Ножки лотосы. Традиции Древнего Китая. «Лотосовая ножка» (8 фото)

Этой китайской женщине сегодня 86 лет. Ее ноги искалечены заботливыми родителями, желающими своей дочери успешного замужества. Хотя китайские женщины не бинтуют ноги уже почти сто лет (бинтование было официально запрещено в 1912-м году), выяснилось, что традиции в Китае устойчивы, как нигде.

Сегодня настоящие "лотосовые туфельки" - уже не обувь, а ценный предмет коллекционирования. Известный на Тайване энтузиаст, врач Го Чжи-шэн, собрал за 35 лет больше 1200 пар туфелек и 3000 аксессуаров для ступней, голеней и прочих достойных украшения участков бинтованных женских ножек.
Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому средневековью, хотя точное время его зарождения неизвестно.
По преданию, одна придворная дама, по фамилии Ю, славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков. Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала, изгибаясь, как ива или молодой месяц. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции. Красавицы-китаянки стали подражать Ю и вскоре мода на маленькие ножки стала повсеместной.Хотя китайские женщины не бинтуют ноги уже почти сто лет (бинтование было официально запрещено в 1912-м году), связанные с этим обычаем вековые стереотипы оказались крайне живучи. Забавно видеть, как и сегодня молодые китаянки, решив слегка пококетничать на людях, начинают совершенно подсознательно имитировать семенящие шажки "лотосовых ножек".
Впрочем, современные китаянки не одиноки в своем подражании древнекитайской моде. Пару веков назад шагавшие впереди Европы всей парижанки уже усердно копировали "лотосовые туфельки", зорко приметив их рисунок на китайском фарфоре и прочих безделушках модного стиля "шинуазери" (китайщины).
Поразительно, но факт - парижские дизайнеры нового времени, придумавшие остроносую женскую обувь на высоких каблуках, именовали их не иначе как "китайские туфли".Обычай бинтования ног был привилегией женщин из высоких слоев китайского общества, не считая певичек-проституток. Миниатюрная ступня была важнейшим критерием элегантности, вкуса и сексуальности.
Как полагают знатоки, живучесть этого странного и специфичного обычая объясняется особой стабильностью китайской цивилизации, сохранявшей свои устои на протяжении последней тысячи лет.
Подсчитано, что за тысячелетие, минувшее с момента появления обычая, через "бинтование ног" прошло около миллиарда китайских женщин. В целом, этот жуткий процесс выглядел так. Ноги девочки бинтовали полосами ткани до тех пор, пока четыре маленьких пальца не прижимались вплотную к подошве стопы. Затем ноги обматывали полосами ткани горизонтально, чтобы выгнуть стопу как лук. Со временем стопа уже не росла в длину, но зато выпирала вверх и обретала вид треугольника. Она не давала прочной опоры и вынуждала женщин покачиваться, подобно лирично воспетой иве. Иной раз ходьба была настолько затруднена, что обладательницы миниатюрных ножек могли передвигаться лишь при помощи посторонних.
В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы). В результате этих мучений где-то к 10-ти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая "лотосовая ножка". После этого страдалицы начинали учиться правильной "взрослой" походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами "на выданье".
С тех пор, как бинтование ног возобладало в быту и эстетических взглядах китайцев, размеры "лотосовой ножки" стали важным критерием при заключении браков. Невесты, делавшие первый шаг из свадебного паланкина в доме супруга, удостаивались за маленькие ножки самых восторженных похвал. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.
Интересно, что в разных краях Поднебесной были модны разные формы "лотосовых ножек". В одних местах предпочитали более узкие ножки, а в других - более короткие и миниатюрные. Различными были форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили "лотосовых туфелек".
Как интимная, но выставляемая напоказ часть женского наряда, эти туфельки были подлинным мерилом статуса, достатка и личного вкуса их обладательниц.

В каждой стране движение за свободу и равноправие женщин имеет свои национальные особенности. В Китае в начале ХХ века развернулось движение против бинтования ног. Кстати сказать, правившие Китаем в 1644-1911 годах под именем династии Цин маньчжуры своих девочек не бинтовали, оставив этот удел китаянкам, так что их легко можно было отличить по ногам.
Но не только "золотыми лотосами" определялась женская красота. Создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, тонкими бровями и маленьким округлым ротиком - вот портрет классической китайской красавицы. Дамы из хороших семей сбривали часть волос на лбу, чтобы удлинить овал лица, и добивались идального очертания губ, накладывая помаду кружком. Не отсюда ли пошли так популярные в первой половине XX века "губки бантиком"?

Русский врач В. В. Корсаков вынес такое впечатление об этом обычае: «Идеал женщины-китаянки — это иметь такие маленькие ножки, чтобы не быть в состоянии твердо стоять на ногах и падать при дуновении ветерка. Неприятно и досадно видеть этих китаянок даже простых, которые с трудом переходят от дома к дому, широко расставляя ноги в сторону и балансируя руками. Башмачки па ногах всегда цветные и часто из красной материи. Ноги свои китаянки бинтуют всегда и надевают чулок на забинтованную ногу. По размеру своему ноги китаянок остаются как бы в возрасте девочки до 6—8 лет, причем один только большой палец является развитым; вся же плюсневая часть и стопа крайне сдавлены, и на стопе видны вдавленными, совершенно плоскими, как бы белыми пластинками, безжизненные очертания пальчиков».

Современники великого китайского революционера-демократа Сунь Ятсепа записали с его слов, как он в детские годы переживал страдания своей сестренки, которой бинтовали ноги. Девочка не могла уснуть ночами: она стонала, беспокойно ворочалась в постели, несвязно что-то шептала, с нетерпением дожидаясь рассвета, который должен был принести ей успокоение. Изнуренная ночными мучениями, к утру она впадала в забытье, и ей казалось, что наступило облегчение. Но, увы, рассвет не избавлял бедняжку от мук. Так продолжалось изо дня в день. Потрясенный виденным, Сунь Ятсен как-то сказал матери:
— Мама, ей слишком больно. Не надо бинтовать ноги моей сестренке!
И все же мать, добрая женщина, сама сильно переживавшая страдания дочери, не могла отступить от обычаев. Она ответила сыну:
— Как может твоя сестренка иметь ноги-лилии, не испытав боли? Если у нее не будет маленьких ножек, то, став девушкой, она осудит нас за нарушение обычаев.
Этот ответ не удовлетворил мальчика, он снова и снова пытался убедить мать в бессмысленности и жестокости этого обычая. Мать очень любила сына, но не могла изменить своих взглядов. В конце концов, чтобы не видеть страданий дочери, она поручила бинтование ее ножек женщине, которая имела большой опыт в этом деле. На все протесты против варварского обычая маленький Сунь получал стереотипный ответ: «Ничего не поделаешь, таков обычай, таков закон Сыпа неба».

Испытывая постоянные мучения, девочка, а затем и девушка вынуждена была исполнять всевозможную домашнюю работу — готовить пищу, вышивать, ткать и т. д. Иногда женам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно ходить. О таких женщинах и народе говорили: «Они подобны тростнику, который колышется от ветра». Женщин с такими ножками возили на тележках, носили в паланкипах, или сильные служанки переносили их на плечах, словно маленьких детей. Если же они пытались передвигаться сами, то их поддерживали с обеих сторон.
"В Панкине,— вспоминал Г. Гессе-Вартег,— я наблюдал однажды, как одна дама была вынута из паланкина и отнесена во внутренние покои служанкой таким же способом, каким носят своих детей феллашки, т. е. на спине. В Цзинцзяпе я также много раз видел, как служанки так же переносили своих разряженных хозяек через улицу, в гости к соседям. Дама обхватывала служанку за шею, а служанка подхватывала свою госпожу сзади под ляжки. "Золотые лилии" высовывались из-под платья и беспомощно болтались! по обе стороны спины служанки".
Откуда возник варварский обычай бинтования ног, определить с полной достоверностью затруднительно. По одной из версий, у императора династии Таи Ли Хоучжу была наложница по имени Яо Нян. Император повелел ювелирам сделать золотой лотос высотой в шесть футов. Внутри цветок был выложен нефритом и украшен драгоценными камнями. Яо Нян приказано было туго забинтовать свои ноги, придав им форму молодого месяца, и в таком виде танцевать внутри цветка. Говорили, что танцующая Яо Нян была столь необыкновенно легка и грациозна, что, казалось, скользила над верхушками золотых лилий. По преданию, с того дня и началось бинтование ног.
Обычай предписывал, чтобы женская фигура «блистала гармонией прямых линий», и для этого девочке уже в возрасте 10—14 лет грудь стягивали холщовым бинтом, специальным лифом или особым жилетом. Развитие грудных желез приостанавливалось, резко ограничивались подвижность грудной клетки и питание организма кислородом. Обычно это пагубно сказывалось на здоровье женщины, но зато она выглядела «изящной». Тонкая талия и маленькие ножки считались признаком изящества девушки. и это обеспечивало ей внимание женихов.

Совсем недавно, в 1934 г., пожилая китаянка вспоминала свои детские переживания:

«Я родилась в консервативной семье в Пинг Си, и мне при шлось столкнуться с болью при «бинтовании ног» в семилетнем возрасте. Я тогда была подвижным и жизнерадостным ребенком, любила прыгать, но после этого все улетучилось. Старшая сестра терпела весь этот процесс с 6 до 8 лет (это значит, потребовалось два года, чтобы размер се ступни стал меньше 8 см). Был первый лунный месяц моего седьмого года жизни, когда мне прокололи уши и вдели золотые сережки. Мне говорили, что девочке приходится страдать дважды: при прокалывании ушей и второй раз при «бинтовании ног». Последнее началось на второй лунный месяц; мать консультировалась по справочникам о наиболее подходящем дне. Я убежала и спряталась в доме у соседей, но мать нашла меня, выбранила и притащила домой. Она захлопнула за нами дверь спальни, вскипятила воду и достала из ящичка повязки, обувь, нож и нитку с иголкой. Я умоляла отложить это хотя бы на день, но мать сказала как отрезала: «Сегодня благоприятный день. Если бинтовать сегодня, то тебе не будет больно, а если завтра, то будет ужасно болеть». Она вымыла мне ноги и наложила квасцы, а затем обрезала ногти. Потом согнула пальцы и обвязала их материей трех метров в длину и пяти сантиметров в ширину — сначала правую ногу, затем левую. После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой.

В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить. В следующие дни я пыталась спрятаться, но меня снова заставляли ходить.
За сопротивление мать била меня по рукам и ногам. Избиения и ругательства следовали за тайным снятием повязок. Через три или четыре дня ноги омыли и добавили квасцы. Через несколько месяцев все мои пальцы, кроме большого, были подогнуты, и, когда я ела мясо или рыбу, ноги разбухали и гноились. Мать ругала меня за то, что я делала упор на пятку при ходьбе, утверждая, что моя нога никогда не приобретет прекрасные очертания. Она никогда не позволяла менять по вязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Если я по ошибке сдирала ранку, то кровь текла ручьем. Мои большие пальцы ног, когда-то сильные, гибкие и пухлые, теперь были оберну ты небольшими кусочками материи и вытянуты для придания им формы молодой луны.
Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3—4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий.
Когда мне хотелось спокойно посидеть у печки, мать заставляла меня ходить. После того как я сменила более 10 пар обуви, моя ступня уменьшилась до 10 см. Я уже месяц носила повязки, когда тот же обряд был совершен с моей младшей сестрой— когда никого не было рядом, мы могли вместе поплакать. Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. Чтобы достичь восьмисантиметрового раз мера ноги, мне потребовалось два года. Ногти на ногах вросли в кожу. Сильно согнутую подошву невозможно было почесать. Если же она болела, то было трудно дотянуться до нужного места хотя бы для того, чтобы просто его погладить. Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли — как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног»
«Забинтованные ноги» были искалечены и чрезвычайно болели. Женщине фактически приходилось ходить на внешней стороне подогнутых под ступню пальцев. Пятка и внутренний свод стопы напоминали подошву и пятку обуви с высоким каблуком. Образовывались окаменелые мозоли; ногти врастали в кожу; стопа кровоточила и истекала гноем; кровообращение практически останавливалось. Такая женщина хромала при ходьбе, опиралась на палку или передвигалась при помощи слуг. Чтобы не упасть, ей приходилось ходить маленькими шажками. Фактически каждый шаг был падением, от которого женщина удерживалась, только поспешно делая следующий шаг. Прогулка требовала громадного напряжения.
«Бинтование ног» нарушало также естественные очертания женского тела. Этот процесс вел к постоянной нагрузке на бедра и ягодицы — они отекали, становились пухлыми (и именовались мужчинами «сладострастные»).

«Мачеха или тетя при «бинтовании ног» проявляли куда большую жесткость, чем родн ая мать. Существует описание старика, которому доставляло удовольствие слышать плач своих дочерей при наложении повязок...В доме все должны были пройти этот обряд. Первая жена и наложницы имели право на послабления, и для них это было не таким уж страшным событием. Они накладывали повязку один раз утром, один раз вечером и еще раз перед сном. Муж и первая жена строго проверяли плотность повязки, и те, кто ослаблял ее, подвергались избиениям. Обувь для сна была настолько мала, что женщины просили хозяина дома потереть их стопы, чтобы это принесло хоть какое-то облегчение. Еще один богач «славился» тем, что сек своих наложниц по их крошечным ступням, пока не появлялась кровь»
«Бинтование ног» было своего рода знаком касты. Оно не подчеркивало различия между мужчиной и женщиной: оно их создавало, а затем увековечивало во имя морали. «Бинтование ног» функционировало в качестве Цербера целомудрия для женщин целой нации, которые в прямом смысле не могли «сбежать на сторону». Верность жен и законнорожденность детей были обеспечены.
Мышление женщин, прошедших обряд «бинтования ног», было таким же неразвитым, как и их ступни. Девочек учили готовить, смотреть за хозяйством и вышивать обувь для «Золо того Лотоса». Мужчины объясняли необходимость интеллектуального и физического ограничения женщин тем, что если их не ограничивать, то они становятся извращенными, похотливыми и развратными. Китайцы верили в то, что родившиеся женщиной расплачиваются за грехи, совершенные в прошлой жизни, и «бинтование ног» — спасение женщин от ужаса еще одной такой реинкарнации.
Брак и семья являются двумя столпами всех патриархальных культур. В Китае «забинтованные ноги» были столпами этих столпов. Здесь соединились воедино политика и мораль, чтобы произвести на свет их неизбежного отпрыска — угнетение женщин, основанное на тоталитарных стандартах красоты и необузданном фашизме в сфере секса. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице. Ступня считалась ее главным человеческим качеством. Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги. На праздниках, где обладательницы крошечных ножек демонстрировали свои достоинства, отбирались наложницы в гарем императора (что-то вроде нынешнего конкурса «Мисс Америка»). Женщины сидели рядами на скамьях, вытянув ноги, а судьи и зрители ходили вдоль проходов и комментировали размер, форму и убранство ног и обуви; никто, однако, не имел права дотронуться до «экспонатов». Женщины с нетерпением ждали этих праздников, так как в эти дни им разрешалось покидать дом.
Сексуальная эстетика (буквально «искусство любви») в Китае была чрезвычайно сложна и непосредственно связана с традицией «бинтования ног». Сексуальность «забинтованной ноги» основывалась на ее скрытости от глаз и на таинственности, окружающей ее развитие и уход за ней. Когда повязки снимались, ноги омывались в будуаре в строжайшей тайне. Частота омове ний колебалась от 1 в неделю до 1 в год. После этого использовались квасцы и парфюмерия с различными ароматами, обрабатывались мозоли и ногти. Процесс омовения способствовал восстановлению кровообращения. Образно говоря, мумию разворачивали, колдовали над ней и снова заворачивали, добавляя еще больше консервантов. Остальные части тела никогда не мыли одновременно со ступней из-за боязни превратиться в свинью в следующей жизни. Хорошо воспитанным женщинам полагалось " умереть со стыда, если процесс омовения ног видели мужчины. Это объяснимо: вонючая разлагающаяся плоть ступни стала бы неприятным открытием для неожиданно появившегося мужчины и оскорбила бы его эстетическое чувство.
Искусство ношения обуви было главным в сексуальной эстетике «перевязанной ноги». На ее изготовление уходили нескончаемые часы, дни, месяцы. Существовала обувь на все случаи всех цветов: для прогулок, для сна, для особых случаев вроде свадеб, дней рождения, похорон; существовала обувь, обозначавшая возраст владелицы. Красный цвет был цветом обуви для сна, поскольку он подчеркивал белизну кожи тела и бедер. Дочь на выданье делала 12 пар обуви в качестве приданого. Две специально изготовленные пары дарились свекру и свекрови. Когда невеста впервые входила в дом мужа, ее ноги незамедлительно изучались, при этом обозревавшие не сдерживали ни восхищения, ни сарказма.

Существовало также искусство походки, искусство сидения, стояния, лежания, искусство поправления юбки и вообще ис кусство любого движения ног. Красота зависела от формы ноги и от того, как она двигалась. Естественно, что одни ноги были красивее других. Размер ступни менее 3 дюймов и полная беспо лезность были отличительными чертами аристократической ноги. Эти каноны красоты и статуса отводили женщинам роль сексуальных ублажательниц (украшений), эротических безделушек. Идеалом этого даже в Китае была, естественно, проститутка.
Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», вызывали ужас и отвращение. Они предавались анафеме, их презирали и оскорбляли. Вот что говорили мужчины о «забинтованной» и обычной ногах:
Крошечная нога свидетельствует о добропорядочности женщины...
Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», выглядят как мужчины, поскольку крошечная нога и является знаком различия...
Крошечная ступня мягка, и прикосновение к ней чрезвычайно волнует...
Грациозная походка дает наблюдателю смешанное чувство со страдания и жалости...
Ложась спать, обладательницы естественных ног неловки и тяжеловесны, а крошечные ступни мягко проникают под покрывало...
Женщина с большими ногами не заботится об очаровании, а обладательницы крошечных ножек часто омывают их и используют благовония, чтобы очаровывать всех находящихся вблизи них...
При ходьбе нога естественной формы выглядит куда менее эстетично...
Все приветствуют крошечный размер ноги, ее считают драгоценной...
Мужчины так жаждали се, что обладательницам крошечных ног сопутствовал гармоничный брак...
Крошечные ножки дают возможность всецело ощутить разнообразие удовольствий и любовных ощущений...
Изящная, маленькая, изогнутая, мягкая, ароматная, слабая, легко возбудимая, пассивная до почти полной неподвижности — такой была женщина с «забинтованными ногами». Даже образы, отраженные в названиях различных форм стопы, предполагали, с одной стороны, женскую слабость (лотос, лилия, побег бамбука, китайский каштан), а с другой — мужскую независимость, силу и быстроту (ворон с огромными лапами, ступня обезьяны). Такие мужские черты были неприемлемы для женщин. Этот факт подтверждает сказанное выше: «бинтование ног» не закрепило существующие различия между мужчиной и женщиной, а создало их. Один пол стал мужским за счет того, что превратил другой пол во что-то абсолютно противоположное и называемое женским. В 1915 году один китаец написал сатирическое эссе в защиту обычая:
«бинтование ног» есть условие жизни, при котором мужчина обладает рядом достоинств, а женщина всем довольна. Поясню: я китаец, типичный представитель своего класса. Я слишком часто был погружен в классические тексты в юности, и мои глаза ослабели, грудная клетка стала плоской, а спина сгорбленной. Я не обладаю сильной памятью, а в истории прежних цивилизаций есть еще много такого, что надо запомнить перед тем, как познавать дальше. Среди ученых я невежда. Я робок, и голос мой дрожит в разговоре с другими мужчинами. Но по отношению к жене, прошедшей обряд «бинтования ног» и привязанной к дому (за исключением тех моментов, когда я беру ее на руки и несу в паланкин), я чувствую себя героем, мой голос подобен рыку льва, мой ум по добен уму мудреца. Для нес я целый мир, сама жизнь»

Предельно иронично и живописно страдания знатных красавиц обрисованы в китайском романе "Цветы в зеркале": мужчина-герой неожиданно попадает в женское царство и водворяется в мужской гарем, где ему начинают насильно бинтовать ноги и подвергать порке за попытки сорвать ненавистные бинты.
Литературная сатира отразила небезосновательный взгляд на бинтование ног как на одну из форм половой дискриминации и порождение сурового патриархального домостроя. Женщины с маленькими ножками оказывались пленницами внутренних покоев и не могли покидать дом без сопровождения. Не случайно этот обычай долгое время стыдливо замалчивали даже "просвещенные" китайцы. Впервые тема "лотосовых ножек" стала предметом общественных споров в начале 20-го века, с началом активного вторжения в Китай европейской культуры. Для европейцев "лотосовые ножки" служили позорным символом порабощения, уродства и бесчеловечности. Но вторившие им китайские ученые мужи, рискнувшие затронуть эту тему в своих творениях, поначалу подвергались нападкам цензуры и даже попадали в тюрьму за подрыв общественных нравов.
Знаменитый китайский писатель Лао Шэ изобразил в сатирической повести "Записки о Кошачьем городе" пародию на китайских женщин начала 20-го века, пытавшихся подражать западным дамам. Не подозревая о том, откуда пошла мода на высокие каблуки, они привязывали к пяткам случайно подвернувшиеся кирпичи и консервные банки.
В общем, если вы носите остроносые туфли или сапожки, прикрывая высокий каблук длинными джинсами, значит, вы - обладательница "лотосовых ножек". В таком случае, порадуйтесь, что ваши неудобства не идут ни в какое сравнение с муками хозяек настоящих "лотосовых ножек". Мужчины же пусть присмотрятся заново к ножкам прекрасных спутниц. А заодно пусть увидят и семенящую походку. Покачивающуюся как ива фигурку. Чарующий взгляд. Одним словом, идеальный образ древнекитайской красавицы.









"Когда житель Поднебесной империи берет в руки крошечную женскую ножку, он испытывает чувства, сходные с теми, которые у европейца вызывает упругая девичья грудь. Все китайцы, которых я опросил по этому поводу, отвечали чуть ли не слово в слово: "Ах, маленькие ножки! Вы не в состоянии понять, как это изысканно, как сладко, как увлекательно!" ~ Стерлинг Сигрейв, "Династия Сун".

История знает немало примеров, живописующих приношения на алтарь красоты - от хладнокровно накладываемых румян на основе мышьяка или свинца, до невообразимо садистского пирсинга и еще больших крайностей в сфере модификации тела. Один из самых диких - тысячелетний обычай ломать и перевязывать ноги китаянок, чтобы они вмещались в изящные туфельки в форме лилий или лотосов.

КУЛЬТУРНОЕ И СЕКСУАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Примерно тысячу лет в Китае изувеченные, зато миниатюрные стопы считались верхом эротичности, а "лотосовая походка" - девушки вынуждены были передвигаться мелкими "жеманными" шажками и все равно были весьма неустойчивы - не только возбуждала мужчин, но и делала сексуальную анатомию "более сладострастной и чувственной" в их представлении. Во времена династии Цин в ходу было "любовное руководство", подробно описывающее 48 различных способов ласкать лотосовые ножки.

Тем не менее, даже в постели, будучи в остальном совершенно обнаженными, женщины (так и хочется добавить - несчастные) не снимали полотняные бинты и носили специальные тапочки, скрывающие деформированные конечности. Привлекательность нивелировалась тем, что было скрыто от посторонних глаз. Известная цитата Фен Сюаня гласит: "Если вы снимете обувь и полотно, эстетика будет уничтожена навсегда".

Влияние перевязанных ног китаянок простиралось далеко за пределы спальни - хотя практика была, несомненно, орудием мужского доминирования, помогая обеспечить целомудрие жены. Дамы высших сословий, у которых, буквально, были связаны ноги, не могли свободно участвовать в жизни общества - пойти, к примеру, на обычную прогулку. Они постоянно нуждались в физической поддержке и не могли самостоятельно передвигаться на значительные расстояния, что держало их в зависимости от семьи, от воли окружающих людей.

Культура и традиции - основа китайского мировоззрения, поэтому женщины сами стремились к лотосовым ножкам, полагая, что это способствует здоровью и рождаемости, несмотря на сокрушительную и долговременную боль, которую приходилось ради этого переносить. В сущности, биологический недостаток превратился в социальное преимущество, повышая шансы выйти удачно замуж. Девушка, пусть и высшего сословия, при наличии ног нормального размера могла рассчитывать разве что на брак с представителем менее престижного класса, а дама более низкого социального статуса рисковала и вовсе быть проданной в услужение.

"Тысячи ведер слез ждут ту, кто увязывает ноги". ~ Старая поговорка

Девочкам от двух до пяти лет, которым "повезло", предстоял невероятно болезненный процесс достижения идеала "женщины золотого лотоса". Ноги будущих красавиц погружали в теплую смягчающую смесь отваров трав с кровью животных и некоторое время массировали. Далее пальцы с силой подворачивали и туго перебинтовывали стопу, заключая ее в хлопковый бандаж.

Изначально мучительная, процедура продолжалась еще ужаснее: кости, удерживающие свод стопы, ломали и продолжали сдавливать ноги бинтами, добиваясь того, чтобы пальцы плотно прилегали к подошве, а основание большого пальца касалось пятки. Концы повязок плотно сшивались.

Затем бедные маленькие ножки регулярно распеленывали, промывали и мяли, снова и снова раскалывая сросшиеся было кости, сжимая их все плотнее. После перевязки девочка должна была сразу же встать и ходить, чтобы деформация усугублялась. Анестезию при этом не применяли.

Проделывали все это профессиональные "связывальщицы", либо старшие члены семьи, матерям ответственное дело не доверяли - опасались, что жалость помешает им ломать пальцы дочери как следует. Чем строже, тем лучше для достижения цели: размер ноги примерно 7,5 см. Процедуры занимали около двух лет, но ноги оставались связанными на всю жизнь.

Часто случались осложнения - от отеков и заполненных гноем язв на ранней стадии, до паралича и серьезных инфекций, таких, как гангрена. Для профилактики и лечения страдалицы окунали култышки в различные жидкости, начиная от туалетной воды и заканчивая мочой. Возврат к нормальной жизни был невозможен - если ноги оставались незабинтованными в течение длительного времени, боль становилась столь же сильной, как и на начальном этапе.

Предвестником кошмарной на взгляд современного человека практики стала временная тугая бинтовка ног танцовщиц; сегодня для этого балерины надевают пуанты. Примерно в 970 году нашей эры супруга императора Ли Ю династии Тан исполнила танец на пьедестале «золотой лотос», изящно обернув стопы шелком. Правитель и придворные были настолько очарованы красотой перфоманса, что имитация дизайнерской находки стала хорошим тоном.

Отсюда мода распространилась среди высших классов и, в конце концов, достигла всех слоев общества. Во время правления династии Сун (960 - 1276), положение женщин понизилось - у них стало меньше прав в контексте брака и семьи. Им перестали, как раньше, давать образование, лишили прав собственности и стали рассматривать как говорящий предмет обстановки. Искалеченные ноги только упрочили свой статус метода управления и контроля.

Несмотря на повсеместное применение, никогда не было однозначного представления о том, как должна выглядеть лотосовая ножка. Например, крестьяне и другие низшие классы были склонны связывать ноги девочкам постарше и не так сильно - они не должны были утратить мобильность, ведь на полях полно работы. Для женщин высшего общества применялись более экстремальные методики. Таким образом, деформация стоп, неустойчивость, боль и страдания стали нормой жизни китайских женщин на целое тысячелетие.

В 1911 году китайское правительство, наконец, объявило лотосовые ноги вне закона. Давление шло не только со стороны феминисток, но и всех образованных людей, обеспокоенных тем, как внешний мир воспринимает Китай. Даже после этого людям просвещенным пришлось потрудиться, чтобы обесценить веками укоренявшееся мнение о лотосовой ножке, как о прекрасном символе возвышенной эротичности. Конечности продолжали уродовать тайно.

Непременно должна была иметь чарующий взгляд, семенящую походку, покачивающуюся, словно ива, фигурку и «лотосовую ножку». Конечно, получить такое «приданое» было непросто. Но современные красавицы вряд ли догадываются о том, что их стильные «лодочки» - всего лишь слабая и безобидная копия миниатюрных «лотосовых туфелек», которые на протяжении веков меняли ступни и судьбы девушек в Китае.

В стиле Ю

Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому Средневековью, хотя точное время его зарождения доподлинно неизвестно.

По преданию, одна придворная дама по фамилии Ю славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков. Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала, изгибаясь, подобно иве или молодому месяцу. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции. Красавицы китаянки принялись подражать Ю, и вскоре мода на маленькие ножки стала повсеместной.

Хотя китайские женщины не бинтуют ноги уже сто лет (бинтование официально запретили в 1912 году), связанные с этим обычаем вековые стереотипы оказались крайне живучими. Даже сейчас можно встретить молодых китаянок, которые, решив пококетничать на людях, начинают совершенно подсознательно имитировать семенящие шажки «лотосовых ножек».

И они не одиноки в своем подражании древнекитайской моде. Пару веков назад удерживающие титул королев моды парижанки тоже усердно копировали «лотосовые туфельки», зорко приметив их рисунок на китайском фарфоре. А французские дизайнеры Нового времени, придумавшие остроносую женскую обувь на высоких каблуках, именовали ее не иначе как «китайские туфли».

Обычай бинтования ног был привилегией женщин из высших слоев китайского общества, не считая певичек-проституток. Миниатюрная ступня считалась важнейшим критерием элегантности, вкуса и сексуальности. Естественно, живучесть этого странного специфического обычая объясняется особой стабильностью китайской цивилизации, сохранявшей свои устои на протяжении последней тысячи лет.

Добровольная экзекуция

Ученые подсчитали, что за время, прошедшее с момента появления обычая, через бинтование ног прошли около миллиарда китайских женщин. В целом, этот жуткий процесс выглядел так. Ноги девочки бинтовали полосами ткани, до тех пор пока четыре маленьких пальца не прижимались вплотную к подошве стопы. Затем ноги обматывали горизонтально, чтобы выгнуть стопу, как лук. Со временем, стопа уже не росла в длину, но зато выпирала вверх, обретая вид треугольника. Она не давала прочной опоры и вынуждала женщин покачиваться, подобно воспетой в поэзии иве. Иной раз ходьба была настолько затруднена, что обладательницы миниатюрных ножек могли передвигаться только при помощи посторонних.

Бинтование ног стало частью общей психологии и культуры. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем - о ее лице. Ступня считалась главным женским достоинством. Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.

В старину в Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы). В результате этих мучений где-то к десяти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка». После этого они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами «на выданье».

Размеры «лотосовой ножки» были важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как походили на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе такую роскошь, как бинтование ног.

В разных областях Китая были модными разные формы «лотосовых ножек»: в одних предпочитали более узкие ножки, в других - более короткие и миниатюрные. Различными были форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили «лотосовых туфелек». Неизменным на протяжении веков оставалось одно: диким и ужасным способом девушек обрекали стать калеками на всю жизнь, меняя им не только форму стопы, но и будущее.

Заложницы традиций

Это трудно представить, но «лотосовая ножка» была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и плотских вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид «лотосовой ножки» мог вызвать у китайцев сильнейший приступ сексуального возбуждения. Не говоря уже о ее «раздевании», которое было вершиной сексуальных фантазий сильной половины. Исходя из литературных канонов, идеальные «лотосовые ножки» для мужчин были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и... ароматными.

Правда, сами китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой. Хотя бинтование ног являлось опасным - неправильное наложение или изменение давления повязок имело массу неприятных последствий, все равно никто из девушек не мог пережить обвинения в «большеногом демоне» и стыда остаться незамужней, а потому они снова и снова проходили через эту процедуру, чтобы затем, заполучив-таки вожделенные идеальные ножки, всю жизнь быть обреченными на физические страдания и неудобства. Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья. Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до настоящего костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить, нормально стоять и нормально себя чувствовать.

Кроме того, женщины с маленькими ножками оказывались пленницами внутренних покоев и не могли покидать дом без сопровождения. Не случайно этот обычай долгое время стыдливо замалчивали даже «просвещенные» китайцы.

Впервые тема «лотосовых ножек» стала предметом общественных дискуссий в 1860-х, с началом активного вторжения в Китай европейской культуры. Для европейцев «лотосовые ножки» стали позорным символом порабощения, уродства и бесчеловечности. В 1875 году английский миссионер Джон Макгован, потративший 15 лет на борьбу с бинтованием ног, собрал китайских женщин-христианок в Сямыне и предложил им подписать обещание отказаться от этого обычая. Лишь 9 прихожанок последовали его увещеваниям, пообещав не бинтовать ноги своим дочерям. Вторившие европейцам китайские ученые мужи, рискнувшие затронуть эту тему в своих творениях, поначалу подвергались нападкам цензуры и даже попадали в тюрьму за подрыв общественных нравов.

Но в 1894 году, при поддержке знаменитого реформатора Кан Ювэя, было основано Общество отказа от бинтования ног, которое, в итоге, насчитывало более 10 000 членов. В 1898 году в докладе императору по поводу реформ 8 Китае Кан не преминул напомнить, что «ничто не унижает нас столь сильно, как бинтование ног».

Но окончательно отказаться от такого жестокого обычая в Китае смогли только в XX веке. Однако и сейчас среди китайцев, рожденных не позже 1970-х годов, можно встретить тех, кто помнит, что у их бабушек были такие маленькие ножки. А женщины, обладающие таким «сокровищем», и сейчас, в XXI веке, уверены, что «лотосовые ножки» - их самое главное достоинство.

Мужчины в Китае были уверены, что:

Крошечная нога свидетельствует о добропорядочности женщины...
. женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», выглядят как мужчины, поскольку крошечная нога и является знаком различия...
. ложась спать, обладательницы естественных ног неловки и тяжеловесны. а крошечные ступни мягко проникают под покрывало...
. при ходьбе нога естественной формы выглядит куда менее эстетично...
. только крошечные ножки дают возможность всецело ощутить разнообразие удовольствий и любовных ощущений..

Суббота, 21 Мая 2016 г. 15:10 + в цитатник

Обычай бинтовать ноги китайским девочкам, похожий на методы компрачикосов, представляется многим так: детскую ножку забинтовывают и она просто не вырастает, оставаясь такого же размера и такой же формы. Это не так — существовали особые методы и ступня деформировалась особыми специфическими способами.
Идеальная красавица в старом Китае должна была иметь ножки, как лотосы, семенящую походку и покачивающуюся, словно ива, фигурку.

В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы). В результате этих мучений где-то к 10-ти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка». После этого они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами «на выданье».
Размеры «лотосовой ножки» стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

В разных областях Китая были модны разные формы «лотосовых ножек». В одних местах предпочитали более узкие ножки, а в других — более короткие и миниатюрные. Различными были форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили «лотосовых туфелек».
Как интимная, но выставляемая напоказ часть женского наряда, эти туфельки были мерилом статуса, достатка и личного вкуса их обладательниц. Сегодня обычай бинтования ног кажется диким пережитком прошлого и способом дискриминации женщин. Но, на самом деле, большинство женщин в старом Китае гордились своими «лотосовыми ножками».

Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности, с X века.
Институт «бинтования ног» расценивался как необходимый и прекрасный и практиковался десять веков. Правда, редкие попытки «освобождения» ступни все же предпринимались, однако противившиеся обряду, были «белыми воронами». «Бинтование ног» стало частью общей психологии и массовой культуры.
При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице. Ступня считалась ее главным человеческим качеством. Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.

Позже один эссеист, по-видимому большой ценитель данного обычая, описал 58 разновидностей ног «женщины-лотоса», каждую оценив по 9-балльной шкале. К примеру:
Типы: лепесток лотоса, молодая луна, стройная дуга, бамбуко-вый побег, китайский каштан.
Особые характеристики: пухлость, мягкость, изящество.
Классификации:
Божественная (А-1): в высшей степени пухлая, мягкая и изящная.
Дивная (А-2): слабая и утонченная…
Неправильная: обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.
Хотя бинтование ног являлось опасным -неправильное наложение или изменение давления повязок имело массу неприятных последствий, все равно- никто из девушек не мог пережить обвинения в «большеногом демоне» и стыда остаться незамужней.

Даже обладательница «Золотого Лотоса» (А-1) не могла почивать на лаврах: ей приходилось постоянно и скрупулезно следовать этикету, налагавшему целый ряд табу и ограничений:
1) не ходить с поднятыми кончиками пальцев;
2) не ходить с хотя бы временно ослабленными пятками;
3) не шевелить юбкой при сидении;
4) не двигать ногами при отдыхе.

Этот же эссеист заключает свой трактат наиболее разумным (естественно, для мужчин) советом; «не снимайте повязки, чтобы взглянуть на обнаженные ноги женщины, удовлетворитесь внешним видом. Ваше эстетическое чувство будет оскорблено, если вы нарушите это правило»

Хоть это и трудно представить европейцам, «лотосовая ножка» была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид «лотосовой ножки» мог вызвать у китайских мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения.»Раздевание» такой ножки было верхом сексуальных фантазий древнекитайских мужчин. Судя по литературным канонам, идеальные «лотосовые ножки» были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и… ароматными.

Китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой. Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства. Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья. Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить, нормально стоять.

Этой китайской женщине сегодня 86 лет. Ее ноги искалечены заботливыми родителями, желающими своей дочери успешного замужества. Хотя китайские женщины не бинтуют ноги уже почти сто лет (бинтование было официально запрещено в 1912-м году), выяснилось, что традиции в Китае устойчивы, как нигде.

Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому средневековью, хотя точное время его зарождения неизвестно.
По преданию, одна придворная дама, по фамилии Ю, славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков. Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции.

Живучесть этого странного и специфичного обычая объясняется особой стабильностью китайской цивилизации, сохранявшей свои устои на протяжении последней тысячи лет.
Подсчитано, что за тысячелетие, минувшее с момента появления обычая, через «бинтование ног» прошло около миллиарда китайских женщин. В целом, этот жуткий процесс выглядел так. Ноги девочки бинтовали полосами ткани до тех пор, пока четыре маленьких пальца не прижимались вплотную к подошве стопы. Затем ноги обматывали полосами ткани горизонтально, чтобы выгнуть стопу как лук.

Со временем стопа уже не росла в длину, но зато выпирала вверх и обретала вид треугольника. Она не давала прочной опоры и вынуждала женщин покачиваться, подобно лирично воспетой иве. Иной раз ходьба была настолько затруднена, что обладательницы миниатюрных ножек могли передвигаться лишь при помощи посторонних.

Русский врач В. В. Корсаков вынес такое впечатление об этом обычае: «Идеал женщины-китаянки — это иметь такие маленькие ножки, чтобы не быть в состоянии твердо стоять на ногах и падать при дуновении ветерка. Неприятно и досадно видеть этих китаянок даже простых, которые с трудом переходят от дома к дому, широко расставляя ноги в сторону и балансируя руками. Башмачки па ногах всегда цветные и часто из красной материи. Ноги свои китаянки бинтуют всегда и надевают чулок на забинтованную ногу. По размеру своему ноги китаянок остаются как бы в возрасте девочки до 6—8 лет, причем один только большой палец является развитым; вся же плюсневая часть и стопа крайне сдавлены, и на стопе видны вдавленными, совершенно плоскими, как бы белыми пластинками, безжизненные очертания пальчиков».

Обычай предписывал, чтобы женская фигура «блистала гармонией прямых линий», и для этого девочке уже в возрасте 10—14 лет грудь стягивали холщовым бинтом, специальным лифом или особым жилетом. Развитие грудных желез приостанавливалось, резко ограничивались подвижность грудной клетки и питание организма кислородом. Обычно это пагубно сказывалось на здоровье женщины, но зато она выглядела «изящной». Тонкая талия и маленькие ножки считались признаком изящества девушки и это обеспечивало ей внимание женихов.

Женщине фактически приходилось ходить на внешней стороне подогнутых под ступню пальцев. Пятка и внутренний свод стопы напоминали подошву и пятку обуви с высоким каблуком.

Образовывались окаменелые мозоли; ногти врастали в кожу; стопа кровоточила и истекала гноем; кровообращение практически останавливалось. Такая женщина хромала при ходьбе, опиралась на палку или передвигалась при помощи слуг. Чтобы не упасть, ей приходилось ходить маленькими шажками. Фактически каждый шаг был падением, от которого женщина удерживалась, только поспешно делая следующий шаг. Прогулка требовала громадного напряжения.
Хотя китайские женщины не бинтуют ноги уже почти сто лет (бинтование было официально запрещено в 1912-м году), связанные с этим обычаем вековые стереотипы оказались крайне живучи.

Сегодня настоящие «лотосовые туфельки» — уже не обувь, а ценный предмет коллекционирования. Известный на Тайване энтузиаст, врач Го Чжи-шэн, собрал за 35 лет больше 1200 пар туфелек и 3000 аксессуаров для ступней, голеней и прочих достойных украшения участков бинтованных женских ножек.

Иногда женам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно ходить. О таких женщинах и народе говорили: «Они подобны тростнику, который колышется от ветра». Женщин с такими ножками возили на тележках, носили в паланкинах, или сильные служанки переносили их на плечах, словно маленьких детей. Если же они пытались передвигаться сами, то их поддерживали с обеих сторон.

В 1934 г., пожилая китаянка вспоминала свои детские переживания:

«Я родилась в консервативной семье в Пинг Си, и мне при шлось столкнуться с болью при «бинтовании ног» в семилетнем возрасте. Я тогда была подвижным и жизнерадостным ребенком, любила прыгать, но после этого все улетучилось. Старшая сестра терпела весь этот процесс с 6 до 8 лет (это значит, потребовалось два года, чтобы размер се ступни стал меньше 8 см). Был первый лунный месяц моего седьмого года жизни, когда мне прокололи уши и вдели золотые сережки.
Мне говорили, что девочке приходится страдать дважды: при прокалывании ушей и второй раз при «бинтовании ног». Последнее началось на второй лунный месяц; мать консультировалась по справочникам о наиболее подходящем дне. Я убежала и спряталась в доме у соседей, но мать нашла меня, выбранила и притащила домой. Она захлопнула за нами дверь спальни, вскипятила воду и достала из ящичка повязки, обувь, нож и нитку с иголкой. Я умоляла отложить это хотя бы на день, но мать сказала как отрезала: «Сегодня благоприятный день. Если бинтовать сегодня, то тебе не будет больно, а если завтра, то будет ужасно болеть». Она вымыла мне ноги и наложила квасцы, а затем обрезала ногти. Потом согнула пальцы и обвязала их материей трех метров в длину и пяти сантиметров в ширину — сначала правую ногу, затем левую. После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой.

В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить. В следующие дни я пыталась спрятаться, но меня снова заставляли ходить.
За сопротивление мать била меня по рукам и ногам. Избиения и ругательства следовали за тайным снятием повязок. Через три или четыре дня ноги омыли и добавили квасцы. Через несколько месяцев все мои пальцы, кроме большого, были подогнуты, и, когда я ела мясо или рыбу, ноги разбухали и гноились. Мать ругала меня за то, что я делала упор на пятку при ходьбе, утверждая, что моя нога никогда не приобретет прекрасные очертания. Она никогда не позволяла менять по-вязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Если я по ошибке сдирала ранку, то кровь текла ручьем. Мои большие пальцы ног, когда-то сильные, гибкие и пухлые, теперь были оберну-ты небольшими кусочками материи и вытянуты для придания им формы молодой луны.

Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3—4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий.

Когда мне хотелось спокойно посидеть у печки, мать заставляла меня ходить. После того как я сменила более 10 пар обуви, моя ступня уменьшилась до 10 см. Я уже месяц носила повязки, когда тот же обряд был совершен с моей младшей сестрой— когда никого не было рядом, мы могли вместе поплакать. Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. Чтобы достичь восьмисантиметрового раз-мера ноги, мне потребовалось два года. Ногти на ногах вросли в кожу. Сильно согнутую подошву невозможно было почесать. Если же она болела, то было трудно дотянуться до нужного места хотя бы для того, чтобы просто его погладить. Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли — как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног»

На праздниках, где обладательницы крошечных ножек демонстрировали свои достоинства, отбирались наложницы в гарем императора. Женщины сидели рядами на скамьях, вытянув ноги, а судьи и зрители ходили вдоль проходов и комментировали размер, форму и убранство ног и обуви; никто, однако, не имел права дотронуться до «экспонатов». Женщины с нетерпением ждали этих праздников, так как в эти дни им разрешалось покидать дом.
Сексуальная эстетика (буквально «искусство любви») в Китае была чрезвычайно сложна и непосредственно связана с традицией «бинтования ног».

Сексуальность «забинтованной ноги» основывалась на ее скрытости от глаз и на таинственности, окружающей ее развитие и уход за ней. Когда повязки снимались, ноги омывались в будуаре в строжайшей тайне. Частота омове-ний колебалась от 1 в неделю до 1 в год. После этого использовались квасцы и парфюмерия с различными ароматами, обрабатывались мозоли и ногти. Процесс омовения способствовал восстановлению кровообращения. Образно говоря, мумию разворачивали, колдовали над ней и снова заворачивали, добавляя еще больше консервантов. Остальные части тела никогда не мыли одновременно со ступней из-за боязни превратиться в свинью в следующей жизни. Хорошо воспитанным женщинам полагалось ‘ умереть со стыда, если процесс омовения ног видели мужчины. Это объяснимо: вонючая разлагающаяся плоть ступни стала бы неприятным открытием для неожиданно появившегося мужчины и оскорбила бы его эстетическое чувство.

Забинтованные ноги были важнее всего - личность или таланты не имели значения. Женщина с большими ногами оставалась без мужа, так что мы все прошли через эту пытку». Мать Чжао Цзиин умерла, когда та была маленькой девочкой, а потому она бинтовала свои ноги сама: «Это было ужасно, я могу три дня и три ночи рассказывать, как я страдала. Кости были сломаны, мякоть вокруг них гнила. Но даже тогда я клала сверху кирпич - для надёжности, что ступни будут маленькими. Год я не ходила…». У её дочери тоже забинтованные ноги.

Чтобы хотя бы приблизительно почувствовать, что это такое:
Инструкции:
1. Возьмите кусок материи примерно трех метров длиной и пяти сантиметров шириной.
2. Возьмите пару детских туфель.
3. Подогните пальцы ног, кроме большого, внутрь стопы. Оберните материей сначала пальцы, а затем пятку. Сведи-те пятку и пальцы как можно ближе друг к другу. Плотно оберните оставшуюся материю вокруг стопы.
4. Засуньте ногу в детские туфли,
5. Попробуйте прогуляться.
6. Представьте, что вам пять лет…
7. …И что вам придется ходить таким образом всю жизнь…

Скажите - для чего сегодня женщины уродуют себе ноги добровольно?!!

Еще в детстве, я слышала рассказы от родителей, что в Японии маленьким девочкам надевали на ноги деревянные колодки. Ступня не росла и ножка оставалась маленькой.

Я представляла себе, как девочки ходят в тесных колодках и они жмут им ножки и мне было жалко этих детей. Насколько этот способ варварский и жестокий, я узнала только став взрослым человеком.

Жестокий обычай деформировать стопы ног девочек, превращая их в кукольные лотосовые ножки, практиковался в аристократических семьях Китая и Японии с начала десятого века прошлого тысячелетия и являлся пропуском в счастливую жизнь.

Китайским девочкам с раннего возраста внушали, от чего зависит их безобидная жизнь и блестящий брак. Ведь от размера ступни девушки зависела ее красота и элегантность, (так считалось в обществе). Чем меньше ножка, тем престижнее невеста.

Изуродованные ступни ног меняли походку девушек, им сложно было держать равновесие на кукольных ножках, и они раскачивались при ходьбе, словно былинки на ветру, хотя и передвигались маленькими шажками. Поэтому высокопоставленные особы, прибегали к помощи и поддержке своих слуг, что впоследствии сложилось в убеждение, что дамам, принадлежащим к высокому обществу, не следует ходить самостоятельно, а только с поддержкой.

Здоровые ноги в то время означали принадлежность к низшим слоям населения и ассоциировались с крестьянским трудом. Варварские методы в Китае были отменены после Синьхайской революции в 1911 году и постепенно сошли на нет. Сейчас осталось лишь небольшое количество долгожительниц с лотосовыми ножками.

Как возник жестокий обычай, уродующий ноги девочек?

Существует несколько легенд, которые объясняют возникновение обычая бинтовать туго ноги, чтобы они не росли.

Одна из версий гласит , что наложница императора из династии Шан имела косолапость и всячески скрывала этот недостаток. Она попросила императора, чтобы он издал указ об обязательном бинтовании всем девушкам во дворце своих стоп. Таким образом, ее недостаток был спрятан под бинты и она красиво танцевала…

По другой легенде , любимая императором наложница имела красивые маленькие ступни ног. Она танцевала босиком перед императором на золотом помосте с изображениями цветов лотоса.

Император так восхищен был изяществом ног танцующей девушки, что воскликнул, что от прикосновения ее ножек цветы лотоса расцветают. Историки предполагает, что возможно, тогда возникло сравнение стопы ноги с лотосом. Но, опять же, здесь нет упоминания о бинтах.

В третей версии говорится о том, что император приказал своей наложнице забинтовать ноги полосками белого шелка так, чтобы ступни напоминали нераскрывшийся цветок лотоса. Девушка туго спеленала свои ступни и танцевала на носочках. А придворные женщины стали подражать ей и это превратилось в традицию.

Забинтованные ножки стали признаком особой красоты и своеобразным атрибутом для удачного замужества. Маленькая ножка давала возможность девушкам из бедных семей вступить в выгодный брак.

Поэтому в одной из провинций Китая, уже в 19 веке, в бедных семьях стало традицией бинтовать ноги старшим дочерям, чтобы выгодно отдать их замуж, младшим же дочерям был уготовлен удел выполнения домашней работы и брак с крестьянином.

Идеальная ступня ноги не должна была быть более 7 см в длину, такие ножки назывались «золотыми лотосами», «серебряные» — должны быть до 10 см в длину, а «железные»- стопы ног более 10 см.

Многие бедные семьи готовы были отдать в жертву дочь, чтобы избавить себя от голода и лишений.

По сведениям историков забинтованные ноги ограничивали женщин в движении, им трудно было передвигаться самостоятельно, без помощи слуг, что подчеркивает распространенную средневековую философию Конфуция, о том, что женщина должна быть слабой и пассивной, поскольку в ней заложено начало Инь, которое и несет эту пассивность.

Деформированная стопа подчеркивала эту слабость. Женщины должны быть в подчинении мужчин, они не могли участвовать в политической жизни страны, их удел был сидеть дома. Лотосовая ножка у китаянок стала символом женского целомудрия и мужской власти.

Женщина с лотосовыми ножками в семье показывала привилегированность положения ее супруга, это говорило о достатке в доме, коль супруг мог держать жену в праздности.

Процесс формирования бинтами лотосовых ножек у китаянок

Обычно, бинтование начинали с 4-5 лет, когда стопа ноги была полностью сформирована, чаще выбирали осень или зиму, в связи с тем, что холод несколько снимал боль, немного снижалась чувствительность, а самое важное — меньше была угроза инфицирования.

В богатых семьях за девочками с забинтованными ногами прикреплялась служанка, которая при сильных болях носила девочку на руках и помогала ей во всем. Процесс формирования лотосовых ножек был длительным, на это требовалось 2-3 года и проходил он в несколько этапов:

Начальный или «попытка бинтования»

Ножки девочки хорошо промывают, коротко подстригают ногти и обмазывают специальными квасцами (смесь лекарственных трав с кровью животных). Для бинтования использовали хлопковые бинты длиной 3 метра и шириной 5 см, которые обильно смачивались в квасцах.

Затем 4 пальчика с силой прижимались к подошве и вдавливались в нее. Иногда хрупкие косточки девочек не выдерживали и пальчики ломались. В таком состоянии их туго стягивали бинтами, после каждого оборота ткани вокруг стопы повязка туго натягивалась, иногда сшивалась, чтобы не ослабла. На забинтованные ножки надевали специальные носки и туфли с узкими носками, как у месяца или у бутона лотоса.


Девочек заставляли ходить, чтобы вес тела способствовал быстрейшему формированию ноги, кроме этого, ходить было просто необходимо, чтобы хоть как-то увеличить кровообращение в стопе, чтобы не наступил некроз тканей.

Ходить им полагалось по 5 километров в день. Со стопами, стянутыми в неестественной форме, иногда сломанными пальцами ходить было невозможно, девочки постоянно плакали от боли, тогда применяли взрослые наказания. Иногда их били прямо по больному месту — по ножкам.

Если у девочки была слишком маленькая ножка (в 5 см), она вообще не могла ходить, теряя равновесие. Таких девочек носили на руках. После замужества, их до конца жизни носили на руках слуги.

Второй этап бинтования или «затягивания»

Этап длился около 6 месяцев. В этот период бинты накладывались еще туже, чтобы ножка уменьшалась в размере. Поэтому повязку меняли каждый день, но только в богатых семьях, где уход за формированием лотосовых ножек был лучше. А в крестьянских семьях иногда наложенный бинт не снимался целый год (запах от ног стоял зловонный).

Ноги обмывали, снимали некротические ткани, обрезали вросшие ногти, иногда делали массаж, чтобы стопы были более податливыми при сгибании, если косточки «не подчинялись» и не складывались к стопе их подвергали ударам и снова ломали, смазывали квасцами и снова накладывали бинты.

Хоть была популярной пословица в те времена «Мать не может любить одновременно свою дочь и ее ноги», все же к бинтованию ног приглашали знакомых, поскольку у матери всегда появлялось чувство жалости к своему ребенку и она могла забинтовать ножки слабо.


Третий этап — «тугое бинтование»

Если на первом и втором этапе сворачивали ступню вдоль, подгибая 4 пальца к подошве и делали ее предельно узкой с острым носком, на этом этапе, носок ступни подтягивали к пятке. Если косточки не поддавались, их ломали снова.

Четвертый этап — «бинтование дуги»

На этом этапе процесс формирования дуги стопы усиливали, стягивая ногу бинтами. В идеале должен был сформироваться высокий подъем стопы, чтобы под его сводом могло поместиться куриное яйцо. Дугообразная стопа, похожая на натянутый лук, считалась красивой.

Пожилая китаянка в 1934 году, так рассказывала о варварском обычае:

» До 7 лет я была счастливым ребенком, любящим подвижные игры. В первый лунный месяц моего седьмого года мне прокололи уши и вдели золотые сережки. На второй лунный месяц, настал день бинтования ног. Мачеха вымыла мне ноги и смазала их квасцами, а затем согнула четыре пальца к подошве и туго забинтовала бинтом, сначала одну, а потом другую ногу.

После этого она надела на мои ноги специальные туфли и приказала мне пройтись. Я не смогла сделать и шага от нестерпимой боли. В эту ночь мне запретили снимать туфли, мои ноги горели от боли, я не могла спать и только плакала. Если я просила снять повязки, то меня били.

Ногти мои врастали в тело, гноились и дурно пахли, но мне не позволялось менять повязки и вытирать кровь и гной. Каждые две недели меняли мою обувь и выдавали на 3-4 мл меньше, чем я носила раньше. Ботинки с трудом налазили на ногу, а когда я хотела отдохнуть, мне не разрешали и заставляли ходить. Постепенно моя нога деформировалась и уменьшалась, а когда я сменила 10 пар обуви, мои ноги к этому времени стали на 10 см меньше.

Летом ноги ужасно пахли, а зимой постоянно мерзли из-за тугих бинтов, которые ограничивали кровообращение. Когда рядом не было взрослых мы плакали с младшей сестрой от боли, которой забинтовали ноги немного позже.

Чтобы мои ножки стали размером — 8 см, мне потребовалось на это почти 3 года мучений. Ногти вросли в тело, стопы невозможно было почесать, они стали уродливыми, скрюченными, со зловонным запахом. Как я завидовала девушкам, которые имели естественную стопу»

Только года через четыре, боль при бинтовании ноги становилась менее мучительной, но деформированные ноги болели у женщин всю жизнь. Так же, на протяжении всей своей жизни женщинам приходилось накладывать бинты самостоятельно. Для этого были созданы все условия: специальные стульчики для бинтования ног, с выдвижными ящичками, в которых были все необходимые принадлежности.


В семьях бедняков бинтование ног начиналось гораздо позже, ведь девочки работали на поле и повязки накладывались не такие тугие, поэтому, став взрослыми, женщины с перебинтованными ногами продолжали заниматься тяжелой работой.

Какие проблемы со здоровьем возникали у женщин с лотосовыми ножками?

Самой распространенной проблемой, которая сопровождала этот варварский обычай была инфекция. Ногти под тугими бинтами врастали в тело, вызывая воспаления и загноения. Чтобы избежать этого, варвары иногда вырывали ногти девочкам. Надо отметить, что ломание костей и вырывание ногтей детям делалось по живому телу.

Кровообращения под бинтами было очень слабым, и совсем отсутствовало в пальцах, поэтому пальцы все время гноились. Если инфекция переходила на кости и пальцы отпадали, то этому только радовались — ведь это помогало еще туже натянуть бинты.

Если у девочек были широкие стопы, то в них втыкали осколки стекла или черепицы, чтобы спровоцировать инфекцию, которая ведет к некрозу. А отмирание тканей делает стопу меньше. От попадания инфекции в кровь дети умирали, если выживали, то инфекционные заболевания ее сопровождали всю жизнь.

Процесс формированиия лотосовых ножек у китаянок, сопровождался сломанными косточками на протяжении нескольких лет, а когда позже кости срастались, то оставались до конца жизни хрупкими. Поэтому взрослые женщины страдали переломами ног и бедер, женщины с трудом держали равновесие на своих «копытцах», им трудно было подняться из положения сидя.

Ученые в 90-е годы провели исследования, сравнивая состояние здоровья между пожилыми женщинами с лотосовыми ножками и нормальными ногами и пришли к выводу, что после варварских методов формирования стопы у женщин с лотосовыми ножками изменялась масса костной ткани, что чаще приводило к возникновению остеопороза.

Специальная обувь для лотосовых ножек

Для девочек и женщин с забинтованными ногами шили специальную обувь «туфельки- лотосы», по своей форме напоминающие бутон нераскрывшегося лотоса. Туфельки были настолько малы, что умещались на ладони руки.

Шили туфельки из кожи, хлопка, шелка. Аристократки носили только шелковые туфельки, на которых вышивка была даже на подошве, что говорило о том, что туфельки не предназначались для ходьбы. Иногда им делали каблучок.

Вид красивой туфельки приводил мужчин к эротическому возбуждению, поэтому шитью «туфелек — лотосов» придавалось особое значение. Иногда женщины сами шили себе туфельки, у них были для этого все приспособления и их обучали данному мастерству с раннего детства.

Ночью лотосовые ножки спали тоже в туфлях, только специальных, которые отличались от дневных своими вышивками, это были изображения эротического содержания — «картинки весеннего дворца».

Как воспринимали этот обычай женщины?

Женщины воспринимали эту жестокость по отношению к ним, как необходимость, ведь к женщинам с нормальными ногами относились в то время с презрением, называя «босоногими».

При сватовстве, первым делом жених интересовался длиной стопы невесты, и если ее размер превышал 13 см, то девушку оскорбляли, срывали с нее юбку.

Если муж узнавал действительный размер уже после помолвки и он не соответствовал заявленному, он имел право расторгнуть ее.

Женщины с забинтованными ногами могли рассчитывать на удачный брак, они могли получить работу прислуги в богатом доме, с нормальными стопами в богатые дома женщины не допускались. Пропуском для получения легкой работы была маленькая ножка, с более длинной стопой, женщинам поручали самую грязную и тяжелую работу по дому.

Поэтому девочки были готовы терпеть любую боль, лишь бы иметь лотосовые ножки. А если случалось, что мать, жалея свою дочь накладывала слабые повязки на ноги и их длина в последствии не подходила под принятые стандарты, то дочь до конца жизни, корила за это свою мать.

Как воспринимали лотосовые ножки мужчины?

Деформированные стопы в китайской культуре считались эротичными. На самом деле, сексуальность лотосовых ножек у китаянок была надуманной, она основывалась лишь на том, что всегда была скрыта от глаз.

И в русской литературе упоминаются случаи, когда в старину женщины носили длинные платья, то мужчины умирали от восторга, увидев женскую лодыжку, от неосторожного или специального приподнимания краешка платья.


Чтобы не терять своего эстетического наслаждения, мужчины старались не смотреть на женские стопы без повязки. Действительно, какое уж там наслаждение может испытывать человек глядя на уродство стопы.

Поэтому женщины имели право на ночь ослабить бинты и надеть ночные, эротические туфельки, на которых были изображены обнаженные женщины, но в ночных туфельках.

Какие только «игры» не придумывали мужчины с лотосовыми ножками: в книгах тех времен их описано до 48, только способов эротического прикасания к ноге насчитывалось 11 вариантов.

Мужчины изощрялись в составлении классификации лотосовых ножек, в которую входило до 60 различных описаний, вот некоторые из них:

  • божественная - в высшей степени пухлая, мягкая и изящная;
  • дивная - слабая и утончённая;
  • бессмертная - прямая, самостоятельная;
  • драгоценная - слишком широкая, непропорциональная;
  • чистая - слишком длинная и тонкая;
  • соблазнительная - плоская, короткая, широкая, круглая (недостатком этой ноги было то, что её обладательница могла противостоять ветру);
  • чрезмерная - узкая, но недостаточно острая;
  • обычная - пухлая, распространённого типа;
  • неправильная - обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.

Бытовало мнение среди мужчин, что лотосовые ножки, активизируют здоровье женщины и женскую сексуальность, способствуют деторождению. На самом же деле, атрофические стопы давали большую нагрузку на бедра женщины, от чего они отекали.

А у мужчин возникали эротические фантазии, они воспринимали этот признак бедер болезненного состояния, как «пухлые и сладострастные». Считалось, что постоянные боли ступней и необычная походка лотосовых ножек, укрепляют внутренние мышцы половых органов, вызывая мышечные спазмы, а мужские прикосновения к деформированным стопам вызывают сексуальное возбуждение женщины.

Одним из эротических наслаждений мужчин, являлось созерцание следов на снегу от кукольных ножек женщин.

В начале статьи я упомянула, что варварские методы в Китае были отменены после Синьхайской революции в 1911 году и постепенно сошли на нет. На самом деле, бинтование продолжалось до 1949 года, пока на него не наложили полнейший запрет коммунисты, пришедшие к власти.

Этот запрет существует и по сей день, хотя обувь для женщин с забинтованными ногами, продолжали выпускать почти до 2000 года, ведь лотосовые ножки еще живы.

Долгожительниц с забинтованными ногами с каждым годом остается все меньше…

☀ ☀ ☀

В статьях блога используются картинки, из открытых источников Интернета. Если вы, вдруг, увидите свое авторское фото, сообщите об этом редактору блога через форму . Фотография будет удалена, либо будет поставлена ссылка на ваш ресурс. Спасибо за понимание!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.