Гаэтано доницетти. Доницетти

ДОНИЦЕТТИ, ГАЭТАНО (Donizetti, Gaetano) (1797-1848), итальянский оперный композитор. Родился 29 ноября 1797 в Бергамо. В молодости Доницетти пришлось противостоять родительскому запрету на выбор профессии, и, преследуя свою цель, он завербовался в австрийскую армию. Здесь у него оказалось достаточно свободного времени, чтобы заниматься композицией и даже написать первую оперу (1818). Успешная постановка четвертой по счету оперы позволила композитору оставить военную службу, и затем он многие годы зарабатывал на жизнь сочинением опер для разных итальянских театров. В 1835 Доницетти начал преподавать полифонию в Королевском музыкальном колледже Милана, а через два года стал директором этого заведения. Впоследствии жил в Париже; в 1845 его разбил паралич. Композитора перевезли в Италию на лечение, но училия врачей оказались безуспешными. Умер Доницетти в Бергамо 8 апреля 1848.

Из 65 опер и оперетт Доницетти наиболее известны Любовный напиток (L"Elisir d"amore , 1832), Лючия ди Ламмермур (Lucia di Lammermoor , 1835); Дочь полка (La Fille du régiment , 1840); Линда ди Шамуни (Linda di Chamounix , 1842) и Дон Паскуале (Don Pascuale , 1843). Трагическая Лючия - вершина творчества композитора, а Дон Паскуале и Любовный напиток - отличные комические оперы. В наследии Доницетти также две мессы и еще ряд церковных произведений, 12 опусов для струнного квартета, несколько кантат, песни, оркестровые и фортепианные произведения.

Литература

Донати-Петтени Дж. Г.Доницетти . Л., 1980

Из 65 опер и оперетт Доницетти наиболее известны – Любовный напиток (L"Elisir d"amore, 1832), Лючия ди Ламмермур (Lucia di Lammermoor, 1835); Дочь полка (La Fille du rgiment, 1840); Линда ди Шамуни (Linda di Chamounix, 1842) и Дон Паскуале (Don Pascuale, 1843).


Родился 29 ноября 1797 в Бергамо. В молодости Доницетти пришлось противостоять родительскому запрету на выбор профессии, и, преследуя свою цель, он завербовался в австрийскую армию. Здесь у него оказалось достаточно свободного времени, чтобы заниматься композицией и даже написать первую оперу (1818). Успешная постановка четвертой по счету оперы позволила композитору оставить военную службу, и затем он многие годы зарабатывал на жизнь сочинением опер для разных итальянских театров. В 1835 Доницетти начал преподавать полифонию в Королевском музыкальном колледже Милана, а через два года стал директором этого заведения. Впоследствии жил в Париже; в 1845 его разбил паралич. Композитора перевезли в Италию на лечение, но училия врачей оказались безуспешными. Умер Доницетти в Бергамо 8 апреля 1848.

Из 65 опер и оперетт Доницетти наиболее известны – Любовный напиток (L"Elisir d"amore, 1832), Лючия ди Ламмермур (Lucia di Lammermoor, 1835); Дочь полка (La Fille du rgiment, 1840); Линда ди Шамуни (Linda di Chamounix, 1842) и Дон Паскуале (Don Pascuale, 1843). Трагическая Лючия – вершина творчества композитора, а Дон Паскуале и Любовный напиток – отличные комические оперы. В наследии Доницетти также две мессы и еще ряд церковных произведений, 12 опусов для струнного квартета, несколько кантат, песни, оркестровые и фортепианные произведения.

(29 XI 1797, Бергамо, Ломбардия - 8 IV 1848, там же)

Гаэтано Доницетти родился 29 ноября 1797 г. в городе Бергамо (Италия). Обучался в Неаполитанской консерватории, затем - в музыкальном лицее в Болонье.

Первая опера Доницетти - "Энрико, граф Бургундский" (Венеция, 1818) - имела значительный успех у публики; оперы "Анна Болейн" (Милан, 1830), "Любовный напиток" (Милан, 1832) и "Лючия ди Ламмермур" (Неаполь, 1835) выводят известность автора за пределы его родной страны. После смерти Беллини (1835) Доницетти становится во главе итальянской оперной школы (Россини еще в 1829 г. завершает "Вильгельмом Теллем" свою карьеру оперного композитора). Вплоть до середины 40-х гг., то есть до первых триумфов Верди, Доницетти справедливо считался непревзойденным мастером и крупнейшим авторитетом национального музыкального театра.

Из 74 опер, созданных композитором, к числу наиболее удачных следует отнести (помимо вышеназванных): "Лукрецию Борджиа" (Милан, 1833), "Дочь полка" (Париж, 1840), "Фаворитку" (Париж, 1840), "Линду ди Шамуни" (Вена, 1842), "Дона Паскуале" (Париж, 1843). Известный интерес представляют также кантаты, мессы и "Реквием" Доницетти, его хоровые и камерно-инструментальные сочинения. Достаточное внимание композитор уделял педагогической деятельности. С начала 30-х гг. он - профессор композиции и контрапункта Неаполитанской консерватории. Позднее - директор той же консерватории.

В 1844 г. Доницетти серьезно заболевает. Его последняя опера - "Катерина Корнаро" (Неаполь, 1844) - оказалась малоудачной и не удержалась в репертуаре итальянских театров.

8 апреля 1848 г. в Бергамо композитор скончался. Искусство Доницетти - явление неоднородное и противоречивое, отличающееся разнообразием жанров (оперы комические, лирические, героико-исторические и т. д.) и стилистической пестротой. Аполитичность - "ахилессова пята" композитора. В отличие от своих соотечественников - Россини, Беллини, Верди, он не связал себя с национально-освободительным движением в Италии, не откликнулся творчеством на жгучие вопросы современности. Мысли Доницетти свойственна известная легковесность; погоня за ложной занимательностью плюс торопливость, спешка в работе (оперы создавались иногда за одну-две недели) приводили порой музыканта к серьезным художественным просчетам.

Вместе с тем Доницетти - композитор огромного мелодического дарования, искренний лирик, блестящий мастер вокального письма, превосходный знаток театра. Его лучшие произведения, где идейный замысел оправдывает творчесские усилия, а вдохновение сочетается с тщательностью фактурной отделки, - вошли в золотой фонд итальянской оперной литературы. Имя автора "Лючии ди Ламмермур", "Любовного напитка", "Дона Паскуале" с уважением произносится любителями музыки во всем мире.

М. Сабинина, Г. Цыпин

Итальянский композитор, выдающийся мастер эпохи бельканто, его творчество сформировалось под воздействием Россини и романтизма. Оперное наследие Доницетти составляют 74 оперы. Не все их них равноценны и сохранили свою актуальность, но лучшие сочинения отличаются мелодическим богатством и яркой театральностью.

Начиная с оперы "Анна Болейн" (1830, Милан), трагической мелодрамы о судьбе одной из многочисленных жен английского короля Генриха VIII, творчество Доницетти обретает самобытность. Из опер 30-х гг. наиболее выдающейся стала "Лючия ди Ламмермур" (1835). В эти годы композитор также создает ряд опер на историко-романтические сюжеты ("Лукреция Борджиа", "Мария Стюарт", "Полиевкт" (1838, поставлена в 1848)) и свою лучшую комическую оперу "Любовный напиток". Поставленная в Неаполе в 1837 г. опера "Роберт Деверо" (либретто Каммарано, о судьбе Елизаветы I), завершает так называемый "тюдоровский цикл" (куда входят также "Анна Болейн" и "Мария Стюарт"). Русская премьера этой оперы состоялась в 1846 г. в Петербурге.

Из сочинений 40-х гг. выделяются лирико-драматическая опера "Фаворитка", комическая опера "Дочь полка", замечательная опера-буффа "Дон Паскуале" и написанная для Вены психологическая мелодрама "Линда ди Шамуни" (1842).

Оперы Доницетти занимают одно из ведущих мест в репертуаре современного оперного театра. Среди сочинений, исполняемых в настоящее время, отметим (кроме названных) оперы "Паризина" (1833, Флоренция, либретто Романи), "Мария ди Руденц" (1838, Венеция, либретто Каммарано), "Мария ди Роган" (1843, Вена, либретто его же).

В России творчество Доницетти ценилось всегда очень высоко. Лучшие из его произведений ставились итальянскими труппами в Петербурге почти сразу после мировых премьер. Ряд арий Доницетти, таких как "O luce di quest anima" ("Линда ди Шамуни"), "Una furtiva lagrima" ("Любовный напиток"), "Quel sangue versato" ("Роберт Деверо") и др., входят в репертуар ведущих певцов мира.

Е. Цодоков

Основные оперы:

"Гувернёр в затруднении" (1824), "Театральные удобства и неудобства" (1827), "Анна Болейн" (1830), "Любовный напиток" (1832), "Лукреция Борджиа" (1833), "Мария Стюарт" (1834), "Лючия ди Ламмермур" (1835), "Велизарий" (1836), "Колокольчик" (1836), "Роберт Деверо" (1837), "Полиевкт" (1838), "Мария ди Руденц" (1838), "Дочь полка" (1840), "Мученики" (по "Полиевкту", 1840), "Фаворитка" (1840), "Мария Падилла" (1841), "Линда ди Шамуни" (1842), "Дон Паскуале" (1843), "Мария ди Роган" (1843), "Дон Себастьян Португальский" (1843).

Гаэтано Доницетти
Gaetano Donizetti
Основная информация
Дата рождения

29 ноября 1797 ({{padleft:1797|4|0}}-{{padleft:11|2|0}}-{{padleft:29|2|0}} )

Место рождения

Бергамо, Цизальпинская республика

Дата смерти

8 апреля 1848 ({{padleft:1848|4|0}}-{{padleft:4|2|0}}-{{padleft:8|2|0}} ) (50 лет)

Место смерти

Бергамо, Ломбардо-Венецианское королевство

Страна

Ломбардо-Венецианское королевство

Профессии

композитор

Жанры
donizettisociety.com
Аудио, фото, видео на Викискладе

Доменико Гаэтано Мариа Донице́тти (итал. Domenico Gaetano Maria Donizetti ; 29 ноября 1797, Бергамо, Ломбардия, - 8 апреля 1848, там же) - итальянский композитор.

Биография

Родители Доницетти были бедные люди: отец - сторож, мать - ткачиха. Его старшим братом был композитор Джузеппе Доницетти. В 9 лет Гаэтано поступил в Благотворительную музыкальную школу Симона Майра и стал там лучшим учеником. Майр всячески поддерживал юного музыканта, побуждая его посвятить себя профессиональной музыкальной карьере, и даже сочинил для этого оперу-пастиш «Маленький композитор» (итал. II piccolo compositore di musica ; 1811), в которой сам Доницетти и несколько других учеников, в том числе ближайший друг Доницетти Антонио Дольчи, выведены под своими именами, а суть сюжета в том, что главный герой не желает отступать от своего пути; опера была поставлена силами самих учащихся. Дальнейшее музыкальное образование Доницетти получил в Болонском музыкальном лицее (1815-1817) у С. Маттеи.

Первые его оперы - «Энрико, граф Бургундский» (1818) и «Ливонский плотник» (1819), - были хорошо приняты венецианской публикой, но дальнейшему его успеху долго мешала слава Россини и Винченцо Беллини. Правда, когда Беллини умер в 1835 году, Реквием для него был заказан не кому иному, как Доницетти.

Широкую известность он приобрёл лишь в 1831, после постановки в Милане оперы «Анна Болейн». В «Лючии ди Ламермур» его талант выразился с наибольшей силой.

В 1834-1839 годах - профессор консерватории в Неаполе (с 1837 - директор). После смерти Беллини Доницетти, не видя опасных конкурентов, создал целый ряд опер (8), не отличавшихся серьёзными достоинствами. С 1840 года Доницетти работал для Парижа. Хотя его «Дочь полка», «Полиевкт» и «Фаворитка» не сразу завладели вниманием парижан, но успех Доницетти, по прошествии некоторого времени, был обеспечен, особенно благодаря комической опере «Дон Паскуале» (1843). Это образцовое произведение было написано в 8 дней. В 40-х гг. работал также в Австрии (в 1842 г. получил звание австрийского придворного композитора). Для Вены Доницетти написал в то же время оперу «Линда ди Шамуни» (1842). Его последние оперы - «Мария ди Роган» (1843), «Катарина Корнаро» (1844) - не имели успеха.

Из-за психического расстройства после 1844 года Доницетти отошёл от музыки.

Творчество

В течение 26-летней композиторской деятельности Доницетти написал 74 оперы, много кантат, месс, псалмов и пр. Способность к быстрому сочинению была у Доницетти поразительная. Нормальному развитию его дарования мешала постоянная спешная и срочная работа; несмотря на это, его лучшие оперы принадлежат к шедеврам оперного искусства: «Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур», «Фаворитка», «Дон Паскуале» и др. Главные достоинства опер Доницетти - вдохновенные мелодии и драматическое чувство.

Основные оперы

  • «Сумасбродство» (Una Follia) , 1818
  • «Бедные странствующие виртуозы» (I piccoli virtuosi ambulanti) , 1819
  • «Пётр Великий, царь русский, или Ливонский плотник» (Pietro il grande Czar delle Russie о II Falegname di Livonia) , 1819
  • «Гувернёр в затруднении» (L’ajo nell’imbarazzo) , 1824
  • «Театральные удобства и неудобства» (Le convenienze ed inconvenienze teatrali) , 1827
  • «Анна Болейн» (Anna Bolena) , 1830
  • «Любовный напиток» (L’elisir d’amore) , 1832
  • «Лукреция Борджа» (Lucrezia Borgia) , 1833. Либретто на основе одноименной пьесы Виктора Гюго
  • «Мария Стюарт» (Maria Stuarda) , 1834. Либретто на основе одноименной пьесы Шиллера
  • «Лючия ди Ламмермур» (Lucia di Lammermoor) , 1835. Либретто на основе романа Вальтера Скотта «Ламмемурская невеста». Одна из ведущих опер бельканто.
  • «Велизарий» (Belisario) , 1836.
  • «Колокольчик» (Il campanello или Il campanello di notte) , 1836
  • «Роберто Деверё» (Roberto Devereux) , 1837. По трагедии Франсуа Ансело «Елизавета Английская».
  • «Полиевкт» (Poliuto), 1838. По одноименной трагедии Корнеля
  • «Мария ди Руденц» (Maria de Rudenz) , 1838
  • «Дочь полка» (La fille du régiment) , 1840
  • «Мученики» (Les martyrs) , 1840. По «Полиевкту», 1840
  • «Фаворитка» (La favorite) , 1840. По более ранней собственной опере «L’ange de Nisida».
  • «Мария Падилья» (Maria Padilla) , 1841. По трагедии Франсуа Ансело
  • «Линда ди Шамуни» (Linda di Chamounix) , 1842
  • «Дон Паскуале» (Don Pasquale) , 1843
  • «Мария ди Роган» (Maria di Rohan) , 1843
  • «Дон Себастьян Португальский» (Dom Sébastien) , 1843. Либретто Эжена Скриба по пьесе П.-А. Фуше

Мелодии Доницетти своей шутливой веселостью радуют свет.
Г. Гейне

Доницетти - высокопрогрессивный талант, обнаруживающий тенденции Возрождения.
Дж. Мадзини

Музыка Доницетти прекрасна, великолепна, изумительна!
В. Беллини

Г. Доницетти - представитель итальянской романтической оперной школы, кумир поклонников бельканто - появился на оперном горизонте Италии в то время, когда «умирал Беллини и молчал Россини ». Обладатель неисчерпаемого мелодического дара, глубокого поэтического таланта и чувства театральности, Доницетти создал 74 оперы, в которых раскрылась широта и разнообразие его композиторского дарования. Оперное творчество Доницетти необычайно разнообразно по жанрам: это социально-психологические мелодрамы («Линда ди Шамуни » - 1842, «Джемма ди Вержди» - 1834), историко-героические драмы («Велизарио» - 1836, «Осада Кале» - 1836, «Торквато Тассо» - 1833, «Мария Стюарт » - 1835, «Марина Фальеро» - 1835), лирико-драматические оперы («Лючия ди Ламмермур » - 1835, «Фаворитка » - 1840, «Мария ди Роган» - 1843), трагические мелодрамы («Лукреция Борджа » - 1833, «Анна Болейн » - 1830). Особенно разнообразны оперы, написанные в жанре buffa, музыкальные фарсы («Замок инвалидов» - 1826, «Новый Пурсоньяк» - 1828, «Сумасшедшие по заказу» - 1830), комические оперы («Любовный напиток » - 1832, «Дон Паскуале » - 1843), комические оперы с разговорными диалогами («Дочь полка » - 1840, «Рита» - поставлена в 1860) и собственно оперы-buffa («Гувернер в затруднении» - 1824, «Ночной звонок» - 1836).

Оперы Доницетти - плоды необычайно скрупулезной работы композитора как над музыкой, так и над либретто. Будучи широко образованным музыкантом, он использовал произведения В. Гюго, А. Дюма-отца, В. Скотта, Дж. Байрона и Э. Скриба, сам пробовал писать либретто, прекрасно сочинял юмористические стихи.

В оперном творчестве Доницетти условно можно выделить два периода. В сочинениях первого (1818-30) весьма заметно влияние Дж. Россини. Хотя оперы неравноценны по содержанию, мастерству и проявлению авторской индивидуальности, в них Доницетти предстает великолепным мелодистом. Период творческой зрелости композитора приходится на 30-е - первую половину 40-х гг. В это время он создает шедевры, вошедшие в историю музыки. Таковы «всегда свежая, всегда прелестная» (А. Серов) опера «Любовный напиток»; «один из самых чистых бриллиантов итальянской оперы» (Дж. Донати-Петтени) «Дон Паскуале»; «Лючия ди Ламмермур», где Доницетти раскрыл все тонкости душевных переживаний любящего человека (Де Валори).

Интенсивность творчества композитора поистине уникальна: «Легкость, с какой Доницетти сочинял музыку, умение быстро уловить музыкальную мысль позволяют сравнить процесс его творчества с естественностью плодоношения цветущих фруктовых деревьев» (Донати-Петтени). Равно легко автор владел различными национальными стилями и жанрами оперного творчества. Помимо опер, перу Доницетти принадлежат оратории, кантаты, симфонии, квартеты, квинтеты, духовные и вокальные сочинения.

Внешне жизнь Доницетти казалась сплошным триумфом. На самом же деле это было не так. «Мое рождение покрыто тайной», - писал композитор, - «ибо я появился на свет под землей, в подвале Борго-Канале, куда луч солнца не проникал никогда». Родители Доницетти были бедные люди: отец - сторож, мать - ткачиха. В 9 лет Гаэтано поступает в Благотворительную музыкальную школу Симона Майра и становится там лучшим учеником. В 14 лет он переезжает в Болонью, где учится в музыкальном лицее у С. Маттеи. Выдающиеся способности Гаэтано впервые раскрылись на экзамене 1817 г., где исполнялись его симфонические произведения и кантата. Еще в лицее Доницетти написал 3 оперы: «Пигмалион», «Олимпиада» и «Гнев Ахилла», а уже в 1818 г. его опера «Энрико, граф Бургундский» была с успехом поставлена в Венеции. Несмотря на успех оперы, это был очень трудный период в жизни композитора: контрактов на сочинение заключать не удавалось, семья нуждалась в материальной помощи, близкие его не понимали. Симон Майр устроил Доницетти контракт с Римской оперой на сочинение оперы «Зораида Гранатская». Постановка имела успех, но критика, обрушившаяся на молодого композитора, была оскорбительно жестокой. Но это не сломило Доницетти, а лишь укрепило его силы в стремлении к совершенствованию своего мастерства. Но несчастья следуют одно за другим: сначала умирает сын композитора, затем - родители, горячо любимая жена Вирджиния, которой не исполнилось даже 30 лет: «Я один на земле, и я еще жив!» - в отчаянии написал Доницетти. От самоубийства его спасло искусство. Вскоре следует приглашение в Париж. Там он пишет романтическую, прелестную, «Дочь полка», изящную «Фаворитку». Оба этих сочинения, а также интеллектуальный «Полиевкт» были приняты с восторгом. Последняя опера Доницетти - «Катарина Корнаро». Она была поставлена в Вене, где в 1842 г. Доницетти получает звание австрийского придворного композитора. После 1844 г. психическое заболевание заставило Доницетти отказаться от композиторской деятельности и послужило причиной его смерти.

Искусство Доницетти, представлявшее декоративный певческий стиль, было органичным и естественным. «Доницетти вбирал в себя все радости и печали, волнения и заботы, все устремления простых людей к любви и красоте и потом выражал их в прекрасных мелодиях, которые до сих пор живут в сердце народа» (Донати-Петтени).

М. Дворкина

Сын бедных родителей, он находит первого учителя и благодетеля в лице Майра, затем учится в Болонском музыкальном лицее под руководством падре Маттеи. В 1818 году в Венеции была поставлена его первая опера «Энрико, граф Бургундский». В 1828 году женится на певице и пианистке Вирджинии Васселли. В 1830 году в миланском театре «Каркано» с триумфом поставлена опера «Анна Болейн». В Неаполе занимает пост директора театров и место преподавателя консерватории, весьма при этом уважаемого; тем не менее в 1838 году директором консерватории становится Меркаданте. Это было большим ударом для композитора. После смерти родителей, трёх сыновей и жены он (несмотря на многочисленные любовные истории) остаётся один, здоровье его расшатано, в том числе из-за невероятного, титанического труда. Став впоследствии автором и руководителем частных концертов при Венском дворе, ещё раз раскрывает свои большие возможности. В 1845 году тяжело заболевает.

«Я родился в Борго-Канале под землёй: в подвал, куда я спускался по лестнице, никогда не проникал луч света. И, словно филин, вылетев из гнезда, я всегда нёс в самом себе то дурные, то счастливые предчувствия». Эти слова принадлежат Доницетти, который таким образом хотел определить свои истоки, свою судьбу, отмеченную роковым стечением обстоятельств, что, однако, не помешало ему чередовать в оперном творчестве серьёзные, даже трагические и мрачные сюжеты с сюжетами весёлыми и прямо-таки фарсовыми. «Когда у меня в голове зарождается комическая музыка, я чувствую неотвязное сверление в её левой стороне, когда же серьёзная - я чувствую то же сверление справа», - утверждал композитор с беспечной эксцентричностью, словно желая показать, с какой лёгкостью возникали в его уме идеи. «Знаешь ли мой девиз? Быстро! Быть может, это и недостойно одобрения, но то, что я сделал хорошо, всегда было сделано быстро», - писал он Джакомо Саккеро, одному из своих либреттистов, и результаты, хотя и не всегда, подтверждали справедливость этого утверждения. Верно пишет Карло Парментола: «Неравноценность сочинений Доницетти - теперь общее место критики, как и его белезненная творческая активность, причины которой обычно ищут в том, что его всегда подгоняли неумолимые сроки. Однако остаётся фактом, что и будучи студентом в Болонье, когда ничто его не торопило, он лихорадочно работал и продолжал работать в таком же темпе и тогда, когда, наконец-то добившись достатка, он избавился от необходимости непрерывно сочинять. Вероятно, эта потребность непрерывно творить независимо от внешних обстоятельств ценой ослабления контроля со стороны вкуса была чертой его беспокойной личности музыканта-романтика». И, конечно, он был композитором из тех, что, выйдя из-под власти Россини , всё больше убеждались в необходимости следовать за изменениями вкуса.

«Больше десятка лет, - пишет Пьеро Миоли, - многогранное дарование Доницетти свободно и разнообразно выражается в серьёзных, полусерьёзных и комических операх в согласии с более чем полувековой практикой итальянской оперы, олицетворённой в то время в образе безупречного Россини, тогда как начиная с 30-х годов продукция в серьёзном жанре получает количественный перевес, как, впрочем, того и требовала надвигавшаяся эпоха романтизма и пример такого современника, как чуждый комизму Беллини ... Если второе и третье десятилетие XIX века в Италии утвердился театр Россини, если в пятом выдвинулся театр Верди , то четвёртое принадлежит Доницетти».

Занимая эту ключевую позицию, Доницетти со свойственной ему свободой вдохновения устремился к воплощению правдивых переживаний, которым предоставил такой же простор, освобождая их в случае необходимости от объективных и практических требований драматической последовательности. Лихорадочность поисков композитора заставляла его предпочитать финалы опер-сериа как единственную правду, необходимую для постижения сюжета. Именно это стремление к правде питало одновременно и его комическое вдохновение, благодаря которому, создавая карикатуры и автокарикатуры, он стал крупнейшим после Россини автором музыкальных комедий, и обусловливало его обращение в зрелый период к комическим сюжетам, отмеченным не только горестной иронией, но мягкостью и человечностью. Как утверждает Франческо Аттарди, «опера-буффа явилась в романтический период противовесом, трезвой и реалистической проверкой идеальных устремлений мелодрамы XIX века. Опера-буффа - это как бы оборотная сторона медали, побуждающая нас больше размышлять об опере-сериа.. она показывает нам жизнь такой, какая она есть, с её социальной пестротой, цинизмом и логикой экономических интересов, но делает это не травмируя нас, как если бы это был отчёт о буржуазном общественном утройстве».

Обширное наследие Доницетти, до сих пор ждущее подобающего признания, с полным правом заслуживает той общей оценки, которую даёт ей такой авторитет в области изучения творчества композитора, как Гульельмо Барблан: «Когда же нам станет ясно художественное значение Доницетти? Предвзятое мнение, тяготевшее над ним более века, представляло его нам как художника хотя и гениального, но увлекаемого своей поразительной лёгкостью поверх всякой проблематики ради того, чтобы предаться во власть минутного пыла вдохновения. Быстрый взгляд на семь десятков опер Доницетти, успешные современные возобновления забытых опер доказывают, напротив, что если в некоторых случаях такое мнение, быть может, и не является предрассудком, то в значительных своих произведениях... Доницетти был художником, сознававшим ответственность возложенной на него задачи и пристально всматривавшимся в европейскую культуру, в которой он ясно различил единственный способ сдвинуть нашу мелодраму с придававших ей провинциальность упрощённых позиций, которые ложно именовались „традицией“».

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

Сочинения:

оперы (74), в т. ч. Сумасбродство (Una Follia, 1818, Венеция), Бедные странствующие виртуозы (I piccoli virtuosi ambulanti, 1819, Бергамо), Пётр Великий, царь русский, или Ливонский плотник (Pietro il grande Czar delle Russie о Il Falegname di Livonia, 1819, Венеция), Сельская свадьба (Le Nozze in villa, 1820-21, Мантуя, карнавал), Зораида Гранатская (1822, театр «Арджентина», Рим), Кьяра и Серафина, или Пираты (1822, театр «Ла Скала», Милан), Счастливое заблуждение (Il fortunato inganno, 1823, театр «Нуово», Неаполь), Гувернёр в затруднении (L’Ajo nell’imbarazzo, известна также под названием Дон Грегорио, 1824, театр «Валле», Рим), Замок инвалидов (Il Castello degli invalidi, 1826, театр «Каролино», Палермо), Восемь месяцев за два часа, или Ссыльные в Сибири (Otto mesi in due ore, ossia Gli Esiliati in Siberia, 1827, театр «Нуово», Неаполь), Алина, королева Голкондская (Alina regina di Golconda, 1828, театр «Карло Феличе», Генуя), Пария (1829, театр «Сан-Карло», Неаполь), Елизавета в замке Кенильворт (Elisabetta al castello di Kenilworth, также под назв. Замок Кенильворт, по роману В. Скотта, 1829, там же), Анна Болейн (1830, театр «Каркано», Милан), Уго, граф Парижский (1832, театр «Ла Скала», Милан), Любовный напиток (L’ Elisir d’amore, 1832, театр «Каноббиана», Милан), Паризина (по Дж. Байрону, 1833, театр «Пергола», Флоренция), Торквато Тассо (1833, театр «Валле», Рим), Лукреция Борджа (по одноименной драме В. Гюго, 1833, театр «Ла Скала», Милан), Марино Фальеро (по одноименной пьесе Дж. Байрона, 1835, «Театр Итальен», Париж), Мария Стюарт (1835, театр «Ла Скала», Милан), Лючия ди Ламмермур (по роману В. Скотта «Ламмермурская невеста», 1835, театр «Сан-Карло», Неаполь), Велизарий (1836, театр «Фениче», Венеция), Осада Кале (L’Assedio di Calais, 1836, театр «Сан-Карло», Неаполь), Пиа де’Толомеи (1837, театр «Аполло», Венеция), Роберт Девере, или Граф Эссекский (1837, театр «Сан-Карло», Неаполь), Мария Ди Руденц (1838, театр «Фениче», Венеция), Дочь полка (La fille du régiment, 1840, театр «Опера комик», Париж), Мученики (Les Martyrs, новая редакция Полиевкта, по трагедии П. Корнеля, 1840, театр «Гранд-Опера», Париж), Фаворитка (1840, там же), Аделия, или Дочь стрелка (Adelia, о La figlia dell’arciere, 1841, театр «Аполло», Рим), Линда ди Шамуни (1842, «Кернтнертортеатр», Вена), Дон Паскуале (1843, «Театр Итальен», Париж), Мария ди Роган (Maria dl Rohan о Il conte di Chalais, 1843, «Кернтнертортеатр», Вена), Дон Себастьян Португальский (1843, театр «Гранд-Опера», Париж), Катерина Корнаро (1844, театр «Сан-Карло», Неаполь) и др.; 3 оратории

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.