Грудничок плачет во время мочеиспускания. Почему младенец плачет, перед тем как пописать. Истерика у грудничка: основные причины

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Через 5-7 дней после рождения крохи маму с малышом выписывают из роддома. В первые несколько дней после выписки вас посетят на дому медсестра и педиатр. Они осмотрят новорожденного, расскажут о том, что и как следует делать в первый месяц жизни ребенка . Но если остались вопросы - обязательно задавайте!

Прививки

В первые 12 часов жизни в роддоме малышу делают прививку против вирусного гепатита, а через 3-7 дней - против туберкулеза (БЦЖ).

Вес

За первый месяц жизни ребенок вырастает в среднем на 3 см, а вес увеличивается на 600 грамм. Это уже после того, как малыш потерял вес после родов.

Потеря веса после родов происходит из-за того, что перестраивается кровеносная система, начинают работу почки, пищеварительная система и так далее. Приблизительно 10 дней организм ребенка осваивается, а только потом малыш начинает набирать вес.

Многие мамы тщательно следят за весом ребенка, взвешивая его до кормления и после, строго следят за прибавкой веса и показателями таблиц. Но на самом деле излишняя щепетильность иногда и во вред.

Все таблицы - это усредненные данные, гнаться за которыми вовсе не нужно. Голодный ребенок обязательно даст вам знать о своем желании подкрепиться.


Кормление

Грудное молоко - лучшее питание для новорожденного, тем более в первый месяц жизни. Оно служит не только едой, но и питьем. Потому никакой необходимости в докорме нет как минимум до 6 месяцев, если грудного молока у мамы достаточно.

Новорожденный насыщается обычно через 15 минут энергичного сосания. За это время он успевает скушать 60-70 граммов молока (это почти пятая часть веса малыша!). Не рекомендуется держать ребенка у груди больше 25-30 минут.

Если малыш проспал кормление, не будите его . И не тормошите кроху, если он уснул во время кормления. Помните, что перекормить новорожденного даже хуже, чем не докормить, так как с большими объемами пищи маленький желудочек справляется с трудом.

Старайтесь приучать ребенка делать ночной перерыв в кормлении на 5-6 часов. Это не только позволит отдохнуть вам в ночные часы, но и поможет сформировать правильный режим сна и бодрствования малыша.

Сон

Первую недельку своей новой жизни вне маминого животика ребенок, как правило, почти все время спит (до 20 часов в сутки). Спит новорожденный на спинке в позе лягушки, раскинув согнутые в коленях ножки, в локтях - ручки. Во сне малыш может вздрагивать и дергать ручками-ножками - это совершенно нормально!

Обычно новорожденный просыпается каждые 2-3 часа, чтобы покушать, но некоторые сони могут дремать даже во время еды. Если новорожденный сыт и чувствует себя комфортно, то во время бодрствования он болтает ручками и ножками.


Осязание

Малыш реагирует на жару и на холод пока еще одинаково: начинает активно двигаться. Если ребенок замерзает, то его активность начинает снижаться. Принимая воздушные ванны, ориентируйтесь на движения малыша: пока ребенок активен, - ему приятно, как только он замедляет движения, - кроха замерзает.

Брать новорожденного на руки нужно правильно: так, чтобы тело малыша ложилось вам на руку, ваш локоть был под головой крохи, а второй рукой придерживайте ножки ребенка. Нельзя брать малыша за руки или так, чтобы головка ребенка не имела опоры.

Малышу нужны ваши прикосновения для осознания своего тела, потому чаще гладьте кроху. Разговаривая с ребенком и поглаживая его, вы развиваете в нем желание к общению.

Обоняние

Ребенок уже в первый месяц жизни различает запахи. Если запахи очень явные, то, скорее всего, кроха зажмурится или даже чихнет, несмотря на то, что запах может быть вполне приятным.

Если капнуть на язычок крохе что-то сладенькое (например, вам прописали сладкое лекарство), то он будет причмокивать, а если горькое, то малютка скривится.


Слух

Первую неделю жизни малыш не очень хорошо слышит, потому вовсе не обязательно ходить на цыпочках по квартире. Слуховой нерв новорожденного все еще развивается.

Но от резкого и громкого звука, конечно, новорожденный пугается, вздрагивает, морщится, пытается повернуться к источнику звука и даже может заплакать.

Зрение

Малыш отлично различает свет и темноту. От яркого света кроха жмурится, даже если у него закрыты веки. Зрение новорожденного еще не умеет перестраиваться на близкие и дальние предметы в первый месяц жизни.

Идеальное расстояние - 25-30 см. Исходя из этих рекомендаций, вешайте игрушки на детскую кроватку, тем самым развивая любознательность ребенка.

В конце первого месяца жизни малыш начнет осознанно смотреть на взрослого, подошедшего к нему, а возможно, даже наградит вас своей очаровательной беззубой улыбкой.


УХОД

  1. После еды нужно поднимать ребенка и некоторое время держать в вертикальном положении, чтобы заглатываемый при сосании воздух вышел.
  2. Чтобы предотвратить или облегчить вздутие животика (этим страдают все новорожденные, так как пищеварительная система крохи настраиваться работать в новых условиях), гладьте животик ребенка по часовой стрелке или, положив на животик, гладьте спинку. Если этого недостаточно, давайте малышу укропную водичку или специальные лекарства. Если пупочек выпирает при крике ребенка, проконсультируйтесь с педиатром, это может быть пупочная грыжа.
  3. Обрабатывайте пуповину зеленкой , она не должна покраснеть или опухнуть. Корочка от пупочной ранки должна отвалиться через две недели после рождения.
  4. Кожа новорожденного очень нежная и требует тщательного ухода. Обмывайте малыша после испражнений, обрабатывайте кожу детским кремом, присыпкой.
  5. Купайте ребенка каждый день перед сном в настое ромашки, зверобоя или светло-розовом растворе марганцовки.
  6. Постоянно меняйте положение новорожденного во сне. Нельзя, чтобы он спал все время на одном боку или только на спине, так как из-за все еще мягкого черепа головка ребенка может деформироваться.
  7. Гуляйте на свежем воздухе.
  8. Старайтесь делать все процедуры в одно и то же время , чтобы сформировать режим дня малыша.

Если ребенок плачет, не паникуйте, а выясните причину плача . Это могут быть:

  • грязные пеленки
  • голод или жажда
  • вздутие животика
  • крохе может быть жарко
  • малыш требует вашего внимания

Большая часть действий новорожденного - это рефлексы . Ребенок еще не умеет осознанно реагировать на раздражители, контролировать свои действия, но об этом за него позаботилась природа с помощью врожденных рефлексов.



Малыш умеет (рефлексы новорожденного):

  • Поисковый рефлекс (Кассмауля). Если погладить щечку, малыш повернет головку на касание.
  • Хоботковый рефлекс. Если быстро коснуться губок малыша, он тут же свернет их трубочкой и вытянет вперед.
  • Сосательный рефлекс. Если дать ребенку соску или грудь, малыш ритмично сосет.
  • Хватательный рефлекс. Если дать новорожденному свой палец в крохотную ручку, то малыш сожмет его.
  • Рефлекс опоры и автоматической походки. Если держать ребенка вертикально, опустив ножки на твердую поверхность, то он даже сделает несколько шагов.
  • Защитный рефлекс. Если положить малютку на животик, он повернет головку, чтобы можно было дышать.
  • Рефлекс Моро. При громком неожиданном звуке ребенок разведет ручки в разные стороны, а потом вернет их обратно.
  • Рефлекс Галанта. Если провести пальцем вдоль позвоночника новорожденного, то малыш выгнется дугой, при этом разогнув ножку в тазобедренном суставе.
  • Рефлекс ползания (Бауэра). Лежа на животике, малыш имитирует ползание, если надавить на стопы.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина). Если надавить на ладошку карапуза, он откроет ротик и повернет голову.

Многие из этих рефлексов к 3-4 месяцам угасают. Но наличие данных рефлексов в первый месяц жизни ребенка говорит о правильном развитии центральной нервной системы новорожденного.

Однако не стоит паниковать, если вдруг малыш не желает демонстрировать все рефлексы. Возможно, ребенок просто хочет спать и вместо ожидаемой реакции отвечает плачем.

К концу первого месяца жизни ребенок освоится в новых условиях: он ясно будет фокусировать на вас взгляд, реагировать на ваш голос и даже издавать какие-то звуки в ответ. И самый приятный бонус - четырехнедельный малыш уже умеет улыбаться!

Расскажите как вел себя ваш малыш в первый месяц жизни? Как часто вы его кормили, купали?

У новорожденного слабо развиты мышцы мочевого пузыря, он еще не умеет осознанно ими управлять, поэтому мочеиспускание проходит рефлекторно. Со временем мышечная ткань мочеполовой системы укрепится, обычно это происходит в возрасте до трех лет, у кого-то – раньше, у некоторых детей процесс может затянуться до 4 лет.

Почему малыш плачет, когда писает? В первую очередь нужно исключить самые распространенных причины:

  1. Новорожденный чувствует, что хочет писать, и сообщает об этом родителям. Иногда грудничок сначала кряхтит, потом переходит на плач;
  2. Малыш плачет от испуга. Он еще не способен контролировать мочеиспускание, до конца не понимает, что происходит, это вызывает у ребенка беспокойство и защитную реакцию в виде плача;
  3. Неудобный подгузник. Если подгузник туго затянут или не подходит ребенку по размеру, он плачет из-за дискомфорта. Часто с такой проблемой сталкиваются мальчики: их физиология такова, что пенис напрягается при мочеиспускании, а подгузник этому препятствует. Малыш чувствует неудобство, кряхтит, возится, иногда плачет;
  4. Высокая концентрация солей в моче. Она является причиной водного дисбаланса в организме и вызывает раздражение мочевыводящих каналов. Ребенок чувствует боль и плачет. Важно давать малышу достаточное количество воды.

Причины плача перед мочеиспусканием, связанные с болью либо дискомфортом

1. Опрелости, раздражения на коже и слизистой, дерматиты зачастую вызывают неприятные и болевые ощущения у грудничков. Влага смывает естественный защитный барьер не коже ребенка. Соли мочи при разрушении образуют аммиак, обладающий прижигающим действием, и естественно, что грудничок плачет, перед тем как пописать, так как уже знает, что после этого ему будет больно.

Решение проблемы

  • консультация педиатра;
  • соблюдение правил гигиены: своевременная смена подгузников, регулярный туалет половых органов грудничка, воздушные ванны, использование качественной косметики и медикаментов по уходу за кожей;
  • правильный подбор подгузника по составу впитывающего материала, весу и строению тела грудничка.

2. Воспалительные (пиелонефрит, цистит), инфекционные и аллергические заболевания. Беспокойство и плач грудничка, когда он писает, задержка мочи являются одними из основных симптомов заболевания. Параллельно может наблюдаться повышение температуры тела, но у многих малышей она остается на нормальной отметке, что усложняет постановку диагноза.

Решение проблемы

  • консультация педиатра, детского уролога, нефролога, аллерголога;
  • клинические анализы и дополнительные исследования (анализы мочи, крови, УЗ-диагностика и т. д.);
  • локальное или комплексное лечение, назначенное квалифицированным специалистом;
  • диета и питьевой режим;
  • постоянный контроль частоты мочеиспусканий, количества и содержания мочи для профилактики возникновения заболеваний.

3. Недостаточное количество жидкости в организме грудничка, обезвоживание. При недостатке жидкости малыш редко писает и концентрация мочи повышается. Именно это вызывает боль по время прохождения по мочеиспускательному каналу, и как результат, грудничок плачет, перед тем как пописать.

Решение проблемы

  • консультация педиатра;
  • оптимизация питьевого режима: увеличение количества прикладываний к груди либо увеличение частоты кормлений смесью, допаивание водой.
  1. Грудничок, таким образом, информирует о своем желании пописать. Некоторые малыши явно чувствуют заполненность своего мочевика и плачут перед тем, как пописать.
  2. Испуг от самого процесса мочеиспускания. Грудничок не всегда осознает, что с ним происходит в данный момент и это может вызывать беспокойство и даже страх. Присутствие мамы, ласковый тембр ее голоса и поглаживания помогут грудничку успокоиться.
  3. Раздражение от воздействия хлорированной воды. Груднички с чувствительной кожей испытывают дискомфорт, когда их подмывают водопроводной водой. Малыш чувствует жжение на коже и именно поэтому он плачет перед тем, как пописать. Специалист поможет подобрать средства для правильного ухода за чувствительной кожей и медикаменты (крема и присыпки) для снятия раздражения.

Решение проблемы:

  • консультация педиатра;
  • туалет половых органов кипяченой водой, подбор гипоаллергенной косметики и антисептиков для ухода, эпизодическое использование гелей и мыльных составов.

В первые месяцы жизни ребенка крайне трудно понять, почему он капризничает. В этом возрасте основным способом выражения его негативных эмоций - будь то страх, неприятные ощущения или недовольство - является плач.

Нередко родители замечают, что когда ребенок писает, он плачет, зачастую слезы появляются непосредственно перед мочеиспусканием. Паниковать не нужно, иначе это состояние передастся малышу, а это усугубит симптоматику. Важно не игнорировать происходящее и выяснить, почему грудничок плачет перед тем, как пописать.

Пытаясь разобраться, почему новорожденный плачет перед мочеиспусканием, нужно понимать, что слезы у грудного малыша не обязательно являются причиной боли или какого-либо серьезного заболевания. Специалисты-педиатры убеждены, что плач ребенка может означать желание новорожденного донести до взрослых намерение пописать.

Наполненный мочевой пузырь вызывает неприятные ощущения, это может являться причиной того, что чадо заплакало. С помощью слез малыш пытается донести это до мамы и папы, а поскольку иные способы общения в этом возрасте ему незнакомы, он плачет.

Нередко малыш испытывает дискомфорт. Например, плач новорожденных мальчиков напрямую связан с ощущениями, которые вызывает подгузник. Когда малыш собирается пописать, он напрягает пенис. Если подгузник неправильно подобран по размеру, он может давить на половой член, в результате ребенок почувствует боль.

Как у новорожденных девочек, так и у мальчиков могут возникать неприятные ощущения, вызванные хлорированной водой, и когда ребенок писает - он плачет.

Для гигиенических целей стоит использовать кипяченую воду. Количество мыла и иных средств личной гигиены грудным детям лучше использовать как можно меньше, поскольку они могут нарушить микрофлору, что вызовет плач малыша, когда тот захочет писать.

Основной причиной того, что новорожденный плачет перед мочеиспусканием, является дерматит. Моча, попадая на кожу новорожденного, вызывает раздражение.

Вследствие этого в области поражения возникают опрелости, покраснения, появляется сыпь, а когда на поврежденную кожу попадает моча, она щиплет, что провоцирует плач. Грудничок запоминает эти болевые ощущения и умеет связать их с процессом, поэтому, прежде чем начать писать, но начнет плакать, предчувствуя боль.

Нередко причиной плача ребенка является аллергическая реакция. Спровоцировать недуг может подгузник, крем, детские смеси. Нередко причиной покраснения кожи может быть наличие инфекции в организме, и при попадании мочи на кожу малыш испытывает боль и плачет.

Важно! Ни в коем случае диагноз ребенку ставить самостоятельно нельзя. Для этого необходимо посетить педиатра, который проведет обследование и назначит лечение. В случае если новорожденный перенес какое-либо заболевание, это может отразиться на мочеполовой системе, поэтому при мочеиспускании он испытывает боль.

О воспалении влагалища могут говорить выделения. Если есть воспалительные заболевания, не исключены выделения желтого или зеленого цвета.

Как правило, такие инфекции девочке передаются от матери во время родов. Не стоит бояться, необходимо посетить детского гинеколога, который поможет справиться с недугом. В случае своевременного обращения к специалисту никаких осложнений возникнуть не должно.

Если не лечить воспалительный процесс, велика вероятность слипания (сращения) половых губ у девочек. Это, в свою очередь, приведет к болезненному мочеиспусканию, не исключены и более серьезные последствия.

Причиной неприятных ощущений у ребенка может стать цистит или пиелонефрит. Цистит (это воспаление слизистой мочевого пузыря) может возникнуть у деток обоих полов.

Он бывает как самостоятельным заболеванием, так и следствием уже существующих проблем у ребенка. Часто причиной обострения является простуда, ОРЗ, пневмония или диарея. Пиелонефрит - воспаление почек у новорожденного.

Данному заболеванию, согласно статистике, девочки подвергаются в шесть раз чаще мальчиков. Признаком того, что плач ребенка связан с данным заболеванием, станет наличие следующих симптомов: повышенная сонливость, высокая температура, частое срыгивание, жидкий стул, тошнота и рвота.

Все вышеописанные заболевания сопровождаются резью при мочеиспускании. Младенец кричит и кряхтит.

Воспаление

Определить наличие воспаления можно по следующим признакам:

  • повышение температуры;
  • потемнение мочи;
  • наличие в моче кровянистых прожилок, сгустков, гноя.

Нередко причина детского плача кроется в наличие уретрита. Это заболевание нижних мочевыводящих путей. В том случае, когда болезнь протекает не в острой форме, обнаружить симптомы непросто. Поставить диагноз способен только врач после ряда проведенных исследований, в частности, анализа мочи и взятия материала для бакпосева.

Новорожденные мальчики часто плачут перед тем, как пописать, в связи наличием заболеваний баланита и баланопостита. Когда малыш испытывает боль после мочеиспускания, следует осмотреть его член и область крайней плоти.

Если есть покраснение или отек, это может говорить о наличие данного недуга. Баланопостит у ребенка часто проявляется выделениями, внешне похожими на творожок. В целом любая инфекция мочевыводящих путей является причиной болезненных ощущений.

Какой бы ни была основная причина плача ребенка, стоит отметить, что если малыш таким образом реагирует на воспалительный процесс, то в результатах его анализов количество лейкоцитов и эритроцитов будет увеличено.

При наличии в мочевыделительной системе камней или в случае обнаружения почечно-мочеточникового рефлюкса во время УЗИ почечная лоханка будет увеличена в размере.

Тревожные симптомы

Если новорожденный ребенок плачет перед мочеиспусканием, рекомендуется обратить внимание на его поведение в целом.

Если при этом ребенок ведет себя вполне естественно, беспокоиться и полагать, что чадо заболело, нет. Когда малыш тужится при мочеиспускании, это говорит о том, что у него есть некоторые проблемы со здоровьем.

Тревожным сигналом для родителей должна стать повышенная температура тела у ребенка. Когда в организме протекает воспалительный процесс, малыш может испытывать боль при мочеиспускании.

Нередко плач ребенка говорит о наличии более серьезных патологий. Первым делом нужно обратиться к врачу, чтобы тот исключил такие заболевания, как:

  • пузырно-мочеточниковый рефлюкс. Это заболевание требует хирургического вмешательства. Медикаментами справиться с ним не получится, с помощью препаратов возможно лишь устранить боль на некоторое время;
  • камни в почках: маленьким детям врачи прописывают ванночки, приготовленные с добавлением натуральных компонентов, которые способны растворить камни у грудных деток и вывести их естественным путем;
  • наличие чужеродного тела в уретре: первое, что делают специалисты - извлекают его, после малышу проводят спринцевание и ванночки на основе натуральных компонентов.

Девочка грудничок плачет, перед тем как пописать

Раздражение

Если ребенок плачет, когда писает, это может быть причиной раздражения кожи мочой. Почему кожа реагирует на кратковременное воздействие кала или мочи? Чувствительность является причиной дерматита, покраснения, опрелостей.

Аллергия

Причиной может быть аллергическая реакция на подгузник, крем, искусственные смеси. Вызвать покраснение может инфекционное заболевание кожи. При попадании мочи на кожу ребенок чувствует жжение и плачет.

Опрелости

Почему возникают опрелости? Они могут появиться из-за неправильно подобранного подгузника или его несвоевременной смены. Кал неблагоприятно воздействует на кожу, вызывает покраснение и зуд.

Нужно вовремя менять подгузник и аккуратно подмывать ребенка после каждого испражнения, использовать присыпку и детский крем. Следует избегать перегревания ребенка: при температуре воздуха в комнате выше 23° нужно одевать не больше двух слоев одежды.

Новорожденная может плакать при мочеиспускании из-за воспалений влагалища. Иногда инфекция проникает в организм во время родов. Болезнетворные микроорганизмы попадают на слизистую влагалища и начинают активно размножаться.

Симптомом становятся обильные выделения желтоватого или зеленого цвета. Они раздражают слизистую внешних половых органов и вызывают неприятные ощущения при попадании на них мочи.

Если девочка плачет при мочеиспускании, необходимо внимательно осмотреть половые органы. Если есть выделения неестественного цвета, следует сразу обратиться к гинекологу. Не вылеченная вовремя инфекция может распространиться на другие органы мочеполовой системы и в будущем неблагоприятно отразиться на детородной функции.

В результате неправильного ухода или гормональных нарушений у девочки иногда образуется сращение половых губ, которое называется синехией. Она препятствует выведению мочи и вызывает болевые ощущения. В запущенных случаях помогает хирургическая операция. Важно следить за чистотой малышки и состоянием половых органов.

У маленьких мальчиков боль бывает вызвана баланопоститом. Воспалительное заболевание сопровождается отеком, крайняя плоть краснеет, иногда повышается температура. Запущенное заболевание может вызвать серьезную патологию.

Если у детей есть отклонения в строении мочевыводящих путей, это вызывает боль при мочеиспускании. У девочек это сращение уретры, у мальчиков фимоз. Выделение мочи затруднено, малыш кряхтит и плачет. В запущенных случаях застой мочи приводит к воспалению мочевой системы, развитию цистита и нарушению работы почек.

У мальчиков в первые месяцы после рождения опускаются яички, это сопровождается болезненными ощущениями. Дополнительное напряжение при мочеиспускании является причиной плача у малыша.

Малыш капризничает во время мочеиспускания по разным причинам, они не всегда вызваны сложными заболеваниями. Все же нужно тщательно следить за состоянием ребенка и при выявленных отклонениях обращаться к врачу.

Разница в строении половых органов и особенности мочевыводящих путей мальчиков и девочек обуславливает разные подходы к диагностике. У девочек мочевыводящий канал широкий и имеет небольшую длину, что из-за непосредственной близости к влагалищу и анусу приводит к более частому его инфицированию.

По мнению педиатров, у девочек плач, перед мочеиспусканием зачастую связан с инфекционными либо аллергическими воспалениями мочеиспускательного канала и сужением уретры.

Решение проблемы

  • консультация педиатра и детского гинеколога;
  • оптимизация температурного режима половых органов: устранение перегрева регулярными воздушными ваннами, смена марки одноразового подгузника;
  • туалет половых органов кипяченой водой без мыльных растворов и гелей, использование антисептиков.

1. Вскоре после рождения у мальчиков происходит опускание яичек в мошонку, что также может вызывать боль при мочеиспускании. В данном случае предпринимать ничего не нужно, лишь стараться успокоить или отвлечь малыша. В любом случае необходим осмотр педиатра, чтобы подтвердить отсутствие других причин для плача.

2. Резкая боль и, как следствие сильный плач, при мочеиспускании у мальчиков возникает при воспалении крайней плоти. Отток мочи при этом затрудняется.

Любая мама знает, что плач малыша — это его способ сообщить о некоем дискомфорте. Если дитя рыдает, значит что-то болит, или он чувствует себя нехорошо. Как быть, если ребенок капризничает перед тем, как пописать?

Перед диагностикой

Прежде чем бежать к врачу по, возможно, пустяковому случаю, и ставить себя в неудобное положение, лучше присмотритесь к малышу и оцените его самочувствие:

  • померьте крохе температуру;
  • предложите малышу покушать — его рыдания могут быть связаны с чувством голода;
  • вспомните, сколько грудничок спал за последние сутки — может причина его плача связана не с процессом мочеиспускания, а с усталостью;
  • оцените состояние его кожных покровов под подгузником — возможно, дерма воспалилась и болит при мочеиспускании;
  • снимите с крохи подгузник, подмойте и подложите к половым органам марлевый подгузник или стерильную белую пеленку, дождитесь мочеиспускания и оцените цвет и запах выделяемого.

Плач как реакция на дискомфорт

Не всегда ребенок плачет перед тем, как пописать из-за патологий, болезней и воспаления. Порой такое поведение крохи может быть реакцией на легкий дискомфорт. Если малыш здоров, активен, хорошо кушает, спокойно спит, а плачет перед мочеиспусканием лишь изредка, — скорей всего, причин для беспокойства нет.

  1. Порой новорожденный плачет перед мочеиспусканием из-за дискомфорта, связанного с наполнением мочевого пузыря. Для малыша эти ощущения еще не привычны, и он делится ими с миром единственным доступным для него методом. Со временем дитя привыкнет к ощущению и перестанет плакать.
  2. Еще одна причина, почему ребенок капризничает перед тем, как пописать, — испуг из-за процесса мочеиспускания. Чаще всего по этой причине капризничают малыши первого месяца жизни. Новорожденный еще не привык к тем ощущениям, которые сопровождают непосредственный процесс, поэтому пугаются и начинают плакать.
  3. Тесный подгузник может доставлять определенный дискомфорт мальчикам и поэтому новорожденный плачет, когда писает. Его пенис перед мочеиспусканием немного напрягается, а переполненный памперс порой мешает этому физиологическому процессу. Ощущая неудобства, мальчик может начать плакать перед тем, как пописать.

Серьезные причины

Проблемы с кожей

Раздражения дермы, опрелости и дерматиты, возникающие из-за недостаточной гигиены, могут вызывать болевые ощущения у младенца при процессе мочеиспускания. Если кроха подолгу лежит в использованном уже подгузнике, моча и каловые массы могут вызвать химический ожог кожи в нежных местах.

Воспаление

Воспалительные заболевания мочевыводящих путей также часто приводят к тому, что ребенок капризничает перед мочеиспусканием. Диагностировать пиелонефрит и цистит сможет врач по результатам анализов. Исходя из стадии заболевания, педиатр или узкий специалист назначит вам курс терапии, подходящей по возрасту.

Фимоз

Данное анатомическое отклонение также вызывает болевые ощущения из-за которых грудничок плачет перед тем, как пописать. При фимозе струйка мочи будет очень тонкой, крайняя плоть часто краснеет, а головка пениса припухает. В запущенных случаях из-под крайней плоти начинают сочиться выделения, а затем и гной.

Сращение урерты

Если фимозу подвержены только мальчики, то сращение урерты — это «девичья» патология. Слишком узкий проход не дает моче выходить такой струйкой, как положено, и поэтому процесс мочеиспускания приносит девочке мучения.

Опускание яичек

Еще одна патология, касающаяся сильного пола — опускание яичек. При таком явлении младенец будет испытывать болезненные ощущения во время акта мочеиспускания.

Повышенная концентрация мочи

Если младенец получает недостаточно жидкости в своем питании, то его моча может стать сильно концентрированной. Проходя через чувствительную выводящую систему, она раздражает ее и приводит к ожогу кожи, с которой контактирует. Малышу больно, когда моча идет по каналу и выходит наружу, — вот почему новорожденный плачет.

Определить концентрированность выделяемого можно по его цвету. Положите крохе на половые органы белую пеленку или марлевый чистый подгузник и дождитесь, когда дитя пописает. Если моча будет темной или оранжевой — увеличьте объемы питья младенца и обязательно сообщите о случившемся педиатру.

Лечение

Для оценки развития половых органов вам может потребоваться консультация детского уролога или гинеколога.

  1. Прежде всего для диагностики необходимо сдать мочу младенца на анализ. Собирать ее следует в стерильную емкость.
  2. В некоторых случаях требуется УЗИ-диагностика состояния мочевыделительной системы.

При обнаружении инфекционных процессов малышу будет показана антибактериальная терапия. Чтобы болезнь не возвращалась и не перетекла в хроническую форму, важно точно следовать назначениям: соблюдать дозировку, временные промежутки между приемом медикаментов, а также длительность курса.

Профилактические меры

  • Для здоровья половых и выделительных органов грудничков важно соблюдать адекватные меры гигиены: правильно подмывать дитя (девочек подмывают строго по направлению «к попе»), вовремя менять подгузники и очищать кожу малыша с помощью воды при каждой смене.
  • Чтобы избежать задержки бактерий в отделах выделительной системы, а также не допустить высокой концентрированности мочи, важно обеспечить ребенка достаточным питьем.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

На бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.