Первый год жизни. Жизнь ребенка после родов и развитие по неделям для начинающих родителей

Только за первый месяц малыш прибавляет в весе 600-1000 грамм, а в росте – 2-3 сантиметра. Далее каждый месяц ребенок в среднем будет прибавлять 500-900 грамм, а вырастать на 2-3 сантиметра.

Во втором полугодии ребенок растет уже не так быстро, в среднем он прибавляет 400-500 грамм, а рост увеличивается на 1-2 сантиметра в месяц. Считается, что к полугоду вес ребенка должен удвоиться, а к году - утроиться.

Конечно, эти показатели усредненные. Многое зависит от исходного веса, наследственности, способа вскармливания и т.д. Если ребенок весел и здоров, но немного отстает в весе, то поводов для беспокойства нет – у каждого свои темпы роста.

1 месяц

Младенец уже не кажется таким беспомощным и несмышленым, как выглядел в первые дни после рождения. К этому времени он уже пытается следить за яркой погремушкой, если ей плавно поводить у него перед глазами. Когда к малышу обращаются с ласковыми словами, он начинает прислушиваться, издавать первые звуки, улыбаться. Если ребенка положить на живот, он попытается удержать голову.

2 месяца

В этом возрасте малыш легко следит за движущимся предметом, поворачивает голову к источнику звука, много улыбается. Издает достаточно много звуков – гулит. Хорошо держит голову лежа на животе.

3 месяца

В три месяца ребенок может сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете. Если подвесить над ним игрушки, то он будет пытаться достать их рукой. А если вложить ему в ладонь погремушку, то он сможет какое-то время удерживать ее. При ласковом обращении к малышу, он начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – это называется комплекс оживления. В положении лежа на животе он долго удерживает голову в вертикальном положении, опираясь на предплечья. Пытается переворачиваться со спины на живот.

4 месяца

Младенец уже может узнавать мать, отца, смеяться при общении с ними. Легко находит глазами источник звука, поворачивает голову в его сторону. Может самостоятельно взять погремушку в руки и долго ее удерживать, разглядывать. Все его движения становятся более осознанными. Малыш часто изучает свои руки – долго рассматривает их, то приближая, то отдаляя их от глаз.

5 месяцев

В этом возрасте ребенок начинает различать своих и чужих, строгий и ласковый тон, откликаться на свое имя. Может подолгу разговаривать сам с собой. Способен брать игрушку из рук взрослого и долго с ней играть. Пытается переворачиваться с живота на спину и ползать. Если малыша поддерживать под мышки, он опирается на ножки и ровно стоит.

6 месяцев

Поскольку этот возраст совпадает с возрастом введения прикорма, ребенок учится есть из ложки, пить из чашки и сидеть в детском стуле. Большинство полугодовалых детей уже четко знают свое имя и реагируют на него. Они начинает лепетать, при этом слышны отдельные слоги «ба», «ма». В этом возрасте обычно прорезываются первые зубы, поэтому по ночам малыш может плохо спать и капризничать. Днем периоды бодрствования достигают 5-8 часов в сутки.

7 месяцев

В семь месяцев ребенок способен свободно манипулировать игрушкой – бросать, стучать, размахивать, перекладывать. Если игрушку отложить на небольшое расстояние, малыш может самостоятельно доползти до нее. Во время бодрствования он подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги, а на вопрос «где» пытается разыскать знакомый предмет. На протяжении этого месяца жизни ребенок продолжает оттачивать те навыки и умения, которые уже были освоены им ранее. Так, например, он уже пытается самостоятельно садиться, быстро ползать в разных направлениях. Некоторые малыши даже пытаются вставать, держась за решетку кровати или диван.

8 месяцев

Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. Вообще в этом возрасте ребенок все тянет в рот – так он познает мир. В игре начинает подражать простым действиям – вынимает, стучит, катает машинку, мячик. Может выполнять по просьбе «ладушки», «сороку-ворону» и т.д. Громко, четко произносит отдельные слоги. Разброс навыков в этом возрасте достаточно большой – одни дети уже быстро ползают, а другие только-только начали сидеть. Вообще, чем сложнее навык, тем больший разброс по времени требуется для овладения им.

9 месяцев

В этом возрасте ребенок тянется к общению с себе подобными. Он будет с удовольствием играть с другим ребенком, подражать ему, «разговаривать» с ним. Некоторые малыши ходят, держась за ручку или за любую другую опору. Однако основным способом передвижения остается ползание. И иногда ребенок ползает быстрее, чем мама бегает. Поэтому самое время позаботиться о безопасности дома, в котором живет малыш. Убрать повыше все бьющиеся предметы, горшки с цветами, компьютерный системный блок, обезопасить электрические розетки и т.д.

10 месяцев

Совершенствование полученных навыков идет полным ходом – ребенок по просьбе выполняет ранее заученные действия, на вопрос «где», «дай» отыскивает искомый предмет. Если, родители учили ребенка есть ложкой и пить из чашки, то в этом возрасте он способен делать это самостоятельно. Подражает взрослым – повторяет новые слоги, действия с игрушками.

11 месяцев

Время первых шагов, первых сложенных пирамидок, первых слов – «ма-ма», «дай», «бай-бай». Лепет ребенка становится более разнообразным и сложным. В этом возрасте малыш начинает различать «своих» и «чужих». Совершенствуются моторные навыки - движения становятся более координированными и уверенными. Некоторые дети начинают ходить именно в этот период времени.

12 месяцев

В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется практически с каждым днем, и у особо продвинутых личностей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами.

К этому возрасту у ребенка должно быть восемь зубов. Обычно к году закрывается родничок, но четких сроков закрытия родничка нет – это событие может произойти в промежутке между 8 месяцами и полутора годами.

Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно если в чем-то ребенок отстает, то в другом опережает. А даже если ни в чем не опережает, то все равно сядет (встанет, пойдет, заговорит) рано или поздно. Главное, любить ребенка таким, какой он есть.

Виктория Загородних, руководитель департамента корпоративных и правовых стандартов Deutsche Bank, поделилась своими мыслями о том, на каких четыре айсберга может натолкнуться семейная лодка в первый год жизни ребенка, и как их обогнуть.

Однажды за обеденным перерывом в офисе моя беременная коллега радостно поделилась, сколько книг и статей она читает, изучая происходящее с её организмом в период беременности. Мой коллега, отец двоих дочерей, похрустывая огурцом, со смешком произнёс: «Бросай ты эту ерунду и читай, что будет происходить после родов!»

Вспоминая эту историю, могу подтвердить: прав, тысячу раз прав! При любой женской консультации и роддоме найдётся масса школ для будущих родителей. Они подготовят к дыханию в схватках, совместным родам и уходу за пупком новорожденного. Другими словами – к родам и первым дням после них. Но о том, что ждёт молодую семью как минимум в первый год после рождения первенца, все как один деликатно умалчивают. Как поменяется жизнь в паре, какие подводные камни ждут в декрете в вопросах быта, самосознания и самооценки мамы, в какие крайности мы впадаем, к чему стоит подготовиться, а с чем можно побороться?

Посмотрим, какие коварные айсберги поджидают семейную лодку в первый год после рождения ребенка.

Айсберг первый: Все будет так, как было раньше

Все, даже вы сами изменитесь. Без вариантов. Теперь вы родители и это навсегда. Что это значит?

Значит, что стратегия и тактика вашей жизни в корне претерпевают изменения, чтобы сбалансировать появление в ней нового человека. Бюджеты, режимы, рационы, гардеробы – всё- всё меняется одним махом. Пожалуй, это тот редкий случай, когда вы можете «подстелить немного соломки» ещё до рождения ребенка: начать правильно питаться, мудро распоряжаться доходами и успеть съездить в романическое путешествие для двоих. Потому что следующая возможность пожить для себя появится… непонятно когда. А пока что, как бы молоды вы не были, сколько бы энергии не вырабатывал ваш крепкий организм, приоритетным в вашей жизни будет ночной сон, дабы накопленная энергия помогла в охоте на пресловутого мамонта и уходе за малышом.

Как бы ни было обидно, но той супер-легкости и супер-свободы, которая присутствовала в разных аспектах вашей жизни до появления малыша, не будет как минимум, пока ребенок не станет самостоятельным. В идеале – не переедет в своё отдельное жилье.

Помню, как мы с мужем впервые оставили сына с родителями и съездили в город за новогодними подарками. Я плохо помню, где мы были и что купили, но отлично помню, как мы смеялись, что можем пройти к торговому центру дворами, где не прошла бы наша коляска, что можем громко смеяться, не боясь разбудить малого, и свободно идти рядом, держась за руки, а не за ручку коляски. Налицо были все те возможности, которые вроде незаметны и некритичны, но было так приятно, когда они у нас на время появились.

Сходить на девичник, сорваться в спонтанную поездку, отправиться на последний сеанс в кино будет если не невозможно, то уж точно не так элементарно, как раньше. Хотя бы, потому что нужно будет принимать во внимание режим питания и сна малыша, возможность добраться до места назначения с коляской или без неё.

Напомню, мы говорим не об «ужасах семейной жизни», а о новых вещах, с которыми придётся считаться. Это не конец света, к этому просто нужно быть морально готовым. Многие пары, сталкиваясь с новыми правилами жизни, просто не в силах принять их, раздражаясь на неудобства и, порой, сбегая от решения появившихся вопросов.

Здесь крайне важно, чтобы родители действовали в одной связке.

Врач, принимавшая у меня роды, напутствовала нас при выписке примерно так: «Ребята, просто делайте всё вместе, делите заботы и держитесь рядом. Один – в магазин, другой – у плиты, один моет, второй меняет подгузник. Так будет удобнее и легче». На поверку эти слова оказались истинной правдой.

Ещё вспоминаю, как мы с мужем договаривались, что рождение ребенка не повлияет на наше общение с друзьями и прочую социальную жизнь. Сейчас даже смешно предположить, что о таких вещах можно «договориться» и искренне верить в их исполнение. Никто не знает, каким будет ваш малыш: соней или вечным двигателем. Сможет он развлекать себя сам, или не отойдет от мамы ни на шаг. Поэтому максимум, о котором вы можете договориться – что ребенок будет участвовать в вашей социальной жизни, а вы — поровну делить заботы о нем.

Подытоживая, приведу в пример пожелание моей коллеги, мамы двухлетнего малыша, перед моим уходом в декрет: «Используй ближайшие месяцы для себя: спи, читай, отдыхай, делай, что душа пожелает. Потому, что такого времени, как есть сейчас, у тебя больше не будет ни-ког-да!» От себя добавляю: «А потом наслаждайся новым статусом!»

Айсберг второй: Крайности

Выйдя в декрет, многие будущие мамы обнаруживают, что у них уйма свободного времени до родов, и начинают если не капитальный ремонт квартиры, то масштабную закупку детских вещей, готовку сложных блюд три раза в день и ежедневную влажную уборку. И верят, что так ладно и складно у них теперь будет всегда.

Правда. Некоторое время после родов природа даёт маме мощный поток сил для ухода за малышом, который многие барышни с прежним энтузиазмом направляют на борщи-пироги, мытье окон, складывание носков по цветам и прочие трудоемкие занятия. А потом внезапно сваливаются со слабостью, высокой температурой и полным отрешением от всего происходящего.

Налицо – банальное выгорание и физическое истощение, усугублённое ночным недосыпом и требующим все большего внимания малышом.

При этом домашние, привыкшие к разносолам и идеальной чистоте, искренне недоумевают по поводу резких перемен. А у вымотанной мамы элементарно нет сил на поддержание прежнего темпа уборок, готовок высшего пилотажа и рейдов по магазинам. Далее есть риск скатиться в другую крайность: махнуть рукой на порядок в доме, кормить мужа пельменями и весь день ходить в пижаме, наступая на разбросанные игрушки, ругая себя и заедая стресс печеньками, со всеми вытекающими последствиями для внешности, фигуры и мира в семье.

Другой вариант развития событий: активная мама, волнуясь за свою востребованность на рынке труда, спешит поскорее вернуться к рабочим делам, либо трудиться на фрилансе, проводя время с малышом лишь во время кормления, да и то зачастую в компании с телефоном или планшетом. Первое время гордость за себя распирает: «Вот я какая, все успеваю!» Восхищение друзей возносит самолюбие до небес. Однако со временем многие признаются, что во время работы они всеми мыслями о ребенке, а будучи с ребенком – волнуются за работу. В итоге страдают оба фронта.

Одна моя приятельница призналась, что порой так увлекалась своим рабочим занятием, что просто не замечала, что дочь уже довольно продолжительное время привлекает к себе внимание. За собой я также замечала подобные вещи.

Мы обе осознали, что в данный конкретный период времени уделить время малышу важнее любой работы.

Именно мамин взгляд, объятия, поцелуи, восхищение, ободрение, помощь в познании мира – все это бесценные вещи, которые мы ни за что не хотим упустить. С тех пор лично я стараюсь проще относиться к вопросам быта и откладывать телефон, едва только сынуля подползает с радостным гулением.

Айсберг третий: Понять и простить

Ловушка, в которую попадают многие мамы – уверенность, что все окружающие с ней на одной волне. И речь не о восторженном обсуждении детских тем с каждым встречным.

Представим, что вчерашняя бизнес-леди весь день провела дома, три раза помыла посуду, пять раз подмела пол, пятнадцать раз поменяла подгузник, сто раз сделала «ладушки». Она устала от однообразия, она хочет вечером отвлечься, «выйти в люди» или выйти в ванную J. Она хочет ПОГОВОРИТЬ! И она верит, что муж тоже это понимает и хочет того же. А муж поле калейдоскопа дневных событий, встреч и звонков хочет побыть дома и ПОМОЛЧАТЬ!

Неконструктивный выход в сложившейся ситуации: ругаться, обижаться, дуться. Конструктивный – спокойно объяснить мужу, что творится в вашем сознании и чего вам хочется.

Мой муж однажды вечером просто с порога «обменял» коляску с малышом, оставив взамен в гостях нашу дорогую подругу и крестную. Пока папа и сын дышали свежим воздухом, девочки почирикали о своем за чашкой чая. Безгранично благодарна любимому за его мудрое решение и находчивость!

Продолжая тему «а сам что, не можешь догадаться», не могу умолчать про новый стиль одежды мамы. Из гардероба на время пропадают облегающие вещи, в которых неудобно кормить, каблуки, на которых неудобно ходить с коляской. Из образа исчезают висящие серьги и распущенные длинные волосы – излюбленные объекты юных открывателей мира. И многие девушки снова уверены, что папы прекрасно все понимают и без проблем принимают новую, порой невзрачную «мамскую» экипировку и дома, и на улице. Полагаю, что какое-то время молодой папа, переваривающий появление в семье любимого чуда, не особо обращает на это внимание. При этом наверняка каждый пожелает, чтобы красивые наряды, прически и украшения вернулись в образ его любимой как можно скорее. А пока этому не пришло время, даже дома можно и нужно надевать красивую одежду. Оказывается, что и белье для кормления может быть не только удобным, но и восхитительно красивым!

Еще одна опасность в плане понимания и принятия – смещение интересов. Понятно, когда у одного в голове целыми днями графики, а у другого – пирамидки, есть риск растерять интересные темы для разговоров.

Что бы ни говорили бизнес-вумен в декрете, как минимум первые месяцы после рождения любую маму больше заинтересует статья о том, как помочь малышу при коликах, чем новости о биржевых сводках и рейтингах компаний. И не потому, что ее мозг резко перестал интересоваться происходящим в мире. А потому, что в данный момент и на ближайшие месяцы беспомощное существо, за которое она в ответе, важнее любых мировых событий. И что с ним делать, как ему помочь и будет приоритетом в ее новостной ленте. Ведь мамой нужно еще научиться быть. Кто-то даже свой первый борщ сварил, лишь став мамой.

Важно помнить, что всему есть свой разумный предел и «точка невозврата». Для меня тревожным звоночком стала ситуация, когда муж однажды перебил мои соловьиные трели спокойным признанием, мол, любимая, мне неинтересно обсуждать с тобой это средство для мытья пола. Он чистый и ладно. Моему изумлению не было предела: я всерьез (!) решила, что мужу будет увлекательна подобная беседа!

С тех пор мы читаем книги, статьи по воспитанию и общению с детьми, обсуждаем прочитанное, наблюдаем, как новые знания срабатывают с нашим малышом. В том, что эта тема взаимно интересна и полезна, мы уверены оба, и здесь уж мы точно на «одной волне».

Айсберг четвёртый: Страхи и переживания

Любой специалист в области психологии может рассказать о «ресурсных» и «нересурсных» состояниях. В двух словах первое – это когда все в руках спорится, а душевные волнения человек мастерски трансформирует в мотивацию сделать или достичь. Второе – это когда те же переживания пущены на самотек. Очень скоро они понижают самооценку и восприятие себя, свою ценность в обществе и в семье. Ведь, глядя на свежеиспеченную маму глазами бездетного человека порой так и подмывает сказать, что она деградирует и ничем не обременена. Подумаешь: покормить, помыть, переодеть.

У какой женщины, сидящей в декрете, не начнет при этом зарождаться мысль о собственной незначительности по сравнению с додекретным прошлым. Но когда у наблюдателя закрадываются подобные мысли и острые словечки готовы уже соскочить с его языка, рекомендую напроситься в гости к такой маме и просто понаблюдать за ее днем. Еще лучше, если такое наблюдение проделает другая мама, всей душой волнующаяся за ценность своего ежедневного труда. Недавно именно так я и сделала, посетив свою одноклассницу, маму двух милых девчонок. Я восхищалась тем, как виртуозно она готовила нам обед, параллельно мудро реагируя на баловство старшей и терпеливо на хныканье младшей, успевая поддерживать со мной беседу и при этом вдохновляюще женственно выглядеть.

Подытоживая вышеизложенное, считаю нужным напомнить мамочкам известное изречение:

«Миром правит рука, качающая колыбель». Значит, ваша роль мамы – бесценна.

А касательно вопросов быта, все мы знаем, что любой монотонный домашний труд, тем более с малышом на руках – сложнейшая работа. Главное не погружаться по уши в бытовуху, как область самореализации, и помнить: декрет рано или поздно пройдет, вы вернетесь в рабочую колею, а ваш ребенок наверняка запомнит не чистый кафель в ванной, а увлекательную игру или веселую совместную прогулку. Поэтому стоит сделать выводы и выстроить правильные приоритеты.


И напоследок.

Практически каждая девушка подтверждает, что после рождения ребенка становится более дисциплинированной, начинает успевать еще больше, чем раньше, и для дома, и для себя. В первые дни и недели после роддома это кажется невероятным. Однако со временем, когда баланс жизни восстановится, каждая наверняка сможет сказать о себе что-то, подобное вот этим мыслям моей подруги:

«Я даже не представляю, какая должна быть зарплата или моральная мотивация, чтобы за год работы научиться делать столько нового, как за год в декрете. За это время я изучила основы неонатологии, педиатрии, детской психологии и диетологии. Умею быстро и беспроблемно планировать свой день даже при наступлении форс-мажорных обстоятельств. Усовершенствовала свои скилы по тайм-менеджменту. Научилась необыкновенной терпеливости и усердности. При этом не потеряла свои интересы к жизни, мужу, семье и хобби.

Так что, если на меня повесят бизнес-проект с критическими дедлайнами, трудными клиентами и прочими неувязками, и для этого у меня будет 8 часов в день и две свободные руки, «пф» — легко!

Если за год мой лучший «проект» из маленького патиссона превратился в «человечище», я с лёгкостью справлюсь с любой задачей!»

Подводя итоги своего первого года с малышом, я понимаю, скольким вещам я научилась за это время, сколько новых знаний о мире получила и нового открыла в себе и муже. Глядя на то, как растет и ведет себя мой сын, чем интересуется, как общается с окружающими, я с удовольствием ставлю плюсики родителю в себе. Пусть даже на время в ущерб своей свободе, пусть ошибаясь и подходя близко к пресловутым айсбергам, я бесконечно счастлива плыть на этом корабле материнства. Чего от всей души желаю всем будущим мамочкам.

Развитие детей по возрасту. Развитие ребенка в первые 12 месяцев жизни (от рождения до 1 года). Описание хронологии физического развития, рост и вес ребенка в соответствующем возрасте, умения, рефлексы и приобретенные навыки.Ребенок в первый месяц своей жизни. Особенности развития.

Развитие ребенка на первом месяце жизни.

За первый месяц жизни новорожденному предстоит привыкнуть к новым условиям существования, адаптироваться к новым условиям жизни. За этот месяц он станет уже не новорожденным человечком, а грудным ребенком. За этот короткий первый месяц он незаметно многому научится, уже многое будет уметь.

Читаем в статье: 1-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на втором месяце жизни.

Малыш окреп и готов познавать мир. Как ему в этом помочь? Несколько советов для родителей.

Читаем в статье: 2-ой месяц жизни.

Развитие ребенка на третьем месяце жизни.

Ваш малыш стал более крепким и сознательным, он заметно подрос за первый месяц жизни и научился новым навыкам. В два месяца любой малыш привыкает к своему дому и начинает чувствовать себя в нем свободно. Развитие новорожденного ребенка в 2 месяца испытывает особый скачок: его уже сложно назвать новорожденным, так как организм полностью приспособился к вне утробному образу жизни и вошел в наиболее активную фазу своего роста.

Читаем в статье: 3-ий месяц жизни.

Развитие ребенка на четвертом месяце жизни.

Развитие ребенка в 3 месяца – результат всего того, чему малыш научился за прошедшее время. После того, как закончилась адаптация к новым условиям и способу существования, ребенок начинает активно изучать окружающий мир. Его физическое, психическое, эмоциональное и социальное развитие входит в активную фазу.

Читаем в статье: 4-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на пятом месяце жизни.

Пятый месяц жизни малыша – это время больших перемен, особенно в психологическом и эмоциональном развитии. Большинство детей к этому возрасту пережили уже болезненные моменты, связанные с коликами. Работа желудочно-кишечного тракта стала стабильной и теперь малыш все больше погружается в окружающий его мир, учится реагировать на него и познавать.

Читаем в статье: 5-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на шестом месяце жизни.

Ребенок на 6-м месяце продолжает осваивать инструменты общения: улыбку, смех, лепет, которые становятся с каждым днем все выразительней, живей, и наполняются смыслом. Он становится активней и мобильней в движении: переворачивается, из лежачего положения постепенно стремиться к сидячему, самостоятельно принимает различные позы.

Читаем в статье: 6-ой месяц жизни.

Развитие ребенка на седьмом месяце жизни.

Ведущую роль в развитии малыша приобретает предметная деятельность. Окружающие ребенка яркие предметы, игрушки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы завладеть ими. Любопытство малыша огромно. В его основе лежит врожденная ориентировочная активность, например, в том числе - реакция "на новизну".

Читаем в статье: 7-ой месяц жизни.

Развитие ребенка на восьмом месяце жизни.

Восьмой месяц жизни ребенка знаменует окончание второй четверти младенчества. Ребенок динамически развивается во всех сферах деятельности: познавательной, социальной, речевой, моторной. В этот период закрепляются и совершенствуются приобретенные навыки, закладываются предпосылки дальнейшего роста и развития.

Читаем в статье: 8-ой месяц жизни.

Развитие ребенка на девятом месяце жизни.

Все новые и новые успехи - 8 месяцев уже позади...

Читаем в статье: 9-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на десятом месяце жизни.

Наступил последний триместр периода младенчества! Что может наш кроха на 10-ом месяце?

Читаем в статье: 10-ый месяц жизни.

Развитие ребенка на одиннадцатом месяце жизни.

Только на первый взгляд, кажется, что за такое короткое время – с 10-го по 11-ый месяц – не стоит рассчитывать на существенные изменения в развитии ребенка. Тем не менее это время для малыша также имеет свои неповторимые особенности.

Читаем в статье:

Первый год жизни ребенка - это неповторимое время, за которое беспомощная кроха превращается в настоящего маленького человека. Молодой маме очень важно знать, как происходит развитие ребенка по месяцам. Базовые знания об особенностях развития детей первого года жизни также необходимы, как и представления об основных этапах внутриутробного развития ребенка.

Помесячный календарь развития ребенка до года не устанавливает таких жестких норм, какие существуют при контроле за внутриутробным развитием ребенка по неделям. Темпы освоения тех или иных навыков индивидуальны и зависят от особенностей, связанных с наследственностью, общим состоянием здоровья, типом нервной системы (темпераментом). Безусловно, определенную роль играют и особенности процесса внутриутробного развития ребенка, течение родов, использование методик раннего развития детей.

Несмотря на это есть некие общие ориентиры, которые помогут не допустить возникновения задержки психического развития детей. Следует помнить также, что хорошее физическое развитие ребенка до года - необходимая база для профилактики возникновения задержки речевого развития у детей в более старшем возрасте.

Календарь развития ребенка позволяет по месяцам оценивать его психомоторное развитие, т.е. умения, которыми малыш уже овладел, а также наметившиеся «линии развития» — навыки, которые находятся еще в стадии формирования.

Основными элементами психомоторного развития являются:

  • моторное, или двигательное развитие - координированные движения ручками и ножками, в том числе так называемая «мелкая моторика» (тонкие целенаправленные движения пальцев и кисти руки),
  • развитие познавательных процессов - любознательности, памяти, которое проявляется в проявлении интереса к окружающему миру и другим людям, стремлении к общению, играм,
  • развитие речи - на первом году жизни его характеризует умение понимать обращенную речь и реагировать на нее, развитие фонематического слуха (способности отличить звуки речи от любых других звуков). Также происходит формирование основы речевой деятельности на уровне звукоподражания,
  • зрительное развитие - умение фокусировать взгляд на подвижных и неподвижных объектах, правильно оценивать увиденное и реагировать на него.

Для объективной оценки развития ребенка и в год, и в 2 года, необходимо учитывать весь комплекс элементов психомоторного развития.

Первый месяц развития ребенка: порядок из хаоса

Ребенок первого месяца жизни мало контролирует движения ручек и ножек, поэтому его движения хаотичны. Некоторое время ладошки будут сжаты в кулачки, а ножки не будут полностью выпрямляться - в таком положении они находились в период внутриутробного развития ребенка. Новорожденные очень слабо видят и слышат первое время. В течение первого месяца жизни совершенствуются зрение и слух. Малышам очень нравится смотреть на неподвижные объекты простых форм, однотонные или контрастных цветов.

Достижениями первого месяца являются:

  • умение кратковременно удерживать голову,
  • способность зафиксировать взгляд на объекте, находящемся в поле зрения (яркой игрушке, лице взрослого),
  • прислушивание к обращенной речи,
  • появление в речи протяжных гласных звуков.

Второй месяц развития ребенка: за вами наблюдают!

В 2 месяца темп развития ребенка становится более интенсивным. Несмотря на то, что ручки все еще сжаты в кулачки, ножки уже можно развести в стороны. Зрение и слух развиваются и совершенствуются. Малыша начинают привлекать яркие игрушки простых форм, издающие разнообразные звуки. Начиная с этого возраста дети с удовольствием проводят время, играя с развивающими ковриками, разнообразными игрушками-подвесками.

Благодаря этому, к концу второго месяца малыши умеют:

  • более уверенно удерживать голову,
  • в положении лежа на животе ненадолго приподниматься, опираясь на предплечья,
  • следить за перемещением игрушек и людей, поворачивая голову вправо и влево,
  • услышав звук, поворачивать голову в поисках его источника,
  • улыбаться.

Третий месяц развития ребенка: вот наши ручки!

Третий месяц дарит малышу удивительное открытие - его собственные ручки! Ладошки уже не сжаты в кулачки, и малыш получает возможность освоить хватательные движения. Очень быстро дети учатся вполне уверенно манипулировать руками, моментально затягивая в рот все, что удалось ухватить. Большой интерес вызывают игрушки с поверхностью различной фактуры - гладкие, шершавые, ребристые.

Итоги третьего месяца:

  • длительное удерживание головы,
  • уверенное удерживание тела в положении лежа на животе с опорой на локти,
  • переворот с живота на спину,
  • умение следить за предметом, перемещающимся не только вправо-влево, но и вверх-вниз,
  • длительное удерживание легких предметов,
  • возможность поместить в рот и вынуть из него погремушку, соску,
  • беззвучный смех,
  • гуление с использование гласных и согласных звуков.

Четвертый месяц развития ребенка: маленький исследователь

В этом возрасте происходит прорыв в развитии опорно-двигательного аппарата. Мышечная система уже достаточно окрепла, чтобы малыш мог освоить пространство недоступными ранее способами. Оральная стадия изучения окружающего мира дополняется зрительной, поэтому теперь малыш не только тянет в рот все предметы, но и подносит их к глазам, стараясь рассмотреть. Но стремление попробовать все на зуб сохраняется, тем более что у некоторых малышей уже в этом возрасте появляются признаки формирования первых зубок.

В результате к концу четвертого месяца ребенок умеет:

  • очень длительно удерживать голову,
  • лежа на животе, приподниматься с опорой на кисти рук,
  • дотягиваться до предмета и захватывать его, сохраняя опору только на одну из рук,
  • приподнимать голову в положении лежа на спине,
  • пытаться сесть и выпрямить спину при подтягивании за руки,
  • иногда переворачиваться не только с живота на спину, но и обратно - со спины на живот,
  • заливисто смеяться,
  • громко и разнообразно гулить.

Пятый месяц развития ребенка: в рот мне ноги!

Пятимесячный малыш предпринимает первые попытки ползти и стоять. Ноги вызывают живейший интерес, поэтому очень часто можно увидеть, как ребенок тянет в рот стопы, запрокинув ноги высоко к голове. Малыш уже хорошо понимает разницу между «своими и чужими», поэтому незнакомые люди могут вызывать испуг, плач. При этом малыш радостно реагирует на появление хорошо знакомых ему людей, улыбается им и стремится общаться.

Достижениями этого возраста становятся:

  • попытки ползти на животе, пытаясь дотянуться до игрушки
  • возможность более уверенно сидеть с поддержкой, удерживая спину прямой,
  • крепкая опора на ножки при подтягивании за руки,
  • умение встряхивать погремушку и прислушиваться к ее звуку,
  • радостное гуление и смех во время игры,
  • появление различных типов реакций в зависимости от интонации обращенной речи.

Шестой месяц развития ребенка: свободные руки

Главное достижение полугодовалого малыша - возможность самостоятельно сидеть. Благодаря этому руки оказываются полностью свободны и появляется возможность выполнять более сложные манипуляции с предметами. В этом возрасте малыш имеет право претендовать на получение личного стола и стула, за которыми намного удобнее играть, рассматривать книги, принимать пищу. Вероятнее всего, в этом возрасте у малыша прорежется первый зуб (хотя в целом динамика и темпы роста зубов очень индивидуальны).

Полугодовалый ребенок умеет:

  • самостоятельно сидеть (но сам садиться пока не умеет),
  • брать игрушки одной и двумя руками,
  • перекладывать предметы из одной руки в другую,
  • лежа на животе, подтягивать колени к животу, пытаясь встать на четвереньки,
  • повторять четко различимые простые одинаковые слоги (ба-ба-ба, та-та-та, ма-ма-ма).

Седьмой месяц развития ребенка: непоседа

Этот возраст ребенка для многих мам становится периодом повышенного беспокойства: ведь малыш получает возможность самостоятельного передвижения и теперь его можно обнаружить совсем не на том месте, где он находился минуту назад. Несмотря на огромную радость от таких потрясающих достижений, малышу, вероятнее всего, придется познакомиться с таким предметом, как манеж. В этом возрасте начинается процесс овладения столовыми приборами. Детям этого возраста нравится играть с шуршащей бумагой, пакетами. Большой интерес вызывает наблюдение за манипуляциями с предметами, один из которых можно вложить в другой.

К концу седьмого месяца жизни в списке достижений числятся:

  • умение самостоятельно сидеть продолжительное время,
  • попытки ползти, которые чаще всего приводят к продвижению не вперед, а назад,
  • возможность стоять продолжительное время с поддержкой за одну руку, попытки переступать вправо и влево,
  • бросание предметов,
  • постукивание одним предметом о другой.

Восьмой месяц развития ребенка: я вас понимаю!

Этот месяц подарит родителям и ребенку совершенно новый уровень общения. На восьмом месяце жизни малыш накапливает уже достаточно много опыта, чтобы стать не просто наблюдателем, но и активным участником общения. Речевые навыки - хоть и очень примитивные - он будет пробовать использовать для того, чтобы выразить свои эмоции и пожелания. Также найдут применения и полученный в предыдущие месяцы опыт наблюдения за мимикой взрослых. При этом восьмимесячный ребенок вполне хорошо понимает обращенную речь и может выполнить простые инструкции и просьбы: принести названную игрушку, указать на определенный предмет.

В этом возрасте ребенка очень привлекают новые яркие игрушки сложной конструкции с большим количеством деталей. Но очень важно не просто дать ребенку игрушку, но и показать, как с ней играть. Покажите, как можно катать мячик или машинку, складывать кубики в башенку, играть с сортером.

8 месяцев - важный возраст для формирования эмоционально-волевой сферы ребенка. Может наблюдаться пугливость и капризность, упрямство. Чаще всего это результат перегрузки нервной системы, в результате чего ребенок не может справиться со своими эмоциями. Поэтому необходимо ограничить количество игрушек, которые одновременно доступны ребенку. Предлагайте ребенку играть с 3-5 игрушками, остальные убирайте. Когда увидите, что ребенок утомился от игры - предложите ему те игрушки, которые были вне поля зрения.

К концу восьмого месяца ребенок может:

  • самостоятельно садиться,
  • вставать с поддержкой и какое-то время сохранять устойчивое положения,
  • сделать несколько шагов с поддержкой за одну руку,
  • играть со взрослым в простые игры - «ладушки», «ку-ку», «сорока-ворона»,
  • использовать мимику и жесты для выражения своих желаний и эмоций,
  • вынуть один предмет из другого, снять кольцо с пирамидки.

Девятый месяц развития ребенка: день независимости

Этот возраст - поистине День независимости. Ведь ребенок 9 месяцев в своем развитии одержал новую победу и получил возможность передвигаться совершенно самостоятельно без помощи взрослых. Дети в этом возрасте в совершенстве владеют навыком ползания, а некоторые обучаются вполне уверенно ходить вдоль опоры. Кроме этого, некоторые малыши осваивают новый фокус - залезть на стул, диван, низкий столик, чтобы достать интересующий их предмет, расположенный вне зоны досягаемости. Поэтому во избежание казусов все, что не должно попасть в руки малыша, нужно убрать не только на высоко расположенные полки, но и вообще из поля зрения ребенка.

Интерьер вашей квартиры лучше дополнить специальными устройствами, которые защитят ребенка от ушибов об острые углы мебели, не позволят ему открыть шкафы, холодильник, духовку. Необходимо принять меры к тому, чтобы ребенку были недоступны электрические провода и розетки.

Интерес 9-месячного малыша вызывает вообще всё: замки, защелки, комнатные растения и домашние животные, пульты от бытовой техники. Многие дети в этом возрасте знакомятся с принадлежностями для рисования и письма, от чего нередко страдают обои и мебель.

Ограничивать и запрещать необходимо, но взамен нужно предложить достойную альтернативу. Помимо игрушек, которые для этого возраста предложены в магазинах, очень много предметов, которые могут оказаться для ребенка гораздо более интересными, чем предназначенные для детей его возраста.

На плотную дощечку прикрепите щеколду, поворотный замочек, дверную цепочку - ваш ребенок будет в восторге от того, что ему предоставили возможность все это открывать, закрывать и крутить.

Итак, девятый месяц финиширует со следующими итогами:

  • ребенок самостоятельно встает из положения сидя, ухватившись за опору,
  • малыш пробует ходить вдоль опоры, совершая приставные шаги,
  • первые шаги в направлении «вперед» делаются с поддержкой за обе руки,
  • ползание на четвереньках - любимый и высокоскоростной способ передвижения,
  • ребенок выполняет простые просьбы «принеси мячик», «помаши ручкой на прощание», «сделай ладушки» и т.п.,
  • огромный интерес вызывают мелкие детали предметов - колесики, ролики, рукоятки, рычажки, кнопки.

Десятый месяц развития ребенка: это очень интересно

В этом возрасте у ребенка огромна познавательная активность. Окружающий мир настолько увлекателен, что многие дети переходят с двухкратного дневного сна на однократный, тем самым увеличивая продолжительность бодрствования.

Для того, чтобы обеспечить ребенку 10 месяцев полноценное развитие, необходимо предоставить ему возможность удовлетворить потребности в познании мира. В этом возрасте источниками новых впечатлений становятся не только непосредственно предметы окружающего мира, но и их изображения, словесное описание событий. Поэтому 10-месячные дети начинают проявлять активный интерес к рассматриванию книг и слушанию чтения. Вызывают бурю положительных эмоций стихи и песенки. Очень забавляют малышей скороговорки, которые для развития речи детей просто бесценны в любом возрасте.

К этому возрасту ребенок уже хорошо осваивает общий механизм взаимодействия с окружающим миром, поэтому может проявлять хитрость (например, пытаться потихоньку взять вещь, которой вы не позволяете играть), настойчивость и упорство, порой даже упрямство для получения желаемого. В этом возрасте очень важно четко ограничить границы дозволенного, стараясь соблюсти баланс - не создавать излишних запретов, но и не попустительствовать всем желаниям малыша.

Ребенку очень интересно участвовать вместе с вами в домашних делах, дети в этом возрасте охотно подражают взрослым и с огромным удовольствием демонстрируют свои умения и навыки. По вашей просьбе ребенок может сложить предметы в коробку или пакет, протереть тряпочкой горизонтальную и вертикальную поверхности, сложить предметы в стопку.

Результатами активного познания мира к концу 10 месяца становятся:

  • умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами,
  • перелистывание книги с картонными и бумажными страницами,
  • подражание движениям людей и животных.

Одиннадцатый месяц развития ребенка: свобода передвижения

В 11 месяцев набор действий, которые ребенок может выполнить без помощи взрослого, уже достаточно велик. Малыш умеет самостоятельно садиться, вставать, ползать, ходить вдоль опоры или с поддержкой и хорошо ориентируется в пространстве. Ребенок умеет на примитивном уровне планировать свои действия и передвижения, ориентируется в знакомом ему помещении. Знает, где хранятся его вещи и игрушки. Многие дети в этом возрасте довольно уверенно пользуются вилкой и ложкой, практически все отлично едят руками.

Пассивный словарный запас к 11 месяцам ребенка получает развитие за счет совершенствования процессов памяти. Несмотря на то, что произнести название предметов ребенок еще не может, он знает их названия и правильно указывает на предмет, названный взрослым. Малыш познает свое тело, запоминает название основных частей тела у людей и животных. По просьбе взрослого может показать основные части тела у себя, другого человека, игрушки или на рисунке.

Во время игры ребенок имитирует речь, его лепет обогащается разнообразными интонациями. На данном этапе диагностика задержки речевого развития у детей не осуществляется, поскольку уровень речевых навыков у таких малышей очень разнообразен. Некоторые уже в этом возрасте произносят первые осмысленные слова из 1-2 слогов (мама, дай, пока, баба, биби) и т.п.

Достижениями к концу 11 месяца могут быть:

  • напевный лепет
  • появление первых слов,
  • ходьба с поддержкой или вдоль опоры,
  • умение показать части тела у людей и животных,
  • знание названий различных предметов.

Двенадцатый месяц развития ребенка: я уже большой!

Ребенку скоро год - и последний месяц перед Днем рождения богат на события и достижения. В этом возрасте ребенок обучается наклоняться, чтобы поднять с пола предмет, приседать на корточки и выпрямляться без опоры. По просьбе взрослого или по собственной инициативе на двенадцатом месяце жизни ребенок может разобрать пирамидку, открыть коробочку и найти спрятанный в ней предмет, построить невысокую башенку, поставив 2-3 предмета друг на друга. Он знает, что мячик катится, а кубик - нет. Многие дети к году уверенно ходят самостоятельно, но некоторым все же нужна небольшая поддержка.

Игры в этом возрасте перестают быть простым манипулированием. Появляются простые сюжеты - «покорми куклу», «уложи мишку спать», «погрузи кубики в машину». Разумеется, о существовании подобных игр узнает с помощью взрослого, который первое время выступает инициатором игры, а чуть позже - партнером. Игровая деятельность - ведущая не только в этом возрасте, но и на протяжении всего дошкольного периода. Именно играя ребенок познает основные закономерности жизни, развивается эмоцинально-волевая сфера, стимулируются познавательные процессы.

Ребенок претендует на определенную долю самостоятельности и пытается посильно участвовать в умывании, одевании, кормлении. У него есть любимые вещи и игрушки, стихи и сказки.

Речевое развитие ребенка в 11 месяцев характеризуется наличием нескольких слов (обычно это 3-4 слова, состоящих из двух одинаковых слогов). Некоторые предметы ребенок может обозначать выдуманными словами, составленными им из звуков, которые он умеет произносить.

К годовалому возрасту дети проявляют интерес к общению со взрослыми, требуют внимательного отношения к своему мнению, находят способы жестами и звуками выразить свои пожелания.

В последний месяц перед первым Днем рождения ребенок осваивает:

  • наклон и приседание,
  • правильную эмоциональную реакцию на похвалу и замечание,
  • несколько простых слов.

12 месяцев пролетают как 12 мгновений, но именно становятся тем фундаментом, на котором в дальнейшем строится становление личности ребенка, его отношений с окружающим миром.

Родился человек!
Пришел в мир «наследник человечества».
А. М. Горький

Итак, в семье родился ребенок. Первый вопрос матери: «Здоров ли, нормальный ли?» Ведь здоровье малыша закладывается еще до рождения, затем в первые дни или даже часы жизни.

До возвращения матери из родильного дома все домашние озабочены созданием наилучшей для здоровья ребенка обстановки: его сна, бодрствования, развития. Основными условиями для этого являются соблюдение научно разработанного режима, хороший уход, благоприятная окружающая обстановка.

Для младенца, его кроватки надо выделить наиболее светлую, солнечную комнату или часть ее, помещение хорошо проветривать. Температура воздуха не должна превышать 20°, но и не снижаться до 17°. Во избежание перегрева, появления опрелостей матрац и подушку ни в коем случае не следует набивать пухом, пером. Одежда ребенка должна обеспечивать свободу движений.

Новейшими исследованиями ученых в лабораториях медицинских наук установлено, что движение является необходимым условием не только физического, но и умственного развития. В педиатрии уже осуществляются методы обследования новорожденного на определение его зрелости. И немалое значение при этом имеют двигательные рефлексы или реакции. Этими методами могут воспользоваться и родители.

Рефлекс Робинсона. Вложить в ладошку палец. Ребенок должен так сильно ухватиться за него, что можно даже, отводя руку, поднять ребенка.

Раздражение подошвы. Если немного пощекотать подошву, ребенок сгибает ножки.

Рефлекс Аршавского. Надавить на пяточную кость - младенец напрягается, вскидывает руки, а на личике появляется гримаса плача, ничего общего не имеющая с настоящим плачем.

У ослабленного ребенка эти рефлексы плохо выражены или вообще отсутствуют.

Итак, принцип развития младенца - движение. Ребенок в первые часы жизни начинает приспосабливаться к окружающей обстановке именно через движение. Даже во время сна половину всего времени младенец проводит в движении. Это обстоятельство должно помочь родителям понять вред пеленания: стянутый пеленками ребенок не может двигаться и хуже развивается. А раз движение - основной принцип развития новорожденного, необходимо предоставлять ему эту возможность. Постепенно учите малыша держать вертикально головку, ползать, сидеть, стоять и, наконец, ходить. Если малыш овладевает всем этим с опозданием, то растет малоподвижным, вялым.

Дальнейшее обучение движениям происходит в игре. Потребность играть так же естественна и необходима ребенку, как еда, воздух, сон. Игра ценна и тем, что не только дает нагрузку мышцам, но и способствует познанию мира.

Во время игры нагрузка на мышцы меняется: одни отдыхают, другие работают - это и есть активный отдых, радующий и развивающий ребенка. И. М. Сеченов говорил: «Значение движений - не только в формировании ориентировки в пространстве и времени, но и мышлении. Движения стимулируют развитие мысли».

Каждая мать должна обеспечить ребенку условия для подвижности. Наблюдения за детьми ясельного возраста показывают, что более подвижные дети владеют большим запасом слов и употребляют их более осмысленно. Игра, движение являются для детей естественной физкультурой, гимнастикой. Пусть ваш ребенок будет беспокойным, активным, хуже, когда он будет малоподвижным, ожиревшим. За этим должны следить и мамы, и папы, и бабушки, и дедушки.

Непременным условием развития малыша и его здоровья является строгое соблюдение режима, в котором должно быть предусмотрено все: длительность сна и распределение его в течение суток, кормление, бодрствование. Режим вносит ритм в работу нервной системы, приучает ребенка в одно и то же время получать пищу, а значит, обеспечивает нормальную работу желудка. А нормальное засыпание, крепкий сон и хороший аппетит являются необходимым условием для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым.

По мере взросления возрастает работоспособность нервной системы малыша и с учетом этого соответственно меняется режим: укорачивается продолжительность сна, увеличивается бодрствование. В это время можно начинать воспитание культурно-гигиенических умений и привычек. Оно начинается с конкретизации: помоем ручки, вытрем салфеточкой ротик. Ласково разговаривая, вы пробуждаете у малыша эмоциональное отношение к процедурам, и он сам начинает принимать в них участие, как в игре.

Хочется еще раз напомнить родителям: не думайте, что сон, еда, прогулки - это все, что нужно малышу до года. Необходимо воздействовать на его зрительное, слуховое, осязательное развитие, учить слушать речь, следить за игрушкой, реагировать на близких людей. Любовь и внутреннее чутье подскажут вам, в чем именно нуждается ваш ребенок.

Уже в начале второго месяца ребенок выделяет из всего окружающего в первую очередь мать. Ей он дарит первую улыбку, она вызывает радостное его оживление. Такая реакция на мать объясняется тем, что именно она осуществляет уход за младенцем.

Мать (отец, бабушка) терпеливо устраняет неприятные ощущения, ласково разговаривает, напевает, баюкает. Через мать ребенок учится радоваться общению с взрослыми. Это общение становится затем его потребностью, оно развивает его умственно и психически.

Любовное эмоциональное общение делает младенца восприимчивым, учит рассматривать, всматриваться, прислушиваться, следить за действиями взрослых, подражать им. А в дальнейшем поступки взрослых (положительные!) становятся примером, формирующим личность ребенка. С двух-трехнедельного возраста обеспечивайте развитие зрительных, слуховых и осязательных ощущений.

Ребенок играет со своими ручками, ножками, захватывает их, рассматривает. Он бодрствует мало, но уже в эти короткие промежутки надо подвешивать на высоте 50-70 см игрушки, чтобы ему удобно было смотреть, следить за ними. С этой целью надо постукивать погремушкой и передвигать ее то вправо, то влево. Яркие, красочные игрушки привлекают внимание. Малыш прислушивается к звукам, напевам матери, звучанию погремушки. Так он обучается воспринимать предметы, учится сосредоточивать взгляд на чем-то определенном. Рекомендуются игрушки крупные, яркие.

От четырех недель до пяти месяцев младенец уже дольше рассматривает игрушки, подвешивать их можно по нескольку штук. При этом обратите внимание на то, что игрушка интересует малыша только два-три дня, поэтому их надо менять. Новые игрушки вызывают оживление. Через несколько дней можно снова повесить старую игрушку, ей он радуется, как новой.

Игрушки лучше помещать так, чтобы они висели над грудью на высоте вытянутых рук. Случайно задев их руками, младенец самостоятельно занимается ими: ощупывает, захватывает, действуя глазами и руками одновременно.

К трем месяцам ребенок уже должен уметь лежать на животике и несколько минут хорошо удерживать головку. В поле его зрения надо положить игрушки, чтобы он рассматривал их. Постепенно передвигая игрушки, взрослый упражняет малыша в умении следить взглядом за перемещением предметов. Таким методом следует пользоваться не только, когда он лежит на животе, на спинке, на боку, но и когда сидит на руках у взрослого.

Первый этап обучения - научить следить за движущейся перед глазами игрушкой - длится 2-3 недели при ежедневной демонстрации. Затем малыш уже рассматривает не только игрушки, но и различные предметы в комнате. Взрослые стимулируют это, обращая его внимание на лампу, книги.

К четырем месяцам надо научить малыша брать погремушку из рук взрослого и удерживать ее. Рекомендуется для этого следующий прием: нужно коснуться погремушкой кисти ребенка, он раскроет ладонь и захватит погремушку, ее можно тихонько потянуть, чтобы малыш учился удерживать и ощущать ее в своей руке.

К пяти-шести месяцам нужно приучать его дольше рассматривать игрушки, а также перекладывать их из руки в руку. Подвешивать их уже не надо. Ребенок сам должен их брать. Для этого он стремится сесть и так постепенно переходит из лежачего положения в сидячее.

В это время малыш открывает свойства предметов, игрушек неосознанно, но различает их цвет, величину, тянется к какой- то определенной, чем-то ему понравившейся из нескольких игрушке.

Полугодовалый малыш различает уже среди взрослых своих и чужих: своим он улыбается, на чужого хмурит бровки. Если в первые месяцы мы обучали его вслушиваться в звуки и реагировать на них, то сейчас мы начнем ласково требовать от него общения, то есть будем учить его «гулить».

Разговаривая с малышом, повторяем несколько раз слоги (агу, ма-ма, гу-гу) до тех пор, пока он, сложив губки, не попытается «заговорить» с нами. Причем произносимые самостоятельно звуки доставляют ребенку огромную радость.

С семи-восьми месяцев целесообразно помещать малыша в манеж. Там он двигается, ползает, пытается встать, то есть развивается.

Многие родители ошибочно считают, что к шести-семи месяцам надо начать учить ребенка сидеть, и для этого сажают его в подушки, за столик.

Сажать ребенка до восьми месяцев не рекомендуется. Это может привести к искривлению позвоночника. Исследования и опыт показали, что ребенок, научившись ползать, садится сам. Ползание должно предшествовать сидению. Оно содействует укреплению мускулатуры всего тела, координации движений. Когда ребенок начинает садиться, надо следить, чтобы он подолгу не стоял и не сидел.

Ласково поощряя усилия ребенка ползать, вы можете удалять от него игрушку. Для этого, положив игрушку на некотором расстоянии, обратите на нее внимание малыша, пусть он захочет взять ее. Очень важно развивать эти подготовительные к ползанию движения. Положив мяч или шарик, взрослый показывает, как он от его прикосновения катится. Малыш, подражая, сам прикасается к мячу. Самостоятельно садиться и сидеть ребенок может уже к концу седьмого-восьмого месяца.

Во втором полугодии формируется умение стоять. Для этого лежащего на спине малыша можно брать за ручки и подтягивать к себе. Чтобы побудить его вставать самостоятельно, укрепите яркие игрушки на барьере. Когда малыш, привлеченный яркой игрушкой, научится вставать, его учат переступать.

К восьми месяцам ребенок умеет заражаться настроением взрослого и реагирует то радостным смехом, то плачем. В это время он проявляет интерес не только к игрушкам, но и любит наблюдать за птицами, движущимся транспортом. Очень важно во время прогулки общаться с малышом - жестом, мимикой, словом, обращая его внимание на окружающее.

Так ребенок многое узнает: как мяукает кошка, как прыгает птичка. Все эти знания, постепенно накапливаясь, в конечном итоге развивают его.

Восьмимесячному малышу уже необходимы игрушки разных форм, различной окраски, разнообразных материалов: мягкие, деревянные, резиновые, пластмассовые. Их разнообразные свойства развивают ощущения (чувствительность), восприятие.

С девяти-десяти месяцев до одного года совершенствуются движения рук, усложняются игры. Ребенок собирает пирамиды, нанизывает кольца на стержень, заворачивает куклу, убаюкивает ее. Всему этому обучает взрослый в совместной игре с малышом.

Годовалый малыш умеет удивляться. Чувство удивления новому, необычному, яркому - это начало познавательного интереса. Специальные исследования эмоциональных состояний детей показали, что на все неблагоприятные воздействия младенец первого года реагирует плачем, криком. На протяжении года эти эмоциональные проявления усиливаются.

Самая ранняя форма эмоционального общения с взрослыми постепенно переходит в деловую, то есть ребенку нужен предмет и показ, как действовать с ним. Так у него возникает потребность в более выразительных средствах: мимике, жесте и, наконец, в слове. К этому периоду малыш начинает овладевать речью. Ему уже мало такого общения, когда мать, сидя возле него, читает, вяжет. Ребенок хочет участия ее в играх.

Подражая действиям взрослого, ребенок учится перекладывать шарики из красненькой мисочки в синюю. Уточняется восприятие ребенка. Он учится сосредоточиваться, нанизывая пирамиды. При этом мама обводит пальчиком малыша: «Вот кружочек, а это дырочка - дырочку на стержень». Малыш запоминает слова, учится обозначать ими свои действия, учится произносить их. Очень важно, чтобы мать вовремя заметила выросшую потребность в деловом общении и не ограничивалась только ласками.

Умение соучаствовать в игре особенно необходимо тем детям, которые идут затем в ясли. Если малыш не подготовлен к совместной игре и рядом нет матери, то в яслях ему тяжело привыкнуть к обществу: ребенок плачет, не хочет и не может играть с другими детьми. Взрослые должны начать развивать элементарную самостоятельность ребенка, чтобы подготовить его к требованиям в яслях и активизировать его.

К концу первого года жизни можно начать формировать культурно-гигиенические навыки. Годовалый малыш должен уметь самостоятельно пить, удерживая чашку, пользоваться салфеткой. Надо упражнять его в желании и умении действовать по словесному указанию взрослого. Так, например, день начинается с утреннего туалета: «Будем умываться, Олечка откроет кран,- говорит мать и берет ручку ребенка в свою руку и открывает кран.- Вот и льется водичка, мы умеем сами мыться,- и подставляет ручки под струю, намыливает и продолжает подставлять ручки под струю.- А теперь вытрем ручки. Вот полотенце. Вот какие чистые ручки стали! Умница, Оленька!» Ребенок рад действовать активно и повторять эти действия по нескольку раз в день. Он запоминает их название.

Так же и при одевании. Мать предлагает ребенку: «Дай ножку - колготки наденем, дай другую». Слово сопровождает действие, и малыш активно познает окружающее, накапливает опыт. Активная деятельность доставляет ему радость так же, как ползание и ходьба. Расширяется его познание окружающего мира. Повышается интерес к окружающему, ко всему, что двигается, что ярко, что звучит.

Он останавливает свое внимание, начинает наблюдать более активно и длительно. Надо всячески поощрять это, так как наблюдательность - ценное качество ума. В это время уже надо давать поручения ребенку, но так, чтобы он понимал, что от него требуют, показать жестом, действием, объяснить словом: «Принеси туфли бабушке»,- и мать показывает на туфли, берет их ручками ребенка и говорит: «Неси, неси их бабушке. Умница, молодец»,- поощряет она.

За первый год жизни ребенок очень меняется внешне: вес утроился, окрепла костная система (не мог головку держать - начал ходить), удвоился вес головного мозга. Возрастает работоспособность центральной нервной системы, ребенок развивается психически: он научился воспринимать предметы и выполнять с ними более усложненные действия. Игры доставляют ему удовольствие и являются формой деятельности, в которой он развивается. К концу первого года ребенок научился различать цвета (красный, желтый, зеленый), общаться с близкими людьми. Возросло понимание речи, и в запасе уже несколько активных слов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.