Ребенок 2 с половиной года речь. Развитие ребенка в возрасте двух с половиной лет

2 года и 6 месяцев – интересный и неоднозначный возраст. Малыш уже не похож на вчерашнего неуклюжего кроху, но и от осознанного дошкольного периода его отделяет, как минимум, год интенсивного роста и развития. Подобная промежуточная стадия делает ребенка невероятно милым и смешным маленьким человечком. Если раньше родители не вели наблюдений и заметок о жизни своего сорванца, то сейчас подходящее время, чтобы начать.

Общее развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев

Наступает переломный момент в становлении личности. Растет осознанность и понимание окружающего мира. Бдительным родителям не стоит судорожно листать справочники и советоваться со специалистами, пытаясь узнать, что должен уметь ребенок в 2 года и 6 месяцев, чтобы не выбиваться из общепринятой нормы. Вместо этого основное внимание необходимо направить на эмоциональное состояние малыша, его переживания, чувства и способы их проявления.

Когда речь заходит о ранимой детской душе и формировании характера, говорить о шаблонных правилах неуместно. Индивидуальность – главный термин, характеризующий развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев. За исключением явных отклонений, затрудняющих успешную адаптацию ребенка в окружающей среде, любой темп и способ формирования его личности является нормой.

Сейчас от характера их взаимодействия с ребенком зависит его способность понимать и справляться со своими эмоциями в будущем. Не секрет, что истерики и капризы являются главными спутниками данного возраста. В 2 года и 6 месяцев – это единственный способ донести до мира свое право на собственное мнение. И роль родителей здесь заключается не в тотальном контроле и установлении жестких правил, а в желании и способности разглядеть, какие чувства скрываются за детскими слезами, умении назвать их малышу и мягко, но уверенно установить необходимые границы допустимого поведения. Только при таком подходе есть шанс воспитать счастливого и успешного человека.

Говоря про интеллектуальный рост и развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев, следует отметить, что он уже с легкостью ориентируется в 4-5 геометрических фигурах, без ошибок подбирая их, и помещая в соответствующие отверстия.

Из имеющегося подручного материала малыш может соорудить любую «сюжетную» конструкцию и дать ей название: дом, машина, мост. Совершенствование умственных способностей, дает ему возможность справляться с простейшими пазлами, собирать пирамидки в правильном порядке и строить из кубиков мостики и башни. Одним из любимых увлечений становится рисование.

Не отстает по темпам и физическое развитие. Ребенок в 2 года и 6 месяцев быстро бегает, прыгает и ходит на цыпочках, перешагивая через препятствия. Любимая подвижная игра – бросание мяча, и здесь малыш добивается больших успехов (кидает и ловит его двумя руками, отбивает ногой). Важным достижением становится умение преодолевать ступеньки, не держась за перила. Малыш очень радуется, проделывая этот трюк, а последний порог может даже перепрыгивать.

Задача родителей - обеспечить ребенка необходимыми игрушками, творческими материалами и свободой выбора действий. Природная тяга и стремление к познанию окружающего мира, направят его деятельность в нужное русло.

Речь в 2 года и 6 месяцев

Ключевым моментом адаптации во внешней среде становится речевое развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев. Нельзя категорично утверждать, что малыш обязан хорошо говорить. Но определенные навыки владения языком к этому возрасту присутствовать должны. Речь отличается от взрослой, хотя уже максимально к ней приближена. В лексиконе появляются трехсложные предложения, включающие местоимения и предлоги. Иногда малыш продолжает путаться, упрощать и коверкать слова. Взрослому необходимо терпеливо поправлять ребенка, обращая внимание на речевые ошибки. Иначе в будущем могут возникнуть серьезные проблемы с произношением.

Словарный запас достаточно велик и разнообразен. В 2 года и 6 месяцев он включает названия частей тела, посуды, игрушек, животных и растений. Карапуз начинает задавать большое количество вопросов, требующих не только сухой констатации факта (где?), но и объяснения причин происходящего (почему?). Наступает время познания причинно-следственных связей и построения логических умозаключений. Ребенок в состоянии вести простые диалоги, отвечая на односложные вопросы. Он активно общается со сверстниками на детской площадке и подражает им. Пока все происходит в довольно примитивной форме, но именно сейчас от своевременного ответа и комментария родителей зависит правильность картины мира, выстраивающейся перед взором юного исследователя.

Ребенок в 2 года и 6 месяцев, в отношении его речевого развития, должен иметь постоянно развиваться. Если прогресс отсутствует, и вместо целых слов малыш продолжает использовать отдельные звуковые сочетания, не говоря уже об игнорировании попыток перейти к простым фразам и предложениям, то это повод обращаться к врачу.

Специалисты приходят к единому мнению, что 2 года и 6 месяцев – критический возраст для развития детской речи и отсутствие существенных подвижек в этот период является первым признаком синдрома задержки развития речи.

Эти слова не приговор, и не повод впадать в панику. Но и бездействовать тоже нельзя. Столкнувшись с подобной проблемой, следует проконсультироваться у невропатолога, логопеда и детского психолога. Поскольку речь крохи формируется при слаженном взаимодействии двух полушарий мозга, то возможными действиями, направленными на устранение выявленных отклонений, могут быть диагностические процедуры анализа работы мозга (МРТ, ЭХО-ЭГ, ЭКГ), по результатам которых назначается необходимое лечение. Однако данные меры являются крайними. В большинстве случаев причины, по которым ребенок в 2 года и 6 месяцев не говорит, носят социально – эмоциональный характер.

Задержка в формировании детской речи возникает из-за недостаточной стимуляции ее развития со стороны взрослых и отсутствия качественного общения. Здесь в работу включается дефектолог, действия которого направлены на совершенствование мышления, моторики, памяти и внимания ребенка. Позже к процессу присоединяется логопед, работающий преимущественно с детьми 4-5 лет. На данном этапе кроха учится правильно произносить звуки, составлять предложения и строить грамотный рассказ. Главное, что нужно помнить, - успех мероприятий, направленных на становление правильной речи, зависит не столько от профессионализма специалиста, занимающегося с ребенком, сколько от степени вовлеченности в эту работу родителей и близких родственников. Важным инструментом для развития словарного запаса малютки остается его интенсивное ежедневное и ежечасное общение с окружающими людьми.

Уход за ребенком

Все, что должен уметь ребенок в 2 года и 6 месяцев, делает его самостоятельным и невероятно деятельным маленьким человечком. Благодаря набору освоенных бытовых навыков малыш ловко управляется с мылом и полотенцем при умывании, старательно застегивает пуговицы и натягивает штанишки, уверенно держит вилку и ложку, не проливая ни капли мимо тарелки. Роль родителей сводится к выполнению контролирующей и направляющей деятельности в жизни своего карапуза.

Питание малыша

Кушает ребенок 4 раза в день с трехчасовым перерывом. В 2 года и 6 месяцев очень важно ограничивать употребление сладостей, к которым малыш рискует быстро привыкнуть, исключить из его рациона жареную и копченую пищу и следить, чтобы количество выпиваемой воды было в норме (1,5 литра в день).

Сон в 2 года и 6 месяцев

Общее время отдыха ребенка составляет 11-12 часов, из них 1-2 часа приходятся на дневной сон. Возросшая самостоятельность вводит в заблуждение родителей, которые могут перестать укладывать его днем. Это большая ошибка. Педиатры рекомендуют соблюдать режим дневного отдыха растущего малютки до 5-6 лет, поскольку непрерывное бодрствование в течение 6 часов и более может отразиться на его нервной системе.

Безопасность

2 года и 6 месяцев является возрастом первых осознанных взаимоотношений со сверстниками. Где бы ни находился ребенок – в гостях, в детском саду, в песочнице – он постоянно общается с детьми, которые еще не контролируют свои эмоции и бывают агрессивны. Поэтому главной задачей взрослых становится внимательное наблюдение за их игрой и разрешение возникающих конфликтных ситуаций.

Чему можно научить?

Ребенок в 2 года и 6 месяцев начинает отдавать предпочтение определенным видам деятельности. Цель родителей – выявить его естественные склонности и интересы и создать условия для их максимального развития. Например, если малыш проявляет тягу к рисованию, то необходимо разнообразить его творчество цветными мелками и красками, либо предложить вылепить что-нибудь из пластилина.

К универсальным знаниям и навыкам, которым можно научить карапуза, относятся цвета, цифры, формы предметов, умение различать собирательные и единичные понятия. Но не следует зацикливаться на том, что все перечисленное обязательно должен уметь ребенок в 2 года и 6 месяцев. Одни малыши с легкостью осваивают цветовые оттенки и геометрические фигуры, другим больше по душе числа и счет. Любое обучение в раннем возрасте необходимо проводить в форме непринужденной детской игры, а не строгих школьных занятий с оценками за успеваемость.

Развивающие игры

Если попытаться назвать особенности поведения и действий ребенка в 2 года и 6 месяцев одним словом, на ум приходит единственный подходящий термин – «экспериментирование». Родители именуют это баловством и хулиганством. Как еще можно назвать изрисованные обои, вытащенные из ботинок шнурки или разлитую на полу краску? С точки зрения взрослого человека никак. А для маленького первооткрывателя это настоящий исследовательский процесс. Поэтому, видя реакцию папы и мамы на свою познавательную деятельность, он искренне недоумевает. Только правильные приоритеты помогут решить подобные разногласия.

Родителям маленького сорванца стоит заменить мучающий их вопрос: что должен уметь ребенок в 2 года и 6 месяцев, на противоположенный: что можно сделать для малыша, чтобы направить его творческий потенциал в созидательное русло? Ответ напрашивается сам – организовать правильную игровую деятельность, в ходе которой карапуз освоит интересующие его явления в спокойной и мирной обстановке. Помогут в этом следующие варианты развивающих игр.

Водичка. В этой игре необходимыми реквизитами являются кувшин с чистой водой, стаканчики, тазик, кукла и картина с изображением умывающихся людей.

Для начала малыш изучает изображение, а взрослый задает о нем вопросы. После чего обсуждение переходит непосредственно к воде и ее свойствам. Если кроха затрудняется с ответами, то сам спрашивающий дает ей характеристику: бесцветная, жидкая, льется, течет. Ребенку предлагается своеобразный опыт по изучению перечисленных водных свойств на практике. Для этого инсценируется умывание куклы над тазиком. Взрослый не спеша льет воду, демонстрируя такие ее свойства, как жидкое состояние и отсутствие цвета. Оставшееся содержимое кувшина он разливает в стаканы, комментируя происходящее и описывая свои действия.

Цветное волшебство. Материалы для проведения игры – несколько прозрачных стаканов, краски и кисточка. Взрослый просит малыша выбрать любимый цвет, окунуть в него кисть и промыть ее в первом стакане с водой. Таким образом, получается водичка определенного цвета. Ребенок проделывает эти действия с двумя оставшимися цветами, каждый раз опуская кисточку в новый стакан. Далее взрослый собирает посуду с разными цветовыми гаммами и показывает ребенку «волшебный фокус». Он смешивает всю воду в одном стакане, получая при этом новый цвет. В завершении данного опыта можно общими усилиями, используя краски и «волшебную жидкость» изобразить рисунок и вместе его обсудить.

Загадочный снег. Перед занятием можно прогуляться по заснеженному парку, обращая внимание на свойства снега, изучая строение отдельных снежинок. Затем, набрав горсть снежной массы в емкость, переместиться в помещение, где уже подготовлены совок, пластмассовые формочки и поднос. Взрослый объясняет ребенку, что при взаимодействии с теплом снег тает, поэтому набирать его следует с помощью совочка. Наглядно это демонстрирует. Наполнив предварительно подогретые формы, малыш выкладывает полученные фигурки на поднос. Участники дружно наблюдают за превращением снега в воду. Лучшее завершение «эксперимента» – игра в снежки всей семьей на свежем воздухе.

В этой статье:

Говоря о том, как протекает развитие ребенка в 2,5 года, можно отметить одно существенное изменение по сравнению с полуторогодовалым малышом: действия крохи начинают носить осознанный характер. Ребенок многое понимает, с удовольствием идет на контакт, готов к компромиссам со взрослыми. Если родители придерживаются вопитания, основанного на доверии, то 2 года и 6 месяцев - это как раз тот период, когда можно начинать договариваться с крохой по-хорошему.

Физическое развитие малыша

В 2 года и 6 месяцев малыш достаточно физически развит и визуально уже во многом схож со взрослым человеком. Ребенок уверенно ходит, причем как вперед, так и назад и вбок, бегает, прыгает, сохраняя равновесие.

Родители, которые планируют приобщить малышей к спорту, могут уже с этого возраста начинать делать это целенаправленно, не ограничиваясь исключительно утренней гимнастикой. В комнате ребенка можно установить соответствующий его возрасту мини-спорткомплекс с разными снарядами. Кроха в этом возрасте без проблем найдет им применение, расходуя энергию с пользой для себя.

В 2,5 года также можно практиковать закаливание. Малышу время от времени можно разрешать ходить босиком, как дома, так и на улице, постепенно снижать температуру воды, в которой он будет купаться, чаще проветривать комнату.

Первые шаги к самостоятельности

В 2,5 года ребенок становится заметно более самостоятельным. Он уже не просто умеет сам ходить, спускаться по лестнице и пользоваться туалетом. Кроха самостоятельно ест, моет руки, чистит зубы, одевается и раздевается, вешает одежду на вешалку и ставит обувь на полку.

Чтобы у ребенка не пропал интерес к развитию навыков самообслуживания, родителям необходимо его постоянно хвалить, мотивируя совершенствоваться. Например, если малыш не проявляет желания чистить зубы, можно предложить ему это сделать вместе, наблюдая за отражениями в зеркале. Таким же образом можно помочь малышу и со сбором игрушек, одеванием и раздеванием, ни в коем случае не заставляя, а лишь увлекая личным примером.

Будет здорово, если в 2 года и 6 месяцев у ребенка уже будут свои маленькие, но приятные обязанности по дому. Например, малышу можно поручить кормить домашних питомцев либо поливать цветы, прививая ему таким образом чувство ответственности. Такие простые занятия будут приносить удовольствие детям, а искренняя похвала взрослых воспитает в них чувство уверенности в собственных силах.

В 2 года и 6 месяцев малыш уже достаточно самостоятельный для того, чтобы играть без родителей на протяжении получаса. Кроха с удовольствием занимается пазлами, конструктором, прикладным творчеством.

Как малыш развивается умственно?

В 2,5 года малыш различает более пяти цветов, знает их названия, группирует предметы по определенному признаку. Также в этом возрасте малыши уже знакомы с основными геометрическими формами и фигурами.

На третьем году жизни у детей начинает активно работать фантазия, поэтому родителям стоит найти время для совместных занятий творчеством с крохой. Ребенка можно увлечь лепкой, рисованием, аппликацией или конструированием. Все эти занятия способствуют не только развитию мышления, но и развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь будет стимулировать речь малыша.

В 2 года и 6 месяцев с ребенком можно и даже нужно заниматься чтением. В этом возрасте кроха уже сможет узнавать буквы, составлять слоги. Занимаясь с малышом таким образом, нужно будет стараться сохранять его интерес, увлекая играми и не перенапрягая требованиями.

В жизни малыша уже могут появляться книги с картинками и стихами. На третьем году жизни ребенок способен слушать чтение взрослого в течение получаса. В качестве эксперимента можно попробовать время от времени развлекать кроху аудиосказками.

Развитие речи малыша

Специалисты уверены, что тренировать речь малышей в возрасте двух лет и шести месяцев можно, не только развивая мелкую моторику рук, но и с помощью пения. Дети в этом возрасте с удовольствием слушают пение и поют сами, если
родители поощряют это занятие. Можно включать крохе детские мелодии и вместе с ним разучивать простые песенки.

Словарный запас детей после двух лет заметно пополняется. Каждый день в нем появляются новые слова, а некоторые из них родителям даже незнакомы, так как они являются порождением фантазии ребенка.

Развивать речь также поможет совместное чтение стихов и сказок, во время которого родители могут мотивировать малыша к общению, предлагая заканчивать знакомые ему строчки.

О навыках сотрудничества

В два года и шесть месяцев малышей отличает чуткость и отзывчивость. Кроха с удовольствием выполняет требования и просьбы взрослых, рад оказать посильную помощь в нужный момент. Кроха наблюдает за поведением родителей, искренне расстраивается, если взрослые обижаются, пытается им поднять настроение. Такое поведение - серьезный скачок в развитии малыша.

Если в семье появляется второй малыш, то двухлетний кроха может стать настоящим помощником родителям. Он будет чувствовать себя старшим: с удовольствием покачает коляску
крохи, выбросит подгузник, найдет соску. Родителям важно поощрять инициативу малыша, не ограничивая его общение с младшим ребенком.

В два года и шесть месяцев кроха способен убрать за собой со стола тарелку, чашку. Заметные изменения происходят и в общении ребенка с ровесниками. Кроха пытается наладить контакт с детками, согласен делиться или меняться игрушками.

В этом возрасте малыши много спорят. Посредством спора они пытаются освоить навыки общения. Общаться с крохой на третьем году жизни как взрослым, так и детям становится особенно интересно. Малыш способен поддержать беседу, он понимает юмор, фантазирует, смеется, готов удивлять не только новыми словечками из словарного запаса, но и поступками.

Подходящие игрушки для ребенка

В 2 года и 6 месяцев для ребенка нужно подбирать игрушки, которые будут способствовать его развитию. Это могут быть игрушки, развивающие мышление, моторику, глазомер, фантазию и терпение. Самые подходящие варианты перечислены ниже:

Также для малышей этого возраста можно придумывать самодельные игрушки. Это могут быть разные коробки и шкатулки, которые малыш сможет закрывать и открывать, шнурки, а также емкости с сыпучими крупами, в которых кроха сможет искать предметы, пересыпая, сортируя крупы и т.д.

Эмоциональный фон малыша

В 2 года и 6 месяцев ребенок становится особо эмоциональным. Он гордится собой, если справляется с заданиями, проявляет нежность и любовь по отношению к дорогим людям,
испытывает чувства радости, зависти, злости, умеет тосковать, проявлять сострадание, бояться.

В этом возрасте малыши не умеют давать оценку поступкам окружающих. Они часто не понимают, почему их наказывают, неспособны оценить хороший поступок. Кроха в два года и шесть месяцев уже интересуется природой, восхищается пейзажами, с интересом наблюдает за поведением животных и насекомых. Он умеет проводить ассоциации между предметами, явлениями или событиями, с которыми сталкивался.

Привязанность к родным

Малыши в возрасте двух с половиной лет испытывают сильную привязанность к родным, особенно к родителям. При этом детям свойственно относится к близким по-разному. Так, маму дети любят трепетно и нежно, тогда как с папой или дедушкой больше всего на свете любят играть.

Даже непродолжительная разлука с близкими для малышей может стать серьезным стрессом. Кроха испытывает острую потребность чувствовать постоянную близость мамы и не готов оставаться без нее надолго.

Доброжелательность по отношению к ребенку со стороны незнакомых или малознакомых людей будит в нем ответную реакцию. Кроха готов пойти на контакт с людьми, к которым чувствует симпатию. Именно в этом возрасте можно пробовать посещать с малышом школы раннего развития, постепенно присматриваться к детскому саду, знакомиться с воспитателями, переходить на «садовский» график дня для упрощения адаптации крохи в будущем.

Кризис 2,5-3 лет

Как уже было отмечено выше, дети в возрасте двух лет и шести месяцев стараются быть особенно самостоятельными. Они намеренно отказываются от помощи, пытаются везде и все делать самостоятельно. Любимая фраза крохи этого возраста –«Я сам!». Из-за развития эмоциональной сферы малыши не всегда адекватно воспринимают обращение взрослых, намеренно упрямятся только для того, чтобы отстоять свое мнение.

При первых признаках такого поведения родители должны понять, что у ребенка начался кризис 2,5- 3 лет, а его упрямство - это попытка стать самостоятельным. В такие моменты важно проявить терпение и постараться поддержать ребенка, наладить с ним контакт.

Недостаток внимания, излишняя грубость и тем более несправедливое отношение вызовут у малыша только негативную реакцию. Кроха может утратить доверие к родителям и начать вести себя еще хуже. Очень важно понять, что кризис этого возраста - это очередной этап, который нужно пережить самим и помочь пережить ребенку, окружив его любовью, лаской, теплом.

Нервно-психическое развитие малыша

Главный навык малыша в возрасте 2 лет и 6 месяцев - способность использовать слова для выражения мыслей, желаний и эмоций. Большинство деток в этом возрасте уже обладают отличным словарным запасом, который ежедневно пополняется новыми словами. Если в два с половиной года кроха не пробует произносить отдельные слова, не проявляет желания повторять за взрослыми, имитируя звуки, его нужно показать педиатру.

В 2 года и 6 месяцев характер
малыша заметно изменяется. Он капризничает, упрямится, старается устроить провокации. Главная причина - это упомянутый выше кризис третьего года жизни. Лучший способ образумить не контролирующего себя ребенка - на время лишить его своего внимания.

В 2 года и 6 месяцев малыши с большим удовольствием играют в ролевые игры, в рамках которых примеряют на себя роли доктора, воспитателя, водителя автобуса и так далее. В ходе таких игр дети придумывают интересные диалоги, разыгрывают ситуации, подсмотренные ими в жизни взрослых.

Что касается социального развития, то в этом возрасте оно во многом связано с особенностями воспитания и характера малыша. Важно, чтобы родители своим примером показывали, как правильно себя вести, как контролировать эмоции, поведение, поступки. Видя сдержанность взрослых, дети также будут учиться вести себя подобающим образом, не допуская срывов.

В возрасте два с половиной года физически и психически дети делают колоссальный скачок: они готовят своим родителям новую проверку их компетентности и терпения. Предстоит кризис 3 лет. Ребенок продолжает расти не по дням, а по часам. Главные трудности воспитания заключаются в том, что у малыша начинается осознание себя личностью, он старается найти свое положение в социуме, доказать всем право на собственное мнение. Темперамент и характер его уже, в сущности, установился, появилось много новых интересов. Многие ребятишки готовятся идти или уже посещают детский садик.

Физические возможности возраста

По сравнению с параметрами 2 лет, малыш прибавил в весе около 1200 г и подрос приблизительно на 5 см. Он уже научился проворно ходить и стремительно бегать, сходить по лестнице и подниматься по ней, переступать через барьеры, стоять на цыпочках. В два с половиной года ребенок превосходно контролирует свои движения. Во время ходьбы он равномерно переставляет ноги, произвольно может изменить скорость движения и маневра: бег сменить остановкой или разворотом.

В этом возрасте детям легко дается овладение трехколесным велосипедом. Без проблем они шустро подпрыгивают двумя ногами, могут удерживать равновесие на одной ноге в течение нескольких секунд, с успехом справляются с упражнениями на шведской стенке. Интерес представляют для них игры с мячом: ребята бросают его вперед, перекидывают через преграду, могут поймать двумя руками.

Повышение физической активности ребятишек может привести к тому, что некоторые из них отказываются от дневного сна, хотя мнение педиатров однозначное: они рекомендуют сохранить режим дня с дневным сном до 5 лет.

Бытовые навыки

Значительно расширяется список того, что должен уметь ребенок 2,5 лет в обиходе.

Большинство малышей:

  • своими силами справляются с умыванием, используя при этом мыло и полотенце, даже чистят зубы;
  • умеют расчесывать волосы;
  • стараются по возможности ликвидировать всякие следы небрежности;
  • поддерживают порядок, готовы сами убирать игрушки, укладывать свои вещи на стул или в шкаф;
  • сами кушают, пользуясь ложкой, и пьют из чашек;
  • одеваются и обуваются без чужой помощи, если нет застежек;
  • контролируют телесные нужды.

Учебные умения и объем лексикона

Развитие ребенка в 2,5 года происходит стремительно и бурно. У них получается играть в привычные игрушки: они могут правильно собрать по размерам деталей пирамиду, состоящую из нескольких колец разного цвета, построить башенку из кубиков, составить матрешки по росту одну в другую.

Они уже прекрасно удерживают в руке карандаши и кисточку, могут нарисовать самые простые рисунки – лесенку или крестик. Малыши знакомы с основными цветами: красным, желтым, зеленым, синим, запомнили несколько несложных геометрических фигур. Они с восторгом собирают пазлы, включающие несколько элементов, а также занимаются лепкой из пластилина и теста, аппликацией, раскрашиванием картинок. Ребятам доступно отгадывание простеньких загадок, к примеру, с описанием животных.

Детский словарный запас увеличивается до 1000 слов и даже иногда больше. Произношение становится более четким, хотя в некоторых словах встречаются погрешности и промахи, к примеру, перестановка букв или слогов, иногда отсутствуют шипящие звуки, отдельные слова существуют в укороченном варианте. Малыши часто совершают грамматические ошибки при употреблении родов, падежей, чисел, но понять их можно. Нежелательно восхищаться этими просчетами, даже если они очень потешные, чтобы малыш не зафиксировал неточный выговор слова.

Тем более что он не замолкает ни на мгновение, проговаривая все, что видит и делает сам. Не рекомендуется заставлять его помолчать, ведь именно таким образом он отрабатывает свои речевые навыки. Самым интересным в этом возрасте является явление словотворчества, когда малыши сами придумывают собственные оригинальные словечки, созданные по законам родного языка, но в настоящий момент в языке не функционирующие.

Речь ребятишек становится ярче и выразительнее за счет появления в ней всех частей речи: местоимений, прилагательных, наречий. Говорят они, употребляя простые предложения из двух-трех слов. Вдобавок малыш научился пользоваться силой голоса и контролировать ее. Вопросы его перешли на другой уровень: вместо ранее интересовавших его «куда» и «где», чаще звучит вопрос «почему». Ребенок с удовольствием слушает простенькие сказки, кое-какие выражения из них повторяет.

Психологическое взросление

Происходит приближение трехлетнего кризиса, когда родителям придется находить равновесие между санкциями и одобрением: нельзя слишком много требовать от ребенка и в то же время допускать вседозволенность. Происходит расширение эмоциональной сферы малыша, у него появляется много новых утонченных и глубоких переживаний, к примеру, он может тосковать, сочувствовать, сопереживать, опасаться, завидовать, испытывать нежность.

Ребенок, как и прежде, обожает маму, но расстается с ней почти всегда без плача. Он радуется, когда справляется с чем-то, а его за это хвалят. Напротив, получив негативный отзыв о своей неудаче, малыш расстраивается. Становятся все более сложными игры, которыми он интересуется, главным образом ролевые, которые позволяют ему перестраивать их поочередно.

Ребенок в 2,5 года в своем развитии требует от родителей определенных знаний из области психологии. Приблизительно в это время у него наступает период, когда он старается делать все наоборот. Часто на все обращения к нему он отвечает отказом, но не из-за своеволия или непослушания, а из-за того, что он начинает ощущать свою личность и отстаивает права на свое собственное мнение.

В таких случаях родители должны реагировать безошибочно, не подавляя индивидуальность своего дитя, но и не потакая его капризам и причудам. Им следует набраться терпения и выдержки, чтобы переключать внимание ребенка в подобных кризисных ситуациях. Не рекомендуется при этом использовать повелительное наклонение глаголов, лучше договариваться, ласково отвлечь его, сосредоточить его интерес на чем-то другом.

Ребенок в 2 года и 5 месяцев приобретает множество новых навыков в своем развитии. Это очень важные изменения, которые родители должны уметь контролировать и обращать в пользу ребенку. Больше всего отличает малыша необходимость в безостановочном движении, готовность к беготне, прыжкам, игре. Этот возраст является вершиной самостоятельности: он сам легко выполняет все гигиенические процедуры, осваивает новые слова и более сложные игры, помогает по дому маме. С этого времени малыш ставит перед собой цель, а главным для него является не действие, а результат.

После 2 лет ребенок становится настоящим членом общества со своими чувствами и эмоциями, собственным характером и чувством самостоятельности. Возраст в 2,5 года можно назвать рубежом развития малыша, как личности. Этот период может быть трудным не только для родителей, но и для самого ребенка. Многие сталкиваются с такими проблемами, как капризы и повышение требовательности у малыша. Поэтому папам и мамам детей в возрасте 2,5 лет стоит запастись холодным рассудком и терпением.

Развитие ребенка: психология, питание и режим дня

Малыш в этом возрасте должен спать в сутки не менее 12 часов.
Его дневной отдых должен составлять приблизительно 2 часа. Не стоит давать возможность ребенку бодрствовать более 6 часов, поскольку это может оказать негативное влияние на его нервную систему. Специалисты рекомендуют придерживаться определенного режима – подъем в 8 часов и отход ко сну в 21.00. Питание детей двух с половиной лет должно быть четырех разовым. Как и раньше, рацион малыша должен содержать исключительно полезную пищу. А вот введение жареной, копченой и сладкой пищи по-прежнему не рекомендуется. Внимательно стоит отнестись и к количеству потребляемой малышом жидкости. Его организм нуждается в 1,5 литрах воды в сутки. Сюда входят и супы, соки и т. д.

На этом этапе жизни у малыша резко проявляется собственное «Я». Это происходит ввиду постепенного психологического отдаления от мамы и папы. Наблюдая за окружающим миром, ребенок начинает формировать собственные взгляды на действительность, вырабатывая свою линию поведения в обществе и свой характер.

Ярче становится и эмоциональность. В 2,5 года дети могут испытывать целый спектр различных чувств – обиду и жалость, злость и радость, зависть и страх, тоску и сочувствие, любовь и нежность. Ребенок может уже соотносить эмоции и ситуации: гулять – весело, болеть – плохо, сидеть дома – скучно. Но многие дети в этом возрасте еще не научились различать «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому нередко они совершенно не понимают, почему взрослые их наказывают за тот или иной поступок.

Несмотря на период становления собственного «Я», малыш по-прежнему нуждается в заботе близких. Родители должны более лояльно относиться к протестам и акциям независимости своего чада. Грубое отношение, наказания за мелкие проказы, крики и шлепки могут дать обратный результат. В этом возрасте дети прекрасно чувствуют не только отношение окружающих к своей персоне, но и семейный климат. Поэтому ссоры родителей, даже без криков, могут вызвать у ребенка настоящий стресс. А вот расставания с мамой и папой в этот период даются крохе довольно сложно. Однако в 2,5 года ребенка можно легко отвлечь и он успокоится. Повышается у малыша и уровень доверия к окружающим. Теперь доброжелательное отношение незнакомых людей расценивается у него как повод пойти на контакт.

Навыки и умения малыша

Ввиду своего физического развития, дети в 2,5 года могут:


Интеллектуальное развитие позволяет совершать следующие действия:

  • ориентироваться в формах предметов (кубик, шарик, конус и пр.);
  • строить мосты и паровозы из кубиков;
  • собирать башни из конструктора или пирамидных колец;
  • строить сюжетные сооружения из подручных средств (дом из конструктора, дорога из кубиков и т. д.);
  • собирать пазлы;
  • листать книгу;
  • рисовать;
  • запоминать цвета.

Игры малышей после 2 лет носят сюжетный характер. Им нравится проводить время за играми со своими любимыми персонажами и игрушками. Теперь ребенку под силу проведение нескольких последовательных действий – покормить и попоить куклу, умыть, переодеть и положить спать. Кроме этого малыш может играть с элементами пародии на окружающих. если вы пришли из магазина, то он может начать игру в продавца, а если вы были на приеме у врача, то он непременно станет добрым доктором для своих кукол и зверюшек.

В этом же возрасте детям становятся интересны
совместные игры со сверстниками. Самым важным для них является возможность запомнить правила игры и неукоснительно их соблюдать. В этот момент родители должны быть готовы к настоящему эмоциональному выплеску малыша, который будет всячески гордиться своим новым достижением. Родители малышей двух с половиной лет радуются некоторым проявлениям самостоятельности ребенка. Он уже может пытаться самостоятельно одеваться и обуваться, застегивать липучки, молнии и пуговки. Единственным неподвластным звеном одежды для него пока остаются шнурки. Но некоторые дети настойчиво пытаются завязать и их, оставляя после своих попыток массу узелков, которые потом вынуждены распутывать родители. Наказывать и ругать за такие проявления самостоятельности не стоит. Ведь малыш просто хочет скорее всему научиться и снять с плеч мамы заботы о себе.

Речевые способности малыша

Пока ребенок разговаривает не так, как взрослые. Но определенными навыками он уже пользуется. Предложения из нескольких слов теперь могут иметь весьма осмысленный характер и включать в себя местоимения и предлоги. А всестороннее подражание взрослым обогащает лексикон малыша весьма забавными словами, которые он пытается образовать от знакомых ему слов. Например, от слова «жевать» легко образуется слово «жеваю», а от слова «встать» — «вставаю». Характерно для этого возраста и упрощение слов, когда сложно выговаривать такие длинные слова, как «электричество», «автобус», «карандаш» и пр. Гораздо легче произнести их упрощенную и в то же время понятную форму – «атобус», «электитиво» и «кадаш». Родители непременно должны обратить на это свое внимание, но поправлять малыша нужно корректно и терпеливо.

Развитие ребенка в 2,5 года отличается тем, что малыш не только начинает бурно проявлять физическую активность, но и свой характер.

У него появляется чувство гордости. Карапуз всегда радуется своим достижениям, гордится ими и огорчается, если они не оцениваются по достоинству.

В этом возрасте начинают проявляться такие эмоции, как злость, гнев, обида, и наряду с ними – привязанность, нежность, любовь.

Главная задача родителей на этом этапе помогать малышу справляться с негативными вспышками эмоций и поддерживать позитивные.

Физиологическое развитие ребенка в 2,5 года

Ребенок в этот период стает еще более активным, чем раньше. Спать он должен 10-12 часов в сутки, причем 1,5-2 часа – днем.

Некоторые дети перестают спать днем, но педиатры рекомендуют, все же, укладывать малышей, поскольку им нужно отдохнуть, успокоится, восстановить силы.

Психологическое развитие крохи

Два с половиной года – это время, когда ребенок начинает осознавать свой пол. С этого периода родителям предстоит в малыше либо мужественность, либо женственность. Если у Вас растет девочка, делайте ей больше комплиментов, хвалите ее, восхищайтесь ею, а если мальчик, больше одобряйте его самостоятельность, подчеркивайте ловкость, силу, смелость.

С этого возраста происходит и градация , а также – . Мальчики играют машинками, тракторами, самолетами, инструментами, а девочки – куклами, посудкой, детской косметикой.

Начинайте больше привлекать мальчиков к мужским занятиям, а девочек – к женским.

Какими навыками и умениями должен обладать малыш в 2,5 года?

1. Лепка. Ребенок уже понимает, что предметы имеют разную форму, а некоторые способны ее менять, поэтому детям нравится работать с мягким материалом. Кроме того, лепка хорошо развивает мелкую моторику, воображение, память ребенка.
2. Игры. Кроха с каждым днем все больше и больше становится похожим на полноценного игрока. С ним уже можно играть в футбол и другие игры с мячом, кататься на качелях, играть в песке, прыгать и бегать.
3. Катание на трехколесном велосипеде. Многие дети уже понимают, что такое крутить педали и пробуют это делать самостоятельно.
4. Лазание по лестницам, «бег» по ступенькам, ходьба по возвышенностям.
5. Игры с конструктором, состоящим из больших деталей.
6. Крупные пазлы. Малыш сам пробует собрать картинку.
7. Знакомство с цифрами и буквами.
8. Изучение стихов и песен – тренировка памяти.
9. Работа с картинками: описание их и составление краткого рассказа.
10. Рассказ о себе и своих близких.
11. Малыш умеет включать-выключать телевизор, компьютер, разговаривать по телефону.
12. Кроха любит смотреть мультики, хорошо понимает их сюжет и может вкратце пересказать его.
13. Рисование.

Два с половиной года – это прекрасный период времени, но родителям нужно быть очень внимательными, поскольку малыш уже может много, а жизненного опыта еще нет. Существует большая вероятность травмирования. Кроха еще не понимает, что с качели, лестницы, велосипеда, скамейки и других возвышенностей можно упасть и больно ударится. Будьте внимательны и ни на минуту не расслабляйтесь. Особенно на улице.

Что касается воспитания ребенка, то два с половиной года – это период, когда развивается воля малыша и здесь главное найти ту золотую серединку, которая не позволит разрешать все подряд, но и не даст сильно давить на него и ограничивать.

А как обстоят дела с гигиеной?

С этого возраста ребенок уже должен сам поддерживать личную гигиену: мыть руки, чистить зубы, умываться. Показывайте ему пример и поддерживайте любое стремление в этом направлении.

Больше бывайте на свежем воздухе и активно гуляйте, используя различные и игрушки для улицы.

Развитие речи у малыша в 2,5 года

В это время кроха уже употребляет в разговоре почти все части речи. Также он научился контролировать свой голос. Все чаще из его уст начинает звучать вопрос: «Почему?».

Как вести себя с ребенком 2, 5 лет?

Надо научиться иногда уступать малышу, отвлекать, не допуская истерик и капризов, говорить твердое «нет».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.