Все о любви в семье: что это и как ее сохранить. Любовь в семье

Всем привет! Давайте-ка поразмышляем над такими вопросами: Что такое любовь? Какая бывает любовь? Бывает ли любовь в семье? Есть любовь к отчизне, любовь к детям. Бывает любовь к мужчине, любовь к женщине. А бывает любовь к людям, ко всему живому, к миру в целом.

Кто-то скажет, что семья — это два человека, узаконивших свои отношения. Да, это зовется ячейкой общества, или есть ещё такое слово — брак.

Но мне лично нравится другое определение семьи. Семья — это союз двух взрослых самодостаточных людей, любящих и уважающих друг друга, с обязательным присутствием детей. Союз двух людей и маленькой собачки или кошечки, заменяющих своим наличием детей — это не семья. Это просто брак.

Девушки, очень давно знаю Наталию Правдину, как самого известного специалиста по фэн-шуй в России, автора многочисленных бестселлеров по позитивной психологии и просто добрую Фею.
Очень рекомендую вам обратить внимание на её эксклюзивный авторский вебинар «Любовь и романтика ».

Вы хотите любви? Хотите стать счастливой? Хотите семью и самого лучшего мужа? Приходите на вебинар — и вы получите все это!

Семьи без любви не существует. Кто-нибудь может возразить, что многие живут по привычке, что любовью там уже и не пахнет — и ничего, живут! Ещё раз повторюсь — это не семья, это брак.

Любовь в семье тоже бывает разной

Роли мужа и жены распределяются по-разному:

  • Например, союз «папа-дочка» , где муж исполняет роль папы, а жена — роль маленькой дочки. Такой брак держится до тех пор, пока дочка не «вырастет». Или не захочет «вырасти». Понятно, что после этого ни о какой семье речи уже не идет, роли сыграны, дальнейшего развития не предвидится.

  • Есть ещё третий вариант. Мне он больше всего импонирует. Это союз, в котором мужчина и женщина являются партнёрами . А именно: каждый в таком союзе обладает достаточным авторитетом, правом выбора, правом определённой свободы, правом высказывать объективно своё мнение. Именно в таком союзе любовь живёт и развивается, переходя из одной стадии в другую. В таком союзе дети, видя отношения родителей, растут счастливыми и уверенными в себе, в своих возможностях. В такой семье царит любовь и доверительные отношения.

Давайте рассмотрим стадии любви

Встречаются два человека, между ними «вспыхивает искра». Или говорят ещё — любовь с первого взгляда. Не знаю, любовь это или нет, но больше похоже на «химию». Просто реакция организма на новые впечатления.

Дальше возникает влюблённость, длящаяся 2−3 месяца, которая затем переходит в страсть. Этот период у разных людей длится по-разному, но в конечном итоге переходит в любовь. Вот именно в это время и нужно создавать семью.

Очень часто бывает, что прожив вместе 5−7 лет, познав все «прелести быта», родив одного или двух детей, супруги понимают, что и поговорить им больше не о чем друг с другом. Исчезает куда-то романтика отношений, забыта главная дата — день знакомства, или даже день свадьбы…

Приходя с работы, муж чаще всего садится за компьютер, жена занята приготовлением ужина, проверкой уроков у детей. И всё, день прошел. Легли спать, наутро проснулись, разбежались каждый по своим делам, вечером всё повторяется снова.

В выходной мужчина стремится сбежать либо в гараж, либо на рыбалку. Так проходит год за годом. Совместных интересов у семьи нет. Кто-то смиряется, кто-то .

А ведь можно жить по-другому!

Есть семьи, в которых каждый день приносит что-то интересное. Где отец наравне с матерью занимается воспитанием и образованием детей. Семьи, в которых существуют , семейные праздники.

Где выходного ждут, как праздника, потому что можно вволю пообщаться друг с другом, заняться ВМЕСТЕ чем-то интересным и познавательным, сходить куда-нибудь. Где совместное пребывание не тяготит, а приносит радость. В такой семье и живёт ЛЮБОВЬ.

Предлагаю своим читателям эксклюзивный психологический
квест Вместе хорошо! -
Как стать дружной семьей с картинки из своей головы.

После прохождения этого квеста вы после долгих месяцев или даже лет разочарования станете той семьей, о которой мечтали. Дружной и крепкой семьей-командой, в которой каждый друг за друга горой!

Что делать, чтобы любовь в семье сохранялась долгие годы?

  • Для начала нужно понять, что ваш муж (или жена) — это не ваша собственность, это самостоятельный взрослый человек со своими привычками и манерами, со своей шкалой ценностей и своими понятиями о нравственности. Если вам что-то из этого не нравится на начальном этапе — лучше не создавайте семью. Личность уже не переделать, как бы вы не старались. Вы только потратите нервы, силы и годы.

  • В-третьих, каждый в семье должен развиваться, расти над собой. Если один развивается, а другой деградирует — получается колоссальная разница во взглядах. Теряются точки соприкосновения, пропадает интерес друг к другу.
  • Следующий момент: интересуйтесь делами своей половинки, участвуйте в её жизни. Спросите, как прошел день, что интересного произошло, какие планы на завтра.

Если Вы мама, сидящая дома с детьми — никогда не отстраняйте отца от участия в воспитании детей. Как бы поздно муж не пришёл с работы, даже если дети уже спят, обязательно найдите время, чтобы рассказать ему, как Вы провели свой день, что дети рассказывали, во что играли, куда ходили.

Нарисуйте днём с детьми , сделайте поделки, чтобы показать вечером папе. А утром расскажите ребятне, как папа был рад таким подаркам. Малыши будут знать, что папа их любит, что он не забывает о них, хоть они и редко видятся. А в выходные отложите все дела и проведите эти дни вместе, неважно где, но главное — всей семьёй!

Важны также семейные традиции

У каждой семьи свои . Кто-то по выходным ходит в гости к бабушкам-дедушкам, кто-то, наоборот, приглашает гостей к себе. Некоторые совершают поход по магазинам (всей семьёй), другие посещают музей. Есть и такие семьи, которые просто проводят день дома в совместных играх и занятиях.

Какие бы традиции не прижились в вашей семье — это традиции, которые дети постараются перенести потом в свои семьи. Поэтому лучше какая-нибудь, пусть и глупая на чей-то взгляд, традиция, чем вообще отсутствие таковой.

Знаете, есть такие жены, мужья которых смотрят на них влюбленными глазами, с работы спешат только домой, по выходным играют с детьми, пока их мама пьет кофе в кафе с подружками. Что эти счастливицы знают и умеют такого, чего не знают и не умеют другие? В чем их секрет?

Узнайте об этом из аудиокурса «7 главных секретов счастливых жен. Как сохранить любовь в семье».

Желаю вам, дорогие мои читатели, любви в ваших семьях, долгой и счастливой. Пусть ваши дети запомнят только всё самое лучшее и светлое. Любите друг друга в своей семье и дорожите своим счастьем!

И напоследок посмотрите видео Полины Гагариной «Любовь тебя найдет!» , классный клип:

Не забудьте поучаствовать в ! Победителя ждёт денежный приз. Поделитесь этой статьей с друзьями и подписывайтесь на — впереди ещё очень много интересного).


Протоиерей Павел Гумеров: Ирина Анатольевна, многие, создавая семью, выбирая спутника жизни, руководствуются следующим принципом: для них самым главным является некое взаимное притяжение или, как они говорят, вспышка, искра, которая должна пробежать между юношей и девушкой. Иногда это влечение называют «химией». И если это произошло, говорят: «Всё, это мой человек, я его люблю, и с ним нужно идти под венец». Эти люди, видимо, верят в любовь с первого взгляда, с первой встречи. И это очень сильное первоначальное эмоциональное переживание они считают любовью. А по вашему мнению, возможна ли любовь с первого взгляда?

Ирина Анатольевна Рахимова: Любовь с первого взгляда, наверное, бывает, но явление это весьма редкое. Просто когда мы говорим о счастливых семьях, которые были созданы на основании первого эмоционального влечения, той самой вспышки, а потом влюбленные, соединившись, жили долго и счастливо, то не осознаём, сколько стоит за всем этим сопутствующих моментов. Да, искра пробежала, но люди вместе с тем очень хорошо подошли друг другу. Здесь в комплексе сошлось немало факторов, и получилось всё отнюдь не на пустом месте. За плечами этих людей была, возможно, эстафета благополучного опыта семейной жизни их родителей, которая передалась теперь им. Была мотивация на брак, готовность к семейным отношениям и многое другое. А когда люди готовы к браку, им легко соединиться друг с другом: они будто две половинки одного целого.

Чаще же влюбленные, притягиваемые друг к другу этим влечением, вступают в брак, не осознавая, готовы ли они к нему. И уже прожив много лет вместе, «вдруг» понимают, что рядом с ними все эти годы была не их половинка. А куда же вы, спрашивается, смотрели прежде? «Ну, вы знаете… – слышишь в ответ, – мы тогда приняли желаемое за действительное… Да и наши родственники говорили, что нужно создавать семью. К тому же и возраст, пора было вступать в брак…»

В психологии различают мотивы выбора – сознательный и бессознательный.

Отец Павел: Вспышка, искра – это как раз бессознательный выбор.

Ирина Рахимова: Да, и большее число людей ориентировано на бессознательный выбор супруга, как это ни печально. Получается как по Шекспиру: один любит, а другой только принимает эту любовь. А в тех редких счастливых случаях, которые и называют «любовью с первого взгляда», люди просто оказываются ориентированными друг на друга, и каждый из них неосознанно выбирает себе определенного спутника, определенный тип будущего супруга или супруги.

Отец Павел: Выходит, что, как некие кусочки пазла, эти люди сложились и очень удачно подошли друг другу. Но любовь ли это? Как вообще соотносятся любовь и влюбленность? Влюбленность бывает почти у всех, но далеко не у всех она перерождается в счастливую супружескую любовь. И что такое вообще влюбленность: это начало любви, особый вид любви или что-то другое?

Ирина Рахимова: Действительно, не всякая влюбленность может перейти в любовь, стать крепким, постоянным чувством. Люди сходятся, влюбляются, но далеко не у всех появляется родство душ, любовь. Чтобы возникла настоящая любовь, нужно много факторов. Если влюбленность подкрепляется этими моментами, то она станет любовью. Мы встречаемся, узнаем человека и видим, что у нас с ним совпадает очень многое: интересы, взгляды. Мы понимаем, что он нам все больше подходит, мы с ним становимся все более близки. Если есть такая вот близость душ, это и станет неким залогом того, что наша семья будет крепкой. А влюбленность – это такая дверь в будущую семейную жизнь: мы распахиваем эту дверь и входим через нее в любовь.

Отец Павел: Но ведь есть пары, которые не испытывали влюбленности, тем не менее в дальнейшем создавали крепкую, дружную семью и потом уже жить друг без друга не могли. Не очень часто, но встречается и такое.

Ирина Рахимова: Да, такое тоже встречается, но и в этих случаях, может быть, не яркая вспышка, но взаимная симпатия всё же была. Было некое влечение, общая волна, которая и явилась основой дальнейших отношений.

Отец Павел: Я бы хотел сделать небольшое дополнение, касающееся биологической, медицинской стороны феномена влюбленности. Классическая влюбленность – это все-таки некое душевно-физиологическое состояние, в отличие от любви супружеской, любви в браке, когда люди живут семейной жизнью уже пять, десять, пятнадцать лет и более. Совершенно ясно, что они не могут постоянно находиться в состоянии эйфории и влюбленной дрожи.

Вообще очень легко понять, влюблен человек или нет. Это медицинский факт: если взять капельку крови влюбленного и сделать химический анализ, то окажется, что состав ее изменился. Установлено, что возбужденное состояние влюбленного связано с усиленной выработкой организмом некоторых гормонов – окситоцина, дофамина, серотонина, тестостерона, часто адреналина, – которые и создают этот подъем, волнение, эйфорию. В 2011 году в США проводили исследования мозга влюбленных людей с помощью МРТ. Магнитно-резонансная томография показала, что у людей в этом состоянии изменяется томограмма мозга. Некоторые зоны начинают работать активнее, а в определенных участках коры головного мозга активность, наоборот, подавляется. При влюбленности обычно проявляются и чисто соматические симптомы: высокое давление, учащенный пульс, повышенная возбудимость, потливость и прочее. Похожее состояние можно наблюдать при приеме человеком определенных веществ. Например, амфетаминов. Когда люди принимают, скажем, экстази, они также испытывают эйфорию, забывают все на свете, теряют голову, могут часами танцевать или путешествовать, не чувствуя усталости.

Тема нашей беседы – «Влюбленность, страсть и любовь», и необходимо подчеркнуть, что временная «ненормальность» влюбленных людей вызвана не столько половым влечением. Сексуальное притяжение, страсть, эрос – состояние куда более примитивное, грубое. Влюбленность, конечно, более высокое состояние, чем страсть. Физиологическое влечение к объекту страсти человек может испытывать и без всякой влюбленности, тем более без любви.

Я уже говорил, что влюбленность не может долго продолжаться. А иногда ее как таковой до брака почти что и нет. Есть симпатия, дружба, расположение. Если бы супруги переживали состояние настоящей влюбленности годы, то они просто-напросто подорвали бы свое здоровье. Не может человек годами находиться в состоянии гормональной наркомании.

Но это всё отступления. А следующий вопрос к вам, Ирина Анатольевна, у меня такой. Обязательно ли всем переживать состояние влюбленности? И самое главное: чем все-таки нужно руководствоваться при выборе спутника жизни, чтобы не ошибиться?

Ирина Рахимова: Такой вопрос задают нередко: на что ориентироваться при выборе супруга – на чувства или на разум? Ответ заложен в самом вопросе. Нужно держаться золотой середины. Если много чувств – это близко к страсти, а страсти свойственно быстро угасать. Если при выборе присутствует лишь голый разум, то это тоже чревато ошибками, ибо тогда нет влечения, этой необходимой составляющей, которая нужна даже для деторождения. Мы живые люди и имеем потребность любить. Конечно, легче любить человека, который тебе симпатичен.

Нужно чувствовать и слышать себя, чтобы настраиваться на такую гармоничную мотивацию. Нужно присмотреться, в том числе и к себе. Сказать самому себе: «Так, здесь слишком много чувств. Наверное, это к добру не приведет. Я не смогу разглядеть человека, увидеть какие-то его недостатки, изъяны. Я буду ослеплен, и, конечно, это помешает мне сделать правильный выбор. Ведь брак – это раз и навсегда. Все, возврата не будет! Теперь только вперед и вперед». И это как раз уже есть начатки ответственной, правильной любви, когда ты понимаешь, что осознанно, ответственно выбираешь супруга или супругу. Делаешь это не впопыхах, ибо хорошее дело в спешке не делается.

А то вот ко мне приходят люди и говорят: «Мы не распознали, не разглядели, были ненаблюдательны. Находились в какой-то эйфории. Все очень быстро произошло, а теперь я уже понимаю, что не люблю…» Мне припоминается одна история. Женщина была девять лет в браке, у них родился ребенок. И вот по прошествии этих лет она говорит: «Я больше мужа не люблю!» Конечно, у нее все мысли уже о разводе. Она признает, что муж в принципе хороший человек, но утверждает, что у них с ним ничего общего теперь нет. Но, извините, это же ты не любишь! А он? О чем ты думала, когда вступала в отношения с этим человеком? Ведь он тебя любил и любит. И это – симптомы уже эгоизма.

Отец Павел: Прошла первоначальная влюбленность, потом привязанность, и она поняла, что он не герой ее романа?

Ирина Рахимова: Да, и сейчас она говорит, что у нее уже нет желания быть с ним и в интимной близости. Признается, что начинает заглядываться на других мужчин и невольно флиртовать с ними, кокетничать.

Отец Павел: Но ведь есть и влюбленнозависимые люди. Особенно много их среди представителей богемы: актеров, музыкантов, поэтов, художников. Им очень свойственно вновь и вновь переживать состояние влюбленности. Когда у них проходит этот эмоциональный подъем, накал, вызванный чувством к какому-то человеку, они находят себе другого, чтобы пережить очередную влюбленность. Для влюбленнозависимых это как допинг.

Ирина Рахимова: Помню, как один молодой человек, будучи в поиске своей второй половинки, записался в группу общения нашего центра; спустя какое-то время он пришел на консультацию и рассказал, что уже два года влюблен в девушку, но у них нет взаимности. Он ее, видимо, напугал. Парень хороший, но очень эмоциональный. Скорее всего, девушку оттолкнул такой эмоциональный напор с его стороны. Любовь предполагает взаимность. Влюбленность далеко не всегда взаимна. И это своего рода лакмусовая бумажка. Так что обратить внимание надо на это: есть взаимность или нет? Или тебе просто кажется, что она есть? Это нужно понять, чтобы не ошибиться.

В нашей группе общения на первой встрече я прошу кого-нибудь выйти и изобразить с помощью пантомимы влюбленность. И практически всегда человек изображает, что он летает, парит, окрыленно смотрит в небо, не видя земли. Смотрит вверх. Прошу остальных прокомментировать увиденное. Все говорят: «Человек оторван от реальности, он ничего не видит». Как он может участвовать в каких-то событиях жизни, если он «витает в облаках»? Над этим нужно задуматься. Потому что настоящая любовь – зрячая. Нужно спуститься с небес на землю. Продолжаю дальше спрашивать у участников группы, и мы начинаем понимать, что во влюбленности много эгоизма. Человек думает о себе: «А почему он(а) не позвонил(а), почему не ответил(а) на смс? Почему он(а) не реагирует так же эмоционально, как я, он(а), что, ничего не чувствует?» Влюбленный думает о том, как ему плохо, что ему не позвонили, не сказали, что его любят.

Отец Павел: Замечено, что при настоящей любви люди чаще употребляют местоимения множественного числа: мы, у нас, с нами. Потому что они чувствуют единство, неразрывность со своими любимыми. А влюбленные в основном используют местоимения единственного числа: я, у меня… Влюбленному важнее, что переживает именно он, его чувства и эмоции.

Ирина Рахимова: Верно. Но я хочу продолжить рассказ о наших занятиях. Потом я прошу присутствующих изобразить любовь. Как правило, человек берет себе кого-то в пару, и они вместе показывают любовь так: начинают обниматься. Спрашиваю: «Ну как, хорошо? Удобно вам?» Один из партнеров обычно говорит: «Да, хорошо!» А другой отвечает: «Не знаю… Не очень… Мне как-то тесно…» Понятно, что тут взаимности особенно не наблюдается. Я спрашиваю у присутствующих: «Верите ли вы, что это любовь?» Некоторые говорят: «Да, мы верим. Действительно, так классно быть вместе». Но кто-нибудь обязательно возражает: «Нет, не верю». Тогда я спрашиваю его: «А как бы вы изобразили любовь?» Он берет себе пару, и они, держа друг друга за руку, идут. Я прошу: «Прокомментируйте, что сейчас происходит». – «Мы хотим показать, что любовь – это, как писал А. Сент-Экзюпери, не когда люди глядят друг на друга, а когда смотрят в одну сторону, идут вместе». Спрашиваю: «А куда вы идете?» – «Мы идем к Богу». Тогда я говорю обнимавшейся паре: «Обнимитесь и попробуйте пройтись». У них не получается: ноги заплетаются, и они не видят, куда идти. Видят только носы друг друга и не видят перспективы, не понимают, куда идти.

Любовь в голландском, например, языке, как мне помнится, обозначается словом, близким по своей семантике к понятиям «ответственность» и «свобода». Свобода любящих выражается в том, что, хотя они и «берутся за руки», они свободны как личности. У каждого есть границы. Если границ нет, появляются элементы созависимости, а это уже очень плохо. Потому что начинается ревность, конкуренция.

Отец Павел: Так что же такое любовь? Как бы вы определили ее особенности, признаки? Ведь многим, кто не смог или еще не успел ее стяжать в браке, кажется, что самое хорошее, яркое, счастливое состояние – это влюбленность, медовый месяц, свадебное путешествие, яркие переживания, эмоции, драйв. А дальше что? Рутина, быт и скука? Они еще не знают и не понимают, что такое настоящая любовь. Ну да, общее дело, смотреть в одну сторону… А почему это делает жизнь любящего человека счастливой? Ради чего стоит этим всем заниматься?


Ирина Рахимова: То чувство, которое имеют супруги в самом начале, нужно пронести, как факел, через всю жизнь. Не потерять его. Постоянно возгревать свою любовь. Тогда это чувство будет для супругов источником постоянной радости, счастья. Любовь, в отличие от влюбленности, – зрелое, постоянное чувство, которое наполняет нашу жизнь смыслом. Огромное счастье любить и быть любимым.

Жених и невеста – это одни роли, муж и жена – совсем другие. Появляются обязательства. Теперь уже не просто: «Хочу – и всё!» Потом рождается ребенок, и супруги становятся родителями. Семейная система как бы делится на две подсистемы. Одна подсистема – супружеская, вторая – родительская. И супружескую нужно пронести через всю жизнь – это то, с чего начиналось. Это основа, фундамент отношений. В супружеской подсистеме есть несколько важных точек: романтическая составляющая, дружеская составляющая и интимная составляющая отношений. Без романтической составляющей никуда. Многие этого не понимают. С рождением ребенка они проваливаются только в родительскую подсистему. Многие супруги начинают даже друг с другом общаться по модели «родители и дети», становятся контролирующими не только для ребенка, но и друг для друга. Начинается «ты должен», «ты обязана». Бесконечное: должен, должен, должен… Выхолащивается любовь, теплота, жизнь становится пресной и скучной.

Я всегда спрашиваю пришедших к нам на консультацию супругов: «А вы вдвоем отдыхаете, проводите время?» И слышу в ответ: «А нам некогда, мы все время занимаемся детьми». Или находятся иные причины. Кто хочет, тот ищет возможности побыть вместе, а кто не хочет, тот ищет причины этого не делать. Но очень важно не терять первых чувств и переживаний. И нужно понимать их важность. Поддерживать эту романтическую составляющую.

Почему священники и православные психологи настаивают на том, что до брака нужно встречаться не меньше года? Для этого, конечно, много причин, но я остановлюсь на одной. В это время накапливается масса хороших, светлых впечатлений. И эти общие впечатления «держат» супругов потом, когда они живут уже в суете, в цейтноте, когда они погружены в бытовые проблемы, им, увы, уже недостает тепла, эмоций… И тем более если они начинают друг друга обижать, если начинаются взаимные обиды, раздражение – а это выпускает тепло из их дома, из их отношений. Вот тут как раз и нужно окунуться в то радостное, что было прежде.

Отец Павел: Вы как-то высказали замечательную мысль: когда люди начинают сожительствовать до брака, они сами себя обкрадывают. Потому что они сразу погружаются в быт, совместные дела, хозяйство. У них нет или почти нет опыта романтических отношений – трепетных, бережных, которые должны быть до брака. И когда начинаются трудности, сожителям некуда возвращаться, неоткуда этот опыт черпать.

Ирина Рахимова: Верно. И в так называемых «гражданских браках», без обязательств, нет трепетных, бережных отношений друг к другу. А для людей, которые только создают семью, очень важен добрачный период, чтобы потом из него черпать силы, вдохновение.

Ласковые слова, похвала, поглаживания и ласковые прикосновения – все это должно быть и до брака, и потом в семейной жизни. Считается, что в день должно быть до 70 поглаживаний.

Отец Павел: Итак, нужно постоянно поддерживать огонь любви, чтобы костер былой привязанности не погас. Это ежедневный труд. Я бы привел такое сравнение. Вот юноша лет до 20 занимался спортом, пусть и любительски. Он мог пробежать кросс, 80 раз отжаться, 20 раз подтянуться, постоянно тренировался и находился в хорошей спортивной форме. Потом началась семейная жизнь, пошли заботы о хлебе насущном, и он перестал регулярно тренироваться. Лет через пять, подойдя к турнику, он вместо 20 раз еле-еле может подтянуться раз пять. Ему казалось, что он все еще силен и хорошо подготовлен, ан нет. Потому что спортивная жизнь немыслима без регулярных тренировок и упражнений. Да и любое другое занятие, допустим, музыка. Если ты 15 лет не брал в руки гитару, вряд ли сможешь на ней хорошо сыграть. Если какой-то навык был некогда приобретен, его нужно если не развивать, то хотя бы поддерживать. Точно так же и жизнь семейная, и, конечно, духовная требуют постоянного труда.

В любви следует непрестанно упражняться. Поддерживать это чувство, вкладывать труд и усилия в свою семейную жизнь. Если у вас нет постоянных знаков внимания друг другу, тех самых «поглаживаний», добрых, ласковых слов, если у мужчины нет рыцарского, бережного отношения к даме, если он забывает подавать ей руку, выходя из автобуса, не пропускает вперед, не берет из рук тяжелую сумку, если вы не оберегаете друг друга от упреков и колкостей, не дарите подарков, мало времени проводите вместе, то откуда возьмутся хорошие, нежные отношения? То, что было когда-то давно, тяжело будет уже и вспомнить.

Ирина Рахимова: Суровое слово «аскетика» происходит от греческого глагола аскео, что значит «упражняться». Нужно упражняться, тренироваться в семейной жизни. Наши силы, труд – это кирпичики семейного дома.

Отец Павел: Ирина Анатольевна, мы говорили о важности общения супругов, знаков внимания. А какие еще необходимые составляющие истинной любви вы можете назвать? О чем еще надо помнить, чтобы через несколько лет кто-нибудь из супругов не сказал: «Извини, я полюбил (полюбила) другую (другого), я ухожу. Прощай!»?

Ирина Рахимова: В семейной жизни и супружеской любви очень важны роли. Чтобы сохранить любовь, чтобы семья была крепкой и гармоничной, важно понимать, кто из супругов стоит на каком месте по статусу, как должна строиться семейная иерархия. Если мужчина глава семьи, то он должен не номинально, не декоративно занимать это место, а соответствовать этому высокому назначению от Бога. То есть быть уверенным, спокойным – и тогда женщина тоже будет чувствовать себя спокойно рядом с таким мужем. Быть ответственным. Если мужчина умеет принимать решения и отвечать за ситуацию, тогда все в семье будет спокойно.

С правильного взаимодействия, с правильной семейной иерархии и начинает строиться правильная семейная жизнь. Это центр, от которого и расходятся все круги. Если супруги ориентированы друг на друга и для жены муж стоит на первом месте, а для мужа – жена, все остальное будет вокруг этого.

Мой любимый тест, который я часто даю супружеским парам, такой: кто для вас в семье стоит на первом месте? Обычно все отвечают: дети. Но это неправильно. Чему же тогда удивляться, если вы, супруги, друг для друга не на первом месте? И дети потом почувствуют, что у вас нет в отношениях гармонии, и станут этим пользоваться. Будут манипулировать вами. И начнутся проблемы: «Это твои дети, а это мои дети» и прочее. Так происходит, когда муж и жена не ориентированы друг на друга. Я работаю со своими клиентами над тем, чтобы, даже если их ночью разбудить, они всегда могли дать правильный ответ. «Кто для тебя главный человек?» – «Муж». – «А для тебя?» – «Жена». Если это есть, то ты будешь уважать другого человека, чувствовать его нужды, его боль, жить его интересами, его жизнью. Сочувствовать ему. Это элементарные истины, но это и есть компоненты любви.

Отец Павел: Но вот некоторые говорят: «А как же мама?! Ведь это святое. Именно она для меня самый главный в жизни человек».

Ирина Рахимова: Даже есть такой штамп: жен может быть много, а мама одна.

Отец Павел: Вот поэтому-то их и много! Если бы ты любил свою жену по-настоящему и она была бы у тебя на первом месте после Бога, а мама, папа и твои дети на втором, то ты бы сберег семью, не разрушил ее. Тут уже изначально очень серьезная ошибка, это как взрывное устройство с часовым механизмом, которое рано или поздно сработает.

Конечно, все это нисколько не отрицает любви к родителям. Но Священное Писание дает очень четкую иерархическую лестницу: сначала Господь, потом моя половинка, а уже после мои родители и дети. И любовь к ним ко всем должна быть разной. В Евангелии сказано: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф. 10: 37). А о любви к жене говорится: «Оставит человек отца и мать свою, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью…» (Мф. 19: 5).

В заключение нашей беседы о различиях между любовью, влюбленностью и страстью я бы хотел сделать небольшой филологический экскурс. Известно, что в большинстве современных языков слово «любовь» имеет универсальное, слишком емкое значение. А вот в древнегреческом языке насчитывается целых семь определений любви. Настоящая, жертвенная любовь называется словом «агапэ». «Эрос» – это стихийное, восторженное, страстное, эмоциональное чувство. «Сторгэ» – это любовь-нежность, родственная любовь. «Филиа» – любовь между друзьями. Есть еще понятие «мания» – одержимость, ее основа – страсть и ревность. «Прагма» – рассудочное чувство, которое вызвано стремлением к достижению выгод и удобств. И «людус» – флирт, легкое увлечение, основанное на половом влечении, направленное на получение удовольствий.

Но, несмотря на такое богатство терминов, истинная духовная любовь к Богу и людям одна – это агапэ.

С Ириной Анатольевной Рахимовой
беседовал протоиерей Павел Гумеров

Вполне естественно и объяснимо, что мужчина и женщина начинают жить вместе, но это еще не семья. Семья объединяет в себе три поколения. Семья живет не только в настоящем. В семье живут привычки, манеры поведения, способы реагирования на хорошее и плохое, характеры. В семье живет любовь. В семье должен быть «глава семьи».

Любовь выступает как высшая ценность в семье. Отталкиваясь от принципа «включения любви», понятие хороший родитель означает:

1). Хороший сын своих родителей;

2). Хороший брат/сестра/друг;

3). Верный и любящий супруг/супруга;

4). Родитель своих детей.

Все это вместе составляет характер хозяина в доме, главы семьи. Благородство любви. Глава государства, например, не имеет права уронить свое достоинство, как перед своим народом, так и перед миром, он - лицо своей страны. Глава государства должен сочетать мужество и честь. Глава отвечает за мир и благополучие своего народа, иначе он не глава. Аналогично, глава семьи отвечает за мир и благополучие всех членов семьи.

Авторитет. Авторитет держится на честности, надежности, «цельности» личности. Подлинный авторитет держится не на физической силе и не на строгом тоне, а на уважении окружающих. Если человек его не заслужил, то и авторитет его ничего не значит. Тому, кто действительно является авторитетом, нет необходимости прибегать к авторитарности. Такому человеку не приходится выходить из себя, чтобы члены семьи начали прислушиваться к нему, потому что его близкие хотят быть рядом с ним.

4. Преемственность поколений. Традиции любви, ценности альтруизма, доброты, заботы, порядочности перенимаются и усваиваются следующим поколением. Если эта преемственность сохраняется на протяжении трех поколений, тогда ценности, традиции, нормы этой семьи превращаются в духовные корни рода, династии .

Семья состоит из трех времен: прошлого, настоящего и будущего, трех жизненных измерений, в каждом из которых есть свой «глава семьи». Бабушки и дедушки представляют историю прошлых лет, родители представляют настоящее, а дети - символ будущего.

Главой семьи следует считать бабушек и дедушек. Бабушки и дедушки нужны не только для того, чтобы заботиться о них в старости в периоды недомогания. Их потенциальные возможности приобщить молодых к духовным ценностям неизмеримо выше по сравнению с работающими родителями. Они знают жизнь во всем ее многообразии и могли бы уберечь от многих ошибок своевременными советами, подсказать, как надо и как не надо поступать. С возрастом люди обостреннее воспринимают свою национальную принадлежность, ценности национальной культуры. Историю страны они знают на основе собственных наблюдений, они участники многих исторических событий, о которых ни один писатель так подробно и интересно, как они, не расскажет. Еще они знают географию страны, поскольку им приходилось жить и бывать в разных ее концах. Информация, почерпнутая из рассказов бабушек и дедушек и других родственников, незаменима и невосполнима для детей. Благодаря любви и уважению к дедушке и бабушке молодой человек перенимает опыт прошлого и учится на нем.

Отец и мать стоят на положении главы семьи настоящего времени. Они создают общий тон внутрисемейной атмосферы, поддерживают семейный уют, домашний очаг, организуют материально комфортный образ жизни, заботятся о сохранении здоровья членов семьи, работают за пределами семьи, обеспечивая связь с обществом, учат и воспитывают детей.

Чтобы быть родителем, достойным называться «главой семьи», необходимо:

Искоренять в себе вредные привычки, разрушающие физическое и моральное здоровье.

Работать над своим характером, завоевать уважение окружающих.

Проявлять бескорыстное служение родным, друзьям, знакомым, обществу, ведь хороший пример детям убеждает гораздо лучше, чем разговоры и увещевания .

Дети наследуют род дедушек и бабушек, а также своих родителей. Им предстоит продолжить судьбу своих бабушек и дедушек и своих родителей и тоже однажды стать «главой семьи». Например, наследники королевских династий уже в раннем возрасте понимали свое особенное положение, свое призвание. Их приучали к определенным манерам, правилам поведения. Например, в юношеском возрасте они были недоступны для своих сверстников противоположного пола, поскольку легкомысленные поступки в этой сфере отношений могут запятнать честь королевского рода. Через образование, спорт, военную службу они воспитывали в себе мужественный и благородный характер, соответствующий их будущему предназначению. Осознавая свое особое происхождение и призвание, молодые принцы и принцессы по-другому смотрят на жизнь, не как простые дети. Родители же в свою очередь стараются дать им наилучшее воспитание и образование с тем, чтобы они смогли стать лидерами своего народа.

Нравственные ценности семьи авторитетны и поддерживаются памятью о тех, кто им учил, и о том, как было заведено в семье родителей, в семье бабушки и дедушки. Но так на самом деле должно быть в каждой семье. Родители хотят, чтобы дети добились большего, чем они сами. Не зря говорят: «потомки умнее предков», «птица помнит гнездо, а человек помнит предков». Современные тенденции ослабления влияния на внуков со стороны дедушек и бабушек несут очень много потерь. Потери не в деньгах, а в человечности и моральном здоровье молодого поколения.

Из года в год преступность в России молодеет, растет удельный вес преступности среди молодежи. За «модернизацию» семьи приходится расплачиваться дорогой ценой. Есть тенденция во всем винить правительство и материальные беды, однако, по данным социологических источников, в процветающей Америке на душу населения количество преступлений среди подростков не меньше, чем в России. Так что, повышение материального благополучия может и устранит один из сопутствующих факторов подростковой преступности, но никак не ее причины. По данным исследований, в структуре потребностей у лиц с девиантным поведением преобладают витальные потребности, а духовные потребности крайне бедны. Поэтому особенно важна ответственность семьи, потому что в семье происходит усвоение как позитивного, так и негативного опыта, представлений, моделей поведения родителей.

Нравственные принципы нуждаются в том, чтобы им дали время укорениться, культивируясь в течение жизни многих поколений, не прерываясь. Требуется три поколения, минимум, чтобы сохранилась традиция семьи. Например, израильтяне считают своим предком Авраама. Если верить преданию, ценности и убеждения семьи Авраама кристаллизовались в течение трех поколений Авраама, Исаака и Иакова. Испытания, выпавшие на долю каждого из поколений, заставляли крепче держаться за традиции предков, стали корнями традиции еврейского народа. Позднее они были систематизированы в десяти заповедях, среди которых были «почитай своих отца и мать», «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и т. д. Такие постулаты свидетельствуют о жизненной великой мудрости, необычной для того времени, впрочем все реже встречающейся и в наши дни. Летопись содержит сведения, подтверждаемые частично исторической наукой, о традициях этой исторической семьи - они включали в себя веру в Бога, добродетельность, почитание предков, прощение братьям. Впоследствии дети Иакова, хотя и поступили подло по отношению к своему родному брату Иосифу, всю жизнь мучились из-за этого, искренне любили старика отца, в денежных расчетах соблюдали честность, а когда другому их брату, Вениамину, угрожало рабство, решили разделить его горькую участь и проявили величайшую самоотверженность. Иосиф же, тот, что был продан в рабство, оставаясь верным законам своей семьи, преодолел соблазны вероломной жены своего начальника Потифара, служил честно, простил своих братьев, всегда чтил своего отца Иакова, и кроме всего этого, сделал блестящую карьеру при дворе фараона .

На востоке всегда существовал культ почитания предков, уважительное отношение к их культуре, поэтому и сама культура востока сохранила свою самобытность и остается практически неизменной на протяжении веков. Человек в семье гораздо более защищен и от политического, и от социального влияния. Чем сильнее его приверженность традициям и ценностям предков, тем сильнее его моральный иммунитет против влияния, несоответствующего духу его культуры.

Если связь поколений не достаточно сильна и не способна выдержать социальных катаклизмов, вносящих разлад во внутрисемейные отношения, то нравственные ценности одного поколения не приживаются в следующем и могут быть безвозвратно потеряны. Тогда в какой-то момент придется опять их прививать. Например, ретроспективный анализ русской семьи позволяет увидеть причины современного нравственного кризиса. Языческие традиции были сметены принятием христианства. Татаро-монгольское нашествие приостановило и законсервировало процесс созидания нового, нравственного христианского облика семьи. Потом петровские реформы. Обвальный разрыв этнокультурных связей между поколениями произошел в результате «культурной революции» после 1917 года. Стали создаваться новые традиции, новые ценности социалистического строительства. Методами политического воздействия были отсечены все «вредные» влияния «мещанской» семьи: традиции, верования, ценности. На свет стали появляться Павлики Морозовы. Семья практически перестала существовать как место, в котором человек связан самыми прочными узами с культурой и ценностями предков и где происходит его духовное и нравственное становление. Эту роль теперь должен был выполнять трудовой коллектив. Политические установки насаждались в сознание советских людей, становясь факторами мотивации. Это все, конечно, в прошлом. Сейчас институт семьи постепенно начинает обретать свою самостоятельную ценность. Многие видят в семье важность для себя. Но от той семьи, в которой преемственность ценностей осуществляет вертикальная связь трех поколений, практически не осталось и следа .

Сейчас совершенно иная этнокультурная ситуация. В «постперестроечной» России существуют три времени - прошлое, представленное старшим поколением, воспитанным в духе коммунистической эпохи, не склонным переоценивать события и ценности; настоящее - критически настроенное поколение взрослых, которому свойственна личностно-ориентированная модель справедливости, и будущее - молодежь, настроенная полагаться только на свои силы, никому не верить, кроме себя и обустраивать, прежде всего свою личную жизнь. Чтобы преодолеть это разобщенное состояние общества, заложить прочные духовные и нравственные основы, потребуется три поколения. Поэтому будущее зависит от того, какие ценностные ориентации выберет современная молодежь, так называемое «поколение NEXT».

Недавно у нас в гостях в Израиле побывал наш друг, китайский бизнесмен и ученый Лю Хао , выросший в семье, история которой тесно связана с современной историей китайского чая и – неожиданным образом – с Грузией и Россией.

«Чай – это мотив, который объединяет нашу семью в течение многих лет. Начну с моего прапрадеда Лю Цзюнь Чжоу – или по южному, гуаньдуньскому диалекту Лао Цзюнь Чжоу. Его отец был офицером императорской армии и погиб до его рождения. Поэтому, по китайскому обычаю, сразу после рождения, в 1873 году, мой прапрадед имел офицерский чин.

Но его мать не хотела, чтобы он стал военным. Она была из очень богатой семьи, занимавшейся чаем. Поэтому мой прапрадед с детства изучал искусство выращивания и изготовления чая. Сам он родился в Гуаньдуне, но чайное дело изучал в провинции Чжэцзян, где производят знаменитый зелёный чай Лун Цзин.

Потом он вернулся в Гуаньдунь, где полностью ведал семейным чайным делом, занимаясь при этом и торговлей. Однажды он познакомился с русским купцом по фамилии Попов. Тот был торговцем, который закупал в Китае лучшие чаи и поставлял чай в Россию – в том числе, для императорской семьи.

Попов был очень умным человеком: он не только занимался торговлей чаем, но и имел чайные плантации в Российской Империи – среди прочего и в Батуми. Лю Цзюнь Чжоу подружился с Поповым, который однажды сказал ему: «Есть такое место, которое по природным условиям, погоде, почве очень близко к Гуаньдуну. Это – Грузия, Аджария, Батуми. Поезжай, посмотри, понравится – сможешь там развивать своё чайное дело». Мой прапрадед по натуре был очень азартным человеком. И он согласился. Но, как послушный сын, он пошёл за благословением к матери. Семья тогда очень волновалась за него, так как он тесно общался с республиканцами и иностранцами, придерживавшимися республиканских взглядов. Если бы это стало известно императорским властям, то сулило бы очень строгое наказание. Могли вырезать всю семью. Поэтому отъезд Лю Цзюнь Чжоу за границу в семье восприняли с облегчением. Мать дала разрешение.

Оставив в Китае беременную жену, он взял с собой двадцать лучших специалистов, деревья лучших чайных сортов, сел на корабль и отправился в Грузию. В пути он начал вести дневники, что позволяет проследить его дальнейшую судьбу. Через полтора месяца Лю Цзюнь Чжоу добрался до Аджарии. Ему там понравилось, он подписал контракт с Поповым и возглавил его чайное дело.

Первые два года оказались очень тяжёлыми. Была эпидемия, из-за которой погиб почти каждый второй из тех специалистов, которых он привёз с собой из Китая. А по окончании трёхлетнего контракта все выжившие специалисты заявили, что они уезжают домой.

Лю Цзюнь Чжоу тоже вернулся в Китай, но для другого: он забрал жену, родившегося во время его отсутствия сына, практически всю семью, набрал новых специалистов и снова поехал в Аджарию.


Но теперь он уже не только руководил чайным делом Попова, но создал и собственное производство, а потом возглавил и царские плантации, находившиеся в тех краях. Фактически, именно Лю Цзюнь Чжоу был создателем грузинского чёрного чая. Его «Лао чай» получил золотую медаль на парижской выставке в 1901 году, а позже царь вручил ему орден Святого Станислава.

У прапрадеда были хорошие отношения с тогдашним министром сельского хозяйства империи Ермоловым. При его поддержке он создал в России научный институт чайного дела.

Он был очень открытым человеком и общался с самыми разными людьми – от государственных деятелей до анархистов и коммунистов. И после Октябрьской революции он нашёл подход к новым властям. Его не только не репрессировали, но даже вручили ему орден Трудового Красного Знамени. Он продолжал руководить своим чайным делом, но уже в качестве «красного директора».

Но в 1926 году Лю Цзюнь Чжоу все же решил вернуться из Союза на родину. Почти все своё имущество он подарил историческому музею Грузии, где до сих пор есть его павильон. С собой он увёз только любимых своих лошадей. По возвращении в Китай Лю не поехал на историческую родину, на юг, а остался в Харбине, который в то время считался «русским городом» и был ближе ему по духу. В Харбине Лю разводил лошадей. Потом пришли японцы, семья покинула Харбин, но Лю Цзюнь Чжоу не мог никуда уйти от своих лошадей. В 1937 году он погиб, упав с лошади.

У Лю Цзюнь Чжоу было два сына – Лю Цзе Чжун и Лю Пэй Чжун.

Старший сын, Лю Цзе Чжун был коммунистом, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, был участником Второго Интернационала, шесть раз встречался с Лениным (упоминания об этих встречах есть и в собрании сочинений Ленина, и в его мемуарах). Он был одним из трёх авторов устава Китайской Коммунистической Партии.

После возвращения в Китай работал на КВЖД – Китайско-Восточной Железной Дороге. Потом служил в западном Китае, был консультантом правительства Чан Кайши. В 1949-м, после Освобождения (победы КПК в гражданской войне), он, конечно же, поддержал коммунистов.

У него были очень хорошие отношения с Чжоу Энь-Лаем, в 50-е годы возглавившим Госсовет КНР. Лю Цзе Чжун работал консультантом Энь-Лая и был депутатом Верховного Совета. Он написал «Большой русско-китайский словарь» – который до сих пор считается в Китае самым полным русским словарём.

У него было два сына и две дочери.

Один из сыновей – Лю И – стал главным врачом Пекинской больницы (тоже учился в Ленинграде), второй – Лю Чжи – стал главным инженером Управления Авиации Китая, а до того был пилотом Чжоу Энь-Лая. Анекдот был такой: «Во время культурной революции Чжоу Энь-Лай садится в самолёт и спрашивает «А где Лю Чжи?». А ему отвечают: «А где ему быть? Как и все, на лесоповале»».

Мой прадед Лю Пэй Чжун, младший сын Лю Цзюнь Чжоу, не занимался никакими политическими баталиями, он старался быть рядом с отцом. Он тоже окончил Санкт-Петербургский университет, затем вернулся в Грузию, где работал вместе с отцом, занимаясь чайным делом.

Там он познакомился с дочкой одного из грузинских князей – Ноной Тушманишвили, моей прабабушкой, которой посвящали стихи Осип Мандельштам и Константин Бальмонт. Они полюбили друг друга и поженились, хотя обе семьи были против этого брака.

У них было два сына и три дочери.


Одна дочь умерла ещё в Батуми. Две другие дочери никогда не выходили замуж, детей у них не было. После возвращения в Китай они стали профессорами китайских вузов.

Младший сын после возвращения в Китай тоже был профессором, был депутатом и консультантом правительства.

Мой дед, Лю Гун Цзе, тоже профессор. Он написал первый русско-китайский разговорник. Был создателем первых теле- и радиопрограмм про Советский Союз. Дед был любителем хорошей и свободной жизни. Трижды был женат. Мой отец был его первым сыном…

Родители мои из очень разных семей. Отец воспитывался в атмосфере свободы. Мать росла в строгой буддистской и богатой семье. Её дедушка, получивший образование в Америке, был последним министром иностранных дел Китайской Империи.

До революции семье принадлежал текстильный комбинат. Но семьи отца и матери имели много общих знакомых, общие связи – так мои родители и познакомились.

Кстати, после развала СССР, когда Грузия стала независимой, мой отец работал торговым представителем Китая в Грузии. Уйдя на пенсию, он остался в Грузии, где занимался частным бизнесом, помогал строить гидроэлектростанцию в Панкисском ущелье.

Я родился в Пекине, вырос в доме прабабушки Ноны Тушманишвили. Говорить начал одновременно и на русском, и на китайском. Школу окончил в Пекине. В 1987-м участвовал в международной олимпиаде по русскому языку и литературе, получил золотую медаль и приглашение учиться в МГУ.

В 1990-м году поступил в МГУ, где проучился десять лет – начиная с подготовительного факультета, заканчивая аспирантурой. Защитил кандидатскую диссертацию, вернулся в Китай. Поступил на работу в Пекинский университет, где стал доктором и занимаюсь преподавательской деятельностью.

Ещё в России вместе с друзьями создал компанию, которая занимается разнообразным бизнесом. У меня есть и второе, экономическое образование.

Вот такая история…»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.