Ужасающая история косметики. История макияжа от белил до BB-крема

Размещение объявлений - бесплатно и регистрация не требуется. Но есть премодерация объявлений.

История косметики 17-19 веков: от опасных рецептов красоты до промышленной революции

Кто бы мог подумать, что обычная косметика, которой мы пользуемся каждый день, может рассказать так много об истории и особенностях развития человечества на протяжении веков. К примеру, 17 и 18 век ознаменовали собой Новое время во всех смыслах этого словосочетания. Изменения происходили не только на государственном уровне (волна буржуазных революций прокатилась по миру), но и в сознании людей. Философия Просвещения подарила обществу культ разума, тягу ко всему естественному. Именно поэтому на бледных лицах красавиц того времени появляется яркий и жизнерадостный румянец, а макияж перестал напоминать маску. Яркой чертой 19 столетия стала широкомасштабная индустриализация. Промышленная революция открыла перед косметикой абсолютно новые горизонты. Как раз тогда стали появляться по всему миру первые компании, специализирующиеся на производстве продуктов по уходу за телом, кожей, волосами, средств для макияжа. Некоторые из них продолжают успешно работать и в наши дни.

Косметика 17 века – между религией и философией

В начале 17 века, как это ни удивительно, косметикой пользовались больше, чем в его середине. Связано это, скорее всего, с религиозными процессами, охватившими многие европейские страны. К примеру, пуритане в Англии в данный период считали, что косметика, ювелирные украшения, красивая прическа – главные признаки тщеславия, поэтому они считались греховными. Такая точка зрения весьма схожа с отношением к женской красоте в Средние века.

Так, известный в Великобритании врач, а позже и философ, Джон Булуэр в своей работе «Антропометаморфозы», опубликованной в 1650 году, описывает все виды макияжа и косметики, которыми пользовались в то время в его стране. Все эти средства он считал недостойными столь великой нации, ведь их источники принадлежат неевропейским, а значит, примитивным культурам.

Несмотря на то, что в 17 веке косметика использовалась практически всеми, красота всё-таки оставалась мимолётным явлением. Слабое здоровье и косметические средства, содержащие ядовитые вещества (свинец или ртуть) приводили к тому, что пик привлекательности женщины приходился всего лишь на 20 лет, увядала она к 24 годам, а к 30 считалась уже старой. Только представьте, что в 1600-ых годах не было лучшего скраба, чем купоросное масло, представляющее собой концентрированную серную кислоту. Его применение наносило непоправимый вред не только коже, но и всему организму.

17 век ознаменовался также появлением специальных шариков для умывания, которые использовались утром и вечером. Их делали из измельчённого мыла, смешанного с травами, пряностями, маслом, к примеру, миндальным. Такие шарики не только обладали приятным ароматом, но и обеспечивали мягкий пилинг для кожи. Применяли также специальный крем, содержащий жиры, пчелиный воск и спермацет. Этот состав считается прародителем современного кольдкрема, обладающего насыщенной текстурой, которая идеально подходит для увлажнения и питания кожи.


Аристократическая бледность остаётся популярной столетиями

Бледный цвет лица не теряет своей популярности вот уже несколько веков. Как и раньше, он являлся показателем богатства и высокого социального статуса человека. Средства для отбеливания кожи были весьма востребованы, вот, к примеру, один из самых популярных препаратов в 17 веке – крем состоял из измельчённого мела или свинцовых белил, смешанных с яичным белком и уксусом. Такой состав обеспечивал бледную, гладкую и блестящую кожу. Правда, есть у него один недостаток, после высыхания нельзя улыбаться или сильно морщиться – макияж мог попросту покрыться трещинами.

К другим, востребованным в то время, продуктам для отбеливания кожи относятся лимонный сок, квасцы, бура (тетраборнокислый натрий). Свинцовые белила использовали вплоть до 19 века, когда их заменил диоксид титана, а вот компоненты, содержащие ртуть, применяются и в наше время. В 17 столетии начали употреблять и другие косметические красители, скажем, тот же оксихлорид висмута, белый пигмент с металлическим блеском. Пользовались и тальком, но приходилось прибегать к определённым мерам безопасности, чтобы его не вдыхать. Применяли даже прокаленные кости, рисовую пудру и молотый алебастр. В некоторых случаях смешивали сразу несколько пигментов, чтобы достичь максимального эффекта.

В этом веке появилась мода смешивать белые пигменты с кремом или какой-то жидкостью, полученная масса лучше наносилась на кожу, полностью её покрывала. Но всё же оставались приверженцы старых традиций, по которым лицо и другие части тела просто пудрили. Последний вариант позволял даме всегда выглядеть естественно. Правда, существовала небольшая хитрость, позволявшая пудре надёжнее прилипать к коже. Оказывается, для этого следовало заранее покрыть лицо маслом или кремом. Так, считалось, что масло семян белого мака идеально в сочетании с пудрой из прокаленной кости.

В 17 веке стали употреблять жемчужный порошок, который относился к элитной и эксклюзивной косметике. Чтобы его получить, настоящие жемчужины растворяли в лимонном соке или уксусе, а полученный раствор высушивали до образования белого порошка. Его отбеливающий эффект был незначителен, но благодаря перламутру, это средство способствовало светоотражению, выравнивало тон кожи.




Судя по портретам того времени, женщины отдавали предпочтение лишь двум косметическим красителям: белому, как уже говорилось выше, и красному. Последний был представлен в нескольких вариантах. К примеру, красно-оранжевым оттенком обладает вермильон или киноварь. Сам по себе пигмент весьма токсичен, в некоторых случаях его заменяли оксидом железа. Малиновый краситель – кошениль – добывали из насекомого с одноимённым названием. В косметике он используется и в наши дни. Использовали древесину исчезающего сейчас дерева – цезальпинии. Под воздействием спирта она окрашивает настойку в красно-коричневый цвет. Востребованным также был пигмент растительного происхождения – алканна. Он отличался мягким красным оттенком, полностью безопасен. Зачастую его использовали в румянах на жировой основе.

Женщины низших сословий применяли в качестве румян красную охру. Этот вид косметики ухитрялись получать из мяса клешней речных раков, которых высушивали, измельчали, а затем настаивали на спирте. Существует рецепт румян 17 века, которые не сходили в течение нескольких дней. Для этого смесь марены, мирры, ладана и шафрана, наносили на кожу и оставляли на ночь. Стоит отметить, что румяна наносили не только на щёки, но и на губы. Один из вышеупомянутых красных пигментов смешивали с измельчённым алебастром или гипсом. Благодаря этому, губы приобретали более чёткие контуры.

Косметика Японии периода Эдо

С 1603 и по 1868 года в Японии правил клан Токугава, это время вошло в мировую историю под названием «период Эдо». За два столетия Страна восходящего солнца прошла долгий путь от междоусобиц до образования полностью управляемого государства. Развивается экономика, формируется в сознании общества понятия японского духа и национальной идеи, расцветает литература и поэзия.

Вместе с тем особое внимание уделяется моральной стороне жизни японцев. Появляются сложные трактаты по этикету. В них предусмотрены специальные правила поведения для женщин, особенно в том, что касается косметики. В макияже доминировало 3 цвета: красный (румяна, лак для ногтей и помада), белый (пудра для лица), чёрный (карандаш для чернения зубов и бровей). Как и в странах Европы, в Японии белизна кожи определяла красоту женщины.


Пудру делали на основе свинцовых пигментов, её растворяли в воде, а затем наносили на кожу с помощью широкой кисти или рук. А вот румяна делали из сафлора красильного (дикий шафран), ими красили губы, щёки и ногти. Макияжа наносили немного, чтобы он смотрелся утончённо. Но уже в конце эпохи Эдо стало модно делать яркими губы, для этого идеально подходило средство именно из свежего сафлора, но стоило оно крайне дорого.

Охагуро, чернение зубов, также оставалось востребованным. Этот ритуал начинали выполнять с момента совершеннолетия или при вступлении в брак. К примеру, женщина могла чернить зубы незадолго до или сразу после свадьбы, что говорило об её новом социальном статусе. У японок также было принято сбривать брови при рождении первого ребёнка. При этом представительницы высших сословий имели право рисовать брови с помощью красителей выше, чем до этого росли натуральные. В 1870 году правительственным указом была запрещена практика чернения зубов и бритья бровей сначала среди аристократии Японии, затем и обычное население последовало примеру дворян.

Особенности использования косметики в 18 столетии

В конце 17 и на протяжении 18 столетия в сфере моды, стиля доминировала Англия и Франция. В это время косметикой стали пользоваться не только женщины, но и мужчины. При этом гендерные отличия в её применении отходили на второй план, уступая первое место классовым. Макияж свидетельствовал о социальном статусе личности, ей принадлежности к аристократии. Чем больше косметики употреблялось, тем респектабельнее считался человек. Кроме того, косметические продукты обладали и практической целью: они скрывали негативные проявления возрастных изменений, болезней, воздействия солнца или недостатков кожи.

В 1700-ых впервые к производству косметики подключились мануфактуры. Одновременно стала появляться реклама в газетах или даже отдельные афиши, раскрывающие прелести того или другого средства, и на специальных афишках. Парфюмеры, к примеру, Жан-Мари Фарина (изобретатель Кельнской воды, другими словами, одеколона) или Жан-Франсуа Убиган (поставщик самой Марии-Антуанетты) предлагали своим клиентам всё: от духов и пудры до ароматической воды и перчаток. Косметика продавалась в утончённых фарфоровых баночках, которые изготавливала в то числе, например, легендарная Севрская мануфактура.

Косметика стала доступной едва ли не для каждого человека. Значительно расширился выбор средств, а их стоимость была более приемлемой, чем раньше. В частности, увеличилось количество видов ароматических веществ. Широко использовались остатки от перегонки эфирных масел (гвоздики, корицы). Такая вода по своим свойствам сопоставима с розовой или апельсиновой, применяли её в основном для умывания. Развивается парфюмерия. Духи производили из спирта и ароматических веществ: цитрусовых, средиземноморских трав, роз, сассафраса, восточных пряностей (кардамон), фиалок.

18 век – это время активного использования париков, поэтому средства по уходу за волосами стали очень востребованы, например, существовала специальная помада для волос. Её делали из очищенного свиного жира, воска, к тому же использовали эфирные масла для придания этому средству изысканного аромата.

Однако даже в самом нанесении макияжа существовала разница между элитой и средним классом. Если аристократы отдавали предпочтение толстому слою белил, широким полосам красных румян и мушкам, то представители буржуазии в большинстве случаев использовали румяна розовых оттенков и наносили их кругами. Только до 1781 года одни француженки использовали около 2 миллионов горшочков с румянами каждый год.


В 1760-ых годах косметика стала такой востребованной, что туалетные столики стали едва ли не самым популярным товаром. И даже дамские будуары строили так, чтобы окна выходили на север. Таким образом, освещение в них было практически идеальным.

В 1780-ые году использование косметики, особенно декоративной, стало боле умеренным. Это связано с тем, что поменялись ориентиры в моде и стиле. С этого времени, чем естественнее внешний вид, тем красивее человек.

В 18 столетии особое внимание уделяется бровям – чем они темнее, тем лучше. Но всё дело в том, что из-за длительного использования косметики на основе свинца, брови и весь волосяной покров лба попросту исчезал. На что только ни решались люди, чтобы восстановить брови. К примеру, в 1703 году были популярны искусственные брови, сделанные из… шкурки мышей. Их крепили на лоб с помощью клея, но он не всегда был эффективен.

А вот в тогдашней России появилась эксклюзивная декоративная косметика на основе минеральных солей. Безусловно, женщины красились и раньше, но если есть такая возможность, то почему бы не заменить муку белилами, а свёклу румянами. Да и брови больше не нужно было наводить сажей. Однако не стоит забывать, что такие средства были доступны знати. Тем, кто был беднее, приходили на помощь растительные компоненты. Вместо дорогостоящих румян пользовались травкой бодяга, которая, расширяя сосуды, вызывала превосходный румянец.

Магия красоты 18 века и лучшие косметические рецепты

Наверное, всё-таки не зря служители церкви считали косметику происками нечистой силы. Может, ничего в этом плохого и нет, но вот о магии красоты спорить не приходится. Она очаровывает, завораживает, соблазняет. И яркий пример тому - гримуар «Маленький Альберт», увидевший свет в начале 18 столетия. Он представляет собой свод магических процедур для чего угодно: от любовных приворотов до способов создания искусственного золота и необыкновенных косметических рецептов.

Для приготовления известных ещё в 17 веке шаров для умывания потребуется: 450 г корня ириса, 100 г стиракса лекарственного, 10 г гвоздики, 10 г корицы, 1 мускатный орех. Следует растереть все ингредиенты и смешать их. В 2 л воды растворить 1 кг мыла, оставьте раствор на 4-5 дней. Добавьте 12 зерен амбры, смешайте их с трагакантом (высохшей камедью) и любой цветочной водой, которая вам нравится. Соедините вместе все компоненты. Из полученной пасты сформируйте небольшие шарики, высушите их на солнце, храните в плотно закрытых банках, переложив шары хлопковой тканью.

Красный блеск для губ делали так: в чистый медный таз следовало положить 250 г свежего несолёного сливочного масла, 50 г пчелиного воска. Растопить их на медленном огне, добавить немного промытого, высушенного и растёртого изюма, одну треть корня альканны. Варить смесь на медленном огне около 10 минут. Полученный раствор процедить через плотную ткань, когда она начнёт охлаждаться добавить ложку цветочной воды из горького апельсина. Перемешивать до полного остывания, хранить средство в плотно закрытом горшке.

Эффективным средством от прыщей считалась селитра. Её заворачивали в ткань, смачивали в чистой воде и прикладывали к прыщам или угрям.

Чтобы получить популярную в то время «венгерскую» туалетную воду, вам понадобится 1,5 кг цветов розмарина, 250 г цветов мяты болотной, 250 г цветов майорана, 1 кг цветов лаванды, 1,5 литра водки или любого другого крепкого алкоголя. Смешав все компоненты, следует дать им настояться в течение суток в тёплом месте. Затем можно приступать к дистилляции. Это средство также называется вода королевы Венгрии и, сперва, использовалось в качестве лекарства. Его втирали в кожу, вода должны была сохранять красоту и здоровье тела.

Краска для волос получалась так: порошкообразный оксид свинца (глёт) следовало прокипятить в воде, а затем замочить в полученном горячем растворе волосы. Чем дольше волосы находятся в воде, тем темнее будет цвет.

Триумф естественной красоты в 19 столетии

1800-ые годы внесли значительные изменения в понятие красоты – стала цениться естественность. К примеру, в Англии времён Викторианской эпохи остро осуждался чрезмерный макияж, более того, обильное использование косметики считалось уделом куртизанок. Вместо помады и румян женщинам предлагали перед выходом в общество покусывать губы и немного пощипать щеки.

Но всё же косметикой пользовались, большинство средств в то время производили во Франции: пудры, основы и воски, содержащие в основном светлые, «естественные» оттенки. Вместе с тем активно рекламируются в модных журналах средства для снятия макияжа. Так получил популярность кольдкрем. Востребованными становятся омолаживающие препараты и кремы от морщин. Были и более радикальные способы ухода за кожей, к примеру, женщинам, чтобы избавиться от возрастных изменений кожи, предлагали спать с маской на лице из сырой говядины.

С увеличением ассортимента доступных косметических продуктов появляются специальные наборы туалетных принадлежностей. Они отличались изысканным оформлением с росписью яркими красками, зачастую были сделаны из серебра. В подобные наборы входило нередко 30, а то и больше предметов.


Не смотря на то, что медицинская наука активно развивалась, от опасных препаратов ещё не отказались. Оставалась востребованной косметика, содержащая оксид цинка, ртуть, свинец, нитрат серебра, кислоты. Некоторые дамы ели мел и пили йод, чтобы добиться желаемой белизны кожи.

Но существовали всё же и более натуральные средства.

Бальзам Мекки, известный как бальзам Индии, Константинополя, Египта, великого Каира. Он обладал беловатым цветом, по своей структуре напоминал смолу, отличался насыщенным лимонным ароматом. Европейские женщины использовали его крайне экономно, предпочитая смешивать с другими веществами, в частности, с масло сладкого миндаля. Особенность этого препарата в том, что он делал кожу изумительно мягкой, белой и гладкой.

Ячменная вода, способная сделать кожу лица невероятно красивой. Недостаток этого средства в том, что его можно было готовить лишь в определённый период, когда сам ячмень ещё не сформировался.

Существовало несколько видов туалетной воды для умывания. Так, сок полдюжины лимонов следовало смешать с коровьим молоком и квасцами, полученное средство нужно было втирать в лицо на ночь. В результате кожа приобретала изумительный блеск. Альтернативой этого продукта была настойка пшеничных отрубей на уксусе.


Для очищения пор на коже эффективной считалась смесь розовой и укропной воды в равном соотношении.

Бегеновое масло, получаемое из орехов дерева Moringa nux behen Dess, использовалось для того, чтобы сделать кожу мягкой, оно также эффективно лечило ожоги, потрескавшиеся губы. Смесь этого масла с уксусом и селитрой хорошо снимала зуд и устраняла прыщи.

Масло какао в 19 веке рекламировалось в качестве самой естественной и качественной помады. Оно идеально подходит для сухой кожи. Француженки ухитрялись смешивать его с бегеновым маслом, ведь полученный продукт дольше оставался мягким и податливым.

Клубничная вода – это не десерт, а средство против веснушек и других образований на коже, вызванных солнечным светом. Получали его путём дистилляции ягод растения.

Молоко девы. На самом деле, этот препарат не имеет ничего общего с молоком, просто он обладает белым непрозрачным цветом. Он представляет собой смесь бензойной смолы и розовой воды. Его применение придаёт коже здоровый розовый оттенок, устраняет с неё пятна, веснушки, прыщи или угри.

Чтобы волосы не седели, использовали смесь из 120 г кожицы серого ореха, которые настаивали на 1 литре воды с 15 г купороса. Наносить такой раствор на волосы следовало мягкой щёткой каждые 2-3 дня.

Морщины устраняли с помощью 30 г белого воска, 40 г сока луковицы лилий, 50 г мёда, 2 капель розового масла. Наносили такую маску два раза в день.

19 столетие – век химических открытий и промышленной революции

Это время полностью изменило мир косметики. Прежде всего, этому способствовал настоящий бум химический открытий. Едва ли не каждый год учёные создавали новое средство, означавшее очередной прорыв на рынке. К примеру, именно в данный период были изучены возможности использования перекиси водорода в косметических целях, оксид цинка стал использоваться в пудрах. Появляется усовершенствованный крем для тела с новыми ингредиентами – вазелином и минеральными маслами, ланолином (восковое вещество, которое собирают с шерсти овец или других животных).

Благодаря достижениям в области физики, впервые заговорили о солнцезащитных препаратах. Сперва учёные считали, что солнечные ожоги провоцировала жара. Но в 1801 году Иоганн Вильгельм Риттер из Германии обнаружил ультрафиолетовое излучение. В 1820 англичанин Эдвард Хоум бился над вопросом, почему люди со смуглой кожей более устойчивы к ультрафиолету, чем со светлой. Проведя несколько опытов, он убедился в наличии у человека особого пигмента – меланина, который защищал кожу от воздействия солнца. А вот в 1878 году австриец Отто Файель изучал свойства танина (вещества растительного происхождения) в качестве солнцезащитного средства. Но у него оказался один серьёзный недостаток – он чрезмерно окрашивает кожу.

Как уже говорилось выше, всевозможные косметические средства изготавливались в мануфактурах. Но их выбор был невелик, а цена была по карману лишь состоятельным людям. Промышленная революция и использование паровых машин не только увеличило количество создаваемых продуктов, но и сделали их более доступными.

Именно в 19 столетии во всём мире стали появляться полноценные компании и торговые марки, специализирующиеся на косметике, парфюмерии и средствах гигиены. С уверенностью можно сказать, что зубной пастой «Colgate» или шампунем «Palmolive» пользовались очень многие читатели этой статьи. Но мало, кто знает, что фирма Colgate берёт своё начало ещё в 1800-х годах. В 1806 году на одной из нью-йоркских улиц Уильям Колгейт открыл производство мыла и свечей, которое затем расширилось до полноценного завода в Нью-Джерси (1820 год). А уже в 1857 году под руководством сына основателя Самуэля Колгейта была создана организация Colgate & Company. В 1866 году было разработано ароматизированное мыло, несколько видов парфюмерной продукции. Спустя 6 лет появилась новая торговая марка - Cashmere Bouquet – ароматизированное туалетное мыло.

Международное признание компания получает на рубеже веков в 1900 году, когда её мыло и парфюм завоёвывают награды на Всемирной выставке в Париже. В 21 веке «Colgate-Palmolive» – трансконтинентальная корпорация, которой принадлежит несколько брендов, в том числе Colgate, Palmolive, Lady Speed Stick, Mennen.

Shiseido – первая японская косметическая компания

В 1872 году в одном из районов Токио Аринобу Фукухара открыл первую во всей Японии аптеку в западном стиле. Она получила название «Shiseido», это слово относится к сборнику философских конфуцианских текстов «Книга Перемен». Общий смысл этого слова можно растолковать так: «Как прекрасна на земле добродетель, из которой рождаются все вещи на свете». Таким образом, название компании воплощает в себе решимость её создателя сотворить нечто абсолютно новое на благо людей.

Действительно, Фукухара предложил абсолютно новый подход к организации работы аптек, впервые разделив аптеку и клинику. Работа в ней была организована по принципу деятельности западной медицины, но вдохновение черпали из восточной философии.

В 1888 году в аптеках «Shiseido» начала продаваться первая зубная паста в Японии. До этого времени пользовались обычным зубным порошком, но он очень сильно повреждал зубы из-за своей грубой структуры. Паста же была мягкой, гладкой, могла растворять зубной камень и устранять неприятный запах изо рта. Такая новинка стоила едва ли не в 10 раз дороже порошка, но отбоя в покупателях не было.

Уже в 1897 году «Shiseido» заявила о себе в мире косметики, выпустив на рынок свой первый продукт такого рода – «Eudermine». Его формулу разработал доктор Нагаи Нагайоши из университета Токио. Особенность этого лосьона в тому, что в его создании применяли научные методы исследования, которые до этого использовались лишь в производстве лекарственных препаратов. Создание «Eudermine» стало ответом на отравление японок свинцом, который входил в состав декоративной косметики. За более, чем за 110 лет формула лосьона значительно видоизменилась, он превратился в питательную и увлажняющую эссенцию, которая разглаживает кожу, улучшает её состояние.


Сегодня «Shiseido» – 4-ая по величине косметическая компания в мире, специализирующаяся на высококачественных продуктах по уходу за кожей, телом и волосами, защите от солнца, средствах для макияжа, парфюмерии.

Avon – косметическая компания с 130-летней историей

Сегодня о косметике «Avon» слышал каждый, и, скорее всего, нет такой женщины, которая не пользовалась хотя бы раз её продукцией или мужчины, которому не дарили очередной изысканный аромат этого бренда, к примеру, на день рождения. Сейчас каждую секунду в мире продаётся 4 губных помады, но в далёком 1886 году, основатель торговой марки – Дэвид Макконнелл – американский коммерсант колесил по Америке и продавал… книги. У него и в мыслях не было открывать парфюмерную компанию до тех пор, пока он не заметил, что большую часть его клиентов составляют женщины, с нетерпением ожидающие маленького флакончика духов, сопровождающего каждую покупку книги. Так и была основана компания «California Perfume» («Калифорнийская парфюмерная компания»).

Первым продуктом компании стал парфюмерный набор – «Little Dot Perfume Set», в котором были подобраны простые цветочные ароматы (лилия, гиацинт, фиалка, белая роза и гелиотроп) сумевшие покорить женскую аудиторию.


К слову, женщины сыграли в развитии и становлении бренда Avon ведущую роль. Именно они стали торговыми агентами, предлагающими новую продукцию свои подругам, соседкам, родственницам. Подобный подход к ведению бизнеса стал по-настоящему революционным, ведь в 19 веке совмещать домашние обязанности и работу было практически невозможно. Буквально за 15 лет после основания в компании работало свыше 5 000 торговых агентов.

2 ноября 1896 году «Калифорнийская парфюмерная компания» выпускает свой первый каталог продукции. А уже в 1897 году в Сафферне, что в штате Нью-Йорк, открывается первая лаборатория компании со штатом около 10 сотрудников. Буквально через 2 года потребовалось увеличить её площадь вдвое.

Как же «Калифорнийская парфюмерная компания» превратилась в знаменитый во всём мире «Avon»? Её попросту переименовали в 1939 году. Новым названием торговая марка обязана любви своего основателя Дэвид Макконнелл к творчеству Уильяма Шекспира. Так называлась речка на берегах которой раскинулся городок Стредфорд-на-Эйвоне, где и родился величайший драматург Англии.

Начав всего с 5 ароматов, компания практически за 130 лет невероятно расширила свой ассортимент, включив в него продукты для ухода за кожей, разнообразные духи, изысканные шампуни и мыло, стильную декоративную косметику. На сегодняшний день, согласно исследованиям «Financial Times», «Avon» вошла в список «100 самых влиятельных мировых брендов».

Bourjois – французская косметика для настоящих буржуа

В 1863 году Жозеф-Альбер Понсен решился продавать сценический грим актёрам парижских театров. Благодаря этому, на свет круглая баночка – первые за всю историю косметики сухие румяна. Буквально за год ими стали пользоваться все императорские театры Франции. Они отличались роскошной палитрой оттенков и носили весьма оригинальные названия – чего только стоит Jaloux («ревность») или Amoureux («влюблённость»). В 1888 году у руля компании стал Александр-Наполеон Буржуа, чьё имя и дало название торговой марке. Именно этот человек обеспечил её известность и процветание.

Bourjois предложила модницам эксклюзивные румяна – Fard Pastel, производство которых стало настоящей революцией в мире косметики. Для их производства пудру смешивали с водой, затем аккуратно распределяли по круглым формочкам. Самое интересное, что их потом запекали в печи, будто пирожные, а после полировали вручную. Так появились первые сухие румяна в мире, которые идеально подходили именно для макияжа, в отличие от жирных или вязких разновидностей, применявшихся в основном как грим.


Рисовая пудра Java увидела мир в 1879 году – и всего за несколько месяцев было продано около 2 миллионов баночек по всему миру. Её популярность легко объяснить тем, что она придавала коже лица гладкость, изумительное сияние и как нельзя лучше подходила для ежедневного макияжа.

В одном из юго-восточных районов Парижа – столицы моды – в 1891 году открылся первый завод торговой марки «Bourjois». А уже в 1898 году в каталог бренда вошло больше 700 различных продуктов. И это был не предел, компания год за годом завоёвывала международный рынок, покоряя своих клиентов отменным качеством и невероятным ассортиментом.

В 21 веке торговая марка «Bourjois» – лидер в области косметических инноваций, к примеру, именно она выпустила первые в мире рассыпчатые тени «Suivez Mon Regard», двустороннюю тушь «Coup de Théâtre» с уникальной встроенной кисточкой. Кроме высококлассного качества продукция этого косметического бренда отличается изумительным дизайном. Но более ста лет компания выпускает лимитированную коллекцию маленьких круглых баночек, которые принесли ей невероятный успех.

Косметическая промышленность России в конце 19 века

Российская империя старалась ни в чём не уступать Западу, поэтому неудивительно, что в середине 19 столетия здесь появляются первые предприятия. Так уже в 1843 году парфюмерный завод построил подданный Франции, купец Альфонс Антонович Ралле. Сырье он всё же завозил из Франции и Италии. Трудилось там 40 рабочих, в их распоряжении была всего одна паровая машина. Его завод выпускал помаду, мыло, туалетную воду, пудру, духи.


В 1855 году в правление уже появившегося на то время «Торгового дома А.Ралле» вошёл Фридрих Дютфуа, владелец хрустального завода, который стал изготавливать оригинальные флаконы для торговой марки. Неудивительно, что парфюм дошёл до императорского двора.

Особой популярностью пользовались «зимние духи», которые на морозном воздухе приобретали изумительную ноту, оставляя за собой стойкий шлейф аромата. Именно так появилась традиция душить перчатки или изделия из меха, которая охватила не только Россию, но и Европу.

Об успехе этой компании говорит и то, что в советское время была основана фабрика "Свобода", сейчас она стала косметическим объединением, которое выпускает более 300 видов продуктов и работают с ведущими европейскими лабораториями.

Фабрика «Новая заря» и её знаменитая «Красная Москва»

В 1864 году Генрих Брокар, потомственный парфюмер, открыл своё производство, как это ни странно в конюшне в одном из переулков Москвы. Он начинал работать на очень скромном оборудовании: 3 кастрюли, ступка для растирки ингредиентов и плита. Работали там сам Брокар, его правая рука Иван Бурдаков и рабочий Герасим. Первой продукцией стало дешевое мыло для детей, а в 70-х годах в ассортименте появились духи и одеколон.


На сегодняшний день состоялся ребрендинг фабрики. Теперь она носит название «Новая Заря - Nouvelle Etoile». Новые ароматы создавались в лабораториях Франции с участием парфюмеров Мишеля Альмарака, Франсиса Камайя. Дизайном флаконов и упаковкой занимался дизайнер Тьерри де Башмакофф.

Сейчас практически невозможно представить, что искусственные брови можно сделать из мышиной шкурки, а на лицо нанести в качестве обычной пудры смертельно опасное вещество. Нам легче купить увлажняющую маску для лица, чем варить на кухне специальные отвары или топить воск со сливочным маслом, чтобы получить натуральный блеск для губ.

Но и в наши дни существуют почитатели алхимии красоты минувших столетий, пытающиеся восстановить облик, к примеру, дамы 17 века. Нередко для этого приходится искать котелок и колдовать над ним с травами и пчелиным воском.

Набор маленьких горшочков с разными снадобьями, разнообразные кисти и яркие краски - все это завораживало европейцев, впервые столкнувшихся с макияжем гейш.

Белила , совершенно закрывающие ее лицо и называющиеся оширои, используются с древнейших времен. Их историю можно проследить вплоть до эпохи Хейан, когда японский императорский двор испытывал сильное влияние Китая, откуда обычай белить лицо и произошел.

Свинцовые белила , использовавшиеся как основа для этой краски, давали эффект совершенно гладкого, почти маско-образного лица. При этом, по иронии судьбы, свинец, входивший в состав, ускорял старение кожи, а в некоторых случаях был причиной ранней смерти женщин. (Вот уж поистине: смертельная красота!) Позже свинцовые белила было заменены на более безопасное вещество.

Гейша наносила белую краску не только на лицо, но и на руки до локтя. (А также на шею, плечи и верхнюю часть спины.)

После завершения "побелки" основа слегка припудривалась, чтобы убрать возможный блеск.

Макияж майко заслуживает отдельного внимания, ведь каждый штрих кисти и используемая гамма цветов должны не только подчеркнуть красоту японской богини, но и символизировать все чаянья и грёзы мужчины, утомлённого серыми буднями. Обычно искусство и технику нанесения макияжа майко заимствует у гейши, которая взяла её в младшие сёстры. Как и гейша, юная дева окейи обильно покрывает лицо рисовой пудрой смешанной с водой. Но до этого красавицу уже должны нарядить в драгоценное кимоно и обработать лицо смесью из воска и масла (таким образом, продлевается жизнь макияжа). Рисовая паста наносится практически на всё лицо и шею за исключением линии роста волос и небольшого участка шеи сзади, где тонер наносится в виде змеиного язычка японцы считают, что подобные нашейные изображения придают женскому образу невероятную чувственность. Учитывая, что глаза - наиболее выразительная часть женского лица, гейша и майко уделяют им особое внимание. Совершенно ничего не используется для ресниц. Вместо этого акцент делается на подводку глаза, чтобы придать взгляду глубину и выразительность. Молодая майко, ученица гейко, подрисовывает область вокруг глаз и бровей красным и черным. Когда она становится гейшей, то использует больше черного, чтобы придать визуальную глубину своему взгляду, подчеркнув этим глубину своей интеллигентности и искусности. (Чем опытнее гейша, тем скромнее внешне: макияж проще и естественнее, кимоно более спокойных тонов. Ничто не должно отвлекать внимание от ее искусства!) Майко наносит тени только на уголки верхнего века и припудривает брови (представительницы некоторых гейша школ осветляют брови, придавая им золотистый оттенок).



Гейша обращается с красными тенями смелее, нанося их практически на всё пространство между веком и бровью. Для обводки вокруг глаз и бровей традиционно использовался древесный уголь, но сейчас применяется современная косметика. Брови были отличительной особенностью облика гейши. Лицу придавалась особая одухотворенность полным выщипыванием бровей и рисованием их выше естественного положения на лице. (На лбу, проще говоря) Форма бровей была столь важна, что в случае ошибки, гейше приходилось смывать весь макияж и начинать все с самого начала. Наиболее совершенными в эпоху Эдо считались брови "катсура но маю" - изящной формы молодого месяца.

Катсура - значит ива, дерево, которое согласно китайской легенде, растет на Луне и изгиб ветвей которого напоминает форму растущей луны. Не менее важная роль отводится в макияже гейши и губам, поэтому уста покрываются интенсивным оттенком ало-красного или малинового (помады изготовляются из лепестков роз и шафрана). Идеальной формы женский рот воспевался японскими поэтами во все времена. Автор эротических новелл Ихара Саикаку (1642-1693) написал: ...ее губы цветом напоминают листья на самой вершине Такао в разгар осени... Гейши использовали помаду на основе цветов сафлора (safflower), чтобы придать своим губам насыщенный цвет пиона и очертания лепестка. Кристаллический сахар, расплавленый и добавленный в помаду, придавал губам сочный блеск. В прошлом, маленький рот со сложенными как для поцелуя губами, - очобогучи - считался самым желанным. Майко обычно выделяет только центр губ, а в день её принятия в сёстры, девушка красит только нижнюю губу. Гейша может полностью закрашивать контур губ всеми оттенками алого и наносить тёплую карамель в качестве блеска. Кристаллизованный сахар добавляется в помаду, чтобы придать губам блеск. Трехлетний стаж позволяет современным гейшам использовать менее изощрённый макияж, приближенный к европейским стандартам.

Многочисленные веснушки и пигментные пятна - вечная проблема многих женщин. Вечная в самом буквальном смысле: активную борьбу за белизну кожи прекрасные дамы вели еще до Рождества Христова, применяя разнообразные средства для отбеливания кожи.

Отбеливание кожи до нашей эры

Уже в Древнем Египте косметика использовалась достаточно широко. Изготавливали ее, как правило, жрецы, и доступна она была только состоятельным людям. Одной из самых популярных процедур было отбеливание кожи. Стремилась сохранить белизну лица и великая Клеопатра, прославившаяся своей красотой. С именем царицы связывают рецепты медово-молочных и глиняных отбеливающих масок. История гласит, что царица также использовала для отбеливания кожи мазь, приготовленную из смеси белил и измельченного помета крокодила.

Мода на отбеливание кожи дошла и до Древнего Рима. Поппея, супруга императора Нерона, брала с собой в путешествия не только свиту из слуг, но и стадо ослиц. Она ежедневно принимала ванны из их молока, для сохранения белизны кожи. Вера в силу этого средства была настолько велика, что, как утверждает историк Плиний, некоторые римлянки умывались молоком до 70! раз в день.

Рецепты осветляющих кожу масок появлялись во многих уголках мира. Но с развитием цивилизации, для отбеливания кожи все чаще стали применять декоративные средства - пусть и самые примитивные. Например, уже в середине 1в. н.э. все римские прелестницы отбеливали кожу обычным мелом.

Римские матроны наносили белила на грудь, руки и даже спину. В Греции женщины тоже пудрили не только лицо, но и руки - мукой из риса, толченых бобов либо ромашки. А девушки в Древней Руси обходились обычной пшеничной мукой и рассолом из кислой капусты.

Косметическое производство развивалось уже в 1-9 вв н.э. в Италии. В городе Капуя возле Неаполя изготовлялись разнообразные гримировальные средства, в том числе для отбеливания кожи.

Из Италии баночки с отбеливающими снадобьями перекочевали во Францию. Там, в 1190, король Филипп-Август даже предоставил поощрительные привилегии тем, кто изготовляет и продает пудры и мази для очищения и отбеливания кожи. Этими средствами, наряду с помадами и благовониями, пользовались даже совсем юные девушки - так велела мода.

Отбеливание кожи от средневековья до серебряного века

В средневековье бледная кожа оказалась на пике моды. Ее считали признаком аристократичности, а румянец был популярен разве что среди девушек легкого поведения. Мода на тотальную бледность продержалась вплоть до 18 века. Уже в эпоху Людовика XVI дамы наряду с белилами стали не менее активно пользоваться румянами. Для контраста с нарумяненными щеками лицо покрывали светлой пудрой настолько плотно, что она осыпалась, словно слой штукатурки, и не снимали ее по несколько дней кряду. Чтобы подчеркнуть изысканную белизну лица, на висках даже подрисовывали голубые жилки.

Но отбеливающая косметика тех времен была небезопасна для здоровья. Белила, которыми женщины натирали лицо, шею и грудь, содержали соли свинца и сулемы. Тогда еще не знали, что накапливаясь в почках, эти вещества отравляют организм, а кожа после таких белил старела раза в 3 быстрее.

А в состав отбеливающей пудры, которую изобрела сеньора Тофана, входил мышьяк - сильнодействующий яд, который, впрочем, в малых дозах не приводит к смерти. Причем каждую свою покупательницу сеньора заботливо предупреждала, что пользоваться ее пудрой нужно лишь в самом крайнем случае - например, при соблазнении любовника.

История развивается по спирали - отбеливание кожи становится культом в Европе начала 19 века. Вред белил со свинцом уже был доказан медиками, но об опасности ртути в отбеливающих средствах еще не знали. В погоне за аристократической бледностью женщины также принялись прятать лицо под вуалью, держать под мышками камфору, глотать уксус, лимонный сок и даже катышки белой бумаги. Томные дамы не спали по ночам, а днем ограничивали себя в еде и безвыходно сидели в помещениях, скрываясь от лучей солнца.

Зачем отбеливать кожу, если в моде загар?

Только в 1920-х появилась мода на загар, который десятки веков до этого неизменно считался признаком тяжелого труда под открытым небом. Но и сейчас женщины тратят кучу времени на то, чтобы избавиться от веснушек и пигментных пятен на лице и теле. Хорошо, что современные осветляющие средства в большинстве своем безвредны и гораздо эффективней уксусной эссенции или пшеничной муки. К тому же в наше время их выбор в десятки раз больше, чем за всю историю человечества. Отбеливающие средства предлагает практически каждая уважающая себя косметическая марка - это и пилинги, и молочко, разнообразные маски, кремы, тоники, концентраты. Главное - подобрать подходящее именно вам при помощи специалиста.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.