Покорит ли искусственный интеллект музыкальные чарты? Искусственный интеллект научился сочинять музыку, совсем как человек

На площадке PromoDJ.ru стартовал диджейский конкурс SoundClash, который дарит молодым и напористым диджеям шанс, что выпадает раз в жизни – слетать в Вегас, выступить на вечеринке Sound Clash и вернуться домой с контрактом от знакового EDM-лейбла Aftercluv Dancelab.

Что такое Soundclash?

Международный конкурс для EDM-диджеев, организованный при поддержке Miller Alcohol Free – эксперта ночной жизни больших городов – с грандиозным финалом в Лас-Вегасе.

Кто может участвовать?

Кто угодно – от любителей, только вчера записавших первый трек, до маститых резидентов столичных клубов – каждый может стать легендой битвы диджеев.

Я хочу. Как принять участие?

– Загрузи свой оригинальный микс на PROMODJ.COM/SoundClash2017 до 4 июня.
– Длительность микса должна быть от 15 до 30 минут.
– Не забудь вставить «SoundClash» в название микса.
– Используй аватарку и обложку SoundClash для брендирования плеера.
– Попроси друзей и фанатов поддержать тебя.

После 4 июня будет опубликован список TOP-100 диджеев, из которых жюри конкурса выберут 30 счастливчиков – им достанутся не только профессиональные наушники Pioneer DJ, но и право пройти в следующий̆ этап и побороться за билет в Лас-Вегас.

Что делать на втором этапе?

Четвертьфиналистам нужно загрузить свой микс-победитель на Mixcloud до 20 июня. Из 30 участников команда Mixcloud выберет 5 полуфиналистов, которые отправятся в Нижний Новгород на, пожалуй, один из самых впередсмотрящих фестивалей современной музыки и технологий в России, который пройдет с 7 по 9 июля.

Треки полуфиналистов, загруженные на Mixcloud, станут материалом для создания музыки будущего.

Музыки будущего?

На основе 30 треков полуфиналистов искусственный интеллект создаст бесконечный трек. Начиная с 1 июля посетители сайта Miller.ru смогут впервые прослушать и изменить бесконечную композицию благодаря технологии распознавания лиц, а 7-9 июля гости интерактивной техно-зоны Miller на фестивале музыки и технологий создадут собственные версии трека, влияя на его саунд и грув.

Дальше начнётся самое интересное. Пятеро лучших диджеев получат право выступить со своими 60-минутными миксами на сцене SoundClash в рамках фестиваля музыки и технологий и на несколько дней примерят роль настоящих звёзд-тяжеловесов EDM. Проживание, оборудование для исполнения миксов, трансфер до Нижнего Новгорода – за счёт организаторов.

Каждое выступление пятерки полуфиналистов запишут на видео и опубликуют на PromoDJ.ru и официальных группах Miller Alcohol Free в социальных сетях. Пользователи проголосуют за победителя российской части проекта, которому достанется главный приз – 5-дневная поездка в Лас-Вегас на вечеринку SoundClash.

Что ждёт победителя?

Победителя ждёт проживание в 5-звёздочном отеле в Лас-Вегасе, приглашение в самые топовые ночные клубы и на секретные вечеринки у бассейна, полностью оплачиваемые расходы на питание и перелёт до Лас-Вегаса и обратно и, наконец, слот для выступления в финале, где он встретится лицом к лицу с другими победителями конкурса со всего мира на вечеринке SoundClash!

Победитель глобального этапа 2017 года получит суперприз – контракт с лейблом Aftercluv Dancelab, входящим в группу Universal Music, – и шанс стать следующим героем мирового EDM.

Просмотры: 489

Разработал искусственный интеллект, который может писать музыку. Основатель стартапа Эд Ньютон-Рекс рассказал, как появился на свет этот творческий ИИ и какой у него потенциал.

Уроки истории

Эд Ньютон-Рекс по образованию композитор. Он работал над проектом Jukedeck с 2014 года - со временем его команда выросла до 20 человек и смогла привлечь $3,1 миллиона инвестиций.

«Все началось с того, что еще будучи студентом, я задал себе вопрос: а могут ли уже компьютеры сочинять музыку? - рассказал основатель стартапа. - Я решил, что они наверняка должны это уметь, и задумался, какой смысл будет в этом умении. Каким удивительным образом его можно будет использовать? В итоге я отправился к подруге в Гарвард, где она как раз изучала компьютерные науки. Я посетил что-то вроде вводной лекции в информатику и понял, что в принципе вполне реально научить компьютер писать музыку.

Я начал работать над прототипом - тогда он представлял собой элементарную систему алгоритмического написания музыки. Работа была сложной, и на нее ушло много времени, но в итоге мне удалось сделать довольно неплохой прототип. Я отвез его в инвестиционное подразделение Кембриджского университета, чтобы получить финансирование».

ИИ Jukedeck пишет музыку с помощью нейронных сетей - один из многочисленных методов, которые использовались в истории для написания компьютерной музыки. Первые известные эксперименты в этой области проводились еще в 50-х годах XIX века. Первой, кто заговорил о попытках написания машиной музыки, была изобретательница двоичного кода Ада Лавлейс. В 1843 году она написала, что «аналитическая машина Чарльза Бэббиджа может сочинять осмысленные отрывки музыки любой сложности и длины».

Спустя столетия композитор Лейярен Хиллер и программист Леонард Айзексон написали с помощью искусственного интеллекта сюиту «Иллиак». При ее создании ИИ опирался на правила теории музыки. Для своего времени получившееся произведение звучало довольно неплохо.

В XX веке появился еще один способ написания компьютерной музыки - на этот раз с помощью грамматики. Проще говоря, ИИ пытался проанализировать систему строения музыки и создать по ней собственную мелодию. Среди известных людей, пользовавшихся этим методом, был американский ученый и композитор Дэвид Коуп . Благодаря его идее «рекомбинаторики» появился искусственный интеллект, который мог анализировать существующие музыкальные отрывки и на их основе создавать собственные. Вот так, например, звучит имитация произведения Вивальди:

Для написания музыки использовалась и так называемая цепь Маркова (система, чье текущее состояние зависит только от предыдущего), ведь ее концепция очень напоминает принцип создания музыки. Так появился алгоритм Continuator , созданный ученым Франсуа Паше, который может продолжать сочинять музыкальное произведение с того места, где остановился живой композитор.

Еще один метод, которым пользовались для создания музыки с помощью ИИ, это эволюционные алгоритмы. Именно их использует проект британских ученых DarwinTunes . Согласно его основному принципу, любой желающий может прослушать различные отрывки музыки и выбрать из них те, что понравились больше всего. Прошедшие такой «естественный отбор» фрагменты эволюционируют, то есть воспроизводятся в новых вариациях.

Вот, например, одна из композиций DarwinTunes:

Несмотря на то, что с помощью этих методов действительно можно сочинять неплохую музыку, у них всегда есть ограничения. Либо они слишком зависят от теории музыки, либо все сводится к индивидуальным предпочтениям человека, который отбирает лучшие образцы созданной музыки.

Работа нейронных сетей

По словам Ньютона-Рекса, самой большой технологической трудностью в создании ИИ, который смог бы писать музыку, является то, что не существует «хорошей» или «плохой» музыки. Если взять, к примеру, распознавание изображений с помощью нейронных сетей, то там можно научить алгоритм анализировать, какая картинка правильная, а какая нет.

Но с музыкой так не получится, потому что не существует универсального определения, что такое «хорошая» музыка. Музыканты, работающие над Jukedeck, поставили перед собой цель выработать у алгоритма музыкальный вкус и навыки написания музыки.

«Мы слушаем музыку, оцениваем результат и корректируем сети нужным образом, - рассказал Ньютон-Рекс. - При корректировке мы полагаемся на собственный слух (в конце концов, мы же музыканты!) и на количество скачиваний композиций с нашего сайта ("стали ли люди скачивать музыку чаще после внесенных изменений?"). Мы используем эти два метода потому что алгоритмическое написание музыки по-прежнему находится на очень раннем этапе развития».

«Стоит отметить, что сама система сильно отличается от того, как работают эволюционные методы, - добавил Ньютон-Рекс. - По эволюционному методу пользователь отбирает лучшие результаты, и система пересоздает их с новыми вариациями - и так до бесконечности. Система ничему не учится. А когда мы используем нейросети, она анализирует данные своего обучения и творит уже на их основе».

Квиз №1. Сможете угадать, какой из этих двух музыкальных фрагментов написан компьютером?

Заменит ли компьютер живых музыкантов?

Несмотря на то, что человечество проводит эксперименты в плане написания музыки с помощью ИИ вот уже более 50 лет, считается, что эта технология еще находится на ранней стадии развития. Однако будущее ее выглядит светлым - по крайней мере, так считают те, кто с ней работают.

«Я очень удивлюсь, если через 10-15 лет большинство музыкальных произведений будет создаваться с помощью искусственного интеллекта», - сказал Ньютон-Рекс.

Это значит, что в будущем композиторам - в частности тем, кто пишет музыку на заказ - возможно, придется искать другую работу.

Сами композиторы пока что не сильно беспокоятся на этот счет. Дмитрий Лившиц , скрипач, инженер звукозаписи и лучший композитор на популярной площадке стоковой музыки считает, что искусственный интеллект и проект Jukedeck смогут достичь мастерства человека еще лишь спустя много лет.

Лившиц согласен, что когда ИИ сможет создавать действительно хорошую фоновую музыку для видеоблогов и рекламных роликов, стоковым композиторам действительно придется искать новый вид заработка. Однако он не выразил сожаления и заявил, что уже «сотрудничает» с ИИ - а именно пользуется приложением, которое генерирует музыкальные идеи и тем самым помогает композиторам, у которых пропало вдохновение.

Квиз №2. Давайте попробуем еще раз. Какой из этих треков написан компьютером?

Еще один популярный композитор стоковой музыки Олександр Игнатов назвал музыку, создаваемую ИИ, «фастфудным решением» для тех, кому срочно нужна дешевая музыкальная композиция.

«Только образованные люди могут создать произведение искусства, которое будет нести в себе какую-то мысль, - заявил он. - Сомневаюсь, что искусственный интеллект сможет когда-нибудь написать саундтрек к фильму, который бы вызывал мурашки. Машина на такое не способна».

У Ньютон-Рекса другая позиция на этот счет. Он считает, что с помощью творческого ИИ написание музыки станет занятием, доступным более широкой аудитории.

«Сейчас создание музыки - это занятие, доступно только элите, - сказал он. - Чтобы хорошо писать музыку, нужно получить дорогое образование и долго учиться. Музыкальное творчество недоступно большинству людей. ИИ сможет решить эту проблему. С его помощью люди смогут писать музыку, а значит ее станет больше, и она будет более персонализированной».

Однако именно этого и боятся некоторые композиторы.

«Инструменты, позволяющие генерировать музыку, с одной стороны являются отличными помощниками для композиторов, - сказал Владимир Поникаровский, композитор стоковой музыки, который сейчас перешел в индустрию разработки игр. - С другой же, если ими будет пользоваться огромное количество людей, на свет появится тонна некачественного контента, из-за чего может в среднем упасть качество стоковой музыки».

Но Ньютон-Рекс спешит развеять все опасения о том, что ИИ окажет негативный эффект на музыку в целом. По его словам, когда-то все точно так же возмущались по поводу электронных инструментов, и даже было движение против синтезаторов. В итоге благодаря технологическим инновациям в музыке на свет появились целые новые музыкальные жанры - и в будущем может произойти то же самое благодаря ИИ.

А что насчет денег?

Сейчас Jukedeck продает свою музыку по стоимости от $21,99 до $199 (в зависимости от типа лицензии). Частные лица и представители малого бизнеса могут получить неэксклюзивную лицензию бесплатно.

У Jukedeck нет специальной системы для защиты музыки от нелегального копирования, поэтому стартапу приходится полагаться лишь на честность своих клиентов. Хотя, возможно, вскоре ситуация изменится.

«В самом начале мы делали музыку для видеороликов, - рассказал Ньютон-Рекс. - Мы создавали ее для видеоблогеров на YouTube и не монетизировали ее. Мы думали так: "Давайте докажем всем, что наша музыка хороша, и ей захотят пользоваться люди". Сейчас же на нашем сайте более полумиллиона композиций. Пока что мы не объявили о следующем шаге, но вообще рассматриваем различные области видеорынка, где могли бы монетизировать свои произведения. Именно этим мы планируем заниматься в ближайшие несколько месяцев».

Представители музыкальной индустрии и крупные игроки технологического рынка тоже обратили внимание на возможность сочинять музыку с помощью ИИ. Например, у Sony есть собственное средство для создания музыки под названием Flow Machines , о котором прошлой осенью много писала пресса. Этот ИИ создал песню под названием Daddy’s Car в стиле The Beatles.

Для Ньютон-Рекса и его проекта Jukedeck появление таких новых игроков с большими ресурсами, означает, что конкуренция на рынке станет гораздо жестче. А для рядового слушателя это значит лишь то, что довольно скоро его ждут совершенно новые музыкальные впечатления.

Микс музыки и технологий – девиз лета 2017 под эгидой Miller Alcohol Free. В поддержку музыкальной темы уже в июне стартовал первый российский отборочный тур международного диджейского конкурса Miller SoundClash. На основе 30 миксов полуфиналистов искусственный интеллект создаст бесконечную петлю - трек, который не остановить. Принять участие в изменении музыки будущего сможет любой желающий.

Уже 1 июля 2017 года в продаже появится единственная в своем роде бутылка Miller Alcohol Free, оснащенная чипом NFC - технологией беспроводной передачи данных на малых расстояниях. Покупая бутылку из ограниченной серии, каждый может активировать чип, спрятанный под этикеткой - владельцам мобильных устройств Android достаточно поднести гаджет к логотипуMiller Alcohol Free на бутылке. После прочтения NFC-метки пользователь автоматически попадет на сайт miller.ru, где его лицо при помощи технологии распознавания эмоций сканирует нейронная сеть. Искусственный интеллект улавливает малейшие колебания в настроении пользователей, беспрерывно изменяя в соответствии с ними звук, грув и пульс звучащего на сайте бесконечного трека.

Владельцы мобильных устройств c операционной системой iOS не останутся в стороне - чтобы изменить музыку будущего, им достаточно просканировать изображение на задней стороне этикетки с помощью приложения Shazam.

До сих пор компьютерным системам отводилась роль создания короткометражного фильма, написания стихотворения или простой мелодии. Не прошло и трех месяцев как Google объяввил, что их AI (artificial intelligence) написал собственную мелодию. Корпорация незамедлительно продемонстрировала результаты работы компьютеров.

Трек, созданный Google Магнето, был правильный с точки зрения композиции, однако, как обычные слушатели, так и эксперты быстро выяснили, что мелодия была написана не человеком.

Именно здесь была и по-прежнему кроется самая большая проблема искусственного интеллекта, которую подтверждали многочисленные примеры работ. Считалось, что компьютеры смогут создавать приятные и простые мелодии, которые можно будет использовать в лифтах и супермаркетах. Тем не менее, творчество AI не годиться даже для эфира на радиостанции, поскольку в данной музыке не хватало чего-то человеческого.

Именно эти «человеческие элементы» появились в новых композициях, предоставленные компанией Sony. Эта компания давно работала над созданием собственного искусственного интеллекта, который недавно представил свои композиции.

Программа под названием FlowMachines получила от Sony доступ к 13 тысячам записей, в которых записаны различные мелодии. Это были разножанровые треки со всего мира.

Программа составила композицию, однако ее обработкой занялся Бенуа Карре (придал характерную для The Beatles атмосферу). Из этого сотрудничества человека с машиной возникли два произведения - Daddy"s Car и The Ballad of Mr Shadow. Текст песни написал Карре. Ниже вы можете ознакомиться с двумя этими произведениями.

Открытым остается вопрос о том, какой вклад в эти песни внес человек (который в свое работе также использовал соответствующие приложения), а какой – искусственный интеллект. Кажется, что самообучающиеся машины будут в состоянии в ближайшее время полностью создавать композицию. Проблемой, по-прежнему могут остаться текст и вокал.

Представленные песни – это только начальный этап идеи, которую разрабатывает Sony. Компания планирует в следующем году выпустить альбом, в котором все песни будут сочиненны искусственным интеллектом. Тогда же, в конце концов, мы узнаем, смогут ли компьютеры удовлетворить вкусы слушателей и покорять чарты.
Другие новости шоу бизнеса:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.