Презентация "Редкая профессия- постижёр". Профессия «Постижер

Постижеры - это мастера по изготовлению париков, усов, бакенбард, шиньонов из натуральных и искусственных волос. Люди такой профессии во все времена считались редкими специалистами. К сожалению, в настоящее время даже в специализированных учебных заведениях эта специальность не пользуется особой популярностью. Знания и навыки работы с натуральными волосами передаются больше от мастера к ученику или вообще остаются в пределах одного семейного клана. В Санкт-Петербурге работают всего несколько постижерных мастерских. Некоторые из них удовлетворяют нужды исключительно театров или киностудий.

Отчасти париками из натуральных волос петербуржцев обеспечивает китайское и японское машинное производство. Быстро и недорого можно поменять образ из искусственных волос. Но парик ручной работы из натуральных волос и изделия из искусственных даже сравнивать нельзя.

Искусственный парик сразу бросается в глаза из-за своего специфического блеска. Конечно, парик из натуральных волос тоже блестит на то он и натуральный, но это естественный блеск. Притом живые человеческие волосы постоянно подлетают от ветра. А искусственные волосы сделаны из резины: их как положили, так они и лежат.

Объявления «куплю волосы» часто оставляют как раз таки постижёры. Для работы нужны волосы длиной не меньше 35 сантиметров . Короткие волосы убираются, поскольку они не годятся. При изготовлении парика наблюдается значительная потеря материала. Хорошо, если из 100 граммов волос 50 останется! На парик в среднем требуется 250 граммов «чистого волоса» или шесть таких пучков (вес волос зависит от длины). Затем сшиваются тонкие пряди, или трессы. Эти трессы пришиваются к основе парика, которая состоит из трех частей: планте (будет на макушке), виски и шейка (или нюк).

Основы для париков можно приобрести готовые, а можно изготовить самостоятельно из специальных материалов . Последний этап стрижка. За таким париком впоследствии нужно ухаживать точно так же, как и за своими волосами: шампунь, бальзам, укладка. Много заказов у постижёров сейчас на шиньоны, хвосты, накладки различных фасонов и косы. Здесь нужно максимально подстроиться под особенности волос клиента цвет, пышность, структура+работа, действительно, кропотливая.

На один парик, к примеру, уходит две недели, причем, не разгибаясь, нужно сидеть с утра до вечера. На одной машине можно сделать 12 париков за день, но такое изделие теряет естественность. Кроме того, постижёрное искусство тесно связано с театром и кино. Как минимум, ни один исторический фильм с воссозданием времени 17-18-го веков не снимешь без париков, которые носили при королевских дворах. Кстати, именно тогда, во Франции, и появилась профессия «постижёр».

    Постижёр … Русское словесное ударение

    постижёр - постижёр, а … Русский орфографический словарь

    постижёр - постижёр … Словарь употребления буквы Ё

    постижёр - а, м. postiche adj. Парикмахер, изготавливающий парики, усы, бороды, ресниц и т. п. для актеров. Много интересного в цехах комбината. Я видел как постижеры расчесывают, красят, вяжут и завивают парики. Сок. Рос. 3.10. 1971. Лекс. НС 2 1984:… …

    А, м., одуш. (… Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 5 букли (7) коса (36) локоны (9) парик … Словарь синонимов

    постиж - а, м. postiche adj. накладной, вставной. Накладные элементы прически. Если собственных волос не хватает, то использують постижи. СТИТ 1978 4 28. В 1680 году самой модной считалась прическа типа палисадник. Скорее это был головной убор из массы… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    постижёр - (2 м); мн. постижёры, Р. постижёров … Орфографический словарь русского языка

    ПОСТИЖЁРНЫЙ, ая, ое (спец.). Относящийся к работам постижёра. Постижёрные работы. Постижёрная мастерская. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ПОСТИЖЁР, а, м. (спец.). Специалист по изготовлению париков (в театральных мастерских также по изготовлению накладных усов, бород, бакенбард). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Гримёр - мастер, владеющий искусством преобразовывать внешность актера с помощью красок, наклеек и прочих ухищрений.

Гримёр (от староитал. grimo — морщинистый) — мастер, владеющий искусством преобразовывать внешность актера с помощью красок, наклеек и прочих ухищрений. Профессия подходит тем, кого интересует рисование, мировая художественная культура и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Гримёр работает с лицом актёра, а иногда, если это нужно для роли, подбирает ему парик, усы и т.п. Специалист по изготовлению париков, накладных бород и усов называется постижёром (фр. postiche искусственный, фальшивый). Поэтому гримёра также называют гримёром-постижёром. Хотя чаще всего постижёрные изделия готовят в специальных мастерских. Гримёр, разрабатывая грим для будущего спектакля, заказывает там необходимые парики и пр.

Искусство гримёра востребовано везде, где есть необходимость как-то видоизменять внешность. В театре и кино гримёр помогают актёру в работе над образом. Ещё до запуска спектакля или съёмочного процесса он продумывает все необходимые детали грима, чтобы результат соответствовал замыслу режиссёра. Приходится учитывать силуэт лица, характерные черты, особенности костюма, освещения, которое планируется применить на сцене или съёмочной площадке. В день спектакля или съёмки гримёр работает над лицом актёра, стараясь успеть к началу спектакля.

Грим бывает живописным и пластическим (объёмным). Живописный грим может серьёзно изменить внешность, подчеркнуть какие-то черты, добавив новые. В сочетании с наклеенными бровями или усами это даёт великолепный эффект. Но вершина гримёрного искусства - пластический грим. Он способен сделать человека совершенно неузнаваемым, превратив его в кого-то другого.

Когда вышел фильм о Владимире Высоцком «Спасибо, что живой», съёмочная группа и продюсеры какое-то время держали в тайне имя исполнителя главной роли. Интрига удалась, потому что без подсказки узнать в главном

герое Сергея Безрукова было почти невозможно.

Не зависимо от того, живописный накладывается грим или пластический, он должен делать лицо ярким, чтобы его детали были видны с галёрки. Однако грим - это не маска. Изменяя внешность, он сохраняет актёру возможность выражать чувства мимикой. Без этого актёрская игра невозможна.

Когда спектакль или съёмки окончены, грим нужно снять, отклеить бороды (они крепятся специальным клеем или мастикой), уложить их в специальные коробки, парики натянуть на специальные болванки. Гримёр следит за их состоянием, а когда они изнашиваются, заказывает новые.

На телевидении гримёра правильнее было бы назвать гримёром-визажистом или просто визажистом. Визажист колдует над внешностью телеведущих и гостей студии, но его задача - не преобразить человека, а подчеркнуть достоинства его внешности и затушевать недостатки.

Рабочее место

Гримёр может работать в театре, в цирке, на кино- и телестудиях.

Оплата труда

Зарплата на 28.03.2019

Россия 12000—12000 ₽

Важные качества

Профессия гримёр предполагает творческое отношение к делу, художественные способности, хорошую зрительную память, тонкое цветовосприятие, хорошую мелкую моторику.
А также контактность, доброжелательность, аккуратность.

Знания и навыки

Гримёр или гримёр-постижёр должен владеть приёмами наложения разных типов грима, создания причёсок, хранения париков, накладных усов и пр.

Ремесло постижёра, изготовителя париков, имеет давнюю историю. Проблема естественной утраты волос, а также потребность в намеренном изменении прически — в угоду моде — существовали еще в Древнем Египте. Потому и люди, владевшие искусством создания "новой" шевелюры из старых чужих волос известны практически со времен начала цивилизации. В разные эпохи и в разных культурах существовали различные способы изготовления париков; менялось и сырье для них. Одно оставалось неизменным: ловкие искусные пальцы постижёров, мастеров, которые со временем стали обслуживать не только частных клиентов, но и театры и киностудии. Об этой профессии и пойдет наш рассказ.

Конечно, древнеегипетские "мастера париков" были не самыми первыми, но именно их произведения лучше всего сохранились с той поры (более 2600 лет до нашей эры!) до наших дней. Исследуя найденные богатые погребения, археологи выяснили, что парики носили фараоны, жрецы, а также воины и простые ремесленники. Конечно, все их парики были разными: богато украшенные, из натуральных волос — у царей и знати; попроще, из шерсти и волокон пальмы — у более скромных сословий.

Очевидно, что в те времена постижеры уже существовали и пользовались они особым уважением — ведь собственные артели, создававшие парики, имелись и при дворе фараона. Однако первоначальное предназначение парика в Египте было отнюдь не декоративным: накладная шевелюра спасала от… теплового удара. А многие воины, кстати, в ходе сражений могли не опасаться, что в схватке противник цепко ухватится за копну на голове — такой парик просто оставался в руках врага.

С течением времени накладные волосы становились все пышнее, парики — сложнее, а постижеры — все искуснее. Найденный при раскопках парик верховного жреца Менкхеперра, который жил за тысячу лет до нашей эры, состоял из множества завитых локонов с длинными узкими косами сзади. "Завивка" волос была сделана воском.

Впоследствии технику изготовления париков у египтян переняли персы и греки. Однако жители античной Эллады использовали "накладные волосы" чаще как театральный реквизит, причем светлые парики на сцене носили положительные герои, темные — злодеи, а рыжие — актеры комического жанра.

Римляне возвели парики в особый культ — сырье для них привозили в столицу империи со всего света. Самыми же ценными считались немецкие волосы варваров: рыжего или соломенного цветов — они шли буквально на вес золота.

Помимо женщин, парики в Риме носили лысые императоры Домициан и Оттон, а также жестокий Каракалла и помешанный Калигула. По некоторым данным, жена императора Марка Аврелия Фаустина имела несколько сотен париков!

Зародившееся христианство к накладным волосам отнеслось негативно: церковь сочла парики посягательством на целомудрие у женщин — ведь они предназначались для того, чтобы дамы выглядели еще привлекательнее. Парики вскоре были провозглашены "измышлением дьявола", а их ношение — богомерзким делом. Ведь неизвестно, от какого человека взяты волосы: вдруг — от язычника или проклятого еретика? Кроме того, считалось, что благословение Божие не может пройти сквозь искусственные волосы…

Перемены в отношении к парикам и постижерскому делу начались в XVI веке — английская королева Елизавета решила скрыть от глаз придворных свои седеющие волосы. Августейшей особе так понравился парик, что она заказала мастерам их сразу восемьдесят, причем разных цветов.

В Европе началась целая мода на парики, а вскоре новое веяние проникло и в заморские колонии. В жарких странах губернаторы, дворяне и офицеры снова сделали "открытие" древних египтян — парик опять стал персональной защитой от солнца. Сырье — волосы — стало массово покупаться у аборигенов и направляться в метрополии: Англию, Францию, Голландию…

Европейские же простолюдины за приличные деньги продавали свои густые шевелюры королевским постижерам и городским мастерам. Говорят, что даже приговоренные к казни в обязательном порядке завещали свои космы родственникам — ведь их тоже можно было продать. Именно в это время техника изготовления париков была доведена до совершенства — потом менялось лишь сырье.

Профессия постижера стала чрезвычайно востребованной: говорят, что только при дворе Людовика XIV работали пять тысяч парикмахеров, которые были также и мастерами по парикам. В нашей стране представители этой профессии появились при Петре I.

В чем же состоит искусство постижера? Как делается парик? Прежде всего, собранные волосы мастер тщательно моет и раскладывает в пучки. Когда-то это делалось вручную, методично, теперь же применяются особые станки — тресбанки. Постижер расчесывает получившиеся пряди, после чего начинается самое главное — пришивание волос к основе парика.

Маленьким, тонким, остро заточенным крючком мастер протягивают через почти невидимую ткань по одному волоску, после чего фиксирует его узелком или клеем. На изготовление одного парика уходит около двух недель — это если не отрываться от работы с утра и до вечера. После этого получившийся парик расчесывают, подстригают и моют. Хранят парики не в свернутом виде, а на специальных подставках.

Изделие из натуральных прядей выглядит неотличимо от природных волос клиента (если нужно замаскировать лысину), однако такой парик стоит дорого и требует особого отношения. Его можно аккуратно мыть, бережно расчесывать, а также красить, стричь и завивать — словом, делать все то же, что и с обычными волосами. Однако не стоит забывать, что на парике-то волосы не отрастут…

Всем известна поговорка о том, что театр начинается с вешалки. Однако в актёрской среде говорят, что театр начинается с гримёрного цеха. И работают там не только художники-гримёры, но и постижёры.

Где учат работать с волосами?

Постижёр - это специалист, который создаёт парики, усы, бороды и бакенбарды из натуральных и искусственных волос. На сегодняшний день в России, как и во всём мире, не очень много учебных заведений, в которых готовят «специалистов по парикам». Тем не менее, это искусство передаётся из поколения в поколение, образуются даже целые династии.

Мне повезло, я познакомилась с Татьяной Александровной Бубликовой, постижёром с многолетним опытом. Работает она в Волгоградском Музыкальном Театре. Столь редкое образование Татьяна Александровна получила в Одесском Театральном Технологическом Техникуме. А прежде чем поступить туда, была ученицей заслуженного деятеля культуры З.П. Свинарёвой, которая привила ей любовь к столь необычной профессии.

Парик за две недели

Работа постижёра очень кропотливая и требует невероятной усидчивости. На изготовление одного парика уходит около двух недель, да и то если не отрываться от работы с утра и до вечера. Процесс не простой. Сначала тонкие пряди собирают на специальных станках - тресбанках. Затем сшивают в парик, а предварительно расчёсывают кардами (некое подобие расчёски, но острое и тяжёлое). С усами и бородами тоже сложностей хватает. Сначала делают лекало, потом наклеивают специальную ткань - театральный газ, и маленьким, тонким, остро заточенным крючком протягивают по одному волосу.

Мне тоже предложили попробовать себя в этой профессии, но я не рискнула - и вязать-то не умею, а тут такие хрупкие инструменты. Их вообще особенно берегут, ведь такая утрата невосполнима. Вот, например, щипцы, сделанные во Франции в 19 веке с клеймом мастера, ну и где такие сейчас достать? Такие вещи делают исключительно на заказ и передают из поколения в поколение, либо от учителя к ученику. С крючками тоже не всё просто. Сейчас в России их делает на заказ только один специалист, имеющий свою мастерскую в Москве, да стоят они не дёшево. Кстати, со шпильками и невидимками тоже проблемы, сложно найти качественные, хорошо фиксирующие причёску. На нашу огромную страну всего три завода выпускают эту продукцию качественно, а то, что продаётся сейчас на рынках и в магазинах, выдерживает не более одной-двух театральных причёсок.

Причёски из силикона

Энтузиазму Татьяны Александровны можно только позавидовать. Да и как тут не гореть глазам, когда работа - постоянная реализация творческого потенциала, а каждый день - маленький праздник! Парики и причёски делают не только из волос. Бывали случаи, когда приходилось работать с ниткой, фольгой, латексом и силиконом! По словам Бубликовой, для неё самая любимая часть - постановка нового спектакля. Нужно придумывать новые образы, подбирать грим, парики, причёски. Иногда можно что-то придумать с теми наработками, которые остаются от уже поставленных спектаклей, но чаще всего всё создаётся с нуля. Правда бывают случаи, когда переделываются уже готовые или купленные парики. Например, к одному спектаклю была специально закуплена целая партия, из которой актрисам не подошло ничего, так что постижёрам пришлось всё создавать самостоятельно. Зато эти парики очень пригодились в другой постановке. Бывает, что на волосы пришивают специально сделанные ушки, и получаются костюмы кошек и собак.

Сейчас театр готовится к гастролям, так что постижёру предстоит много работы. На каждый парик нужно накрутить бигуди и аккуратно уложить в отдельную коробочку. С собой берут не только реквизит, но и многочисленный «дублирующий состав» париков, на случай повреждения при транспортировке или неудачного климата. Да и на каждый образ обязательно берут хотя бы один про запас. Бывали случаи, когда из-за слишком влажной погоде локоны на париках распрямлялись и образ был испорчен. Так что гримёры-постижёры, а вместе с ними и костюмеры всегда приезжают на место гастролей раньше актёров.

Постижёры на страже порядка

Однако постижёры нужны не только театру. Был случай, когда по заказу правоохранительных органов гримёры-постижёры проявили свои умения и создали новый, неузнаваемый образ одному из сотрудников, изготовив по снятым меркам парик и специальную мимическую маску, сделанную из силикона. Это волшебное преображение помогло в раскрытии преступления. Также постижёрное и гримёрное искусство пригождается при проведении частных маскарадов и корпоративных вечеринок. К их помощи также прибегли при создании исторических образов на прошлогоднем карнавале в честь празднования Дня города.

Да, действительно «Весь мир - театр, а люди в нём - актёры», а также постижёры, гримёры, сценаристы и режиссёры!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.