Что делать, если дразнят ребенка. Что делать, если моего ребенка дразнят

Школа – маленькое общество, в котором существуют свои правила и обычаи. Наши дети на примере школы учатся жить в мире людей, отстаивать свое мнение, давать отпор обидчикам. Довольно распространенная ситуация – травля ребенка сверстниками. Постоянные насмешки, обидные прозвища, дразнилки – все это может сильно травмировать школьника, особенно если он по своей природе впечатлительный и застенчивый. И тогда перед родителями встают вопросы: почему насмехаются над ребенком, что делать в такой ситуации? Попробуем рассмотреть эту проблему подробно.

Почему могут дразнить ребенка?

Предметом травли может стать любая причина, даже совсем невероятная с точки зрения взрослого человека. Однако психологи выделяют наиболее распространенные поводы для насмешек в школьной среде, и нужно постараться еще до момента поступления ребенка в школу предотвратить их появление.

Одной из наиболее частых причин насмешек одноклассников является лишний вес ребенка. Родители должны следить за правильным питанием малыша. Не следует его часто баловать сладостями, тем более использовать шоколадки в качестве поощрения. Кроме того, стоит не забывать о физической активности ребенка. Подвижные игры на свежем воздухе, спортивные секции – все это предупредит набор лишних килограммов.

Слишком высокий, или наоборот, маленький рост также может стать поводом к дразнилкам. Естественно, рост малыша изменить невозможно. Но родители могут помочь своему чаду, правильно подбирая ему обувь и одежду. Не стоит высокой девочке носить туфли на толстой платформе, а маленькому ростом школьнику противопоказаны огромные кроссовки.

Дети, имеющие проблемы со зрением, вынуждены носить очки. Конечно, нельзя отказаться от данного способа коррекции зрения, даже, если малыш может страдать от обидного прозвища «очкарик». Постарайтесь приобрести ребенку очки в красивой оправе, которые подойдут к его внешнему виду, манере одеваться.

Современные дети остро реагируют на одежду и аксессуары друг друга. Они могут высмеять неудачный выбор гардероба, немодную мобилку или тетрадки без популярных картинок. Поэтому выбирая школьнику одежду, рюкзак, школьные принадлежности следует ориентироваться не только на свои предпочтения, но и на детскую моду.

Наверное, в каждом классе есть свой «ботаник», «зубрилка». Обычно дети, которых называют этими прозвищами, хорошо учатся, успевают по всем предметам. Следует рассказать такому ребенку, что не стоит задаваться своими успехами, не нужно быть высокомерным или выскочкой, иначе будет трудно избавиться от обидных прозвищ.

Кроме вышеперечисленных, есть возможные причины для насмешек, которые уже никак не изменишь. Это могут быть фамилия или имя, цвет волос, кривой нос и многие другие.

Что могут сделать родители?

Психологи советуют родителям не вмешиваться в конфликт открыто. Однако и быть безучастными, надеясь, что все разрешится само собой, тоже не стоит. Итак, действия родителей могут быть следующими:

  • Сопереживание. Ребенку сейчас очень нужна ваша поддержка, он должен видеть, что вы понимаете его чувства и переживания. Только ни в коем случае не стоит впадать в панику или истерику. Спокойно поговорите с ребенком, скажите ему, что он всегда может рассчитывать на вашу помощь:
  • Устранение повода для придирок. Взрослые должны в первую очередь выяснить, что стало поводом к травле ребенка. После этого нужно приложить все силы, чтобы устранить такую причину или, хотя бы, смягчить ее;
  • Правильное отношение к возникшей ситуации. Согласитесь, дело не в самых придирках, а в отношении ребенка к этому, в его переживаниях. Объясните малышу, что если его дразнят, то проблема, скорее не в нем, а в агрессорах. Так поступают трусливые и слабые люди. Можно привести пример схожей ситуации, например, рассказать о ком-то из известных людей, кого в детстве дразнили по такой же причине. Постарайтесь убедить его, что повод для насмешки может оказаться достоинством, который выделяет его из коллектива (рыжий цвет волос, высокий рост);
  • Совместное мероприятие. Пригласите на день рождения ребенка всех детей, в том числе и тех, кто дразнит ваше чадо. Совместное времяпрепровождение под вашим контролем может помочь детям сблизиться. Для этого хорошо подойдут командные игры, которые помогут проявить лучшие качества вашего малыша;
  • Помощь психолога. Если никакие методы не помогают наладить ситуацию, следует обратиться за помощью к специалисту.

Что может сделать ребенок?

Родители должны поговорить с ребенком и предложить ему несколько вариантов реакции на обиды и дразнилки. Иногда правильное поведение может умерить пыл обидчика. Ребенок может поступить следующим образом:

  • Полное игнорирование. Как известно, не интересно задираться, если нет ответной реакции. Однако такой способ не подойдет очень ранимому малышу, которому будет тяжело не показывать свои эмоции;
  • Смех. Можно демонстративно посмеяться над обидчиком, сопровождая смех, например фразой «Ты такой смешной!» Но, опять же, этот способ подойдет только для смелого ребенка;
  • Специальные фразы в ответ. Следует научить ребенка определенным фразам, которые можно сказать в ответ обидчику: «От такого слышу», «Кто обзывается, сам так называется», «Спасибо за такое пристальное внимание ко мне». Можно придумать шутливые ответы на обидные дразнилки;
  • Демонстрация своих сильных сторон. Мало дать отпор обидчику, нужно еще показать коллективу свои сильные стороны, за которые будут уважать. Возможно, ваш ребенок делает оригинальные поделки, умеет играть на гитаре или может помочь при проблемах с компьютером. Следует демонстрировать такие умения в среде ровесников, это поможет стать равноправным членом школьного общества.

Ребенок, которого в течение долгого времени дразнят в школе, испытывает большую душевную травму. Если не решить проблему быстро, она может оказать негативное влияние на социальную адаптацию человека в будущем. Поэтому родители должны предпринять все возможные меры по скорейшему разрешению конфликта.

(1 голос : 5 из 5 )

Почему дети обзываются? Это вопрос волнует родителей двух сторон - детей, которых обзывают и тех, кто обзывает.

Обзывательства и дразнилки являются своего рода тем, что помогает детям чувствовать себя сильными. Некоторые дети обзывают много и часто, а другие - никогда. Одни могут услышать обзывательства у себя дома, другие - по телевизору или от друзей. Когда мы видим, что нашего ребенка обзывают или дразнят, первое желание - отругать обидчика. Чаще всего у родителей не хватает терпения узнать цель обидного высказывания или дождаться, когда ребенок сам за себя постоит…

Почему дети обзываются

Что происходит, когда мы вмешиваемся и прекращаем детские обзывательства? Существуют разные варианты:

(1) обиженный чувствует себя хуже, потому что он находится на позиции слабого;

(2) обидчик может потерять уважение к тому, кого обзывает, потому что его защищает родитель;

(3) ребенок начинает зависеть от родителя, вместо того, чтобы утвердить себя;

(4) обидчик может остановиться в присутствии взрослого, но продолжать, когда останется один на один с вашим ребенком;

(5) обидчик остановится и подружится с ребенком.

Любой из этих вариантов вероятен, и последняя реакция даже более распространена, чем кажется. И такой вариант вероятнее всего произойдет без вашего вмешательства. Детские эмоции и настроения очень изменчивы: они приходят и уходят со скоростью молнии. Дети, которые только что спорили, становятся лучшими друзьями через минуту. Но, с другой стороны, результатом также может быть и небольшая драка. Мы никогда не можем знать заранее, что произойдет.

Мы хотим, чтобы дети были независимыми и могли принять решение сами (в определенных пределах, но мы также хотим защитить их от обиды, травмирующего опыта и потери самоуважения. Обычно, когда родитель видит, что дети обзываются, его личные чувства переплетаются с интересами ребенка. Трудно быть объективным и видеть всю картину, когда нашему ребенку больно.

Что делать, если дети обзываются

Итак, как узнать, когда пора вмешаться? Нет четких правил, потому что каждый ребенок и каждая ситуация очень индивидуальны. Но есть некоторые общие принципы, которые могут быть полезны. Итак, если вы видите, что дети обзываются, это может быть…

Игра. Если дети взаимно обзываются, спросите их, играют ли они. Если все согласны, что это игра, и они веселятся, вы можете отпустить ситуацию (если дети не используют ненормативную лексику). Обычно это больше заметно в играх мальчиков, т.к. они считают, что называть друг друга разными именами весело, так же, как и играть в грубые игры.

Всеръез. Если дети злятся и, обзываясь, пытаются причинить боль, необходимо их остановить и сформулировать проблему, как и в любых переговорах. Затем надо постараться сфокусировать каждого ребенка на том, чтобы найти решение проблемы. Если вы видите, что цель ссоры - обзывательства, поощряйте того, кого обижают, сказать «стоп» обидчику и обязательно удостовериться, что это слово «стоп» услышано.

«Неравный бой». В ситуации, когда два или более ребенка обзывают третьего, вы можете действовать по-разному. Вы просто останавливаете это безобразие. Или вы можете «уравнять» ситуацию, стоя рядом с ребенком лицом к лицу к обидчикам. Но, как и в ситуации выше, ваша цель - научить ребенка сказать «стоп».

Повторение ситуации. Если вы обнаружили, что ребенка обзывают не в первый раз и ему это не нравится, надо разобраться что происходит. Некоторые дети ведут себя так, как будто их это не волнует, но на самом деле они очень переживают. Некоторые дети могут сами провоцировать обзывательства, но тем не менее они все же страдают от них.

Ваше решение. Если то, что вы видите, вас тревожит - вмешайтесь. Подойдите спокойно к детям и поощрите ребенка, которого обижают, выразить его чувства. Обязательно убедитесь, что дети выслушали друг друга с уважением.

Как оказывается, не всегда стоит вмешиваться сразу, если дети обзываются. Иногда это просто естественный процесс их общения.

Ребёнка дразнят в детском саду? Конечно же, первым вашим побуждением будет защитить любимое чадо от обидчиков. Вы безотлагательно захотите пресечь эту вопиющую несправедливость и наказать виновных. Но такой подход к данной проблеме вряд ли поможет её решить. Почему? Да потому, что ваш малыш должен сам научиться выстраивать межличностные отношения в коллективе. Нет никакого смысла ограждать ребёнка от столь необходимой для развития его собственного «я» проверки на прочность. Но научить кроху правильно реагировать на детские дразнилки и «обзывалки» вполне в ваших силах. И, для начала, вы должны разобраться, почему дети дразнят других детей. Каковы причины того, что ваш малыш стал объектом столь сомнительного внимания со стороны сверстников.

Детские дразнилки: причины

Если ребёнок чем-либо отличается от общей массы детей (он самый маленький или самый большой, сильно худой или, напротив, пухленький, на носу у него веснушки или он носит очки, или болтает без умолку), обязательно найдётся в группе сорванец, который эту отличительную особенность заметит и постарается её обыграть.

Да-да. Именно обыграть. Обозвал ты товарища, а он в ответ обиделся, заплакал, погнался за тобой, устроил потасовку. Ведь это же весело, интересно. Дети не умеют оценивать ситуацию другими глазами. Им свойственен эгоцентризм мышления . И они даже не задумываются о том, что их поведение ранит другого малыша.

А далее просто срабатывает механизм подражания . И вот уже добрая половина группы включилась в новую игру. Ведь в дети всё делают по образцу, как все. Они подражают родителям, играя в семью. Они дружно кушают в детском саду, дружно идут на прогулку, дружно укладываются в кроватки во время дневного сна. Так почему бы не присоединиться к новой затее, которая обещает быть довольно интересной.

Ведь, зачастую, малыши, которых дразнят, просто не умеют правильно реагировать на это и, сами того не желая, только провоцируют дальнейшие конфликты.

Мнение психологов

Психологи считают, что именно родители могут лучше всего помочь ребёнку в подобных обстоятельствах. Нет-нет. Беседовать с обидчиками, а тем более угрожать детям, которые дразнят вашего малыша, ни в коем случае не нужно.

Если ребёнка дразнят в садике, прежде всего, вы должны выяснить все подробности сложившейся ситуации.

Без излишних эмоций поговорите с воспитателем. Какие дразнилки используют дети, кто зачинщик, как часто и т.п. Обязательно обсудите реакцию крохи на действия сверстников.

После этого точно такую же процедуру проведите и с малышом. Мягко, ненавязчиво, можно играя, расспросите кроху о его неприятностях и переживаниях.

Когда вы разберётесь, почему дразнят вашего ребёнка, то сможете выбрать наиболее удачную тактику поведения малыша в детском коллективе и научить его, как сделать так, чтобы его обидчики потеряли к нему интерес и перестали его дразнить.

Дразнят ребенка: что делать?

Что касается стратегии и тактики, то здесь можно выбирать из нескольких вариантов.

Никак не реагировать

Если дети в группе к вашему малышу обращаются не по имени, а придумали для него обидную кличку, пусть он просто не отзывается на неё.

Отреагировать нестандартно

Тот, кто дразнится, всегда ожидает от своей жертвы определённой реакции (обида, злость и др.). Необычное поведение в ответ на агрессию вполне способно свести её на нет.

Многим детям приходится столкнуться с жестокостью и несправедливостью гораздо раньше, чем этого хотелось бы родителям, и едва ли можно найти ребенка, которому незнакомы конфликты и обиды в школе или детском саду. Это может быть и грубость со стороны сверстников, и проблемы с учителями, и даже внутри семьи дети могут серьезно не поладить. В каждой ситуации и к каждому ребенку нужен свой подход. Если вы заметили подавленность, плохое настроение и апатию у сына или дочери, непременно выясните причину и попробуйте помочь.

Если ребенка дразнят в детском саду

Некоторые дети «знакомятся» с дразнилками уже в детском саду. Дразнят, как правило, тех, кто не может дать отпор или наоборот, сразу лезет в драку. И в том, и в другом случае не пускайте все на самотек, поговорите с ребенком, но ни в коем случае не жалейте его при всех. Если его дразнят, научите его отвечать фразами вроде «сам такой» или «мне все равно». Задира, не получив ответную реакцию, потеряет интерес и желание донимать других. Если же сам ребенок агрессивен, объясните, что можно просто словом постоять за себя, необязательно обидчику делать больно, покажите, как грамотно и быстро выйти из конфликта.

Если старший обижает младшего

Возникновение проблем между родными братьями и сестрами обычно спровоцировано ревностью со стороны старшего ребенка по отношению к младшему. В таких случаях родители должны выполнить следующее:
1. заранее подготовить старшего к появлению сестренки или братика, рассказать о том, что можно будет вместе играть и веселиться;
2. при появлении второго малыша не забывать о старшем – уделять ему по возможности столько же внимания и проводить с ним достаточно времени;
3. прививать любовь к младшему, не наказывать в случае, если он ведет себя неправильно по отношению младшенькому.

Почему дети дразнят других

Очень часто дети проявляют жестокость к тем своим сверстникам, которые по каким-либо причинам — внешне или по успеваемости — отличаются от остальных. Ребенок становится объектом насмешек, которые бывают неоправданно жестокими и могут впоследствии привести к возникновению серьезных комплексов.

Вот наиболее распространенные причины издевательств со стороны сверстников и варианты их решения:
1. ребенок имеет нестандартную фигуру – слишком полный или слишком худой: в этом случае приобщите его к здоровому питанию и физической активности;
2. носит очки: купите ребенку красивые и стильные очки и аксессуары, чтобы ему было в них удобно и комфортно;
3. успевает хорошо в школе: убедите ребенка проявлять скромность в общении с учителями и не хвастаться чрезмерно своими достижениями перед одноклассниками;
4. плохо учится: постарайтесь помочь подтянуться, убедите, что если ему что-то непонятно, в этом нет ничего постыдного, что нельзя останавливаться, а надо стремиться, думать самому и просить совета;
5. заметно выше или ниже ростом своих сверстников: помогите выработать такой стиль одежды, который позволит выглядеть ребенку стильно и современно и подчеркнет достоинства телосложения, покажите примеры известных и привлекательных высоких или миниатюрных людей;
6. одежда и аксессуары: здесь высмеивают и «немодную» одежду, и старые телефоны. Идти на поводу у ребенка и бежать за новым айпадом только из-за каприза «у всех он есть, а у меня нет» не стоит, а вот помочь подобрать актуальный гардероб можно и нужно.

Все эти проблемы требуют вмешательства, однако не следует слепо подгонять ребенка под то, что от него «требует» его окружение. Не мешайте проявлениям его индивидуальности, объясните, что если его дразнят, то это говорит только о том, что у тех самых детей серьезные проблемы с культурой и воспитанием.

Что делать, если над ребенком издеваются в школе

Известно много случаев издевательств над детьми в школе, которые приводят к самым непредсказуемым и, к сожалению, печальным последствиям. Степень поддержки родителей зависит от возраста – если ребенок в младшей школе, достаточно поговорить с учителями, самими обидчиками и их родителями, разобраться в причине конфликтов и дать понять, что повтор подобных ситуаций неприемлем.

Если возникают сложности в подростковом возрасте, надо перед принятием каких-либо решений поговорить с самим ребенком и спросить, нужна ли ему помощь или он справится сам, и всячески поддержать его. Здесь важно найти баланс: если вы без согласия сына или дочери начнете «наказывать и стращать» обидчиков, то ребенка начнут считать ябедой и слабаком. Если же речь идет о серьезных проявлениях жестокости, то вмешательство просто необходимо, причем с привлечением родителей детей, спровоцировавших конфликт, и ответственных педагогов. Переводить ребенка в другой класс или школу нужно лишь в критической ситуации, ведь и в новой школе/классе могут возникнуть те же проблемы, особенно если новые одноклассники узнают причину перевода.

Если ребенка обижают в школе, вам нужно:
1. отправить его заниматься в какую-нибудь спортивную секцию;
2. подобрать книги и фильмы, в которых главный герой терпел издевательства со стороны одноклассников или окружения и смог достойно преодолеть их;
3. водить ребенка на занятия с психологом, если это действительно необходимо;
4. постарайтесь объяснить, что школьные годы – это только кусочек жизни, что все эти проблемы преодолимы, что они в свое время возникали у многих знаменитых и успешных людей, расскажите, как они преодолели это, что их обидчики остались совершенно неуспешными и никому неизвестными.

Самое важное правило – сопереживайте ребенку: слушайте его, будьте внимательны к его проблемам, не отмахивайтесь и не смейтесь над ним. Спустя много лет взрослому человеку школьные проблемы кажутся смешными и порой глупыми, однако в тот момент, когда это происходит, для ребенка все очень важно и серьезно. Если он будет чувствовать поддержку и понимание со стороны членов семьи, ему будет легче пережить любые трудности школьного периода.

Адик Левин (Adiк Levin)
доктор медицинских наук с опытом работы более 50 лет. Руководитель отделения новорожденных Таллинской детской больницы (1979-2004). Последние годы работает над индивидуальными программами рациона. Автор многочисленных книг и научных работ, почетный доктор и профессор многих больниц и университетов.

Биологически активные добавки к пище: польза

Анжелика Кузнецова,
специалист и консультант по профессиональному спортивному и диетическому питанию и пищевым добавкам, сертифицирована в Швейцарии. Углубленно изучает спортивную и клиническую нутрициологию и диетологию.

Эксперт по питательным веществам Анжелика Кузнецова, специализирующаяся в сфере профессионального спорта, раскрывает «закулисье» добавок к пище (БАДов). «Высококачественные витамины и минеральные вещества должны быть доступны не только элитарным спортсменам, но и любому, кого заботит собственное здоровье», - говорит она.

Психологическая помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

1. Психологическое сопровождение дошкольников с нарушениями слуха

Нарушение слуха является особой патологией, существенно затрудняющей или делающей невозможным речевое развитие. Отсутствие коррекции в дошкольном возрасте чревато задержкой развития или даже умственной отсталостью, которые формируются в результате выпадения так называемого высшего компонента психики. Чем более длительным был безречевой период развития ребенка, тем более интенсивными должны быть коррекционные мероприятия.
Последнее время усиливается интерес к кохлеарной имплантации - новому методу слухопротезирования, дающему возможность даже абсолютно неслышащему ребенку воспринимать звуки. Однако даже если имплантация была сделана в сензитивный период развития речи или до него, потребность в психологическом сопровождении не исчезает. Также существует достаточно большая группа детей, которым данный метод противопоказан: дети с соматическими заболеваниями, органическим синдромом и др.
Уровень развития ребенка данной категории и особенности его сопровождения в дошкольной образовательной организации зависят от сохранных речевых ресурсов.

Как разобраться в причинах плохого поведения детей и скорректировать его. Матрица силового анализа

Анастасия Дергунова,
педагог-психолог МАДОУ детского сада «Радость» комбинированного типа, г. Нижний Тагил, Свердловская область

В статье - метод, который поможет скорректировать нежелательное поведение ребенка и взаимоотношения в детском коллективе. Он поможет педагогу-психологу выработать профессиональный подход к анализу случаев практики и их решению. Для этого нужно составить таблицу -«Матрицу силового анализа проблемы».

Чтобы решить проблему, которая возникла в группе, нужно указать причины ее возникновения, ресурсы, расстановку сил. Матрица силового анализа поможет увидеть ситуацию комплексно, с разных сторон, сделать акцент на ресурсных возможностях ребенка и свести к минимуму воздействие негативных факторов.

Тематический план игровых тренингов, которые подготовят детей к чтению и письму

Оксана Игнатьева, педагог-психолог дошкольного структурного подразделения ГБОУ «Школа № 1987»

В статье - тематический план игровых занятий для подготовительной группы детского сада, чтобы подготовить детей 6-7 лет к обучению в школе.

Чтобы сформировать у детей фонетические умения и графомоторные навыки, проведите комплекс занятий в форме игрового тренинга. Тематический план занятий составлен по авторской программе «Путешествие в страну Звукляндию». Он подготовит дошкольников к чтению и письму.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.