присущих близнецовой паре. Близнецы психологически очень близки друг к другу, намного ближе обычных братьев и сестер. Если обычный ребенок при своем развитии должен научиться отличать себя от матери, то у близнецов стоит еще одна нелегкая задача – отграничивать себя друг от друга.
На самом деле, подумайте, как сложно двум детям, имеющим общие гены и врожденные факторы, похожим как две капли воды, находить в себе отличия друг от друга. Очень многое зависит от условий, в которых дети воспитывались.
В наши дни очень часто близнецы воспринимаются окружающими как единое целое. Часто люди симпатизируют схожести близнецов, особенно когда они одинаково одеты и причесаны. Многие люди их просто не различают между собой, для того, чтобы не путать их имена, называют по фамилии или просто «близнецами». Даже более близкие люди часто не обращают внимания на различия между детьми, не придают значения тому, что называют их не своими именами. Если вам это кажется глупостью, то представьте, что вас какой-нибудь хорошо знакомый человек постоянно называет другим именем или принимает за другого человека? Что вы почувствуете? А у близнецов это в порядке вещей.
Близнецы видят положительную реакцию людей на их одинаковость и с детства пытаются ее поддерживать. Они часто и везде появляются вместе, имеют одинаковые хобби и общих друзей, игнорируют свои различия. Постепенно они начинают отождествлять себя со своим партнером и не различать собственное «Я». Именно поэтому близнецы чаще всего говорят «Мы» вместо «Я», в детстве не отличают себя на фотографиях и в зеркале, могут не различать собственное имя в детстве.
Близнецы становятся взаимозависимыми, часто могут существовать только совместно друг с другом. Именно поэтому они нередко не имеют семьи или семью имеет только один из близнецов, а второй живет где-нибудь поблизости.

Особенности речевого и интеллектуального развития близнецов

У близнецов нередко бывает задержка развития речи. Чаще всего она связана с тем, что близнецы создают между собой их уникальный язык и не нуждаются в общении с окружающим миром. Одиночно рожденные дети начинают разговаривать обычно к концу первого года. Близнецы же могут отставать в развитии речи на два года. Отставание в развитии является не генетической проблемой, а связано с замкнутостью близнецовой пары, зацикленностью друг на друге, недостаточным общением с другими детьми и застенчивостью. Отставание в речевом развитии иногда является причиной недоразвития других психических функций, связанных с речью. Иногда такие дети могут производить впечатление отстающих по параметрам интеллекта, но все психические функции приходят в норму при восстановлении нормальной речи. Явление общего языка временное и проходит с возрастом. К школьному возрасту обычно функция речи восстанавливается полностью.
Таким образом, расширяя круг общения детей, не позволяя им замыкаться друг на друге, развивая их при помощи игр, родители могут полностью предотвратить возникновение дефектов речи у близнецов и снижение развития психики.

Ролевые отношения в близнецовой паре

В связи с тем, что близнецы постоянно общаются в своем замкнутом мирке, у них часто возникают взаимоотношения типа «лидер – ведомый». обычно близнец, который превосходит своего партнера по каким-либо характеристикам: рост, вес, успеваемость в школе и т. д. Однако нередко к возникновению лидерства и подчинения в отношениях близнецов провоцируют родители или учителя в школе. Если взрослые считают одного из детей сильней, умней, лучше (и т. д.), а другого слабей, глупей или просто хуже, то они неосознанно подталкивают второго ребенка на подчинение первому, копированию его качеств.
Отношения лидерства и подчинения могут играть как положительную роль в близнецовой паре, так и отрицательную. Лидер может защищать своего более слабого партнера. Однако подчиненный ребенок может навсегда остаться слабым и нуждающимся в защите.
Нередко близнецы распределяют функции взаимодействия с окружающим миром между собой. Например, один ходит на экзамены по математическим предметам, а второй по гуманитарным. Один берет на себя коммуникацию с людьми, второй является интеллектуальной стороной пары. Такое распределение ролей еще больше сближает близнецов и отграничивает от окружающего мира. Постепенно близнецы привыкают взаимодействовать с другими людьми только совместно. Это может сказаться отрицательно на работе и семейной жизни, так как близнецы будут настаивать на выполнении непривычных им ролей другими людьми. Они постоянно будут искать в других людях недостающие у них качества. Однако найти таких людей им будет сложно, потому что человека ближе, чем его партнер-близнец, идеально дополняющий его, быть не может. Психологи подтверждают, что необходимым условием формирования индивидуальности у каждого из близнецов является круг общения детей, особенно их родители. Основой наиболее частых отклонений в развитии является «близнецовая ситуация», специфику которой не смогли учесть в семье.
Предлагаем читателям МирСоветoв следующие рекомендации, позволяющие воспитать каждого ребенка в близнецовой паре самостоятельным индивидом:
  1. Основная тенденция воспитания близнецов – поощрение самостоятельности и индивидуальности каждого ребенка, отношение к каждому как к отдельной личности. Особенно важно это делать в младшем возрасте, когда закладываются основные установки.
  2. Родителям необходимо проводить время с каждым ребенком по отдельности. Конечно, больше всего времени родители могут проводить с двумя детьми сразу, но, повторюсь, каждый ребенок нуждается в индивидуальном внимании родителей. У каждого близнеца должно быть собственное время для общения с взрослыми и друзьями. Это поможет ребенку ощущать свою индивидуальность.
  3. Избегайте постоянного подчеркивания сходства близнецов. Покупайте им разную одежду, игрушки, личные вещи. Не одевайте их в вещи друг друга, пусть и размер у них одинаковый. Учитывайте вкус каждого ребенка. Водите их в разные секции и кружки, покупайте им разные подарки, а не один подарок на двоих. Конечно, это требует больше времени и средств, но психическое здоровье детей стоит того.
  4. Называйте каждого ребенка по имени, а не просто «дети» или «близнецы». Старайтесь давать им не одно общее задание на двоих, а каждому индивидуальное.
  5. Старайтесь не ставить одного ребенка в пример другому, дарите им одинаковое количество симпатии и любви.
  6. Обращайте внимание на интересы и увлечения разнополых близнецов. При возникновении близкого общения в разнополой близнецовой паре девочки могут перенимать у мальчиков мужские стереотипы поведения и наоборот. Подавайте детям правильный пример, ведь социальные установки в обществе очень сильны.
Главной причиной особенностей психологического развития близнецов является попытка родителей и окружения сблизить близнецов, подчеркнуть их одинаковость. Близкий контакт и генетическая идентичность делают попытку объединить близнецов очень успешной. Для многих родителей воспитывать детей одинаковыми намного проще как с материальной точки зрения, так и с точки зрения удобства и времени. Часто родители просто не осознают выбранное ими направление в воспитании и его последствия.
Помогите каждому ребенку из близнецовой пары почувствовать свою индивидуальность, руководствоваться своими интересами, развить свои способности и стремления, создать счастливую семью, найти собственную дорогу в жизни!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.